Что где когда картина старый рыбак. Ад и рай художника чонтвари. «Тайная вечеря» Ван Гога

03.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Одной из главных научных сенсацией XVII века стала расшифровка Афанасием Кирхером египетских иероглифов. Его доводы были убедительны и воспринимались как бесспорные. Почти через два столетия выяснилось, что Кирхеру удалось правильно разгадать значение только одного знака. Если бы Кирхер дожил до этого времени, ему, конечно, пришлось бы признать свою ошибку, и, тем не менее, он вряд ли бы отказался от своих «египетских» исследований. Заложенный в них скрытый смысл не выявлен до конца и сегодня.
Когда Кирхер был еще маленьким ребенком, он купался около мельницы и попал под лопасти мельничного колеса. Шансов на спасение, практически, не было никаких. Жернова должны были неминуемо растереть его в порошок. Чудом он остался жив и отделался испугом. А через год во время конных скачек обезумевшая толпа вышвырнула его прямо под копыта мчавшихся лошадей. Они пронеслись над ним, не причинив никакого вреда. И впоследствии Кирхер часто оказывался рядом со смертью, но всякий раз в последний момент приходило спасение. Он поранил ноги, началось нагноение, которое не оставляло надежды на исцеление, ночью он помолился и проснулся совершенно здоровым. Под ним треснула льдина, когда он переправлялся через реку, и он провалился в воду, но выплыл невредимым. Солдаты-протестанты были готовы его повесить, но пощадили, пораженные его самообладанием.
Афанасий Кирхер родился в три часа утра 2 мая 1602 года в Гейзе в германском герцогстве Гессен-Дармштадт. Его отец доктор теологии Иоганнес Кирхер был человеком очень образованным, но бедным, так как потерял свое место вследствие политических волнений. Афанасий занимался в школе иезуитов (он мальчиком вступил в орден), и изучал еврейский язык под руководством раввина.
Его блестящие способности проявились рано. Архиепископ Майнца, до которого дошли слухи о необычных красочных фейерверках, устраивавшихся Кирхером, и об изобретенных им удивительных оптических приборах, пригласил его к себе на службу. Но Кирхер чувствовал, что ему, как и его отцу, не удастся наладить свою жизнь в Германии, которую раздирали распри между католиками и протестантами.
Однажды его разбудил странный шум. Он кинулся к окну и увидел во дворе марширующих солдат. Когда к окну подошел его сосед, солдаты исчезли. Кирхер нередко видел то, что оставалось невидимым для его окружения, и на этот раз он не сомневался, что имел дело с предзнаменованием. Он покинул Вюрцбург, где жил в то время, накануне внезапного вторжения в него армии шведского короля-протестанта Густава II Адольфа. Кирхер бежал во Францию в Авиньон, откуда он перебрался в Экс-ан-Прованс, и больше никогда не возвращался на свою родину.
Не случайно первой опубликованной работой Кирхера была диссертация о магнетизме. Магниты всегда привлекали внимание ученого. Кирхер верил, что все тайны природы можно объяснить, исходя из нескольких универсальных принципов. Столкновение шаров, полет стрелы, кипение воды, замерзание льда – мы наблюдаем множество различных физических и химических процессов, но в их основе только две силы: притяжение и отталкивание. Изучать эти силы проще всего там, где они проявляются наиболее наглядно, на магнитах. Надо еще учитывать, что во времена Кирхера магниты причислялись к драгоценным камням и применялись в некоторых магических обрядах.
Кирхер воспользовался учением о симпатии и антипатии, которое до него развивал знаменитый итальянский оккультист Джамбаттиста делла Порта (1535 – 1615). Мы привыкли к тому, что магниты потому и называются магнитами, что только они обладают магнетическими свойствами. Два куска дерева или два цветка вроде бы друг друга не притягивают и не отталкивают. Для делла Порты и Кирхера все было не так. По ним магнетическими свойствами обладают вода и камни, растения и живые существа, и между любыми вещами на земле (и не только вещами, но даже словами) могут возникнуть отношения симпатии и антипатии. Как всегда Кирхер не ограничивался изложением своих теорий, но приводил рисунки многих устройств, работающих на принципах притяжения и отталкивания. Хотя определенные утверждения Кирхера вызывали подозрения в занятиях запрещенными искусствами, для ученого его исследования ничего общего с магией не имели. Да, это был оккультизм, но никак не магия.
Есть основания полагать, что обширный труд Кирхера о магнетизме, в котором был и раздел, посвященный лечению с помощью магнитов, прочел в годы учения в высшей иезуитской школе в Диллингене Франц Антон Месмер (1734 – 1815) и именно эта книга подтолкнула его к занятиям животным магнетизмом. Кирхер был не только первым, кто серьезно заговорил об использовании магнитов в медицине, он писал об электричестве и экспериментах с ним и употреблял понятие «электромагнетизм».
Вряд ли в те времена был в Европе еще один человек, владевший столькими языками, сколько знал Кирхер. Сохранилось 2291 его письмо. Большая их часть написаны на латыни, но Кирхер писал также на итальянском, немецком, французском, испанском, арабском, китайском, голландском, армянском, персидском, коптском и других языках. Между прочим, Кирхер переписывался и с увлекавшейся алхимией шведской королевой Кристиной.
Как магниты подсказывали путь к изучению разнообразных физических процессов, так должен был существовать ключ, помогающий объяснить различия языков, возникшие после строительства Вавилонской башни. Когда Кирхер впервые увидел египетские иероглифы, его охватило непонятное волнение. Он почувствовал, что ему указан путь к разгадке великой тайны, и принялся за расшифровку. Дело продвигалось быстро.
В Экс-ан-Провансе Кирхер нашел богатого и влиятельного покровителя. Сенатор Никола де Переск был под большим впечатлением от работ Кирхера по магнетизму и расшифровке египетских иероглифов, но французский аристократ, кажется, оказал своему подопечному медвежью услугу. Кирхер как раз получил из Вены приглашение заменить умершего великого астронома и астролога Иоганна Кеплера и стать придворным математиком императора Священной Римской империи Фердинанда II. А де Переск боялся, что в Вене Кирхер погрузится в астрологию и алхимию или начнет решать какие-нибудь инженерные задачи и забросит египтологию и магниты. Он написал папе Урбану VIII о поразительных открытиях гениального ученого, которого надо непременно пригласить в Ватикан.
Между тем, Кирхер не мог просто так отвергнуть предложение, которое сулило ему богатую жизнь и возможность спокойно заниматься наукой. Ехать в Вену через Германию он не мог. Его путь лежал через католическую Италию. Но с Кирхером вечно происходили странные и непредсказуемые вещи. Корабль, на котором он плыл, попал в бурю и вынужден был остановиться около небольшого острова. Капитан высадил группу иезуитов на берег, чтобы они отдохнули и переждали непогоду. Но когда море успокоилось, корабля уже не было. Проходившее мимо острова рыболовецкое судно доставило отчаявшихся путешественников назад в Марсель.
Кирхер снова попытался добраться до Вены. Однако ему не суждено было увидеть этот город. На море снова разыгралась буря, которая заставила корабль изменить маршрут. Вместо Генуи Кирхер оказался в Риме. Здесь его ждало неожиданное известие. Папа не захотел отказаться от возможности иметь на своей службе ученого, о котором ему с таким восторгом писал де Переск, и назначил его профессором математики, физики и восточных языков в главное высшее учебное заведение иезуитов Колледжо Романо.
Делать было нечего. Кирхеру пришлось остаться в Риме. Но императоры Священной Римской империи поддерживали Кирхера до последних дней его жизни. Он получал деньги и от римских пап. Каждую свою книгу и даже отдельные их главы он посвящал кому-нибудь из сильных мира сего. И те принимали посвящение с благодарностью. Потому что после появления в 1652 году исследования о египетских иероглифах не было в Европе ученого авторитетнее Кирхера. Даже люди далекие от науки слышали о мудреце, постигшим хранившиеся веками неразгаданными тайны знаков, на которых написаны магические тексты. Издатели платили ему огромные суммы. Он был, вероятно, первым ученым, который мог безбедно жить на свои гонорары. Кирхер оставил преподавание и сосредоточился на научной деятельности.
Неугомонный он продолжал доискиваться до первопричин явлений. В то время, когда можно было ожидать извержения, Кирхер не побоялся забраться в жерло вулкана Везувия, чтобы разобраться в механизме выброса огненной лавы. Кажется, ничто не могло его испугать. В 1656 году в Риме свирепствовала чума. Кирхер проводил все дни в уходе за больными и поисках лекарства от смертельной болезни. С помощью своего микроскопа он наблюдал микроорганизмы и высказал предположение, что именно они становятся переносчиками инфекции.
Круг интересов Кирхера был невероятно широк. Он составил обстоятельнейшую музыкальную энциклопедию, в которой было, кажется, все, касающееся музыки: история и мифы, теория с применением математических методов, принципы создания музыкальных инструментов, учение об акустике, исследование пения птиц и способы использования музыки в медицине. В музыке он видел универсальный язык и старался уловить его принципы. Он сам был композитором и разработал и описал автоматический орган и устройство, сочинявшее музыку для органа – своеобразный музыкальный компьютер XVII века.
Но чем бы ни увлекался Кирхер, он регулярно оставлял все свои занятия и возвращался к исследованиям египетских иероглифов. Он знал, что они подсказывают путь к корням не только языков, но и религий. Возникал вопрос, какое отношение египетские иероглифы имеют к религиозным основам? Кирхер хотел восстановить древнюю историю человечества. Ной, как и Адам, был не только носителем духовной мудрости, но знал также науки и искусства. Он учил им своих сыновей в течение 350 лет после потопа. Все беды людям принесли мятежный сын Ноя Хам и его потомство, которое поселилось в Египте. Потомки Хама отказались от истинной веры и, чтобы отдалить от нее человечество, придумали мифы о множественности миров, господстве звезд над человеком и переселении душ. Сначала люди начали поклоняться звездам, затем идолам. Наконец, они начали общаться с демонами.
В “Великом зерцале” – чрезвычайно популярной всеобъемлющей средневековой энциклопедии, написанной библиотекарем и воспитателем детей французского короля Людовика Святого Винсентом из Бове (ок. 1190 – 1264), утверждалось, что сыном Хама был персидский маг Зороастр, который и обучил греков астрологии. В родственных связях между Хамом и Зороастром не сомневались и другие видные авторы христианской церкви.
Они верили и в то, что египетские учения стали источниками язычества древних греков и римлян. Кирхер же пошел дальше. Не только в верованиях греков и римлян, но и в религиях народов Индии, Китая, Японии, в культах американских индейцев Кирхер находил общие черты.
В то время миссионеры-иезуиты отправлялись во все концы света. Они были хорошо подготовлены. Знали языки и присылали подробные отчеты о государственном устройстве, флоре и фауне, климате, питании, одежде, занятиях и обычаях местного населения. Сам Кирхер готовился стать миссионером в Китае, но по каким-то причинам его поездка сорвалась. Однако он регулярно читал сообщения своих коллег. И откуда бы они ни приходили, всюду он находил одни и те же языческие и магические принципы.
Кирхер подробно разбирал индуизм, буддизм, конфуцианство, астрологические знаки планет, их магические квадраты и свойства связанных с ними талисманов. По его словам, тот, кто знает великую цепь, соединяющую высший мир с низшим, знает все тайны природы и может творить чудеса. Найти связь между высшим и низшими мирами помогают египетские иероглифы, в которых сохранились следы древних мистерий, египетской мудрости, финикийской теологии, халдейской астрологии, пифагорейской математики, персидской магии. Кирхер не отрицал магию и ее возможностей. Он ее изучал со стороны, избегая всякого использования. Он говорил, что Зороастр и Гермес Трисмегист получили свои знания от дьявола. Поэтому запрет магии был для Кирхера вполне естественной вещью. Однако он жил во времена, когда за магические опыты и учение инквизиция казнила Джордано Бруно, мучила в тюрьме Томмазо Кампанеллу и преследовала многих других ученых. Неудивительно, что для таких ученых как Декарт Кирхер был, прежде всего, иезуитом, членом ордена гонителей науки и просвещения. К его работам подходили предвзято и не замечали содержавшихся в них гениальных мыслей.
Кирхер ошибся в расшифровке конкретных знаков, но основное его предположение о том, что коптский язык произошел от египетского, оказалось верным. Методы, которые он разработал специально для выявления смысла иероглифов, предвосхищали идеи математической логики.
Кирхер умер 27 ноября 1680 года, оставив около 40 обширных печатных работ и огромное множество рукописей, записных книжек, набросков. Он сделал множество изобретений и открытий, но главными для него всегда оставались «египетские» исследования.

(1680-11-27 ) (78 лет)

Биография

Преподавал философию и восточные языки в Вюрцбурге ; перешёл во время тридцатилетней войны в Авиньон к иезуитам, потом в Рим , где преподавал математику. Один из учёнейших людей своего времени, он написал много трактатов по самым разнообразным предметам, где рядом с точными сведениями сообщаются басни без малейшего критического к ним отношения.

Из его сочинений по физике и математике известны

  • «Ars magna lucis et umbrae» (),
  • «Musurgia universalis» (о звуке и музыке, в том числе содержит теорию аффектов ),
  • «Organum mathematicum».

Представления о строении Земли изложены в его работе «Mundus subterraneus» («Подземный мир», 1664), зоологические знания того времени были суммированы Кирхером в книге «Arca Noae» («Ноев ковчег», 1675).

Из филологических и антикварских его печатных работ известны:

  • «Prodromus copticus» ()
  • «Oedipus Aegyptiacus» (),
  • «China monumentis … illustrata» () и др.

Известен своими трудами по египтологии с попыткой дешифровки египетских иероглифов. Он составил грамматику коптского языка , и его описаниями позднее активно пользовался Шампольон , достигший первых реальных успехов.

Особую известность получила составленная Кирхером Иллюстрированная Энциклопедия Китайской Империи ( , ), в которой собрал сведения и карты о Китае, поступившие от посещавших Рим иезуитов из Китая, включая Михала Бойма , Альваро Семедо , Мартино Мартини и Йоханна Грюбера . При этом в энциклопедии были перемешаны научные сведения с фантастическими псевдоисторическими интерпретациями.

Многими исследователями считается изобретателем устройства для статической проекции - волшебного фонаря .

Эта и другие книги Кирхера были в библиотеке сэра Томаса Брауна , как и в библиотеках многих других просвещённых европейцев XVII в.

Память

Напишите отзыв о статье "Кирхер, Афанасий"

Литература

  • Насонов Р. А. Афанасий Кирхер // Большая российская энциклопедия . Т. 14. М., 2009, С. 50.
  • Йейтс Ф . Джордано Бруно и герметическая традиция. М.: НЛО, 2000, С. 367-372 (а также по указателю)
  • Томсинов В. А. «Краткая история египтологии» (Кирхеру посвящена отдельная глава)

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • (рус.) из «Oedipus Aegyptiacus» Афанасия Кирхера
  • (рус.) из «Oedipus Aegyptiacus» Афанасия Кирхера

Отрывок, характеризующий Кирхер, Афанасий

«У них всё то же» – подумал Николай, заглядывая в гостиную, где он увидал Веру и мать с старушкой.
– А! вот и Николенька! – Наташа подбежала к нему.
– Папенька дома? – спросил он.
– Как я рада, что ты приехал! – не отвечая, сказала Наташа, – нам так весело. Василий Дмитрич остался для меня еще день, ты знаешь?
– Нет, еще не приезжал папа, – сказала Соня.
– Коко, ты приехал, поди ко мне, дружок! – сказал голос графини из гостиной. Николай подошел к матери, поцеловал ее руку и, молча подсев к ее столу, стал смотреть на ее руки, раскладывавшие карты. Из залы всё слышались смех и веселые голоса, уговаривавшие Наташу.
– Ну, хорошо, хорошо, – закричал Денисов, – теперь нечего отговариваться, за вами barcarolla, умоляю вас.
Графиня оглянулась на молчаливого сына.
– Что с тобой? – спросила мать у Николая.
– Ах, ничего, – сказал он, как будто ему уже надоел этот всё один и тот же вопрос.
– Папенька скоро приедет?
– Я думаю.
«У них всё то же. Они ничего не знают! Куда мне деваться?», подумал Николай и пошел опять в залу, где стояли клавикорды.
Соня сидела за клавикордами и играла прелюдию той баркароллы, которую особенно любил Денисов. Наташа собиралась петь. Денисов восторженными глазами смотрел на нее.
Николай стал ходить взад и вперед по комнате.
«И вот охота заставлять ее петь? – что она может петь? И ничего тут нет веселого», думал Николай.
Соня взяла первый аккорд прелюдии.
«Боже мой, я погибший, я бесчестный человек. Пулю в лоб, одно, что остается, а не петь, подумал он. Уйти? но куда же? всё равно, пускай поют!»
Николай мрачно, продолжая ходить по комнате, взглядывал на Денисова и девочек, избегая их взглядов.
«Николенька, что с вами?» – спросил взгляд Сони, устремленный на него. Она тотчас увидала, что что нибудь случилось с ним.
Николай отвернулся от нее. Наташа с своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата. Она заметила его, но ей самой так было весело в ту минуту, так далека она была от горя, грусти, упреков, что она (как это часто бывает с молодыми людьми) нарочно обманула себя. Нет, мне слишком весело теперь, чтобы портить свое веселье сочувствием чужому горю, почувствовала она, и сказала себе:
«Нет, я верно ошибаюсь, он должен быть весел так же, как и я». Ну, Соня, – сказала она и вышла на самую середину залы, где по ее мнению лучше всего был резонанс. Приподняв голову, опустив безжизненно повисшие руки, как это делают танцовщицы, Наташа, энергическим движением переступая с каблучка на цыпочку, прошлась по середине комнаты и остановилась.
«Вот она я!» как будто говорила она, отвечая на восторженный взгляд Денисова, следившего за ней.
«И чему она радуется! – подумал Николай, глядя на сестру. И как ей не скучно и не совестно!» Наташа взяла первую ноту, горло ее расширилось, грудь выпрямилась, глаза приняли серьезное выражение. Она не думала ни о ком, ни о чем в эту минуту, и из в улыбку сложенного рта полились звуки, те звуки, которые может производить в те же промежутки времени и в те же интервалы всякий, но которые тысячу раз оставляют вас холодным, в тысячу первый раз заставляют вас содрогаться и плакать.
Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался ее пением. Она пела теперь не по детски, уж не было в ее пеньи этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде; но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки судьи, которые ее слушали. «Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать», говорили все. Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос. В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки судьи ничего не говорили, и только наслаждались этим необработанным голосом и только желали еще раз услыхать его. В голосе ее была та девственная нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пенья, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его. Примечание переводчика

Афанасий Кирхер (1602 - 1680), «ученый иезуит», «последний человек, который знал все», «Хорхе Луис Борхес 17 века», «ученый шарлатан» и «ученый невежда» был одним из известнейших интеллектуалов своего времени; его прекрасно иллюстрированные книги читала вся Европа (не исключая и допетровской России), его эрудиции дивились единоверцы-католики, противники-протестанты, последователи и критики. В область интересов Кирхера входили темы, которые ныне принадлежат таким разнообразным дисциплинам как богословие, древняя история, археология, религиоведение, египтология, синология, геология, гидравлика, оптика, химия, физика, сейсмология, астрология, математика, гебраистика, арабистика, история искусства и архитектуры. Главной миссией всей жизни иезуита-энциклопедиста было составление огромного компендиума знаний, древних и современных, которые бы исчерпывающе описали мир и Бога, подчинив это описание ортодоксальной католической догматике, как она сложилась к его, Кирхера, времени. Исток человеческого знания Кирхер видел в древнем Египте, который был страстью всей его жизни: наиболее известным сочинением Кирхера по сей день является огромный свод «Эдип Египетский» (1652-1654), истолкование «философии египтян» на основе авторского прочтения иероглифов (не имеющего ничего общего с их подлинным значением). В эпоху Просвещения Кирхер был вдоволь осмеян новоевропейскими учеными: практически ни один из его значимых научных выводов не был признан верным последующими поколениями. Вместе с тем Кирхер оказал огромное влияние на культуру, оказавшись первым профессиональным исследователем-писателем (он в значительной степени снабжал себя за счет продажи своих сочинений и их регулярных переизданий) и в известной степени воплотивши идеал барочной мультимедийной «энциклопедии всего», в которой изображение играло ничуть не меньшую роль, чем текст.
В истории западного эзотеризма Кирхер остался как автор «суммы» магии, каббалы, астрологии и герметизма Эпохи Возрождения. С его страниц не сходят имена Марсилио Фичино, Пико делла Мирандолы, Джамбатиста Порта, а также отсылки к герметическому корпусу, Халдейским оракулам, орфическим гимнам, Зохару и Сефер Йетцира. Поскольку значительная часть наследия Кирхера посвящена изучению языческой древности и объяснению древних религий, он имеет значение также для (пред)истории современного язычества. Переведенная глава представляет собой изложение кирхеровой теории языческого богословия - которое повлияло на таких значимых исследователей религии как Джейкоб Брайант (1715 - 1804) и Шарль-Франсуа Дюпюи (1742 - 1809). Хотя нельзя сказать, чтобы Кирхер в своей теории был оригинален (он сам постоянно ссылается на авторитет Макробия и Порфирия с их «монистическим» истолкованием языческих пантеонов), его системный подход к разрозненным (а зачастую - неполным и неверным) данным о древних культах в значительной степени напоминает классификации нового язычества - от Георгия Гемиста Плифона до наших дней. С викканской точки зрения, более чем примечательна попытка свести весь пантеон к "развертыванию" первичной божественной пары - Солнца и Луны. Все это, несмотря на полную несостоятельность собственно исторических данных Кирхера и его католически-тенденциозного объяснения древних религий, делает его текст весьма интересным.

Литература: Athanasius Kircher: The Last Man Who Knew Everything / ed. P. Findlen. N.Y., L.: Routeledge, 2004.

АФАНАСИЙ КИРХЕР

Obeliscus Pamphilius, то есть, Изъяснение новое, и прежде не предпринимавшееся, Иероглифического обелиска, который недавно со старого ипподрома цезаря Антонина Каракаллы, переместил на Forum Agonale, восстановив его в целостности и украсив им Вечный Город, ИННОКЕНТИЙ ДЕСЯТЫЙ, Великий Понтифик. На каковом обелиске запечатленная в иероглифических символах теология древних, согласно различным свидетельствам египетской, халдейской, еврейской, греческой древности и учености, священной и мирской, здесь выносится на свет.
(Kircher A. Obeliscus Pamphilius… Romae: Typis Ludovici Grignani, 1650).

Книга III. Mystagogia Aegyptiaca.

/246/
Глава ΧΙΙΙ.

Все боги сводятся к Солнцу, а все богини - к Луне

Так устроена человеческая природа, что, отвергая все то, что ненавистно чувствам, она всеми силами стремится к тем предметам, которые суть желанны, полезны и благоприятны. Очень многим казалось чрезвычайно тягостным познавать Бога лишь интеллектом, не прибегая к помощи зрения. Поэтому, коль скоро они не видели ничего прекраснее и полезнее Солнца, они и посчитали его Богом. Тем более, что Солнце, хотя и не занимает все пространство своим огромным телом, приносит земле и растениям жизнь и здоровье, а другим звездам сообщает свет, и самый небесный свод делает видимым. Об этом изящно говорит Минуций Феликс в «Октавии»: «Обрати внимание опять на солнце, утвержденное на небе: оно разливает свои лучи по всем странам: всюду оно присутствует, всему дает себя чувствовать и никогда не изменяется его светлость». И даже сам Плиний, который
/247/
насмехался над баснословием о богах, говорил: «Скажет ли кто-то, что нам надо искать другого Бога, помимо Солнца?». Есть и такие, кто говорит, будто [греческое слово] ἥλιος (Солнце) произошло от еврейского אל , которое значит «Бог». В первую же очередь Макробий многочисленными аргументами стремится убедить нас в том, что все боги сводятся к Солнцу, и оно одно есть Божество, которое почитают, под многочисленными именами, все народы. Однако, чтобы в этом разобраться, необходимо глубже рассмотреть наш вопрос. В первые века после Потопа, когда люди с трудом стремились постичь высочайшего Господа всей вселенной, φῶς ὀικοῦιτα ἀπρόσιτον [обитающего в неприступном свете], они подметили влияние небесных тел на все те вещи, которые необходимы для жизни, о чем шла речь выше. Не различая того, что чисто по природе и свойственно высочайшему, эти нечестивцы, рисуя Божество таким, каким его видело их потрясенное чувство, не признавали другого Бога, кроме того, который определяет чередование света и тьмы, движения и покоя, ночей, дней и лет, погоды и непогоды, движимые естественным разумом, и совращенные с пути, как мы читаем в Писаниях, которые полагаем святыми. По этой причине халдеи, уже в первые времена после Потопа, когда был оставлен культ истинного Бога, приняли такую философию, как повествуется в книгах 1 и 2. Вышеприведенные цитаты Рамбама говорят об этом подробно. Халдеи считали величайшим из богов Солнце (которое финикийские теологи называют также μόνον ὀυρανοῦ Θεὸν, [единственным Богом неба]). Планеты же и прочие небесные тела, которые словно слушаются повелений Солнца, первые [мудрецы] египтян называли δωδεκαμόρια, знаменосцами и Θεοὶ βουλαῖοι, богами-советниками, планеты же ῥαβδοφόροι, то есть ликторами, стражами, всегда пребывающими в консистории пылающего Солнца. Я полагаю, что это нечестивое заблуждение овладело людьми не сразу после потопа, но первоначальные поколения впитали его не так много веков спустя: так я понимаю слова Моисея в 4 главе Книги Бытия: «тогда начали אז הוחל לקרא בשׁם יהוה профанировать имя Иеговы, призывая его». Ведь глагол חלל означает как «начинать», так и «профанировать», «осквернять» - в последнем смысле он применяется в Книге Левит, гл. 19: לא חללת שם אלהיך . «Не произноси имени Господа Бога твоего всуе». В еврейском этим слова имеют одинаковое звучание. «Тогда осквернено было призыванием имя Иеговы», как разъясняет это Онкелос, и другой халдейский толкователь, сын Узиэля, скрывавшийся под именем Ионафана, Раши, Радак и другие, которые понимали это место Моисея так, что здесь говорится о введении новых божеств. Осквернить же призыванием имя Иеговы - значит, другими словами, святейшее это имя, которое обозначает творца и Господа всей вселенной, применять нечестиво к сотворенным вещам. Замечательно об этом говорит Иосиф Флавий, когда пишет, что первые 7 поколений после потопа Единого Бога Наилучшего и Величайшего считали δεσπότην εἰναι τῶν ὅλων [владыкой Всего], а после отступились ἐκ τῶν πατρίων ἐθισμῶν [от отцовских обычаев], т.е. стали поклоняться вещам сотворенным, или небесным телам.
Отсюда происходит первый принцип, применимый к вымышленным богам египтян: все они сводятся к фигурам Осириса и Исиды, то есть Солнцу и Луне. Это их качества мистически символизируют различные виды священных животных, как коршун - огненную силу Солнца или Луны, козел - плодородие,
/248/
влажность - крокодил, ибис - силу поглощать все вредное, быки - силу зреющих плодов, и так далее, как об этом подробнее говорится в различных частях этого сочинения. По той же причине главным символом халдеев был огонь, у персов - Митра, у вавилонян - Бел, у евреев - Таммуз, у финикийцев - Адонис, и т.д. Последнего, финикийцы, восприявшие тот первый род теологии, о котором у нас идет речь, считали ἀποῤῥὼξ, наместником или даже «знаменем» Солнца, царя небес. Поскольку, по причине удаленности от земли небесных тел, им трудно было приносить жертвы непосредственно, люди рассудили, что им разумно посвящать символы, которые бы соответствовали природе каждого из них. Дракона филистимлян, чья фигура составлена из частей человека и морских животных, неверно рассматривать как кого-то иного, чем Нептун, Амфитрита, Салакия, Океан или Фетида, или все они вместе, то есть, самое море (каждому из богов мог быть свойственен как тот, так и другой пол, как мы покажем во многих других местах), как свойственный раннему грубому веку символ великого божества в священном собрании предводителей природы. Ведь, таинственность фигуры Дагона не позволяет предположить, что это лишь памятник умершему; то же касается рыб, которые, как говорили, были посвящены Дагону; им поклонялись как если бы они были символами моря, таким же образом, как телицы у египтян, по причине молока, которое они давали, сперва почитались как символы Земли, кормящей матери, потом также Исиды или Луны (ибо они признавали, что все пропитание происходит от благодетельных сил Земли и Луны), а также символы Солнца, означенного через небесный знак Тельца. Все это чествовалось высшими почестями, которые пристали чему-то божественному. В первые века таким образом почитали только благодетельные силы природы, потом же, когда появился культ демонов, почитание распространилось на все, что было угодно суеверию, и на бесов, фигурировавших под именами умерших людей, и на Солнце и Луну, и все остальные, наиболее выделявшиеся своей светлостью небесные тела, на море и на землю, и на все остальные действующие части природы. Им всем совершали обряды перед посвященными им статуями и колоннами, таким образом, что, продвигаясь по пути заблуждения, нечестивцы уже не могли уловить разницы ни между мертвыми людьми и демонами, ни между теми и другими и природными свойствами вселенской машины, ни даже между теми именами, которые они давали тем, другим и третьим. Потому Луна, Венера, Земля - все сливаются в фигуре Астарты, Луна, Венера и Море - в образе Дагона, а все они вместе - в Исиде; Солнце, Юпитер, Сатурн - в Ваале, Молохе и Осирисе; все идолы, изображай они героя или демона, от частого взывания к нему, порождавшего неисчислимые бредни наяву, безнадежно смешивались друг с другом. Отсюда произошли боги домашние и бесчисленные гении, о которых мы скажем ниже; отсюда же равно многочисленные Луны, Венеры, Солнца, Юпитеры, Сатурны; отсюда бесчисленные у всех народов статуи, поставленные древле выдуманным богам, отличавшиеся между собой лишь по разным именам, звучавшим на разных языках. Столь же похожими были между собой и обряды язычников. И так у древних из многообразного культа единого божества возникло πολυθεεία [многобожие], о котором сказано ниже. Греки же, следуя египтянам, евреям, халдеям, вавилонянам, финикийцам, добавили к их пантеонам бесчисленные генеалогии богов; которые все своим корнем восходят к одним лишь Солнцу и Луне. Так, согласно Макробию и прочим авторам, процитированным выше, Сатурн, Юпитер,
/249/
Плутон, Аполлон, Вакх, Меркурий, Геркулес, Эскулап, Нептун, Вулкан, Марс, Пан, Эол, были ничем иным, как различными свойствами Солнца.
Поскольку солнце своим движением отмеряет времена и годы, оно зовется Сатурном. Поскольку оно является господином всех небесных тел и всего мира, его называют Юпитером. Поскольку оно проникает своими лучами повсюду, и все освещает, оно - Аполлон. Солнце именуется Меркурием, поскольку из-за него возникают метеоры, чертящие свой путь по небу. Оно - Нептун, поскольку властвует над морем и реками. Оно - Плутон, поскольку управляет подземными областями. Оно - Вакх, поскольку властвует над винной субстанцией и прочими жидкостями, без которых ничто не может созреть. Поскольку Солнце обладает укрепляющей силой, оно именуется Геркулесом. Солнце получило имя Вулкана от своей огненной природы, а Марса - от жара, который пробуждает в живущих: отсюда происходят болезни кожи, безумие, войны, человекоубийства и тому подобные дела Марса. Солнце называется Эскулапом по причине оздоровления, которое оно дает телам и душам, Паном - из-за плодородия, которое оно сообщает всему. Солнце - Эол, поскольку, притягивая в одно место большие количества воздуха, оно вызывает ветра и бури. Когда же различные эти свойства находили у других планет, которые, под влиянием солнечного света, вызывали похожие эффекты, им также приписывались эти божественные имена. Если Солнце, единое по природе, многообразное по свойствам, называли активным началом всех вещей, то Луну, также единую, но многообразную силою, изображали пассивным началом вещей и супругой Солнца. Ее именовали великой Матерью Богов, так, что каждая из богинь могла быть сведена к ней. Сначала Луну называли Реей, поскольку она подлежит истечению Солнца, как жена мужу, и является как бы матерью самого порождения. Она называется Церерой, поскольку начальствует над плодами, Люциной, поскольку, развевая мрак ночи, она благодетельным светом оплодотворяет почву, эту изнанку мира, Венерой, по причине плодородной семенной жизни и стремления к порождению вещей, а поскольку таковое состоит в жидкости, сама она изображается рожденной из морской пены. Она Юнона, по-гречески ἤρα, от воздуха (aer), над которым начальствует, называясь, от семян земли и растений, которые производит на свет (proserpere facit), Прозерпиной, а от цветов (floribus) и бутонов - Флорой. Она Диана, по причине увлажняющей силы Луны, которая порождает многое в лесистых и плодородных местностях. Имени Минерва же она удостоилась по причине лунного тепла, которое, как мы говорили выше, способствует развитию талантов. Она называется Гекатой нижней и подземной из-за сотен родов вещей, которые она порождает в подземном мире, Фетидой - в качестве управляющей морями и потоками, а Беллоной - от того жара, который избыток желчи производит в телах. Чтобы не казалось, будто мы защищаем лишь собственные утверждения, я посчитал уместным подтвердить вышесказанное одним лишь свидетельством Евсевия. Он пишет:

«Внимай этому прилежно: они называют силу огня Вулканом и ставят ей статуи в человеческом образе, с голубой шапкой на голове, символизирующей небесный свод, где находится целостный и чистый огонь. Ведь тот огонь, который упал с неба на землю, был слабее небесного, и нуждается в топливе, и потому Вулкан изображается хромым. То же свойство, находимое в Солнце,
/250/
они называют Аполлоном, очевидно, по движению его лучей, ведь по-гречески πάλλειν значит «двигать». Аполлона, согласно певцам, окружают девять муз, то есть 7 планетарных орбит, восьмая сфера, и та, последняя, которая есть Луна. Ему посвящают лавр, ибо это дерево огненное по природе, отчего оно ненавистно демонам, а еще потому что, будучи сжигаемо, оно издает громкий треск, что отличает его как дерево предсказания. Это же божество, поскольку оно целит больных и прогоняет болезни, называют Геркулесом, приписывая ему двенадцать подвигов, ибо солнце проходит через двенадцать знаков Зодиака. Геркулеса наделяют шкурой льва и булавой: булава означает неравное движение Солнца, шкура - знак, в котором Солнце более всего показывает свою силу. Целительную силу Солнца обозначает Эскулап, чей посох, как говорят, поддерживает болящих. Этот посох обвивает змей, символ душевного и телесного здоровья. Ведь сведущие в естественных вещах говорят, что, хотя остальные пресмыкающиеся обладают наиболее грубой и земной природой, змея отличается удивительными свойствами: ведь она лечит нездоровье тела, и сама слывет знатоком лекарств. Это змеи обнаружили растение, улучшающее зрение, и говорят даже, что они знают некую траву, которая способна омолаживать. Огненное свойство Солнца, благодаря которому зреют плоды, именуют Дионисом. В свершении его годового круга его называют Гором. Поскольку та сила, которая дает нам плоды, тем самым умножает богатство, ее называют Плутоном. Поскольку в этом же свойстве скрыто разложение, говорят, что Плутон обитает вместе с Сераписом. Кербера изображают трехглавым, потому что Солнце имеет три основных положения в верхней части небес: восход, закат и полдень. Луну же именуют Дианой, которая, хотя она и дева, тем не менее является родовспомогательницей Люциной, ибо новолуние не в малой мере способствует родам. То, чем для Солнца является Аполлон, тем для Луны является Минерва, означающая благоразумие. Луна далее называется Гекатой по причине различия форм, которые это небесное тело принимает, в зависимости от его удаленности от Солнца. Ее свойства трехчастны. Свойства новолуния изображаются бело-золотыми одеждами богини и несомым ею факелом. Корзина, которая изображается у среднего тела Гекаты, означает, что с возрастанием света Луны зреют плоды. Силу полной Луны изображает плодотворящий цвет, ибо ей дается в руку золотая ветвь, поскольку сама она воспламеняется от Солнца, а мак посвящается Гекате по причине его плодовитости и множества душ-семян, которые обитают в нем, как в городе. Ведь мак - это символ города. Диана несет лук, поскольку боль родов очень остра. Говорят, что плодоносящая сила, которую именуют Церерой, живет вместе с Луной, которая увеличивает ее; ведь Бона Деа, Благая Богиня, одержима могуществом Луны. Луна также забирает себе Диониса, отчасти потому что он, рогатый, бог плодородия, отчасти, потому что он символизирует область облаков, которая простирается непосредственно под Луной. Свойства же Сатурна - медлительность, холодность; их приписали Сатурну как времени, изображая его стариком, ибо время старит все. Из четырех времен года те, о которых говорится, что они открывают врата воздуха, мы приписали Солнцу, другие же - Церере. Корзины, которые несут божества этих сезонов, наполнены цветами (ее несет Весна), или колосьями (ее несет Лето). Свойство Марса, поскольку оно огненно и связано с кровью, они поставили главой над войнами. О Венере они сказали, что ей принадлежит свойство порождения и причина семени и желания; она изображается выходящей из моря, поскольку это влажная и горячая стихия, и частым движением своим порождает пену, которая есть символ семени. Силу речи и толкования назвали Меркурием, коего изображали вытянутым и стоящим прямо по причине напряженности речи, хотя здесь изображается и семенная
/251/
сила слова, простирающаяся повсюду. Но когда требовалось изобразить составную речь, часть ее изображали Солнцем, и именовали Меркурием, часть - Луной, которую звали Гекатой, часть - вселенной с именем Гермопан, ибо он есть семенная сила всего» .

Так Евсевий передает слова Порфирия. Чтобы читатель мог легче воспринимать то, о чем сказано выше, уместно рассуждение о многообразных силах Солнца и Луны, которые, как мы показали, и суть языческие боги и богини, изложить в виде символических схем.

Разъяснение следующей фигуры или схемы на с. 252.

На следующей ниже схеме полагаются две фигуры, первая - Солнца, вторая - Луны. Каждая сияет 12 лучами, которые словно 12 перстов, коими производятся разнообразные природные действия; они суть различные природные свойства, через которые Солнце и Луна, Управители всего мира, руководят всем. Их древние понимали под именами различных богов, чьи имена, согласно обычаю различных народов, размещены по окружности фигур.

12 главных языческих богов, которым соответствуют различные свойства единого Солнца, суть следующие.

1. Юпитер, сила, проникающая всю вселенную.
2. Аполлон, теплотворящая сила лучей.
3. Плутон, сила, порождающая минералы.
4. Эол, сила, порождающая ветра.
5. Марс, возбуждающая сила желчи.
6. Пан, породительная сила вселенной.
7. Нептун, власть Солнца над влажной природой.
8. Эскулап, целительная сила Солнца.
9. Геркулес, укрепляющая сила Солнца.
10. Меркурий, сила, притягивающая испарения.
11. Вакх, власть Солнца над жидкостями и вином.
12. Сатурн, сила, порождающая время.

12 главных языческих богинь, которым соответствуют различные свойства Луны, суть следующие.

1. Церера, сила, производящая плоды.
2. Благожелательная сила света Луны.
3. Флора, сила, производящая растения.
4. Диана, власть над лесами, дикими зверями, деревьями.
5. Минерва, целительное тепло Луны.
6. Фетида, власть Луны над морями и над всем влажным.
7. Геката, сила Луны подземная.
8. Беллона, сила Луны как повелительницы над вещами.
9. Прозерпина, сила Луны производить растения из земли.
10. Юнона, сила Луны освещать воздух.
11. Венера, семенная сила Луны.
12. Рея, все, подчиняющееся солнечному истечению.

/253/
Из этих схем явственно следует, что все эти боги и богини, выдуманные мифологами, суть ничто иное, как множественные свойства единых Солнца и Луны, которые, если объединить их, можно по их лучам как бы проследить к центру, ибо все эти лучи делят единую общую природу. Этими двумя природами все, что содержит чувственный мир, живет и питается. Они отмеряют года, месяцы и прочие отрезки времени. От них зависит жизнь всех растений и животных. На это Солнце и его супругу-Луну, указывает всякая языческая теология, которую, как мы уже неоднократно говорили, все народы восприняли от египтян, кои первыми из смертных воздвигли этот огромный пантеон, где все боги сводились к Солнцу и Луне, именовавшимся Осирисом и Исидой. Египтянам последовали халдеи со своими Сатурном и Реей, которым, как те Осирису и Исиде, они приписывали все. Халдеям подражали евреи, установившие культ Ваала и Астарты, как финикийцы - культ Адониса, или Таммуза и Венеры, персы - Митры и Аннаиты, ханаанеи - Молоха и так называемой Венеры, моавитяне - Хамоса и Ваал-пеор, филистимляне - Дагона и Атаргатис.
Чтобы читатель мог разобраться в многообразии культов богов и богинь у разных народов, здесь показалось уместным разместить таблицу их параллелей, из которой можно было бы узнать, какие из вышеназванных богов соответствовали друг другу у разных народов, а какие различались, и чем различались. Хотя, как мы показали, все боги и богини сводятся к одному и тому же, то есть Солнцу и Луне, а, следовательно, к единой материальной силе Солнца, поскольку различные боги и богини суть ничто иное, как различные свойства и действия Солнца, в нашем интеллекте они присутствуют формально в виде отдельных понятий. Разум повелевает нам не смешивать их, и чтобы читателю проще было следовать этому повелению разума, мы сводим все языческие божества обоего пола к египетским, от которых они произошли, чтобы смысл нашего рассуждения был зрим явственнее.
/254/

Параллели между вышеназванными богами
У египтян У евреев, халдеев, вавилонян и прочих восточных народов У греков и римлян
ОСИРИС Таммуз, Бел, Сатурн, Рефан Юпитер, Зевс, Аммон
АРУЭРИС, Дионис Хамос, Мот Вакх
ХОН Сандес, Диодас, Десанай, Дорсан Геркулес, Геракл
ФАЛЛОСИРИС Ваал-пеор Приап
АНУБИС Марколис, Маргемат Меркурий. Гермес
ГОР Адонис Аполлон, Феб
СЕРАПИС Тамуз Плутон, Дит
ТИФОН Молох, Митра Марс, Арес
СТАТУЭТКИ ИСИДЫ Терафимы, хаманим Pattaeci, Dii Averunci
У египтян У евреев и прочих восточных народов У греков и римлян
ИСИДА горняя Астарта Венера, Афродита
НЕФТИДА Деркето Фетида
ИСИДА преисподняя Атаргатис Прозерпина, Церера
ИЛИФИЯ Милитта Геката
ИСИДА небесная Велисама Анаитис
ИСИДА многогрудая Суккот Бенот, Кабар, Венера Азиатская Милитта, или Великая Мать Богов, Земля

Пер. с лат. Гарсиа

Афанасий Кирхер (нем. Athanasius Kircher, 2 мая 1602, Гайза (Рён), около Фульды - 27 ноября 1680, Рим) - немецкий учёный-энциклопедист и изобретатель. Один из учёнейших людей своего времени, автор многих трактатов по самым разнообразным предметам (физика, естественные науки, лингвистика, древности, теология, математика), где рядом с точными сведениями сообщались сомнительные с современной точки зрения. Известен своими трудами по египтологии с попыткой дешифровки египетских иероглифов, а также археологическими исследованиями и основанием в Риме музея искусств, носившего его имя - Кирхерианум (1651-1773).

Составил «Иллюстрированную энциклопедию Китайской империи» (1667). Многими исследователями считается изобретателем устройства для статической проекции - волшебного фонаря (лат. laterna magica).

Биография

В шестнадцатилетнем возрасте поступил в орден иезуитов (1618). Позднее преподавал философию и восточные языки в Вюрцбурге. Его учеником и другом был собрат по ордену Каспар Шотт (1608-1666).

Во время тридцатилетней войны (1618-1648) был вынужден перебраться в Авиньон. В 1636 году Кирхер совершил путешествие по Сицилии в свите ландграфа Фридриха Гессенского и, между прочим, посетил Сиракузы. Во время путешествия в Сицилию Кирхер обратил внимание на миражи (лат. Fata morgana), довольно частые в Мессинском проливе, и нашёл для них удовлетворительное, по его мнению, объяснение.

С 1637 года поселился в Риме, где преподавал математику. В Риме, в Collegio Romano, до сих пор хранится составленная Кирхером коллекция предметов естественной истории, древностей, физических и математических инструментов, описанная Буоннани (1709) и Латтара (1773) в книге «Museo Kircheriano».

Книги Кирхера были в библиотеках многих просвещённых европейцев XVII века, как например, писателя сэра Томаса Брауна (1605-1682).

Издания

Хронологический список

  • 1631 - лат. «Ars Magnesia»
  • 1634 - «Magnes sive de arte magnetica» (2-е изд. 1641)
  • 1635 - «Primitiae gnomoniciae catroptricae»
  • 1636 - «Prodromus Coptus sive gyptiacus»
  • 1637 - «Specula Melitensis encyclica, hoc est syntagma novum instrumentorum physico-mathematicorum»
  • 1643 - «Lingua gyptiaca restituta»
  • 1645-1646 - «Ars Magna Lucis et umbrae in mundo»
  • 1650 - «Obeliscus Pamphilius»
  • 1650 - «Musurgia universalis, sive ars magna consoni et dissoni»
  • 1652-1655 - «dipus gyptiacus»
  • 1656 - «Itinerarium extaticum s. opificium coeleste»
  • 1657 - «Iter extaticum secundum, mundi subterranei prodromus»
  • 1658 - «Scrutinium Physico-Medicum Contagiosae Luis, quae dicitur Pestis»
  • 1660 - «Pantometrum Kircherianum … explicatum a G. Schotto»
  • 1660 - «Iter extaticum coeleste»
  • 1661 - «Diatribe de prodigiosis crucibus»
  • 1663 - «Polygraphia, seu artificium linguarium quo cum omnibus mundi populis poterit quis respondere»
  • 1664-1678 - «Mundus subterraneus, quo universae denique naturae divitiae» / «Подземный мир»
  • 1665 - «Historia Eustachio-Mariana»
  • 1665 - «Arithmologia sive de abditis Numerorum mysteriis»
  • 1666 - «Obelisci Aegyptiaci … interpretatio hieroglyphica»
  • 1667 - «China monumentis … illustrata» (Полное название «China monumentis: qua sacris qu profanis, nec non variis naturae et artis spectaculis, aliarumque rerum memorabilium argumentis illustrata»)
  • 1667 - «Magneticum naturae regnum sive disceptatio physiologica»
  • 1668 - «Organum mathematicum»
  • 1669 - «Principis Cristiani archetypon politicum»
  • 1669 - «Latium»
  • 1669 - «Ars magna sciendi sive combinatorica»
  • 1671 - «Ars magna lucis et umbrae»
  • 1673 - «Phonurgia nova, sive conjugium mechanico-physicum artis et natvrae paranympha phonosophia concinnatum»
  • 1675 - «Arca Noae» / «Ноев ковчег»
  • 1676 - «Sphinx mystagoga»
  • 1679 - «Musaeum Collegii Romani Societatis Jesu»
  • 1679 - «Turris Babel, Sive Archontologia»
  • 1679 - «Tariffa Kircheriana sive mensa Pathagorica expansa»
  • 1680 - «Physiologia Kircheriana experimentalis»

Практически в каждом значимом произведении искусства есть загадка, «двойное дно» или тайная история, которую хочется раскрыть.

Музыка на ягодицах

Иероним Босх, "Сад земных наслаждений", 1500-1510.

Фрагмент части триптиха

Споры о значениях и скрытых смыслах самой известной работы голландского художника не утихают с момента ее появления. На правой створке триптиха под названием «Музыкальный ад» изображены грешники, которых истязают в преисподней при помощи музыкальных инструментов. У одного из них на ягодицах оттиснуты ноты. Студентка Христианского университета Оклахомы Амелия Хэмрик, изучавшая картину, переложила нотацию XVI века на современный лад и записала "песню с задницы из ада, которой исполнилось 500 лет".

Обнаженная Мона Лиза

Знаменитая "Джоконда" существует в двух вариантах: обнаженная версия называется "Монна Ванна", ее написал малоизвестный художник Салаи, который был учеником и натурщиком великого Леонардо да Винчи. Многие искусствоведы уверены, что именно он был моделью для картин Леонардо «Иоанн Креститель» и «Бахус». Существуют также версии, что переодетый в женское платье Салаи послужил образом самой Моны Лизы.

Старый Рыбак

В 1902 году венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари написал картину «Старый Рыбак». Казалось бы, ничего необычного в картине нет, но Тивадар заложил в нее подтекст, при жизни художника так и нераскрытый.

Мало кому пришло в голову прикладывать зеркало к середине картины. В каждом человеке может быть как Бог (продублировано правое плечо Старика), так и Дьявол (продублировано левое плечо старика).

А был ли кит?


Хендрик ван Антониссен «Сцена на берегу».

Казалось бы, обычный пейзаж. Лодки, люди на берегу и пустынное море. И только рентгеновское исследование показало, что люди собрались на берегу не просто так - в оригинале они рассматривали тушу кита, выброшенного на берег.

Однако художник решил, что никто не захочет смотреть на мертвого кита, и переписал картину.

Два "Завтрака на траве"


Эдуард Мане, "Завтрак на траве", 1863.



Клод Моне, "Завтрак на траве", 1865.

Художников Эдуарда Мане и Клода Моне иногда путают - ведь они оба были французами, жили в одно время и творили в стиле импрессионизма. Даже название одной из самых известных картин Мане «Завтрак на траве» Моне позаимствовал и написал свой «Завтрак на траве».

Двойники на "Тайной вечере"


Леонардо да Винчи, "Тайная вечеря", 1495-1498.

Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго искал натурщиков для них. Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех лет. Но однажды он наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.

"Ночной дозор" или "Дневной"?


Рембрандт, "Ночной дозор", 1642.

Одна из самых известных картин Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» около двухсот лет провисела в разных залах и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства.

И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия - не более 14 часов.

Перевернутая лодка


Анри Матисс, "Лодка", 1937.

В Нью-Йоркском Музее современного искусства в 1961 году была выставлена картина Анри Матисса «Лодка». Только через 47 дней кто-то обратил внимание на то, что картина висит вверх ногами. На полотне изображены 10 фиолетовых линий и два голубых паруса на белом фоне. Два паруса художник нарисовал не просто так, второй парус - это отражение первого на глади воды.
Для того, чтобы не ошибиться в том, как должна висеть картина, нужно обратить внимание на детали. Больший парус должен быть верхом картины, а пик паруса картины должен быть направлен в правый верхний угол.

Обман в автопортрете


Винсент ван Гог, "Автопортрет с трубкой", 1889.

О том, что ван Гог якобы сам отрезал себе ухо, ходят легенды. Сейчас наиболее достоверной считается версия о том, что ухо ван Гог повредил в небольшой потасовке с участием другого художника - Поля Гогена.

Автопортрет же интересен тем, что отражает реальность в искаженном виде: художник изображен с перевязанным правым ухом, потому что он при работе использовал зеркало. На самом деле пострадало левое ухо.

Чужие мишки


Иван Шишкин, "Утро в Сосновом лесу", 1889.

Знаменитая картина принадлежит не только кисти Шишкина. Многие художники, дружившие между собой, частенько прибегали к «помощи друга», а Иван Иванович, всю жизнь рисовавший пейзажи, опасался, что трогательные медведи не получатся у него так, как нужно. Поэтому Шишкин обратился к знакомому художнику-анималисту Константину Савицкому.

Савицкий нарисовал едва ли не лучших мишек в истории российской живописи, а Третьяков повелел смыть его фамилию с холста, поскольку все в картине «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».

Невинная история "Готики"


Грант Вуд, "Американская готика", 1930.

Работа Гранта Вуда считается одной из самых странных и угнетающих в истории американской живописи. Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей.
На самом деле художник не задумывал изображать никаких ужасов: во время поездки по штату Айова и он заметил небольшой дом в готическом стиле и решил изобразить тех людей, которые, по его мнению, идеально подошли бы в качестве обитателей. В виде персонажей, на которых так обиделись жители Айовы, увековечены сестра Гранта и его дантист.

Месть Сальвадора Дали

Картина "Фигура у окна" написана в 1925 году, когда Дали был 21 год. Тогда в жизнь художника еще не вошла Гала, и его музой была сестра Ана Мария. Отношения брата и сестры испортились, когда он на одной из картин написал "порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие". Ана Мария не смогла простить такой эпатаж.

В своей книге 1949 года "Сальвадор Дали глазами сестры" она пишет о брате без всякого восхваления. Книга привела Сальвадора в бешенство. Еще лет десять после этого он гневно вспоминал ее при каждом удобном случае. И вот, в 1954 появляется картина "Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия". Поза женщины, ее локоны, пейзаж за окном и цветовая гамма картины явно перекликаются с "Фигурой у окна". Есть версия, что так Дали отомстил сестре за ее книгу.

Двуликая Даная


Рембрандт Харменс ван Рейн, "Даная", 1636 - 1647.

Многие тайны одной из самых известных картин Рембрандта были раскрыты только в 60-е годы ХХ века, когда полотно просветили рентгеновскими лучами. Например, съемка показала, что в ранней версии лицо царевны, которая вступила в любовную связь с Зевсом, было похоже на лицо Саскии - супруги живописца, умершей в 1642 году. На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс - любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены.

Желтая спальня Ван Гога


Винсент Ван Гог, "Спальня в Арле", 1888 - 1889.

В мае 1888 года Ван Гог обзавелся небольшой мастерской в Арле, на юге Франции, куда он сбежал от не понимающих его парижских художников и критиков. В одной из четырех комнат Винсент обустраивает спальню. В октябре все готово, и он решает нарисовать «Спальню Ван Гога в Арле». Для художника очень важен был колорит, уют комнаты: все должно было наводить на мысли об отдыхе. При этом картина выдержана в тревожных желтых тонах.

Исследователи творчества Ван Гога объясняют это тем, что художник принимал наперстянку - средство от эпилепсии, которое вызывает у пациента серьезные изменения в восприятии цвета: вся окружающая действительность окрашивается в зелено-желтые тона.

Беззубое совершенство


Леонардо да Винчи, "Портрет госпожи Лизы дель Джокондо", 1503 - 1519.

Общепризнанное мнение состоит в том, что Мона Лиза - совершенство и улыбка ее прекрасна своей загадочностью. Однако американский искусствовед (и по совместительству стоматолог) Джозеф Борковски считает, что, судя по выражению лица, героиня потеряла много зубов. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил также шрамы вокруг ее рта. «Она так «улыбается» именно из-за того, что произошло с нею, - считает эксперт. - Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы».

Майор на фейсконтроле


Павел Федотов, "Сватовство майора", 1848.

Публика, впервые увидевшая картину "Сватовство майора", смеялась от души: художник Федотов наполнил ее ироничными деталями, понятными зрителям того времени. Например, майор явно не знаком с правилами дворянского этикета: он явился без положенных букетов для невесты и ее матери. А саму невесту ее родители-купцы разрядили в вечернее бальное платье, хотя на дворе день (все светильники в комнате потушены). Девушка явно впервые примерила декольтированное платье, смущена и пытается убежать в свою светелку.

Почему Свобода обнажена


Фердинан Виктор Эжен Делакруа, "Свобода на баррикадах", 1830.

По мнению искусствоведа Этьена Жюли, Делакруа писал лицо женщины со знаменитой парижской революционерки - прачки Анны-Шарлотты, которая вышла на баррикады после гибели брата от рук королевских солдат и убила девятерых гвардейцев. Художник изобразил ее с обнаженной грудью. По его замыслу, это символ бесстрашия и самоотверженности, а также торжества демократии: нагая грудь показывает, что Свобода, как простолюдинка, не носит корсета.

Неквадратный квадрат


Казимир Малевич, "Черный супрематический квадрат", 1915.

На самом деле «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет - это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.

Специалисты Третьяковской галереи обнаружили авторскую надпись на известной картине Малевича. Надпись гласит: «Битва негров в темной пещере». Эта фраза отсылает к названию шутливой картине французского журналиста, писателя и художника Альфонса Алле «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», представлявшей собой абсолютно черный прямоугольник.

Мелодрама Австрийской Моны Лизы


Густав Климт, "Портрет Адели Блох-Бауэр", 1907.

На одном из самых значительных полотен Климта запечатлена жена австрийского сахарного магната Фердинада Блох-Бауэра. Вся Вена обсуждала бурный роман Адели и знаменитого художника. Уязвленный муж захотел отомстить любовникам, но выбрал очень необычный способ: он решил заказать Климту портрет Адели и заставить его сделать сотни эскизов, пока художника не начнет выворачивать от нее.

Блох-Бауэр хотел, чтобы работа продлилась несколько лет, и натурщица могла видеть, как угасают чувства Климта. Он сделал художнику щедрое предложение, от которого тот не смог отказаться, и все сложилось по сценарию обманутого мужа: работа была закончена за 4 года, любовники давно остыли друг к другу. Адель Блох-Бауэр так никогда и не узнала, что муж был в курсе ее отношений с Климтом.

Картина, вернувшая Гогена к жизни


Поль Гоген, "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?", 1897-1898.

Самое известное полотно Гогена имеет одну особенность: оно "читается" не слева направо, а справа налево, как каббалистические тексты, которыми интересовался художник. Именно в этом порядке разворачивается аллегория духовной и физической жизни человека: от зарождения души (спящий ребенок в правом нижнем углу) до неизбежности смертного часа (птица с ящерицей в когтях в левом нижнем углу).

Картина была написана Гогеном на Таити, куда художник несколько раз сбегал от цивилизации. Но в этот раз жизнь на острове не задалась: тотальная бедность привела его к депрессии. Закончив полотно, которое должно было стать его духовным завещанием, Гоген взял коробочку с мышьяком и отправился в горы, чтобы умереть. Однако он не рассчитал дозу, и суицид не удался. Наутро он, качаясь, добрел до своей хижины и заснул, а когда проснулся, то ощутил забытую жажду жизни. А в 1898 году его дела пошли в гору, и в творчестве начался более светлый период.

112 пословиц на одной картине


Питер Брейгель - старший, «Нидерландские пословицы», 1559

Питер Брейгель - старший изобразил землю, населённую буквальными изображениями нидерландских пословиц тех дней. В написанной картине присутствуют приблизительно 112 распознаваемых идиом. Некоторые из них используются и по сей день, например, такие, как: «плыть против течения», «биться головой о стену», «вооружен до зубов» и «большая рыбка ест маленькую».

Другие пословицы отражают человеческую глупость.

Субъективность искусства


Поль Гоген, «Бретонская деревня под снегом», 1894

Картина Гогена «Бретонская деревня в снегу» была продана после смерти автора всего за семь франков и, к тому же, под названием «Ниагарский водопад». Человек, проводивший аукцион, случайно повесил картину вверх ногами, разглядев в ней водопад.

Скрытая картина


Пабло Пикассо, «Голубая комната», 1901

В 2008 году инфракрасное излучение показало, что под «Голубой комнатой» скрыто еще одно изображение - портрет мужчины, одетого в костюм с бабочкой и положившего голову на руку. «Как только у Пикассо появлялась новая идея, он брался за кисть и воплощал ее. Но у него не было возможности покупать новый холст каждый раз, когда его посещала муза», - объясняет возможную причину этого искусствовед Патриция Фаверо.

Недоступные марокканки


Зинаида Серебрякова, «Нагая», 1928

Однажды Зинаида Серебрякова получила заманчивое предложение - отправиться в творческое путешествие, чтобы изобразить обнаженные фигуры восточных дев. Но оказалось, что в тех местах найти натурщиц просто невозможно. На помощь пришел переводчик Зинаиды - он привел к ней своих сестер и невесту. Никому до этого и после этого не удавалось запечатлеть закрытых восточных женщин обнаженными.

Спонтанное озарение


Валентин Серов, «Портрет Николая II в тужурке», 1900

Долгое время Серов не мог написать портрет царя. Когда художник совсем сдался, он извинился перед Николаем. Николай немного расстроился, сел за стол, вытянув руки перед собой... И тут художника осенило - вот он образ! Простой военный в офицерской тужурке с чистыми и грустными глазами. Этот портрет считается лучшим изображением последнего императора.

Опять двойка


© Федор Решетников

Знаменитая картина «Опять двойка» - это всего лишь вторая часть художественной трилогии.

Первая часть - «Прибыл на каникулы». Явно обеспеченная семья, зимние каникулы, радостный ученик-отличник.

Вторая часть - «Опять двойка». Небогатая семья с рабочей окраины, разгар учебного года, понурый обалдуй, опять схвативший двойку. В левом верхнем углу видна картина «Прибыл на каникулы».

Третья часть - «Переэкзаменовка». Сельский дом, лето, все гуляют, один злостный неуч, проваливший годовой экзамен, вынужден сидеть в четырёх стенах и зубрить. В левом верхнем углу видна картина «Опять двойка».

Как рождаются шедевры


Джозеф Тёрнер, «Дождь, пар и скорость», 1844

В 1842 году миссис Симон путешествовала на поезде по Англии. Внезапно начался сильный ливень. Пожилой джентльмен, сидевший напротив нее, встал, открыл окно, высунул голову и так смотрел минут десять. Не в силах сдержать свое любопытство, женщина тоже открыла окно и стала смотреть вперед. Через год она обнаружила картину «Дождь, пар и скорость» на выставке в Королевской академии художеств и смогла узнать в ней тот самый эпизод в поезде.

Урок анатомии от Микеланджело


Микеланджело, «Сотворение Адама», 1511

Пара американских экспертов в области нейроанатомии считают, что Микеланджело на самом деле оставил некоторые анатомические иллюстрации в одной из его самых известных работ. Они полагают, что в правой части картины изображен огромный мозг. Удивительно, но можно найти даже сложные его компоненты, такие как мозжечок, зрительные нервы и гипофиз. А броская зеленая лента идеально совпадает с местонахождением позвоночной артерии.

«Тайная вечеря» Ван Гога


Винсент Ван Гог, «Ночная терраса кафе», 1888

Исследователь Джаред Бакстер полагает, что на полотне Ван Гога «Ночная терраса кафе» зашифровано посвящение «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. В центре картины стоит официант с длинными волосами и в белой тунике, напоминающей одежды Христа, а вокруг него ровно 12 посетителей кафе. Также Бакстер обращает внимание на крест, расположенный прямо за спиной официанта в белом.

Образ памяти у Дали


Сальвадор Дали, «Постоянство памяти», 1931

Не секрет, что мысли, посещавшие Дали во время создания его шедевров, всегда были в виде очень реалистичных образов, которые художник затем переносил на холст. Так, по признанию самого автора, картина «Постоянство памяти» была написана в результате ассоциаций, возникших при виде плавленого сыра.

О чем кричит Мунк


Эдвард Мунк, "Крик", 1893.

Мунк так рассказывал о появлении у него идеи одной из самых загадочных картин в мировой живописи: "Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу". Но что за закат мог так напугать художника?

Есть версия, что идея "Крика" родилась у Мунка в 1883 году, когда произошло несколько сильнейших извержений вулкана Кракатау - настолько мощных, что они изменили на один градус температуру атмосферы Земли. Обильное количество пыли и пепла распространилось по всему земному шару, добравшись даже до Норвегии. Несколько вечеров подряд закаты выглядели так, будто бы вот-вот настанет апокалипсис - один из них и стал источником вдохновения художника.

Писатель в народе


Александр Иванов, "Явление Христа народу", 1837-1857.

Десятки натурщиков позировали Александру Иванову для его главной картины. Один из них известен не менее самого художника. На заднем плане, среди путников и римских всадников, еще не слышавших проповедь Иоанна Предтечи, можно заметить персонажа в корчиневом хитоне. Его Иванов писал с Николая Гоголя. Писатель тесно общался с художником в Италии, в частности по религиозным вопросам, и давал ему советы в процессе написания картины. Гоголь считал, что Иванов "уже давно умер для всего мира, кроме своей работы".

Подагра Микеланджело


Рафаэль Санти, "Афинская школа", 1511.

Создавая знаменитую фреску "Афинская школа", Рафаэль увековечил своих друзей и знакомых в образах древнегреческих философов. Одним из них стал Микеланджело Буонаротти "в роли" Гераклита. Несколько столетий фреска хранила тайны личной жизни Микеланджело, а современные исследователи сделали предположение, что странно угловатое колено художника свидетельствует о наличии у него болезни суставов.

Это вполне вероятно, если учесть особенности образа жизни и условий работы художников эпохи Возрождения и хронический трудоголизм Микеланджело.

Зеркало четы Арнольфини


Ян ван Эйк, "Портрет четы Арнольфини", 1434 г.

В зеркале позади супругов Арнольфини можно увидеть отражение еще двух человек, находящихся в комнате. Скорее всего, это свидетели, присутствующие при заключении договора. Один из них - ван Эйк, о чем свидетельствует и латинская надпись, помещенная, вопреки традиции, над зеркалом в центре композиции: «Ян ван Эйк был здесь». Так обычно скрепляли контракты.

Как недостаток превратился в талант


Рембрандт Харменс ван Рейн, "Автопортрет в возрасте 63", 1669.

Исследователь Маргарет Ливингстон изучила все автопортреты Рембрандта и обнаружила, что художник страдал косоглазием: на изображениях его глаза смотрят в разные стороны, чего не наблюдается на портретах других людей кисти мастера. Недуг привел к тому, что художник лучше мог воспринимать реальность в двух измерениях, чем люди с нормальным зрением. Это явление называется "стереослепота" - неспособность видеть мир в 3D. Но так как живописцу приходится работать с двухмерным изображением, именно этот недостаток Рембрандта мог быть одним из объяснений его феноменального таланта.

Безгрешная Венера


Сандро Боттичелли, "Рождение Венеры", 1482-1486.

До появления "Рождения Венеры" изображение нагого женского тела в живописи символизировало только идею первородного греха. Сандро Боттичелли первым из европейских живописцев не нашел ничего греховного в нем. Более того, искусствоведы уверены, что языческая богиня любви символизирует на фреске христианский образ: ее явление - аллегория возрождения души, прошедшей обряд крещения.

Лютнист или лютнистка?


Микеланджело Меризи да Караваджо, "Лютнист", 1596.

Долгое время картина экспонировалась в Эрмитаже под названием «Лютнистка». Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все-таки юноша (вероятно, Караваджо позировал его знакомый художник Марио Миннити): на нотах перед музыкантом видна запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Женщина вряд ли могла сделать такой выбор - это просто тяжело для горла. Кроме того, лютня, как и скрипка у самого края картины, в эпоху Караваджо считалась мужским инструментом.



Последние материалы сайта