Христианские мотивы и образы в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание. Христианские мотивы в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" Мотив веры в романе преступление и наказание

29.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Православие, принесенное на Русь еще в X веке, глубочайшим образом повлияло на менталитет русского народа, наложило неизгладимый отпечаток на русскую душу. И, кроме того, православие принесло с собой письменность, а следовательно и литературу. Христианское влияние так или иначе можно проследить на творчестве любого писателя. Глубочайшее внутреннее убеждение в христианских истинах и заповедях несет, в частности, такой титан русской литературы, как Достоевский. Его роман «Преступление и наказание» тому доказательство.

Отношение писателя к религиозному сознанию потрясает своей глубиной. Понятия греха и добродетели, гордыни и смирения, добра и зла - вот то, что интересует Достоевского. Грех и гордыню несет Раскольников, ключевой герой романа. Причем грех вбирает в себя не только прямые поступки, но и затаенные помыслы (Раскольников несет наказание еще до преступления). Пропустив через себя заведомо мощную теорию о «наполеонах» и «тварях дрожащих», герой убивает-таки старушку-процентщицу, но не столько ее, сколько себя. Пройдя по пути саморазрушения, Раскольников тем не менее с помощью Сони находит ключ к спасению через страдание, очищение и любовь. Как известно, все эти понятия - самые главные и важнейшие в христианском мировоззрении. Люди, лишенные покаяния и любви, не познают света, а увидят темный загробный мир, страшный по своей сути.

Так, Свидригайлов уже при жизни имеет четкое представление о загробном мире. Он предстает перед нами в виде «черной бани с пауками и мышами» - в христианском представлении это картина ада, для грешников, не знающих ни любви, ни покаяния. Также при упоминании о Свидригайлове постоянно возникает «черт». Свидригайлов обречен: даже добро, которое он вот-вот уже готов совершить, напрасно (сон о 5-летней девочке): его добро не принимается, слишком поздно. Страшная сатанинская сила, черт, преследует и Раскольникова, в конце романа он скажет: «Черт меня вел на преступление». Но если Свидригайлов кончает жизнь самоубийством (совершает самый страшный смертный грех), то Раскольников очищается. Мотив мо литвы в романе свойствен и Раскольникову (после сна о лошади молится, но его молитвы не услышаны, и он идет на преступление). Постоянно молятся Соня, дочь квартирной хозяйки (готовит себя в монастырь), дети Катерины Ивановны. Молитва, неотъемлемая часть христианина, становится частью и романа. Также присутствуют такие образы и символы, как крест и Евангелие. Соня дает Раскольникову Евангелие, принадлежавшее Лизавете, и, читая его, он возрождается к жизни. Крест Лизаветы Раскольников сначала от Сони не принимает, так как пока не готов, но затем берет, и опять же это связано с духовным очищением, возрождением от смерти к жизни.

Христианское в романе усиливается от многочисленных аналогий и ассоциаций с библейскими сюжетами. Присутствует реминисценция из Библии о Лазаре, притча, которую Соня читает Раскольникову на четвертый день после преступления. При этом Лазарь из этой притчи воскрес именно на четвертый день. То есть Раскольников эти четыре дня духовно мертв и, по сути, лежит в гробу («гроб» - каморка героя), а Соня пришла, чтобы спасти его. Из Ветхого Завета в романе присутствует притча о Каине, из Нового - притча о мытаре и фарисее, притча о блуднице («если кто не греховен, пусть первым бросит в нее камень»), притча о Марфе - женщине, всю жизнь нацеленной на суету и пропускающей самое главное (Марфа Петровна, жена Свидригайлова, всю жизнь суетится, лишенная основного начала).

Четко прослеживаются евангельские мотивы в именах. Ка-пернаумов - фамилия человека, у которого Соня снимала комнату, а Мария-блудница жила недалеко от города Капернаума. Имя «Лизавета» значит «почитающая Бога», юродивая. Имя Ильи Петровича вбирает в себя Илью (Илья-пророк, громовержец) и Петра (твердый как камень). Заметим, что именно он самым первым заподозрил Раскольникова". Катерина - «чистая, светлая». Цифры, являющиеся символичными в христианстве, символы и в «Преступлении и наказании». Это числа три, семь и одиннадцать. Соня выносит Мармеладову 30 копеек, первый раз она же приносит «с работы» 30 целковых; Марфа выкупает Свидригайлова также за 30, а он, как Иуда, предает ее, покушаясь на ее жизнь. Свидригайлов предлагает Дуне «до тридцати», Раскольников 3 раза звонит в колокольчик и столько же раз бьет старуху по голове. Происходит три встречи с Порфирием Петровичем. Число семь: в седьмом часу узнает, что не будет Лизаветы, совершает преступление «в седьмом часу». А ведь число 7 является символом союза Бога с человеком; совершая преступление, Раскольников хочет разорвать этот союз и поэтому терпит муки. В эпилоге: осталось 7 лет каторги, Свидригайлов прожил с Марфой 7 лет.

В романе присутствует тема добровольного мученичества ради покаяния, признания своих грехов. Именно поэтому Миколка хочет взять вину Раскольникова на себя. Но Раскольников, ведомый Соней, которая несет в себе христианскую правду и любовь, приходит (хотя через преграду сомнений) к народному раскаянию, ибо, по мысли Сони, только народное, открытое раскаяние при всех является настоящим. Воспроизводится главная мысль Достоевского в этом романе: человек должен жить, быть кротким, уметь прощать и сострадать, а все это возможно только с обретением истинной веры. Это чисто христианская точка отсчета, поэтому роман является трагикомическим, роман-проповедь.

В силу таланта и глубочайшего внутреннего убеждения Достоевского христианская мысль реализуется в полной мере, производит сильнейшее воздействие на читателя и, как следствие, доносит до каждого христианскую идею, идею спасения и любви.

    Образ Петербурга является одним из наиболее важных в романе. Прежде всего это место действия, на фоне которого разворачиваются события. В то же время образ столичного города имеет некоторую философскую перспективу. Разумихин, рассуждая о причинах пороков...

    «В чем я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают» - этими словами можно начать урок о «двойниках» Раскольникова. Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли он дрожащая» или имеет право, предполагала...

    Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться...

    Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» сочетаются в Достоевском с неверием...

Православие, принесенное на Русь еще в X веке, глубочайшим образом повлияло на менталитет русского народа, наложило неизгладимый отпечаток на русскую душу. И, кроме того, православие принесло с собой письменность, а следовательно и литературу. Христианское влияние так или иначе можно проследить на творчестве любого писателя. Глубочайшее внутреннее убеждение в христианских истинах и заповедях несет, в частности, такой титан русской литературы, как Достоевский. Его «Преступление и наказание» тому доказательство.

Отношение писателя к религиозному сознанию потрясает своей глубиной. Понятия греха и добродетели, гордыни и смирения, добра и зла - вот то, что интересует Достоевского. Грех и гордыню несет Раскольников, ключевой герой романа. Причем грех вбирает в себя не только прямые поступки, но и затаенные помыслы (Раскольников несет наказание еще до преступления). Пропустив через себя заведомо мощную теорию о «наполеонах» и «тварях дрожащих», герой убивает-таки старушку-процентщицу, но не столько ее, сколько себя. Пройдя по пути саморазрушения, Раскольников тем не менее с помощью Сони находит ключ к спасению через страдание, очищение и любовь. Как известно, все эти понятия - самые главные и важнейшие в христианском мировоззрении. Люди, лишенные покаяния и любви, не познают света, а увидят темный загробный мир, страшный по своей сути.

Так, Свидригайлов уже при жизни имеет четкое представление о загробном мире. Он предстает перед нами в виде «черной бани с пауками и мышами» - в христианском представлении это картина ада, для грешников, не знающих ни любви, ни покаяния. Также при упоминании о Свидригайлове постоянно возникает «черт». Свидригайлов обречен: даже , которое он вот-вот уже готов совершить, напрасно (сон о 5-летней девочке): его добро не принимается, слишком поздно. Страшная сатанинская сила, черт, преследует и Раскольникова, в конце романа он скажет: «Черт меня вел на преступление». Но если Свидригайлов кончает жизнь самоубийством (совершает самый страшный смертный грех), то Раскольников очищается. Мотив мо литвы в романе свойствен и Раскольникову (после сна о лошади молится, но его молитвы не услышаны, и он идет на преступление). Постоянно молятся Соня, дочь квартирной хозяйки (готовит себя в монастырь), дети Катерины Ивановны. Молитва, неотъемлемая часть христианина, становится частью и романа. Также присутствуют такие образы и символы, как крест и Евангелие. Соня дает Раскольникову Евангелие, принадлежавшее Лизавете, и, читая его, он возрождается к жизни. Крест Лизаветы Раскольников сначала от Сони не принимает, так как пока не готов, но затем берет, и опять же это связано с духовным очищением, возрождением от смерти к жизни.

Христианское в романе усиливается от многочисленных аналогий и ассоциаций с библейскими сюжетами. Присутствует реминисценция из Библии о Лазаре, притча, которую Соня читает Раскольникову на четвертый день после преступления. При этом Лазарь из этой притчи воскрес именно на четвертый день. То есть Раскольников эти четыре дня духовно мертв и, по сути, лежит в гробу («гроб» - каморка героя), а Соня пришла, чтобы спасти его. Из Ветхого Завета в романе присутствует притча о Каине, из Нового - притча о мытаре и фарисее, притча о блуднице («если кто не греховен, пусть первым бросит в нее камень»), притча о Марфе - женщине, всю жизнь нацеленной на суету и пропускающей самое главное (Марфа Петровна, жена Свидригайлова, всю жизнь суетится, лишенная основного начала).

Четко прослеживаются евангельские мотивы в именах. Ка-пернаумов - фамилия человека, у которого Соня снимала комнату, а Мария-блудница жила недалеко от города Капернаума. Имя «Лизавета» значит «почитающая Бога», юродивая. Имя Ильи Петровича вбирает в себя Илью (Илья-пророк, громовержец) и Петра (твердый как камень). Заметим, что именно он самым первым заподозрил Раскольникова". Катерина - «чистая, светлая». Цифры, являющиеся символичными в христианстве, символы и в «Преступлении и наказании». Это числа три, семь и одиннадцать. Соня выносит Мармеладову 30 копеек, первый раз она же приносит «с работы» 30 целковых; Марфа выкупает Свидригайлова также за 30, а он, как , предает ее, покушаясь на ее жизнь. Свидригайлов предлагает Дуне «до тридцати», Раскольников 3 раза звонит в колокольчик и столько же раз бьет старуху по голове. Происходит три встречи с Порфирием Петровичем. Число семь: в седьмом часу узнает, что не будет Лизаветы, совершает преступление «в седьмом часу». А ведь число 7 является символом союза Бога с человеком; совершая преступление, Раскольников хочет разорвать этот союз и поэтому терпит муки. В эпилоге: осталось 7 лет каторги, Свидригайлов прожил с Марфой 7 лет.

В романе присутствует тема добровольного мученичества ради покаяния, признания своих грехов. Именно поэтому Миколка хочет взять вину Раскольникова на себя. Но Раскольников, ведомый Соней, которая несет в себе христианскую правду и любовь, приходит (хотя через преграду сомнений) к народному раскаянию, ибо, по мысли Сони, только народное, открытое раскаяние при всех является настоящим. Воспроизводится главная мысль Достоевского в этом романе: человек должен жить, быть кротким, уметь прощать и сострадать, а все это возможно только с обретением истинной веры. Это чисто христианская точка отсчета, поэтому роман является трагикомическим, роман-проповедь.

В силу таланта и глубочайшего внутреннего убеждения Достоевского христианская мысль реализуется в полной мере, производит сильнейшее воздействие на читателя и, как следствие, доносит до каждого христианскую идею, идею спасения и любви.

Смотрите также по произведению "Преступление и наказание"

  • Своеобразие гуманизма Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
  • Изображение губительного воздействия ложной идеи на сознание человека (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Изображение внутреннего мира человека в произведении XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Анализ романа "Преступление и наказание" Достоевского Ф.М.
  • Система «двойников» Раскольникова как художественное выражение критики индивидуалистического бунта (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Другие материалы по творчеству Достоевскоий Ф.М.

  • Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным (Анализ эпизода из главы 10 части четвертой романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Сцена чтения пушкинского стихотворении (Анализ эпизода из главы 7 части второй романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»

Человек в романах Достоевского чувствует свое единство с целым миром, чувствует свою ответственность перед миром. Отсюда глобальность остро поставленных писателем проблем, общечеловеческий характер их. Отсюда и обращение писателя к вечным, библейским, темам и идеям.

В своей жизни Ф. М. Достоевский часто обращался к Евангелию. Он находил в нем ответы на жизненно важные, волнующие вопросы, заимствовал из евангельских притч отдельные образы, символы, мотивы, творчески перерабатывая их в своих произведениях. Библейские мотивы отчетливо прослеживаются и в романе Достоевского «Преступление и наказание».

Так, образ главного героя в романе воскрешает мотив Каина, первого убийцы на земле. Когда Каин совершил убийство, он стал вечным скитальцем и изгнанником в родной земле.

То же самое происходит и с Раскольниковым у Достоевского: совершив убийство, герой чувствует отчуждение от окружающего мира. Раскольникову не о чем говорить с людьми, «уже больше ни о чем, никогда и ни с кем, нельзя ему теперь говорить», он «как будто ножницами отрезал себя ото всех», родные как будто боятся его. Сознавшись в преступлении, он попадает на каторгу, но и там на него смотрят недоверчиво и неприязненно, его не любят и избегают, однажды даже хотели убить его как безбожника.

Однако Достоевский оставляет герою возможность нравственного возрождения, а следовательно, возможность преодоления той страшной, непроходимой пропасти, что лежит между ним и окружающим миром.

Другой библейский мотив в романе — это мотив Египта. В грезах Раскольникову представляется Египет, золотой песок, караван, верблюды. Встретив мещанина, назвавшего его убийцей, герой вновь вспоминает о Египте. «Стотысячную черточку просмотришь, — вот и улика в пирамиду египетскую!» — в испуге думает Родион. Рассуждая о двух типах людей, он замечает, что Наполеон забывает армию в Египте, Египет для этого полководца становится началом его карьеры. О Египте в романе вспоминает и Свидригайлов, заметив, что у Авдотьи Романовны натура великомученицы, готовой жить в Египетской Пустыне.

Мотив этот имеет в романе несколько значений. Прежде всего Египет напоминает нам о его правителе, фараоне, который был низвергнут Господом за гордыню и жестокосердие. Сознавая «гордое могущество» свое, фараон и египтяне сильно притесняли народ израильский, пришедший в Египет, не желая считаться с его верой. Десять казней египетских, посланные Богом на страну, не смогли остановить жестокость и гордыню фараона. И тогда Господь сокрушил «гордость Египта» мечом царя Вавилонского, истребив египетских фараонов, и народ, и скот; превратив землю Египетскую в безжизненную пустыню.

Библейское предание здесь напоминает о суде Божьем, о наказании за своеволие и жестокость. Египет, явившийся во сне Раскольникову, становится предостережением для героя. Писатель как будто все время напоминает герою, чем заканчивается «гордое могущество» властелинов, сильных мира сего.

Царь Египетский сравнивал свое величие с величием ливанского кедра, который «красовался высотою роста своего, длиною ветвей своих...». «Кедры в саду Божием не затемняли его; кипарисы не равнялись сучьям его, и каштаны не были величиною с ветви его, ни одно дерево в саду Божием не равнялось с ним красотою своею. Посему так сказал Господь Бог: за то, что ты высок стал ростом и вершину твою выставил среди толстых сучьев, и сердце его возгордилось величием его, — за то я отдал его в руки властителю народов; он поступил с ним как надобно... И срубили его чужеземцы... и на все долины упали ветви его; и сучья его сокрушились на всех лощинах земли...», — читаем в Библии1.

Предостережением становится и упоминание Свидригай-лова о Египетской пустыне, где долгие годы пребывала великомученица Мария Египетская, бывшая некогда великой грешницей. Здесь возникает тема раскаяния и смирения, но одновременно — и сожаления о прошлом.

Но вместе с тем Египет напоминает нам и о других событиях — он становится местом, где Божья Матерь с младенцем Иисусом укрывается от преследования царя Ирода (Новый Завет). И в этом аспекте Египет становится для Раскольникова попыткой пробуждения в его душе человечности, смирения, великодушия. Таким образом, мотив Египта в романе еще и подчеркивает двойственность натуры героя — его непомерную гордыню и едва ли меньшее природное великодушие.

С образом Раскольникова в романе связан евангельский мотив смерти и воскресения. После совершения им преступления Соня читает Родиону евангельскую притчу об умершем и вновь воскресшем Лазаре. О своей вере в воскресение Лазаря герой говорит Порфирию Петровичу.

Этот же мотив смерти и воскресения реализуется и в самом сюжете романа. Эту связь между Раскольниковым и библейским Лазарем отмечали многие исследователи романа (Ю. И. Селезнев, М. С. Альтман, Вл. Медведев). Попробуем проследить развитие евангельского мотива в сюжете романа.

Вспомним сюжет притчи. Недалеко от Иерусалима было селение Вифания, где жил Лазарь со своими сестрами, Марфой и Марией. Однажды он заболел, и его сестры, пребывая в великой скорби, пришли к Иисусу, чтобы сообщить о болезни брата. Однако Иисус ответил: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». Вскоре Лазарь умер, и его похоронили в пещере, завалив вход камнем. Но через четыре дня Иисус пришел к сестрам Лазаря и сказал, что брат их воскреснет: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет...». Иисус пошел к пещере и позвал Лазаря, и тот вышел, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами». С тех пор многие Иудеи, видевшие это чудо, уверовали в Христа.

Мотив Лазаря в романе звучит на протяжении всего повествования. После совершения убийства Раскольников становится духовным мертвецом, жизнь как будто уходит из него. Квартира Родиона похожа на гроб. Лицо его — мертвенно-бледное, как у мертвеца. Он не может общаться с людьми: окружающие, с их заботой, суетой, вызывают в нем злость и раздражение. Умерший Лазарь лежит в пещере, вход в которую завален камнем, — Раскольников же прячет под камнем награбленное в квартире Алены Ивановны. В воскресении Лазаря принимают живейшее участие его сестры — Марфа и Мария. Именно они приводят Христа к пещере Лазаря. У Достоевского Соня исподволь подводит Раскольникова к Христу. Раскольников возвращается к жизни, открыв в себе любовь к Соне. Это и есть у Достоевского воскресение героя. В романе мы не видим раскаяния Раскольникова, однако в финале он потенциально готов к этому.

Другие библейские мотивы в романе связаны с образом Сони Мармеладовой. С этой героиней в «Преступлении и наказании» связан библейский мотив прелюбодеяния, мотив страдания за людей и всепрощения, мотив Иуды.

Как Иисус Христос принял страдания за людей, точно так же и Соня принимает страдания за своих близких. Причем она сознает всю мерзость, греховность своего занятия и тяжело переживает собственное положение.

«— Ведь справедливее, — восклицает Раскольников, — тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!

— Ас ними-то что будет? — слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению. Раскольников странно смотрел на нее.

Он все прочел в одном ее взгляде. Стало быть, действительно у нее самой была уже эта мысль. Может быть, много раз и серьезно обдумывала она в отчаянии, как бы разом покончить, и до того серьезно, что теперь почти и не удивилась предложению его. Даже жестокости слов его не заметила... Но он понял вполне, до какой чудовищной боли истерзала ее, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном ее положении. Что же, что же бы могло, думал он, до сих пор останавливать решимость ее покончить разом? И тут он понял вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая полусумасшедшая Катерина Ивановна, с своею чахоткой и со стуканием о стену головою».

Мы знаем, что Соню на этот путь подтолкнула Катерина Ивановна. Однако девушка не обвиняет свою мачеху, а, напротив, защищает, понимая всю безвыходность ситуации. «Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила».

Здесь ощущается едва уловимый мотив Иуды, продавшего Христа за тридцать серебренников. Характерно, что Мармеладову Соня тоже выносит последние тридцать копеек. Семья Мармеладовых в известной степени «предает» Соню. Именно так в начале романа ситуацию рассматривает Раскольников. Глава семьи, Семен Захарыч, беспомощен в жизни, словно малое дитя. Он не может побороть своей пагубной страсти к вину и воспринимает все происходящее фатально, как неизбежное зло, не пытаясь бороться с судьбой и противостоять обстоятельствам. Как заметил В. Я. Кирпотин, Мармеладов — пассивен, покорен жизни и судьбе. Однако мотив Иуды не звучит у Достоевского отчетливо: в несчастьях семьи Мармеладовых писатель обвиняет скорее саму жизнь, капиталистический Петербург, равнодушный к судьбе «маленького человека», нежели Мармеладова и Катерину Ивановну.

Мармеладов, имевший пагубную страсть к вину, вводит в роман мотив причащения. Тем самым писатель подчеркивает изначальную религиозность Семена Захаровича, наличие в душе его подлинной веры, того, чего так не хватает Раскольникову.

Другой библейский мотив в романе — мотив бесов и бесовства. Мотив этот задан уже в пейзажах романа, когда Достоевский описывает невыносимо жаркие петербургские дни. «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич, известка, опять вонь из лавочек и распивочных... Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась...»

Здесь возникает мотив полуденного беса, когда человек впадает в бешенство под влиянием палящего солнца, чересчур жаркого дня. В хвалебной песне Давида бес этот назван «заразой, опустошающей в полдень»: «Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень».

В романе Достоевского поведение Раскольникова часто напоминаем нам поведение бесноватого. Так, в какой-то момент герой как будто осознает, что на убийство его подталкивает бес. Не найдя возможности взять топор из хозяйкиной кухни, Раскольников решает, что его планы рухнули. Но совершенно неожиданно он находит топор в дворницкой и вновь укрепляется в своем решении. «„Не рассудок, так бес!" — подумал он, странно усмехаясь».

Раскольников напоминает бесноватого и после совершенного им убийства. «Одно новое, непреодолимое ощущение овладевало им все более и более почти с каждой минутой: это было какое-то бесконечное, почти физическое, отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, упорное, злобное, ненавистное. Ему гадки были все встречные, — гадки были их лица, походка, движения. Просто наплевал бы на кого-нибудь, укусил бы, кажется, если бы кто-нибудь с ним заговорил...»

Характерны и чувства героя при его разговоре с Замето-вым, когда они оба ищут в газетах информацию об убийстве Алены Ивановны. Понимая, что его подозревают, Раскольников, однако, не испытывает страха и продолжает «дразнить» Заметнова. «И в один миг припомнилось ему до чрезвычайной ясности ощущения одно недавнее мгновение, когда он стоял за дверью с топором, запор прыгал, они за дверью ругались и ломились, а ему вдруг захотелось закричать им, ругаться с ними, высунуть им язык, дразнить их, смеяться, хохотать, хохотать, хохотать!»

Мотив смеха сопровождает Раскольникова на протяжении всего романа. Тот же смех присутствует и в снах героя (сон о Миколке и сон о старухе-процентщице). Б. С. Кондратьев замечает, что. смех во сне Раскольникова — это «атрибут незримого присутствия сатаны». Думается, такое же значение имеет и смех, окружающий героя наяву, и смех, звучащий в нем самом.

Мотив беса развивает в романе и Свидригайлов, который все время как будто искушает Родиона. Как замечает Ю. Карякин, Свидригайлов — «своего рода черт Раскольникова». Первое явление этого героя Раскольникову во многом сходно с явлением черта Ивану Карамазову. Свидригалов возникает словно из бреда, он кажется Родиону продолжением кошмарного сна об убийстве старухи.

Мотив бесов возникает в последнем сне Раскольникова, увиденном им уже на каторге. Родиону представляется, что «весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве». В тела людей вселялись особые духи, одаренные умом и волей, — трихины. И люди, заражаясь, становились бесноватыми и сумасшедшими, считая единственно верными, истинными, лишь свою правду, свои убеждения, свою веру и пренебрегая правдой, убеждениями и верой другого. Эти разногласия привели к войнам, голоду, пожарам. Люди оставили свои ремесла, земледелие, они «кололись и резались», «убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе». Язва росла и продвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли лишь несколько человек, чистых и избранных, предназначенных начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю. Однако этих людей никто и никогда не видел.

Последний сон Раскольникова перекликается с Евангелием от Матфея, где открыты пророчества Иисуса Христа о том, что «восстанет народ на народ и царство на царство», что будут войны, «глады, моры и землетрясения», что «во многих охладеет любовь», люди возненавидят друг друга, «друг друга будут предавать» — «претерпевший же до конца спасется».

Здесь же возникает и мотив казни Египетской. Одной из казней, насланной Господом на Египет для смирения гордыни фараона, стала моровая язва. Во сне Раскольникова моровая язва получает как бы конкретное воплощение в виде вселявшихся в тела и души людей трихинов. Трихины здесь — не что иное, как бесы, вошедшие в людей.

Этот мотив мы достаточно часто встречаем в библейских притчах. Так, в Евангелии от Луки читаем, как Господь исцеляет бесноватого в Капернауме. «Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: оставь; что тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Иисус запретил ему сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повернув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему».

В Евангелии от Матфея читаем об исцелении немого бесноватого в Израиле. Когда бес был изгнан из него, он стал говорить. Известна и притча о том, как бесы, выйдя из человека, вошли в стадо свиней, которое бросилось в озеро и потонуло. Бесноватый же исцелился и стал совершенно здоров.

У Достоевского бесовство становится не физической болезнью, но болезнью духа, гордыней, эгоизмом и индивидуализмом.

Таким образом, в романе «Преступление и наказание» мы встречаем синтез самых различных библейских мотивов. Это обращение писателя к вечным темам закономерно. Как замечает В. Кожинов, «герой Достоевского постоянно обращен ко всей необъятной жизни человечества в ее прошлом, настоящем и будущем, он постоянно и непосредственно соотносит себя с ней, все время меряет себя ею».






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства, – говорится в "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России", – является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Сегодняшняя школа совместно с семьей должна сформировать целую систему духовно-нравственных ценностей: любовь к Отечеству, справедливость, милосердие, доброту, честь, достоинство, любовь, почитание родителей, стремление к познанию, трудолюбие, эстетическое отношение к жизни… Без этих качеств нет Человека.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Что такое духовность, нравственность? Как учитель, сеющий «разумное, доброе, вечное», может воспитать духовно-нравственную личность?
Конечно, своей личностью и средствами предмета, особенно если этот предмет – литература.

Сегодня учитель должен ставить новые задачи обучения: не научить, а дать возможность научиться, не преподавать, а дать возможность найти ответ самостоятельно. Методы и технологии разные – выбор за учителем: какой прием будет более продуктивен на каждом конкретном уроке. А применение новых педагогических технологий – это не метод, это инструмент, который тоже стал реальностью сегодняшнего дня.

Программа по литературе для X класса дает широкие возможности для учителя по воспитанию цельной духовно-нравственной личности: вопросы чести, долга, совести, любви, преданности, сострадания и милосердия поднимали в своих произведениях И.А.Гончаров, С.Тургенев, А.Н.Островский, Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой. Таким образом, «высокий» литературный и биографический материал позволяет выстраивать данную работу в системе.

Материал представленной разработки объемный, но рассчитан на один урок. Поэтому подготовка к нему ведется на протяжении нескольких уроков, используется индивидуальный и групповой метод выполнения домашнего задания в виде исследования Евангельских текстов, подбора цитатного материала.

Позади уроки по биографии Достоевского, по романам «Идиот» и «Братья Карамазовы», а также урок внеклассного чтения по рассказу Солженицына «Матренин двор». На мой взгляд, трудно найти писателей, которые, как Ф.М.Достоевский и А.И.Солженицын, так остро и пронзительно говорили бы о человеке, его предназначении, его совести, его душе.

Такой урок с историческими параллелями дает возможность связать воедино «вечные» темы литературы X IX века и века XX через христианские мотивы.

Главная особенность русской литературы – это ее православная направленность.

Н.А. Бердяев утверждал: «Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человеческого мира. В самых значительных творениях она проникнута религиозной мыслью».

Это же можно сказать и о литературе XX века, исключая некоторые произведения последних десятилетий.

Кроме того, элементы интегрированного урока позволяют развивать потенциал учащихся, приобщать к новому типу мышления, развивать речь, внимание, эстетические чувства. Использование на уроке стихов, музыки дает возможность учащимся окунуться в нравственную атмосферу темы.

Технология развивающего обучения и сотрудничества, личностно-ориентированный подход, когда во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, приемы аналитической беседы дают возможность старшеклассникам поразмышлять над сложными вопросами бытия, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее.

Урок может быть полезен учителям литературы и МХК, а его элементы можно использовать во внеклассной работе.

Цели урока:

образовательные:

  • организовать деятельность учащихся по уяснению христианских мотивов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»;
  • обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → её исследование → решение → анализ → обобщение;
  • вызвать у учащихся заинтересованность в чтении Евангелия.

развивающие:

  • развивать логическое мышление;
  • развивать мотивацию учащихся к творческой деятельности;
  • развивать умение сравнивать, определять понятия, выявлять связи и сопоставления между изучаемыми понятиями и текстами, делать самостоятельные выводы;
  • воспринимать явления интегрировано;
  • развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к литературе и православнойкультуре.

воспитывающие:

  • воспитывать отношение к человеку как к высшей ценности;
  • содействовать формированию нравственных качеств учащихся, желанию становиться лучше;
  • воспитывать коммуникативность, культуру речевого общения;
  • воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека;
  • воспитывать эстетические чувства.

Тип урока: урок применения знаний.

Используемые технологии: технология сотрудничества, личностно-ориентированного и развивающего обучения.

Используемые приемы : аналитическая беседа, комментированное чтение, приём составления синквейна, основанного на методике развития творческого и критического мышления.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа, коллективная, фронтальная работа.

Оборудование: портреты Ф.М.Достоевского и А.И. Солженицына, тексты романа «Преступление и наказание» и рассказа «Матренин двор», тексты Евангелия, проектор, аудиозаписи: «АVE MARIA», романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье», фортепианная музыка Э.Морриконе, мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал: библейские заповеди, предание о Содоме и Гоморре.

Ход урока

«Жить не по лжи» Солженицын А.И.

I. Организационный момент.

II. Ориентировочно-мотивационный этап.

Звучит музыка. Учитель читает стихотворение Б.Окуджавы.

Совесть, Благородство и Достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрёшь как человек.

СЛАЙД №1.

III. Подготовительный этап.

Учитель . Сегодня мы поговорим о двух произведениях, на первый взгляд, далеко отстоящих друг от друга и по времени написания, и по героям, и по именам авторов. Это – роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор». Мы постараемся найти точки соприкосновения этих, казалось бы, разных произведений, определим, какие христианские мотивы объединяют их.

Судьбы Достоевского и Солженицына во многом схожи: оба пережили духовный надлом, оба пострадали от режима: один отбывал срок на каторге, а другой – в лагерях и поселении. Оба любили Россию и размышляли над ее судьбой.

Итак, тема урока: «Христианские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор».

СЛАЙД №2 «Люби других, как себя»

IV. Операционно-исполнительский этап.

Феодор Михайлович Достоевский – великий русский писатель, который пытался разгадать загадку человеческой личности, ставил вечные вопросы бытия: для чего живет человек, есть ли Бог, как соотнести человеческую свободу и божественное предопределение.
Цитата со слайда (прот. Зеньковский)

Человек – вот что занимало писателя: в чем его природа («зверь» он или «образ Божий»), как преобразовать мир на основах духовности, нравственности, уважения личности, как соединить справедливость, правосудие и законность.

СЛАЙД №3 «Жить не по лжи»

Учитель. Таким законом, по мнению Достоевского, должен быть закон нравственный (цитата со слайда), а Солженицын из ХХ века продолжал эту мысль: «Жить не по лжи».

Нравственным идеалом для Достоевского был образ Христа, воплотивший высшие человеческие качества. Но к Христу писатель пришел не сразу.

Ученики. Из биографии писателя мы знаем, что он состоял в кружке М. Петрашевского и был приговорен к расстрелу. Перерождение его убеждений произошло в 1849 году, когда он ожидал казни, но потом она была заменена каторгой.

В Сибири он встретил жену декабриста Фонвизина, которая подарила писателю маленькую книжечку в кожаном переплете. Это было Евангелие. С ним Достоевский не расставался до последних дней жизни, как и с образом Христа.

Учитель. Вспомните. Что он написал об этом в своем дневнике.

Ученик читает: «Верю, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа».

Учитель. Действительно, вера была Достоевским выстрадана, и ею он наделяет своих любимых героев.

Записи в тетрадях.

Цитата со слайда №3 (слова Достоевского)

СЛАЙД №4 «Вечная Сонечка»

Учитель. Вот таким значком добра и духовной красоты явилась для Достоевского Сонечка Мармеладова. Полное имя героини София. Что оно означает? (мудрость).

– Давайте обратимся к тексту романа. Найдите портретное описание Сони Мармеладовой (I , 2 – Мармеладов о дочери и II, 7 – Соня около умирающего отца, III, 4 – Соня у Раскольникова). Ученики зачитывают фрагменты.

– Какой вы увидели Соню в этих сценах? (Кроткая, любящая, прощающая, безответная, смиренная)

– Расскажите о жизни Сони Мармеладовой

Ученики. Соне всего 18 лет, но она уже много в жизни потеряла и испытала. Рано умерла мать. Отец женится на другой, пропивает все деньги. Семья бьется в нужде, мачеха больна. Соня вынуждена идти на панель, чтобы прокормить семью. Казалось бы, Соня должна озлобиться на мачеху, которая заставила ее зарабатывать деньги таким способом, но Соня прощает ее. Более того, она приносит деньги каждый месяц и является, по сути, единственным кормильцем большой семьи.

Соня изменилась внешне (она одета в крикливый, броский наряд), но в душе она осталась чистой и непорочной.

Учитель. Как вы считаете, Соня осознанно совершает этот шаг?

Ученики. Да, она совершает осознанный шаг. Это ее нравственный выбор. Она приносит себя в жертву ради голодных детей.

Учитель. Обратите внимание: находясь на дне жизни, Соня не становится порочной. В каком мире живет Соня? Какие люди ее окружают?

Ученики. Ее окружают такие люди, как Раскольников, Лужин, Свидригайлов. Это мир лжи, подлости, обмана, насилия, жестокости.

Учитель. Как ей живется в этом мире? Да, Соня не протестует, как Раскольников, не интригует, как Лужин, не подличает, как Свидригайлов. А что она делает?

Ученики. Она смиряется.

Учитель. А как вы понимаете, что такое «смирение»?

Ученики. Это душевный мир, покой, согласие со своей совестью, душой. И это ее осознанный выбор, а не подчинение обстоятельствам. Этот внутренний покой (смирение, гармония) помогают ей творить мир вокруг себя: помогать своим родным, горячо сочувствовать Раскольникову.

Учитель. Давайте проанализируем сцену с Лужиным (ч. V, гл. 3). Обратите внимание на поведение Сони в этой сцене. Что говорит о ней Катерина Ивановна? Посмотрите внимательно на ремарки автора: не что говорит Соня, а как она говорит (робко, чуть слышно…)

Да, Соня очень уязвима перед злом. Она перед ним беззащитна. Она не может постоять за себя, но за других…(мы увидим далее, сколько внутренней силы и убежденности в этой хрупкой, на первый взгляд, девушке).

– Как называет себя Соня?

Ученики. Я бесчестная, я великая грешница.

Учитель. А кто такой грешник и что такое грех?

Ученики. Грех - это совершение зла, нарушение Божьих заповедей. А грешник – это человек, который отошел от Бога.

Учитель. Какую заповедь Христа нарушила Соня?

Ученики . Не прелюбодействуй.

Учитель . Как вы считаете, грех прелюбодеяния, совершенный Соней, может быть прощен?

Ученики . Конечно, да, потому что ею двигали любовь и сострадание. Любовь в представлении народной нравственности выше страха Божьего наказания.

Учитель . А может быть, у нее был другой выход? (уйти из жизни)

Ученики . Нет, это было бы нечестно по отношению к детям Мармеладовым. Это был бы эгоистичный поступок с ее стороны: избавиться от мук и страданий самой, а детей обречь на смерть. К тому же, для Сони как для глубоко верующего человека самоубийство – это смертный грех, это недопустимо: ведь жизнь – это дар Божий.

Учитель . Что же поддерживает Соню в ее трудной жизни?

Ученики . Вера в Бога.

Учитель . Наиболее полно и ярко раскрывается образ Сони в ее встречах и беседах с Раскольниковым. Давайте вспомним эти сцены романа. Как Раскольников воспринимает Соню в начале их знакомства? Кто она для него?

Ученики . Соня для него ровня: она так же, как и он, совершила преступление. Но постепенно он понимает: эта девушка живет совсем по другим законам, а он пока еще весь во власти своей страшной теории.

Учитель . Раскольников называет ее юродивой, причем твердит дважды, почему? Что значит это слово? (Ученики читают статью толкового словаря).

На доске:

Юродство – врожденное телесное или духовное уродство (житейское представление).

Юродство – это «безумная мудрость», духовный подвиг, добровольное принятие на себя лишения плоти, «самопроизвольное мученичество» (старинная русская религиозная традиция).

Грех – нарушение религиозных предписаний, правил.

Учитель . Какую фразу произносит Соня сразу после признания Раскольникова?

Ученики . «Да что же вы это над собой сделали?» И советует «встать на все четыре стороны и сказать всем: «Это я убил». Тогда Бог тебе опять жизни пошлет».

Учитель . Почему «над собой?» Почему Соня жалеет не старуху-процентщицу и ее сестру, а убийцу?

Ученики . Потому что он совершил смертный грех и погубил свою душу.

Учитель . Что же делать Раскольникову?

Ученики . Соня советует «встать на все четыре стороны и сказать всем: «Это я убил» Тогда Бог тебе опять жизни пошлет». Страдание принять и искупить себя им. Вот что надо. «За тобой пойду, всюду пойду», – говорит Соня и дает ему свой крест.

Учитель . Что у православных означало поменяться крестами?

Ученики . Это значило стать духовно ближе, стать почти родными.

Записи в тетрадях.

СЛАЙД №5. «Две правды»

Учитель . Соня и Раскольников – это два разных полюса, которые далеки друг от друга, но не могут существовать друг без друга и притягиваются. У каждого своя правда.

Работа в группах. Ученики обсуждают, в чём правда Сони и правда Раскольникова. Ученики каждой группы приводят доводы, цитируют текст. Затем представители каждой группы делают выводы.

– В чем правда Сони? (комментирование слайда)

Ученики. Раскольников преступил для себя, а Соня – ради других.

Соня сама объясняет, почему добрый, честный, благородный Раскольников преступил: «От Бога вы отошли…» (цитата со слайда).

А про себя она говорит так: «Что бы я без Бога-то была» (цитата со слайда)

Правда Раскольникова – это бунт. А правда Сони – любовь и смирение.

Записи в тетрадях.

СЛАЙД №6 «Евангельские притчи»

Учитель . Весь текст романа как будто незримыми нитями прошит Евангельскими притчами и заповедями (их цитируют герои и сам автор). Прочитайте эти отрывки. Как вы их понимаете?

Ученики зачитывают отрывки из романа, комментируют их.

Евангельские притчи являются неотъемлемой составляющей романа, они рядом с героями, они помогают читателю осмыслить их поступки.
Записи в тетрадях.

СЛАЙД №7. «Воскрешение Лазаря»

Учитель . Самой важной сценой является эпизод чтения Евангелия о воскрешении Лазаря. Это сцена веры в Воскресение.

Ученики пересказывают содержание эпизода.

Герой находится на распутье, он готов признаться в своем преступлении и принять наказание.

Учитель . Почему, по вашему мнению, Соня сначала не хотела читать?

Ученики . Она сама грешница, для нее это очень личное. Она тоже жаждет Воскресения. Она тоже надеется на чудо.

Учитель . Да, они оба нуждаются в Воскресении, но каждый из них смотрит на эту притчу по-своему: Соня – со стороны Лазаря, а Раскольников – Христа.

Ученики. «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением Вечной Книги».

Записи в тетрадях.

СЛАЙД №8 «Путь к покаянию» (ЭПИЛОГ)

Учитель . Воскресение героев лежит через покаяние и страдание, поэтому только на каторге, куда Соня пошла, как и обещала, за Раскольниковым, наших героев ждет перерождение.

– Как вы считаете, кто из них сильнее, кто ведет за собой другого?

Ученики. Конечно, Соня. Своей верой, любовью, состраданием она вселяет в героя надежду на преображение.

Учитель . Найдите строки, подтверждающие, что Раскольников готов к преображению.

Ученики . «Разве могут ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере...»

Поняв это, Раскольников становится счастливым и делает Соню счастливой: «Он знал, какою бесконечною любовью ис­купит он теперь все ее страдания».

Учитель . Каким мы видим героя в эпилоге?

Ученики . «Он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим».

Именно Соня возродила его к новой жизни.

Учитель . Достоевский знает, что новую жизнь Раскольникову «надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, буду­щим подвигом». Это очень долгий и трудный путь.

Соня - идеал Достоевского. Соня несет с собой свет Надежды и Веры, Любви и Сочувствия, Нежности и Понимания. Вот таким должен быть человек, по мнению Достоевского. Поэтому героиня и носит имя «София» («мудрость»).

Учитель. В чем же суть христианского мировоззрения Достоевского?

Ученики .Писатель верит, что воскресить падшего человека можно верой, любовью, милосердием и состраданием.

Учитель . Таким образом, можно сказать, что весь роман «Преступление и наказание» построен на мотиве воскресения человека к новой жизни.

Записи в тетрадях.

СЛАЙД № 9 «Не стоит село без праведника»

Учитель. опросы христианской морали волновали и А.И.Солженицына.

А. И. Солженицын – христианский писатель. Однако он не религиозный проповедник, а художник, который выражает свои взгляды через художественные образы.

– Расскажите об истории создания рассказа «Матренин двор»

Ученики сообщают, что рассказ построен на автобиографической основе, что у него было другое название – «Не стоит село без праведника». Имя героини сохранено, только фамилию автор изменил.

Учитель. Кто такой праведник? Какие ассоциации у вас возникают при этом слове?

Учащиеся составляют ассоциативный ряд слова «праведник».

Праведник – правда, свет, душа, мир, согласие, мораль, нравственность, Бог.

Запись на доске:

Праведник – человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности.

СЛАЙД №10 «Люди забыли Бога, оттого и все»

Учитель. Расскажите о жизни Матрены (опрос). Что означает имя «Матрена»? (госпожа, мать семьи, матушка)

Ученики. Судьба Матрены - это судьба миллионов и миллионов крестьянских женщин на Руси: несчастливое замужество, смерть детей, тяжелый колхозный труд, гибель мужа, тяжелая болезнь - немочь, которая одолевает с каждым годом все сильнее. Но героиня не ропщет, не жалуется, не завидует. Она живет для людей, близких и соседей. Она безотказна и бескорыстна. Она не озлобилась на мир и не очерствела душой.Матрена живет по-христиански.

Записи в тетрадях.

Слайд №11 Матренин дом

Учитель . Найдите описание дома Матрёны Васильевны. Что особенного в нём?

Ученики рассказывают о том, как живет героиня, что окружает ее, как она ведет хозяйство.

Учитель. Хозяйка из Матрены, как мы видим, неидеальная: нет у нее ни поросенка, ни коровы, ни одежды приличной. А есть кошка колченогая, мыши, тараканы, коза да фикусы, которые «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Как вы думаете, почему Матрена такая? Почему еще Ефим, ее покойный муж, упрекал жену за ее «некультурный» вид?

Ученики. Потому что для нее это не главное. Главное - это то, что позволяет ей жить в ладу с самой собой, со своей совестью, с душой. Это доброта, любовь, милосердие, терпимость.

Записи в тетрадях.

СЛАЙД №12 «Матренин мир»

Учитель. Как Матрена строит свои взаимоотношения с людьми? Как воспринимает она свою судьбу? Держит ли обиду, зло на людей?

Ученики. «Но её лоб недолго оставался омрачённым…”

Матрена не знает, что такое зависть, вражда. Доброта и смирение - вот что движет героиней.

Учитель. Как вы понимаете смысл названия рассказа? Не о хозяйственных же постройках говорит автор. А о чем?

Ученики. Двор - это не только и не столько наружная часть дома. Это окружение человека, то, что ему дорого, близко. Это духовный мир Матрены. Это и есть ее двор, защита, охрана. От дьявольского антимира, который ее окружает.

Записи в тетрадях.

Слайд № 13 «Матренино сердце»

Учитель. Почему, на ваш взгляд, Солженицын не дает подробного портретного описания главной героини? На какие детали ее внешности он обращает особое внимание? (Лицо и улыбка) - Цитата со слайда.

– Чем для Матрены была ее горница?

Ученики смотрят в словаре толкование слова «горница» (горний, высший, небесный).

Ученики. Это не просто деревянная постройка, это ее жизнь. «Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет…для Матрены было это - конец ее жизни всей» И самое обидное и страшное, что во главе всего – Фаддей, которого она любила когда-то.

Учитель . Горницу, пишет Солженицын, разбирают по ребрышку, как будто это живое существо. Да это так и есть. С горницей уходит все: уходит кошка, пропадает котелок со святой водой, а затем уходит и сама жизнь. Матрена одинока, никому не нужна, она отдала все, что имела.

Записи в тетрадях.

СЛАЙД №14 «Матренина душа»

Учитель. Много страдала Матренина душа. И тем не менее, она, как и Соня Мармеладова, сохранила открытость, бескорыстие и доброту. Что держит Матрену в жизни?

Достоевского - какой-то вихрь событий, исповедей, скандалов, убийств. Но, читая «Войну и мир», кто-то пропускает главы с описанием войн, кто-то пропускает философские главы. Роман Достоевского так читать нельзя. «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот» или целиком захватывают, или отбрасываются, как «сверление здорового зуба» (Чехов), как мучительство «жестокого таланта» (Михайловский), как «пошлый детектив» (Набоков). Целое здесь не сконцентрировано из частей и не делится на отшлифованные части, оно господствует над частями, как смерч - над поднятыми песчинками. Вынутая из смерча - песчинка ничтожна. В смерче она сбивает с ног.

Весь роман представляет собой то ценнейшее, что может дать читателю художник слова. Это жизнь, которую можно прожить достойно или потерять так быстро, что становится страшно, жизнь, которая может дать столько наслаждений или обречь на жестокие муки...

Ища ответ на ее вопросы, погиб Базаров; «Евгений Онегин» до сих пор читается с болью потому, что главный герой терзается муками, на которые был ею обречен. Раскольников терпел «испытание крестом»...

Роман - прохождение главного героя через «все круги жизни», в которые он попадает, еще"не придя на суд божий... Вечная боль, подобная боли Христа, сопровождает его повсюду, терзая с самого начала пути, который он выбрал - сознательно, отдавая себе отчет в своих действиях и решениях и в то же время не представляя себе своих деяний... Это путь - путь против себя, правды, веры, Христа, человечества. Против всего святого, что является после самоубийства самым тяжелым преступлением, обрекающим несчастного на тяжелейшие муки.

«Не убий!» ...Эту заповедь Раскольников преступил и, как по Библии, должен пройти от мрака к свету, из ада путем очищения достигнуть рая. На этой идее построено все произведение.

Христианские образы и мотивы сопровождают героя весь его путь к очищению, помогая преступнику вознестись над собой. Крест, который снял с убитой им Елизаветы Раскольников, Библия, которая лежит у него под подушкой, притчи, сопровождающие героя в его пути, дающие поддержку, люди-христиане, с которыми столкнула жизнь героя, - неоценимая помощь на тернистом пути познания. И благодаря символам, посланным небом в поддержку Родиону Раскольникову, возрождается к жизни еще одна душа, которая имеет силы принести свою долю добра на землю. Эта душа - душа некогда убийцы, возрождающаяся к совершенству... Крест православный помогает герою обрести силы для покаяния, признания своей чудовищной ошибки. Словно символ, талисман, приносящий, излучающий добро, изливающий его-в душу того, кто его носит, крест связывает убийцу с Богом... Соня Мармеладова, девушка, живущая по «желтому билету», грешница, но святая в своих помыслах и деяниях, отдает свои силы преступнику, возвышаясь и возвышая его. Порфирий Петрович, уговаривая сдаться полиции, ответить за свое преступление, наставляет на праведный путь, несущий раскаяние и очищение. Несомненно, жизнь послала поддержку человеку, имеющему нравственные силы для совершенствования. «Кто без греха - пусть первый бросит в нее камень», - гласит притча о блуднице. Все - грешники, имеющие право на сочувствие и понимание, - вот смысл притчи. И Раскольников находит понимание и сочувствие. Он находится в плену дьявола, когда рассудок заставляет идти на страшный грех. «Черт», так часто употребляемое в романе слово, «охраняющее» муки, стирается с последующих строк успокоения, покаяния и примирения героя с самим собой. Христианские символы ни на минуту не оставляют убийцу, лишая власти дьявола... Они незримо «присутствуют» в жизни героев «Преступления и наказания», давая знать о присутствии Христа...

Числа «три», «тридцать», «семь», то есть имеющие в своем составе считающееся магическим число, можно встретить в романе довольно часто. Сама природа, ее силы незримо играют роль в человеческой жизни. Да, Раскольникову угрожает то, что на христианском языке называется вечной гибелью. К убийству старухи процентщицы, а потом к покаянию его несет помимо воли. И вместе с тем он осознает это. Сознательность и автоматизм несовместимы. Но Достоевский убеждает нас, что параллельные сошлись, что невменяемость и ответственность слились. Главное - принять идею, которая способна убить человека. Каким образом помысел насилует душу? Раскольников иногда ссылается на черта. Какой-то голос ему начинает подсказывать разрушительные и саморазрушительные поступки... Возможно, это данный человеку знак сердечной пустоты. Когда разум не принимает нашептывания голоса, он почти бессилен. Но когда сердце пусто, когда разум сбит с толку помыслом, этот голос, объединившись с помыслом, может завладеть сознанием... Другой союзник помысла - блуд интеллектуального эксперимента. Раскольниковым овладела похоть теоретика, услышавшего, что завтра вечером можно будет провести решающий эксперимент. Роман Достоевского не просто балансирует на грани между добром и злом, Богом и чертом, жизнью и духовной смертью. Несомненно, человек не может жить без благословения свыше, но не это главное. Черт может подстерегать в обличье искушения, под маской лжи. Достоевский пытался представить своего героя в плену дьявола - себя самого. Решившись на убийство, герой переступает не через Бога, а через себя. Сам того не подозревая, он уничтожает себя. А есть ли что более страшное, чем пре-"ступление против себя? Христос же олицетворяет собой ту гармонию души и тела, которую может узнать человек, не поддавшийся «эксперименту» страшного греха над собою - эксперименту, где стираются грани между добром и злом, святым и адским, и, балансируя на краю, он может выбрать то или другое...

Вот почему «Преступление и наказание» - роман о человеческой душе, умеющей любить и ненавидеть, отличающей правду света от искушений ада или не имеющей подобного «таланта», а значит, «должной умереть», уничтоженной своими же страстями, а не адскими «играми» дьявола. Умение выйти из этой битвы победителем, быть свергнутым и суметь вознестись на пьедестал и представил Достоевский, давший рождение великому Человеку!..

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» был опубликован в 1866 году. Его автор большую часть жизни прожил в довольно стесненных материальных условиях, вызванных необходимостью расплачиваться с долгами за издание журналов «Эпоха» и «Время», предпринятое братьями Достоевскими до смерти старшего брата Михаила. Поэтому Ф. М. Достоевский вынужден был заранее «запродавать» свой роман издателю, а потом мучительно торопиться к сроку. У него не было достаточно времени, чтобы, подобно Толстому, семь раз переписать и поправить написанное. Поэтому роман «Преступление и наказание» достаточно уязвим в некоторых аспектах. Много сказано о его растянутости, неестественном нагромождении отдельных эпизодов, других композиционных недостатках.

Но все сказанное не может заслонить от нас тот факт, что творчество Достоевского, его художественное восприятие мира настолько ново, своеобразно и гениально, что он навсегда вошел как новатор, как основоположник новой школы в историю мировой литературы.

Главной художественной особенностью романа «Преступление и наказание» является тонкость психологического анализа. Психологизм в русской литературе был известен давно. Сам Достоевский использует также традиции М. Ю. Лермонтова, который стремился доказать, что «история души человеческой... едва ли не интереснее и не поучительней истории целого народа». Для Достоевского в романе характерно проникновение в психологию изображаемых героев (будь то кристально чистая душа Сони Мармеладовой или темные изгибы души Свидригайлова), стремление не только передать их реакцию на господствовавшие тогда отношения между людьми, но и мироощущение человека в данных социальных обстоятельствах (исповедь Мармеладова).

Раскрыть душу, мироощущение героев помогает автору прием полифонии, многоголосия в романе. Каждый герой помимо участия в диалогах произносит бесконечный «внутренний» монолог, показывающий читателю, что делается в его душе. Достоевский строит все действие романа не столько на реальных событиях и их описании, сколько на монологах и диалогах героев (сюда вплетается и его собственный голос, голос автора). Писатель тонко передает речевые особенности каждого образа, очень чутко воспроизводит интонационную систему речи каждого персонажа (это хорошо заметно в речи Раскольникова). Из этой творческой установки исходит и еще одна художественная особенность романа - лаконичность описаний. Достоевского интересует не столько то, как выглядит человек, сколько то, что за душа у него внутри. Так и получается, что из всего описания Сони запоминается одно только яркое перо на шляпке, совершенно не идущее к ней, а у Катерины Ивановны - яркий не то платок, не то шаль, которую она носит.



Последние материалы сайта