Приложение (Игры для классных часов). Логические и занимательные задачи (300 задач)

12.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Это вариант всем известной игры "Шарики", только в этот раз - для группы. Соответственно, приготовить для конкурса нужно надувные шары, которые в процессе привязываются к ноге каждого участника. Можно привязать на щиколотку один, а если не жалко - два шарика. Все зависит от того, сможете ли вы себе позволить столько материалов. Дается сигнал - и все учавствующие начинают борьбу, в которой нужно сохранить свой шар целым (или целыми), но в то же время полопать все чужие. Побеждает тот, кто последний остается с целым шариком. Веселье, движение и адреналин обеспечен всем!

Эстафета

Это конкурс по типу эстафеты: нужно на скорость пробежать определенную дистанцию. Но пробежать ее надо так: два игрока становятся спиной к спине, а так же берутся за руки. Такой парой они должны пробежать дорогу туда, а так же назад. Запрещается поднимать и нести на спине второго партнера или падать - в таких случаях конкурсанты выбывают.

Накормить яблоком

Выбираем из зала несколько пар. Завязываем им всем глаза и ставим друг напротив друга. Каждому дается по яблоку (следите, чтобы они были более-менее равными по размеру). Задача - накормить того, кто стоит напротив, как можно быстрее.

Снять шапку

В этом конкурсе могут участвовать минимум двое, максимум - две команды по несколько человек. На земле нужно начертить круг. Участникам одеваем на голову шапку, а левую руку привязываем к телу. Задача: снять шапку у второго игрока и не дать снять свою, и все это в черте круга, за границы которого нельзя заходить. Для команды каждая снятая шапка - очко, для единичного случая победитель - тот, кто сохранит свой головной убор.

Посмотри и запомни

Подготовьте поднос, на который положите различные предметы: карандаш, отвертка, часы - все, что в голову придет. Предметы можно как убирать, так и возвращать на место в процессе конкурса. Человек с завязанными глазами должен отгадать все, что лежит на подносе.

Вырезать буквы

Выбранные люди делятся на две команды, которым вручаются: веревка, карандаши, булавки, ножницы и несколько листов бумаги. Ведущий дает сигнал и двое из каждой команды должны натянуть веревку, а остальным нужно вырезать из бумаги буквы и прицепить их к веревке так, чтобы получилась интересная и красивая фраза из двух слов как минимум. Побеждают либо те, кто сделал это первыми, либо те, у кого фраза получилась оригинальной.

2. Телеграмма

Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. В центре стоит водящие. Один из играющих говорит:"Я посылаю телеграмму такому то". "Телеграмма" передается по цепочки пожатием сцепленых рук в любую сторону по кругу. Водящий должен "переватить" телеграмму, т.е. увидеть, что пожиают руки. Если он это замечает, то втает в общий круг, а попавшийся становится водящим. Если телеграмма доходит до получателя, то он говорит: "Получил" и сам отправляет телеграу кому-то. Нелья отправлять телеграму рядом стоящему. Если водящий н икак не может перехватить послание, его лучше поменять.


3. Сантики-фантики-лимпопо

Играющие стоят в кругу. Один - водящий выходит за круг и отворачивается. В кругу выбирается тот, кто будет задавать определенные движения. После выборов все начинают хлопать в ладоши и говорить:"Сантики-фантики-лимпопо". Водящий встает в центр круга и старается понять, кто задает движения. Тот, кто задает движения, периодически начинат новое движение, скажем, крутить пальцем у виска или притопывать ногой. Все быстро повторяют за ним. Если водящий ходит "лидера", то последний становится водящим, старый водящий встает в общий круг и игра начинается сначала.


4. Нос-пол-потолок.

Ведущий называет:"Нос" или "пол" или "потолок". И сам показывает пальцем на пол, нос, потолок (иногда не на то, что говорит, чтобы запутать играющих). Участники показывают то, что называет ведущий. Те, кто ошибся, получают штрафные очки, которые потом творчески отрабатываются.


5. Репка-капуста.

Игра очень похожа на игру "Нос-пол-потолок", репка изображается открытой ладонью вниз (так как репка растет вниз), капуста - открытой ладонью вверх (так как капуста растет над землей).


6. Не собьюсь!

Ведущий, обращаясь к ребятам, спрашивает: "Кто умеет считать до 30? Оказывается, все. Тогда пусть кто-нибудь подойдет ко мне", - говорит ведущий. Желающему предлагается такое задание: считать до 30, но вместо чисел, в которые входит цифра 3 и которые делятся на 3, говорить "Не собьюсь". Счет, следовательно, ведется так: один, два, "Не собьюсь" ... Редко кому удается таким путем, ни разу не сбиваясь, досчитать до 30.


7. Боб-Доб.

Все усаживаются за длинным столом. С одной стороны стола - водящий. Кому-нибудь дают монетку (или другой мелкий предмет). Держа руки под столом, незаметно передают монетку друг другу. Внезапно водящий кричит: "Бобчинский, Добчинский, руки на стол!" Все должны немедлено положить руки на стол, ладонями вниз. В том числе и тот, у кого в руке в этот момент окажется монета. Водящий пытается угадать, у кого монета (по звуку, положению руки и т.п.). По его приказу руку надо поднять. Если водящийошибся, игра повторяется, а если угадал, тот, у кого оказалась монета, становится водящим, а водящий садится со всеми за стол.


8. Самый рассеянный.

Ведущий показывает участникам игры какой-нибудь предмет, например, карандаш, и просит всех выйте на минутку из комнаты. Оставшись один, ведущий кладет карандаш в какое то место, где он хотя и виден, но может быть замечен лишь при внимательном осмотре комнаты. Можно, например, положить карандаш на перекладину, связывающюю ножки стола, на корниз и т.п. Когда участники игры по зову ведущего возвращаются в комнату, каждый старается как можно скорее обнаружить карандаш. Увидев его, играющий сейчас же садится, заранее тихо на ухо сообщив водящему о находке. Самый рассеянный - последний, может выполнить какое - либо шуточное поручение.


9. Себе - соседу

Играющие стоят в кругу, их руки вытянуты. В центре водящий. Одна рука неподвижна, другой играющие передают монетку в любую сторону по кругу, кладя ее на ладонь соседа. Но все одновременно делают характерное движение другой рукой, иммитируя или не имметируя передачу монеты, со словами "себе - соседу".


10. Разведчик

Из ребят, стоящих в кругу выбирается водящий. Ребята стоят в разных произвольных позах. Водящий запоминает эти позы и отходит в сторону. Ребята меняют позы, водящий заходит в круг и его задача - заметить изменения, если он заметит менее трех изменений - ему загадывается фант.


11. Я иду в поход.

Все стоят в кругу. Вожатый держит в руках мячик и объясняет, что сейчас надо будет передавать мячик по кругу и говорить: "Я иду в поход и беру с собой...(называется какой-нибудь предмет". Вожатый определяет идёт этот человек в поход или нет.Нужно понять принцип, по которому берут в поход. Вожатый первый говорит фразу со словом:"Пожалуйста!" передаёт мячик соседу,он может помогать в разгадке,переходя и вставая в разные места круга.Игра проводится до тех пор, пока все играющие не поймут её принцип.


12. Да и нет не говорить.

В игре могут учавствовать от 5 до 30 человек. Ведущий произносит:

Вам прислали сто рублей.

Что хотите, то купите,

Чёрный с белым не берите,

Да и нет не говорите.

Затем ведущий начинает беседу с одним из участников, задавая коварные вопросы, например:

Вы, конечно, знаете, какого цвета трава? (По правилам отвечать "Да" нельзя, иначе придется отдать ведущему фант)

Знаю, - отвечает находчивый игрок. Но ведущий задает все новые и новые вопросы:

А какого цвета небо? Какого цвета снег?

Небо голубое. Снег белый. Ой, я ошибся. Про снег надо сказать: такого цвета как мел.

Ведущий старается подловить игроков,если это удаётся забирает у игока фант,когда фантов набирается достаточное колличество их разыгрывают, часто договариваются не смеяться при любых вопросах и ответах.Засмеявшийся отдаёт фант.

Ведущий объясняет правила.Все ребята должны повторять движения,которые он будет показывать, кроме одного,-"запрещённого", скаже, обвата руками головы. Вожатый совершает различные движения руками, ногами, головой, корпусом... Уличив подходящий момент, показывает неожиданно "запрещенное" движение. Кто его повторит или даже попытается повторить, тот читается нарушившим правила игры и должен выйти из игры.Сначала вожатый проводит игру в медленном темпе, давая возможность ребятам усвоить следующее правило - не повторять "запрещенное" движение. Потом темп игры ускоряется... В результате остается один или несколько победителей.


14. Крест-параллель

Это игра загадка. Вожатый говорит, что есть четыре положения: крест-параллель, параллель-крест, крест-крест, параллель-параллель. Нужно сказать соседу по очереди одно такое положение, догадываясь о их значении. Ведущий же будет говорить верно или неверно было сказано. Игра идет по кругу. Можно ее закончить, как только круг замыкается, а можно играть до разгадки. Разгадка: Крест обозначает срещенные ноги у сидящего человека или нога на ногу, а параллель-рядом стоящие ноги. Соответственно, нужно сказать то положение, которое обозначало бы ноги говорящего и ноги того, кому говорят. Например, у меня ноги скрещены, а у соседа-нога на ногу, я говорю ему:Крест-крест.


15. Перстенек.

Это старая игра, но она всегда пользовалась успехом у подростков. на каждую крепкую тесьму или ленту надеваются кольцо "перстенек" и связывают ее концы небольшим, но крепким узелком, свободно проходящим через кольцо. Играющие берутся за ленту руками, образуют круг, поют песню, сопровождая ее беспрерывными движениями рук, так, чтобы водящий не мог догадаться, у кого под руками перстенек. Песни можно придумывать какие угодно. Лет сто назвд пели такую песенку:

Перстенек, перстенек

Ты не близок, не далек,

Кто упустит перстенек,

Тот водить пойдет в кружок.

Водящий внимательно следит за руками играющих, а те в свою очередь иногода поднимают руку, что бы показать перстенек, но в тот момент, когда водящий подбегает стараются незаметно передвинуть его впаво или влево. По требованию водящего играющие поднимают руку. Если водящий ошибается, он продолжает водить. Кто не сумел спрятать перстенек, становится на место водящего.


16. Охотник.

Дети предупреждаются о том, что дорогу охотника они должны очень хорошо запомнить, иначе ему трудно будет возвращаться. Далее ведется рассказ с сопровождающими жестами: Собрался охотник на охоту. надел шляпу, сапоги, взял ружье и пошел по дороги, за тем по песочку, по бревнышкам через мостик, по песочку, по болоту с кочки на кочку, по тропинке. Устал. "Уфф!" Сел на пенек, посмотрел направо, посмотрел налево, увидел за кустом медведя, испугался и побежал обратно. (Быстро повторяется дорога в обратном порядке.)


17. Покажи и повтори.

Ребята садятся в круг, каждому необходимо придумать действие, например, хлопнуть в ладоши, закрыть глаза и т.д. Первый игрок показывает движение, которое он придумал, второй - движение первого и свое и т.д. по часовой стрелки. Если один из участников игры ошибся - он выходит из игры.

Круг с карандашами Подготовка Д л я игры нужны карандаши или авторучки (желательно закрываю­ щиеся колпачками или с убираю­ щимся" стержнем) - по одному на каждого участника. Описание Участники встают в круг, стоящие рядом должны удержать поду­ шечками указательных пальцев карандаши или ручки (см. рисунок). Расстояние между соседями - 50-60 см. Группа, не отпуская каран­ дашей, синхронно выполняет задания: 1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение. 2. Вытянуть руки вперед, отвести назад. 3. Сделать шаг вперед; два шага назад;.шаг вперед (сужение и рас­ ширение круга). 4. Наклониться вперед, назад, выпрямиться. 5. Присесть, встать. В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение: Сделать одновременно два движения (например, шагнуть вперед и поднять руки). Использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизин­ цы. Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью (левой рукой держит карандаш партнера справа, правой - партнера слева). Выполнять упражнение с закрытыми глазами. Включит ь медленну ю музык у и устроит ь коллективны й «танец» . Если участникам сложно сразу выполнить это задание, можно дать подготовительное: участники разбиваются на" пары, располага­ ются напротив друг друга на расстоянии 70-90 см и держат два ка­ рандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Нужно, не выпуская карандашей, синхронно двигать руками вверх- вниз, поворачиваться вправо-влево, приседать. 10 1. Сплочение кбманды Смысл упражнения П ри выполнении упражнения от участников требуются четкая координация совместных действий и соизмерение своих движений с движениями партнера. Задание практически невыполнимо, если каж­ дый участник думает только о своих действиях, не ориентируясь на других. Обсуждение Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при их вы­ полнении? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека? А дво­ их - справа и слева - одновременно?

Рулет.

Группа выстраивается в колонну по одному, в левой руке у каждо­ го протянутый вдоль колонны канат. Участникам дается задание плотно скрутиться по часовой стрелке в «рулет», после чего ведущий обвязывает группу оставшимся концом каната на уровне пояса. В та­ ком состоянии группу просят перемещаться по помещению по траек­ тории, задаваемой ведущим. Возможно дополнительное задание: в про­ цессе перемещения каждый из участников сообщает три интересных факта про себя; а после завершения упражнения другие подростки вспоминают эти факты. Ведущему следует внимательно следить за траекторией движения, чтобы избежать столкновения участников с неподвижными предметами. Время выполнения - 2- 3 минуты. Ес­ ли в группе 14 и более человек, целесообразно организовать два «ру­ лета» и устроить между ними соревнование на скорость. Смысл упражнения Развитие умения координировать совместные действия, сплоче­ ние группы, снятие психологической напряженности, развитие вни­ мательности.

Паучки

Подготовка Д л я проведения игры нужны канаты или крепкие веревки по од­ ной на каждую подгруппу. Описание Участники делятся на подгруп­ пы по 4- 5 человек. Члены каждой подгруппы встают спинами вплот­ н ую друг к другу, и ведущий обвя­ зывает их на уровне пояса верев­ кой. Дальнейшие действия - как в упражнении «Рулет».

Объявления связанные с запросом

Конкурс

— Проведение конкурсов, создание праздничной атмосферы в коллективе;

— развитие творческих способностей учащихся;

— формирование навыков общения юношей и девушек.

Оборудование: коробки с бумагой, полосками ткани, целлофана, газеты, призы для победителей.

Подготовка к проведению конкурса: За несколько дней до вечера определяются 3-5 пар юноша-девушка, выбираются 1 или 2 ведущих, избирается жюри.

Ход вечера:

Ведущий: Уважаемые девушки и юноши! Представьте, что для совместного проведения праздника вы отправились в путешествие на теплоходе, зашли в бар выпить чашечку кофе. Юноша, желая расположить к себе девушку, рассказывает ей анекдоты.

Конкурс 1 – на лучший анекдот

Ведущий: Вот вы пьете кофе, слушаете музыку, и вдруг – ваш теплоход терпит крушение. Течением вас выбрасывает на берег. Вы осмотрелись на острове и поняли, что остров необитаем. Здесь вас ждут самые необычные приключения. Обычно девушки очень эмоциональны, но в экстремальных ситуациях юноши чаще впадают в панику.

Конкурс 2 «Без паники, друг!»

Ведущий: Вам, милые девушки, нужно найти необходимые слова и успокоить вашего друга.

Ну вот, вы успокоились, взяли себя в руки. Огляделись вокруг, убедились, что остров действительно необитаем, и вам придется устроиться на ночлег.

Конкурс 3 «Моя хата с краю»

Ведущий: Юноши должны нарисовать проект жилища, а девушки – модели одежды. Ведь ваша одежда пришла в негодность.

Каждая пара выбирает, из какого материала изготовит одежду – из бумаги, полосок ткани, из целлофана…

Демонстрируются и комментируются проекты жилищ и модели одежды.

Ведущий: Как известно, путь к сердцу мужчины лежит через желудок.

Конкурс 4

составить меню на один день из того, что растет и бегает вокруг

Ведущий: Теперь, когда вы сыты, у вас уютное жилище, подходящая одежда, вы, уважаемые юноши, заметили, какая у вас замечательная подруга – и вкусно готовит, шьет, поддерживает вас, и вы уже влюблены в нее.

Конкурс 5 «О, свет очей моих!»

«О, свет очей моих!» — объяснение в любви (можно предложить юноше поздравить девушку с праздником и преподнести подарок – цветок, сувенир, и т. п.)

Ведущий: Пока влюбленные объяснялись в любви, начался шторм и ваш остров затапливает водой.

Конкурс 6 – танец на газете

Пары танцуют на газете, газета складывается вдвое, затем вчетверо, и т. д.

Ведущий: До сих пор все складывалось благополучно, но оказывается, на острове есть хозяева. Они давно за вами наблюдали и хотели познакомиться с вами поближе.

(Выход папуасов – танец)

Но ваши намерения им неизвестны, может быть, им хочется вас зажарить и съесть, или, наоборот, пригласить на костер дружбы.

Конкурс 7 «Мой твоя не понимать»

Необходимо объясниться с местными жителями танцем, песней, пантомимой.

Ведущий: Но, к счастью, папуасы оказались общительными и добрыми, и вы прекрасно нашли общий язык.

Конкурс 8 «Крик души»

Ведущий: Удачно складывается ваша жизнь на острове. Все-то у вас здесь есть: хорошее жилище, любимая девушка, много друзей… Но вы все чаще стали вспоминать о комфорте цивилизации. И, когда увидели пароход, у вас запела душа.

Исполняется песня.

Подводятся итоги, победители награждаются призами.

Задания на логику для старшеклассников!!!

1) Мужчина вёл большой грузовик. Огни на машине не были зажжены. Луны тоже не было. Женщина стала переходить дорогу перед машиной. Как удалось водителю разглядеть её?

2) Утверждают, что они не клеятся, хотя их даже не пробовали клеить.

3) На одном острове стоит яблоня с мальчиком, а на другом - больница с бабушкой. Между островами мост. Мальчику надо принести бабушке 2 яблока, но мост выдерживает только одного мальчика и одно яблоко. После того, как мальчик пройдет, мост разрушится. А в воде водятся акулы. Как ему перенести яблоки?

4) Марина мечтала о шоколадке, но ей на покупку не хватало 10 рублей. Вася тоже мечтал о шоколадке, но ему не доставало всего 1 рубля. Дети решили купить хотя бы одну шоколадку на двоих, но им все равно не хватило 1 рубля. Какова стоимость шоколадки?

5) Что в нашей жизни всегда увеличивается и никогда не уменьшается?

6) Как число 666 увеличить в полтора раза, не производя над ним никаких арифметических действий?

7) Какое слово можно записать справа налево, развернуть вверх ногами, отразить зеркально, и оно всё равно останется неизменным?

9) Как «да» произнести как «нет»?

10) Что невозможно удержать и десяти минут, хотя оно легче пёрышка?

11) Советским дворникам взяли и укоротили метлы. Зачем?

12) На тарелке лежало пять яблок для пятерых детей. Каждый ребёнок взял по яблоку. Однако одно яблоко осталось на тарелке. Как такое возможно?

13) Как правильно? Пять плюс семь будет «одиннадцать» или «адиннадцать»?

Ответы:

1) Дело днём было
2) Дела
3) Мальчик будет жонглировать
4) Стоимость - 10 рублей (у Марины нет денег вообще)
5) Возраст
6) Написать на бумажке 666 и перевернуть её вверх ногами
7) Оно
8) Секретом
9) Дыхание
10) Советские дворники любили постоять опершись на метлу.
11) Последний ребенок взял яблоко вместе с тарелкой
13) Двенадцать

«Чувства» (25-30 мин).

Участникам предлагается следующее: вспомните ситуацию, когда вам приходилось общаться с человеком, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении. Возможно, это был кто-то из ваших родственников или знакомых, или просто человек, встреченный вами на улице. Постарайтесь вспомнить чувства, которые вы испытывали, общаясь с этим человеком.

Затем участники общаются в парах и в течение 5 минут рассказывают друг другу о чувствах, которые они тогда испытывали. При этом один в течение этого времени рассказывает, другой внимательно слушает, затем роли меняются. Участники возвращаются в круг и все вместе, под руководством ведущего, описывают те чувства, которые они испытывали, когда рассказывали и когда слушали.

Возможный вариант:

Чувства говорящего - раздражение, возмущение, жалость, обида, презрение, недоверие, вина, ответственность и т. д.

Чувства слушающего - сочувствие, интерес, возмущение, отвращение, понимание, сожаление, уважение и т. д.

Анализ чувств помогает осознать то, насколько мы лично вовлекаемся в ситуацию при столкновении с проблемой наркотической зависимости другого человека.

«Марионетка» (15 мин).

Участники разбиваются на «тройки». В каждой подгруппе выбираются «марионетка» и два «кукловода». Упражнение заключается в том, что каждой подгруппе предлагается разыграть маленькую сценку кукольного представления, где «кукловоды» управляют всеми движениями «марионетки». Сценарий сценки участники разрабатывают самостоятельно, ничем не ограничивая своего воображения.

После обдумывания и репетиций подгруппы по очереди представляют свой вариант остальным участникам, которые выступают в роли зрителей. После того как все выступят, ведущий проводит групповое обсуждение, во время которого все желающие делятся своими впечатлениями. Хорошо, если при обсуждении будет сделан акцент как на чувствах «марионетки», так и на чувствах «кукловодов», управляющих ее движением.

Цель этого упражнения - дать участникам на собственном опыте испытать как состояние полной зависимости, так и состояние, когда другой полностью зависит от тебя. Участники могут говорить о разных чувствах: неудобстве, напряжении или, наоборот, чувстве собственного превосходства, комфорта, важно показать, что и состояние зависимости, и гиперопека делают отношения между людьми искаженными и неполноценными. Это упражнение имеет широкое поле ассоциаций, связанных как с ситуацией «наркоман - наркотик», так и с разнообразными отношениями, возникающими в семье подростка или в компании сверстников.

«Зачем люди употребляют наркотики и алкоголь?» (30 мин.).

Предлагается свободно высказаться по поводу причин, побуждающих человека употреблять алкоголь или наркотики. Ведущий фиксирует по мере поступления ответы на листе ватмана, поощряя к активности всех участников. Примерные варианты ответов могут выглядеть так: «Человек употребляет наркотики и алкоголь потому, что эти вещества помогают ему: снимать барьеры в общении, удовлетворять свое любопытство, снимать напряжение и тревожность, стимулировать активность, следовать принятой традиции, приобретать новый опыт».

В конце подводится итог и делается обобщение, задается вопрос о том, каково им сейчас вспоминать эти причины, что было трудно, были ли сделаны какие-то открытия. В ходе обсуждения целесообразно обратить внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта.

«Незаконченный рассказ» (60 мин).

Каждому участнику группы дается карточка с описанием ситуации, в которой подростку кто-либо предлагает попробовать наркотическое вещество. Окончание ситуации отсутствует - его необходимо дописать самому учащемуся.

Задание. Внимательно прочитайте начало рассказа и попытайтесь самостоятельно закончить его так, как если бы вы были на месте героя.

«У нас была своя компания. Мы ежедневно встречались во дворе дома и вместе проводили время. Все ребята, и я в том числе, курили сигареты. Однажды в нашей компании появился новенький. Он употреблял какое-то особое вещество, которое называл «наркотой», и предлагал нам тоже попробовать. Он так здорово рассказывал, как после дозы «наркоты» «ловит кайф» и что эти ощущения ни с чем не сравнить по приятности. Некоторые попробовали сразу. Я отказался. Он пытался убедить меня, что ничего не случится, если я разок попробую...»

Обсуждение. Необходимо оценить характер окончания рассказа, а также отношение к происходящему - отказ или проба наркотика, используемую терминологию.

«Тосты» (20 мин).

Участникам группы предлагается придумать десять поводов для того, чтобы пригласить своего приятеля к выпивке. Далее группа делится на пары, им дается следующая инструкция: один участник последовательно зачитывает свои предложения, а его партнер должен отказать, находя убедительные аргументы, этот вариант отказа первый участник записывает рядом с предложенным тостом; через 5-7 минут, когда аргументы первого участника закончатся, партнеры меняются ролями. Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:

1. Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

2. Что внутри вас помогало вам отказаться?

Это упражнение помогает в игровой форме исследовать ситуацию «соблазнения». Участие в упражнении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

В дискуссии может участвовать каждый подросток независимо от развития его вербальных способностей и от его положения в группе.

Провокационное утверждение пишется в центре большого листа бумаги и предлагается группе. Каждый член группы должен сначала, не обсуждая с остальными, записать на бумаге свое мнение или замечания по данному высказыванию. Затем каждый может письменно высказать свою точку зрения на замечания, записанные остальными участниками. В завершение тихой дискуссии можно обсудить впечатления участников.

Провокационные тезисы:

Проблему наркомании решить нельзя, так как нет общества, свободного от наркотиков.

Только у людей, живущих вне общества, возникают проблемы с наркотиками.

Наркоманам и тем, кто подвержен опасности стать наркоманом, нельзя помочь.

Милиции следовало бы принимать более решительные меры в отношении наркоманов.

Молодежь слишком мало информируют о наркотиках.

Тому, кто стал наркоманом, не повезло.

«Упражнения с карточками, на которых написаны высказывания» (60 мин).

Это упражнение развивает способность аргументировать и конструктивно участвовать в дискуссии. Участников группы побуждают высказывать собственное мнение. Кроме того, у подростков пробуждается потребность в информации.

Участники группы получают по листу с подготовленными высказываниями (утверждениями).

Разнообразие тематики высказываний дает ученикам приблизительное представление об аспектах наркомании и ее профилактики. Другие темы: «Курение», «Алкоголизм». Дается примерно 10-15 минут, чтобы подумать над отдельными утверждениями. Высказывания, с которыми участники группы согласны, должны быть помечены. Предложенные утверждения должны отражать мнения, интересы и условия жизни участников группы, чтобы они могли идентифицировать себя с этими высказываниями. Настоящая дискуссия состоится лишь в том случае, если высказывания будут содержать провоцирующие тезисы и если можно будет обсуждать спорные моменты.

При подведении итогов обсуждаются высказывания, по которым ученики затрудняются принять решение. Это касается тех высказываний, о которых участники недостаточно проинформированы, они требуют дополнительной информации, чтобы иметь возможность согласиться с высказыванием или опровергнуть его.

Возможные высказывания:

Ученики, принимающие наркотики, опасны, так как они совращают других.

Наркотики - это повседневность для нас, подростков.

Алкоголь хуже, чем гашиш.

Алкоголь - это средство, от которого можно стать зависимым.

Подростки принимают лекарство, чтобы успокоиться перед контрольной работой, экзаменом.

Подросткам, потребляющим алкоголь для того, чтобы решить свои проблемы, угрожает опасность стать наркоманом.

Если человек пьет или курит осознанно и в умеренных дозах, то его действия способствуют предупреждению зависимости.

Человек, убегающий от конфликтов, скорее подвергается опасности стать наркоманом.

Учитель, который курит, но запрещает это ученикам, выглядит в их глазах неубедительно.

Иметь возможность достичь состояния опьянения - одна из радостей жизни.

Ученики, принимающие наркотики, нуждаются в понимании со стороны своих друзей и взрослых.

«Дерево радостей и печалей» (60 мин).

«Дерево радостей и печалей» используется для того, чтобы побудить участников обратиться к таким чувствам, как радость и печаль. Кроме того, необходимо учиться рассказывать о своих чувствах другим.

Группа делится на несколько маленьких групп (максимально по 3 подростка). Каждая группа получает большой лист бумаги, на котором нарисовано большое дерево с голыми ветвями. Каждый член группы наклеивает на голые ветки «плоды» из цветной бумаги, на которых надо записать переживание или событие, вызвавшее либо радость, либо печаль. Светлая бумага предназначена для радостей, темная - для печалей. Затем результат работы группы вывешивается так, чтобы всем было хорошо видно, и представляется. Теперь «Дерево радостей и печалей» служит основой для дискуссии. При этом можно подумать над следующими вопросами:

Как я могу выразить свои чувства?

Как я переживаю эти чувства?

Как я веду себя в ситуациях, которые вызывают радость или печаль?

Могу ли я рассказать кому-либо о своих чувствах?

«Мешок наркомана» (60 мин).

Участники с завязанными глазами вынимают из мешка один или несколько предметов (солнечные очки, пивная бутылка, скакалка, тряпка, шприц, перчатки, телефон, презерватив, коробка конфет, украшение, сигареты, упаковка таблеток, плюшевый зверек, шляпа и др.). В больших группах можно образовывать пары. При этом один из партнеров выбирает несколько предметов. Те, у кого завязаны глаза, должны ощупать предметы. В конце они должны рассказать о своих ассоциациях, какое отношение этот предмет может иметь к наркомании. При этом глаза также остаются закрытыми, чтобы не отвлекаться.

«Шприц» (15 мин).

У каждого подростка существует естественный психологический барьер по отношению к наркотикам, особенно внутривенным. Не так-то просто в первый раз решиться на то, чтобы проколоть себе вену и ввести в организм вещество, действие которого непредсказуемо.

Именно на этом этапе, до того как подросток прошел «посвящение» - сделал первую инъекцию или выкурил первую сигарету, необходимо выработать у него навыки самозащиты.

Упражняются по кругу. Инструкция: тот, у кого в руке находится шприц, должен предложить соседу справа уколоться якобы имеющимся в шприце наркотиком. Задача первого - отказаться. Делаются три попытки, после чего шприц передается тому, кто отказывается, и так по кругу. В конце упражнения проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у «искусителя» сохранилось настойчивое желание продолжать уговоры.

«Обсуждение истории» (25 мин).

Володя и Катя дружат уже больше года. Последнее время Катя стала замечать, что Володя сильно изменился, он стал часто пропускать уроки, у него появились «подозрительные» друзья. Однажды во время школьной дискотеки Володя позвал Катю в пустой класс и признался, что уже несколько месяцев «балуется» «ханкой»; ему это нравится, но он не считает себя наркоманом. Потом он ей предложил попробовать уколоться вместе. Катя была сильно встревожена, от предложения отказалась и в тот же вечер рассказала о случившемся своей подруге Тане. Та ее внимательно выслушала, но вмешиваться не стала, сказав, что это не ее проблема. После бессонной ночи Катя наутро решила рассказать обо всем еще одной однокласснице - Свете. Она знала, что в прошлом году у Светы от наркотиков погиб родной брат. Света тут же взяла инициативу в свои руки, заверив Катю, что все уладит. Она сообщила о случившемся классному руководителю. Был собран экстренный педагогический совет и поставлены в известность родители Володи. В результате от юноши отвернулось большинство сверстников, только Дима, его друг с третьего класса, оставался рядом и уверял, что все это можно пережить. Володя больше наркотиков не употребляет, но отношения с Катей испортились.

Этот рассказ зачитывается один раз, затем участникам необходимо определить рейтинг персонажей рассказа по двум критериям:

1. Кто вызывает наибольшую симпатию?

2. Чьи действия были наиболее правильными?

Группа делится на подгруппы по 4-5 человек, в которых осуществляется обмен мнениями. Желательно прийти к общей точке зрения. Затем проводится общее обсуждение в результате дискуссии. Ключевыми понятиями при этом должны быть «ответственность» и «дискриминация».

«Ценности» (20 мин).

Участникам группы раздаются списки возможных человеческих ценностей:

Интересная работа;

Хорошая обстановка в стране;

Общественное признание;

Материальный достаток;

Удовольствия, развлечения;

Самосовершенствование;

Свобода;

Справедливость;

Доброта;

Честность;

Искренность;

Целеустремленность.

Потом каждому предлагается выбрать из списка пять самых главных для него ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент. После этапа индивидуальной работы участники объединяются в малые подгруппы (по 2-3 человека) и обсуждают свои варианты. Затем происходит межгрупповое обсуждение, во время которого участники делятся своими впечатлениями.

«Телевизионный ролик» (25 мин).

Группа разбивается на подгруппы по 4-6 человек, затем ведущий объясняет задание: «Представьте, что вы работаете на телевидении. Ваша задача на ближайшие 20 минут - придумать и поставить телевизионный ролик о вреде наркотиков. Вы можете работать в любых жанрах: социальная реклама, постановка, мультипликация. Вы можете использовать музыкальное сопровождение, танцы, переодевание - все, что подскажет вам воображение».

После обдумывания и репетиций каждая подгруппа представляет свой ролик. Затем участники делятся впечатлениями.

Упражнение обычно проходит живо и интересно. Если участникам удается войти в роль, они с увлечением разыгрывают сценки, демонстрируя незаурядные творческие способности. В конце упражнения очень важно обсудить, какой из роликов показался участникам наиболее удачным и почему. Это упражнение позволяет участникам утвердиться в своей позиции и осознать, какие средства воздействия на молодежную аудиторию могут быть наиболее эффективными.

«Письмо в редакцию» (25 мин).

Участникам предлагается разделиться на две подгруппы, каждая из которых будет временно исполнять функции редакции молодежной газеты. «Представьте, что к вам в редакцию пришло письмо, - объясняет ведущий. - Постарайтесь за 15-20 минут совместными усилиями написать ответ молодому человеку». Затем ведущий раздает письма. Примерные варианты письма могут выглядеть так:

. Дорогая редакция!

Я была в компании, и меня уговорили попробовать уколоться. Мне стало интересно. А теперь я все время думаю, вдруг я уже наркоманка. Что мне теперь делать? К врачу идти я боюсь. Ответьте мне, пожалуйста.

Маша П., 14 лет.

. Дорогая «Сорока»!

У меня есть парень, мы вместе учимся. Летом на даче он познакомился с другими парнями. Они курят и пьют водку. Теперь он все больше времени проводит с ними.

Мне он нравится, и я очень хочу ему помочь, чтобы он не стал алкоголиком.

Посоветуйте, как 1 Марина, 16 лет.

После того как ответы написаны, подгруппы меняются письмами и своими вариантами ответов. Теперь каждой из подгрупп предлагается оценить качество ответа их коллег по следующим критериям:

1. Доступна ли форма ответа на письмо?

2. Понятен ли смысл ответа?

3. Не вызвал ли у вас чувство смущения или неприязни этот ответ?

4. Насколько интересен для вас этот ответ?

5. Достаточно ли он информативен?

По каждому критерию выставляется от одного до десяти баллов, затем подсчитывается общий результат. В заключение проводится общегрупповое обсуждение, в процессе которого участники обмениваются впечатлениями и эмоциями. Смысл этого упражнения заключается в том, что подростки формируют навык аргументированного отстаивания своей позиции в ситуации оказания помощи сверстнику.

Ведущий. Обратите внимание на рекламу спиртных напитков, сигарет, лекарств. Вы осознаете, что в каждой рекламе можно узнать потрясающую новость. Например, алкоголь не только вредит организму, но даже оказывает определенное благотворное влияние. На уроках вам говорят, что алкоголь обладает угнетающим действием, а на самом деле он ведет себя, судя по рекламной информации, как стимулирующее средство. Он даже придает красоту коже, волосам и ногтям благодаря сильным компонентам, которые убивают микробов и бактерий. Это такая приятная новость! В каждой рекламе можно обнаружить настоящее открытие в медицине!

А теперь хотелось бы, чтобы Вы придумали рекламу одного из алкогольных напитков, табачных изделий или лекарств, которая сообщала бы правду о продукте.

Примеры:

Алкоголь может вызвать у вас рвоту;

Алкоголь может вызвать у вас потерю сознания;

Алкоголь может привести вас к смерти на дороге;

Курение хорошо способствует развитию рака легких;

Если вы выпьете две таблетки, голова будет светлая и ясная 10 минут, тупая и свинцовая 4 часа 30 минут;

Напьешься и «усохнешь», вот в чем парадокс.

Вариант. Нарисовать такую этикетку на бутылке, пачке сигарет, коробке лекарств, чтобы, увидев ее, человеку не захотелось попробовать содержимое.

«Модели ролевых ситуаций» (45 мин).

Ведущий. Вы находитесь во дворе или дома у одноклассника, которого вы уважаете. Он предлагает вам попробовать покурить «травку». Вас никто не видит, как поступите?

Очень важно, перед тем как разыграть ситуацию, предупредить остальных участников, чтобы они отметили в своих записях то, что мешает ученику решить эту ситуацию. Оптимальным в этом случае будет такой отказ, который позволил бы сохранить отношения с одноклассником, но не поддаться соблазну. Выбор модели поведения делается исходя из взвешивания положительных и отрицательных последствий каждого из возможных вариантов. Выбирается тот вариант, который имеет наименьшее количество отрицательных и наибольшее количество положительных сторон. Например: первый вариант - соглашусь и выкурю «косяк». Что положительного, что отрицательного? Второй вариант - скажу «нет» и уйду. Третий вариант - отчитаю одноклассника и расскажу его родителям. Что положительного, что отрицательного?

Примеры ситуаций:

1. Володя - новичок в этой школе. Чувствует себя одиноко, еще не нашел новых друзей. По дороге в школу встретил двух неформальных лидеров класса - Петра и Сашу. Они пригласили Володю к Саше домой выпить водки и убеждают его, что об этом никто не узнает, туда еще придут девчонки, и они хорошо повеселятся. Как поступить в этом случае Володе?

2. Вы - юноша, вместе со своей подругой находитесь на дне рождения своего приятеля. Выпили шампанского. Все разговаривают, веселятся. Один из приятелей говорит, что вина было явно недостаточно и достает две литровые бутылки водки. Он активно начинает предлагать всем выпить. Ваша девушка водку не пьет. Вы выпили рюмку. Всем налили еще. Подруга просит вас не пить, а все вокруг уговаривают: «Ты, что, не мужчина...» и т. п. Ваши действия?

3. Вы собираетесь на дискотеку. Раньше на дискотеках вы всегда чувствовали неловкость и смущение, когда приглашали девушку потанцевать. В этот раз друзья предлагают вам самый «сильный» рецепт от нерешительности - выпить 100 граммов «для храбрости». Вы не знаете, какие последствия повлекут за собой эти 100 граммов. Как вы себя поведете?

4. Однажды в школьном туалете старший по возрасту ученик протянул сигарету с предложением попробовать. Вы отказались. Тогда он начал высмеивать вас, говоря при этом, что вы еще малы, не доросли, что вы «маменькин сынок». Вам очень обидно еще и потому, что там стояли авторитетные для вас ребята. Что вы будете делать в этой ситуации?

5. Вы приехали к своим родственникам на отдых. Однажды вас взяли на рыбалку с ночевкой. Вечером за ухой ваш дядя открыл бутылку водки, выпил вместе с другом по стопке. Через некоторое время опять налил себе, другу, а третий стакан протянул вам. Он сказал: «Бери, не бойся. Никто не узнает. Я твой дядя, разрешаю тебе немного попробовать, чтобы теплее стало...»



Последние материалы сайта