Применение методики зайцева в домашних условиях. Обучение английскому языку. Применение методики в действии

22.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Немало родителей, уделяющих внимание развитию детей, положительно отзываются об оригинальной обучающей методике, известной под названием «Кубики Зайцева». Наверняка многие слышали об уникальной авторской разработке талантливого педагога из Санкт-Петербурга Николая Александровича Зайцева, но не все знают, в чём же секрет эффективности необычных предметов.

Кубики Зайцева научат быстро читать деток возрастом от двух лет. Во время занятий сочетается игра с обучением, малыш не только видит склады, но и слышит их. Золотые, деревянные, железные, большие/маленькие кубики разных цветов и размеров, оригинальные таблицы плюс музыкальное сопровождение превращают обучение чтению из нудного, тяжёлого процесса в интересное, увлекательное занятие.

Кубики Зайцева: что это такое

Набор для развивающих занятий состоит из следующих элементов:

  • кубики – 52 единицы. Среди них 7 повторяющихся со слогами, которые малыши часто используют для простых, первых слов (ПА, ДЯ, МА);
  • изделия разного цвета, большие/маленькие, двойные/одинарные;
  • разновидности: золотые, деревянно-золотые, железно-золотые;
  • белый кубик со знаками препинания;
  • маленькие изделия с изображением мягких складов (ЛЯ), большие – твёрдых (ЛА);
  • гласные, согласные буквы, мягкий, твёрдый знак обозначены разными цветами;
  • в комплекте есть несколько таблиц, образцы складовых картинок, игровое поле;
  • диск с пропевками для определённых игр и занятий;
  • пособие (книжечка) для родителей, учителей, воспитателей дошкольных учреждений с описанием методики, правилами выполнения упражнений. Каждый урок подробно расписан. Например, на первом занятии детки рассматривают кубики, просто играют с ними, изучают каждую группу элементов по звучанию, цвету, размеру.

Особенности кубиков:

  • железно-золотые – склады с мягким знаком;
  • железно-деревянные – склады с твёрдым знаком;
  • золотые – изображены гласные;
  • железные – звонкие склады;
  • деревянные – приглушённые склады.

Уникальное пособие позволяет деткам правильно читать, говорить, писать уже через несколько занятий. В 4–5 лет дошкольник читает через пять-шесть занятий по полчаса, в 6–7 лет – через три-четыре занятия. Для успешных занятий важно разобраться с методикой, почитать пособие, посмотреть видео инструкцию в интернете. От родителей требуется желание, терпение, понимание принципов обучения. Важно оборудовать учебный уголок: в разложенном виде элементы занимают определённое место.

Суть методики:

  • талантливый педагог Н.А.Зайцев отразил в своём творении идею, что элементарная частица речи – это не буква, а склад;
  • идея проста – нужно показать, вместо того, чтобы долго рассказывать. Дети видят кубики, интересуются, что это такое, играют, затем начинается обучение. Происходит плавный переход от конкретно-образного через наглядность и действие к словесно-логическому;
  • на гранях знаменитых развивающих элементов написаны склады и отдельные буквы (ПА, ЛЯ, КУ, ЛЬ, С и так далее);
  • пары «Согласная + гласная», «Согласная + Ъ или Ь», склад из одной буквы;
  • ребёнок начинает говорить, он произносит слоги, а не отдельные буквы. Эту особенность использовал Н.А.Зайцев;
  • детки хорошо запоминают склады, достаточно быстро составляют слова из нескольких складов;
  • ускорить обучение, придать больше веселья, внести игровые элементы помогает пропевание цепочек, блоков из складов;
  • для удобства в комплекте идут таблицы, складовые картинки – образцы, по которым ребёнок легко составит слово;
  • регулярные занятия помогают деткам разного возраста и степени подготовленности быстро научиться читать, писать диктанты, выучить буквы.

Совет! Для максимальной эффективности важно поддерживать одну обучающую среду дома и в дошкольном учреждении. Таблицы должны быть развешаны на стенах, кубики располагаться на длинной стенке чуть выше уровня глаз. Идеальный вариант – двойная полочка для кубиков. Такое расположение дидактического материала позволяет всегда держать элементы в рабочем состоянии, не захламлять помещение, поддерживать порядок в детской.

Преимущества

Педагоги и родители выделяют немало положительных моментов:

  • ребёнок не только слышит склады, но и видит их. Образная память помогает обучению;
  • малышу интересно: разные цвета, вес, необычное звучание интригуют, любопытство берёт верх;
  • невозможно ошибиться в написании слова: в наборе нет «неправильной» детали «ЧЯ», «ЖЫ», есть только «ЧА», ЖИ». С первого этапа вырабатывается грамотность;
  • малыш запоминает образы, склады, легко находит по просьбе взрослого «МА» или «СУ»;
  • малыши в 3,5–4 годика учатся читать с первых занятий. Развивающее пособие учитывает особенности детской психики, позволяет включить в работу максимальное количество органов для запоминания новых понятий;
  • пропевка складов отлично тренирует речевой аппарат. В комплекте идёт диск с пропевками, которые ребёнок должен повторить;
  • деткам интересно изучать склады, составлять слова. Малыши легко ориентируются среди множества предметов, расставленных на уровне глаз;
  • деткам легко понять, чем глухие и звонкие согласные отличаются. Для этого Н.А.Зайцев придумал различное наполнение «внутренностей» каждой единицы. «Звонкие» кубики хорошо звенят, «глухие» – постукивают с приглушённым, глубоким звуком. Особый интерес вызывает разное звучание каждой группы;
  • правильный размер букв/складов. Детки легко различают надписи на каждом предмете даже с расстояния 2–3 метра. Не напрягается зрение, малыш не злится, легко находит нужный элемент;
  • занятия проходят весело, без давления на психику, скучных объяснений. Во время мини-уроков малыши поют, бегают, прыгают, прохлопывают слоги и слова;
  • взрослым легко подсказать, какой кубик нужно искать. Каждая группа имеет определённый размер, цвет, звучание. Бывает, что маленький ученик забыл, как выглядит та или иная буква, но это легко исправить. Например, склад «СО» можно обозначить как: «деревянный большой кубик СА СУ СЭ СЫ С СО». Звенящий наполнитель никак не спутать с глухим постукиванием.

Полезная информация:

  • стоимость готового набора достаточно высока, некоторые родители изготавливают дидактический материал самостоятельно. Как собрать кубики Зайцева своими руками? Вначале вырежьте контуры элементов дидактического материала, сложите выкройку в кубик;
  • важно подготовить достаточное количество наполнителя для каждой группы. Например, «железные» элементы можно заполнить нарезанными и согнутыми консервными банками, металлическими пробками от лимонада и пива, рыболовными колокольчиками;
  • «деревянные» элементы заполните разломанными карандашами, деревянными палочками, пуговицами, ракушками. Белый кубик для знаков плотно набейте нарезанными лоскутками или бумагой.

Стоимость

Оригинальный дидактический материал упакован в большую красивую коробку. Стоимость готового набора достаточно высока – от 4000 до 4300 рублей. Качество изделий хорошее: каждая единица изготовлена из плотного глянцевого картона, прослужит долго. Польза от оригинальных развивающих элементов во много раз превышает стоимость комплекта.

В детских магазинах, крупных супермаркетах, в интернет-магазинах родители найдут наборы, созданные педагогом Н.А.Зайцевым для развития чтения, пособие «Дорожные знаки» (3450 рублей). Многие родители положительно оценили «Универсальное монетное пособие» для обучения математике и счёту деток от 3-х лет (1050 рублей).

Игры и упражнения

В методических рекомендациях, которые в обязательном порядке прилагаются к каждому развивающему набору, подробно описана система обучения, варианты игр, последовательность действий. После прочтения методички родители поймут, как заниматься с детками разного возраста. Важно соблюдать правила, не «перескакивать» через урок.

Известный педагог Н.А.Зайцев потратил не один год, чтобы предложить воспитателям, учителям, родителям действительно эффективное пособие для развития чтения, математических навыков. В инструкции нет ничего лишнего, только пошаговое, доступное описание занятий.

Обратите внимание на краткую характеристику некоторых игр, упражнений для малышей и старших деток. Вы поймёте, в чём суть оригинального метода.

Для занятий понадобится:

  • место на стене для таблиц (они достаточно объёмные);
  • полочка (лучше, две) или стол около стены для расположения кубиков. Если полочек нет, выделите для дидактического материала специальную коробку;
  • длинная указка (от 110 см).

Упражнения и развивающие игры:

  • Паровозик. Для первого занятия понадобится игрушечный локомотив и золотой БОЛЬШОЙ кубик с буквой А. Малыш должен найти все детали с этой буквой, составить поезд. Взрослый озвучивает склады (МА, КА, ФА), малыш повторяет. Поезд «поедет», когда озвучены все склады.
  • Песенка по кубикам. Взрослый объясняет, что каждый элемент имеет свою пропевку. Малыш выбирает элемент, взрослый чётко пропевает склад, обращённый лицевой стороной к ученику. Ребёнок видит движение губ, повторяет. После нескольких песенок «по заказу» поменяйтесь ролями. Теперь малыш поёт, а взрослый повторяет (конечно, подсказывает, как поётся надпись). Важная деталь: малыш всегда смотрит на то, что вы (или он) поёт.
  • Абракадабра. Предложите составить смешное слово, выбрать кубики, не глядя, можно 5, 7, 10 элементов. Пусть дошкольник поставит их рядом, вместе с взрослым пропоёт. Понятно, что получится нелепица, вызывающая смех. Заодно ребёнок поймёт, что практически нет понятных ему («детских») слов, состоящих из 10–12 слогов, учится определять границы слова. Наверняка, ребёнок покажет хотя бы одно «правильное» слово. Например, из стоящих рядышком складов МА – КА– РО – ДО – БУ – СЫ – КО – НЫ – ЛА – МА смышлёный ученик составит МАКАРОНЫ, БУСЫ, МАМА. Похвалите, попросите пропеть «нормальные» слова.
  • Говорящая (поющая) башенка. Маленький ученик на свой вкус собирает башню, другую постройку из дидактического материала любого размера. Скажите, что раз каждая деталь умеет петь, значит, башенка или домик тоже звучат. Попросите выбрать любой элемент, пропойте, глядя в глаза малышу, пусть ребёнок повторит. Важно, чтобы дошкольник фиксировал взгляд на нужной стороне с пропеваемым складом. Скажите, что башенка ещё и говорит. Тот же элемент не пропойте, а проговорите, малыш повторит за вами.
  • Пропевание по таблице. Покажите сыну или дочке, что на поле таблицы есть такие же песенки, как на развивающих кубиках. Все склады, звуки сгруппированы по видам. Есть «золотой столбец», «железный», «деревянный» и так далее. Покажите указкой на ЗОЛОТОЙ БОЛЬШОЙ кубик, медленно пойте на мотив гаммы (от высокой ноты к низкой): «Это БОЛЬШОЙ ЗОЛОТОЙ У – О – А – Э – Ы». Поощряйте маленького ученика пропеть за вами. Обнимите малыша за плечики, говорите спокойным голосом, заинтересовывайте, но не настаивайте. Всё равно любопытство возьмёт верх, через пару дней сын или дочка непременно захотят попеть сами.

Это лишь малая часть упражнений и развивающих игр по методике Н.А.Зайцева. Точно следуйте инструкции, которая есть в каждом наборе, и через несколько занятий вы удивитесь, что ваш двух – трёхлетний малыш легко читайте по слогам, увлечённо пропевает цепочки складов, сам тянется к дидактическому материалу. Положительный опыт родителей, применявших кубики Зайцева для быстрого обучения чтению, подтверждает эффективность авторской методики.

Уникальная разработка педагога из Санкт-Петербурга Н.А.Зайцева помогла тысячам ребятишек быстро научиться читать. Набор дидактического материала незаменим при логопедических проблемах, для обучения чтению деток-аутистов, глухих и слабослышащих малышей, при задержке речевого развития. Оригинальные изделия помогают изучить язык деткам и взрослым в любом возрасте.

В помощь родителям: описание упражнений, видео об оригинальной методике Н.А.Зайцева для быстрого обучения чтению:

Кубики Зайцева

Одной из самых доходчивых и оригинальных методик для развития навыков чтения признана нетрадиционная методика кубиков Зайцева.
Если ваш малыш, которому уже исполнилось 3-4 года, начинает спрашивать: «А что здесь написано?», «Прочитай», «А это какая буква (цифра)?». Значит у него возник естественный интерес к чтению и он готов к занятиям по развивающей методике Зайцева. Можно записать ребенка в группу раннего развития. Большинство из них практикуют занятия, на которых используются кубики Зайцева. Или заниматься по данной методике самостоятельно в домашней обстановке.

Кто такой Н.А.Зайцев?

Николай Александрович Зайцев – педагог-новатор. Он издал более десятка пособий различной направленности по развитию детских умений и навыков обучении. Работает в математической, лингвистической сферах образования.

Что такое склады?

Кубики сделаны из разных материалов, на каждой их грани написаны скла ды. Склад — это совершенно новая единица, придуманная Зайцевым. Дело в том, что букву и слог — как единицу языка, дети способны усваивать только с 4-5 лет. А склады уже с 3,5 лет. Скла д , что подразумевает собой пару из гласной и согласной, согласной и различных звуков, либо вообще одну букву. Из этих складов легко составить любое слово: ВЕ-Р-Б-ЛЮ-Д и т.д.

В чем суть методики Зайцева?

Педагог придерживался мнения, что большую роль в развитии малышей играет то как и каким способом он научился основным навыкам обучения – чтению, счету и письму. Важную роль играет желание ребенка, то есть, хотел ли он этому научиться, учился с удовольствием ли без, положительно ли на здоровье сказалось обучение. Если детей обучать грамоте неправильно, то в дальнейшем у него появится отрицательное отношение к чтению. И это отношение отложиться на подсознании на всю его дальнейшую жизнь.

Основная часть детей к 5 годам еще не дозрела до того, чтобы сидеть за столом около получаса без движения и все свое внимание обращать на педагога. Да и времени на то, чтобы объяснить таким малышам о том, что представляет собой буква, слог, звуки уйдет немало. И узоры в тетради большинство деток совсем не радуют, ведь их необходимо долгое время обводить.

Несомненно, такое сидение за столом в будущем пригодится маленьким ученикам, но радости от учебы они, скорее всего на данном этапе своего развития не получат.

Так вот, Зайцев решил выбрать совершенно иную методику, через три занятия по которой четырехлетки начинаю уже читать . Здесь не приемлем сидячий образ обучения и авторитарный стиль преподавания.

Что вы увидите, зайдя в класс, в котором ребята занимаются по кубикам? Картина вас удивит, так как дети не зазубривают буквы. Они заучиваются сами по себе, так используется множество игр и упражнений по запоминанию. Для этого применяются не только сами кубики, но и таблицы, на которых записаны склады. Дети сначала сливают буквы в слоги, затем слоги в слова. Непринужденно, с удовольствием, играя.

В таком классе на стене висят две большие таблицы, а под ними на столе должна лежать гора звучащих кубиков. Помещение очень просторное, чтобы дети могли спокойно передвигаться. Где-нибудь обязательно лежит пособие Зайцева «Пишу красиво» и «Складовые картинки».

Таблицы обязательно должны располагаться высоко, чтобы соблюдалась профилактика нарушений осанки и зрения. Кубики должны лежать в беспорядке, чтобы дети могли быстро переключаться при нахождении нужного кубика. Набор Зайцева состоит из кубиков различных цветов и размеров, есть и такие, которые могут издавать различные звуки (трещать, звенеть и т.п.). Это необходимо для того, чтобы происходило нужное воздействие на все анализаторы детей.

Набор Зайцева.

Из чего состоит и как сделать самому?

Сделать кубики, таблицы и складовые картинки Зайцева можно самостоятельно. Кубики вырезать из картона, склеивать и наполнять, следовательно написанной ниже инструкции. Можно использовать старые ненужные пластмассовые детские кубики, надрезать по грани, наполнять и обклеивать бумагой. Некоторые умудряются делать такие кубики из коробочек от сока. Кубики можно сделать из картона (схема ). Для наполнения использовались крышки от бутылок, резаная жесть от банок из-под консервы, монетки, кусочки деревянного прута, бруски или фасоль. Однако, сегодня такие кубики можно встретить практически в любом специальном магазине или заказать по интернету.

Итак, из чего же состоит набор кубиков и таблиц Зайцева:

«Железные» большие кубики Зайцева. Кубики серого, металлического цвета, с начинкой из железячек (монет, металлических пробок (6 шт) и т.д). На этих кубиках изображены склады со звонкими- твердыми слияниями (по 1 кубику с гранями ЛУ-ЛО -ЛА- ЛЭ — ЛЫ -Л, Г-ГА-ГО-ГУ-ГЫ-ГЭ, ДУ-ДЫ-ДЭ- Д-ДА-ДО, ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ-З-ЗА, Н-НА-НО-НУ-НЫ-НЭ, РУ-РЫ-РЭ-Р-РА-РО),(по 2 кубика с гранями Б-БУ-БЫ-БЭ-БА-БО, ВЫ-ВЭ-В-ВА-ВО-ВУ, МУ-МЫ-МЭ-М-МА-МО).

«Железные» маленькие кубики Зайцева. Кубики серого, металлического цвета, с начинкой из железячек (монет, металлических пробок (4 шт) и т.д). На этих кубиках изображены склады со звонкими- мягкими слияниями (по 1 кубику с гранями ВЬ-ВЯ-ВЁ-ВЮ-ВИ-ВЕ, ЛЬ-ЛЯ-ЛЁ-ЛЮ-ЛИ-ЛЕ, ДЬ-ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДИ-ДЕ, БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ, ЗЬ-ЗЯ-ЗЁ-ЗЮ-ЗИ-ЗЕ, НЬ-НЯ-НЁ-НЮ-НИ-НЕ, МЬ-МЯ-МЁ-МЮ-МИ-МЕ, РЬ-РЯ-РЁ-РЮ-РИ-РЕ, ГЬ-ГЯ-ГЁ-ГЮ-ГИ-ГЕ).

«Деревянные» большие кубики Зайцева. Кубики коричневого, деревянного цвета, начинены кусочками древесины (можно использовать кусочки прутика диаметром около 1 см. или фасоль). На этих кубиках изображены склады со глухими- твердыми слияниями (по 1 кубику с гранями СУ-СЫ-СЭ-С-СА-СО, ХУ-ХЫ-ХЭ-Х-ХА-ХО, Т-ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТЭ, Ф-ФА-ФО-ФУ-ФЫ-ФЭ), (по 2 кубика с гранями П-ПА-ПО-ПУ-ПЫ-ПЭ, К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ).

«Деревянные» маленькие кубики Зайцева. Кубики коричневого, деревянного цвета, начинены кусочками древесины (можно использовать кусочки прутика диаметром около 1 см. или фасоль). На этих кубиках изображены склады со глухими- мягкими слияниями (по 1 кубику с гранями ФЬ-ФЯ-ФЁ-ФЮ-ФИ-ФЕ, СЬ-СЯ-СЁ-СЮ-СИ-СЕ, КЬ-КЯ-КЁ-КЮ-КИ-КЕ, ПЬ-ПЯ-ПЁ-ПЮ-ПИ-ПЕ, ХЬ-ХЯ-ХЁ-ХЮ-ХИ-ХЕ), (2 кубика с гранями ТЬ-ТЯ-ТЁ-ТЮ-ТИ-ТЕ).

«Золотые» большие кубики Зайцева. Кубики желтого, золотого цвета, с начинкой из железячек (монет, металлических пробок и т.д). На этих кубиках изображены гласные красного цвета (А-О-У-Ы-Э -ягодка). Твердое слияние (звуки).

«Золотые» маленькие кубики Зайцева. Кубики желтого, золотого цвета, с начинкой из железячек (монет, металлических пробок и т.д). На этих кубиках изображены гласные красного цвета (Я-Ё-Ю-И-Е — ягодка). Мягкое слияние (звуки).

«Белый» маленький . Кубик белого цвета, пустой (или плотно наполненный бумагой). На гранях кубика изображены знаки препинания (. , ? ! — ́) точка, запятая, знак вопроса, восклицательный знак, тире и знак ударения.

«Й» кубик. Маленький кубик серого, железного цвета. Наполнен большим количеством железячек, чем остальные железные кубики. На каждой грани кубика (Й-Й- Й-Й-Й-Й).

«Ъ» кубик. Большой кубик двухцветный серо-коричневый. Наполненный двумя железяками и 4 деревяшками. (ВЪ-ЗЪ-БЪ-ДЪ-ТЪ-СЪ).

Двойные кубики. Два кубика склеиваются вместе, а на их гранях пишут склады. Причем на одной плоскости нужно расположить склады, которые слышаться одинаково, а пишутся по разному (выделено курсивом).

1). Большой «железный» + Большой «золотой» (Ж ЖЬ -ЖА-ЖЁ-ЖО -ЖУ-ЖИ-ЖЕ).

2) Большой «деревянный» + Большой «золотой» (Ш-ШЬ -ША-ШЁ-ШО -ШУ-ШИ-ШЕ).

3) Большой «деревянный» + Большой «золотой» (Ц-ЦА-ЦО-ЦУ-ЦИ-ЦЫ -ЦЕ).

4) Маленький «деревянный» + Маленький «золотой» (Ч-ЧЬ- ЧА-ЧЁ-ЧО -ЧУ-ЧИ-ЧЕ).

5) Маленький «деревянный» + Маленький «золотой» (Щ-ЩЬ -ЩА-ЩЁ-ЩО -ЩУ-ЩИ-ЩЕ).


Таблицы Зайцева
. Если вы приобретаете методику Зайцева в магазине, то обнаружите в комплекте несколько больших настенных таблиц (1,5-2 метра в длину, 1 метр в ширину). Например, втаблице № 1 изображена матрица — порядок по которому нужно пропевать ребенку склады (например: сначала ряд с твердыми слияниями (большой кубик), следом с мягкими (маленький кубик)).

Складовые картинки. Еще один необходимый материал для занятий по методике Зайцева. Складовая картинка представляет собой белый квадрат плотной бумаги с изображением и название этого изображения над самой картинкой. Причем самый главный, ударный склад написан черным цветом, все остальные буквы зеленым. С обратной стороны карточки написано просто слово (без картинки), слово записано разным шрифтом. Складовые картинки бывают цветными или силуэтными (черного цвета, развивают образное мышление). Во время занятий с этими карточками дети обучаются «беглому чтению», т.е схватывают слово целиком, а не по слогам или буквам. Могут продаваться отдельно, уточняйте.

Цвет кубиков подбирается такой, чтобы у ребенка не утомлялись и не раздражались его глаза. Текст используется с крупными и четкими печатными буквами, чтобы дети смогли видеть склады издалека. Во время занятий они будут располагаться в совершенно разных местах. Дети должны будут тренировать мышцы своих глазных яблок, чтобы уметь охватывать взглядом все склады для нахождения нужного им.

Что касается звуков , то они совершенно различны по тембру высоте. «Золотые» кубики должны звенеть, тогда как «железные» гремят, а «деревянные» издают глухие звуки». Это позволяет осознать разницу, которая есть между звонкими и глухими согласными и т.д. Дело в том, что детям очень сложно понять такие абстрактные понятия, как «звонкие или глухие» согласные. А кубики, издающие звуки определенной частоты, во время произнесения складов, прекрасно дают это понять. По методике Зайцева педагогам нужно еще дополнительно озвучивать склады при помощи подпевок. Склады пропеваются в определенной последовательности, которая изображена в таблицах (матрицах) Зайцева . Это позволяет малышам развивать слух и чувство ритма.

Кубики Зайцева можно использовать в любом возрасте, начиная от года. Самое раннее применение позволит ребенку научиться и говорить и читать. Идеальный возраст для применения -3-4года.

Как же работать с кубиками, если родители решили самостоятельно заниматься по данной методике с ребенком?

Итак, в наборе Зайцева вы приобрели кубики, таблицы, кассету с напевками и обязательно саму методичку.

Выложите перед ребенком все кубики сразу. Это важно! Знакомить с кубиками нужно постепенно. Дайте ребенку рассмотреть кубики, подержать в руках, повертеть, погреметь и т.д. Попросите, как бы, между прочим, принести любой понравившийся ребенку кубик. Поверните его к малышу гранью и пропойте ее «»А-О-У-Ы-Э!». Попросите принести деревянный кубик, затем маленький.

Затем можете поиграть в игру «Найди похожую букву». Покажите ребенку любую букву на кубике и попросите найти такую же. Если малыш крутит кубик, не может найти букву и начинает переживать (говорит: «Здесь нет такой буквы»), помогите ему.

Можно разложить на полу два обруча разного цвета или две коробки и попросить ребенка разложить отдельно большие и маленькие кубики, желтые и серые и т.д.

Используя таблицу, при помощи указки пропойте любой склад и попросите найти точно такой же кубик и принести его вам.

Начните с имен и названий, самых дорогих для вашего ребенка. В одном конце комнаты установите МАМА, возле окна расположите ПАПА, а на столе поставьте ТЕТЯ ИРА. И начинайте играть с ребенком со словами «Встречаем ПАПУ, бежим к ТЕТЕ ИРЕ! А теперь идем играть с МАМОЙ». Ребенок будет обучаться в движении, без причинений вреда здоровью.

Не переживайте, если в первое время малыш сможет поиграть с кубиками менее получаса. Постепенно он дойдет и до большего времени. Даже 10 занятий по 15 минут хватит для того, чтобы малыш научился читать.

Заниматься по методике Николая Зайцева можно не только в детском развивающем центре, но и дома. Приобретите пособия, таблицы, длинную указку и сами кубики. Начинаем?

Как вы уже догадались, эта методика отличается от привычных абсолютно всем. Разве что буквы тут тоже учатся писать. Но не сразу в прописях для дошкольников или в тетрадях в клеточку. Нервная система малыша еще не готова к мелкому письму, пальчикам трудно. А по пособию «Пишу красиво» все происходит легче, ребенок не портит зрение и осанку, потому что пособие состоит из 46 карт, где буквы разбиты на элементы и написаны крупно.

Можно упражняться в написании и печатных, и прописных букв, да и цифры тут тоже есть. И кто сказал, что делать это обязательно за столом? Прикрепи к доске магнитом – и обводи пальчиком по частям, а потом целиком букву, и тут же на доске пиши ее мелом! Многим нравятся работать на полу – позу легко переменить. И когда все буквы освоены, можно переходить к письму в тетрадях в крупную клетку. А до 4,5 лет лучше подольше задержаться на крупных и удобных картах.

Отдельно хочется сказать о ребятах с особенностями в развитии . Их мамам и папам будет, наверное, интересно узнать, что их малышу подходит эта методика, как никому другому. И задержки в развитии вовсе не помешают ему научиться читать и писать. Попутно уменьшится и отставание в развитии: ребенок начнет лучше говорить, быстрее думать, научиться концентрироваться. Только нужен не простой педагог, а специалист – например, логопед, дефектолог или психолог.

Параллельная работа над звукопроизношением всегда приносит удивительны плоды. С помощью кубиков можно развить ребенка всесторонне. Только времени потребуется немножко больше. Зато уж сразу – любовь к чтению на всю жизнь гарантирована!

У домашнего обучения есть много плюсов. Один из них – ваш ребенок даже с простудой и насморком не будет отстранен от занятий, а значит, эффективность их будет выше. Однако на вас лежит и большая ответственность за конечный результат. Если малыш через 6-7 месяцев не научится читать, будет отказываться от занятий, вы не сможете высказать свои претензии педагогу. Все претензии – к себе!

Но бывают ситуации, когда у вас просто нет иного выхода, как заниматься с ребенком самостоятельно. И пусть вашему малышу еще нет и 3 лет или он часто болеет, вам вполне под силу самостоятельно научить его читать и писать. Только делать это мы будем по всем правилам!

Игры и упражнения для малышей 3-4 лет

С чего же начать обучение? Надеемся, что у вас найдется местечко на стене для таблиц: они достаточно объемные. Собрав кубики (а на это у вас уйдет часа 1,5-2), положите их кучкой на стол под таблицами. Если с местом в квартире совсем беда, сложите кубики в коробку, которую будете доставать только для занятий. Из длинной рейки смастерите указку (не менее 1.1 м). Ну вот, можно начинать!

Игра «Паровоз»

Предложите малышу построить паровоз. Для этого на полку поставьте локомотив (игрушечный вагончик) и большой золотой кубик с буквой А (для первого занятия). Скажите, что все вагоны в паровозике будут с буквой А, и покажите на первом кубике (на любом большом), как надо находить сторону с буквой А. Поставьте его рядом с локомотивом. Остальные кубики пусть ребенок попробует ставить сам. Вмешивайтесь лишь в случае, если малыш не понял, как искать кубики с буквой А.

Обязательно поясните, что буква А бывает только на больших кубиках. Таким образом, ребенок работает лишь с ними, постепенно выделяя их зрительно. Когда паровоз построен, он должен отправиться в путь, но для этого все «вагончики» надо прочитать: ПА, ТА, НА, СА, ФА, ША, ЧА и т.д.

  • Как это делается?

Убедитесь, что взгляд ребенка направлен на паровоз. Указательным пальцем правой руки покажите первый большой золотой кубик и назовите его. Пусть малыш повторит. То же самое – с другими «вагончиками», причем сначала ваш палец передвигается к следующему кубику, а уже затем склад озвучивается.

Вместо пальца можно использовать кубик с ударением, который двигается сверху «вагончиков». На следующих занятиях за образец берутся другие гласные буквы на большом и маленьком золотых кубиках. В дальнейшем ребенок сам решает, с какой буквой будут «вагончики» его поезда.

Игра «Смешные слова»

Предложите малышу написать из кубиков любое слово, какое он хочет. Для этого нужно просто набрать понравившиеся кубики и поставить их вместе. В процессе работы ненавязчиво напомните ребенку, как надо ставить кубики: слева направо, рядышком, «на ножки, а не на голову». Затем прочитайте написанное слово, как обычное. Получается, естественно, абракадабра.

Малыши обычно веселятся из-за того, что вышла нелепица, и пробуют повторить игру. Поощряйте инициативу ребенка! Эта игра помогает научить малышей правильно ставить кубики и интуитивно ощущать границы слов (ведь слово не может быть чересчур длинным – из 9-12 кубиков). Это – этап подготовки к самостоятельному и осознанному написанию слов из кубиков.

Упражнение «Какую песенку тебе спеть?»

Оно – одно из главных на начальных стадиях обучения. Расскажите малышу, что наши кубики – не простые, у каждого есть своя песенка. Несколько кубиков «пропеваются» (см. ниже). Затем предложите малышу выбрать из общей массы кубик, который он хотел бы послушать. В дальнейшем такой свободный выбор ребенку необходим, так как он получает возможность работать по собственной программе, интуитивно уточняя те моменты, которые ему нужны.

  • Как петь по кубикам?

Ваше лицо находится на одном уровне с лицом ребенка. Держите кубик двумя руками справа от рта. Пропеваемая сторона кубика обращена к малышу, то есть ребенок видит одновременно и склад на кубике, и ваш рот: что делают губы, как работает язык. Это важно для малышей, которые еще плохо, невнятно говорят.

Пропевать кубик надо медленно, несколько утрированно. Это упражнение косвенно помогает при постановке звуков. Уже с первого кубика у детишек автоматически начинают двигаться губки – они повторяют услышанное. Особое внимание уделяйте взгляду ребенка, который должен быть направлен только на вас.

Увидев, как вы спели несколько кубиков «по его заказу», малыш пытается сделать это сам. Пропеваемый склад направлен на него, то есть ребенок смотрит на пропеваемый склад. На заказ можно не только «петь кубик», но и читать выбранный малышом склад на нем. Ему надо просто ткнуть пальчиком в понравившуюся сторону, а мама с готовностью его прочитает, повернув к ребенку.

Упражнения «Поющие ботинки», «Говорящие башенки»

Если малыш сам пытается сделать постройку из кубиков, поощряйте его. В остальных случаях натолкните малыша на эту мысль. По окончании постройки скажите: «Ты знаешь, эта башня не простая, а волшебная. Кубики-то у нас умеют петь, а у каждого кубика есть своя песенка. Башня получилась поющая. Давай, я спою тебе какой хочешь кубик».

Ребенок выбирает из башни любой кубик, вы пропеваете его так же, как в игре «Какой кубик тебе спеть?». Только помните о взгляде малыша – во время любого упражнения с кубиками он должен фиксировать его на том, что вы озвучиваете, иначе вся работа потеряет смысл.

В этой игре башенки еще и «говорят», то есть вы озвучиваете тот склад на кубике, который выбрал малыш. Не забывайте характеризовать каждый пропетый или прочитанный кубик: «О, это у тебя большой железный». Спойте: «БУ БО БА БЭ БЫ Б». Петь необходимо очень медленно.

Упражнение «Пропевание песенок по таблице»

Ваш малыш стоит лицом к таблице. Вы находитесь справа от нее, держите в правой руке длинную указку. «Смотри, это таблица. На ней тоже есть песенки, такие же, как на кубиках. Я тебе спою эти песенки, а ты внимательно смотри на кончик указки, слушай и подпевай, если хочешь». Убедитесь, что ребенок внимательно смотрит на кончик указки, вы медленно подносите ее к большому золотому кубику: «Это большой золотой: УОАЭЫ». Пойте на мотив гаммы (от верхней ноты к нижней), указка при этом движется вниз не очень быстро.

Пойте, как можно отчетливее произнося звуки, от этого во многом зависит желание малыша подпевать и вообще работать с таблицей. Хорошо, если малыш пытается подпевать. Так же, как большой золотой, пропойте остальные столбцы, внимательно поглядывая на ребенка и следя за его реакцией. Если малыш утомился, а таблица еще не допета, попробуйте поиграть так: когда поется большой кубик, руки подняты вверх, когда маленький – выполняйте приседания.

А еще все песенки отличаются интонационно: большие поются более низким голосом, маленькие – более высоким. Этот прием позволяет развить координированную работу анализаторов: слухового, зрительного, двигательного, а также помогает малышу переключать внимание с одного на другое.

Обычно ребенку очень хочется попробовать самому петь по таблице. Всячески побуждайте его к этому! Сначала пойте вместе – вы и ребенок. Малыш стоит на стульчике с указкой, а вы сбоку, чуть обняв малыша, рукой обхватываете его ручку. Чуть позже, когда ребенок освоит это упражнение, он с удовольствием будет пропевать песенки самостоятельно.

Таблицу лучше пропевать целиком на каждом занятии, но если малыш очень устает, ее лучше дробить по частям. Главная задача – не потерять интерес ребенка к новой деятельности. Этого можно добиться, если он сам будет выбирать, какую песенку сейчас спеть, с какой сегодня начать

Упражнение «Письмо слов по таблице»

Малыш стоит на стульчике, вы сзади, приобняв его за плечи одной рукой и помогая держать указку другой (ваша рука обхватывает ручку ребенка вместе с указкой). Вдвоем решите, какое слово написать. Начинать лучше с имени ребенка, затем перейти к фамилии, именам мамы, папы, игрушек, мультиков и т.д.

Если решено писать имя, например Степа, то четко произнесите первый склад: С, только после этого направляйте руку ребенка с указкой к столбцу СУ СО СА СЭ СЫ С к букве С. Так же и со складом ТЕ: столбец ТЮ ТЕ ТЯ ТИ ТЬ, квадратик ТЕ; ПА: ПУ ПО ПА ПЭ ПЫ П, квадратик ПА. Каждый склад озвучивается, а потом показывается (почти сразу – через 1-2 секунды).

После первого написания слова обязательно напишите его второй раз, уже в более быстром темпе. Желательно, чтобы рука малыша не была безвольной, а тоже направляла указку. На следующих занятиях свое имя ребенок напишет уже сам.

Пишем слова из кубиков
  • Игра «Обед»

Предложите малышу «сварить обед». То есть написать из кубиков слова, которые обозначают различные блюда. Ваш ребенок вполне может вспомнить такие слова, как «суп», «компот», «макароны». Вместе с малышом ставьте нужные кубики на полочку. А затем обед «съешьте», то есть каждое слово прочитайте. Эти же слова можно написать указкой по таблице, если ваш малыш захочет «добавки».

  • Игра «Зоопарк»

Пусть малыш назовет тех животных, которых помнит, и эти слова напишет кубиками на полке. Если трудновато вспомнить сразу, поставьте на полку фигурки зверей. При желании ребенок пишет эти же слова указкой по таблице (вместе с вами, конечно).

Игры для детей 4-6 лет

Все игры для трехлеток годятся и для детей постарше, но добавляются и новые, более сложные. Теперь не забудьте про кубик со знаками препинания. На каждое написанное слово из кубиков ставьте кубик с ударением. Имена и фамилии будем писать с заглавной буквы, для чего на первый кубик поставим ЗБ.

И теперь, после 2-3 недель обучения начнем обводить пальчиком и маркером буквы на заламинированных картах из пособия «Пишу красиво». Итак, поиграв с ребенком в игры для трехлеток, начинаем осваивать новые, повторяя упражнение «Письмо слов по таблице» и «Пение по таблице» на каждом занятии.

Упражнение «Загадки»

Загадайте ребенку загадки. Он отгадывает, а вы пишете ответ кубиками. Например, такая загадка: «Кто над нами вверх ногами?» Если отгадать никак не удается, напишите ответ на бумаге. Но не читайте ему слово: пусть малыш попыхтит и попробует прочитать слово «муха» самостоятельно.

Игра «Братики»

Объясните: «У всех кубиков есть братики: у больших – маленькие, младшие, а у младших – большие, старшие. Видишь, они у нас все растерялись, в одной куче лежат. Давай найдем старших и младших братиков и поставим их вместе». Вы берете первый кубик (СЮ СЕ СЯ СИ СЬ), ставите на полку стороной СЯ и просите найти такого же брата, но старшего: СУ СО СА СЭ СЫ С (несколько раз повторите).

Вот увидите, ваш малыш найдет его без труда, ставит стороной СА. Получилось СЯ-СА. Прочитываем, радуемся, что братики нашлись, потом ищем еще 5-6 пар. Когда все пары стоят на полке, снова их прочитайте.

Игра «Посмотри и повтори»

Предложите малышу написать из кубиков свое имя (или любое другое). Слово пишется кубиками, а затем вы предлагаете малышу отвернуться. В это время переставьте и перекрутите кубики в слове так, чтобы оно стало неузнаваемым. Пусть малыш попробует восстановить написанное им, опираясь на уже известный зрительный образ своего имени, которое вы писали не раз. Затем поиграйте с именами и фамилиями других людей. Больше подходят имена, так как они обычно короче и их проще восстанавливать.

В дальнейшем игру можно проводить с любыми словами. Основное правило – не путать кубики слишком сильно. Вначале достаточно переставить два кубика местами, а на другом занятии добавить еще и переворот кубика, на третьем и последующих – поменять местами все кубики , два перевернуть и еще немного их раздвинуть. Если малыш не справляется и расстраивается по этому поводу, помогите ему.

Игра «Задуманное слово»

Загадочным тоном сообщите малышу, что вы придумали одно интересное словечко, а какое – не скажете. Ребенок должен угадать сам, выкладывая те кубики, которые будут называться. Например, вы задумали слово «стол».Скажите, что первый кубик в этом слове читается как С. Малыш, уже знакомый с поиском кубиков из общей массы, пытается найти кубик, опираясь только на свою память.

Если кубик ни как не находится, называете его полную характеристику: «Это же большой деревянный, СУ СО СА СЭ СЫ С» и показываете 3 секунды соответствующий столбец на таблице. Когда все кубики поставлены, предложите прочитать слово и угадать, что вы же вы задумали. Если ребенок еще не догадался, прочитайте слово вместе с ним.

Игра «Угадай-ка»

Ребенок сидит на стульчике перед вами и столом с кубиками. Рядом с вами на другом столе или табуретке лежат 4-5 разных предметов или игрушек (мяч, ножницы, книга, кукла, зеркало). Малыш называет предметы, при этом очень важно договориться о названии слова: не мячик, а мяч, не книжка, а книга.

Предложите угадать, какое из этих слов вы сейчас напишете. Выложите слово кубиками на глазах у ребенка. Он прочитывает слово (не забывайте вести пальцем по кубикам), потом берет соответствующий предмет и кладет около себя. В конце игры подсчитайте, сколько предметов выиграл малыш. В дальнейшем количество предметов на столе увеличиться до 8-10.

Работа со складовыми картинками

Это написание слов из кубиков по образцу, которым служит складовая картинка. Ребенок смотрит на слова на картинке и пишет такое же из кубиков. Это упражнение очень хорошо развивает зрительное восприятие, а шестилеток готовит к работе по переписыванию заданий.

Кубики — это просто гениальная развивающая игрушка для малышей. Уж что что, а кубики должны быть у каждого ребенка обязательно. Их можно и погрызть, из них можно построить дом, башню, целый замок, а можно и научиться читать, считать и даже выучить иностранный язык. А если у вас дома появятся кубики, разработанные Николаем Зайцевым, то вы можете быть уверены, ваш малыш освоит чтение легко и быстро, кстати можно сделать кубики Зайцева своими руками.

Николай Зайцев разработал просто уникальную методику освоения чтения детьми с помощью кубиков. Ваш ребенок даже не заметит, что он учится, для него кубики со слогами — это просто увлекательная игрушка. Если вы начнете заниматься с ребенком по методике Зайцева, то уже очень скоро малыш сможет не только читать слоги на кубиках, но и начнет сам составлять из них слова.

Для занятий дома можно сделать кубики Зайцева своими руками.

Кубики Зайцева — это особые коробочки, на бока которых, вместо букв указаны склады. Все кубики имеют разный размер и внутри, в зависимости от склада, вложен разный наполнитель. Так серые кубики — это звонкие — внутри них железки, коричневые кубики — глухие, внутри них деревяшки, а желтые — с гласными буквами заполняются монетками.

Заниматься с кубиками Зайцева можно и дома, и в детском саду, и в школе. При занятиях обязательно нужно использовать музыкальное сопровождение — попевки, таблицы и домашние тетради.

Для домашнего использования все материалы по методике Зайцева: шаблоны кубиков, таблицы, музыкальные попевки, домашние тетради, вы можете скачать на нашем сайте бесплатно.

Подробнее о том как нужно заниматься чтением с детьми в статье: методика обучения Николая Зайцева.

Таблица для обучения чтению по методике Зайцева

Домашние тетради зайцева для изучения чтения

Мы предлагаем Вам сделать комплект кубиков Зайцева из 52 штук (7 повторяются, чтобы строить простые известные ребенку слова ПА-ПА, МА-МА, ВО-ВА, БА-БУ-Ш-КА, ДЯ-ДЯ, ТЁ-ТЯ, КО-Ш-КА

Как сделать кубики Зайцева своими руками.

1) При изготовлении кубиков: А-О-У-Ы-Э и Я-Ю-Е-И-Ё перед закрытием вложите в них несколько медных монеток, чтобы звенели.

2) Кубики со складами из букв из БА, БО, БУ, БЫ, БЭ и также В, Г, Д, Л, М, Н, Р, З — большие кубики. В них положите пробки от лимонада или кусочки медной проволоки, чтобы они звенели звонко.

3) Кубик с Ж — большой двойной , заполняется также как и предыдущие. Двойной он потому что нужно два кубика с складами Ж склеить между собой гранями со стрелкой, стрелку нужно совместить.

4) Кубики со складами БЬ, БЯ, БЮ, БЁ, БЕ, БИ и аналогично с В, Г, Д, Л, М, Н, Р, З, Ж — маленькие кубики. Заполните их тоже железом, но с меньшим количеством

5) Кубик с Й — маленький. но заполняется двойной порцией наполнителя.

6) Кубики с П, ПА, ПО, ПУ, ПЫ, ПЭ и аналогично с Ф, К, Т, С, Х — большие глухие. Внутрь положите деревяшки.

7) Кубик с Ш — большой двойной кубик — заполняется деревяшками диаметром 3 см.

8) Кубик с Ц — большой двойной кубик — заполняется деревяшками.

9) Кубики ПЬ, ПЯ, ПЁ, ПЮ, ПИ, ПЕ, и аналогично с Х, К, Т, С, Ф — маленькие кубики заполняются деревяшками — диаметром 2 см

10) Кубик с Ч — маленький двойной, заполняется деревяшками.

11) Кубик с Щ — маленький двойной, заполняется деревяшками.

12) Кубик с Ъ -большой. Внутрь положите 4 железных лимонадных пробки и одну деревяшку.

13) Кубик «Маленький беленький» — ничем не заполняется. На кубике восклицательный и вопросительный знаки, точка, запятая, чёрточка (дефис) – чтобы составлять слова типа БАБА-ЯГА, ГУСИ-ЛЕБЕДИ и аналогичные, но самое — это знак ударения, его можно буквально «поставить» на нужный склад набранного из кубиков слова.

Таблица собирается из двух листов, вешается на стену, при занятиях нужно включать музыкальную попевку и по таблице, указкой или просто ручкой показывать склады.

Опираясь на эти убеждения, он направил все свои силы на то, чтобы разработать такой метод, благодаря которому детей можно было бы обучить чтению за достаточно короткий срок. И ему это удалось. Многие родители считают, что методика Зайцева является одной из самых эффективных.

Несмотря на то, что данная методика эффективная и применяется на протяжении 20 лет, Зайцев не перестает ее усовершенствовать. На ее основе он создает новые обучающие игры.

Методика Зайцева для детей базируется на двух основных принципах:

  • Познавая аспекты чтения, должны быть задействованы 5 видов восприятия (мышление, осязание, двигательная, слуховая и зрительная память);
  • Учитель – это наставник, который может создать располагающую игровую атмосферу, способствующую обучению.
  • Которые любят спокойные игры;
  • Которые не отличаются усидчивостью;
  • Имеющих проблемы со зрением или слухом;
  • С диагнозом аутизм;
  • Имеющих отклонения в психическом развитии.

Какую цель она преследует:

  • Пополнить словарь новыми словами;
  • Научить писать грамотно;
  • Сделать речь внятной, избавиться от логопедических проблем;
  • Развить мышление, логику;
  • Обучить самостоятельной работе.

Комплект для методики Зайцева

Набор довольно громоздкий.

В него входит:

  • Собранные кубики, изготовленные из картона в количестве 61 штука;
  • Таблицы из картона, на которых изображены графические знаки, буквы и слоги (6 штук);
  • Таблицы из картона (формат В3) в количестве 4 штук;
  • Диск;
  • Конспект для проведения занятий в виде методического пособия.

Несмотря на большое количество составляющих частей, которые предусматривает «Методика Зайцева – обучение чтению» – таблица, пособие, кубики и прочее, суть ее довольно проста и понятна.

Склад по методике чтения Зайцева

Основана методика известного педагога на складе. Именно им заменены слоги. Под складом в этой методике принято считать сочетание двух букв – согласной и гласной или гласной буквы и твердого знака. Также складом можно назвать одну букву.

Для определения количества складов, из которого состоит слово необходимо подставить под подбородок ладонь и произнести его. Их ровно столько, сколько раз подбородок коснется ладони.

Таблицы, кубы – это совокупность складов. Чтобы ребенок ориентировался и распознавал нужные кубы, они окрашены в разный цвет, а также отличаются по размерам. Кроме того и звучит каждый склад по-разному.

В чем заключается суть методики Зайцева

Согласно этой методике нельзя обучать детей, прибегая к авторитарному стилю. Вместо этого для них нужно стать другом и проводить обучение в форме игры. Занятия не требуют от детей усидчивости. Им разрешено двигаться, танцевать и даже петь, используя для этого кубики.

Познакомимся поближе с кубиками:

  • Склады, которые звучат твердо, изображены на больших кубиках, а звучащие мягко – на маленьких;
  • Они могут быть одиночными и двойными;
  • Если склад звонкий – указывается металл, а если глухой – дерево;
  • Гласные буквы – обозначены золотом;
  • На кубы дерево-железо и дерево-золото нанесен твердый и мягкий знак соответственно;
  • Знаки препинания малыш может найти на кубике, окрашенным в белый цвет.

В продаже можно встретить наборы трех видов:

  • С готовыми к использованию кубиками;
  • С раскладкой, которую нужно собрать самостоятельно;
  • С основой из пластика.

В начале обучения деток следует познакомить с кубами, на которых изображено 200 складов. Познакомившись с ними можно переходить к таблицам. Для того чтобы предотвратить развитие сколиоза, а также проблем со зрением, специалисты рекомендуют выбрать правильную высоту для их фиксации. Для этого малыша следует попросить поднять руку вверх, ею он должен без труда дотянуться до верхнего края таблицы.

Для удобства таблицы можно развесить не вдоль стены, а в угловой части комнаты. Так детям будет проще в них ориентироваться, так как все необходимое находится в поле их зрения.

Склады, которые изображены на кубах, дети должны пропевать. Это способствует тому, что они лучше запоминают материал, он откладывается в памяти. Кроме того, такой подход с раннего детства позволяет привить интерес к пению.

Весь материал для обучения должен быть в свободном доступе. Перед занятием необходимо дать крохе некоторое время для того, чтобы он ознакомился с ним. Затем можно приступать к изучению. Для начала попросите его выбрать из всего количества кубиков тот, который его заинтересовал больше всего. Пропойте ему склады, которые обозначены на его гранях.

Не стоит слишком долго акцентировать внимание на этом упражнении. Очень важно чтобы малыш не потерял интерес. Поэтому пропев склады, попросите его выбрать несколько кубиков – разных размеров и цветов. Это поможет ему понять, что все они разные, как по размеру, цвету, так и по звучанию.

Теперь можно переходить к таблицам. Выберите один из столбиков и пропойте его малышу. Вовсе не обязательно требовать от него того, чтобы и он пел. Он сам должен проявить интерес к этому процессу. Его можно попросить принести кубики, на которых склады соответствуют тем, что вы только что пропели в таблице.

Когда малыш начнет самостоятельно пропевать склады в таблице, он будет постепенно понимать принцип формирования слова. В это же время его можно учить писать, при этом делать все в игровой форме. Ребенку будет интересно, а обучение даст хорошие результаты.

Обязательным условием таких занятий является хорошее настроение деток и их желание. Проводить их рекомендуется ежедневно. Но если вы видите, что ребенок не настроен, его что-то тревожит – от запланированного урока стоит отказаться.

Когда начинать обучать чтению по кубикам Зайцева

Создатель этой методики утверждает, что знакомить малыша с кубиками можно чуть ли не с самого рождения. При этом не стоит ждать, что читать он научится раньше, чем говорить. Вовсе нет. В это время они могут быть использованы в качестве игрушек.

Когда ему исполнится полгода, можно начинать пропевать склады. Ему будет интересно, и совсем скоро он будет делать это вместе с вами.

А вот в 1–1,5 года уже можно знакомить детей со складами. Делать это можно в игровой форме, например, предложить:

  • Сложить свое имя из предложенных кубиков;
  • Заселить зоопарк зверями. В каждой воображаемой клетке должно находиться определенное животное, название которого собрано из предложенных малышу кубиков;
  • Приготовить любимое блюдо. Для этого нужно собрать из кубиков все необходимые ингредиенты.

Чем старше ребенок становится, тем сложнее игры ему следует предлагать.

Преимущества и недостатки методики

К достоинствам методики можно отнести:

  1. Быстрое обучение. Здесь все индивидуально. Если судить из отзывов родителей, то чем старше ребенок, тем быстрее он осваивает чтение. Так, в возрасте 6 лет дети осваивают азы чтения спустя неделю регулярных занятий, в 5 лет – спустя 12 занятий, в 3–4 года на это может уйти до 6 месяцев.
  2. Нет ограничений по возрасту. Это позволяет заниматься с детками первого года жизни или же будущими первоклассниками. Отличия будут только в сложности поставленных заданий.
  3. Положительное влияние на развитие слуха и памяти.
  4. Развитие мелкой моторики рук.
  5. Индивидуальный подход к каждому малышу. Учитываются особенности его развития. Во время обучения его никто ничего делать не заставляет, не торопит и не сравнивает с другими детьми. Все происходит по желанию.
  6. Простота методики. Многие родители с успехом применяют ее для домашних занятий.
  7. Вместе с чтением дети обучаются грамотно писать. Это возможно за счет того, что на кубиках буквы формируют правильные склады, на них отсутствуют те, которых в русском языке нет.
  8. Методика позволяет сохранить зрение – происходит тренировка глазных мышц, буквы имеют правильный размер, они не мелкие, а цвета подобраны так, чтобы не напрягать детские глазки.
  9. Метод разработан так, чтобы снизить вероятность появления конфликтных ситуаций между тремя сторонами – педагогами, детками и их мамами, папами.
  10. Возможность заниматься без взрослых. Достаточно показать детям принцип методики, и они могут заниматься без участия взрослых, изучая в процессе игры новый материал.
  11. Отсутствует необходимость изучать слияние букв в слоги. Вместо этого предлагаются готовые склады. Такой метод учит читать текст быстро, не запинаясь.

Есть у метода и некоторые недостатки, о которых родители должны знать:

  1. Дефектологи и логопеды не очень хорошо относятся к данной методике. Объясняют это тем, что дети заучивают склады, при этом не понимают, как происходит слияние букв. В дальнейшем это приводит к тому, что они не могут разделить слово на слоги или разобрать его по составу.
  2. В школе учат обозначать звуки одним цветом, а по методике Зайцева это предлагается делать иначе. Ребенок путается. Для того чтобы его переучить потребуется время.
  3. Пособие стоит недешево. Если выбор был сделан в пользу раскладок, требующих самостоятельного склеивания, то это потребует больших временных затрат.
  4. Метод является малоэффективным для малышей, у которых больше развито левое полушарие. Образное мышление у них развито не очень хорошо.
  5. Вычленение отдельного звука для некоторых детей может стать настоящей проблемой, которая скажется на письме.
  6. Во время обучения не уделяется внимание творческим способностям деток.



Последние материалы сайта