Место женщины в семье и обществе в понимании л.Н. Толстого (по роману "Война и мир"). Презентация по литературе "идеал женщины" Идеал женской красоты по толстому

23.06.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”, ведь у женщины есть свое особое предназначение, данное самой природой: она прежде всего мать, жена. Для Толстого это бесспорно. Мир семьи - это основа человеческого общества, и хозяйка в нем - женщина.

Образы женщин в романе раскрываются и оцениваются автором с помощью излюбленного приема - противопоставления внутреннего и внешнего.

Автор говорит о некрасивости княжны Марьи, но останавливает наше внимание на “больших, глубоких и лучистых (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них)” глазах героини. Глаза, как известно, - зеркало души, поэтому, говоря о взгляде, Толстой характеризует внутренний мир героини, скрытый от поверхностного наблюдателя (например, мадемуазель Бурьен). Полюбив Николая Ростова, княжна в минуту встречи с ним преображается так, что француженка-компаньонка почти не узнает ее: в Марье появляется женственность, грация и достоинство. “В первый раз вся та чистая духовная работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу” и сделала лицо героини прекрасным.

Никакой особой привлекательности во внешнем облике мы не замечаем и у Наташи Ростовой. Вечно в движении, отзывающаяся бурно на все происходящее вокруг Наташа может “распустить свой большой рот, сделавшись совершенно дурною”, “зареветь, как ребенок”, от того, что плачет Соня; она может постареть и неузнаваемо измениться от горя после смерти Андрея. Именно такая жизненная изменчивость в Наташе и симпатична Толстому потому, что ее облик - отражение богатейшего мира ее чувств.

В отличие от любимых героинь Толстого, Наташи Ростовой и княжны Марьи, Элен - воплощение внешней красоты и одновременно странной неподвижности, словно окаменелости. Толстой постоянно подчеркивает ее однообразную, застывшую улыбку и античную красоту тела. Она напоминает прекрасную, но бездушную статую. Недаром автор совсем не говорит о ее глазах, которые, напротив, у любимых Толстым героинь всегда привлекают наше внимание. Элен хороша внешне, но является олицетворением безнравственности и порочности. Для великосветской красавицы брак - путь к обогащению. Она изменяет мужу постоянно, животное начало преобладает в ее натуре. Пьера поражает ее внутренняя грубость. Элен бездетна. “Я не такая дура, чтобы иметь детей”, - произносит она кощунственные слова. Не будучи разведенной, она решает проблему, за кого ей выйти замуж, не в состоянии выбрать одного из двух ее поклонников. Загадочная смерть Элен связана с тем, что она запуталась в собственных интригах. Такова эта героиня, таково ее отношение к таинству брака, к обязанностям женщины. А ведь для Толстого это самое важное.

Княжна Марья и Наташа становятся прекрасными женами. Не все доступно Наташе в интеллектуальной жизни Пьера, но душой она понимает его поступки и помогает мужу во всем. Марья пленяет Николая духовным богатством, которое не дано его несложной натуре. Под влиянием жены смягчается его необузданный нрав, впервые он осознает свою грубость по отношению к мужикам. Марья Болконская не понимает хозяйственных забот Николая, даже ревнует к ним мужа. Но гармония семейной жизни и заключается в том, что муж и жена как бы дополняют и обогащают друг друга, составляют одно целое. Временное непонимание, легкие конфликты разрешаются здесь примирением.

Марья и Наташа - прекрасные матери, но Наташа больше хлопочет о здоровье детей (Толстой показывает, как она занимается младшим сыном), Марья же удивительно проникает в характер ребенка, заботится о духовном и нравственном воспитании. Мы видим, что героини схожи в главных, самых ценных для автора качествах, - им дана способность тонко чувствовать настроение близких людей, разделить чужое горе, они самоотверженно любят свою семью.

Очень важное качество Наташи и Марьи - естественность, безыскусственность. Они не способны играть роль, не зависят от постороннего взгляда, могут нарушить этикет. Так, на своем первом балу Наташа выделяется именно непосредственностью, искренностью в проявлении чувств. Княжна Марья в решающий момент ее отношений с Николаем Ростовым забывает, что хотела держаться отчужденно-вежливо. Она сидит, горько задумавшись, потом плачет, и Николай, сочувствуя ей, выходит за рамки светского разговора. Как всегда у Толстого, окончательно все решает взгляд, выражающий чувства свободнее, чем слова: “и далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным”.

Создавая систему женских образов, писатель выстраивает свой идеал женщины. По-моему, этот идеал можно свести к формуле: естественность, чуткость, любовь.

Она умела понять все то, что было

Во всяком русском человеке.

Л. Н. Толстой

Что такое идеал? Это высшее совершенство, совершенный образец чего-либо или кого-либо. Наташа Ростова - идеал женщины для Л. Н. Толстого. Это значит, что в ней воплощены те качества, которые писатель считал для женщины главными.

Тринадцатилетняя черноглазая девочка, с большим ртом, некрасивая, но живая - такой приходит Наташа Ростова в толстовскую эпопею. Естественная, искренняя, переполненная жизнью, она любимица семьи.

Наташа своевольна, она не придерживается чопорных светских правил. Это очень богатая натура: девочка умеет воображать, фантазировать, помнить сердцем. С нею не может быть скучно: живя полной жизнью, она вовлекает в эту жизнь всех вокруг. Писатель не может сдержать своего восхищения, рассказывая о ее пляске в гостях у дядюшки: "Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала... этот дух, откуда взяла она эти приемы?.. Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские", которые стали возможны потому, что Наташа "умела понять все то, что было... во всяком русском человеке". Это понимание пришло от простой и доброй семьи, от близости к природе, к крестьянам. Наверное, отсюда и ее мечтательность, поэтичность, непосредственность, ее умное сердце.

Только раз, при соприкосновении с "большим светом", неопытная, доверчивая девушка совершит роковую ошибку, которая обернется для нее душевной катастрофой.

Любуясь своей героиней, рассказав о ее поэтической любви к Андрею Болконскому, писатель показывает, что проявления такой страстной, непосредственной натуры могут быть и опасными. Наташа не справилась со своим увлечением Анатолем Курагиным. Ее измена разрушает жизнь князя Андрея, причиняет горе близким девушки. Но как страдает сама Наташа, как казнит себя! Тяжелое нравственное потрясение приводит к тому, что она стала замкнутой, отчужденной, боялась вернуться к жизни. "Меня мучит только то зло, которое я ему сделала", - признается девушка Пьеру.

Из тяжелого нравственного кризиса Наташу выводит 1812 год. Не сразу поняла она весь трагизм происходящего, оставалась ко всему безразличной, почти не участвовала в подготовке Ростовых к отъезду из Москвы. Однако узнав, что раненые остаются в Москве, потому что нет подвод, а графиня не соглашается снять вещи и отдать телеги под раненых, Наташа, "как буря", ворвалась к родителям и потребовала освободить подводы для раненых и принялась сама руководить всем.

И как горькое вознаграждение ей была дарована встреча с тяжело раненным в Бородинском сражении князем Андреем. Об их свидании в Мытищах трудно читать и невозможно рассказывать, настолько трагична и прекрасна эта встреча, настолько правдиво раскрывает писатель их чувства, их любовь, которая, возродившись, стала еще "больше, лучше, чем прежде". "Ни одной мысли о себе... не было в душе Наташи". Теперь она любит Андрея со всей силой, на которую она способна, угадывает его желания, хочет понять, что он чувствует, "как у него болит" рана, живет его жизнью. Поэтому и ее жизнь кончилась, когда его не стало.

Новая встреча с Пьером постепенно возвращает Наташу к себе самой, к жизни. Очень трудные вопросы ставит перед читателем Толстой. Имеет ли право человек, храня память об умершем, все-таки пережить свое горе и полюбить снова?

Для Толстого красота и величие жизни в ее многообразии, в переплетении горя и радости. Наверное, еще и потому он так любит Наташу, что она переполнена силой жизни и способна возродиться после стыда, обиды, горя к новым радостям. И нельзя ее осуждать, иначе жизнь бы остановилась.

Наташа не проходит сложного пути духовных исканий, не задает себе "вечных" вопросов. "Она не удостаивает быть умной", - скажет о ней Пьер. Ее нравственная сила - в природных свойствах характера, в даре любви к жизни, к людям, к природе, в чувстве правды.

Не всем нравится она в эпилоге романа. В растрепанной, опустившейся женщине, отказавшейся от своих "очарований", думающей только о муже и детях, трудно узнать прежнюю "волшебницу". Но Толстой не осуждает свою героиню, а восхищается ею, любящей женой, преданной матерью, хранительницей домашнего очага. Она живет богатым духовным миром Пьера, отражая главное и лучшее в нем. Не понимая мужа умом, она чутьем безошибочно угадывала то, что было самым важным в его деятельности, разделяла его мысли, не колеблясь, только потому, что это были его мысли, а он для нее - самый умный, самый честный и справедливый человек на свете.

Именно эти качества выше всего ценит Толстой в женщине. Вот почему Наташа Ростова - его любимая героиня, его идеал.

Бархатова Ирина Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6"
Населённый пункт: г. Югорск, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Наташа Ростова - идеал русской женщины" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир")
Дата публикации: 15.10.2017
Раздел: полное образование

Урок литературы в 10а классе по теме «Наташа Ростова – идеал русской

женщины» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Учитель Бархатова И.А.

Цель урока : Синтез и углубление знаний об образе главной героини романа,

определение особенностей её характера и отношения к ней автора.

Использование современных технологий : технология развития

критического мышления.

Стадия вызова . Методы: слово учителя, составление кластера.

Стадия осмысления . Методы: эвристическая беседа, создание проблемной

ситуации, опыт проблемного анализа (индивидуальная работа учащихся,

работа в парах).

Стадия рефлексии . Метод«Трибуна собственного мнения»:

Какой я увидел героиню Толстого?

Есть ли сейчас Наташи Ростовы?

Составление синквейна о героине.

Задачи:

Обучающая:

Проверить знания учащимися фактического материала, их умения оценивать

прочитанное и излагать свои мысли, делать выводы, обобщения.

Развивающая:

Развивать творческие способности учеников, монологическую речь.

Развивать умение выделять главное из изучаемого материала.

Развивать творческое и образное мышление, культуру общения.

Воспитательная:

Раскрыть сущность нравственной красоты человека в понимании Л.Н. Толстого.

Воспитывать стремление к духовной красоте и внутреннему богатству личности.

Формировать умение ценить прекрасное.

Вид урока: урок-исследование.

Методы: слово учителя, составление кластера, эвристическая беседа, создание

проблемной ситуации, опыт проблемного анализа (индивидуальная работа учащихся,

работа в парах).

Оборудование: роман Л. Толстого “Война и мир”, презентация по теме «Образ Наташи

Ростовой», иллюстрации к тексту романа, музыкальное сопровождение: «Лунная соната»

Л. Бетховена.

Эпиграф:

В. В. Вересаев.

ХОД УРОКА:

Стадия вызова.

Исходя из домашнего задания, вы можете без труда сформулировать тему нашего урока.

(Образ Наташи Ростовой).

И к чему мы должны прийти в конце урока? (…)

Нужно тему конкретизировать и направить наш разговор в нужное русло.

Я вам помогу: на прошлых уроках мы познакомились с главными мужскими образами,

прошли дорогой чести Андрея Болконского, проанализировали взлеты и падения Пьера

Безухова, т.е. говорили о духовных исканиях этих героев. С какой же целью мы будем

анализировать образ Наташи Ростовой?

Обратите внимание на эпиграф урока:

Наташа-то и есть подлинная душа Толстого.

В.В.Вересаев.

Как можно интерпретировать эти слова? (Любимая героиня)

Как можно по-другому назвать любимого человека, певца, актера, политика? (Идеал)

Таким образом, мы сформулировали тему урока: «Наташа Ростова – женский идеал

Л.Н.Толстого».

Осталось определить задачи урока.

Итак, чем будем заниматься на уроке? (доказывать, что Наташа – идеал, анализировать

сцены с участием Наташи)

А что включает в себя понятие «идеал»? Давайте обратимся к словарям.

Слайд

Толковый

словарь

Ожегова:

составляет

деятельности, стремлений. Высокие гуманистические идеалы.»

Философский словарь: «Идеал – высший образец нравственной личности».

Итак, если мы будем говорить о нравственной личности, какие качества мы должны в ней

отметить? (Доброту, отзывчивость, самопожертвование, женственность и т.д.)

Таким образом, мы в течение урока должны результаты своей работы представить в виде

кластера:

Стадия осмысления.

Почему же Наташа Ростова – это идеал женщины по Толстому? Почему она

любимая героиня писателя?

Это будет загадка нашего урока, которую мы должны

разгадать. Ведь у Л. Толстого были героини намного умнее, красивее. Вспомним умную, с

“лучистыми глазами” Марью Болконскую; красавицу Элен; Анну Каренину, красивейшую

женщину с трагической судьбой, которую бы мы могли пожалеть. Но ни Анна Каренина,

ни Марья Болконская не стали самыми любимыми для писателя. Почему? Ведь Наташа не

так красива, не так умна. Почему же она любимая героиня Толстого? Значит, есть в ней

какая-то тайна, загадка, которую мы должны разгадать и понять.

Вернемся к кластеру, он и задаст нам направление нашей деятельности.

К сегодняшнему уроку вы читали эпизоды из романа, героиней которых была Наташа

нашей героиней в различных ситуациях.

Женский идеал

женственность

самопожертвован

Работа в парах.

Вспомнить свой эпизод, проанализировать, какое качество проявляется у Наташи в данной

ситуации (до 5 минут). Кратко пересказать эпизод классу, привести цитату из текста,

записать ключевое слово или словосочетание на листочке и поместить на доске, расширяя

Слайд 2. Наташа – подросток.

(т.1, ч.1, гл.8)

Впервые мы знакомимся с Наташей в описании сцены появления молодого поколения

семьи Ростовых. Наташа изображена тринадцатилетней “черноглазой, с большим ртом,

некрасивой, но живой девочкой, с детскими открытыми плечиками, выскочившими из

быстрого

сбившимися

тоненькими

оголенными

маленькими

ножками…”

Учащиеся

анализируют

описывающие

Наташу-девочку

Наташу-подростка

появление,

отношение

родным, поведение на именинах).

Л.Н. Толстой подчеркивает, что Наташа далеко не всегда красива внешне; она бывает

просто дурна, почти уродлива, и бывает, прекрасна, потому что ее красота от внутреннего

оживления,

бескорыстия,

душевной

переполненности, которая не всегда открыта постороннему глазу. Непрестанно в ней идет

какая-то своя жизнь, и свет этой внутренней жизни падает на Соню и Бориса, Николая и

Наташа-подросток предстаёт во всём обаянии внутреннего света душевной красоты,

открытости, влюблённости во всё и во всех, желании добра всем и каждоминутного

желания всю себя отдать за другого, каждому помочь и защитить от чего бы то ни было.

Именно поэтому Денисов называет её волшебницей. (внутренняя красота)

Слайд 3. «Ночь в Отрадном» (т.2, ч.3, гл.2)

Какой предстает Наташа в лунную ночь в Отрадном? Опыт проблемного анализа.

(В этом эпизоде Л.Толстой показывает разное отношение людей к природе: восхищение

ею Наташи и равнодушие Сони. Наташе больно, что Соня не понимает прелести ночи,

слышатся

чувствует

прелесть

воспринимает красоту мира. Этот же светлый, счастливый поэтический мир Наташи

почувствует в Отрадном князь Андрей Болконский. Он еще не готов полюбить, он только

недоумевает: “Чему она так рада?” и огорчается: “Дела нет до моего существования”.

Происходит

своеобразный

объединяет,

сближает

именно одинаковое, яркое чувство, вызванное лунной ночью).

-Что особенно поэтизирует Толстой в образе Наташи? Поэтичность героини, её любовь

к природе, особое восприятие ею красоты окружающего мира. (любовь к природе)

Толстой выбирает самые яркие и значительные события жизни своей героини, чтобы

раскрыть всю многогранность её характера, самые лучшие и неповторимые стороны её

внутреннего мира.

С л а й д

« П е р в ы й

Н а т а ш и

Р о с т о в о й »

Какой описывает Наташу Толстой на светском балу? (Ученик отвечает). Наташа не

была безукоризненно и совершенно красива внешне, но в ней была такая обаятельная и

светящаяся

душевная

притягательность

прелесть,

чувствующий

произошло

Болконским.

- Чем понравилась князю Андрею Наташа?

Наташа привлекла Андрея своей непосредственностью, чистотой, поэтичностью,

полнотой жизни. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Его

поражает Наташина чуткость, умение угадать чуткое настроение, понимать всё с

полуслова.

И слова князя Андрея: “Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там

всё счастье, надежда, свет; другая половина – всё, где её нет, там всё уныние и

темнота…” - и Наташины: “… но такого, такого со мной никогда не бывало” -

убеждают в силе и серьёзности этого чувства. Естественность, непосредственность,

чуткость, все больше пленяют князя Андрея: “Вино её прелести ударило ему в голову”.

Её улыбка сказала ему: “Давно я ждала тебя”). (естественность)

Толстой меряет своих героев особыми, своими собственными мерками, и главная из

них- близость к народным корням. Народность и близость к национальному русскому

характеру героини Л. Н. Толстого очень ярко проявились в сценах охоты и в гостях у

дядюшки.

Слайд 5. «Пляска Наташи» (т.2, ч.4, гл.7) Опыт проблемного анализа эпизодов.

Наташа более, чем кто-либо из людей дворянского круга, непосредственна. В ней

воплощаются

свойства

женского

существа:

гармония

духовного

телесного,

естественного

нравственного,

природного

человеческого.

Народное

превращается в инстинктивно-безотчётную силу всего её существа, и проявляется оно

легко, непринуждённо, как, например, во время пляски в имении у дядюшки. « Где, как,

когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала,--эта графинечка,

воспитанная эмигранткой-француженкой,-- этот дух, откуда взяла она эти приёмы…, те

неподражаемые,

неизучаемые,

русские….»

дворянка «…умела понять всё то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, …и во всяком

русском человеке» (Любовь к народным традициям)

Кульминацией романа-эпопеи «Война и мир» является война 1812 года. Это важное

трагическое событие является мерилом человечности, патриотичности каждого из героев

Толстого. Не является исключением и Наташа.

Слайд 6. Наташа в дни событий войны 1812 года. Эпизод с ранеными. (т.3, ч.3, гл.14-16)

Почему Л.Н. Толстой поступки Наташи во время войны 1812 года считает такими же

важными, как и действия солдат? (Из жалости к солдатам, от желания помочь людям

она отдает подводы. В этом эпизоде мы видим патриотизм Наташи. Война 1812 года

потребовала от Наташи, как и от других людей, огромного напряжения, нравственных и

физических сил. “Мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем”. Все это наполняло сердце

глубоким

чувством

сражающихся с врагом, таким чувством, перед которым померкли пережитые личные

невзгоды. Прилив душевных сил, жизнедеятельность Наташи связаны автором с её

патриотическим чувством, наполнявшим её жизнь новым большим содержанием). В эти

трагические днив облике героини появляются новые стороны характера: сострадание и

горячая, бескорыстная любовь к людям. Именно эта любовь помогла Наташе без сомнения

пойти к раненому кн. Андрею, как только она узнала о его присутствии в обозе.

(любовь к людям)

Слайд 7. Наташа у постели раненого князя Андрея. Анализ эпизода учеником. (т.3, ч.3, гл.

В мировой литературе нет сцены свидания, равной по силе, глубине и чистоте чувств

той, что произошла в полутёмной тихой избе у постели умирающего кн. Андрея. И после

этого свидания Наташа, охваченная желанием отдать всю себя, ухаживала за Болконским,

с необыкновенной чуткостью угадывая его желания, принося ему радость и успокоение

одним своим присутствием. Во всём этом в полной мере раскрылось духовное богатство

героини, её дар к самопожертвованию. (самопожертвование)

Слайд 8. Какой мы видим Наташу в эпилоге романа? (ч.1, гл.10) Опыт проблемного

(Весною 1813 года Наташа вышла замуж за Пьера. В последний раз она появляется в

романе в новой роли – жены и матери. Встреча с Пьером после возвращения его из плена,

его внимание и любовь окончательно исцелили Наташу. В эпилоге она жена Пьера, мать

четырех детей. Она утратила девичье очарованье. Но натура Наташи не изменилась.

Любовь по-прежнему составляла для неё смысл жизни, она всю себя отдаёт интересам

семьи. “Черты её лица имели выражение спокойной мягкости и ясности” ). И разве не

то счастье, что переживает Наташа в замужестве, имел в виду Л.Н. Толстой, когда писал в

одном из писем о своей собственной семейной жизни: “Такое счастье есть, и я в нем живу

3-й год. И с каждым днем оно делается ровнее и глубже…» У Л. Толстого свой особый

взгляд на роль женщины в обществе; он считает, что счастье женщины заключается в

высоком назначении быть женой и матерью. (самопожертвование)

Должен прозвучать вопрос от ребят: а как же быть с тем, что Наташа предала А.

Болконского и увлеклась Анатолем Курагиным?

Дискуссия «Виновата ли Наташа в том, что случилось у неё с Анатолем

Курагиным?» (Учащиеся выражают свое мнение).

своей

героине. Писатель-художник

старается

наиболее

воплотить

раскрывая

достоинства

художественными

средствами. “Сущность её жизни – любовь”, – писал Л. Н. Толстой. Именно она выводит

из тяжелого душевного кризиса князя Андрея и возвращает к жизни убитую горем – после

гибели Пети – мать, она вся наполнена “страстным желанием отдать себя всю на то, чтобы

помочь умирающему Андрею и его сестре, чтоб заглушить ее горе, а после замужества с

той же безграничной страстью отдать себя интересам семьи”.

Любовь помогает ей найти свое место в жизни, её любовь воскрешает душу других

людей, помогает им поверить в свои силы, найти себя.

Стадия рефлексии.

Мы условно перелистали страницы романа, исследуя образ Наташи Ростовой.

Наташи выражает тот идеал женщины, которому всю жизнь поклонялся великий писатель.

Каковы же составляющие этого идеала, по-вашему?

(Учащиеся отвечают: непосредственность, душевная открытость, искренность, чуткость,

жизнелюбие,

целостность,

гармоничность

внешнего

внутреннего,

любви, женственность, нравственное совершенство, готовность к самопожертвованию,

душевная щедрость, умение понять другого человека, сделать его счастливым, чувство

поэтичность,

возвышенность,

скромность,

благородство, бескорыстие, честность, патриотизм, верность чувствам.)

«Трибуна собственного мнения»: (Ребята, а сейчас после небольшой подготовки вам

представится возможность с трибуны высказать свое мнение о Наташе -

«Какой я увидел героиню Толстого? (1 ряд)

Есть ли сейчас Наташи Ростовы?» (2 ряд)

Синквейн о Наташе (3 ряд)

Заключительное слово. Образ Наташи Ростовой, главной героини романа «Война и мир»,

охватывает

духовного

развития:

полудетского

возраста

зрелости, замужества и материнства. Характер Наташи-это художественное открытие

писателя, увидевшего в обыкновенной русской девушке-дворянке то душевное богатство,

ту подлинную человечность, ту совершенную женственность, ту истинную красоту, тот

дар любви, близость к народу, ко всему русскому, к родной природе, которыми, по мнению

Толстого, должна обладать настоящая русская женщина.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание. Сочинение-миниатюра «Мой любимый герой в романе «Война и



Последние материалы сайта