Зачем нужны четки. Виды религиозных четок

15.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Правильные четки или благотворное влияние четок на нервную систему.
В последнее время мы все чаще замечаем людей, в руках у которых четки.
Для чего нужны четки и что такое правильные четки попробуем разобраться.
ЧЁТКИ - это стеклянные, деревянные, янтарные и другие шарики, нанизанные на шнурок или ленту, чаще всего замкнутые в кольцо.
У православных и католиков к четкам подвешивается крестик. Это и считается правильными четками, православными и христианскими.
В Древней Руси в быту по культовым чёткам производили «чит», то есть «читали молитвы». По ним считывали поклоны, то есть производили «счёт». «Считка» и «счёт» в конечном итоге привели к появлению единого названия молитвенного атрибута - чёток (чётное число вознесения молитв к Богу).
Есть народная пословица «Все что чёт -Богу, все, что нечет - лукавому».
По прочтению очередной молитвы откладывают одно зерно.
И так раз за разом, пока не завершится круговой цикл читки положенных молитв.
В православной церкви четки используют только монахи, монахини и высшее духовенство. Четки также распространены у буддистов и мусульман.
Известно о благотворном влиянии четок на самочувствие их владельца.



Из книги Музаффара Хаджи Усманова «Посох суфия»

При помощи четок странствующие дервиши во время длинных переходов делали себе массаж, снимая этим напряжение, улучшая лимфо- и кровообращение. При массаже усиливается артериальное кровообращение и улучшается питание клеток организма. Кроме того, массаж нормализует перераспределение крови между внутренними органами и мышцами, что само по себе является профилактикой от болезней.

Для чего нужны четки? На Востоке принято перебирать четки для облегчения счета. Однако, главная особенность перебирания четок в том, что трение кончиков пальцев о четки, которые нередко изготавливаются из натуральных камней, которые обладают целебными свойствами, успокаивает нервную систему и значительно укрепляет иммунитет.

Еще одна причина: на кончиках пальцев рук начинаются и заканчиваются энергетические каналы, которые влияют на кровообращение и теплообразование, регулируют работу легких, сердца, печени, кишечника и других органов. Жители Востока считают гармонизацию работы этих каналов с помощью четок очень важной.

Кроме того, при перебирании четок мельчайшие частицы зерен проникают через кожу пальцев и обогащают организм необходимыми микроэлементами. Например,четки из шунгита помогают при вегето-сосудистой дистонии, четки из янтаря - при заболеваниях щитовидной железы, сердоликовые четки облегчают головную боль, повышают иммунитет и заживляют раны.

1. Виды чёток

Православные чётки могут состоять из разного количества бусин или узлов. Каждый десяток маленьких бусин отделён от следующего большей бусиной (узлом или крестом). Число зёрен бывает 10, 30, 40, 50, 100 и даже 1000 в келейных монашеских чётках.

Видами чёток являются вервица и лествица , а также лестовка .


Вервица

Вервица - веревочка с навязанными на ней узелками. По вервице творил молитву преподобный Сергий Радонежский.


Молитва преп. Сергия Радонежского

Лествица – это чётки в форме лестницы, состоящей из деревянных брусочков, обшитых кожей или материей, или кожаную полоску с приклеенными или нашитыми жгутиками. Они символизировали лестницу спасения, восхождения на небо.

С лествицей в левой руке часто изображают на иконе преподобного Серафима Саровского. Были у преп. Серафима и чётки с крупными деревянными бусинами, их можно увидеть в освящённом в честь него храме в Свято-Даниловом монастыре.




Преп. Серафим Саровский. Чётки преподобного Серафима

От лествицы несколько отличается лестовка. Лестовка представляет собой круглый ремень, у которого вместо креста находятся четыре лапостка (лепестка), сто узелков-бобочек, семь передвижек между ними и девять «ступеней». Её используют ее теперь только раскольники-старообрядцы.


Лестовка

2. Предназначение и символика чёток

Св. Феофан Затворник объясняет цель молитвы по чёткам:

«Необходимо это, потому что есть какая-то у нас непонятная странность. Когда, например, занимаемся чем-либо внешним, то часы проходят, будто одна минута. Но когда становимся на молитву, то и минуты не пройдет, а уж кажется, что молились долго-предолго. Это помышление не причиняет вреда, когда совершают молитву по установленному правилу, а когда кто молится, только поклоны кладя с коротенькою молитвою, то оно представляет большое искушение и может прекратить молитву, едва начавшуюся, оставляя обманчивое уверение, что молитва прошла как следует. Вот добрые молитвенники и придумали, чтобы не подвергаться этому самообману, чётки, которые и предлагаются для употребления тем, кто полагает молиться не молитвами молитвенника, а сам от себя».

Замкнутость чёток символизирует бесконечность, то есть молитву непрестанную, вечную. Там, где при связывании в круг шнурка образуется узелок, чётки увенчиваются крестиком и кисточкой . Эта кисть называется «воскрилием». Четырьмя такими воскрилиями оканчивались одежды древних иудеев, напоминая о том, что следует исполнять заповеди. Так и молящемуся по чёткам эта кисть должна напоминать, что молитва только тогда будет плодотворной, когда соединится с ревностью к исполнению заповедей. Также эта кисточка напоминает нам о воскрилии ризы Самого Спасителя. Как некогда кровоточивая жена, с верою прикоснувшись к краю ризы Спасителя, получила исцеление (см. Лк. 8, 43-48), так и молящийся с верой прикасается духом к краю ризы Христовой, к Божией благодати, и получает помощь, утешение и исцеление от мучающих его страстей и болезней.

В монашестве чётки называют духовным мечём и вручаются монаху при постриге. Иноки не расстаются с ними никогда. В этом случае чётки являются средством напоминания о непрестанной молитве, оберегающим от рассеивания ума.

Игумения Таисия (Солопова) писала к новоначальной инокине:

«Если Апостол учит всех христиан «непрестанной» молитве, то не тем ли более таковая молитва составляет непременную обязанность иноков, как добровольно сложивших с себя излишние житейские заботы и посвятивших себя исключительно молитве и богомыслию. При надевании иноческой одежды (рясы) вновь вступающему послушнику вручаются, между прочим, и чётки для вещественного напоминания о непрестанной молитве, которою должен заниматься новоначальный, постепенно обучая себя этому «духовному деланию», как называют святые отцы-подвижники умную молитву. … потому-то тебе, как инокине, по самому призванию своему обязанной хранить непрестанную внутреннюю молитву, я указываю, между прочим, на чётки, данные тебе вместе с иноческим одеянием не как простая принадлежность его, а как начальный обучитель молитве и как вещественное напоминание о ней».


Игумения Таисия (Солопова)

Духовным спасательным кругом являются они и для каждого боголюбивого христианина. Как правило, мирян благословляют носить чётки не открыто для всех, не напоказ, а только незаметно на пальце, или в кармане, или пользоваться ими келейно (дома). Чётки могут использоваться также для специального молитвенного правила, которое состоит из определенного количества Иисусовых и других кратких молитв.

Архим. Рафаил Карелин пишет о символике и значении чёток:

«Во-первых, чётки - это меч духовный, помогающий нам в сражении с демонами. Во-вторых, это бич, которым мы изгоняем из своей души страсти. В-третьих, это символ, это утешение нам, показывающее, что если мы будем усердно и разумно упражняться в Иисусовой молитве, то получим стократное воздаяние. В-четвёртых, чётки напоминают нам о путах и страданиях Спасителя и таким образом научают нас смирению. В-пятых, они учат нас вспоминать о заповедях и одновременно надеяться на милость Божию, потому что одно только прикосновение к славе Божией и благодати уже исцеляет нас от течения страстей. И наконец, они являются образом и символом вечности, к которой человек приобщается через занятие молитвой, в особенности через занятие непрестанной молитвой Иисусовой.

…Чётки - это одно из внешних орудий молитвы; пользуясь ими, человек, согласно церковным правилам, может заменить суточные службы и другие молитвословия (разумеется, кроме церковных Таинств) определенным количеством Иисусовых молитв. Кроме того, чётки являются постоянным напоминанием человеку о молитве».

3. Из истории христианских чёток

О молитве христиан по чёткам упоминается с первых веков христианства.

Преп. Павел Фивейский использовал для отсчёта количества молитв обычные камешки. Также первые христиане для этого нанизывали на веревку сушеные ягоды. Преподобный Пахомий Великий ввёл использование чёток в монашеский обиход. Среди монахов его монастырей было много простых, неграмотных людей. Из всех молитв они знали только молитву Иисусову. Святой Пахомий установил правилом молиться ею по чёткам определенное количество раз в день, следуя заповеди Божией о непрестанной молитве. Святитель Василий Великий в своём завещаниии безкнижному иноку написал, что следует за церковные службы молиться и класть поклоны по вервице, имеющей сто три узла, произнося на каждом узле молитву Исусову «Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного» (Номоканон). Из Византии традиция использования чёток пришла на Святую Русь.


Вервица

Уже преподобный Феодосий Печерский изображается на иконах с чётками в сто узелков. Преподобного Нестора Летописца современники описывали так: «в правой руке у него перо, а левой чётки перебирает».


Преп. Савва Сторожевский, ученик преп. Сергия Радонежского

4. Нужно ли благословение на использование чёток?

Ранее в России чётками пользовались и монахи, и миряне. Так, например, в тринадцатом поучении «Домостроя» в Сильвестровской редакции сказано: " …Следует христианину всегда держать в руках чётки, а молитву Иисусову - неустанно на устах; и в церкви и дома, и на торгу - ходишь, стоишь ли, сидишь ли, и на всяком месте…"

В настоящее время в России отношение к использованию чёток мирянами осторожное, так как утрачены духовные ориентиры и традиции, у мирян часто нет опытного духовного руководителя для прохождения молитвы, а часто они и не считают, что нуждаются в руководстве, и берутся за преждевременно большой, непосильный подвиг, который могут понести только опытные христиане под бдительным руководством духовника. При таких условиях новоначальный христианин легко может впасть в состояние духовной прелести и серьезно себе навредить. Поэтому в наше время чётки обязательны исключительно монахам, а мирянам для того, чтобы проходить любое особенное, дополнительное, молитвенное правило по чёткам нужно взять благословение у духовника.

При этом многие священники придерживаются того взгляда, что миряне могут свободно использовать чётки для напоминания о непрестанной молитве, к которой призваны все христиане; для счёта молитв в общепринятых правилах, например, в правиле ко Св. Причащению; для небольшого или непостоянного прибавления к обычному правилу Иисусовой молитвы.

Иерей Виктор Кобзов:

«На использование чёток нет запрета . Поэтому, их употребление без специального благословения вобщем-то допустимо. Чётками может пользоваться любой христианин. Монахи должны творить молитву постоянно, поэтому они имеют их всегда с собой. Живущим в миру лучше пользоваться чётками только во время уединенных молитв.

В данном случае вопрос нужно ставить не о том, чтобы взять разовое благословение на пользование чётками, а дело в том, что многие шаги в духовной жизни нужно согласовывать с духовником, с тем священником, у которого Вы постоянно или часто исповедуетесь. Этот священнослужитель, наблюдая за вашей духовной жизнью, постоянно принимая Вашу исповедь, сможет рассудить, действительно ли Вам в данный период жизни полезно использование чёток, или для Вас это будет чем-то вроде "забавы"».

Священник Максим Каскун:

«Чётки - это механическое средство, благословенное церковью, чтобы помочь человеку сосредотачиваться на молитве, и чтобы отсчитывать сотни и тысячи молитв, которые человек делает. Чётки используются православным христианином, когда он дома или на работе читает Иисусову молитву, или, к примеру, «Господи, помилуй!», или читает «Богородице, Дева…» 150 раз - то есть, их используют, как метод отсчета, чтобы не сбиться от положенного правила.

Если чётки используют просто для подсчета, это одно, а если как «ножны» для молитвы, то нужно брать обязательно благословение, потому что человек может и в прелесть впасть, если сам за это возьмется».

Священник Вячеслав Брегеда:

"Чётки больше иноки с собой носят, потому как много и часто молятся, а обычному человеку они вроде как и ни к чему. Главное, все время о Боге помнить, постоянно про себя краткие молитвы, работая, произносить «Господи, помилуй», Иисусову молитву, стихи из псалмов, быть приветливым ко всем и отзывчивым. А чётки – даже если они есть у вас - не нужно их на показ выставлять, показывая, как фарисей, какой вы большой молитвенник.

…Есть чётки на 10 бусинок, как колечко, на палец надеваются, и не видит никто, что вы по чёткам молитесь. В чем чётки помогают: бывает, без чёток мысль уходит, а когда за бусины тянешь, мысль сосредотачивается на молитве».

Священник Алексей Рой:

«Когда человек перебирает бусины чёток при молитве, это дает определенный ритм молитве и возможность сконцентрироваться на молитве внутри себя, тем самым постоянно держа свой ум при молитве в общении с Богом. И на это должно быть благословение священника, которое дается, когда у человека уже есть какой-то задел в молитвах, побольше, чем обычное утреннее и вечернее правило».

Игумен Александр (Пахомов):

«Чаще всего проблема в том, что человек начинает сразу же "творить" молитву, а для духовной жизни это не всегда полезно.

Некоторые благочестивые христиане придают слишком большое значение внешним атрибутам, при этом плохо понимая их назначение. Так считается, что чётками можно "бесов гонять", пользуясь ими как ремнём. Иногда встречается такая точка зрения, что молитва по чёткам сама по себе благодатна. Монашествующие ограждены от всего этого достаточно хорошо. Так сказать, пришёл в армию - получи погоны, получи автомат. Эйфория, если и есть, то недолгая, а дальше - будни.

…Слово "творить" у меня поставлено в кавычки. Смысл в том, что читать и творить - разные вещи и отражают разные духовные состояния. Далеко не все трезво оценивают свои силы и им начинает казаться, что ещё немного и явятся ангелы, чтобы вместе помолиться. Для этого достаточно невнимательно прочитать пару книг о Иисусовой молитве, освоить внешние приёмы и отгородить часть комнаты шкафом, создав иллюзию "малой келлии"».

Святитель Феофан Затворник благословлял молитву по чёткам и молодым мирянам и мирянкам, обращавшимся к нему за духовным наставлением:

«Что касается до правила, то относительно сего так думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом.

Еще: читать молитвы и псалмы до расшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего: "Боже, милостив буди..." Еще: иногда все время, назначенное на правило, можно провести в читании одного псалма на память, составляя из всякого стиха свою молитву. Еще: иногда можно все правило провести в молитве Иисусовой с поклонами...»

«Прочитав это, не подумайте, что гоню Вас в монастырь. О молитве по чёткам я сам в первый раз услышал от мирянина, а не от монаха. И многие миряне и мирянки молятся сим образом. И Вам пригодится сие. Когда молитвословие по чужим заученным молитвам причитается и не станет возбуждать, можете этим образом помолиться день-другой, потом опять – по заученным молитвам. И так – вперетруску.

И еще повторю: существо молитвы в возношении ума и сердца к Богу; эти правильца идут в пособие. Не можем мы обойтись без них, немощны суще. Благослови Вас, Господи!»

Архим. Рафаил Карелин:

«В исторической литературе сохранилось немало свидетельств о том, что еще два столетия тому назад чётки носили ремесленники, крестьяне и даже солдаты. В греческих церквах и на Востоке молитва по чёткам никогда не вызывала сомнений и принималась как церковное предание. Теперь потеря внутренней молитвы, переход на внешнюю деятельность с забвением самого главного - сочетания сердца с Богом - привела современных христиан к искаженному пониманию молитвы, как будто она должна ограничиваться только определенным временем и местом и кроме этого ум и душа могут беспрепятственно вращаться в кругу земных предметов и представлений. Поэтому теперь многие смотрят на чётки только как на атрибутику монашества наравне с клобуком и мантией. При виде чёток на руках мирянина они говорят: «Кто позволил ему носить чётки; что он - монах? Это нарушение правил!» - а каких, не знают сами.

…Я спрашивал об этом архимандрита Серафима. Он ответил, что «чёткоборчество» происходит от незнания, но прибавил, что монастырские старцы считали, что мирянам надо получить от духовного отца - старца благословение «на чётки», так как для Иисусовой молитвы нужно руководство и обучение, особенно в первое время; он считал, что ношение чёток требует от человека непрестанного молитвенного труда, иначе сами чётки на Суде Божием будут обличать его в нерадении или в лицемерии. Отец Серафим говорил, что глинские старцы благословляли своих чад на молитву по чёткам, но из-за богоборческого времени не советовали носить чётки открыто.

…Диавол, когда не может разрушить христианство путем гонений и клеветы, старается лишить человека внутренней духовной жизни и сделать христианство внешним. Поэтому враг восстал против Иисусовой молитвы и Причастия, внушив многим людям, в том числе и священникам, что Иисусова молитва - это дело одних монахов, а частое причащение может лишить человека благоговения и привести к прелести, то есть к духовному обольщению».

5. Как пользоваться чётками

Чётки помогают считать (отсюда и название) количество молитв или земных поклонов. Молящийся пальцами левой руки перебирает «зернышки» одновременно с началом произнесения новой молитвы. Каждая бусина - это одна Иисусова молитва, или другая краткая молитва.

Возможны при этом и вставки других молитв, например, на каждой большой бусинке можно читать «Отче наш», или «Богородице Дево, радуйся», или какую-либо другую молитву, близкую молящемуся человеку, или же молитвы своими словами, которые изливаются из сердца человека и которые православная духовная практика не запрещает, лишь бы сердце взывало к Богу.

Св. Феофан Затворник
так учил молиться по чёткам:

«…чётки… предлагаются для употребления тем, кто полагает молиться не молитвами молитвенника, а сам от себя. Употребляют их так – скажут: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного, или: грешную – и переложат одну четочку между пальцами; скажут так в другой раз и еще переложат, и так далее; при каждой молитовке поклон кладут, поясной или земной, как охота, или при маленьких четочках – поясной, а при больших – земной. Правило все при сем состоит в определенном числе молитовок с поклонами, куда вставляются и другие молитвы, своим словом сказываемые. Для того чтобы и тут не обмануть себя поспешностью произношения молитовок и кладения поклонов, при определении числа поклонов и молитв определяют и время длительности молитвы, чтобы отсекать поспешность и, если вкрадется она, наверстать время приложением новых поклонов.

Сколько за какое молитвословие следует класть поклонов, у нас положено в Следованной Псалтири, в конце, и в двух пропорциях: для усердных и для ленивых или занятых. Старцы, которые и теперь у нас живут в скитах или особых келиях, например, на Валааме и в Соловках, все службы таким образом справляют. Если хотите или иногда захотите, и Вы свое правило можете сим образом справлять. Но прежде потрудитесь навыкнуть справлять его как прописано. Может быть, и не потребуется сие новое установление правила. Про всякий, однако ж, случай, посылаю Вам чёточки. Поступите вот так! Заметьте, сколько у Вас проходит времени за утреннею и вечернею молитвою, потом сядьте и приговаривайте свою коротенькую молитовку по чёткам и смотрите, сколько раз Вы пройдете чётки в продолжение времени, употребляемого Вами обычно на молитву. Это число и пусть будет мерою Вашего правила. Это Вы сделаете не во время молитвы, а помимо ее, хоть с таким же вниманием. Правило же молитвенное сим способом совершайте потом, стоя и поклоны кладя».

«О поклонах. Я нигде не встречал указания, на каждую ли молитву Иисусову класть поклон, - и какой, - поясной, или земной, - или иногда творить сию молитву и без поклонов. Правило поклонное в Сарове так совершается: 30 земных поклонов с молитвою Иисусовою, потом 100 молитв без поклонов; опять 30 земных поклонов с молитвою, и 100 молитв без поклонов; в третий раз 20 поклонов с молитвою, и еще 100 молитв без поклонов, наконец еще 20 поклонов с молитвою Иисусовою и 100 молитв без поклонов Пресвятой Богородице. - Вот тут не все молитвы с поклонами. Применительно к этому надо понимать и указание поклонов и молитв в следованной Псалтири, взамен церковных служб. Вы себе разделите свое правило на все три вида: часть с земными поклонами, часть с поясными и часть без поклонов. Как усердие: но надо всегда утруждать себя в молитве. - Как у древних совершались 12 молитв днем и 12 ночью, посмотрите в старых молитвенниках и псалтирях. Ныне к сожалению перестали это печатать. Но не забывайте, что дело не в исполнении числа поклонов и молитв, а в устремлении ума к Богу и согреяния сердца. Паче всего возгреть надо теплоту сердечную и хранить ее. Се закон неотложный. А правило, какое кто хочет, выбери. Церковь их предлагает много».

«Если не имели сего в правиле, то кладите пред началом молитвословия утреннего и вечернего по 50 поклонов поясных, малых и 5 земных, на большом узле - большой поклон по чёткам. То же и в конце правила. При поклонах - маленькие молитовки... Главная - Иисусова. Потом Божией Матери, своей Святой и другим чтимым. Сколько на каждое лицо поклонов - назначьте сами, чтобы в совокупности вышло 50... Примерно - Спасителю 30, Божией Матери 15, другим святым 5.

Молитве Иисусовой навыкнуть постарайтесь так, чтобы она сама собою говорилась... и на ходу и при работе... И другие молитовки можно всегда повторять... Боже, очисти мя... Боже, милостив... Настави мене, Господи Боже... и подобные.

Но главное - старайтесь всегда помнить, что Господь близ... и все видит - и соответственно тому держите себя и внешне и внутренно».

Преп. Паисий Святогорец говорил о поклонах при молитве по чёткам, отвечая на вопрос:

Геронда, когда я молюсь по чёткам о ком-то, то нужно креститься и делать малые поклоны?

В зависимости от того, что ты хочешь получить. Где больше труда, то имеет и большую ценность.

Когда, геронда, мы молимся по чёткам с поясными поклонами, то нужно рукой касаться земли?

Нет, когда мы молимся по чёткам с поясными поклонами, то рука доходит до колена, а потом выпрямляемся. Другое дело поклоны, которые мы делаем, когда прикладываемся к иконам или во время «Честнейшей» и т. п. Тогда, если кто может, хорошо, чтобы рукой касался земли.

Геронда, когда я молюсь по чёткам с крестным знамением и поясными поклонами, то никак не могу сосредоточиться.

Мне проще сосредоточиться, когда я молюсь по чёткам с крестным знамением и поясными поклонами. Забываю всё вокруг так, что когда оканчиваю молитву, то болит рука.

Геронда, как нужно делать земные поклоны?

Лучше земные поклоны делать до конца, то есть после каждого поклона полностью выпрямляться. Так глубже поклоны творишь перед Богом, да и для тела так легче. Ещё не нужно касаться земли открытой ладонью, потому что так можно повредить сухожилия, но опираться на внешнюю сторону кулака. И чтобы не было мозолей на руках, лучше делать поклоны на мягком коврике».

В воскресные дни, великие праздники и в дни, когда в Церкви отменяются земные поклоны - от Рождества Христова до Крещения и с Вербной недели до Троицы, а также в дни полиелейных праздников молитва проходится без земных поклонов.

6. Правила молитвы по чёткам

А. Правило для неграмотных

За вечерню с акафистом Богородице - 12 чёток (по 100 зёрен)
без акафиста - 8
За малое повечерие с каноном Богородице - 7
За великое повечерие - 12
За полунощницу и утреню - 33
За часы с акафистом Спасителю - 16
За бдение - 60
За всю псалтирь - 60
За кафизму - 3
За канон, и за акафист - по 3.
За молитвы и правило ко причащению: 10 чёток, 8 Спасителю; 2 - Божией Матери; за молитвы по причащении 4 чётки: 3 Спасителю, 1 Божией Матери.

Начало молитвы обычное: «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю небесный. Трисвятое, Пресвятая Троице. Отче наш. Господи, помилуй, 12 раз, Приидите, поклонимся (трижды). Пс.50: «Помилуй мя, Боже» и «Верую во единаго Бога».

И начинает молиться по чёткам; чётки обыкновенно имеют сто зерен, каждое зерно (или узелок) перебирает пальцами левой руки до конца и читает молитву Иисусову, Богородице и святым за все церковные богослужения.

За каждой чёткой Божией Матери читается: «Богородице Дево, радуйся (трижды) и молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Владычицы нашея, Богородицы, Приснодевы Марии, помилуй и спаси мя грешнаго. Слава, и ныне. Аллилуиа, Слава Тебе Боже (трижды), Господи, помилуй (Трижды), Слава и ныне» - и следующую чётку.

По окончании всякого правила читается: «Достойно есть», Слава и ныне, Господи, помилуй (трижды). Благослови. Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».

Б. Молитвы, читаемые по чёткам

Спасителю: Господи Иисусе Христе, помилуй мя.

Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя.

Святым: Святый апостоле (мучениче, пророче, праведный, преподобне отче наш, святителю отче наш и т.д.), моли Бога о мне (или просто: святе (святая)… моли Бога о мне).

Ангелу-хранителю: Святый Ангеле мой, сохрани мя.

Молитвы святым седмицы:

В понедельник : Святии архангели, молите Бога о мне.

Во вторник: Крестителю Христов, моли Бога о мне.

В среду и пяток: Кресте Христов, спаси мя силою твоею.

В четверток: Святии апостоли, молите Бога о мне; святителю отче Николае, моли Бога о мне,

В субботу : Вси святии, молите Бога о мне.

В воскресение:
Слава, Господи, св. воскресению Твоему.

О здравии и спасении родителей, сродников и благодетелей: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй рабов Твоих (имя рек).

О упокоении: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, упокой души усопших рабов Твоих (имя рек).

Поклоны на сотницу (из Чина пятисотницы монашеского правила):

С соответствующей молитвою:
10 - земных,
20 - поясных,
70 - умносердечных.

В. Количество молитв, читаемых по чёткам за соответствующие службы

Первые цифры количество молитв и поклонов соответственно – это правило помещено в Следованной Псалтири , Служебнике , третья цифра молитвы без поклонов – это правило взято из одной старой Следованной Псалтири , последние цифры обозначают количество молитв или время (минуты), которое надо молиться, если нет чёток. За все службы в первых двух случаях (молитвы с поклонами и молитвы без поклонов) читается положенное число молитв: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго", с поклонами или без поклонов.

1. Повечерие великое - 150 молитв и 36 поклонов или 700 молитв без поклонов

2. Полуношница - 100 молитв и 25 поклонов, или 600 мол. без поклонов, 1200 – Спасителю или 20 мин., 300 – Божией Матери или 5 мин.

3. Утреня - 300 молитв и 50 поклонов, 1500 мол. без поклонов, 2700 – Спасителю или 60 мин., 900 – Божией Матери или 15 мин., 100 – Св. дня или 2 мин., 100 – Св. храма или 2 мин., 100 – Св. седмичному или 2 мин., 300 – Всем святым или 5 мин.

4. Часы (каждый в отдельности) - 50 молитв с 7 поклонами или 250 молитв без поклонов.

5. Часы (все) с междучасиями - 1500 молитв без поклонов, 1800 – Спасителю или 30 мин., 600 – Божией Матери или 10 мин. Изобразительные, 100 молитв и 10 поклонов.

6. Вся Псалтирь - 6000 молитв без поклонов.

7. Одна кафизма - 300 молитв без поклонов. Одна Слава, 100 молитв без поклонов.

8. Канон Ангелу Хранителю - 50 молитв и 7 поклонов.

9. Канон седмичный - 30 молитв 5 поклонов.

10. Канон Богородице с акафистом - 200 молитв и 29 поклонов.

11. Последование ко Св. причащению - 1200 – Спасителю или 20 минут, 300 – Божией Матери или 5 мин.

12. Молебен Спасителю, Божией Матери или святому - 600 молитв тому, кому служится молебен или 5 минут.


С ила священных мантр безгранична. Их повторяют множество раз в надежде защититься от всего дурного, восстановить здоровье, постичь глубинный смысл мироздания, погрузившись в самого себя. Это универсальный инструмент, который позволяет раскрыть духовный потенциал и направить собственную энергию в правильное русло. Каждое слово, каждый звук в мантрах несёт глубочайшее сакральное значение, ведь с их помощью человек взывает к Богам. Регулярная джапа может стать благословением для тех, кто находится на перепутье, ищет верную дорогу к собственной личности, стремится познать свой внутренний мир и очиститься от накопленного там хлама. А основным инструментом для правильного и служат чётки – мала. Это является сутью четок .

Четки как основа джапы. Суть четок

История мала насчитывает несколько тысячелетий. Чётки служат обязательным атрибутом многих практиков йоги, ведь это не просто символ какой-то одной духовной традиции. Западные люди обычно представляют их как своеобразные бусы, собранные воедино прочной нитью. Формально именно так и есть – мала представляет собой 108 бусин, нанизанных на нить. Оба конца этой нити скрепляются воедино 109 бусиной, из которой иногда оставляют своеобразный хвост. Однако то лишь внешняя суть чёток – такой аксессуар выступает в роли хранителя энергии, предмета, в котором накоплена истинная через мантры. Нить служит символом внутреннего стержня, а бусины олицетворяют зримую составляющую миров.

Чётки используются при чтении мантр для отсчёта количества повторений. Проводить расчёты в уме в принципе невозможно – это помешает сосредоточить своё сознание на выбранной мантре, а значит, результат такой медитации будет нулевым. При этом обойтись полностью без счёта тоже не получится – количество повторений является важной составляющей духовного просвещения. Так, начальным уровнем практики считается 108 тысяч повторений мантры – только тогда она усваивается на подсознании и постепенно входит в ум. Это число является своеобразной точкой отсчёта, целью, которую стремится достичь практик.

На некоторых чётках присутствуют также специальные счётчики, позволяющие фиксировать десятки и сотни повторений мантры. Это позволяет медитирующему не отвлекаться от погружения в себя и при этом не сбиваться со счёта.

Для чего нужны четки?

С момента рождения сознание человека загружается бесчисленным количеством информации, которая поступает извне. Реалии современной жизни таковы, что большая часть этих знаний лишь засоряет мозг – телевидение, масс-медиа и пресса приносит мало доброго и светлого в нашу жизнь, да и общение не всегда идет на пользу, ведь все люди устроены по-разному. Сознание, перегруженное информацией, нуждается в очищении посредством медитации, и .

Чем глубже практик погружается в медитативное состояние, тем больше ненужной информации, спрятанной в потаённых уголках души, ему открывается. Чтобы разобраться в огромном количестве ненужного хлама, потребуется максимум усердия и терпения, поэтому отсчитывание мантр является непременным спутником медитации. Малы помогают настроиться на нужную волну, не отвлекаться от практики и подходить к молитве более осознанно. Впрочем, отсчитывание мантр – хоть и основное, но далеко не единственное предназначение чёток:

  • Концентрация и внимание. Использование мал во время медитации требует полного отвлечения от внешней суеты и погружение в собственное подсознание, где и происходит осмысление. Поэтому перебирание бусин позволяет концентрироваться на произносимых мантрах, не обращая внимание на происходящее извне.
  • Контроль над телом и сознанием. Во время медитации иногда руки непроизвольно тянутся теребить окружающие предметы, особенно у тех, кто только начинает своё знакомство с буддийскими традициями. Чётки помогают избежать этого, ведь, если руки заняты делом, то и ум не отвлекается на посторонние предметы.
  • Осязание. На кончиках пальцев находится множество нервных окончаний, тесно связанных с мозгом. Размеренное и монотонное перебирание бусин позволяет снять стресс и успокоиться, расслабиться и восстановить гармонию нервной системы.
  • Накопление энергии. Каждый раз, перебирая чётки, практик делится позитивной энергией с природным материалом, из которого они выполнены. Чётки способны накапливать этот поток и при следующей медитации делиться теплом и зарядом энергии со своим обладателям.
  • Лечебные функции. Поскольку малы являются своеобразным аккумулятором энергии, прикоснувшись к ним, можно получить поддержку в самые смутные часы своей жизни – при телесных или душевных недугах, череде неудач и упадке сил.
  • Отсчитывание ритма. Некоторые мантры требуют особого ритма при произнесении, и чётки помогают его наладить.

Буддийские чётки были и остаются настоящей реликвией для истинных приверженцев Учения. Неспроста принадлежащие великим Учителям малы замуровывали в ступы или фундаменты храмов, размещали на алтаре – в них сокрыта великая сила, неописуемый поток положительной энергии, света и благости. Перебирая бусину за бусиной, практики приближаются к священной цели – найти своё истинное предназначение, очистить душу и разум от ненужного мусора, стать ещё на ступень выше на пути саморазвития и приблизиться к просветлению.

Виды четок

Разновидностей сакрального аксессуара для отсчитывания мантр безчисленное множество. Заглянув в лавку, можно растеряться от обилия цветов и материалов, из которых изготовлены чётки. Однако ошибочно полагать, что внешние различия – единственное, чем отличаются эти типы. При выборе малы имеет значение даже узелок, которым скреплены концы нити. Продетые через нулевую бусину хвосты могут означать статус обладателя чёток – начиная с тех, кто только знакомится с практикой, и заканчивая посвящёнными монахами и наставниками.

Православная вера – особенный дар народа, который он несет из поколения в поколение. Эту религию окружает множество тайн, традиций. Помимо классических предметов православия, таких как иконы, есть еще один важный православный оберег – четки. Данное изделие не имеет такого большого распространения, как мусульманские четки, однако имеет свою историю. Великолепные, изысканные четки ручной работы, несомненно, порадуют каждого православного человека, они обладают особенной силой, наделены особенным смыслом. Обращаясь к истории мы выяснили, что данный предмет имел специальное предназначение – он использовался для подсчета молитв во время служб. В настоящее время появилось и бытовое назначение – в качестве оберега, украшения, сувенира.

Внешний вид

Множество лет еще наши предки молились Богу с помощью такого изобретения как четки, которые были сделаны вручную. Маленькие бусы, зерна, нанизанные на нить, чередуются через десяток. С помощью них люди подсчитывают количество молитв, каждый верующий человек, имеет в своем арсенале четки. Четки сделаны в форме круга, он символизирует вечность. При молитве человек соединяться с нею. В кругу изделия, находится невероятно красивая кисть с крестом, которые напоминают человеку об исполнении заповедей Христовых. Количество бусин разное, начиная от десяти и до тысячи. Каждый десяток разделяется узелком.

Предназначение православных четок

Изначально можно подумать, что ряды шариков просто украшение, но это не так. Основная функция их ритуальная. Во время перебирания четок в руках, у человека образовывается хорошее настроение, духовное состояние, наступает покой и блаженство. Данное изобретение довольно хорошо влияет не только на руки и пальцы, но и на здоровье организма. Четки хорошо восстанавливают моторику пальцев после травм, помогают от боли, стабилизируют давление. Они палочка выручалочка для тех людей, которые очень чувствительные к магнитным бурям. Это отличный аксессуар для православного человека, который соблюдает традиции и умеет читать молитвы по четкам.

Кому дарить?

Православные четки можно подарить своим родным, близким, любимы людям. Качественные и по приемлемой цене можно приобрести на нашем сайте. Здесь большой выбор готовых изделий, которые сделаны вручную с соблюдением всех правил и моралей. Четки сделаны с таких материалов как: золото, дерево, кожа.

При выборе данного аксессуара руководствуемся несколькими правилами:

· предпочтение следует отдавать изделиям с крестом или иконкой, например такие варианты как « », «Божья матерь», «Дева Мария» и др.;

· не перепутайте с православными, здесь бусины чередуются через десяток;

· материал не столь важен, например, можно заказать недорогие , которые будут выглядеть весьма привлекательно;

· учитывайте личные предпочтения, в соответствии с ними можно заказать четки определенного вида и конфигурации.

Несут в себе веру, здоровье, энергию, которое начинается с наших пальцев. Подарком будет доволен каждый православный человек. Этот презент станет лучшим признанием в ваших искренних чувствах, он без слов выразит заботу, нежность, любовь, дружбу. Не нужно бояться дарить православные четки даже тем, кто не особо верит в бога. Ведь такое изделие является особенным помощником и оберегом во всех делах и начинаниях, оно оградит от бед, убережет от несчастий и поможет обрести удачу, успех, радость бытия, гармонию с миром, а также укрепит здоровье.

В эпоху Возрождения массивные дорогие чётки стали непременным атрибутом знатной дамы. Поэтому художники даже Деву Марию и царственных особ изображали с чётками в руках. Так, у бельгийской Антуанетты были чётки из чёрного и розового жемчуга, каждая величиной с ноготь большого пальца.

Бенвенуто Челлини «Каящаяся Магдалина» наделил крупными чётками, свисающими с левого запястья исторического персонажа, а Рембрант, написавший около сотни своих ранних автопортсров на очень многих изображен с четками. Мария Медичи, похоже, и спала, не выпуская четки из рук; алмазные четки были предметом гордости Генриха VIII, Людовик XI перебирал яхонтовые четки даже за обедом, а британский Георг II только на охоте прятал четки из бирюзы в карман. Те из близких придворных и некоторые заслуженные воины-ветераны, которым Повелитель Вселенной Железный Хромец Тимур-завоеватель подарил золотые чётки с особой пойцзой (пропускной жетон), могли заходить к нему в любое время и сидеть в его присутствии. Известно из хроник, что легендарный Саладдин в знак дружбы подарил Ричарду Львиное Сердце не только удивительный «живой» клинок сабли, но и уникальные четки из двенадцати редчайших драгоценных камней, чередующихся с крупными бриллиантами - подарок поистине бесценный…

Пожалуй, любому человеку, вне зависимости оттого, какую религию он исповедует, верует вообще или нет, хоть единожды в жизни случалось брать в руки четки. Потому что этот предмет не только магически притягивает , но и вызывает непременное жгучее желание потрогать, ощутить гладкость или неровность бусинок, перебрать их и как минимум подумать о сокровенном…

Бусы беспокойства

У четок много разных названий. Так, на мусульманском Востоке их именуют месбаха и говорят, что они «бусы тревог и 6сспокойства».Тем не менее четки уже давно стали обязательным атрибутом традиционного мужского облачения, в котором человек отправляется на молитву.
Однако в Коране ничего не сказано о «бусах беспокойства». Эго связано с тем, что обычай молиться с ниткой бус в руках пришел из Северной Индии и Персии. После завоевания Востока Александром Македонским традиция распространилась очень быстро.
Четки у мусульман, как правило, состоят из 33 бусин. Они разделены на три части более крупными промежуточными шариками и обязательно оканчиваются бусинкой с кисточкой. Иногда в месбаха бусин бывает 99, это число соответствует количеству черт Бога или, подругой версии,обозначает число Его имен.
Во время молитвы верующий перебирает четки, и; каждой бусине соответствует фраза из Корана или же количество повторов предложений.

Первые дорогие месбаха изготавливали из редкого драгоценного черного коралла, который добывали в Красном море и искусно полировали. Бусины инкрустировали серебром и чернили. Затем в ход пошли другие дорогие камни и ценные породы дерева. Но особенно ценились четки, изготовленные из душистого сандала и столь редкого на Востоке янтаря.

Зёрна прозрения

Буддийские чётки отличаются от месбаха. Они и называются иначе – мала или же, в тибетском варианте, пренба. Количество зёрен (именно так буддисты предпочитают называть бусины) на них обычно 108. Это священное число – 108 бусин классических четок символизирует 108 родов желаний, омрачающих дух человека: желания, связанные с шестью органами чувств: зрением, осязанием, обонянием, вкусом, слухом и умом (6); по отношению к предметам прошлого, настоящего и будущего (3); к объектам внутренним и объектам внешним (2); три способа проявления: в мыслях, в словах и в поступках (3). Отсюда - канонические числа буддизма: 6х3 = 18; 18×2 = 36; 36х3 = 108.

Имеются и другие расшифровки числа 108, однако, эта - наиболее распространенная. Чётки делятся дополнительной большей бусиной (109-й), которую увенчивает конусообразная или цилиндрическая бусина. Большая бусина символизирует Мудрость-праджню, а конус - Метод-упайя. Чаще всего 36-я и 72-я бусины также делаются несколько большего размера или другой формы.
Также 108 получается при умножении числа планет (9) на число знаков зодиака (12) или числа четвертей луны (4) на число лунных созвездий (27), которые луна проходит за месяц. Кроме того, в йоге считается, что за день или за ночь (т.е. за 12 часов) человек совершает 10800 вдохов и выдохов.

Буддистские четки с 108 зернами чаще всего имеют разделители, которые расположены на нити после 18, 21, 27 и 54 зерна. Как разделитель обычно принято использовать более крупное зерно, чем остальные.
Кроме того, буддистские четки часто имеют 54 и 27 зерна, представляющие собой укороченный вариант (половина и одна четвертая от ста восьми). Так же, бывают четки, которые имеют 18 зерен, в честь восемнадцати учеников Будды, двадцать одно зерно, как символ двадцати одной формы богини Тары, четки с 32 зернами, которые используются для счета тридцати двух достоинств Будды.
Классические зёрна буддийских чёток изготавливаются непременно из кости животного или даже человека и имеют вид маленьких черепов. Разделяет мала крупная целиндрическая бусина, которую называют меру, из которой выходит пучок разноцветных нитей. Каждая нить означает обет той или иной буддийской школы. Так, чёрная соответствует принятым мирским обетам, красная – начальным монашеским, а жёлтая – полным монашеским.

Грязные руки прочь!

Мала может считаться “настоящей” лишь после того, как её освятит учитель – лама. Их ни в коем случае нельзя передавать посторонним, а если зёрна на мала сотруться, то чётки следует восстановить, причём не только с помощью физического воздействия на них, но и с применением особого очистительного обряда. В отдельных случаях разрешается сжечь мала – с обязательным чтением всех положенных для такого случаи мантр.
Буддийские паломники традиционно оставляют четки, на которых они уже насчитали 108 тысяч мантр, в святых местах.

Буддисты относятся к мала очень серьезно, называют их мощным орудием дли управления умом и даже “кнутом, который направляет ум к прозрению”. Они верят в магическую силу мала, её способность исцелять, дарить радость. К буддийским четкам запрещается прикасаться грязными руками.

Не умеешь считать? Перебирай

Христиане также носят четки, подвешивая к ним крестик. Четки разрешается иосить даже тем католикам, которые не имеют духовного звания.
В православии ношение четок было привилегией исключительно монахов и монахинь. По преданию, основатель христианского монашества Пахомий Великий в IV веке ввел четки для ие разумеющих грамоту монахов - перебирая бусины, они могли вести счет молитвам и земным поклонам.

Наиболее распространенные чётки из 30 зерен. Согласно христианству они знаменуют «Воскресенье Троицы» (Троицын день), который служит напоминанием людям о вечной природе Бога, о том, что Господь Вседержитель един в трех лицах – Отца, Сына, Святого Духа.
А пёрстные четки из 10 бусин – отождествляют Богочеловека Иисуса Христа.

Благотворное влияние четок

Четки популярны и в наше время. Это не только дань моде. Ученые выяснили, что перебирание бусинок помогает человеку снять стресс, сосредоточиться или, напротив, расслабиться, совладать с бессонницей. А недавно медики, интересующиеся свойствами четок посоветовали курильщикам, решившим расстатьса с пагубной привычкой, взять а руки нитку с бусинками и перебивать их чтобы справиться с соблазном зажечь сигарету.
Ритмичность перебирания четок восстанавливает нормальный ритм функционирования всех внутренних органов и повышает общий тонус организма.
Восточные целители рекомендуют массировать четками кисти и пальцы рук, чтобы снять воспалительные заболевания суставов иди дать себе отдых после долгой кропотливой работы.
Для лучшего запоминания информации достаточно повторять ее одновременно с перебором четок, который повышает концентрацию внимания и сосредоточенность.

Магические свойства четок

Магический аспект использования четок заключается в том, что четки накапливают энергию молитв, мантр, определенных текстов, символов, психических состояний, набирают на себя вербальную, ментальную и иную энергию, со временем становятся предметом силы и, вступая в резонанс с полем “хозяина”, позитивно изменяют его полевую структуру.
В эзотерике четки, не утратив первоначального значения, используются для фиксации сложных магических программ и коррекций. Любой , который вы делаете – это монада, которая может быть разбита. Четки же состоят из множества, но составляют целое. Это то, что постоянно чистит, постоянно накачивает энергию, постоянно держит поток, это талисман который находится в постоянном движении.

Денежные: Зеленые камни – малахит, яшма, может быть зеленый гранат – уваровит, гроссуляр; оникс, халцедоновые.
Любовные: Розовый кварц, земляничный кварц, родохрозит, родонит чистый, розовый турмалин – рубеллит (янская энергия цвета приоритетна); гранат, розовый рубин.
Брачно – семейные: Розовые камни смешивать с зелеными; например, родохрозит с малахитом на благополучие в любви.
Карьера, социум: Синие – лазурит, бирюза, сапфир, содалит. Социум, достижение власти – может быть темный аметист, темно-фиолетовый флюорит.
Здоровье: Флюорит – зеленый (омоложение), желтый, многоцветный; агаты, оникс, халцедон. Очень хороши желтые, зеленые камни; универсальные из сердолика (лучше оранжевый), для чистки крови – карнеол.
Кахолонг используется на здоровье – женщинам, детям, старикам (возрастные проблемы).

Четки из минералов не рекомендуется носить постоянно с собой. Это проверено многовековым опытом предыдущих поколений. Любой камень обладает так называемой природной памятью. Даже «ваш» камень от долгого постоянного ношения начинает вести себя как усилитель эмоционального статуса своего хозяина. В это можно не верить, над этим можно смеяться. И все-таки лучше прислушаться к опыту тех, кто развивал и отрабатывал традицию изготовления, применения и использования каменных четок. Из примеров истории известно следующее. Монахи, равно как миряне,пользовались каменными чётками только при принятии важных решений. Их брали на серьезные встречи, переговоры, на битву с «ворогом» и т.п., когда они играли роль своеобразного амулета-охранителя. Но после «серьёзной встречи» каменные чётки всегда подносили к огню лампадки, т.е. обжигали огнем, затем поливали святой водой и убирали за «образа» до следующего судьбоносного момента в жизни».



Последние материалы сайта