Музыкальный фольклор башкирского народа. Башкирский фольклор и историческая действительность. Ильшат Имангулов «Фантасофия» – уже реальность Башкирский союз писателей: конфликт поколений

04.04.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Воронцовский дворец в Алупке является одним из самых посещаемых Ялтинских дворцов и единственным, который посетила я, да и то случайно. Не то, чтоб я не хотела его посмотреть, но очень не хотела делать это летом, уж слишком в это время там многолюдно.
Дворец построен в английском стиле, причём в постройке присутствуют элементы различных эпох, начиная с ранних форм и заканчивая XVI веком. Чем дальше от западных ворот, тем более поздний стиль постройки. Английский стиль сочетается с неомавританским стилем. Например, готические дымовые трубы напоминают минареты мечети. Дворец строился с 1828 по 1848 годы как летняя резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа Воронцова. Интересно, что Воронцовский дворец - одно из первых зданий в России, где для комфорта проживания были сооружены канализация и водопровод.

Главный фасад Воронцовского дворца


Дворцом владели три поколения семьи Воронцовых. С 1921 года в дворцовом комплексе функционировал музей. После Великой отечественной войны около 10 лет территория Воронцовского дворца являлась секретным объектом и здесь находилась дача для партийного руководства. Ныне это снова музей.

Воронцовский дворец находится на территории Алупкинского парка, который создавал известный ботаник и садовод Карл Антонович Кебах в течении 25 лет. Он проектировал поляны, размещал деревья, учитывая их размер. Это был вопрос принципиальный, ибо по замыслу Карла деревья не должны были загораживать шикарный вид на вершину горыАй-Петри.

Парк раскинулся на площади 40 гектар. Территориально делится на Верхний и Нижний парки. Парк устроен таким образом, что он дополняет местную природу. Здесь произрастает больше двухсот видов растений, которые были завезены из регионов Северной и Южной Америки, Средиземноморья. Стоимость разбивки парка в два раза выше строительства самого дворца. На содержание парка в 1910 ходу тратилось до 36000 рублей - огромная сумма по тем временам.


Карта Воронцовского парка

Достопримечательностью парка являются груды камней из застывшей магмы, выброшенные вулканом еще в незапамятные времена, получившие названия «Большой хаос» и «Малый хаос». Эти хаосы были тщательнейшим образом вписаны в планировку парка, через груды камней проложен десяток тропинок, образующих почти лабиринт, поставлены скамейки, устроены видовые площадки. Отдельные глыбы обвиты плющом и диким виноградом. Иногда очень сложно поверить, что находишься в парке, причем не заброшенном.

В парке построено большое количество фонтанов. Большинство из них построено по проектам В. Гунта.
Вообще в Крыму издавна есть традиция почтительного отношения к воде. Постройка фонтана, как в мусульманском Крыму, так и в российском, считалась делом достойным, и даже богоугодным. Где текла хоть какая-то струйка, ставили фонтанчик, украшали изречением из Корана или эмблемой инженерного ведомства, иногда выбивали дату. Вдоль старых дорог, в старых крымских поселениях этих старинных фонтанов сохранилось немало, многие до сих пор функционируют.

На территории парка также искусственно созданы три пруда: Верхний, Зеркальный и Лебединый. Вокруг прудов растут клены, ясени и кизил.

Для украшения дна Лебединого озера граф Воронцов заказал 20 мешков полудрагоценных камней, которые были доставлены на корабле. В солнечную погоду они создавали непередаваемую по красоте игру света.


Хозяин прогоняет уток из своих владений

Еще парочка интересных фактов о парке, если верить экскурсоводам. Воронцовский парк вырос буквально на крови, ибо почва под деревьями обильно удобрялась кровью свежеубиенных животных. За каждым деревом был закреплен отдельный садовник, который не спал, не ел, а следил за своим подопечным, холил, и лелеял.

Араукария чилийская своим названием обязана арауканам - индейцам, проживающим в Чили, для которых плоды этого дерева составляют основу рациона питания. Данному экземпляру более 130 лет. Оно плохо развивается в наших условиях. На своей родине оно вырастает в высоту до 50 метров, имеет ствол в диаметре до одного метра. В Крыму таких деревьев всего штук 5. Ветки Араукарии покрыты острыми колючками, поэтому ни мартышки, ни птицы не садятся на них.


Чилийская араукария


Сосна крымская


Фисташка туполистная


Нижний парк

Фонтан «Мария» выполнен по мотивам известного Бахчисарайского фонтана, воспетого Пушкиным. Фонтан выполнен из белого и цветного мрамора и украшен раковинами и розетками. Вода небольшими каплями падает из одной чаши в другую, образуя тихий, ровный ритм капель - «слёз».


Фонтан «Мария» (фонтан Слез)

Со стороны моря находится знаменитая львиная терраса.

Южный вход оформлен с восточной пышностью. Арабской надпись переводится как: «И нет победителя кроме Аллаха».


Коралловое дерево


Фонтан Бахчисарайский

Внутрь дворца я не пошла, уж очень не люблю стройный пробег в толпе. Может как-нибудь в другой раз побываю.


Зимний сад дворца

Во время проведения Ялтинской конференции в феврале 1945 года в Воронцовском дворце жила английская делегация во главе с У.Черчиллем. С ним связана любопытная история, которая произошла во время прогулки по парку Черчилля и Сталина. Черчилль, которому очень понравилась скульптура спящего льва, сказал, что он похож на него самого и предложил Сталину выкупить его. На это предложение Сталин ответил отказом, но предложил Черчиллю, если тот ответит на его вопрос правильно, то Сталин подарит спящего льва. «Какой палец на руке является главным?» - такой был вопрос Сталина. Черчилль ответил: «Конечно же указательный». «Неправильно» - ответил Сталин и скрутил фигуру из пальцев, которая в народе называется кукиш.


Спяший лев


Фонтан «Раковина»


Фонтан «Раковина»


Южный фасад Воронцовского дворца и Львиная терраса

Алупка - курортный городок в составе Большой Ялты, расположенный у подножья горы Ай-Петри в 17 км юго-западнее города Ялта в Крыму.

Воронцовский дворец и его парковый комплекс - «изюминка» Алупкинского пейзажа и

главная достопримечательность приморского городка .

Отдых на Черном море в Алупке привлекает туристов мягким климатом без резких сезонных колебаний, лечебным морским и сосновым воздухом, в котором дышится легко и свободно, а также живописным видом на окрестности российского приморского городка на Южном берегу Крыма.

Особенно завораживающий вид открывается на Алупку с моря: в центре панорамы на холме красуется великолепный Алупкинский Дворец (Воронцовский); корпуса прибрежных санаториев цепочкой растянулись вдоль моря и утопают в зелени парков, а над ними главенствуют зубцы величественной горы Ай-Петри.

Ай-Петринский горный массив - один из самых высоких в Крыму. Словно щит закрывает он Алупку от северных холодных ветров, а наибольшее число солнечных дней в году (по сравнению с Черноморскими курортами Кавказа) делают этот городок на берегу Черного моря прекрасным курортом — вторым после Ялты на Южном побережье Крыма.

Воронцовский дворец в Алупке.

Воронцовский дворец (Алупка) - это бывшая летняя Крымская резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Семеновича Воронцова .

Михаил Семёнович Воронцов

Портрет Михаила Семеновича Воронцова кисти Лоуренса, 1823 год.

Граф, с 1845 года — князь Михаи́л Семёнович Воронцо́в (18 или 19 мая 1782— 6 или 7 ноября 1856) — русский государственный деятель из рода Воронцовых, генерал-фельдмаршал (1856), генерал-адъютант (1815), герой войны 1812 года. В 1815—1818 годах — командир русского оккупационного корпуса во Франции. В 1823—1854 годах — новороссийский и бессарабский генерал-губернатор; в этой должности много способствовал хозяйственному развитию края, строительству Одессы и других городов.

Заказчик и первый хозяин Алупкинского дворца. В 1844—1854 годах — наместник на Кавказе.

ИСТОРИЯ ВОРОНЦОВСКОГО ДВОРЦА

Имение задумывалось как летняя резиденция генерал-губернатора Михаила Воронцова, который имел много поместий в разных регионах страны и считался богатейшим помещиком России. В 1824 году были приобретены владения семейства Ревелиоти, владевшего большей частью южного берега Тавриды. Воронцов приглашает немецкого ботаника Карла Кебаха, который занялся первыми посадками, из которых появился Воронцовский парк.

В 1824 году начинают возводить и Воронцовский дворец . Архитекторами стали Томас Харрисон (Воронцов провел в Англии все детство и юность, потому решил довериться опытному британскому зодчему) и Франческо Боффо (он создал дворец Воронцова в Одессе). Дворец задумывался в стиле неоклассицизма. Спустя 4 года завершена закладка фундамента, но Харрисон внезапно умирает в 1829 году.

Сам Михаил Воронцов в 1831-м решает приостановить строительство и решает изменить стиль дворца. Он отправляется в Англию к Эдварду Блору и тот только по представленным рисункам местности создал свой проект, основанный на английской готике. Сам Блор так и не появился в Алупке — Воронцовский дворец в Крыму возводил его ученик Уильям Гунт, которого рекомендовал сам архитектор.

Гунт внес ряд изменений в проект. Таким образом, Воронцовский дворец Алупки выдержан в стиле Тюдор, столь популярном в Англии XVIвека. Но учитывая, что в Крыму еще чувствовалось турецкое влияние, то южные ворота в противовес северным сделаны в восточном индо-мавританском стиле. Дополнили композицию мраморные львы скульптора Джованни Боннани. Дворец строился до 1848-го. Парк окончили создать на 3 года позже. Во дворце насчитывается 150 комнат, разделенных между 5 корпусами.

Особенность архитектуры дворца хорошо заметна со стороны моря — он гармонирует с массивом Ай-Петри. Это неудивительно, поскольку предполагалось, что стены будут продолжением гор, нависающих над ним.

Для изготовления дворца использовался местный камень — диабаз (зеленовато-серый камень вулканического происхождения), который в обилии был расположен в округе. Его взрывали динамитом и обтачивали на блоки. В парке и сегодня можно увидеть много обломков скал из диабаза.

В работе принимали участие иностранные мастера, занимавшиеся садом, и крепостные крестьяне графа Воронцова. Особенно преуспел лепщик Роман Фуртунов, который единственный из крепостных получал равный с иностранными мастерами оклад.

После смерти графа Михаила Воронцовский дворец Крыма переходил по наследству детям. Вначале по мужской линии, потом по женской. В годы советской власти он был национализирован. Здесь размещалась дача НКВД, а с 1952 года санаторий. В это время часть меблировки дворца была утрачена, в частности был утерян бильярдный стол, который после распада СССР был заменен другим, найденным на складах в Ялте.

Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник идеально вписался в удивительный ландшафт с горной грядой, вечнозеленой растительностью и несколькими узкими улочками городка, поднимающимися в гору от морского побережья.

Он построен из диабаза - материала, который по своей прочности превышает в 2 раза гранит и добывается на Крымском полуострове. Серо-зеленый цвет камня создает единую архитектурную композицию Воронцовского дворца с природой.

Дворец спроектировал английский архитектор Эдуард Блор. Строительство велось с 1828 по 1848 год. Отделка длилась до 1852 года. Архитектура дворца своеобразна. Она заключается в сочетании разных стилей:

  • Северный Фасад - это поздняя английская готика;
  • Западный Фасад — это европейский средневековый замок, крепость 8-12 веков;
  • Южный - элементы Индии и Востока. Огромный купол Южного фасада с арабскими надписями, открытый в сторону Черного моря, имеет романтический вид. «Львиная терраса» с постепенно настораживающимися «царями» зверей украшает великолепную лестницу, ведущую ко входу в замок со стороны парка. Три пары львов из каррарского белого мрамора выполнены в мастерской флорентийского скульптора Боннани, но самая известная (нижняя) — «Спящий лев»

Шуваловский проезд.

Дворцовый ансамбль состоит из 5 корпусов, открытых и закрытых двориков, террас. Воронцовский дворец выглядит одновременно суровым и изящным, стабильным и романтичным.

Западная часть дворца (так называемый Шуваловский проезд) предстает перед туристами в виде вымощенной камнем улицы средневекового города со старыми крепостными стенами с мощными башнями и узкими окнами-бойницами.Дочь Михаила Семеновича Воронцова, выйдя замуж, стала графиней Шуваловой, и в правом корпусе располагались ее апартаменты.

Северный фасад

Перед дворцом расположены два партера с мраморными фонтанами в центре каждого. В тенистой перголе из цветущих глициний укрылся

Фонтан "Сельсибиль" - копия "фонтана Слез" из Ханского дворцы в Бахчисарае, воспетого Пушкиным.

Рядом, у левого крыла дворца - беломраморный фонтан "Источник Амура".

Южный фасад дворца.

Южный фасад знаменит высоким порталом с глубокой нишей, на фризе которой арабской вязью начертано изречение

«Нет победителя, кроме Аллаха».

Мраморный лев на южной террасе.

ИНТЕРЬЕРЫ ДВОРЦА

Основная экспозиция включает 10 комнат. Комнаты верхнего этажа закрыты, чтобы не подвергать перегрузке ослабевшие перекрытия. Начинается экскурсия через боковой вход, выводивший в коридор, который вел в кабинет графа. Первоначально комнаты нижнего этажа служили спальней для четы Воронцовых. Главные комнаты, открытые в экспозиции «парадные залы главного корпуса»:

1. Парадный кабинет;

2. Столовая, где расположен балкончик для музыкантов;

3. Оранжерея, включающая собрание редких растений из далеких стран;

4. Бильярдная;

5. Ситцевая комната;

6. Китайский кабинет;

7. Вестибюль;

8. Голубая гостиная, стены которой украшены лепными розами. Также здесь выставлен рояль, не являющийся оригинальным в интерьере Воронцова.

Каждая из 150 комнат, входящих в дворцовый ансамбль, своеобразна: «Ситцевая комната», «Голубая гостиная», «Парадная столовая», «Зимний сад», «Китайский кабинет», «Бильярдная», «Вестибюль». Всюду видна роскошь и любовь хозяев к своему дому.

Особая гордость Алупкинского дворца — роскошные камины в готическом стиле, выполненные из мраморовидного известняка и полированного камня диабаза.

"Парадный вестибюль

Парадный вестибюль расположен в центре дворца. С юга и севера к нему симметрично прилегают два небольших тамбура, а с запада и востока расположены кабинеты и комнаты для отдыха. Северный тамбур, как и северный фасад дворца, выполнен в английском стиле. В противовес английскости южный тамбур украшают ковры с изображением персидского шаха Фатх-Али.

"Парадный кабинет"

Кабинет выглядит достаточно сдержанно, по-английски, но обилие дерева в комнате придает теплоты и уюта в интерьере.Обои были специально заказаны в Англии.

Центральное место на западной стене кабинета занимает портрет графа Воронцова работы Луизы Дессеме.

Массивные деревянные двери дополнены дубовыми панелями на стенах и лепным потолком под дерево. У стены - антикварный книжный шкаф черного дерева в стиле Буль, купленный самим хозяином дворца. В отделке шкафа использованы панцирь черепахи и сложная резная инкрустация из бронзы.

Рядом с книжным шкафом уютно пристроились круглый стол, английские стулья и кресла с готической резьбой. Такая расстановка мебели придаёт кабинету атмосферу, располагающую не только к деловым беседам, но дружеским встречам.

Еще одно напоминание об англомании Михаила Семеновича Воронцова - окно в виде эркера. Этот часто встречаемый в английской архитектуре элемент, зрительно увеличивает пространство кабинета и дает больше света. В эркер поместили крытый зеленым сукном стол и два кресла. Сидя в кресле, можно любоваться верхним парком, а в ясную погоду и вершинами Ай-Петри.

"Ситцевая комната"

Из кабинета мы попадаем в Ситцевую комнату. Ситцевой она названа потому, что стены комнаты действительно затянуты ситцем.

На стенах оригинальная ткань, единственный изъян которой это выгоревший цвет. Первоначально ситец был малинового оттенка с небольшими вкраплениями голубого, что сочеталось с камином из розового уральского мрамора и люстрой в форме корзины. Розовато-голубые блики подвесок на люстре перекликались с цветом ситца на стенах.

Через Ситцевую комнату проходим в Китайский кабинет хозяйки дома Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой , чей портрет кисти Джорджа Доу можно увидеть на правой стене от входа.

Портрет Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, кисти Джорджа Доу.

"Китайский кабинет"

Комната оформлена в модном тогда восточном стиле, но без каких-то определенных привязок к Китаю, Индии или странам Востока вообще. Дубовые панели, высокие стрельчатые окна и двери, ведущие на южную террасу, к морю, неожиданно, но удачно сочетаются с расшитыми шелком и бисером рисовыми циновками на стенах и деревянными резными деталями в интерьере.

Потолок в комнате не деревянный, как может показаться, а лепной. Русский крестьянин Роман Фуртунов умело сделал потолок из гипса, имитируя резьбу по дереву.

В углу между окнами расположился ценнейший предмет мебели, это небольшой угловой шкафчик.

Он сделан в форме панциря черепахи в стиле Буль, украшенный бронзой, но особо в нем ценно то, что этоподарок императрицы Александры Федоровны,жены Николая I, в знак благодарности за оказанное им гостеприимствовладельцам дома в Алупке.

И немного лирических отступлений. Со школьной скамьи многим известно, что Александр Сергеевич Пушкин был увлечен женой новороссийского генерала-губернатора. Считается, что именно Елизавете Воронцовой Пушкин посвятил стихи "Сожжённое письмо", "Ненастный день потух…", "Желание славы", "Талисман", "Храни меня, мой талисман…".

Ходили слухи, что именно Пушкин был отцом одной из дочерей Елизаветы Ксаверьевны. Однако у исследователей биографии поэта есть основания предполагать и то, что Пушкин был лишь прикрытием для романа Елизаветы Ксаверьевны с её родственником и другом Пушкина Александром Раевским. В любом случае, можно сказать спасибо Михаилу Семёновичу Воронцову, который "поспособствовал" смене южной ссылки поэта на ссылку в Михайловское. Потому что именно там Александр Сергеевич написал не только роман "Евгений Онегин", но и другие свои поэтические произведения, ставшие гордостью русской литературы. И кстати, те же исследователи утверждают, что у самого Воронцова была внебрачная дочь с лучшей подругой его жены Ольгой Станиславовной Нарышкиной. Портреты Ольги Станиславовны и ее дочери всегда хранились среди личных вещей Воронцова и даже стояли на рабочем столе парадного кабинета.

«Парадная столовая»

«Парадная столовая» - самый величественный зал Воронцовского дворца.

Площадь столовой около 150 кв.м., высота потолка 8 м. При Воронцовых её освещали десятки канделябров и люстр. Огромный стол, состоящий из четырех сдвинутых частей с полированными столешницами красного дерева, возвышается на тумбах со звериными лапами и занимает значительную часть комнаты. У окна установлен массивный сервант на таких же львиных лапах, как и столы, а под сервантом - ванна в египетском стиле для охлаждения вина, которую наполняли колотым льдом.

В центре северной стены парадной столовой между каминами расположен фонтан, ниша которого украшена майоликовым панно с изображением фантастических птиц и драконов. Над фонтаном - резной деревянный балкон для музыкантов.

"Кухня"

"Голубая гостиная"

Гостиная поделена на южную и северную части выдвижными деревянными занавесами, которые в сложенном виде почти незаметны. В южной части располагался "зрительный зал", где разместился мебельный гарнитур, перевезенный в Алупку в конце XIX века из Одесского дворца. Интерьер дополняют резной камин из белого каррарского мрамора и огромные вазы - кратеры, расписанные в голубых тонах.

Для проведения музыкальных вечеров и театральных постановок в северной части Голубой гостиной установлен рояль. В 1863 году здесь выступал один из основоположников русского реалистического театра Михаил Семенович Щепкин. В 1898 году в Воронцовском дворце под аккомпанемент Сергея Рахманинова пел Федор Шаляпин.

"Бильярдная"

Здесь много дерева: панели, потолок, паркетный пол.

Диваны и стулья обиты дорогим атласным сатином оливкового цвета. На стенах много картин. Особенно ценились тогда полотна живописцев Голландии, Фландрии, Италии 16-18 вв.

Из Голубой гостиной гости Воронцовых выходили в Зимний сад. В XIX веке почти в каждом европейском дворце был свой зимний сад, который использовался для чтения и отдыха.

"Зимний сад"

У застекленной стены, состоящей из огромных французских окон, расположен ряд мраморных бюстов, среди которых скульптурные портреты представителей семейства Воронцовых - Семёна Романовича Воронцова, самого Михаила Семеновича и его жены Елизаветы Ксарьевны. По соседству с ними мраморный бюст Екатерины II работы Иоганна Эстеррейха. Говорят, за излишнюю реалистичность её изображения в камне стареющая императрица не только не заплатила за работу, но и выслала скульптора из России в течение суток.

Зимний сад служит переходом из центрального корпуса в столовый. Первоначально это была лоджия, которую впоследствии застеклили, сконструировав сверху большой фонарь для лучшей освещенности. Стены зимнего сада оплетает фикус-репенс. Фонтан и мраморные скульптуры стоят в окружении араукарий, саговника, финиковых пальм и монстеры.

https://www.youtube.com/embed/u7-r7cK5dUE

"Воронцовский парк"

Работа по созданию парка, начатая даже несколько раньше, чем строительство дворца, в 1820 году, была поручена главному садовнику Южного берега Крыма Карлу Антоновичу Кебаху. При закладке парка учитывалось обилие горных источников, которые использовались для создания искусственных озер, многочисленных каскадов и небольших водопадов. В этой части парка беспрестанно слышится журчание воды.

Большинство дорожек Верхнего парка ведет к озерам и Большому Хаосу - огромному каменному завалу естественного происхождения.

Самое большое из озер парка - Лебединое. Садовник намеренно придал ему неправильную форму, чтобы создать иллюзию его природного, а не искусственного происхождения. При Воронцовых дно озера было усыпано полудрагоценными "коктебельскими камешками" - яшмой, сердоликами, халцедонами, которые в изобилии встречались в Коктебеле.

Рядом с Лебединым озером - Форелевый пруд и ещё дальше - Зеркальный. На Зеркальном пруду вода кажется неподвижной, отчего деревья и небо отражаются на его глади как в зеркале.

К востоку от озер в пейзажной части парка расположены четыре живописные поляны - Платановая, Солнечная, Контрастная, где посреди газона возвышаются кедр гималайский и тис ягодный, и Каштановая.

Выше прудов по дорожке сквозь Зал гротов, между искусно размещенными обломками скал, путь идет к Большому и Малому Хаосу. Миллионы лет назад застывшая магма в результате землетрясений и оползней превратилась в россыпь огромных обломков. Создатели парка оставили нетронутыми каменные глыбы, лишь убрали мелкие осколки и засадили верх соснами. Так получился знаменитый "алупкинский хаос".

Архитектура Крымского полуострова завораживает: здесь много известных исторических памятников, привлекающих внимание туристов со всего мира. Воронцовский дворец, как видно на многих фото, - одно из самых величественных зданий в Крыму.

Был он построен графом Михаилом Воронцовым в маленьком татарском селении Алупка у подножия горы Ай-Петри. Особняк приобрел славу архитектурного шедевра эпохи романтизма.

Воронцовский дворец находится в городке Алупка в южной части живописного Крымского полуострова. Город входит в городской округ Ялта и растянулся вдоль побережья на 4 км. Недалеко от Алупки находятся курорты Симеиз и Кацивели.

Географические координаты на карте Крыма GPS N 44.4197, E 34.0430

Как и кем осуществлялось строительство

Граф Воронцов впервые побывал в Крыму в 1822 году и был восхищен красотой и богатством южного края. При нем началось бурное развитие виноделия, создавались рыбные заводы, была налажена добыча соли, строились дороги и порт. Воронцовский дворец в Крыму, фото которого представлены в статье, строился как летняя резиденция графа Михаила Воронцова.

Генерал-губернатор Новороссии был очень богатым и образованным человеком. Он серьезно подходил к планировке проекта и лично до последнего дня руководил строительством. Первоначально строительный комплекс планировали в стиле строгого классицизма известные архитекторы Томас Харрисон и Франческо Боффо.

Граф одобрил проект, но побывав в Англии, где познакомился с талантливым королевским архитектором Эдвардом Блором – создателем Букингемского дворца и большим ценителем средневековой архитектуры – изменил чертежи. Знаменитый архитектор никогда не приезжал в Крым, но досконально изучил по рисункам и наброскам местность вокруг строительной площадки.

Он спроектировал великолепный замок, который идеально вписался в окружающий ландшафт.

Дворец общей площадью 40 гектаров строился 20 лет с 1928 по 1948 год. Материалом стал местный прочный камень диабаз вулканического происхождения. Его блоками доставляли на строительную площадку, где резали вручную.

Дворцовый комплекс состоит из пяти корпусов, соединенных открытыми и закрытыми переходами, которые строились поочередно в стиле определенной эпохи. Внутри дворца находится 150 комнат, оборудованных водопроводом и канализацией. В строительство дворца были вложены огромные деньги, но богатейший человек России мог себе позволить такую роскошь.

История дворца

Дворянский род Воронцовых один из самых древних. Михаил вырос в семье известного политика и дипломата, и свое детство провел в Англии. Блестяще образованный молодой человек по возвращению на родину в возрасте 19 лет поступил на военную службу. Михаил сделал успешную карьеру и совсем молодым получил звание генерала.

В 1823 году граф с семьей прибывает в Одессу, где он назначен генерал-губернатором. Зная о богатстве южного края, Михаил был заинтересован в получении этой должности. При его правлении город процветал, а свой личный доход граф решил вложить в строительство пышного поместья. После завершения строительства дворец долгое время принадлежал семейству Воронцовых, а затем его потомкам.

Но к концу XIX века имение оказалось заброшенным:

  1. В 1904 году дальняя родственница Воронцовых стала строить на территории дачи и сдавать земли под санатории.
  2. В начале XX века с приходом советской власти особняк стал национальным музеем.
  3. Во время Второй мировой войны дворец практически не пострадал, только были вывезены некоторые ценные экспонаты. Гитлер обещал особняк фельдмаршалу Маннштейну и тот заботился о сохранении своей собственности.
  4. Во время Ялтинской конференции во дворце проживала английская делегация.
  5. В послевоенные годы здесь была дача для высокопоставленных чиновников, а затем особняк в 1956 году вновь приобрел статус музея.

С 1990 года дворцовый комплекс носит название – «Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник».

Архитектура. Интерьеры дворца

Главная особенность дворца – оригинальное слияние различных стилей. Знаменитому архитектору удалось органично соединить темы Запада и Востока. Воронцовский дворец в Крыму, фото которого передают рыцарский интерьер и элементы стилизованной готики, соответствовал характеру и образу жизни графа, отражал его мужские интересы.


Воронцовский дворец в Крыму великолепно выглядит не только вживую, но и на фото.

К созданию великолепного интерьера приложили руку, как европейские мастера, так и камнерезы, краснодеревщики, лепщики, вышивальщицы со всех губерний России, крепостные самого графа. В архивах сохранилось до трехсот фамилий искусных мастеров.

Западный фасад Воронцовского дворца

Западный фасад или Шуваловский проезд с его высокими сторожевыми башнями, узкими бойницами и толстыми крепостными стенами из блоков серого диабаза напоминает средневековый европейский замок. С этой стороны проходит главный подъезд к дворцовому ансамблю.

Архитектура хозяйственных корпусов Воронцовского дворца

Хозяйственные корпуса расположены вытянутым замкнутым многоугольником, к которому ведут двое отдельных ворот. Архитектура этих зданий соответствует английским средневековым замкам. Фасады оформлены четкими геометрическими линиями дверных и оконных проемов, стены обработаны методом «рваного» камня.

На первом этаже располагались различные хозяйственные службы, а в верхних комнатах жила прислуга.

Северный фасад Воронцовского дворца

Северной стороной особняк напоминает загородный дом XVI века в Англии. Высокие дымовые трубы придают особый колорит северному фасаду.

Северная сторона освещается солнцем только утром и вечером, в остальное время суток будто сливается с серыми скалами. Возвышающаяся за дворцом гора Ай-Петри гармонично дополняет архитектурный ансамбль.

Парадный кабинет Воронцовского дворца

Кабинет оформлен в традиционном английском стиле:

  • окна-эркеры;
  • дубовые панели и двери;
  • инкрустированная мебель из Лондона;
  • камин.

На стенах с расписными обоями памятные портреты боевых соратников по Отечественной войне 1812 года и портрет самого хозяина в военной форме.

Кабинет украшают книжный шкаф из черного дерева тонкой работы, английские стулья и кресла с готической резьбой, бронзовые скульптуры, канделябры, золоченые часы с изображением народных героев Минина и Пожарского. Здесь генерал-губернатор проводил совещания и дружеские встречи.

Ситцевая гостиная Воронцовского дворца

Маленькая ситцевая комната служила приемной, где ждали аудиенции у графа. Стены обиты дорогой английской тканью с изящным рисунком, мебель инкрустирована бронзой, на потолке голубая хрустальная люстра, мозаичный паркет.

Стены украшают пейзажи русских художников.

Китайский кабинет Воронцовского дворца

Это будуар графини. В его оформлении чувствуется тонкий женский вкус и увлечение модной в те времена дальневосточной экзотикой. Стены отделаны тонкой рисовой соломкой, шелковыми вышивками, резным декором.

На стене портреты знаменитых людей, портрет самой графини кисти неизвестного художника и родовые гербы.

Вестибюль Воронцовского дворца

Парадный вестибюль оформлен в английском стиле и был предназначен для встречи гостей. Здесь два камина из отполированного диабаза.

На стенах портреты родственников графа, императрицы Екатерины II, которая была крестной матерью Михаила Воронцова. Дополнением интерьера служат редкие персидские ковры.

Гостинная Воронцовского дворца

Светлое праздничное помещение использовалось как домашний театр. Голубые стены украшены цветами из алебастра. Художественную лепку выполняли крепостные графа Воронцова. В гостиной камин из белого мрамора с растительным орнаментом, огромные фарфоровые вазы, люстры из богемского стекла и прекрасный белый рояль.

Гостеприимные хозяева охотно принимали в своих апартаментах поэтов и музыкантов. Здесь выступали Жуковский, Алексей Толстой, Щепкин, Рахманинов. Сама графиня прекрасно играла на рояле и пела.

Зимний сад Воронцовского дворца

Зимний сад соединяет внутренние покои и парадную столовую. Чета Воронцовых любила здесь отдыхать. В саду выращивали редкие декоративные растения из Африки, Австралии, Японии. Сад традиционно украшали белые античные скульптуры, бюсты членов семьи, фонтан из белого мрамора. Скульптура смеющейся девочки считается одной из самых искусных в мире.

Парадная столовая Воронцовского дворца

Самое торжественное и просторное помещение дворца напоминает рыцарские залы средневековья. Высота потолков достигает 8 метров, а общая площадь около 150 кв. м. Оформлением этого помещения занимался лично Эдвард Блор. Окна-эркеры, потолок из дуба в форме готических сводов, резное дерево, родовые гербы, строгие цвета дерева и камня.

Архитектор рискнул дополнить холодный интерьер живописными панно в резных рамах работы французского художника Робера.

Между двумя каминами расположен комнатный фонтан, а над ним балкончик для музыкантов. Сверкающие обеденные столы, сервант с львиными ножками, ажурные буфеты, хрустальные вазы, десятки люстр и канделябров, украшенных уральским малахитом.

Бильярдная Воронцовского дворца

В бильярдной хозяева и гости играли и развлекались. Здесь находится ореховый гарнитур, стол из красного дерева. Комната оформлена в английском стиле. Воронцовский дворец в Крыму (фото ниже представляют картины европейских художников) славится многочисленной коллекцией работ знаменитых мастеров разных эпох. В бильярдной размещено большое количество живописных полотен.

Южный фасад Воронцовского дворца

Южный фасад обращен в сторону моря и постоянно освещается солнцем. В его оформлении присутствуют характерные элементы мусульманского зодчества. Это огромные окна, глубокие ниши, веранды с ажурными решетками, подковообразные арки, витиеватая резьба с цветами, арабские надписи по карнизу.

Монументальную лестницу, спускающуюся к морю, охраняют шесть львов, изваянных из белого мрамора. Львиная терраса стала любимым местом для фотосессий и селфи.

Библиотека Воронцовского дворца

Библиотека графа Воронцова не без основания считалась одной из самых крупных в России. На четырехметровых стеллажах хранилища размещались тысячи книг на различных языках. Хозяин интересовался наукой, о чем свидетельствуют редкие рукописи, старинные карты и глобусы. Уникальную библиотеку начали собирать отец и тетка графа.

Алупкинский парк

Воронцовский дворец в Крыму (фото с видом на парк сегодня хочет сделать каждый турист, чтобы сохранить память о его красоте) начал строиться уже после закладки роскошного парка. Немецкий садовод Карл Кебах за 1/4 века сотворил настоящее чудо. По личной просьбе графини территория усадьбы буквально утопала в зелени и цветах.

Когда-то здесь цвело свыше 2 тыс. кустов роз.

Нижний парк своими цветниками на террасах, фонтанами, скамьями, мраморными вазами напоминает сады средневековья. Близость горных источников позволила создать искусственные прохладные водоемы с каскадами и небольшими водопадами, плавающими лебедями. Здесь постоянно журчит вода, царит гармония и упорядоченность.

По приказу графа дно Лебединого озера для создания солнечных бликов было усыпано полудрагоценными камнями. Верхний парк по замыслу имитировал дикую природу. С трудом верится, что каменный хаос в виде ущелий, обрывов, гротов сделан человеческими руками. Рядом широкие поляны, специально очищенные от нагромождения камней. Каждая лужайка имеет свое романтическое название.

В парке собрана богатейшая коллекция вековых деревьев и кустарников редких пород, завезенных из других стран. Туристы могут полюбоваться уютным Чайным домиком, удивительным водопадом Фрейшютц, фонтаном Мария – копией фонтана «слез» в Бахчисарае.

Воронцовский дворец и его великолепный парк увековечили в своих картинах Левитан, Суриков, Лентулов. Будучи в Крыму здесь писал свои морские пейзажи Айвазовский. Скала, на которой он работал, носит имя художника. Прекрасные фото на память о чудесной природе Крыма и его удивительной достопримечательности увозят с собой тысячи туристов.

Экспозиции музея

Внутренний интерьер дворца за последние 100 лет изменился незначительно. В музее есть несколько постоянных экспозиций. Туристы могут осмотреть 10 парадных залов на первом этаже.

Посетителям также доступны следующие выставки:

  • дом Шувалова;
  • кухня;
  • квартира дворецкого;
  • скульптуры в парке.

Здесь собраны ценные коллекции картин, фарфора, скульптур, изящной антикварной мебели, имеющих большую историческую ценность. Экскурсоводы очень интересно и подробно рассказывают о постройках и жизни членов семейства.

Режим работы дворца

Основные экспозиции музея работают без выходных с 9:00 до 18:00. Остальные выставки выходные по понедельникам и средам. Билеты продаются в нескольких кассах, которые начинают работать с 9 часов.

Информация для туристов. Правила посещения

Туристов заранее знакомят с правилами посещения музея.

Вот основные из них:


Как проходят экскурсии

Каждая экскурсия начинается с осмотра стендов, где представлена история строительства. Потом посетители осматривают остальные залы первого этажа. В верхние спальные помещения экскурсантов не допускают. Они явно выглядят скромнее, а обстановка не сохранилась.

На территории парка часто устраивают тематические выставки, предлагаются экскурсии по парку на электромобилях. Индивидуальные экскурсии проводятся на договорной основе.

Стоимость посещений

Вход в Алупкинский парк свободный, кроме некоторых популярных у туристов мест.

Цены для посещения музея приемлимые:

Услуги Стоимость билета для взрослых (руб.) Стоимость льготного билета (руб.)
Основные экспозиции 300 200
Выставки 110-150 55-80
Экскурсия по парку 50-100 25
Прогулка по парку на электромобиле 800 800
Единый билет 650 З25
Мероприятие с фотосопровождением в течение одного академического часа 2500

Коммерческие видеосъемки оплачиваются заранее.

Как добраться в Воронцовский дворец

Из любого населенного пункта ЮБК легко попасть в Алупку, как по морю, так и по суше.

Из Ялты

От Ялты до Алупки 17 км. Сюда можно добраться на рейсовом катере, который отправляется с морского вокзала. С центрального автовокзала ходят автобусы со специальными маршрутами — №132 (из центра) и №102 (с автовокзала).

От остановки «Воронцовский дворец» к замку можно выйти через парк. Маршрутки №107 и №115 везут туристов до автовокзала, а оттуда надо идти пешком. На машине из Ялты надо ехать через Виноградное, Ливадия, Горное.

Из Алушты

Из Алушты до Алупки легче добираться через Ялту, куда каждые полчаса отправляются маршрутные троллейбусы. На автовокзале Ялта пересесть на автобусы до Алупки. На проходящих междугородных автобусах «Симферополь-Симеиз» за два часа можно напрямую доехать до Алупки (трасса). Этот вариант подходит для активных туристов, не обремененных багажом.

Из Симферополя

Вначале надо доехать до Ялтинского автовокзала на автобусе «Симферополь-Ялта», а оттуда маршрутным автобусом до остановки «Автостанция» и еще 10-15 минут пешком.

Из Севастополя

На автобусе «Севастополь-Ялта» доехать до остановки «Питомник», перейти на другую сторону дороги и на маршруте №1А и ехать до остановки «Автостанция». Также есть прямой рейс «Севастополь-Алупка». Хорошим вариантом будет приобретение экскурсионного тура, что избавит от проблем с транспортом.

Величественный дворец имеет свои тайны и загадки.

Некоторые их остаются неразгаданными по настоящее время:

Воронцовский дворец является ярчайшей достопримечательностью полуострова. Нельзя побывать в Крыму и не посетить знаменитый дворцовый ансамбль и его великолепный парк. Здесь можно полюбоваться красивыми видами, получить незабываемые яркие впечатления. Туристы, приезжающие в Алупку, любят делать фото на фоне дворца и зубцов горы Ай-Петри.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Воронцовском дворце в Крыму

Воронцовский дворец. Алупка. Достопримечательности Крыма:



Последние материалы сайта