Путь идейно нравственных исканий андрея болконского уроки. Нравственные искания князя Андрея (по роману Л. Толстого «Война и мир»). Пути искания места в жизни Пьером Безуховым

20.06.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот
ПРОЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА I КУРСЕ «ПУТЬ ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННЫХ ИСКАНИЙ КНЯЗЯ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО»

Цель: проследить путь идейных исканий князя Андрея Болконского, составить схему опорных положений.

Задачи:

1. Проанализировать период жизни князя Андрея с момента разрыва с Наташей до его смерти;

2. Отметить роль лирического отступления автора в передаче духовных переживаний лирического героя – отрывок наизусть Ч III, гл. 1, том 2.

II. Построение схемы.

1. Стремясь вырваться из заколдованного круга светской жизни, князь Андрей мечтает о личной славе в воинском подвиге.

2-4 Участие в Шенграбенском сражении (18050, несправедливая оценка подвига батареи капитана Тушина высшим военным начальством, подвиг самого князя Андрея на поле Аустерлица и тяжелое ранение – все это приводит его к разочарованию в своих мечтах о славе.

4-7. Он пытается обрести смысл жизни – в гражданской деятельности (работа в комиссии Сперанского), однако разговор с Аракчеевым и собственные наблюдения убеждают его, что и на этом поприще нет высокой гражданской цели.

Пересказ – анализ. Том 3, ч I, гл. 8.

1. Что приводит князя Андрея на войну 1812 года?

Князь Андрей считает необходимым вызвать Анатоля Курагина на дуэль, не подав к ней нового повода, чтобы не компрометировать Наташу. Едут в армию в надежде встретить там Курагина и, подав повод к дуэли, вызвать его.

2. Каково настроение князя Андрея в армии? В чем проявляется его единение с народом? Том 3, ч 2, гл. 24, 25.

Ч II, гл. 24 Князь Андрей в Князькове. Размышления о жизни. Приезд Пьера.

Ему ясно представляются три главных горя его жизни: его любовь к женщине, смерть отца и французская нашествие, захватившее половину России. Он живо представлял отсутствие себя в этой жизни. Возможность смерти показалась ему чем – то страшным и угрожающим.

Ч II, 25. Беседа Пьера с Андреем и офицерами его полка. Вывод Пьера о скрытой теплоте патриотизма.

Князя Андрея солдаты и офицеры полка называют ласково «наш князь». Андрей уверен, что успех зависит ни от распоряжения штабов, ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа. Он зависит от чувства, которое есть в каждом солдате. Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть. Поэтому князь Андрей служит не в штабе, а в полку вместе с солдатами и офицерами, т.к. все будет зависеть именно от них. Уверен, что если бы не было великодушия на войне, не было бы и войны, война не любезность, а самое гадкое дело в жизни. Надо понимать это и не играть в войну.

3. В следствие чего происходит примирение князя Андрея с жизнью, людьми и самим собой? Ч II, гл. 36-37.

Ч II, гл. 36. Полк князя Андрея в резерве. Понятие князя Андрея.

В двух шагах от Андрея упало ядро, он понял, что это смерть и новым завистливым взглядом посмотрел вокруг. «Я не хочу умирать, я люблю жизнь». Осколком разорвавшейся гранаты его ранило в живот.

Ч II, гл. 37. Князь Андрей и Анатоль Курагин в палатке для раненных. Примирение князя Андрея с людьми.

Князь Андрей встречает раненого, которому только что отрезали ногу. В нем он узнает Анатоля. Он вспомнил все, что было между ним и Курагиным, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце. Любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой его учила княжна Марья – теперь были доступны его пониманию.

11-12. Только на Бородинском поле он, наконец, понимает, что смысл бытия – в единении с народом, в борьбе за свободу и счастье Родины.

Смертельное ранение приводит его к идее смирения и всепрощения.

12 – 15. Есть основания полагать, что если б автор оставил своего героя живым, то он был бы одним из тех, кто в 1825 году вышел бы на Сенатскую площадь в Петербурге.

Опорные положения темы:

«Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского».


III. Чтение отрывка наизусть

(том 2, ч III, гл. 1.) Том 1, ч 3, гл. 1-2; Том 2, ч 2, гл. 1-5, 10; ч 3, гл. 7-11; ч 5, гл. 1; ч 4, гл. 12-12, 15-20.

IV. Домашнее задание.

Том 3, ч 3, гл. 8 -11, 27-29, 34; Том 4, ч 1, гл. 9-13, ч. 2, гл. 11-14, ч 3, гл. 12-15

Образ Пьера Безухова.

Том 1, ч III, гл. 1-2 (женитьбы на Элен)

Том 2, ч II, гл. 1-5 (встреча с Баздеевым масонство)

гл. 10 (поездка по имениям)

ч III, гл. 7 – 11 (во главе масонства, сомнения, дневник)

ч IV, гл. 1

Том 3, ч I, гл. 19 (предназначение из Апокалипсиса)

ч III, гл. 8 – 11 (по дороге в Можайск)

гл. 27-29 (в оставленной Москве)

гл. 34 (спасение ребенка на пожаре, пленение)

Том 4, ч I, гл. 9-13 (плен, встреча с Платоном Каратаевым)

ч II, гл. 11 -14 (плен)

ч III, гл. 12-15 (каратаевщина)

ч IV, гл. 12 – 13 (свобода, болезнь, в Орле)

15 – 20 (Пьер – Наташа).

Слайд 1

Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского
Презентацию подготовил Соколов Глеб, ученик 10 «Б» класса МОБУ «лицей N9» Учитель: Пухальская Лариса Владимировна

Слайд 2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Завершить

Слайд 3

Светская жизнь Андрея Болконского
В начале романа Андрею Болконскому 27 лет (в 1805 г.): Андрей Болконский - богатый и знатный князь. Он вращается в высшем обществе. Но ему не нравится светская жизнь: "... эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!..." Андрей Болконский женат на Лизе Болконской (Мейнен) - племяннице Кутузова. Лиза ждет ребенка: "... молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини..." "... недавно женился на Lise Мейнен..." Андрей занимает блестящее положение в обществе, но ему скучно жить "... здесь он адъютант у дяди, самое блестящее положение..." (дядя Лизы Болконской - генерал Кутузов) "... Все его так знают, так ценят <...> Он так везде принят..."
назад

Слайд 4

Андрей Болконский на войне 1805-1807 гг.
Андрей отправляется на войну с Наполеоном (1805-1807 гг.), чтобы убежать от пустой светской жизни: "... Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, я ничего не знаю и никуда не гожусь..." На фронте Андрей служит адъютантом (помощником) Кутузова: "... Генералу Кутузову угодно меня к себе в адъютанты…" (Болконский о себе) В битве под Аустерлицем Болконский получает ранение (том 1 часть 3 глава XIX). Он попадает в госпиталь к французам. Французы оставляют его на попечение местных жителей. В это время семья Андрея ничего не знает о нем. Все его считают убитым: "... К общему сожалению моему и всей армии, до сих пор неизвестно – жив ли он или нет. Себя и вас надеждой льщу, что сын ваш жив... » (Кутузов)
назад

Слайд 5

СМЕРТЬ Лизы Болконской
Неожиданно для всех Андрей Болконский возвращается в Россию в имение отца - Лысые горы: "...показались лицо и фигура князя Андрея в шубе с воротником, обсыпанным снегом. Да, это был он, но бледный и худой и с измененным, странно смягченным, но тревожным выражением лица..." Андрей попадает прямо на роды жены, Лизы Болконской. В эту же ночь Лиза умирает в родах (том 2 часть 1 глава IX): "...Он вошел в комнату жены. Она мертвая лежала в том же положении, в котором он видел ее пять минут тому назад..." У Андрея остается новорожденный сын Николенька: "...крестили молодого князя Николая Андреича..." (князь Николай Андреевич - то есть маленький Николенька)
назад

Слайд 6

Андрей Болконский и комиссия по составлению законов
После Аустерлица и смерти жены Андрей Болконский решает не служить на фронте: "... Князь Андрей после Аустерлицкой кампании твердо решил никогда не служить более в военной службе; и когда началась война и все должны были служить, он, чтобы отделаться от действительной службы, принял должность под начальством отца по сбору ополчения..." Андрей отправляется в Петербург. Здесь он знакомится со Сперанским и Аракчеевым - видными деятелями того времени: "...Князь Андрей, как человек, близкий Сперанскому и участвующий в работах законодательной комиссии, мог дать верные сведения о заседании завтрашнего дня..." Болконский становится членом комиссии по составлению законов (том 2 часть 3 глава VI): "... Через неделю князь Андрей был членом комиссии составления воинского устава и, чего он никак не ожидал, начальником отделения комиссии составления законов. По просьбе Сперанского он взял первую часть составляемого гражданского уложения и, с помощью Code Napoléon и Justiniani,456 работал над составлением отдела: Права лиц..." В конце концов Андрей теряет интерес к законодательной работе. Ему хочется назад в деревню управлять хозяйством:
назад

Слайд 7

Андрей Болконский и Наташа Ростова
Андрей Болконский и Наташа Ростова Однажды на балу Андрей встречает юную Наташу Ростову. Герои влюбляются друг в друга. Андрей Болконский сватается к Наташе, и она отвечает ему согласием (том 2 часть 3 глава XXIII): "...Поди, поди к нему. Он просит твоей руки, – сказала графиня..." Строгий отец Андрея Болконского выступает против этого брака. Он просит сына отложить женитьбу на один год: "...я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись..." По просьбе отца Андрей Болконский оставляет Наташу и уезжает за границу "...Тогда отец назначил мне срок год, и вот уже шесть месяцев, половина, прошло из назначенного срока, и я остаюсь более чем когда-нибудь тверд в своем решении..." "...наполняли его уединение в Богучарове, а потом в Швейцарии и Риме..." Пока Андрей находится за границей Наташа влюбляется в Анатоля Курагина. Андрей не прощает измену Наташи. Их помолвка разрывается: "...я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу..."
назад

Слайд 8

Андрей Болконский и дуб
«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей. - Пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем: наша жизнь кончена!» Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. «Здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны. Да где он?» - подумал князь Андрей, глядя на левую сторону дороги. Сам того не зная, он любовался тем дубом, которого искал, но теперь не узнавал его. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно и бесповоротно решил князь Андрей. - Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо. Надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе».
назад

Слайд 9

Андрей Болконский на службе в Турции
Чтобы забыть Наташу, Болконский едет служить в Турцию (том 3 часть 1 глава VIII): "...в Петербурге князь Андрей встретил Кутузова, своего прежнего, всегда расположенного к нему, генерала, и Кутузов предложил ему ехать с ним вместе в Молдавскую армию, куда старый генерал назначался главнокомандующим. Князь Андрей, получив назначение состоять при штабе главной квартиры, уехал в Турцию..."
назад

Слайд 10

В 1812 году Болконский просит Кутузова перевести его в Западную армию, чтобы участвовать в войне с Наполеоном: "...Князя Андрея, как полкового командира, шагая через неперевязанных раненых, пронесли..." "...10‑го августа полк, которым командовал князь Андрей, проходил по большой дороге, мимо проспекта, ведущего в Лысые Горы..." Андрей оказывается прекрасным командиром полка: "...Князь Андрей командовал полком, и устройство полка, благосостояние его людей, необходимость получения и отдачи приказаний занимали его..." "...Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили..." В Бородинском сражении Андрей Болконский получает серьезное ранение (том 3 часть 2 глава XXXVI): "...И мучительная боль внутри живота заставила князя Андрея потерять сознание..."
Андрей Болконский и Отечественная война 1812 г.
назад

Слайд 11

Встреча с Наташей после Бородина
Раненый Андрей Болконский случайно оказывается в Москве в доме Ростовых: "...В эту ночь еще нового раненого провозили через Поварскую..." "...Раненый этот был князь Андрей Болконский..." Ростовы вывозят Андрея вместе с другими ранеными из Москвы. Наташа узнает, что Андрей едет в одной из повозок Ростовых. Наташа заботится и ухаживает за раненым Андреем: "...на всех отдыхах и ночлегах, Наташа не отходила от раненого Болконского..." В этот период Наташа и Андрей снова сближаются. Андрей признается Наташе, что любит ее больше всего на свете: "...Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете..."
назад

Слайд 12

Андрей Болконский чувствует, что умирает. Он теряет интерес к жизни: "...Я не знаю отчего, но вы увидите, какой он стал..." Андрей Болконский умирает через несколько недель после ранения (том 4 часть 1 глава XVI): "...князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых..." У Андрея остается 7-летний сын Николенька: "...княжна не стала спрашивать и мельком только, незаметно взглянув на семилетнего Николушку..." Это была история жизни Андрея Болконского в романе "Война и мир" Толстого: жизненный путь героя в цитатах, путь исканий Андрея Болконского, основные этапы биографии, военная карьера, отношения с женщинами и т.д.
Смерть Андрея Болконского
назад

Слайд 13

Спасибо за внимание

Слайд 14

http://muzikon.ru/uploads/thumbs/0/f/8/0f894e18853cb6e50e7d734375e37d3c.jpg
http://cs4.pikabu.ru/images/big_size_comm/2014-06_3/14025968793887.jpg
http://fotoham.ru/img/picture/Oct/21/0e1c6e5096cbc68e0423a3ff522649eb/mini_4.jpg
http://5klass.net/datas/literatura/Vojna-i-mir-urok/0039-039-Andrej-Bolkonskij.jpg

Вромане-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» на­считывается свыше пятисот действующих лиц. Госу­дарственные деятели и незаметные участники войны, аристократы и простые крестьяне, лучшие люди сво­его времени и его позор - стяжатели и карьеристы - показаны на страницах романа. Описывая в своем ро­мане жизнь множества людей, Толстой, тем не менее, не воспринимал их как безликую массу: все его герои романа - живые люди, причем настолько, что, читая книгу, мы слышим их голоса, проникаем в их внут­ренний мир. Великий писатель сумел отобразить не­повторимость, своеобразие каждого человека, пока­зал читателю духовные искания героев, их размыш­ления о смысле жизни, наделил каждый персонаж непростой судьбой.

С первых же страниц романа перед читателем пред­стают главные его герои - князь Андрей Болконский и его друг Пьер Безухов. Оба они еще не определили своей роли в жизни, не нашли того дела, которому хо­тели бы отдать все силы. По мере развития событий мы видим, насколько различны их жизненные пути.

Князь Андрей разочарован в светской жизни, не принесла ему счастья и женитьба на маленькой кня­гине. Единственное его стремление, без которого он не видит смысла жить,- слава. Он завидует Наполеону, мечтая о своем «Тулоне», «Аркольском мосте». Ради осуществления своей мечты он готов пожертвовать са­мым дорогим: «...Я ничего не люблю, как только сла­ву, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ни­что мне не страшно». В момент ранения князя на Аустерлицком поле рушатся все его честолюбивые планы, но это уже не имеет значения: один, покину­тый всеми среди поля, он вдруг увидел небо - его ве­личавое спокойствие и торжественность воспринялись князем Андреем как противопоставление люд­ской суетности, незначительности их эгоистичных помыслов. «Да! все пустое, все обман, кроме этого бес­конечного неба». И именно здесь происходит развен­чание его кумира - Наполеона, который казался ему теперь «столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило... между его душой и этим высоким, бесконечным небом...».

После битвы при Аустерлице князь Андрей решил больше никогда не служить на военной службе. Он возвращается домой «с измененным, странно смяг­ченным, но тревожным выражением лица». Тяже­лым грузом ложится на его плечи смерть жены, все свои помыслы он решает сосредоточить на воспита­нии сына, убеждая себя, что «это одно» ему и осталось в жизни. Князь Андрей переживает душевный кри­зис, теперь он осуждает свои ложные стремления к славе и по-другому смотрит на жизнь. С особенной вы­разительностью Толстой показывает состояние князя Андрея и его мысли, описывая его поездку в рязан­ские имения. Дорога шла через лес, где все уже зазе­ленело, и только дуб «старым, сердитым и презри­тельным уродом стоял между улыбающимися береза­ми. Только он один не хотел... видеть ни весны, ни солнца». Этот старый дуб вызвал в князе Андрее це­лый рой грустных и безнадежных мыслей. Жизнь кончена. Пусть другие поддаются на ее обман. А он бу­дет тихо доживать последние дни, не делая зла другим и ничем не тревожась. Эти мысли он пытается от­крыть Пьеру Безухову. Однако Пьер придерживается противоположной точки зрения, доказывая Андрею, что полное удовлетворение может принести лишь жизнь, посвященная другим людям. «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой на­чалась хотя во внешности и та же самая, но во внут­реннем мире его новая жизнь».

Меняет жизнь князя Андрея и встреча с Наташей Ростовой, благодаря которой на него снизошло чувст­во радости и обновления, понимание того, что в 31 год жизнь еще не кончена. И, возвращаясь домой, князь Болконский вновь проезжает мимо старого дуба, но видит его уже другими глазами: «Ни корявых паль­цев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ниче­го не было видно». В это время князь осуждает свою эгоистическую жизнь, оторванность от других людей. «Надо... чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!». Таким образом, он переходит сначала к общению с людьми своего круга, а затем обращается и к общенациональной жизни народа.

Наташа вернула князя Андрея к жизни, со всеми ее радостями и волнениями. Под влиянием не испытан­ного им ранее чувства преобразился его внутренний мир. «Я не могу не любить света...»,- говорит Пьеру князь Андрей, признаваясь в своем счастье. Раскры­вая их отношения, писатель показывает нам лучшие стороны души князя. Но чем сильнее чувство любви, тем сильнее боль от ее утраты. Потеряв Наташу, князь Болконский уже боится вспоминать небо Ау­стерлица, мысли, раскрытые перед ним «бесконечны­ми и светлыми горизонтами». Теперь он поглощен су­губо земными, практическими интересами. Очеред­ная потеря вновь надломила его.

Нравственные искания князя Андрея проходят че­рез взлеты и падения, светлые и темные стороны жиз­ни. Но только так можно постигнуть истинный ее смысл.

I. Князь Андрей Болконский в свете





2) Болконский не удовлетворен семейной жизнью (“Но если хочешь знать правду…(сестре кн. Марье) хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…”).



3) Дружба с Пьером Безуховым (“Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света”).



4) Мечты о воинской славе, о своём Тулоне.



II. Война 1805 года в судьбе кн. Андрея:

1) Изменившееся настроение и мироощущение кн. Андрея (“…много изменился за это время… он имел вид человека… занятого делом приятным и интересным”).

2) Шенграбенское сражение. Кн. Андрей мечтает о славе: “… ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе!”. Первые сомнения в том, что воинская слава – это именно то, чему следует служить: истинные герои остаются в тени.

3) Аустерлицкое сражение:


а) мечты о славе накануне сражения: “Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими”;


б) подвиг Болконского;


в) небо Аустерлица – крах прежних мечтаний Болконского: прежние стремления к славе, к любви людской суетны и потому ничтожны. Что-то другое должен искать человек в жизни. Но что?


III. Помещик – мизантроп князь Андрей Болконский

1) Жизнь в Богучарово (мир Болконского после смерти жены и рождения сына сузился. Стоя у кроватки сына, он думает: “Это одно, что осталось мне теперь”).

2) Приезд Пьера Безухова и разговор с ним на пароме – перелом в настроении и мироощущении князя Андрея: “Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой…, с которой началась его новая жизнь”.

3) “Новая жизнь” кн. Андрея после встречи с Пьером (успешные попытки облегчить положение своих крестьян).


IV. Встреча с Наташей Ростовой и любовь к ней – окончательное возрождение кн. Андрея к жизни

1) Первая встреча с Наташей в Отрадном (две встречи с дубом – отражение двух настроений кн. Андрея).

2) Жажда активной деятельности, в комиссии Сперанского: “Нет, в 31 год жизнь не окончилась…”.

3) Встреча с Наташей на большом придворном балу (1810 г.) и впечатление, произведенное Наташей на кн. Андрея (он любил встречать все, что не имело светского отпечатка).


4) Разочарование в Сперанском и службе: под влиянием любви к Наташе меняется мироощущение Болконского.

5) Весь смысл, вся жизнь для кн. Андрея – в любви к Наташе (“Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там все счастье, надежда, свет; другая половина – все, где её нет, там все уныние и пустота”).

6) Отсрочка свадьбы (по требованию старого князя Болконского) и отъезд кн. Андрея за границу. Ошибка кн. Андрея: много думал о своей любви и мало о том – что чувствует Наташа.

7) Окончательный разрыв с Наташей. (“Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что могу простить. Я не могу…”).

8) Князь Андрей ищет личной встречи с Анатолем, потому что, “не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов со своей стороны компрометирующим графиню Ростову”. Даже оскорбленный, даже униженный, князь Андрей не может унизить женщину.


V. Война 1812 года в судьбе князя Андрея Болконского.

1) Поездка Болконского в поисках Анатоля Курагина, в Петербург и в Турецкую армию. Переход его в Западную армию к Барклаю де Толли.

2) Поездка в Лысые Горы к отцу, ссора с ним и отъезд на войну.

3) Решение князя Андрея служить не при особе государя, а в армии (“Навеки потерял себя в придворном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив позволения остаться в армии”).

4) Андрей Болконский накануне Бородинской битвы; свидание с Пьером и разговор с ним о войне, о назначении Кутузова главнокомандующим. Кровная связь Болконского с простым народом, с солдатами (“Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли НАШ КНЯЗЬ, им гордились, его любили”).


5) На перевязочном пункте. Встреча с Анатолем Курагиным: нет прежней ненависти, “восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце”. Что это? Или, как думает он сам, ему открылась та терпеливая любовь к людям, которой учила его сестра!


6) Раненый кн. Андрей в обозе Ростовых. Душевное состояние князя, его примирение с Наташей. Последняя нравственная борьба между жизнью и смертью. (“Та восторженная любовь к людям, которую он понял после ранения, сменилась равнодушием к ним: всех любить… значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнью”).

План-конспект учебного занятия по литературе.

Тема. «Нравственные искания Андрея Болконского».

Цель: на основе анализа текста показать трагический, противоречивый, полный сомнений, поисков и страстного стремления к правде и добру путь Андрея Болконского.

Задачи: научить студентов анализировать текст художественного произведения, выбирать материал по теме;

развить навык вдумчивого прочтения текста произведения;

воспитать чувство патриотизма.

Ход урока.

    Орг. момент.

    Слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение одного из самых масштабных художественных произведений, охватывающего огромный и важный период жизни России 19 века. В романе-эпопее более 500 персонажей: одни из них вымышленные, другие - реальные исторические лица. Но мы остановимся на одном образе - образе Андрея Болконского. Это не только один из любимых персонажей Л. Н. Толстого, но и человек, чью жизнь мы можем проследить на страницах романа. Наша задача: анализируя главы «Войны и мира», пройти дорогой жизни Андрея Болконского, посмотреть, как меняются его взгляды на жизнь, проследить эволюцию нравственных исканий смысла жизни Андрея Болконского. Всё это найдёт отражение в схеме, которую мы составим в течение урока.

3.Комментированное чтение и беседа.

1. Важной характеристикой любого героя является его портрет и речь. Именно онипозволяют автору раскрыть отношение АндреяБолконского к светскому обществу, кблизким ему людям, умение князя Андрея понимать истинную сущность людей.

Чтение отрывка из романа Т 1,ч. 1,гл. 3; Т 1, ч 1 гл5; Т 1 .ч. ] ,гл.6

- какие эмоции вызывает у князя Андрея высшее общество?

2. Семья Болконских.
Сообщение учащегося.

Первый раз мы сталкиваемся с семьёй Болконских в полном составе в конце первой части первого тома, когда все в Лысых горах ожидают приезда князя Андрея с женою. Каждый в этой семье чем-то особенный.

Князь Николай Андреевич Болконский привлекает и Толстого и читателя своей незаурядностью. «Старик с зоркими умными глазами», «с блеском умных и молодых глаз», «внушающий чувство почтительности и даже страха», «был резок и неизменно требователен». Друг Кутузова, он ещё в молодости получил генерал-аншефа. И опальный, он не переставал интересоваться политикой. Его энергичный ум требовал выхода. Николай Андреевич, почитая только две людские добродетели: «деятельность и ум», «постоянно был занят то написанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками...». «Он сам занимался воспитанием своей дочери». Недаром у Андрея настоятельная требовательность общаться с отцом, ум которого он ценит, аналитическими способностями которого он не перестаёт удивляться: «Как мог этот старый человек, сидя иного лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такою тонкостью знать и обсуждать все военные и политические обстоятельства Европы последних годов.» Гордый и непреклонный, князь просит сына: «записки...государю передать после...моей смерти» А для Академии он подготовил премию тому, кто напишет историю «суворовских войн».

Николай Андреевич сердцем видит переживания сына и помогает ему в трудном разговоре обоставляемой жене и будущем ребёнке.

И назначенный старым князем год для испытания чувств Андрея и Наташи - это тоже попытка максимально оградить от случайностей и бед чувства сына: «Был сын, которого жалко было отдавать девчонке».

Воспитанием и обучением детей старый князь занимался сам, не доверяя и не перепоручая этого никому.

Его можно назвать деспотом, наблюдая, как он обращается с дочерью, но это объясняется его фразой: «А чтобы ты была похожа на наших глупых барышень, я не хочу». Источником людских пороков он считает праздность и суеверие. А главным условием деятельности - порядок . Отец, гордящийся умом сына, знает, что между Марьей и Андреем не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов, мыслей... Он понимает, как богат духовный мир его детей. Во многом Андрей Болконский повторяет жизнь своего отца, заставляя старого князя гордиться своим сыном.

- какие черты характера прививает старый князь своим детям и особенно сыну?

3. Сначала князь Андрей стремиться найти смысл и содержание жизни в военной деятельности, славе и героическом подвиге:

A. служба в армии. Т.1,ч.1,гл.5

- для чего идёт на войну князь Андрей?

Андрей Болконский уходит на войну, чтобы разорвать «заколдованный» круг «гостиных. сплетен, балов, тщеславия, ничтожества», чтобы добиться своего Тулона, в котором он видел смысл жизни. Воинский подвиг, который выведет его из ряда неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе - таково было первоначальное представление князя Андрея о природе подвига.

Б. Резкий разговор с Жерковым о долге и чести русского офицера.

Т 1,ч.2, гл.3

- почему князь Андрей был возмущён поступком Жеркова?

«Мы - или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху или печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела».

B. Отношение к князю Андрею окружающих.

Т 1, ч.2. гл.З

- почему люди так по-разному реагировали на князя Андрея?
Г. Мечты князя Андрея о славе и подвиге.

Т 1,ч 2. гл 12; Т 1,ч. 3, гл. 12

- какие мечты будоражат князя Андрея? Для чего он хочет совершить подвиг?

Сообщение учащегося.

Найдя кумира в Наполеоне, князь Андрей обособляет себя от других людей. Fгo мечта о славе героя соответствует духу русской культуры того времени, когда герой мыслит себя непременно на пьедестале.

Князь Андрей хочет заслужить славу подвигом, настоящим делом. Такая целеустремлённость может заполнить собою всю жизнь. Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом», то есть каждый должен стремиться достичь в своём деле совершенства. Князь Андрей хочет выдвинуться в жизни, чтобы проявить свои силы, да и о почестях тоже думает. Тщеславие, свойственное светскому обществу, его тоже задевает. Несмотря на то, что князь Андрей думает о славе, он симпатичен читателю, так как он хочет добиться славы честно. В мечтах о славе проявляется его отвращение к бессмысленной и бессодержательной жизни. Он ищет смысл жизни.

Он очень молод. Мечтательность свойственна молодым. Когда человек мужает, находит своё призвание, всё суетное отступает. Чем мудрее человек, тем меньше тщеславия в его мечте.

Подвиг, совершённый под Аустерлицем князем Андреем - его звёздный час. Сбылась его мечта, как когда-то Наполеон на Тулонском мосту, князь Андрей со знаменем в руках повёл за собой солдат. Это. конечно, славный подвиг, достойный родовой чести Болконских, чести русского офицера. Но для Толстого важна внутренняя сущность, самый тип подвига. Ведь и Наполеон обладает безусловной личной храбростью, и он способен пойти впереди войска. Эта внутренняя сущность подвига Болконского и является причиною того, что этот подвиг не поэтизируется в романе. Это, конечно, никак нельзя понимать как осуждение воинской доблести Андрея Болконского. Нет, его подвиг вносит ещё один штрих в его портрет рыцаря, безупречного солдата, настоящего человека с высокими и строгими категориями жизни, возвышающегося над всей окружающей его оправой высокопоставленных карьеристов.

4. Храбрость и мужество, проявленные князем Андреем в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях.

Т 1. ч. 2, гл. 20, 21

Показ отрывка из фильма Бондарчука «Война и мир»

    почему совершённый подвиг принёс князю Андрею разочарование?

    какие выводы о подвиге и о героях он делает?

Сообщение учащегося.

Участие в Шенграбенском сражении заставляет князя Андрея иначе смотреть на вещи. Со спокойным мужеством находится он на самых опасных участках боя. Но встреча с Тушиным до боя и на его батарее, а затем после боя в избе у Багратиона заставила его увидеть настоящий героизм и воинский подвиг в ином свете. Тушин, которому обязаны успехом дня не только не требовал для себя «славы и любви людской», но даже не умел постоять за себя перед несправедливым обвинением начальства, а подвиг вообще остался невознаграждённым. Он ещё не отказался от своего представления о подвиге, но всё пережитое за день заставило его задуматься.

Исподволь готовит Толстой тот переворот в душе князя Андрея, который произошёл па Аустерлицком поле. Возвышенные мечты столкнулись в ходе военных действий с реальной действительностью и бытом войны.

Аустерлиц стал эпохой позора и разочарований не только для всей России, но и для отдельных героев. С ощущением великого разочарования в Наполеоне, бывшем раньше его героем, лежит на поле боя раненый князь Андрей. Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человечком, «с безучастным, ограниченным и счастливым от несчастья других взглядом». Правда, ранение принесло князю Андрею не только разочарование в тщетности и ничтожности подвигов во имя личной славы, но и открытие нового мира, нового с мысла жизни. Неизмеримо высокое, вечное небо, синеющая бесконечность открыли в нём новый строй мыслей, и он желал бы, чтобы люди «помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь».

И в этом образе неба, который сопровождает князя в романе Толстого, являясь как бы его лейтмотивом, есть величие, идеальность, есть бесконечность стремления, и есть отрешённость, холодность. Небо - абсолютное, вечное, справедливое, князь Андрей ищет в жизни справедливость и совершенство. Но они должны быть прямо даны в явлениях жизни, не скрыты за относительным и случайным. Жизнь не должна быть запутана, она должна являть совпадение, торжество, слитность закона и формы, идеала и реальности - таково к ней требование князя Андрея. Навсегда не переходим для него разрыв - совершенство и несовершенство действительного, «небо» и земная реальность отношений людей. Он видит небо, глядя поверх человеческой жизни. Этот разрыв - трагическая тема образа Андрея Болконского.

Перед нами характерное для Толстого изображение природы: она олицетворяет высшие нравственные начала, то лучшее, что есть в жизни людей.

Писатель воспроизводит не столько зрительный образ неба, сколько то впечатление, тот строй мыслей, который оно вызывает.

Картина природы включается во внутренний монолог князя Андрея: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал...,не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнан его наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба.» В этих мыслях князя Андрея отражён общий итог -ощущение разочарования в жизни в результате осознания своих ошибок. Гак по-новому открылась для князя Андрея жизнь. Он понял суетность своих честолюбивых мечтаний, понял, что в жизни есть нечто гораздо более значительное и вечное, чем война и слава Наполеона. Это нечто - естественная жизнь природы и человека. Небо Аустерлица становится для князя Андрея символом нового, высокого понимания жизни, раскрывшихся перед ним «бесконечных и светлых горизонтов». Этот символ проходит через всю его жизнь.

5. Настроение князя Андрея в период глубокого душевного кризиса.

Вернувшись домой, князь Андрей застаёт свою жену при смерти. В её лице было отражено страдание и немой укор мужу: почему ты покинул меня в тот момент, когда больше всего нужен?

Разочарование в службе в армии, смерть жены ввергают князя Андрея в глубокий душевный кризис. Всё своё время он решил посвятить воспитанию сына и усовершенствованию хозяйства.

Т 2.ч.3. гл 1

- чем занимается князь Андрей дома?

Разочарование в стремлении к славе, к подвигу, крушение наполеоновского культа -таков итог служения в армии.

Дальнейшие события - появление ребёнка, смерть жены - потрясли князя Андрея. Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, он приходит к выводу, что жизнь в её простых проявлениях, жизнь для себя и своих близких -то единственное, что ему остаётся.

Когда князь Андрей, странно размягчённый, вернулся домой, с непривычно ласковыми словами, готовый к миру, па него обрушилось горе - смерть жены. И то, что он чувствовал себя виноватым перед ней, усугубило его кризис, заставило замкнуться, уйти в себя. Переживания сделали его скептиком. Пьера, навестившего его к Богучарове, поразил его «потухший мёртвый взгляд». «Жить для себя, избегая только этих двух зол (угрызений совести и болезни). - вот вся моя мудрость теперь». - говорит князь Андрей Пьеру. В споре князя Андрея с Пьером звучит одна важная мысль: нравственное самоусовершенствование в то время - это идеал материально обеспеченных людей, не понимающих, что такое тяжесть труда и тяжесть жизни.

6. Постепенное пробуждение героя от нравственного кризиса.

Показ отрывка из кинофильма Бондарчука «Война и мир»

    что помогло князю Андрею справиться с душевным кризисом?

    как он решил реализовать свои возможности?

Сообщение учащегося.

Толстой показывает, как медленно возвращается его герой к жизни, к людям, к новым поискам. Первая веха на этом пути возрождения - встреча с Пьером и разговор с ним на пароме. В пылу спора с другом Болконский говорит несправедливые слова, высказывает крайние суждения. Но для себя он делает правильный вывод. «Надо жить, надо любить, надо верить» - эти слова Пьера глубоко запали в душу князя Андрея. Ожил его потухший взгляд и стал «лучистым, детским, нежным». Именно сейчас «в первый раз после Аустерлица он увидел то высокое, вечное небо, которое он видел, лёжа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нём, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе... Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя по внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». первое, что он сделал для людей, - преобразования в деревне, облегчившие участь его крестьян.

Природа возродила князя Андрея к жизни, заставила его жить, обновила, он понял смысл жизни, её цель. Ход мыслей князя Андрея меняет величие, вечность и бесконечность природы.

У Толстого одним из признаков настоящего человека является способность чувствовать и любить природу. Для всех положительных героев романа всегда открывается их «небо», которое открывается им почти всегда в момент кризисов, на переломах в жизни, когда природа помогает человеку выйти из тупика. Природа помогает человеку найти своё место в жизни, жить общей жизнью. Не случайно Толстой считает: «Самая чистая радость - радость природы». Писатель говорит о природе, одухотворяя её, наделяя человеческими чертами. Глядя на дуб, князь Андрей видит не ветви, не кору, не наросты на ней, а руки и пальцы, старые болячки. При первой встрече дуб представляется ему живым существом, «старым, сердитым и презрительным уродом», который наделён способностью думать, упорствовать, хмуриться и презирать весёлую семью «улыбающихся берёз». Князь Андрей приписывает дубу свои мысли и чувства и, думая о нём, употребляет местоимения «мы», «наша»...

Жизненные силы, которые возродил дуб, проснулись и в душе Болконского. Он остро ощущает радость бытия, видит возможность приносить пользу людям, возможность счастья и любви. И он решает: «.. .надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь...чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе.»

7. Выдающийся ум, широкий кругозор государственного деятеля. Отпечаток трудового
воспитания, данного отцом. Стремление к полезной общественной деятельности. Участие в законодательной деятельности М.М.Сперанского и разочарование в ней.

Т 2,ч.З, гл.18

- почему князь Андрей разочаровался в государственной службе?

Снова возникают честолюбивые мечты. Князь Андрей намерен принять участие в преобразованиях, которые в то время замышлялись в высших сферах.

В петербургский период жизни Болконского Толстой рисует реальных исторических деятелей, с которыми князь Андрей сталкивается, - это Аракчеев и Сперанский. Князь Андрей занимался составлением новых военных проектов и был начальником отделения комиссии составления законов, работая над отделом «права лиц», но он вскоре увидел, что эта работа праздная. Начав общественную работу увлечённо, разочаровался в своей общественной деятельности, потому что не видел её глубокого смысла. Разочаровался князь Андрей и в самом Сперанском. Страстное желание «найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился», привлекло его к этому деятелю, но потом он увидел, что тот вовсе не соответствует его идеалу. Только та деятельность удовлетворяет героя, в которой он найдёт совмещение интересов для себя и для других... А пока он ошибается, вечно борется, потому что «спокойствие -душевная подлость». В его поисках, разочарованиях и надеждах отразилась важная грань «настоящей жизни» по Толстому.

8. Взаимоотношения Андрея Болконского и Наташи Ростовой.

Т2, ч.З.гл 16, 19, 22

- что привлекло искушённого в общении князя Андрея в Наташе Ростовой?

Сообщение учащегося.

Обаяние любви создаёт её нравственная чистота. Князя Андрея привлекла в Наташе её поэтичность, её полнота жизни, непосредственность. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Её пение доставляет князю Андрею наслаждение, его поражает Наташина чуткость, умение угадывать чужое настроение, понимать всё с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, почувствовав его внутреннюю силу, благородство. Слова князя Андрея: «Весь мир разделён для меня на две половины: одна - она, и там всё счастье, надежда, свет; Другая половина – всё, где её нет, там всё уныло и темнота...» и Наташины: «...но такого со мной никогда не бывало» - убеждают в силе и серьёзности их чувств.

Любовь занимает в жизни Андрея Болконского важное место, помогая понять и полюбить жизнь, найти своё место в ней . Настоящее чувство лишь то, которое свободно от расчётов, глубоко и искренне. Перед князем Андреем открылась «жизнь, вся жизнь со всеми её радостями». Ему кажется, что в любви он нашёл подлинное счастье.

Почему же герой не нашёл своё счастье? Во-первых, мир разрушает война, она не даёт возможности спокойно и светло жить. Во-вторых, автор приводит героя к внутреннему кризису потому, что у Андрея Болконского нет внутреннего единения с народом, у него свои цели, направленные на себя.

Наташа как бы приближает князя к земной жизни, но Толстой сразу же даёт почувствовать читателю, что они не предназначены друг для друга, что простое счастье не для Болконского. Счастье оказалось кратковременным, и. чем светлее оно было, тем трагичнее ощущает он разрыв с Наташей. Ему кажется теперь, «как будто тот бесконечный, удаляющийся свод неба, стоявший прежде перед ним, вдруг превратился в низкий определенный, давивший его свод, в котором всё было ясно, но ничего не было вечного и таинственного». Жизнь представляется ему жестокой, ненужной, нелепой.

9. Разрыв князя Андрея со светским обществом и сближение с народом в период
Отечественной войны 1812 года.

Т 3, ч. 2. гл. 5, 25

    за что солдаты любили своего командира?

    как меняется отношение к войне князя Андрея?

Сообщение учащегося.

Поворотным окажется в жизни Андрея Болконского 1812 год. Во время Отечественной войны князь почувствует и поймёт законность существования интересов других людей. Это понимание проявится в его видении причин успеха в войне, которые, как он считает, определяют не численность войска и его расположение, не количество пушек, а то чувство, которое будет в каждом солдате. Так изменяется представления Андрея Болконского о движущих силах истории.

События 1812 года явились наиболее знаменательной эпохой в жизни Болконского. Его личное горе отступило на задний план перед всенародными бедствиями. Защита родины от врага становится высочайшей целью его жизни, и князь Андрей возвращается в армию. «Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили». Он уже не стремится попасть в высшие сферы, где, как он думал раньше, решаются судьбы родины, и остаётся среди простых и самых нужных на войне людей - солдат и офицеров действующей армии. Мечты о личной славе больше не волнуют его.

Жить, помогая и сочувствуя людям, понимать их, слить свою жизнь с их простой и естественной жизнью - вот тот новый идеал, который пробудился в душе князя Андрея в дни суровых для родины испытаний. В разговоре его с Пьером накануне Бородинского сражения особенно отчётливо ощущается единство помыслов Болконского и сражающегося народа. Выражая своё отношение к событиям, он говорит: «И так же думает Тимохин и вся Армия». Жизнь князя Андрея завершается его единением с пародом, с теми, кто борется за родную землю.

10. Душевное состояние князя Андрея после ранения под Бородином.

Показ отрывка из кинофильма Бондарчука «Война и мир»: ранение и смерть

    почему князь Андрей не смог избежать ранения?

    как близкая смерть изменила героя?

Толстой - художник неизменно следует высокой правде искусства. Смерть князя Андрея -событие само по себе потрясающее - описано просто и безыскусственно. Ни одной фальшивой ноты, пи одного художественно не оправданного слова или жеста, во всём предельный такт и чувство меры. Для князя Андрея смерть - новый, завершающий этап духовного развития. Он принимает её просто и мудро. Его спокойствие передаётся близким людям: «Они обе видели, как он глубже и глубже, медленно и спокойно, опускался от них куда-то туда, и обе знали, что это так должно быть и что это хорошо».

Смерть - таинство. И писатель надевает покров молчания на это событие.

11. Андрей Болконский - лучший представитель передовой части дворянского общества начала 19 века.

В эпилоге романа много места уделено Николеньке Болконскому, в котором продолжает жить жаждущая правды душа его отца. Это обаятельный образ ребёнка, полного светлых мечтаний, страстно стремящегося к правде и добру. Знакомясь с Николенькой, мы словно опять встречаемся с князем Андреем, с тем лучшим, что было в нём и что унаследовано его сыном.

Так, заканчивая «Войну и мир», писатель возвращается к образу Андрея Болконского, как бы приобщая его к той деятельности, которая ждёт его сына. «Отец! Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен...» - мечтает Николенька.

4. Подведение итогов.

Жизненный путь Андрея Болконского свидетельствует о поисках преодоления личного и общественного разлада, о стремлении к разумной и гармоничной жизни. Любовно рисуя близких ему героев, Толстой обнажает их внутреннюю жизнь, диалектику их души, так как писателя прежде всего интересует путь духовного развития человека, путь, ведущий к нравственному идеалу. На страницах романа постоянно звучит внутренний монолог, то есть воспроизводится поток сокровенных мыслей и чувств героя, чаще всего противоречивых и всегда сложных.

Духовная красота любимых героев Толстого проявляется в этом непрерывном внутреннем борении мыслей и чувств, в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Жизненный путь их - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру.

Итак, подводя итоги нашей работы, посмотрим, какой была дорога жизни Андреи Болконского:

Презрение к обществу ______армия_______Шенграбенское сражение_____Аустерлиц, ранение_____Лысые Горы, кризис_____поездка в Отрадное, преодоление_______Петербкрг, служба у Сперанского________знакомство с

Наташей_______разрыв отношений_______армия________ранение________смерть

5. Домашнее задание.

Подготовить презентацию по теме «Жизненный путь Андрея Болконского»

Одна из презентаций прилагается



Последние материалы сайта