Урок мужества. "Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества". Патриотизм, верность воинскому долгу – нравственные традиции и основы духовного потенциала российского офицерского корпуса Патриотизм нравственная составляющая

14.07.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Тема урока: «Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества »

Эпиграф: «Патриот тот, кто в самые трудные минуты для Родины берется за самые

трудные дела» ()

Главная дидактическая цель урока – формирование готовности к защите своей Родины и чувства гордости за Вооруженные Силы РФ

    обучающие – рассмотреть такие качества человека как патриотизм и воинский долг; дать понятие, что такие духовно-нравственные понятия имеют чисто практическую направленность и очень актуальны и на современном этапе развития нашего общества. развивающие – развить умение выделять главное, сравнивать, работать самостоятельно, делать выводы. воспитывающие – воспитать у учащихся чувство ответственности перед Родиной и уважение в ВС РФ.

Учебные вопросы:

Патриотизм – источник духовных сил воина. Воинский долг – обязанность к вооруженной защите страны. Курение и патриотизм.

Ход урока

Вступительная часть:

Защита Отечества являлась и является долгом и обязанностью ее граждан. Об этом говорится в ст. 59 Конституции РФ, говорилось и в первых воинских уставах Петра Первого, уставах Вооруженных Сил Советского Союза и в современных уставах Вооруженных Сил Российской Федерации. В настоящее время внешне-политическая обстановка складывается таким образом, что несмотря на вроде бы миролюбивые заявления наших западных соседей, о том, что они не рассматривают Россию в качестве вероятного противника, тем не менее они не упускают случая как можно поближе подобраться к нашим границам. Последние события с развертыванием системы противоракетной обороны США тому наглядное подтверждение. Таким образом, надобность в защите своей Родины нисколько не отпадает.

Великие полководцы и военачальники , всех времен и народов, подчеркивали первостепенное значение духовно-нравственных сил среди других слагаемых боеспособности войск. Исключительно большое внимание укреплению моральных сил войск придавал, что в значительной мере способствовало его победам, из проведенных 60 сражении он не проиграл ни одного

Какие же силы и источники питают мужество и героизм российских воинов, укрепляют их морально-психологические качества, закладывают основы успеха в повседневной военной службе и на войне? Давайте попробуем это выяснить.

Первый учебный вопрос:

Патриотизм – источник духовных сил воина.

Особое место среди духовных качеств российских воинов занимает любовь к Родине. Дух патриотизма, как беззаветной любви к своему Отечеству, лежит в основе и венчает современную военную систему.

А что такое патриотизм, Родина, Отечество? Какой смысл мы вкладывает в эти понятия? Когда и как они зарождаются в сердце человека и становятся той силой, которая вдохновляет и поднимает его на подвиг?

Вопрос классу: Что мы понимаем под патриотизмом? (ученики высказывают мнения)

Обобщая, даем определение: Патриотизм это преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать ее от врагов.

Любовь к Родине у каждого человека возникает в свое время. Вначале это происходит неосознанно, подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к матери и отцу. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает величающую истину – свою принадлежность к матери Отчизне, ответственность за нее. Так рождается гражданин с большой буквы – патриот. Патриотизм это также гордость за свой народ, волнение за его успехи и победы, переживание за неудачи. А чем же может гордиться наша страна? (привести примеры – география, знаменитые люди, достижения и т. п.)

При этом патриот любит свое Отечество не за то, что она дает ему какие-то блага и привилегии, а потому что это ЕГО Родина! При этом он служит не какому-то конкретному правителю или партии, он служит, прежде всего, своей Отчизне. Следует отметить, что любовь к Родине может проявляться по-разному. Так у крестьянина, например у нашего знаменитого земляка, она выражалась в служении хлебной ниве, у нашего знаменитого курганского хирурга – в создании новых методов лечения больных. А высшим проявление патриотизма является героизм, у военнослужащих соответственно героизм на поле боя. Давайте рассмотрим несколько примеров героического служения наших земляков, Героев Советского Союза и Героев России.

    – первый военнослужащий срочной службы, которому в Афганистане присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно); – во время исполнения воинского долга на границе в Таджикистане, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно); – за исполнение воинского долга в Чеченской республике, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно); - летчик, во время Великой Отечественной войны ему первому было присвоено звание дважды Героя Советского Союза; Гизатуллин Хамазан Гатауллович – выпускник нашей школы, за форсирование Днепра присвоено звание Героя Советского Союза.

Вопрос классу: Какие качества помогли им совершить подвиг? (мнения учащихся затем обобщаются). Беззаветная служба своему Отечеству, патриотизм, любовь к Родине, верность воинскому долгу.

Второй учебный вопрос: Верность воинскому долгу.

Дается различные понятия долга:

1) Патриотический, гражданский долг – обязанность по отношению к Отечеству.

2) Обязанности по отношению к товарищам – товарищеский долг.

3) Обязанности по отношению к семье – семейный долг.

4) Обязанность по вооруженной защите своей страны – воинский долг.

Воинский долг это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. В нем соединены как моральные принципы, так и правовые нормы . Выполнение воинского долга показывает истинное лицо личности, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Работа в группах (парах). Разбор значения девизов некоторых воинских подразделений Российской Федерации: (например)

Там где мы, там победа!

Доблесть, мастерство, стабильность!

Себе – честь, Родине – слава!

Честь и Родина превыше всего!

Дело настоящих мужчин!

Быть верным воинскому долгу – значит всеми своими делами и поступками крепить боевую мощь страны, а если потребуется – встать на ее защиту и защитит ее даже ценой своей жизни.

Вопрос классу: Почему в наемных армиях не может быть речи о патриотизме, чувстве долга? (ответы учащихся обобщаются):

В наемных армиях эти понятия заменяются обязанностью работника перед работодателем, для наемников не существует самого понятия Родины. (Объяснить разницу между наемником и контрактником).

Наш отечественный пример говорит о другом отношении к воинскому долгу. Например, в годы Великой Отечественной войны многие юноши и девушки(прос классу: Почему в наемных армиях не может быть речи о патриотизме, чувстве долга? олгуи Героев России.

О Родина! П, еще не достигшие призывного возраста, осаждали двери военкоматов , стремясь стать защитниками Родины. Проникновенно об этом сказал поэт Михаил Найдич:

Я только раз

Использовал все связи –

Чтобы попасть

На фронт в семнадцать лет.

Исполнение воинского долга сегодня проявляется в практических действиях, таких как высокая организованность и дисциплина, хорошая физическая подготовка, в мастерском владении вверенной боевой техникой и оружием.

В мирной повседневной жизни воинский долг требует от каждого военнослужащего понимания личной ответственности за защиту Родины, совершенствования своих моральных и психологических качеств.

Третий учебный вопрос: Курение и патриотизм .

Отношение человека к курению характеризует его способность мыслить патриотический. Давайте посмотрим на эту вредную привычку не только как на отрицательно влияющую на здоровье отдельного человека, а несколько большем ракурсе.

1) По данным статистики к 10-11 классу, число курящих, среди учащихся, достигает почти 50% у юношей и почти 30% у девушек. Повышение цен на сигареты не приводит к снижению числа курящих среди молодежи. Курить все еще «модно».

2) Родная страна ежедневно получает от курильщиков миллионы окурков и плевков. Посмотрите на наши улицы и остановки общественного транспорта курящие укорачивают себе и своим соотечественникам жизнь, становятся виновниками пожаров.

3) Из России вывозится сырье, которое преумножает богатства Запада. Зато в Россию по высоким ценам ввозятся алкогольная, табачная и другая продукция, разрушающая нравственное, психическое и физическое здоровье, оказывающая генотоксическое воздействие, которое проявится дефектами у будущего поколения.

Как мы видим, происходит крупномасштабный обмен ценностей на антиценности, сопоставимый с предательством национальных интересов, а это уже угроза нашей национальной и государственной безопасности. В этой ситуации настоящий патриот не может быть безразличным к судьбе своего Отечества.

Рефлексия:

Меняется поколение за поколением, оружие и боевая техника, что остается неизменным?

Неизменными остаются любовь и преданность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому долгу, понятия чести и достоинства воина. Наша задача продолжать эти славные боевые традиции.

Чем доказывают военнослужащие свою любовь к Родине, верность воинскому долгу?

Российские воины каждодневно свою верность доказывают в классах и за пультами боевых машин, на учебном поле, стрельбищах и танкодромах, в ходе несения караульной и внутренней службы, а при необходимости, как это было не раз и в боевой обстановке.

Что происходит, когда граждане начинают ненадлежащим образом исполнять свой воинский долг, и понятие патриотизма становится пустым звуком?

История свидетельствует, что в тех обществах, где граждане начинали с презрением относиться к воинскому долгу, неминуемо происходил их распад и крах. Высказывание Наполеона, как раз об этом: «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую».

Нужны ли патриоты сегодня ?

Сегодня патриоты нужны не меньше чем в годы войны. Сегодня тоже идет бой – бой за будущее страны, за будущее живущих в ней народов. Каким оно будет, зависит от вас, кому еще предстоит во многом разобраться, все понять и взвесить, чтобы стать достойным сыном Отечества.

Таким образом, делаем вывод, что такие духовно-нравственные качества, как патриотизм и воинский долг имеют чисто практическую направленность и очень актуальны и на современном этапе развития нашего общества. «У великих предков не бывает сереньких потомков. Величие России в ее людях, патриотах своего Отечества, носящее гордое имя Россия» .

К уроку готовится презентация (высказывания, фотографии и т. д.)

В качестве домашнего задания для самостоятельного изучения предлагаю изучить отрывок из послевоенной доктрины ЦРУ США (автор Ален Даллес, один из создателей и директор этой организации с 1953 г.). Это один из многих подобных документов направленных против нашей страны, после изучения, которого вряд ли у учащихся останутся сомнения, а нужны ли нам сегодня патриотизм и выполнение воинского долга.

Военнослужащий - это прежде всего гражданин Российской Фе­дерации. Он обладает всеми правами и свободами человека и граж­данина, предусмотренными Конституцией Российской Федерации.

Военнослужащий - защитник Отечества, и на него возлагают­ся обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооружен­ная защита Российской федерации.

Для выполнения своих обязанностей по защите Отечества во­еннослужащий должен быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы.

Чтобы в полной мере отвечать своему предназначению, воен­нослужащий в первую очередь должен быть патриотом своего государства - Российской Федерации.

Чувство патриотизма - основа духовных качеств российских воинов. Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине, нераз­рывность с ее историей, культурой, достижениями, проблемами. Патриотизм - это чувство любви к своему народу, гордость за его успехи и победы и горечь за неудачи и поражения.

Мы все дети одной Родины - России. Какие бы политические, экономические события в ней ни происходили, как бы сложно и трудно нам ни было на определенных отрезках времени, она остается нашей Родиной, землей наших предков, нашей культу­ры. Мы живем здесь и обязаны сделать все, чтобы наша страна была великой и процветающей.

Родина-это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос и живет.

Отечество - понятие, близкое понятию Родины, но с более глубоким содержанием. Отечество- это не только прошлое, не только общность исторической судьбы, но прежде всего настоя­щее народа, проживающего на конкретной территории и имеюще­го государственное устройство.

Наше государство - Российская Федерация - раскинулось на площади 17,4 млн кв. км и занимает большую часть Восточной Европы и Северную Азию.

По состоянию на 1 января 2001 г. население России состав­ляло 144,8 млн человек. На территории России проживает более

120 национальностей и народностей, из них 82,5% - русские. Среди других национальностей, численность которых превышает 1 млн человек: татары-5,5 млн, чуваши-1,8 млн, башкиры- 1,3 млн, мордвины-1,1 млн человек. 78% населения живут вее европейской части, остальные - в Западной и Восточной Сиби­ри и на Дальнем Востоке.

В состав Российской Федерации входит 21 республика, 6 кра­ев, 49 областей, 2 города федерального подчинения (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область и 10 автономных округов.

Наша Родина-это и русский язык, объединяющий всех нас в едином общем доме народов. Русский язык является Государ­ственным языком РФ - языком межнационального общения. Наша приверженность к нему предполагает уважение к языкам всех наций и народностей, объединенных российской границей. В Российской Федерации всем ее народам гарантируется право на сохранение родного языка и создание условий для его развития и изучения.

Родина - это наша литература, музыка, театр, кинематограф, живопись, наука, это вся наша российская духовная культура.

Понятие Родина включает в себя условия материальной и духовной жизни людей: территорию, имеющую определенные границы и географические особенности, населяющие ее народы, социально-экономический и политический строй, культуру, быт, язык, народные обычаи и традиции.

Родина-это все то, что создавали наши предки, это то место, где будут жить наши дети, это все то, что мы обязаны любить, беречь, охранять и улучшать.

Патриотизм - духовное и нравственное начало каждого граж­данина страны, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Гражданин страны прежде всего патриот своего государства.

Для военнослужащих патриотизм проявляется прежде всего в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готов­ности в любое время с оружием в руках защищать ее интересы, ее целостность и независимость.

Что вкладывается в понятие долга? Человек живет в обществе и не может быть независим от него. Мы все взаимозависимы друг от друга, каждый вкладывает частицу своего труда в общее дело, а благами цивилизации пользуются все. Для удовлетворения своих потребностей каждый человек пользуется благами, создан­ными до него старшими поколениями и обществом. Общество в свою очередь предъявляет к человеку определенные требования и обязывает его поступать и жить в соответствии с установивши­мися, проверенными веками нормами поведения. Часть норм поведения определена законами государства и другими правовы­ми документами. Другая часть остается в памяти народа и пред­ставляет собой общепринятые нормы морали и нравственности.

(Мораль (нравственность)-особая форма общественного созна­ния и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п.)

Правовые и моральные нормы тесно взаимосвязаны и опреде­ляют понятия долг и честь.

Долг есть нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. (Совесть есть выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоя­тельно формулировать для себя нравственные обязанности, тре­бовать от себя их выполнения и производить самооценку совер­шаемых поступков.)

Высшим выражением долга в обществе выступает гражданс­кий, патриотический долг перед Отечеством, который всегда связан с общественными интересами и потребностями людей. Осознание каждым членом коллектива общественных обязаннос­тей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественного долга.

Воинский долг- нравственно-правовая норма поведения во­еннослужащего. Воинский долг представляет собой единство пра­вового и нравственного требований общества. Суть его заключает­ся в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации и безопасности государства при отражении вооруженного нападения, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны.

В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каж­дого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует мастерского овладения вверенным оружием и военной техникой, постоянного совершенствования своих мо­рально-боевых и психологических качеств, высокой организован­ности и дисциплины.

История нашего Отечества дает яркие примеры беззаветного служения России и выполнения воинского долга российскими и советскими воинами. Во все времена подвиги русских воинов почитались народом, на их примерах воспитывалось молодое поколение. Главная отличительная черта русского воина заключа­лась в том, что любовь к Родине всегда была выше страха смерти.

Вопросы и задания

1. Назовите основные понятия и определения патрио­тизма российского гражданина и воина.

2. В чем выражается воинский долг военнослужащих ВС РФ?

3. Подготовьте сообщение на тему «Основные ка­чества, присущие российскому воину-защитнику Отечества».


Похожая информация.


Урок ОБЖ в 10 классе

Тема: Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.

Цель урока:

формирование патриотического сознания обучающихся через ознакомление с героическим прошлым русского народа.

Задачи урока:

- Обучающая - рассмотреть важнейшие бое­вые традиции Вооруженных сил РФ. Изучить понятия «патриотизм», «воинский долг»

- Развивающая - пробудить интерес к жиз­ ни и деятельности Вооруженных сил РФ. Развитие у обучающихся понимания личной ответственности за защиту Отечества.

- Воспитывающая - воспитывать любовь к Родине, формировать чувство гордости за Воо­ руженные силы РФ и за свою страну.

Оборудование и наглядные пособия:

- Презентация к уроку.

- Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»- 10 класс, (базовый уровень) А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнёв. Под общей редакцией А.Т. Смирнова - Москва: «Просвещение», 2011 г.

- Компьютер.

- Видеопроектор.

- Проекционный экран.

Ход урока:

I . Организационный момент. (3 мин)

«Мозговая разминка» - задание, способствую­ щее включению учащихся в работу по теме урока. Ученикам предлагается написать несколько ас­ социаций со словами: Родина, Отечество, патриот.

В это время необходимо пройтись по классу и понаблюдать за работой уча­ щихся, выслушать варианты ответов, ни в коем случае не критиковать, но обязательно обобщить. (Патриот - тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на самопожертвование и подвиги во имя своей Родины)

При этом устанавливается контакт с учащимися.

Тема нашего сегодняшнего урока - «Патриотизм и верность воинскому долгу - качества защитника Отечества». Записываем ее в ваши тетради.

II . Объяснение нового материала. (6 мин.)

А. Учащимся предлагается просмотреть материал учебника по данной теме и сделать необходимые записи в тетрадях.

    Что такое боевая традиция?

    Назвать важнейшие боевые традиции ВС РФ.

    Что такое патриотизм?

    Дать понятие долга.

    Что такое воинский долг?

Боевые традиции - это исторически сложив­шиеся в армии и на флоте и передающиеся из по­коления в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с несени­ем воинской службы и образцовым выполнением боевых задач.

Традиции связаны с историей данного войс­кового коллектива или рода войск, его профес­сиональными особенностями героическими со­бытиями или определенным укладом армейско­го быта. Но есть много общих боевых традиций для всех Вооруженных сил России.

Важнейшими боевыми традициями Воору­женных сил являются:

    Преданность Родине, постоянная готовность к ее защите;

    Верность Боевому Знамени воинской части, Военно-морскому флагу корабля;

    Верность Военной присяге, воинскому дол­гу;

    Боевое товарищество;

    Неустанное стремление к овладению воен­но-профессиональными знаниями, совершенство­ванию воинского мастерства, постоянное поддер­жание боевой готовности, уверенность в своих силах.

Патриотизм, верность воинскому долгу - неотъемлемые качества русского воина, основа героизма.

Патриотизм - любовь к своему отечеству, пре­данность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. Для россиянина его суть заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Рос­сийской Федерации, безопасности государства при отражении вооруженного нападения, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны. В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует мастерского овладе­ния вверенным оружием и военной техникой, по­стоянного совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой орга­низованности и дисциплины.

Долг – нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Самыми важными в обществе являются гражданский и пат­риотический долг перед Отечеством.

В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности, чувство долга принимает различные формы. По отношению к Отечеству эта обязанность выражается в граж­данском долге; по отношению к вооруженной защите страны - в воинском долге.

Воинский долг - это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями государства, общества и назначением Вооруженных сил.

В каком законе дано определение существа воинского долга, в чем его суть?

Ответ на этот вопрос сформулирован в Феде­ральном законе «О статусе военнослужащих»

«Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Фе­дерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также вы­полнение задач в соответствии с международны­ми обязательствами Российской Федерации», - отмечается в законе, - составляют существо во­инского долга, который обязывает военнослужа­щих:

- быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно защищать своё Отечество;

- строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командира;

- дорожить честью и боевой славой, защитников своего народа, честью воинского звания и вой сковым товариществом;

- совершенствовать воинское мастерство, со держать в постоянной готовности вооружение и военную технику, быть готовым к применению
вооружения и военной техники, беречь военное имущество;

- быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;

- соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Б. Беседа с элементами лекции (сопровождение презентацией). (4мин)

История нашего Отечества дает яркие примеры беззаветного служения России и выполнения воинского долга российскими и советскими воинами.

Во все времена подвиги русских воинов почитались народом, на их примерах воспитывалось молодое поколение. Главная отличительная черта русского воина заключалась в том, что любовь к Родине всегда была выше страха смерти.

История войн, которые пришлось вести на­родам России в защите Родины, - это история во­инской доблести и славы.

В тяжелые годы для Родины всегда ощущался подъем нравственности россиян. Высокое слово «Отечество» связывалось с такими понятиями, как «присяга», «долг» и «подвиг» во имя его защиты и независимости. В России нарушение присяги, из­мена Родине всегда не только осуждались, но и карались.

Одним из ярких примеров массового патрио­тизма народов России явилась Отечественная вой­на 1812 г. Тогда на защиту Родины встали все: и богатые, и бедные, пожилые и молодые, т.е. все, кому были дороги свобода и независимость Родины.

С первых дней война с Наполеоном стала для народа России Отечественной. Крестьяне добро­вольно везли в отступавшую армию все, что име­ли: продовольствие, овес, сено. А враг не мог по­лучить у них сена и фуража ни за деньги, ни си­лой. Насилие врага вызывало «остервенение народа» (Пушкин). Многие сжигали свои дома, запасы хлеба и корма для скота - лишь бы ничего не попало в руки врага. Героизм народа стал обыч­ным явлением и проявлялся по-разному.

Крестьянина Семена Силаеваиз Смоленской губернии французы заставляли показать им путь на г. Белый. А он уверял их. что дорога болотис­тая, мосты сожжены и пройти невозможно. На него направили заряженные ружья - он стоит на своем, предложили золото - не помогает. Так и ушли французы ни с чем. Город был спасен. А пройти можно было легко: все болота в то лето высохли.

В одном из боев во время отступления был тяжело ранен гусар Федор Потапов,по прозви­щу Самусь. Его приютили крестьяне. Оправив­шись от ран, Самусь создал партизанский отряд из крестьян. Вскоре в отряде было уже более 3000 человек. Самусь разработал систему коло­кольных сигналов, благодаря чему партизаны и жители окрестных деревень знали о движении и количестве неприятеля. Отряд хорошо воору­жился, отбивая у врага оружие, достали даже пушку.

Прославилась в народе Василиса Кожина- жена старосты одной из деревень Смоленской гу­бернии. Она вошла в историю под именем старо­стихи Василисы. О ней в народе сложено немало легенд, в которых часто трудно отличить правду от вымысла. Василиса сколотила отряд из женщин и подростков, вооруженных вилами, топорами и косами. Этот отряд охранял деревню, конвоиро­вал пленных.

Чем дальше продвигалась вражеская армия, тем больше ожесточался русский народ, тем упорнее он защищался. «Можно без преувеличения сказать, что многие тысячи врага истреблены крестьяна­ми», - писал Кутузов.

В наибольшей мере патриотизм и верность Родине проявились в годы Великой Отечествен­ной войны, когда решался вопрос о судьбе на­шей страны. Во время Великой Отечественной войны было множество примеров самопожерт­вования русских людей, когда солдат закрывал грудью амбразуру дзота, подрывал последней гранатой себя и врагов, летчик шел на таран вра­жеского самолета и направлял горящий самолет на скопление врага, партизан погибал на висе­лице, но не становился предателем. За мужество и героизм, проявленные в боях против фашис­тов, свыше 11,6 тыс. воинов были удостоены высшей степени отличия - звания Героя Совет­ского Союза и более 7 млн. человек награждены орденами и медалями.

В. Прослушивание сообщения сотрудника музея. (17 мин.)

А сейчас директор районного историко-краеведческого музея ……

Учащиеся прослушивают доклад «Герои - земляки», а затем обсуждают, при этом каждый может высказать свое мнение. Все это помогает более глубокому закреплению материала урока.

Г. Продолжение беседы с элементами лекции (сопровождение презентацией). (4 мин)

Война показала множество примеров патрио­тизма воинов различных рангов - от рядового сол­дата до генерала.

Простой солдат татарин Химерен Зинатов ос­тавил знаменитый автограф в каземате Брестской крепости: «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Ро­дина! 22.7.1941 г.»

В воздушном бою над Львовом 13 июля 1944 г. самолет - истребитель Михаила Девятаевабыл сбит. Летчик выбросился из объятой пламенем машины с парашютом и попал в плен. Пройдя через муки нескольких фашистских концлагерей, в том числе и через концлагерь Заксенхаузен. Девятаев попал на остров Узедом, где фашистами готовилось сверх­мощное оружие (ракеты ФАУ-1 и ФАУ-2). Работа­ющие на произ­водстве узники концлагеря были заранее пригово­рены к смерти.

В феврале 1945 г. вместе с десятью други­ми заключенны­ми Девятаеву удалось захва­тить немецкий самолет «Хенкель» и на нем совершить побег из плена с «остро­ва смерти». На самолете бывшие узники пересек­ли линию фронта и передали советскому коман­дованию стратегически важные сведения о засекреченном производстве на острове Узедом.

И в наше время российские солдаты, воспи­танные на подвигах героев Великой Отечествен­ной войны, чтят и приумножают славные боевые традиции отцов и дедов.Так было в 1969 г. на острове Даманскнй и в 1978-1989 гг. в Афганистане, так повторилось и в Чеченской Республике.

Казалось бы, годы предательства, лжи и рав­нодушия должны были вытравить в людях, осо­бенно в молодежи, историческую память само­пожертвования, но этого не произошло. Подвиг псковских гвардейцев-десантников в Чечне по­казал, что русские люди и в наше время не утра­тили готовность отдать свою жизнь «за други своя».

Их было 90. Девяносто десантников, прегра­дивших путь боевикам Басаева и Хаттаба на бе­ зымянной высоте у селения Улус-Керт, в аргун­ ском ущелье Чечни. 90 героев, принявших не­ равный бой с 2000 вооруженных до зубов бандитов. 84 гвардейца геройски погибли, но не пропустили врага. Под Улус-Кертом рота псков­ ских гвардейских десантников шагнула в бес­ смертие. 22 героя России. 21 десантник награжден посмертно. Много было сказано потом о их подвиге: и поэтами, и политиками, и генералами. Но лучше всех их сказала вдова героя Алексея Владимировича Воробьева:

« Я хочу, что бы Алеша знал, что его сына я воспитаю таким же, как и он».

Эти слова стали как девиз, как призыв в воспитании молодого поколения – будущих патриотов.

Когда Вы, будущие солдаты России, наденете форму с армейскими погонами, возьмете в руки автомат и будете принимать военную присягу, Вы произнесете слова о своей верности воинскому долгу, о том, что Вы безоговорочно готовы к вооруженной защите страны.

Высокое чувство долга поможет каждому из Вас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить чистой совесть и достоинство. Вот как об этом сказал великий писатель И.С.Тургенев: «У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга».

III . Определение усвоения изученного мате­ риала . (5 мин.)

Класс решает тест на карт очках

Тест: Боевые традиции Вооруженных Сил России

1. Боевые традиции - это:

а) исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связан­ные с образцовым выполнением боевых задач и несе­нием воинской службы;

б) определенные правила и требования к несению службы и выполнению боевых задач;

в) специальные нормы, предъявляемые к пси­хологическим и нравственным качествам военно­служащего в период прохождения им воинской службы.

2. Совершение выдающихся по своему значению действий, требующих от человека (воина) личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвова­нию, - это:

а) героизм;

б) мужество;

в) воинская честь.

3.Морально-психологическое и боевое качество воина, характеризующее его способность устойчиво переносить длительные физические нагрузки, психи­ческое напряжение и сохранять при этом присутствие духа, в опасных ситуациях проявлять высокую бое­вую активность, - это:

а) мужество;

б) воинская доблесть;

в) героизм.

4.Самоотверженное, мужественное исполнение военнослужащим своего воинского долга и служеб­ных обязанностей в мирное время - это:

а) воинская доблесть;

б) воинская честь;

в) мужество.

5.Внутренние, нравственные качества, достоин­ство воина, характеризующие его поведение, отноше­ние к коллективу, к выполнению воинского долга, - это:

а) воинская честь;

б) воинская доблесть;

в) героизм;

6.Из приведенных волевых качеств определите те, которые необходимы для выполнения воинского долга:

а) решительность, выдержка, настойчивость в пре­одолении препятствий и трудностей, которые возни­кают в процессе военной службы и мешают ей;

б) агрессивность, настороженность, терпимость к себе и сослуживцам;

в) терпимость по отношению к старшим по званию, лояльность по отношению к сослуживцам, неприми­римость к неуставным взаимоотношениям.

7.Воинский коллектив - это:

а) группа военнослужащих, объединенных сов­местным воинским трудом и общими интересами в во­енном деле;

б) воинское подразделение одного рода войск, обес­печивающее выполнение поставленного перед ним боевого задания;

в) подразделение военнослужащих, имеющих об­щие цели и задачи в мирное или военное время.

8.Морально-правовая норма взаимоотношений военнослужащих в воинском коллективе, влияющая на его сплоченность и боеспособность, - это:

а) войсковое товарищество;

б) воинский коллективизм;

в) воинский долг.

IV . Подведение итогов урока. (3мин)

Патриотом нельзя родиться. Патриотизм нельзя обрести, изменив место жительства. В разные годы, не мало наших соотечественников в поисках лучшей жизни уехали за границу, но много из них так и не приобрели новую Родину, тоскуют по России. Даже долгая жизнь на чужбине не делает ее родной, не смотря на привыкание к чужому быту и природе. Поэт Викулов написал:

И ты, великодушная, на диво,

Казни меня забвеньем, коль солгу…

И без меня ты можешь быть счастливой –

Я без тебя Россия не могу.

Сегодня мы говорили о боевых традициях ВС РФ, важнейшими из которых, являются:

Патриотизм.

Преданность Родине.

Верность воинскому долгу.

Учащимся раздаются памятки.

Рефлексия (2 мин)

Оценки за сегодняшний урок…..

V . Домашнее задание . (1мин)

Так как большую роль в воспитании играет се­мья, то домашнее задание предусматривает изуче­ние каждым учащимся своей семьи. Например, рассказа о члене своей семьи, воевавшем в годы Великой Отечественной воины, о прохождении военной службы родителями.

Литература:

    Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

    Вороненко А.Г. Из истории патриотического воспитания в России. Методические рекомендации для учителей и педагогов дополнительного образования. М.: ИОО МО РФ. - 2004.

    Герои Отечества (Сборник документальных очерков). – М.: МВД России, 2004 г.

    Достоин звания героя (О героях Советского Союза – воспитанниках внутренних войск). – М.: Издательство ДОСААФ, 2006 г.

    Лесняк В.И. Методологические основы героико-патриотического воспитания: Учеб. пособие. – Челябинск: Изд-во «Центр анализа и прогнозирования». - 2006.

Интернет ресурсы:

    России. Патриотизм, верность воинскому долгу, честь солдата

    http://www.zakonrf.info/zakon-o-statuse-voennosluzhaschih/Федеральный закон "О статусе военнослужащих"

    http://www.zakonrf.info/zakon-o-statuse-voennosluzhaschih/ Конституция Российской Федерации (РФ)

    Отечества

Работа к научно-практической конференции по теме "«Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества»."

Скачать:

Предварительный просмотр:

Администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гуманитарно-экономический лицей»

410003, г. Саратов, ул. Б.Горная, 141, т. (факс) 33-36-01, e-mail: [email protected]

Лицейская научно-практическая конференция учащихся

Секция «Общественные науки» - кабинет 405

Время проведения: 13.00-15.00 час

Тема научно-практической конференции:

«Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества».

Научный руководитель: Герцог Людмила Викторовна

Город Саратов

2017

Задачи

Эпиграф

Введение

Понятия «патриотизм» и «патриот»

Обязанности по отношению к Отечеству

Увеличение количества призывников

Исследование

Вывод

Использованная литература

Использованные Интернет-ресурсы

Задачи:

Раскрыть понятия «Патриотизм», «Патриот».

Рассказать о воинском долге как о конституционной обязанности и воспитании патриотизма у подрастающего поколения

В ходе исследования нужно было узнать мнение подростков об:

  • отношении к службе в армии.
  • влияние службы в армии на воспитание патриотизма

«Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству».

Александр Васильевич Суворов

Введение:

На сегодняшний день тема патриотизма является весьма актуальной, так как она касается каждого гражданина и во многом связанна с политической ситуацией в нашей и многих других странах. От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране, а значит и к окружающим его людям (родному народу).

В истории России есть множество примеров патриотизма и верности воинскому долгу. Ярким примером является Великая Отечественная Война, поскольку всемирно признана, что огромным вкладом в победу было всеобщее чувство преданности своей стране и своему народу.

В России постоянно говорится о нежелании молодых людей служить в армии. Эта тема затрагивает множество важных аспектов и одним из главных является снижение уровня патриотизма, причины этого явления, а так же понимания современными людьми понятия «патриотизм», и наконец вопрос того как же привить людям любовь и преданность своей Родине.

Понятия «патриотизм» и «патриот».

Что же такое «патриотизм» , и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Первый, кто более или менее внятно дал определение понятию «патриотизм» это Владимир Иванович Даль, трактовавшего его как «любовь к отчизне». «Патриот» по Далю – «любитель отечества, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Более современные понятия «патриотизма» трактует его как духовное и нравственное начало любого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его богатейшей истории, языку и национальной культуре.

Таким образом, настоящим патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего здоровую и благополучную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества и готового защищать свою Родину.

Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью к своим родителям - отцу и матери. Это очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе каждого человека. Потеря Родины означает потерю человеком личного достоинства и счастья. Прекрасно об этом сказал поэт Сергей Васильевич Викулов:

И ты, великодушная на диво,

Казни меня забвеньем, коль солгу...

И без меня ты можешь быть счастливой, -

Я без тебя, Россия, не могу.

Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности долг принимает различные формы.

Обязанности по отношению к Отечеству.

Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны - воинский, к товарищам - товарищеский долг. В каком бы виде долг не выступал, он всегда связан с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить совесть и достоинство. "У нас у всех, - отмечал видный русский писатель И.С. Тургенев, - есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга".

Выполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят: "Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть".

Если любовь к Родине - это проявление патриотизма, то защита Отечества - это долг и обязанность патриота. Человек, лишенный чувства любви к Родине, не способен осознать свой долг перед ней. Нельзя верить тому, кто клянется в любви к Родине и одновременно избегает исполнения своего долга по ее вооруженной защите. А таких, к сожалению, в последнее время среди призывников стало немало.

Быть верным воинскому долгу - значит всеми своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется, - встать на ее защиту.

Российским воинам есть с кого брать пример. В летописи нашего Отечества золотыми буквами вписаны немеркнущие подвиги российского и советского воинства, которыми гордится вся страна. Наш солдат всегда знал, за что он сражался. И поэтому чувство патриотизма, долга было присуще и дружинникам Святослава, и воинам Петра I, и суворовским чудо-богатырям, и храбрым солдатам Великой Отечественной войны.

Лучшие традиции тех времён, такие как патриотизм русского солдата, высокое чувство долга, сознательное отношение к ратному труду и другие, не утратили своей значимости и по сегодняшний день, их жизненная сила постоянно подтверждается служебно-боевой деятельностью Вооруженных Сил государства.

Нет сомнения в том, что и в современных условиях воинская служба не утратила своей значимости. Она является конституционной обязанностью граждан России. В статье 59 Конституции Российской Федерации сказано: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации" . Грaждaне Российской Федерaции несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Законодательством Российской Федерации определен порядок призыва и прохождения военной службы.

Проходят годы и десятилетия. Одно поколение российских воинов сменяет другое. Меняются оружие и боевая техника, неизменными остаются любовь и преданность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому долгу, честность и достоинство.

Исследование: (В гуманитарно-экономическом лицее)

Результаты опроса:

В ходе социологического опроса было опрошено 154 респондента среди учеников (7-11 класса)

Большинство опрошенных респондентов (около 76%) имеют положительное отношение к воинской обязанности и военной службе.

Около 73% школьников согласны с утверждением «Армия это хорошая школа жизни, она помогает окрепнуть физически и закалить характер».

Чуть больше 71% учеников считают, что армия способствует воспитанию патриотизма у молодёжи.

Увеличение количества призывников.

Довольно хорошая статистика наблюдается и в регионе. Весенний призыв 2016 года в Саратове и области претендует на рекорд: военкоматы признали годными к службе в Вооружённых силах 4300 человек, прибывших в саратовские военные комиссариаты (при плане призыва около 3000 человек) т.е. почти в полтора раза.

Улучшение отношения к службе в армии происходит не только благодаря улучшению условий службы, но и благодаря военно-патриотическому воспитанию молодёжи. Например, в Саратове ежегодно проходят военно-полевые сборы для учеников 10 классов, которые проходят в мае, незадолго до окончания учебного года, в посёлке Рыбушка Саратовского района в учебном центре войсковой части.

Ученики Гуманитарно-экономического лицея на военно-патриотических мероприятиях

Ученики гуманитарно-экономического лицея постоянно участвуют в военно-патриотических мероприятиях: запланированное мероприятие в рамках Единого дня военно-профессиональной ориентации для учащихся старших классов экскурсионное посещение Регионального Учебного центра Ракетных Войск и Артиллерии.

Вывод:

Гражданин, не отслужившему в армии, по достижении 27-летнего возраста теперь в военкомате выдают не военный билет, а «справку уклониста». С такой «чёрной меткой» человека уже не возьмут на работу в государственные органы. Да и руководители частных структур не в восторге от такого соискателя.

Молодому человеку, отдавшему долг Родине, легче трудоустроиться. Отслуживший в армии юноша имеет большие преимущества, чем не отслуживший, при поступлении в «профильные» высшие учебные заведения, а также при приёме на работу в силовые структуры. И, безусловно, нельзя сбрасывать со счетов самоуважение, которое испытывает каждый человек, прошедший армейскую школу.

Так что служба в армии сегодня – это не только воспитание боевого духа и физическое развитие, но и гарантия трудоустройства.

Использованная литература:

Учебник «Основы Безопасности жизнедеятельности 10 класс» А.Т.Смирнов

Толковый словарь живого великорусского языка. Владимир Даль.

Газета «Саратовская панорама»

Использованные Интернет-ресурсы:

armyrus.ru

ru.wikipedia.org

bibliofond.ru

fb.ru

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Работу подготовил ученик 10 «Б» класса Румянцев Кирилл Учитель: Герцог Людмила Викторовна Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества

Раскрыть понятия «Патриотизм», «Патриот». Рассказать о воинском долге как о конституционной обязанности и воспитании патриотизма у подрастающего поколения В ходе исследования нужно было узнать мнение подростков об: отношении к службе в армии. влияние службы в армии на воспитание патриотизма Задачи

«Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству» Александр Васильевич Суворов

Что же такое патриотизм? Владимир Иванович Даль, трактовал понятие патриотизм как «любовь к отчизне». «Патриот» по Далю – «любитель отечества, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Более современные понятия «патриотизма» трактует его как духовное и нравственное начало любого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его богатейшей истории, языку и национальной культуре.

Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью к своим родителям - отцу и матери. Это очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе каждого человека. Потеря Родины означает потерю человеком личного достоинства и счастья. Прекрасно об этом сказал поэт Сергей Васильевич Викулов: И ты, великодушная на диво, Казни меня забвеньем, коль солгу... И без меня ты можешь быть счастливой, - Я без тебя, Россия, не могу.

Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны - воинский, к товарищам - товарищеский долг. В каком бы виде долг не выступал, он всегда связан с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Быть верным воинскому долгу - значит всеми своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется, - встать на ее защиту.

Город-герой Волгоград. Скульптура «Родина-мать зовёт!».

Статья 59 Конституции Российской федерации. 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. 3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Результаты социологического опроса (154 ученика 7-11 классы) Большинство опрошенных респондентов (около 76%) имеют положительное отношение к воинской обязанности и военной службе. Около 73% школьников согласны с утверждением «Армия это хорошая школа жизни, она помогает окрепнуть физически и закалить характер». Чуть больше 70% учеников считают, что армия способствует воспитанию патриотизма у молодёжи.

Весенний призыв 2016 года в Саратове и области претендует на рекорд: военкоматы признали годными к службе в Вооружённых силах 4300 человек, прибывших в саратовские военные комиссариаты (при плане призыва около 3000 человек) т.е. почти в полтора раза.

Улучшение отношения к службе в армии происходит не только благодаря улучшению условий службы, но и благодаря военно-патриотическому воспитанию молодёжи. В Саратове ежегодно проходят военно-полевые сборы для юношей 10 классов, которые проходят в мае, незадолго до окончания учебного года, в посёлке Рыбушка Саратовского района в учебном центре войсковой части.

Гражданин, не отслужившему в армии, по достижении 27-летнего возраста теперь в военкомате выдают не военный билет, а «справку уклониста». С такой «чёрной меткой» человека уже не возьмут на работу в государственные органы. Да и руководители частных структур не в восторге от такого соискателя. Молодому человеку, отдавшему долг Родине, легче трудоустроиться. Отслуживший в армии юноша имеет большие преимущества, чем не отслуживший, при поступлении в «профильные» высшие учебные заведения, а также при приёме на работу в силовые структуры. И, безусловно, нельзя сбрасывать со счетов самоуважение, которое испытывает каждый человек, прошедший армейскую школу. Так что служба в армии сегодня – это не только воспитание боевого духа и физическое развитие, но и гарантия трудоустройства.

Спасибо за внимание!!!

Военнослужащий - защитник Отечества, и на него возлагаются обязанности по подготовке к вооружённой защите и вооружённая защита Российской Федерации.

Отечество - это не только прошлое, не только общность исторической судьбы, но прежде всего настоящее народа, проживающего на конкретной территории и имеющего государственное устройство.

Патриотизм - это чувство любви к своему народу, гордость за его успехи и победы и горечь за неудачи и поражения.

Воинский долг - нравственно-правовая норма поведения военнослужащего.

Военнослужащий - это прежде всего гражданин Российской Федерации. Он обладает всеми правами и свободами человека и гражданина, предусмотренными Конституцией Российской Федерации.

Для выполнения своих обязанностей по защите Отечества военнослужащий должен быть верным Военной присяге, беззаветно слу- . жить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы.

Чтобы в полной мере отвечать своему предназначению, военнослужащий в первую очередь должен быть патриотом своего государства - Российской Федерации.

Чувство патриотизма - основа духовных качеств российских воинов. Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине, неразрывность с её историей, культурой, достижениями, проблемами.

Мы все дети одной Родины - России. Какие бы политические, экономические события в ней ни происходили, как бы сложно и трудно нам ни было на определённых отрезках времени, она остаётся нашей Родиной, землёй наших предков, нашей культуры. Мы живём здесь и обязаны сделать всё, чтобы наша страна была великой и процветающей.

Родина - это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос и живёт.

Отечество - понятие, близкое понятию Родины, но с более глубоким содержанием.

Наша Родина - это и русский язык, объединяющий всех нас в общем доме народов. Русский язык является государственным языком. Родина - это наша литература, музыка, театр, кинематограф, живопись, наука, это вся наша российская духовная культура.

Родина - это всё то, что создавали наши предки, это то место, где будут жить наши дети, это всё то, что мы обязаны любить, беречь, охранять и улучшать.

Патриотизм - духовное и нравственное начало каждого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Гражданин страны прежде всего патриот.

Для военнослужащих патриотизм проявляется в первую очередь в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать её интересы.

Что вкладывается в понятие долга? Человек живёт в обществе и не может быть независим от него. Мы все взаимозависимы друг от друга, каждый вкладывает частицу своего труда в общее дело, а благами цивилизации пользуются все. Для удовлетворения своих потребностей каждый человек пользуется благами, созданными до него старшими поколениями и обществом. Общество, в свою очередь, предъявляет к человеку определённые требования и обязывает его поступать и жить в соответствии с установившимися, проверенными веками нормами поведения. Одна часть норм поведения определена законами государства и другими правовыми документами. Другая часть остаётся в памяти народа и представляет собой общепринятые нормы морали и нравственности 1 .

Правовые и моральные нормы тесно взаимосвязаны и определяют понятия долг и честь.

Долг есть нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Совесть есть выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Воинский долг представляет собой единство правового и нравственного требований общества. Суть его заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации и безопасности государства при отражении вооружённого нападения, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны.

В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует мастерского овладения вверенным оружием и военной техникой, постоянного совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины.

История нашего Отечества даёт яркие примеры беззаветного служения России и выполнения воинского долга российскими и советскими воинами. Во все времена подвиги русских воинов почитались народом, на их примерах воспитывалось молодое поколение.

1 Мораль (нравственность) - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т. п.

Выводы

  1. Каждый военнослужащий Вооружённых Сил Российской Федерации должен быть патриотом своего Отечества.
  2. Понимание военнослужащими своего воинского долга и ответственности за защиту Родины проявляется в активном и добросовестном ратном труде, готовности преодолевать любые трудности и тяготы военной службы.
  3. Военная служба - эффективное средство нравственного воспитания граждан, приобретения личной ответственности за защиту Отечества.
  4. Военная служба способствует формированию личности гражданина и патриота.

Вопросы

  1. Почему военнослужащий Вооружённых Сил Российской Федерации в первую очередь должен быть патриотом? Обоснуйте свой ответ.
  2. В чём заключается воинский долг военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации?
  3. В чём проявляется патриотизм военнослужащего Вооружённых Сил Российской Федерации?
  4. Какая существует взаимосвязь между патриотизмом и любовью к Родине?

Задания

  1. Подготовьте сообщение на тему «Основные качества, присущие военнослужащему Вооружённых Сил Российской Федерации - защитнику Отечества».
  2. Подберите два-три исторических примера героического, беззаветного служения российских солдат Родине.
  3. Подготовьте сообщение о том, как вы понимаете значение воинского долга для военнослужащих в мирной повседневной жизни.
  4. Объясните смысл известного выражения «Герои не умирают».


Последние материалы сайта