Мальчик 12 лет воспитание. Индивидуальная и групповая формы консультирования подростков

09.07.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

13-14 лет - возраст, когда половое созревание идет полным ходом, а у многих подростков приближается к завершению. Четырнадцатилетний подросток крайне озабочен своим телом и внешней привлекательностью, при этом он очень зависим от мнения сверстников. Конфликты с родителями обычно возникают на почве стремления ребенка отстоять свою независимость. Сверстники служат мощным ориентиром в вопросах стандартов поведения, а родительское влияние резко ослабевает. Подросток четырнадцати лет может любыми способами избегать посещений врача. К педиатру он не хочет идти, поскольку это «детский врач», а подросток не считает себя ребенком. В то же время он не жаждет встречаться и со взрослым врачом, поскольку неизвестно чего ждать от этого нового человека. Ситуация может зайти в тупик, поскольку телесные изменения идут достаточно быстро, и подростку может потребоваться медицинская помощь. Для родителей это довольно сложное время. Им приходится справляться с подростковыми перепадами настроения, искать способы наладить ускользающий контакт, сохранять доверие и уважение несмотря на то, что ребенок может раз за разом подводить. Любите своего ребенка несмотря ни на что. Конечно, родителям проще принимать быстро меняющегося ребенка, если они знают, что в норме происходит с подростком. Для подросткового периода характерны следующие отличительные черты.

Импульсивность;

Сильные чувства;

Идеалистичность;

Желание получить все немедленно;

Безнаказанность (ощущение, будто все беды обойдут стороной: не случится беременности, аварии, наркотической зависимости и т.п.);

Подверженность настроениям;

Неразборчивость;

Скрытность;

Болтливость;

Стремление к деньгам.

Родители и воспитание

Основные стратегии «выживания» для родителей подростков:

Не требуйте от ребенка совершенства там, где оно не является необходимостью. В любой ситуации сохраняйте спокойствие и не поддавайтесь на эмоциональные манипуляции подростка. Будьте физически и эмоционально доступны для ребенка, не пытаясь контролировать каждое его действие. Лучше всего предоставить именно ему право выбирать время и длительность общения. Постарайтесь всегда откликаться на просьбы ребенка о внимании. Если ребенок нуждается в вашей помощи, выясняйте, какая именно поддержка нужна подростку, и обеспечивайте именно ее, не думая, что вы лучше знаете, как ему помочь. Всегда предлагайте как можно больше альтернативных решений в разборе сложной ситуации. Устанавливайте теплые приятельские отношения с родителями друзей вашего ребенка. Обеспечьте ребенку такие условия жизни, чтобы в случае неприятностей он в первую очередь искал поддержки у вас, не опасаясь наказаний или осуждения.

Родителям следует помнить, что подростки крайне обеспокоены своим телом и темой секса. Нормальны ли они? Как их воспринимают окружающие, особенно противоположного пола? Помните, что интерес ребенка четырнадцати лет к половым вопросам - абсолютно нормальное явление и не означает, что подросток собирается немедленно вступить в сексуальные отношения. Не поддавайтесь соблазну обозвать резко изменившееся поведение ребенка аморальным, неправильным или нездоровым. Также остерегайтесь судить о том, что представляет собой ваш подросток, исходя из своих домыслов и чувств.

Отличительная черта подросткового периода - повышенная эмоциональность. Очень часто подросток чувствует себя чрезмерно смущенным, беззащитным и одиноким, в частности оттого, что обнаруживает хрупкость и ненадежность отношений со сверстниками. Подросток остро нуждается в личном пространстве, в том числе и для того, чтобы подолгу рассматривать свое меняющееся тело. В идеале ребенку старше одиннадцати - двенадцати лет нужна отдельная комната, но если у вас нет возможности обеспечить ему собственное помещение, выделите подростку угол, где его никто не будет беспокоить - ни вы, ни братья и сестры. Никогда и ни при каких условиях нельзя дразнить подростка на тему его внешности, подшучивать над его телом, поскольку это может привести к неуверенности в себе и постоянному смущению. То, что подросток ищет разные пути обретения независимости, нормально и не должно расцениваться родителями в качестве потери контакта с ребенком или полной утраты авторитета. Ребенок может не хотеть присоединяться к семейным сборищам по праздникам, сопротивляться вступлению родителей в родительский комитет, сблизиться с другим взрослым человеком вне семьи (учитель, родитель друга и т.п.). Чтобы оказать максимальную пользу растущему подростку, родителям необходимо оставаться постоянными и последовательными в своих реакциях. Поддерживайте идеи ребенка, не доминируя и не подавляя своим авторитетом развивающуюся личность подростка. Они выбирают друзей из представителей своего пола. Нередки ситуации, когда лучший друг становится человеком, замещающим фигуры родителей, самым близким существом. Однако дружба между подростками не очень крепка, может внезапно разрушиться от сплетен, непонимания или других факторов, и очень больно ранить ребенка. Подросток учится уважать права и потребности окружающих. Помочь ему можно, прося соблюдать семейные правила, очерчивая собственные границы дозволенного. У каждого члена семьи должны быть собственные обязанности по дому, в том числе и у подростка. Избегайте контроля и напоминаний. Если дело не сделано, а ваше терпение заканчивается, старайтесь не ругать ребенка, а говорить о своих чувствах, о том, как вам обидно и неприятно, что не выполняются совместно принятые договоренности. Родители для подростка остаются оплотом этики, морали и нравственности. Подростку важны школьные мероприятия и участие в групповых авантюрах. Чтобы предотвратить серьезные психические срывы, будьте особенно внимательны к настроению ребенка. Особо опасны депрессии и употребление наркотиков.

Учитывая особенности и сложности подросткового периода, внутренние изменения, эмоциональную нестабильность, психологические изменения имеют огромное влияние на формирование мировоззрения.

Ребенок подвергает сомнению все ценности, которые передали родители, находится в поиске своей личности и самосознания, что влияет на его отношение к окружающим, особенно к близким людям. Но дети в таком возрасте еще не способны взять ответственность за свою жизнь, поэтому имеют огромную потребность в поддержке родителей и разумном отношении к их поискам своей личности.

Этот возраст - это второй виток развития Я, но уже как эгоизм. То есть Я направлено не внутрь, а наружу. Формирование личного Я принимает социальный характер - кто Я в обществе? Происходит переосмысление своего места в обществе, своего значения, своей позиции, своих возможностей, идентификация себя с социумом. Позиция "Я - главный" меняется на позицию "Что Я значу".

Основную причину столь бурных проявлений одни психологи видят в том, что взрослые не меняют своего поведения в ответ на появление у подростков стремления к новым формам взаимоотношений с родителями и учителями. Другие рассматривают «кризис тринадцати лет» как прямое отражение процесса полового созревания...

Выраженными симптомами названного кризиса являются:

1. Снижение продуктивности в учебе (а также способности заниматься ею) даже в тех сферах, где подросток одаренный.

2. Негативизм. Подросток как бы отталкивается от окружающей среды, склонен к ссорам и самоизоляции.

Но, поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер.

1. Негативизм ярко выражен во всех сферах жизни. Продолжается это от нескольких недель до случаев, когда подросток надолго самоизолируется от семьи, является чрезмерно возбудимым, или наоборот, равнодушным. Подобные болезненные и острые проявления негативизма наблюдаются у 20% подростков.

2. Примерно 60% подростков проявляют негативизм лишь в отдельных жизненных ситуациях, прежде всего как реакцию на негативное влияние среды (семейные конфликты, гнетущая атмосфера в школе...)

3. У 20% подростков негативизм в поведении вообще не проявляется. Подросток пытается занять место взрослого в системе реальных отношений между людьми, поэтому для него и мужество, и смелость, и одежда важные прежде всего, в связи с этой социальной позицией.

Центральное место в жизни подростка занимает общение с товарищами, которое приобретает такой ценности, что нередко оттесняет на второй план и обучение, а также отношения с родными, что и играет важную роль в развитии личности подростка. К дружеским отношениям предъявляются особые требования: взаимная открытость и понимание, равенство, отзывчивость, способность сопереживать, умение хранить тайны
Невыполнение предписаний взрослого, пренебрежение обязанностями, протест - все это ничто иное, как борьба подростка за изменение существующего типа отношений.

Они требуют уважения к собственной личности и человеческого достоинства, доверия и самостоятельности, существенно ограничивают права взрослого и расширяют свои собственные.

Характер общения со взрослыми существенно влияет на особенности самооценки подростков. Этот возраст характеризуется эмоциональной нестабильностью и импульсивностью поведения. Подростки часто сначала действуют, а потом думают о последствиях, хотя осознают при этом, что следовало бы поступить наоборот.

А вместе с ним и новый возрастной кризис .

Рамки его достаточно размыты, он может начаться и в 10 лет, и в 15. Длится в среднем от трёх до пяти лет. Является наиболее серьезным и протекает более остро, чем предыдущие кризисные периоды. На этом этапе ваш ребенок , у него появляются свои взгляды на жизнь.

Кризис подросткового возраста отчасти напоминает кризис трёх лет («Я сам»), только здесь «Я сам» трактуется в социальном смысле. Изменения в поведении ребенка начинают происходить под влиянием роста организма.

Начинается период полового созревания. Говоря проще, «начинают играть гормоны». Подчас подростку приходится сложно справиться с ситуацией. Чувства и эмоции с трудом поддаются его контролю.

Этим объясняются вспышки раздражительности и агрессии. Меняется тело подростка, начинают формироваться вторичные половые признаки.

Симптомы кризиса 13 лет

В этот период у подростка происходит не только гормональная, но и психологическая перестройка организма. Одним из кризиса подросткового возраста является появление чувства взрослости. Подросток уже ощущает себя взрослым и старается всем доказать, что он уже не ребенок.

Появляются атрибуты «взрослой жизни» - манера разговора, одежда, стремясь быть похожими на взрослых, подростки начинают пробовать курить, употреблять спиртные напитки. Им кажется, что таким образом они могут доказать окружающим, что они взрослые. Хотя до настоящего взросления, еще, конечно, далеко.

В этом возрасте подростки стремятся как можно быстрее вырваться из под родительской опеки и стать независимыми как в материальном, так и в моральном плане. Очень важно родителям наладить с подростком доверительные отношения. Нужно постараться стать своему ребенку другом, чтобы он не боялся обсуждать с вами свои проблемы. Будьте более терпимыми к своему ребенку.

В таком сложном периоде ему очень важно ваше участие и поддержка, хотя он изо всех сил пытается доказать вам обратное. В этом возрасте у подростков может появиться так называемый «второй негативизм», как в трёхлетнем возрасте ребенок стремился к независимости - «Я сам», и теперь подросток хочет автономии и обособленности от окружающих. Этот механизм срабатывает в ответ на происходящие изменения в организме подростка. Включаются так называемые «защитные механизмы личности».

В этом возрасте взрослеющие дети вновь стараются узнать себя, занимаются самоанализом . Это может проявляться в написании дневников, некоторые подростки начинают заниматься творчеством, например, писать стихи.

Подростковый возраст

Из-за того, что с началом полового созревания тело подростка сильно меняется, он очень критично начинает оценивать собственную внешность. Подросток в зеркале видит совсем не то, о чём мечтал, из-за этого у них часто снижается самооценка, могут появиться комплексы.

Некоторые девочки переживают, что их фигура далека от идеала, они начинают стесняться самих себя, могут стать замкнутыми. В такой ситуации нелишней будет мамина поддержка, нужно объяснить девочке, что её фигура только начала формироваться, что нужно немного подождать, набраться терпения. Чаще говорите своей дочке, что она красивая, подчеркивайте её достоинства .

Объясните ей, как важно полюбить себя, ухаживать за собой.

Из-за чрезмерного самоанализа у подростков возникают внутренние конфликты, они очень переживают, что они не такие, как им хотелось бы. Из-за этого возникает неуверенность в себ е . Подростки очень ранимы, но часто они пытаются скрыть подобную «слабость» за маской агрессивности.

Общение становится ведущей деятельностью в подростковом возрасте. Частенько они собираются в определенные группы по интересам. Появляются новые увлечения, которые часто сменяют друг друга. Здесь очень важно, чтобы ваш ребенок не попал в компанию людей с дурными интересами.

Подростковый возраст – это возраст первой влюбленности и романтических отношений. Это очень яркое время, где всё переживается на пике эмоций. Этим объясняется резкая смена настроения. У подростков нет полутонов, у них либо всё хорошо и мир прекрасен, либо наоборот, может наступить вселенская тоска. Не стоит этого бояться, пройдёт время, и буря постепенно утихнет.

Пути решения

В этом непростом для ребенка возрасте очень важна поддержка родителей. Откажитесь от тотального контроля вашего ребенка, так как это может лишь усугубить ситуацию и испортить отношения с ребенком.

Старайтесь терпимее относиться к меняющемуся внутреннему миру вашего сына или дочери, общайтесь с ребенком на равных, без чувства превосходства, будьте ему больше другом, чем родителем, чтобы ребенок не боялся с вами обсуждать свои проблемы и сложности. Не нужно давить на ребенка чрезмерной опекой, поймите, что он взрослеет и вправе сам принимать решения. При необходимости вы можете ненавязчиво давать ему советы.

Безусловно, очень важно, чтобы ваш ребенок чувствовал психологическую поддержку со стороны родителей, чтобы не боялся прийти к вам за советом. Помогите вашему ребенку выбрать свой путь в жизни, даже если он несколько отличается от ваших представлений. Помните, что ваш ребенок имеет право на собственный выбор жизненного пути, вы лишь можете мягко направлять его и помогать при необходимости.

Подростковый кризис является сложным периодом и для самого подростка, и для его родителей. Постарайтесь вместе пережить этот нелегкий период, ведь он является необходимым звеном для развития зрелой и гармоничной личности.

Продолжение следует.

Психология подростка в возрасте 13-16лет.

В литературе этот возрастной период описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертальный, пубертатный, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста полового созревания, возраст второй перерезки пуповины. Разные названия отражают разные стороны происходящих в жизни подростка перемен. Это достаточно сложный и противоречивый период, по - этому статью разделим на несколько блоков для удобства восприятия материала.

КРИЗИС 13-ти ЛЕТ.

Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам", только теперь это "Я сам" в социальном смысле).

Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды.

Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.

Симптомы кризиса

Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Снижение проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.
Происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка.

Следующий симптом кризиса – негативизм. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек (прим. 12 лет), и начинается позже – в 14-16 лет.

Чувство взрослости

Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости, которая проявляется в:

1. Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В этом возрасте дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребенок – максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. "Сферы влияния" родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части "сиюминутных" вопросов.


2. Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.
Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения). Внешний облик и манера одеваться.

Эмоциональное развитие подростка

Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства.
Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств.

Половое созревание

Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных половых признаков. У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков. С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше. С другой стороны, возникают новые интересы: новые книги, в основном, эротического характера, острый сексуальный интерес.
Во время смены интересов есть момент, когда кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес. Эта разрушительная, опустошительная фаза расставания с детством и дала повод Л.Толстому назвать период "пустыней отрочества".

Воображение и творчество подростка

Игра ребенка перерастает в фантазию подростка. У подростка фантазия связана с новыми потребностями – с созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов, причем стихи пишут в это время даже люди без всякой крупицы поэзии.

Есть еще второе русло – объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции). Оба русла соединяются, когда подросток впервые нащупывает свой жизненный план. В фантазии он предвосхищает свое будущее.

Базальная потребность возраста – понимание. Чтобы ребенок был открыт для понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности.

Типы воспитания

Описаны несколько типов отношений родителей и подростков:


  • Эмоциональное отвержение . Обычно оно скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком.

  • Эмоциональное потворство . Ребенок – центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу "кумира семьи". Любовь тревожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от "обидчиков". Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

  • Авторитарный контроль . Воспитание – главное дело жизни родителей. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку.

  • Потворствующее невмешательство . Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаблен, ребенок предоставлен сам себе в выборе компании, принятии решений.

Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают демократичное воспитание, когда нет превосходства взрослого.

Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста – чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога.

Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков.



Последние материалы сайта