Скульптура рим авторы и названия. История создания древних скульптур рима. Развалины Древнего Рима

06.04.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Римская скульптура намного разнообразнее, чем живопись. Так же, как и на изобразительное искусство, сильное влияние на неё оказала греческая и этрусская скульптура. В Древнем Риме проживало большое количество греческих ваятелей и местных копиистов с эллинских скульптур.

Хотя особо значимой собственно римской скульптуры не осталось, но ваятели – римляне во многом усовершенствовали искусство создания пластических фигур. Особенно преуспели мастера в создании скульптурного портрета, который сложился как самостоятельный вид творчества в начале I века до н.э.

Римский скульптурный портрет

В отличие от древнегреческих скульпторов, римские ваятели очень внимательно, подробно и зорко изучали лицо человека, с которого лепили портрет. Поэтому римский пластический портрет необычайно реалистичный. В нём отражались индивидуальные особенности внешности конкретного человека. А ваятели проявляли способности пронаблюдать за личностью и обобщить свои наблюдения в определённой художественной форме.

По римским портретам можно проследить жизненный путь человека, перемены, происходящие в его внешнем облике, смену нравов и идеалов. Следует отметить необычайное сходство римского портрета с оригиналом лица человека, запечатлённого в нём. Если в каких-либо чертах оригинала наблюдалась неправильность, нечёткость, то скульптор старался обязательно воплотить её в портретной пластике. Таким образом, достигалось оптимальное сходство. Этот приём широко использовался при создании портретов императоров и официальных лиц, чтобы сохранить для истории их подлинные лица.

В период Римской Республики история воспринимается как последовательное течение событий. Это проявляется в «барельефах с непрерывным повествованием». На барельефах в Алтаре Мира вылеплена торжественная процессия, совершающая жертвоприношение. Все фигуры располагаются параллельно друг другу и как бы уходят вглубь, соблюдая символическую иерархию. При отсутствии чёткого ритма очень сильны интонации изображения.

В дальнейшем портретная скульптура, например, статуи из Прима Порта времён Августа повторяют черты предыдущих периодов, но рельефы Арки Тита уже существенно отличаются. Пластическое пространство живописно и перспективно организовано, рельефы создают впечатление открытого вовнутрь стены окна. Вылепленные силуэты передают глубину пространства.

В Риме монументальную скульптуру широко используют в политических целях. По всему городу устанавливали памятники, арки и колонны выдающимся деятелям римского государства.

В эпоху империи получают дальнейшее развитие рельеф и круглая пластика. На римском Форуме возводится Алтарь Мира, верхняя часть которого завершается многоплановым рельефом, изображающим торжественное шествие строгих, закаленных в борьбе римских патрициев, наделенных острыми портретными характеристиками. Исторические рельефы, прославляющие подвиги римского оружия, мудрость правителей, украшают триумфальные арки. Двухсотметровая лента рельефов триумфальной колонны Траяна подробно и бесстрастно повествует о походе римских войск против даков

.

Однако по-прежнему ведущее место в римской скульптуре занимает портрет. В век Августа резко меняется характер образа - в нем проступает идеал классической красоты и тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Появляются парадные портреты в рост, исполненные спокойной сдержанности и величия. Мраморная скульптура Августа из Прима Порта (начало 1 в. н. э., Рим, Ватикан) изображает императора в виде полководца в панцире и с жезлом в руке. Поза атлетически сложенного Августа проста. Постановка фигуры с опорой на одну ногу напоминает стиль Поликлета. Но призывный жест поднятой правой руки, обращенной к легионам, властен и лаконичен - он изменяет основной ритм фигуры, подчеркивая решительное движение вверх и вперед. Голова построена строго, черты лица обобщены, объем вылеплен тонко моделированными крупными плоскостями, связанными плавным ритмом и мягкой светотенью. В нахмуренном лице с резко выступающими скулами и подбородком, в остром взгляде, в сжатых губах выражены напряжение воли, умственная энергия, самообладание, внутренняя дисциплина.

Строгий стиль Августа при Флавиях (69-96 гг. н. э.) сменяется более эффектным и помпезным портретом в рост; в это же время вновь возрождается резкий реализм, безжалостно воспроизводящий человека со всеми его уродливыми чертами - Люций Цецилий Юкунд (вторая половина 1 в. н. э., Неаполь, Музей). В отличие от веризма республиканской поры художники достигают многогранности, обобщенности характеристики, обогащают художественный язык новыми средствами. В портрете Нерона (Рим, Национальный музей), с низким лбом, тяжелым подозрительным взглядом, раскрывается холодная жестокость деспота, произвол низменных, необузданных страстей, самомнение. Отяжеленные формы лица, пряди густой шевелюры переданы совокупностью крупных живописных масс. Художники отказываются от традиционных фронтальных композиций и более свободно располагают скульптуру в пространстве, разрушая тем замкнутость образа республиканского портрета. Эти черты можно наблюдать в «Портрете римлянки» (Рим, Капитолийский музей), где образ оживлен едва заметным движением, наклоном головы. Непринужденная осанка горделива, лицо исполнено самоуверенности. Пышная прическа из живописных масс локонов венчает короной надменные черты молодой женщины. После сдержанности и скупости образов эпохи Траяна в пору кризиса античного мировоззрения при Антонинах (2 в.) в римском портрете появляются черты одухотворенности, самоуглубления и вместе с тем отпечаток утонченности, усталости, характеризующих умирающую эпоху. Люди предстают гуманными, но исполненными тревоги, с грустными взорами, устремленными вдаль. Созерцательное настроение подчеркивается трактовкой глаз с резко врезанными зрачками, полуприкрытыми мягкими тяжелыми веками. Тончайшая светотень и блестящая полировка лица заставляют светиться мрамор изнутри, уничтожают резкость линий;

живописные массы волос оттеняют прозрачность черт. Черты «Сириянки» (вторая половина 2 в., Ленинград, Эрмитаж) облагорожены тончайшими переживаниями, отражающими мир печальных и затаенных мыслей. В изменяющемся от освещения выражении лица сквозит оттенок тонкой иронии.

К этой эпохе относится конная скульптура Марка Аврелия (ок. 170 г.), установленная вновь в 16 в. по проекту Микеланджело на площади: Капитолия в Риме. Чуждый воинской славы, Марк Аврелий изображен в тоге, восседающим на медленно идущем коне. Образ императора трактован как воплощение гражданственного идеала и гуманности. Сосредоточенное лицо стоика исполнено неомраченного спокойствия духа, широким умиротворяющим жестом обращается он к народу. Это образ задумчивого философа, автора «Размышлений наедине с собой». Фигура коня как бы вторит движениям всадника, не только несет его, но и дополняет его образ. «Прекраснее и умнее головы коня Марка Аврелия,- писал немецкий историк искусств Винкельман,- нельзя найти в природе». Третий век- эпоха расцвета римского портрета, все более освобождающегося от традиций прошлого. Этот расцвет совершается в условиях упадка, разложения Римского государства и его культуры, но вместе с тем и зарождения в ее недрах новых творческих тенденций. Приток варваров, часто стоящих во главе империи, вливает новые, свежие силы в увядающее римское искусство. В нем намечаются черты, получившие развитие в средневековье на Западе и Востоке, в портрете эпохи Возрождения. Возникают исполненные чрезвычайной энергии, властолюбия, грубой силы, образы людей, рожденных жестокой борьбой, захватившей в то время общество. В бюсте императора Каракаллы (начало 3 в., Неаполь, Национальный музей) римский реализм достигает вершины. Индивидуальный образ Каракаллы вырастает до типического воплощения деспота.

Беспощадный реализм обогащен психологическим проникновением во внутренний мир, исполненный драматического напряжения и конфликтов с окружающей средой. Композиция построена на резком противопоставлении плеч и внезапно гневного поворота головы. Энергично высеченное лицо искажено конвульсиями злобы; экспрессивный образ драматизирован контрастами света и тени. Портретные образы этого периода контрастны. Они различны по характеристикам и художественным приемам. Скульптор обнажает не только жестокую борьбу грубых и сильных страстей человека, но становится чутким к тонким нюансам настроений. Душевной хрупкостью отмечен «Портрет мальчика» (первая половина 3 в., Москва, ГМИИ) с большими печальными глазами, в которых сквозит затаенный укор. Скульптор подмечает в трогательной нежности и беззащитности ребенка оттенок безвольности, что проступает в линии слегка открытого рта. Художник отказывается в этом портрете от работы буравом, который применялся обычно для дробления скульптурной массы, вызывающей динамичную игру света и тени, как это наблюдалось в портрете Каракаллы. Психологическая насыщенность в портрете мальчика достигнута крайней сдержанностью пластических средств, монолитностью компактных объемов, и вместе с тем необычайно тонкой разработкой пластики лица. Прозрачность мрамора усиливает впечатление болезненности лица, а легкие тени, свет и воздух, вибрирующие на его поверхности, одухотворяют его.

Поздний период развития портрета отмечен внешним огрублением облика и повышенной духовной экспрессией, проступающей в горящем взоре. Филипп Аравитянин (244-249 гг., Ленинград, Эрмитаж) - суровый солдат, сын разбойника, воплощение образа «варварского» Рима; скульптор выделяет в его лице самое важное, лишь несколькими линиями и насечками намечает волосы, строит композицию крупными массами, достигая этим почти архитектурной монументальности. В портрете Максимина Дазы (4 в., Каир, Музей) побеждает схематизм, внутреннее напряжение приобретает нечеловеческую силу. В «Женском портрете» (4 в., Ленинград, Эрмитаж) в застывшем взоре, устремленном вдаль, духовный порыв предвосхищает иконные лики ранневизантийского искусства. Человек как бы обращается к внешнему миру, который воспринимается им воплощением неведомых сверхъестественных сил. Воля к жизни исчезает, начинает доминировать покорность судьбе - человек сознает себя слабым существом. В пределах римского искусства рождается спиритуализм, характерный для возникающего средневекового искусства. В образе человека, утратившего этический идеал в самой жизни, разрушается гармония физического и духовного начала, характерная для античного идеала личности.

До XX века история античной скульптуры выстраивалась в хронологической последовательности − вначале Греция (расцвет искусства V–IV вв. до н. э), затем Рим (пик подъёма I–II вв. н. э). Искусство (Roma) считалось поздним выражением греческих культурных традиций, завершением творчества периода античности.

После опубликования работ искусствоведов Рануччо Бьянки-Бандинелли, Отто Бренделя антиковеды признали римское искусство самобытным и неповторимым явлением. Скульптура древнего Рима стала рассматриваться как школа классического мастерства, история которой ещё не написана.

В VIII в. до н. э. древнеримские мастера оттолкнулись от традиций эллинских ваятелей и начали осваивать самостоятельное творчество.

История древнеримского искусства делится на четыре этапа:

  1. Древнейшая эпоха (VIII–V вв. до н. э.)
  2. Республиканская эпоха, период становления (V - I вв. до н. э.)
  3. Расцвет римского имперского искусства (I − II вв. н.э.)
  4. Эпоха кризиса (III − IV вв. н.э.)

Истоки древнеримской скульптуры − искусство италиков и этрусков, создавших своеобразные памятники культуры. Самый известный артефакт − воин из Капестрано (Guerriero di Capestrano).

Ваятели древнейшей эпохи создавали портретные образы, каменные барельефы, которые отличались от греческих произведений средним качеством исполнения.

Получила развитие храмовая терракотовая скульптура с декоративной и культовой функциями. Появились крупные статуи богов, превосходящие размерами греческие изваяния. В 1916 году на территории древнего города этрусков Вейи (Veii) были найдены великолепные терракотовые статуи Аполлона, Гермеса, Венеры, которые создавались для наружного украшения храма Аполлона (550 − 520 года до н.э.).

Особенности древнеримской скульптуры

Авторы научных исследований (Оскар Вальдгауер, Грант Майкл, В.Д. Блаватский) считают, что скульптуру древнего Рима нельзя назвать слепым подражанием эллинским образам, т.к. памятники культуры отличаются особенностями, характерными для каждой эпохи развития.

Римские мастера отошли от традиций греческих скульпторов и не создавали образы идеального человека. Индивидуальность проходит через всю историю римского портрета, в основе которой лежит религиозный обычай создавать посмертные маски.

Патриции имели право хранить в домах облик умершего предка. Чем больше портретов, тем знатнее род. Этим объясняются характерные черты римской скульптуры: реалистичность, конкретность, знание мимики и мускулатуры лица.

Греческий скульптор, вдохновляясь идеями гуманизма, воспевал своих богов в мраморе по образу совершенного человеческого тела. Древнеримские мастера предпочитали работать с камнем, глиной и бронзой. Их боги имели непредсказуемый характер, внушали страх стать жертвой гнева высших сил. В скульптуре преобладает аллегория и символика. Только в I веке до н.э. в Риме начали использовать мрамор.

Работы отличает эмоциональная холодность и отстранённость. Открытой пластике греческих скульптур противопоставляется образ римлянина, накрывшего голову краем одежды при молитве.

Эллинские мастера видели тип человека: атлет, философ, полководец. Римские скульпторы создавали портреты в духе предельного натурализма, конкретизировали качества характера человека, его индивидуальные особенности.

К греческим образцам пластического искусства (статуе, герме) ваятели Рима добавляют новую форму портретных изображений − бюст.

Скульптор-эллин связывал творчество с поэтическим мифом. Римский ваятель воспринимает мир в отчётливых формах.

В отличие от греков, в период Поздней Республики (264 − 27 гг. до н.э.) римляне мало занимались монументальной скульптурой. Предпочтение отдавали бронзовым статуэткам выдающихся деятелей и богов.

Постановления Сената регламентировали размер, материал, характер статуи. Конный и панцирный портрет мог устанавливаться только в случае военного триумфа. Задача скульпторов состояла в необходимости запечатлеть фамильные, родовые черты, социальный ранг и статус римлянина.

Многие произведения идентифицированы или имеют надпись на постаменте с информацией о модели, но имена древнеримских портретистов не сохранились.

Виды и жанры

Скульптура древнего Рима состоит из двух видов:

  1. Рельеф («высокий» − горельеф; «низкий» − барельеф).
  2. Круглая скульптура (статуя, бюст, композиция, статуэтка)

Учёные комплексной науки об античности выделили главные жанры римской скульптуры:

  • исторический;
  • мифологический;
  • аллегорический;
  • символический;
  • батальный;
  • портретный.

Один из основных видов изобразительного искусства Рима − рельеф. Мастера склоняются к анализу, детальному изображению образов, достоверно фиксируют исторические события. Шедевром времени раннего принципата признана парадная ограда Алтаря Мира в Риме (13 − 9 гг. до н. э), рельефы имперского периода − арки Траяна в Беневенто (114 − 117 гг.).

Особенности скульптуры эпохи расцвета

Смена имперских династий повлияла на стилистические особенности древнеримской скульптуры.

Время принципата Августа

Антиковеды называют время правления , прозванного Августом (Octavianus Augustus), «золотым веком» Римского государства (27 г. до н. э. − 14 г. н. э.).

Греческая скульптура классического периода со строгими формами служит примером для правителя при создании величественной империи. В портретной скульптуре сглаживаются индивидуальные черты. Типичным эталоном становится общий облик, угодный принципату.

Установленная норма проявляется в портретных бюстах самого Октавиана, который требовал изображать себя молодым, атлетически сложенным правителем.

Идеализация образа хорошо видна в статуях, установленных на форуме, перед (Panthevm), римским храмом Марса-мстителя (Tempio di Marte Ultore nel Foro di Roma). В 1863 году у Прима Порта (Prima Porta) была найдена двухметровая бронзовая статуя, изготовленная по заказу Римского Сената.

Август представлен величественным потомком богов, у ног которого расположился Амур на дельфине. Рельеф на панцире рассказывает народу о победах императора в многочисленных битвах. (Музей Кьярамонти − Museo Chiaramonti − Ватикан).

Мастера создают самостоятельные женские портреты. Впервые появляются скульптурные образы детей. Изображённая на левом рельефе Алтаря Мира (Ara Pacis) красивая Богиня Земли Теллус (Tellus) держит на коленях двух младенцев в окружении фигур упитанных животных.

Искусство призвано возвеличить процветание Рима при первом императоре.

  • Советую почитать про:

Время Юлиев - Клавдиев (27 − 68 гг. до н. э.) и Флавиев (69 − 96 гг. до н. э.)

Во время правления Юлиев - Клавдиев и Флавиев на первый план выходит монументальная скульптура. Воспевание власти привело к тому, что мастера придавали даже богам характерные черты императоров.

Впервые в портретах появляется реалистичность. Например, статуя Клавдия (Tiberius Claudius Caesar Augustus Germanicus) состоит из двух разных частей: головы с реалистическим изображением стареющего лица великого понтифика и идеальной фигуры греческого бога Юпитера.

Облик правителя показан с использованием объёмной лепки: широкий лоб с морщинами, дряблое лицо, оттопыренные уши.

Новый стиль заменил сглаженность индивидуальных черт портретных бюстов реалистичным изображением римских императоров. В мраморных портретах применяются для подкрашивания губ краски, глазные яблоки тонируются слоновой костью. В бронзовых бюстах для придания блеска глазам в зрачки вставляют полудрагоценные камни (портрет хитрого ростовщика Помпеи Цецилия Юкунды).

По двум направлениям развивается жанр женского портрета: классицистический и «веристический». Беспощадная правдивость нашла отражение в портрете пожилой римлянки (Ватиканские музеи, Григорианский светский музей − Museo Gregoriano Profano).

Худое беспокойное лицо, морщинистый лоб, мешки под слезящимися глазами говорят о надвигающейся старости. По-иному представлен женский образ в статуе незнакомки, найденной у античных ворот святого Себастьяна (Porta San Sebastiano).

Полуобнажённая римлянка изображена Афродитой. Женщина гордо изогнула стан, подбоченилась, выставила вперёд ногу, закрытую закреплённой тканью. Портретная голова немолодой властной римлянки мало соответствует идеальной фигуре богини (Ватикан. Капитолийские музеи − Musei Capitolini).

Время Траяна (98-117) и Адриана (117 − 138 гг.)

Во время правления императора Траяна и Адриана скульптура продолжает выражать величие Империи. Использование разных форм определило два этапа художественного развития: траянский и адриановский.

Лаокоон и сыновья

Мраморная скульптурная композиция изображает смертельную борьбу Лаокоона (Laocoon), жреца бога Аполлона, и его сыновей со змеями.

Работа создана в 50 г. I века до н. э., является копией несохранившегося бронзового памятника греческих ваятелей (Пергам, 200 г. до н.э.). (Michelangelo Buonarroti), посланный Папой Юлием II для оценки находки, подтвердил достоверность работы и отметил невероятную динамичность и пластичность творения древнеримского ваятеля. Одна из самых знаменитых скульптур древнего Рима хранится в (Museo Pio-Clementino), Ватикан.

Глиняная урна VI века до н.э. является образцом памятников погребального культа.

Крышка выполнена в виде человеческой головы, украшенной бронзовой маской (Canopus Chiusi). Этрусский мастер пытался сохранить внешний облик умершего: крупные черты лица, большой нос, узкие губы, прочерченные в глине прямые волосы. Портретное сходство было залогом потустороннего бессмертия. Ручки ритуального сосуда выполнена в форме рук человека. Стремление создать достоверный образ стало основой для появления этрусского портрета (Париж, Музей Лувра − Musee du Louvre).

Воин из Капестрано

Античная статуя VI века до н.э. (найдена в 1934 году) изображает спокойно стоящего воина (Guerriero di Capestrano) племени пиценов.

Автор отходит от характерного образца древнегреческой пластики − куроса (статуя юноши-атлета), делающего шаг левой ногой. Неизвестный скульптор иначе, чем греки, изображает фигуру с утрированными массивными бёдрами, широкими плечами, маской на лице, шлемом с полями невероятных размеров. Построение объёмной формы с боковыми колоннами, просветами между икрами ног и талией убеждают, что статуя воина на пьедестале относится к круглой скульптуре. Древний артефакт выставлен в Национальном Археологическом музее (Chieti).

Крылатые терракотовые кони

Декор храма Ара делла Регина (Dell’Ara della Regina) в Тарквинии выполнен в IV веке до н.э.

Установленные на фронтоне культового сооружения фигуры коней выгнули шеи, расправили крылья, перебирают ногами в готовности унести ввысь божественного всадника. Сказочные существа приближены к реальным образам за счёт напряжения мышц и нервозности движений. Крылатых коней можно увидеть в Национальном археологическом музее Тарквинии (Tarquinia).

Химера из Ареццо

Химера из Ареццо (Arezzo), выполненная в V веке до н.э., считается вершиной древнего бронзового литья.

Фантастическая фигура льва с козлиной головой и хвостом в виде змеи − пример символизма в скульптуре. Животное воплощает триединый образ Великой матери Богов: символ рождения и вскармливания − Козёл; символ жизни − Лев; смерти − Змея. Найденная в XVI веке бронзовая скульптура высотой 79 см экспонируется в Археологическом музее Флоренции (Museo Archeologico Nazionale di Firenze).

Голова угрюмого мужчины

Голова угрюмого мужчины («Мальвольта») высотой 16,2 см выполнена во второй половине V в. до н. э.

Неприступный вид скульптурному образу придают глаза, одновременно старые и юные, капризный рот. Искусствоведы находят поразительное сходство «Мальвольты» с головой св. Георгия скульптуры (Donatello), созданной мастером спустя тысячелетия. Найденная в Вейях скульптура хранится в римском музее виллы Джулия (Museo Villa Giulia).

Мраморный рельеф с Алтаря мира Августа

Капитолийский Брут

Часть бронзовой скульптуры (голова мужчины), обнаруженная при раскопках в Риме в 1564 году, произвела фурор своей сохранностью.

Работа, выполненная в 300 − 275 гг. до н.э., считается шедевром этрусского искусства по силе выразительности образа и технике исполнения. Одна из самых древних найденных скульптур предположительно представляет портрет основателя Римской республики Луция Юния Брута (Lucius Iunius Brutus, Bruto Capitolino). Лицо кажется живым благодаря инкрустации пластинками из слоновой кости и вставленному в зрачки цветному камню. Скульптор передаёт характер незаурядного человека. Борец с тиранией не отступает перед трудностями. (Капитолийские музеи, Дворец консерваторов).

Статуя Авла Метелла

Бронзовая статуя оратора Авла Метелла (Arringatore), созданная около 100 г. до н.э., была найдена в 1566 году на дне Тразименского озера.

Оратор, римский магистр Авл Метелл (Aulus Metellus) вытянул вперёд руку и призывает к вниманию. Портретное изображение лишено идеализации, откровенно воспроизводит натуру: полнеющая фигура, лицо в морщинах, кривой рот. Работа является первым примером раннего римского портрета. Надпись на кайме тоги сообщает в честь кого воздвигнута статуя. (Национальный археологический музей, Флоренция − Museo archeologico nazionale di Firenze).

Статуя Германика

Мраморное изваяние конца I в. до н.э. представляет героизированную фигуру римского военачальника и государственного деятеля Германика (Germanicus).

Усыновлённый племянник Тиберия (второго римского императора) был человеком редкой красоты и храбрости. В возрасте 34 лет он стал жертвой дворцовых интриг и был отравлен медленнодействующим ядом. Красноречивый, способный к наукам полководец пользовался заслуженной любовью народа. Неизвестный скульптор передаёт юношескую грацию фигуры и идеализированный образ Германика, кончина которого вызвала всеобщую скорбь римлянин. (Париж, Музей Лувра − Musee du Louvre).

В XV веке при раскопках древнейшей торговой площади Рима (Бычий форум) была найдена позолоченная бронзовая скульптура Геркулеса.

Фигура высотой 241 см представляет образ греческого мифологического героя Геракла. Работа выполнена во II веке до н.э. Стройный, мускулистый атлет победил Кака, укравшего у него коров. В правой руке героя находится опущенная палица, в левой − золотые яблоки Гесперид. Статуя стояла в храме Геркулеса Победителя, построенном на Бычьем форуме, где ранее продавали скот. (Рим, Капитолийские музеи −Musei Capitolini).

Женский скульптурный портрет времени Флавиев

Мраморный портрет молодой римлянки (I в. н.э.) отражает стремление жён императоров, их дочерей и знатных римлянок блеснуть красотой и модой.

Высокая сложная причёска, миндалевидные глаза, пушистые брови, длинная шея, красиво очерченные губы придают образу особую поэтичность. Смягчение облика за счёт сглаживания поверхности мрамора ваятель добился техникой исполнения с применением бурава. Работа, выполненная в особой художественной манере, выставлена в экспозиции Капитолийских музеев (Musei Capitolini), Рим.

Поэтичный образ юности и красоты представлен мраморным бюстом, выполненным в конце I века н.э.

Индивидуальные черты юноши подчёркивают грустные глаза, крепкий подбородок, красиво очерченный рот. Ваятель умело передаёт густые волосы, блеск глаз, эластичность кожи, но не идеализирует образ. Поворот головы, гибкая шея, атлетический разворот плеч соответствуют скульптурам эллинского искусства. (Лондон, Британский музей − British Museum).

Конная статуя Марка Аврелия

Единственная дошедшая до нас конная статуя Марка Аврелия (Marcus Aurelius Antoninus), последнего из пяти «хороших императоров» Рима, была создана во II в. н.э. Монументальная, первоначально позолоченная, скульптура представляет Марка Аврелия в образе мыслителя, которого современники называли философом на троне.

Император, не обладающий воинственным характером, одет в тунику, на обнажённых ногах − сандалии. Идеализированный облик правителя идентифицировали в XV веке по отчеканенным монетам: густые вьющиеся волосы, выступающие скулы, выпуклые глаза. Памятник античности уцелел, потому что христианская церковь приняла облик всадника за императора Константина. (Капитолийские музеи − Musei Capitolini − Дворец консерваторов).

Коллекция Эрмитажа

В римских залах Эрмитажа (The State Hermitage Museum) представлено 120 работ древних мастеров. В одной из лучших коллекций мира нет копий. Все экспонаты − подлинные. Скульптуры сохранили «живыми» прототипы образов, показали суть человеческой натуры. Невозможно перепутать солдатского императора Филиппа Араба (Marcus Iulius Philippus) с самодовольным соправителем Марка Аврелия − красавцем Луций Вером (Lucius Verus).

В залах представлены не только портреты императоров и членов их семей, но и скульптуры частных лиц. Безымянные мастера идеально передали принадлежность натуры к социальному типу. Хранитель римского портрета Эрмитажа, кандидат искусствоведения А. А. Трофимова называет бронзовый бюст неизвестного римлянина редким музейным экспонатом.

Эмоциональный, трагический образ мужчины с умным ироничным взглядом до сих пор вызывает споры специалистов о прототипе героя. Статуэтки, бюсты, скульптуры древнего Рима поражают многообразием пластических форм и богатством характеров.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Искусство Рима начинается с портрета, как этруски римляне делали восковые или гипсовые слепки с лица умершего. Все детали лица превращались в средство характеристики образа, где нет места идеалу, каждый таков какой он есть.

Беря за образец греческое искусство, (после 146 г. до н.э. в эпоху Августа), римляне стали изображать императоров в бесчисленных идеализированных статуях патрициев, атлантов и богов, хотя модель, конечно, героизирована, а голова – портрет императора.

    Статуя Августа из Примапорте.

    Август в образе Зевса.

Но чаще портретная скульптура римлян – это бюст.

Начало Iв. до н.э. – характеризует нарочитая простота и сдержанность.

    Портрет Нерона

К середине Iв. н.э. – усиливается стремление к декоративности, сильным световым эффектам. (Это эпоха Флавиев)

Портреты напоминают эллинистические образы, появляется интерес к человеческой личности, тонкая характеристика чувств передается без изменений идеализации, но очень выпукло. Художник использует сложную технику обработки мрамора, особенно в женских, вычурных прическах.

    Женский портрет.

    Портрет Виттелия.

Во IIв. н.э. (эпоха Адриана, Антонинов) – портреты отличает мягкость моделировки, утонченность, погруженный в себя взгляд, дымка грусти и отрешенности.

    Портрет Сирпанки.

Направленность, одушевленность взгляда теперь подчеркивается вырезанным зрачком (ранее его рисовали, окрашивали).

Около 170 г. было отлита конная статуя императора Марка Аврелия (сейчас стоит на пл. Капитолия в Риме). Предполагаемая героика образа не совпадает с обликом императора – философа.

IIIв. ознаменован чертами близящегося конца античной цивилизации. Сложившийся в римском искусстве сплав местных и античных традиций разрушается междоусобными войнами, разложением рабовладельческой экономической системы.

Скульптурный портрет полон жестокими и грубыми образами, навеянными самой жизнью. Изображения правдивы и беспощадно – разоблачительны, несут в себе страх и неуверенность, мучительную противоречивость. IIIв. н.э. называют эпохой солдатских императоров или эпохой веризма.

    Портрет Каракканы.

    Портрет Филиппа Аравитянина.

Римляне явились создателями так называемого исторического рельефа.

    Стена Алтаря Мира (13-9 год до н.э.) – в торжественной процессии подношений богини Мира шествуют император Август с семьей и приближенными.

    Колонна Траяна (113 год н.э.) – тридцатиметровая колонна возвышается на форуме Траяна (Рим) поставлена в честь победы над даками. Рельеф, подобно ленте шириной около одного метра и длиной 200 метров обвивает по спирали весь ствол колонны. В исторической последовательности изображены основные события похода Траяна: сооружение моста через Дунай, переправу, саму битву, осаду крепости даков, шествие пленных, триумфальное возвращение. Траяна во главе войска, все изображено глубоко реалистически и пронизано пафосом прославления победителя.

Живопись Древнего Рима

К середине 1 в. до н.э. Древний Рим становится богатым государством. Строятся дворцы и виллы, которые украшали фресками. Полы и внутренние дворики украшались мозаикой – наборной живописью из натуральных камушек, а так же из цветной стеклянной пасты (смальты). Особенно много фресок и мозаик сохранилось в виллах Помпей (которые погибли в результате извержения Везувия в 74 г. н.э.)

В доме Фавна в Помпеях (название возникло от бронзовой фигуры фавна, найденном в доме) раскрыта мозаика 15 кв.м., изображавшая битву А. Македонского с персидским царем Дарием. Прекрасно передано возбуждение битвы, портретные характеристики полководцев, подчеркнуты красотой колорита.

Во ІІв. до н.э. фреска подражала цветному мрамору, так называемый инкрустационный стиль.

В Ів.до н.э. развивается архитектурный (перспективный) стиль. Как образец – росписи Виллы Мистерий: на красном фоне стены, почти на всю ее высоту, располагаются большие многофигурные композиции, в том числе фигуры Диониса и его спутниц – танцовщиц, поражают живописной статуарностью, пластикой движений.

В период империи Ів. н.э. создается третий стиль, который называют орнаментальный или канделябрный, отличающийся египетскими мотивами, напоминающими канделябры (дом Лукреция Фронтина).

Во второй половине Ів. н.э. росписи наполняются изображением архитектуры садов и парков, иллюзорно раздвигающей пространство комнат, в центре стены, как отдельная картина в раме пишутся мифологические сюжеты (дом Веттиев).

По росписям римских вилл мы можем составить представление об античной живописи, влияние которой будет ощущаться еще многие столетия.

Римская скульптура, в отличие отгреческой, не создала образцы идеально прекрасного человека и была связана с заупокойным культом предков - защитников очага. Римляне стремились к точному воспроизведению портретного сходства с умершим, отсюда такие черты римской скульптуры как конкретность, трезвость, реалистичность в деталях, иногда кажущаяся чрезмерной. Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря вместе с фигурками лар и пенатов. Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики.

Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военный командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах.

С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды.

Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное явление четко прослеживается с начала I века до н.э. - периода Римской Республики. Характерная черта портретов этого периода - крайний натурализм и правдоподобие в передаче черт лица того, что отличает конкретную личность от любого другого человека. Эти тенденции восходят к этрусскому искусству.

Время правления императора Октавиана Августа стало золотым веком римской культуры. Важным аспектом, повлиявшим на сложение римского искусства этого периода, стало греческое искусство классического периода, чьи строгие формы пришлись кстати при создании величественной империи.

Женский портрет получает более самостоятельное значение, чем ранее.

При преемниках императора Августа - правителей из династии Юлиев-Клавдиев - традиционным становится изображение обожествленного императора.

Во времена императора Флавия возникает тенденция к идеализации - приданию идеальных черт. Идеализация шла двумя путями: император изображался как бог или герой; или же его образу придавались добродетели, подчеркивались его мудрость и благочестие. Размер таких изображений часто превышал натуру, сами портреты имели монументальный образ, индивидуальные особенности лица для этого сглаживались, что придавало чертам большую правильность и обобщенность.

Во времена Траяна в поисках опоры общество обращается к эпохе "доблестной Республики", "простым нравам предков", в том числе, её эстетическим идеалам. Возникает реакция против "разлагающего" греческого влияния. Эти настроения соответствовали и суровому характеру самого императора.

Во времена императора Марка Аврелия - философа на троне - была создана конная статуя, которая стала образцом для всех последующих конных монументов в Европе.

Живопись Древнего Рима

Римское искусство, развиваясь в рамках античной рабовладельческой эпохи, вместе с тем сильно от него отличалось. Становление и формирование культуры римлян происходило в иных исторических условиях. Познание мира римлянами приобретало новые формы. Художественное осмысление жизни римлянами несло на себе печать аналитического отношения. Их искусство воспринимается как более прозаическое в отличие от греческого. Яркой особенностью искусства Рима является его теснейшая связь с жизнью. В художественных памятниках находили отражения многие исторические события. Перемена в общественном строе - смена республики империей, смена династий правителей Рима - непосредственно влияли на изменения в живописных, скульптурных и архитектурных формах. Именно по этому порой не трудно по стилистическим признакам определить время создания того или иного произведения.

С перенесением акцента на интерьер и появления парадных комнат в римских домах и виллах на основе греческой традиции развивается система высокохудожественных росписей. Помпейские росписи знакомят с основными чертами античной фрески. Римляне применяли роспись также для украшения фасадов, используя их как вывески торговых помещений или ремесленных мастерских. По характеру Помпейские росписи принято делить на 4 группы, условно называемыми стилями. Первый стиль, инкрустационный, распространенный во 2в. до н.э. Имитирует облицовку стен квадратами разноцветного мрамора или яшмы. Росписи первого типа конструктивны, подчёркивают архитектурную основу стены, они отвечают суровому лаконизму форм, присущих республиканской архитектуре. С 80-х годов 1в. до н.э. Применялся второй стиль - архитектурно-перспективный. Стены оставались гладкими и расчленялись живописно - иллюзорно исполненными колоннами, пилястрами, карнизами, и портиками. Интерьер приобретал парадность благодаря тому, что между колоннами часто размещалась большая многофигурная композиция, реалистически воспроизводившая сюжеты на мифологические темы, из произведений знаменитых греческих художников. Тяготение к природе, присущее римлянам, побуждало их иллюзорно воспроизводить на сценах с помощью линейной и воздушной перспектив пейзажи и тем самым как бы расширить внутреннее пространство помещения. Третий стиль, ориентирующий, характерен для эпохи империи. В противоположность пышности второго стиля, третий стиль отличается строгостью, изяществом и чувством меры. Уравновешенные композиции, линейный орнамент, на ярком фоне, подчёркивают плоскость стены. Иногда выделяется центральное поле стены, где воспроизводятся картины какого-нибудь знаменитого древнего мастера. Четвёртый декоративный стиль распространяется в середине 1-ого в. н.э. Пышностью и декоративностью, пространственно - архитектурного решения, он продолжает традицию второго стиля. Вместе с тем богатство орнаментальных мотивов напоминает росписи третьего стиля. Фантастические и динамичные перспективно настроенные сооружения разрушают замкнутость и плоскостность стен, создают впечатление театральных декораций, воспроизводящих замысловатые фасады дворцов, садов, виднеющихся через их окна, или картинные галереи - копии знаменитых оригиналов, исполненные в свободной живописной манере. Четвёртый стиль даёт представление об античных театральных декорациях. Помпейские росписи сыграли важную роль в дальнейшем развитии декоративного искусства Западной Европы.

Литература Древнего Рима

Первые шаги римской художественной литературы связаны с распространением в Риме греческой образованности. Ранние римские писатели подражали классическим образцам греческой литературы, хотя ими были использованы римские сюжеты и некоторые римские формы. Нет основания отрицать наличие устной римской поэзии, возникшей в отдалённую эпоху. Самые ранние формы поэтического творчества связаны, несомненно, с культом.

Так возник религиозный гимн, священная песнь, образцом которой является дошедшая до нас песнь Салиев. Сложена она сатурническими стихами. Это самый древний памятник италийского свободного стихотворного размера, аналогии которому мы находим в устной поэзии других народов.

В патрицианских родах слагались песни и сказания, прославлявшие знаменитых предков. Одним из видов творчества были элогии, составленные в честь умерших представителей знатных фамилий. Самым ранним примером элогии может служить эпитафия, посвящённая Л. Корнелию СципионуБородатому, которая также даёт образец сатурнического размера. Из других видов римского устного творчества можно назвать похоронные песни, исполнявшиеся особыми плакальщицами, всякого рода заговоры и заклинания, также слагавшиеся стихами. Таким образом, ещё задолго до появления римской художественной литературы в подлинном смысле этого слова у римлян создаётся стихотворный размер, сатурнический стих, который был использован первыми поэтами.

Зачатки римской народной драмы следует искать в различных сельских празднествах, но развитие ее связано с влиянием соседних народов. Основным видом драматических представлений были ателланы.

Оки появились в Этрурии и связаны были с культовыми действиями; но развита была эта форма осками, и самое название "ателлан" происходит от кампанского города Ателлы. Ателланы были особыми пьесами, содержание которых бралось из сельской жизни и жизни маленьких городов.

В ателланах в главных ролях выступали одни и те же типы в образе характерных масок (обжора, хвастливый разиня, глуповатый старик, горбатый хитрец и др.). Первоначально ателланы представлялись экспромтом. Впоследствии, в I в. до н.э., эта импровизационная форма была использована римскими драматургами как особый комедийный жанр.

К древним временам относится и начало римской прозы. В раннюю эпоху появляются писаные законы, договоры, богослужебные книги. Условия общественной жизни способствовали развитию красноречия. Некоторые из произнесённых речей были записаны.

Цицерону, например, была известна речь Аппия Клавдия Цека, произнесённая в сенате по поводу предложения Пирра заключить с ним мир. Находим мы указания и на то, что уже в раннюю эпоху появляются в Риме надгробные речи.

Римская литература возникает как литература подражательная. Первым римским поэтом был Ливий Андроник, который перевёл на латинский язык "Одиссею".

По своему происхождению Ливий был грек из Тарента. В 272 г. его привезли в Рим в качестве пленного, затем он получил освобождение и занимался обучением детей своего патрона и других аристократов. Перевод "Одиссеи" был выполнен сатурническими стихами. Язык его не отличался изяществом, и в нём встречались даже словообразования, чуждые латинскому языку. Это было первое поэтическое произведение, написанное по-латыни. В римских школах в течение долгих лет учились по переводу "Одиссеи", сделанному Андроником.

Ливий Андроник написал несколько комедий и трагедий, которые представляли собой переводы или переделки греческих произведений.

При жизни Ливия началась поэтическая деятельность ГнеяНевия (около 274 - 204 гг.), кампанского уроженца, которому принадлежит эпическое произведение о первой Пунической войне с кратким изложением предшествующей римской истории.

Кроме того, Невий написал несколько трагедий, и в числе их такие, сюжетом для которых послужили римские сказания.

Так как в трагедиях Невия выступали римляне, одетые в торжественный костюм - тогу с пурпурной каймой. Невий писал и комедии, в которых не скрывал своих демократических убеждений. В одной комедии он иронически отозвался о всесильном тогда Сципионе Старшем; по адресу Метеллов он сказал: "Судьбою злой Метеллы в Риме консулы". За свои стихи Невий был посажен в тюрьму и освобожден оттуда лишь благодаря заступничеству народных трибунов. Тем не менее, ему пришлось удалиться из Рима.

Религия Древнего Рима

Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей Ромула и Рема. Постепенно под влиянием этрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм - храм Юпитера на Капитолийском холме - был построен этрусскими мастерами. Римская мифология в своем первоначальном развитии сводилась к анимизму, т.е. вере в одушевление природы. Древние италийцы поклонялись душам умерших, причем главным мотивом поклонения был страх перед сверхъестественной их силой. Для римлян, как и для семитов, боги представлялись страшными силами, с которыми надо было считаться, умилостивляя их строгим соблюдением всех обрядов. Всякую минуту своей жизни римлянин боялся нерасположения богов и, чтобы заручиться их благосклонностью, не предпринимал и не совершал ни одного дела без молитвы и установленных формальностей. В противоположность художественно одаренным и подвижным эллинам, римляне не имели народной эпической поэзии; их религиозные представления выразились в немногочисленных, однообразных и скудных по содержанию мифах. В богах римляне видели только волю (numen), которая вмешивалась в человеческую жизнь.

Римские боги не имели ни своего Олимпа, ни генеалогии, и изображались в виде символов: Маны - под видом змей, Юпитер - под видом камня, Марс - под видом копья, Веста - под видом огня. Первоначальная система римской мифологии - судя по модифицированным под самыми различными влияниями данным, которые нам сообщает древняя литература - сводилась к перечислению символических, безличных, обоготворенных понятий, под покровительством которых состояла жизнь человека от зачатия его до смерти; не менее отвлеченны и безличны были божества душ, культ которых составлял древнейшую основу семейной религии. На второй стадии мифологических представлений стояли божества природы, главным образом рек, источников и земли, как производительницы всего живого. Далее идут божества небесного пространства, божества смерти и преисподней, божества - олицетворения духовных и нравственных сторон человека, а также различных отношений общественной жизни, и, наконец, боги иноземные и герои.

Наряду с богами римляне продолжали почитать и безличные силы. Расположенными к людям считались мацы - души умерших, гении - духи - покровители мужчин, лары - хранители домашнего очага и семьи, пенаты - покровители дома и всего города. Злыми духами считались ларвы - души не погребенных покойников, лемуры - призраки мертвецов, преследующие людей, и др. Уже в царскую эпоху можно заметить некоторый формализм в отношении римлян к религии. Все культовые функции были распределены между различными жрецами, объединенными в коллегии. Верховными жрецами являлись понтифики, осуществлявшие надзор за другими жрецами, ведавшие обрядами, погребальным культом и пр. Одной из важных их обязанностей было составление календарей, в которых отмечались дни, благоприятные для проведения собраний, заключения договоров, начала военных действий и т.д. Существовали особые коллегии жрецов - предсказателей: авгуры гадали по полету птиц, гаруспики - по внутренностям жертвенных животных. Жрецы-фламнины обслуживали культы определенных богов, жрецы-фециалы следили за точным соблюдением принципов международного права. Как и в Греции, жрецы в Риме - не особая каста, а выборные должностные лица.

Заключение

Культура и искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.

Культура Древней Греции

План

Введение Скульптура в Древней Греции (Поликлет, Мирон, Фидий)

Литература в Древней Греции (Платон, Аристотель)

Театр в Древней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан)

Заключение

Введение

Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады "греческим чудом". Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Но что породило мысль о "чуде"? Греческая цивилизация - не единственная, да и не самая древняя. Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями. Это относится, например, к Египту и Вавилону. Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана, скорее всего, ее необычайно быстрым расцветов. Общество и культура Древнего Египта уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры находилась на той ступени развития, которая позволяет говорить о переходе от варварства к цивилизации. Создание греческой цивилизации относится к эпохе "культурного переворота" - VII – V вв. До н. Э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства - первая в истории демократии. В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет. Разве не было это чудом? Конечно, никто не имел в виду сверхъестественное происхождение греческой цивилизации, но указать исторические причины появления "греческого чуда" оказалось совсем непросто. Возникновение и расцвет греческой цивилизации, совершившиеся фактически на протяжении жизни нескольких поколений, составляли загадку уже и для самих греков. Уже в V в. до н. э. появились первые попытки объяснения этого феномена. Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет. Одним из первых был здесь "отец истории" Геродот, чрезвычайно высоко ценивший культуру Древнего Египта. Знаменитый Ритор и Сократ утверждал, что Пифагор воспринял свою философию в Египте, а Аристотель называет эту страну родиной теоретической математики. Родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по происхождению. Приехав в Египет, он учился у жрецов, заимствовал у них представление о воде как первоначале всего сущего, а также знания по геометрии и астрономии. Такие же сведения мы находим у древних авторов относительно Гомера, Ликурга, Солона, Демокрита, Героклита и других выдающихся представителей греческой культуры. Что же заставляло греков искать восточные корни своей собственной культуры? Современная наука указывает несколько причин. Во-первых, греки, знакомясь с египетской культурой и культурой других стран Древнего Востока, действительно, многое заимствовали, а в других случаях обнаруживали черты сходства между своей культурой и культурами востока. Зная о большой древности восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять происхождение того или иного явления греческой культуры заимствованиями эллинов на Востоке, что казалось логичным. Во-вторых, этому способствовал консерватизм жизненных устоев, характерный для всех древних обществ. Греция не составляла исключения в этом отношении. Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине. Вот почему греки были готовы щедро отдать другим народам свои собственные достижения. Современная наука дает и другие объяснения происхождения древнегреческой цивилизации. Ренан усматривал причину "греческого чуда" в свойствах, якобы присущих арийским языкам: абстрактности и метафизичности. Выделяли особую одаренность греков в сравнении с другими народами древности. Различные гипотезы рассмотрены в книге историка А. И Зайцева "Культурный переворот в Древней Греции VIII – V вв. до н. э.". Им приведены конкретные сведения, опровергающие расистские гипотезы. Многие историки приходят к выводу, что причины величия греческой цивилизации следует искать не в расовой предыстории Греции, а в конкретной исторической действительности первого тысячелетия до н. э. Известный швейцарский ученый Андре Боннар в своей книге "Греческая цивилизация" утверждает, что греческая цивилизация и античная культура базировались на античном рабстве. Греческий народ прошел те же этапы развития, что и другие народы. Боннар утверждает, что греческого чуда не существует. В центре его книги люди, создавшие греческую цивилизацию и созданные ею. "Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и его прогресс. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир, и человека, один посредством другого. Человек и мир, в представлении греческой цивилизации являются отражением один другого – это зеркала, поставленные друг против друга и взаимно читающие одно в другом".



Последние материалы сайта