Кто уничтожал все памятники марка аврелия. Рим. Конная статуя Марка Аврелия. Лепной спиральный рельеф

22.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

На Капитолийской площади стоит памятник Марку Аврелию -единственная сохранившаяся античная бронзовая конная статуя. Статуя уцелела только потому, что ее считали изображением императора Константина Великого, который покровительствовал христианам и был всегда глубоко почитаем ими. Марк Анний Катилий Север, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме 26 апреля 121 года. В 139 году его усыновил император Антонин Пий, тогда он же стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь. Впоследствии как император носил официальное имя Цезарь Марк Аврелий Антонин Август (или Марк Антонин Август).

Аврелий получил прекрасное образование. С двенадцати лет он приступил к серьезному изучению философии и занимался ею всю жизнь. После его смерти осталось написанное им по-гречески философское сочинение "К самому себе". Благодаря этому произведению Аврелий вошел в историю как император-философ. С детских лет Марк усвоил принципы стоической философии и являл собой образец стоика: он был человеком нравственным, скромным и отличался исключительной стойкостью в перенесении превратностей жизни. "С самых юных лет обладал он таким спокойным характером, что ни радость, ни горе никак не отражались на выражении его лица". В сочинении "К самому себе" есть такие слова: "Всегда ревностно заботься о том, чтобы дело, которым ты в данный момент занят, исполнять так, как достойно римлянина и мужа, с полной и искренней сердечностью, с любовью к людям, со свободой и справедливостью; и о том также, чтобы отстранить от себя все другие представления. Это удастся тебе, если ты каждое дело будешь исполнять, как последнее в своей жизни, свободный от всякого безрассудства, от обусловленного страстями пренебрежения к велениям разума, от лицемерия и недовольства своей судьбой. Ты видишь, как немногочисленны требования, исполнив которые всякий сможет жить блаженной и божественной жизнью. Да и сами боги от того, кто исполняет эти требования, ничего больше не потребуют.

Время человеческой жизни - миг; ее сущность - вечное течение; ощущение - смутно; строение всего тела - бренно; душа - неустойчива; судьба - загадочна; слава - недостоверна. Одним словом, все, относящееся к телу, - подобно потоку, относящееся к душе - подобно сновидению и дыму. Жизнь - борьба и странствие по чужбине; посмертная слава - забвение.

Не поступай ни против своей воли, ни вразрез с общим благом, ни как человек опрометчивый или поддающийся влиянию какой-нибудь страсти, не облекай свою мысль в пышные формы, не увлекайся ни многоречивостью, ни многоделанием..."

Антонин Пий приобщил Марка Аврелия к управлению государством в 146 году, дав ему власть народного трибуна. Помимо Марка Аврелия Антонин Пий усыновил также Луция Вера, так что после его смерти власть перешла сразу к двум императорам, совместное правление которых продолжалось до кончины Луция Вера в 169 году. Но в период их совместного правления решающее слово всегда принадлежало Марку Аврелию.

Время правления династии Антонинов было едва ли не самым благополучным в истории Римской империи, когда не только город Рим, но и провинции пользовались благами мирного времени и переживали экономический подъем, причем для провинциалов широко распахнулись двери Рима. Элий Аристид, обращаясь к римлянам, писал: "При вас все для всех открыто. Всякий, кто достоин государственной должности или общественного доверия, перестает считаться чужеземцем. Имя римлянина перестало быть принадлежностью только города Рима, но стало достоянием всего культурного человечества. Вы установили такое управление миром, как будто он является единой семьей.

В наше время все города соперничают между собой в красоте и привлекательности. Везде множество площадей, водопроводов, торжественных порталов, храмов, ремесленных мастерских и школ. Города сияют блеском и красотой, и вся земля цветет, как сад".

О Марке Аврелии античные историки отзываются так: "От всех прочих наклонностей Марка Аврелия отвлекали философские занятия, которые сделали его серьезным и сосредоточенным. От этого, однако, не исчезла его приветливость, какую он проявлял, пpeжде всего, по отношению к своим родным, затем - к друзьям, а также и к менее знакомым людям. Он был честным без непреклонности, скромным без слабости, серьезным без угрюмости".

"К народу он обращался так, как это было принято в свободном государстве. Он проявлял исключительный такт во всех случаях, когда нужно было либо удержать людей от зла, либо побудить их к добру, богато наградить одних, оправдать, выказав снисходительность, других. Он делал дурных людей хорошими, а хороших - превосходными, спокойно перенося даже насмешки некоторых. Он никогда не проявлял пристрастия в пользу императорского казначейства, когда выступал судьей по таким делам, какие могли бы принести последнему выгоду. Отличаясь твердостью, он в то же время был совестлив".

Однако на долю римлян в правление Марка Аврелия выпало много бедствий. Жизнь заставила императора-философа стать отважным воином и осмотрительным правителем.

В 162 году римлянам пришлось начать военные действия против парфянских войск, которые вторглись в Армению и Сирию. В 163 году Рим одержал победу над Арменией, а в следующем году - над Парфией. Но ни Армения, ни Парфия не были превращены в римские провинции и сохранили фактическую независимость.

Победа римлян в значительной мере была сведена на нет тем обстоятельством, что в 165 году в римских войсках, находившихся на Востоке, началась чума. Эпидемия перебросилась в Малую Азию, в Египет, а затем в Италию и на Рейн. В 167 году чума захватила Рим.

В том же году мощные германские племена маркоманнов и квадов, а также сарматы вторглись в римские владения на Дунае. Еще не была закончена война с германцами и сарматами, как начались волнения в Северном Египте.

После подавления восстания в Египте и после окончания войны с германцами и сарматами в 175 году наместник Сирии Авидий Кассий, выдающийся полководец, провозгласил себя императором, и над Марком Аврелием нависла угроза потерять власть. Античные историки так пишут об этом событии: "Авидий Кассий, на Востоке провозгласивший себя императором, был убит воинами против воли Марка Аврелия и без его ведома. Узнав о восстании, Марк Аврелий не очень разгневался и не применил никаких суровых мер к детям и к родным Авидия Кассия. Сенат объявил его врагом и конфисковал его имущество. Марк Аврелий не пожелал, чтобы оно поступило в императорскую казну, и поэтому по указанию сената оно перешло в государственную казну. Марк Аврелий не приказывал, а лишь допустил, чтобы убили Авидия Кассия, так что для всех было ясно, что он пощадил бы его, если бы это от него зависело".

В 177 году Рим воевал с мавританцами и победил. В 178 году на римские владения снова двинулись маркоманны и другие племена. Марк Аврелий вместе со своим сыном Коммодом возглавил поход против германцев, и ему удалось достигнуть больших успехов, но снова началась чума в римских войсках.

От чумы 17 марта 180 года Марк Аврелий и скончался на Дунае в Виндобоне (современная Вена). На портретах Марк Аврелий предстает человеком, живущим внутренней жизнью. Все, что возникло уже при Адриане, в нем доводится до последней черты. Исчезают даже те холеность и внешний лоск, которые связывали Адриана с внешним окружением. Еще гуще и пушистее волосы, еще длиннее борода, еще ярче дробится светотень в прядях и локонах. Еще сильнее разработан рельеф лица, с глубоко западающими морщинами и складками. И еще выразительнее взгляд, переданный совершенно особым приемом: зрачки высверлены и подняты к тяжелым, полузакрывшимся векам. Взгляд и есть самое главное в портрете. Это новый взгляд- тихий, ушедший в себя, отрешенный от земной суеты. От почетных памятников Марка Аврелия сохранились триумфальная колонна в честь германских и сарматских походов и конная статуя. Триумфальная колонна была сооружена в 176 - 193 годы по образцу колонны Траяна. Колонна Марка Аврелия сложена из тридцати мраморных блоков со скульптурным рельефом, который поднимается спиралью и развертывает перед зрителем картины боев с сарматами и маркоманнами. Наверху стояла бронзовая статуя Марка Аврелия, впоследствии она была заменена статуей св. Павла. Внутри колонны лестница из 203 ступеней освещается 56 световыми отверстиями. Площадь, в центре которой стоит колонна Марка Аврелия, лаконично называется Пьяцца Колонна.

Монументальная бронзовая конная статуя Марка Аврелия создана около 170 года. В 16-м столетии статуя после долгого перерыва вновь была установлена по проекту Микеланджело на площади Капитолия в Риме на пьедестал строгой формы. Она рассчитана на рассмотрение с разных точек зрения, впечатляя великолепием пластических форм. Проживший жизнь в походах, Марк Аврелий изображен в тоге - одежде римлянина, без императорских отличий. Образ императора - воплощение гражданственного идеала и гуманности. Сосредоточенное лицо стоика исполнено сознания нравственного долга, спокойствия духа. Широким умиротворяющим жестом обращается он к народу. Это образ философа, автора "Размышлений наедине с собой", безразличного к славе и богатству. Складки одежды сливают его с могучим корпусом великолепно отлитого медленно идущего коня. Движение коня как бы вторит движению всадника, дополняя его образ. "Прекраснее и умнее головы коня Марка Аврелия, - писал немецкий историк Винкельман, - нельзя найти в природе".

Напротив Римского форума . Это единственная конная статуя , уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она императора Константина I Великого , которого христианская церковь канонизировала как «святого равноапостольного».

В XII веке статую перенесли на площадь Латерана . В XV веке ватиканский библиотекарь Бартоломео Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника. В 1538 году её поместили на Капитолии по распоряжению папы Павла III . Микеланджело спроектировал площадь, а также мраморный постамент для статуи. На нём написано: «ex humiliore loco in area capitoliam».

Копия статуи Марка Аврелия на Капитолийской площади

Статуя лишь в два раза превышает натуральную величину. Марк Аврелий изображён в солдатском плаще (лат. paludamentum ) поверх туники . Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара.

В 1981 году началась реставрация скульптуры. Восстановлением статуи занималась группа специалистов Института реставрации (итал . Istituto Superiore per la Conservazione ed il Restauro) в Риме. 12 апреля 1990 года торжественно, при большом стечении народа, статуя была возвращена на Капитолийский холм.

21 апреля 1997 года на постамент работы Микеланджело была помещена точная бронзовая копия статуи.

Литература

  • Siebler M. Römische Kunst. - Köln: Taschen GmbH, 2005. - С. 72. - ISBN 978-3-8228-5451-8.
  • Anna Mura Sommella e Claudio Parisi Presicce Il Marco Aurelio e la sua copia. - Roma: Silvana Editoriale, 1997 - ISBN 978-8882150297

См. также

Ссылки

Дворец сенаторов

Дворец сенаторов (итал. Palazzo Senatorio) - ренессансное общественное здание, построенное в 1573-1605 гг. по проекту Микеланджело на Капитолийском холме в Риме. Сейчас в нём располагается мэрия города Рима.

В 78 году до н. э. Сенат поручил консулу Квинту Лутацию Катулу возвести на Капитолийском холме государственный архив - Табуларий. Строительством заведовал зодчий Луций Корнелий. В течение средневековья здание архива пришло в запустение, как и другие античные постройки города. Знатная семья Корси, воспользовавшись его расположением на гребне холма, возвела над ним свой замок.

В середине XVI века папа римский поручил Микеланджело перестроить весь Капитолий, разбив на вершине представительную площадь под названием Пьяцца-дель-Кампидольо. По замыслу зодчего, стороны площади должны были образовать три дворца, главным из которых должен был стать Дворец сенаторов. По бокам от него были задуманы более низкие объёмы двух симметричных зданий - Дворца консерваторов и Нового дворца. При оформлении фасадов всех трёх дворцов Микеланджело предполагал использовать нечто прежде неслыханное - колоссальный ордер.

Посредине площади Кампидольо в 1538 году была установлена конная статуя Марка Аврелия (древнеримская скульптура II века, в конце XX века заменена копией). К дворцу сенаторов по склону Капитолия должна была вести величественная лестница, посредине которой планировался фонтан с античными фигурами - олицетворениями Тибра и Нила.

Монументальный проект Микеланджело был реализован (с незначительными отклонениями) уже после его смерти учениками, Джакомо делла Порта и Джироламо Райнальди (представители маньеризма). В новом здании уцелела нижняя часть античного Табулария. Две башни по бокам также остались со времени укреплений Корси. Всё это придаёт дворцу, несмотря на его чисто ренессансный фасад, оттенок оборонительного сооружения. Ратушная (часовая) башня возведена в 1578-82 гг. архитектором Мартино Лонги.

С 1871 года дворец служит резиденцией мэра Рима и местопребыванием других городских чиновников, поэтому бо́льшая часть помещений закрыта для туристов. В этом дворце 25 марта 1957 года был подписан Римский договор. В нижней (античной) части здания выставлены некоторые экспонаты Капитолийских музеев.

Древнеримское искусство

Древнеримское искусство фактически ведёт отчёт со II в. до н. э., так как республиканский Рим стремился не к созерцательному познанию мира, а к практическому им обладанию.

Капитолий (холм)

Капито́лий (Капитоли́йский холм; лат. Capitolium, Capitolinus mons, итал. il Campidoglio, Monte Capitolino) - один из семи холмов, на которых возник Древний Рим. На Капитолии находился Капитолийский храм, который тоже называли Капитолием, где происходили заседания сената и народные собрания.

Капитолийские музеи

Капитолийские музеи (итал. Musei Capitolini) - старейший публичный музей в мире, начало которому положил папа Сикст IV в 1471 году, передав в дар «народу Римa» собрание античной бронзы, помещавшееся до того под стенами Латерана.

Конная статуя

Конная статуя - скульптура (статуя) или памятник, изображающий коня, человека на коне или чествуемую личность в качестве всадника.

Подобные статуи или памятники, как правило, посвящаются властителям и военачальникам. В стоящем положении изображаются чаще всего политики и деятели искусства, изредка их можно встретить и в сидящем положении. Конные статуи известны ещё с античной эпохи, наиболее древней из уцелевших является конная статуя Марка Аврелия в Риме. Самыми сложными в техническом плане считаются конные статуи, имеющие всего две точки опоры.

Марк Аврелий

Марк Авре́лий Антони́н (лат. Marcus Aurelius Antoninus; 26 апреля 121, Рим - 17 марта 180, Виндобона) - римский император (161-180) из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета. Последний из пяти хороших императоров.

Монеты евро Италии

Итальянские монеты евро - современные денежные знаки Италии. Национальная сторона каждой монеты обладает уникальным дизайном. Выбор между вариантами дизайна монет был оставлен на усмотрение итальянской общественности посредством телевидения, где были представлены альтернативные проекты. Люди голосовали за варианты, набирая определённые телефоны. Единственная монета, не участвовавшая в этих выборах, была 1 евро, так как Карло Адзельо Чампи, в то время являвшийся министром экономики, уже решил, что там будет размещён Витрувианский человек Леонардо да Винчи.

Список античных бронз

Список античных бронз включает перечисление древнегреческих, древнеримских и этрусских бронзовых оригинальных статуй крупного размера, дошедших до наших дней.

Металлические статуи античности представляют ныне большую редкость, ибо, в отличие от мраморных аналогов, изделия из такого дорогостоящего сплава, как бронза, рано или поздно отправлялись в переплавку. О большинстве древнегреческих бронзовых статуй можно судить лишь по сохранившимся мраморным копиям.

Список античных статуй

Список античных статуй включает сохранившиеся и исчезнувшие древнегреческие, древнеримские и этрусские скульптуры, получившие прозвище или имя собственнное, ставшие иконографическим образцом (типом).

Список не включает знаменитые стелы, рельефы, а также украшенные рельефами саркофаги (только с ярко выраженными скульптурными группами). Портретные статуи и бюсты древних римлян включены в список, только если эти произведения приобрели самостоятельную художественную значимость, как отдельное художественное произведение.

Большинство античных статуй сохранились в виде поздних римских мраморных копий (I-II вв. н. э.) с утраченных греческих бронзовых или мраморных оригиналов (V-II вв. до н. э.). В столбце «Автор» указаны либо имена знаменитых древнегреческих скульпторов, являвшихся создателями скульптур по сообщениям античных историков и путешественников; либо же имена, известные по автографам на скульптурах (обычно малоизвестных мастеров). В столбце «Период» указана дата создания первоначальной греческой статуи, если она стала иконографическим образцом. Римская дата ставится в этот столбец, если это время создания конкретной римской копии, значительно отличающейся от исходного образца и приобретшей имя собственное.

Дальше на втором этаже возле " Апартаментов Консерваторов " располагаются три зала Кастеллани (Castellani). Экспонаты хранящиеся в трех залах были подарены музею известным ювелиром и коллекционером А.Кастеллани в 1867 году, работающий тогда в качестве директора Капитолийских музеев. Он принимал активное участие в культурной жизни города и старался пополнять музейные коллекции за счет собственных средств.

В настоящее время в залах Кастеллани насчитывают около 700 экспонатов, найденные в многочисленных некрополях древней Этрурии, Лацио и Великой Греции (VIII/IV вв.до н.э.). В витринах первых двух залах хранится керамика сделанная из серовато-чёрной глины - импасто и керамика буккеро – специфический этрусский вид.


В третьем зале находится Тенза Капитолина (Tensa Capitolina) - парадная колесница покрытая бронзовой отделкой, на которой изображены сцены из жизни Ахилла,

статуя сидящего предка, найденная при раскопках в Черветери, барельеф собаки от гробницы Некрополя Собак (Tomba dei Cani) из Тольфа (VI в.до н.э.),

и много других уникальных экспонатов.

В залах Horti Lamiani хранятся экспонаты, найденные в усадьбе римского консула Луция Элия Ламия. Сады консула эпохи Тиберия, находились на Эсквилинском холме Рима (теперь - площадь ).

Усадьбы Рима отличались великолепными формами и оформлением. В тени деревьев устанавливались беседки, расписные фонтаны, скульптуры и храмы. Раскошенные стены зданий покрывались позолоченной медью и драгоценными камнями.

Украшения римской среды изображены на найденных фресках усадьбы консула Луция Элия Ламия (как например встречаются на некоторых фресках и Оплонтис).

При раскопках усадьбы в 1875 году, археолог Р. Ланчани, нашел подземный туннель длинной 80 метров, пол которого был покрыт мозаикой из качественного минерала - кальцитовый алебастр. Только часть пола сохранилась по сей день.

До нас дошли другие великолепные образцы тех времен - Эсквилинская Венера и редчайший торс Бахуса - бога вина и виноделия.


Торс Бахуса

Большой известностью пользуется портрет императора Коммода в образе Геркулеса . Культ Геркулеса, греческого Геракла, считавшегося покровителем династии Антонинов, получил особенно широкое распространение в Риме при Коммоде, который называл себя «новым Геркулесом». Коммод изображен в накинутой на плечи львиной шкуре, лапы которой завязаны узлом на его груди. Голову покрывает львиная морда. Правой рукой Коммод держит положенную на плечо дубинку, в левой - яблоки Гесперид. Лицо, обрамленное пышной шапкой волос и короткой вьющейся бородой, напоминает портреты императора Марка Аврелия.

«Он имел пропорциональное телосложение, но выражение лица было тупое, как у пьяниц, и речь беспорядочна. Его волосы были всегда выкрашены и припудрены золотым порошком. Он заставлял подпаливать себе волосы и бороду, так как боялся бритвы» (Лампридий, Коммод, 17).

Подставка представляет собой шар - символ Вселенной, - на котором лежат два перекрещивающихся рога изобилия - символ Фортуны. Между ними - щит с рельефной головой Горгоны. По сторонам шара находились две фигуры коленопреклоненных амазонок, из которых сохранилась лишь левая. Геркулес хранится в музее в сопровождении двух тритонов


Голова Кентавра времен императора Тиберия. (I в.н.э.)

В залах Horti Tauriani-Vettiani выставлены находки найденные в усадьбе Тита Статилия Тавра (консул 44 г.н.э.), политического деятеля эпохи ранней Римской империи. Он был обвинен в вымогательстве и сношениями с магами Агриппиной Младшей, супругой императора Клавдия, которая потом присвоила себе усадьбу Статилия Тавра. Позже императорское имущество было разбито и передано вольноотпущенникам императора Клавдия и потом Нерона (Epaphrodito e Pallante), а затем в IV в.н.э. часть усадьбы стало резиденцией римского философа Веттия Агория Претекстата. Претекстат был одним из последних политических деятелей, поддерживавших римскую религию поздней Античности. Как и его жена, он был особенно предан культу Весты. Претекстат был дружен со многими представителями римской языческой аристократии.

При раскопках были найдены: статуя « Тёлка », возможно, часть скульптурной группы, и вероятно, римская мраморная копия с бронзового древнегреческого оригинала, скульптора Мирона из Елевфера. Мирон изображал богов, героев и животных, причём с особенной любовью воспроизводил трудные, скоропреходящие позы. Наиболее знаменитое его произведение «Дискобол», атлет, намеревающийся пустить диск, - статуя, дошедшая до нашего времени в нескольких копиях, из которых лучшая сделана из мрамора и находится во (palazzo Massimо) в Риме,

три рельефа; один с изображением священного пейзажа и святилища,

два других представляют две квадриги, напротив друг друга, Гелиоса (Солнца) и Селены (Луны).

Мраморная статуя женщины, вероятно, копия статуи Артемиды скульптора Кефисодота Старшего (IV до н.э.).

Статуя богини Гигиея (Igea I в.н.э.). Гигиею изображали в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши. Эти атрибуты, чаша и змея, составили современный символ медицины. Именно Гигиея дала название медицинской дисциплине гигиене.

В залах Horti Maecenatis хранятся экспонаты, найденные при раскопках в усадьбе Гайя Цильния Мецената, влиятельного советника и друга императора Октавиана Августа. Меценат был страстным ценителем искусства. При раскопках в его роскошном дворце, было найдено немало художественных ценностей.

Среди экспонатов наиболее известные: Победитель Геркулес (от оригинала IV в.до н.э.) - почитался как воинственный бог, «победитель», «непобедимый»,

голова Амазонки (от оригинала V в.до н.э) - образ женщины воина и девы-воительницы,

статуя Эрота (от оригинала IV в.до н.э.) - божество любви в древнегреческой мифологии, безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле,

статуя Марсия (от оригинала II в.н.э.) - в древнегреческой мифологии сатир, пастух, наказанный Аполлоном за выигранное состязание. Афина изобрела флейту, но бросила ее как негодный инструмент. Марсий, однако, подобрал флейту и непрестанно упражнялся и довёл игру на ней до такого совершенства, что осмелился вызвать Аполлона на состязание и победил, и тогда Аполлон подвесил Марсия на высокой сосне и содрал с него кожу.


И еще...Статуя собаки из зеленого египетского мрамора в александрийском стиле, некоторые кариатиды, статуя музы Мельпомены и статуя сидящей музы, типа музы Каллиопы.

Кариатиды

Статуи Муз

фонтан в виде рога - сосуда, и легенда гласит, что такой рог «потеряла» в кустах коза Амалтея, кормилица самого Зевса. Предприимчивые нимфы добро подобрали, обернули листьями, наполнили плодами и принесли Зевсу. Расчувствовавшийся и даже всплакнувший Зевс вернул рог честным нимфам и обещал, что всё, что бы они теперь не пожелали, сбудется им теперь прямо из этого рога.
Рог изобилия в виде фонтана дарили тем, кому желали славы Зевса, фонтана идей, много детей, долголетия и просто жизненного спокойствия. Последнее (спокойствие) приходит во время созерцания струящейся воды, журчащей о том, что ко всему в этом мире надо относиться с олимпийским спокойствием и оптимизмом. Фонтан времен Августа и подписан автором Понтиос (Pontios).

Рельеф танцующей Менады (вакханка) - в древнегреческой мифологии спутницы и почитательницы Диониса. По его имени у римлян - Вакх, они назывались вакханками,

Мозаика с изображением Ореста и Ифигении . История Ореста была весьма популярна в "античности". Ее рассказывали такие известные авторы, как Гомер, Еврипид, Эсхил, Аполлодор, Гигин, Софокл, Павсаний, Сервий.

Галерея degli Horti - это коридор, который связывает между собой все предыдущие залы с экспонатами, найденные в разные усадьбы. В коридоре среди многочисленных шедевров времен античности можно увидеть: две большие мраморные вазы (I в.н.э.) , на одной изображен брак между Парисом и Еленой,

На второй вазе изображен ритуал посвящения в культ Диониса.

В конце Галереи degli Horti, перед посетителями музея открывается новый зал Капитолийских музеев, названный греческим термином «экседра», который обозначает глубокую нишу, завершаемую полукуполом. Зал покрывает большой стеклянный навес, разработанный архитектором Carlo Aymomino, в духе современной архитектуры и с использованием самых передовых технологий. Зал торжественно открыли в 2005 году. Здесь хранится оригинал конной статуи (копия на ) римского императора Марка Аврелия и другие бронзовые шедевры.

Статуя Марка Аврелия была создана в 160-180-е годах.
Первоначально позолоченная конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она императора Константина I Великого, которого христианская церковь канонизировала как «святого равноапостольного».
В XII веке статую перенесли на площадь Латерана. В XV веке ватиканский библиотекарь Бартоломео Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника. В 1538 году её поместили на Капитолий по распоряжению папы Павла III. Цоколь для статуи сделал Микеланджело из колонны храма Кастора и Поллукса; и вот он едет на коне, прототип всех бронзовых всадников, которые с того времени пришпоривают своих коней на улицах и площадях мира.
Статуя лишь в два раза превышает натуральную величину. Марк Аврелий изображён в солдатском плаще поверх туники. Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара.

В Экседре, которая заняла место так называемого Римского Сада, хранятся также другие экспонаты. Статуя Геркулеса из позолоченной бронзы (II в.до н.э.) - найдена на . Скульптура имеет в высоту 241 см. В правой руке Геркулес держит палицу, в левой - три яблока Гесперид.

Фрагменты бронзового колосса императора Константина(IV в.н.э.) - голова, часть руки и ноги. Статуя первоначально была в положении стоя и достигала 12 м. высоты. Высота головы 177 см, руки 150 см.

Скульптура Льва, кусающего лошадь времен эллинской эпохи, была реставрирована и дополнена во времена Возрождения, учеником Микеланджело - Ruggero Bascapè. Лошади добавили - голову,хвост и ноги, и льву - задние ноги.

В конце Эседры можно увидеть фундамент Храма Юпитера, Юноны и Минервы (Капитолийской Триады).

Строительство началось в период правления царя Луция Тарквиния Приска на месте древнего святилища сабин, а в 509 году до нашей эры Капитолийский храм (Храм Юпитера) был освящён. Несколько раз достопримечательность испытала на себе разрушительную силу природных стихий. Например, пожар 82 года до нашей эры, когда храм было сожжён дотла вместе со всем богатым убранством. Реконструировали сооружение по приказу правящего в то время Луция Корнелия Суллы, для чего даже привезли несколько греческих колонн из Храма Зевса в Афинах.

Капитолийский храм был разделён на 3 предела, средняя посвящалась Юпитеру, где стояла его статуя сидящего на троне из золота и слоновой кости, был одет в тунику, украшенную пальмовыми веточками и пурпурную тогу, вышитую золотом. Предел справа был посвящен Минерве, а слева - Юноне, у каждого божества имелся свой алтарь. Крышу украшала терракотовая (позднее бронзовая) скульптура Юпитера на квадриге.

Капитолийский храм являлся религиозным центром республиканского и имперского Рима, имел также большое значение в укреплении римского государства. В нём собирался сенат, приносили жертвы магистры, там располагался архив. Храм являлся для римлян символом власти, силы и бессмертия Рима


Храм Юпитера в архаическую эпоху

Возле фундамента храма Юпитера можно увидеть экспонаты, найденные в археологической зоне у подножия Капитолия - Сант’Омобоно. Храм Юпитера не был единственным святилищем, сооруженным в Риме. В 1964 г. во время раскопок участка вокруг церквушки Сант’Омобоно в самом центре Рима были обнаружены остатки храма Фортуны и Матер Матуты . Античные авторы говорили о храмах двух этих богинь. Раскопки же показали, что в древнейшую эпоху существовало единое храмовое сооружение, покоившееся на одном подии, но с двумя целлами для каждой из родственных богинь.


Реконструкция фронтона храма

Фронтон храма был украшен фигурами двух сидящих животных (львов или пантер), обращенных мордами друг к другу. Их головы занимали верхнюю часть треугольника, задняя часть туловища и хвосты располагались в правом и левом углах. Такие же обращенные друг к другу фигуры зверей характерны для изображений на этрусских гробницах.

В храме Фортуны и Матер Матуты была обнаружена фигурка льва из слоновой кости с надписью на этрусском языке. Это самый интересный из этрусских текстов найденных в архаическом Риме.

В двух залах dei Fasti Moderni (современные фаст-надписи), выставлены на стенах для хранения фаст-надписи высеченные в камне, содержащие список римских магистров с 1640-1870 гг.

Кроме фаст-надписей в залах хранятся и другие экспонаты. Две статуи спортсменов(от оригиналов IV в.до н.э.), найденные при раскопках в Веллетри.


Мраморный саркофаг, найденный в Виковаро, увенчан скульптурами супружеской пары, украшенный барельефами, изображающие охоту величайшего охотника всех времен Мелеагра. Резная усыпальница свидетельствуют о завидном финансовом положении заказчиков.

Последний зал этого этажа, находящийся рядом с парадной лестницей, посвящен Средневековью . В этом зале в шестнадцатом веке хранили капитолийский архив. Сейчас, выставлены экспонаты средневековья.

Среди них хранится мраморная сидячая статуя Карла Анжуйского - король Сицилии и сенатор Рима в XIII в., возможно, изваянная мастером Арнольфо ди Камбио, который до 1277 года жил в Риме, а впоследствии прославился как выдающийся архитектор и скульптор во Флоренции. Статуя Карла Анжуйского создана явно под влиянием античных скульптурных изображений римских императоров.

Другой важный экспонат средневекового зала - столешница украшенная барельефами, изображающие главные события из жизни Аххила (IV в.), и мозаикой в стиле косматески, работа братьев Jacopo и Lorenzo di Tebaldo (XIII в.).

портрета. Конная статуя Марка

Аврелия. Позднеантичная живопись

(Помпеи, Геркуланум, Стабии)

Глиптотека (коллекция бюстов)/Римский скульптурный портрет - один из самых значительных периодов в развитии мирового портрета, охватывающий примерно пять веков (I в. до н. э. - IV в. н. э.), характеризуется необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображённого; в древнеримском изобразительном искусстве по своему качеству занимает одно из первых мест среди других жанров.

Отличается значительным количеством дошедших до нас памятников, которые кроме художественной имеют значительную историческую ценность, так как дополняют письменные источники, демонстрируя нам лица участников важных исторических событий. По мнению исследователей, этот период заложил основы последующего развития европейского реалистического портрета. Подавляющее количество изображений выполнены в мраморе, встречаются и бронзовые изображения, дошедшие в меньшем количестве. Хотя многие римские портреты идентифицированы с конкретными личностями либо прямо имеют надпись, указывающую на то, кто послужил им моделью, ни одного имени римского портретиста не сохранилось.

Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря (lararium) вместе с фигурками лар и пенатов. Они изготавливались из воска и назывались imagines.

Политическая функция римского портрета

С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды.

Развитие древнеримского портрета было связано с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расширением круга портретируемых. Риму свойственен нарождающийся интерес к конкретному человеку (в отличие от интереса к человеку вообще в искусстве Древней Греции). В основе художественной структуры многих древнеримского портрета - чёткая и скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении единства индивидуального и типического. В отличие от древнегреческого портрета с его тягой к идеализации (греки считали, что хороший человек обязательно должен быть красивым - калокагатия), римский скульптурный портрет оказался максимально натуралистичным и до сих пор считается одним из наиболее реалистичных образцов жанра за всю историю искусства. Древние римляне обладали такой верой в себя, что считали личность человека достойной уважения в том виде, какая она есть, без всяких приукрас и идеализаций, со всеми морщинами, лысинами и избыточным весом (см. к примеру портрет императора Вителлия).

Римские портретисты впервые попытались разрешить задачу, которая в конечном счете стоит и перед современными художниками, - передать не только внешний индивидуальный облик определенного человека, но и отличительные особенности его характера.

Общие тенденции

Создавались не только римскими ремесленниками, но и рабами-мастерами, в том числе пленными греками. Тем не менее, общую пропорцию установить невозможно.

Большое число подделок в Новое время и ложных реконструкций

Опознание мраморных голов путем сравнения с профилями на монетах

Портрет императора (династические портреты) в большинстве случаев является наиболее репрезентативным для определения общего стиля эпохи, так как эти произведения выполняли наиболее умелые ремесленники и, вдобавок, остальные подданные, заказывая свои изображения, ориентировались на моду, заданную императором.

Произведения, создаваемые в столице, являлись эталонными. При этом провинциальный портрет по своей стилистике мог отставать от моды на десятилетия. Кроме того, в провинциальном портрете (в зависимости от региона) сильнее было влияние греческого портрета.

Колонна Марка Аврелия – уникальная скульптурная колонна, возведенная в честь победы римского императора Марка Аврелия в Маркоманской войне. Возвышается это произведение лепного и скульптурного искусства в самом центре Рима, на одноименной площади. По архитектурному типу – это дорическая колонна со спиральным рельефом, которая была возведена на основе древней колонны Траяна.

Возведение колонны Марка Аврелия

Поскольку первоначальная посвятительная надпись была разрушена и утеряна, до сих пор неизвестно, была ли колонна построена во время царствования императора Марка Аврелия (по случаю военного триумфа в 176 году) или уже после его смерти в 180 году. Позже в окрестностях была найдена предположительно утерянная ранее надпись, которая свидетельствует о том, что строительство колонны было закончено к 193 году.

С точки зрения топографии древнего Рима, колонна стояла в северной части города (Campus Martius), в самом центре площади. Эта площадь была расположена между храмом Адриана и храмом Марка Аврелия, построенным его сыном Коммодом и ныне полностью разрушенным. Совсем недалеко от скульптурной колонны Марка Аврелия находится место, где произошла кремация императора.

Высота колонны составляет 29,6 м, что поражает воображение даже самого искушенного зрителя. При этом высота пьедестала превышает 10 метров. Изначально архитекторы создавали монумент, полная высота которого составляла почти 42 метра, однако в ходе дальнейшей реставрации было принято решение о необходимости уменьшения высоты колонны на 3 метра, за счет погружения части монумента под землю. Основа колонны выполнена из натуральных мраморных блоков, которые сложены таким образом, чтобы внутри оставалась полость.


Фото:

В этой полости располагается высокая винтовая лестница из 200 ступеней, ведущая к самой вершине монумента. Там, изначально располагалась скульптура самого императора Марка Аврелия. От полной темноты лестницу спасают небольшие щели между мраморными блоками, которые обеспечивают слабое проникновение естественного солнечного света.

Лепной спиральный рельеф

Тот факт, что Марку Аврелию был посвящен столь значимый и великолепный монумент, лишь подтверждает вклад, который этот император внес в развитие общества и государства во времена своего правления. История его восхождения и правления проходит параллельно с жизнью его соправителя Луция Вера. Согласно историческим свидетельствам, описывающим те времена, два правителя Римской Империи были абсолютными противоположностями и антагонистами друг другу. Оба они были прекрасно образованы, однако жили в соответствии с двумя противоборствующими философиями – стоицизмом и эпикуреизмом.

Марк Аврелий был убежденным представителем стоицизма и в своем правлении уделял большое внимание внутренней политике, принятию правильных и полезных для общества законов, а также усовершенствованию судебной системы и социального обеспечения населения. Римляне любили и почитали Марка Аврелия, как мудрого и справедливого правителя. На протяжении всего своего правления император был окружен высокообразованными и порядочными советниками, которые уделяли также много времени работе с сенатом.

Его соправитель Луций Вер был полностью поглощен другой философией – эпикуреизмом. Он посвятил всю свою жизнь удовольствиям и утехам, которые стоили казне баснословных денег. Луций Вер был завсегдатаем и покровителем театральных постановок, гладиаторских поединков и многочисленных пиров. До наших дней сохранилось описание роскошного пира на 12 человек, который обошелся казне государства в огромную сумму - 6 миллионов сестерциев. К каждому гостю Луция Вера во время пира были приставлены личные рабы, которые выполняли любые прихоти хозяина. Все мясо на столе, было получено в результате забоя животных непосредственно во время пира. Посуда из драгоценных металлов не подавалась к столу второй раз, а золотые бокалы менялись сразу же, после того, как гость отпил из них. По окончании пира каждый гость получил в подарок слугу и роскошный серебряный экипаж.


Фото:

Исходя из исторической значимости Марка Аврелия, на фоне праздного образа жизни его соправителя, тот факт, что именно ему и его подвигам была посвящена великолепная колонна, кажется совершенно логичным и понятным.

Уникальность и художественная ценность колонны заключается в великолепном лепном рельефе спирального типа, который украшает ствол монумента. Рельеф спиральной картины рассказывает историю о дунайских и маркоманских войнах Маркуса Аврелия, которые он вел, начиная со 166 года до самой своей смерти. История, изображенная на рельефе, начинается со скульптурной картины могущественной и многочисленной армии римского императора, пересекающей реку Дунай, вероятно, в Карнунтуме. Этот момент считается переломным и вдохновляющим императора на будущие подвиги.

Дальнейший сюжет рельефа и хронология событий до сих пор оспаривается историками и искусствоведами. Последняя и наиболее вероятная теория утверждает, что экспедиции против Маркоманни и Квади в 172 и 173 годах находятся в нижней половине рельефа колонны, а успехи императора в войнах с сарматами в период с 174 по 175 года отображены в верхней половине монумента.

Важнейшим и ключевым эпизодом сюжета колонны, стало событие, широко освещаемое в римской религиозной среде и получившее название «чудо дождя». Согласно легенде, самым трудным моментом в военном походе Марка Аврелия стала борьба с языгами и квадами. События этой войны стали основным сюжетом лепного рельефа колонны. Военные столкновения с языгами происходили лютой зимой, во время которой Дунай был полностью покрыт льдом. Сражения проходили на льду реки, и победить армии Марка Аврелия удалось лишь раскладывая щиты на лед и наступая на дерево, чтобы не скользить. В результате большая часть армии языгов полегла на поле битвы, а оставшиеся в живых были вынуждены бежать далеко от Дуная.

Победа в этой тяжелой битве настолько вдохновила Марка Аврелия, что им было принято решение идти дальше и покорять земли квадов. Основные сражения с квадами пришлись на аномально жаркое лето, во время которого не было ни капли осадков. Несмотря на то что военные силы квадов были намного меньше армии Марка Аврелия по численности, им удалось заманить римлян в западню и окружить, отрезав тем самым доступ к питьевой воде. Аномальная жара и засушливый климат, изматывали римлян и отнимали у них все силы. Огромная мощная армия во главе с Марком Аврелием оказалась на грани гибели. В этот момент и произошло чудо, которое признано и воспето несколькими религиями.


Фото:

В своем письме Марк Аврелий описывает чудо дождя как, спасение, посланное римлянам небесами. Когда надежда добыть воду уже почти иссякла, а воины были сильно обезвожены и измотаны жарой, Марк Аврелий организовал массовую молитву, в которой принял участие весь Двенадцатый легион. Во время этой молитвы начался проливной ливень, что христиане всего мира считают чудом дождя. Этот дождь спас армию от гибели и послужил основой для сокрушительной победы над квадами. Кроме христианской религии, чудо дождя описывают и язычники. Однако по их версии, дождь был вызван не молитвой воинов Двенадцатого легиона, а египетским колдуном, который сопровождал Марка Аврелия в военных походах. В скульптурной композиции колонны Марка Аврелия, «чуду дождя» посвящена одна из главных ролей, что демонстрирует особенное отношение к этому историческому событию.

Несмотря на некоторые сходства с колонной Траяна, архитектурный стиль колонны Марка Аврелия совершенно другой. Здесь четко прослеживаются элементы предшествующего драматического стиля 3-го века, в котором была выполнена знаменитая Триумфальная арка Септимия Северуса, установленная вскоре после возведения колонны Марка Аврелия. Головы фигур непропорционально велики в сравнении с телами, чтобы зритель мог лучше интерпретировать выражения лиц воинов.

Первоначальный лепной макет рельефа был впоследствии вырезан из камня таким образом, чтобы глубина отдельных элементов была различной. Это обеспечивает особенную игру света и теней, что создает максимально реалистичную и динамичную картину сражений и сцен насилия. Когда деревни сжигаются, женщины и дети попадают в плен, мужчины убиты, эмоции, отчаяние и страдания «варваров» на войне представлены остро в одиночных сценах, в выражениях лиц и жестах. В то же время император представлен в качестве главного героя, сохраняющего спокойствие и невозмутимость.

Язык символов является более ясным и выразительным, в сравнении с неуклюжей на первый взгляд эстетикой Троянской колонны, и оставляет зрителю совершенно иное впечатление от художественного стиля. Там прохладный и трезвый баланс - здесь, драма и сочувствие. Живописный язык недвусмысленен - подчеркивается имперское господство и авторитет лидера и главнокомандующего.

Монумент в наши дни

В Средние века восхождение на колонну стало настолько популярным, что право взимать вступительный взнос ежегодно продавалось на аукционе. Сегодня осуществить подъем по лестнице внутри колонны невозможно. Теперь колонна служит центральным элементом на площади перед Палаццо Чиги. В 1589 году, по приказу папы Сикстуса V вся колонна была восстановлена под руководством ​​Доменико Фонтана и адаптирована к уровню земли того времени. Также на верхней платформе была установлена ​​бронзовая статуя апостола святого Павла, по аналогии со статуей святого Петра на колонне Траяна. Первоначально на верхней платформе, вероятно, была статуя Марка Аврелия, которая к XVI веку была утеряна.

Сегодня колонна Марка Аврелия — один из главных символов Рима и историческое наследие величайшей империи всех времен.



Последние материалы сайта