Кто автор романа братья и сестры. Тетралогия Ф. Абрамова «Братья и сестры»: проблематика, образная система, поэтика. Идейно-художественный анализ романа «Сестры»

27.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

1. История создания произведения.

Роман «Братья и сестры» был опубликован Ф.А. Абрамовым в 1958 году, однако он имел богатую предысторию. О замысле своего произведения писатель рассказывал во многих интервью и предисловиях. Оказавшись в родных местах после битвы под Ленинградом, Федор Александрович увидел тяжелую жизнь в деревне, которая требовала подробного описания. Автор в своем романе хотел отразить народную правду военного времени, хотел показать, как женщинам и старикам было тяжело в те времена. Как приверженец деревенской прозы, Ф.А. Абрамов решил поставить проблему деревенской жизни. Писатель, как он сам отмечал, хотел поспорить с другими авторами, у которых в произведениях была «розовая водица», и показать свое отношение относительно жизни в деревне.

Замысел романа «Братья и сестры», который родился в 1942 году, зрел целых 8 лет. Лишь в 1950 году Ф.А. Абрамов начал работу над произведением и в течение еще 6 лет работал над ним.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

Роман «Братья и сестры» входит в тетралогию, которая посвящена деревенской жизни и совмещает в себе признаки и эпического, и хроники, и социального, и психологического. Являясь первым в тетралогии, данный роман обладает автобиографическими признаками в большей мере. В нем много лирических отступлений, в которых ярко звучит авторское «я».

3. Название произведения и его смысл.

Название «Братья и сестры» имеет несколько смысловых функций. В первую очередь, это сюжетная основа: братьями и сестрами являлась семья Пряслиных. Также братьями и сестрами назывались все жители деревни, которые были по-настоящему близки между собой. Так отмечалась неразделенность и близость деревенского народа. Название романа также связано с тем, что с фразой «Братья и сестры» обратился ко всему русскому народу И. В. Сталин в военное время.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование идет от третьего лица, но глазами тех, кто жил в деревне. В романе присутствуют лирические отступления, которые говорят об автобиографичности произведения.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Главная тема первого романа трилогии Ф.А. Абрамова – труд крестьян. Автор рассказывает о той напряженной работе деревенских жителей, которая велась в военное время. Писатель приравнивает деятельность женщин и стариков к настоящему подвигу, потому что всех мужчин забрала война и именно на этих жителях осталось благополучие всей деревни.

Автор отмечает, что в это тяжелое для всего народа время жителям деревни удалось выстоять, потому что все они относились друг к другу, как братья и сестры. Писатель показывает, как людям удалось противостоять трудным временам, удалось не сломиться и продолжить жить.

В своем романе Ф.А. Абрамов поднимает проблему отказа от личной жизни в пользу общественной.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В основе сюжета романа «Братья и сестры» лежит история деревни Пекашино, которая стала олицетворением всего простого русского народа в военные времена, когда люди стали друг другу братьями и сестрами.

Конфликт произведения связан с различными противоречиями жизни в деревне: это и столкновение взглядов народа с взглядами руководителями, это и враждебность жизненных принципов различных героев романа.

7. Система образов произведения.

Ф.А. Абрамов в своем произведении рассказывает о жизни нескольких семейств: Пряслиных, Ставровых, Нетесовых и Житовых. И главными героями становятся женщины, дети и старики, на плечах которых остался весь деревенский уклад жизни. Для писателя было важным показать внутренние качества этих персонажей, продемонстрировать их душевную красоту. Автор любуется своими героями.

8. Композиция произведения.

Роман «Братья и сестры» повествует о деревенской жизни во время Великой Отечественной войны. История романа заканчивается 1943 годом и является началом событий последующих романов трилогии Ф. А. Абрамова.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Особенностью всего цикла является то, что писатель хотел показать жизнь деревни через основные исторические события. В этом проявилась публицистичность романа Ф.А. Абрамова, который пытался показать смысл всех фактов. Для писателя не так важна психологическая составляющая характеров героев, их индивидуальностей. Важным является психология всего народа.

10. Отзыв о произведении.

Роман Ф.А. Абрамова «Братья и сестры» ярко и правдиво раскрыл жизнь деревни в военные времена, показав, что поступки обычных людей, не задействованных в военных действиях, тоже являются настоящими подвигами. Писатель смог передать настроение того времени и выразить свое отношение к нему.

Романы «Братья и сестры» и «Две зимы и три лета» вместе с романами «Пути-перепутья» и «Дом» составляют тетралогию писателя Федора Абрамова «Братья и сестры», или, как назвал произведение автор, «роман в четырех книгах». Объединенные общими героями и местом действия (северное село Пекашино), эти книги повествуют о тридцатилетней судьбе русского северного крестьянства, начиная с военного 1942 года. За это время состарилось одно поколение, возмужало второе и подросло третье. И сам автор обретал мудрость со своими героями, ставил все более сложные проблемы, вдумывался и вглядывался в судьбы страны, России и человека. Более двадцати пяти лет создавалась тетралогия (1950-1978).

Более двадцати пяти лет не расставался автор с любимыми героями, искал вместе с ними ответа на мучительные вопросы: да что же такое эта Россия? Что мы за люди? Почему мы буквально в нечеловеческих условиях сумели выжить и победить врага и почему в мирное время не смогли накормить людей, создать подлинно человеческие, гуманные отношения, основанные на братстве, взаимопомощи, справедливости?

О замысле первого романа «Братья и сестры» Федор Абрамов неоднократно рассказывал на встречах с читателями, в интервью, в предисловиях. Чудом уцелев после тяжелого ранения под Ленинградом, после блокадного госпиталя, летом 1942 года во время отпуска по ранению он оказался на родном Пинежье. На всю жизнь запомнил Абрамов то лето, тот подвиг, то «сражение за хлеб, за жизнь», которое вели полуголодные бабы, старики, подростки. «Снаряды не рвались, пули не свистели. Но были похоронки, была нужда страшная и работа. Тяжкая мужская работа в поле и на лугу». «Не написать «Братья и сестры» я просто на мог... Перед глазами стояли картины живой, реальной действительности, они давили на память, требовали слова о себе. Великий подвиг русской бабы, открывшей в 1941 году второй фронт, быть может не менее тяжкий, чем фронт русского мужика, - как я мог забыть об этом?» «Только правда - пря - мая и нелицеприятная» - писательское кредо Абрамова. Позднее он уточнит: «...Подвиг человека, подвиг народа измеряется масштабом содеянного, мерой жертв и страданий, которые он приносит на алтарь победы».

Сразу же после выхода романа писатель столкнулся с недовольствами земляков, которые узнавали в некоторых героях свои приметы. Тогда Ф. А. Абрамов, может быть, впервые ощутил, как трудно говорить правду о народе самому народу, развращенному как лакировочной литературой, так и пропагандистскими хвалебными речами в его адрес. Ф. А. Абрамов писал: «Земляки меня встретили хорошо, но некоторые едва скрывают досаду: им кажется, что в моих героях выведены некоторые из них, причем выведены не совсем в лестном свете. И бесполезно разубеждать. Кстати, знаешь, на что опирается лакировочная теория, теория идеального искусства? На мнение народное. Народ терпеть не может прозы в искусстве. Он и сейчас предпочтет разные небылицы трезвому рассказу о его жизни. Одно дело его реальная жизнь, и другое дело книга, картина. Поэтому горькая правда в искусстве не для народа, она должна быть обращена к интеллигенции. Вот штуковина: чтобы сделать что-нибудь для народа, надо иногда идти вразрез с народом. И так во всем, даже в экономике». Эта трудная проблема будет занимать Ф. А. Абрамова все последующие годы. Сам писатель был уверен: «Народ, как сама жизнь, противоречив. И в народе есть великое и малое, возвышенное и низменное, доброе и злое». «Народ - жертва зла. Но он же опора зла, а значит, и творец или, по крайней мере, питательная почва зла», - размышляет Ф. А. Абрамов.


Ф. А. Абрамов сумел достойно рассказать о трагедии народной, о бедах и страданиях, о цене самопожертвования рядовых тружеников. Ему удалось «взглянуть в душу простого человека», он ввел в литературу целый пекашинский мир, представленный разнообразными характерами. Не будь последующих книг тетралогии, все равно остались бы в памяти семья Пряслиных, Анфиса, Варвара, Марфа Репишная, Степан Андреянович.

Трагедия войны, единение народа перед общей бедой выявили в людях невиданные духовные силы - братства, взаимопомощи, сострадания, способность к великому самоотречению и самопожертвованию. Эта мысль пронизывает все повествование, определяет пафос романа. И все-таки автору казалось, что ее следует уточнить, углубить, сделать более многосложной, неоднозначной. Для этого потребовалось ввести неоднозначные споры, сомнения, размышления героев о жизни, о воинской совести, об аскетизме. Ему хотелось подумать самому и заставить читателя задуматься о вопросах «бытийных», не лежащих на поверхности, а уходящих корнями в осмысление самой сути жизни и ее законов. С годами он все больше связывал проблемы социальные с нравственными, философскими, общечеловеческими.

Природа, люди, война, жизнь... Подобные размышления хотел ввести писатель в роман. Об этом - внутренний монолог Анфисы: «Растет трава, цветы не хуже, чем в мирные годы, жеребенок скачет и радуется вокруг матери. А почему же люди - самые разумные из всех существ - не радуются земной радости, убивают друг друга?.. Да что же это происходит-то? Что же такое мы, люди?» О смысле жизни размышляет после гибели сына и смерти жены Степан Андреянович: «Вот и жизнь прожита. Зачем? К чему работать? Ну, победят немца. Вернутся домой. А что у него? Ему-то что? И, может быть, следовало жить для Макаровны. Единственный человек был около него, и того проворонил. Так зачем же мы живем? Неужели только работать?»

И тут же автор обозначил переход к следующей главе: «А жизнь брала свое. Ушла Макаровна, а люди работали». Но главный вопрос, который хотел выделить Абрамов, - это вопрос о совести, об аскетизме, об отречении от личного во имя общего. «Имеет ли право человек на личную жизнь, если все кругом мучаются?» Вопрос наисложнейший. Поначалу автор склонялся к идее жертвенности. В дальнейших заметках к характерам и ситуациям, связанным с Анфисой, Варварой, Лукашиным, он усложнил проблему. Запись от 11 декабря 1966 года: «Можно ли полнокровно жить, когда кругом беды? Вот вопрос, который приходится решать и Лукашину, и Анфисе. Нельзя. Совесть и пр. Нельзя жить полнокровно сейчас. А когда же жить человеку?»

Гражданская война, пятилетки, коллективизация, война... Лукашин полон сомнений, но в конце концов на вопрос «Возможна ли теперь любовь?» он отвечает: «Возможна! Именно теперь и возможна. Нельзя отменить жизнь. А на фронте? Ты думаешь, у всех пост великий? Да возможно ли это?» Анфиса думает иначе: «Каждый решает так, как он может. Я не осуждаю. А сама не могу. Как я бабам посмотрю в глаза?» Максимализм Анфисы автор хотел объяснить крепкими нравственными устоями в ее староверской семье. «Раз горе в доме - каждый день покойники, - разве может она отдаваться радости? Разве не преступно это? Все прабабки и бабки, хранившие верность до гроба своим мужьям в их роду, восставали против ее любви, против страсти». Но и Анфису заставлял автор больше сомневаться, искать ответа. Анфиса терзается: любить должна была Настя, ее должна была одарить всеми дарами жизнь, а на самом деле любить выпало ей, Анфисе. Да разве справедливо это? Кто, кто определяет все это, заранее рассчитывает? Почему один человек умирает в молодости, а другой живет?

Когда Анфиса узнает, что Настя обгорела, стала калекой, она надевает на себя вериги. Стоп. Никакой любви! Она стала сурова, аскетична, что называется, в ногу со своим временем. И думала: так и надо. В этом ее долг. Но людям это не понравилось. Людям, оказывается, больше нравилась прежняя Анфиса - веселая, неунывающая, жадная до жизни. И именно тогда о ней с восторгом говорили бабы: «Ну, женка! Не падает духом. Еще и нас тянет». А когда Анфиса становится аскетом, худо становится и людям. И люди не идут к ней. А она ведь хотела им добра, для них надевала на себя власяницу.

Нравственно аскетическое и язычески жизнелюбивое отношение к миру принимало в романе и в других произведениях Ф. А. Абрамова самые многоликие формы. Крайний аскетизм и эгоистически бездумное жизнелюбие были одинаково неприемлемы для писателя. Но он понимал, как трудно найти правду - истину в этом мире. Потому вновь и вновь сталкивал противоположные натуры, взгляды, убеждения, искания в сложных жизненных ситуациях.

Тетралогия Ф. Абрамова «Братья и сестры»: проблематика, образная система, поэтика.

Романы ʼʼБратья и сестрыʼʼ и ʼʼДве зимы и три летаʼʼ вместе с романами ʼʼПути-перепутьяʼʼ и ʼʼДомʼʼ составляют тетралогию писателя Федора Абрамова ʼʼБратья и сестрыʼʼ, или, как назвал произведение автор, ʼʼроман в четырех книгахʼʼ. Объединœенные общими героями и местом действия (северное село Пекашино), эти книги повествуют о тридцатилетней судьбе русского северного крестьянства, начиная с военного 1942 года. За это время состарилось одно поколение, возмужало второе и подросло третье. И сам автор обретал мудрость со своими героями, ставил всœе более сложные проблемы, вдумывался и вглядывался в судьбы страны, России и человека. Более двадцати пяти лет создавалась тетралогия (1950-1978).

Более двадцати пяти лет не расставался автор с любимыми героями, искал вместе с ними ответа на мучительные вопросы: да что же такое эта Россия? Что мы за люди? Почему мы буквально в нечеловеческих условиях сумели выжить и победить врага и почему в мирное время не смогли накормить людей, создать подлинно человеческие, гуманные отношения, основанные на братстве, взаимопомощи, справедливости?

О замысле первого романа ʼʼБратья и сестрыʼʼ Федор Абрамов неоднократно рассказывал на встречах с читателями, в интервью, в предисловиях. Чудом уцелœев после тяжелого ранения под Ленинградом, после блокадного госпиталя, летом 1942 года во время отпуска по ранению он оказался на родном Пинœежье. На всю жизнь запомнил Абрамов то лето, тот подвиг, то ʼʼсражение за хлеб, за жизньʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ вели полуголодные бабы, старики, подростки. ʼʼСнаряды не рвались, пули не свистели. Но были похоронки, была нужда страшная и работа. Тяжкая мужская работа в поле и на лугуʼʼ. ʼʼНе написать ʼʼБратья и сестрыʼʼ я просто на моᴦ... Перед глазами стояли картины живой, реальной действительности, они давили на память, требовали слова о себе. Великий подвиг русской бабы, открывшей в 1941 году второй фронт, быть может не менее тяжкий, чем фронт русского мужика, - как я мог забыть об этом?ʼʼ ʼʼТолько правда - пря - мая и нелицеприятнаяʼʼ - писательское кредо Абрамова. Позднее он уточнит: ʼʼ...Подвиг человека, подвиг народа измеряется масштабом содеянного, мерой жертв и страданий, которые он приносит на алтарь победыʼʼ.

Сразу же после выхода романа писатель столкнулся с недовольствами земляков, которые узнавали в некоторых героях свои приметы. Тогда Ф. А. Абрамов, должна быть, впервые ощутил, как трудно говорить правду о народе самому народу, развращенному как лакировочной литературой, так и пропагандистскими хвалебными речами в его адрес. Ф. А. Абрамов писал: ʼʼЗемляки меня встретили хорошо, но некоторые едва скрывают досаду: им кажется, что в моих героях выведены некоторые из них, причем выведены не совсœем в лестном свете. И бесполезно разубеждать. Кстати, знаешь, на что опирается лакировочная теория, теория идеального искусства? На мнение народное. Народ терпеть не может прозы в искусстве. Он и сейчас предпочтет разные небылицы трезвому рассказу о его жизни. Одно дело его реальная жизнь, и другое дело книга, картина. По этой причине горькая правда в искусстве не для народа, она должна быть обращена к интеллигенции. Вот штуковина: чтобы сделать что-нибудь для народа, нужно иногда идти вразрез с народом. И так во всœем, даже в экономикеʼʼ. Эта трудная проблема будет занимать Ф. А. Абрамова всœе последующие годы. Сам писатель был уверен: ʼʼНарод, как сама жизнь, противоречив. И в народе есть великое и малое, возвышенное и низменное, доброе и злоеʼʼ. ʼʼНарод - жертва зла. Но он же опора зла, а значит, и творец или, по крайней мере, питательная почва злаʼʼ, - размышляет Ф. А. Абрамов.

Ф. А. Абрамов сумел достойно рассказать о трагедии народной, о бедах и страданиях, о цене самопожертвования рядовых тружеников. Ему удалось ʼʼвзглянуть в душу простого человекаʼʼ, он ввел в литературу целый пекашинский мир, представленный разнообразными характерами. Не будь последующих книг тетралогии, всœе равно остались бы в памяти семья Пряслиных, Анфиса, Варвара, Марфа Репишная, Степан Андреянович.

Трагедия войны, единœение народа перед общей бедой выявили в людях невиданные духовные силы - братства, взаимопомощи, сострадания, способность к великому самоотречению и самопожертвованию. Эта мысль пронизывает всœе повествование, определяет пафос романа. И всœе-таки автору казалось, что ее следует уточнить, углубить, сделать более многосложной, неоднозначной. Для этого потребовалось ввести неоднозначные споры, сомнения, размышления героев о жизни, о воинской совести, об аскетизме. Ему хотелось подумать самому и заставить читателя задуматься о вопросах ʼʼбытийныхʼʼ, не лежащих на поверхности, а уходящих корнями в осмысление самой сути жизни и ее законов. С годами он всœе больше связывал проблемы социальные с нравственными, философскими, общечеловеческими.

Природа, люди, война, жизнь... Подобные размышления хотел ввести писатель в роман. Об этом - внутренний монолог Анфисы: ʼʼРастет трава, цветы не хуже, чем в мирные годы, жеребенок скачет и радуется вокруг матери. А почему же люди - самые разумные из всœех существ - не радуются земной радости, убивают друг друга?.. Да что же это происходит-то? Что же такое мы, люди?ʼʼ О смысле жизни размышляет после гибели сына и смерти жены Степан Андреянович: ʼʼВот и жизнь прожита. Зачем? К чему работать? Ну, победят немца. Вернутся домой. А что у него? Ему-то что? И, должна быть, следовало жить для Макаровны. Единственный человек был около него, и того проворонил. Так зачем же мы живем? Неужели только работать?ʼʼ

И тут же автор обозначил переход к следующей главе: ʼʼА жизнь брала свое. Ушла Макаровна, а люди работалиʼʼ. Но главный вопрос, который хотел выделить Абрамов, - это вопрос о совести, об аскетизме, об отречении от личного во имя общего. ʼʼИмеет ли право человек на личную жизнь, в случае если всœе кругом мучаются?ʼʼ Вопрос наисложнейший. Поначалу автор склонялся к идее жертвенности. В дальнейших заметках к характерам и ситуациям, связанным с Анфисой, Варварой, Лукашиным, он усложнил проблему. Запись от 11 декабря 1966 года: ʼʼМожно ли полнокровно жить, когда кругом беды? Вот вопрос, который приходится решать и Лукашину, и Анфисе. Нельзя. Совесть и пр.
Размещено на реф.рф
Нельзя жить полнокровно сейчас. А когда же жить человеку?ʼʼ

Гражданская война, пятилетки, коллективизация, война... Лукашин полон сомнений, но в конце концов на вопрос ʼʼВозможна ли теперь любовь?ʼʼ он отвечает: ʼʼВозможна! Именно теперь и возможна. Нельзя отменить жизнь. А на фронте? Ты думаешь, у всœех пост великий? Да возможно ли это?ʼʼ Анфиса думает иначе: ʼʼКаждый решает так, как он может. Я не осуждаю. А сама не могу. Как я бабам посмотрю в глаза?ʼʼ Максимализм Анфисы автор хотел объяснить крепкими нравственными устоями в ее староверской семье. ʼʼРаз горе в доме - каждый день покойники, - разве может она отдаваться радости? Разве не преступно это? Все прабабки и бабки, хранившие верность до гроба своим мужьям в их роду, восставали против ее любви, против страстиʼʼ. Но и Анфису заставлял автор больше сомневаться, искать ответа. Анфиса терзается: любить должна была Настя, ее должна была одарить всœеми дарами жизнь, а на самом делœе любить выпало ей, Анфисе. Да разве справедливо это? Кто, кто определяет всœе это, заранее рассчитывает? Почему один человек умирает в молодости, а другой живет?

Когда Анфиса узнает, что Настя обгорела, стала калекой, она надевает на себя вериги. Стоп. Никакой любви! Она стала сурова, аскетична, что принято называть, в ногу со своим временем. И думала: так и нужно. В этом ее долᴦ. Но людям это не понравилось. Людям, оказывается, больше нравилась прежняя Анфиса - веселая, неунывающая, жадная до жизни. И именно тогда о ней с восторгом говорили бабы: ʼʼНу, женка! Не падает духом. Еще и нас тянетʼʼ. А когда Анфиса становится аскетом, худо становится и людям. И люди не идут к ней. А она ведь хотела им добра, для них надевала на себя власяницу.

Нравственно аскетическое и язычески жизнелюбивое отношение к миру принимало в романе и в других произведениях Ф. А. Абрамова самые многоликие формы. Крайний аскетизм и эгоистически бездумное жизнелюбие были одинаково неприемлемы для писателя. Но он понимал, как трудно найти правду - истину в данном мире. Потому вновь и вновь сталкивал противоположные натуры, взгляды, убеждения, искания в сложных жизненных ситуациях.

Тетралогия Ф. Абрамова «Братья и сестры»: проблематика, образная система, поэтика. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тетралогия Ф. Абрамова «Братья и сестры»: проблематика, образная система, поэтика." 2017, 2018.

«Бра́тья и сёстры» - дебютный роман русского писателя Фёдора Абрамова, первая часть трилогии «Пряслины», за которую писатель был награждён Государственной премией СССР.

Сюжет

Пафос романа определяет мысль об единении народа перед общей бедой, о его способности к взаимопомощи, самоотречению и самопожертвованию.

Действие романа происходит весной-осенью 1942 года, когда в результате тяжёлых поражений Красная армия продолжала отступать, оставляя хлебородные районы страны. Тяжкий труд по снабжению армии и тыла хлебом ложится на плечи женщин, стариков и подростков в сёлах, отдалённых от фронта районов. Роман разворачивается на русском Севере, в верховьях реки Пинега, в старинном, наполовину старообрядческом селе Пекашино. Среди бескрайних лесов на скудных почвах оставшиеся жители села, отдавшего на фронт шесть десятков мужчин, в полуголодное время трудятся, чтобы вырастить больший урожай для фронта и тыла, выжить самим.

На собрании в бывшей церкви, ныне используемой как клуб, колхозники стихийно, под нечаянным воздействием районного уполномоченного по урожаю, раненого фронтовика Лукашина, снимают с должности председателя колхоза и назначают нового, бывшего бригадира Анфису Петровну Минину. Новый председатель сталкивается с нехваткой рабочих

рук, продуктов для крестьян, кормов. Против нее настроен один из бригадиров, Фёдор Капитонович, сумевший втереться в доверие районному начальству. Однако, воодушевлённая доверием крестьян, Анфиса включается в работу.

В романе последовательно описываются этапы и тяготы крестьянского труда и быта в военное время. Похоронка приходит в семью стариков Степана Андеяновича и Макаровны, и старая мать умирает, не в силах вынести смерть сына. Степан Андреянович, много лет собиравший добро в надежде на возвращение к личному хозяйству его сына-комиссара, теперь отдаёт сделанные своими руками вещи для фронта. Получает похоронку Анна Пряслина, мать шестерых детей. Она не может выполнить умноженные войной ежедневные нормы колхозной работы и решается набрать для голодных детей мешочек собранных колосьев. Председатель колхоза застаёт её на горячем, но решает утаить поступок Анны, за который той грозит 10 лет заключения. Анне в её семейных тяготах помогает старший, 14-летний сын Мишка, который своим трудом и умелостью на колхозных работах заслуживает уважение старших. Во время лесного пожара, угрожающего урожаю, Мишка бросается помочь птице, которая не может спасти находящихся в гнезде птенцов; однако помощь нужна уже самому Мишке, и бросившаяся ему на помощь 19-летний комсорг Настя, почти полностью обгорает.

Председателя колхоза Анфису Минину, несмотря на противодействие коррумпированного партийного функционера, принимают кандидатом в партию. Анфиса и Лукашин охвачены взаимным чувством, но сдерживают себя, помня о военном времени и долге. Лукашин, мучимый виной за то, что почти поддался ласкам деревенской красавицы Варвары, и сознанием своего фактического безделья среди тяжело работающих людей, стремится поскорее вернуться на фронт.

История написания

Уцелев после тяжелого ранения под Ленинградом, после госпиталя, летом 1942 года во время отпуска по ранению 22-летний Фёдор Абрамов оказался в родном краю и запомнил на всю жизнь борьбу крестьян за урожай. Фёдор Абрамов начал писать первые главы романа, будучи преподавателем филологического факультета Ленинградского университета, в летние каникулы 1950 года на хуторе Дорище Новгородской области, и писал шесть лет. В течение двух лет роман не принимали к публикации, писателю отказали журналы «Октябрь» и «Новый мир». В 1958 году роман «Братья и сестры» был опубликован в журнале «Нева» и сразу был встречен критикой доброжелательно: за 1959-1960 годы появилось более тридцати рецензий в газетах и журналах. В 1959 году роман вышел отдельной книгой в Лениздате, в 1960 - в «Роман-газете», в 1961 был впервые переведён и издан в Чехословакии.

В 1985 году «Братья и сёстры» были адаптированы для театральной постановки. Спектакль имел большой успех в стране и за рубежом (Государственная премия СССР за 1986 г.).

Особенности изображения военного тыла в романе «Братья и сестры» Ф. А. Абрамова как «второго фронта».

Роман Федора Александровича Абрамова «Братья и сестры» – лучшее произведение о жизни деревни военного времени. Возвратившись с войны в родные места после тяжелого ранения, писатель стал очевидцем трудового подвига далекой северной деревни, побудившего его рассказать о «главных страдницах, потом и слезой омывших здешние сенокосы», о крестьянках, заменивших призванных на войну мужчин. Именно в те тяжелые годы он укрепился в мысли, что без доблестного героического тыла не свершилась бы Великая Победа.

Ведущая тема первой книги – крестьянский труд. В центре внимания автора – хроника жизни одного северного колхоза, архангельской деревеньки Пекашино, но в широком смысле – это книга о жизни народа, о трудовом подвиге русского крестьянства, совершенного им в военные и послевоенные годы…

Борясь с бедностью военного времени, все живут мечтой о том, что после войны начнется новая, необыкновенная, прекрасная жизнь. Без этой надежды народ не смог бы вынести все и победить. Общее горе, общая борьба и общая ненависть объединили и сделали людей братьями и сестрами.

С первого взгляда незамысловатое название романа несет в себе несколько смысловых оттенков. Во-первых, «Братьями и сестрами» назвал граждан Советского Союза И. В. Сталин в своем обращении по поводу нападения Германии. Люди того времени воспринимали Сталина как полубога, поэтому его слова прозвучали особо доверительно, запали людям в сердце. Во-вторых, буквальный смысл в этом названии: братья и сестры – это семейство Пряслиных, четыре брата (Михаил, Петр, Григорий и Федор) и две сестры (Лиза и Таня). В-третьих, все жители деревни друг другу приходятся ближними и дальними родственниками, и значит, есть еще одно значение у названия романа: «Братья и сестры» – это история деревни Пекашино. Подробно описано течение повседневности, летопись деревенской жизни. Привычной чередой катятся дни. Жизнь крестьянина построена в соответствии с сельскохозяйственным календарем.
Новости с фронта поступают неутешительные – летом 1942 года фашисты подготовили масштабное наступление и к началу сентября приблизились к Волге. В правлении колхоза в Пекашино висит географическая карта, показывающая, как «черные клинья на юге все глубже врезались в тело страны» .Писатель передает напряженный повседневный труд людей в деревне как геройский поступок, и в первую очередь – подвиг женщин, на плечах которых была вся мужская работа на «трудовом фронте».Война лишила колхоз главной мужской рабочей силы (шестьдесят человек, а это почти третья часть взрослого мужского населения деревни, к этому времени ушли на фронт). «Сколько человек в Пекашине на войну взяли? – спрашивает секретарь райкома Новожилов.– Человек шестьдесят. А поля засеяно? Сеноуборка к концу? Да ведь это понимаешь что? Ну как если бы бабы заново шестьдесят мужиков родили…» .

Мужчин призвали на фронт, но жизнь не остановилась. Чтобы жить, надо кормить и растить детей, нужно было взвалить на свои плечи непосильную ношу и выдержать. И люди выстояли, потому что жили как братья и сестры, помогая друг другу. Их заменили бабы, старики, подростки. Неподъемное бремя оправдывалось лишь одним –максимальной поддержкой сыновьям, мужьям и братьям, воюющим на фронте. Работать в поле было и некому и не на чем: «измученных за день лошадей приходилось тащить волоком, да и тех не хватало. Выкручивались кто как мог, кто приспосабливал свою коровенку, а кто посильнее – сбивался в артели; подберутся бабы три-четыре, впрягутся в плуг и тянут. Но больше налегали на лопату» .

Весной в посевную страду в колхозе закончилось зерно, нет лошадей. Анфиса Петровна Минина, председатель колхоза, по древнейшему русскому обычаю обращается к «миру». И народ откликнулся. Люди отдают зерно, оставляя себе самую малость. Нет таких, кто отказался бы, беспокоясь только о своем достатке. Даже многодетные семьи отозвались на призыв о помощи. Работали сутками напролет, пахали и сеяли на коровах, быках, а то и впрягались сами. В меру сил помогали дети, и, изможденные, засыпали на занятиях в школе.

Особую нехватку рабочих рук ощутили в сенокосную страду – «как ни хитрили, как ни изворачивались, а заткнуть все дыры не смогли…» .На отдаленных сенокосах на подмогу приходилось звать стариков, которые были «столь ветхи, что им бы только домашничать» , подростков– «желторотых мальчишек и девчонок», женщин, оставляющих дома в деревне малолетних детей. На ближние же покосы забирали «всех поголовно– старых и малых. Древнюю старуху Еремеевну, которая уже и счет годам потеряла, привезли на телеге: далеко ходить она не могла, а грабли в руках еще держались» .

Непрекращающийся круговорот крестьянской работы продолжала уборка урожая. Зная об осложняющемся положении на фронтах, труженики «от тяжелых дум спасались только в работе» . Трудились все, кто был в силах – «в полдень деревня казалась нежилой». «Трудились молча с ожесточением…» . И вот в таких суровых условиях, без мужской силы, в опустевшем колхозе, кипит работа.

На протяжении романа просматриваются картины жизни нескольких деревенских семей: Пряслиных, Ставровых, Нетесовых, Житовых и некоторых других. Противоречиями деревенской жизни наполнен все содержание романа – с первых страниц и до самой развязки. Здесь и разлад между руководителями и народом, между председателем и колхозниками. Здесь и противопоставление жизненных принципов героев: Мининой и Клевакина, Лукашина и Худякова, Михаила Пряслина и Егорши Ставрова. В постоянном труде, в круговерти сельской страды открывается грандиозность повседневного подвига народа.

Природа, народ, война, жизнь... Похожие рассуждения писатель ввел в роман. Об этом – внутренние думы Анфисы: «Растет трава, цветы не хуже, чем в мирные годы, жеребенок скачет и радуется вокруг матери. А почему же люди самые разумные из всех существ не радуются земной радости, убивают друг друга?.. Да что же это происходит-то? Что же такое мы, люди?» О сущности и цели жизни задумывается после гибели сына и смерти жены Степан Андреянович: «Вот и жизнь прожита. Зачем? К чему работать? Ну, победят немца. Вернутся домой. А что у него? Ему-то что? И, может быть, следовало жить для Макаровны. Единственный человек был около него, и того проворонил. Так зачем же мы живем? Неужели только работать?» Но «жизнь брала свое. Ушла Макаровна, а люди работали».

Главный вопрос, который хотел акцентировать Абрамов, – это вопрос о совести, об аскетизме, об отказе от личной жизни во имя общего дела. «Имеет ли право человек на личную жизнь, если все кругом мучаются?» Гражданская война, ударные стройки, коллективизация, война... Лукашин в растерянности и сомнениях, но в итоге на вопрос «Возможна ли теперь любовь?» он отвечает: «Возможна! Именно теперь и возможна. Нельзя отменить жизнь. А на фронте? Ты думаешь, у всех пост великий? Да возможно ли это?»Анфиса мыслит иначе: «Каждый решает так, как он может. Я не осуждаю. А сама не могу. Как я бабам посмотрю в глаза?» Такая позиция Анфисы объясняется прочными нравственными традициями в ее староверческой семье. «Раз горе в доме каждый день покойники, разве может она отдаваться радости? Разве не преступно это? Все прабабки и бабки, хранившие верность до гроба своим мужьям в их роду, восставали против ее любви, против страсти» . Анфису одолевали сомнения, она ищет ответ, терзается: любить должна была Настя, ее должна была одарить всеми дарами жизнь, а на самом деле любить выпало ей, Анфисе. Да разве справедливо это? Кто, кто определяет все это, заранее рассчитывает? Почему одному человеку суждено умереть в молодости, а другому долго жить?

В «Братьях и сестрах» война нанесла свои отпечатки на всем укладе жизни, ломая привычный трудовой режим, выставляя в роли «заглавных фигур» стариков, женщин и подростков. Повествование идет от лица тех, кто выходит на рубежи жизни. Это Анфиса Петровна Минина, Степан Андреянович Ставров, Лукашин, приехавший из блокадного Ленинграда раненым, Настя Гаврилина, Варвара Иняхина, оставшаяся без отца семья Пряслиных. Четырнадцатилетний подросток Михаил Пряслин после гибели отца стал и братом, и отцом Петьки, Гришки, Федьки, Танюшки, Лизы, помощником матери, хозяином в доме и кормильцем семьи с того самого дня, когда с дозволения матери «стал по-отцовски резать и раздавать хлеб» притихшим братишкам и сестренкам. Он осознает, что теперь всё зависит от него, даже немного зазнается. Или, как говорится, «выставляется». С первого взгляда он вызывает впечатление так себе: немного заносчив, резок и грубоват... Впрочем, гонор быстро исчез, и скоро он работает и в поле, и в кузнице. Мишка становится он первым мужиком во всей деревне.

Война вторглась в жизнь, не давая забыть о себе.

Но пафос романа – в отображении активности народа, его умении противостоять ударам судьбы, бедам, принесенным войной, в поэтизации родной природы. Чувствуется восхищение автора героями романа. Война проверяла людей на моральную прочность. Спасая колхозное поле, погибает Настя Гаврилина. В неурожайные военные годы, во время голода приходилось, выкручиваясь всеми способами, находить способы, чтобы как-то прокормить семью. Обычное для голодных лет северное деревенскоепитание было очень убогим. Ели все, что возможно было употреблять в пищу: мох – «хлебные плантации на болоте», толченую сосновую древесину, от которой детишки мучились от страшных болей в животе. Необходимость накормить детей, голод толкали идти на воровство, чаще всего- колхозного зерна. Анна Пряслина, мать главного героя романа, Мишки, оставшись с шестью детьми после гибели мужа на фронте, в отчаянном положении, решила унести в фартуке с колхозного гумна несколько горстей зерна. И только молчание председателя колхоза Анфисы Мининой спасло колхозницу от сурового наказания тех лет –десяти лет тюрьмы. Анфиса остановит и Мишку, с детской несдержанностью осудившего мать, от непродуманных поступков. Но не оттает, не отойдет сердце Михаила, до времени потрясенное несчастьем и озлобленное в испытаниях.

Ф. Абрамов, отображая жизнь деревни Пекашино, приходит серьезным выводам, выраженным в словах первого секретаря районного комитета компартии Новожилова. Первый – о значении женщины в колхозном труде в годы войны: «Да я перед этой бабой, если хочешь знать, на колени готов стать. Я бы ей при жизни памятник поставил…Я иной раз задумываюсь, как это наша баба из пристяжной коренником стала?»

Другой вывод стал ведущей идеей романа и представлен словами того же Новожилова: «Вот говорят, война инстинкты разные пробуждает в человеке… А я смотрю– у нас совсем наоборот. Люди из последнего помогают друг другу. И такая совесть в народе поднялась– душа у каждого насквозь просвечивает. Изаметь, ссоры, дрязги там– ведь почти ничего нет... Понимаешь, братья и сестры…» .

Признав заслуги российской деревни в Великую Победу, Ф. Абрамов подчеркивает, что именно трудовой подвиг колхозников являлся самым настоящим «вторым фронтом».

События, описанные в первой книге, явились прологом к последующим событиям.

Использованная литература:

    Абрамов Ф.А. Братья и сестры. Книга первая[Текст] / Ф. А. Абрамов. – Ленинград: ИПП «Советский писатель», 1982. – С. 283.

    Абрамов, Ф.А «Дом» Повести. Рассказы [Текст] /Ф. А. Абрамов. – М.: Дрофа, 2003. –463 с.

    Абрамов, Ф. А. Работа– самое большое счастье. Слово в день шестидесятилетия [Текст]. / Ф. А. Абрамов. – М., 1988. С. 35,36;



Последние материалы сайта