Театральный фестиваль поющая маска. «Поющая маска» театральной академии 

03.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

22 апреля в Учебном театре на Моховой пройдет гала-концерт Международного музыкального конкурса , который уже почти 10 лет проводит Санкт-Петербургская Театральная академия.

Несмотря на это, любимое многими мероприятие мало известно широкому зрителю. VashDosug .ru решил исправить эту несправедливость.

Для начала необходимо узнать, что представляет собой этот конкурс, зачем он был создан, когда и почему. Кто же сможет рассказать об этом лучше, чем отец-основатель «Поющей маски», заведующий кафедрой вокала и музыкального воспитания СПбГАТИ, музыкальный руководитель спектаклей Александринского театра Иван Благодер :

«"Поющая маска" существует уже много лет, но несколько десятилетий это был исключительно кафедральный конкурс, не выходящий из маленьких аудиторий института на большую сцену. Его очень любили студенты, тем более что там царила своя особая, теплая атмосфера взаимовыручки и поддержки. За эти годы номера на конкурсе выросли до очень хорошего драматического, эстрадного и ансамблевого уровня, и 8 лет назад родилась и сразу же воплотилась идея перевести это институтское мероприятие в формат международного конкурса.

Если сначала мы могли пригласить только 2-3 страны, то постепенно возможности и география расширились, например, в этом году у нас большое количество участников из Китая, Финляндии, Польши, Шотландии, Италии, Германии. При этом соревнуются между собой студенты творческих ВУЗов, так что на одной сцене встречаются и СПбГАТИ, и Университет культуры, и Консерватория, и Школа-студия МХАТ. В этом году приехали студенты Новосибирского, Екатеринбургского, Ярославского театральных институтов».

Кто ты, маска?. Источник: Кто ты, маска?.

Какие же номинации существуют на «Поющей маске»? Общим количеством 8 штук, они отражают и учитывают все возможные формы песенной культуры. Кроме уже упомянутого серьезного раздела классического исполнения «Артист музыкального театра», есть «Вокальный ансамбль - большая форма», «Вокальный ансамбль - малая форма» (жанр исполнения - любой, хоть эстрада, хоть буффонада, хоть классика, но количество участников должно быть не меньше 2 и не больше 11 человек).

«Поющая маска» - это конкурс имени Андрея Петрова, а потому нет ничего удивительного, что есть отдельная номинация с его песнями. «Песни театра и кино», «Народная песня», зажигательные номера в разделе «Артист эстрады» и самая любимая, самая долгожданная и, несомненно, самая трудная номинация: «Артист драматического театра и кино», в котором студенты стараются поразить жюри не только своими вокальными данными, но и артистизмом, «подачей материала».

Как говорит один из участников, студент IV курса эстрадного отделения, «СПбГАТИ - театральный ВУЗ, так что на актерские качества обращают порой даже больше внимания, чем на голос. Можно очень красиво спеть, но никуда не пройти, потому что выступление получилось скучным, никак не обыгранным с актерской точки зрения».

Тем не менее, учитывая, что в конкурсе участвуют не только актерские институты, Иван Благодер говорит об этом так: «Гости должны тянуться к драматическим возможностям воспроизведения песни, а студенты театральных ВУЗов - к музыкальным. У каждого есть своя вершина, к которой он должен стремиться».

При таком серьезном комплексном подходе, жюри должно состоять сплошь из самых разнообразных мастеров своего дела. Так оно и есть: оперные певцы, актеры, режиссеры, профессора всех ведущих кафедр СПбГАТИ (ведь участник должен уметь и красиво двигаться - вот вам кафедра пластики, и внятно говорить - кафедра речи, особое место занимает кафедра музыкальной театральной критики, а уж про кафедру вокала и говорить не приходится). Возглавляет жюри бессменный руководитель известный композитор Леонид Десятников.

Здесь нет случайных людей, потому что и конкурс слишком серьезен: во-первых, это реальная возможность заявить о себе, пройдя I тур и победив во II, или попав в фестивальную часть конкурса: гала-концерт, на котором часто можно заметить именитых гостей - режиссеров, актеров, певцов. Во-вторых, победители, занявшие призовые места, получают хорошие призы от спонсоров-меценатов.

Интересно, что бывают ситуации, когда в номинации присуждаются, например, первая и третья премии, но не присуждается вторая - жюри решает, что на это место не нашлось достойного претендента. После разговора со студентами складывается ощущение, что знание о конкурсе «Поющая маска» снисходит на них вместе с получением студенческого билета: об этом мероприятии знают все, его ждут, к нему готовятся порой целый год.

Несмотря на приобретение конкурсом международного статуса, в нем по-прежнему остались те черты студенческого братства, которые так отличали его кафедральную ипостась. Вот, что говорят об этом сами студенты, заодно раскрывая некоторые организационные секреты: «Все, что нужно тебе для конкурса, ты обеспечиваешь сам - и Академия, после твоей просьбы, активно тебе в этом помогает: ищет концертмейстера, инструменты, костюмы. Конечно, если тебе нужны на подтанцовку "девочки с мочалками", эту проблему ты решаешь сам, но для того и нужны однокурсники и друзья. То ты кого-то просишь, то к тебе, буквально накануне конкурса, подлетают с дикими глазами и просьбой подыграть - разве можно отказывать, ведь это же "Поющая маска"!».

Для многих Театральная академия - это место, где готовят артистов драматического театра и кино, но это не совсем так. Старейший театральный вуз России, основанный еще Екатериной II, - в этом году академия отмечает свое 235-летие - давно уже превратился в настоящий театральный университет, где обучают специалистов всех профессий, необходимых в сфере исполнительских искусств: артистов, режиссеров, художников, сценаристов, технологов сцены, продюсеров, критиков и историков драматического, музыкального и кукольного театра, искусства эстрады, режиссеров телевидения.

Традиция специального музыкального образования в академии (в те годы - легендарном ЛГИТМиКе) существует еще с советских времен. Многим театралам памятны дипломные спектакли, созданные в разное время в жанре актерской песни: «Зримая песня» на курсе Г. А. Товстоногова и «Ах, эти звезды» на курсе А. И. Кацмана и Л. А. Додина). Они пользовались бешеной популярностью! В дни показов на Моховой дежурила конная милиция, а билеты на студенческие работы достать было сложнее, чем на иные спектакли профессиональных ленинградских театров.

Сегодня эта традиция развилась в престижный международный конкурс-фестиваль «Поющая маска», который носит имя выдающегося композитора Андрея Петрова, автора музыки ко множеству популярных отечественных кинофильмов. Актерская песня была излюбленным жанром композитора, в том числе и поэтому этот жанр в центре внимания конкурсной программы. Критериями оценки в нем служат не только вокальные способности исполнителей, но и их актерский талант: каждая песня превратиться в настоящий театрализованный номер.

На Гала-концерте «Поющей маски» зал Учебного театра «На Моховой» был переполнен, многим желающим не хватило места и пришлось довольствоваться интернет-трансляцией. В этом году популярный фестиваль проходил под знаком Года культуры в России. Несмотря на сложную политическую обстановку, на конкурс собрались порядка 400 студентов из творческих вузов нашей страны, Финляндии, Германии, Польши и Китая. Они прошли строгий отбор жюри, которое возглавлял один из мэтров современной европейской музыки - композитор Леонид Десятников. По результатам двух туров в программу финального концерта были отобраны лучшие из лучших. Свои номера исполнили студенты мастеров академии - известных артистов и режиссеров: Льва Эренбурга, Анны Алексахиной, Бориса Уварова, Юрия Гальцева, Исаака Штокбанта и др., студенты Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, Новосибирского государственного театрального института, Челябинской академии культуры и искусств, Баварской театральной академии, Театральной академии университета искусств Хельсинки.

Церемония награждения проходила в редкой по теплоте атмосфере. Зал болел за каждого участника и радовался победам. Имена лауреатов невозможно было расслышать - они буквально тонули в овациях публики. Динамику происходящему придавала он-лайн съемка концерта, организованная кафедрой режиссеров телевидения СПГАТИ. Крупные планы, выходы из-за кулис, овации зала - все это тут же транслировалась на экран, расположенный на сцене. Призы и дипломы победителям «Поющей маски» вручали члены экспертного жюри - педагоги Академии, ведущие артисты, режиссеры, композиторы музыкальных и драматических театров Петербурга, именитые деятели культуры Северной столицы: актриса Театра им. Ленсовета, з.а. России Анна Ковальчук, артист МДТ - Театра Европы, н.а. России Петр Семак, заместитель художественного руководителя Мариинского театра и генеральный директор театра Музыкальной комедии Юрий Шварцкопф, председатель петербургского отделения Союза театральных деятелей России, артист Александринского театра, н.а. России Сергей Паршин, артист Александринского театра, н.а. России Игорь Волков, дочь А. Петрова, композитор Ольга Петрова, актриса Александринского театра, н.а. России, действительный член Академии Российской словесности Галина Карелина, з.д.и. России композитор Леонид Десятников, з.а. России, профессор Иван Благодер.

Концерт вобрал в себя все жанровое многообразие музыкальной культуры: народные песни, частушки, хоровые номера, арии из популярных мюзиклов, песни из кинофильмов, военные песни и марши, эстрадная и бардовская песня, рок-музыка. Клоунада и эксцентрика чередовались с пронзительными лирическими композициями, ансамблевые хоровое исполнение с камерными номерами.

Энергия молодости, легкость и радость игры, артистизм и высокий профессионализм, продемонстрированный участниками, создали то неповторимое настроение, которое все эти годы делает «Поющую маску» одним из самых заметных событий весенней культурной жизни в Петербурге.

Номинации 2019 года:
- «Хор, вокальный ансамбль» (крупная форма, больше 12 чел.)
- «Вокальный ансамбль» (малая форма, до 12 чел.)
- «Актерская песня/ Шансон»
- «Классическая ария/ Мюзикл»
- «Джаз»
- «Эстрадная песня»
- «Песни театра и кино»
- «Народная песня»
- «Военная песня»
- «Пародия - живой звук».

Состав жюри конкурса в 2019 году:

председатель - Збигнев Марек Хасс, режиссер, профессор Университета Ольштына (Польша)
заместитель председателя - Благодёр И.И., профессор, заведующий кафедрой вокала и музыкального воспитания РГИСИ, заслуженный артист РФ, музыкальный руководитель Александринского театра
Алексахина А.Я. - народная артистка РФ, актриса театра им. Ленсовета
Васильев Ю.А. - профессор кафедры сценической речи РГИСИ, заслуженный деятель искусств РФ
Карелина Г.Т. - народная артистка РФ, актриса Александринского театра
Пахомов М.Р. - старший преподаватель кафедры пластического воспитания РГИСИ
Петрова О.А. - композитор, заслуженный деятель искусств РФ
Таршис Н.А. - профессор кафедры русского театра РГИСИ
Учитель К.А. - доцент кафедры продюсерства в области исполнительских искусств РГИСИ
Яковлев М.И. - артист Александринского театра.

Вечером в понедельник, 1 апреля, в Петербурге стартует XIV Международный конкурс-фестиваль «Поющая маска » имени Андрея Петрова Фото: Учебный театр на Моховой

По сложившейся традиции, фестиваль «Поющая маска » имени Андрея Петрова будет проходить в стенах Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ). Он продлится по 6 апреля. В этом году конкурс посвящен 240-летию РГИСИ. Он входит в программу празднования юбилея института.

Как сообщили в пресс-службе РГИСИ, экспертный совет конкурса отсмотрел 336 номеров от участников из шести стран мира. В географии конкурса – Китай, Монголия, Польша, Казахстан, Белоруссия и Россия.

Всего за возможность участвовать в соревновании самых поющих актеров боролись студенты 14 российских вузов: Санкт-Петербурга, Волгограда, Саратова, Екатеринбурга, Ярославля, Нижнего Новгорода, Москвы, Челябинска. Молодые люди имели возможность выслать несколько номеров, претендующих на победу в следующих категориях: «Ансамблевое пение » (номинации «Хор, вокальный ансамбль (крупная форма) », «Вокальный ансамбль (малая форма) ») и «Сольное пение » (номинации «Актёрская песня/Шансон », «Классическая ария/Мюзикл », «Джаз », «Эстрадная песня », «Песни театра и кино », «Народная песня », «Военная песня », «Пародия – живой звук »).

Отличительной особенностью нынешнего конкурса стало создание профессионального экспертного совета. Именно он из 336 номеров отобрал в основное соревнование 205 претендентов. Их с 1 по 4 апреля и оценит профессиональное жюри.

В этом году в его состав вошли такие мэтры, как режиссер, профессор Университета Ольштына (Польша) Збигнев Марек Хасс, народная артистка РФ, актриса Александринского театра Галина Карелина, заслуженный деятель искусств РФ, композитор, дочь Андрея Петрова Ольга Петрова, заслуженный деятель искусств РФ, музыкальный руководитель Александринского театра, профессор РГИСИ Иван Благодёр и другие известные деятели культуры.

По словам организаторов, Андрей Петров, чье имя носит конкурс, тесно сотрудничал с институтом на Моховой. А актерская песня была одним из самых любимых его жанров. Поэтому критериями оценки номеров этого жанра будут служить не только вокальные способности исполнителей, но и их актерский талант, умеющий превращать каждую песню в настоящий театрализованный номер.

6 апреля в 18.00 в Учебном театре «На Моховой » состоится большой театрализованный концерт, на котором будут объявлены имена лауреатов. Вечер объединит церемонию награждения и гала-концерт лучших номеров «Поющей маски-2019 ».

Для всех, кто в этот вечер не сможет быть в зале Учебного театра «

"Моё сердце остановилось, моё сердце замерло".
29 февраля бывает раз в четыре года, а значит в этот день должно случится что - то особенное и даже волшебное. Так и произошло со мной. В официальный последний день зимы мне посчастливилось оказаться в любимом театре моего детства - театре на Моховой, не спектакле "Последний котильон ". Конечно же я ожидала, что постановка будет интересной, и, скорее всего, мне понравится. Но то, что я увидела, не поддаётся никакому описанию!
1825 год, Восстание Декабристов... Одновременно страшное и великое событие в нашей истории. Такое ощущение, как - будто я перенеслась в то время, с красивыми балами, восторженными речами, тайными сообществами и удивительными людьми. Но самое главное, что я перенеслась и прочувствовала всю ту боль.
Когда ты видишь, как молодые, талантливые и интеллигентные люди, рискуя жизнью, организовывают восстание не для себя, а для простых людей, чтобы жизнь в стране стала лучше, чтобы не было крепостного права.
" Дело не в том, почему я вышел, а в том, что НЕЛЬЗЯ НЕ выйти!"
Удивительная семья Бестужевых: отважные и преданные братья, храбрая и достойная сестра - истинная леди и просто невообразимая мать семейства. Мать, которая понимала великий поступок своих детей, гордилась ими и защищала их честь.
" Батюшка, что же получается: когда у братьев был успех, то держаться за родство, а как беда настала, то отречься? Нет, не по заповедям это".
Для меня сложно было представить, что эта поседевшая с годами мать большого семейства, на самом деле 20- летняя девушка, у которой ещё вся жизнь впереди.
Меня вообще поразили женщины того времени: молодые девушки, пожилые дамы, которые " горой стояли " за своих любимых и молились за них.
Сцена молитвы была просто завораживающая и магическая. Царица Мария Фёдоровна, читающая Библию вместе со всеми женщинами, заставила меня плакать и морально присоединиться к ним.
Но, конечно же, больше всего меня потрясла сцена отправления декабристов и жён в ссылку в Сибирь. Увидев этот страх и огромную, всепоглощающую любовь, которой не страшны никакие преграды, становиться больно, горько, и при этом ты испытываешь гордость за этих людей. Смотря или даже проживая, эту сцену, я думала, что моё сердце не выдержит и просто разорвётся на части от переизбытка эмоций и чувств! Ребята - актеры действительно продемонстрировали чистоту и глубину своей широкой души. Увидев их взгляд, после спектакля, понимаешь, что хочется быть лучше, хочется творить и больше делать.
" Последний котильон "- это тот случай, когда ты выходишь с бешеными глазами, "бьешь себя в грудь" , не понимаешь, хочется ли тебе много говорить или хочется молчать и, в конце концов, понимаешь, что ты видела настоящее волшебство и истинную любовь, и знаешь, что не забудешь этого никогда и будешь надеяться, что когда - нибудь испытаешь такие эмоции снова!



Последние материалы сайта