Арт объект из мусора для детей. Рожденные на свалке. Работы современных художников из обычного мусора. Оптическое искусство, или оп-арт

10.05.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

С экохудожницей Гюзель Амировой и узнал, почему и зачем она создает арт-объекты из отходов, как это может спасти планету от загрязнения и нужен ли городу полноценный музей ресайклинга.

Вторая жизнь пластиковых бутылок

Уже семь лет я занимаюсь художественным артсайклингом (это разумное использование ресурсов и творческое перевоплощение вещей), так как уверена, что это направление однажды поможет человечеству решить глобальные проблемы, связанные с загрязнением нашей планеты. Например, это может привлечь внимание к многократному использованию отходов и к применению в творчестве материалов, которые пока невозможно сдать на переработку. Именно последний аспект – возможность вторичного использования – и заинтересовал меня когда-то: впервые об артсайклинге я задумалась на загрязненным берегу Черного моря.

Однажды вечером я сидела на пляже в кругу подруг, мы болтали и весело проводили время. Вдруг я огляделась и увидела, что на берегу и у самой воды очень много мусора и стеклянных бутылок. В тот момент что-то словно щелкнуло во мне, и я почувствовала единение с морем и упрек с его стороны. Оно ведь относится к нам со всей душой: качает на свой волнах, дарит хорошие впечатления и отдых, а мы кидаем в воду отходы цивилизации. Тогда я встала и просто начала убирать берег. При этом с детства я была очень творческим человеком - мне всегда было интересно создавать какие-то вещи и поделки своими руками. И когда я собрала с пляжа все бутылки, то сразу подумала, что их можно использовать снова. Вдохновленная этой идеей, я купила кое-что для декора, наклеила на сосуды ракушки с пляжа, побрызгала все золотистым спреем и подарила получившиеся сувениры работникам санатория. В Петербург я вернулась с мыслью, что хочу продолжать такую художественную и полезную для природы деятельность. Тогда, в 2011 году, как раз начали массово выпускать цветные пластиковые бутылки, и я стала активно работать с ними. Сначала создавала из них бижутерию и небольшие сувениры: вырезала лепестки из пластика, меняла их форму с помощью огня свечи, а потом добавляла бусины и насаживала все на скрученную пластиковую нить. Поток идей был неиссякаем, и вскоре я начала делать практичные в быту вещи, например, светильники. Кстати, мое резкое увлечение творчеством из вторсырья не на шутку удивило друзей. Однако, со временем они оценили мою настойчивость и начали помогать: поддерживать идеи и новые проекты, приносить вымытые бутылки редких цветов и присоединились к раздельному сбору отходов.

Первая выставка из вторсырья

Через несколько месяцев после той уборки на берегу моря, я провела первую выставку у себя в квартире, куда пригласила всех заинтересованных, включая экоактивистов Петербурга. Так я познакомилась с Денисом Старком, создателем общественного движения «Мусора.Больше.Нет». Благодаря его проекту я осознала, что проблема отходов и загрязнения окружающей среды очень глобальна и касается буквально каждого человека на земле. С тех пор моей задачей стало донести до людей, что пластик - не только мусор, но и ценный ресурс, который может использоваться крайне долго. А именно: до семи раз в пищевом производстве, после - в промышленно-техническом. Людям, которые ранее не сталкивались с этим вопросом, сложно осознать это, но когда они видят мои работы вживую, понимают, что любая выброшенная бутылка может стать частью творческого самовыражения, не навредив морским обитателям и окружающей среде. Более того, она универсальна, и ее жизнь не заканчивается после однократного использования. Поэтому для меня принципиально важно работать именно с выброшенными материалами - только так можно привлечь людей к сортировке мусора и многоразовому использованию ресурсов.

Ангел из пластика и рок-музыкант из пленки

Моей первой масштабной работой стал ангел с земным шаром в руках (на его создание ушло около 300 бутылок и один глобус). Я сделала каркас из пластика, а потом лепила статую в технике наращивания - создавала объемы пластиковыми лентами. При этом вся работа обошлась без капли клея - пластик обладает уникальным свойством сцепления при повышении температуры. Кстати, это скульптура стала одновременно и добротным вторсырьем - ее целиком можно сдать на переработку. А вот уже в другой работе - статуе музыканта к рок-фестивалю - я слепила лицо из стрейч-пленки, которую грузчики выбросили на дорогу прямо передо мной. К слову, она, в отличие от бутылок, не утилизируется.

Конечно, собирать мусор даже для творчества - неприятная и грязная работа, и я, медик по образованию, очень щепетильно к этому отношусь. Все бутылки и прочее вторсырье я замачиваю в ведре и тщательно мою. И хотя из года в год я спрашиваю себя, сколько еще буду собирать материалы с улицы, все равно продолжаю это делать, и даже в путешествиях ищу красивые бутылки. Так, например, из Таиланда я привезла полчемодана удивительных фиолетовых бутылок, которых нет в Петербурге. Однако все же в последнее время я работаю с материалами, которые не принимаются на переработку. Например, с заклепками от хлебобулочных изделий. Они содержат и металл, и пластик, даже эко-активисты не знают, что с ними делать. Поэтому многие люди в городе собирают для меня этот материал через библиотеки и школы – я плету из заклепок панно. Судя по активности горожан, его размер будет не меньше пяти метров. Также я планирую что-то сделать из прессованных подложек для продуктов - такой вид пенопласта тоже пока нигде не принимают.

Будущее планеты и музей ресайклинга

Сейчас я нахожусь в большом путешествии: из Таиланда переехала в Армению, а оттуда в Грузию. И во всех этих странах, к сожалению, встречаю много мусора. В Паттайе, например, пляжи и океан настолько грязные, что отдыхающие ездят купаться на крошечный остров рядом. В Армении и Грузии много бутылок, пакетов и прочих упаковок на обочинах среди гор и цветущих абрикосов. Кроме того, в этих двух странах пока нет системы по раздельному сбору отходов, а оборот одноразовых материалов растет с каждым годом. Я с ужасом думаю, к чему приведет такое отношение к мусору в ближайшем будущем.

В отличие от других стран и небольших городов России, в Петербурге можно без проблем жить по европейским стандартам благодаря городским экопрограммам, общественным движениям, активистам и их огромной ежедневной работе. Конечно, многие горожане все еще консервативны в этом вопросе, а кому-то просто не хватает информации и экопросвещения. Поэтому я мечтаю открыть музей ресайклинга и артсайклинга в Петербурге. Для этого, полагаю, нужна помощь государства - на одних общественных началах такой проект неосуществим. Этот музей мог бы рассказать людям, как придумали пластиковую бутылку, показать весь цикл ее производства и возможности дальнейшей переработки (из нее можно сделать даже наполнитель для куртки или подушки, а большинство людей ничего не знает об этом!). После посещения подобного места у многих возникло бы желание вести раздельный сбор мусора и сдавать материалы на переработку.

Текст: С. Чернякова/Город+

«Мусорное искусство»: арт-объекты, принятые за хлам

Трейси Эмин «Моя кровать»

Современное искусство порой играет со зрителем злую шутку. Во время ярмарки Harbour Art Fair в Гонконге уборщица приняла за мусор работу художницы Кэрол Мэй и выбросила. «РБК Стиль» вспомнил, когда арт-объекты не смогли отличить от хлама.

Кэрол Мэй «Unhappy Meal»

Швейцарская художница Кэрол Мэй лишилась одной из работ на завершившейся в Гонконге арт-ярмарке Harbour Art Fair. Речь идет об инсталляции «Unhappy Meal», напоминавшей коробку из-под «​Хэппи Мил» — набора с едой и игрушкой сети ресторанов быстрого питания McDonald"s. Разницу между арт-объектом и пустой картонкой из-под фастфуда не заметила уборщица и выбросила работу Мэй. А когда поняла, что ошиблась, «Unhappy Meal» уже была серьезно повреждена.

«В своих работах я часто обращаюсь к повседневным объектам, которым придаю новые черты с помощью небольших изменений», — отметила художница. А также добавила, что в творчестве стремится критически взглянуть на современную культуру потребления.

Работа «Unhappy Meal» утеряна не безвозвратно. Предусмотрительная Кэрол Мэй позаботилась об изготовлении 30 таких инсталляций. По данным издания Dazed, арт-объект оценивается в $ 364.


Трейси Эмин «Моя кровать»

В 1998 году британка Трейси Эмин создала инсталляцию «Моя кровать». Пребывая в депрессии, художница несколько дней подряд не покидала комнату и отказывалась от всего, кроме алкоголя. Тогда же родилась идея арт-проекта, представлявшего собой неубранную постель, окруженную пустыми бутылками, использованными презервативами, смятым бельем и мусором. В 1999-м «Моя кровать» была номинирована на премию Тернера и выставлена в галерее Тейт. Один из смотрителей музея, не поняв задумки Трейси Эмин, решил, что экспонат подвергся атаке вандалов, и прибрал постель,

Richard Stonehouse/Getty Images

Густав Мецгер «Восстановление первой публичной демонстрации авторазрушающегося искусства»

В 2004 году уборщица лондонской галереи «​Тейт модерн», приняв один из экспонатов за мешок с мусором, выбросила инсталляцию. Впрочем, с работой Густава Мецгера ошибиться было нетрудно: экспонат с длинным названием — «Восстановление первой публичной демонстрации авторазрушающегося искусства» — представлял собой разъеденную кислотой картину в окружении полиэтиленовых мусорных мешков. После того как часть арт-объекта Мецгера в прямом смысле слова оказалась на свалке, художнику пришлось изготовить новую копию.

Художника Густава Мецгера, скончавшегося в Лондоне в марте 2017 года, называли «мусорным гением». Он создал направление «саморазрушающегося искусства». В своем манифесте 1959 года он так описывал задумку: «Это отчаянное подрывное политическое оружие, последнее средство в борьбе с капиталистической системой... в борьбе с арт-дилерами и коллекционерами, манипулирующими современным искусством к своей выгоде». В инсталляциях Мецгер часто использовал производственные отходы и строительный мусор.


Густав Мецгер

Tristan Fewings/Getty Images for Serpentine Galleries

Сара Голдшмид и Элеонора Кьяри «Куда мы идем танцевать этим вечером»

В музее современного искусства в итальянском городе Больцано жертвой уборщиц стала инсталляция «Куда мы идем танцевать этим вечером». Работа двух миланских художниц — Сары Голдшмид и Элеоноры Кьяри — была посвящена эпохе гедонизма и политической коррупции в Италии 1980-х годов, сообщал The Independent. В одном из залов музея авторы разбросали по полу пустые бутылки, окурки и конфетти. Все это уборщица приняла за банальный мусор и тщательно прибралась. Когда музей открылся на следующее утро, в зале не осталось ни следа от арт-объекта. Благо пакеты с арт-мусором не успели далеко увезти. Художницы восстановили инсталляцию.

Этому и многому другому в минувшие выходные учили детей и взрослых преподаватели ФГБОУ ВПО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова».

Искусство из повседневности

«Мастерские художественного стекла» - уже звучит многообещающе, как начало волшебной истории. Её рассказали в субботу в Строгановке. И не просто рассказали, а дали самим написать её новые главы, почувствовать себя настоящими создателями прекрасного. А уже из того, что получилось, во внутреннем дворе академии устроили спонтанную выставку. Арт-объекты разного размера, сложности, выполненные в разных техниках «артистами» разных возрастов, - вот таким весомым и прекрасным оказался результат формума «Эко-стекло - искусство из повсе-дневности».

В любом большом городе, не говоря уже о Москве, слово «экология» всегда звучит рядом со словом «проблема». Юлия Мерзликина, завкафедрой художественного стекла, заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств, кандидат искусствоведения , рассказала ребятам и их родителям о том, как мало мы задумываемся, что тонны самых обычных бытовых отходов могут не просто получить вторую жизнь, но стать предметом искусства. Обычно использованные стеклянные бутылки, банки, электрические лампочки превращаются в горы мусора. Но волшебники Строгановки в каждом осколке видят драгоценный материал. Решительно всё - от стеклянной бутылки до старого кинескопа - превращается в концептуальные арт-объекты, город-скую скульптуру, инсталляции и предметы декора, украсить которыми можно самый изысканный интерьер.

Стеклотара? Арт-объект! Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Повторите это дома

Гости Строгановки распределились на группы и разошлись по мастер-ским, одни названия которых интригуют: спекание стекла, витражей, алмазной грани, песко-струйная, расписная... Хочется попробовать себя всюду! Что-то, конечно, можно сделать только здесь, с помощью специальных инструментов и приспособлений, а что-то - дома, дав вторую жизнь тому, что вот-вот окажется в помойке. Как просто взять пустую банку из-под каких-нибудь маринованных огурцов, помыть, высушить и наклеить сверху самый причудливый узор из разноцветных стекляшек, оставшейся от ремонта мелкой плитки или осколков зеркала! Получится эксклюзивная ёмкость для мелочей. Ну а если найти цветную бутылку, обмотать её тонким скотчем и покрасить акриловой краской? Акрил быстро высохнет, вот и вышла отличная вазочка.

В Строгановке, правда, делали вещи посложнее: «полосатые» бутылки надевали на заранее приготовленный гигантский металлический «стебель» и головку «цветка». Закрепили, покрасили - и установили гигантский цветик во дворе академии.

Алмазная гравировка: когда простое стекло становится утончённым. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Стеклянная выпечка

Мастерская спекания стекла поразила с первого взгляда и первого шага. Потому что сразу в глаза бросаются они - плоские, разноцветные, непохожие на самих себя. Это расплавившиеся в печи винные бутылки: форму не потеряли, а объём - уже да. В горлышки вплавлены верёвочки - значит, всё это станет одной большой инсталляцией... Тем временем ребята творят своё искусство: те, кто поменьше, выкладывают цветы из уже нарезанных стеклянных полосок. Те, что постарше, делают по-взрослому: рисуют эскизы, выкладывают сложносочинённые композиции из стекла разных видов. Всё это отправится в одну из трёх печей, нагреется до 700 с небольшим градусов и превратится во что-то удивительное, неожиданное и, как говорят подростки, прикольное.

На полках, стенах, подоконниках - работы студентов. Здесь и скрученная в узел коричневая бутыль, и Медуза горгона - тоже стеклотара в прошлой жизни, и радужные «окаменелости»... Преподаватель рассказывает о том, как и из чего готовят «стеклянную выпечку» ученики. Особенно всех поражают большие прозрачные крылья - каждое из них явно занимало целую печь... Цвет стекла - отдельная история. Зеленоватое - это оконное; прозрачное, коричневое, голубое, зелёное, - всё бутылки. А серое, самое редкое, - от старого телевизора. Если у вас такой есть, приносите кинескоп в Строгановку, здесь вам только спасибо скажут!

«Что-то вы спеклись, ребята!» - хочется сказать, заглянув в печку для стекла. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Пескоструйное селфи

Ольга Чистякова, доцент, член Союза дизайнеров РФ , - в тренде. Её подопечные делают инсталляцию из раскроенного зеркала и бутылок 0,33 л, которые почему-то оказались закреплёнными вверх тормашками. «Это причёска. Доделаем, повесим на нашей выставке. Вы подходите, видите своё лицо, а на голове у вас как будто вот такое чудо. И делаете селфи!» - говорит она. Идей для селфи у Ольги Анатольевны вообще масса. Вот, например, большое стекло, оклеенное двумя слоями специальной бумаги, - ребята старательно вырезают кленовые листья, клеят прожилки. «Потом, - объясняет Ольга Анатольевна, - мы обработаем это в пескоструйной мастерской, покрасим. Будет не только матовость, но и рельеф. А тут мы установим бутылки в качестве ножек. Получится стол. На него - вазу с осенним букетом. Представляете, какое селфи выйдет?»

Она показывает работы своих студентов, вдохновенно объясняет, как слой за слоем снимают стекло, как делают алмазную грань... «А откуда же все эти красивые бутылки?» - спрашиваю я. «Вы не поверите! - отвечает Ольга Чистякова. - Вчера объехала несколько баров с необычной просьбой. Вот мне и выдали стеклотару... Не представляете, какое алкогольное амбре было у меня в машине... Потом мы всё отмывали: ладно, этикетки под горячей водой легко отходят, а вот следы клея - здесь пришлось попотеть». Вот уж действительно: знать бы, из какого сора растут цветы!

На кончике металлического прута - вот где сосредоточено волшебство стеклодува. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Дыхание лета

Работа художника, дизайнера - это колоссальный труд. Не заметить этого было нельзя всем тем, кто попробовал себя в искусстве создания витража. Всего-то и надо было обточить четыре цветных стёклышка, подобрать круглую серединку (кстати, это были донышки от бутылок), оклеить стеклянные детали по краям лентой из медной фольги и сложить всё в ровный квадрат. Не тут-то было! С непривычки между деталями остались зазоры, но Сергей Есипов, мастер 1-й категории , способен исправить всё. Он спаивает кусочки оловянным припоем с обеих сторон и по-правляет меня: «Нет, это не витраж в технике Тиффани. Витраж плоский. Это будет объёмный арт-объект!»

Школьники помладше сделали из маленьких баночек, пузырьков и бутылочек, какие обычно ставят в мини-бар в отеле, шмелей, стрекоз и пчёл - тоже помогли медная фольга, припой и стеклянные крылышки, которые сделали ребята в стеклодувной мастерской. Стрекозы разлетелись по мастерской - словно летом повеяло... «Ребята, не забывайте хорошо мыть руки, - напоминает Сергей. - Вы всё-таки с кислотой работали!»

730 по Цельсию

Ох и непроста профессия стеклодува! Зато какие красивые вещи можно создать... Ребята ждут своей очереди к газовым горелкам. Задача у них вроде бы несложная: расплавить кусочек стекла, а потом сформировать из него крылышко бабочки. Однако даже придать осколкам состояние пластилина оказывается непросто. «Ты грей стекло, а не металлический стержень, - наставляет парня лет двенадцати Дмитрий Унтевский, мастер-стеклодув 1-й категории , - а то стекло ещё не «растает», а металл уже нагреется. Да, вот так, двигай его, двигай...» «Газовые горелки здесь небольшие, - объясняет Дмитрий, - да и нужно всего градусов 730-750 по Цельсию, именно в этих границах стекло становится пластичным, но не «течёт».

У соседнего стола Галина Криволапова, старший преподаватель, член Союза художников РФ , показывает, как сплющить обжигающий стеклянный комочек так, чтобы он стал похож на крылышко. «Ну вот, - говорит Галина Анатольевна, когда «запчасть» арт-объекта готова, - теперь при взгляде на бутылку вы будете видеть бабочку!» «Выражение «бабочки порхают в животе» приобретает новый смысл», - смеются взрослые, наблюдающие за успехами своих отпрысков.

Если лампочка перегорела, ей время стать шедевром! Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Лампа как арт-объект

Пока я бродила по мастерским Строгановки, любуясь на работы больших и маленьких, то никак не могла решить: хорошо ли поступила, не взяв с собой своих соб-ственных детей-детсадовцев? Всё-таки ломать стекло специальными щипцами, клеить кусочки зеркала и вырезать ножом для бумаги - дело довольно-таки ответственное. Но оказалось, занятие тут найдётся любому - и ловкому старшекласснику, занимающемуся в художественной школе и, возможно, уже видящему себя студентом академии, и малышу, лишь недавно освоившему кисточку. В мастерской росписи самые юные посетители форума экостекла вовсю расписывали перегоревшие лампочки. Оказывается, немного фантазии - и этот, казалось бы, совсем никчёмный предмет может стать уникальной дизайнерской игрушкой для новогодней ёлки! Преподаватель лишь показал ребятам образцы орнаментов, а уж те включили воображение и начали делать смелые мазки... Как же немного нужно, для того чтобы каждый из нас начал по-своему защищать окружающую среду и наполнять этот мир большими и маленькими экошедеврами!


Китайский художник и автор инсталляций Ванг Чжиюань создал арт-объект на экологическую тему. 11-метровый торнадо из пластиковых бутылок бродит по планете, охватывая картинные галереи и прочие «рассадники культуры» с высокими потолками: такую махину не всякий зал вместит. Впрочем, особенных разрушений пока не видать: экопроблемы – тема не новая, а посетители выставок поудивляются минут десять, да и разойдутся.

Живущий в Пекине Ванг Чжиюань (Wang Zhiyuan) непременно хочет, чтобы его искусство стало общественно важным и полезным: «Если оно не будет таковым, я буду чувствовать себя виноватым». Ну что ж, не только в России поэт – больше, чем поэт, и художник – больше, чем художник. Помянем же добрым словом и , и , и британской мастерицы.


53-летний Ванг Чжиюань за свою жизнь успел повидать и попробовать многое: он занимался живописью и скульптурой, в юности ощутил сильное влияние (если не сказать прессинг) соцреализма и пересматривал свой художественный метод в зрелости, эмигрировал в Австралию, но снова вернулся на родину.

Сейчас он пришел к тому, что искусство нужно всем людям. Чем больше будет охват аудитории, тем скорее наш мир изменится к лучшему. А чтобы расширить «штат» ценителей прекрасного, творчество должно быть понятным.


В духе своих воззрений Ванг Чжиюань создал инсталляцию с незатейливым месседжем: лучше пусть мусор будет арт-объектом в галереях и выставочных залах, а то и вовсе музейной редкостью, но не валяется где попало на улицах и не образует уродливые свалки.

Когда Ванг Чжиюань начал собирать бесхозную тару на пекинских свалках, он сомневался в том, что удастся создать из мусора что-то стоящее. Но потом понял, что искусство начинается там, где от перестановки слагаемых сумма как раз-таки меняется. Начав располагать бутылки на свой вкус, автор инсталляции так увлекся, что взрастил огромную пластиковую гору.


11 метров пластиковой тары с пекинских свалок впечатляют хотя бы размерами. Так ли уж велика художественная ценность торнадо – время рассудит. Но хорошо уже то, что на свете стало меньше мусора и больше арта.



Последние материалы сайта