Мария Клавдиевна Тенишева родилась 20.05 (01.06) 1858 года в Петербурге в дворянской семье. Окончила частную гимназию. В возрасте шестнадцати лет выдана замуж за адвоката Р. Николаева. Брак оказался неудачным. В 1881 году она уехала в Париж, где получила музыкальное образование, стала профессиональной певицей.
Одновременно много занималась рисованием, писала картины, овладевала искусством живописи. Начинала заниматься коллекционированием произведений русской и европейской графики, предметов народного быта.
В 1892 году вышла замуж за Вячеслава Николаевича Тенишева (1843-1903) - князя, богатого человека, крупного предпринимателя (акционера Брянского рельсопрокатного, железоделательного, механического завода), этнографа и социолога, придерживающегося либерально - демократических взглядов на развитее России, сторонника буржуазных реформ.
М.К. Тенишева получила возможность в полную меру проявить свои творческие способности, недюжинный талант художника и умного организатора - просветителя, одухотворенного идеей сохранения культурного наследия русского народа, собирания бесценных сокровищ народного творчества, предметов быта.
С 1892 г. по 1896 г. жила в Бежице. "Четыре года кипучей деятельности, полные осмысленного труда на заводе, пролетели как сон. Мне даже всегда было очень жаль уезжать на зиму в Петербург, отрываясь от дела. Не только я уже не боялась завода и его обитателей, но он стал дорог мне, как место моего крещения, как поле брани, где я отличилась и мне удалось стяжать славу, развернуться, выполнить все заветные мечты. А главное, что удовлетворяло моё самолюбие, - это сознание, что, придя туда последнею, после двадцатилетнего существования завода, мне удалось создать то, что давно уже должно было быть сделано. Гордость брала меня от сознания, что судьба отметила меня именно для этого. Я относилась к своему назначению с каким-то набожным чувством избранницы, до глубины души благодарная судьбе за выпавшее на мою долю счастье".
За период с 1892 по 1896 гг. в Бежице при участии и содействии М.К. Тенишевой:
Её убедительным доводом было: "Построив свой дом, они сделались бы вечными и верными коренными работниками". Так началась плановая застройка улиц Бежицы индивидуальными домами рабочих и служащих. Мария Клавдиевна Тенишева оставила яркие воспоминания в книге "Впечатления моей жизни", изданной в Париже на русском языке в 1933 году. В книге одна из глав называется "Бежица", в ней рассказывается о жизни и деятельности М.К. Тенишевой в Бежице. В 1893 году Тенишевы приобрели Талашкино (ныне Смоленская область). Благодаря неутомимой деятельности, природной даровитости и таланту, прекрасным организаторским способностям М.К. Тенишевой, здесь на рубеже XIX-XX веков возник своеобразный центр художественной жизни России. В Талашкине бывали, плодотворно работали известные деятели культуры И.Е. Репин, А.Н. Бенуа, К.А. Коровин, М.А. Врубель, С.Б. Малютин, Н.К. Рерих, П.П. Трубецкой, И.Ф. Стравинский, С.П. Дягилев и др.
М.К. Тенишева открыла в Талашкине художественные мастерские, школу с шестилетним сроком обучения (во Фленове), школу в Сож, училище в дер. Бобыри, рисовальную школу в Смоленске (раньше это было сделано ею в Петербурге), выстроила театр, в 1900 году заложила церковь во Фленове, в оформлении которой принимал участие Н. К. Рерих. Постоянно занималась коллекционированием предметов русской старины, народного и декоративно-прикладного искусства, икон, крестов, вышивок, деревянной скульптуры, разнообразных изделий народного быта. Они составили основу музея в Талашкине. В Смоленске княгиней на собственные деньги было построено здание для музея "Русская старина", в котором разместились экспонаты, собранные за многие годы.
Будучи человеком состоятельным, меценаткой, М.К. Тенишева оказывала материальную и моральную поддержку молодым талантам, поощряла их творческие искания, приобретала для своей коллекции произведения их искусства. Благодаря ее пожертвованиям в России выходил один из лучших журналов начала двадцатого века "Мир искусства". Она умело пропагандировала русское искусство в России и Европе, устраивала выставки картин народного и декоративного искусства, предметов народного быта.
Ее деятельность на этом благородном поприще была прервана Октябрьской революцией. С 1919 года она находилась в эмиграции. Умерла 1 апреля 1928 года в Париже. Похоронена на кладбище Сэн-Клу.
В книге "Впечатления моей жизни", впервые изданной в нашей стране только в 1991 году, она писала: "Я люблю свой народ и верю, что в нем вся будущность России, нужно только честно направлять его силы и способности". Ему, народу, она посвятила всю свою жизнь, творческую деятельность, оставила добрый след в художественной культуре России.
Тенишева, Мария Клавдиевна
Фотопортрет М. К. Тенишевой.
Княгиня Мари́я Кла́вдиевна Те́нишева (урождённая Пятковская , по отчиму - Мария Морицовна фон Дезен; в первом браке - Николаева ; -) - русская дворянка, общественный деятель, художник-эмальер , педагог, меценат и коллекционер. Основательница художественной студии в Петербурге , Рисовальной школы и Музея русской старины в Смоленске , училища ремесленных учеников в городе Бежица , а также художественно-промышленных мастерских в собственном имении Талашкино .
Тенишева скончалась 14 апреля 1928 г. в парижском пригороде Сен-Клу . В некрологе, посвящённом Марии Клавдиевне, И. Я. Билибин писал: «Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много» .
Категории:
Wikimedia Foundation . 2010 .
Деятель в области русского искусства, меценат, коллекционер и художник. Жена В. Н. Тенишева. Училась искусству в Петербурге и Париже. Организовала на свои средства рисовальные школы в… …
- (урождённая Пятковская) (1867 1929), княгиня, общественный деятель, коллекционер, меценат, художник эмальер. Основала художественную студию в Санкт Петербурге (1894), Рисовальную школу (1896) и Музей русской старины (1898) в Смоленске,… … Энциклопедический словарь
ТЕНИШЕВА (урожденная Пятковская) Мария Клавдиевна (1867 1929) княгиня, российский общественный деятель, коллекционер, меценат, художник эмальер. Основала художественную студию в Санкт Петербурге (1894), рисовальную школу (1896) и Музей русской… … Большой Энциклопедический словарь
- … Википедия
- (Пятковская). Род. 1867, ум. 1929. Меценат, художник эмальер, коллекционер, общественный деятель. На собственные средства создала художественную студию в Санкт Петербурге (1894), рисовальную школу (1896), Музей русской старины (1898) в Смоленске … Большая биографическая энциклопедия
Тенишева, Мария Клавдиевна Фотопортрет М. К. Тенишевой. Мария Клавдиевна Тенишева (урождённая … Википедия
- (урождённая Пятковская) Мария Клавдиевна (1861 1929), княгиня, коллекционер, меценат, художник эмальер. Основала художественную студию в Санкт Петербурге (1894), рисовальную школу (1896) и Музей русской старины (1898) в Смоленске, художественно… … Русская история
Мария Клавдиевна , деятель в области русского искусства, меценат, коллекционер и художник. Жена В. Н. Тенишева. Училась искусству в Петербурге и Париже. Организовала на свои… … Большая советская энциклопедия
Фотопортрет М. К. Тенишевой. Мария Клавдиевна Тенишева (урождённая Пятковская, по отчиму Мария Морицовна фон Дезен; в первом браке Николаева; 1858 1928) русская дворянка (княгиня), общественный деятель, художник эмальер, педагог, меценат и… … Википедия
Помню, когда я около трех с половиной лет назад грела свое беременное пузо на заграничных югах, читая всякие интересные журналы по искусству, меня впервые пронзила в самое сердце мысль, что в становлении того или иного творческого человека меценаты иногда не менее важны, чем учителя, жены и любовницы, а иногда и более....
Тогда, помнится, читала я статью про великую Тенищеву, судьба которой была блестяща и трагична: отдав России всё, что у нее было, от капиталов до таланта, она умерла в полном забвении. ...И на днях наткнувшись на ее портрет кисти Репина невольно захотелось написать пост...
Современники называли княгиню Тенишеву «гордостью всей России». Ей повезло, она общалась свыдающимися людьми своей эпохи - Репиным, Тургеневым, Чайковским, Мамонтовым, Врубелем, Коровиным, Рерихом, Бенуа, Дягилевым, Малютиным, Серовым...
Портрет Репина
Во многих источниках написано, что точный год рождения Тенишевой доподлинно неизвестен (между 1857 и 1867), однако в википедии указан 1858, что я и вынесла в заглавие поста, достоверным считается только число – 20 мая.
Происходила она из столичных дворян, но была незаконнорожденной. Семейное предание сохранило разные версии того, кто был её отцом.
После окончания частной гимназии девушка была выдана замуж за правоведа Рафаила Николаева и родила дочь Марию, но этот ее брак оказался неудачным («Все было так серо, обыденно, бессодержательно», – писала она позже).
С 1881 она обучалась в Париже: брала уроки музыки, вокала, желая стать профессиональной певицей, много занималась рисованием. Оставленная с мужем дочь была впоследствии отдана отцом «в институт» (что предполагало интернатскую систему) и сильно отдалилась от матери, не простив ей и в зрелом возрасте её стремления к самореализации в ущерб заботе о семье и о ней.
На лето Мария Клавдиевна возвращалась из Франции в Россию и жила в имении А.Н. Николаева (дяди мужа) под Смоленском. Именно там на всю жизнь завязалась её дружба с соседкой, владелицей имения Талашкино, Е.К. Святополк-Четвертинской («Киту») – женщиной близкой судьбы, схожих взглядов на жизнь и эстетических вкусов. Мало задумываясь о том, кто и чему учит в этот момент её дочь, неутомимая княгиня, поддержанная Киту, организовала в 1889 в Талашкино первую «школу грамоты» для местных крестьян.
По соседству с Талашкино находилось и земли князя В.Н. Тенишева – крупнейшего российского промышленника, субсидировавшего строительство первого в России завода автомобилей, одного из зачинателей электромеханического производства. В Смоленщину он приезжал поохотиться, был на 22 года старше Марии Клавдиевны, но разница в возрасте не имела значения при обнаружившемся родстве душ. После скорого развода князя с первой женой и расторжения брака Марии Клавдиевны они в 1892 году обвенчались.
В.Н.Тенишев дал жене, помимо своей фамилии (правда, его родные «бесприданницу» не признали, и в родословную князей Тенишевых княгиня Мария не попала), духовную опору, княжеский титул, большое состояние и возможность реализовать себя в качестве просветительницы и меценатки. Получив средства на осуществление задуманных ею проектов, Тенишева вскоре открыла училище ремесленных учеников под Брянском (где её муж возглавлял акционерное общество), несколько начальных народных школ в Петербурге и Смоленске.
В те же годы состоялось её знакомство с И.Е. Репиным, которого она увлекла идеей организации рисовальных школ для одаренных детей из народа, а также курсами для подготовки учителей рисования.
Делом всей жизни М.К. Тенишевой стало Талашкино
Врубель
На рубеже веков Талашкино превратилось в духовный и культурный центр России, «художественное гнездо», аналогичное подмосковному Абрамцево – местом встречи выдающихся деятелей культуры, вдохновленных идеей «нового русского Возрождения». Неорусский стиль в искусстве – «родом» из Талашкино.
Просветительская идея привлекла в Талашкино множество выдающихся русских художников. В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, М.В. Врубель, К.А. Коровин, В.А. Серов, Н.К. Рерих гостили и работали в имении княгини, предлагая свои рисунки для росписи балалаек, сундучков, мебели.
В 1901 году Тенишева провела в Смоленске выставку изделий прикладного искусства, изготовленных в Талашкине, открыв одновременно в Москве, в Столешниковом переулке, магазин «Родник» для их продажи. В эти годы в Талашкине был построен кабинет «Теремок», все предметы убранства которого были сделаны в мастерских.
Во Фленове по её инициативе был выстроен храм Святого Духа с росписями и мозаикой Н.К. Рериха.
Замужество дало княгине возможность удовлетворить её увлечение коллекционированием. Составив обширную коллекцию акварелей русских и иностранных художников, систематизация которой была поручена А.Н. Бенуа, Тенишева устроила в 1897 году выставку своего собрания, из которого около 500 работ подарила затем готовящемуся к открытию Русскому музею.
С.П. Дягилев, с которым Тенишева познакомилась в это время, увлек её идей создания журнала «Мир искусства», который она учредила и (совместно с С.И. Мамонтовым) финансировала в 1898–1904 годах. В 1899 году она была в числе организаторов первой выставки «мирискусников» в Петербурге.
Идиллия. Карикатура Щербова П. Е.1899. Л.С. Бакст (петух), С.П. Дягилев (доит корову), Д.В. Философов, М.В. Нестеров, М.К. Тенишева (корова), И.Е. Репин, С.И. Мамонтов
Радость безмерная. Карикатура (парная карикатуре "Идилия") 1900. В.В. Стасо, М.К. Тенишева (корова), И.Е. Репин, М.В. Нестеров (за мольбертом), С.И, Мамонтов (мамонт), С.П, Дягилев
Между тем, Николай II назначил в 1900 году В.Н. Тенишева главным комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Париже. Этот раздел произвел фурор – во многом благодаря трудам Марии Клавдиевны. Человек разносторонне образованный, муж М.К. Тенишевой не разделял части её увлечений и не одобрял её дружбы с художниками, желая видеть жену лишь светской дамой. И все же он помогал ей, субсидируя все её начинания, а она заставляла звучать его имя как мецената и филантропа.
В 1903 году Тенишева не стало. Теперь уже она одна распоряжалась оставшимся ей в наследство огромным капиталом.
В 1906 году она помогла С.П. Дягилеву в устройстве Выставки русского искусства на «Осеннем салоне» в Париже, причём важный раздел экспозиции составили собранные ею самой предметы русского народного искусства. Впоследствии эта коллекция составила основу первого в стране Музея русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина», который в 1911 году был передан княгиней в дар Смоленску.
В те же годы княгиня активно участвовала в работах по историко-археологическому изучению Смоленска и окрестностей, способствовала открытию в городе филиала Московского археологического института.
В 1912 году она получила титул почётной гражданки города Смоленска; её именем назвали одну из улиц города.
При этом она была замечательным художником-эмальером. Среди её работ были и крупные (напрестольный крест в серебре и золоте для храма Святого Духа, декор двери с изображением Георгия Победоносца в «Теремке» во Фленове, двустворчатый портал из ценных пород дерева с эмалевыми инкрустациями) и весьма тонкие, небольшие по размерам работы (блюдо с разноцветной эмалью, купленное впоследствии Музеем Люксембургского дворца в Париже, эмалевые портреты царя Михаила Федоровича и императора Николая II с наследником-цесаревичем для подарка государю в честь 300-летия Дома Романовых).
М.К. Тенишева выставляла свои работы в салоне Национального общества изящных искусств во Франции (1906–1908), Союзе декоративных искусств.
В 1914 году она показала эмали в Риме, получив диплом и почетное членство в Римском археологическом обществе. Через два года она защитила докторскую диссертацию на тему «Эмаль и инкрустация» в Московском археологическом институте. (Текст работы, утраченный в годы революции, был восстановлен её учениками в Праге в 1930.)
Как художник, собиратель и исследователь искусства Тенишева была избрана членом нескольких европейских академий.
Революция 1917 года заставила М.К. Тенишеву эмигрировать во Францию, где она жила вместе всё с той же «Киту» и дочерью от второго своего брака Лизой в Вокрессоне близ Парижа с 1918 года до своей кончины. За десять эмигрантских лет женщины успели наладить дело обучения эмальерному искусству среди детей эмигрантов.
Е.К. Святополк-Четвертинская сохранила дневники и воспоминания Тенишевой. Она же передала оборудование тенишевской мастерской, материалы и технологические рецепты Тенишевой своей эмигрантской подруге и единомышленнице Т.Н. Родзянко, организовавшей после получения этого дара «Школу эмалевого искусства» в Праге.
Тенишева Мария Клавдиевна (20.V.1863, по другим данным 1864, Петербург – 1.IV.1928, Париж), выдающаяся деятельница русской и европейской культуры, коллекционер, меценат, художник, педагог, исследователь древних эмалей и инкрустаций, создатель художественного Талашкина близ Смоленска.
Тенишева начала свой путь в искусстве как оперная певица, окончив в Париже студию М. Маркези. Была знакома с И.С.Тургеневым, А.Г. Рубинштейном, П.И. Чайковским. В 1892 г. вышла замуж за князя В.Н. Тенишева, круг ее интересов расширился. Увлекаясь коллекционированием, Тенишева собрала уникальную коллекцию русской и зарубежной графики, часть которой подарила Русскому музею (1898 г.).
В те же годы она начинает составлять коллекцию декоративно-прикладного и народного искусства в своем смоленском имении Талашкино. Большой раздел собрания представляли памятники древнерусского искусства, начиная с домонгольского периода. В 1905 г. коллекции были перевезены в Смоленск, в 1907 г. показаны в Лувре, а в 1911 г. подарены Смоленску (смоленскому филиалу Московского археологического института). Увлекаясь стариной, Тенишева собрала ценнейшую коллекцию древних эмалей и инкрустаций, которая послужила ей для написания диссертации на эту тему, защищенную в 1916 г. и изданную в 1930 г. в Праге. Этот научный труд до настоящего времени не утратил своего значения; занимаясь еще и творческой работой в области эмалей, она впервые сформулировала многие законы древних эмалей.
Тенишева была крупнейшим меценатом своего времени. Она покупала произведения молодых художников, поддерживала их материально. М.А. Врубель, А.Н. Бенуа, С.В. Малютин, Н.К. Рерих были отмечены ее вниманием. Издавала журнал "Мир искусства", устраивала международные выставки. На свои средства открыла в Петербурге бесплатную рисовальную студию под руководством И.Е. Репина, которую окончили многие впоследствии выдающиеся художники.
Созданная в Талашкине художественная атмосфера привлекала к нему многих художников, которые нашли здесь прекрасные условия для работы и отдыха. Но вклад Талашкина в русскую культуру не ограничивается только искусством. На хуторе Фленово Тенишева устроила образцовую сельскохозяйственную школу, пригласив сюда профессора Р.Э. Регеля, разработав уникальную программу сельскохозяйственного образования. В Талашкине были организованы художественные мастерские, приглашены талантливые художники, создан театр.
Лит.: Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. – Л., 1991; Журавлева Л.С.: 1) Княгиня Мария Тенишева. – Смоленск, 1994; 2) Талашкино. – Смоленск, 1995.
Л.С. Журавлева
Тенишева Мария Клавдиевна , коллекционер, меценат, художник, музейный деятель.
Из состоятельной дворянской семьи (урожденная Пятковская, по первому браку Николаева). Воспитывалась матерью, Марией Александровной Пятковской (во втором браке фон Дезен). Училась в частной гимназии М.П. Спешневой, затем в оперной студии М. Маркези в Париже. Обучалась живописи в Академии Жюльена в Париже и в Центральном училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге. Окончив Московский археологический институт (Смоленское отделение), получила звание «ученый археолог» (1916г.).
Начало благотворительной деятельности Марии Клавдиевны положил ее второй брак с одним из богатейших предпринимателей России - князем В.Н. Тенишевым (1892), финансировавшим разнообразные начинания своей супруги. По инициативе Марии Клавдиевны были организованы ремесленное училище и шесть начальных школ в Бежице (в то время - Брянский уезд Орловской губ., ныне район г. Брянска), а также образцовая сельскохозяйственная школа на принадлежавшем ей хуторе Фленово (Смоленский уезд).
В Петербурге Мария Клавдиевна открыла и содержала рисовальную студию (1894-1904 гг.), в Смоленске - рисовальную школу (1896-1899 гг.). В 1898-1899 гг. финансировала журнал «Мир искусства». В приобретенном в 1893 г. имении Талашкино (Смоленский уезд) Мария Клавдиевна устроила художественный центр, где были созданы художественные мастерские, театр, жили и работали многие выдающиеся деятели культуры.
С начала 1890-х гг. увлеклась коллекционированием русских древностей, предметов церковной старины, произведений декоративно-прикладного искусства и народного творчества, из которых в Талашкине при участии И.Ф. Барщевского в конце 1890-х гг. возник историко- этнографический музей.
С помощью А.Н. Бенуа собрала коллекцию графики отечественных и зарубежных мастеров, в 1897 г. экспонировавшуюся в Петербурге и в 1898 г. частично переданную Русскому музею. Принимала участие в археологических раскопках, нередко финансируя их.
Изучала историю эмалевого дела, сама создала ряд произведений эмальерного искусства. Участвовала в деятельности функционировавших на Смоленщине исследовательских организаций (была почетным членом церковно-археологического комитета, ОИСГ, губернской ученой архивной комиссии). Почетная гражданка Смоленска (1911 г.). После событий Октября 1917г. эмигрировала во Францию.
Сочинения: Бронзовая эмалевая чаша I-II веков, найденная в Римском погребении города Намюра. - М., 1912; Впечатления моей жизни.-Париж, 1933; Л., 1991; Эмаль и инкрустация.-Прага, 1930.
Источники: Археологический и этнографический музей княгини М.К. Тенишевой в селе Талашкине, близ Смоленска//Исторический вестник, 1901, т. 86, с. 375, 376; Княгиня М.К. Тенишева и основанный ею «Историко-этнографический музей» в Смоленске//Нива, 1911, № 28, с. 519, 520; Отчет Общества изучения Смоленской губернии по 1-е января 1912 года. - Смоленск, 1912. - С. 4; Отчет о деятельности Смоленской Ученой Архивной Комиссии (с 1 января 1913 года по 1 января 1914 года). - Смоленск, 1914. - С. 3; Отчет о составе и деятельности Смоленского Церковно-Археологического комитета за 1912 год//Смоленские епархиальные ведомости, 1913, № 13-14, отдел официальный, с. 424; Отчет Смоленской Ученой Архивной Комиссии за второй год ея существования. (3 апреля 1909 года 3 апреля 1910 года). - Смоленск, 1911.-С. 11,64.
Литература: Данилевич Н. Жизнь и дело Марии Тенишевой//Памятники Отечества, 1992, № 28. с. 83-90; Журавлева Л.С. Княгиня Мария Тенишева. - Смоленск, 1992; она же. Талашкино. - М., 1989; она же. Тенишева Мария Клавдиевна//Смоленская область: Энциклопедия. -Т 1 [Персоналии]. - Смоленск. 2001. - С. 247; она же. Тенишевский музей «Русская старина». - Смоленск, 1998; Озер Дж. Мир эмалей княгини Марии Тенишевой. - М., 2004. - С. 10-13; Стрижова Н.Б. Тенишева Мария Клавдиевна. - Российская музейная энциклопедия. - Т. 2 [Н-Я]. -М., 2001. -С. 234, 235; Фролов А.И. Мария Тенишева//Основатели российских музеев: Учебное пособие. - М., 1991. - С. 62-79.
М.В. Иванов
Смоленский край: история музейной деятельности на материалах частных собраний, выставок и музеев (конец XVIII- первая треть XX вв.)
Смоленск
2005 г.
Арамейское письмо использовалось для написания текста на одноименном языке, на котором велись торговые сделки на Ближнем Востоке примерно с 1000 г. до н. э. и до 1000 г. н. э. Оно происходит от финикийского письма. Поскольку эволюция от одного к другому б
Обмен веществ. Все живые организмы обладают способностью извлекать, преобразовывать и использовать энергию окружающей среды либо в виде питательных веществ, либо в форме солнечного излучения. Во внешнюю среду они возвращают продукты распада и преобразова
Все мы убеждены в том, что способны видеть то, что находится перед нами, точно восстанавливать в памяти важные события из прошлого, сознавать пределы своих знаний и правильно определять причинно-следственные отношения. Однако эти интуитивные убеждения час
Основными средствами называется то имущество, которое используется в качестве средств труда более 12 месяцев, стоимостью от 100 000 рублей. Учет основных средств в 1С 8.3 автоматизирован на 100%. Сначала в 1С Бухгалтерия для ОС оформляется . Далее их прин
"1С:Предприятие 8" помогло крупнейшему в Татарстане сельскохозяйственному предприятию "Сет иле" на 30% улучшить выполнение производственного плана Специалисты компании "1С:Первый БИТ" (Казань) завершили внедрение системы "1С:Бухгалтерия сельскохозяйственн
/ Учет запасов Нормативно-справочная информация: подсистема учета запасовВсю нормативно-справочную информацию, которая используется для отображения операций с запасами, можно условно поделить на две группы:Объекты аналитического учета операций с запасами