Эпоха возрождения начинается с какого века. Почему Италия – родина Возрождения? Дворец Палаццо Веккьо

13.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

XIV-XV век. В странах Европы начинается новая, бурная эпоха – эпоха Возрождения (Ренессанса – от французского Renaissanse). Начало эпохи связано с освобождением человека от феодально-крепостнической зависимости, развитием наук, искусств и ремёсел.

Эпоха Возрождения началась в Италии и продолжила свое развитие в странах северной Европы: Франции, Англии, Германии, Нидерландах, Испании и Португалии. Позднее Возрождение датируется серединой XVI – 90-ми годами XVI века.

Влияние церкви на жизнь общество ослабело, возрождается интерес к античности с её вниманием к личности человека, его свободе и возможностям развития. Изобретение книгопечатания содействовало распространению грамотности среди населения, росту образованности, развитию наук, искусств, в том числе художественной литературы. Буржуазия не удовлетворилась религиозным мировоззрением, которое господствовало в средние века, а создала новую, светскую науку, основанную на изучении природы и наследия древних писателей. Так началось "возрождение" античной (древнегреческой и римской) науки и философии. Ученые стали разыскивать и изучать древние памятники литературы, хранившиеся в библиотеках.

Появились писатели и художники, осмелившиеся выступить против церкви. Они были убеждены: самую большую ценность на земле представляет человек, и все его интересы должны быть сосредоточены на земной жизни, на том, чтобы прожить ее полно, счастливо и содержательно. Таких людей, посвятивших свое искусство человеку, стали называть гуманистами.

Для литературы Возрождения характерны гуманистические идеалы. Эта эпоха связана с появлением новых жанров и с формированием раннего реализма, который так и назван, "реализм Возрождения" (или ренессансный), в отличие от более поздних этапов, просветительского, критического, социалистического. Произведения эпохи Возрождения дают нам ответ на вопрос о сложности и важности утверждения человеческой личности, ее творческого и действенного начала.

Для литературы Возрождения характерны различные жанры. Но определенные литературные формы преобладали. Джованни Боккаччо становится законодателем нового жанра – новеллы, который так и именуется новеллой Возрождения. Этот жанр рожден характерным для Возрождения ощущением удивления перед неисчерпаемостью мира и непредсказуемостью человека и его поступков.


В поэзии становится наиболее характерной формой сонет (строфа из 14 строк с определенной рифмовкой). Большое развитие получает драматургия. Наиболее выдающимися драматургами Возрождения являются Лопе де Вега в Испании и Шекспир в Англии.

Широко распространена публицистика и философская проза. В Италии Джордано Бруно в своих работах обличает церковь, создает свои новые философские концепции. В Англии Томас Мор высказывает идеи утопического коммунизма в книге "Утопия". Широко известны и такие авторы, как Мишель де Монтень ("Опыты") и Эразм Роттердамский ("Похвала глупости").

В числе писателей того времени оказываются и коронованные особы. Стихи пишет герцог Лоренцо Медичи, а Маргарита Наваррская, сестра короля Франции Франциска I, известна как автор сборника "Гептамерон".

В изобразительном искусстве эпохи Возрождения человек предстал самым прекрасным творением природы, сильным и совершенным, гневным и нежным, задумчивым и весёлым.

Наиболее ярко мир человека эпохи Возрождения представлен в Сикстинской капелле Ватикана, расписанной Микеланджело. Библейские сюжеты образуют свод капеллы. Основной их мотив – сотворение мира и человека. Эти фрески полны величия и нежности. На алтарной стене находится фреска "Страшный суд" , которая была создана в 1537–1541 гг. Здесь уже Микеланджело видит в человеке не "венец творения", а Христос представлен гневным и карающим. Потолок и алтарная стена Сикстинской капеллы представляют собой столкновение возможности и реальности, возвышенности замысла и трагизма осуществления. "Страшный суд" считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения.

Италия – это страна с интересной и богатой историей. На ее территории была образована она из самых сильных военных империй в мире – Древний Рим. Еще здесь были города античных греков и этрусков. Не зря говорят, что Италия – это родина Возрождения, так как только по количеству памятников архитектуры она занимает в Европе первое место. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Рафаэль, Петрарка, Данте – это лишь самый крохотный и далеко не полный список всех тех имен людей, которые творили и жили в этой прекрасной стране.

Общее предпосылки

Черты идей гуманизма в итальянской культуре проявляются уже у Данте Алигьери, предшественника Возрождения, жившего на рубеже XIII и XIV веков. Наиболее полно новое движение проявилось в середине XIV века. Италия является родиной всего европейского Возрождения, так как для этого здесь раньше всего созрели социально-экономические предпосылки. В Италии рано начали формироваться капиталистические отношения, и люди, которые были заинтересованы в их развитии, должны были выйти из-под гнета феодализма и опеки церкви. Это были буржуа, но это не были буржуазно-ограниченные люди, как в последующие века. Это были люди с широким кругозором, совершавшие путешествия, говорящие на нескольких языках и активные участники любых политических событий.

Аврора (1614) — картина эпохи возрождения

Культурные деятели того времени вели борьбу со схоластикой, аскетизмом, мистикой, с подчинением литературы и искусства религии, называли себя гуманистами. Писатели Средневековья брали у античных авторов «букву», то есть отдельные сведения, отрывки, сентенции, вырванные из контекста. Писатели Возрождения читали и изучали целые произведения, обращая внимание на существо произведений. Они также обращались и к фольклору, народному творчеству, народной мудрости. Первыми гуманистами считаются Франческо Петрарка, автор цикла сонетов в честь Лауры, и Джованни Боккаччо, автор «Декамерона», сборника новелл.

Летающий аппарат — Леонардо да Винчи

Характерные черты культуры того нового времени следующие:

  • Основным предметом изображения в литературе становится человек.
  • Его наделяют сильным характером.
  • Ренессансный реализм широко показывает жизнь с полным воспроизведением её противоречий.
  • По-другому авторы начинают воспринимать и природу. Если у Данте она ещё символизирует психологическую гамму настроений, то у более поздних авторов природа доставляет радость своей реальной прелестью.

3 причины, почему именно Италия стала родиной Возрождения?

  1. Италия ко времени Возрождения оказалась одной из самых раздробленных стран Европы; здесь так и не сложилось единого политического и национального центра. Образованию единого государства препятствовала происходившая в течение всего Средневековья борьба между папами и императорами за свое господство. Поэтому экономическое и политическое развитие разных районов Италии было неравномерным. Области центральной и северной частей полуострова входили в папские владения; на юге располагалось Неаполитанское королевство; средняя Италия (Тоскана), включавшая такие города, как Флоренция, Пиза, Сиена, и отдельные города севера (Генуя, Милан, Венеция) представляли собой независимые и богатые центры страны. Фактически Италия была конгломератом разобщенных, постоянно соперничавших и враждовавших между собой территорий.
  2. Именно в Италии сложились поистине уникальные условия для поддержания ростков новой культуры. Отсутствие централизованной власти, а также выгодное географическое положение на путях европейской торговли с Востоком способствовало дальнейшему развитию самостоятельных городов, развитию в них капиталистического и нового политического уклада. В передовых городах Тосканы и Ломбардии уже в XII – XIII вв. произошли коммунальные революции, и сложился республиканский строй, внутри которого постоянно велась ожесточенная партийная борьба. Основными политическими силами здесь выступали финансисты, разбогатевшие торговцы и ремесленники.

В этих условиях весьма высокой оказывалась общественная активность граждан, которые стремились поддерживать политиков, содействующих обогащению и процветанию города. Так, общественная поддержка в разных городских республиках способствовала выдвижению и укреплению власти нескольких богатых семейств: Висконти и Сфорца – в Милане и всей Ломбардии, банкиров Медичи – во Флоренции и всей Тоскане, Большого Совета дожей – в Венеции. И хотя постепенно республики превращались в тирании с явными чертами монархии, они по-прежнему держались в большой степени на популярности и авторитете. Поэтому новые итальянские правители стремились заручаться согласием общественного мнения и всячески демонстрировали свою приверженность набирающему силу общественному движению – гуманизму. Они привлекали к себе самых выдающихся людей времени – ученых, писателей, художников, – сами старались развивать у себя образованность и вкус.

  1. В условиях появления и роста национального самосознания именно итальянцы ощутили себя прямыми потомками великого античного Рима. Интерес к античному прошлому, который не угасал на протяжении всего Средневековья, теперь означал одновременно и интерес к своему национальному прошлому, точнее – прошлому своего народа, традициям родной старины. Ни в какой другой стране Европы не осталось столько следов великой античной цивилизации, как в Италии. И хотя это были чаще всего лишь развалины (например, Колизей в течение почти всего Средневековья использовался как каменоломня), теперь именно они производили впечатление величия и славы. Таким образом, античная древность была осмыслена как великое национальное прошлое родной страны.

Флоренция – старинный итальянский город, колыбель эпохи возрождения. Здесь жили и писали свои бессмертные произведения знаменитые итальянские художники: Андреа Мантенья, Сандро Боттичелли, Пьетро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеладжело Буаоннарроти. Флоренция город таких огромных талантов как гений Леонардо да Винчи, Донателло, Галилей, Николо Макиаввели, Данте. Это город великих музыкантов, ученых, философов, скульпторов. Здесь началась эпоха великого Ренессанса, которая оказала свое влияние на творчество и архитектуру всего мира. Достопримечательности Флоренции очень многочисленны, постараюсь сделать обзор основных.

Знакомство с Флоренцией лучше начинать со старого города, где все еще сохранился дух великой эпохи. Походить по узким улочкам, мощеным булыжником, посмотреть достопримечательности Флоренции, ее храмы и сады. Несмотря на удаленность от моря в городе всегда много туристов, которых манит сюда ее богатые памятники старины.

Современный город Флоренция — это столица округа Тоскана в Италии. Центр города, или старый город — настоящий кладезь старинного искусства. Чтобы посмотреть все достопримечательности Флоренции надо прожить в городе несколько дней. Но побывав здесь один раз, хочется возвращаться снова, каждый раз находя что-то новое для себя.

Достопримечательности Флоренции. Старый город


ПЛОЩАДЬ МИКЕЛАНДЖЕЛО

В центре площади установлена бронзовая копия работы Микеланджело – статую Давида. Она очень популярна у туристов, обычно рядом с ней делается большинство фотографий. С площади открывается отличная панорама города. Белоснежные домики под красными черепичными крышами, площади и дворцы, соборы.


Смотровая площадка Пьяццале Микеланджело

Хорошо смотреть ее ночью, когда в городе включаются огни. Очень запоминающееся зрелище. Здесь же постоянно пишут свои картины множество местных художников. Посмотреть на их творчество тоже очень интересно.

Площадь Синьории


Площадь делла Синьория и Лоджия Ланци

Здесь можно ознакомиться с памятниками и скульптурами знаменитых Донателло и Микеланджело. Во времена Святой Инквизиции здесь сжигали неугодных церкви и политикам людей. Поэтому не уверена, что надо включать это место в достопримечательности Флоренции. Хотя и на Красной площади в Москве есть лобное место — люди ходят, смотрят…

Дом-музей Данте Алигьери


ДОМ-МУЗЕЙ ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ

Дом возвели в самом начале прошлого столетия и прямого отношения к знаменитому писателю он не имеет, кроме того, что стоит на месте, где раньше стоял дом Данте.


В ДОМЕ-МУЗЕЕ ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ

В музее очень богатая коллекция экспонатов на разные темы. Туристам после экскурсии по трем этажам музея, предлагают прогуляться по красочной террасе.


Говоря про достопримечательности Флоренции — это одно из самых знаменитых и старинных зданий старого города. Его начали строить в конце XIII века, отделку же фасада завершили делать уже в ХIX веке. Его советуют посмотреть обязательно.


Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (Самая большая в мире фреска 3600 кв.м.)

В соборе работает платный музей с интересными экспонатами. В сам собор вход бесплатный.

6. Колокольня «Джотто»

Колокольня Джотто (85 метров)

Красивейшее сооружение, мозаичные цветные узоры стекол ярко блестят в солнечный день, невольно притягивая к себе множество взглядов. Ее можно увидеть с любой точки города, особенно хорошо ее видно с площади Микеланджело. Если вы одолеете длительный подъем на ее смотровую площадку, то перед вами раскинется весь город Флоренция в своем великолепии.

Дворец Палаццо Веккьо

Вход в Палаццо Веккьо (Слева статуя Давида Микеланджело, справа Геракл и Кактус Бандинелли

Если вы решаете куда пойти во Флоренции, в первую очередь посетите Палаццо Веккьо. Это роскошный средневековый дворец. Один вид его вызывает бурю чувств, а внутреннее убранство дворца вызывает головокружение. Везде шедевры живописи, уникальные по красоте фрески. По залам собора вы проходите не один час, но вряд ли обратите на это внимание, такая красота кругом.


Фрески Микеланджело

Базилика Санта-Кроче


Базилика Санта-Кроче

На территории базилики находятся захоронения знаменитых людей Флоренции – Галилея, Микеланджело, Макиавелли и многих других. Это не только религиозная святыня, но и прекрасный архитектурный памятник. Ценность ее трудно переоценить. Здесь всегда множество туристов.

Базилика Сан-Лоренцо


БАЗИЛИКА САНТ-ЛОРЕНЦО

Построили храм в IV веке, за такой долгий срок его неоднократно переделывали. Ее сегодняшний вид с ХI столетия. Здесь захоронены останки бывших правителей Флоренции клана Медичи. Выполненные из мрамора величественные монументы. Главная достопримечательность базилики – изумительный интерьер Новой Сакритии.

Галерея Уффици


ГАЛЕРЕЯ УФФИЦИ

Эта галерея настоящая визитная карточка города Флоренция. Самостоятельно посещать ее надо предварительно купив билет. Посетителей сюда всегда очень много и за билетом можно простоять весь день. В Галерее выставлены лучшие работы известнейших художников мира.

Музеи Флоренции

Достопримечательности Флоренции — это не только архитектурные сооружения разных веков, но и музеи, парки. Их много, расскажу про самые известные.

Палаццо Питти


Палаццо Питти,

Многочисленные музеи Флоренции отличаются большим разнообразием. Палаццо Питти среди них самый крупный из дворцов, с множеством музейных экспонатов, галерейных выставок, с дворцовыми постройками, парками. С множеством других интересных мест. Осмотр дворца может занять несколько дней, так обширны его экспонаты.

Интерьер дворца Палаццо Питти

Понте-Веккьо


На площади Веккьо памятник Нептуну

Это мост на самом деле. Интереснейшая история этого старинного моста. В старину здесь в изобилии находились лавки торгующие разной снедью, все это быстро портилось на жаре и сбрасывалось в реку, вонь стояла несусветная. Некоторым особам, из правящих тогда клана Медичи, приходилось ходить по этому мосту и здешние «ароматы» раздражали их. Наконец, было велено продуктовые лавки убрать, а на их месте построить ювелирные.


Понте-Веккьо

Так и возник этот роскошный торговый квартал со знаменитыми ювелирными лавками. Многие туристы пали жертвами ювелирного искусства флорентийских ювелиров.


В ГАЛЕРЕЕ АКАДЕМИИ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ

Датой основания Академии является середина XVI века. С момента своего основания Галерея собрала богатейшую коллекцию, которая привлекает толпы туристов со всего мира. Особенно ее любят посещать туристы из Европы. Коллекция считается лучшей в Европе.

Национальный музей «Барджелло»


НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ БАРДЖЕЛЛО

На вид это невзрачное серое здание. Но здесь собрана уникальная коллекция экспонатов о всей истории развития итальянского искусства, с самого начала его возникновения. В одном из залов представлены арабские ковры, доспехи рыцарей, изделия из слоновой кости, скульптуры и картины. В главных залах выставлены работы Микеланджело и Донателло.

Баптистерий Сан-Джованни


Бапсистерий (Храм Марса)

Баптистерий самая древняя достопримечательность Флоренции, ему больше 1500 лет. Он построен в виде восьмиугольника с отделкой белым и зеленым мрамором. Особенно хороши ворота украшенные многочисленными золотыми панельными барельефами на библейские темы.

Двери в Бапсистерий

Флоренция славится не только своими дворцами и памятниками. Здесь множество красивейших парков и садов. Вот только некоторые из них:

Сады Боболи


САДЫ БОБОЛИ,

Именно по образцу этого сада были созданы лучшие парки и сады в Европе. Здесь все продумано самым лучшим образом – многочисленные террасы для прогулок, изящные фонтаны с переливающимися струями воды на солнце, беседки для отдыха, тенистые гроты.


Сад Боболи

И еще кругом находятся старинные памятники и скульптуры. Все вместе создает просто потрясающий воображение ансамбль.

Городской парк Кашина (Parko delle Cascine)


ПАРК КАШИНЕ

Он расположен вдоль правого берега реки Арно на 3,5 км. Заложен он был во времена правления Козимо I Медичи.


ПАРК КАШИНА

Сначала здесь был охотничий домик, а также ферма, где делали сыр и масло для семьи герцога. В 19 веке всю территорию выкупил город и разбил здесь сад.

Сад Бардини


САД БАРДИНИ

Сад занимает площадь 4 гектара, расположен на холме Montecuccoli, рядом с Арно. Ранее это были владения знатного рода Моцци, здесь выращивались фрукты и овощи. В VI веке всю территорию превратили в роскошный парк – с многочисленными клумбами, фонтанами, гротами, с чудесными скульптурами и красивой лестницей в стиле барокко, украсившей сад.


САД БАРДИНИ.

Флорентийский сад роз


Он занимает площадь всего 1 гектар. Здесь уже более 150 лет выращивают самые разные сорта роз, яркие разноцветные ирисы и самые вкусные лимоны. Разбит он рядом с церковью Сан Миньято на лестнице Монте алле Крочи. Спроектировал сад Джузеппе Поджи в 1865 году, когда было решено сделать Флоренцию столицей Италии. Для посетителей сад открыли только через 30 лет.


ФЛОРЕНТИЙСКИЙ САД РОЗ

В саду можно полюбоваться на розы разного сорта и цвета, на редкие декоративные растения и цветы. Здесьже установлены красивые скульптуры и фонтаны имеющие вид сказочных животных и удивительных человеческих лиц. С холма, на котором расположен сад, открывается живописная панорама на город.

Флоренция вечером

Вечер, Флоренция

Вечером Флоренция просто восхитительна. На улицах толпы народа, открыты и работают все магазины, бары, лавочки, рынки, кафе, разные увеселительные заведения. В вечернее время, при свете рекламы и уличных фонарей все выглядит просто потрясающе. Вечером тоже есть куда сходить и что посмотреть.


Выступление клоунов на улице

На улицах выступают уличные артисты, музыканты, художники. Обязательно сходите на новый рынок Mercato Nuovo, там есть знаменитая бронзовая статуя кабанчика (про нее писал еще Г.Х. Андерсен).


Статуя Кабанчика на новом рынке

Считается, что если потрешь его пятачок, обязательно вернешься во Флоренцию еще раз. Судя по тому, как сияет его пятачок, желающих огромное количество.


Можно посетить клуб Tenax, по вечерам здесь обширная программа развлечений, выступают мировые звезды, модные ди-джеи развлекают гостей музыкальными программами.


Ресторан Golden Open Bar на улице Via Dei Bardi 58R.

Поужинать и полюбоваться на знаменитый мост Флоренции, выпить хорошего вина, попробовать кростини с сыром и трюфелем, на десерт съесть вкуснейшую панакотту можно в ресторане Golden Open Bar на улице Via Dei Bardi 58R. Ужин в ресторане обойдется примерно 100-150 евро.

ресторан Golden Open Bar на улице Via Dei Bardi 58R

Съесть настоящую итальянскую пиццу и пасту, оригинальные блюда из баранины можно в ресторане Buca Lari, который находится в подвале одного из зданий на улице Via Del Trebbio.


ресторан Buca Lari улице Via Del Trebbio

Это один из любимых ресторанов местных жителей.


оперный театр Пергола Флоренция


оперный театр Пергола Флоренция,

Вечером работает оперный театр Пергола, расположен он рядом с собором Санта-Мария-дель-Фьоре в центре старого города. Акустика зала здесь уникальная – звук распространяется моментально. Опера здесь только в мае, в остальное время идут спектакли. Начинаются они в 20.45.


Парк Кашина вечером

Можно арендовать велосипеды и покататься вдоль вечерних аллей и по набережной парка Кашине. Вечером на аллеях звучит классическая музыка, горят вечерние огни обстановка очень романтичная. Здесь же до 22 часов работает ипподром, можно посмотреть скачки.

Содержание статьи

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ, период в истории культуры Западной и Центральной Европы 14–16 вв., основным содержанием которого было становление новой, «земной», светской по своей сути картины мира, кардинально отличной от средневековой. Новая картина мира нашла выражение в гуманизме, ведущем идейном течении эпохи, и натурфилософии, проявилась в искусстве и науке, претерпевших революционные изменения. Строительным материалом для оригинального здания новой культуры послужила античность, к которой обратились через голову Средневековья и которая как бы «возрождалось» к новой жизни, – отсюда название эпохи – «Возрождение», или «Ренессанс» (на французский манер), данное ей впоследствии. Родившись в Италии, новая культура в конце 15 в. переходит через Альпы, где в результате синтеза итальянской и местных национальных традиций рождается культура Северного Возрождения. В эпоху Возрождения новая ренессансная культура сосуществовала с культурой позднего Средневековья, что особенно характерно для стран, лежавших севернее Италии.

Искусство.

При теоцентризме и аскетизме средневековой картины мира искусство в средние века служило прежде всего религии, передавая мир и человека в их отношении к Богу, в условных формах, было сосредоточено в пространстве храма. Ни видимый мир, ни человек не могли быть самоценными предметами искусства. В 13 в. в средневековой культуре наблюдаются новые тенденции (жизнерадостное учение Св. Франциска, творчество Данте, предтечи гуманизма). На вторую половину 13 в. приходится начало переходной эпохи в развитии итальянского искусства – Проторенессанса (длилась до начала 15 в.), подготовившей Ренессанс. Творчество некоторых художников этого времени (Дж. Фабриано, Чимабуэ, С.Мартини и др.), вполне средневековых по иконографии, проникается более жизнерадостным и светским началом, фигуры приобретают относительный объем. В скульптуре преодолевается готическая бесплотность фигур, снижается готическая эмоциональность (Н.Пизано). Впервые отчетливо разрыв со средневековыми традициями проявился в конце 13 – первой трети 14 в. во фресках Джотто ди Бондоне , который ввел в живопись чувство трехмерного пространства, писал фигуры более объемными, больше внимание уделял обстановке и, главное, проявил особенный, чуждый экзальтированной готике, реализм в изображении человеческих переживаний.

На почве, возделанной мастерами Проторенессанса, возникло Итальянское Возрождение, прошедшее в своей эволюции через несколько фаз (Раннее, Высокое, Позднее). Связанное с новым, по сути, светским мировоззрением, выраженным гуманистами, оно утрачивает неразрывную связь с религией, живопись и статуя распространяются за пределы храма. С помощью живописи художник осваивал мир и человека, как они виделись глазу, применяя новый художественный метод (передача трехмерного пространства при помощи перспективы (линейной, воздушной, цветовой), создание иллюзии пластического объема, соблюдение пропорциональности фигур). Интерес к личности, ее индивидуальным чертам сочетался с идеализацией человека, поиском «совершенной красоты». Сюжеты священной истории не ушли из искусства, но отныне их изображение было неразрывно связано с задачей освоения мира и воплощения земного идеала (отсюда так похожи Вакх и Иоанн Креститель Леонардо, Венера и Богоматерь Боттичелли). Ренессансная архитектура утрачивает готическую устремленность к небу, обретает «классическое» равновесие и пропорциональность, соразмерность человеческому телу. Возрождается античная ордерная система, но элементы ордера были не частями конструкции, а декором, украшавшим и традиционные (храм, дворец властей) и новые типы зданий (городской дворец, загородная вилла).

Родоначальником Раннего Возрождения считается флорентийский живописец Мазаччо , подхвативший традицию Джотто, добившийся почти скульптурной осязаемости фигур, использовавший принципы линейной перспективы, ушедший от условности изображения обстановки. Дальнейшее развитие живописи в 15 в. шло в школах Флоренции, Умбрии, Падуи, Венеции (Ф.Липпи , Д.Венециано, П. дела Франческо, А.Паллайоло, А.Мантенья, К.Кривели, С.Боттичелли и многие др.). В 15 в. рождается и развивается ренессансная скульптура (Л.Гиберти, Донателло , Я. делла Кверча, Л. делла Роббиа, Верроккьо и др., Донателло впервые создал самостоятельно стоящую, не связанную с архитектурой круглую статую, первым изобразил обнаженное тело с выражением чувственности) и архитектура (Ф.Брунеллески , Л.Б.Альберти и др.). Мастера 15 в. (прежде всего Л.Б.Альберти, П. делла Франческо) создали теорию изобразительных искусств и архитектуры.

Северное Возрождение было подготовлено возникновением в 1420-е – 1430-е на основе поздней готики (не без опосредованного влияния джоттовской традиции) нового стиля в живописи, так называемого «ars nova» – «нового искусства» (термин Э.Панофского). Его духовной основой, по мнению исследователей, стало прежде всего так называемое «Новое благочестие» северных мистиков 15 в., предполагавшее специфический индивидуализм и пантеистическое приятие мира. У истоков нового стиля стояли нидерландский живописцы Ян ван Эйк, усовершенствовавший к тому же масляные краски, и Мастер из Флемалля, за которыми последовали Г. ван дер Гус, Р. ван дер Вейден, Д.Боутс, Г. тот Синт Янс, И.Босх и др. (сер. – втор. пол. 15 в.). Новая нидерландская живопись получила широкий отклик в Европе: уже в 1430–1450-е появляются первые образцы новой живописи в Германии (Л.Мозер, Г.Мульчер, особенно К.Виц), во Франции (Мастер Благовещения из Экса и, конечно, Ж.Фуке). Для нового стиля был характерен особый реализм: передача трехмерного пространства посредством перспективы (хотя, как правило, приблизительно), стремление к объемности. «Новое искусство», глубоко религиозное, интересовалось индивидуальными переживаниями, характером человека, ценя в нем прежде всего смирение, благочестие. Его эстетике чужд итальянский пафос совершенного в человеке, страсть к классическим формам (лица персонажей не идеально пропорциональны, готически угловаты). С особенной любовью, детально изображалась природа, быт, тщательно выписанные вещи имели, как правило, религиозно-символический смысл.

Собственно искусство Северного Возрождения рождается на рубеже 15–16 вв. в результате взаимодействия национальных художественных и духовных традиций заальпийских стран с ренессансным искусством и гуманизмом Италии, с развитием северного гуманизма. Первым художником ренессансного типа можно считать выдающегося немецкого мастера А.Дюрера , непроизвольно, однако, сохранявшего готическую одухотворенность. Полный разрыв с готикой осуществил Г.Гольбейн Младший с его «объективностью» живописной манеры. Живопись М.Грюневальда , напротив, была проникнута религиозной экзальтацией. Немецкий ренессанс был делом одного поколения художников и истощился в 1540-е. В Нидерландах в первой трети 16 в. начали распространяться течения, ориентированные на Высокое Возрождение и маньеризм Италии (Я.Госсарт, Я.Скорель, Б. ван Орлей и др.). Самое же интересное в нидерландской живописи 16 в. – это разработка жанров станковой картины, бытового и пейзажного (К.Массейс, Патинир, Лука Лейденский). Наиболее национально-своеобразным художником 1550–1560-х был П.Брейгель Старший, которому принадлежат картины бытового и пейзажного жанра, а также картины-притчи, обычно связанные с фольклором и горько-ироничным взглядом на жизнь самого художника. Ренессанс в Нидерландах исчерпывает себя в 1560-е. Французский Ренессанс, носивший всецело придворный характер (в Нидерландах и Германии искусство больше было связано с бюргерством) был, пожалуй, самым классическим в Северном Возрождении. Новое ренессансное искусство, постепенно набрав силу под влиянием Италии, достигает зрелости в середине – второй половине столетия в творчестве архитекторов П.Леско, создателя Лувра , Ф.Делорма, скульпторов Ж.Гужона и Ж.Пилона, живописцев Ф.Клуэ, Ж.Кузена Старшего. Большое влияние на вышеперечисленных живописцев и скульпторов оказала «школа Фонтенбло», основанная во Франции итальянскими художниками Россо и Приматиччо, работавшими в стиле маньеризма, но французские мастера не стали маньеристами, восприняв скрытый под маньеристским обличьем классический идеал. Ренессанс во французском искусстве заканчивается в 1580-е. Во второй половине 16 в. искусство ренессанса Италии и других европейских стран постепенно уступает место маньеризму и раннему барокко.

Наука.

Важнейшим условием масштабности и революционности достижений науки Возрождения было гуманистическое мировоззрение, в котором деятельность по освоению мира понималась как составляющая земного предназначения человека. К этому нужно добавить возрождение античной науки. Немалую роль в развитии сыграли нужды мореплавания, применения артиллерии, создания гидросооружений и т.п. Распространение научных знаний, обмен ими между учеными были бы невозможны без изобретения книгопечатания ок. 1445.

Первые достижения в области математики и астрономии относятся к середине 15 в. и связаны во многом с именами Г.Пейербаха (Пурбах) и И.Мюллера (Региомонтан). Мюллером были созданы новые более совершенные астрономические таблицы (взамен альфонсианских таблиц 13 в.) – «Эфемериды» (изданы в 1492), которыми пользовались в своих путешествиях Колумб, Васко да Гама и другие мореплаватели. Существенный вклад в развитие алгебры, геометрии внес итальянский математик рубежа веков Л.Пачоли. В 16 в. Итальянцы Н.Тарталья и Дж. Кардано открыли новые способы решения уравнений третьей и четвертой степени.

Важнейшим научным событием 16 в. стала коперниковская революция в астрономии. Польский астроном Николай Коперник в трактате Об обращении небесных сфер (1543) отверг господствовавшую геоцентрическую птолемеевско-аристотелевскую картину мира и не только постулировал вращение небесных тел вокруг Солнца, а Земли еще вокруг своей оси, но и впервые подробно показал (геоцентризм как догадка родился еще в Древней Греции), как исходя из такой системы можно объяснить – гораздо лучше, чем ранее – все данные астрономических наблюдений. В 16 в. новая система мира, в целом, не получила поддержки в научном сообществе. Убедительные доказательства истинности теории Коперника привел только Галилей .

Опираясь на опыт, некоторые ученые 16 в (среди них Леонардо, Б.Варки) высказывали сомнение относительно законов аристотелевской механики, безраздельно господствовавшей до того времени, но своего решения проблем не предложили (позже это сделает Галилей). Практика применения артиллерии способствовала постановке и решению новых научных проблем: Тарталья в трактате Новая наука рассмотрел вопросы баллистики. Теорией рычагов и весов занимался Кардано. Леонардо да Винчи стал основоположником гидравлики. Его теоретические изыскания были связаны с устройством им гидросооружений, проведением мелиоративных работ, строительством каналов, усовершенствованием шлюзов. Английский врач У.Гилберт положил начало изучению электромагнитных явлений, опубликовав сочинение О магните (1600), где описал его свойства.

Критическое отношение к авторитетам и опора на опыт ярко проявились в медицине и анатомии. Фламандец А.Везалий в своем знаменитом труде О строении человеческого тела (1543) подробнейше описал тело человека, опираясь при этом на свои многочисленные наблюдения при анатомировании трупов, подвергнув критике Галена и других авторитетов. В начале 16 в. наряду с алхимией возникает ятрохимия – врачебная химия, разрабатывавшая новые лечебные препараты. Одним из ее родоначальников был Ф. фон Гогенгейм (Парацельс). Отвергая достижения предшественников, он, по сути, не ушел далеко от них в теории, но как практик ввел ряд новых лекарственных препаратов.

В 16 в. получили развитие минералогия, ботаника, зоология (Георг Бауэр Агрикола, К. Геснер, Чезальпино, Ронделэ, Белона), которые в эпоху Возрождения были на стадии собирания фактов. Большую роль в развитии этих наук играли отчеты исследователей новых стран, содержавшие описания флоры и фауны.

В 15 в. активно развивалась картография и география, исправлялись ошибки Птолемея, на основе средневековых и современных данных. В 1490 М.Бехайм создает первый глобус. В конце 15 – начале 16 вв. поиски европейцев морского пути Индию и Китай, успехи в картографии и географии, астрономии и судостроении увенчались открытием побережья Центральной Америки Колумбом, который полагал, что достиг Индии (впервые континент под названием Америка появился на карте Вальдземюллера в 1507). В 1498 португалец Васко да Гама достиг Индии, обогнув Африку. Идея достичь Индии и Китая западным путем была реализована испанской экспедицией Магеллана – Эль-Кано (1519–1522), обогнувшей Южную Америку и совершившей первое кругосветное путешествие (на практике была доказана шарообразность Земли!). В 16 в. европейцы были уверены, что «мир сегодня полностью открыт и весь человеческий род познан». Великие открытия преобразили географию, стимулировали развитие картографии.

Наука эпохи Возрождения слабо затронула производительные силы, развивавшиеся по пути постепенного совершенствования традиции. В то же время успехи астрономии, географии, картографии послужили важнейшей предпосылкой Великих географических открытий, приведших к коренным изменениям в мировой торговле, к колониальной экспансии и революции цен в Европе. Достижения науки эпохи Возрождения стали необходимым условием для генезиса классической науки Нового времени.

Дмитрий Самотовинский

История эпохи Возрождения начинается в Еще этот период называют Ренессансом. Возрождение сменило в культуру и стало предшественником культуры Нового времени. А закончился Ренессанс в XVI-XVII столетиях, так как в каждом государстве он имеет свою дату начала и финала.

Немного общих сведений

Представителями эпохи Ренессанса являются Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Они стали первыми поэтами, которые возвышенные образы и мысли начали излагать откровенным простонародным языком. Это новаторство было воспринято на ура и имело распространение в других странах.

Ренессанс и искусство

Особенности эпохи Возрождения - это то, что тело человека стало основным началом воодушевления и предметом исследования для художников этого времени. Так, делался акцент на похожести скульптуры и живописи с действительностью. К основным чертам искусства периода Возрождения относится сияние, утонченное владение кистью, игра тени и света, тщательность в процессе работы и непростые композиции. Для художников Ренессанса главными являлись образы из Библии и мифов.

В сходство реального человека с его изображением на том или ином полотне было настолько близко, что вымышленный персонаж казался живым. Об искусстве ХХ столетия этого сказать никак нельзя.

Эпоха Возрождения (кратко основные тенденции ее изложены выше) воспринимала тело человека как бесконечное начало. Ученые и художники регулярно улучшали свои умения и знания, изучая тела индивидуумов. Тогда преобладало мнение, что человек сотворен по подобию и образу Бога. Это утверждение отображало физическое совершенство. Главными и важными объектами искусства Ренессанса были боги.

Природа и красота человеческого тела

Искусство эпохи Возрождения большое внимание уделяло природе. Характерным элементом пейзажей была разнообразная и пышная растительность. Небеса сине-голубого оттенка, которые пронизывали солнечные лучи, что проникали сквозь облака белого цвета, являлись великолепным фоном для парящих существ. Искусство эпохи Возрождения преклонялось перед красотой человеческого тела. Эта особенность проявлялась в утонченных элементах мускулов и тела. Непростые позы, мимика и жесты, слаженная и четкая цветовая палитра свойственны творчеству скульпторов и ваятелей периода Ренессанса. К таковым относятся Тициан, Леонардо да Винчи, Рембрандт и другие.



Последние материалы сайта