Танцуя в темноте. Алисия Алонсо. Алисия алонсо - биография, фотографии Фрагменты из балета "Жизель" в разные годы

01.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Известнейшая кубинская балерина, основоположница кубинского балета Алисия Алонсо (Alicia Alonso, Alicia Ernestina de la Caridad del Cobre Martinez del Hoyo) родилась в Гаване, Куба, двадцать первого декабря 1921-го года. Алисия была самым младшим ребенком среди четырех детей в её семье. Её родители были выходцами из Испании. Антонио Мартинес, отец Алисии Алонсо, был офицером кубинской армии, а мать, Эрнестина Ойя, домохозяйкой. Это было время дореволюционной Кубы.

Танцевать Асилия Алонсо начала в достаточно юном возрасте. Танцы её настолько увлекали, что это было единственное занятие, которое могло заставить девочку отвлечься от детских шалостей. Как только она слышала музыку, сразу начинала танцевать. Маленькая Алисия мечтала иметь длинные волосы, поэтому надевала полотенце на голову, представляла, что это её волосы, и танцевала, танцевала...

На своем первом в жизни уроке танца будущая балерина побывала во время годового военного назначения её отца в Испанию. В то время проживавший в Испании дедушка Алисии предложил внучке ознакомиться с местными танцами. Тогда девочка впервые познакомилась с фламенко. В возрасте восьми лет Алисия Алонсо уже вернулась семьей на Кубу. Тогда, в музыкальной школе Гаваны «Сосьедад Про-Арте» (Sociedad Pro-Arte), она получила свой первый урок балета. Понимание того, что балет является призванием её жизни, пришло к Алисии в 1930-ом году, во время занятий в частной балетной школе, под руководством русского балетмейстера, в которую девочку записали родители. Уже тогда Алисия ставит себе цель основать Национальный балет Кубы. Двадцать девятого декабря 1931-го года, в возрасте десяти лет молодая талантливая балерина выступила на сцене гаванского театра. Это была постановка «Спящая красавица».

Довольно рано Алисия ознакомилась с семейной жизнью. Девушка вышла замуж в возрасте пятнадцати лет. Её избранником стал Фернандо Алонсо - кубинский танцор и преподаватель балетного искусства. В 1937-ом году молодая пара переехала в Нью-Йорк, с намереньями продолжить обучение танцам. Там Алисии удалось поступить в Школу американского балета. В этой школе Алисии Алонсо посчастливилось работать с одними из лучших в мире частных учителей классического балета. Она с жаждой впитывала в себя новую информацию.

Уже с 1938-го года началась профессиональная карьера балерины. В этом году ей удалось дебютировать в таких музыкальных комедиях, как: «Великая леди» (Great Lady), «Звезды в твоих глазах» (Stars in your eyes). В 1939-ом году она была солисткой американского балета «Караван», позднее он стал называться «Нью-Йорк Сити Балет». На протяжении 1039-го - 1940-го годов Алисия принимала активное участие в создании Американского балетного театра (American Ballet Theatre), а спустя три года балерина стала его ведущей артисткой.

Переломным моментом в жизни знаменитой балерины стал 1941-ый год. Алисии Алонсо было девятнадцать, когда у нее выявили отслоение сетчатки обоих глаз и она временно ослепла. Алисия перенесла три операции по восстановлению зрения, из-за этого она почти целый год была прикована к постели, и не могла даже голову повернуть. Врачи говорили балерине, что её карьера закончена, и она больше не сможет танцевать. Но, не смотря на приговор и невозможность тренироваться, Алисия Алонсо проводила тренировки в своем воображении. Каждый день она прокручивала в голове движения из больших балетных постановок, таких как «Жизель». И к тому моменту, когда глаза зажили, она уже знала «Жизель» наизусть. Балерина настолько любила танцы, что смогла передать эти знания своему телу. Её тело быстро восстановилось, и уже вскоре Алисия вернулась в балет.


Прорывом в карьере Алисии Алонсо обозначился 1943-ий год. Второго ноября 1943-го года Американским балетным театром должна была быть показана постановка «Жизель». Уже практически не осталось времени, когда в балете узнали, что заболела британская балерина, исполнительница главной роли - Алисия Маркова. Так как ожидался аншлаг, импресарио не хотел закрывать шоу и стал опрашивать всех танцоров, кто бы хотел заменить балерину. Отказались все, кроме Алисии Алонсо. Балерина мечтала о таком шансе всю свою жизнь и не могла его упустить. Как результат - Алонсо блестяще выступила и произвела такой фурор, что роль «Жизель» навсегда стали отождествлять с именем Алисии Алонсо.

В 1948-ом году Алисия вернулись на родину, где она вместе с Альберто и Фернандо Алонсо основала национальную труппу «Балет Алисии Алонсо», который с 1959-го года стал называться «Национальный балет Кубы». С этого времени балерина разрывалась между выступлениями в Американском балетном театре и работой с собственной труппой. В 1950-ом году также организовывается балетная школа. В 1956-ой год был довольно сложным. В это время политическая ситуация на Кубе становилась все более нестабильной, вскоре правительство страны отменило финансирование балетной школы. Тогда Алисия Алонсо, по приглашению солиста балета Русе переехала в Монте-Карло.

1957-ой год подарил знаменитой балерине международную известность. Алисия Алонсо получила приглашение выступить в Советском Союзе. Возможности пробраться через «железный занавес» не имела ни одна западная танцовщица. В то время Алисия несколько раз выступала на сцене Большого театра в городе Москве, а также Кировского театра (ныне Мариинский) в Санкт-Петербурге. С 1957-го по 1958-ой год балерина ездила с гастролями по разным странам, таким как: Азия, США, Западная Европа, Латинская Америка, Канада и Австралия. А в 1959-ом году после Кубинской революции к власти пришел Фидель Кастро, который предложил Алисии свое политическое и финансовое покровительство. Тогда балерина вернулась на родину и основала Национальный балет Кубы.

Последнее выступление Алисии было в возрасте семидесяти пяти лет, в балете «Бабочка», который она сама же и поставила. Сейчас она все так же руководит национальным балетом, воспитывает новое поколение балерин, не смотря на то, что она с трудом передвигается и почти ничего не видит. В этом году знаменитая балерина собирается отметить свой юбилей - Алисии исполнится девяносто лет.

Вклад Алисии Алонсо в развитие балетного искусства Кубы

В то время, когда балерина Алисия Алонсо начинала свою карьеру, Куба находилась под властью Батисты. Тогда, борясь за независимость страны, мало кого интересовало искусство и уж тем более создание национального балета. Здесь не было многовековых балетных традиций, известных балерин, да и что говорить - балетных школ и даже более-менее подходящей сцены для выступлений. Не смотря на это, Алисия Алонсо была уверена, что сможет добиться своей цели - создать Национальный балет Кубы. Балерина не боялась трудностей, наоборот, Алисия ставила перед собой промежуточные цели, которые помогали ей добиваться задуманного.

Алисия Алонсо не просто добивалась цели стать профессиональной балериной, найти средства и создать национальный балет, привлечь внимание жителей страны к этому виду искусства, она также решила извлечь из этого пользу для общества. Как-то балерина заметила, что балет помогает контролировать работу мышц, это вдохновило её использовать танец как средство лечения людей болеющих астмой, эпилепсией, имеющих физические недостатки, которые влияют на психику. В дальнейшие годы Алисия пыталась выявить новые возможности воздействия на здоровье человека с помощью балета.

Всю свою жизнь Алисия Алонсо добивалась поставленных целей притом, что она почти потеряла зрение еще в молодости, и даже операции не помогли его полностью восстановить. Почти вслепую выступая на десятом международном фестивале балета в Гаване, который проходил в 1986-ом году, балерине опять же удалось удивить присутствующих своей характерной манерой танца. За тринадцать дней фестиваля Алисия исполнила несколько разных по характеру ролей. Это были Джульетта, Веселая вдова, Жанна д’Арк, Медея…

Именно фанатическая работоспособность является главным секретом успеха балерины. Алисия смогла доказать всем, и в первую очередь себе, что творческая жизнь танцора может длиться гораздо дольше, чем все привыкли думать. Собственным примером балерина показала, что достичь этого можно с помощью дисциплинированности и большой силы воли.

На протяжении свей творческой жизни, балерина выступила почти в шестидесяти странах мира. Но она не просто выступала и зарабатывала деньги, она набиралась опыта у разных танцоров и балетных школ, училась, а потом передавала полученные знания своим ученикам. За годы работы, на основе собранной информации Алисия разработала специальный метод подготовки кубинских танцоров, который учитывает климат, а также особенности физического и мышечного строения организма. Данный метод позволяет подготовить артиста балета всего лишь за семь лет.

Алисия Алонсо всегда ответственно подходила к вопросу подготовки к спектаклю, работала над созданием образа определенного персонажа, старалась проникнуть и понять его. Так, например, при подготовке к сцене сумасшествия в постановке «Жизель», балерина посещала психиатрические больницы, разговаривала с врачами и наблюдала за больными, чтобы максимально правдиво изобразить это на сцене. Также, благодаря такому глубокому и тщательному подходу к подготовке образа, балерине удалось открыть новое свойство балета, а именно его способность лечить некоторые заболевания.

Не стоить забывать, что Алисия Алонсо создала национальный балет Кубы фактически с нуля. Он переживал разные времена, к примеру, в 1956-ом году её балетная школа и вовсе осталась без государственного финансирования, да и самой балерине пришлось покинуть страну. Но как только к власти пришел Фидель Кастро, он попросил известную балерину вернуться на родину, и кроме того выделил двести тысяч долларов на развитие национального балетного театра. Сейчас же Национальный балет продуктивно работает, он имеет достаточно большой классический и современный репертуар. Труппа балета выступает не только у себя в театре, но и часто ездит на гастроли за границу.

За выдающийся вклад в танцевальное искусство Алисия Алонсо много раз была награждена различными орденами и премиями. Так, в рамках восемнадцатого Международного фестиваля балета, который проходил в столице Кубы, председателем Международного совета по танцу при ЮНЕСКО Дугласом Блэйром знаменитой балерине была вручена медаль имени Вацлава Нижинского. Такой награды Алисию Алонсо удостоили за развитие высоких культурных традиций, которые балерина передает своим воспитанникам. В 2002-ом году Алисия получила звание «Посол доброй воли» ЮНЕСКО.

Последнее выступление Алонсо в поставленном ею самой балете "Бабочка" состоялось в 1995 году, когда балерине исполнилось 75 лет. Всего за два года до этого она еще танцевала в "Жизели".

А сейчас... Жизнь продолжается!

93-летняя почти не видящая Алонсо продолжает руководить Национальным балетом Кубы (который, кстати, является одной из самых авторитетных школ классического танца в мире), ставит новые спектакли, возит труппу на гастроли.

А еще Алонсо иногда исполняет пластические зарисовки руками и ногами, не поднимаясь с инвалидного кресла. "Теперь я танцую руками, — говорит она. — А еще вернее сказать, что я танцую сердцем. Танец живет в моем теле, и я ничего не могу с этим поделать".

"Кубе повезло обладать тобой, принадлежащей миру и уже бессмертной в истории нашего великого искусства", — сказал об Алисии Алонсо в далеком 1966 году английский критик Арнольд Хаскел.



Карьера: Балет
Дата рождения: 21 декабря 1920, знак зодиака стрелец
Место рождения: Гавана, Куба
Алисия Алонсо — известная кубинская балерина, хореограф и педагог. Родилась 21 декабря 1920 года. Алисия Алонсо известна как создательница Национального Балета Кубы.
«…Кубе повезло иметь тобой, принадлежащей миру и уже бессмертной в истории нашего великого искусства».
Арнольд Хаскел, англ. критик, 1966 год
Конец сороковых годов нашего века. Маленькая латиноамериканская держава в Карибском бассейне, находящаяся под властью диктатуры Батисты. Все в стране подчинено интересам США. Национальная культура, как и все национальное, правительством не поощрялась и не поддерживалась.
В эти годы яростной подпольной борьбы за независимость страны создание национального балета не было первоочередной задачей. Тем больше, что Куба ни при каких обстоятельствах не имела собственных балетных традиций. Не было известных кубинских балерин. Не было подходящей сцены. Широкие народные массы не были знакомы с этим видом искусства. В таких условиях Алисия Алонсо начала осуществлять мишень своей жизни — создание Национального балета Кубы.
Несомненно, что достижение этой дерзкой цели превышало возможности младой, никому неизвестной балерины. Осуществление ее требовало продуманного плана действий, невероятной трудоспособности, овладения достижениями мирового балета и оригинального их использования, а ещё воспитания в себе сил для отражения ударов судьбы и соблазнов красивой жизни.
Цель
«Я думаю, что впервой поняла, чего мне хочется, когда я провела свой первостепеннный урок». А.А.
Жизнь Алисии Алонсо интересна для нас раньше всего своей системой целей, Решив очередную задачу, она переходила на свежеиспеченный порядок творчества в течение всей прожитой жизни.
Трудно изречь, что толкнуло дочка ветеринара на балетную сцену. Сама Алисия об этом говорит: «Я вечно была балериной… В детстве, чтобы приневолить меня угомониться, был только единственный технология — закрыть меня в комнате, где играет музыка. И все знали, что я ничего не натворю там, оттого что я танцую. В то время я ещё не знала, что такое балет. Делая разные движения, я воспроизводила в танце то, что чувствовала».
Уже в 9 лет следом своего первого урока в частной балетной школе русского балетмейстера И.Яворского Алисия поняла, что балет — это вся ее бытие. От желания являть свои чувства танцевальными движениями она переходит к стремлению сделаться настоящей балериной и сотворить Национальный балет Кубы. Осуществив эту мишень, она в фантастически недлинный срок поднимает молодой кубинский балет до уровня мирового балета с вековыми традициями. И вновь переход в надсистему: создание балета Латинской Америки.
«Проблема единства сильно важна. Достигнув его, мы сможем вручить миру больше, чем даем сегодня. Каждая латиноамериканская держава должна вписать свой вклад в формирование балета. Фольклор обогащает и питает балет. Однако Латинская Америка ещё не привнесла в важный балет и одной трети своего фольклора».
Эта граница жизненных целей А.Алонсо направлена на формирование национальной и обогащение важный культуры. Но это не все!
Алисия оказалась не только талантливой балериной и создателем неповторимой балетной школы, она решила обратить балет Кубы в истинно всенародный. «Балет перестает быть искусством для избранных, он рождается в народе и идет к нему, выполняя близкое основное назначение: преобразовывать реальность.
…Если зритель не может сходить на балет, балет сам идет к зрителю — туда, где нет театров, где спектакль идет под открытым небом». Но это не все!
Заметив, что танец помогает контролировать работу мышц, она решает применять балет в качестве терапевтического средства для лечения эпилептиков, астматиков, людей с физическими недостатками, влияющими на психику. Появляется новая мишень — создание психобалета. Но это не все!
Вся бытие Алисии — это утверждение победы силы человеческого духа над неизбежной бренностью человеческого тела. Почти слепая, она на Х Гаванском международном фестивале балета в 1986 году снова, как и постоянно, поразила всех «своей вечной неожиданностью, одной ей свойственной манерой танца». Она исполнила в течение 13 дней фестиваля немного ролей как классических, так и новых свободных постановок, где потрясающе тонко охарактеризовала персонажи: трагические (Медея, Жанна д`Арк, Джульетта, Иокаста и др.) и комические (Веселая вдова), и блеснула «ещё одним интересным элементом серией фуэтэ по диагонали, четких и стремительных, при виде которых зал взорвался овацией». (Дино Каррера, ж.»Куба», 1937, © 4, с.19).
Это древнее искусство — балет, минувший по ступеням жизненных целей Алисии Алонсо, — превратилось в тончайший инструмент познания и преобразования мира Человека: от морального и физического совершенства отдельного человека до духовного обогащения человечества.
Программа
«О планах? Хорошо, слушайте: дожить до ста лет и продолжать танцевать, видать бытие и не потеряться в ней». А.А.
Всю свою диковинно результативную существование А.А. основывала на славно продуманных планах. Для создания балета Кубы она добивалась осуществления программы:
1. Стать профессиональной балериной.
2. Найти средства для создания балета на Кубе.
3. Создать национальную балетную школу.
Когда в 1956 году наличие балетной труппы на Кубе стало невозможным из-за преследований правительства, А.А. изменяет свою программу, охватывая в нее поддержание в форме до лучших времен наиболее одаренных танцоров.
После победы революции на Кубе в 1959 году она создает свежий проект действий:
1. Отобрать посреди населения страны одаренных учеников.
2. Поднять кубинский балет до высот мирового уровня.
3. Приступить к созданию балета Латинской Америки.
Однако А.А. не ограничивается «стремлением вверх». Параллельно она планирует и внедряет в существование больше широкое и глубокое влияние балета на человека:
1. Создание всех необходимых атрибутов, позволяющих выступать в любых условиях, чтобы донести балет до каждого кубинца.
2. Выявление новых возможностей воздействия балета на самочувствие человека.
3. Продление срока творческой жизни танцора.
Кроме планов на большие периоды жизни А.А, имеет планы текущие. Ее повседневная служба завсегда расписана по секундам.
Работоспособность
«Я — чернорабочий балета». А.А.
Только единственный, но не один факт из жизни А.А., что она продолжает танцевать на сцене, не давая себе скидок на возраст и плохое зрение, является свидетельством ее фанатической работоспособности. Сама Алисия считает, что секрет ее успехов — это «работа, тренаж без жалости к себе. Я убеждена, что продолжительность творческой жизни танцора зависит от его дисциплинированности и воли». «Ни тогда, ни позже, ни в текущее время я собой не бываю довольна!» И Алисия продолжает работать, отдавая работе максимум имеющихся возможностей.
Техника решения задач
«Думаю, в каждый профессии необходимо пытаться к совершенству. Чувствовать за это ответственность не только перед собой, но и перед народом своим». А.А.
Я думаю, что А.А. интуитивно нащупала и использовала академический технология решения задач, включающий сбор информации, ее обобщение и розыск закономерностей.
Приведу немного высказываний А.А., касающихся этого качества. «Училась я как собак нерезаных и продолжаю обучаться. И не только у крупных деятелей искусства…, но и у менее крупных величин. На мой воззрение, если участливо относиться к делу, то и у посредственного исполнителя разрешено чему-то поучиться».
«В молодости я многому научилась у своих больше опытных партнеров. Потом пришел второй период — мы учились взаимно дружбан у друга. Теперь мои партнеры существенно моложе меня и, думаю, что я им помогаю вырастать, созревать. Конечно, не будь их — не было бы и меня».
Гастролируя по всему миру, скрупулезно изучая навык разных школ и исполнителей, А.А. накапливает «информационный фонд» для создания своего способа воспитания танцора.
«У нас есть свой, кубинский способ подготовки, учитывающий климат, особенности физического и мышечного строения организма. Этот способ позволяет сократить подготовку артиста балета до 7 лет».
По словам Фернандо Алонсо (мужа А.А.), «на Кубе нет своей школы балетмейстеров — у нас хореографом становится тот, кто хочет писать танец и может фантазировать его.
…Танцовщики сами ставят одноактные балеты, подсказанные им самой жизнью». Свобода творчества, воплощенная в бытие — основа для решения задач на высоком уровне. Каждый танцор может привнести свой вклад в особый «информационный фонд» труппы.
Работа А.А. над созданием образа того или иного персонажа в балете типична для актера высокого уровня. Это — штудирование эпохи и глубокое проникновение «внутрь» образа. Работая над сценой сумасшествия в «Жизели», Алисия посещала психиатрический лазарет, беседовала с врачами, наблюдала больных. Здесь снова повторяется сбор информации, разбор и обобщение.
Возможно, что благодаря этой глубине и тонкости взаимодействия с образом А.А. открыла новое качество балета — способность излечивать некоторые заболевания.
Понимая, что балет обогащается благодаря народному творчеству, А.А. стремится высшие достижения этого вида искусства воротить его истинным создателям. Далеко не произвольный кубинец может и хочет угодить на балетный спектакль. Но Алисия не ждет, когда зритель возвысится до понимания балета. Она находит идеальное решение: балет САМ идет к зрителю. «Мы полно лет добивались этого.
…Теперь мы можем колесить на фабрики, поля. У нас есть все для этого». Созданы передвижная сцена, оборудование, осветительная аппаратура.
Техника решения задач Алисией интересна не решением отдельных задач, а решением комплекса взаимосвязанных задач, что приближает ее творчество к схеме идеальной творческой стратегии. От задач первого яруса (31) — освоить искусство балета — она переходит к надсистемной задаче (32) — сотворить балет нации — спускается ещё на начальный ярус (31) и решает строй задач по внедрению балета в население, замечает влияние балета на психику человека и переходит к разработке и внедрению нового направления в балете — психобалета (32). Затем она возвращается в классическое балетное русло для решения новой задачи (поди, над-надсистемной 33) — создание балета Латинской Америки.

Alisia Alonso Карьера: Балет
Рождение: Куба» Гавана, 21.12.1920
Алисия Алонсо - известная кубинская балерина, хореограф и педагог. Родилась 21 декабря 1920 года.Алисия Алонсо известна как создательница Национального Балета Кубы.

"...Кубе повезло иметь тобой, принадлежащей миру и уже бессмертной в истории нашего великого искусства".

Арнольд Хаскел, англ. критик, 1966 год

Конец сороковых годов нашего века. Маленькая латиноамериканская держава в Карибском бассейне, находящаяся под властью диктатуры Батисты. Все в стране подчинено интересам США. Национальная культура, как и все национальное, правительством не поощрялась и не поддерживалась.

В эти годы яростной подпольной борьбы за независимость страны создание национального балета не было первоочередной задачей. Тем больше, что Куба ни при каких обстоятельствах не имела собственных балетных традиций. Не было известных кубинских балерин. Не было подходящей сцены. Широкие народные массы не были знакомы с этим видом искусства. В таких условиях Алисия Алонсо начала осуществлять мишень своей жизни - создание Национального балета Кубы.

Несомненно, что достижение этой дерзкой цели превышало возможности младой, никому неизвестной балерины. Осуществление ее требовало продуманного плана действий, невероятной трудоспособности, овладения достижениями мирового балета и оригинального их использования, а ещё воспитания в себе сил для отражения ударов судьбы и соблазнов красивой жизни.

"Я думаю, что впервой поняла, чего мне хочется, когда я провела свой первостепеннный урок". А.А.

Жизнь Алисии Алонсо интересна для нас раньше всего своей системой целей, Решив очередную задачу, она переходила на свежеиспеченный порядок творчества в течение всей прожитой жизни.

Трудно изречь, что толкнуло дочка ветеринара на балетную сцену. Сама Алисия об этом говорит: "Я вечно была балериной... В детстве, чтобы приневолить меня угомониться, был только единственный технология - закрыть меня в комнате, где играет музыка. И все знали, что я ничего не натворю там, оттого что я танцую. В то время я ещё не знала, что такое балет. Делая разные движения, я воспроизводила в танце то, что чувствовала".

Уже в 9 лет следом своего первого урока в частной балетной школе русского балетмейстера И.Яворского Алисия поняла, что балет - это вся ее бытие. От желания являть свои чувства танцевальными движениями она переходит к стремлению сделаться настоящей балериной и сотворить Национальный балет Кубы. Осуществив эту мишень, она в фантастически недлинный срок поднимает молодой кубинский балет до уровня мирового балета с вековыми традициями. И вновь переход в надсистему: создание балета Латинской Америки.

"Проблема единства сильно важна. Достигнув его, мы сможем вручить миру больше, чем даем сегодня. Каждая латиноамериканская держава должна вписать свой вклад в формирование балета. Фольклор обогащает и питает балет. Однако Латинская Америка ещё не привнесла в важный балет и одной трети своего фольклора".

Эта граница жизненных целей А.Алонсо направлена на формирование национальной и обогащение важный культуры. Но это не все!

Алисия оказалась не только талантливой балериной и создателем неповторимой балетной школы, она решила обратить балет Кубы в истинно всенародный. "Балет перестает быть искусством для избранных, он рождается в народе и идет к нему, выполняя близкое основное назначение: преобразовывать реальность.

Если зритель не может сходить на балет, балет сам идет к зрителю - туда, где нет театров, где спектакль идет под открытым небом". Но это не все!

Заметив, что танец помогает контролировать работу мышц, она решает применять балет в качестве терапевтического средства для лечения эпилептиков, астматиков, людей с физическими недостатками, влияющими на психику. Появляется новая мишень - создание психобалета. Но это не все!

Вся бытие Алисии - это утверждение победы силы человеческого духа над неизбежной бренностью человеческого тела. Почти слепая, она на Х Гаванском международном фестивале балета в 1986 году снова, как и постоянно, поразила всех "своей вечной неожиданностью, одной ей свойственной манерой танца". Она исполнила в течение 13 дней фестиваля немного ролей как классических, так и новых свободных постановок, где потрясающе тонко охарактеризовала персонажи: трагические (Медея, Жанна д`Арк, Джульетта, Иокаста и др.) и комические (Веселая вдова), и блеснула "ещё одним интересным элементом серией фуэтэ по диагонали, четких и стремительных, при виде которых зал взорвался овацией". (Дино Каррера, ж."Куба", 1937, 4, с.19).

Это древнее искусство - балет, минувший по ступеням жизненных целей Алисии Алонсо, - превратилось в тончайший инструмент познания и преобразования мира Человека: от морального и физического совершенства отдельного человека до духовного обогащения человечества.

Программа

"О планах? Хорошо, слушайте: дожить до ста лет и продолжать танцевать, видать бытие и не потеряться в ней". А.А.

Всю свою диковинно результативную существование А.А. основывала на славно продуманных планах. Для создания балета Кубы она добивалась осуществления программы:

1. Стать профессиональной балериной.

2. Найти средства для создания балета на Кубе.

3. Создать национальную балетную школу.

Когда в 1956 году наличие балетной труппы на Кубе стало невозможным из-за преследований правительства, А.А. изменяет свою программу, охватывая в нее поддержание в форме до лучших времен наиболее одаренных танцоров.

После победы революции на Кубе в 1959 году она создает свежий проект действий:

1. Отобрать посреди населения страны одаренных учеников.

2. Поднять кубинский балет до высот мирового уровня.

3. Приступить к созданию балета Латинской Америки.

Однако А.А. не ограничивается "стремлением вверх". Параллельно она планирует и внедряет в существование больше широкое и глубокое влияние балета на человека:

1. Создание всех необходимых атрибутов, позволяющих выступать в любых условиях, чтобы донести балет до каждого кубинца.

2. Выявление новых возможностей воздействия балета на самочувствие человека.

3. Продление срока творческой жизни танцора.

Кроме планов на большие периоды жизни А.А, имеет планы текущие. Ее повседневная служба завсегда расписана по секундам.

Работоспособность

"Я - чернорабочий балета". А.А.

Только единственный, но не один факт из жизни А.А., что она продолжает танцевать на сцене, не давая себе скидок на возраст и плохое зрение, является свидетельством ее фанатической работоспособности. Сама Алисия считает, что секрет ее успехов - это "работа, тренаж без жалости к себе. Я убеждена, что продолжительность творческой жизни танцора зависит от его дисциплинированности и воли". "Ни тогда, ни позже, ни в текущее время я собой не бываю довольна!" И Алисия продолжает работать, отдавая работе максимум имеющихся возможностей.

Техника решения задач

"Думаю, в каждый профессии необходимо пытаться к совершенству. Чувствовать за это ответственность не только перед собой, но и перед народом своим". А.А.

Я думаю, что А.А. интуитивно нащупала и использовала академический технология решения задач, включающий сбор информации, ее обобщение и розыск закономерностей.

Приведу немного высказываний А.А., касающихся этого качества. "Училась я как собак нерезаных и продолжаю обучаться. И не только у крупных деятелей искусства..., но и у менее крупных величин. На мой воззрение, если участливо относиться к делу, то и у посредственного исполнителя разрешено чему-то поучиться".

"В молодости я многому научилась у своих больше опытных партнеров. Потом пришел второй период - мы учились взаимно дружбан у друга. Теперь мои партнеры существенно моложе меня и, думаю, что я им помогаю вырастать, созревать. Конечно, не будь их - не было бы и меня".

Гастролируя по всему миру, скрупулезно изучая навык разных школ и исполнителей, А.А. накапливает "информационный фонд" для создания своего способа воспитания танцора.

"У нас есть свой, кубинский способ подготовки, учитывающий климат, особенности физического и мышечного строения организма. Этот способ позволяет сократить подготовку артиста балета до 7 лет".

По словам Фернандо Алонсо (мужа А.А.), "на Кубе нет своей школы балетмейстеров - у нас хореографом становится тот, кто хочет писать танец и может фантазировать его.

Танцовщики сами ставят одноактные балеты, подсказанные им самой жизнью". Свобода творчества, воплощенная в бытие - основа для решения задач на высоком уровне. Каждый танцор может привнести свой вклад в особый "информационный фонд" труппы.

Работа А.А. над созданием образа того или иного персонажа в балете типична для актера высокого уровня. Это - штудирование эпохи и глубокое проникновение "внутрь" образа. Работая над сценой сумасшествия в "Жизели", Алисия посещала психиатрический лазарет, беседовала с врачами, наблюдала больных. Здесь снова повторяется сбор информации, разбор и обобщение.

Возможно, что благодаря этой глубине и тонкости взаимодействия с образом А.А. открыла новое качество балета - способность излечивать некоторые заболевания.

Понимая, что балет обогащается благодаря народному творчеству, А.А. стремится высшие достижения этого вида искусства воротить его истинным создателям. Далеко не произвольный кубинец может и хочет угодить на балетный спектакль. Но Алисия не ждет, когда зритель возвысится до понимания балета. Она находит идеальное решение: балет САМ идет к зрителю. "Мы полно лет добивались этого.

Теперь мы можем колесить на фабрики, поля. У нас есть все для этого". Созданы передвижная сцена, оборудование, осветительная аппаратура.

Техника решения задач Алисией интересна не решением отдельных задач, а решением комплекса взаимосвязанных задач, что приближает ее творчество к схеме идеальной творческой стратегии. От задач первого яруса (31) - освоить искусство балета - она переходит к надсистемной задаче (32) - сотворить балет нации - спускается ещё на начальный ярус (31) и решает строй задач по внедрению балета в население, замечает влияние балета на психику человека и переходит к разработке и внедрению нового направления в балете - психобалета (32). Затем она возвращается в классическое балетное русло для решения новой задачи (поди, над-надсистемной 33) - создание балета Латинской Америки.

Алисса Милано Alyssa Milano

БиографияДочь музыкального редактора Томаса (Thomas) и дизайнера модной одежды Лин (Lin), Алиса Джейн Милано (Alyssa Jayne Milano) появилась на свет..

Алисия Алонсо (Alicia Alonso), настоящее имя Алисия Эрнестина де ла Каридад дель Кобре Мартинес Ойа (Alicia Ernestina de la Caridad dei Cobre Martinez Hoya), родилась 21 декабря 1920 года в Гаване, Куба.

Ее родители были выходцами из Испании. Отец Антонио Мартинес служил офицером кубинской армии.

Свой первый урок балета девочка получила в музыкальной школе Гаваны Sociedad Pro-Arte. Понимание того, что балет является ее призванием, пришло к Алисии в 1930 году, во время занятий в частной балетной школе под руководством русского балетмейстера Николая Яворского, в которую девочку записали родители.

29 декабря 1931 года молодая балерина дебютировала на сцене гаванского театра в постановке "Спящая красавица".

В 1937 году она вышла замуж за однокурсника балетной школы Фернандо Алонсо.

Пара решила переехать в Нью-Йорк, чтобы начать свою профессиональную карьеру. Несмотря на то, что вскоре у Алисии родилась дочь Лаура, балерина продолжила свое обучение в Школе американского балета под руководством Джорджа Баланчина, брала частные классы у известных солистов Михаила Фокина, Александры Федоровой, Энрико Занфретты, Анатолия Вильтзака.

В 1938 году на Бродвее Алисия Алонсо дебютировала в музыкальных комедиях "Великая леди" и "Звезды в твоих глазах".

В 1940 году Алисия поступила в состав только что созданного тогда Американского театра балета.

В 1941 году у балерины произошло отслоение сетчатки обоих глаз, и она временно ослепла. Алисия перенесла три операции по восстановлению зрения, из-за чего около года была прикована к постели. Ей удалось восстановить форму и вернуться в балет.

Прорывом в карьере Алонсо стал 1943 год, когда балерина заменила в балете "Жизель" Адольфа Адана заболевшую британскую солистку. Успешное выступление Алисии произвело фурор, и ее имя надолго стало отождествляться с партией Жизели.

В 1948 году Алисия вернулись на Кубу, где совместно с Фернандо и Альберто Алонсо организовала национальную труппу "Балет Алисии Алонсо". Это был необычный коллектив — ставку сделали не на профессиональных хореографов, а на энтузиастов. Танцовщики сами ставили одноактные балеты, каждый мог внести свой вклад в "танцевальный фонд" труппы.

В 1950 году была организована также балетная школа Алисии Алонсо. Сама она все это время постоянно работала над новыми ролями. Среди ее лучших партий — Одетта-Одиллия в балете "Лебединое озеро" Петра Чайковского, Терпсихора в балете "Аполлон и Мусагет" Игоря Стравинского, Сванильда в "Коппелии" Лео Делиба, Жизель в одноименной постановке на музыку Адольфа Адана.
Алисия Алонсо стала первой исполнительницей партий в постановках балетмейстеров Энтони Тюдора, Джорджа Баланчина, Агнес де Милль.

После революции 1959 года новая власть объявила развитие балета и хореографического образования одним из приоритетных направлений культурной политики обновленной Кубы. Труппа Алисии Алонсо превратилась в государственную структуру и получила название Национальный балет Кубы (НБК). Она выступала в театрах и на площадях Гаваны, выезжала на гастроли в другие провинции Кубы, балетные спектакли часто транслировались по кубинскому телевидению. Потом НБК отправился в большую гастрольную поездку по странам Латинской Америки, рассматривавшуюся новой властью в качестве "культурного посольства кубинской революции".

В 1967 году Алонсо создала один из самых ярких образов в своем творчестве — образ Кармен в балете Альберто Алонсо. Это была вторая редакция балета, который Альберто Алонсо поставил в Москве для Майи Плисецкой. Партнером Алисии Алонсо выступил брат Майи Плисецкой Азарий.

На протяжении свей творческой жизни балерина выступила почти в 60 странах мира.

Благодаря фанатической работоспособности Алисия Алонсо смогла доказать, что творческая жизнь танцора может длиться гораздо дольше общепринятых норм. Последнее выступление Алонсо в поставленном ею самой балете "Бабочка" состоялось в 1995 году, когда ей исполнилось 75 лет. Балерина также поставила ряд оригинальных балетов.

Уйдя со сцены, она продолжает возглавлять Национальный балет Кубы.

Алонсо часто выступала в СССР. В конце 1950-х годов она впервые вышла на сцену Большого театра. В разное время ее партнерами были Владимир Васильев, Антон Долин, Александр Годунов, Антонио Гадес и другие.

Она неоднократно входила в состав жюри Международного конкурса артистов балета в Москве. В 1969-1989 годах была вице-президентом Общества кубино-советской дружбы.

Алисия Алонсо была удостоена звания посла доброй воли ЮНЕСКО.

Балерина является почетным доктором Университета Гаваны, Высшего института искусств Кубы, Политехнического университета Валенсии (Испания) и Университета в Гвадалахаре (Мексика).

Алисия Алонсо имеет многочисленные национальные и международные награды. В 1998 году она была удостоена звания Героя труда Республики Куба, в 2000 году — кубинского ордена "Хосе Марти". В декабре 2010 года балерина получила медаль Айде Сантамария — награду, которую присуждает Государственный совет Кубы.

Она была удостоена мексиканского ордена Ацтекского орла (1982), испанского ордена Изабеллы Католической (1993), французского ордена Искусств и литературы (1998) и др. В 2003 году президент Франции присвоил Алонсо звание офицера ордена Почетного легиона.

В 1999 году ЮНЕСКО наградило ее медалью Пабло Пикассо за выдающийся вклад в искусство танца.

Алисия Алонсо получила премию Фонда Галины Улановой "За беззаветное служение искусству танца".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников



Последние материалы сайта