Балет клетка в большом отзывы. Билеты на балет «Этюды, Клетка, Русские сезоны. Одноактные балеты – зрелище, достойное настоящих ценителей балета

01.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

“Клетка”. Новенькая – Анастасия Сташкевич. Фото – Дамир Юсупов

Американский хореограф Джером Роббинс поставил “Клетку” в 1951 году, и вдохновлялся он музыкой Стравинского, в которой услышал битву подавления с подчинением, человеческого с природным.

В четырнадцатиминутном опусе некое женское сообщество (то ли самки богомолов, которые, как известно, убивают самцов после соединения, то ли остервенелые амазонки) инициирует Новенькую, втягивая ее в зловещий культ: ритуальное убийство мужчин. Или самцов? Можно трактовать замысел Роббинса буквально, но тогда “Клетка” в наши дни производит слегка комическое впечатление.

Но можно и в переносном смысле – например, как подернутый скрытой иронией рассказ о крайностях феминизма. Или анализ нашей внутренней животной агрессии, которая то и дело норовит выбраться наружу, прорвав хрупкие преграды человеческого.

Роббинс работал в “Клетке” с классическими танцовщиками, специально сделав акцент на тех балетных па, которые можно “взвинтить” до исступления (например, резкие батманы – высокие взмахи ног). И вдобавок насытил пластику всяческими “уродливостями”.

Хореограф говорил о наблюдении “за тигром в клетке, без устали хлещущим своим хвостом”, о привидевшихся ужасах, когда “руки, кисти, пальцы превращались в клешни, щупальца, антенны”.

Группа женщин (или существ?) со вздыбленными волосами и зигзагами на балетных “купальниках” заходится в паучьей пластике, разевая рты в безмолвном крике, бредя шелестящим шагом на полусогнутых, выпячивая бедра и вскидывая острые локти. Когда героиня, в “настороженном” дуэте чуть было не влюбившаяся в полового врага, в итоге действует все-таки по правилам племени и ломает шею партнеру, зажав его голову между скрещенных ног (все это на фоне цветной паутины) – картинка, безусловно, подтверждает слова постановщика:

“Клетка” – не что иное, как второй акт “Жизели” в современном представлении. Только Жизели, с ее всепрощающей любовью нет, одни только безжалостные убийцы-виллисы.

Дирижер Игорь Дронов трактовал Концерт Стравинского для струнного оркестра ре мажор, словно это был не Стравинский. Где терпкий союз плавности и порывистости, остроты и гладкости? Где акценты и синкопы? Ритмическое и тональное переменчивое богатство смешано в кашу, в ней словно застревали ноги танцовщиков и балерин.

Труппа исполнила “Клетку” чересчур классично, почти без драматической возбужденности, которую можно увидеть – в записи – у американских исполнителей, носителей стиля, танцевавших “Клетку” при Роббинсе. Даже толково станцевавшая Анастасия Сташкевич (Новенькая), одобренная представителями Фонда Роббинса, и та многое “смягчала”. И не смогла пока добиться эффекта, которого требовал хореограф: сходства с “нескладным молодым жеребенком, который вот-вот превратится в чистопородного коня”.

Балет “Этюды” совершенно иного рода. Он поставлен на музыку Карла Черни, это имя знает любой ученик музыкальной школы, корпевший над фортепианными этюдами.

Созданный в Дании в 1948 году хореографом Харальдом Ландером, балет не предполагает нарушений классической гармонии, наоборот, всячески ее подчеркивает. “Этюды” – бессюжетное путешествие по миру классического танца, с заходами в романтический стиль, и путеводитель по трехсотлетней истории балета.

Путешествие начинается с простой музыкальной гаммы “вверх- вниз” и одинокой балетной девушки на авансцене, показывающей азы – пять основных позиций ног в классике и плие (глубокое приседание).

Заканчиваются “Этюды” торжественным общим апофеозом, когда балерины в черных и белых “пачках” вместе с кавалерами выстраиваются в колонны. Между этим – контрасты темпов в аллегро и адажио. Соло, дуэты и па-де-труа.

Начальные движения у балетного станка в классе – и парад хорошо выученных профи, одинаково впечатляющих как в больших прыжках и вращениях, так и в утонченных балетных мелочах. Демонстрация чистоты танца, “стального” носка, надлежащей постановки рук и не зажатого корпуса.

Академические па у Ландера зачастую отдают водевильной игривостью, но требуется показать и владение лирической палитрой. Премьер крутит женские фуэте, а балерины должны иметь мужскую силу и выносливость. Злодей Ландер, словно в издевку, всё наворачивает и наворачивает комбинации. К концу балета от этих зубодробительных экзерсисов труппа – любая – задыхается от усталости.

Исполнять “Этюды” следует в едином порыве, счастливо сочетающем техническую оснащенность с музыкальностью. Это трудно вообще – и вдвойне сложно нашим танцовщикам, воспитанным большей частью на ином репертуаре, мало или недостаточно приученным к мелкой балетной технике, ко всей этой кружевной “вязи” ногами (примета датской школы), которой полны “Этюды”.

К тому же репетиции в театре шли всего 20 дней, что меньше необходимого для такой хореографии. В итоге впечатление половинчатое. Видно было, что и приглашенный постановщик из Дании, и руководитель балетной труппы ГАБТа Махар Вазиев строго потребовали от артистов соблюдения выворотных позиций, четкости поз и отточенных стоп. Отчаянное стремление всё правильно воспроизвести было написано на лицах многих выступающих. Что ж поделать, если этот адски трудный, технически “навороченный” балет должен, вопреки всему, казаться чем-то легким, как бы и не требующим заметных физических затрат?

Безусильная виртуозность – ключевые слова для исполнителей “Этюдов”. Премьеры Ольга Смирнова, Екатерина Крысанова (второй состав), Семен Чудин и Артем Овчаренко танцевали, в общем и целом, по-премьерски, хотя и с помарками.

Сложнее обстояли дела у прочих солистов. Кто с вращения норовит свалиться, кто быстро устает, и это видно, кто стопу кривит или не тянет, приседает неправильно или скрещивает ноги в прыжках-заносках не без “грязи”. Не говоря уже о дисбалансе синхронности. Возникавшие то тут, то там мелкие “диссонансы” постепенно накапливались, угрожая стройности общей постройки.

В этих обстоятельствах идею трансляции в кинотеатрах с премьеры не назовешь удачной. “Сырые” места первого показа оказались растиражированными на весь мир. Но как рассказывал директор ГАБТа Владимир Урин, у театра не всегда есть возможность показывать в кино то, что хотелось бы: мешает проблема с авторскими правами. Тут именно такой случай.

Первые анонсы российских кинотеатров обещали совсем другую программу. Не сложилось. Зато теперь балетная труппа Большого и честолюбивый худрук Вазиев, если дорожат своей репутацией, обязаны довести технику до ума. Пара месяцев упорных репетиций – и всё наверняка наладится.

«Клетка, Этюды, Кармен-сюита» - увлекательный балет, поставленный в стилистике современного танца. Любителям хореографического искусства будет представлено три одноактных балета под музыкальное сопровождение разных композиторов. Балет «Клетка» поставлен Джером Роббинсом под музыкально сопровождения И. Стравинского. Это один из самых старых балетов, впервые он был поставлен в 1951 г., но почитаем публикой и сегодня. На сцене раскрываются все тонкости этнических обрядов амазонок. Под руководством королевы все деййство проводится для девочки-подростка, познающей свое тело. Представление «Русские сезоны» прославляет славянскую культуру. Зрителям раскрываются различные календарные события, которые сегодня утеряны и мало знакомы людям. Но от этого балет не перестает быть интересным и занимательным. «Этюды» - балет Х. Ландера под музыкальное сопровождение К. Черни. Здесь есть все, что характеризует классический балет - белые пачки, изящество, яркие сольные выступления.

Вечер балета в Большом театре позволит публике насладиться прекрасным исполнением танцевальных партий в современной стилистике. На балет рекомендуется прийти всем любителям высокого хореографического искусства. И купить билеты можно на нашем сайте.

Программа вечера одноактных балетов в Большом театре представлена тремя абсолютно разными по форме и содержанию, хореографии и оформлению спектаклями. Дерзкая и пугающая «Клетка», на которую вдохновила американца Д.Роббинса мрачноватая музыка Стравинского, «Кармен-сюита», поставленная А.Алонсом и ода танцу в «Этюдах» хореографа Х.Ландера не оставят равнодушными зрителя. За один вечер ценители балета смогут получить невероятную гамму эмоций и совершить путешествие по истории танца.

Балет «Кармен-сюита»

Балет в одном действии «Кармен-сюита» на протяжении нескольких десятилетий не перестает привлекать внимание зрителя. Созданный на музыку советского композитора Родиона Щедрина, он когда-то был прославлен великолепной балериной Майей Плисецкой. Позднее в нем блистали и другие примы балетной сцены.

В сокращенной версии спектакль «Кармен-сюита» более понятен зрителю, а автор постановки может позволить себе собственное прочтение классического произведения. История вольной и своенравной цыганки в рамках одноактного балета развивается динамично, стремительно.

Любовь, ревность, рок – все этой одной строкой проходит перед зрителем. Тем интереснее читать в жестах, мимике, пластике танцовщиков образы и характеры. В балете все происходящее очень символично и порой кажется, что судьба Кармен изменит свой роковой ход. Но коррида с ее неизбежным и традиционным финалом, возвращает зрителя в реальность

Премьера этого яркого спектакля, пропитанного любовной страстью, состоялась весной 1967 года. В 2005 после длительного перерыва он был возобновлен. С тех пор балет входит в репертуар Большого театра. В постановке Альберта Алонсо «Кармен-сюита» 2018 блистают И. Ниорадзе, И. Кузнецов, Д. Матвиенко.

Балет «Клетка»

Премьеру спектакля «Клетка» в Большом показали в марте 2017 года, но даже те, кто уже имели счастье посмотреть и оценить хореографию постановки Джерома Роббинса в этом сезоне возвращаются, чтобы увидеть все снова. Ярко, гротескно, иногда странно и непонятно, но пронзительно и впечатляюще – равнодушных «Клетка» 2018 не оставляет.

Происходящее на сцене культивирует не самую позитивную эмоцию. Паукообразная пластика идет вразрез с классическим балетом, дикая агрессивность, пропитанная феминизмом и отрицанием всего, что выходит из-под женского контроля, вызывает странное чувство неприятия, но великолепная хореография возвращает все на свои места. Спектакль «Клетка» - зрелище, про которое говорят: «Слабонервных просим покинуть зал».

На создание постановки в 1951 году Роббинса вдохновила музыка Стравинского. На седьмом десятке существования в этом спектакле и она звучит по-другому в трактовке дирижера-постановщика Игоря Дронова. Особую похвальную оценку от представителей Фонда Роббинса получила Анастасия Сташкевич, станцевавшая партию Новенькой. Спектакль «Клетка» в Большом театре длится всего 14 минут, но остается в уме зрителя надолго, ведь, чтобы понят его, и осмыслить происходящее, нужно время.

Балет «Этюды»

Спектакль «Этюды» - путешествие по миру балетной хореографии. Он создан на музыку композитора Карла Черни. Классическая гармония этого балета была «прописана» хореографом Харальдом Ландером в его первой постановке для Королевского датского театра в 1948 году. Этот балет не имеет сюжета, по сути, он рассказывает о 300-летней истории танцевального искусства.

В постановке в порядке усложнения продемонстрированы балетные па, начиная от первых простейших позиций ног и заканчивая парадом из сложных вращений и прыжков, утонченными балетными приемами. К финалу спектакля «Этюды» примы уже выполняют элементы, которые чаще под силу мужчинам, а последние крутят женские фуэте. Порой кажется, что Ландер издевается над всем и всеми, но это лишь иллюзия, на самом деле на сцене идет Большой танец.

Премьера одноактного спектакля «Этюды» в Большом театре состоялась в марте 2017 года. После его показа многие критики отметили, что для наших танцовщиков, привыкших к радикально другой школе балета, трактовка Харальда Ландера сложна и порой просто невыносима физически. Но, чтобы получить на этот счет собственное мнение, нужно увидеть балет своими глазами. В любом случае, все происходящее на сцене прекрасно.

Билеты на одноактные балеты «Кармен-сюита», «Клетка», «Этюды»

В прошлом сезоне одноактные балеты пользовались большой популярностью у зрителей, что дает основание полагать - «Кармен-сюита», «Клетка», «Этюды» 2018 будут не менее востребованными. Наше Агентство работает в сфере продажи билетов на любые мероприятия в Москве более 10 лет, поэтому мы можем гарантировать качество предоставляемых услуг. На нашем сайте вы можете купить билеты на «Кармен-сюита», «Клетка», «Этюды», оплатив их любым удобным способом:

  • пластиковой картой;
  • банковским переводом;
  • наличными.

Наши менеджеры готовы оказать информационную поддержку и предоставить лучшие места в зале по самым адекватным ценам. А организации и компании из 10 и более человек могут купить билеты на «Кармен-сюита», «Клетка», «Этюды» со скидкой.

Одноактные балеты – зрелище, достойное настоящих ценителей балета

Увидеть одноактные балеты «Кармен-сюита», «Клетка», «Этюды» в Москве обязательно стоит. Это праздник танца, который вызывает мощнейшие эмоции. Это подтверждает и то, что после премьеры «Клетки» не осталось равнодушных, а после просмотра «Этюдов» зрители не отпускали артистов, взрывая зал Большого театра длительными аплодисментами.

«Клетка» - один из величайших балетов Роббинса. В 1951 г., когда этот балет начал свою жизнь, критиков повергла в смятение его свирепая ярость. В Голландии власти даже поначалу запретили его – как «порнографический».
Дж. Хоманс, «Ангелы Аполлона»

Весной 1951 г. Роббинс опять вернулся в Нью-Йорк сити балет, и, по его словам, применил те чисто технические находки, которые реализовал в мюзикле «Король и я»,* в своем полемическом балете «Клетка». Сам он рассказывал, что сверхпротяженные сиамские движения и жесты, которые он использовал в бродвейском шоу, перелились через край и выплеснулись в балет. Поставленный на мрачную музыку Концерта для струнного оркестра ре мажор Стравинского, этот балет повествует о том, как насекомые-самки «насилуют» и затем убивают насекомых-самцов. Программка в качестве объяснения предлагала «состязание или культ». И, согласно Роббинсу, первоначальный замысел восходил к мифологическим амазонкам. Но уже на самых первых репетициях трансформировался, так что «амазонки» превратились в предающихся своему культу богомолу подобных насекомых. Взял Роббинс что-то и от пауков, от необузданной силы животного мира, чтобы создать то, что сам он называл «явлением природы».

Идея поставить «Клетку» впервые пришла ему в голову, когда, переворачивая пластинку с «Аполлоном Мусагетом» Стравинского, на обратной стороне он увидел Концерт 1946 г. «Какая драматичная вещь!» - такой была его реакция. Он охарактеризовал эту музыку как «ужасно возбуждающую, подавляющую и подчиняющую» и представил себе три части концерта как драматургическую структуру, которая потом и стала основой его балета. Роббинс прослоил танец бесконечным количеством идей и образов, которые он находил и впитывал в себя на протяжении всей работы над балетом, начиная с прилизанных мокрых волос Норы Кей**, вышедшей из-под душа, и заканчивая наблюдением за тигром в клетке, без устали хлещущим своим хвостом. Он также намекал на то, что вдохновлялся особенными юношескими чертами – тщательно им отслеживаемыми – в танце Танакиль Ле Клерк*** (он сравнивал ее с нескладным молодым жеребенком, который вот-вот превратится в чистопородного коня). Сам он об этом имажистском**** процессе впитывания отзывался так: «У меня был особенный взгляд, нацеленный на материал. Такой «особенный взгляд» типичен для любого, кто занимается творческой работой, будь он художник, драматург, поэт, композитор или хореограф. Такой «взгляд» становится своего рода счетчиком Гейгера, который начинать щелкать в мозгу или включает эмоции, когда ты приближаешься к какому-то объекту, могущему представлять ценность для твоей работы».

В таком случае, объект, вероятно, удивленно приподнял бы свои брови, поскольку балет был намеренно угрожающим и жестоким. Суммируя все, что в нем происходит, Роббинс говорил: «Это история о племени, женском племени. Молодая девушка, Новообращаемая, должна пройти обряд посвящения. Она еще не знает своих обязанностей и полномочий в качестве члена племени, как не осознает и своих природных инстинктов. Она влюбляется в мужчину и спаривается с ним. Но правила, по которым живет племя, требуют его смерти. Она отказывается убить его, но ей снова приказывают (Королева племени) выполнить свой долг. И когда его кровь действительно проливается, животные инстинкты берут верх. Она сама бросается вперед, чтобы довершить жертвоприношение. Ее чувства подчиняются инстинктам ее племени».

И действительно, под предводительством Королевы племени (Ивонн Мунси) два Чужака (Николас Магальянес, Майкл Мол) были убиты поодиночке яростными ударами женских рук и ног. Если «Свободны как воздух»***** расширили классический «слог» сочетанием пируэтов и кульбитов, то «Клетка» с ее гротескной манерой должна была еще дальше отодвинуть границы, положенные классической форме. «Я не должен был ограничивать себя исключительно движениями человека, то есть движениями, сделанными в той манере, которую мы считаем присущей человеку, – вспоминал Роббинс. – В том, как работали их пальцы, в наклоне тела к земле или выпаде руки у меня была возможность увидеть то, что я и хотел сочинить. Иногда руки, кисти, пальцы превращались в клешни, щупальца, антенны». <…>

Премьера балета состоялась в Сити центре 4 июня 1951 г. Художник Джин Розенталь высветила пустую паутинообразную конструкцию из сплетающихся веревок, а Рут Соботка нарядила исполнителей в провокационные «паучьи» одеяния. В начале балета свисающая сверху веревочная сеть устрашающим образом натягивается – деталь, которую Роббинс добавил как будто затем, чтобы предупредить о том, что тут сейчас начнет происходить. Но этот спектакль протяженностью менее четырнадцати минут моментально сокрушает все зрительские предположения. <…>

Реакция критики была очень громкой, однако преимущественно в пользу Роббинса. Джон Мартин****** написал: «Это гневное, штучное и беспощадное произведение, декадентское в своей одержимости мизогинией и презрением к воспроизведению потомства. Ему не избежать вопросов, но острыми и сильными ударами своими оно проникает в самую суть проблемы. Персонажи – насекомые, без сердца и совести, и мнение их о роде человеческом не очень-то высокое. Но несмотря на всю мощь отрицания, это великая маленькая вещь, отмеченная печатью гения». В газете «Геральд трибьюн» Уолтер Терри****** приходит к заключению, что «Роббинс создал поразительную, нелицеприятную, но в целом захватывающую вещь». <…>

Клайв Барнс****** позднее охарактеризовал «Клетку» как «отталкивающую частичку нашедшей дурное выражение гениальности». Словно защищая Роббинса от обвинений в женоненавистничестве, Линкольн Кернстайн******* называл ее «манифестом движения за освобождение женщин, сделанным за двадцать лет до его возникновения». На тот момент Роббинс был сильно уязвлен столь жесткой реакцией и даже выступил с «опровержением»: «Не понимаю, почему кого-то так шокирует «Клетка». Если вы посмотрите повнимательнее, вам станет ясно, что она не более чем второй акт «Жизели» в современном представлении». И хотя впоследствии он объяснял, что в его высказывании подразумевалась ирония, ему постоянно «припоминали» виллис, мстительных духов в женском обличье, которые жестоко нападали на Иллариона и Альберта в знаменитой сцене на кладбище. Но в «Клетке» нет и намека на ту всепоглощающую силу любви, которая помогает Жизели спасти ее неверного принца. Роббинс сделал свой балет бесконечно мрачным и безжалостным: оба его Чужака должны были умереть, не дождавшись от своих убийц никакого проявления человеческих эмоций. Что соответствовало совету Баланчина, который, согласно биографу Бернарду Тейперу, сказал Роббинсу после прогона: «Оставь его клинически бездушным».

Отрывок из книги Г. Лоуренса «Танец с демонами: жизнь Джерома Роббинса»
Перевод Н. Шадриной

* «Король и я» – мюзикл по мотивам романа «Анна и король Сиама», поставленный Дж. Роббинсом на Бродвее в 1951 г.
** Нора Кей – первая исполнительница партии Новообращаемой.
*** Танакиль Ле Клерк – балерина труппы Нью-Йорк сити балет, вскоре после описываемых событий ставшая женой Дж. Баланчина.
**** имажистский – присущий имажизму (литературное направление в англоязычных странах).
***** «Свободны как воздух» – один из самых знаменитых балетов Дж. Роббинса (1944 г.).
****** Джон Мартин, Уолтер Терри, Клайв Барнс – крупнейшие американские балетные критики.
******* Линкольн Керстайн – филантроп, знаток искусств, писатель, импресарио, со-основатель труппы Нью-Йорк сити балет.

Распечатать



Последние материалы сайта