Кашубы живут на Балтике, в районе Гданьска. Территориальные границы их расселения очерчены на востоке – Вислой, на западе – устьем реки Пясницы, на юге – рекой Брдой, на севере – Хелем и Балтийским морем. Относительно того, сколько всего в Польше живёт кашубов, данные расходятся. По разным источникам, представителей этой народности – от 5000 до 800 000. Столицей кашубов является Гданьск, а гербом – изображение грифа на золотом фоне. День единения кашубов отмечается 19 марта.
Мужчины на белую расшитую рубаху надевают жилет – так называемый «ливк», а также тёмно-синий кафтан или тёмно-коричневую сермягу. Кафтан переходил от сына к отцу, так его цена была очень велика.
Женщины носили шерстяные широкие юбки в складку ниже колен. Чаще всего они были синего, зелёного, вишнёвого или жёлтого цвета. К этому они надевали белые рубахи с широкими рукавами, украшенные выше локтя и на манжетах традиционным кашубским узором. На рубашку надевался жилет, расшитый серебряными или золотыми нитками. Он был сшит из аксамита (плотной ворсистой, часто узорчатой ткани из шёлка и золотой или серебряной нити, напоминающей бархат) в цвет юбки или чёрный. Поверх юбки надевался передник, расшитый внизу.
Кашубский язык долгое время вызывал споры. В течение многих лет не могли решить, является ли он диалектом польского или отдельным языком. В конце концов кашубский был признан самостоятельным языком – более того, получил статус единственного в Польше регионального языка. Сегодня он прежде всего он используется для повседневного общения, а также преподаётся в школах как дополнительный язык – его учат около 6 тысяч учеников. С 2005 года существует возможность сдачи экзамена на кашубском языке.
Кашубский язык принадлежит к числу славянских. Он относится к лехитской группе и издавна развивался под влиянием поморских диалектов. Сейчас существует большое количество словарей кашубского языка, также издаётся достаточно много литературы на нём, выходят в эфир теле- и радоипередачи.
Более того, существует большое количество диалектов кашубского языка. Их численность доходит до 76!
До начала 20 века развивалось искусство изготовления изделий из янтаря. Тот факт, что искусство это прекратило своё развитие, связан прежде всего с тем, что запасы янтаря стали заканчиваться.
В связи с большими запасами глины в регионе хорошо развито искусство керамики. Только в Косцежском повяте было 18 гончарных и 4 печных производства! В Хмельно их действовало несколько десятков – однако в настоящее время их осталось всего два. Одним из них является мастерская Нецлув, которая не только продаёт готовые изделия, но и предлагает своим гостям практические занятия. Там создали семь собственных узоров, которые уже почти 100 лет размещаются на глиняных изделиях этой мастерсокй.
Издавна кашубы занимались также росписью стекла. Среди рисунков доминирует религиозная тематика. Образы святых местные художники перерисовывали с гравюр, которые подкладывали под стекло. Коллекцию таких работ сегодня можно увидеть в Кашубском музее имени Франциска Тредера в городе Картузы.
Кашубская вышивка же дожила до наших дней отчасти благодаря стараниям Теодоры и Изыдоры Гульковских, которые в начале 20 века создали мастерские для местных женщин, где те занимались вышивкой. Образцы для вышивки брались со старых предметов одежды. А основными цветами были три оттенка синего, красный, жёлтый, зелёный и чёрный.
Под Рождество по деревням ходят ряженые: баран, аист, коза, дьявол, медведь, смерть, жид и музыкант. О своём прибытии они сообщали звоном колокольчика. Кстати подарки детям приносит не святой Николай, а «звездарь», одетый в тулуп, вывернутый на изнанку.
Перед новым годом ходили по домам и желали хозяевам всего самого лучшего. Позднее к этому добавились песни и танцы. Во многих деревнях этот обряд дожил до наших дней.
Одной из самых ярких традиций кашубов является употребление табака. Издавна в каждой карчме можно было купить какой-либо вид табака – жёлтый (самый мягкий), коричневый или красный (самый сильный). Его хранят в табакерках, сделанных из коровьих рогов. Исключительно благодаря любви кашубов к табаку в регионе до сих пор остались предприятия, которые занимаются изготовлением изделий из рогов – прежде всего, конечно, сейчас они делают табакерки.
Основами кашубской кухни являются картофель, овощи, а также рыба и молоко – в больших количествах.
Наиболее известными блюдами являются:
Plińce – картофельные оладьи.
Zylc ze śledzia – сельдь в заливке.
Szmurowany pomuchel – дорш, запечённый в беконе.
Ferkase – варёное куриное мясо с рисом и кисло-сладким белым соусом (из муки, масла, изюма, сахара, сливок, желтков и лимонного сока), которое подаётся на праздники
Brzadowa zupa –суп из сушёных груш, яблок и слив с клёцками – подаётся в сочельник.
Фото с сайтов: na-kaszuby.pl, podroze.gazeta.pl, а также из книги «Nasza Polska. Regiony I tradycje ludowe»
Я всегда любила Север, и Белое, и Балтийское моря. Но о поморах я впервые задумалась в прошлом году, когда гуляла во время шторма на берегу Белого моря в Пур-Наволоке. Сложно передать словами всю мощь морской стихии, а фотоаппарата у меня с собой, как назло, не было. Там и познакомилась на тоне с поморами из Гридино. Уже потом в Москве стала собирать материал и с интересом прочитала про польский регион Поморье. Так появилась идея проекта.
Для меня это была первая
такая масштабная работа за довольно короткий срок с полным самостоятельным планированием. Что происходит в Польше, я слабо себе представляла, тем интереснее было посмотреть на месте и познакомиться с людьми. После этого мы разрабатывали
план путешествия по берегу Белого моря (три региона за неделю - Мурманская область, Карелия и Архангельская область), и было совершенно непонятно, как правильно оформить все документы для Паулины. У нас сложно добыть такую информацию, а
интернет кишит противоречивыми сведениями.
Екатерина Максимова
Еще одна сложность - наши дороги, вернее, бездорожье. В Польше на машине можно доехать всюду, а в России есть места, куда можно добраться только зимой на снегоходе. Поэтому мы передвигались на поездах.
Только на поезде от Кандалакши до Архангельска мы проехали почти тысячу километров, а хотелось в каких-то местах побыть подольше. Надежда Сергеевна из Нюхчи рассказывала, что свои витрины для музея, полученные по гранту, тоже переправляла из Беломорска электричкой. Вы бы видели, как забивают грузом тамбуры местных электричек, которые и ходят-то, к сожалению, не часто.
Главная трудность всей поездки по двум морям - вовремя встать из-за стола: очень гостеприимны и кашубы, и поморы. Но уровень жизни, как ни крути, разный. Мне жалко вековую историю поморов, которую никто толком уже никогда не узнает. Я читала много книг на эту тему. Люди, которые жили морем, торговлей, обменом, выпаривали соль, жили неплохо. Деревни на Белом море до прихода советской власти соревновались между собой, у кого лучше организован быт. Например, хозяйки так начищали медные рукомойники и посуду, что они блестели как золото и вызывали зависть у тех, у кого рукомойники были серебряные.
У нас в Поморье есть постоянное ощущение утраты, в Польше у меня такого ощущения не было. Там живые деревни, там развитое самоуправление. Не знаю, почему так, прошелся ли по ним молох уничтожения, как по нашему северу.
Кашубский язык до сих пор преподают в школах, а поморы не признаны народом, они всего лишь субэтнос, у них много ограничений со всех сторон, промыслы утрачены. Не осталось у нас таких деревень, как раньше.
Этот год стал для меня погружением в Польшу. В начале лета я вновь оказалась в этой стране, но в другом регионе - Нижней Силезии, там у меня украли рюкзак со всеми фотографиями по проекту на жестком диске. Осталась лишь часть всей работы, но тем дороже для меня этот проект.
Неофициальная столица кашубской этнической территории - город Картузы . Из крупных городов наибольший процент людей кашубского происхождения проживает в Гдыне . Изначально основным занятием большинства кашубов было рыболовство ; сейчас большинство работают в сфере туризма . Основная организация, которая заботится о сохранении самобытности и традициях кашубов - Кашубско-Поморский союз.
Существуют различные оценки численности кашубов. Принято считать, что в Польше их проживает более 300 000 человек. По другим данным, их насчитывается от 50 000 до 500 000 человек.
Большинство кашубов предпочитают говорить, что они поляки по гражданству, а кашубы по этнической принадлежности, то есть считают себя как поляками, так и кашубами.
По вероисповеданию большинство кашубов - католики, часть - протестанты-лютеране.
У кашубов в разных районах их этнической территории отмечаются или отмечались в прошлом различия в языке и культуре. Разного рода этнографические особенности были причиной формирования нескольких сравнительно обособленных групп . Названия их, как правило, связаны с характером местности их расселения - лесоки (кашубск. lesôcë ), моряне (кашубск. mòrzanie ); с исторической областью - заборяки (кашубск. zabòrôcë ) в области Заборы (польск. Zabory ); с диалектными особенностями - быляки (кашубск. bëlôcë ), гохи (кашубск. gôchë, gôchòwie ); с родом традиционных занятий - рыбаки (кашубск. rëbôcë ), гбуры (кашубск. gbùrë ); с особенностями народного костюма - кабатки (кашубск. kabatcy ), йозки (кашубск. józcë ), а также с сословными отличиями - парчянская шляхта (кашубск. parcanô szlachta ) .
Некоторые субэтнические группы объединяют в себе мелкие локальные группы. Так, в группу быляков входят рыбаки , гбуры и другие. Некоторые группы включают в себя другие только частично. Ряд субэтносов имеют по два и более названий (крубяне , иначе заборяки ). Некоторые из групп, такие как, например, кабатки , жившие рядом со словинцами , были онемечены ещё в первой половине XX века. Для каждой из групп характерен свой особый говор или несколько близких друг другу говоров. В настоящее время этнографические отличия разных групп кашубов практически стёрлись, названия многих из них употребляются редко - повсеместно распространён этноним кашубы .
Кашубов считают прямыми потомками древнеславянского племени поморян , которые заселяли территории современных Поморского , Западно-Поморского и Куявско-Поморского воеводств Польши. Предполагается, что предки кашубов пришли в местность между реками Одер и Висла во время великого переселения народов . Древнейшее упоминание их имени относится к XIII веку (печать герцога Барнима I Померанского). В этот же период кашубами впервые были названы поморские славяне, владевшие землями вокруг Щецина (современное Западно-Поморское воеводство), тогда как современные кашубы живут в Поморском воеводстве Польши, то есть восточнее. В последующие эпохи в западных частях своего ареала поморские славяне практически полностью онемечились . Единственной группой не до конца онемечившихся прямых потомков поморских славян, проживавших на территории современного Западно-Поморского воеводства Польши до окончания второй мировой войны, являлись родственные кашубам словинцы . Так назывались потомки поморских славян в западных частях древней Померании, а название кашубы закрепилось за их восточными родичами. Однако после окончания войны и вхождения земель бывшей Померании в состав Польши последние словинцы вместе с немцами почти поголовно были изгнаны поляками со своих земель. Эта же судьба в те годы постигла и многих кашубов.
Сложное экономическое положение в Кашубии в первой половине XIX века стало причиной выезда кашубов сначала в соседние регионы на сезонные работы, а затем и эмиграции в другие страны, которая началась в 1831 году и приобрела массовый характер в конце XIX века. Кашубы выезжали в Вестфалию и другие прирейнские области Германии , а также в США и Канаду . В 1860 году кашубами было основано поселение Вильно (Wilno ) в канадской провинции Онтарио , жители которого до настоящего времени сохраняют кашубские традиции и даже родной язык. Центром американской эмиграции стал город Уинона , в котором жил известный кашубский писатель И. Дердовский (в 1886-1902 годах он занимался в Уиноне редактированием еженедельника Wiarus , переименованного в Katolik в 1893 году). По просьбе С. Рамулта , работавшего над книгой «Статистические данные по численности кашубского населения» (Statystyka ludności kaszubskiej ) И. Дердовский собрал сведения по кашубской эмиграции конца XIX века. Согласно этим сведениям в США (главным образом в штатах Нью-Йорк , Мичиган , Миннесота , Иллинойс , Висконсин) жило 90 700 кашубов, в Канаде - 25 000, в Бразилии - 15 000. Небольшие группы кашубов жили также в Австралии и Новой Зеландии . Численность кашубов в канадской провинции Онтарио составляла во второй половине XX века приблизительно от одного до двух десятков тысяч человек. По свидетельству посетившего Канаду писателя Я. Джежджона канадские кашубы старшего поколения были знакомы с кашубским фольклором, а представители младшего поколения могли говорить по-кашубски. Изучением кашубского языка и фольклора в Америке занимался Я. Перковский (J. Perkowski ), в речи нескольких кашубов Миннесоты, которые родились в США и являлись потомками иммигрантов из Кашубского Поморья, он отмечал помимо южнокашубских диалектных черт также смешение черт английского и польского языков , а также некоторое влияние славянских языков , носители которых жили в Миннесоте рядом с кашубами .
Из известных людей кашубского происхождения можно выделить бывшего премьер-министра Польши и нынешнего председателя Европейского совета Дональда Туска , немецкого писателя Гюнтера Грасса , портового рабочего из Гдыни Брунона Дрыву , погибшего при подавлении рабочих волнений 1970 года и ставшего символом этих событий.
|
Хочу рассказать о Кашубах. До приезда в Гданьск, не слышала о кашубском народе. Но имела случай познакомиться с кашубкой, с пани Бернадетой.
В её честь и в воспоминание о ней, я хочу рассказать, кто такие кашубы.
Древнее славянское племя Кашубы — коренное население Померании (южное побережье Балтийского моря) — в средние века они жили в области между Одером на западе и Вислой на востоке. А северная граница их области всегда была на Балтийском море, южная граница представляла собой болота Notecią и недоступные леса.
К востоку от Пруссии, кашубы Kaszubi жили бок о бок со славянами полабскими Połabskimi (на западе), с полянами Polanе (на юге). В течение столетий они подвергались разным влияниям (особенно немецким). Многие из них были германизированы или ассимилировали с частью польской нации. Многие знаменитые прусские и немецкие военные имели кашубское происхождение, но не чувствовали связи с родной культурой — претерпели полный разрыв в следующем поколении.
Сегодня кашубы живут в компактной области, расположенной в округах Bytów, Chojnice, Kartuski, Kościerski, Puck и Вейхерова. Кроме того, они являются наиболее многочисленной этнической группой (не менее 1/3 населения) в районах Człuchówski, Гданьск, Lębork, Слупск, Сопот и Гдыня.
Сегодня кашубы являются этнической группой польской нации. Подавляющее большинство кашубов имеет двойную идентификацию — национальную и этническую, польско-кашубскую.
В переписи 2002 года Кашубами объявили себя 52665 человек. Из них — 5062 граждан Польши объявили о своём кашубском гражданстве. Это ок. 1% от Кашубского сообщества. Республика Польша не признаёт декларацию связывания (как в случае с Силезией), следовательно, кашубов нет в официальном списке национальных меньшинств, составленном Министерством внутренних дел.
В 2011 году, во время переписи, о своей кашубской национальности объявили 228 000 человек. Из них — 16 000 человек объявили её в качестве единственного гражданства; 1000 объявили как первое, а 211 000 как второе гражданство.
Учёные не пришли к единому мнению относительно происхождения названия «Kaszubi»
Верно лишь то, что у славян во время Великого переселения народов (V-VII) появляется имя Kaszub. Оно столь же архаичное, как имена других славянских племён: Lucicy , Veleti и Obotrites.
Головоломка для историков, почему это имя в письменных источниках появилось только в тринадцатом веке, когда оно было уже известено в мире Поморском, Польском, а также в далёкой Руси и Риме.
В документе папы Григория IX, упоминается герцог Западно-Поморский Барним I, Dux Slavorum и Cassubiae, принц славянский и кашубский. Титулизация появилась только в следующем столетии, во время правления Барнима III (1320-1368), который был Dux Cassuborum.
Интересно, что в средние века, землями Kaszuba назывались земли западной части Померании, а не Гданьского Поморья, где ныне проживает основное население кашубского народа.
X век. Проходящие между нижним Одером и нижней Вислой земли кашубов (шпицы) были расширены до границ Западной Померании, они прижимали саксов (Германия). С юга росла мощь государства Пястов, а на севере шла линейка скандинавов.
Свою власть племенам Поморским, вероятно, удалось навязать князю Полян, Мешко, который укрепил свой авторитет среди кашубов за счёт строительства новых городов.
Эту работу продолжал Болеслав Храбрый, под предлогом продвижения христианства.
Миссия прибыла в 997. в Гданьск, в сопровождении 30 воинов Пяст и епископа Пражского Адальберта, который крестил многих людей в городе. Болеслав Храбрый основал в Колобжеге епископство.
Это продолжалось недолго, потому что при первой же возможности Кашубы Померанские сбросили превосходство польского князя.
Последовательные Пясты (Piastowie — Казимир Восстановитель, Болеслав Смелый, Герман Władysław) пытались в кровопролитных боях восстановить власть над Померанией. Только Болеславу Krzywoustemu, в 1116 году, завоеваниями удалось покорить Померанию — при поддержке епископа Отто Бамберга, он возобновил христианизацию.
Передняя Померания стала польским феодом в царствование Warcisław I — родоначальника династии Гриффин. После смерти Krzywoustego Вест-поморские князья быстро избавились от суверенитета Пястов.
В последующие десятилетия, Померания расширилась до Саксонии, Бранденбурга и датских языков. В 1180. Duke Богуслав заплатил дань императору Фридриху Барбаросса, и земля стала частью Священной Римской империи.
С тринадцатого века, с появлением новых городов и посёлков, росло влияние немецкого населения, которое доминировало над коренным населением славянским.
В Гданьском Поморье свою Власть держали Пясты. Piastowie осуществляли управление через губернаторов. Первым губернатором, который известен из исторических источников, был Sobiesław. Он считается прародителем династии Sobiesławowiców, правящей в Померании до конца тринадцатого века.
Наиболее известным представителем этого семейства стал Swietopelk II (Святополк, в годы 1220-1266) . В традиции кашубской он занимает особое место — во время его правления княжество Wschodniopomorskie (восточнопоморское) переживает период своего наивысшего блеска.
В 1226 году Świętopełk бросил вызов Пястам, привёл страну к экономическому процветанию. Ему приписывают, среди прочего, вложения в Гданьск от доминиканцев и получение защиты от Папы. В Царствование этого князя шли многочисленные войны с соседями, в том числе с Тевтонским орденом. В конце своей жизни Swietopelk предоставляет городские права Гданьску по модели Любеке. Его сын и преемник, Mściwój II, угроза Бранденбургам, заключает договор в 1282 году В Кенпно, с герцогом Великопольши, чтобы выжить — смерть Świętopełka пытались использовать князья Barnim, Щецина и тевтонцы.
Бездетность Mściwoja II (он уиер в 1294), позволила Пржемыслу II воссоеденить Гданьскую Померанию и княжество Великопольское. Так что в следующем году прошла его коронация, как первого, после разрыва общины, польского короля. В наше время, Кашубские активисты из Кенпно приписывают символическое значение акту добровольного присоединения кашубов к единому польскому государству.
В 1308 Кастеллан Богуш Гданьский с согласия князя Владислава Короткого призвал рыцарей помочь бороться с вторжением Бранденбургов в Померанию. Тевтонцы фактически покорили землю. Польские правители были слишком слабы, чтобы вернуть утраченные территории, на которой они находились под властью Тевтонского ордена до Тринадцатилетней войны (1454-1466). Их правительства способствовали, однако, экономическому развитию региона Балтийского моря.
Период распада Западная Померания пережила на рубеже пятнадцатого и шестнадцатого веков. Царствование Богуслава X Великого — дал период процветания. В 1478 году он объединил Западное Поморское герцогство, реформировал государство и Щецин (1491) сделал своей столицей. Во внешней политике он лавирует между польским Королевством (Jagiellonka женился на Анне, дочери Казимира) и Германской империей. На основе Brandemburgs. В 1521 году почтил память императора Карла V, с помощью которого князья рейха стали правителями Поморья.
В шестнадцатом веке, в княжествах западной части преобладало лютеранство. Следующий век был отмечен Тридцатилетней войной (1618-1648). В 1637 г., по смерти Богуслава XIV, закончилась династия Griffin , и княжество, по подписанию Вестфальского мира (1648), было разделена между Швецией и Бранденбургом.
Померания после Торна, Второй мир (1466), существует как Королевская Пруссия — была включена в состав Польского королевства. Этот регион пользуется высокой степенью автономии. До времени польско-шведских войн Королевской Пруссии принадлежали богатейшие земели Короны.
В истории кашубской особенный взлёт отмечен в царствование Яна III Собеского, который на самом деле сделал много хорошего для процветания района Puck. Адель Кашубская противостояла силам османской империи в осаде Вены, положив конец стремительной экспансии амбициозных османов.
В результате раздела польского (в 1772), вся кашубская территория оказалась в Королевстве Пруссии. Прусский государственный аппарат повлиял на онемечивание кашубского населения. Этот процесс прогрессировал быстрее в высших слоях общества. Король Фридрих II в 1769 году открыл школы курсантов в Слупске для молодых дворян. Кашубский путь военной карьеры был инструментом германизации.
В середине девятнадцатого века начал свою деятельность Флориан Ценова. Его называют отцом Кашубского регионализма. Врач и автор первой грамматики языка Кашубского, видя угрозу германизации, поставил перед собой цель, возродить в Kaszubach ценность родной культуры и построить чувство принадлежности к великой славянской семье. Он исходил из предположения, что на основе своего собственного языка и культуры, Kaszubi могут эффективно противостоять германизации. Ceynowa начал издавать книги на кашубском, в Западной Померании. Его работа способствовала росту интереса исследователей польских, русских и немецких — к Кашубскому региону.
Kulturkampf (борьба за культуру), началась в семидесятых годах девятнадцатого века. При Канцлере Отто фон Бисмарке, изменилось отношение до сих пор пассивного kaszubskiego населения к немецкому государству. Защита католицизма была связана с защитой польскости. Был распространён стереотип Кашуба (поляка) -katolika и немецко-евангелического населения. На Kaszubach формируются кружки, народные чтения и все виды социальных и культурных организаций, цель которых — противодействие экономическому и культурному господству немцев.
В начале двадцатого века. Горсть молодой Кашубской интеллигенции приступила к реализации мероприятий, направленных на стимулирование племенной гордости кашубов и их политико-общественного сознания.
Работа над позитивистской Kaszubach принесла свои плоды после Первой мировой войны. На мирную конференцию в Париж, кашубские активисты направляют своих представителей, с просьбой присоединиться к польской Померании. Только двум делегатам (Энтони Абрахам и Томаш Rogala) удалось попасть во Францию, где их поддерживает делегация кашубов Польской Республики. Эта экспедиция имела глубокие последствия для Померании.
Согласно Версальскому договору большая часть территории, населенная кашубами, была включена в польский раздел. Заявление Юзефа Галлера, сделанное 10 февраля 1920 года в Puck, это символическое открытие польского моря. Кашубы открыли Польской Республике доступ к морю — это «окно в мир». В восточную часть области, населенной Кашубами, однако, был включён вольный город Данциг и западная часть (в основном bytowszczyzna) в пределах Германии.
Интеграция Kaszub возрождающегося польского государства не происходит без проблем. Государственные органы с опаской подошли к коренному населению Померании, часто рассматривая его как часть национальной неопределённости. В межвоенный период в администрации в Kashuby переехали чиновники из других польских регионов, которые не знали местных специфических реалий. Не хватало понимания необходимости сохранения кашубского языка и культуры. Росли также экономические проблемы, в результате чего, в частности, произошла потеря рынков поморских фермеров в Гданьске, Рейнской области и Вестфалии. Тем не менее, для Республики Польша Кашубские области оставили положительный след: Гдыня, которая в 1920 году была только небольшим Кашубским селом, уже шесть лет спустя получила городские права и стала быстро развивающимся портом.
На протяжении всего межвоенного периода Померания имеет решающее значение на геополитической карте мира. С одной стороны, она дала Польше доступ к морю, и, таким образом, экономическую независимость, а с другой стороны — обособила Восточную Пруссию от остальной Германии.
Начало Второй мировой войны, и осень 1939 года стала трагическим периодом кашубской истории — нацисты проводили массовые казни активистов. Большинство людей (ок. 12 тыс.) прятались в Piaśnickim лесу около Вейхерова. Местом мученичества был концлагерь Штуттхофу. Его строительство уже началось 2 сентября 1939 г. К концу войны он уничтожил несколько тысяч человек из населения Померании.
9 октября 1939 г. Кашуба, в пределах района Гданьска-Западной Пруссии, были непосредственно включены в Третий рейх. В следующем году, нацисты составляют список немецкой национальности (фолькслист). В Померании вступление является обязательным. За отказ грозит концлагерь или переселение. Кашубов записывают в основном в группы III (Eingedeutsche) — они были вынуждены служить в вермахте. Германия, зная, что эти новобранцы при первой же возможности дезертируют, распределяла их в разных отделах, часто назначая им солдат опекунов. В случае дезертирства — по принципу коллективной ответственности — семью беглеца депортировали в концлагерь.
Готовых отказаться от мундира вермахта, однако, хватало. Уже в 1944 году дезертиры из немецкой армии составляли значительную часть II корпуса ген. Андерс. Правительство в Лондоне из страха геноцида померанского населения, получающего volkslisty, подписывает курту сопротивления о Kaszubach. В 1940 году была основана секретная военная организация «Гриффин Кашубский» (позже переименована в «Гриффин Поморский»).
Красноармейцы, захватившие Померанию в марте 1945 года, как правило, не отличают кашубов от немцев. От их посягательств гражданское население сильно пострадало — массовые изнасилования, грабежи, убийства.
Результаты Второй мировой войны коренным образом изменили этническую ситуацию в Померании. Немцы были выселены за Одер, а коммунистические власти очень настороженно относятся к кашубам, подозревая их в немецких симпатиях. К ним относились как к гражданам второго сорта. Это угнетение несколько снизилось после 1956 г. — была создана Кашубская Ассоциация (с 1964 года Кашубско-Поморская ассоциация), которая приняла ряд мер по поддержанию кашубов в их идентичности.
Возрождение кашубских культурных условий последовало после падения коммунистической эпохи. Сегодня кашубы сидят в местном самоуправлении на всех уровнях, имеют свои языковые программы на радио и телевидении, издают свои газеты, преподают кашубский язык в школах. В 2005 году Кашубский был юридически признан в качестве регионального языка в Польше.
Когда Бог создавал землю, он совершенно забыл о Кашубах. Но, к счастью, один из ангелов, который должен был охранять этот прекраснейший уголок Польши, вовремя заметил это досадное недоразумение. Заглянул Бог в свои закрома, а там осталось всего понемногу. И забросал он землю Кашубскую дубравами да сосняками, голубыми озерами да извилистыми реками, песчаными дюнами да зелеными долинами, обломками скал да каплями морскими. Воды здесь чистые, воздух – прозрачен, цвета – яркие. На высоких взгорьях белеет снег. То тут, то там виднеются тевтонские замки. Это все – Кашубы. Самая нетронутая урбанизацией часть .
И забросал Бог Кашубы остатками своих запасов.
Современные Кашубы с севера закрыты морем Балтийским, с юга – Борами Тухольскими, с востока – Гданьским заливом, а с запада – рекой Лебой. Наше путешествие по этой земле начнется со стороны Хойниц – одной из главных железнодорожных станций Восточной Прусской колеи.
Озерное зеркало, зеленая линия заросшей дамбы, опять озерное зеркало… Горизонт мягко опускается пологим холмом, покрытым туманной дымкой. Мелкий дождик, моросящий над Кашубами, превращает этот пейзаж в сюрреалистическую картину с размытыми контурами и оттенками мокрой акварели. Панорама, представшая пред нашими глазами, действует на человеческий разум, как концентрированная доза спокойствия и невозмутимости.
Хойнице были одной из главных станций Восточной железной дороги.
Запыхавшийся паровозик ч трудом тянет несколько потрепанных вагонов. В такт равномерному постукиванию колес покачиваются головы работников железной дороги, возвращающихся домой, студентов, воткнувших носы в свои мобильные телефоны и женщин, вяжущих знаменитые кашубские кружева. Трудно поверить, но перед I Мировой войной экспресс гонял здесь со скоростью 100 километров в час, а в 20годах прошлого столетия по этим рельсам курсировал международный состав из Парижа в Ригу, через Берлин. О давнишней славе Восточной железной дороги напоминают лишь деревянные телеграфные столбы, выдвинутые в пространство лапы семафоров, каменные виадуки и многочисленные вокзалы. Они походи на маленькие готические замки с их красной остроконечной крышей и кирпичными фасадами.
Кашубские вокзалы похожи на готические замки.
Расположенный вдали от больших городов, среди лесов, озер и холмов, этот 40-тысячный городок весьма самодостаточен. Старая Рыночная площадь с ее восхитительными зданиями и неоготической ратушей наполнена людьми. В Хойницах есть все, что сердце пожелает. Галерея современного искусства, библиотека, национальный архив, Музей истории и этнографии. Кроме этого – множество уютных кафешек, в которых можно отдохнуть и вкусно поесть. Уникальный хойницкий ритм – это спокойствие, с которым город осознает свою ценность и наблюдает за каждым незнакомцем с высоты прожитых столетий.
Город прекрасно осознает свою неповторимую ценность.
Если вам по душе истинное спокойствие и вы мечтаете о диких пустынных пляжах, забудьте о Хельском полуострове – этой туристической мекке Поможа. Отправляйтесь на запад, в Любатув, Сасин или Слончев. Очарование этих мест с их сосновыми лесами, засыпанными мелким песком, колониями бакланов над водой и магической атмосферой вы запомните на всю жизнь.
Возможно, именно то неповторимое очарование пейзажей Вейхеровска и Пуцка стало причиной того, что в этих местах так много дворцов и поместий. Трудно описать все великолепие старинной аристократической архитектуры, самыми яркими представителями которой являются Коркова и Жукево (Жуково).
В этих местах полным полно объектов аристократической архитектуры.
Замок в Кроковой – это настоящая архитектурная жемчужина. Его происхождение датируется XIII столетием. Внутри замка находится гостиница и ресторан, известный своей восхитительной кухней. Вокруг замка раскинулся живописный парк, славившийся на всю Европу. Очаровательные коридоры, просторные залы и извилистые лабиринты внутренних лестниц доступны для туристов.
Архитектурная жемчужина Кашуб.
Второй кашубский алмаз – дворец в Жуково. Восхитительное здание, построенное Яном III Собеским, больше известно под названием дворец королевы Марысеньки. Он расположен на самом берегу моря. Само здание с виду напоминает средневековую крепость. Красные кирпичные стены, окруженные красивым ухоженным парком, идеально передают атмосферу старинного аристократического особняка.
Старинный аристократический особняк в Жуково.
Когда-то, эти места населяло племя северных поморских славян – кашубов. Их культура – уникальна. Кашубы до сих пор являются одним из самых таинственных и колоритных народов Речи Посполитой, а их былая слава достойно представлена в Поможе интереснейшими объектами, одними из которых являются загадочные . Ученые до сих пор не могут с точностью определить, с какой целью они были созданы. Многочисленные исследования и раскопки почти не пролили свет на тайну каменных изваяний.
Мистическая загадка Кашуб.
В конце увлекательного путешествия по Поморских Кашубах не поленитесь подняться на смотровую площадку Кашубского Ока, которая расположена на высоте 150 метров над уровнем моря. Это не только обзорная башня, но и огромный развлекательный комплекс, форма которого действительно напоминает человеческий глаз. Здесь и динозавры, и детская площадка в виде корабля, и гигантские шахматы, и специальное место для изучения правописания.
С площадки Кашубского ока открывается восхитительный вид на Жарновецкое озеро и окружающую его возвышенность, простилающуюся до самого Балтийского берега. Отсюда можно увидеть остатки незавершенного строительства атомной электростанции, ветровую электростанцию и крупнейшую из польских ГЭС в Чиманово.
Огромный развлекательный комплекс вокруг смотровой башни в Гневно.
Раз уж мы находимся так близко от Жарновецкого озера, то заодно посетим и Жарновец. В 70-х годах прошлого столетия было принято решение о строительстве АЭС. Для этой цели даже пожертвовали старинной живописной деревушкой Картошино. В 1990 году в Поможе прокатилась волна протестов и «строительство века» было остановлено. Построенные здания были разрушены и разграблены. Напоминание о атомной электростанции – «лунный» пейзаж строительной площадки, окруженной унылыми развалинами.
Сколько тайн скрывают от нас Кашубы – не известно. Но ясно одно – этот живописный край пока еще не полностью тронут цивилизацией, благодаря своей специфике. Здесь нету урожайных черноземов, погода, по правде сказать – мерзопакостная, ландшафты – слишком капризные. Но Кашубы очаровывают нас той мистикой, которая присуща заброшенным землям. Когда Бог создавал Кашубы, он сделал их самыми красивыми и неповторимыми. И огромное счастье, что мы можем всем этим наслаждаться.
Лечение акне в домашних условиях: как избавиться от угрей и прыщей своими силами?
Стадии развития болезни и их исходы Типические патологические процессы
Эти упражнения восстановит работу желчного пузыря, печени и не только!
Судебная Генетическая Экспертиза ДНК Днк экспертиза на установление родства и отцовства
Занесение жизни из космоса на Землю. (Панспермия).Панспермия: развитие идеи. Если попытаться кратко охарактеризовать панспермию, суть ее можно свести к следующему: существуют зародыши жизни, рассеянные по всей Вселенной и в принципе способные заселить люб
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 5» Пластилиновая история Творческий проект Выполнил: обучающийся 3 г класс, Скляров Дмитрий Руководитель: Демиденко Татьяна Геннадьевна, учитель начальных к
Арзамасова Г.А. Управление денежными средствами и их учет в бюджетных учреждениях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук – 2017. – №10. – С. 104-108 УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Г.А. Арзамасова ,
Блюда из морских обитателей получаются вкусными и полезными. Салат из печени минтая в разных его проявлениях - это блюдо питательное и диетическое. Калорий в главном ингредиенте мало, в его составе присутствует Омега-3, которая необходима для человеческог
Корригирующая остеотомия - один из видов оперативного вмешательства, направленный на устранение деформационных изменений в костной ткани. Если рассматривать суть хирургического вмешательства подобного плана, то это искусственное ломание кости на необход