Тема выбора в произведении евгений онегин. Татьяна и Евгений в viii главе романа. Нравственные проблемы романа «Евгений Онегин. Есть ли в «Евгении Онегине» какой-то глубокий христианский посыл, подобный тому, какой есть, к примеру, в «Капитанской дочке»

26.04.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1–2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

2.1. Какую роль в поэме «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского играет изображение военных будней?

Писатель Фёдор Абрамов сказал о поэме «Василий Теркин» так: «Россия в живых народных лицах, интонациях, слове». «Книга про бойца», рожденная в атмосфере военных лет - это глубокое исследование русского национального характера, взволнованное повествование о солдате и его солдатском окружении. Глазами Теркина, «обыкновенного парня», рисуются не только картины боёв, но и сцены фронтового быта. Удивительно органично сливаются в поэме рассказ о солдатских буднях и шутка, такая необходимая в смертельной опасности: непринуждённо звучит рассказ о гармонисте Теркине:

…Обогреться, потолкаться

К гармонисту все идут.

Обступают - Стойте, братцы,

Дайте на руки подуть…

Всякие случайные встречи происходят на войне, и всегда Василий Теркин проявляет смекалку, сноровку и деловитость: может легко найти припрятанный хозяйкой шкалик, пожарить сало, исправить часы.

Честный, отважный и добросовестный художник, А. Т. Твардовский прошел военным корреспондентом трудные фронтовые дороги, не раз побывал под обстрелами и бомбежками, и не только этот опыт, но и огромный талант помог автору создать народную поэму, близкую миллионам читателей.

2.2. Как в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» воплощено представление М. В. Ломоносова об идеальном историческом деятеле?

В оде Ломоносова царица Елизавета Петровна предстает возвышенным существом. Поэт возлагает на нее огромные надежды на мир и процветание России. В первую очередь Ломоносов говорит о мире, который явля-ется залогом процветания и счастья любой страны.

Ломоносов восхваляет щедрость Елизаветы, выражает свою надежду на ее милости и внимание к родной стране. Ломоносов говорит о счастье всех людей. И царица Елизавета выступает залогом их спокойствия и счастья:

Когда на трон она вступила,

Как вышний подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец.

Ломоносов идеализирует царицу. Он рисует ее как воплощение всех добродетелей. И у читателя может сложиться впечатление, будто Ломоносов не видел в ней каких-либо недостатков. Но не стоит забывать, что поэт-классицист, которым является Ломоносов, в своем творчестве должен прославлять действительность, лишенную каких-либо пороков. Тем более хвалебная ода - это совершенно особый жанр. И ода Ломоносова по-строена таким образом, что он говорит о царице только хорошее.

Ломоносов говорит о красоте и величии России, о неисчерпаемых богатствах, которыми владеет эта страна. И поэтому считает, что великая страна достойна великого правителя, коим, безусловно, является Елизавета.

2.3. В чем проявляется противоположность натур Онегина и Ленского? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)

Герои романа «Евгений Онегин» - это сложные, живые, порой противоречивые характеры. Онегин и Ленский близки по своему социальному и географическому положению: они помещики - соседи. Оба имеют обра-зование, их духовные запросы не ограничиваются сельским бытом, как у большинства соседей. Онегин родился и вырос в Петербурге. Ленский учился в Германии, в Геттингенском университете, так что в деревенской глуши ему трудно было найти собеседника. Пушкин отмечает, что оба героя хороши собой. Онегин «очень мил», жизнь в петербургском свете приучила его следить за внешностью.

Различие между героями отчетливо видно и в их отношении к любви. Ленский «пел любовь, любви послушный», он собирается жениться на сво-ей избраннице - Ольге Лариной.

Онегин давно уже забыл, что такое любовь: за восемь лет светской жизни в Петербурге он привык заменять серьезное чувство «наукой страсти нежной», а в деревне откровенно скучал. Пушкин приводит ряд антонимов, подчеркивая противоположность характеров героев: «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень».

В образах Онегина и Ленского Пушкин воплотил типичные черты современной ему молодежи. Герои различаются по характерам и мировоззрению. Онегин погубил лучшие годы на пустые светские забавы и превратился в скучающего эгоиста. Ленский еще слишком молод, наивен, романтичен, но он мог бы превратиться в заурядного помещика.

2.4. Какие общественные и нравственные пороки обличает Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор»?

В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь обнажает пороки общества времен царской России. В центре его внимания находятся представители чиновничества, причем их образы автор воплощает в характерных персонажах небольшого уездного городка, где и происходят главные события. Автор наглядно показывает, что местное чиновничество погрязло во взяточничестве и произволе. Мораль этих людей такова: «Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим Богом устроено...» Умение не пропускать то, что само плывет в руки, является, по их мнению, проявлением ума и предприимчивости. Чиновники уездного города глупы, безнравственны.

Произведение Н. В. Гоголя не столько комично, сколько исполнено трагизма, поскольку, читая его, начинаешь понимать: общество, в котором существует столько опустившихся, развращенных бездельем и безнаказанностью начальников, не имеет будущего.

«Нравственный выбор»

Вариант 1

Нравственный выбор - это, в первую очередь, выбор между добром и злом: верностью и предательством, любовью и ненавистью, милосердие или равнодушие, совесть или бесчестие, закон или беззаконие… Его совершает каждый человек на протяжении все жизни, возможно, не один раз. Нам с детства объясняли, что хорошо, а что плохо. Иногда жизнь ставит перед нами выбор: быть искренним или лицемерным, совершать добрые или дурные поступки. И этот выбор зависит от самого человека. Докажу данный тезис, приведя аргументы из текста В.К.Железникова и проанализировав свой жизненный опыт.

В качестве второго аргумента, доказывающего тезис, приведу пример из читательского опыта. В романе А.С.Пушкина „Евгений Онегин” нравственный выбор встаёт перед главным героем: отказаться от дуэли с Ленским или не отказаться. С одной стороны, было мнение общества, которое осудит за отказ, а с другой - Ленский, друг, смерть которого не была нужна. Евгений сделал, на мой взгляд, неправильный выбор: жизнь человека дороже общественного мнения.

Таким образом, я доказала, что мы постоянного сталкиваемся с нравственным выбором, порой даже в обыденных вещах. И этот выбор должен быть правильным, чтобы не сожалеть после.

​Вариант 2

Что такое нравственный выбор? Думаю, нравственный выбор - это выбор между любовью и ненавистью, доверием и недоверием, совестью и бесчестием, верностью и предательством, а если обобщить, то это выбор между добром и злом. Он зависит от степени человеческой нравственности. В настоящее время, как и всегда, нравственный выбор может показать настоящую сущность человека, потому что выбор между добром и злом - самый главный выбор человека.

В тексте Э.Шима можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Гоша, мальчик с мягким характером, совершает по-настоящему героический поступок, когда, рискуя своим здоровьем, защищает Веру. Когда мальчик видит, что ракета может взорваться, он делает правильный выбор. Этот поступок характеризует его иначе, чем в начале рассказа, потому что своим поступком Гоша меняет мнение о себе в лучшую сторону.

В качестве второго доказательства тезиса я хочу привести пример из жизни. Мне хочется рассказать о Николае Шведюке, который, рискуя своей жизнью, спас пятерых человек, ехавших на снегоходе и провалившихся под лед. Девятиклассник, увидев случившееся, вызвал скорую помощь, сам, взяв веревку, бросился на помощь людям. Николай совершил этот поступок, хотя никто не заставлял его это делать: он сделал свой нравственный выбор.

​Вариант 3

Нравственный выбор - это выбор между добром и злом, между дружбой и предательством, между совестью и бесчестием... Главное, чтобы человек принял такое решение, о котором он потом не будет жалеть в дальнейшем. Я считаю, словосочетание “нравственный выбор” каждый человек понимает по-разному. Для меня нравственный выбор - это выбор, в котором проявляется воспитание и душа человека. Чтобы подтвердить свою точку зрения, обращусь к тексту В.Дроганова и личному опыту.

Первым аргументом в пользу моего мнения могут послужить предложения 24-25. В этих предложениях автор рассказывает о том, что рассказчик спустя много лет понимает: его выбор в ту минуту, когда он отбирал книгу у Кольки Бабушкина, был неверным, и очень сожалеет об этом. Это когда-то неправильно выбранное решение стало его болью, его «неразлучной спутницей», потому что герой понимает, что, к сожалению, ничего исправить не может, даже попросить прощения уже невозможно (30).

Таким образом, проанализировав два аргумента, я доказала, что нравственный выбор - это выбор, который человек делает в первую очередь душой, сердцем, а потом уже разумом. И иногда опыт прожитых лет подсказывает ему, что он поступил неправильно.

Вариант 4

Нравственный выбор — это принятие одного решения из нескольких: мы всегда размышляем, что выбрать: добро или зло, любовь или ненависть, верность или предательство, совесть или бесчестие... Наш выбор зависит от многого: от самого человека и его нравственных ориентиров, от жизненных обстоятельств, от общественного мнения. Я считаю, что нравственный выбор не всегда может быть верным, часто бывает отражением того, как воспитали человека. Человек со скверным характером будет выбирать решения в свою пользу: он не думает о других, ему безразлично, что с ними. За доказательствами обратимся к тексту Ю. Домбровского и жизненному опыту. Сочинения ОГЭ и ЕГЭ

Во-вторых, я хотела бы вспомнить историю мальчика из рассказа В.Астафьева “Конь с розовой гривой”. В произведении мы наблюдаем, что мальчик понял свою ошибку и раскаялся в своём поступке. Другими словами, герой, перед которым встал вопрос - попросить прощения у бабушки или промолчать, решает извиниться. В этом рассказе мы как раз и наблюдаем, что решение нравственного выбора зависит от характера человека.

Таким образом, мы доказали, что нравственный выбор - это решение, которое мы принимаем каждый день, и выбор этого решения зависит только от нас самих.

В творчестве Александра Сергеевича Пушкина роман «Евгений Онегин» занимает особое место. Пушкин писал его восемь лет: с 1823 по 1831 год. Это время было весьма сложным в истории России. Собы-тия 14 декабря 1825 года круто повернули историю страны, направили ее в иное рус-ло. Произошла смена эпох: работа над ро-маном была начата еще при Александре I, а продолжена и закончена в царствование Николая I, когда в обществе все нравствен-ные ориентиры резко изменились.

Прежде чем начать анализировать роман, необходимо отчетливо уяснить особеннос-ти жанра этого произведения. Жанр «Евге-ния Онегина» — лиро-эпический. Следова-тельно, роман строится на неразрывном взаимодействии двух сюжетов: эпического (главные герои которого Онегин и Татьяна) и лирического (где главный герой — рас-сказчик). Лирический сюжет в романе до-минирует, так как все события реальной жизни и романного бытия героев препод-носятся читателю сквозь призму авторско-го восприятия, авторской оценки.

Проблемы цели и смысла жизни — ключе-вые, центральные в романе, ведь в пере-ломные моменты истории, каковым стала для России эпоха после декабрьского вос-стания, в сознании людей происходит кар-динальная переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг художни-ка — указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры. Луч-шие люди пушкинского, то есть декабрист-ского, поколения как бы «выходят из игры»: они либо разочарованы в прежних идеалах, либо не имеют возможности в новых усло-виях бороться за них, воплощать их в жизнь. Следующее же поколение, то, кото-рое Лермонтов назовет «толпой угрюмою и скоро позабытой», изначально «поставле-но на колени». В силу особенностей жанра в романе отражен сам процесс переоценки всех нравственных ценностей. Время в ро-мане течет так, что мы видим героев в ди-намике, прослеживаем их духовный путь. Все основные герои на наших глазах пере-живают период становления, мучительно ищут истину, определяют свое место в ми-ре, назначение своего существования.

Поиск смысла жизни проходит в разных плоскостях существования. Сюжет романа строится на любви основных героев. Поэто-му проявление сути человека в выборе воз-любленного, в характере чувства — важ-нейшая черта образа, определяющая все его отношение к жизни. Лирические отступ-ления отражают изменения чувств автора, его способность и к легкому флирту (свой-ственному «ветреной младости»), и к ис-тинному глубокому преклонению перед возлюбленной.

В домашней жизни зрим один

Ряд утомительных картин...

Супруг воспринимается как объект для насмешек:

...рогоносец величавый,

Всегда довольный сам собой,

Своим обедом и женой.

Но необходимо обратить внимание на противостояние этих стихов и строк «От-рывков из путешествия Онегина»:

Мой идеал теперь — хозяйка,

Мои желания — покой...

То, что в юности казалось признаком огра-ниченности, духовной и умственной скуднос-ти, в зрелые годы оказывается единственно правильным, нравственным путем. И ни в ко-ем случае нельзя заподозрить автора в хан-жестве: речь идет о возмужании, о духовном взрослении человека, о нормальной смене ценностных критериев:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел.

Ведь и трагедия главных героев проистека-ет из неумения Онегина «вовремя созреть», из-за преждевременной старости души:

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан.

Любовь для автора и для его героини Та-тьяны Лариной — огромная, напряженная духовная работа. Для Ленского — необхо-димый романтический атрибут, потому-то он и выбирает лишенную индивидуальнос-ти Ольгу, в которой слились все типичные черты героини сентиментальных романов. Для Онегина любовь — «наука страсти неж-ной». Истинное чувство познает он к концу романа, когда придет опыт страданий.

Сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом фор-мируют нравственные законы, принятые в обществе. Влияние высшего света сам автор оценивает неоднозначно. 1-я глава дает резко сатирическое изображение све-та. Трагическая 6-я глава заканчивается ли-рическим отступлением: размышления ав-тора о возрастном рубеже, который он го-товится перешагнуть. И он призывает «младое вдохновенье» спасти душу поэта от гибели, не дать

...окаменеть

В мертвящем упоенье света,

В сем омуте, где с вами я

Купаюсь, милые друзья!

Общество неоднородно. От самого чело-века зависит, примет ли он нравственные законы малодушного большинства или луч-ших представителей света.

Образ «милых друзей», окружающих че-ловека в «мертвящем» «омуте света», появ-ляется в романе не случайно. Как карикату-рой на настоящую любовь стала «наука страсти нежной», так карикатурой на истинную дружбу — светское приятельство. «От делать нечего друзья» — таков приговор ав-тора. Дружба без глубокой духовной общ-ности — лишь временный пустой союз. Не-возможна полноценная жизнь без бескоры-стной самоотдачи в дружбе — потому так страшны автору эти «светские» дружбы. Для автора неумение дружить — страшный признак моральной деградации современ-ного общества.

Сам автор обретает смысл жизни в ис-полнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышления-ми об искусстве. Образ автора в этом смысле однозначен: он прежде всего поэт, жизнь его немыслима вне творчества, вне напряженной духовной работы. В этом ему прямо противоположен Евгений. И вовсе не потому, что он на наших глазах не па-шет и не сеет. У него нет потребности в ра-боте. И образование Онегина, и его по-пытки погрузиться в чтение, и его усилие писать («зевая, за перо взялся») автор воспринимает иронически: «Упорный труд ему был тошен».

Особенно важна в «Евгении Онегине» проблема долга и счастья. По сути, Татьяна Ларина — не любовная героиня, это герои-ня совести. Появившись на страницах ро-мана 17-летней провинциальной девушкой, мечтающей о счастье с возлюбленным, она на наших глазах вырастает в удивительно целостную героиню, для которой понятия чести и долга — превыше всего. Ольга, не-веста Ленского, скоро забыла погибшего юношу: «младой улан ее пленил». Для Тать-яны смерть Ленского — трагедия. Она про-клинает себя за то, что продолжает любить Онегина: «Она должна в нем ненавидеть убийцу брата своего». Обостренное чувст-во долга доминирует в образе Татьяны. Счастье с Онегиным для нее невозможно: нет счастья, построенного на бесчестии, на несчастье другого человека. Выбор Та-тьяны — высший нравственный выбор, смысл жизни для нее — в соответствии высшим моральным критериям.

Кульминационный момент сюжета — 6-я глава, дуэль Онегина и Ленского. Цен-ность жизни проверяется смертью. Траги-ческую ошибку совершает Онегин. В этот момент особенно ярко противопоставле-ние его понимания чести и долга тому смыслу, который вкладывает в эти слова Татьяна. Для Онегина понятие «светской чести» оказывается значительнее нравст-венного долга — и он платит страшную цену за допущенное смещение нравственных критериев: на нем навеки кровь убитого им товарища.

Автор сопоставляет два возможных пути Ленского: возвышенный и приземленный. И для него важнее не то, какая судьба ре-альнее, — важно, что никакой не будет, ведь Ленский убит. Для света, не ведающе-го истинного смысла жизни, сама челове-ческая жизнь — ничто.

Произведение Пушкина «Евгений Онегин» названо именем главного героя, молодого петербуржского аристократа. Считается, что именно Онегин явился родоначальником образа «лишнего человека» в русской литературе. Именно с этим образом в романе связан комплекс нравственно-философских проблем.

Первая глава рассказывает нам о воспитании, образовании, образе жизни героя. Это человек, принадлежащий к высшему свету Петербурга. Как полагается детям из благородных семей, его воспитывали французские гувернеры. Пушкин показывает, что его герой не получил глубокого образования. Он – поклонник моды, делает и читает только то, чем можно блеснуть на приеме или на званом обеде. Поэтому «не мог он ямба от хорея отличить», зато «читал Адама Смита и был глубокий эконом».

Единственное, что интересовало Онегина и в чем он добился совершенства – это «наука страсти нежной». Герой рано научился лицемерить, притворяться, обманывать, чтобы добиться своей цели. Но душа его всегда при этом оставалась пуста, тешилось лишь одно самолюбие. Очень скоро Онегин устал от пустоты дней, проведенных в бессмысленных заботах, и ему стало скучно. Он пресытился такой искусственной жизнью, ему захотелось чего-то другого. Попытка забыться в деревне не увенчалась успехом.

Онегин обладал большим потенциалом. Автор характеризует его как человека большого ума, трезвого и расчетливого, способного на многое. Герой откровенно скучает среди своих недалеких деревенских соседей, всеми способами избегает их общества. Но он способен понять и оценить душу другого человека. Так случилось с при его встрече Ленским, так случилось и при его встрече с Татьяной.

Мы видим, что Онегин способен на благородные поступки. Он не воспользовался любовью Татьяны. Герой был уверен, что никто уже не сможет взволновать его надолго, поэтому он не отвечает героине взаимностью.

Полноте раскрытия образа главного героя способствует появление в романе образа Ленского. Юный поэт влюблен в старшую сестру Татьяны, Ольгу. Противопоставляя Онегина и Ленского, автор показывает глубину натуры Евгения Онегина. Во время ссоры со своим соседом герой обнажает трагическую противоречивость своего внутреннего мира. С одной стороны, он понимает, что дуэль с другом – непростительная глупость. Но, с другой стороны, Евгений считает для себя унизительным отказ от этой роковой дуэли. И здесь он проявляет себя как раб общественного мнения, дитя высшего света.

В итоге Онегин убивает Ленского. Это оказывается сильнейшим потрясением для героя, после которого начались его сильные внутренние изменения. После убийства Ленского Евгений бежит из деревни. Мы узнаем, что некоторое время он странствовал, отошел от высшего общества, сильно переменился. Все наносное ушло, осталась лишь глубокая, неоднозначная личность. Евгений вновь встречается с Татьяной. Теперь она замужняя женщина, светская львица. Увидев такие перемены, герой теперь сам влюбляется в Татьяну. Именно в этот момент мы понимаем, что Онегин способен любить и страдать. Но Татьяна отказывает ему, она не может предать своего мужа.

Таким образом, изначально Онегин – глубокая и интересная личность. Но высшее общество «сослужило ему плохую службу». Лишь отойдя от своего окружения, герой вновь «возвращается к себе» и открывает в себе возможность глубоко чувствовать и искренне любить.

В произведении, наряду с Евгением Онегиным, живет и действует образ автора. Это полноценный герой, потому что на протяжении поэмы этот образ раскрывается и развивается в лирических отступлениях, а также в самом сюжете. Мы узнаем о прошлом этого персонажа, его мысли по поводу всего, что происходит вокруг, наконец, его отношение к Евгению Онегину.

Именно с главным героем поэмы связано большинство авторских суждений и оценок. Автор подчеркивает свое единство с героем, который тоже вышел из дворянской среды и получил типичное для того круга и того времен образование. На протяжении всего романа Пушкин сравнивает, сопоставляет себя с Онегиным. Для этого он находит разные художественные приемы. Один из них – сближение с героем через общих знакомых лиц. Так, в ресторане Евгения «ждет… Каверин» - близкий друг Пушкина в молодости. Кроме того, автор сравнивает Онегина с Чаадаевым, с которым был знаком сам и которому посвятил несколько стихотворений.


Роман Пушкина "Евгений Онегин" является шедевром русской литературы. Пушкин в своем произведении раскрывает множество нравственных вопросов, касающихся не только молодежи того времени, но и нашей жизни сейчас.

Самой ярко выраженной проблемой произведения является "золотая молодёжь". Сам Евгений - главный герой романа, является ее ярким представителем. Эти люди помешаны на балах, светских мероприятиях и играх. Не имея высокой цели, они прожигают свою жизнь.

Евгений Онегин хандрит, он не принимает идеалы общества, в котором ему скучно находиться, но так же как и у всех его представителей, у Евгения отсутствует высокая цель. Этим выражена проблема нахождения своего места в жизни.

Пушкин затрагивает вопрос о необразованности населения.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Прибывая в деревне, Евгений не мог найти человека, с которым он мог бы поговорить. Из-за своей узколобости жители деревни принимали Евгения за дурака:

«Сосед наш неуч; сумасбродит;

Он фармазон; он пьет одно

Стаканом красное вино;

Он дамам к ручке не подходит;

Все да да нет; не скажет да-с

Иль нет-с».Автор так же поднимает вопросы о любви и долге. Татьяна любила Евгения всю свою жизнь, так как клялась ему в любви. Это отражает порядочность и преданность Татьяны, Евгений же, в отличии от нее, не умел ни любить, ни быть любимым.

Дружба для Евгения так же не является чем-то важным и нужным. Они не смогли остаться друзьями с Ленским по вине самого Евгения.

Но можно ли стать счастливым не умея любить, дружить, а так же не имея высокой цели? Очевидно, что нет. Это вопрос о счастье и от чего оно зависит.

Все эти нравственные вопросы заставляют задуматься и переоценить свои идеалы, а так же понять для себя - что по-настоящему важно, а что является причиной деградации общества.

Обновлено: 2017-12-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.



Последние материалы сайта