Сделать правильный выбор в приобретении. Как сделать выбор и не ошибиться

26.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Сегодня мы будем говорить о такой проблеме – в исследованиях мы её заявляли как проблему личностно значимого выбора – на более простом языке можно было бы сказать: проблема жизненно важного выбора.

Дело в том, что не все выборы мы можем отнести к таким жизненно важным. Речь не пойдет о выборе, скажем, какой-то покупки или проблеме, куда пойти сегодня. В области нашего внимания оказывается так называемая поворотная точка жизненного пути, когда человек оказывается на перепутье, когда от принимаемого им решения может зависеть очень много чего в будущем.

Самыми простыми примерами здесь могут быть принятия решений о вступлении в брак или разводе, о том, сохранять отношения или оставлять, может быть, даже решение, когда люди думают, взять приемного ребенка или нет, решения о смене профессии и т.п.

Сейчас это довольно частая ситуация, когда люди, много лет проработавшие в какой-то одной сфере, уже в довольно зрелом возрасте идут получать второе, иногда третье высшее образование, сталкиваются с порой непростым переживанием, когда, например, ты уже много лет хорошо работал в банке, а потом вдруг хочешь заниматься психотерапией. Совершенно непонятно, как это всё будет, страшно, но вроде хочется.

Проблема личностно значимого выбора – это тема научных исследований, которые проводились в течение нескольких лет, в том числе при моем активном участии. Так как у нас здесь не научная конференция, я не буду рассказывать про методы, выборку, как мы это делали, постараюсь говорить уже непосредственно о результатах, которые могут быть полезны в нашей обычной жизни.

И в первую очередь это будут результаты исследования, которое мы проводили с коллегами Дмитрием Дроздовым, Полиной Меркуловой и Наталией Поляковой, опираясь во многом на подход, разработанный проф. Федором Ефимовичем Василюком.

Сегодня мы будем говорить о стадиях процесса – стадиях, через которые человек проходит, когда сталкивается с жизненно важным выбором, а также о некоторых закономерностях процесса выбора.

Муки выбора

Кто-то из вас, может быть, прямо сейчас стоит на таком перепутье и хочет принять важное решение, у кого-то, возможно, это было в прошлом. И можно вспомнить, как порой болезненно и тяжело этот процесс протекает, каковы его явные проявления.

Очень по-разному люди себя ведут. Кто-то склонен судорожно принимать хоть какие-то решения, лишь бы только закрыть эту тему, хоть что-то решить, хоть что-то сделать, успокоиться и идти дальше. Но такие быстрые, рывковые, невыношенные решения порой не дают подлинного успокоения. Человек одно решает, потом другое – туда-сюда. Это может длиться довольно долго. Главное, что не наступает какого-то примирения, такого понимания: «Да, это то, что нужно!»

Чаще бывает другая стратегия, когда человек очень долго тянет и находит множество поводов, чтобы выбор не делать. Знаете, страх ошибиться, страх, что я сейчас сделаю, это будет как-то не так, он настолько бывает силён, что только чтобы его не испытывать, только чтоб сбежать от этого страха, а еще от потенциального чувства вины: “Если я вот сделаю, как хочу, а другому человеку будет плохо, он будет страдать. Как же так? Надо заботиться о ближнем, значит, я не могу себе позволить сделать то, что я хочу. О ужас…” – и тогда лучше вообще не решать. И чаще мы имеем дело со стратегией такого ухода от принятия решения.

Иногда это в церковной среде может приобретать такие благообразные формы, человек может себя уговаривать, говорить: «Я отдаюсь воле Божьей, пусть Господь управит Сам».

Это может быть очень зрелая позиция, когда человек действительно что-то сам делает и при этом очень подлинно отдает это Богу. Но чаще мы видим такое инфантильное перекладывание ответственности, чтобы самому ничего не делать, чтобы отложить и не принимать решения, можно придумать себе самые разные отговорки, одна из них может быть даже религиозной, очень на вид благообразной.

Что такое продуктивный процесс выбора?

Что становится для нас критерием, что всё-таки выбор сделан или не сделан? Что является признаком, что я иду по верному пути сейчас, когда двигаюсь в этом процессе принятия решения, а что является признаком, что я иду куда-то не туда?

Этот вопрос был для нас важен, в том числе, и в рамках исследования, потому что нам нужно было выделить отдельно процессы выбора, которые мы назвали продуктивными или, условно, по-житейски, это «хорошие» выборы. И отдельно нам нужно было выделить непродуктивные, или такие «плохие», чтобы смочь в исследовании сравнить закономерности тех и других выборов.

И немножко даже неожиданными для нас оказались результаты, когда мы обнаружили некоторые критерии – иногда они могут казаться парадоксальными – критерии всё-таки продуктивного процесса выбора.

Сначала мы думали так, что продуктивные выборы – это такие, которые сам человек оценивает для себя как правильные. То есть спрашиваешь человека: “Вот ты когда-то сделал что-то. Ты как считаешь, ты правильно сделал?” – “Да”. И мы сначала на этом успокаивались, думали, что этого достаточно, что если сам человек говорит “да” – это было для него правильное решение, это означает, что выбор сделан действительно хорошо, с психологической точки зрения.

Но потом выяснилось в процессе долгой исследовательской работы, что, оказывается, так бывает не всегда. Человек удивительным образом умеет себя «обманывать», сам того не замечая, скрывать какие-то мучающие его вещи, искренне верить, что все хорошо, а внутри что-то еще сидит…

И прежде чем мы продвинемся дальше в понимании отличий «хороших» выборов от «плохих», важно сказать несколько теоретическую, но принципиальную для нас вещь, что за проблемой жизненно важного выбора всегда стоит проблема внутриличностного конфликта . И это очень важное положение, на котором будут строиться многие дальнейшие размышления.

Человек стоит на перепутье. И он думает – и это очень важный и теоретический момент, и он потом будет иметь для нас очень важное практическое значение – человек думает, что он выбирает что-то – одну жизненную дорогу или другую жизненную дорогу.

Что обычно человек делает, когда ему надо совершить выбор? Какие советы обычно даются человеку в трудной ситуации, что обычно рекомендуют делать?

Выписать плюсы и минусы…

Составить списки «за» и «против»…

Отлично, вы с первого раза угадали. Вы это практикуете? Помогает?

Нет.

И мы пришли в нашем исследовании ровно к этому. Смотрите, не случайно вы сразу первым же ответом сказали: запиши плюсы и минусы . И обычно это не помогает. Это помогает, если вы выбираете модель стиральной машины или сотового телефона, тогда – да. Но когда на кону оказывается моя жизнь, а я применяю к этому стратегию, как будто бы я выбираю нечто вне себя лежащее , точно так же, как какой-то предмет, это не работает. Почему?

Один из важных, фундаментальных теоретических моментов: в ситуации жизненно важного выбора человек выбирает не что-то вне его лежащее , не какие-то предметы или объекты, он, на самом деле, выбирает себя – себя, который окажется здесь (идущего по одному пути), или себя, который окажется здесь (идущего по другому пути). Именно поэтому стратегия плюсиков и минусиков не действует. Но интересно, что она очень популярна.

До этого мы говорили про критерии продуктивного, «хорошего» выбора. Так вот, удивительным образом выяснилось, что хороший выбор – не только тот, который я потом оцениваю как правильный, а тот, который приводит к снятию конфликта, к разрешению конфликта . Только тогда, когда это внутреннее противоречие внутри меня снимается, мы можем сказать, что выбор совершен продуктивно и хорошо.

У нас в исследовании был такой пример, когда человек рассказывает о совершенном когда-то выборе, много лет назад причем, и очень уверенно говорит: “Да, не жалею”. Это было серьезное решение, женщина хотела разводиться и уйти к другому мужчине, но всё-таки осталась с мужем в браке, и прошло уже много лет, она говорит: “Я не жалею, выбор правильный”.

Но в процессе этого интервью она начинает плакать, у нее активируются довольно сильные эмоциональные переживания, и при более близком рассмотрении для нас стало понятно, что, на самом деле, внутренний конфликт не снят. Хотя ситуация завершена, человек оценивает выбор как правильный, конфликт не снят. И это говорит нам о том, что выбор был совершен непродуктивно.

Парадокс «хорошего» выбора – идите в острую боль!

Совсем забегая вперед, скажу вам самую, наверно, кульминационную вещь, которая непростая для нас в жизни и для психотерапии тоже. Обычно в трудной ситуации человек хочет облегчения, успокоения, улучшения состояния – это хорошо и естественно. Но, в данном случае, парадоксальным образом, порой нам, чтобы совершить прорыв в ситуации выбора, чтобы конфликт снялся, нам нужно пройти через особо усиленное заострение этого конфликта. А что это означает? Это значит пройти через серьезную боль, может быть, через очень мучительные, острые переживания.

Муки выбора тоже разные. Одно дело, я сижу и мучаюсь: “Ну что там? Надо это, надо то… Ну, ладно, подумаю об этом завтра, надо с этим переспать…” – ну и как-то всё это тянется, знаете, может годами тянуться. Оно болит несильно и тянется. А иногда бывает, когда это уже встает очень остро.

Порой такую остроту провоцируют какие-то внешние обстоятельства, когда они нас толкают, вынуждают, когда уже не выбирать нельзя, и тогда начинаются самые настоящие страдания, тогда начинается очень серьезная ломка, очень серьезные переживания, конфликт заостряется до предела. И тогда совершается принципиальный качественный скачок, когда конфликт снимается, и выбор совершается.

Это, может быть, самый главный секрет, как продуктивно выбор совершать – нужно ли убегать от боли. Большинство стратегий, которые мы используем в ситуации выбора, направлены на анестезию, на то, чтобы это напряжение снять, боль убрать, меньше переживать. Это понятно по-человечески, но, удивительным образом, мы увидели, что такое замазывание, заклеивание, закрывание глаз, смягчение мешает совершению продуктивного процесса выбора.

Три отличия продуктивных выборов от не таковых

Можно перечислить три критерия, которые говорят о том, что выбор действительно продуктивный:

1) Острое эмоциональное состояние непосредственно перед принятием решения . Интересно, что, как правило, все эти выборы, которые люди оценивают как правильные, а мы оцениваем как продуктивные, там был этот пик очень острого эмоционального состояния. Одна испытуемая у нас описывает это так: “Большими буквами у меня в голове стучало, что я дальше так не могу, что со мной, наверно, что-то случится, что я, не знаю, сойду с ума, заболею страшно, потому что я больше не могу жить вот так”. “Это был действительно предел”, – говорил другой человек. То есть край, когда больше так уже невозможно.

2) Второй признак выборов продуктивных – мы называли это феноменологией правильных решений – то есть некоторые признаки, что происходит с человеком после того, когда он совершил выбор продуктивный . И если у вас это было в опыте, вы проходили муки выбора, то можно вспомнить, что наступает потом. Это удивительное состояние особой свободы, такой легкости, гора с плеч.

Просто даже телесно это проявляется в том, что в плечах появляется такая свобода, у кого-то прямо крылья почти вырастают по ощущениям. «Ушли сомнения, появилась смелость, уверенность, страх снизился, как-то спокойно стало», – это я цитирую некоторые высказывания наших испытуемых. «Уверенность, такое ощущение, что так и должно быть, никаких сомнений». Возникает полнота абсолютного “да”. Это такое “да” на выдохе спокойное, когда уже просто действительно ни тревог, ни каких-то острых переживаний не происходит.

3) И третий момент, который обычно люди сами специально не отслеживают, пока их не спросишь. Но если внимательно присмотреться, то можно обнаружить, что после совершения такого правильного выбора происходят те или иные личностные изменения , человек меняется: я до и я после – это уже другой человек. Я стал другим, за счет того, что я это решение принял, я сам каким-то образом изменился. Когда человек преодолевает серьезный кризис, тот самый внутриличностный конфликт, если удается из него выйти – конфликт снимается, совершается переход на некоторый новый этап развития.

Этапы и стадии процесса личностно значимого выбора

В зависимости от того, на какой стадии человек находится, можно давать какие-то рекомендации, понять, что сейчас лучше делать. Этапы в данном случае носят характер обязательной последовательности, стадии – могут протекать в разном порядке. Было выделено три этапа, второй из которых включает в себя четыре стадии.

1) Первый этап – предыстория выбора , когда складывается некоторая общая неудовлетворенность существующим положением дел. На этом этапе, человек еще не думает о том, что это ситуация выбора. Он просто чувствует какую-то неудовлетворенность, что-то не то. Отношения, например, всё хуже и хуже. И даже если когда-то раньше приходили мысли о расставании, то сейчас они, может, приходят чуть чаще, но человек всерьез не ставит себя перед выбором. Ну, кто в браке периодически не думает о разводе, с кем не бывает, да? Это не повод сразу разводиться. Поэтому человек немножко так отмахивается, он не переживает это как то, что это уже вызов, что это уже необходимость что-то решать.

2) Дальше следующее: если это недовольство копится, нарастает, если на первом этапе эти неудовлетворенности не снимаются, то человек переходит на второй этап – уже непосредственно актуализации ситуации выбора . Или – скажем очень важную вещь – актуализации внутриличностного конфликта . И вследствие определенных факторов, внутренних или внешних, выбор теперь становится явным. Человек уже всерьез понимает, что да, что-то уже нужно делать. Но еще нет такой остроты, когда «не могу иначе!». Но выбор явно в сознании звучит.

И в этом втором этапе можно выделить четыре стадии, они могут протекать в разной последовательности, то есть человек может переходить с одной стадии на другую и обратно несколько раз.

2 А) Когда у нас уже актуализация выбора возникла, то сначала что происходит? Вот то самое любимое про плюсы и минусы выписать – рассмотрение альтернатив . То есть сначала человек понял, что он уже выбирает между “А” и “Б”, и дальше он рассматривает, сравнивает, взвешивает альтернативы. И на этой стадии как раз очень часто используется эта стратегия выписывания плюсов и минусов.

И на данной стадии основания для выбора , как человеку кажется, лежат вне самого человека . То есть эти плюсы и минусы, они касаются не меня, они касаются того, что я выбираю. Я думаю: эта работа имеет такие плюсы: зарплата, начальник хороший, близко ездить; а эта работа имеет такие-то минусы. Я в этот момент еще не думаю о себе, потому что, как мы сказали, фокус внимания не направлен внутрь себя, человек думает, что выбирает что-то внешне.

Процесс переживания здесь протекает по кругу: рассмотрение альтернатив – отсутствие выхода – попытка снизить негативные переживания (используются разные стратегии, часто – уход, попытки избавить себя от конфликта) – возврат в рассмотрение альтернатив. Это тяжело. И по-хорошему – надо было бы дойти до пика. Но кто ж этого хочет? Поэтому когда человек попадает в некоторый тупик, он дальше пытается снизить переживания, чтобы остро это его как-то всё не мучило, переключиться куда-то и т.п.

И интересно, что в продуктивных выборах больше выражена эта мучительность переживаний и актуализация конфликта, а не уход от него. Конечно, тоже выражен страх нового, человеку кажется, что “я не справлюсь, не смогу”. И он может подтаскивать какие-то аргументы в пользу старой жизни.

Это уже немножко о стратегиях говорю: очень удобная стратегия, чтобы выбор не делать – это опираться на внешние препятствия . Вот любимое занятие… Ну, конечно, может, и хотелось бы мне, но как же я? Условия такие, что я не смогу. Конечно, я мечтал бы стать тем-то, но у меня не получится поступить в вуз, потому что сейчас поступают только по блату. Ну, всё равно мне уже много лет, и уже не имеет смысла особо, кто там будет со мной заниматься? Ну, и вообще живу я далеко, ездить – я не наезжусь. То есть человек, чтобы выбор не делать, подтаскивает внешние обстоятельства, как будто бы это причины , чтобы выбор не делать. Хотя, на самом деле, это только поводы .

То есть человек уговаривает себя оставить всё, как есть. Потому что идти в новое очень страшно. И здесь чем больше у нас тревоги, тем больше «желания» оставить всё по-старому. Но что это означает, с точки зрения внутреннего конфликта? У человека есть интенция, нового-то хочется. А страх движет: оставь всё по-старому. Аргументы подтаскиваются: оставь всё по-старому. И может оказаться, что этот росточек “нового хочется” совсем будет подавлен, ампутирован, загашен, и человек будет успокаивать себя, говорить: “Ну да, так и есть…”

И еще может подтащить сюда какие-то религиозные аргументы: “Это воля Божья так оставить всё, как есть”, – чтоб совсем уже успокоиться. Но успокоение не наступает, в этом-то и проблема, потому что конфликт не снимается. Убирается одна из сторон конфликта. Но если я одну из сторон конфликта убираю, это не значит, что я конфликт снимаю. Я её убираю искусственно, не по-настоящему, она потом всё равно вылезает.

В этом-то и проблема – очень важно удерживать обе стороны конфликта, очень важно удерживать обе альтернативы, которые мучают. Потому что если, повторюсь, мы только одну сторону себе позволяем проживать, а другую задвигаем по страусиной политике, то продуктивного движения не осуществляется.

При продуктивном процессе выбора человек переходит на следующую стадию.

2 Б) Представление себя в будущем , проживание в воображении разных альтернатив . Очень важная штука, далеко не все до нее доходят, и это тоже принципиальный момент. Очень часто, как мы сказали, выписывание плюсов и минусов касается, например, выбора мужа: Вася – такие “за” и “против”, а Петя – у него такие “за” и “против”. Но я не думаю почему-то, а что будет со мной , когда я 20 лет проживу с одним, и что будет со мной , – не с ним, какой он прекрасный, – а со мной, когда я 20 лет проживу с другим. Этим вопросом почему-то мало кто задается, но иногда такие люди тоже находятся.

То есть очень важно бывает всё-таки позволить себе это представление себя в будущем по той и другой альтернативе. И это очень важная стратегия – именно представление себя в будущем, здесь ключевое слово: себя. Потому что будущее нередко люди представляют. Даже советует, к примеру, соседка на лавке: “Ты представь, ты уволишься, что будет? У тебя денег не будет, чем ты будешь ребенка кормить?” – и человек представляет вроде бы будущее. Это очень близко, это лучше, чем плюсы и минусы.

Можно, конечно, представить будущее, но оно по своей структуре мало отличается от плюсов и минусов, потому что важно, представляя будущее, представлять себя: кто буду я, сделавший этот выбор, и кто буду я, сделавший другой выбор. И технически это можно сделать просто буквально в воображении, проживая кусочек жизни, может быть, даже на несколько лет вперед, но с фокусом на себе. Не на нём, не на деньгах, не на обстоятельствах, не на детях, а именно на себе: кто буду я, когда проживу тот или иной кусочек жизни.

Эта стадия 2 Б – стадия представления себя в будущем – не все до нее доходят, повторяюсь, обычно её проживали те люди, которые пришли к продуктивному выбору на выходе.

И на пике этого представления себя в будущем человек может попасть на следующую стадию:

2 В) которую мы назвали ценностный инсайт . Может быть, не так важен сейчас сам термин, но это такой своего рода пик, самая кульминация. Он переживается эмоционально, как взрыв, потому что это те самые острые переживания, о которых я уже сегодня говорила, когда дальше уже просто невозможно, и это может переживаться тяжело и телесно, человек может даже болеть. В общем, конфликт заостряется до предела.

И дальше, как ни странно, это для нас тоже было удивлением в процессе наших исследований и таким важным результатом, что если человек этот пик проходит, то потом решение приходит само . Это не я сидел и думал, и решил, особенно головой. Голова тут – не лучший орган. Это не потому, что действительно я всё взвесил окончательно и себя в будущем представил. А происходит какая-то переломная точка, переход, перевал, когда мучился-мучился, а потом вдруг – раз, и всё понял.

Для нас это была находка, потому что обычно мы думаем, что я делаю выбор . И в психологии мы говорим: субъект, личность совершает выбор, как это важно в личностном развитии… И здесь мы говорим, конечно же, про личность, но эта кульминационная точка как бы совершает выбор за меня. Происходит нечто само, щелчком, одномоментным актом, вдруг озарением. Оно может длиться от нескольких секунд до нескольких часов. То есть это не длится неделю, обычно какое-то очень быстрое понимание. Называется иногда ага-переживанием , правда, по отношению к процессу нахождения решения творческих задач.

Но когда мы сейчас говорим, что решение наступает само, и не мы выбор делаем, это, конечно, не означает, что мы ничего не делаем. Мы много делали до. Мы переживали всё предыдущее, представляя себя в будущем, мы переживали этот острый пик, муки, чтобы потом это всё случилось. И после пика и ценностного инсайта – стадии 2 В – человек уже довольно быстро и спокойно переходит на стадию

2 Г ) когда просто переживает эту феноменологию правильного решения , о которой мы говорили: это легкость, свобода, радость, нет сомнений, все плоды прекрасные хорошо сделанного выбора не заставляют себя долго ждать, довольно быстро человека посещают, потому что действительно наступает такое “да”, понимание, что сейчас так правильно, и по-другому просто и не нужно.

Вот эти четыре стадии второго этапа могут протекать не обязательно именно в такой последовательности, но когда решение принято, человек переходит на последний – третий этап.

3) Третий этап – реализация принятого решения. Тут очень важное значение играет близкое окружение. Часто и внешние обстоятельства, и люди вокруг, особенно близкие, являются препятствием для движения человека к своему подлинному выбору. И если человек застревает на предыдущих стадиях, то он нередко сильно опирается на других людей. Говорит: “Ну, мама не хочет, я не пойду. Все подружки говорят, что это несолидно – ладно, я не буду”. Опирается на мнение значимых других людей.

А когда эта вторая фаза с инсайтом прожита, то человек удивительным образом идет против течения. Без всяких сомнений. И это не переживается как какое-то хамство, или наглость, или что-то нехорошее, это переживается как что-то очень соответствующее мне. Там даже нет конфликта с близкими порой. Это, конечно, зависит уже от родственников, здесь всплывает тема созависимости, но это отдельный разговор.

Еще немного о закономерностях продуктивного процесса выбора

1) Ситуация выбора, когда она складывается постепенно, и конфликт постепенно зреет, и при продуктивном процессе выбора внешние обстоятельства становятся не причинами для конфликта, а поводами только для его актуализации . Часто при непродуктивной стратегии выбора человек думает очень много о внешних обстоятельствах. Он думает: “это всё дело в том, что он…”, “это всё потому, что я не там живу” – виновата страна, школа, родители, обстоятельства таковы. И очень много разговора об обстоятельствах. При продуктивной стратегии обстоятельства уходят на второй план. Они могут быть поводами какими-то, но не являются причинами для совершаемого выбора.

Часто, когда клиенты приходят с проблемами выбора, то приходит не он, а многоголосица его окружения. Вот человек садится: “Мама сказала, что это. А муж считает, что так. А вот я прочитала в статье это. А подруги сказали вот так. А вот у соседки моей – так”. – “Ну хорошо-хорошо, а Вы -то что хотите?” – “Ну, я не знаю, как, что…” То есть дефицит слышания себя, понимания того, что для меня важно – это одна из серьезных стратегий, но одновременно закономерностей непродуктивного выбора. Соответственно, важен фокус на себе, а не на внешних обстоятельствах. Очень важно задаваться этим вопросом: а кто я буду, делающий это действие, и кто буду я, принимающий другое решение.

2) Именно продуктивные процессы выбора сопровождаются тяжелыми муками , как ни странно. Эта тяжесть, безысходность, страх, тревога, иногда какая-то ярость, очень сильная душевная боль. Человек даже может какое-то время переживать отчуждение себя от существующей жизни. И такое депрессивное состояние, достаточно мучительное: эта жизнь мне не подходит, в ней невозможно оставаться. Хотя в ней есть какие-то объективные плюсы.

Особенно это видно со сменой работы. Так как у меня много знакомых психологов, то я наблюдала, когда люди из другой профессии приходят в психологию. Сидел человек в банке, в бизнес-среде, получал хорошую зарплату, у него всё шло очень даже хорошо, и эта стабильность его держит – зарплата держит, накатанная такая дорожка, когда уже всё известно, тоже держит. А душа уже не может, не выдерживает этот конфликт внутренний, очень хочется заниматься чем-то другим.

Я знаю даже таких людей, которые из очень успешной социальной среды всё бросают и идут, например, в сёстры милосердия, в монастырь, уходят в социальное служение. И когда мы говорим о закономерностях продуктивного процесса выбора, то это переживание – “не могу, просто дно, так невыносимо”, оно очень часто бывает.

3) Полнота этого облегчения после как признак движения в сторону хорошего выбора.

4) И удивительное это явление – непроизвольность момента поворотной точки выбора . И мы даже с коллегами много лет назад уже смеялись, что, на самом деле, никакого выбора нет, просто человек либо движется к тому, что со мной тогда уже должно произойти было бы, либо он к этому не движется. Когда я это озвучиваю, обычно коллеги начинают сильно спорить. Мы же стояли на свободе воли, свободе выбора, свободе субъекта, и я не спорю с этим, но просто из практики говорю, что удивительным образом выбор как будто бы совершается сам, как будто бы я в нем как активный субъект не участвую.

Есть и другие закономерности продуктивного процесса выбора, просто я тут перечислила некоторые основные, которые нам для практики могут быть особенно важны.

Можно сказать несколько слов о закономерностях непродуктивного процесса выбора. Потому что нередко мы тоже с этим встречаемся. Несовершенные когда-то выборы могут быть грузом, который мы тащим за собой, как эта респондентка, о которой я говорила: “Выбор сделан, всё замечательно, я не жалею”, – но до сих пор там что-то сидит, до сих пор конфликт не снят. И важно бывает, даже если прошло уже много лет, вернуться в ту ситуацию, внутренне прожить её заново, чтобы с этим конфликтом не ходить, как с лишним грузом внутри себя.

1) Если говорить о закономерностях непродуктивного процесса выбора, то можно сказать, что, соответственно, не происходит личностных изменений . То есть человек вроде выбор совершил, но он сам внутри себя не меняется. Это связано, в том числе, с тем, что он выбирал не себя, а что-то вне себя лежащее, связано с тем, что не был пройден кризис с этим пиком.

2) Эмоции, чувства, переживания на всех стадиях процесса выбора, который мы оцениваем как непродуктивный, они не такие сильные и глубокие, они более поверхностные. Доминирует раздражение, неудовлетворенность. Но пика не наступает .

При продуктивных выборах люди, когда уже в этот край входят, говорят, что “это не моя жизнь, не могу я так жить дальше. Я другой, эта жизнь мне не соответствует, жизнь нужно менять”. При непродуктивных выборах даже такого переживания нет: ну, моя, не моя – даже вопрос этот не ставится. Нет этого пика с невозможностью.

3) При непродуктивных выборах внешние обстоятельства становятся именно причиной выбора (а не поводом). Так как внутри этот конфликт до конца не вызревает, то человек может искусственно оказаться в необходимости выбирать. Его прижимает просто что-то: увольняйся или оставайся, уходи или что-то такое. И его сподвигают к решению внешние обстоятельства. Он совершает выбор не потому, что он уже внутри созрел, а потому, что просто внешние обстоятельства уже так поджимают сильно и тебя вынуждают этот выбор сделать. И даже, может быть, человек потом не жалеет, он говорит: да, хорошо, здорово. Но он там не был активным, не он это решение принимал.

4) И нет явного сопротивления значимым другим . Мы говорили, что человек идет напролом, он идет против течения, когда «хороший» выбор совершается. При непродуктивных выборах высок вес значимости авторитета, других людей, и хочется быть всё время в каком-то компромиссе, чтобы и нашим, и вашим, всем было хорошо. Очень часто люди это описывают так: только чтобы не было конфликта, только чтобы сохранить мир. Есть такая иллюзия этого мира, потому что это ценой наступания себе на горло и гашения внутреннего конфликта.

5) И нет этой яркой феноменологии принятия решения при непродуктивных выборах. Облегчение, как я уже сказала, некоторое наступает, но полноты этого облегчения – этой легкости, радости – не случается.

Вопросы:

Представление себя в будущем в этих ситуациях – как это делать правильно? И не является ли это фантазиями, что мы нафантазируем себе, это не всегда оказывается правдой, да? Как это так правильно, объективно сделать максимально, чтобы помогло, не было духовных прелестей потом в фантазировании: сделаю выбор – и так будет.

– Мне сложно говорить про духовные прелести – я в психологической плоскости здесь. Я, конечно, легко говорю: вот надо представлять себя в будущем. А на самом деле, говорю, в основном, о психотерапевтической практике, когда в совместной работе клиента и психолога особыми способами, особыми методами осуществляется это проживание будущего. Наверно, его можно делать самостоятельно. Я даже думаю, что можно. Какие тут могут быть опасности?

Вы сказали такое слово – объективность. Я, конечно, ничего не знаю про объективность. Что мы делаем? Гадаем о будущем? Мы не знаем, как будет, но смысл же не в том, чтобы прожить будущее таким, каким оно будет на самом деле, смысл не в этом. Смысл в том, что когда я представляю себя через несколько лет, каким буду я, если я совершаю этот выбор, то за счет этого усиления высвечивается больше какая-то правда, которая скрыта сейчас имплицитно в этой альтернативе.

Замуж выходят за алкоголика и думают: сейчас он перестанет пить, потому что он меня любит, он же мне обещал, что когда женится, то перестанет пить. И если бы была психотерапия, то мы бы, проживая это будущее, говорили: а если не перестанет? И вот день за днем, и пройдет год, и пройдет еще несколько лет, ты живешь с этим человеком, а потом наступает 2020 год, может быть, у тебя будут дети, а может быть, нет. А наступает год 2025, и ты живешь с этим человеком. Возможно, он пьет столько же, сколько и сейчас, а может быть, нет. А может быть, больше, может быть, меньше. И кто ты потом? Какая ты на выходе?

Есть специальные приемы. Мне, наверное, трудно их перевести сейчас в техники самопомощи. Но важно последовательное переживание. Очень трудно сразу себя представить в 2025 году. И важно проживать этот путь постепенно. Сначала рекомендуется проживать первые дни, сначала очень подробно, потом, может быть, этот шаг временной усиливать. Сначала – прямо каждый день, потом – каждый месяц, потом представлять, отщелкивать годы. И на выходе обязательно нужно прийти к представлению своего “я”. Кто я, человек, живущий эту жизнь? Кто я, та, которая реализует этот замысел, та, которая идет по этому жизненному пути? Вот это важный момент.

Я подкидыш, и меня отнесли в детский дом, а потом меня взяли приемные родители. Мама властная, ну Вы понимаете. Папа мягкий, любимый. Она мне внушала, что я, бедная, если я выйду замуж, то муж половником по голове в первый день… И, Вы знаете, до сих пор я не замужем, у меня нет детей. У меня два высших образования, но я до сих пор в ужасе оттого, что я абсолютно неуверенный в себе человек. Сейчас я чуть не сорвала работу при монастыре. Я отказывалась, я сказала, что я не буду её делать, потому что всё, я бездарь, я никто…

– Спасибо за Вашу искренность, слышно очень много боли в Вашей личной истории, которая как будто бы прорывается сейчас… Интересно, что далеко не первый раз так получается – на какую тему лекцию не читай, а возникает всё время вопрос, касающийся дефицита родительской любви, о детских травмах, о том, как когда-то ко мне относились раньше, в детстве, мои родители, как теперь оно влияет на меня, на мою жизнь. Человек, видимо, давно в Церкви, и уже Вам немало лет, но до сих пор…

Это совершенно не тема сегодняшнего доклада, но я не перестаю удивляться, как это актуально, и для меня сейчас Ваши слова звучат, может быть, как еще один аргумент в пользу моих пока таких очень личных размышлений… У меня есть задумки о том, как можно было бы сделать группы молитвенно-психотерапевтические, посвященные именно работе с детскими травмами, прежде всего, от собственных родителей. Это я с вами делюсь своими замыслами, они у меня еще совсем не проработаны. Просто каждый раз, когда придешь где-то поговорить, и это вылезает, и почти на каждом первом клиенте в психотерапии я это вижу.

А может быть череда, когда плывешь по течению, понимаешь: мне всё равно – я просто плыву по течению, и дальше череда таких выборов: один закончился, второй начался, в разных сферах? Один – с мужем, с родственниками – второй, в социальном плане, с друзьями – и везде такое: один закончился, другой начался. Или всё-таки это один неразрешенный?

– Если я Вас верно поняла, может быть и то, и другое. Может быть так, что это последовательная серия выборов разных… Но может быть так, что конфликт один, это может быть такая хитрость, конфликт внутриличностный один. Например, конфликт между тем, чтобы позволить себе быть собой, или следовать мнению окружающих, – очень частая история. И этот конфликт может постепенно заостряться.

Человеку хочется быть собой, а дальше начинает его реализовывать, разыгрывать на материале разных ситуаций. Сначала пойду против, не знаю, свекрови, потому что хочу реализовать себя. Потом: совершу выбор – съеду жить отдельно. Потом: пойду новую профессию получать. Потом еще что-то пойду делать. Кажется, что разные выборы, а на самом деле человек реализует одну и ту же стратегию внутреннего конфликта, который пока еще жив, это проблема зависимости или свободы, например.

На днях два совершенно разных человека обратились ко мне с одним и тем же вопросом: как сделать правильный выбор из равноценных возможностей?
Будет ли отказ от одного в пользу другого движением вперед или это просто проявление слабости и/или безответственности?
А вдруг первая возможность все же лучше, чем вторая? Как определиться и сделать выбор, о котором не пожалеешь впоследствии?

Кстати, с проблемой выбора часто встречаются мыслящие люди – это нормально. Но иной раз эта проблема может вызвать еще большую проблему, вроде или нервного срыва. А у некоторых товарищей, особо боящихся ошибиться и прогадать, этот процесс может растянуться на долгие годы мучительного бездействия. Вплоть до полного буриданова коллапса.

Итак. Допустим, Вам нужно выбрать между новым, но неизвестным направлением бизнеса, в теории сулящим огромные перспективы и старым, но проверенным бизнесом, с пусть надоевшими методами, но с предсказуемым результатом. Или между сотрудничеством с новой компанией или старой. Или между гостевым участием в чьем-то мероприятии или созданием своего собственного. Или между романтикой новых отношений или налаживанием старых.

Не суть в том, из каких возможностей Вам придется делать выбор. Это вообще может быть выбор, куда поехать отдыхать летом. Проблема заключается в том, что и начнут давать советы. И вот тогда начинается проблема, собственно, взвешивания всех за и против и прочие нравственные метания.

С одной стороны Ваши мысли и/или чувства взмывают в о новых перспективах, рисуя радужные картинки, с другой стороны : «А вдруг не получится?», «Ведь назад хода нет», «Я же потеряю кучу времени» и т.д., и т.п.

Все эти колебания будут тянуться изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Самая большая проблема такого состояния даже не в том, что Вы не можете сделать выбор, поверьте. Самая большая проблема в том, что на то, чтобы сделать правильный выбор, уходит вся Ваша энергия . Т.е. Вы уже не можете с полной отдачей работать над тем, что у Вас есть сейчас и не можете бросить это, чтобы заняться чем-то другим.

И, если Вы думаете, что главное - принять решение, пусть даже по принципу «была - не была» и «в омут с головой», у меня есть для Вас плохие новости. Прямо таки удручающие. Легче не станет .

Потому что проблема развернется на 180 градусов. Потому что не существует пути, на котором все было бы сказочно легко и классно, делать ничего не нужно было бы, кроме как есть зефир с мармеладом и запивать все это нектаром и амброзией (фу, какая гадость!) – трудности будут на любом пути, но назад хода не будет.

И тогда Вы начинаете заламывать руки: «Зря я все-таки это затеял! А вдруг по-другому было бы лучше?» вместо того, чтобы вложить всю свою энергию в созидание нового дела. У Вас элементарно не хватит сил на это. Это и была проблема старушки с разбитым корытом – постоянная неудовлетворенность.

На самом деле, основная проблема состоит в том, что человеку свойственно верить в существование единственно правильного выбора даже в бытовых вопросах.

Иллюстрация

Чтобы Вы не впали в серьезность, иллюстрацией у нас будет монолог Агафьи Тихоновны из «Женитьбы» Гоголя. Актриса, которая исполняет эту роль меня привела просто в дикий восторг.

Итак, человек готов бесконечно тратить свое драгоценное время на то, чтобы найти это единственное решение, которое решит все его проблемы и на размышления о том, как сделать правильный выбор. Но в действительности все иначе, чем на самом деле: любой цели можно достичь разными путями, если Вы точно знаете свою цель . По сути, терзания больше свойственны тем, кто не знает в точности, чего он хочет.

Вспомните, что происходит, когда Вы делаете окончательный выбор? Ваш внутренний мир успокаивается, упорядочивается, Вы начинаете изыскивать способы достижения цели, у Вас есть энергия на их достижение, Вы готовы обучаться новому, терпеливо относиться к временным трудностям. Вы настроены добиваться цели.

Этот вопрос моментально выводит Вас из равновесия и ввергает в состояние внутреннего хаоса. Потому что, если Вы игнорируете уже сделанный выбор, Вы больше не вкладываете силы в его реализацию, перестаете действовать, и он, естественно, угасает и чахнет – второй закон термодинамики, из которого нет исключений. А через некоторое время Вам уже явственно кажется, что он и на самом деле не фонтан, а потому нужно его отвергнуть и начать что-то другое.

Но этот выбор не был неправильным объективно . Это Вы его таким сделали своим отношением к делу, разрушили собственным безделием, безответственностью или негативом.

Все упирается в тот факт, что человека меняются в течение жизни. То, что было важно и значимо для него вчера, сегодня может не иметь ни малейшего значения. Если в 15 лет девочки мечтают о красивых и романтичных принцах, в 20 лет о распальцованных принцах на мерседесах, в 35 лет, уже состоявшейся женщине нужен партнер, которому можно доверять, на которого можно положиться. Нужно просто принять этот факт и тогда вопросы: правильно/неправильно отпадут сами собой.

Ведь, собственно, тот или иной выбор – это выбор пути достижения какой-то цели. И основное значение имеет сохранение внутреннего мира и внутренней гармонии при выборе. Если Вы сделали какой-то выбор и без конца терзаетесь изнутри и пытаетесь всем его объяснить, обосновать, доказать его правильность – это показатель того, что Вы сами не уверены в нем, и этот выбор Вам некомфортен по тем или иным причинам.

Можно, конечно, посоветоваться с более опытными товарищами, но как говаривал мудрый Атос: «Люди спрашивают совета лишь для того, чтобы ему не следовать, а если и следуют, то только для того, чтобы было кого упрекнуть в последствиях» Решение принимать в любом случае Вам, даже если Вы последовали совету друга. Это Ваше решение – не думать своей головой .

  • У других людей – другое мировоззрение, другие ценности, другое представление о том, «что такое хорошо, а что такое плохо».
  • Они не знают Вашей ситуации в полной мере, не знают, что на самом деле было бы лучше для Вас в этой ситуации, судят обо всем со своей стороны и своего опыта.

Поэтому я посоветовала бы Вам в таких ситуациях использовать методику выбора, основанную на Ваших сегодняшних ценностях. Учитывая, что проблема выбора возникает тогда, когда есть несколько вариантов, каждый из которых обладает значимостью и привлекательностью, имеет свои важные плюсы , Вы просто выберете путь, который будет соответствовать Вашим реальным ценностям и т.о. сможете сделать выбор быстро и безболезненно.

На некоторое время забудьте о том, между каким возможностями Вы делаете выбор. В любом случае у Вас есть понимание того, каких целей Вы хотите достичь, и что Вас в этом привлекает.

Берем листок и пишем выгоды и преимущества в столбик таблицы и по горизонтали.

Желательно, чтобы описание того, что Вы хотите получить в конечном итоге, было исчерпывающим. Пунктов может быть сколько угодно, но не меньше десяти. Условие одно - все эти пункты должны быть для Вас важны и значимы.

У Вас получится таблица с полным перечнем выгод и преимуществ по горизонтали и вертикали.

Теперь Вам нужно заштриховать от первого пункта по диагонали по одному квадратику таблицы.

Следующим шагом на отдельном листке выпишите попунктно те выгоды, значимые и привлекательные для Вас для каждого варианта выбора. Выписывайте только те, которые явно присущи этому варианту. Если есть сомнения – пропускайте.

Теперь определите для себя приоритетность ценностей, задавая себе вопрос для каждой пары преимуществ: что для меня важнее? Выбирать обязательно. Никаких 50/50 не может быть. Для того, что значимее, ставим единицу, а для того, что менее значимо в сравнении – ноль. Т.е. если хочется творить, но Вы на данный момент ощущаете, что гарантированный доход важнее творчества – значит в гарантированный доход единицу, в творчество – ноль.

И так до тех пор, пока не будут сравнены между собой все имеющиеся варианты. Это отличный способ выявить огромное количество фиктивных ценностей, которые на деле для Вас малозначимы.

Теперь произведите подсчет по каждому преимуществу и Вы будете точно знать, что для Вас на данном этапе по данной цели наиболее важно и значимо и сможете сделать правильный выбор осмысленно.

Если Вы не владеете Excel, а вручную все это делать лениво, я подготовила Вам шаблончик, который Вы сможете использовать для выяснения своих ценностей под любые цели.

После того, как Вы с помощью этой таблицы вскрыли свои истинные , можно сравнить, к какому варианту выбора эти ценности больше всего соответствуют.

Теперь, когда выбор сделан с учетом Ваших ценностей,

  1. сконцентрируетесь на сделанном выборе
  2. обеспечьте его всеми необходимыми для активного развития ресурсами - способностями, энергией, эмоциями, мыслями, живым участием.
  3. Действуйте, действуйте, действуйте!

Если Вы будете делать это неуклонно, последовательно, настойчиво - цели своей Вы добьетесь. Без вариантов.

Каждому из нас иногда необходимо сделать сложный выбор. Мы задаемся вопросами: что лучше выбрать, как сделать правильный выбор, а что если?.. Находим массу ответов и все равно не можем определиться.

Эти вопросы также мучали меня и разрывали на части, пока я не услышала фразу:

«Раньше он не мог сделать выбор, потому что не знал, что будет потом. Теперь он знает, что будет и потому не может сделать выбор» © Господин Никто

Эти слова главного героя фильма «Господин Никто» стали для меня озарением. Это же гениально: нам сложно выбрать не потому, что мы не знаем, что будет, а потому что нам сложно от чего-то отказаться. Выбор – это всегда отказ от чего-то в пользу альтернативы. Сколько не думай, сколько не взвешивай и не просчитывай ходы легче не становиться. От чего-то все равно придется отказаться.

Вы скажете, что иногда мы выбираем между тем, что есть и новыми возможностями. Я не соглашусь. Даже если выбрать то, что уже есть, например, остаться на этой работе, вместо того, чтобы сменить на новую, мы все равно выбираем за мифические перспективы. Иначе, если бы все было хорошо, сам вопрос выбора не стоял бы.

Объясню подробнее, нам хочется что-то изменить в жизни тогда, когда нам это не нравиться. Например, работа. Начальник козел, карьерного роста нет, зарплату в связи с кризисом понизили, естественно возникает желание изменить ситуацию. И мы начинаем искать работу, и тут милостивая Вселенная дает нам такую возможность, нас приглашают на собеседование, одно другое…

И тут есть два варианта выбора: или выбираем между новыми предложениями и здесь можно только представлять, какие возможности и привилегии у нас будут в той или иной компании. И выбирая какую-то одну, мы отказываемся от перспектив другой. То есть, боимся потерять то, чего у нас нет.

Есть другой вариант, когда работодатель каким-то боком чует, что мы можем уйти и обещает улучшить условия . Важная деталь, об улучшении пока только идет речь, на практике их еще нет . И вот снова мы попадаем в эту ловушку. «Блин, что же выбрать? Если шеф сделает то, о чем говорит, то мне и здесь не плохо, хотя на той работе есть больше перспектив, интереснее, но там чужой коллектив и дальше от дома…» И все… понеслась. Мы снова живем о том, чего у нас еще нет.

И с одной, стороны именно желая иметь то, чего у нас еще нет, мы растем и развиваемся, а с другой стороны страдаем в ситуации выбора. Откуда в каждом из нас живет этот Плюшкин?

А ведь он точно есть, посмотрите прямо сейчас на свою квартиру и подумайте, что из того, что лежит в шкафах, на балконе или антресолях давно пора выбросить?? Уверена, что у каждого что-то да найдется. Перебирая шкаф, мы ставим себя перед выбором: оставить или выбросить? Так в чем же сложность?? Жалко выбросить?

Нет, жалко не потому, что эта вещь нам полезна, а потому что может быть пригодится! То есть снова, это нежелание терять возможность, терять то, чего нет. Ведь, по сути, мы не пользуемся этой вещью, в ближайшем будущем она нам точно не понадобится, иначе вопрос бы выбрасывания не стоял. А так, а может быть, когда-нибудь…

Почему же так сложно отказаться от чего-то? Нам кажется, что если мы откажемся от этого сейчас, то больше никогда не сможем вернуть этот шанс обратно. Есть даже масса фильмов, которые крутятся вокруг одной и той же теории: такой шанс дается только раз в жизни, и если ты его не используешь, то ты глупец!

Позволю себе не согласиться. Абсолютно недавно, я для себя открыла этот способ борьбы со сложным выбором . Итак, давайте рассуждать логически: если в каждом варианте есть, что-то от чего я не хочу отказываться, значит это крайне ценно для меня ! Очень важно определить, что же там такого ценного в данном предложении. Какую перспективу мы для себя видим, какое свое желание или потребность хотим удовлетворить? Как только мы это поймем, станет намного яснее.

Человеческая жизнь состоит из больших и маленьких решений. Каждый день мы делаем выбор, во сколько встать, что съесть на завтрак и какой дорогой поехать на работу. Даже такие мелочи порой вызывают серьёзное беспокойство, не говоря уже о чём-то более крупном: в какой вуз поступить, на какую работу устроиться, за кого выйти замуж - или, может быть, развестись, уволиться и отправиться на поиски чего-то лучшего? Ответом на такие вопросы часто становится депрессия, желание довериться воле случая или просто оставить всё как есть и плыть по течению. Ведь, сделав что-то, так часто приходится раскаиваться в этом впоследствии. Но раскаиваться в бездействии доводится не реже. Как научиться делать выбор правильно?

Недостаточность информации

Одна из главных помех, которые появляется, когда нужно делать выбор, - это неполнота имеющихся сведений. Невозможно предусмотреть все трудности, предупредить все проблемы, просчитать все детали - просто потому, что видеть будущее нам, увы, не дано. С другой стороны, каждый из имеющихся вариантов - это хоть немножко, но кот в мешке.

Фатализм и знание

Последствия наших действий трудно предсказать, но это не повод вовсе не делать выбор и сдаваться на милость судьбы. Для начала выясните о предметах выбора как можно больше. Правда, всё равно невозможно узнать о них абсолютно всё и исключить из самого продуманного плана волю случая. Остаётся лишь смириться с этим и верить в себя: что бы вы ни предприняли, что бы ни произошло, вы справитесь с возможными проблемами и воспользуетесь выгодами. Эта мысль снижает внутреннее напряжение: вы уже не требуете от себя сделать выбор совершенно безошибочно.

Методы принятия решений

1. Вы можете сесть, лечь, пройтись по улице (как вам лучше думается) и мысленно взвесить все варианты. Можно проделать то же самое на листе бумаги: опишите каждый вариант, его достоинства и недостатки. Для большей наглядности можно даже начертить таблицу, в столбцах которой вы перечислите все плюсы и минусы каждого варианта, а затем подчитаете их - и, может быть, со спокойной душой выберете тот вариант, у которого больше всего достоинств. Только не забывайте о том, что их количество не всегда соответствует качеству.

2. Есть и менее рациональный способ. Сухие подсчёты прихода и расхода бессмысленны, если для вас важнее то, что вы будете чувствовать в той или иной ситуации. Тогда лучше поочерёдно представить себе каждый возможный вариант и пережить его в своём воображении. Так вы узнаете, какой будет ваша эмоциональная реакция в том или ином случае, и понравится ли она вам.

3. Доверьтесь своей интуиции. Делать выбор с её помощью - бесценный талант: если и можно предвидеть случайности, то только с помощью такого иррационального чутья. Это не означает, что нужно выбирать наобум, но если вы чувствуете, как вопреки всякой логике что-то подсказывает вам совсем другое решение, не спешите выбросить его из головы.

Какая-то из более естественна для вас, какая-то - менее: это зависит от склада мышления. Удобнее и легче использовать свою, родную, однако стоит пробовать и другие и применять их параллельно: так вы сможете посмотреть на свою проблему с разных сторон и получить более полную картину.

Эта статья для тех, кто оказался в тупиковой ситуации прямо сейчас. Каждый из нас в своей жизни множество раз находился перед каким-либо выбором, и мы не всегда знали, какой выбор является наиболее верным. В этой статье я максимально постараюсь ответить на вопросы – «Как сделать правильный выбор?» или «Как правильно сделать выбор?» . Эта статья является продолжением статьи – . Читайте внимательно.

Как правильно сделать выбор?

Вся наша жизнь складывается из каких-либо выборов. То, что Вы имеете сейчас – это сумма Ваших выборов. Выборы, которые делает каждый человек – иногда бывают правильными, а иногда совсем неправильными. К сожалению, не все люди имеют сильно-развитую интуицию и экстрасенсорные способности. Я бы даже сказал, что подавляющее большинство их не имеет. Многие люди вынуждены руководствоваться здравым смыслом и логикой. Вот только логика может сильно подвести. Так как тогда правильно сделать выбор?

Например, человек окончил школу, и как ему определиться, что делать дальше, какой ВУЗ выбрать? Или студент окончил ВУЗ и теперь задается вопросом – как правильно сделать выбор работы? А взять женщин, которые грезят удачно выйти замуж? Их интересует вопрос – «Как сделать правильный выбор мужа?» . И то задаются таким вопросом только в том случае, когда есть несколько кандидатов. Ведь выбрав одного человека, жизнь сложится совсем иначе, чем если бы она выбрала другого человека. Поэтому умение делать правильные выборы очень важно для каждого человека.

И как ни крути, логика поможет в этом. Да, многие гуру говорят, что логика слаба в принятии решений. Пускай так думают и дальше. Логика помогает все взвесить, сверить все факты, поставить "за" и "против", а потом уже делать выбор. Логика хорошо помогает решать бизнес вопросы, например, сколько денег нужно вложить в проект, чтобы он окупил себя. Все эти расчеты, которые нам дают в университетах – реально помогают. Логика поможет Вам правильно выбрать место работы.

Для этого надо взять листок бумаги, выписать все критерии, "за" и "против", посидеть два часа и потом все станет ясно. Некоторые выборы приходится делать очень долго, иногда даже несколько месяцев. Я помню, как мои родители хотели купить нежилую площадь под бизнес, но они никак не могли понять, правильный ли выбор они сделают, если купят ее. Ведь квартира стоит немалых денег, и если бизнес не пойдет в выбранном месте, то весь труд и деньги коту по большой зад.

Я уверен, что многие предприниматели сталкивались с такой ситуацией. И я уверен, что логика и знания помогут избежать таких грубых ошибок. Чтобы выборы всегда были правильными, нужно очень четко знать конечный результат. Четкий конечный результат отсеивает все не нужное, дает полное представление и очень сильно помогает сделать правильный выбор.

Например, женщина не знает, за какого мужчину выйти замуж. Если чувства примерно равны, то придется взять листок бумаги, выписать все критерии того мужчины, с которым эта женщина желает прожить всю свою жизнь, сопоставить эти критерии с мужчинами, то есть определить, имеет или не имеет тот или иной мужчина эти пункты, а потом уже делать выбор.

Как сделать правильный выбор?

Очень часто логика бывает бессильной в принятии решений. В таких случаях очень часто помогает сделать правильный выбор и внутренние ощущения. Например, когда мои родители десять лет назад думали, какой магазин купить, они купили именно тот, который вызвал у них наибольшие положительные эмоции. Я говорю не только о внешнем виде самого мини маркета, это еще инфраструктура, район, люди. Им понравилось все.

А когда восемнадцать лет назад мы всей семьей выбирали дачу, мы руководствовались тем же самым. Мне тогда было пять лет, и мы тогда объездили, наверное, восемь деревень. И когда мы приехали к той деревне, которая у нас сейчас есть – мы поняли, что это место поистине наше. Сразу же без колебаний купили её.

Когда Вы чувствуете, что такой-то выбор является правильным – делайте его сразу. Но есть одно НО. Некоторые люди, узнав, что Вы хотите сделать что-либо, могут своим языком сбить Вас с толку. Многие люди отказывались от своих затей, потому что некоторые личности прогнозировали им что-то плохое.

Например, человек захотел открыть бизнес в сфере торговли. Когда идея приходит, человек обычно чувствует себя воодушевленно. Его идея вдохновляет. Но стоит рассказать об идее кому-нибудь, как этот кто-то такое наговорит, что человек потом боится что-либо придумывать и предпринимать. Например, я хочу создать англоязычный сайт . Когда эта идея пришла ко мне в голову, я тут же вдохновился. Сейчас я как раз изучаю английский язык и дополнительная практика мне просто необходима. На следующий день я начал воплощать идею. Потом я решил почитать в интернете, что говорят о буржунете. Спросил несколько людей, в чем основные сложности, и к счастью для меня, мне ответили, что идея хорошая, нужен только для .

Тогда мне повезло. Но так было не всегда. Я помню, как с братом решил открыть весовое мороженое. Когда эта идея пришла ко мне в голову, я был счастлив. Когда я рассказал об этом своим родителям, моя мама такое мне наговорила, что мне показалось, что в этой жизни лучше сидеть в болоте и не высовываться. Мы ее не послушали и сделали все по-тихому. Бизнес был открыт 18 апреля 2010 года. Тогда мы сделали правильный выбор, и никто ни о чем не жалеет.

Люди мешают нам сделать правильный выбор либо из-за , либо из-за любви к нам. Ваше окружение всячески будет удерживать Вас, и если Вы решили , потому что Вам так хочется – меняйте ее молча. Интуиция и внутренние ощущения помогут Вам делать правильные выборы. Люди очень часто мешают. Поэтому хорошенько думайте с кем Вам советоваться.

Очень часто бывает, что в принятии правильного решения одновременно и логика бессильна и интуиция молчит. Возникает следующий вопрос – «Как сделать правильный выбор в такой ситуации?» . Что ж дорогие друзья, здесь придется идти на риск. Риск никто не отменял. Очень часто бывает, что человек не имеет ни малейшего представления о том, какой выбор будет правильным. Делать или не делать? Идти или не идти? Стоит ли заключать сделку или не стоит?

В таких случаях Вы либо делаете, либо не делаете. Многие люди, рискнув, жалели о содеянном, другие люди жалели об упущенной возможности. Стоит ли поступать или не стоит – зависит от типа и . Люди, которые часто рискуют – всегда добиваются успеха. Те люди, которые не рискуют – сидят в болоте молча. Мы тогда рискнули открыть свой бизнес, и все у нас получилось. Иногда без риска не обойтись.

Теперь давайте подытожим полученные ответы на вопросы: Как правильно сделать выбор или как сделать правильный выбор ?

  1. Используйте логику. Если надо, возьмите листок бумаги, напишите конкретный результат, составьте критерии, "за" и "против" и сопоставьте с тем, что есть сейчас.
  2. Обращайте внимание на свои эмоции. Интуиции подсказывает именно через эмоции, а не логику.
  3. Советуйтесь с проверенными людьми. Но помните, иногда делать выбор стоит молча.
  4. Рискуйте, если Вы уверены.
  5. Для принятия верного решения успокойте свой разум. Сделав это, правильный выбор сам всплывет в вашей голове.

Лично я в большинстве случаях рискую. Иногда я знаю, что мой выбор не прокатит, но мне в этом нужно убедиться. Так я набираю опыт. Могу даже пример из жизни привести. Я помню, как долго думал, стоит ли мне на одном сайте размещать рекламу. Стоит она не дешево. Эмоции сказали, что стоит, мои расчеты вроде бы тоже сказали, что стоит, но когда я разместил рекламу – мои результаты оказались даже хуже худшего ожидаемого результата. Зато я получил опыт, и теперь я не туплю в таких делах. Выбор не всегда бывает правильным, и с этим необходимо смириться.

как правильно сделать выбор, как сделать правильный выбор

Нравится


Последние материалы сайта