Из чего делают пуанты сегодня. Расскажите, а как делают пуанты? Начало балетных туфель

18.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Каждая танцовщица хотя бы единожды обувала эти «зефирные» туфли. Балетные туфли приобрели такой вид не сразу – начиная с XIX века их облик трансформировался и сегодня мы можем видеть пуанты, которые изготавливают для виртуозной техники танца «на пальцах».

Внешний слой пуанта шьют из трёх слоёв атласа. Каждый кусочек ткани вырезается с помощью металлического штампа. За один ход такой штамп выкраивает деталей на 4 пары туфель. Для каждой детали делают подкладку из чистого хлопка, что бы защитить стопы танцовщицы от раздражения. V-образная верхняя деталь называется союзка . К ней пришивают две других атласных детали – это задник пуанта. Затем полученную деталь сшивают, усиливая шов лентой из искусственного материала. Такую же ленту пропускают через машину, которая сворачивает её пополам вокруг шнурка. Полученный кант пришивают по периметру туфли. Такой обёрнутый лентой шнурок помогает танцовщице плотно затянуть туфель на ноге. Затем, атласный верх надевают на специальную заранее подготовленную деревянную колодку, что бы проверить размеры. В мастерских при крупных театрах (Большой, Мариинский) такие колодки делают специально для каждой балерины. Мало того, за каждой индивидуально закрепляют мастера, который знает все нюансы изготовления пары пуантов конкретно для этой танцовщицы.

Высота союзки не должна отличаться от заданной более, чем на 3 миллиметра. Даже не большое отклонение приведёт к тому, что туфля будет врезаться в стопу.

Обувщик прибивает хлопковую подкладку к внутренней стельке. Стельку делают из твёрдого картона (для опоры), с добавлением пластика, который увеличивает гибкость. Затем срезают излишки и приклеивают подкладку к стельке, закладывая аккуратные складки. Когда клей высыхает, мастер убирает гвозди и обрезает лишние складки, что бы избежать бугорков, которые могут вызвать раздражение стопы. Затем он формирует коробочку – жесткий чехол внутри пуанта. Коробочку (или «стакан ») изготавливают из папье-маше, но вместо бумаги используют ткань. После, отрез покрытой смолой хлопковой ткани, размачивают в воде и укладывают сверху. Затем два куска рогожки (как правило её делают из сизаля) проклеивают и один за одним помещают на хлопковый слой. Клей готовят из муки, воды, крахмала и смолы на резиново-пластиковой основе, которая обеспечивает необходимую эластичность, которая очень важна – коробочка должна быть достаточно жёсткой что бы выдержать вес балерины, но при этом довольно эластичной, что бы танцовщица могла свободно двигаться. Последний слой ткани – чистого хлопка. Коробочку оборачивают целлофаном, что бы не испачкать в ходе обработки носка, для формирования «пятака » – передней части туфли, благодаря которой балерины встают на пальцы.

Затем коробочку прижимают к куску мрамора, что бы пятак стал абсолютно плоским. Пятак должен быть идеально ровным, иначе балерина упадёт. Коробочку ставят сохнуть на сутки, затем контактным клеем приклеивают к ней подкладку, срезают излишки и наклеивают на подкладку атлас, закладывая мелкие складки. В этот раз используют более лёгкий клей, потому что контактный может оставить пятна. Тыльную сторону внутренней стельки выравнивают пенозаполнителем, покрывают сверхсильным виниловым клеем. Тот же клей наносят на подошву и оставляют сушиться. Через 24 часа детали нагревают в печке до 93°C и через полминуты высохший клей активируется. Затем крепят подошву и на 15 секунд кладут туфлю под пресс для более прочной склейки. Подошву делают из замши – материал, который обеспечивает оптимальное сцепление – он не скользит, но и помогает танцовщице без проблем перемещаться по полу. Стелька из белой замши поддерживает стопу балерины и не позволяет ноге скользить, когда балерина танцует на кончиках пальцев.

Ов, мн. (ед. пуант, а, м.). pointes pl. 1. Твердые носки балетных туфель. БАС 1. ♦ Танец, остановка на пуантах; стоять на пуантах. БАС 1. || Умение танцора стоять на пуантах. Я так волнуюсь, воскликнула она, у меня не выходят скачки на пальцах, у … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Пуанты - Пуанты. ПУАНТЫ (французское pointe острие, кончик), обувь, используемая при исполнении женского классического танца, имеет твердый носок. Танец на пуантах танец на кончиках пальцев при вытянутом подъеме ноги. Впервые применила М. Тальони. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (от франц. pointe острие кончик) (точнее, танец на пуантах), танец на кончиках пальцев при вытянутом подъеме ноги; одно из средств выразительности классического танца. Исполняется в специальных туфлях пуантах с твердым носком … Большой Энциклопедический словарь

ПУАНТЫ, ов, ед. пуант, а, муж. Балетные туфли с твёрдым носком. Стоять на пуантах, танцевать на пуантах (опираясь только на носки таких туфель). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Ов; мн. (ед. пуант, а; м.). [от франц. point остриё, кончик] Твёрдые носки балетных туфель. На пуантах стоять, танцевать (в балете: на кончиках пальцев, на пальцах). * * * пуанты (от франц. pointe остриё, кончик) (точнее, танец на пуантах),… … Энциклопедический словарь

- (фр. pointe букв. острие, ончик) твердые носки балетных туфель; в балете: стоять, ходить на пуантах стоять, ходить иа кончиках пальцев; танец на пуантах танец на кончиках пальцев при вытянутом подъеме ноги. Новый словарь иностранных слов. by… … Словарь иностранных слов русского языка

Точнее танец на пуантах (от франц. pointe остриё, кончик), танец на кончиках пальцев при вытянутом подъёме ноги; один из основных элементов классического женского танца, требующий специальной балетной обуви с твёрдым носком. Как средство… … Большая советская энциклопедия

Мн. Твердые носки балетных туфель. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

пуанты - пу анты, ов, ед. ч. пу ант, а … Русский орфографический словарь

пуанты - мн., Р. пуа/нтов; ед. пуа/нт (2 м) … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Большая книга о балете Все на пуанты , Годар Д.. Прочитав «Большую книгу о балете», проиллюстрированную замечательной французской художницей Колонель Мутард, маленькая балерина изучит основы классического балета и получит множество советов…

Сегодня я решила изменить самой себе. Тем более что речь пойдет от туфлях, изготавливаемых в мастерских Большого театра.

Когда-то, давно, эти туфли считались лучшими и были на вес золота. Учась в МАХУ мы с завистью смотрели на тех, кто занимался в туфлях Большого театра. На двух последних курсах, я тоже оказалась в числе тех, кому посчастливилось стать обладательницей пуант, сшитых в мастерских Большого театра.

И сегодня мы с вами там побываем, и конечно увидим весь процесс изготовления. Ну согласитесь, глупо потрошить, если можно увидеть как это создается.


Вот так на полочках, разложены заготовки, которые в будущем станут чьими-то пуантами.

Из этих самых деталей сшивается тканевая заготовка. Кстати 50% успеха пуантов зависит от того как заготовка сшита.
Для туфель берется один слой атласа и два слоя бязи.

Спасибо Анне Фатеевой за показ и рассказ. К передней части пристрачиваются детали пятки, затем сшивается сама пятка. После этого все отстрачивается близко к шву. Анна сшивать пятку и отстрачивать не стала не стала, так как в машинке была заправлена коричневая нитка. Она шила мягкие туфли темного цвета.

Ну а дальше... Берется именная колодка. На фотографии моя. Ей больше 15 лет. Это еще раз к тому, что господин Гришко пытается убедить всех, что колодку надо менять раз в три года.Лет 7-8 назад я лишь внесла некоторые коррективы, и касались они не колодки, а глубины выреза на передней части пуанта.

К колодке прикладывается, вымеряется, а затем и прибивается кожаная стелька. Прикрепляется она в трех местах.

Таким вот образом проверяется одинаковое расстояние от начала стельки до носка колодки.

Все заготовки подписаны.

Будущий пуант одевается на колодку. Гвоздем регулируется глубина выреза.

Так же гвоздем регулируется и высота боковых вырезов.

Первые четыре складочки самые важные. Ведь именно они будут видны с лицевой стороны.

Затем по очереди закладываются складки с одной стороны.

Потом с другой.

Каждый раз уложенные складки закрепляются гвоздем. Сверху все это промазывается клеем. Про клей обязательно расскажу.

Ту же самую процедуру проводим и с одним из слоев бязи.

Настал черед пятачка. Он формируется из пяти слоев: первый плотная бязь, остальные четыре - холстина. Бязь и два слоя холстины в виде треугольников, оставшиеся два в виде квадратов.
Клей варится самый обыкновенный из муки, воды и вещества, похожего на картофельный крахмал, название которого я забыла. Простите. Но понятно, что все натуральное.
Кстати и все остальные материалы тоже натуральные.

Промазав каждый слой, начинаем аккуратно "укутывать" ими пятачок пальцев.
Сначала бязь, затем холщовый квадрат, потом холщовый треугольник, снова квадрат и в конце еще один треугольник.

Вот так вот выглядит пятачок с одной и другой стороны.

Красота. Напомнила мне куколку в платочке.)))

Теперь, пока клей подсыхает, пришивается стелька. Сначала срезается все лишнее.

Туфель укладывается на такую вот... Не знаю как называется. А может и нет специального названия.

И... Начинается процесс соединения верха туфель со стелькой.

Если вы помните складки крепили гвоздиками.

Теперь их вынимают и начинают аккуратно прошивать носок.

Особое внимание складочкам.

Мне очень было интересно, как это все теперь будет выворачиваться. Ведь на колодке туфель одет "наизнанку".
Оказалось очень просто.
Сначала туфель снимается с колодки вот таким образом.

Затем берется круглая палка, и...

Туфель вывернут на лицевую сторону. После чего пуант вновь надевается на колодку.

Специальный молоток. Им можно не боясь себя поцарапать провести по руки и даже по щеке. Именно так проверяется гладкость инструмента.

Этим молотком туфли подбиваются по колодке.

Практически цирковой номер. Самостоятельно стоящий пуант. Даже с относительно маленьким пятачком, "пальцы", как вы видите, очень устойчивы.

Теперь необходимо вклеить внутреннюю стельку.

Внутренняя стелька изготовлена из достаточно толстой кожи. С обратной стороны дублируется для жесткости прессованным картонной пластиной, которая подрезается под нужный размер. По желанию владелицы колодки, пластину можно сделать жестче или мягче.

Полностью собранный туфель вновь одевается на колодку и остается на ней до полного высыхания клея. Точно таким же образом собирается и второй пуант.

Пуанты сушат в специальных печах. Хотя последнее время их чаще сушат на обыкновенных батареях. Почему? Резко сократилась количество заказываемых туфель и нет смысла ставить большие печи. Увы...

Ну а вот так вот выглядят готовые пуанты, изготовленные в мастерских Большого театра. Туфли, которые не только на словах, но и в реальности учитывают все особенности стопы конкретной балерины.

А теперь я хочу вас познакомить с человеком, благодаря которому я до сих пор танцую в туфлях Большого театр. Это Владимир Терентьев - "последний из Могикан". Единственный оставшийся в мастерских Большого человек, который шьет туфли. Есть еще Денис. Но Денис работает в мастерских не так давно. Владимир же работает в театре практически столько, сколько и я - с 1990 года.

Я очень надеюсь, что после ремонта здания мастерских театра в Петровском переулке обувной цех в полном составе переедет в отремонтированное здание.

Очень жаль, что сегодня исчезает легендарное и некогда большое производство. А для артисток балета закупаются балетные туфли исключительно импортного производства: Geynor, Sansha, с прошлого года Chacot. Ну и естественно Grishko. Куда без него.

Недаром ведь бытует мнение, что именно господин Гришко внес лепту в развал производства обуви в Большом театре, сначала переманив к себе, а потом и уволив за ненадобностью многих мастеров из Большого театра.

Отдельная благодарность начальнику обувного цеза Большого театра Олегу Борисовичу за возможность сделать этот репортаж.

Порхающими на кончиках своих пуантов. Однако мало кто задумывался, какова история возникновения этой изящной туфельки. О том, как появились пуанты и что же собой представляет обувь балерины, и пойдет речь в этой статье.

Начало балетных туфель

Обычно при слове «пуанты» большинство людей представляет себе жесткие атласные туфли с туго перевязанными вокруг узкими лентами. Однако логично было бы предположить, что такую обувь балерины носили не всегда.

Естественно, в самом начале зарождения балета не могло быть и речи о профессиональных пуантах. Многие знают, как называется обувь балерины, но откуда появилось это понятие, известно немногим. Само название этого специфического происходит от французского слова sur les pointes, которое означает «танцевать кончиками пальцев». И действительно, изначально балерины танцевали исключительно босыми, становясь на верхушки пальцев. Однако такой способ отличался чрезвычайной травматичностью, поскольку на ступню приходилась огромная нагрузка, что приводило к постоянным вывихам, растяжениям и другим травмам суставов и мышц. Так возникла идея создать специальную поддерживающую обувь.

Первые экземпляры

Какими же были первые пуанты? Фото подобных экземпляров находится ниже. Впервые данный вид обуви был создан в начале девятнадцатого века. Их изобретением прославилась Италия. В качестве первоначальных пуантов использовались обычные туфли, в которые вкладывали мягкую ткань. Такой подход помогал избежать травмирования и чрезмерной нагрузки на ступню.

Позже в качестве стали носить жесткие кожаные сандалии, которые закреплялись на ноге с помощью пришитых ремней.

Современные пуанты

Впервые в обувь балерины, похожую на настоящие пуанты, обулась в 1830 году танцовщица Мария Тальони. Эта знаменитая своей древней фамилией внучка потомственных танцоров впервые очутилась на сцене во время представления под названием «Зефир и Флора». Исполняя отведенную ей женскую роль, Мария едва прикасалась к земле своими крошечными шелковыми туфельками. Этот выход произвел фурор. Не наделенная от природы особой женской красотой, танцовщица напрочь сразила зрителей своими танцевальными способностями и, главное, продуманным образом. Она выбрала для выступления именно те жесткие туфли со специальным уплотнением в области пальцев, которые впоследствии возымели такой успех в балетном мире. Это были те самые пуанты. Фото их обладательницы может увидеть каждый желающий.

Однако не менее популярным этот вид обуви сделала и другая известная личность - супруга полководца Наполеона Жозефина. Она предпочитала носить похожие на танцевальные туфли балетки. Они представляли собой небольшие тапочки из атласной ткани, которые прикреплялись к ноге с помощью лент. В эпоху романтизма такая непринужденная и легкая обувь имела огромный спрос среди модниц и светских див. Среди искусствоведов считается, что именно эти туфли и стали впоследствии прообразом известных нам пуантов.

На территории России первой балериной, которая начала танцевать в этой обуви, стала Теперь же балет, пуанты и танцовщицы, выступающие в них, являются неотъемлемыми понятиями.

Создание пуантов

Балетные туфли кажутся чрезвычайно простой и нетрудоемкой в изготовлении обувью, но это не соответствует действительности.

Современные пуанты состоят из 54 элементов. Каждая пара таких туфель должна строго подходить под ногу танцора, что позволяет избежать излишних травм и напряжений. Подбор обуви тоже осуществляется индивидуально.

Каждая туфля состоит из трех составляющих. Это верх пуанта, который состоит из нескольких слоев атласа и покрыт с внутренней стороны подкладочной тканью, а также жесткая несгибаемая подошва из натуральной кожи и место, куда помещаются пальцы. Эта часть имеет форму коробочки из нескольких плотно склеенных слоев ткани.
Именно высокие требования к танцевальным пуантам и объясняют тот факт, что, несмотря на высокий уровень автоматизации производства, большая часть сборки этих туфель проходит вручную. Как правило, непросохшие склеенные пуанты оставляют на специально приспособленной колодке, после чего обрабатывают инструментами и сшивают вымоченной в парафиновом растворе прочной нитью. Для затвердевания обувь балерины оставляют на ночь просыхать при температуре от сорока до пятидесяти градусов.

Все туфли отличаются по форме, прочности, длительности ношения и подбираются каждому танцору в индивидуальном порядке.

Пуанты – профессиональная обувь. Она появилась не так давно и сильно облегчила жизнь балеринам. Термин «на пуантах» означает позицию, когда балерина опирается только на кончики пальцев, а не на стопу. В этом положении пальцы испытывают большое напряжение без поддержки, а неправильное выполнение может грозить травмой. После появления специальной обуви репетировать и выступать стало гораздо проще, чем босиком. Пуанты считаются предшественниками балеток, которые завоевали популярность в последние годы. Но сами они остаются узкоспециализированной обувью, которую шьют мастера вручную, а каждая модель подгоняется под ногу балерины.

Что такое пуанты и как их делают

Пуанты состоят из коробочки, подошвы и лент, которые надежно закрепляют обувь на ноге. Изготовление каждой части требует мастерства и внимательности, поэтому обувь чаще создается вручную.

Главное в пуантах – достаточно твердая коробочка. Она защищает пальцы от искривлений и помогает лучше распределить нагрузку. Для ее изготовления требуется 5–6 слоев ткани или мешковины, которые хорошо проклеиваются до затвердевания. В машинном производстве используются пластиковые вставки, но чаще применяется натуральный клей, который надежно скрепляет слои ткани, создавая твердую корку. После этого обувь прошивается и отбивается специальным молотком, чтобы убрать выступающие швы.

Другим важным элементом является подошва. Она состоит из трех частей: кожаной подошвы, пластиковой гибкой вставки и внутренней стельки. Кожа предотвращает скольжение на гладком полу и помогает удержать равновесие, не утяжеляя обуви. А пластиковая вставка позволяет лучше выполнять взмахи и облегчает становление на пальцы – она поддерживает стопу в вертикальном положении. Выпускают пуанты с различной степенью жесткости стельки.

Снаружи пуанты обшиваются бежевым атласом или бязью. Оба вида ткани хорошо пропускают воздух и легко принимают форму стопы, не стесняя движений. Бежевый атлас не бликует, сливается с цветом кожи – это позволяет балерине выглядеть легче и воздушнее, удлиняет ноги. Пуанты крепятся на ноге с помощью лент, которые, по традиции, балерина пришивает самостоятельно. Натуральный клей и текстильная основа позволяют обуви легко принять форму ноги танцовщицы, а отсутствие выступающих швов уменьшает риск травм. Но это недолговечная обувь. Одной пары не хватает даже на одно полноценное выступление – они быстро протираются, особенно при интенсивном танце.

Ручное шитье не позволяет изготавливать большое количество пуант, поэтому качественная балетная обувь высоко ценится на мировом рынке. Форма модели часто используется современными дизайнерами, чтобы создать экстравагантные туфли. В такой обуви передняя часть напоминает по форме пуанты, а подошва снабжена высоким каблуком, который поднимает стопу практически вертикально.

Розовые пуанты IGNeria

Детские пуанты

История пуантов

До изобретения пуант балерины выступали босиком или в специальных легких сандалиях на завязках, но в них можно было опираться только на полную стопу, а встать на пальцы было невозможно. Первым балетом, который потребовал встать на пуанты, был спектакль «Зефир и Флора», но тогда Мария Данилова встала на пальцы без специальной обуви. После этого прошло около 20 лет и в 1830 г. появились первые туфли с твердым носком. А первой балериной, выступившей в них, была Мария Тальони. Именно ее отец был создателем туфель для танцев.

После этого пуанты стали появляться по всему миру, изменялись материалы и конструкция. Сначала под пальцы подкладывали пробку, чтобы достичь нужной жесткости, но вскоре от этого отказались, так как ноги балерин сильно травмировались. Потом в пуанты подкладывали мягкие материалы: валяную шерсть, ткань. Но они не держали форму и быстро изнашивались. Несмотря на неудобство туфли достигли своей цели. Балерины легче вставали на пальцы, а танец казался воздушным и легким. Пуанты преображались, появлялись новые формы коробочки, дополнительные вкладыши и стельки. Некоторое время вместо клея использовался гипс. Он был достаточно твердым, но не принимал форму стопы танцовщицы.

Нынешнее производство пуант до сих пор остается ручным – мастера шьют и проклеивают модели. Механическое шитье не оправдало себя, хотя некоторые профессиональные балерины пользуются такими пуантами. Самыми известными производителями остается российский Grishko, специализирующийся на ручном шитье, и американская компания Gaynor Minden, производящая пуанты машинным методом.


Видео о том, как вручную делают пуанты:

Видео советы, как выбрать ребенку пуанты:



Последние материалы сайта