Основы фэшн иллюстрации. Как добиться успеха в fashion-иллюстрации? Путь Максима Сергеева. На скорую руку

24.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Какова роль фэшн-иллюстрации в нынешнем мире моды/глянца?

На русском рынке иллюстрация только набирает обороты и начинает завоевывать сердца. Во всем мире глянца главенствует искусство фотографии - ведь оно понятнее и лучше продает, что немаловажно в нашем коммерциализированном мире. Российский фэшн-рынок еще молод, нет культуры и истории модной иллюстрации. Однако есть любовь к образной подаче идеи, взращенная на «Мурзилке» и «Крокодиле». Мировые глянцевые журналы, чьи обложки и страницы украшали иллюстрации русского художника-эмигранта Эрте и многих других, имеют огромные архивы работ великих мастеров. К нам глянец пришел намного позже и уже в фотоформате. Однако благодаря веб-версиям журналов, инстаграму и блогингу востребованность иллюстративной подачи моды растет.

Какие 5 предметов обязательно должны быть в арсенале фэшн-иллюстратора?

Блокнот для зарисовок и неиссякаемая пачка бумаги А3, папка-портфолио Moleskine или просто планшет с зажимом формата А3 для хранения работ и возможности расположиться и рисовать на твердой поверхности в любом месте. Любимый карандаш, если вы консерватор и любите одну технику, или целый чемодан классных материалов, если вы любитель экспериментировать. Я, например, часто вожу с собой в командировки полчемодана карандашей Faber-Castell и маркеров Winsor & Newton, тушь, кисти и прочее добро, но на каждое шоу беру с собой 1 материал и отрабатываю его по полной.

Также под рукой необходим телефон для съемки и первичной обработки фото. Я уже много лет пользуюсь iPhone, мне нравится камера. Кстати, в новом iPhone 7 есть оптическая стабилизация, можно делать фотографии в формате RAW и сразу редактировать их, например, в приложении Adobe Lightroom - очень удобно. А для полноценной обработки изображений я использую MacBook Pro и Photoshop.

Фэшн-иллюстрация часто подразумевает очень быструю работу: как выглядит процесс от задумки до публикации?

В моем случае это именно так, я люблю работать быстро. От 30-60 секундных скетчей на шоу, до «длительных» работ (не более 60 минут, а у кого-то процесс занимает десятки часов - все зависит от техники). Если мы возьмем пример работы в рамках парижской Недели моды, то процесс такой:

Если вас пустили на backstage - это счастье, потому что именно здесь вы можете попросить модель замереть в нужной вам позе на 5-10 минут и зарисовать скетч, а также сфотографировать на iPhone нужные ракурсы для дальнейшей работы.

Я также снимаю фото и видео в перерывах между набросками, чтобы потом по ним рисовать чистовые картинки.

Вечером после шоу или рано утром я пересматриваю фото/видео/скетчи, выбираю удачные ракурсы и прорабатываю финальные иллюстрации.

На хорошем дневном свету фотографирую в формате HD, редактировать можно сразу в любимом приложении.


Начало ХХI века – это наше время, время, в которое мы все живём, время развития техники и новых веяний, не менее техничных, в искусстве, но именно это время, начало ХХI века, уже называют временем возрождения, ренессанса, fashion-иллюстрации, модной иллюстрации. Той самой старой доброй иллюстрации, которая в ХХ веке была вытеснена фотографией.



На обложках и страницах модных журналов так привычно видеть фотографии, но теперь рядом с фотографиями вполне себе уживаются и иллюстрации. В целом, они выполняют одинаковые функции – показывают, передают нам изображение, внешний вид той или иной вещи, рекламируя её. Фотография – современна, иллюстрация – стара, ведь именно она в те времена, когда мир ещё не знал, что же такое фотоаппарат, выполняла и весьма успешно функции фотографии. Но есть между ними и различия. В иллюстрации гораздо больше места для проявления таланта, индивидуальности, своего представления о чём-то, творчества, и, следовательно, гораздо больше самого автора. В конце концов, фотографировать сегодня умеют практически все, рисовать – нет. И это тоже придаёт модной иллюстрации определённую магию.



Прообразами первых fashion-иллюстраций можно считать гравюры и офорты XVI века, на которых изображены дамы и кавалеры, модники и модницы. А вот сама fashion-иллюстрация появляется в XIX веке. XIX – первая половина XX веков – время её расцвета. Активно поддерживает fashion-иллюстраторов французский модельер Поль Пуаре, работает с fashion-иллюстрацией и . В начале ХХ века фоном для модной иллюстрации служили многочисленные растительные орнаменты, которые в народе называли «шпинатом». Затем фон либо убирается вовсе, либо становится более разнообразным.



fashion-иллюстрации разных эпох




В первой половине ХХ века в fashion-иллюстрации работают не только узкие специалисты, те, чей хлеб именно иллюстрация, но и многие широко известные, художники. Так в Vogue появляются модные рисунки работы . А русскому художнику Роману Тыртову (более известному как Эрте) в 1914 году предлагают сотрудничество сразу два модных журнала: Vogue и Harper’s Bazaar. Говорят, что Эрте поступил совершенно банально – дабы не мучиться проблемой выбора, он просто бросил монетку: «орёл или решка». И судьба в виде монетки указала на Harper’s Bazaar.


Fashion-иллюстрация процветает, украшая обложки и страницы модных журналов, вплоть до 30-ых годов ХХ века. Именно в это время её начинает вытеснять фотография.





Но новым дыханием, небольшим возрождением, для fashion-иллюстрации становится творчество французского fashion-иллюстратора Рене Грюо. Грюо долгое время работает с Домом Диор, для которого он оформлял каталоги, упаковки (духи) и даже объявления и пригласительные. Рене Грюо работал с Диор и в 40-е, и в 50-е, и в 60-е, и в 70-е. Вполне можно сказать, что имидж Дома Диор определял, в том числе, и Рене Грюо. Впрочем, работал он не только в модной графике, но и в рекламной, даже больше в рекламной. В 60-е годы Грюо также сотрудничал с Валентино. Его иллюстрации появлялись в журналах Vogue и L’Officiel. Фактически в середине ХХ века иллюстрации Грюо победили фотографию, но это было всего лишь приятное исключение, нежели правило. Интерес к fashion-иллюстрации вновь пробудился лишь в начале ХХI века.

Иллюстрация Дэвида Даунтона: Кейт Бланшетт на обложке Vogue Australia

Я всегда думал, что мода является законным предметом для искусства…. Посмотрите на то, каким способом такие fashion-иллюстраторы как Эрик и Антонио, или Рене Грюо помогли определить времена, в которые мы живем. Они были подобны любому фотографу в размышлениях над тем, как мы хотим смотреть и как мы хотим жить,

Говорит Дэвид Даунтон, один из самых известных и талантливых иллюстраторов современности. И это справедливо, ведь именно иллюстрация выполняла функции фотографии в то время, когда до появления фотоаппарата было еще очень далеко: знакомила с новыми модными веяниями, демонстрировала новые наряды и тенденции.

ИСТОРИЯ FASHION-ИЛЛЮСТРАЦИИ

Fashion-иллюстрация существует уже более 500 лет. Ее прообразами можно считать гравюры и офорты XVIвека с изображением придворных дам и кавалеров - главных (и, в общем-то, единственных) модников и модниц тех веков. Например, в конце ХVІ века в Испании появились книги с изображениями одежды и руководствами по шитью.

ВАЦЛАВ ХОЛЛАР


В то время одним из первых fashion-иллюстраторов считается чешский график и художник Вацлав Холлар (Wenceslaus Hollar) (13 июля 1607 - 28 марта 1677), который творил в Лондоне с 1640 года. Холлар работал в технике офорта, он создал около 2740 гравюр на разнообразные темы, среди которых были и изображения женских костюмов.

В 1679 году во Франции, в Лионе, начинает выходить журнал «Mercure Galant», с которого начинается история модного глянца. Журнал украшали рисунки, сделанные вручную известными французскими художниками: Абрахамом Боссом (Abraham Bosse), Пьером Боннаром (Pierre Bonnard) и другими.

С тех пор издания, в которых размещались гравюры с изображениями модной одежды, стали обычным явлением, и модники во всем мире с нетерпением ждали свежих выпусков. Первые же настоящие журналы о моде возникли во второй половине XVIII-го века, тогда fashion-иллюстрация начала активно развиваться, а время ее рассвета наступает в период с XIX по первую половину XXвеков. Это время подарило миру талантливейших иллюстраторов, которые в значительной степени повлияли на восприятие моды как искусства.

1850-1900 гг. Заметными фигурами в модном мире были итальянский живописец Джованни Болдини (1842-1931) и американский график Чарльз Дана Гибсон (1867-1944).

ДЖОВАННИ БОЛДИНИ

Джованни Болдини, являясь в свое время прекрасным портретистом конца XIX— начала XXвека, в историю вошел, все-таки, как один из первых модных иллюстраторов. На его картинах появлялись уверенные в себе дамы высшего общества в изысканных вечерних туалетах. Именно Джованни Болдини более ста лет назад приложил руку к новому восприятию идеала женской красоты. Дама Болдини имеет рост выше среднего, тонкую лодыжку, небольшую грудь, и отличается особой стройностью.

Во время Недель Мод, премии «Оскар», а также таких обсуждаемых мероприятий, как Met Gala и королевских бракосочетаний пользователи сети с удовольствием и нескрываемым восхищением следят за художниками, которые делают мгновенные зарисовки прошедших событий. Помимо общего смысла, в своих работах иллюстраторы передают настроение мгновения, которое часто вдохновляет даже больше, чем фото или видео. Каждый мастер добавляет в свои рисунки часть себя, своего уникального взгляда на мир и свои глубокие внутренние эмоции. Именно это делает небольшие художественные произведения столь ценными и исключительными в своем роде. ELLE сделал подборку 10-ти лучших fashion-иллюстраторов, на которых стоит подписаться в Instagram и черпать в их скетчах ежедневные порции вдохновения.

1. ДИАНА СУЛТАНОВА

Уникальный стиль Дианы Султановой - модная иллюстрация с этническими мотивами, которые тесно переплетаются с народным фольклором - давно завоевал поклонников не только в нашей стране, но и за ее пределами. Художница окончила Лицей искусств во Владикавказе, а затем получила специальность дизайнера костюмов в московском университете имени Косыгина. Своими главными источниками вдохновения Диана считает готическую архитектуру, восточное искусство, а также творчество Прерафаэлитов. За модными рисунками Дианы следят такие модные бренды, как Valentino, Roberto Cavalli, Lanvin, Zuhair Murad - марки часто публикуют работы Султановой в своих профайлах, отмечая уникальный талант российской художницы.

«Для меня модная иллюстрация - это некий симбиоз моды и искусства. Порой иллюстрации, на мой взгляд, могут раскрыть суть коллекции и замысла автора гораздо лучше, нежели фотографии. Когда я создаю иллюстрацию, то пытаюсь передать свои ощущения от той или иной модели, создать вокруг нее особый сказочный мир».

2. Алена Лавдовская

Один из ведущих fashion-иллюстраторов в России и первый художник в нашей стране, поднявший этот жанр на столь высокий уровень. Алена - выпускница таких престижных учебных заведений, как Академии Искусства в Сан-Франциско, NABA в Милане и МГТУ им. Косыгина. Лавдовская проработала в индустрии моды и люксовом фэшн ритейле более 17 лет, начав карьеру в Gucci и в легендарном креативном отделе ЦУМа, где команда талантливых художников, стилистов и декораторов каждый день создает яркие проекты витрин и внутреннего оформления универмага. Сейчас за плечами девушки коллаборации с ведущими фэшн-брендами и глянцевыми изданиями, а также открытие собственной школы рисования.

«Для меня самый большой кайф − это рисовать репортажные иллюстрации с шоу, особенно мне нравятся атмосферные моменты во время шоу или бэкстейдж».

«Нужно делать то, что тебе нравится, следить за тенденциями, найти свой стиль, не жалеть себя и идти к цели. Понять, кто твой гуру и главный критик, чтобы не давал расслабляться. И рисовать. Кто работает, к тому обязательно приходит удача!»

3. БЕЛИНДА КСИА

Австралийский иллюстратор Белинда Ксиа известна своей любовью не только к миру моды, но красоты и интерьерного дизайна. В копилке художницы коллаборации с модными онлайн брендами, кафе и рождественскими ярмарками. В инстаграме иллюстратора можно найти скетчи с последними фэшн-трендами, интересные каллиграфические зарисовки и анимационные картинки.

4. ДОНАЛЬД РОБЕРТСОН

Журнал Vanity Fair называет американского иллюстратора - современным Энди Уорхолом из Инстаграма, а поклонники ценят Робертсона за его уникальный и ироничный взгляд на мир моды. Сейчас канадский художник проживает в Нью-Йорке и занимает должность креативного директора в компании Estee Lauder. Уверяет, что в жизни его больше всего вдохновляют королевские свадьбы, супер-кубки, а также собственная жена и пятеро любимых детей.

5. ЛЕНА КЕР

Российский иллюстратор Лена Кер считается одним из самых профессиональных модных художников в мире. На данном этапе сотрудничает с мировыми глянцевыми изданиями и такими модными брендами, как Dior, Jimmy Choo, J.Crew и Mark Cross. Художница считает себя не просто мастером по рисунку, но настоящим дизайнером, ведь именно такое видение своей работы позволяет Кер создавать скетчи, граничащие с настоящими фэшн-эскизами.

6. Кэти Роджерс

Американская художница родилась в Атланте, но на сегодняшний день проживает в Нью-Йорке - любимом городе, который дарит иллюстратору невероятное вдохновение. Художественный стиль Кэти легко узнаваем. Все ее работы легки по настроению и обладают детским очарованием. Для некоторых рисунков Кэти использует блестки, что добавляет эскизам объемности и реалистичности. Отметим, что Роджерс создала блог с личными иллюстрациями Paperfashion в 2009 году и за прошедшие 9 лет успела поработать с такими марками, как Clé de Peau, Kate Spade, Coach, Alicia Keys, Calypso St. Barths, Stuart Weitzman, Paul Mitchell, Target и Nabisco.

«Я трачу много времени, изучая фотографии с показов мод, журналы, новые тренды, дизайнерские новинки и так далее. Вдохновение приходит от разных вещей и людей. Я люблю наблюдать за людьми на улице, изучать их персональный стиль. В этом мне часто помогают блоги thesartorialist, copenhagenstreetstyle, facehunter и stylescout».

«Для своей работы я использую акварельные краски Winsor & Newtoon, кисти, чернила и ручки. Уже давно придерживаюсь мнения, что многое в рисунке будет зависеть от качества бумаги. Так что для новичков советую не экономить на материалах».

7. Меган Хесс

В своих интервью мельбрунский иллюстратор Меган Хесс рассказывает, что больше всего вдохновляется миром моды и гламура. В 2008 году Хесс иллюстировала книгу «Секс в большом городе» Кендес Бушнелл, с тех пор она работает со многими известными изданиями и марками. Ее знаменитые клиенты включают в себя: Chanel, Dior, Тиффани & Co., Yves Saint Laurent, Vogue, Harpers Bazaar, Fendi, Ladure, The Ritz Hotel Paris, Мишель Обама, Cartier, Montblanc, Ladure, Balenciaga, Guerlain и Paspaley. Также дизайнер выпускает ограниченные серии шёлковых шарфов и подушек с её фирменными принтами.

8. САРА ХАНКИНСОН

Еще один иллюстратор из Австралии создает свои иллюстрации с помощью акварели, угля, чернил и простого карандаша. Помимо элегантных модных рисунков, Сара обожает свадебную тематику, фуд-иллюстрацию и ботанические скетчи. Недавно художница стала мамой во второй раз, но, несмотря на это, темп работы не снижает. За плечами Сары сотрудничество с такими компаниями, как Target, Maybelline, Sportsgirl, Portmans, Hardie Grant Publishers и Implulse Body Spray. Своё вдохновение Ханкинсон черпает в фэшн-фотографии, книгах, журналах и блогах. Её кумир - художник Кэт Маклеод- австралийский иллюстратор, которая оформляла такие книги, как «The Cocktail: 200 Fabulous Drinks» («Коктейль: 200 потрясающих напитков») и «Bird» («Птица»).

Екатерина Петропавловская — fashion-иллюстратор и блогер, автор проекта и бренда kateillustrate . Екатерина верит, что о моде можно рассказать при помощи искусства иллюстрации, а ее главная миссия — вдохновлять других людей своим примером.

Иллюстрация и, конечно же, ее отдельное направление — fashion-иллюстрация — абсолютно не новое явление. Еще до появления фотографии все обложки модных, теперь уже именуемых “глянцевыми”, журналов создавались иллюстраторами. Потом появилась фотография, фотографы были вознесены на пьедестал, а профессия иллюстратора отошла на второй план. То, что мы наблюдаем на сегодняшний день — это уникальное явление, это “бум” в сфере иллюстрации. Фотографии наскучили, и при этом ничего кардинально нового придумано не было, поэтому мы возвращаемся к истокам, к тому времени, где иллюстратор был не просто художником, он был именно тем человеком, который определял успех журнала, книги и многого другого в значительной степени.

Мы всегда были визуалами, а сейчас это ощущается особенно остро, когда компании строят свои стратегии именно на визуальной составляющей (Apple, Google и другие). Таким образом, редакторы и крупные бренды все чаще стали обращаться к иллюстраторам, ведь иллюстрация — часть их маркетингового плана. Иллюстраторы, понимающие специфику fashion, сейчас очень востребованы.

Екатерина Петропавловская начала карьеру fashion-иллюстратора и создала свой бренд kateillustrate чуть больше года назад, при этом до этого рисуя разве что на уроках изобразительного искусства в начальных классах. В чем-то девушке повезло – отец был художником, и какая-то доля его таланта передалась и Екатерине, возможно именно поэтому, ей удалось так быстро освоить рисунок и начать работать с такими крупными брендами, как TOD’S, Дикая Орхидея, журнал #NewJet, Danyl Marr, How to be a Redhead и многими другими.

Однако иллюстратор — это все же работа, в которой путь к всеобщему признанию не обязательно простой, многие иллюстраторы идут к успеху годами, поэтому очень важно, если вы решили начать рисовать моду всерьез, помнить о нескольких важных составляющих успеха в этой сфере.

  • Если вы только начинаете, не бойтесь, в начале пути все пользуются известным среди дизайнеров принципом “кради как художник” . Вдохновляйтесь, смотрите за теми людьми, кто занимается чем-то подобным.
  • Практикуйтесь. Рисуйте много, рисуйте часто, рисуйте отдельные элементы, которые получаются у вас хуже всего. Не можете нарисовать красивую руку? Нарисуйте сто, двести раз, пока не будете довольны результатом.
  • Помните, талант — не всегда синоним успеха, очень важно продвигать себя. И чем больше у вас каналов продвижения — тем лучше. Instagram и Youtube являются важными площадками для хорошего старта.

Кроме того, скромность в этом деле не украшает: обивайте пороги редакций, пишите, звоните PR-менеджерам брендов, с которыми хотите работать — заявите о себе! Сначала вы будете работать с любыми клиентами, но придет время, когда вы скажете: “Хочу работать с [вставить свой любимый бренд ]”, — и тогда станет важным, какое имя и репутацию вы себе построили за это время. Собственно это и помогает нам ответить на вопрос, почему одни fashion-иллюстраторы успешно работают для журналов и известных модных домов, а другие остаются на любительском уровне. Ответ прост: многим иллюстраторам не хватает предпринимательской жилки.

  • Клиенты — это замечательно, но в идеальной ситуации еще лучше иметь очень много фанатов, которые будут вашими представителями (“ambassadors) и распространителями вашего творчества. Иллюстратор — это, как правило, фрилансер, если он не работает в штате модного дома, и тогда финансовый вопрос, особенно на начальном этапе, стоит очень остро. Выход? Можно делать чехлы, футболки, кружки, постеры с вашими иллюстрациями и продавать на таких площадках как Zazzle, Society6, Etsy и других. В этом случае ваши фанаты — ваши первоочередные покупатели, не забывайте о них!
  • Выделяйтесь! К пятому пункту мы уже пришли к тому, что пора отойти от принципа “кради как художник” и стать генератором идей. Некоторые иллюстраторы сначала создают иллюстрацию, а потом через какое-то время на нее находится свой покупатель. Поэтому чем больше креативных и интересных вещей вы рисуете, тем больше вы растете во всех смыслах этого слова.
  • Ну и наконец, даже если вы всему научились сами, то в какой-то момент придете к тому, что захотите поучиться у кого-то. Иллюстрация — это та сфера, где возможности для роста и самореализации безграничны, самое главное — очень сильно хотеть и не сидеть на месте.


Последние материалы сайта