Где и когда родился шаламов. Биография шаламов в. т. Письмо в «Литературную газету»

05.04.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Он начинал свой творческий путь с написания стихов. Стал известен благодаря публицистическому циклу, посвящённому жизни заключённых. Биография Шаламова отражена в его творчестве, прежде всего в книгах «Несколько моих жизней», «Четвертая Вологда». Сборник, принесший писателю мировую известность, - «Колымские рассказы».

Для того чтобы узнать больше о биографии Шаламова, следует, конечно, ознакомиться с его книгами. А именно прочитать «Колымские рассказы», «Четвёртую Вологду», сборник стихотворений «Колымские тетради». В этой же статье приведены основные факты из биографии Шаламова.

Сын священника

На детство и юность будущего писателя пришлось и счастливое время, и трагическое. Судьба Шаламова не щадила. Но вопреки всему он до последних дней своей жизни оставался человеком.

Шаламов Варлам Тихонович родился в 1907 году, в семье потомственного священнослужителя. Он хорошо помнил Первую мировую войну. Воспоминания детства отражены в вышеупомянутой книге «Несколько моих жизней». Оба брата Шаламова были на войне. Один из них погиб. После его смерти отец ослеп. Тихон Шаламов пережил старшего сына на целых тринадцать лет.

Ранние годы

Семья была дружной, с прочными семейными традициями. Писать стихи Варлам Шаламов начал очень рано. Отец поддерживал в сыне любовь к литературе. Однако вскоре родительской библиотеки мальчику стало недостаточно.

Юношеским идеалом Шаламова стали народовольцы. Он восхищался их жертвенностью, героизмом, проявляющимся в сопротивлении мощи самодержавного государства. Стоит сказать, что уже в ранние годы будущий писатель демонстрировал удивительную одарённость. В одной из книг Шаламов сказал, что безграмотным себя не помнит. Читать он научился в три года.

В отрочестве его больше всего привлекали приключенческие произведения Дюма. Позже диапазон литературы, вызывающей в будущем прозаике неуемный интерес, удивительно расширился. Он стал читать всё: начиная от Дюма, заканчивая Кантом.

Годы учебы

В 1914 году Шаламов поступил в гимназию. Завершить средние образование ему удалось лишь после революции. Спустя десять лет после поступления в гимназию будущий писатель переехал в столицу. В Москве он два года работал дубильщиком на кунцевском заводе. А в 1926 году поступил в МГУ, на факультет советского права.

Подавая документы в университет, Шаламов скрыл свое социальное происхождение. Он не указал, что принадлежит к семье, в которой мужчины из поколения в поколение были священниками. За что и был исключен.

Первое заключение

Первый арест Варлама Шаламова произошел в феврале 1929 года. Молодой поэт был задержан при облаве подпольной типографии. После этого события к Шаламову был прикреплен ярлык «социально опасный элемент». Последующие три года он провел в лагерях. Этот период Шаламов работал на строительстве химкомбината под руководством человека, впоследствии ставшего начальником колымского "Дальстроя".

Второй арест

В 1931 году Шаламов был освобождён из исправительно-трудового лагеря. Некоторое время он работал в профсоюзных журналах «За овладение техникой» и «За ударничество». В 1936 году опубликовал первое прозаическое произведение «Три смерти доктора Аустино».

На 1937 год пришлась новая волна репрессий. Не миновала она и Варлама Шаламова. Писатель был арестован за контрреволюционную троцкистскую деятельность. Шаламова вновь поместили в Бутырскую тюрьму, он был осужден на пять лет. В начале августа его с большой партией заключенных на пароходе отправили в Магадан. В течение года он работал в золотодобывающих забоях.

Срок Шаламова был увеличен в декабре 1938 года. Его арестовали по лагерному «делу юристов». С 1939 он работал на прииске «Черная река», а также в угольных забоях. В «Колымских рассказах» Шаламов не только рассказал о быте заключённых, но и поведал о душевном состоянии человека, длительное время лишенного свободы.

Жизнь заключенных в произведениях Шаламова

Главные составляющие существования зэка - бессонница, голод, холод. В такой обстановке не завязывалась никакая дружба. По мнению Шаламова, привязанность, взаимное уважение могли быть заложены лишь на свободе. В лагере человек лишался всего человеческого, в нём оставались лишь злоба, недоверие и ложь.

Большое распространение имели доносы в лагерях. Имели они место и на свободе. Второй срок Шаламова заканчивался в 1942 году. Но его не освободили: вышло постановление, согласно которому заключенные должны были находиться в лагере до окончания войны. В мае 1943 года Шаламов был арестован. Причиной его несчастья на этот раз стала похвала в адрес писателя Ивана Бунина. Арестован Шаламов был по доносу солагерников. Спустя месяц приговорён к десяти годам заключения.

Фельдшер

В 1943 году Шаламов попал под категорию так называемых доходяг - зэков, находящихся на последней стадии физического истощения. В этом состоянии он попал в лагерную больницу, после выписки работал несколько лет на прииске «Спокойный».

В больницу Шаламов попадал несколько раз. Так, 1946 году его госпитализировали с подозрением на дизентерию. Благодаря одному из врачей Шаламов после выздоровления был направлен на курсы фельдшеров в больницу, расположенную в двадцати трех километрах от Магадана. После окончания учебы он работал в хирургическом отделении. Фельдшером он работал ещё несколько лет после освобождения.

Срок заключения был окончен в 1951 году. Приблизительно в это время Шаламов отправил Борису Пастернаку сборник своих стихов. В 1953 году, возвратившись в Москву, Шаламов встретился с родственниками. Пастернак помог ему установить контакты в литературном мире. В 1954 году Варлам Шаламов начал работу над «Колымскими рассказами».

Семья

В середине пятидесятых Шаламов развёлся с Галиной Гудзь, брак с которой был заключён в 1932 году. Писатель всего был женат дважды. В 1956 он заключил брак с Ольгой Неклюдовой. В первом браке у прозаика родилась дочь Елена. С Неклюдовой - детской писательницей - Шаламов развелся в 1965 году. В этом браке детей не было. У Неклюдовой был сын, ставший впоследствии известным фольклористом.

Последние годы

Биография Шаламова включает двадцать лет лагерей. Пребывание в заключении не прошло бесследно. В конце пятидесятых он перенес тяжелое заболевание, долгое время лечился в Боткинской больнице. После выздоровления издал сборник стихов «Огниво». А спустя три года - «Шелест листьев».

В конце 70-х писатель начал резко терять слух, зрение, способность к координации движений. В 1979 году Шаламова направили в пансионат для престарелых и инвалидов. Спустя два года он перенес инсульт. В 1982 году Шаламов был обследован, в результате чего переведён в интернат для психохроников. Однако во время транспортировки автор «Колымских рассказов» простудился, заболел пневмонией. Умер Шаламов Варлам Тихонович 17 января 1982 года. Похоронен на Кунцевском кладбище. На могиле писателя позже установили памятник скульптора Федота Сучкова.

Творчество Шаламова

Выше упомянуто знакомство героя сегодняшней статьи с автором «Доктора Живаго». Стихи Варлама Шаламова Пастернак высоко ценил. Поэтов связывала многолетняя дружба. Однако после того как Пастернак отказался от Нобелевской премии, их пути разошлись.

Среди поэтических сборников, созданных Варламом Шаламовым, помимо вышеупомянутых, стоит назвать также «Московские облака», «Точку кипения», цикл «Дорога и судьба». В «Колымские тетради» вошло шесть стихотворений и поэм. К прозаическим произведениям Варламова Шаламова относятся антироман «Вишера» и повесть «Фёдор Раскольников». В 2005 году на экраны вышел фильм, снятый по мотивам «Колымских рассказов». Творчеству и биографии Шаламова посвящено несколько документальных кинолент.

«Колымские рассказы» впервые были опубликованы на Западе. Следующий раз этот сборник опубликовали спустя четыре года в Лондоне. И первое, и второе издание «Колымских рассказов» Шаламова осуществлено было против его воли. При жизни писателя ни одно из его произведений, посвященных ГУЛАГу, не вышло.

«Колымские рассказы»

Произведения Шаламова пропитаны реалистичностью, несгибаемым мужеством. Каждая из историй, включённых в «Колымские рассказы», достоверна. Сборник рассказывает о жизни, которую пришлось пережить большому количеству людей. И лишь единицы из них (Варлам Шаламов, Александр Солженицын) смогли, нашли в себе силы поведать читателям о безжалостных сталинских лагерях.

В «Колымских рассказах» Шаламов поднял основной нравственный вопрос советской эпохи. Писатель раскрыл ключевую проблему того времени, а именно противостояние личности тоталитарному государству, не щадящему человеческих судеб. Сделал он это посредством изображения быта заключённых.

Герои рассказов - люди, сосланные в лагеря. Но Шаламов не только поведал о суровых, бесчеловечных, несправедливых наказаниях, которыми они подвергались. Он показал, в кого превращается человек вследствие длительного заключения. В рассказе «Сухим пайком» эта тема раскрыта особенно ярко. Автор рассказал о том, насколько гнёт государства подавляет личность, растворяет его душу.

В обстановке постоянного голода, холода, люди превращаются в зверей. Они уже ничего не осознают. Они желают лишь тепла и еды. Главными ценностями становятся элементарные вещи. Заключенным управляет тупая и ограниченная жажда жизни. Сам же автор утверждал, что "Колымские рассказы" - это попытка решить некие важные нравственные вопросы, которые просто не могут быть разрешены на любом другом материале.

18.06.1907 – 17.01.1982

Писатель Варлам Шаламов родился в Вологде в семье священника Тихона Николаевича Шаламова и его жены Надежды Александровны. В 1914 г. поступил в гимназию имени Александра Благословенного г. Вологды. В 1923 г. окончил единую трудовую школу второй ступени №6, располагавшуюся в бывшей гимназии. В 1924 г. уехал из Вологды и поступил на работу дубильщиком на кожевенный завод г. Кунцево Московской области.

В 1926-м поступает по направлению от завода на 1-й курс Московского текстильного института и одновременно по свободному набору на факультет советского права Московского государственного университета. Выбирает МГУ.

19 февраля 1929 г. арестован при облаве в подпольной типографии при печатании листовок под названием «Завещание Ленина». Получает за это как «социально-опасный элемент» 3 года заключения в лагерях. После содержания в Бутырской тюрьме прибывает с этапом в Вишерский лагерь (Северный Урал). Работает на строительстве Березниковского химкомбината под руководством Э.П.Берзина, будущего начальника колымского Дальстроя. В лагере встречается с Галиной Игнатьевной Гудзь, будущей первой женой (поженились в 1934).

В октябре 1931 г. освобожден из исправительно-трудового лагеря, восстановлен в правах. В 1932 возвращается в Москву и начинает работать в профсоюзных журналах «За ударничество» и «За овладение техникой», с 1934 – в журнале «За промышленные кадры».

В 1936 г. Шаламов публикует первую новеллу «Три смерти доктора Аустино» в журнале «Октябрь» №1.

13 января 1937 г. писатель арестован за контрреволюционную троцкистскую деятельность и вновь помещен в Бутырскую тюрьму. Особым совещанием осужден на 5 лет заключения в исправительно-трудовых лагерях с использованием на тяжелых работах. 14 августа с большой партией заключенных на пароходе прибывает в бухту Нагаево (Магадан). До декабря 1938 г. работает в золотодобывающих забоях прииска «Партизан». В декабре 1938 г. арестован по лагерному «делу юристов». Находится в следственной тюрьме в Магадане («Дом Васькова»), после чего переведен в тифозный карантин магаданской пересыльной тюрьмы. С апреля 1939 по май 1943 работает в геологоразведочной партии на прииске «Черная речка», в угольных забоях лагерей «Кадыкчан» и «Аркагала», на общих работах на штрафном прииске «Джелгала».

В мае 1943 г. арестован по доносу солагерников «за антисоветские высказывания» и за похвалу в адрес писателя И.А. Бунина. 22 июня 1943 г. на суде в пос. Ягодном осужден за антисоветскую агитацию на 10 лет лагерей. Осенью 1943 г. в состоянии «доходяги» попадает в лагерную больницу «Беличья» близ пос. Ягодное. После выписки работает в шахте на прииске «Спокойный». Летом 1945 тяжело больным находится в больнице «Беличья». С помощью сочувствующих медиков выходит из предсмертного состояния. Остается временно в больнице культоргом и подсобным рабочим.

Осенью 1945 г. работает с лесорубами в тайге на зоне «Ключ Алмазный». Не выдержав нагрузки, решается на побег. В наказание направляется на общие работы на штрафной прииск «Джелгала». Весной 1946 г. находится на общих работах на прииске «Сусуман». С подозрением на дизентерию вновь попадает в больницу «Беличья». После выздоровления с помощью врача А.М. Пантюхова направляется на учебу на курсы фельдшеров в лагерную больницу на 23-й километр от Магадана. После окончания курсов направляется на работу фельдшером хирургического отделения в Центральную больницу для заключенных «Левый берег» (пос. Дебин, 400 км от Магадана). Доработает фельдшером в поселке лесорубов «Ключ Дусканья». Начинает писать стихи, вошедшие затем в цикл «Колымские тетради». В 1950 – 1951 гг. работает фельдшером приемного покоя больницы «Левый берег».

13 октября 1951 г. срок заключения окончен. В последующие два года по направлению треста «Дальстрой» работает фельдшером в поселках Барагон, Кюбюма, Лирюкован (Оймяконский район, Якутия), чтобы заработать деньги для отъезда с Колымы. Продолжает писать стихи и написанное отправляет через знакомого врача Е.А. Мамучашвили в Москву к Б.Л. Пастернаку. Получает ответ. Начинается переписка двух поэтов.

12 ноября 1953 г. возвращается в Москву, встречается с семьей. Сразу же встречается с Б.Л. Пастернаком, который помогает установить контакты с литературными кругами. В 1954 г. Шаламов начинает работу над первым сборником «Колымские рассказы». К этому же времени относится расторжение брака с Г. И. Гудзь.

В 1956 г. переезжает в Москву, заключает брак с О.С. Неклюдовой. Работает внештатным корреспондентом журнала «Москва», Публикует первые стихи из «Колымских тетрадей» в журнале «Знамя», №5. В 1957 - 1958 гг. переносит тяжелое заболевание, приступы болезни Меньера, лечится в Боткинской больнице.

В 1961 г. издает первую книжку стихов «Огниво». Продолжает работать над «Колымскими рассказами» и «Очерками преступного мира». В 1964 г. издает книгу стихов «Шелест листьев». Год спустя завершает сборники рассказов колымского цикла «Левый берег» и «Артист лопаты».

В 1966 г. Шаламов разводится с О.С. Неклюдовой. Знакомится с И.П. Сиротинской, в ту пору сотрудницей Центрального государственного архива литературы и искусства.

В 1966 – 1967 гг. создает сборник рассказов «Воскрешение лиственницы». В 1967 г. издает книгу стихов «Дорога и судьба». В 1968 – 1971 гг. работает над автобиографической повестью «Четвертая Вологда». В 1970 - 1971 гг. – над «Вишерским антироманом».

В 1972 г. на Западе, в издательстве «Посев», были опубликованы «Колымские рассказы». Шаламов пишет письмо в «Литературную газету» с протестом против самовольных незаконных изданий, нарушающих авторскую волю и право. Многие коллеги-литераторы воспринимают это письмо как отказ от «Колымских рассказов» и порывают отношения с писателем.

В 1972 г. Шаламов издает книгу стихов «Московские облака». Принят в Союз писателей СССР. В 1973 – 1974 гг. работает над циклом «Перчатка, или КР-2» (заключительным циклом «Колымских рассказов»). В 1977 г. издает книгу стихов «Точка кипения». В связи с 70-летием представлен к ордену «Знак почета», но награды не получает.

В 1978 г. в Лондоне, в издательстве «Overseas Publications», выходит книга «Колымские рассказы» на русском языке. Издание осуществлено также вне воли автора. Здоровье Шаламова резко ухудшается. Начинает терять слух и зрение, учащаются приступы болезни Меньера с потерей координации движений. В 1979 г. с помощью друзей и Союза писателей направляется в пансионат для престарелых и инвалидов.

В 1980 г. получил известие о присвоении ему премии французского Пен-клуба, но премии так и не получил. В 1980 - 1981 гг. - переносит инсульт. В минуты подъема читает стихи навещавшему его любителю поэзии А.А. Морозову. Последний публикует их в Париже, в «Вестнике русского христианского движения».

14 января 1982 г. по заключению медкомиссии переводится в пансионат для психохроников. 17 января 1982 г. умирает от крупозного воспаления легких. Похоронен на Кунцевском кладбище г. Москвы.

Биография составлена И.П.Сиротинской, уточнения и дополнения – В.В. Есипов.

Плюсануть

В 1924 году он уехал из родного города, работал дубильщиком на кожевенном заводе в Сетуни.

В 1926 году поступил на факультет советского права Московского государственного университета.

19 февраля 1929 году Шаламов был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму за распространение "Письма к съезду" Владимира Ленина. Приговорен к трем годам заключения в Вишерском отделении Соловецких лагерей особого назначения.

В 1932 году вернулся в Москву, где снова продолжил литературную работу, занимался журналистикой, сотрудничал в ряде небольших профсоюзных журналов.

В 1936 году в журнале "Октябрь" один из его первых рассказов "Три смерти доктора Аустино".

В 1937 году в журнале "Литературный современник" вышел рассказ Шаламова "Пава и дерево" .

В январе 1937 года он был снова арестован и приговорен к пяти годам Колымских лагерей, а в 1943 году — к десяти годам за антисоветскую агитацию: назвал писателя Ивана Бунина русским классиком.

В 1951 году Шаламов был освобожден, работал фельдшером недалеко от села Оймякона.

В 1953 году поселился в Калининской области (ныне Тверская область), где трудился агентом по техническому снабжению на торфопредприятии.

В 1956 году после реабилитации Шаламов вернулся в Москву.

Некоторое время сотрудничал в журнале "Москва", писал статьи и заметки по вопросам истории культуры, науки, искусства, публиковал стихи в журналах.

В 1960-х годах вышли стихотворные сборники Шаламова "Огниво" (1961), "Шелест листьев" (1964), "Дорога и судьба" (1967).

На рубеже 1960-1970-х годов Шаламов написал автобиографическую повесть "Четвертая Вологда" и антироман "Вишера".

Годы жизни, проведенные в лагерях, стали основой для написания Шаламовым сборника стихов "Колымские тетради" (1937-1956) и главного труда писателя — "Колымских рассказов" (1954-1973). Последние были разделены автором на шесть книг: "Колымские рассказы", "Левый берег", "Артист лопаты", "Очерки преступного мира", "Воскрешение лиственницы" и "Перчатка или КР-2". "Колымские рассказы" распространялись в самиздате. В 1978 году в Лондоне большой том "Колымских рассказов" впервые был напечатан на русском языке. В СССР они были опубликованы в 1988-1990-х годах.

В 1970-х годах выходили поэтические сборники Шаламова "Московские облака" (1972) и "Точка кипения" (1977).

В 1972 году он был принят в Союз писателей СССР.

В мае 1979 года Шаламов переехал в дом инвалидов и престарелых Литфонда.

В 1980 французское отделение Пен-клуба наградило Шаламова Премией свободы.

В Вологде в доме, где родился и вырос писатель, открыт мемориальный музей Варлама Шаламова.

Писатель был дважды женат, оба брака закончились разводом. Его первой супругой была Галина Гудзь (1910-1986), от этого брака родилась дочь Елена (1935-1990). С 1956 по 1966 год Шаламов был женат на писательнице Ольге Неклюдовой (1909-1989).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Варлам Шаламов


СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ

ТОМ 1

КОЛЫМСКИЕ РАССКАЗЫ


Как топчут дорогу по снежной целине? Впереди идет человек, потея и ругаясь, едва переставляя ноги, поминутно увязая в рыхлом глубоком снегу. Человек уходит далеко, отмечая свой путь неровными черными ямами. Он устает, ложится на снег, закуривает, и махорочный дым стелется синим облачком над белым блестящим снегом. Человек уже ушел дальше, а облачко все еще висит там, где он отдыхал, - воздух почти неподвижен. Дороги всегда прокладывают в тихие дни, чтоб ветры не замели людских трудов. Человек сам намечает себе ориентиры в бескрайности снежной: скалу, высокое дерево, - человек ведет свое тело по снегу так, как рулевой ведет лодку по реке с мыса на мыс.

По проложенному узкому и неверному следу двигаются пять-шесть человек в ряд плечом к плечу. Они ступают около следа, но не в след. Дойдя до намеченного заранее места, они поворачивают обратно и снова идут так, чтобы растоптать снежную целину, то место, куда еще не ступала нога человека. Дорога пробита. По ней могут идти люди, санные обозы, тракторы. Если идти по пути первого след в след, будет заметная, но едва проходимая узкая тропка, стежка, а не дорога - ямы, по которым пробираться труднее, чем по целине. Первому тяжелее всех, и когда он выбивается из сил, вперед выходит другой из той же головной пятерки. Из идущих по следу каждый, даже самый маленький, самый слабый, должен ступить на кусочек снежной целины, а не в чужой след. А на тракторах и лошадях ездят не писатели, а читатели.


На представку


Играли в карты у коногона Наумова. Дежурные надзиратели никогда не заглядывали в барак коногонов, справедливо полагая свою главную службу в наблюдении за осужденными по пятьдесят восьмой статье. Лошадей же, как правило, контрреволюционерам не доверяли. Правда, начальники-практики втихомолку ворчали: они лишались лучших, заботливейших рабочих, но инструкция на сей счет была определенна и строга. Словом, у коногонов было всего безопасней, и каждую ночь там собирались блатные для своих карточных поединков.

В правом углу барака на нижних нарах были разостланы разноцветные ватные одеяла. К угловому столбу была прикручена проволокой горящая «колымка» - самодельная лампочка на бензинном паре. В крышку консервной банки впаивались три-четыре открытые медные трубки - вот и все приспособление. Для того чтобы эту лампу зажечь, на крышку клали горячий уголь, бензин согревался, пар поднимался по трубкам, и бензиновый газ горел, зажженный спичкой.

На одеялах лежала грязная пуховая подушка, и по обеим сторонам ее, поджав по-бурятски ноги, сидели партнеры - классическая поза тюремной карточной битвы. На подушке лежала новенькая колода карт. Это не были обыкновенные карты, это была тюремная самодельная колода, которая изготовляется мастерами сих дел со скоростью необычайной. Для изготовления ее нужны бумага (любая книжка), кусок хлеба (чтобы его изжевать и протереть сквозь тряпку для получения крахмала - склеивать листы), огрызок химического карандаша (вместо типографской краски) и нож (для вырезывания и трафаретов мастей, и самих карт).

Сегодняшние карты были только что вырезаны из томика Виктора Гюго - книжка была кем-то позабыта вчера в конторе. Бумага была плотная, толстая - листков не пришлось склеивать, что делается, когда бумага тонка. В лагере при всех обысках неукоснительно отбирались химические карандаши. Их отбирали и при проверке полученных посылок. Это делалось не только для пресечения возможности изготовления документов и штампов (было много художников и таких), но для уничтожения всего, что может соперничать с государственной карточной монополией. Из химического карандаша делали чернила, и чернилами сквозь изготовленный бумажный трафарет наносили узоры на карту - дамы, валеты, десятки всех мастей… Масти не различались по цвету - да различие и не нужно игроку. Валету пик, например, соответствовало изображение пики в двух противоположных углах карты. Расположение и форма узоров столетиями были одинаковыми - уменье собственной рукой изготовить карты входит в программу «рыцарского» воспитания молодого блатаря.

Новенькая колода карт лежала на подушке, и один из играющих похлопывал по ней грязной рукой с тонкими, белыми, нерабочими пальцами. Ноготь мизинца был сверхъестественной длины - тоже блатарский шик, так же, как «фиксы» - золотые, то есть бронзовые, коронки, надеваемые на вполне здоровые зубы. Водились даже мастера - самозваные зубопротезисты, немало подрабатывающие изготовлением таких коронок, неизменно находивших спрос. Что касается ногтей, то цветная полировка их, бесспорно, вошла бы в быт преступного мира, если б можно было в тюремных условиях завести лак. Холеный желтый ноготь поблескивал, как драгоценный камень. Левой рукой хозяин ногтя перебирал липкие и грязные светлые волосы. Он был подстрижен «под бокс» самым аккуратнейшим образом. Низкий, без единой морщинки лоб, желтые кустики бровей, ротик бантиком - все это придавало его физиономии важное качество внешности вора: незаметность. Лицо было такое, что запомнить его было нельзя. Поглядел на него - и забыл, потерял все черты, и не узнать при встрече. Это был Севочка, знаменитый знаток терца, штоса и буры - трех классических карточных игр, вдохновенный истолкователь тысячи карточных правил, строгое соблюдение которых обязательно в настоящем сражении. Про Севочку говорили, что он «превосходно исполняет» - то есть показывает умение и ловкость шулера. Он и был шулер, конечно; честная воровская игра - это и есть игра на обман: следи и уличай партнера, это твое право, умей обмануть сам, умей отспорить сомнительный выигрыш.

Играли всегда двое - один на один. Никто из мастеров не унижал себя участием в групповых играх вроде очка. Садиться с сильными «исполнителями» не боялись - так и в шахматах настоящий боец ищет сильнейшего противника.

Партнером Севочки был сам Наумов, бригадир коногонов. Он был старше партнера (впрочем, сколько лет Севочке - двадцать? тридцать? сорок?), черноволосый малый с таким страдальческим выражением черных, глубоко запавших глаз, что, не знай я, что Наумов железнодорожный вор с Кубани, я принял бы его за какого-нибудь странника - монаха или члена известной секты «Бог знает», секты, что вот уже десятки лет встречается в наших лагерях. Это впечатление увеличивалось при виде гайтана с оловянным крестиком, висевшего на шее Наумова, - ворот рубахи его был расстегнут. Этот крестик отнюдь не был кощунственной шуткой, капризом или импровизацией. В то время все блатные носили на шее алюминиевые крестики - это было опознавательным знаком ордена, вроде татуировки.

Варлам Тихонович Шаламов (1907 – 1982)

Варлам Шаламов родился в 1907 году в Вологде. Его отец был священником. Шаламов не был религиозен. Его привлекала другая сторона духовной жизни - книги.

В 1926 Варлам Шаламов поступил на факультет советского права в МГУ. Жажда деятельности переполняла его, он вел активную студенческую жизнь, участвовал в митингах, дискуссиях, демонстрациях. Но тут произошло роковое событие, предопределившее всю его последующую судьбу. В 1929 Шаламов был арестован по обвинению в распространении якобы фальшивого политического завещания Ленина. Это было знаменитое «Письмо съезду». Трехлетнее заключение Шаламов отбывал в одном из лагерей Северного Урала, где зеки строили громадный химкомбинат. В 1932 году, выпущенный на волю, Варлам Шаламов возвратился в Москву.

В 1937 Шаламова арестовали. Сначала он был осужден - как бывший заключенный - на 5 лет, потом еще на 10 - за антисоветскую агитацию. Свой срок Варлам Шаламов получил за то, что назвал эмигранта Ивана Бунина русским классиком. Писателя направили в самое пекло «архипелага ГУЛАГ» - на Колыму. Там добывали золото для страны десятки тысяч ни в чем не повинных людей. В этом аду Варламу Тихоновичу Шаламову помогли выжить фельдшерские курсы, которые он окончил в 1945 году, за 6 лет до освобождения.



Лагерный опыт Шаламова был горше и дольше моего, и я с уважением признаю, что именно ему, а не мне досталось коснуться того дна озверения и отчаяния, к которому тянул нас весь лагерный быт.
А. И. Солженицын

В одном из лучших рассказов, в «Сентенции», Шаламов с беспристрастностью медика рассказывает о смерти и воскресении человека.

Умирающий, почти мертвый от голода герой рассказа оказывается в тайге, в бригаде топографов, на очень легкой работе.
Сбросив с себя непомерную тяжесть лагерного труда, герой рассказа впервые осознает, что он умирает и, анализируя свои чувства, приходит к выводу, что из всех человеческих чувств у него осталось одно - злость.

«Не равнодушие, а злость была последним человеческим чувством», - утверждает Шаламов.
Само освобождение от работы, даже без дополнительной еды (вся еда - кусок хлеба, ягоды, корни, трава) - производит чудо. К человеку начинают возвращаться чувства: приходит равнодушие. Ему все равно - будут его бить или нет, дадут хлеб или нет. А затем является страх. Теперь ему страшно лишиться этой спасительной работы, высокого холодного неба и боли в мышцах, которой давно уже не было. Потом приходит зависть.

«Я позавидовал мертвым своим товарищам… Я позавидовал и живым соседям, которые что-то жуют, соседям, которые что-то закуривают… Любовь не вернулась ко мне… Как мало нужна людям любовь. Любовь приходит тогда, когда все человеческие чувства уже вернулись».

До любви к людям возвращается любовь к животным. Герой не позволил застрелить самочку снегиря, сидевшую на яйцах.

Самой последней к человеку возвращается память. Но, вернувшись, она делает жизнь невыносимой, ибо память вырывает человека из ада, в котором он живет, напоминая, что существует и другой мир.
Приходит воскрешение человека, но одновременно кончается перерыв и надо снова возвращаться в шахту - на смерть. Героев Шаламова ждет только смерть. «Специальная инструкция гласит: уничтожить, не позволить остаться в живых» («Лида»).
На вопрос «почему люди продолжают жить в нечеловеческих условиях?», почему лишь единицы кончают жизнь самоубийством, Шаламов дает два ответа. Одних, очень немногих, поддерживает вера в Бога. С глубокой симпатией, но и с некоторым недоумением перед явлением ему непонятным, необъяснимым, рассказывает он о заключенном-священнике, который молится в лесу («День отдыха»), о другом священнике, которого - в виде редчайшего исключения - позвали исповедать умирающую («Тетя Поля»), о немецком пасторе («Апостол Павел»). Истинная вера, облегчающая страдания и позволяющая жить в лагере - явление не частое.
Большинство заключенных продолжает жить, ибо надеется. Именно надежда поддерживает еле теплящийся огонек жизни у колымских узников. Шаламов видит в надежде зло, ибо очень часто смерть лучше жизни в аду.

«Надежда для арестанта всегда кандалы. - пишет Шаламов. - Надежда всегда несвобода. Человек, надеющийся на что-то, меняет свое поведение, чаще кривит душой, чем человек, не имеющий надежды» («Житие инженера Кипреева»). Поддерживая волю к жизни, надежда обезоруживает человека, лишает возможности умереть достойно. Перед лицом неизбежной смерти надежда становится союзницей палачей.


Отвергая надежду, Шаламов противопоставляет ей волю к свободе. Неукротимую любовь не к абстрактной свободе, а к индивидуальной свободе человека. Этой теме посвящен один из лучших рассказов Шаламова - «Последний бой майора Пугачева». В рассказе майор Пугачев бежит из немецкого плена, но, попав к своим, арестовывается и отправляется на Колыму. Шаламов дает герою рассказа символическое имя - Пугачева, вождя крестьянской войны, потрясшей Россию в XVIII веке. В «Последнем бое майора Пугачева» писатель рассказывает историю людей, решивших быть свободными или умереть с оружием в руках.

Важное место в «Колымских рассказах» занимают уголовники, «блатные». Шаламов даже написал исследование на эту тему - «Очерки преступного мира», в котором он пытался проникнуть в психологию «блатных».

Столкнувшись в лагере с живыми профессиональными преступниками, Шаламов понял, как ошибался Горький и другие русские писатели, увидевшие в уголовниках бунтарей, романтиков, отвергавших серую, мещанскую жизнь.

В целой серии рассказов - «На представку», «Заклинатель змей», «Боль», в «Очерках преступного мира» Варлам Тихонович показывает блатных - людей, потерявших все человеческое - грабящими, убивающими, насилующими так же спокойно и естественно, как другие люди спят и едят. Писатель настаивает на том, что уголовникам чужды все чувства. «Лагерь - это дно жизни. - пишет Шаламов. - «Преступный мир» - это не дно дна. Это совсем, совсем другое, нечеловеческое».

При этом, замечает Шаламов, следует различать человека, укравшего что-либо, хулигана и вора, члена «преступного мира». Человек может убивать и воровать и не быть блатарем. «Любой убийца, любой хулиган, - утверждает Шаламов, - ничто по сравнению с вором. Вор тоже убийца и хулиган плюс еще нечто такое, чему почти нет имени на человеческом языке».

Ненавидя уголовников, не находя для них ни одного слова снисхождения, Варлам Шаламов показывает особенность воровского мира. Это - единственная организованная сила в лагерях. Их организованность, их сплоченность выглядят особенно внушительно на фоне полной разобщенности всех других заключенных. Связанные строгим воровским «законом», блатные чувствуют себя в тюрьме и лагере дома, чувствуют себя хозяевами. Не только их беспощадность, но и их сплоченность дает им силу. Этой силы боится и начальство.


Уголовники и начальство - это две силы лагерного мира. Они здесь дома. Начальство такое же жестокое, беспощадное и такое же растленное, как и уголовники. Шаламов показывает вереницу уголовников - убивающих за свитер, убивающих для того, чтобы не ехать в лагерь, но остаться в тюрьме. И рядом такую же галерею начальников различных уровней - от полковника Гаранина, подписывающего списки расстрелянных, до садиста инженера Киселева, собственноручно ломающего кости заключенным.

agunovskij.ucoz.ru ›index…tikhonovich_shalamov…107
«В искусстве существует закон „всё или ничего“, столь сейчас популярный в кибернетике. Иными словами, нет стихов менее квалифицированных и более квалифицированных. Есть стихи и не стихи. Это деление более правильное, чем деление на поэтов и не поэтов». Впервые в отдельном издании собраны теоретические работы Шаламова, посвященные литературе. В том числе знаменитая теория «новой прозы», диагностирующая смерть романа, на смену которому приходит, по мнению Шаламова, короткая проза документа, вернее «проза, выстраданная как документ». В этом сборнике Шаламов выступает как исследователь литературы, теоретизирующий не только чужой, но и свой собственный литературный опыт.

Мне не сказать, какой чертою
Я сдвинут с места -- за черту,
Где я так мало, мало стою,
Что просто жить невмоготу.

Здесь -- не людское, здесь -- Господне,
Иначе как, иначе кто
Напишет письма Джиоконде,
Засунет ножик под пальто.

И на глазах царя Ивана
Сверкнет наточенным ножом,
И те искусственные раны
Искусства будут рубежом.

И пред лицом моей Мадонны
Я плачу, вовсе не стыдясь,
Я прячу голову в ладони,
Чего не делал отродясь.

Я у себя прошу прощенья
За то, что понял только тут,
Что эти слезы -- очищенье,
Их также «катарсис» зовут.

Литературные эссе Варлама Шаламова, впервые вышедшие отдельным томом, способны полностью поменять его образ в читательском сознании. Худой измученный человек в шапке-ушанке (полжизни лагерей, небольшой томик пронзительной лагерной прозы и психоневрологический интернат в финале) вдруг поправляет галстук, оказываясь интеллектуалом, эрудитом, блестящим литературоведом, иронич-ным критиком. Проведя многие годы в полной изоляции от культурного пространства, Шаламов удивительным образом выходит в авангард литератур-ных споров своего времени: он рассуж-дает об антиутопии Хаксли, ссылается на французских сюрреалистов, продолжает идеи Якобсона и разбирается в структурализме.

Вернувшись из лагеря, Шаламов был крайне недоволен состоянием современного литературоведения, особенно науки о стихах: не понимал, почему в стиховедении не введено и не разработано такое важное понятие, как поэтическая интонация, которая позволяет отличить стихи от не-стихов. Классическим примером «интонационного плагиата» Шаламов, например, считал «Реквием» Ахматовой, объявленный Чуковским ее главным вкладом в русскую поэзию, но написанный в интонациях раннего Кузмина. Большой блок работ по теории стихосложения, над которыми Шаламов трудился несколько лет, так и остался до сих пор невостребованным.

Впрочем, самое неожиданное в книге — затерявшаяся где-то в разделе теории прозы авторецензия «Моя проза». Превратив свой человеческий лагерный опыт в опыт литературный, Шаламов делает следующий шаг — он подвергает собственные произведения и собственный творческий метод отстраненному литературоведческому анализу. В Шаламова-писателя, который смотрит на Шаламова-лагерника, вглядывается Шаламов-литературовед. В риторике немецкого философа Теодора Адорно это можно было бы назвать «литературоведением после Освенцима».

Шаламов о структурализме



Последние материалы сайта