Коммерческая деятельность студии военных художников им грекова. Военное искусство: бюсты по фотографиям, танки с натуры и битвы с заказчиком. — В парадном кителе при наградах, наверное

31.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

    Студия военных художников имени М.Б. Грекова (улица Советской Армии, 4), творческий коллектив художников баталистов. Создана в 1934—35, состояла при особой отдельной кавалерийской бригаде, затем при Политическом управлении Московского… … Москва (энциклопедия)

    - (улица Советской Армии, 4), творческий коллектив художников баталистов. Создана в 1934 35, состояла при особой отдельной кавалерийской бригаде, затем при Политическом управлении Московского военного округа, в 1943 91 при Главном политическом… … Москва (энциклопедия)

    Имени М. Б. Грекова (с 1984 Орденов Трудового Красного Знамени и Красной Звезды Студия военных художников имени М. Б. Грекова), коллектив советских военных художников. Создана в 1934 35, названа в память М. Б. Грекова. С 1943 в ведении… … Художественная энциклопедия

    Имени М. Б. Грекова (с 1965 Ордена Красной Звезды Студия военных художников им. М. Б. Грекова), коллектив советских военных художников. Создана в 1934 35, названа в память М. Б. Грекова. С 1943 в ведении Главного политического управления… …

    16 июля 1943 г. было установлено почётное звание «Народный художник РСФСР». Звание присваивалось Указами Президиума Верховного Совета РСФСР, после вступления в должность 10 июля 1991 г. Президента РСФСР Указами Президента РСФСР. После изменения… … Википедия

    - (от франц. bataille битва) жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в Б. ж. занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого; Б. ж. присуще… … Большая советская энциклопедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    - (1911 1967), живописец баталист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1955). Член Студии военных художников им. М. Б. Грекова (с 1940). Картины, посвящённые Великой Отечественной войне («Победа», 1948). Государственная премия СССР (1949). * * *… … Энциклопедический словарь

В московском Манеже проходит выставка знаменитой Студии военных художников имени М.Б. Грекова

В экспозиции представлены известные масштабные диорамы «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе» и «Сбор войск в Коломне перед Куликовской битвой», живописные полотна, скульптурные работы классиков и современных мастеров студии, а также витражи, предметы декоративно-прикладного искусства и лаковая миниатюра. А перед входом в выставочный зал встречает гостей скульптура Георгия Константиновича Жукова работы народного художника России Михаила Переяславца. Скульптура великого полководца, в два человеческих роста, была отлита специально для юбилейной выставки.

В рамках выставки выступают музыкальные ансамбли Минобороны России, художники проводят мастер-классы.

Студия военных художников имени М.Б. Грекова — уникальный творческий коллектив. Её художниками созданы десятки тысяч произведений живописи, графики и скульптуры, шедевры монументально-исторического жанра. Это всемирно известные монументы Е.В. Вучетича «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом кургане (Волгоград) и «Воину-освободителю» в Трептов-парке (Берлин), полотно «Кто с мечом к нам придёт - от меча и погибнет» С.Н. Присекина, украшающее Георгиевский зал Большого Кремлёвского Дворца, роспись центральной части храма Христа Спасителя, фронтовая графика времён Великой Отечественной войны, уникальная серия «Нюрнбергский процесс» Н.Н. Жукова, панорама «Плевенская эпопея 1877 года» (Болгария)…

На юбилейной выставке представлено около тысячи произведений самых разных жанров: живопись, графика, икона, лаковая миниатюра, диорама и скульптура. Каждый художник представлен не только историческими и батальными работами, но и произведениями в других жанрах, что позволяет лучше раскрыть творческую личность мастера.

В творчестве художников не одна лишь война. С задорной улыбкой на гостей глядит с полотна вечно молодой Юрий Гагарин. На картинах Николая Овечкина великие ученые и писатели предстают не в парадном обличии – Ломоносов работает дома в распахнутой рубашке, Пушкин задумчиво бредёт по берегу моря. Выделяется Маяковский – впрочем, как и всегда в окружении своих футуристических стихов-лестниц...

Изумительны иллюстрации к «Евгению Онегину» Дмитрия Белюкина.

Запоминаются психологические портреты российских воинов прошлого и настоящего Александра Сытова, Алексея Евстигнеева, Алексея Федорова, Олега Ехдакова, Юрия Бирюкова…

За время существования Студии её художниками было создано более 80 панорам и диорам. Сегодня студийцы продолжают эту традицию, завещанную им М.Б. Грековым, и считаются ведущими мастерами в мире в панорамно-диорамном искусстве.

«То, что сделано грековцами достойно внимания и уважения. Они в годы Великой Отечественной войны работали прямо с передовой. Они воспитывали и воспитывают поколения людей, делают так, чтобы подвиги прошлого помнили и знали. Сейчас этот труд приобретает особую актуальность. Многие пытаются переменить историю, придумывают псевдогероев…

Только "грековцы" могут создать такие диорамы, как, например "Бородинская битва" – украшение города, памятник тем, кто защищал Отечество столетия назад. Поздравляю студию с 80-летием! Уверен, будущее её будет не менее славным, чем прошлое. Министерство обороны сделает всё возможное, чтобы художникам больше не пришлось обращаться к военной теме, чтобы они рисовали только мирную жизнь, армию, лица военных и их характеры. Спасибо вам!», – отметил министр обороны России Сергей Шойгу, подчеркнув, что в нашей стране нет более спаянного творческого коллектива, чем этот.

– Я всегда с трепетом относился к творчеству грековцев – не только потому, что я работаю в сфере культуры, но и потому, что интересуюсь историей. Сейчас – в год 70-летия со Дня Победы – мы ведём активную работу – устанавливаем памятные доски на школах, где учились Герои Советского Союза, восстанавливаем братские могилы. Сейчас я очень надеюсь на сотрудничество с грековцами».

Редакция благодарит Студию военных художников им. М.Б. Грекова за предоставленные иллюстрации.

По материалам СМИ

Возникновение студии неразрывно связано с именем замечательного художника Митрофана Борисовича Грекова, одного из зачинателей советской батальной живописи. Его полотна «Тачанка», «Трубачи Первой Конной армии», «В отряд к Буденному», «Знаменщик и трубач» входят в число классических произведений советской живописи.

В 1934 г. после смерти художника специальным постановлением Совнаркома была создана в Москве «Изомастерская самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова». Студия была призвана продолжить и творчески развить лучшие традиции советского батального жанра. Первоначально она была учебной мастерской для наиболее одаренных художников-красноармейцев, которые совершенствовали свое мастерство под руководством видных художников: В. Бакшеева, М. Авилова, Г. Савицкого и других. В 1940 г. студия стала художественной организацией Красной Армии, объединяющей военных художников.

В годы Великой Отечественной войны многие грековцы ушли на фронт. Основным видом творческой работы в военных условиях были натурные зарисовки. Их историческое и художественное значение трудно переоценить. Военные рисунки Н. Жукова, И. Лукомского, В. Богаткина, А. Кокорекина и других художников - это своеобразная зримая летопись Великой Отечественной войны, ее главных военных сражений, фронтовой жизни. Они отмечены большой любовью к главному герою этой величайшей битвы за Родину - советскому солдату.

Тема подвига народа в Великой Отечественной войне творчески обогащается и в настоящее время. В первые послевоенные годы грековцы создали полотна, графические серии, скульптурные композиции, которые получили самое широкое признание. Это картины «Мать» Б. Неменского, «Победа» П. Кривоногова, памятник Воину-освободителю Е. Вучетича, установленный в Трептов-парке в Берлине.

Художники студии создали и создают много монументальных памятников воинской славы в различных городах Советского Союза и за рубежом. Наиболее значительные сражения запечатлены в таких произведениях, как панорама «Сталинградская битва» в Волгограде (выполнена группой художников под руководством М. Самсонова), диорама «Битва за Перекоп» в Симферополе (автор Н. Бут) и др. В этих произведениях как бы заново оживают события военных лег, они помогают осознать, какой огромной ценой была достигнута великая победа советского народа.

В творчестве художников разнообразно отражается современная жизнь Советской Армии, ее мирные будни, военные учения. В произведениях ведущих мастеров студии Н. Овечкина, М. Самсонова, В. Переяславца, В. Дмитриевского, Н. Соломина и других раскрывается образ советского воина, человека высокой нравственной чистоты, идейности, беззаветно любящего свою социалистическую Родину.

Александр Сытов

ВЫСТАВКИ

Номер журнала:

ПОЯВЛЕНИЕ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА ПАНОРАМНОЙ ЖИВОПИСИ СВЯЗАНО С ИМЕНЕМ ФРАНЦА РУБО (1856-1928). ШИРОКУЮ ИЗВЕСТНОСТЬ ЕМУ ПРИНЕСПИ ПАНОРАМЫ «ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ» И «БОРОДИНСКАЯ БИТВА». ФРАНЦ РУБО СЧИТАЛ, ЧТО «БАТАЛИСТ ДОЛЖЕН РАЗВИВАТЬ В СЕБЕ СПОСОБНОСТЬ БЫСТРО СХВАТЫВАТЬ ОБЩЕЕ, ХАРАКТЕРНОЕ, ПЕРЕДАВАТЬ МОДЕЛЬ В ДВИЖЕНИИ, УМЕТЬ РИСОВАТЬ И ПИСАТЬ ПО ВПЕЧАТЛЕНИЮ, ПО ПАМЯТИ...». ДОЛГОЕ ВРЕМЯ Ф. РУБО ПРЕПОДАВАЛ В АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ВОСПИТАЛ ЦЕЛУЮ ПЛЕЯДУ ТАЛАНТЛИВЫХ РУССКИХ БАТАЛИСТОВ, САМЫМ ИЗВЕСТНЫМ ИЗ КОТОРЫХ СТАЛ МИТРОФАН БОРИСОВИЧ ГРЕКОВ (1882-1934).

Митрофан Греков посвятил большую часть своих работ Красной Армии. В силу самых разных причин многие его начинания не получали завершения. Он продолжал работать в станковой живописи. В 1934 году, получив заказ на исполнение вместе с бригадой художников под его руководством комплексной панорамы «Перекоп», Греков уехал в Крым для подготовки этюдного материала. Но 27 ноября художник скоропостижно умер от сердечного приступа.

29 ноября 1934 года был издан приказ Народного комиссара обороны СССР К.Е. Ворошилова о создании в особой отдельной кавалерийской бригаде изомастерской самодеятельного красноармейского искусства имени М.Б. Грекова.

Так мечта художника воплотилась после его смерти. Греков говорил: «Военным художником может быть не всякий, хотя и самый одаренный живописец и рисовальщик. Надо очень хорошо изучить военное дело, знать его тайны, запахи, уметь точно представлять действия войсковых масс, их подразделений и отдельных солдат и офицеров. Надо непременно побывать в шкуре военного человека, понюхать пороху, испытать оружейный, артиллерийский и пулеметный обстрел. А самое главное, надо ближе узнать народ на войне, почувствовать его дух». Эти поразительно точные, выверенные жизнью слова Митрофана Грекова стали своеобразной программой творчества художников-грековцев всех поколений.

В первые годы становления коллектив комплектовался из самодеятельных художников. В изомастерскую зачисляли одаренных красноармейцев, которые продолжали проходить боевую и политическую подготовку, а занятия посещали в свободное от службы время. Ближайшими их учителями и наставниками стали известные мастера советского искусства, вошедшие в состав первого художественного совета: Г.К. Савицкий, А.М. Герасимов, Е.А. Кацман, В.С. Сварог, Н.Г. Котов, М.И. Авилов и другие, ежемесячно консультировавшие учащихся в работе. Наиболее одаренные ученики получили возможность поступать в художественные вузы.

В 1938 году приказом Главнокомандующего Московским военным округом С.М. Буденного изомастерская самодеятельного красноармейского искусства была переименована в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. Так постепенно начинает складываться коллектив художников-профессионалов, которые работали над заданиями от военного руководства.

К 1940 году в Студию приходят первые профессиональные художники Анатолий Горпенко, Сергей Годына, Петр Кривоногов, последний написал у стен рейхстага картину «Победа» (1948). К тому времени в арсенале грековцев уже появились работы, созданные по результатам поездки на фронт советско-финской войны (зима 1940 года). Это была первая проверка на выносливость и умение работать в трудных походных условиях. На ведущих выставочных площадках столицы открывались одна за другой экспозиции произведений художников. Но им предстояло стать не певцами ратного прошлого, а летописцами будущих жестоких военных испытаний.

В первые же дни Великой Отечественной войны часть художников Студии ушли на фронт с маршевыми ротами. Другие были направлены в агитационные пункты, где за короткий срок создали сотни панно, призывающих воинов к выполнению своего патриотического долга. Студии поручили организовать выпуск плакатов под названием «листок красноармейца» специально для рассылки в воинские части. за годы войны были напечатаны и сделались символами времени многие плакаты грековцев («Отстоим Москву!» Н.Н. Жукова и В.С. Климашина, «дойдем до Берлина!» Л.Ф. Голованова и другие).

Зимой 1941 года группа молодых военных художников Студии выехала на западный фронт в армию, которой командовал генерал-лейтенант К.К. Рокоссовский. В начале зимы 1942-го значительным этапом в жизни Студии стала поездка военных художников в героический Сталинград. Непосредственно в частях зарисовывали боевые эпизоды, заводские корпуса, где между разбитыми станками стояли наши орудия, где под остовом сгоревшего вагона размещался командный пункт дивизии.

Через определенные промежутки времени группы художников Студии съезжались в свою фронтовую штаб-квартиру, чтобы сдать выполненные зарисовки и запастись необходимыми материалами для дальнейшей работы. Художники Студии передвигались вместе с войсками. Их можно было встретить на улицах Варшавы, Праги, Бухареста, Будапешта, Вены зарисовывающими боевые действия и освобожденных людей. Когда наши войска начали штурм Берлина, там уже были военные художники. Ожесточенные бои в предместьях и на улицах города фиксировались в ряде рисунков и этюдов. Завершением военной деятельности грековцев стало создание художником Н.Н. Жуковым на Нюрнбергском процессе более двухсот портретов фашистских преступников, защиты, свидетелей, судей, представителей прессы.

Творческая деятельность Студии имени М.Б. Грекова внесла значимый вклад в борьбу с врагом. Война для художников Студии стала школой профессионального мастерства и основой для будущих произведений.

После Великой Отечественной войны в творчестве студийцев наряду с сюжетно-тематической картиной начинает развиваться панорамно-диорамное искусство, о котором всю свою жизнь мечтал Митрофан Греков. Первые диорамы были невелики по размерам, но в процессе их создания студийцы осваивали этот жанр как синтезирующий вид изобразительного искусства, сочетающий двухмерное изображение с иллюзией пространственной глубины и дали с предметным рядом - составной частью, которой, как правило, отводится вспомогательная роль.

В 1982 году в Волгограде открылась панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» («Сталинградская битва»), над которой работал авторский коллектив в составе: Н.Я. Бут, В.К. Дмитриевский, П.И. Жигимонт, П.Т. Мальцев, М.И. Самсонов, Ф.П. Усыпенко. Работа велась над гигантским полотном размером 120 метров по окружности и 16 метров высотой. Вся территория по кругу между холстом и смотровой площадкой была наполнена предметным планом. Она стала единственной панорамой в России, созданной в советский период. Панорама, как центр всего ансамбля-музея «Сталинградская битва», объединила вокруг себя остальные разделы комплекса.

В канун 50-летия Победы в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе открылся комплекс из шести диорам, отражающих важнейшие военные операции Второй мировой войны: «Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 года» (автор Е.И. Данилевский), «Блокада Ленинграда» (автор Е.А. Корнеев), «Курская битва» (автор Н.С. Присекин), «Сталинградская битва. Соединение фронтов» (авторы М.И. Самсонов и А.М. Самсонов), «Форсирование Днепра» (автор В.К. Дмитриевский), «Штурм Берлина» (автор В.М. Сибирский).

Сегодня художники Студии продолжают традиции диорамно-панорамного искусства и занимают передовые позиции в этой области. Заслуженный художник РФ П.В. Рыженко в 2010 году создал диораму «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе», в 2011-м - диптих, посвященный Великой Отечественной войне: «Начало войны. 1941 год» и «Битва под Москвой». На последней изображены события на Бородинском поле в октябре 1941-го. В 2013 году в столице Республики Беларусь открылось новое здание Белорусского Государственного музея истории Великой Отечественной войны, где представлены две диорамы, созданные мастерами Студии: «Оборона Минска. 1941 год» и «Минский котел» (первая изображает бои под городом заслав- лем, вторая - операцию «Багратион»). В 2014-м художник Студии Сергей Трошин создал диораму «Новороссийская десантная операция. Сентябрь 1943 года» к 95-летию прославленного соединения Черноморского флота - Севастопольской ордена Нахимова 41-й бригады ракетных катеров. Эта диорама была установлена и торжественно открыта в Севастополе в день юбилея в обновленном музее, расположенном на территории военной бригады.

В 2014 году на территории Владимирского скита Свято-Тихоновой пустыни в Калужской области состоялось открытие диорамы «Стояние на угре» (автор П.В. Рыженко), посвященной знаковому событию в русской истории, положившему конец монголо-татарскому игу.

Студия военных художников имени М.Б. Грекова, существующая уже почти 80 лет, - уникальный творческий коллектив военных художников. Разнообразный тематический круг работ грековцев (военно-патриотическая, религиозно-духовная и лирическая темы) представлен в десятках тысяч произведений живописи, графики и скульптуры, исполненных в лучших традициях русского реалистического искусства. Среди них памятники культуры и искусства мирового значения - монументы Е.В. Вучетича «Родина-мать зовет» (1959-1967, Мамаев курган, Волгоград) и «Воин-освободитель» (1949, Трептов-парк, Берлин), картина П.А. Кривоногова «Победа» (1948), полотно С.Н. Присекина «Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет» (1983), украшающее Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Помимо этого художники Студии неоднократно принимали участие в таких проектах, как реставрация, роспись храмов и иконостасов, создание фресок. На сегодняшний день в Студии работает большой творческий коллектив - 30 мастеров современного реалистического искусства: художники, скульпторы и графики высочайшего профессионального уровня, входящие в сотню лучших художников России.

Велико значение художников-баталистов, посвятивших свое творчество изображению отечественной истории и Российской Армии, созданию ее летописи в художественных образах. Поколения художников, чья судьба связана с уникальным армейским коллективом Студии имени М.Б. Грекова, гордо называют себя «грековцы».

Военный заказ существует не только в промышленности. Единственная в мире студия военных художников сталкивается с потребностями армии в высоком каждый день. Чего хочет заказчик и как художники работают с натурой, можно узнать в репортаже «Защищать Россию». Оценить же результат мы предлагаем вам.

Творчество по плану

Одной из уникальных особенностей студии военных художников имени М.Б.Грекова является сплетение творчества и плановой организации работы. Ежегодно из управления культуры Минобороны в студию поступают заказы на создание серий художественных работ, посвященных тем или иным видам и родам Вооруженных сил России. Батальные сюжеты, сцены из повседневной жизни армии, авиации и флота, а также образы героев и простых военных, отраженные на холсте и бумаге, расходятся по войсковым частям, кораблям и музеям.

Если свободный художник может рисовать просто то, что ему захочется, то у грековцев подход иной — создаваемая картина не просто должна быть красивой, но и точно передавать все специфические детали — от пропорций и форм боевой техники в пейзажах до наград на кителях военных в портрете.

Занятие это утомительное.

Работа в поле

Для поиска сюжетов грековцы выезжают на натуру — в войсковые части, военно-морские базы, на аэродромы. Как сказал живописец Олег Ездаков, художник должен ездить в подразделения. По всей России.

Олег Ездаков. Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

«Нарисовать хорошую картину можно только тогда, когда ты видишь что-то своими глазами, представляешь, как все происходит на самом деле.

Я часто езжу в Калининград и Севастополь, наблюдаю службу наших военных моряков и черпаю сюжеты на месте. Когда видишь действие на месте, особенно после Москвы, наблюдательность повышается многократно. Замечаешь детали, казалось бы, совершенно незаметные. И после этого хочется рисовать».

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

О том, как впечатления из сюжета переходят в готовую картину, беседуем с народным художником России Евгением Корнеевым. В этом году он создаст четыре полотна о жизни летчиков морской авиации.

— Я полетел в Приморский край и встретился с авиаторами. Мы обсудили, что они хотели бы увидеть на холсте. Оказалось, что нужно нарисовать самолеты противолодочной авиации. Я побеседовал с командиром авиабазы, с летчиками. Спрашиваю — что вы хотите? Хотим основные виды нашей деятельности — как работают радисты на узле связи, как проходит подготовка самолета к боевому вылету, что происходит на посту руководителя полетами. А четвертую тему я им сам предложил — нарисовать вертолеты.

Летчики захотели, чтобы я изобразил кипучую жизнь на аэродроме.

Поэтому им пришлось пустить меня куда только можно. Единственное — не удалось совершить полет, очень трудно согласовать допуск гражданского художника на военный борт.

На месте я посмотрел на пейзаж, ощутил атмосферу военного аэродрома. Моя задача как художника сделать картину интересной по композиции, по освещению, движениям людей. Чтобы это были не репортажные зарисовки, а хорошие картины, на которые людям было бы интересно смотреть. А мне — ее интересно делать. Я сделал там несколько набросков, пофотографировал и теперь здесь, в московской студии, напишу задуманные картины.

Евгений Корнеев. Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Живой портрет

— Очень многое в зарождении сюжета дает общение с людьми, — продолжает Евгений Корнеев, — много лет назад мне поручили нарисовать портрет делегата 27 съезда КПСС — командира танкового полка А.Григораша. По-вашему — как я его изобразил?

— В парадном кителе при наградах, наверное.

— Вот в основном все так и делают. На самом деле я с ним несколько дней просто беседовал, мы с ним хорошо вина попили. Он ко мне присматривался, много высправшивал кто я, да откуда.

Только на третий день Григораш открылся, стал рассказывать о себе. Как-то сказал: «Я — единственный в Советской армии цыган-командир танкового полка».

В промежутках между разговорами я наметал несколько эскизов, он мне попозировал и впоследствии получился вот такой портрет.

Портрет командира танкового полка А.Григораша. Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Душа железа

Как говорят сами грековцы, для военного художника очень важно ощутить мощь и романтизм боевой техники. Евгений Корнеев подчеркнул, что наша техника красива сама по себе. Она гармоничная и образная, в отличие от той же американской. У каждого танка, пушки или самолета есть свой характер, и его важно очень четко показать.

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

— Возьмем два истребителя — и . Они выполнены по одной аэродинамической схеме и для обывателя могут показаться почти одинаковыми. Но они совершенно разные.

МиГ — он маленький, шустрый и коренастый, а Су, несмотря на свои размеры, выглядит более изящным.

Эскиз в объективе

Когда речь заходит об эскизных набросках, то сразу представляешь себе художника, быстро зарисовывающего в альбоме детали пейзажа.

Но, по словам грековцев, это уже прошлый век.

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Фотоаппарат, особенно цифровой, позволяет поймать нужный момент, когда цвета, тени и объекты находятся в необходимой живописцу комбинации. Раньше черно-белая фотография помогала захватить только рисунок. А «цифра» ловит множество оттенков, которые могут появиться лишь на несколько секунд и при ручной зарисовке этюда нередко вылетают из головы.

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Другое дело — портрет. Человека фотографируют, чтобы подготовить наброски, сделать расколеровку, зафиксировать его позу. Но окончательная картина рисуется с натуры, просто потому что фотография не передает объема.

Бывает и так, что некоторые портретисты просто перерисовывают снимок, но для серьезных живописцев фотоаппарат — просто один из инструментов.

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Результат воображения

Иначе работают скульпторы студии Грекова. Их задача — увековечить в бронзе военнослужащих-героев или их подвиги. О том, как воплощается в металле образ человека, «ЗР» рассказал скульптор студии Алексей Чебаненко.

— Очень часто приходится лепить портрет не с натуры, а по фотографии. Одна из моих последних работ — бюст Героя России офицера-десантника Алексея Воробьева, погибшего в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе в марте 2000 года. К сожалению, у меня в распоряжении оказалось только две его фотографии, причем одна из них — из документов. Пришлось домысливать его образ самому и, в какой-то степени, поэтизировать его.

Бюст Героя России Алексея Воробьева. Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Не знаю, как он выглядел при жизни, но я решил изобразить его с задумчивым взглядом, устремленным вдаль.

Точно так же пришлось создавать портрет майора ВДВ Олега Юрасова, героически погибшего в бою всего за три недели до окончания вывода наших войск из Афганистана. Одна фотография — групповая маленькая, а другая — ретушированная с сайта «Герои страны». Тем не менее, один из сослуживцев Юрасова сразу узнал своего товарища в бронзе. Сказал, что у скульптуры «взгляд как у Олега». Для меня это было очень высокой оценкой творчества.

Бюст майора ВДВ Олега Юрасова. Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Битва с заказчиком

— Недостаток изображений погибших или скончавшихся людей — одна из главных проблем. Мы постоянно говорим военным: «Дайте больше фотографий человека, из паспорта, из личного дела. Обратитесь к их родственникам, наконец». Иногда нам военные передают фотографии, где человек еще молодой, а изобразить его надо в солидном возрасте. Тогда приходится его «взрослить», додумывать образ опираясь на знания об этом человеке, свое воображение и талант. Еще бывает так, что приходит заказ на создание бюста заслуженного военного, а списка наград к нему нет.

Очевидно, что гораздо легче работать с живыми людьми.

Работая с моделью можно увидеть, что за человек сидит перед тобой. И тогда намного проще сформировать его целостный образ.

Алексей Чебаненко. Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Хотя иногда достаточно нескольких минут, чтобы зафиксировать образ человека и дальше работать по фотографиям.

Так было с командующим Воздушно-десантными войсками Владимиром Шамановым. Он приехал к нам в студию всего на пятнадцать минут, один из наших мастеров отснял его с нескольких ракурсов и дальше лепил портрет по изображениям.

Я занимался созданием скульптурного портрета президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. Очень помогло то, что он человек публичный и можно без труда найти его фотографии и видеоизображения.

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Рождение скульптуры

— Сначала делается маленький эскиз. Он нужен для того, чтобы зафиксировать идею будущего произведения. Потом на специальном каркасе лепится рабочая модель в масштабе 1:5, которую можно проработать во всех деталях, найти какие-то решения и подобрать нужные пропорции. С готовой модели снимаются мерки и после этого можно увеличить ее до любого необходимого размера — хоть три метра высотой, хоть десять.\

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Соответственно, увеличенная модель также формируется на каркасе. Это довольно сложная конструкция из металла, дерева и монтажной пены. Без нее эталонная скульптура, слепленная из глины, просто разрушится. Затем с модели делаются слепки для отливки фрагментов скульптуры в воске, которые потом будут использованы при литье металла (восковая деталь заключается в гипсовую оболочку и по мере заливки расплава просто выгорает).

Когда все куски отлиты, их соединяют в единую фигуру сварщики. Скульптор на этой стадии занимается зачисткой швов и устранением мелких изъянов с помощью чекана.

Интересный факт — пройдя все стадии формовки и литья бронзовая скульптура усаживается и по сравнению с глиняным оригиналом становится меньше на 5-7%.

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

На размер больше

Оптимальный размер для скульптуры — неважно, бюст это или ростовой портрет — от натуры с четвертью и выше (например, слепленная голова по своим пропорциям на четверть больше головы человека, с которого ее лепили). Если создать скульптуру в точном соответствии с размерами оригинала, то она будет визуально казаться меньше, ее «съест воздух».

Так получилось со скульптурной композицией, посвященной героям фильма «Офицеры» на Фрунзенской набережной в Москве.

Указание было лепить фигуры артистов Алины Покровской, Василия Ланового и Георгия Юматова так, как они выглядели в жизни.

В мастерской они смотрелись прекрасно, но, когда композицию поставили на улицу, многие говорили, что мол « какие-то они все маленькие».

Кстати, там не только люди в натуральную величину изображены, но и скамейка, на которой сидит героиня Покровской. Мы эту скамью принесли из Екатерининского парка, всю отформовали, сделали точную копию и фигуру женщины лепили прямо на ней.

«Офицеры» на Фрунзенской набережной. Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Участие в создании этого памятника стало моей первой художественной работой в студии. В чистом виде творческой, потому что мне нужно было уловить грань образа артиста и персонажа. Чтобы был узнаваем и образ Георгия Юматова, и генерала, которого он играл. Это было одним из самых сложных заданий, но я с ним справился, чем очень горжусь.

Эффект преувеличения

В отличие от живописи, где естественный вид человека на портрете достигается его точным изображением, в скульптуре приходится некоторые детали утрировать. Например, чтобы складки на одежде смотрелись натурально, их нужно сделать более глубокими. А если их сделать такими, как в жизни, то они будут смотреться невыразительно и неестественно.

Сегодня можно отсканировать голову человека и распечатать на 3D-принтере. Но это не скульптура, а всего лишь копия, которая совершенно не будет смотреться.

У скульптуры же все объемы делаются более выразительными.

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Беседовал Григорий Миленин



Последние материалы сайта