В соответствии с Законом РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (далее - Закон об объектах культурного наследия, Закон) все археологические находки именуются объектами археологического наследия . К объектам археологического наследия согласно Закону относятся частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки.
Таким образом, объекты археологического наследия могут быть как недвижимыми, так и движимыми. В подавляющем большинстве случаев археологические находки (движимые объекты) обнаруживаются при раскопках недвижимых археологических памятников.
Источником обнаружения подобных объектов являются «работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия (так называемые археологические полевые работы)». Указанные работы в соответствии с п. 8 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, разрешения (открытого листа) на право проведения соответствующих работ. Обнаруженные подобным способом объекты в соответствии со ст. 4 того же Закона относятся к объектам культурного наследия федерального значения и могут находиться только в государственной собственности. В связи с этим физические и юридические лица, проводившие археологические полевые работы, в течение трех лет со дня выполнения работ обязаны передать все обнаруженные культурные ценности (включая антропогенные, антропологические, палеозоологические, палеоботанические и иные объекты, имеющие историко-культурную ценность) на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда РФ .
Нам не удалось обнаружить в российском законодательстве иных существенных положений, регулирующих правовой режим археологических объектов, помимо приведенных выше норм Закона об объектах культурного наследия. Таким образом, именно на основании приведенных выше норм предстоит определить, в чем состоит сущность указанных объектов, какова гражданско-правовая природа археологической находки.
Ценность археологических находок обычно носит весьма специфический, научный, и не всегда имущественный характер. Например, к археологическим находкам могут быть отнесены останки людей и животных или, с обывательской точки зрения, «испорченные», «некондиционные» предметы. Археологические раскопки являются целенаправленной деятельностью по обнаружению соответствующих предметов.
Клад, находка, брошенные вещи являются особыми разновидностями бесхозяйных вещей. Полагаем, что археологические находки являются не отраженной в ГК РФ специфической разновидностью бесхозяйных вещей. Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Право собственности на бесхозяйные вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности, если это не исключается правилами ГК РФ о специфических видах бесхозяйных вещей. Право собственности на археологические находки не может быть приобретено в силу приобретательной давности. Специальное законодательство устанавливает презумпцию государственной собственности на обнаруживаемые археологические объекты.
Представляется, что обнаружение ценных археологических объектов в результате проведения разведок и раскопок является одним из способов приобретения права собственности на объекты археологического наследия. В литературе указывалось, что по редакции ст. 218 ГК РФ указанные в ней основания приобретения права собственности носят исчерпывающий характер, хотя они не охватывают всех возможных оснований приобретения права собственности. Подобного недостатка было бы легко избежать, если бы ст. 218 ГК РФ была бы дополнена указанием на то, что кроме перечисленных в ней оснований возможны другие способы приобретения права собственности .
Рассматриваемый нами способ приобретения права собственности на культурные ценности является весьма специфичным. Во-первых, осуществлять соответствующие работы по поиску указанных объектов имеют право лишь квалифицированные лица, получившие на это разрешение в установленном законом порядке. Во-вторых, в отношении всех указанных объектов специальным законодательством установлена презумпция государственной собственности. В-третьих, данные предметы всегда признаются объектами культурного наследия народов РФ исключительно федерального значения.
В связи с тем, что механизм такого способа приобретения права собственности как археологические раскопки подробно в законодательстве не раскрыт, на практике возникает множество вопросов.
Во-первых, из действующего законодательства, на наш взгляд, весьма сложно уяснить, установлена ли в России «монополия» государства на проведение работ по поиску археологических объектов. Закон об объектах культурного наследия содержит размытую формулировку. Как указывалось выше, в нем говорится лишь о том, что все археологические работы могут производиться на основании разрешения (Открытого листа) и о неких «физических и юридических лицах, проводивших археологические полевые работы». Таким образом, из содержания положений Закона однозначно следует лишь запрет на проведение соответствующих работ без их «санкционирования» государством. В ранее действовавшей Инструкции к Открытому листу на право производства археологических разведок и раскопок 1991 г., утвержденной Институтом археологии РАН, указывалось, что полевые исследования археологических памятников могут производиться лишь «в научных целях специализированными учреждениями, музеями, ВУЗами, государственными органами охраны памятников и общественными организациями, связанными с такой охраной». В ныне действующем Положении о производстве археологических раскопок и разведок и об Открытых листах 2001 г., утвержденном Институтом археологии РАН, также предусмотрено, что «полевые археологические исследования (раскопки и разведки) могут производиться лишь в научных, охранных и учетных целях специализированными научными и научно-реставрационными учреждениями, высшими учебными заведениями, музеями и государственными органами охраны памятников истории и культуры» .
Таким образом, формально, в приведенных документах не содержится запрета на выдачу разрешений негосударственным организациям. (Как известно, учреждения и музеи могут быть как государственными, так и частными или муниципальными.) Однако общая направленность комментируемого документа свидетельствует о том, что, в основном, Открытые листы выдаются именно специализированным государственным организациям.
В связи с тем, что Закон об объектах культурного наследия в ст. 45 установил, что порядок выдачи разрешений на проведение археологических работ должен быть установлен Правительством РФ, в настоящее время разработан проект соответствующего Постановления Правительства РФ, утверждающего Положение о порядке выдачи Открытых листов. В нем содержится несколько иная формулировка: «правом на получение Открытого листа и руководство полевыми археологическими работами обладают исследователи, имеющие специальную подготовку, владеющие современными методами ведения раскопок и разведок и фиксации их итогов в форме Научного отчета». Приведенная формулировка призвана, на наш взгляд, либерализовать систему выдачи Открытых листов, допустив к проведению археологических работ не только работников государственных организаций, но иных квалифицированных лиц. Однако не стоит забывать о том, что все указанные лица после окончания соответствующих работ обязаны передавать обнаруженные объекты в государственную часть музейного фонда РФ.
Остается открытым и вопрос получения разрешения собственника земельного участка на проведение раскопок. В законодательстве вообще не содержится положений, разграничивающих проведение археологических работ на государственных, муниципальных или частных землях. Эта проблема не столь актуальна в случаях, когда земельный участок, на котором государственной организацией проводятся археологические полевые работы, находится в государственной собственности. (Большая часть официальных археологических работ на сегодняшний день производится на землях историко-культурного назначения, находящихся в государственной собственности.) Однако нам не удалось обнаружить в законодательстве норм, регулирующих проведение раскопок на частной или муниципальной земле.
Столь пристальный интерес к проблемам археологической тематики сегодня представляется вполне закономерным. Не секрет, что в последние годы нашу страну захлестнула волна так называемой «черной археологии». В связи с этим предусмотренный законом механизм приобретения государством права собственности на объекты археологического наследия все чаще дает сбои. Наибольшая опасность в данном случае, с нашей точки зрения, заключается не столько в том, что вновь обнаруживаемые объекты не поступают в государственную собственность, сколько в том, что несанкционированные раскопки способны нанести непоправимый ущерб археологическому наследию России.
Как известно, в археологии огромное значение имеет так называемый «контекст находки» (какие вещи встречены вместе, при каких обстоятельствах они попали в землю и т.д.) В этой связи в советское время основные усилия законодателя были направлены на сохранение именно недвижимых памятников (поселений, могильников, древних крепостей и т.п.), а не отдельных предметов. Этому подходу способствовало то, что после Октябрьской революции собственником земли, а значит и археологических памятников, стало государство. С другой стороны, были ликвидированы крупные состояния, позволявшие создавать крупные частные коллекции культурных ценностей. Профессиональные грабительские раскопки были бессмысленны. Таким образом, охрана основного источника археологических находок - археологических памятников, считалась вполне достаточной мерой и для предотвращения расхищения культурных ценностей.
Произошедшая в нашей стране либерализация гражданского оборота существенно изменила сложившуюся в советское время обстановку. На сегодняшний день земельные участки, на территории которых располагаются археологические памятники, могут принадлежать на праве собственности, аренды и т.д. частным лицам. Кроме того, появились экономические основы для создания крупных частных коллекций культурных ценностей. Это привело к формированию устойчивого спроса на них, а как следствие этого - к появлению поставщиков таких культурных ценностей - так называемых «черных археологов», ведущих планомерное массовое ограбление археологических памятников .
Нелегальный рынок археологических находок является весьма существенным сегментом нелегального рынка культурных ценностей. Существует значительное количество коллекционеров, желающих приобрести именно археологические объекты. Благодаря формированию соответствующего рынка, грабительские раскопки археологических памятников поднялись на качественно новый уровень. Если раньше они носили случайный характер и, в силу этого, наносили незначительный ущерб, то теперь ими занимаются профессионалы, имеющие достаточно знаний, необходимую технику и оборудование, целенаправленно выбирающие объекты для поиска ценностей. В современных условиях идет процесс обезличивания движимых культурных ценностей, попадающих на рынок. Практически все предметы объявляются случайными находками. Кроме того, дается ложная информация даже о регионе находки для того, чтобы не привлечь конкурентов, и невозможно было проверить легенду об обстоятельствах находки вещи. Восстановить истинный контекст находки в таком случае практически невозможно.
Таким образом, введение археологических объектов в хозяйственный оборот, формирование и хранение коллекций подобных культурных ценностей, в значительной степени являются незаконными, ввиду незаконности первоначального приобретения этих предметов.
УДК 130.2 (470 ББК 87
А.Б. Шухободский
объект археологического наследия как отдельный феномен культурных ценностей
Охарактеризованы особенности памятников археологии как объектов наследия, отличия между объектами археологического наследия. объектами культурного наследия, памятниками истории и культуры в отношении процедур охраны.
культурная ценность, объект археологического наследия, объект культурного наследия, памятник истории, памятник культуры.
В настоящее время памятники археологии относятся к одному из видов объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). В то же время в законодательстве постоянно приходится вводить отдельные пункты, касающиеся объектов археологического наследия, что косвенно свидетельствует об их нетождественности другим объектам культурного наследия.
В Законе РФ от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Закон об ОКН) особо выделяются «объекты археологического наследия» . Это связано с тем, что они являются объектами культурного наследия особого рода. Они и связанные с ними предметы материальной культуры относятся к отдельной категории. Как и другие «памятники истории и культуры», памятники археологии могут быть представлены в виде отдельных объектов, ансамблей и достопримечательных мест. В то же время объекты археологического наследия обладают рядом особенностей выделяющих их из ряда других объектов культурного наследия. Так, все памятники археологии по историко-культурной ценности относятся к объектам федерального значения и одновременно признаются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия и получают статус выявленных объектов культурного наследия со дня их обнаружения .
Рассматривая отличия памятников археологии от памятников истории и культуры, необходимо рассмотреть присущие им отличительные признаки.
Первый отличительный признак объекта археологического наследия - это то, что, несмотря на прямое положение Закона о том, что объекты культурного наследия являются недвижимым имуществом , объекты археологического наследия могут быть как недвижимыми, так и движимыми культурными ценностями, что выделяет их в совершенно особую
группу памятников истории и культуры. При этом, в основном, движимые археологические ценности обнаруживаются при раскопках на недвижимых объектах археологического наследия .
Второй признак заключается в том, что в отличие от неотъемлемых декоративно-прикладных предметов, живописи и скульптуры, неразрывно связанных с памятником истории и культуры и остающихся в нём, движимые объекты археологического наследия изымаются из раскопа. В течение трех лет со дня выполнения археологических работ все обнаруженные культурные ценности (включая антропогенные, антропологические, палеозоологические, палеоботанические и иные объекты, имеющие историко-культурную ценность) должны быть переданы на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации. Таким образом, относительно объектов археологического наследия, в отличие от других объектов культурного наследия, вопрос музеефикации движимых культурных ценностей оказывается законодательно закрепленным.
Третье - в отличие от целенаправленной работы, проводимой для выявления новых «памятников истории и культуры», с целью их охраны и сохранения в местах их расположения, в отношении объектов археологического наследия только в исключительных случаях допускаются спасательные археологические полевые работы, с полным или частичным изъятием археологических находок из раскопов. То есть систематическая работа по выявлению памятников археологии согласно Закону об ОКН вестись не должна. Это резко сузило возможность проведения научного изучения памятников археологии, сведя все возможности исключительно к мерам по сохранению данных объектов при проведении строительных и иных земляных работ, и не возможности проведения других исследований. Такое ограничение,
несомненно, является ошибочным относительно данного феномена, имеющего многолетнюю историю чисто научных раскопок, чрезвычайно расширивших представления о мировой истории и позволившего уточнить хронологию исторических и доисторических событий. И в этом случае можно не согласиться с Зигмундом Фрейдом, который говорил: «археологические интересы вполне похвальны, но раскопок не производят, если этим подрываются жилища живых людей, так, что жилища эти обрушиваются и под своими развалинами погребают людей» .
Четвертый признак - это то, что зачастую экономическая ценность объектов археологического наследия может быть значительно ниже ценности других культурных ценностей в силу того, что археологическими ценностями признаются любые свидетельства существования прошлых поколений, так как они несут информацию научного и исторического характера. Таким образом, они могут представлять интерес только для исследователей, дополняя картину событий далекого прошлого, не имея ценности как произведения искусства.
Пятый - «полевые археологические исследования (раскопки и разведки) могут производиться лишь в научных, охранных и учетных целях специализированными научными и научно-реставрационными учреждениями, высшими учебными заведениями, музеями и государственными органами охраны памятников истории и культуры» . Причём работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия проводятся на основании выдаваемого сроком не более, чем на один год разрешения (открытого листа) на право проведения определенного вида таких работ. Открытый лист выдаётся не учреждению, а конкретному исследователю, обладающему соответствующей подготовкой и квалификацией. Отчет об археологических полевых работах и вся полевая документация в течение трех лет со дня окончания срока действия открытого листа подлежат передаче на хранение в Архивный фонд РФ согласно Федеральному закону от 22 октября 2004 года №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» .
Шестой признак - пунктом 3 статьи 49 Закона об ОКН устанавливается, что памятник археологии находится исключительно в государственной собственности , и пункт 1 статьи 50 закрепляет невозможность отчуждения объекта археологического наследия из государствен-
ной собственности . Кроме того, земельные участки или участки водного объекта, в пределах которых находятся памятники археологии, ограничены в обороте - согласно Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) они не предоставляются в частную собственность .
Специфическим является и то, что памятник археологии и земельный участок или участок водного объекта, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно . При этом земельные участки или участки водного объекта в границах объекта археологического наследия согласно статье 99 ЗК РФ относятся к землям историко-культурного назначения , правовой режим на которых регулируется Законом об ОКН, ЗК РФ и Федеральным законом Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» .
В пределах земель историко-культурного назначения вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель, в случае с объектом археологического наследия основное назначение это его сохранение и использование. На землях историко-культурного назначения, в том числе землях памятников археологии, подлежащих исследованию и консервации, согласно ЗК РФ может быть запрещена любая хозяйственная деятельность. В соответствии со ст. 79; 94; ст. 99 данного Кодекса земли историкокультурного назначения в случае использования их не по целевому назначению могут быть изъяты у землепользователя.
Специфическим является и то, что объекты археологического наследия являются комплексными памятниками, сочетающими в себе черты природных и историко-культурных объектов. В связи с этим вопросы их охраны рассматриваются во многих законодательных актах. Весьма обширный раздел содержится в Градостроительном Кодексе Российской Федерации . «...В поселениях и на территориях, имеющих памятники истории и культуры, в том, числе памятники археологии... , в пределах которых запрещается или ограничивается градостроительная, хозяйственная или иная деятельность, причиняющая вред объектам историко-культурного наследия» . Относительно природных объектов вопросы их охраны рассматриваются в природоохранном законодательстве . В связи с тем, что археологические па-
Общество
мятники расположены на поверхности и в почвенном слое современных земельных угодий, вопросы охраны археологических памятников рассматриваются в земельном законодательстве . Археологические памятники, залегающие ниже современного почвенного слоя, т.е. в недрах, подпадают под действие Закона РФ «О недрах» .
Учитывая огромную научную и культурную ценность памятников археологии, а также то обстоятельство, что хозяйственная деятельность и строительство могут нанести памятникам существенный урон, законодательство предусматривает ряд специальных мер по обеспечению их сохранности при строительных работах.
Законом об ОКН особенности проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляется только при наличии заключения историко-культурной экспертизы об отсутствии на территории, подлежащей освоению, объектов культурного наследия. В случае обнаружения объектов археологического наследия на территории, подлежащей освоению, в проекты проведения таких работ должны быть внесены разделы об обеспечении сохранности обнаруженных объектов . Законом об ОКН запрещается такое использование земельного участка с объектами археологического наследия, которое может ухудшить их состояние или нанести вред окружающей историко-культурной среде . Органы охраны объектов культурного наследия имеют право приостанавливать строительные или иные работы, если в ходе их проведения возникает угроза существованию объекту археологического наследия или не соблюдаются предусмотренные законодательством меры по обеспечению его сохранности. За нарушения законодательства относительно памятников археологии возможны уголовная, административная и иная юридическая ответственность. Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны также возместить стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий .
Существенным отличием памятника археологии от других памятников истории и культуры является то, каким образом обеспечивается сохранность объектов археологического наследия. Отечественная и зарубежная практика использует
следующие формы и варианты обеспечения сохранности памятников археологии в зонах проведения строительных и иных земляных работ.
а) Полное научное исследование археологических памятников, целостность которых может быть нарушена в ходе строительства. Такое исследование включает: выявление памятников путем археологических разведок на местности; стационарные археологические раскопки памятников, которые ведутся, как правило, вручную с соблюдением определенной методики, с фиксацией всех особенностей памятника и находящихся на нем остатков сооружений, погребений и т.п.; камеральную обработку полученных при разведках и раскопках вещевых и иных материалов, их консервацию и реставрацию, проведение необходимых специальных анализов, научное описание материалов и т.п.; составление научной отчетности о полевых и камеральных исследованиях; передачу материалов полевых работ на постоянное хранение в музеи и другие государственные хранилища. Научное исследование является наиболее распространенной и универсальной формой обеспечения сохранности памятников археологии в зонах строительных работ.
б) Вынос (эвакуация) памятников за пределы зон затопления или проведения строительных работ. Относительно тех объектов археологического наследия, которые относятся к недвижимым памятникам истории и культуры, эта форма обеспечения сохранности может быть применена в очень ограниченной степени и относится, как правило, лишь к отдельным элементам памятников (отдельные архитектурные детали, гробницы, наскальные рисунки и т.п.).
в) Создание защитных сооружений, ограничивающих вредное воздействие проектируемых объектов на археологические памятники. Может рекомендоваться при строительстве крупных водохранилищ и только в отношении наиболее ценных памятников, так как стоимость создания защитных устройств, как правило, бывает выше стоимости полного научного исследования памятников. В то же время в последнее время появилась тенденция к созданию демонстративных площадок при реставрации зданий и сооружений, позволяющих составить представление об истории объекта путем консервации отдельных элементов археологических памятников на месте их находок под остеклением высокой прочности .
г) Исключение площадей археологических памятников из зон проведе-
ния строительных работ или зон затопления (например - изменение трасс газо- и нефтепроводов, с тем, чтобы они не затрагивали археологические памятники, изменение местоположения отдельных сооружений и т.п.). Может рекомендоваться лишь при наличии технической возможности такого исключения.
Специфическим дополняющим методом обеспечения сохранности археологических памятников в зонах строительства является археологический надзор. Проведение специалистами-археологами этого комплекса мер охраны памятников в зонах строительных работ обеспечивает, как показывает практика, оптимальное решение следующих задач:
1) Контроль за соблюдением всех норм действующего законодательства по охране памятников истории и культуры на территории строительства.
2) Контроль за полнотой и качеством выполнения мероприятий по охране конкретного объекта археологического наследия.
3) Мониторинг археологической ситуации на всей территории строительства в процессе строительно-монтажных работ.
4) Оценка общих результатов охранных археологических работ с точки зрения прогнозирования археологической ситуации на сопредельной территории.
Продемонстрировав, что памятники археологии существенно отличаются от других объектов культурного наследия, необходимо выделить в отдельный феномен объекты археологического наследия, так как они носят двойственный характер движимости и недвижимости. Их правовой статус должен быть определен специальным отдельным законодательством. Причем, недвижимые памятники археологии должны иметь статус памятников истории и культуры (объектов культурного наследия), а движимые музеефицированы, как движимые культурные ценности изъяты из раскопов, и иметь статус музейных предметов.
Множество проблем вызывает то, что при приобретении или аренде памятника лицо, осуществляющее сделку, не имеет представления о необходимости, а тем более стоимости проведения спасательных археологических работ. В связи с чем собственниками и арендаторами постоянно предпринимаются попытки по уничтожению памятников археологии во избежание дополнительных затрат . Этот вопрос должен быть решен на государственном и муниципальном уровне.
Другим нерешенным вопросом является то, что после проведения полнопро-
фильных археологических раскопок, когда в земле на участке не остается никаких культурных ценностей и участок полностью изучен с археологической точки зрения, он не выводится из списка археологических объектов культурного наследия. На самом деле, он перестает быть таковым и является только меткой (реперной точкой), где объект археологического наследия находился до проведения археологических работ.
В этой связи, после проведения полного комплекса археологических работ и изъятия всех культурных ценностей из раскопа и в случае отсутствия на конкретном участке недвижимых памятников археологии, данный участок должен быть выведен из реестра объектов археологического наследия как памятник истории и культуры и получить в реестре статус полностью изученного объекта археологического наследия со снятием всех обременений.
Во избежание утрат объектов археологического наследия, земельный участок, имеющий потенциальную археологическую ценность, предназначенный для возведения зданий и сооружений, требующих внедрения в слой почвы, не может отчуждаться или передаваться под строительство и для проведения иных земляных работ ни государственными органами, ни муниципалитетами, без предварительного проведения аварийно-спасательных археологических работ. Стоимость этих работ впоследствии добавляется к стоимости продажи или аренды этого земельного участка. Аналогичная норма должна быть законодательно закреплена при проведении ремонтных и прочих разрешенных работ на таких земельных участках.
Постоянно обостряющейся проблемой является «черная археология», то есть проведение незаконных раскопок. Наибольшая опасность заключается не столько в том, что извлекаемые культурные ценности попадают на черный рынок, а в том, что наносится непоправимый ущерб археологическому наследию России, а, следовательно, и всему мировому культурному наследию. В результате действий «черных археологов» происходит утрата контекстного восприятия артефакта, из-за изъятия объекта археологического наследия из его естественной среды и утраты содержащейся в существовавшей системе исторической информации теряется связь между прошлым и будущим. В связи с ростом интереса к культуре и истории, наряду с познавательной составляющей сформировалась и коммерческая, выражающаяся
Общество
тивно-прикладного искусства, живописи или скульптуры является обычной кражей, в то время как проведение незаконных раскопок носит намного более сложный правовой характер.
Необходимо отметить и ту особенность памятников археологии, что их восприятие обществом зачастую носит абстрактный или мифологический характер. Например, Троя воспринимается больше в связи с Генрихом Шлиманом или кинофильмом, нежели с самим городом. Более того, хотя большинство ученых придерживаются мнения, что Шлиман нашёл именно Трою, полной гарантии идентификации данного города с мифологической Троей Гомера не существует. Тутанхамон воспринимается как находка Говардом Картером его неразграбленной гробницы, а не как фараон Нового царства; Довмонтов меч во Пскове не имеет отношения к Довмонту, так как создан на 200-300 лет позже, и т.д.
Подводя итог рассмотрению объектов археологического наследия, важно отметить, что памятники археологии являются отдельным феноменом в системе культуры и должны рассматриваться как отдельное явление в области наследования и сбережения культурной идентичности.
в устойчивом спросе на археологические артефакты. Из-за отсутствия развитого рынка торговли культурными ценностями в России эта деятельность носит криминальный характер и получила чрезвычайно широкое развитие.
В связи с развитием Интернета доступность ранее закрытой информации о возможном месторасположении объектов археологического наследия и наличие современного оборудования (металлоискатели), позволяющего обнаруживать культурные ценности на глубине до двух метров, превратило данную деятельность в крупный незаконный бизнес. Данный вопрос требует строгого юридического решения, в противном случае культурному наследию будет нанесён огромный ущерб. В частности, нельзя не согласиться, с предложением Т.Р. Сабитова включить в УК РФ статью «Незаконное завладение культурными ценностями, не имеющими собственника, или собственник которых неизвестен» . Описанное нами криминальное явление также является спецификой объектов археологического наследия. Оно не характерно для других памятников истории и культуры, так как изъятие из объектов культурного наследия предметов декора-
список литературы:
Градостроительный Кодекс РФ. - М.: Эксмо, 2009. - 192 с.
Закон РФ от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // СЗ РФ. - 1997, № 30. - Ст. 3594.
Закон РФ от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. - 2002, № 32. -Ст. 133.
Закон РФ от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации // СЗ РФ. - 2002, № 26. - Ст. 2519.
Закон РФ от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2006, № 43. - Ст. 4169.
Положение о производстве археологических раскопок и разведок и об открытых листах. Утверждено Ученым советом Института археологии РАН 23 февраля 2001 г. - М., 2001. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.archaeology.rU/ONLINE/Documents/otkr_list.html#top/ (дата обращения 20.05.2011).
Постановление Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры» // СП СССР. - 1982, № 26. -Ст. 133.
Сабитов Т.Р. Охрана культурных ценностей: уголовно-правовые и криминологические аспекты / Автореф. ... канд. юр. наук. - Омск. 2002. - 12 с.
Сухов П.А. Археологические памятники, их охрана, учет и первичное изучение. - М.-Л.: АН СССР, 1941. - 124 с.
Трояновский С. За чем охотятся черные копатели // Новгородская интернет газета. - 2010, 31 августа. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://vnnews.ru/actual/chernokopateli (20.05.2011).
Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. С комментариями к последним изменениям. - М., Эксмо, 2011 - 272 с.
Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я» // Будущее одной иллюзии / Пер. с нем. -СПб.: Азбука-классика, 2009. - С. 158.
В разных странах законы определяют статус языков терминами государственный, официальный, иногда национальный. В государствах, где население пользуется более чем одним языком, официальный статус, как правило, имеют несколько языков. Так, например, в Швейца
Арамейское письмо использовалось для написания текста на одноименном языке, на котором велись торговые сделки на Ближнем Востоке примерно с 1000 г. до н. э. и до 1000 г. н. э. Оно происходит от финикийского письма. Поскольку эволюция от одного к другому б
Обмен веществ. Все живые организмы обладают способностью извлекать, преобразовывать и использовать энергию окружающей среды либо в виде питательных веществ, либо в форме солнечного излучения. Во внешнюю среду они возвращают продукты распада и преобразова
Все мы убеждены в том, что способны видеть то, что находится перед нами, точно восстанавливать в памяти важные события из прошлого, сознавать пределы своих знаний и правильно определять причинно-следственные отношения. Однако эти интуитивные убеждения час
Основными средствами называется то имущество, которое используется в качестве средств труда более 12 месяцев, стоимостью от 100 000 рублей. Учет основных средств в 1С 8.3 автоматизирован на 100%. Сначала в 1С Бухгалтерия для ОС оформляется . Далее их прин
"1С:Предприятие 8" помогло крупнейшему в Татарстане сельскохозяйственному предприятию "Сет иле" на 30% улучшить выполнение производственного плана Специалисты компании "1С:Первый БИТ" (Казань) завершили внедрение системы "1С:Бухгалтерия сельскохозяйственн