Флобер биография госпожа бовари история создания. «Госпожа Бовари», художественный анализ романа Гюстава Флобера. Смысл и главные принципы объективного метода Флобера на примере романа «Госпожа Бовари»

21.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Если быть откровенной, то писать статью о романе французского писателя Гюстава Флобера «Госпожа Бовари » трудно. Конечно, можно воспользоваться ворохом рецензий именитых критиков. Но я подумала, что было бы куда правильнее написать свои собственные мысли.

Но прежде немного истории.

«Госпожа Бовари » была опубликована в 1856 году. Этот роман моментально принес Флоберу мировую известность и крупные неприятности. На него был подан иск за оскорбление нравственности. К счастью суд закончился оправдательным приговором. Сразу же после решения суда роман был издан отдельным изданием.

В 2007 году был проведен опрос среди писателей современности. По их мнению к шедеврам мировой можно отнести два романа: во-первых, «Анну Каренину» Льва Толстого и, во-вторых, роман «Госпожа Бовари » Гюстава Флобера.

Чем же так удивительно это произведение?

Считается, что особым достоинством романа является стиль. В романе нет ни одного лишнего слова. Над некоторыми строчками Флобер сидел целую неделю, пытаясь отточить и подобрать исключительно нужные словосочетания. Однако лично я не берусь судить об излишках или недостаточности слов. О книге я сужу по своему восприятию, по зарождению мыслей, по настроению, которое появляется в моей душе.

Вот об этом я и напишу.

Сразу хочу сказать, что роман «Госпожа Бовари» идеально подойдет для тех, кто желает изучить быт мещан 19 века. Флобер описывает обычную провинциальную жизнь в мельчайших подробностях. Любители тонкой психологии тоже получат полное удовлетворение. Флобер смог передать чуть ли не каждую эмоцию главной героини романа. Объяснить каждый ее шаг. На протяжении всего чтения меня поражали такие глубинные познания чувствительной женской души. Так же этот роман будет крайне полезен для романтических особ, которые видят в смерти нечто прекрасное и потому строят отвратительные планы суицидов. В романе автор описал очень подробно сцену агонии после принятия смертельной дозы мышьяка. Этот момент в романе настолько тяжел, а описан настолько правдоподобно, что у меня кроме отвращения не было больше никаких других чувств. Кто летает в облаках, считая отравление романтичным, прочтите главу 8 часть 3 этого романа.

Не знаю как Флобер относился к Эмме Бовари, т.е. к госпоже Бовари — супруге сельского посредственного врача Шарля, но у меня на протяжении всего романа отношение менялось. В начале мне было жаль обаятельную мечтательницу, которая ошиблась в своих чувствах и надеждах. А кто же из нас не ошибался в свои молодые годы? Да и что Эмма могла видеть, учась в монастыре, а потом живя в деревне? Откуда ей было знать, что обычное влечение к мужчине и любовь — это несколько разные вещи? Начитавшись романов о страстной любви, как любой женщине всех времен и народов, ей хотелось такого же обожания, романтики и любви! Семейное положение женщины при этом не играет абсолютно никакой роли! Женщине просто хочется быть Женщиной, любимой и желанной.

Эмма ждала от брака счастья. Но, к сожалению, ее супруг был всего лишь обычным сельским лекарем, который уезжал с утра к своим больным и возвращался лишь вечером. Он не поддерживал ее попытки хоть как-то разнообразить их жизнь. Он не понимал романтических порывов молодой женщины, которая пыталась разыграть свидание в саду, почитать стихи и т.д. Молодой супруге было несносно скучно. Эмму душила обыденность. Мне ее было бесконечно жаль. Видимо супруг не очень понимал что не устраивало Эмму, так как он по-настоящему любил свою супругу и был счастлив лишь тем, что она была рядом. Ему казалось, что и ей должно быть достаточным просто наслаждаться его присутствием. Беда Эммы состояла как раз в том, что она не любила мужа и ее надежды на лучшее не оправдались.

Как часто мы видим разочарованных в жизни людей. Хотя со стороны вроде бы у человека все есть и ему нужно радоваться и благодарить Бога. На примере госпожи Бовари можно увидеть как происходит процесс увядания счастья в душе человека.

Шарль чувствовал, что его супруге необходима хоть какая-нибудь перемена. Он воспользовался приглашением и повез Эмму на бал, где все дышало роскошью. Разница между реальной сказкой на балу и обыденной жизнью потрясла Эмму. Вернувшись домой, госпожа Бовари закатила истерику, которая плавно перекатилась в глубокую депрессию. Шарль решил, что смена места жительства пойдет его супруге на пользу. Но он напрасно так считал. Так как Эмму душил не воздух деревни, где они проживали, а отсутствие разнообразия жизни.

Приехав в провинциальный городок Ионвилль-л`Аббей, Эмма с ужасом осознала, что обыденность и тут настигла ее. Все развлечение, которое могло быть по мнению главной героини — это адюльтер. И хотя я отрицательно отношусь к развлечениям такого рода, все равно я сочувствовала главной героине романа. Я не осуждала ее.

Осуждение появилось позже, когда Эмма стала проявлять капризы и эгоизм, какую-то безрассудную беспечность и готовность предать верного мужа в любую минуту. Да, она не любила Шарля, считала его бездарностью и пустышкой. Однако к тому моменту у них родилась дочь Берта. И одно только это обстоятельство на мой взгляд должно было как-то заставить Эмму пересмотреть свои желания и капризы. Даже в наш развратный 21 век я считаю, что дети не должны платить по счетам аморальных родителей! Если бы только в России существовал Нравственный кодекс, по которому можно было бы защищать интересы семьи и детей, то возможно многое бы изменилось. В романе же события происходили в 19 веке, где взгляды на супружескую измену были куда жестче. И если бы только Эмма была бы поймана за руку с любовником, то изгоем в обществе была бы не только сама госпожа Бовари, но и ее маленькая ни в чем невинная Берта. Впрочем, Эмма хоть и компрометировала себя, но доказательств ее неверности не было. Да только это обстоятельство не изменило трагичного конца.

Чем дальше я читала роман, тем серьезнее нарастало мое негодование. Описание бесконечной серости провинциального общества, какое-то однообразие жизни, лицемерие и равнодушие людей, нарастающая безвыходность финансового положения, в которое попала госпожа Бовари по своей доверчивости и пристрастия к дорогим вещам — все это давило на меня. Читать становилось тяжело.

Говорят, что когда Гюстав Флобер писал роман «Госпожа Бовари «, ему не раз было очень плохо. А во время подробнейшего описания сцены отравления мышьяком, Флобера даже дважды стошнило. Что ж, меня хоть и не тошнило, но чувство ужаса и отвращения к смерти, к равнодушию общества, к эгоизму… я испытала сполна.

В романе есть сцена, где Шарль, уступив уговорам главным образом своей супруги и фармацевта господина Оме, решается на операцию стопы конюха. Эмма мечтала как ее Щарль станет знаменит после подобного эксперимента. Но, как это часто в жизни бывает, все обернулось печальным результатом — у конюха началась гангрена и ногу пришлось ампутировать. Вместо признаний горожан, Шарль получил позор, угрызения совести и чувство вины. Мне казалось, что Эмма, такая чувствительная и импульсивная, как никто другой почувствует и поймет что испытывает ее верный супруг. К тому же она сама была не менее виновной в случившемся. Ведь она так старательно его подстрекала на этот опыт! Но я ошиблась в Эмме. Она не только не посочувствовала супругу, но очень жестко оттолкнула его от себя, обвинив в бездарности. Тут я испытала жалость к Шарлю. Он мужественно перенес позор и ни в чем никого не обвинил.

Что меня возмущало в Эмме больше всего? Она по каким-то странным причинам совсем забывала о дочери. Мечтая о побеге со своим любовником Родольфом, она упускала из виду малолетнюю дочь Берту. Могла остаться на ночь с любовником Леоном, даже не подумав о беспокойстве мужа и о том обстоятельстве, что маленькая дочка не засыпала без мамы. Эмма делала дорогие подарки в начале первому любовнику Родольфу, а после разлуки с ним и заведя Леона, последнему. При этом Берте при плачевном финансовом положении необходимо было начинать копить деньги на обучение. Эмма зачем-то снимала дорогой номер в гостинице для встреч с Леоном и вообще сорила деньгами, в то время как ее родная дочь была плохо одета. Но что совсем ужасно, так это внезапное решение Эммы отравиться. Почему ни разу в ее очаровательной головке не возник вопрос: «А как же Берта?» Далеко не порядочно со стороны Эммы было выпросить доверенность у мужа и тайно заложить дом с земельным участком, что досталось Шарлю в наследство от умершего отца.

Наверное, у меня чисто женский взгляд на роман Флобера. Эмма действительно похожа на птичку, как ее часто в романе называет автор, и очаровывает своей необычностью, непосредственностью и импульсивностью. Но все это восторгает в начале романа. В конце же, когда бедная Берта остается сиротой и практически нищенкой по причине безудержных маминых страстей, когда бедная Берта вынуждена пойти работать на фабрику… все очарование госпожи Бовари рассыпается в прах и оставляет тяжелый осадок в душе.

Как знать, был бы иной конец у этой истории, будь Эмма замужем за другим мужчиной?

На сегодня известно одно — госпожа Бовари имеет прототип. Флобер очень тщательно изучил биографию Дельфины Кутюрье, которая покончила собой в свои цветущие 27 лет по причине долгов. Муж ее был сельским врачом и бесконечно доверял своей жене, не веря правдивым слухам о ее связях на стороне.

В заключении хочу сказать, что роман «Госпожа Бовари » никак не подходит для праздного чтива. Эмоционально тяжел и вызывает море слез. Роман словно взят целым отдельным куском из самой жизни, настолько он реален. Люди описаны натурально. Поэтому в этом произведении нет ни положительных, ни отрицательных героев. Много споров между наукой и религией. При этом мнения самого автора не понять.

По роману снято много кинокартин на разных языках мира.

«Госпожа́ Бовари́» , или «Мада́м Бовари́» (фр. Madame Bovary ) - роман Гюстава Флобера , впервые напечатанный в 1856 году . Считается одним из шедевров мировой литературы .

Главная героиня романа - Эмма Бовари, жена врача, живущая не по средствам и заводящая внебрачные связи в надежде избавиться от пустоты и обыденности провинциальной жизни. Хотя сюжет романа довольно прост и даже банален, истинная ценность романа - в деталях и формах подачи сюжета. Флобер как писатель был известен своим стремлением довести каждое произведение до идеала, всегда стараясь подобрать верные слова.

История публикации, оценки

Роман печатался в парижском литературном журнале «Ревю де Пари» с 1 октября по 15 декабря 1856 года . После опубликования романа автор (а также ещё двое издателей романа) был обвинён в оскорблении морали и вместе с редактором журнала привлечён к суду в январе 1857 года . Скандальная известность произведения сделала его популярным, а оправдательный приговор от 7 февраля 1857 года сделал возможным последовавшее в том же году опубликование романа отдельной книгой. В настоящее время он считается не только одним из ключевых произведений реализма , но и одним из произведений, оказавшим наибольшее влияние на литературу вообще. В романе присутствуют черты литературного натурализма. Скепсис Флобера по отношению к человеку проявился в отсутствии типичных для традиционного романа положительных героев. Тщательная прорисовка характеров обусловила и очень длинную экспозицию романа, позволяющую лучше понять характер главной героини и, соответственно, мотивацию её поступков (в отличие от волюнтаризма в действиях героев сентименталистской и романтической литературы). Жёсткий детерминизм в поступках героев стал обязательной чертой французского романа в первой половине XIX века.

Флобер, препарирующий мадам Бовари. Карикатура 1869 года

Тщательность изображения характеров, точная до беспощадности прорисовка деталей (в романе точно и натуралистично показана смерть от отравления мышьяком, хлопоты по приготовлению трупа к погребению, когда изо рта умершей Эммы выливается грязная жидкость, и т. п.) были отмечены критикой как особенность писательской манеры Флобера. Это отразилось и в карикатуре, где Флобер изображён в фартуке анатома, подвергающим вскрытию тело Эммы Бовари.

Согласно проведённому в 2007 году опросу современных популярных авторов, роман «Госпожа Бовари» является одним из двух величайших романов всех времён (сразу после романа Льва Толстого «Анна Каренина ») . Тургенев в своё время отозвался об этом романе, как о самом лучшем произведении «во всём литературном мире».

По словам литературного критика Алексея Машевского , в романе нет положительных персонажей: нет героя, который мог бы быть воспринят читателем именно как герой. Можно сказать, что «смерть героя», провозвестником которой стал одноименный роман Ричарда Олдингтона , наступила ещё в XIX веке - в «Госпоже Бовари» .

Сюжет

Свадьба Эммы и Шарля

Идея романа была подана Флоберу в 1851 году . Он только что прочёл для друзей первый вариант другого своего произведения - «Искушение Святого Антония» - и был ими раскритикован. В связи с этим один из друзей писателя, Максим дю Кан , редактор «La Revue de Paris», предложил ему избавиться от поэтического и высокопарного слога. Для этого дю Кан посоветовал выбрать реалистичный и даже будничный сюжет, связанный с событиями в жизни обычных людей, современных Флоберу французских мещан. Сам же сюжет был подсказан писателю ещё одним другом, Луи Буйле (именно ему посвящён роман), который напомнил Флоберу о событиях, связанных с семьёй Деламар.

Я пять дней просидел над одной страницей…

В другом письме он фактически жалуется:

Я бьюсь над каждым предложением, а оно никак не складывается. Что за тяжёлое весло - моё перо!

Уже в процессе работы Флобер продолжал сбор материала. Он сам читал романы, которые любила читать Эмма Бовари, изучал симптомы и последствия отравления мышьяком . Широко известно, что он сам почувствовал себя плохо, описывая сцену отравления героини. Так он вспоминал об этом:

Когда я описывал сцену отравления Эммы Бовари, я так явственно ощущал вкус мышьяка и чувствовал себя настолько действительно отравленным, что перенёс два приступа тошноты, совершенно реальных, один за другим, и изверг из желудка весь обед.

Братья Гонкур в своём «Дневнике » тоже упоминают как Флобер рассказывал им эту историю, а также пишут, что «...как об одном из самых приятных впечатлений он вспоминал о том, как, работая над окончанием своего романа, он был вынужден встать и пойти за носовым платком, который омочил слезами!..»

Известность Флоберу принесла публикация в журнале романа «Мадам Бовари» (1856), работа над которым началась осенью 1851 года. Вскоре после неё Флобер и редактор журнала были привлечены к судебной ответственности за оскорбление морали.

Роман оказался манифестом литературного натурализма, но помимо этого в нем отчетливо выражен скепсис автора по отношению не только к современному обществу, но и к человеку вообще.

Роман имеет ряд формальных особенностей: очень длинная экспозиция, отсутствие традиционно положительного героя.

Перенесение действия в провинцию (при её резко негативном изображении) ставит Флобера в ряд писателей, в творчестве которых антипровинциальная тема была одной из основных.

Оправдательный приговор позволил выпустить роман отдельным изданием (1857).

«Госпожа Бовари» 1856

Главная героиня романа - Эмма Бовари, жена врача, живущая не по средствам и заводящая внебрачные связи в надежде избавиться от пустоты и обыденности провинциальной жизни.

Хотя сюжет романа довольно прост и даже банален, истинная ценность романа - в деталях и формах подачи сюжета.

Флобер как писатель был известен своим стремлением довести каждое произведение до идеала, всегда стараясь подобрать верные слова.

- «Я думаю, впервые читатели получат книгу, которая издевается и над героиней, и над героем» - писал Флобер.

Главная особенность эпохи - пошлость. Флобер стремится показать пошлость мещанской среды и невозможность счастья в жизни.

Для Флобера провинция - это вся Франция.

Шарль - воплощение мещанства.

Типичная представительница своей среды, но её незаурядность в том, что она не хочет примириться с её убожеством.

Вкусы Эммы, её представления о жизни порождены пошлой буржуазной средой.

У неё два идеала - внешне красивая жизнь и всепоглощающая любовь. Но поиски такой любви оборачиваются заурядностью и пошлостью: оба её любовника далеки от идеальных образов её воображения. Но любовь для неё - единственный способ существования.

Она представляет себе любовь только в роскоши и богатстве, и потому высокие чувства в ней легко уживаются с векселями и долговыми расписками. Настоящим смертным приговором для неё становится письмо-счет от ростовщика Лере.

В этом мире

Деньги олицетворены хищным ростовщиком Лере

Церковь - жалким священником

Интеллигенция - глупым Шарлем

Символом вырождения общества стал образ аптекаря Омэ - образ торжествующей и всепобеждающей пошлости.



Реализм Флобера - в умении поднять единичное до общества, увидеть в заурядном случае типический.

Роман считается не только одним из ключевых произведений реализма, но и одни из произведений, оказавшим наибольшее влияние на литературу вообще.

Скепсис Флобера по отношению к человеку проявился в отсутствии для традиционного романа положительных героев.

Тщательная прорисовка характеров обусловила и очень длинную экспозицию романа, позволяющую лучше понять характер главной героини и мотивацию её поступков.

Жесткий детерминизм в поступках героев стал обязательной чертой французского романа первой половины 19 века.

Тщательность изображения героев, точная до беспощадности прорисовка деталей были отмечены критикой как особенность писательской манеры Флобера.

25. Американская литература второй половины 19 века. Творчество Марка Твена.

Становление реализма - 1870-е годы

Регионалистические тенденции: достоверное изображение повседневной жизни разных уголков Америки

Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

Д. Ч. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»

Ф. Брет Гарт «Габриэль Конрой»

После победы кандидата республиканцев Авраама Линкольна на выборах 1860 года, одиннадцать южных штатов объявили о выходе из состава США, образовав новое мятежное государство, Конфедеративные Штаты Америки. Начинается Гражданская война (1861-1865) между Севером и Югом, в результате которой Юг потерпел поражение, и рабовладение было отменено на всей территории США.

Со второй половины 19 века американская литература получила широкое развитие и самобытное значение.

Марк Твен (настоящее имя Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс (1835-1910) - юмор, сатира, философская фантастика, публицистика и др.

Фолкнер писал, что Марк Твен был «первым по-настоящему американским писателем, и все мы с тех пор его наследники». Хемингуэй писал, что вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется «Приключения Гекельберри Финна».



Сборники рассказов и эссе

- «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» 1867

Путешествие по Европе - «Простаки за границей» 1869

Трилогия о Миссисипи

- «Приключения Тома Сойера» 1876

- «Жизнь Миссисипи» 1883

- «Приключения Гекельберри Финна» 1884

Исторические романы

- «Принц и нищий» 1881

- «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» 1889

- «Личные воспоминания о Жанне дАрк сьера Луи де Канта, её пажа и секретаря» 1896

Сатирические памфлеты

- «Соединенные линчующие штаты» - проблема расовой дискриминации

- «Грандиозная международная процессия», «Приветствие 19 века 20 веку» - критика империалистической политики США

- «Исправленный катехизис», «Таинственный незнакомец» - критика религии

"Объективная манера" Флобера-реалиста, основанная на "умении обобщать", и связанная с этим умением "флоберизация" впервые и наиболее ярко проявились в его романе "Госпожа Бовари". Работа над романом была начата писателем 19 сентября 1851 г. и потребовала 5 лет напряженного труда и почти отшельнического затворничества.

"Обстановка в Круассе ничуть не изменилась. Посетители бывали редко, прислуга неслышно ступала по мягким коврам, садовник выращивал в саду цветы, и тишину нарушали только крики матросов на проходящих по реке судах... Днем и ночью раздавался из кабинета рев: это хозяин декламировал свои фразы и искал особо выразительные, адекватные идее, единственные ритмы". "Буржуазный сюжет" рождался в страшных муках и почти физических страданиях его автора.

Флобер намеревался создать демонстративно правдивую книгу, о чем красноречиво свидетельствует подзаголовок романа - "Провинциальные нравы". Никаких выдумок, никаких фантазий - такое впечатление, по замыслу писателя, должен был произвести на читателя его роман. Поэтому и история Эммы Бовари внешне должна была быть ничем не примечательна: скучный муж, два любовника, долги, трагическая развязка. Все в высшей степени "обыкновенно", "просто", скучно и банально, как провинциальный адюльтер. Настоящий современный "буржуазный сюжет", пошлый, как сама жизнь современной Флоберу Франции, но зато какая иллюзия правды! Писатель изображает в своем романе лишь то, что "окружает его непосредственно". Действие романа "Госпожа Бовари" происходит на его родине, в провинциальном Руане или в его окрестностях.

Существует много противоречивых версий относительно того, как возник у писателя замысел романа, его бытовых источников и прототипов героев. Однако сам Флобер, отвечая на этот вопрос одному из своих корреспондентов, писал следующее: ""Мадам Бовари" - чистый вымысел. Все персонажи этой книги целиком вымышлены, и даже Ионвиль-Лаббеи - место несуществующее, так же, как и Риель и т. д. Если бы я писал портреты, то они были бы менее схожи, так как я изображал бы личности, а я хотел, наоборот, воспроизвести типы". Типичность героев романа - способ "объективного изображения" Флобером мира "цвета плесени". "Наверное, моя бедная Бовари в это самое мгновение страдает и плачет в двадцати французских селениях одновременно",- утверждал Флобер.

Не противоречит ли в этом случае объективному принципу повествования Флобера его же утверждение: "Мадам Бовари - это я!" Нет, если понимать психологию Эммы Бовари, как психологию мещанства вообще. В этом смысле психология главной героини романа включает в себя материал самоанализа самого Флобера.

Работа над романом продвигалась медленно и трудно. Иногда Флобер писал не вставая из-за стола, до пятнадцати часов в сутки. Ложился спать в четыре часа утра, а уже в девять сидел в своем рабочем кресле. Писатель словно сражался с объектом своего изображения: "Проклятая Бовари мучает и изводит меня... На прошлой неделе я пять дней просидел над одной страницей... Отвратительная работа!.. Все мне опротивело... Вот проклятая идея - взяться за подобный сюжет!.." Презирая то, о чем он должен писать во имя правды искусства, то есть буржуазную действительность, Флобер, стиснув зубы, продолжал начатую работу. И после пяти лет упорного труда роман, наконец, был закончен.

Появление в печати романа "Госпожа Бовари" наделало много шума и стало событием в истории развития французского реализма. Перед изумленными читателями во всей "красе" предстала провинциальная жизнь мещанского мира "цвета плесени". Осенью 1856 г., когда был опубликован журнальный вариант романа, разразился скандал: "блюстители нравов" обвинили автора в безнравственности и привлекли его к судебной ответственности. Позже писатель вспоминал: "Процесс этот создал мне огромную рекламу".

Флобер избрал своей героиней женщину из провинциальной среды, малообразованную и живущую не разумом, а чувствами. Перед писателем стояла сложная психологическая задача. Нужно было изучить мотивы поведения героини, объяснить читателю причины ее беспричинной тоски, неизбежность и закономерность ее поступков и "превращения в волевой акт едва осознанных влечений". Другими словами, чтобы показать всю полноту трагедии адюльтера Эммы Бовари как неосознанного порыва героини к свободе, нужно было воспроизвести всю цепь причин и следствий этого рокового порыва. Флобер писал: "Я надеюсь, что читатель не заметит всей этой психологической работы, скрытой за формой, но он почувствует ее результат". Все это и определило жанр романа. "Госпожа Бовари" - реалистический, социально-психологический роман. Сам же автор считал свой роман аналитическим и психологическим. Отдельным изданием роман "Госпожа Бовари" вышел в 1857 г.

Подзаголовок, данный роману, - "Провинциальные нравы" - сразу же как будто включает его в классическую традицию французской литературы первой половины XIX в. Тем не менее от стендалевского Верьера и бальзаковской провинции флоберовские Тост и Ионвиль отличаются решительно. "Госпожа Бовари" - это исследование современности, ведущееся средствами искусства, притом с помощью методов, близких методам естественных наук. Примечательно, что сам Флобер называл свое произведение анатомическим, а современники сравнивали его перо со скальпелем; показательна и знаменитая карикатура Лемо, изображающая, как Флобер рассматривает сердце своей героини, наколотое на острие ножа.

Работая над романом, Флобер замечал в письмах, что ему приходится писать серым по серому. В самом деле, картина буржуазного мира, нарисованная им, подавляет своей безысходностью: о том, что этот мир находится в руках финансовой аристократии, писал еще Бальзак; о том, что в этом мире нет ничего, способного противостоять буржуазному мышлению, до Флобера не говорил никто. "Я думаю, впервые читатели получат книгу, которая издевается и над героиней, и над героем", - писал Флобер о своем романе.

Идейный замысел романа

Второй этап развития Французский реализм 19 столетия (50-70-е годы) связан с именем Флобера. Первое произведение, отразившее миропонимание и эстетические принципы зрелого Флобера - "Госпожа Бовари" (1856).

Громадные творческие трудности стояли перед ним: прежде всего они состояли в крайней тривиальности коллизии, в пошлости характеров, в бесконечной обыденности сюжета, вполне способного уместиться в нескольких газетных строчках отдела смеси. То и дело испускает Флобер вопли отчаяния в письмах:

"На прошлой неделе я убил пять дней на одну страницу… "Бовари" убивает меня. За целую неделю я сделал только три страницы и к тому же далеко не восхищен ими… "Бовари" не трогается с места: всего две страницы за неделю!!! Право, иной раз с отчаяния надавал бы сам себе по морде! Эта книга меня убивает… Трудности выполнения таковы, что временами я теряю голову".

И еще: "…то, что я теперь пишу, рискует обернуться Поль де Коком, если я не вложу сюда глубоко литературной формы. Но как добиться, чтобы пошлейший диалог был хорошо написан?" Писателям, которые во все вкладывают себя, свои чувства, свой личный опыт, легко работать. Ну, а если стремишься, "чтобы в книге не было ни одного движения автора, ни одного его собственного размышления", если "нужно в любую минуту быть готовым влезть в шкуры людей для меня глубоко антипатичных", если "нужно думать за других так, как они сами думали бы, и заставить их говорить…".

Но вместе с тем, какое огромное удовлетворение приносит этот каторжный труд!

"Все равно - плохо ли, хорошо ли, но какое это чудо - писать, не быть больше собой, а находиться в том мире, который ты создаешь. Сегодня, например, я был одновременно мужчиной и женщиной, любовником и любовницей; осенним днем я прогуливался верхом по лесу, среди пожелтевших листьев. И я был и лошадьми, и листьями, и ветром, и словами, которые произносили влюбленные, и багровым солнцем, от которого жмурились их глаза, полные любви".

Так, в жестоких творческих мучениях и в восторгах творческих свершении создавался флоберовский шедевр, так возникало произведение, которое должно было стать "написанной действительностью" и которое стало крупнейшей вехой в развитии реалистического романа.



Последние материалы сайта