История создания романа айвенго кратко. Вальтер Скотт. Сведения о жизни и творчестве английского писателя. Исторический роман «Айвенго». методическая разработка по литературе (8 класс) на тему. Завязка романа: возвращение с войны

21.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Скотт создал новое худ. мышление литературы нового времени. Вперед двинулась философия истории. Скотт совершил перелом, открыл европейцам их собственную историю, прошлое, мир средневековья. Творческий метод – сложное сочетание преобладающего начала романтизма с ярко выраженными тенденциями реализма . Фантастика в романах связана с поверьями народов и особенностями его мировоззрения в каждую из описываемых эпох. Достоинство ист. романа Скотта – прием соединения описания частной жизни с историческими событиями . Скотт никогда не ставил личность над обществом, подчеркивал зависимость судьбы отдельного чел-ка от хода развития истории. «Айвенго» (1819), действие романа в конце 12 в., борьба между англосаксами и завоевателями нормандцами. Побеждают нормандцы, что исторически закономерно, победа означает победу нового общ. порядка. Рисует реалистическую картину жестоких феод. порядков и нравов. Средневековье в романе – кровавый и мрачный период. Образ короля Ричарда идеализирован, в этом консерватизм Скотта, это повлекло за собой романтизацию. Реалистично передан народ и его вожаки – Робин Гуд (Локсли). Но на мастерски воссозданном историческом фоне, при сравнении с галереей оригинальных и блестящих образов, проигрывают центральные герои – Айвенго, Ровена. Много исторических деталей, подробности – исторический колорит.

Родился в Эдинбурге в семье адвоката Вальтера Скотта (1729-1799). В семье из 12 детей выжило шестеро, Вальтер был 9-м по счёту ребёнком. В раннем возрасте переболел детским параличом, что привело к атрофии мышц правой ноги и пожизненной хромоте. Несмотря на физический недостаток, уже в раннем возрасте он поражал окружающих живым умом и феноменальной памятью. В колледже Скотт увлекся альпинизмом, окреп физически, и приобрел популярность среди сверстников как отличный рассказчик. Он много читал, в том числе античных авторов, увлекался романами и поэзией, особо выделял традиционные баллады и сказания Шотландии. В 1786 года Вальтер Скот поступил учеником в контору отца, а с 1789 по 1792 гг. изучал право, готовясь стать адвокатом. Вместе со своими друзьями организовал в колледже «Поэтическое общество», изучал немецкий язык и знакомился с творчеством немецких поэтов. В первые годы самостоятельной адвокатской практики Вальтер Скотт ездил по стране, попутно собирая народные легенды и баллады о шотландских героях прошлого. Он увлекся переводами немецкой поэзии, анонимно опубликовал свои переводы баллады Бюргера «Ленора». В 1791 году он познакомился со своей первой любовью - Вильяминой Белшес, дочерью эдинбургского адвоката. Скотт пять лет пытался добиться взаимности Вильямины, однако девушка держала его в неопределённости и в конце концов предпочла ему Вильяма Форбса, сына состоятельного банкира, за которого и вышла замуж в 1796 году. Неразделённая любовь стала для молодого человека сильнейшим ударом; частички образа Вильямины в последующем не раз проявлялись в героинях романов писателя.

Велика заслуга Скотта как создателя историч романа. Скотт вскрывает в своих произведениях пружины истории- сумел показать в своем творчестве историю как борьбу социальных сил, закономерность победы новых общественных форм над старыми. Обращаясь к истории, Скотт уделяет внимание народным движениям, его интересуют судьбы народа, и он делает народ и отдельных его представителей героями своих романов. Эти особенности делают его создателем жанра историч романа. Создавая свои романы, считал необходимыми условиями историч точность, стремился к предельной правдивости в передаче событий и характера эпохи.

Айвенго (1819) . События приурочены к 1194 году - через 128 лет после битвы при Гастингсе, в результате которой англосаксы были покорены норманнами. Английский народ переживает тяжелые времена. Король Ричард Львиное Сердце не вернулся из последнего крестового похода, взятый в плен коварным герцогом Австрийским. Между тем брат короля, принц Джон, вербует себе сторонников, намереваясь в случае смерти Ричарда отстранить от власти законного наследника и захватить престол. молодой пилигрим Уилфред Айвенго возвращается из крестового похода в родную Англию. он направляется в дом своего отца Седрика Сакса. с отцом он в ссоре, но дома осталась воспитанница Седрика, леди Ровена. по дороге к родному замку Уилфреда нагоняет отряд ордена храмовников под предводительством Бриана де Буагильбера, который направляется на турнир в Ашби де ля Зуш. Вся эта честная компания останавливается в замке Седрика, который не может отказать в гостеприимстве путникам. Айвенго проводит ночь в доме отца неузнанным. во время ужина на ночлег так же просится еврей Исаак из Йорка. за трапезой Буагильбер разглагольствует о своих подвигах в Палестине. Айвенго же с жаром защищает честь своего сюзерена и друга Ричарда Львиное Сердце. после ужина Айвенго советует Иссаку покинуть дом Седрика, чтобы избежать корыстного нападения на него Буагильбера. Турнир при Ашби в самом разгаре. организовал турнир принц Джон, который в отсутствие своего старшего брата Ричарда занял трон. Бриан де Буагильбер побеждает одного рыцаря за другим, и кажется нет никого, кто смог бы победить высокомерного рыцаря. еще немного, и именно Буагильбер получит приз из рук королевы турнира - прекрасной леди Ровены. Но... но тут на ристалище появляется рыцарь с гербом на щите в виде большого дуба и с девизом "лишенный наследства". Так как он не является зачинщиком турнира, он вправе выбирать, тупым оружием они будут биться, или острым. бесстрашный незнакомец вызывает на смертный бой храмовника. Кони расходятся по своим углам ристалища, герольды дают сигнал, и противники мчатся на встречу друг другу. копья разлетаются в щепки, но ни один из соперников не хочет уступать победу. происходит несколько сходок, прежде чем Буагильбер оказывается выбитым из седла. Однако, храмовники не собираются отдавать победу так легко. на следующий турнирный день, когда происходят командые сходки, Лишенного наследства теснят сразу несколько противников. и туго бы пришлось отважному рыцарю, если бы не помощь невесть откуда взявшегося черного рыцаря. Королева любви и красоты должна возложить венец победителя на чело Лишенного Наследства, однако, когда с него снимают шлем, она видит перед собой бледного от боли полученных ран, Айвенго. тем временем, принц Джон рассылает всем своим вассалам весть, о том, что Ричард уже в Англии, а значит, его, Джона, правление может вот-вот подойти к концу. чтобы предотвратить подобный поворот событий, принц обещает всем своим сторонникам щедрые награды, например Морису де Браси он предлагает в жены леди Ровену, которая происходит из древнего дворянского рода, к тому же богата и очень хороша собой. Морис, разумеется, в полном восторге и тут же решает напасть на отряд Седрика и захватить леди Ровену. Седрик, хоть и горд победой сына, но все-таки не может простить его своеволие, и с тяжелым сердцем собирается возвращаться в свой фамильный замок. весть о том, что раненного Айвенго увезла в свою палатку какая-то знатная дама, только подогревает его негодование. по дороге отряда, к нему присоединяется Иссак из Йорка со своей дочерью Ревеккой. они просят защиты вооруженного отряда, даже не ради своей безопасности, а ради их больного друга, который лежит в закрытых носилках. по дороге через лес, на отряд совершается нападение храмовниками и Седрика, Ровену, Иссаака, Ребекку, и раненного Айвенго (конечно же, тот раненный друг и есть Айвенго) берут в плен и уводят в укрепленный замок одного из храмовников, Фрон де Бефа надеюсь, тут она прервет и больше не будет спрашивать. но конец такой Заняв подобающее ему место на престоле, Ричард прощает своего беспутного брата. Седрик наконец дает согласие на свадьбу леди Ровены с сыном, а Ревекка с отцом навсегда покидают Англию. «Айвенго долго и счастливо жил с Ровеной. Они любили друг друга ещё более оттого, что испытали столько препятствий к своему соединению. Но было бы рискованным слишком подробно допытываться, не приходило ли ему на ум воспоминание о красоте и великодушии Ревекки гораздо чаще, чем то могло понравиться прекрасной наследнице Альфреда».

    Общественные предпосылки появления исторических жанров в послереволюционной Европе. Политические и литературные взгляды В. Скотта. Усвоение опыта У. Шекспира и Д. Дефо. Характеристика раннего творчества: «Песни шотландской границы», исторические поэмы «Лохинвар», «Битва при Земпахе» и «Клятва Норы».

    Материальная и духовная культура средневековья как живой фон действия романа. Подробная характеристика быта и нравов: англосаксы и норманны. Понятие «местного колорита».

    Особенности образной структуры. Роль и место исторических деятелей. Новые возможности реалистической типизации вымышленных героев. Народные массы как движущая сила истории. Изображение социальных отношений.

    Место и роль образа Айвенго как «героя средней линии». Личные отношения и исторические события, их связь и взаимовлияние. Роль любовной интриги в романе.

    Функции «безликого» рассказчика. Актуальная связь с современностью. Жанровое своеобразие: элементы готического и приключенческого романа, роль фольклорных и документальных сведений. Язык романа.

    В. Скотт - романтический писатель, значительно повлиявший на развитие мировой реалистической прозы. В. Скотт и О. де Бальзак.

Р екомендуемая литература

    Скотт В. Лирика // Хрестоматия по романтизму. М., 1976. С. 283-294. Айвенго (любое издание).

    Ладыгин М. Исторический роман В. Скотта «Айвенго» // Практические занятия по зарубежной литературе. М., 1981. С. 122-127.

    Пинский Л. Исторический роман В. Скотта // Пинский Л. Магистральный сюжет. М., 1989. С. 297-320.

4. Храповицкая Г. Н. Романтический исторический роман Вальтера Скотта «Айвенго» // Храповицкая Г.Н. Романтизм в зарубежной литературе (Германия, Англия, Франция, США): Практикум. М., 2003. С. 158-179.

5. Сидорченко Л. В. Вальтер Скотт // История западноевропейской литературы. ХIХ век. Англия. СПб, 2004. С. 189-206.

Общая справка

«Айвенго» (англ. Ivanhoe) - один из первых исторических романов. Опубликован в 1819 году как произведение автора «Уэверли» (как позднее выяснилось, Вальтера Скотта). В XIX веке был признан классикой приключенческой литературы. Успех романа способствовал пробуждению романтического интереса к Средним векам (см. неоготика).

«Айвенго» - первый роман Скотта, действие которого происходит за пределами Шотландии. События приурочены к 1194 году - через 130 лет после битвы при Гастингсе, в результате которой саксы были покорены норманнами.

«Айвенго» - первый роман, в котором Скотт обращается к чисто английской культуре, изображая вражду саксов и норманнов во время правления Ричарда I. Дж. Г. Локхарт в своём труде «Жизнь Вальтера Скотта» (англ. Life of Sir Walter Scott; 1837-1838) предполагает, что решение обратиться к средневековой Англии было вызвано «послеобеденной беседой» писателя с другом Уильямом Клерком, привлекшим внимание Скотта к неприязни двух народов Англии. Клерк отметил, что слова, используемые для названия пород домашнего скота, в английском языке имеют англо-саксонские корни (например, sheep - «овца», pig - «свинья», cow - «корова»), а для обозначения приготавливаемых из них блюд применяются заимствованные из французского термины (mutton - «баранина», pork - «свинина», beef - «говядина»). Эта иллюстрация подчиненности саксонцев землевладельцам-норманнам упоминается в «Айвенго».

Скотт хотел, чтобы роман был опубликован без указания авторства. Ему было любопытно, узнает ли общественность «автора „Уэверли“», а кроме того, он надеялся опубликовать один за другим «Айвенго» и следующий роман «Монастырь», чтобы конкурировать на литературном поприще с самим собой. Отказаться от этого плана его убедил издатель Арчибальд Констебл, опасавшийся, что два романа нанесут ущерб продажам друг друга.

(Есть мнение, что имя "Ivanhoe" - это искажённое "Иванко". Учитывая давние контакты Киевской Руси с варягами, можно предположить, что это имя попало в Англию вместе с норманнами при завоевании Англии или при более ранних вторжениях. Достоверность этой гипотезы достаточно низкая.)

Персонажи:

Уилфред Айвенго - рыцарь, главный герой

Бриан де Буагильбер - храмовник, главный враг Айвенго

Ревекка - дочь еврейского ростовщика

Исаак из Йорка - отец Ревекки, еврейский ростовщик

«Чёрный рыцарь», «Чёрный лентяй» (фр. Le Noir Fainéant) - Ричард I Львиное Сердце

Локсли - предводитель вольных йоменов, Робин Гуд

Отшельник - брат Тук

Ровена - возлюбленная Айвенго, племянница Седрика

Седрик Сакс - отец Айвенго

Ательстан - потомок последнего короля саксонской династии

принц Джон - наследный принц и брат короля Ричарда

Реджинальд Фрон де Бёф - барон, владеющий имением Айвенго

Вальдемар Фиц-Урс - влиятельный вельможа в свите принца Джона, желающий стать канцлером; его дочь Алисия считается первой красавицей при дворе принца Джона.

Приор Эймер - приор аббатства святой Марии в Жорво

Морис де Браси - рыцарь-иоаннит

Лука Бомануар - вымышленный гроссмейстер ордена тамплиеров

Конрад Монт-Фитчет - наперсник Бомануара

Альберт Мальвуазен - настоятель прецептории Темплстоу

Филипп Мальвуазен - местный барон, брат Альберта

Гурт - свинопас Седрика Сакса

Вамба - придворный шут Седрика Сакса

Ульрика - пленница Фрон де Бёфа

"Айвенго" (“Ivanhoe”, 1819) - первый роман Скотта, посвящённый Англии. Роман "Айвенго" - одно из лучших произведений Вальтера Скотта. Этот роман был создан без малого двести лет назад, а события, о которых в нем рассказано, происходили в XII столетии. Однако при всём при этом "Айвенго" и в наши дни вызывает живой интерес у читателей многих стран мира. Роман написан с большим художественным мастерством, но причина его успеха кроется не только в этом, он знакомит нас с историей, помогает понять особенности жизни и нравов людей в далекие от нас времена.

Действие этого романа отнесено почти к самому началу английской истории, когда английская нация только начинала формироваться в качестве единого народа, и весьма ощущалось различие между коренным англосаксонским населением и так называемыми пришельцами-завоевателями, норманнами. "На других рубежах, - пишет Д.М. Урнов,- Вальтер Скотт продолжает разработку всё той же проблемы - столкновения местного и общегосударственного, патриархальности и прогресса. Народ, угнетаемый корыстолюбивыми феодалами, - таков стержневой образ романа, складывающийся из многих лиц, в числе которых - народный заступник Робин Гуд, выведенный под именем Локсли. Сам сюжет условен и как бы сковывает живой материал, который всё же мощной силой пробивается в эпизодах народных волнений, баронского самоуправства, рыцарских турниров" .

События, изображённые в "Айвенго", происходят в конце XII в., когда Англией правил король Ричард Львиное Сердце. Страна являлась в то время центром многих противоречий классового и национального характера. Конфликт романа сводится к борьбе мятежной феодальной знати, заинтересованной в сохранении политической раздробленности страны, против королевской власти, которая воплощала в себе идею единого централизованного государства. Этот конфликт весьма типичен для эпохи средневековья. Король Ричард Львиное Сердце в романе выступает носителем идеи централизованной королевской власти, свою поддержку черпая в народе. Символичным в этом плане является совместный штурм замка Фрон де Бефа королём и стрелками Робина Гуда. Народ вместе с королём против мятежной толпы феодалов -- таков идейный смысл этого эпизода.

"Здесь, - по мнению А. Бельского, - сказалась мечта народа о добром и справедливом короле, который не чурается общения с простым людом. Исторический Ричард был жестокий тиран, облагавший народ непомерными налогами. Но в данном случае Скотт стремился к созданию не столько образа реального исторического лица, сколько образа короля, близкого фольклорным традициям" .

Многие образы и сцены романа имеют фольклорное происхождение. Таков образ брата Тука - веселого монаха, любителя выпить и плотно поесть. Герой этот вносит в роман стихию народного юмора и бытового комизма, а жизнелюбие и беззаботное отношение к вопросам религии роднит его с шекспировскими персонажами.

Как отмечает А. Бельский, "на сюжетных мотивах английских народных баллад основан, по свидетельству самого Вальтера Скотта, эпизод пиршества брата Тука с путешествующим инкогнито королём" . Сам Вальтер Скотт в качестве источника легенды ссылается на публикацию под заголовком "Король и отшельник" в собрании произведений древней литературы, составленном объединёнными усилиями сэра Эгертона Бриджа и мистера Хейзлвуда, выходившим в виде периодического издания под названием "Британский библиограф", перепечатанную Чарлзом Генри Хартшорном, издателем книги "Старинные повести в стихах, напечатанных главным образом по первоисточникам", 1829 г. Речь шла о короле Эдуарде (судя по характеру и привычкам, Эдуарде IV). Само имя Айвенго было подсказано автору старинным стихотворением, где упоминались три поместья, отнятые у предка знаменитого Хемпдена в наказание за то, что он ударил Черного принца ракеткой, поссорившись с ним во время игры в мяч:

"Тогда был в наказанье взят

У Хемпдена поместий ряд:

Тринг, Винг, Айвенго. Был он рад

Спастись ценой таких утрат" .

Это имя, как признается Скотт, "соответствовало замыслу автора в двух отношениях: во-первых, оно звучит на староанглийский лад; во-вторых, в нем нет никаких указаний относительно характера произведения" . А Скотт, как известно с его же слов, был против "захватывающих" заглавий .

Чудовищное имя барона Фрон де Беф было подсказано Окинлекской рукописью, приводящей "имена целой орды норманнских баронов" . Сюжетом "Айвенго" во многом движет вражда между приближенным короля Ричарда рыцарем Айвенго и зловещим храмовником Брианом де Буагильбером. Важную роль в развитии сюжета играет также эпизод пленения Седрика Сакса и его спутников воинами де Браси и Буагильбера. Наконец, нападение стрелков Робина Гуда на Торкилстон, замок Фрон де Бефа, мотивируется их стремлением освободить пленных. Видно, что в событиях, показанных Скоттом, казалось бы, частного характера, отражаются конфликты исторического масштаба.

Фабулу романа составляет непризнанная любовь Ревекки к Айвенго, а не любовная коллизия Айвенго-Ровена. Последняя - бледна, анемична, условна, в то время как подлинной героиней романа является дочь еврея-ростовщика.

Скотт верен объективным фактам истории, показывая травлю еврея в условиях Средневековья, даже со стороны социально униженного саксонского шута. Но он всем содержанием своего романа осуждает расовое неравенство, национальную ненависть к угнетённому народу. Характерно, что еврея Исаака травит и дразнит принц Джон, не стесняющийся занимать у него деньги, а на защиту еврея встает рыцарь Айвенго - сторонник Ричарда, человек, за плечами которого автор. Показательно, что чувства и волю Ревекки насилует рыцарь-храмовник Буагильбер, а заступается за Ревекку крестьянин калека Хигт. Автор сочувствует этим людям.

Исаак у Скотта - классовый, а не расовый персонаж. Он - ростовщик и его ростовщичество на первом плане. Правда, на его долю выпадает комическая роль, но этот комизм отступает на задний план в сценах, где изображается страдание Исаака-отца, и здесь проявляется свойственная Скотту художественная правдивость.

Ревекка опоэтизирована в романе и поставлена в центр повествования. Её жизнь, её приключения, её любовь, непозволительная с точки зрения средневековой морали, её великодушие и порыв объективно составляют стержень романа. Её физическая привлекательность сочетается с нравственной: еврейка нежна, великодушна, отзывчива к человеческому горю, помнит добро и сеет добро сама, она человечна в лучшем смысле слова.

В ней воплотились лучшие черты народа и, прежде всего, стойкость в жизненной борьбе. Ревекка сильна, смела, обладает твердой волей и силой характера, готова на смерть - так она ценит своё человеческое достоинство, честь, и это спасает её в грозную минуту беседы с храмовником.

Некоторая индивидуализация характера, более яркая в сравнении с иными "героями" романов, Скотта обусловлена тем, что образ Ревекки, рисуется автором как образ трагический. Несчастье девушки в том, что она любит, не будучи любимой, и любима, при этом не любя. В первом случае это - Айвенго, во втором - рыцарь храма Буагильбер. Характерно и само композиционное построение романа, при котором после встречи с любимым следует, как правило, встреча с нелюбимым Брианом. И это позволяет автору каждый раз раскрыть какие-то новые черты психологического портрета героини.

Скотт любит и поэтизирует образ Ревеки - противопоставляя ей не менее колоритного и романтизированного человека с демоническими страстями храмовника Бриана.

Крестоносец, одержимый любовным наваждением, в тоске готов продать и себя, и веру своих отцов. Ревекка же неизменно и последовательно сохраняет своё человеческое и национальное достоинство, заявляя, что никакие угрозы и даже угроза смерти не заставят её пойти против совести и предать веру отцов.

Гуманистическое содержание романа, трезвость политического мироощущения Скотта проступает и в изображении рыцарей и рыцарства. Скотт с любовью прибегает к геральдике, дает понятие о рыцарском этикете, традициях, словом сознательно воссоздает весь необходимый внешний колорит эпохи, никогда не теряя, однако способности трезвой логической оценки происходящего.

«Айвенго» имел большой успех при появлении и, можно сказать, дал автору право самому предписывать себе законы, так как с этих пор ему позволяется изображать в создаваемых им сочинениях как Англию, так и Шотландию.

Образ прекрасной еврейки возбудил сочувствие некоторых читательниц, которые обвинили автора в том, что, определяя судьбу своих героев, он предназначил руку Уилфреда не Ревекке, а менее привлекательной Ровене. Но, не говоря уже о том, что предрассудки той эпохи делали подобный брак почти невозможным, автор позволяет себе попутно заметить, что временное благополучие не возвышает, а унижает людей, исполненных истинной добродетели и высокого благородства. Читателем романов является молодое поколение, и было бы слишком опасно преподносить им роковую доктрину, согласно которой чистота поведения и принципов естественно согласуется или неизменно вознаграждается удовлетворением наших страстей или исполнением наших желаний. Словом, если добродетельная и самоотверженная натура обделена земными благами, властью, положением в свете, если на её долю не достаётся удовлетворение внезапной и несчастной страсти, подобной страсти Ревекки к Айвенго, то нужно, чтобы читатель был способен сказать -- поистине добродетель имеет особую награду. Ведь созерцание великой картины жизни показывает, что самоотречение и пожертвование своими страстями во имя долга редко бывают вознаграждены и что внутреннее сознание исполненных обязанностей даёт человеку подлинную награду -- душевный покой, который никто не может ни отнять, ни дать.

Тема средневекового рыцарства в западной литературе19 века становится актуальной по очень разным политическим, социокультурным и историческим причинам. Этой тенденции сопутствовал ряд исторических событий, который заставил западную интеллигенцию пересмотреть свои взгляды на государственный строй, на жизненные ценности вообще.
Во-первых, одной из важнейших предпосылок этого ретроспективного взгляда на действительность глазами современников можно считать войну за независимость в Америке 1775–1783 гг. и, главное, Великую французскую революцию 1789–1794 гг. Ее эмоциональное переживание, а затем осмысление ее опыта, ее последствий сыграли решающую роль в возникновении и развитии романтического миросозерцания. На короткое время революция создала иллюзию всеобщего освобождения от многовекового рабства в плену внешних обстоятельств, человек почувствовал себя всесильным.
Во-вторых, эстетические истоки романтической литературы – это прежде всего сентиментализм, создавший апологию индивидуального чувства, и различные варианты предромантизма: пейзажная медитативная поэзия, готический роман и подражания средневековым поэтическим памятникам.

Вальтер Скотт, типичный продукт своего времени, создатель исторического романа, как писатель-романист состоялся не сразу. Сын небольшого судейского чиновника, окончив университет, занялся было адвокатурой, но история родного края его привлекала больше, и он всецело посвятил себя изучению его обычаев и преданий. То было началом его творческого пути к становлению личности, которую потомки впоследствии назовут выдающимся английским писателем. Сначала он сделал карьеру переводчика, затем в результате длительного собирания английского и шотландского фольклора у него родилось множество поэм, объединившихся под названием «Песни шотландской границы», и уже потом, вследствие развития своего художественного таланта, он стал родоначальником нового для своего времени литературного жанра, жанра исторического романа.
Вальтер Скотт жил в эпоху неспокойного политического времени: на его глазах происходило разрушение целой эры государственности не только его страны, но и всех стран Европы. Очевидным становилось и то, что буржуазный строй - тяжелое иго, ложащееся на плечи народных масс, не раз уже в то время выступавших против господства буржуазии («луддитское движение» в 1811- 1812 годах – прим. авт.). «По-видимому, события бурной современной политической жизни и поставили перед В. Скоттом вопрос о широком освещении совершающегося исторического процесса. В. Скотт стремился постичь причины великих исторических изменений, происходивших в его эпоху: он заглядывал в прошлое, чтобы лучше и полнее понять настоящее и представить себе путь развития истории в ближайшем будущем. Жанр поэмы был слишком тесен и узок для новых огромных исторических полотен, замыслы которых вынашивались В. Скоттом. Современность требовала создания такого жанра исторического повествования, который мог бы широко и разносторонне охватить изображаемую эпоху, раскрыть ее возможно полнее.» Таким образом, оценивая всю литературную деятельность зрелого Скотта (а это было, как мы сказали выше ни что иное, как разработка нового жанра в литературе), можно сказать, что все они пропитаны авторским проникновением в историю, изложением ее событий глазами художника, заглянувшего туда. Белинский писал: «Читая Шекспира и Вальтера Скотта, видишь, что такие поэты могли явиться только в стране, которая развилась под влиянием страшных политических бурь, и еще более внутренних, чем внешних». Итак, на примере знаменитого произведения автора «Айвенго», попытаемся проанализировать некоторые моменты, вне присутствия которых не получилось бы по истине шедевра мирового уровня.

1. Историческое событие в романе или способы введения в роман реалий эпохи.

Как отмечалось выше, основу всех романов писателя составляет исключительно исторический аспект, в свете которого разворачиваются различные судьбы, как судьбы отдельных людей, так и судьба целого народа. (К слову, судьба народа интересовала Скотта значительно больше, чем судьба отдельно взятого человека – прим. авт.) «Анализируя исторический роман, принято было прежде всего доказывать или отвергать его историческую достоверность. Для этого обычно отделяют "правду" от "вымысла" - то, что автор взял из "подлинных" документов, от того, что он привнес своего, в документах отсутствующего. Но произвести такую операцию над романами Вальтера Скотта по существу невозможно, потому что правда и вымысел, история и роман составляют в них нерасторжимое единство. Можно было бы утверждать, что Ричард I существовал, а шут Вамба, свинопас Гурт, леди Ровена и все другие были автором вымышлены. Но узнать об этом можно было, только разрушив роман и из его обломков построив некую абстракцию, на которую сам Скотт как историк и романист был неспособен.»
Поскольку события в романе разворачиваются в «мутные» времена средневековья, отличавшиеся особенным свирепством и жестокостью правителей, уместно вспомнить фрагмент сжигания народом замка феодала Фрон де Бефа под предводительством Черного Рыцаря. Вообще, народ у Скотта показан неоднозначно и противоречиво во всех его произведениях. Сам автор был приверженцем консервативных политических воззрений. Он подчеркивал свою преданность королевскому дому, однако художественно это проявлено несколько иначе в отличии от того, как это известно истории. Нельзя, однако, говорить и том, что, изображая историю, Скотт во многом исказил ту действительность, которую освещал своим повествованием, но абсолютно правомерно заявить о том, что народ слишком охотно признает власть вожаков, которые преследуют интересы своего класса, а не интересы, народа. «Айвенго» отчетливо делит всю массу народа на сторонников того, кто занимает трон в настоящий момент (это принц Джон: с какой преданностью, к примеру, они встречают его появление на рыцарском турнире в начале романа!) и на его романного антипода, исчезнувшего когда-то короля Ричарда Львиное Сердце. Безусловно, преданность эта отчасти показная, объясняемая исключительно страхом перед гневом власть имущего монарха Джона (самого крупного феодала в Англии), а в душе каждый из них мечтал о торжественном возвращении подлинного народного любимца, но проявлять это было, как становится очевидным при прочтении, слишком чревато. Так или иначе, роман «показывает эту эпоху переустройства Англии, превращавшейся из страны разрозненных и враждующих между собою феодальных владений в монолитное королевство, в страну, где из завоеванных и завоевателей медленно выплавлялась единая новая народность - не нормандцы и не англосаксы, а англичане. В. Скотт дал в этом романе в целом правдивую картину описываемого момента в истории Англии.»
В романе выведено несколько главных персонажей, один из которых Ричард I, известный более как Ричард Львиное Сердце, великий и могучий, доблестный и бесстрашный рыцарь …. Ордена, отличавшегося, как известно истории, не столько своими ратными подвигами, сколько зычным и громовым голосом, от крика которого приседали кони, и это отмечено самим автором:
«…сам же он всё время тревожно ждал, не раздастся ли из под опущенного забрала этого покрытого стальными доспехами рыцаря низкий и грозный голос Ричарда Львиное Сердце!» . Поступки, которые он совершает не зарегистрированы ни в одном историческом документе, но это не особо беспокоит смого автора, потому что его цель – показать Ричарда таким, каким он видит рыцаря сам, в свете своих художественно вымышленных портретных зарисовках и штрихах. Отправляя своего героя посетить келью монаха-отшельника тука, Скотт виртуозно вплетает в этот небольшой сюжетный отрезок целый пласт исторического наследия: вместе с монахом они устраивают целое пиршество с вином и сытным обедом, сопровождающимся распеванием баллад и других фольклорных песенок, которыми так богата средневековая Англия!
Подлинный характер Ричарда раскрывает и сам факт его прихода в монашескую келью: это действительно соответствует существовавшей тогда рыцарской традиции «искателя приключений».

«Свора феодалов, хозяйничающая в Англии, вызывающая ненависть английского народа, возглавлена принцем Джоном, братом короля Ричарда I, захватившим в его отсутствие власть в стране. В. Скотт, искажая историческую правду, показывает принца Джона бесхарактерной и жалкой фигурой, орудием в руках феодальной клики, рассматривающей Англию как свою добычу. Но общая точка зрения В. Скотта на принца и его сторонников в основном правильна.»
Не обошел писатель и такую актуальную тему, и не просто тему, а драму и бич всех времен и всех без исключения народов, как несчастная и всеми всегда и отовсюду гонимая нация израильтян, воплощенная в образах старого кредитора-еврея Исаака и его красавицы-дочки Ревекки, сведшей с ума циничного, жестокого, но большого охотника до женщин Буагильбера. Итак, доподлинно известен рассказ о том, что принц Джон, заключив какого-то богатого еврея в одном их своих замков, приказал каждый день вырывать у него по зубу. Это продолжалось до тех пор, пока несчастный израильтянин не лишился половины своих зубов, и только тогда он согласился уплатить громадную сумму, которую принц стремился у него вытянуть. Взяв за фабулу данный исторический факт, Вальтеру Скотту удалось воссоздать уникальную картину средневековых пыток, а также рассказать о характере, нравах, традициях, вероисповедании (вспомним, как часто Исаак в своих репликах обращался к разным святым) и даже одежде тех, кто им подвергался (еврейская шапка Исаака, характерный наряд его дочери также детально описан).
Не последнюю роль играют такие детали-способы введения исторический реалий, как рабский ошейник свинопаса Гурта, тамплиерский плащ де Буагильбера и многое, многое другое. Для достижения еще большей достоверности Вальтер Скотт использует в романе свой излюбленный прием, при котором главные действующие лица представляются читателю как бы невзначай, в будничном представлении, а исторические лица – еще и «инкогнито».

Итак, из небольшого числа приведенных примеров закономерным будет заключить, что там, где история – там же и вымысел, там где вымысел – там же и история, поскольку роман тогда не был бы романом, а был бы хроникой, и не был бы историческим, а лег бы на полку с фантастикой (вспоминается Люис Кэрол: «хочешь дойти до дуба, нужно идти в обратную сторону» - прим. авт.). «Очевидно, исторические персонажи Скотта вымышлены так же, как и неисторические.» <…> «В вымышленном персонаже можно воплотить больше исторической правды, чем в персонаже историческом; чтобы создать и, следовательно, объяснить вымышленного героя, можно привлечь больше сведений о нравственной жизни, быте, существовании масс - сведений, отсутствующих в документах, но определяющих характер всей эпохи.» <…> «Для Скотта, так же как для его читателя, созданные им образы были не вымыслом, а историей. Открыть закономерности, создавшие данный образ, значило произвести историческое исследование эпохи, ее нравов, национальных традиций, уклада жизни, общественных отношений

2. Система социальных связей и ее отражение в системе образов.

Описывая Англию XII века, когда Англия еще не Англия, а ратное поле борьбы между нормандцами и англосаксами, В. Скотт ставит акцент не столько на самой неприязни этих двух политических лагерей, сколько на классовых противоречиях, и противоречиях между порабощенным крепостным крестьянством и феодалами как англосаксонского, так и нормандского происхождения. Борьба была в частности между английскими королями на протяжении второй половины XII столетия и их же собственными подданными -
герцогами, графами и баронами и все это во имя создания централизованной английской феодальной монархии. Очевидно, что, как и во все времена, королевская власть преследовала только свои корыстные интересы, в целом этот процесс централизации был неизбежен, прогрессивен и необходим как необходимое условие дальнейшего развития цивилизации вообще. Замедляли этот закономерный исторический процесс только многочисленные распри между завоевателями и уже завоеванными, внося только смуту в естественный исторический процесс переустройства. «Читатель видит, что и нормандские рыцари Фрон де Беф, де Мальвуазен и де Браси, и представители старой англосаксонской знати Седрик и Ательстан одинаково отстали в своем развитии, в своих взглядах от задач, стоящих перед английским народом. Они никак не могут решить старый спор о сравнительных достоинствах победителей и побежденных. Их распри ведут к тому, что Англии постоянно грозит междоусобица, разрушающая жизнь страны, тяжким бременем ложащаяся на народ.»
С помощью введения таких ярких образов в роман как балладный герой Робин Гуд, получивший у Скотта имя лучшего стрелка Локсли, автор пытался воссоздать образ тех людей, в которых видел надежду на лучшее будущее для своей страны.
Фигура Айвенго – главного героя – довольно бледна, и даже несколько модернизированна, больше похожа по характеру и настроениям на человека XIX века. То же самое можно сказать и о главной героине – леди Ровене. Однако для Вальтера Скотта главным было соблюдение характерного для всего его творчества условия – зависимости судьбы Айвенго от тех исторических событий, участником или свидетелем которых он так или иначе оказался.
Рассматривая социальный аспект людей в принципе, не беря во внимание ни политику, ни экономику, человек неизбежно сталкивается с проблемой социального неравенства, когда речь идет о более интимной сфере его жизни, - о браке, о любви. Хоть автор и не заостряет особого внимания на любовной линии романа, однако не лишним будет отметить, что Ревекка, представительница враждебного племени, не имеет права любить рыцаря Айвенго, а Ревекку в свою очередь, не имеет права (речь идет о моральном праве, конечно) желать Буагильбер. Жениться ему на ней ни один кодекс не позволит, а просто обесчестить себя и позволить овладеть собой как игрушкой Ревекка не в состоянии. Она хоть и еврейка, но высоко ценит и чтит законы своего племени и веры, к тому же, для нее неприемлемым является и то, что человек, который силой захватил и запер в своем замке ее вместе с родным отцом, угрожая гибелью, добивается ее благосклонности.
«– Я верю тому, чему меня учили, – возразила Ревекка, – и да простит мне бог, если моя вера ошибочна. Но какова же ваша вера, сэр рыцарь, если вы ссылаетесь на свою величайшую святыню, когда собираетесь нарушить наиболее торжественный из ваших обетов.
– Ты проповедуешь очень красноречиво, о дочь Сираха! – сказал храмовник. – Но, мой прекрасный богослов, твои еврейские предрассудки делают тебя слепой к нашим высоким привилегиям. Брак был бы серьёзным преступлением для рыцаря Храма, но за мелкие грешки я мигом могу получить отпущение в ближайшей исповедальне нашего ордена. Мудрейший из ваших царей и даже отец его, пример которого должен же иметь в твоих глазах некоторую силу, пользовались в этом отношении более широкими привилегиями, нежели мы, бедные воины Сионского Храма, стяжавшие себе такие права тем, что так усердно защищаем его. Защитники Соломонова храма могут позволять себе утехи, воспетые вашим мудрейшим царём Соломоном.»
Через образы Айвенго и Ревекки прослеживается отношение главного героя к евреям. Сначала его поведение производит впечатление, что он не испытывает к ним презрения, как все остальные герои романа. Это можно предположить из сцены, когда он уступает Исааку свое место у камина, он благородный рыцарь, в то время, когда вся прислуга ясно демонстрирует Исааку свое пренебрежение им, а также когда Айвенго спасает бедного еврея от верной смерти. Но это впечатление обманчиво. Его истинное отношение к сынам «презренного народа» ясно прослеживается в его взаимоотношениях с Ревеккой. Он также как и все благородные люди того времени испытывает к ней отвращение. Это показано в сцене, когда он очнулся раненый в замке Реджинальда Фрон де Бефа. Сначала он видит в ней красивую девушку, которая спасла ему жизнь. Он называет ее «любезная», «благородная девица». Но как только Айвенго узнает, что она еврейка все его отношение к ней резко меняется: «…с каким чувством ее верный рыцарь взирал вначале на красивые черты и блестящие глаза прекрасной Ревекки … Но Айвенго был слишком искренним католиком, чтобы сохранить чувства к еврейке…»
3. В качестве заключения.
Герой как воплощение «кодекса». Функции хронотопа в романе.

Итак, события разворачиваются в эпоху средних веков в пространстве средневековых зданий – замки, темницы замков, средневековые города.

конфликт между политическими лагерями, исторический кризис, переломная эпоха в истории страны.

Скотта интересует конкретный исторический момент, специфика определенной эпохи, отсюда - локализация сюжета в историческом времени;
- противопоставление полярных локусов, символизирующих оппозицию порядка и хаоса (например, город-лес)

Композиционно-речевые формы и система точек зрения
- подчеркивается дистанция между прошлым и настоящим; следовательно, существенны различия между точками зрения повествователя и персонажа;
- характерно большое количество комментариев, описаний быта, нравов, обычаев эпохи, данных непосредственно в тексте романа (многочисленные лирические отступления, дающие характеристику описываемого времени, приведенные баллады, фольклорные песни, эпиграфы к главам)

Обязательное присутствие исторических персонажей (Ричард Львиное Сердце, принц Джон, еврей Исаак, также имеющий своего реального прототипа)

Наличие нескольких «пар» так или иначе сопоставленных друг с другом персонажей, которые нужны, чтобы показать смену эпох как смену присущих им характеров (принц Джон противопоставлен Ричарду, Айвенго можно противопоставить фрон де Бефу)

Герой романа Айвенго выступает выразителем кодекса рыцарских идей, взглядов, поведения. Обязанность истинного рыцаря - быть сторонником слабейшей партии, слабейшего из правящих лагерей (в данном случае конфликт между королем Джоном, находящимся у власти и имеющего при себе ряд сторонников, и Ричардом, только собиравшимся нанести решающий удар своим появлением на политической арене). Айвенго как истинный рыцарь был предан Ричарду и искренне надеялся, что последний, вернувшись, разрушит все коварные планы Джона и восстановит в стране справедливость.
Попадая раненым в замок Реджинальда Фрон де Бефа, по сути такого же рыцаря, хозяин замка приставляет ухаживать за ним. Это не случайный сюжетный поворот и не жест доброй воли: хоть фрон де Беф и является отрицательным героем романа, строгие понятия о рыцарской чести запрещали совершать какое-либо насилие над рыцарем, находившемся в беспомощном состоянии. Однако, человеку, искушённому в рыцарских подвигах, трудно оставаться в бездействии, подобно какому-нибудь монаху или женщине, в то время как вокруг него другие совершают доблестные подвиги, поэтому Айвенго героически рвется в бой, стремится в самое пекло событий, особенно тогда, когда по ту сторону комнаты, где он находится, происходит активное осаждение замка. «Ведь бой - наш хлеб насущный, дым сражения -- тот воздух, которым мы дышим! Мы не живём и не хотим жить иначе как окружённые ореолом победы и славы! Таковы законы рыцарства, мы поклялись их выполнять и жертвуем ради них всем, что нам дорого в жизни» . Таким образом, награда рыцаря -- слава, лишь она увековечит имя героя. Рыцарский дух отличает доблестного воителя от простолюдина и дикаря, он учит ценить свою жизнь несравненно ниже чести, торжествовать над всякими лишениями, заботами и страданиями, не страшиться ничего, кроме бесславия. Самое страшное преступление рыцаря -- измена чести и долгу. А преступление карается смертью,поэтому наказание неизбежно (Фон де Беф и Бриан де Буагильбер). Рыцарство -- источник чистейших и благородных привязанностей, опора угнетённых, защита обиженных, оплот против произвола властителей. Без него дворянская честь была бы пустым звуком. В образе вымышленного Айвенго соблюдены все принципы и законы ратного духа средневекового рыцаря, на эти самоотверженные истины поставлен весь сюжет романа и являются как бы конвой всего произведения, через которую читатели многих поколений могут воссоздать тип достойного и верного своему делу человека и восстановить достоверный, подлинный облик настоящего мужчины, ведь особенно это тяжело сделать в 21 веке, когда все идеалы и образцы поведения так беспощадно попраны и безвозвратно утрачены.

Как и положено хорошему приключенческому роману, «Айвенго» отличается энергичным сюжетом и однозначными характерами персонажей. Все у Скотта – норманны, все положительные – саксонцы.

Завязка романа: возвращение с войны

Главный герой романа – отважный рыцарь Уилфред Айвенго, единственный сын сэра Седрика Роттервудского. Седрик жаждет очистить родную землю от завоевателей. Он поддерживает последнего потомка саксонского короля Альфреда и планирует женить его на своей воспитаннице леди Ровене. Но Ровена и Айвенго любят друг друга, и отец изгоняет сына из дома как помеху своим планам. Айвенго отправляется с королем Ричардом Львиное сердце в Третий крестовый поход.

В начале романа молодой воин на родину после тяжелого ранения и вынужден скрывать свое имя. Король Ричард томится в плену, а Англией принц Джон, который поддерживает норманнскую и угнетает простой народ.

Развитие событий: турнир в Ашби

Большой турнир в Ашби выводит на сцену всех действующих лиц. В соревнованиях по стрельбе побеждает йомен Локсли. Бесчестный рыцарь-храмовник Бриан де Буагильбер и барон Фрон де Беф, захвативший имение Айвенго, вызывают всех желающих сразиться с ними.

Их вызов принимает таинственный Рыцарь, Лишенный Наследства, которому в последний момент не менее таинственный Черный Рыцарь. Объявленный победителем турнира, Рыцарь, Лишенный Наследства провозглашает леди Ровену королевой любви и красоты. Принимая награду из ее рук, рыцарь снимает шлем и оказывается ее возлюбленным Айвенго. Он падает без чувств от полученной в бою раны.

Кульминация: осада замка Фрон де Бефа

После турнира побежденные рыцари нападают на сэра Седрика по пути домой. Седрика и раненого Айвенго удерживают в замке Фрон де Бефа ради выкупа и мести, тем временем барон пытается добиться любви прекрасной Ровены.

Но слуги Седрика, избежавшие плена, спасают благородных героев. Они находят Черного Рыцаря, который помог Айвенго на турнире, и стрелка Локсли с группой йоменов. Собранная команда штурмует замок и освобождает пленников, злодеев настигает заслуженная кара.

Счастливая развязка

По законам жанра, последние сцены раскрывают нам все тайны и вознаграждают положительных героев романа. Черный Рыцарь оказывается вернувшимся из плена королем Ричардом, который тут же наводит в Англии порядок. Стрелок Локсли оказывается Робин Гудом: он отправляется дальше защищать безвинно пострадавших. Айвенго женится на Ровене с благословления своего отца.

В своем романе Вальтер Скотт показал читателю идеального рыцаря, красивого, верного и отважного. Все мыслимые достоинства, собранные в одном человеке, сделали образ Айвенго синонимом безупречного рыцарства.



Последние материалы сайта