Психологическая подготовка ребенка к посещению врача. Создавать средства – стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка. Рекомендации по развитию внимания для родителей и педагогов

23.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Вот уж школа не за горами, и многие родители обеспокоены судьбой вчерашних дошколят... А готов ли мой ребенок к школе? Сможет ли усвоить насыщенную школьную программу? Что нужно знать? Что усвоить? Как подготовить?..

Дополнительные приготовления к школе « »

Очень важно, пока еще ребенок не является школьником, рассказывать ему, как интересно ходить в школу. Объяснять, что первоклассники – это уже взрослые люди, на которых лежит определенная ответственность и обязанности (например, выполнение домашних заданий). Расскажите своему дошкольнику:

  • Кто такой школьник;
  • каковы школьные обязанности;
  • как важны уроки, их выполнение, оценки и распорядок в школе;
  • почему интересны занятия в школе;
  • зачем нужны новые знания;
  • обучение– это труд;
  • какое поведение нужно иметь в школе и почему.

Подобные рассказы полезно практиковать с целью понимания ребенком, что от него потребуется в его жизни в качестве школьника. Психологи замечают, что многие дети не представляют себе всей ответственности обучения. Они хотят стать школьниками по следующим причинам, не относящимся непосредственно к обучению:

  • наконец-то уйдут из детсада;
  • в школе будут вкусно кормить;
  • наконец-то смогут ездить в троллейбусе без сопровождения;
  • не будут больше спать днем;
  • появится много новых друзей.

Информирование о школьных обязанностях очень важно, а иначе, когда малыш поймет, что в учебном заведении ему придется выполнять какие-то вещи, которые ему не нравятся, он вскоре потеряет всякое желание его посещать.

Не рекомендуется также ругать школу и учителей в присутствии ребенка, иначе вам никогда не добиться энтузиазма своего чада в учебе. А школьные правила и вся обстановка в учебном заведении станут ему в тягость. Вот, что случается с некоторыми детьми:

  • уход в свои мечты на уроке;
  • невнимание к словам учителя;
  • желание поскорее выйти на переменку или уйти домой;
  • нежелание отвечать урок;
  • нарушение дисциплины;
  • обида, когда учитель делает замечания;
  • нежелание посещать занятия;
  • нежелание делать уроки;
  • истерики после школы;
  • частые болезни;
  • неприязнь к одноклассникам и учителю.

Те же самые симптомы может вызвать и чрезмерная подготовленность ребенка к школе. При условии, что вы усиленно готовили малыша к учебе и вызубрили всю программу для первоклашек назубок, то вашему чаду, скорее всего, станет в классе очень скучно, он начнет неправильно себя вести, что приведет к конфликту с учителями и взаимной неприязни. А это, неминуемо, повлечет за собой неблагоприятные последствия.

Каковы же характеристики отстающих детей? Это те дети, которые:

  • имеют слабое здоровье и отстают в развитии;
  • никогда не выполняли задания по образцу (конструкторы, не срисовывали и пр.);
  • не играли со сверстниками в игры по правилам;
  • не понимают, как анализировать и обобщать (то, чему учит лото, например);
  • не обучались общей программе подготовки к школьному обучению.

Если все это было в жизни вашего малыша, и он здоров, то вам беспокоиться не о чем.

Как проверить готовность ребенка к школе

Вы можете, при желании, и самостоятельно проверить, готов ли ваш ребенок к школе. Можно дать ему следующие задания:

№1.Предложите своему чаду срисовать графический образец с геометрическими фигурами и элементами прописных букв. Изобразите на белом листе бумаги нужный объект. Скопировать рисунок ребенку следует при помощи простого карандаша на идентичный лист (белый, без линейки и клетки). Ни линейкой, ни ластиком пользоваться нельзя.

№ 2.Предложите вашему дошкольнику поиграть в любую игру, где есть правила. В такой игре сразу обращают на себя внимание дети, которые не хотят следовать правилам, а потому они часто проигрывают. С такими проблемами в игре малыши обязательно столкнутся с ними и в классе.

№ 3. Предложите крохе небольшое количество картинок (3 – 5 штук), расположенных вразброс, а не по сюжету (например, из известной сказки). Пусть малыш сложит из них правильную последовательность и составит рассказ. Только ребенок с достаточно развитым уровнем обобщения способен справиться с подобным заданием.

№ 4.Предложите ребенку игру со словами, где требуется найти произносимый взрослым звук, или определить, что такого звука в предлагаемых словах нет. Взрослый называет звук, который требуется найти (лучше использовать 2 гласных звука и 2 согласных), и предлагает 4 слова для поиска. Требуется четкость произношения с протягиванием нараспев гласных в словах. Если такое задание сложно для ребенка, следует обратиться к логопеду за консультацией.

Перед началом обучения все будущие первоклассники проходят тестирование с целью продиагностировать их готовность к такому важному процессу. Тестирование включает в себя различного рода задания и методики, на основании которых специалисты выносят вердикт об уровне развития ребенка. Затем специалисты сопоставляют тот уровень знаний, умений и навыков, которого ученик способен достичь в процессе обучения в тесном контакте со взрослым и его реальный уровень развития. Если так происходит, что уровень развития малыша ниже той зоны его развития, которая нужна для благополучного обучения школьному курсу, то ребенка считают неготовым к жизни школы, в принципе, потому что слишком велик риск его быстрого попадания в число отстающих. А ведь такая ситуация является психологической и для ученика и для его родителей.

Вообще, Закон разрешает принимать в школу детей по достижении ими возраста 6 лет с половиной. Если вы хотите попасть в учебное заведение с углубленным изучением предметов, то малышу должно быть при этом не менее 7-8 лет. Если вашему малышу меньше 6,6 лет, то для него может подойти специфическое учебное учреждение с послеобеденным сном и активной переменой после 2 урока.

Предварительное собеседование в школе с психологом

Как происходит предварительное собеседование с психологом перед школой? Максимально комфортно для малыша. Ребенок отправляется туда с мамой (для большей уверенности, и как требует Закон) и проводит в кабинете специалиста около 20 — 40 минут. Перед собеседованием не стоит пугать малыша тем, что если он плохо ответит, то его не возьмут учиться. Наоборот, будьте спокойны сами и успокойте ребенка. Скажите ему, что все будет хорошо. С собой в школу, обычно, просят взять листы бумаги формата А4 в количестве 10 штук и папку (скоросшиватель) с файлами в количестве 5 штук. Родителям предоставляется для заполнения анкета, где просят указать следующие сведения:

  • дата рождения;
  • место работы;
  • должность;
  • образование;
  • состав семьи;
  • наличие жилья;
  • наличие собственной комнаты;
  • наличие отдельного спального места;
  • наличие рабочего места;
  • хобби ребенка;
  • состояние здоровья.

На собеседовании, помимо психолога, присутствует логопед, а также заведующий учебной частью и учитель начальных классов. Малышу задают вопросы и предоставляют задания для выполнения (здесь приведены традиционные вопросы, обычно, задаваемые при собеседовании):

  1. Давай познакомимся. Меня зовут... А как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет? Когда ты родился?
  3. В какой стране ты живешь? Назови свой адрес.
  4. Расскажи про маму и папу: как их зовут, сколько им лет, где работают... Ты знаешь их номер телефона?
  5. Кто живет вместе с тобой? У тебя есть братья-сестры?
  6. Чем ты любишь заниматься?
  7. Занимался ли в каких-нибудь кружках?
  8. Ты хочешь учиться в школе? Почему?
  9. Какое сейчас время года?
  10. Умеешь считать? Посчитай, пожалуйста, от 0 до 20... А наоборот можешь?
  11. Что меньше 10 или 8?
  12. Каких домашних животных/птиц ты знаешь?
  13. Какие дикие животные/птицы тебе известны?
  14. Сколько дней в неделе? Назови их?
  15. Сколько месяцев в году? Какие?
  16. Который сейчас час?
  17. Что остается на земле после дождя?
  18. У собаки ребенок щенок, а у коровы? У лошади? и т.д.
  19. Какие профессии ты знаешь? Кем хочешь стать сам?
  20. Какие овощи/фрукты ты знаешь?
  21. Как назвать одним словом вот эти предметы: платье, шорты, шляпа, носки?
  • Нарисовать человека. Психолог сделает акцент на местоположении рисунка, на толщину линий, насколько прорисованы детали: есть ли пальцы на руках, шея, волосы на голове, уши, губы, глаза, брови на лице.
  • Продолжить предложение: «Утром мы завтракаем, а вечером...», «На улице темно, значит сейчас...», «Вечером мы ложимся спать, а утром...»
  • Сыграть в игру «Да, нет — не говорить». Когда психолог задает вопросы, а ребенок должен на них ответить не употребляя слов «да» и «нет». Мы уже говорили об этой игре и ее примерах в статье с играми на внимание .
  • На знание геометрических фигур. Здесь фигурируют такие вопросы, как: «Назови геометрические фигуры, которые ты знаешь?», «Чем отличается треугольник от квадрата?». Или просят нарисовать геометрический фигуры, продолжить логический ряд с ними, или нарисовать нужную фигуру внутри рисунка.
  • Предлагают набор карточка и ребенка просят сложить их в определенной последовательности, чтобы получился рассказ. Обязательно рассказать его.
  • Психолог называет ряд слов, примерное количество — 10. Ребенок должен проговорить их в том же порядке. На выполнение данного задания дается три попытки.
  • Та же игра на внимание и память, только с картинками. По типу мемори. Педагог раскладывает перед ребенком 10 картинок, просит их запомнить, затем убирает картинки. А ребенок должен назвать все картинки, которые запомнил.
  • Любимое психологами логическое задание — убери лишнюю картинку. Когда предлагается ряд из 4 картинок и нужно найти «лишний» предмет и обосновать свой выбор. Например, в логической цепочке: самолет, вертолет, поезд, дельтаплан, лишнее слово «поезд», так как это наземный транспорт, а все остальное воздушный.
  • Решить простые математические задачи и примеры на сложение и вычитание.
  • Просят вырезать картинку по контуру.
  • Выполнить графический диктант.

Вы видите, что все вопросы и задания совсем не представляют сложности для достаточно уверенного в себе и подготовленного ребенка. Поэтому школьные собеседования проходят, обычно, довольно успешно.

Марина Таланина,

Подготовка к школе быть должна. Это важный аспект современных реалий. К тому же осуществить это можно совершенно по-разному: дома, в детском центре или даже осуществить подготовку к школе онлайн . Главное, чтобы это было регулярно и с учетом особенностей ребенка.

В завершении разговора предлагаю посмотреть советы и рекомендации психолога о том, как подготовить ребенка к школе, как помочь ему адаптироваться в ней, и как сделать так, чтобы интерес к школе не угас.


Успехов и мудрости вам, родители!

С теплом,

  1. Страх остаться на время без мамы, папы или сопровождающего. Дети часто опасаются, что родители могут оставить одних в кабинете врача или в процедурном кабинете и ждать в другой комнате. Этот страх чаще всего встречается у детей в возрасте до 7 лет, но может беспокоить и детей школьного возраста.
  2. Боль. Дети могут беспокоиться о том, что во время осмотра или медицинской процедуры испытают боль или неприятные ощущения.
  3. Целостность тела. Также дети могут опасаться, что процедура нанесет вред их здоровью или целостности тела. Например, маленькие дети перед анализами крови могут бояться того, что у них возьмут «всю кровь», и они умрут. Дети старше 7-8 лет могут переживать из-за возможного вреда от непонятных для них медицинских процедур.
  4. Поведение врача. Проблемы некоторых детей могут быть связаны с профессиональной манерой поведения врача. Ребенок может неправильно понимать и оценивать такие качества, как чрезмерная лаконичность общения, отстраненное отношение к ним, рассматривая обычную врачебную манеру поведения как личную неприязнь к ним или чрезмерную «суровость» врача.
  5. Неизвестность и ожидания худшего. Дети иногда опасаются, что их состояние здоровья на самом деле намного хуже, чем их родители им рассказывают. Дети даже с несложными заболеваниями могут бояться, что им может потребоваться операция или госпитализация.
  6. Страх смерти. Тяжело и долго болеющие дети, впервые болеющие дети могут думать о том, что могут умереть.
  7. Чувство вины. Дети часто могут полагать, что их болезнь или состояние являются наказанием за то, что они сделали или не сделали, хотя были должны. Дети с чувством вины могут верить, что осмотр у врача и медицинские процедуры являются частью их наказания, особенно если кто-либо из взрослых пугал их «доктором».

Техника психологической подготовки ребенка к визиту в детский медицинский центр.

  1. Доверие и честность: Дети могут справляться с дискомфортом и болью лучше, если их заранее предупреждают о предстоящем визите к врач и процедурах. При записи к специалисту уточните у администратора, диспетчера или своего сервисного менеджера, что, в самом общем плане, будет происходить во время визита в медицинский центр. Тогда вы можете объяснить это ребенку простыми словами, понятными в его возрасте. Будьте честны, если вы знаете, что процедура может быть несколько смущающей, неудобной или даже болезненной, но не вдавайтесь в подробности. Ваш ребенок будет чувствовать себя более уверенно, зная, что будет происходить в клинике и почему. Избегайте фраз «Тебе не будет больно», «Будет больно, но ты терпи», «Тебе ничего не будут делать».
  2. Неизвестность: Если вы не знаете много о болезни или состоянии ребенка, откровенно признайте это, но успокойте своего ребенка, что вы оба сможете задать врачу все необходимые вопросы. Вместе запишите вопросы вашего ребенка на бумагу, чтобы задать их доктору. Избегайте фраз «Я и сама (сам) боюсь…»
  3. Поговорите о целях визита к врачу: Заранее скажите ребенку о дне визита к врачу, расскажите к какому доктору вы пойдете, и что он будет делать: «Врач проверит, как ты растешь и развиваешься, поговорит с тобой, задаст простые вопросы и осмотрит тело, чтобы убедиться, что организм здоров. Ты тоже сможешь задать доктору любые вопросы о своем организме и здоровье». Расскажите, что посещение врача не означает, что человек обязательно болен: здоровым детям также необходимо регулярно проверяться у доктора, чтобы сохранять свое здоровье, быстрее расти и лучше развиваться, узнавать больше о своем теле. В случае посещения врача по поводу болезни, ребенку можно объяснить, что врач «должен осмотреть тебя, чтобы выяснить, что болит, исправить это, и помочь тебе поправиться».
  4. Высвободите страхи: Попросите рассказать или нарисовать то, чего ребенок боится при посещении клиники. Поощряйте детальный рассказ о страхах и всех связанных неприятных ожиданиях. Чем больше ребенок расскажет, тем меньше страхов у него останется. Отнеситесь серьезно к его рассказу.
  5. Чувство вины: Выясните, не связывает ли ребенок свою болезнь или необходимость посещения врача с каким-либо проступком. Объясните, что общение с врачом – это забота и помощь ему, а не наказание. Успокойте ребенка: «Болезнь не вызвана ничем, что ты сделал или забыл сделать. Подобные болезни встречаются у многих детей. Разве нам не повезло иметь возможность сходить к врачу, который знает, как помочь нам поправиться?».
    Если Ваш ребенок получил травму, не соблюдая общих правил безопасности, укажите ему на связь причины и последствий, но, не обвиняя его: «Ты, вероятно, не понимал (не знал) об опасности,связанной с этим, но я уверена, что теперь ты это понимаешь, и не сделаешь так снова». При возникновении чувства стыда за болезнь (например, появление головных вшей, остриц в кале, ночное недержание мочи,) следует рассказать, что такие болезни могут случиться у любого ребенка, идействительно встречаются у очень многих (в том числе — у бабушки или тети в детстве). При этом они никак не связаны с его поведением или личными качествами.
  6. Поиграйте в «визит к врачу»: Маленькие дети лучше всего учатся и познают мир во время игры. Игра может быть лучшим способом ответить на любые вопросы о визите к врачу и выявить страхи, которые могут быть у ребенка. Вы можете использовать куклу или плюшевого медведя, чтобы показать ребенку, как врач будет осматривать его:
    • измерьте рост и вес игрушки,
    • посмотрите игрушке в рот и в ушки,
    • используйте манжету кровяного давления, чтобы обнять руку или лапу,
    • послушайте живот и спинку с помощью стетоскопа или бумажной трубочки,
    • понажимайте на живот,
    • постучите легонько по коленям.

    Уточните, что никто из посторонних, кроме врача, медсестры в клинике не должен прикасаться к ребенку или осматривать его.

  7. Фиксируйте внимание ребенка на «островках безопасности»: Любому человеку нужна стабильная опора в ситуации неизвестности — особенно ребенку. Расскажите ребенку об игровой площадке в клинике, о доске для рисования, о вкусном теплом напитке из шиповника с вишней. Когда ребенок придет в клинику и увидит знакомые по рассказам привлекательные предметы, он будет чувствовать себя увереннее.
  8. Создание позитивного настроения «случайным разговором»: Все люди больше доверяют информации, которые услышали случайно – в разговорах, адресованных не им. В этом случае человек уверен, что никто не пытается его ни в чем убедить или обмануть. Используйте этот прием, рассказывая кому-нибудь по телефону или в беседе о том, как хорошо помог врач из клиники «Вирилис» чьему-нибудь ребенку, как он смело ходил на процедуры и быстро вылечился. Необходимо, чтобы ваш ребенок слышал этот разговор.
  9. Возьмите с собой «группу психологической поддержки»: Любимую игрушку или волшебный «предмет силы».
  10. Награда «за мужество»: В клинике могут выдать «медаль за храбрость» или «рецепт на подарок» тем малышам, кто обошелся без слез и капризов. Заранее уточните у менеджера, какие из психологических акций поддержки и поощрения малышей действуют в клинике, или организуйте такую акцию для своего ребенка самостоятельно.

Предлагаем Вашему вниманию отрывок из книги "О психологии воспитания детей " Глушакова О.А., Дубовец Ж.В., Медведская С.Ф. - ОДО "Образовательная компания "Содействие" - 2009 г.

Описание: Сохранить и укрепить психическое и психологическое здоровье детей, эмоциональное благополучие и душевный комфорт, содействовать эмоционально-личностному развитию дошкольников можно только совместными усилиями специалистов дошкольных учреждений и семьи.

"СКОРО В ШКОЛУ или Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе "

Поступление ребенка в школу - это, с одной стороны, радостный, долгожданный момент, а с другой - напряженный, беспокойный период как для родителей, так и для детей. Все родители хотят видеть своих детей отличниками, преуспевающими во всех своих начинаниях, поэтому уже заранее начинают учить детей читать, писать, считать, забывая при этом, что и чтение, и письмо основываются на развитии познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия. И если хоть один из вышеперечисленных процессов у ребенка не сформирован, то обучение в школе создаст определенные трудности как для ребенка, так и для окружающих его взрослых. Рассмотрим, как познавательные процессы влияют на успешность обучения ребенка в школе.

Восприятие. Первое, с чем столкнется ваш ребенок на уроке, это необходимость ориентироваться в новом для него пространстве. Вот перед ним лежит открытая тетрадь. Сумеет ли он по требованию учителя быстро отступить столько-то клеток вправо, столько- то вниз, начать с красной строки? Как вы думаете, легко ли ребенку будет продолжить урок, если его начало уже омрачено. Именно поэтому уже в возрасте 5-6 лет важно обучить ребенка ориентироваться в пространстве, выучить, где находится право, лево, верх, низ листа. Закрепить полученные знания можно, написав совместно с ребенком графический диктант.

Внимание. Если процессы внимания не сформированы, то ребенку будет тяжело сконцентрировать свое внимание на учебном материале, он будет часто отвлекаться и пропускать учебный материал на уроке. Внимание можно формировать и развивать с помощью простых заданий. Например:

Попросите ребенка украсить рамкой лист бумаги. Рамка должна состоять из определенных фигур, к примеру: из крестиков, квадратиков и кружков, которые надо расположить в определенной последовательности, не нарушая ее.

Пусть ребенок сравнивает парные картинки и находит в них различия и т. д. Найти десять отличий и т. д.

Память. Выделяют два вида памяти: кратковременную (она поверхностна и непрочна) и долговременную, которая подкрепляется поисками значения запоминаемого. Тренировать память ребенка можно, предложив ему следующие упражнения:

- «Посмотри и запомни». Ребенку предлагается в течение 10 секунд посмотреть на картинку, а затем нарисовать то, что он запомнил.

Разучивание с ребенком стихов, скороговорок, «Послушай и опиши». Это упражнение используется для тренировки как зрительной памяти («смотрим»), так и слуховой («слышим»). Вы можете сказать: «Сейчас я буду читать слова, а ты, услышав каждое слою, представляй себе, как выглядит то, что я называю, его вкус, запах, звуки, которые оно может издавать и т. п. Например: зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом.

Мышление. Процесс мышления позволяет выделять существенные признаки предметов и явлений, закономерные связи и сложные отношения между ними, их сущность. Простые игры, такие как «Четвертый лишний», «Назови одним словом» и другие, помогут обучить ребенка умению анализировать и синтезировать, выделять главное и второстепенное в практической жизни.

Развитие мелкой моторики рук - один из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Слабая мелкая моторика руки может привести к тому, что на уроках письма ребенок будет уставать и почерк от строчки к строчке будет становиться хуже. При этом он будет неумолимо отставать от своих сверстников. Поэтому так важно уделять внимание развитию мелкой моторики рук.

Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:

Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.

Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», т. е. нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеете. Каждый новый элемент должен добавляться постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия словами: «Следующий раз у тебя обязательно получится лучше».

Ведущим видом деятельности у ребенка в этом возрасте является игра, поэтому старайтесь проводить занятия в игровой форме («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Слова-города» и др.).

Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если ребенку не хочется играть в какую-то игру или он плохо себя чувствует, то лучше отложить занятие. Игровое общение должно быть интересным и для него, и для вас, так как в этом случае создается положительная атмосфера для развития и усвоения знаний и умений.

Ваш ребенок читает, считает и пишет. Но психологи почему-то говорят, что его рано отдавать в школу. Что же должен уметь ребенок, чтобы считать его подготовленным к школе? И могут ли родители сами его подготовить? Какие методы применяют психологи для выявления уровня интеллекта ребенка? И какие существуют способы для коррекции тех или иных задержек развития?

Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с психологической подготовкой ребенка к школе, вы найдете в этой книге.

Эта книга для учителей начальных классов, школьных психологов, социальных работников, для всех, кто работает с младшими школьниками. В ней представлены несложные методики определения уровня подготовки ребенка к школе и рекомендации по формированию разноуровневых классов. Подробно рас-сказывается о способах коррекции школьных страхов и тревожности у детей. Интересны разработки уроков человековедения и общения в начальной школе.

Специальная глава посвящена детям, слабо подготовленным к школе, плохо адаптирующимся в новых условиях. Завершает книгу глава, адресованная учителю и родителям. Здесь рассказывается, как выявить свои личностные особенности и уровень профессиональной подготовки, как заняться само-менеджментом, наладить контакт учителей с родителями и организовать работу с ними.

В пособии "Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие." Локалова Н. П. рассматривается ряд факторов, влияющих на успешность школьного обучения, излагаются психологические, психофизиологические, психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости учащихся начальных, средних и старших классов. Описываются особенности развития познавательной, мотивационной, эмоциональной, произвольно-регуляторной сфер у учащихся, имеющих когнитивные трудности в обучении. Приводятся причины трудностей младших школьников при обучении русскому языку, чтению и математике. Значительное внимание в книге уделено вопросу психопрофилактики школьной неуспеваемости. Особенностью данного учебного пособия является включение в него после каждой темы фрагментов из психологических и педагогических произведений разных авторов с целью более глубокого и детального освещения соответствующей проблемы.

Пособие предназначено для студентов психологических и педагогических факультетов, школьных психологов, учителей начальной и средней школы.

В учебном пособии рассматриваются основные теоретические концепции и проблемы психологической готовности ребенка к обучению в школе, представлены различные аспекты психического здоровья школьников. Показана роль психологической поддержки семьи при поступлении ребенка в школу. Особое внимание уделяется рассмотрению компонентов психологической готовности. Учебное пособие предназначено студентам факультета психологии, практическим психологам.

В методических указаниях по проведению психологического обследование детей-дошкольников на предмет определения готовности к школе представлены методики диагностики основных компонентов школьной зрелости ребенка. Особое внимание уделено методике составления психологического заключения по итогам обследования, а также даны некоторые рекомендации по повышению уровня готовности ребенка к обучению в школе.

Пособие "Детская психодиагностика: Практ. занятия: Метод. указания" Сост. Ю.В. Филиппова предназначено для студентов 4-5 курсов факультета психологии, специализирующихся по "Педагогической психологии". Представленный материал направлен на подготовку студентов для выполнения практических занятий по курсу "Детская психодиагностика" в разделе "Методы диагностики школьной зрелости".

Книга "Психологическая готовность к школе" Гуткина Н.И. - результат многолетнего исследования проблемы психологической готовности детей к школьному обучению. Автором разработана целостная концепция исследуемого явления, на основе которой создана оригинальная диагностико-развивающая программа. В книге подробно излагается методика развития познавательного интереса у детей, а также учебной мотивации и произвольного поведения в учении. Подробно раскрывается, что такое группа развития и как правильно ее вести. В приложении даны игры на развитие мышления, внимания, памяти, моторики и др., применяющиеся в группе развития.

Родители всех будущих первоклассников хотят, чтобы их детям было в школе хорошо. Что это значит? Чтобы в классе появились новые друзья, общение с которыми приносит удовольствие. Чтобы в школу ребенок шел в хорошем настроении, и ему нравилось бы учиться и ежедневно узнавать что-то новое. Недостаточно научить дошкольника письму, чтению и счету. Крайне важна и психологическая подготовка, ведь школа — это совершенно новая жизнь, новый мир. Пребывать в статусе школьника предстоит долгие годы. Нужно, чтобы ребенку было в нем комфортно.

Создаем положительный образ школы

Чтобы ребенок хотел пойти в школу, ждал 1 сентября с радостью и нетерпением, родители должны создавать положительный образ учебного заведения.

Говорить о школе можно только в положительном ключе, причем не только в разговорах с ребенком. Дошкольник не должен слышать взрослых разговоров о том, что учителя теперь плохие, дети в школе — невоспитанные чудовища, а домашних заданий задают слишком много. Совершенно недопустимо запугивать ребенка школой, чем, к сожалению, грешат некоторые родители. «Будешь одни двойки получать», «Вот учительница тебе в школе покажет за такое поведение», — ничего подобного из уст родителей дошкольник слышать не должен.

Ребенок должен быть уверен, что в школе ему понравится, учительница окажется приветливой и доброжелательной, а среди одноклассников появятся друзья. Важно не обманывать ребенка, не рассказывать, что школа — это сплошной праздник, ведь это не так. Можно читать детские рассказы о школьниках, смотреть художественные фильмы о них. Тем, кто идет в школу с положительным настроем, вероятнее всего, будет в ней хорошо.

Мотивация должна быть правильной

Формировать у ребенка мотивацию к учебе нужно правильно. У некоторых дошкольников вроде бы присутствует интерес пойти в школу, но он внешний. Такие дети хотят примерить на себе новый статус ученика, ходить с красивым рюкзаком, пользоваться новенькими канцтоварами, быть похожими на старших сестер или братьев. Важно формировать у ребенка желание, страсть, интерес к познавательной деятельности, рассказывать, что учеба — это масса новой информации. Обязательно нужно рассказывать дошкольнику, какие уроки будут в первом классе, что изучают.

Какие навыки нужны первокласснику?

Терпение, самодисциплина, умение слушать, не перебивая, усидчивость — все это понадобится в школе. Психологи считают, что очень хорошо все вышеназванные навыки тренируются в процессе совместных игр. Особенно полезны среди них такие, где есть четко прописанные правила: шашки и шахматы, «ходилки», все остальное, что требует следования правилам. Другая, не менее полезная игра — детская школа. Пусть у ребенка будет возможность и попробовать себя в роли ученика, и побыть учителем.

Очень важен для дошкольника навык самообслуживания. Детям в школе предстоит переодеваться и переобуваться в гардеробе, надевать и снимать физкультурную форму, ловко управляться с содержимым школьного рюкзака — доставать и убирать необходимые вещи. Те, кто делает это слишком медленно, переживают и нервничают, видя более проворных одноклассников. Поэтому самообслуживанию ребенка нужно учить обязательно.

Умения общаться и дружить очень важны!

Кому из детей легче адаптироваться в непривычной школьной обстановке? Ведь школа — это не только уроки, но и внеклассные мероприятия, спортивные соревнования, общение в коллективе. Тем, кто легко находит общий язык с одноклассниками и умеет дружить. Дети любят и ценях в сверстниках доброжелательность, отзывчивость, умение не обижаться по пустякам, не конфликтовать. Еще одно важное качество — умение искать и находить компромиссы в разных ситуациях. Более комфортно себя чувствуют дети в школе, обладающие вышеназванными навыками. Задача родителей — привить их ребенку. Чем раньше, тем лучше.

Особенно сложно может быть тем детям, которые не посещали детский сад, не имеют достаточного опыта общения в коллективах, по характеру застенчивы, с заниженной самооценкой. Взрослые должны помогать детям вливаться в компанию, учить их общаться и дружить.

Знакомимся со школой заранее

Для дошкольника школа — это что-то совершенно новое и непонятное. Большинство детей с тревогой и опасением относятся ко всему незнакомому. Гораздо спокойнее в школу идут дети, которые уже бывали в стенах ее здания, представляют, как выглядят изнутри классы. Сейчас многие учебные заведения предлагают будущим ученикам нечто вроде подготовительных курсов. Если у родителей есть возможность водить туда ребенка, стоит ею воспользоваться. Быть может, ребенок не получит на курсах каких-то принципиально новых знаний. Но он узнает на практике, как проходят уроки в школе, как нужно вести себя во время школы, как отвечать учителю.

На переменах стоит погулять по коридорам, показать ребенку, где находится столовая, спортивный зал, туалет, гардероб. Когда новоиспеченный школьник переступит порог учебного заведения 1 сентября, он будет чувствовать себя гораздо увереннее.

Инга Малюгина
Психологическая подготовка детей к школе

Я,Малюгина Инга Викторовна,воспитатель подготовительной к школе группа . Рада приветствовать вас на своей страничке. Сегодня мы поговорим с вами о готовности детей подготовительной группы к обучению в школе .

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залог успешного обучения в школе . От того,как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития ,будут зависеть успешность его адаптации вхождения в режим школьной жизни ,его учебный успехи,его психологическое самочувствие .

Давайте же с Вами разберемся что такое готовность ребенка к школе .

Составными компонентами психологической готовности к школе являются :

*личностная

*интеллектуальная

*эмоционально-волевая

*физическая.

Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает в себя формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника ,имеющего круг важных обязанностей и прав,занимающего иное по сравнению с дошкольниками в детском обществе .

Принятие позиции школьника - это прежде всего отношение к школе ,к учебной деятельности,к учителю,к самому себе. Умение общаться со взрослыми,со сверстниками,войти в детское общество,действовать совместно с другими.

Интеллектуальная готовность к школе заключается в приобретении определенного кругозора,запаса конкретных знаний,в понимании общих закономерностей,лежащих в основе полученных знаний :

*ориентировка ребенка в окружающем его мире,запас его знаний,усвоенных им в системе,

*желание узнавать новое,

*сенсорное развитие,

развитие образных представлений,

*развитие речи и мышления.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает :

*способность соподчинять мотивы,управлять своим поведением,

*умение организовывать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем,

*положительное отношение к целям деятельности (учебе,принятие их,

*стремление преодолевать трудности,

*стремление к достижению результата своей деятельности.

Физическая готовность включает в себя :

*состояние здоровья (отсутствие серьезных заболеваний,наследственность и тд.)

*физическое развитие (занятия в спортивных секциях,посещения кружков,

*развитие анализаторных систем,

*развитие мелких групп мышц (рука,пальчики,

*развитие основных движений (бег,прыжки,ходьба,спортивные игры) .

Все психические процессы (внимание,память,мышление,воображение) должны быть достаточно развиты. Ребенок должен уметь сосредоточить свое внимание на разной работе,например,написание элементов буквы. Развитие восприятия,мышления позволяет ребенку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления,выделять в предметах и явлениях существенные особенности и различия,рассуждать и делать выводы,приходить к определенному результату.

В современном мире очень много разных пособий,упражнений,заданий,игр для всестороннего развития ребенка. Легко и весело можно выполнять со всеми членами семьи,кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При наборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Используйте общеукрепляющие упражнения,полезные для закрепления восприятия,внимания,памяти,моторики рук. Четко произносите трудные слова. Просите их произносить,повторить. Учите много маленьких стишков,читайте ребенку. Разучивайте скороговорки и сочиняйте сказки. Просите их пересказать. Играйте в коллективные игры,они развивают произвольность действий,сосредоточенность,обогащают речевой запас детей ,общительность,вызывают положительные эмоции.

Можно выбрать игры или игрушки,которые станут вам помощниками в подготовке детей к школе (например,любимый сказочный персонаж,в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе . И в ваших интерес сделать это время как можно мягче,интереснее.

Но помните, пожалуйста,несколько простых правил :

*занятия не должны носит насильственный характер,

*продолжительность занятий не должна превышать 35 минут,

*устраивать небольшие физкульт минутки,перерывы,

*занятия должны быть выстроены в систему.

Постарайтесь разбудить мотивацию к занятиям,заинтересовать ребенка (похвала,наклейки за особые успехи,сюрпризные моменты и тд.)

В заключении хочется сказать следующее-какими бы шагами к вершинам знаний не двигался ваш ребенок,ему необходима ваша помощь,любовь,поддержка,вера в свои силы. Создавайте здоровый положительный,доброжелательный настрой перед школой ,при котором он бы стремился овладевать новыми знаниями,навыками,не боялся плохих отметок,проблем с учителями,одноклассниками и был уверен в том,что отличник или двоечник,он для Вас самый любимый и родной!

Успехов Вам,дорогие родители!



Последние материалы сайта