Порядок курения на предприятии. Курение на рабочем месте

01.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Курение на работе не приветствуется, но зачастую позволяется. Однако новые изменения в законодательстве заставляют многих работодателей иначе взглянуть на проблему.

Вступивший с 01.06.2013 в законную силу (за исключением некоторых положений) Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее — Закон N 15-ФЗ) ввел много новых запретов и требований, в том числе и для работодателей. Рассмотрим принципиальные отличия, которые их коснулись.

Работодатель обязан

В ч. 2 ст. 10 Закона N 15-ФЗ для работодателя (индивидуального предпринимателя или юридического лица) установлен целый спектр обязанностей, связанных с охраной здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака:

— соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (нормы о запрете курения);

— осуществлять контроль за соблюдением норм о запрете курения на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;

— обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

— предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, направленных на реализацию норм о запрете курения.

Теперь в законодательстве прописан перечень объектов, на которых запрещено курение табака (ст. 12 Закона N 15-ФЗ):

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении (данное положение вступает в силу с 01.06.2014);

13) на автозаправочных станциях.

Вопрос. Означает ли новый закон полный запрет на курение на территории работодателя? Действительно ли работодатель не вправе разрешить своим работникам курить на своей территории?

Часть 2 ст. 12 Закона N 15-ФЗ допускает по решению собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

Таким образом, работодатель, если он является собственником здания, помещения, вправе разрешить курение сотрудникам, но только в специально выделенных местах.

Здесь, пожалуй, у работодателя возникает новый вопрос: "Где такое место найти и как оно должно быть оборудовано?" Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе или изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 3 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). В настоящее время (очевидно, по причине недавнего вступления в силу самих новых запретов) нормативные акты, устанавливающие подобные правила, еще не приняты.

Отметим, что в законе сделана оговорка: требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством РФ гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий. Однако данных норм так много и они имеют такой специфический характер, что работодатель в период отсутствия нормативного регулирования требований к оснащению мест для курения и если его должностные лица не имеют специального образования в сфере медицины и эпидемиологии, не сможет самостоятельно и полно обеспечить выполнение всех СанПиНов.

Таким образом, поскольку нормативного регулирования требований к оснащению мест для курения не имеется, работодатель, выделяя и оснащая место для курения на открытом воздухе, должен обеспечить соблюдение всех существующих санитарных правил и норм, которые устанавливают критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе (ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Вопрос. Что делать, если работодатель не является собственником здания и помещений? Вправе ли он разрешить своим сотрудникам курить в специально выделенном месте?

Право выделить место на открытом воздухе для курения имеет только собственник имущества (в нашем случае — недвижимого). Если у работодателя помещения находятся в аренде, но им не получено решение собственника на оборудование специального места для курения или на разрешение всем сотрудникам арендаторов курить в уже выделенном самим собственником месте, позволить сотрудникам курить на арендуемой территории работодатель не вправе.

Пример 1

Банк по договору долгосрочной аренды арендует офисные помещения у ФГУП, владеющего зданием на праве хозяйственного ведения. От лица собственника выступает (и подписал договор аренды) комитет по управлению имуществом. Рядом с крыльцом здания у заднего входа на огороженной территории ранее самим банком было оборудовано место для курения с металлической урной, освещением, знаком, обозначающим место для курения. Со вступлением в силу Закона N 15-ФЗ для сохранения права пользования уже оборудованным местом для курения банк должен запросить соответствующее разрешение у собственника, то есть в нашем случае — распоряжение/решение комитета по управлению имуществом. До получения данного решения работодатель обязан запретить своим сотрудникам использовать вышеописанное место для курения. На практике от комитета по управлению имуществом такое разрешение получить весьма непросто, так как общая политика государственных органов и структур в настоящее время состоит в активной реализации цели снижения популярности курения среди населения.

На деле же требования закона уже начали реализовываться на местах.

Пример 2

Распоряжением администрации муниципального района "Печора" (МР "Печора") от 31.05.2013 N 470-р "О запрете курения табака в помещениях администрации МР "Печора" запрещено с 01.06.2013 курение табака в помещениях, находящихся в здании администрации муниципального района "Печора", с одновременным разрешением курения табака в специально выделенных местах на открытом воздухе. Руководителям отраслевых органов администрации муниципального района "Печора" дано распоряжение принять локальные акты о запрете курения табака в помещениях подведомственных зданий и учреждений. С распоряжением администрации подлежали ознакомлению не только сотрудники секторов администрации, но и руководители служб арендуемых помещений в здании администрации района. То есть собственник высказал мнение о разрешении курения в специальных местах и распространил свое разрешение в том числе на арендаторов помещений.

Работодатель имеет право

Статья 10 Закона N 15-ФЗ предоставляет индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам право устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.

Как видите, работодатель вправе полностью запретить курение на своей территории.

Варианты реализации положений закона

Теперь положение курящих работников полностью зависит от работодателя, а потому возможны два варианта реализации положений нового закона.

Вариант 1. Работодатель полностью запрещает курение

Поскольку не все работники являются просвещенными в правовой сфере гражданами, для доведения до коллектива своего решения, основанного на праве, предоставленном ему Законом N 15-ФЗ, о введении полного запрета на курение в здании, работодатель должен:

— издать соответствующий приказ/распоряжение о полном запрете курения;

— ознакомить с ним под личную подпись всех сотрудников (и курящих, и некурящих);

— провести мониторинг состояния должностных инструкций, правил внутреннего трудового распорядка и прочих документов на предмет наличия в них отсылочной нормы об обязанности работника исполнять локальные нормативные акты, распоряжения и приказы;

— обозначить территорию, здание и объекты, где курение табака запрещено, размещением знака о запрете курения (ч. 5 ст. 12 ФЗ N 15-ФЗ);

— при выявлении факта нарушения запрета — наказывать в пределах мер ответственности, предусмотренных ст. 192 ТК РФ (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям).

В распоряжении работодателя есть и ряд мер воздействия рублем:

— в случае привлечения работника к дисциплинарной ответственности и наличия на предприятии системы премирования возможна невыплата нарушителю премии. Для применения такого вида воздействия в соответствующих локальных нормативных актах работодателя, регулирующих порядок премирования, должен быть предусмотрен порядок уменьшения премии или ее невыплата вовсе (например, в случае наличия неснятых дисциплинарных взысканий за отчетный период начисления премии);

— чтобы соблюсти баланс "кнута и пряника", при реализации полного запрета курения на территории работодателя можно ввести систему доплат для некурящих, тем самым стимулируя курящего сотрудника бросить курить и примкнуть к счастливым некурящим получателям доплаты. Для введения системы доплат необходимо будет не только увеличить фонд оплаты труда, но и внести соответствующие изменения в порядок оплаты труда, премирования, выплаты надбавок и пр.

Вопрос. В ситуации полного запрета на курение курящие работники стали каждый час выбегать на улицу за угол здания, чтобы покурить. Может ли работодатель наказать их за это, если они избрали стихийным местом для курения угол соседнего здания?

Несмотря на то что работники избрали местом для курения территорию на открытом воздухе, специальным оснащенным местом для курения она не является, если место не относится ни к одному из объектов, перечисленных в ст. 12 Закона N 15-ФЗ. Работники закон не нарушают и к административной ответственности привлечены быть не могут. Если работники курят за углом здания, принадлежащего работодателю и все еще на его территории (прилегающая к зданию территория), то он вправе привлечь их к дисциплинарной ответственности за нарушение приказа о запрете курения, должностных инструкций и пр.

Если же работники курят не на территории работодателя, их наказать также можно, но уже за отсутствие на рабочем месте. Однако даже если работник будет отсутствовать на рабочем месте по 10 минут каждый час, состава прогула такое отсутствие хоть и не сформирует, но квалифицироваться как неисполнение своих должностных обязанностей уже может. Безусловно, уволить такого работника за подобное нарушение сразу будет нельзя, но, если он накопит определенное количество взысканий за пару месяцев, с работником можно будет расстаться по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).

Вариант 2. Работодатель хочет разрешить работникам курить

Для реализации данной задачи работодателю придется предпринять намного больше действий, чем при наложении полного запрета на курение, в том числе:

— испросить разрешение у собственника здания, помещений (если работодатель не является собственником) о выделении места для курения. Независимо от решения на здании следует установить знак о запрете курения (ч. 5 ст. 12 N 15-ФЗ);

— после получения разрешения собственника — выделить и оснастить место для курения на открытом воздухе: повесить табличку, обозначающую данную территорию как место для курения, поставить урну и пр. При получении отказа собственника выделить место для курения становится невозможно;

— издать приказ о запрете курения на всей территории работодателя, кроме специальных мест (перечислить их расположение), предупредить работников об ответственности за нарушение приказа;

— ознакомить всех работников с приказом под личную подпись;

— применять наказания к тем сотрудникам, кто курит в неположенном месте. В данном случае дисциплинарная ответственность будет наступать только за нарушение запретов, установленных организационно- распорядительными документами работодателя (а именно — приказом о выделении специальных мест для курения и должностной инструкцией конкретного работника, предусматривающей обязанность работника выполнять приказы и распоряжения руководства).

Вопрос. Здание работодателя расположено в центральной части города, главный вход находится со стороны большой площади, задний ход имеется, но закрывается в целях безопасности от незаконного проникновения. Вправе ли работодатель, следуя требованиям Закона N 15-ФЗ, выделить место на крыльце своего здания прямо перед входом?

Анализ норм закона приводит к отрицательному ответу на поставленный вопрос по следующим основаниям. Да, место на крыльце находится на свежем воздухе. Однако, учитывая вход в здание основного потока граждан именно через центральный вход, выделение здесь места для курения не будет соответствовать цели данного закона — ограждению граждан от вредного воздействия табачного дыма. То есть вопреки обязанности, возложенной на работодателя Законом N 15-ФЗ, он не сможет обеспечить права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Следовательно, крыльцо не может стать специальным местом для курения. Как альтернатива, таким местом может оказаться, например, территория в 10-15 м от крыльца (при условии ненарушения остальных требований).

Ответственность

Статьей 23 Закона N 15-ФЗ перечислены виды ответственности, которые могут последовать за нарушение нового закона об ограничении курения:

— дисциплинарная;

— гражданско-правовая;

— административная.

Дисциплинарная ответственность может быть предусмотрена только для самих работников организаций. Для обеспечения возможности привлечения к дисциплинарной ответственности в локальных актах работодателя, с которыми должны быть ознакомлены все работники (в том числе нарушители), должно быть указано о полном запрете курения на территории работодателя или разрешении курения в специально выделенном месте. При этом данное место к моменту издания указанного приказа должно быть уже фактически выделено и оснащено.

Гражданско-правовая ответственность подразумевает возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако вероятность наступления такого вида ответственности как для работодателя (за разрешение курения), так и для его работников (непосредственно за само курение) крайне мала.

Для граждан административная ответственность установлена только за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, либо на судне морского или внутреннего водного транспорта, либо на воздушном судне при продолжительности полета менее трех часов. Поскольку указанные транспортные средства могут являться местом работы для очень ограниченной категории лиц (машинист, проводник, капитан судна, пилот, стюардесса и пр.), только эти лица как работники могут быть привлечены к ответственности по ст. 11.17 КоАП РФ. На практике же в числе нарушителей чаще всего оказываются граждане — пассажиры. Однако, учитывая размер установленного штрафа — всего 100 рублей, такая ответственность мало кого пугает.

Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает общую ответственность работодателя за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Так, за данное нарушение нарушителей ждет штраф:

должностных лиц — в размере от 1000 до 5000 руб. (повторное аналогичное правонарушение уже повлечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет);

— предпринимателей — от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Применение указанной статьи за нарушение работодателем запретов Закона N 15-ФЗ пока сомнительно в силу того, что в ТК РФ не было внесено никаких поправок (например, в раздел 10 (ст. 212 ТК РФ) в области регулирования вопросов охраны труда) относительно обязанности работодателя не только обеспечить безопасные и здоровые условия труда, но и ограждать работников от воздействия табачного дыма и т.д. Хотя отсутствие в КоАП РФ иных норм об ответственности работодателя в сфере организации труда предполагает ответственность только по ст. 5.27 КоАП РФ. Таким образом, теоретическая вероятность привлечения работодателя за ненадлежащую реализацию требований закона о запрете курения все же есть.

Учитывая "молодость" рассматриваемого нормативного акта, практики привлечения кого бы то ни было к ответственности за его нарушение еще не сложилось.

Нельзя не отметить, что сейчас наступило время "безответственности", как это обычно бывает при принятии актов, вводящих новые запреты или ужесточенные требования: запрет уже действует, а ответственность за его нарушение либо не предусмотрена вовсе, либо слишком мала, либо слишком общая и требует детализации на законодательном уровне. Так, в настоящее время КоАП РФ не содержит норм об административной ответственности гражданина за курение в местах, где это запрещено. Ответственность установлена только за курение в транспорте. Да и то сумма штрафа не выполняет даже функции устрашения, сравнима со стоимостью проезда на самом транспорте (некоторых его видах).

Не установлена также ответственность работодателя за нарушение требований именно Закона N 15-ФЗ, а привлечение работодателя к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за ненадлежащую организацию мест для курения сотрудников сомнительно.

Таким образом, для полной реализации норм Закона N 15-ФЗ необходимо не только установить и детализировать ответственность работника и работодателя, но и весьма ужесточить санкции. Например, установить ответственность гражданина (в том числе как работника) за курение в неположенном месте на уровне 2000-3000 руб. А ответственность работодателя за отсутствие знака о запрете курения в здании, за разрешение курения на всей своей территории, а не в отведенных местах установить на уровне 50 000 рублей или даже выше.

Только в этом случае можно будет достичь приемлемого уровня выполнения требований и запретов нового закона. В настоящее время в прессе уже встречаются упоминания о различных законопроектах (пока не рассматриваемых) в области детализации правонарушений и усилении санкций в сфере действия нового закона о запрете курения.

Подводя итог рассмотренному вопросу о новых запретах и требованиях в области употребления табака, можно выделить несколько отличий старого закона "Об ограничении курения табака" и нового "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (см. Таблицу).

Таблица. Отличия двух законов для работодателей

Старый закон (утратил силу с 01.06.2013)

Новый закон (вступил в силу с 01.06.2013)

Федеральный закон от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака"

Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"

Запрещено курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака

Запрещено курение на рабочих местах. Перечень видов иных мест, где курение запрещено, значительно дополнен

Работодатель обязан был оснастить специально отведенные места для курения табака

Работодатель вправе полностью запретить курение на своей территории

Разрешения кого бы то ни было на оснащение места для курения не требовалось

Работодатель вправе выделить и оснастить места для курения только с разрешения собственника здания, помещения

Работодатель, оснащая место для курения, вправе был делать это в любом месте на своей территории

Место для курения может быть только на свежем воздухе (для зданий)

Ответственность предполагалась только для граждан за курение на транспорте (ст. 11.17 КоАП РФ)

Для граждан ответственность не поменялась. Теоретически теперь можно наказать и работодателя за нарушение законодательства о труде и об охране труда по ст. 5.27 КоАП РФ

* * *

Теперь работодатель вправе полностью запретить курение на своей территории. Причем только собственнику здания, помещений позволено разрешать курение на своей территории. Работодатель, не будучи собственником здания, помещения, может организовать место для курения на территории, где он осуществляет свою деятельность, исключительно с разрешения собственника.

Разрешать курение на территории можно, лишь выделив для этого специальное место; оно должно быть на свежем воздухе или в специально отведенном помещении. Особых требований к оснащению места для курения пока не установлено, но оно должно соответствовать санитарным правилам и нормам. Исходя из анализа всех норм Закона N 15-ФЗ можно сделать следующий вывод: место для курения должно быть расположено на свежем воздухе таким образом, чтобы дым от курения не оказывал вредного воздействия на некурящих, то есть должно быть достаточно удалено от входа в здание, окон здания.

Пока меры ответственности за нарушение нового закона слишком мягки, чтобы все работодатели начали точно и немедленно реализовывать нормы данного закона.

Работнику за курение почти ничего не грозит со стороны государства: штраф в 100 руб. незаметен и налагается только за курение в транспорте. Дисциплинарная ответственность может применяться вплоть до увольнения, если работника за курение накажут несколько раз подряд.

Пока не сложилась практика привлечения к ответственности за нарушение требований нового закона, говорить о наступившей реакции работодателей на него еще рано.

Работодателю, учитывая сложные, во многом непонятные требования по оснащению места для курения, проще полностью запретить курение на своей территории, чем организовывать места для курения, а потом содержать их в надлежащем санитарном состоянии.

Как показывают исследования, курящие работники ежегодно берут на три дня больше больничных, чем некурящие. Обобщив результаты 27 исследований, в которых было опрошено более 70 тысяч работников, ученые обнаружили, что курильщики болеют чаще и дольше.

Есть основания полагать, что из-за болезни курильщики не выходят на работу на 30% чаще, чем те, кто не курит, и за год они отсутствуют на рабочих местах на 2,74 дня дольше.

Бывшие курильщики по сравнению с теми, кто никогда не курил, также берут больничный чаще. Однако они болеют реже тех, кто так и не бросил эту вредную привычку, что позволяет сделать вывод о том, что борьба с курением и проведение соответствующей работы с персоналом могут оказаться экономически выгодными для компании.

Ученые из Ноттингемского университета подсчитали, что если результаты их исследований применить к населению всей Великобритании, то ежегодные убытки, которые несут компании из-за того, что их работники проводят на больничном больше времени, достигнут 1,4 миллиарда фунтов стерлингов. В этих цифрах, однако, не учтены другие убытки, в том числе и время, потерянное на перекуры.

С 01.06.2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Закон), запрещающий курение на рабочих местах и в рабочих зонах.

Однако работника, допускающего нарушение положений данного Закона, за сам факт нарушения Закона уволить нельзя. В то же время работника можно уволить за несоблюдение локального акта работодателя, доведенного до сведений работников, - правил внутреннего трудового распорядка и/или грубое нарушение правил противопожарной безопасности. Для этого в локальном акте работодателя, доведенном до сведения работников, должен быть прописан запрет на курение вне отведенных специальных мест для курения (п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона, п. 14 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390) и вне установленного работодателем времени для перекуров (ст. 107 Трудового кодекса РФ). К работнику, нарушившему такие положения, применяется дисциплинарное взыскание по правилам ст. 193 Трудового кодекса РФ. При наличии у работника дисциплинарного взыскания можно лишить работника премии (полностью или частично) как за несоблюдение одного из условий премирования, установленного положением об оплате труда и премировании компании либо уволить по ч.5 ст. 81 Трудового Кодекса РФ. Данные выводы подтверждаются судебной практикой.

Так, апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 20 августа 2012 г. N 33-11236/2012 было отказано в удовлетворении исковых требований Т., обратившегося в суд о взыскании неначисленной и невыплаченной части премии. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что Т. в нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, курил в неустановленном месте в рабочее время, т.е. нарушил трудовую дисциплину, за что Положением о премировании предусмотрено снижение или лишение премии. При этом выбор меры ответственности производится по усмотрению работодателя.

Согласно п. 3.4 Правил внутреннего трудового распорядка ответчика работникам запрещается курить в неустановленных местах (места для курения определены табличками «Место для курения»).

В ходе рассмотрения дела истец Т. не оспаривал, что курил в неустановленном месте, а именно в комнате для отдыха, которая не является местом для курения, указывая лишь на то, что курение имело место еще до того, как истец приступил к выполнению своих трудовых обязанностей, т.е. в нерабочее для истца время, а премия за нерабочее время не начисляется. Однако истцу не удалось доказать, что он курил до начала рабочей смены, поскольку «рабочая смена для истца началась в 8 час. 36 мин., т.е. в момент прохождения <...>, а курил он после этого, около 8 час. 40 мин».

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что истец курил в рабочее время в неустановленном месте, за что работодатель имел право, которым и воспользовался, на лишение истца премии.

Апелляционным определением Самарского областного суда от 4 сентября 2014 г. по делу N 33-8824/2014 отказано Я. в требовании об отмене приказов о дисциплинарных взысканиях (замечание и выговор) в связи с нарушением локальных актов работодателя, в том числе за курение на территории работодателя (территория медицинского учреждения) – а именно, в гараже, находящемся на территории больницы.

Данный факт был подтвержден свидетельскими показаниями.

С приказом о запрете курения на всей территории больницы Я. был ознакомлен под роспись. В связи со вступлением в силу Закона, требование к сотрудникам, в том числе Я., о запрете курения на территории больницы, где находится и гараж, работодателем установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В связи с чем суд пришел к выводу о правомерности вынесения дисциплинарных взысканий в отношении Я.

В обоих рассмотренных случаях факты нарушения работниками локальных актов работодателя были выявлены и зафиксированы надлежащим образом, подтверждены свидетельскими показаниями.

В ситуации с Д. удалось признать незаконным приказ о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде выговора и сокращении премии за выслугу лет за курение табака на рабочем месте, что являлось нарушением локальных актов работодателя.

Однако в ходе судебного разбирательства было установлено, что акт служебной проверки, на основании которого был издан приказ о привлечении Д. к дисциплинарной ответственности, был составлен неуполномоченными лицами, факта курения Д. никто из членов комиссии не видел, более того, один из членов комиссии, подписавших акт, заявил, что его вынудили к подписанию данного акта, и свою подпись под ним просил считать недействительной. Таким образом, акт считается подписанным только двумя лицами.

При таких обстоятельствах данный акт не может являться бесспорным и достоверным доказательством нарушения трудовой дисциплины и основанием для вынесения приказа о применении к истцу дисциплинарного взыскания.

Поскольку акт является ненадлежащим доказательством вины Д., то приказ работодателя о наложении дисциплинарных взысканий на Д. является незаконным. (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 25 июля 2012 г. N 33-10327/2012. )

Помимо нарушения запрета на курение на рабочих местах работниками, сам работодатель может быть привлечен к административной ответственности за нарушение Закона.

Статьей 6.25 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрена ответственность за несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю над соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Так, несмотря на установление специальных мест для курения, организация была привлечена к ответственности за нарушение п.3 ст. 6.25 КоАП, а именно: за неисполнение юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности.

Организация допускала курение в слесарной мастерской отделения по производству калия едкого технического чешуированного цеха, где до 23.12.2013 было определено место для курения, в то время как в данном помещении находятся рабочие места и рабочие зоны, что является нарушением требований пункта 9 части 1 статьи 12 Закона, статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Довод организации о выполнении обязанности по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а именно издание приказа N 108 от 18.04.2013 «Об упорядочении мест для курения», не свидетельствует о принятии всех зависящих от него мер для недопущения нарушения, поскольку организация не только обязана установить или запретить места для курения в соответствии с действующим законодательством, но и осуществлять контроль над его соблюдением.

В связи с неосуществлением такого контроля, суд пришел к выводу о правомерности привлечения организации к ответственности. (Постановление семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 октября 2014 г. N 17АП-10411/2014-Аку. )

Однако есть практика, допускающая курение на работе помимо специально отведенных мест.

Так, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (далее – Управление) привлекло ИП к административной ответственности по части 3 статьи 6.25 КоАПа. ИП успешно обжаловал данное решение. Не согласившись с выводами суда, Управление направило апелляционную жалобу, в которой указало, что в рамках административного расследования 27.03.2014 Управлением проведен осмотр помещений административно-производственного здания, принадлежащего на праве собственности ИП. По результатам осмотра составлен акт от 27.03.2014, из которого следует, что при осмотре помещений Управлением выявлены нарушения в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, а именно: на втором этаже административно-производственного здания имеется женский туалет, который не является местом для курения, однако в нем отсутствует информация о запрете курения в виде соответствующего знака; в данном туалете курят сотрудники здания, на подоконнике стоит блюдце с окурками, во всех туалетах и в коридорах здания присутствует стойкий запах табачного дыма.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 14.04.2014 протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 6.25 КоАП РФ.

Однако суд не согласился с выводами Управления, указав, что положениями Закона (ст.12) установлен запрет на курение табака на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях. Оборудование специальных мест для курения, отвечающих требованиям СП 2.2.1.1312-03 относится к усмотрению собственника (владельца) соответствующего помещения .

В материалах дела отсутствуют как доказательства того, что указанные в обжалуемом постановлении туалетные помещения являются рабочим местом, так и доказательства того, что данные помещения относятся к рабочей зоне .

Довод апелляционной жалобы о том, что в коридорах здания присутствует стойкий запах табака, который может также проникать на рабочие места и вредить здоровью некурящих работников, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку положения Закона направлены на предотвращение негативного воздействия на здоровье человека табачного дыма. При этом запах табака не является предметом регулирования указанного Закона .

В связи с чем в удовлетворении апелляционной жалобы Управления было отказано, решение суда первой инстанции оставлено без изменения. (Постановление второго арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2014 г. по делу N А29-3682/2014. )

Отдельного внимания заслуживает вопрос о курении электронных сигарет на рабочих местах. Электронная сигарета не является предметом регулирования Закона, т.к. не является табачным изделием, поскольку не содержит табака. Данный вывод подтверждается также Письмом Минздрава России от 29.04.2013 N 24-4-7000984 «Об электронных сигаретах». Таким образом, данным Письмом установлена возможность курения электронных сигарет на рабочих местах.

В то же время Всемирная организация здравоохранения относит электронные сигареты к электронным системам доставки никотина (ENDS) и отмечает, что их применение недостаточно исследовано в отношении безопасности и эффективности в качестве средства лечения никотиновой зависимости

(Электронные системы доставки никотина, включая электронные сигареты. Доклад секретариата Конвенции сторон рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака; FCTC/COP/5/13, ВОЗ (18 июня 2012).

Привлекаемые к дисциплинарной ответственности работники, допустившие курение на рабочем месте, довольно часто ссылаются на курение электронных сигарет для избежания такой ответственности.

Так, привлеченный к дисциплинарной ответственности сотрудник медицинского учреждения Я. (случай рассмотрен выше) ссылался на курение электронной сигареты на территории медицинского учреждения, мотивируя это отсутствием приказа работодателя, запрещающего курить электронные сигареты, однако данный довод был опровергнут свидетельскими показаниями, согласно которым Я. курил табачную сигарету, что было определено по запаху табачного дыма, а также при курении Я. сбрасывал с сигареты пепел. (Апелляционное определение Самарского областного суда от 4 сентября 2014 г. по делу N 33-8824/2014. )

Привлеченный к дисциплинарной ответственности З., работающий в пожарно-спасательных частях, также ссылался на курение именно электронной сигареты в помещении пожарной части, а именно в гараже. Однако данный довод был опровергнут письменными материалами дела, его собственноручно написанной объяснительной, а также показаниями свидетелей. (Апелляционное определение Калининградского областного суда от 19 июня 2013 г. по делу N 33-2406/2013. )

Таким образом, принимая локальные акты, относящиеся к курению, а также вынося приказы о наложении дисциплинарных взысканий за нарушение таких актов, работодателю следует учитывать, что:

Во избежание курения сотрудниками на рабочих местах электронных сигарет можно локальным актом установить запрет на курение электронных сигарет на рабочих местах, в рабочих зонах, дополнительно к запрету о курении табака. Во избежание обжалования, данный запрет должен распространяться только на рабочее время работника, исходя из требований ч.1 ст. 91 Трудового кодекса РФ;

В то же время установление премий и надбавок за отказ от курения либо выплата таких премий только некурящим сотрудникам может быть расценена как дискриминация в сфере труда (в части установления и изменения условий оплаты труда);

Необходимо фиксировать факт курения и четко соблюдать порядок привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников во избежание признания такого привлечения незаконным.

Борьба с табакозависимостью набирает обороты и уже дает свои плоды. Сейчас уже все больше людей расстаются со своей пагубной привычкой, а некоторые заядлые курильщики переходят на парение или вооружаются различными медикаментозными средствами, призванными на помощь зависимым. Борьба с табачным пристрастием касается и пассивных курильщиков – здоровье этих людей также страдает от ядовитого, канцерогенного дыма.

Все меры, направленные на сражение за чистые легкие, также призваны защитить некурящих от канцерогенного дыма. При этом необходимо постараться не ущемлять конституционные права обоих представителей. Именно поэтому (руководствуясь ФЗ № 87 от 10 июля 2001 «Об ограничении потребления сигарет») рабочие помещения должны быть оснащены «курилками». А все требования к местам для курения на предприятии обязаны придерживаться постановлений СанПина и пожарной инспекции.

Согласно Постановлению ФЗ места для курения на предприятиях должны быть оборудованным надлежащим образом

Если начальство не позаботилось об оборудовании и организации специальных «курительных площадок», такое упущение расценивается, как грубое нарушение человеческих прав граждан РФ. Согласно Конституции нашей страны недопустимо нарушение прав и проявление каких-либо ограничений по любым поводам .

Трудовой Кодекс гласит, что недопустимо отказывать принимать на работу в связи с пристрастием человека к курению. Данный отказ незаконен и обжалуется в судебных инстанциях.

Так как курение на рабочем месте запрещено, каждый работодатель обязан предоставить необходимые условия для своих работников-курильщиков. Данные отведенные места должны отвечать всем заявленным положениям.

Что гласит законодательство

В феврале 2013 года свет увидел новый ФЗ № 15, говорящий о требованиях по сбережению здоровья некурящих лиц от негативного влияния на их организм табачного дыма. В постановлении говорится и о необходимых указаниях, касающихся оснащения специально отведенных мест, где курящие люди могут предаться своему нездоровому пристрастию.

Один из разработанных макетов курительной комнаты закрытого типа

Курение допускается при наличии разрешения собственника имущества/помещения либо лица, уполномоченного на распоряжение вверенным ему имуществом. По законодательству пользоваться табачными изделиями разрешается в двух местах.

  1. В отведенных территориях открытого типа либо в отдельных комнатах, предусмотренных для общего пользования и расположенных в жилых домах. При условии наличия вентиляции.
  2. В обустроенных для этого местах, расположенных под открытым небом либо помещениях. Данные участки обязаны иметь встроенные вентиляционные системы. Такие территории организуются и на плавсредствах, рассчитанных на путешествия на дальние расстояния (для пассажиров и членов команды).

Все необходимые требования, необходимые к выполнению, прописаны в Приказе № 321 Министерства Здравоохранения и Министерства Регионального Развития РФ . Указ был утвержден в июле 2013 года.

Общие условия

Оборудование мест для курения на предприятии не разрешается на тех площадках либо объектах, где табакокурение запрещается по действующему законодательству. Разрешенные курительные площадки представляют собой территории, изолированные от всех остальных территорий, которые непосредственно связаны с производственной деятельностью.

Курительные площадки по закону предусмотрены на тех предприятиях, где общая численность работников составляет более 200 человек. «Курилки» не разрешается обустраивать в:

  • столовых;
  • медицинских пунктах;
  • общественных санузлах;
  • санитарно-бытовых местах;
  • комнатах, обустроенных для отдыха.

Одним из требований курительной комнаты является наличие металлических пепельниц и наличия несгораемых покрытий (пол, стены и потолок)

Важным условием к обустройству курительного участка становятся нюансы самого размещения «курилки». Эти комнаты обязаны располагаться так, чтобы сигаретные испарения не проникали в различные бытовые/промышленные соседние территории. Также, чтобы избежать ненужную потерю рабочего времени, расстояние от самого рабочего места до курительного участка обязано быть:

  • до 75 м (в рабочих/офисных зданиях);
  • до 150 м (на прилегающих к работе уличных территориях).

При этом минимальное расстояние обязано укладываться в 5 метров. То есть «курилки» запрещается обустраивать в местах, приближенных к производственной зоне ближе, чем в 5 м.

Требования пожарных норм

Согласно установленным правилам противопожарной безопасности, все участки, выделенные под нужды курящих, обязаны соответствовать ряду строгих требований . Они следующие:

  1. В самой «курилке» стены, потолок и пол обиваются любыми несгораемыми материалами (плитка, металл или стекло).
  2. При присутствии предметов, являющихся горючими, в том числе и все лакокрасочные изделия в обязательном порядке обрабатываются специальными, устойчивыми к огню составами.
  3. Необходимо и присутствие урн. Они обязаны быть металлическими. Располагать их около воспламеняющихся поверхностей/материалов, которые не обрабатывались огнезащитой, строго запрещается.
  4. В каждой курилке обязана быть специальная табличка «Место для курения», по ГОСТу Р 12.4.016-2001. Это предписывающий указатель по форме М15, размером 200х200 мм. Знак «Место для курения» изготавливается из термоустойчивого пластика.

Требования санитарных норм

По установленным правилам служб санитарного надзора все отведенные площадки для курильщиков должны отлично проветриваться. При этом не должно происходить проникновение табачного дыма в различные соседние места. В ином случае «курилки» оснащаются встроенными вентиляциями.

Мощность вентиляционных систем в отдельно выделенных комнатах-курилок, обязана укладываться в нормы, предписанные сан. требованиями по СНиП № 31-05-2003.

Они гласят, что воздухообмен работающих вентиляционных систем должен составлять 10 и более куб. м./час. В прохладные сезоны температурный режим изолированных «курилок» по предписанию составляет от +16⁰С.

Места для курения отмечаются специальными табличками-знаками

Необходимые условия для изолированных «курилок»

При оборудовании курительных территорий, расположенных в зданиях, руководство обязано придерживаться имеющихся постановлений . По данным рекомендациям, все курительные площадки обязаны оснащаться:

  • системой вентиляции;
  • искусственным светом;
  • рабочим огнетушителем;
  • пепельницами в необходимом количестве;
  • специальным знаком-табличкой «Место/зона для курения»;
  • плотно закрывающейся дверью либо иным приспособлением, которое не пропускает задымленный воздух в соседние помещения;
  • рекламационными листовками и печатной продукцией, говорящей о пагубности табакоувлечения на человека и о последствиях, к которым приводит опасное пристрастие.

Необходимые условия для «курилок» на открытых участках

Если курительные площади оборудуются на воздухе, к ним также есть ряд строгих условий. Данные «курительные» участки в обязательном порядке оснащаются:

  • пепельницами;
  • указывающей табличкой «Место для курения»;
  • искусственным светом (которое обязано работать по вечерам);
  • различными познавательными брошюрами, листовками о вредоносности и последствиях табакокурения.

Где курить запрещается всегда

Согласно ФЗ, утвержденному в феврале 2013 за № 15, гласящему о сохранении здоровья граждан страны от негативного воздействия табачного дыма, курение сигарет/табака запрещается в некоторых местах . Это следующие территории, где за курение придется заплатить немаленький штраф:

  • гостиничные комплексы;
  • автозаправочные станции;
  • заведения общественного питания;
  • торговые места (магазины, рынки, базары, ярмарки);
  • помещения, где оказываются различные социальные услуги;
  • пассажирские платформы, где осуществляется посадка/высадка людей;
  • общественные пляжи и места, специально оборудованные для купания;
  • уличные территории на расстоянии до 15 м от входа в данные учреждения;
  • медицинские здравницы, госпитали, поликлиники, больницы, травмпункты;
  • учреждения, связанные с предоставлением различного типа услуг населению;
  • здания и учреждения по оказанию общеобразовательных услуг, в том числе и спортивных;
  • общественный транспорт (в том числе городской, водный, наземный, подземный и воздушный);
  • органы государственных структур, здания администрации и местного самоуправления;
  • места общественного пользования жителей жилых домов (лестницы, площадки, лифты, чердаки, колясочные, приподъездные территории);
  • территории, предназначенные для детского отдыха, в том числе детские площадки, детсады, ясли и прилегающие к ним территории).

Все территории и места, где курить запрещается, должны быть оснащены специальным запрещающим знаком. Требования к оформлению такого указателя установлены Приказом РФ от мая 2014 за № 214. Данный знак размещается при каждом входе в здание, на территорию и все объекты, подпадающие в списки мест, запрещающих курение.

Что ждет за невыполнение приказа

В случае если требования Законодательства нарушены, с силу вступают различные административные наказания . Они обозначены в денежном эквиваленте. Итак, что ждет нарушителей?

Как может выглядеть место для курения под открытым небом

Непосредственно самих курильщиков:

  1. Дымление сигаретами на детских площадках: 2 000-3 000 рублей.
  2. Курение в запрещенных действующих Законодательством местах: 500-1 500 рублей.
  3. Вовлечение несовершеннолетнего ребенка в курительный процесс: 1 000-2 000 рублей. В данном случае к наказанию привлекают лиц, которые по просьбе подростков покупают им сигареты либо угощают их табачной продукцией.

Юридических и должностных лиц:

  1. При невыполнении обязанностей, которые касаются размещения специальных знаков, запрещающих курение: юридические лица подвергаются штрафу в 30-60 000 рублей, должностные: 10 000-20 000 рублей.
  2. В случае когда на предприятии отсутствует специальные места для курения (также при неправильном их оснащении в изолированных помещениях и на открытом воздухе) юридическое лицо понесет наказания в идее штрафа 50 000-80 000 рублей, а должностному придется заплатить 20 000-30 000 рублей.
  3. Если предприниматель либо иное юр. лицо не выполняет свои обязанности за контролем и выполнением закона, запрещающего курение в общественных местах, на него также будет наложен крупный штраф. Для ИП оно составляет 30 000-40 000 рублей, для прочих организаций: 60 000-90 000 рублей.

Но, несмотря на все благоприятные условия, которые остаются за курящими гражданами, данным лицам следует подумать о собственном здоровье. Помните, что за пятиминутное удовольствие порой приходится расплачиваться многими смертельными заболеваниями, становиться инвалидами.

Так стоит ли комфортные места для курильщиков и внимательное отношение к ним Закона собственного здоровья? Задумайтесь лучше о том, как и что следует предпринять, чтобы вообще бросить курить. Не стоит ставить на кон единственное здоровье, никакие сигареты не стоят этого.

Курящие люди курят и на работе, и в свободное от нее время. Однако законодательство устанавливают правила и нормы, контролирующие курение на рабочем месте. Предусмотрена и ответственность за их несоблюдение.

Право на курение на рабочем месте.

Федеральный закон №87-ФЗ «Об ограничении курения табака» определяет правовые нормы по ограничению курения.

Запрещается курение в городском, пригородном и воздушном транспорте, в помещениях и на территории образовательных учреждений, в закрытых спортивных сооружениях, учреждениях здравоохранения, культуры, в помещениях органов власти. Запрещено и курение на рабочем месте, за исключением специальных мест для курения.

Организация мест для курения - обязанность работодателя, обязанность работников - курить только в таких местах. Спорным остается вопрос о полном запрете курения на рабочем месте. Время для курения на работе может устанавливать руководитель в виде специальных перерывов, или сам сотрудник может использовать для курения время, определенное для отдыха. Специальные перерывы для курения на работе Трудовым кодексом не устанавливаются.

Специализированные места для курения организуются в соответствии с требованиями по пожарной безопасности и Санитарно-эпидемиологических правил. На каждом объекте должны быть размещены инструкции по мерам пожарной безопасности. Каждая компания, независимо от форм собственности, должна устанавливать противопожарный режим.

Места для курения на рабочем месте должны быть спланированы так, чтобы исключить контакт некурящих сотрудников с табачным дымом. В таких помещениях должна быть обязательно спланирована вентиляция.

Система вентилирования должна обеспечивать объем воздухообмена 10 куб/ч и кратность воздухообмена - не менее 10 раз в час. Площадь помещений для курения на работе должна быть не менее 0,02 м2 на одного человека. Места для курения должны быть оборудованы специальным знаком «Курить здесь».

Что касается мер ответственности, здесь тоже существуют спорные вопросы.

Федеральный закон №87-ФЗ в целях борьбы с курением на работе предусматривает ответственность за нарушение запрета на курение на рабочем месте. В то же время Кодекс об административных нарушениях не предусматривает специальных мер ответственности.

В случае нарушения правил для привлечения к ответственности может применяться ст. 5.27 КоАП «Нарушение законодательства о труде и об охране труда». Статьей предусмотрены следующие штрафы:

1-5 тыс. рублей - для должностных лиц, ИП, или приостановка деятельности до 90 дней;
30-50 тыс. рублей - для юридических лиц, или приостановка деятельности на период до 90 дней.

Работнику за нарушение правил грозит дисциплинарная ответственность (статья 192 ТК России) с наложением дисциплинарного взыскания - замечания, выговора, увольнения.

В целом можно сделать следующие выводы о методах борьбы с курением на работе - работодатель должен обязан оборудовать места для курения, курение на рабочем месте запрещено законом, нарушение норм и правил влечет за собой определенную ответственность как работника, так и работодателя.

С размерами штрафов за определенные виды нарушений можно ознакомиться на интернет-ресурсах, введя в поле поисковой строки фразу «Курение на рабочем месте: права и обязанности ».

Конечно, Центр Аллена Карра - не юридическая компания, а международная организация, которая помогает избавиться от курения. Тем не менее, нам часто задают вопросы не о том, как бросить курить, а на другие темы, например:

Работодатель запрещает курение. Вправе ли он это делать?

Поскольку мы сами в прошлом курили, мы прекрасно понимаем курящих и знаем, насколько «важны» перекуры в рабочее время. Возможно, они даже гораздо важнее, чем обеденный перерыв. Но должны сказать: увы, начальник предприятия может совершенно законно запретить работникам курить. К этому его обязывает Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Кроме этого, согласно п. 14 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», курение также запрещено на территории и в помещениях складов и баз, хлебоприемных пунктов, в злаковых массивах и на сенокосных угодьях, на объектах торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках.

Более того, с 2014 года вступили в силу новые положения закона, которые запрещают курение в общественных местах, в общественном транспорте и на некоторых территориях, которые относятся к учреждениям образования, медицины и так далее.

Получается, курение на рабочем месте запрещено законом. Тогда что делать курящим?

Закон не запрещает курение полностью, и при желании начальник вправе позволить курить на работе, но только в определенных и/или оборудованных местах для курения и только при условии, что он является собственником помещения и, соответственно, прилегающей территории. Но в этом случае перед многими работодателями встает сложный вопрос о том, где должно быть это место и как оно должно быть оборудовано? Но поскольку для большинства данный вопрос не представляется значительным, он не обсуждается вовсе, а курящие сотрудники самостоятельно находят укромное местечко, чтобы покурить.

Сейчас курящим часто приходится самим искать укромное место,
чтобы покурить в рабочее время

Что может сделать работодатель?

Здесь есть два варианта:

  • Полный запрет на право курить на работе

Начальник может так поступить на абсолютно законном основании. Для этого ему необходимо создать приказ или распоряжение, ознакомить и уведомить каждого сотрудника. В такой ситуации курящим придется выбегать подальше от здания или даже с территории. Но в данном случае нужно подумать об отношениях с начальством, ведь руководитель может запросто обвинить Вас в отсутствии на рабочем месте. И в некоторых компаниях за это очень наказывают: согласно статье № 192 Трудового кодекса РФ, Вы можете получить замечание или выговор. Вас даже могут уволить.

  • Курение разрешено только в специально отведенных местах

Для работодателя этот вариант менее приемлем, поскольку разрешение курения означает, что каждый час сотрудники будут использовать эту возможность устраивать себе перерывы в течение рабочего дня. Это приведет к тому, что каждый из них будет работать на 1,5 часа меньше! Кроме того, на территории предприятия ему будет необходимо оборудовать место для курения, повесить таблички, договориться с собственником здания. И если что-то не будет соблюдено, вышеупомянутый закон возлагает на работодателя ответственность (дисциплинарную, гражданско-правовую, административную).

Это возможности, и все зависит от начальства - запретить или не запретить. Но что зависит от Вас?

А какой выбор есть у курящих?

Странная вещь: когда человеку разрешено курить, он воспринимает это как нечто само собой разумеющееся. А когда запрещено, причем неважно где - на рабочем месте в течение дня, в ресторане или аэропорту, то именно в этот момент люди начинают задумываться о том, что курение - самое настоящее рабство. И, может быть, имеет смысл с ним покончить?

Да, мы уже не раз писали о том, что все эти запреты не помогают бросить курить , но они создают дискомфорт, который может заставить человека задуматься о своем курении.

Если и Вас достало курение, то добро пожаловать в



Последние материалы сайта