Дворянский герб намет. Формы гербов. Геральдический щит. Составные части герба. Металлы, финифти и меха

06.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Различные украшения, размещаемые вокруг основного гербового щита, являются вещами далеко необязательными, так как в практической, прикладной деятельности, весьма неудобны - из-за явного увеличения размеров рисунка. Но, в тех случаях, когда увеличенные размеры «полного герба» - уместны (например: в гербовниках, в родословных росписях и др. документах), то окружающие украшения могут быть следующими (по порядку, сверху вниз):

1) Нашлемник, клич.

2) Корона, бурелет, шапка.

3) Намёт, мантия, сень.

4) Шлем.

Щит.

6) Щитодержатели.

7) Девиз.

Нашлемник . Он составляет верхнюю часть шлема и от такого положения называется cimier(от cime, вершина), т.е. нашлемник = навершие или «крест» (от латинского crista- петушиный хохолок). У древних народов, равно как и у рыцарей, на шлемах возвышались нередко разные фигуры или для отличия, или для того, чтобы воину казаться выше. Нередко в гербах на шлемах повторяется часть фигур, в щите изображенных . И они, по правилу , имеют главные цвета щита , хотя в действительности навершие не всегда является повторением гербовой фигуры щита и даже весьма часто не имеет вовсе никакого отношения и соответствия с последней . Шлемовые украшения появились одновременно с геральдическими шлемами (первоначально горшковидными) в XIII веке . Но лишь со второй половины XIV века (в Германии) становятся наследственными и одинаковыми в одной фамилии или же в одной ветви рода .

В Германии нашлемники служили также иногда в прежнее время признаками известной должности или звания, так, например, голова собаки на шлеме обозначала судью по охотничьим тяжбам, павлин - турнирного короля, епископская митра - попечительство над духовными учреждениями и монастырями .

В русской геральдике нашлемником называется фигура, выходящая из короны, венчающей шлем. Нашлемниками могут быть как фигуры тождественные расположенным в щите, так и части их, и даже совершенно иные. До 50-ых годов прошлого столетия /до 1850-х/ у нас в России, существовал обычай в нашлемнике дворянских гербов помещать три страусовых пера .

Короны. Шлемовые короны (с 4-я зубцами в виде листьев, трилистников или геральдических лилий) на дворянских шлемах первоначально являлись знаком отличия /турнирного/, но впоследствии стали заурядным украшением шлема, хотя и не составляют вовсе необходимой его принадлежности . В древней геральдике мы вовсе не встречаем применения подобных знаков сана или достоинства. Нововведение, появившееся не ранее XVII века, должно было дать геральдическое выражение различным степеням дворянства. Это достигалось через помещение на гербовом щите, вместо шлема, короны или другого головного убора . Короны служат признаком власти и разнятся между собою сообразно степеням ее. У императоров, королей, маркизов, графов и баронов были у каждого свои особенные короны, которые видом своим или приближались к действительно существовавшим, или же, раз приняв условную форму, не изменялись . Однако в настоящее время установился обычай помещать короны, взамен шлема, на всех вообще дворянских гербах . В наших русских гербах корона нетитулованного дворянства обыкновенно венчает шлем, но прежде гербы утверждались и без короны.


В наших графских (и баронских) гербах корона помещается на щите, а если имеется несколько шлемов, то средний венчается соответствующей короной. Остальные шлемы покрываются дворянской и баронской коронами, если владелец герба имел раньше и этот титул . Княжеская шапка у нас обыкновенно помещается над мантией, но может также венчать щит или шлем.

Но все эти особенности наших гербов не соответствуют основному правилу западноевропейской геральдики, по которому на щит следует помещать или шлем с его навершием, или же одну только корону достоинства, помещаемую всегда на верхнем краю щита .


Шапки. Герцогские и княжеские шапки первоначально были головными уборами из пурпура (с горностаевым хвостиком на вершине), подбитого горностаем, причем последний отворачивался кверху, образуя опушку. Уже позднее над этой опушкой стали прикреплять украшенные жемчугом дужки, причем шапка курфюрста имела таковых 5 (видимых) и на вершине, вместо хвостика, державное яблоко . Из церковных /на Западе/ шапок нередки: папская



тиара, епископская шапка и шляпы церковных сановников - одинаковой формы, но отличных по цвету и количеству привешенных кистей. Эти шляпы обыкновенно помещаются выше герба, на котором помещены княжеская шапка, графская или другая какая-либо корона, причем шляпы изображаются над этими последними .

В наших русских гербах еще встречаются: горлатная шапка, которую носили в старину бояре; лейб-кампанская шапка - состоит из мягкой треугольной войлочной шляпы, отороченной галуном. На ее передней стороне помещен двуглавый орел. Чалма употребляется в гербах лиц, происходящих от мусульманских владетельных князей .


Бурелет есть жгутик из ткани, набитый шерстью и полагаемый на шлем. Он был окрашиваем теми же красками, как и щит . Венчики, или бурелеты (Wulste, bourrelets)… подобны венкам или кольцам, скрученным из полос материй, имеющих окраску (тинктуру) щита, иногда они бывают также свитыми из цельного головного покрывала и обвязаны цветными лентами с развевающимися концами . Бурелет (франц. Bourrelet- жгут, набухание, припухлость) крестоносцы заимствовали у бедуинов и надевали на свои металлические шлемы, чтобы ослаблять удары сабель противника по шлему, а также для придерживания куска ткани на шлеме (намета), защищающего от палящего солнца. В геральдике бурелеты стали изображать как свидетельство того, что данный рыцарь действительно побывал под солнцем Востока .

В русской геральдике приняты следующие основные виды головных украшений /уборов/:

1) Княжеская шапка темно-малинового бархата с горностаевою опушкою, тремя видимыми золотыми дугами, усеянными жемчужинами, над которыми золотая держава с крестом.

2) Графская корона - золотая с девятью видимыми жемчужинами.

3) Баронские короны: Российская - золотой обруч, перевитый три раза жемчужною нитью и принятая для баронов прибалтийских, и имеющих иностранный титул - золотая с семью видимыми жемчужинами.

4) Дворянская корона - золотая с тремя видимыми листовидными зубцами и двумя жемчужинами между ними.





В связи с тем, что русские дворяне не участвовали в крестовых походах и не имели особого дворянского написания (титула) «рыцарь» (как в немецкой геральдико-родословной традиции, где «рыцарь» /von Ritter/ занимает место между дворянином-бароном и дворянином-по происхождению), то и бурелет , обычный для европейских гербов, не стал обязательной частью русской геральдики.


Намет. Во времена рыцарства шлем покрывался иногда особенною тканью или для того, чтобы предохранить его от влияния непогоды и сырого воздуха, или чтобы он не раскалялся слишком от палящих лучей солнца . Наметы появляются с XIV века в виде небольших


плащиков . В битвах и на турнирах покровы эти подвергались ударам и рассекались в лоскутки. Нередко и избранная рыцарем дама не забывала украшать каску своего рыцаря лентами с любимым цветом . В английской геральдике намет называется «гирлянда» и объясняется как две полоски шелковой материи, несущей два главных цвета щита, переплетающиеся друг с другом . И в XVI веке наметы уже вполне изменяют свой первоначальный вид плащиков на листовидный орнамент. По геральдическому правилу, внешняя и внутренняя сторона (подкладка) шлемового намета должны быть различного цвета. Им обеим даются цвета щита (канцелярская геральдика присоединила к своим сомнительным правилам и это - о согласовании цветов щита и намета), обыкновенно металл внутри, а цвет снаружи (хотя последнее правило не постоянное) . Когда желают поместить на одном намете четыре цвета одного или двух соединенных гербов, то разделяют намет /как бы/ на две половины и дают правой стороне намета цвета более почетного щита (или полей), а левой - другого. При двух или более шлемах, помещенных на одном щите, каждый шлем должен иметь свой особый намет, и считается вообще недопустимым распространять один намет на несколько шлемов .

Гирлянда из листьев или цветов, окружающая щит в женском гербе, долго была символом девичества или вдовства /безбрачия/ его владелицы. Но с XV в. украшение это заменено тканью /плетением/ из снурков /шнуров/ с узлами . Как мы видели раньше, это особенное значение (безбрачие) шнуров, применяется и в гербах католического монашества. Но с отличием в цвете шнура. Королева Анна Бретанская, супруга Людовика XII (французский король с 1498 г.), во время своего вдовства одна из первых женщин во Франции стала применять подобное украшение в честь Св. Франциска Ассизкого, а именно в подражание его монашескому поясу. С этих пор и вообще вдовы дворянских фамилий во Франции стали применять этот знак траура в гербах, причем шнурок изображался перевитым черного и белого цветов . В русской геральдике намет как орнаментальное украшение изображается опускающемся со шлема, увенчанного дворянскою, баронскою и графскою короною. Расцветка намета должна находиться в соответствии с расцветкой поля щита и помещенных в нем фигур, причем каждая из сторон намета (т.е. правая и левая) может иметь иную раскраску, но принято обычно, чтобы намет с внешней стороны был красочный (финифтяной), а с внутренней - подложен металлом (золотом или серебром) .


Мантия. В некоторых гербах XVI и XVII столетий встречаются наметы, несколько расширенные и приподнятые на углах, которые представляют переходную форму к мантии . В английской геральдике мантия называется «одеяние» (coat of arms- одеяние оружия), оно крепилось к шлему и живописно развевалось позади щита. С правления королевы Елизаветы I(1558-1603) королевское одеяние стало золотого цвета с хвостами горностаев; на мантии пэров горностаи на красном фоне . Мантии составляли первоначально принадлежность гербов коронованных только глав, а позднее усвоены принцам, князьям и дюкам, которые помещают свои щиты под богато вышитым и украшенным бахромою павильоном. Обычай этот объясняется тем, что на турнирах рыцарь для того, чтобы удобнее было ждать очереди вступления в бой, воздвигал себе палатку, под которую и помещал свое оружие. Оттого мантия и изображается в виде палатки, из под короны спускающейся . Гербовые мантии с наружной стороны обыкновенно изображаются пурпуровыми /красный+синий/, червлеными /красными/ или синими, подбивку же имеют из горностаевого меха . Мантии употребляются, кроме государей и владетельных князей, и принцев крови, также княжескими фамилиями высшего дворянства, а у нас в России, также и некоторыми дворянскими фамилиями, происшедшими от удельных князей и сохранившими поэтому княжеские гербы с атрибутами таковых .


В русской геральдике мантия допускается в княжеских гербах, а также в гербах родов княжеского происхождения, но утративших титул. Мантия эта выпускается из-под княжеской короны и изображается темно-малинового бархата, подложенного горностаевым мехом .

Сень. Гербовые мантии и шатры появились в геральдике в XVII веке, изобретатель их был француз Филипп Моро. Французские короли начали применять их лишь с 1680 года. Прототипом гербового шатра , или сени , могли послужить средневековые троны французких королей, помещавшиеся под особыми балдахинами, … в виде шатра с круглой вершиной. Вообще сень служила всегда отличительным признаком верховной власти и применялась в государственных гербах, хотя и не повсеместно . Наружная сторона их нередко бывает усеяна гербовыми эмблемами, например, двуглавыми орлами (Российской империи) или одноглавыми (королевство Пруссии), лилиями (королевство Франции), пчелами (Французская империя) и т.д.






В русской геральдике императорская сень впервые изображена в полном (Большом) гербе Российской Империи, в Манифесте Императора Павла I от 16 декабря 1800 года - округлая глава золотая, наружная сторона завесы золотая, усеянная маленькими черными двуглавыми Российскими орлами, подложена горностаевым мехом. С 1856 г. черные российские орлики впервые изображены и на округлой главе императорской сени, а с 1882 г. на ней же, червленая (красная) надпись: «С нами Бог!».

Шлем. Хотя в древнейшее время, уже с XII-го века, носителем герба являлся один лишь щит, тем не менее, рыцарский шлем с его геральдическим украшением в последующие времена, а также в эпоху процветания геральдики, получил почти такое же значение в гербе, как и щит. Не все шлемы, которые действительно употреблялись в старину, применяются для их геральдического изображения. Таковыми служат преимущественно турнирные , отличающиеся своеобразными украшениями . Т.е. это решетчатый шлем с расширенным обзором (зрительным прорезом), которые начинают встречаться на гербах лишь около 1420 года и с тех пор становятся наиболее употребительными в геральдике . На древних гербах, точных снимках рыцарского вооружения, шлемы всегда изображались в профиль, но с XVв. их стали представлять впрям . А так как шлем носился самим рыцарем в виде боевой защиты головы, то он, строго говоря, уместен только в гербах дворянских фамилий в мужском поколении, различным же корпорациям и городам, а равно лицам духовного звания (на Западе) и женщинам шлем на гербе не приличествует, почему, по геральдическому правилу , таковые его и не имеют . За некоторым, немногочисленным исключением (на Западе же). Обычное положение шлема - над гербовым щитом, и притом на середине верхнего его края, когда щит изображен в прямом положении. Когда же наклонен в сторону, то шлем помещается на верхнем его углу , в профиль, и притом обращенным в ту сторону, в которую щит имеет наклон .

Шлемы. По общему правилу на щите должен помещаться лишь один шлем, так как рыцарь применял в бою лишь один щит и шлем. Но ввиду того, что в одном щите могут быть соединяемы несколько гербов, для каждого из таковых допускается помещение на соединенном гербовом щите соответствующего ему особого шлема. В этом случае шлемы изображаются в уменьшенном размере, чтобы они все могли уместиться на верхнем краю щита. При двух шлемах более почетный (принадлежащий главному гербу в щите) должен стоять на щите справа (геральдически) , и их обращают в профиль один к другому . При трех - главный шлем посередине; соответствующий достоинству второго герба - направо от него; а третий налево. При большем количестве шлемов последовательность та же, так что крайний правый и крайний левый суть последние . При четном числе шлемов половина их (все или частью) обращена вправо, другая половина влево; при нечетном числе - средний шлем прямо, остальные обращены к нему . Относительно права пользования тем или другим видом шлемов в различных странах Западной Европы существуют своеобразные правила, которые к тому же изменялись в различные эпохи .


В русской геральдике употребляются лишь два рода шлемов: западноевропейский (с пятью решетинами , турнирный) и древнеславянский (древнерусский) . На последний имеют право только фамилии, принадлежащие к древнему русскому дворянству. В гербах фамилий восточного происхождения помещается иногда восточный шишак. В нашей геральдике была сделана попытка лицам, получившим дворянство по чину или ордену, давать в гербе шлем, обращенный вправо, а решетины шлемов титулованных лиц украшать узором .


Шейный клейнод ( Halskleinod ) , (от нем. Kleinode и польск. klejnot- драгоценность) , есть привесок, в виде монеты или цветка (розетки), надетый на цепочке или ленте на шейную часть решетчатого шлема . Их предшественниками являются княжеские знаки германских племен. Эти знаки в середине креста имели византийскую золотую монету. Она обозначала высокое покровительство - византийского императора. В начале VII века

правители земель в северной Италии имели такие кресты из золотой фольги, их прикрепляли к одежде, на знамена и щиты, и подтверждали тем самым свое княжеское звание. В начале VIII века подобные кресты служат шейными амулетами князьям саксов в Англии . С учреждением рыцарских орденов увеличивается и разнообразие форм шейных драгоценностей (клейнодов): кресты - тевтонского и иоаннитского орденов, звезды - ордена звезды, косица - ордена косы и т.д. В геральдике шейный клейнод появляется лишь с XV века и принимает общепонятную округлую форму - т.е. видимый знак принадлежности к определенному « кругу » лиц.


Щитодержатели . Это фигуры людей, зверей или даже существ вымышленных, которые с одной, а чаще с двух сторон поддерживают щит . Подобный обычай в геральдике, вероятно, произошел от действительных щитодержателей /оруженосцев/, которые при турнирах обязаны были носить за рыцарем его шлем и щит. Начало его восходит к XIV-му веку, и с этого времени щитодержатели довольно часто встречаются на печатях и гербовых изображениях. Во французской геральдике существует два различных определения подобных фигур, т.е. щитодержатели (tenants) и щитоносцы (supports) , разница между которыми пока еще точно не определена. Тем более, что «относительно выбора щитодержателей в гербах никогда не существовало в геральдике определенных правил» . В английской геральдике «поддерживателей» присваивали только гербу главы фамилии самого высшего ранга - королю, пэрам, высшему дворянству .


При щитодержателях всегда изображается почва (Boden), на которой они стоят, этой последней нередко даются щитовые цвета в


виде паркета, карниза или панели (Tafelwerk), или же она изображается с растительностью. Исключение составляют лишь летящие фигуры, изображаемые парящими в воздухе, без почв . В английской геральдике это основание называлось компартмент (от французского comporter - «нести») и представляло собой полянку с зеленой травой .

В русской геральдике , имеют право помещать в гербах своих щитодержателей только лица, принадлежащие к дворянским фамилиям, внесенным в IV(иностранные роды, служившие в России), V(титулованное дворянство) и VI(древнее дворянство, доказавшее дворянство до 1685 г.) части родословной книги .

Герб Демидовых, князей Сан-Донато, утвержден в России в 1877 г.

Девиз. Нам остается сказать еше несколько слов об особом роде придаточных знаков роскоши в гербах, а именно о девизах (Wahlspr ü che , devises ). Девизы в геральдике бывают двух родов. Это суть или фигуры, имеющие особое значение как отличительные знаки и помещаемые возле герба на второстепенном месте (в Англии они называются badges), или же это суть словесные девизы (Wortdevisen), заключающиеся в изречениях или отдельных словах .

Девизная лента. Девизы обыкновенно помещаются на узких ярлыках (нем. Zettel- полоска, ярлык) или лентах, ниже щита, обвивающих его нижний край, иногда же на особом цоколе под щитом, или, наконец, на ленте, которая обвита вокруг нашлемника или же держится фигурой нашлемника . Девиз означается под щитом и служит или воспоминанием о славных деяниях лица или побуждением к ним . Представители благородного семейства, всегда старшие в своем роде, носили /нарисованную девизную ленту/ над гербом т.н. cri d’armes/крик оружный, боевой клич/, т.е. выражение, которое на войне рыцарь употреблял для возбуждения воинов к бою и победе и для отличия себя от других витязей . Когда девизы в самом гербовом щите, на поясе, перевязи, кайме или оконечности, то причисляются к гербовым фигурам .

В западноевропейской геральдике каждый владелец герба имеет право добавить к таковому девиз по своему желанию и вкусу, помещая его выше или ниже щита. Всякая же регламентация девизов, когда они жалуются по особым дипломам и блазонируется даже цвет ленты, на которой их помещают, и самих букв, есть новейшее измышление так называемой канцелярской /=официальной/ геральдики . Во французской геральдике, когда словесный девиз сопровождается в гербе фигурой, которую он поясняет или просто называет, то слова его получают наименование души девиза (l’âme de la devise), а фигура - телом его (corps) .

В русской геральдике девиз , как изречение, принятое дворянским родом в свой герб, помещается на ленте, расцветка

которой и букв девиза должна соответствовать гербовому полю и главнейшей его фигуре. В XVIII веке девизы обычно

составлялись на латинском языке, ныне же допускаются исключительно на русском языке . Располагается девиз внизу под гербовым щитом: при щитодержателях лента с девизом может служить постаментом .

Девизный знак. Эти badges (англ. - значки, знаки, признаки ) или cognizances (англ. - узнаваемые, отличительные знаки ), в английской геральдике, состоят из фигур, которые могут и не входить в состав самого герба. Бэджи изображаются над гербовым щитом и даже отдельно от него и представляют более удобства для различных геральдических украшений, чем сложные гербовые фигуры. В старину их носили оруженосцы на рукавах, груди или спине своих одежд, они изображались также на знаменах и банниерах. С начала XVIIIстолетия, при королеве Анне, бэджи английского королевского дома стали постоянными, а именно: двуцветная роза Тюдоров - это «Англия», репейник - Шотландия, лук-порей - Уэльс и трилистник - Ирландия . В недавнее время прибавился еще для Индии цветок лотоса .

Но признать «бэджи» можно только как «условный знак» (символ), который, в отличие от девизной ленты, не имеет постоянной прямой связи с основными и распространенными геральдическими составляющими, т.е. со щитом, шлемом, нашлемником, и может применяться без них, т.е. - самостоятельно, как и всякий обычный, т.е. не геральдический, знак или символ. Наиболее наглядный пример таких же видимых знаков представляют японские «мон ».

Уже во втором походе, когда появились первые топфхельмы , рыцари, чтобы шлем не раскалялся от лучей солнца, стали покрывать его вершину куском материи, который в походе и сражениях превращался в причудливые лоскутья. В геральдике намёт получил изящный, узорчатый вид. Если щит герба увенчан шлемом , то последний почти всегда имеет намёт, состоящий из двух узорных украшений, обыкновенно в виде листьев, соединённых между собой и выходящих из-за шлема и вьющихся по боковым сторонам щита (см. гербы Гончаровых , Карамзиных и др.); если герб имеет щитодержателей, то намёт располагается лишь по верхней стороне щита (см. гербы графов Разумовских , Волынских). Цвет намёта соответствует цвету герба.

Герб покрывали также мантией (фр. le manteau ) государственного цвета - у суверенов , а у князей - малинового бархата на горностаевом меху. Этот обычай объясняется тем, что на турнирах рыцарь, ожидая очереди вступления в бой, ставил шатёр, под которым помещал своё оружие. Поэтому мантию изображают в виде палатки, спускающейся из-под короны. В княжеских и других имеющих мантию гербах намёт располагается внутри последней (см. герб князей Италийских).

При составлении Общего гербовника Павел I приказал «для ознаменования тех дворянских фамилий, кои действительно происходят от родов княжеских, хотя сего титула и не имеют, оставлять в гербах их корону и мантию ». К таким родам принадлежали Ржевские , Всеволожские , Татищевы и многие другие.

Источники

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Драчук, В. С. . - М .: Наука , 1977. - 256 с. - 73 000 экз.

См. также

  • Сюрко - накидка на доспех, обычно однотипная намёту
  • Нашлемник (нашлемная фигура) - носилась на шлеме
  • Наплечные щитки - гербовые наплечники
  • Щит - на нём рисовался герб

Напишите отзыв о статье "Намёт (геральдика)"

Отрывок, характеризующий Намёт (геральдика)

– Eh bien, et vous restez comme vous etes, chere princesse? – заговорила она. – On va venir annoncer, que ces messieurs sont au salon; il faudra descendre, et vous ne faites pas un petit brin de toilette! [Ну, а вы остаетесь, в чем были, княжна? Сейчас придут сказать, что они вышли. Надо будет итти вниз, а вы хоть бы чуть чуть принарядились!]
Маленькая княгиня поднялась с кресла, позвонила горничную и поспешно и весело принялась придумывать наряд для княжны Марьи и приводить его в исполнение. Княжна Марья чувствовала себя оскорбленной в чувстве собственного достоинства тем, что приезд обещанного ей жениха волновал ее, и еще более она была оскорблена тем, что обе ее подруги и не предполагали, чтобы это могло быть иначе. Сказать им, как ей совестно было за себя и за них, это значило выдать свое волнение; кроме того отказаться от наряжения, которое предлагали ей, повело бы к продолжительным шуткам и настаиваниям. Она вспыхнула, прекрасные глаза ее потухли, лицо ее покрылось пятнами и с тем некрасивым выражением жертвы, чаще всего останавливающемся на ее лице, она отдалась во власть m lle Bourienne и Лизы. Обе женщины заботились совершенно искренно о том, чтобы сделать ее красивой. Она была так дурна, что ни одной из них не могла притти мысль о соперничестве с нею; поэтому они совершенно искренно, с тем наивным и твердым убеждением женщин, что наряд может сделать лицо красивым, принялись за ее одеванье.
– Нет, право, ma bonne amie, [мой добрый друг,] это платье нехорошо, – говорила Лиза, издалека боком взглядывая на княжну. – Вели подать, у тебя там есть масака. Право! Что ж, ведь это, может быть, судьба жизни решается. А это слишком светло, нехорошо, нет, нехорошо!
Нехорошо было не платье, но лицо и вся фигура княжны, но этого не чувствовали m lle Bourienne и маленькая княгиня; им все казалось, что ежели приложить голубую ленту к волосам, зачесанным кверху, и спустить голубой шарф с коричневого платья и т. п., то всё будет хорошо. Они забывали, что испуганное лицо и фигуру нельзя было изменить, и потому, как они ни видоизменяли раму и украшение этого лица, само лицо оставалось жалко и некрасиво. После двух или трех перемен, которым покорно подчинялась княжна Марья, в ту минуту, как она была зачесана кверху (прическа, совершенно изменявшая и портившая ее лицо), в голубом шарфе и масака нарядном платье, маленькая княгиня раза два обошла кругом нее, маленькой ручкой оправила тут складку платья, там подернула шарф и посмотрела, склонив голову, то с той, то с другой стороны.

С самого появления геральдики формы гербов были важнейшей частью всей гербовой композиции. Они менялись в зависимости от культуры и национальности владельца.

Происхождение гербов

С точки зрения геральдики, формы гербов - это формы геральдического щита. Этот элемент является основой любого рисунка, принимавшегося в качестве символа влиятельными семействами и государствами. В средневековой Европе от формы гербов также зависели гербовые фигуры, расположенные не нем.

В рыцарскую эпоху самым популярным был треугольный щит. Именно он стал предвестником всей классической геральдики. Со временем стали появляться другие конфигурации, которые все больше зависели от фантазии и вымысла художника. Первые же гербы лишь копировали свои формы у настоящих щитов, которые, в свою очередь, менялись вместе с развитием средневекового оружия.

Когда настоящие очертания начали уступать вымыслам художников, геральдические книги стали пестрить огромным количеством вариаций. Поскольку речь шла уже о символе, каждый владелец собственного герба старался получить уникальную комбинацию элементов и формы. Из-за этого зародились даже национальные школы со своими шаблонами и традициями.

Формы и виды гербов

В современной геральдике выделены классические щиты. Всего их девять: варяжский, итальянский, испанский, французский, византийский, английский, ромбический, немецкий и квадратный. Такие формы гербов пользовались наибольшей популярностью. Некоторые из них назывались согласно национальной традиции, хотя на самом деле они также имели и геометрические аналоги. Геральдический щит в форме треугольника назывался варяжским, овала - итальянским, закругленного внизу квадрата - испанским.

Существовали и более замысловатые фигуры, но они встречались гораздо реже. Правая и левая стороны герба определяются с точки зрения человека, который держит щит, а не со стороны зрителя. Это одно из самых главных правил в геральдике, которое часто не знают новички.

Французский щит

Самым распространенным был французский герб. Его форма соответствовала четырехугольнику с заострением внизу. Такие гербы пользовались особенной популярностью и в России. Символы с этими очертаниями брали себе знаменитые дворянские роды и губернские города XIX века. Современная форма российского герба также выполнена во французской традиции.

Чем можно объяснить такую популярность? Форма герба России (то есть французская) предоставляет максимум свободного места для геральдических фигур на рисунке. Такой щит наиболее практичен с точки зрения художника. На французском гербе можно изобразить самую сложную и оригинальную композицию.

Немецкий щит

Самым сложным был немецкий щит. В его форме с краю была выемка. Эта геральдическая традиция зародилась как перерисовка настоящего немецкого щита. Он также называется тарчем. Его использовали западноевропейские рыцари XIII-XVI вв. Тарч появлялся даже в русских дружинах. Выемка в нем нужна была для того, чтобы зафиксировать копье, которым можно было бы сразить неприятеля. Гербы рыцарей Германии особенно часто включали в себя эту художественную особенность формы.

Тарчи распространились по всей Европе в XIII веке. Их могли делать из доступной породы дерева. Этот материал был гораздо доступнее железа. Для большей защищенности тарч обтягивали мехом. Поэтому в геральдике на рисунке часто имитируется кожа животных. Описание герба не могло обойтись без упоминания о том материале, из которого сделан щит. Эта особенность подчеркивала принадлежность владельца к тому или иному роду. Богатые рыцарские семейства могли позволить себе железо, соответственно, оно изображалось на их символе.

Рассечения

Чтобы понять, как составить герб своей семьи, необходимо знать не только формы щитов, но и другие геральдические художественные особенности. Одной из них является традиция делить фигуры на несколько частей. Художники используют рассечение, пересечение, а также диагональные линии. Они позволяют разделить геральдический щит так, чтобы на нем присутствовало сразу несколько цветов. Разнообразная палитра является одним из самых популярных геральдических инструментов, необходимых для придания рисунку уникальности и узнаваемости.

С помощью диагональных линий можно отсечь и подчеркнуть значимость определенной части щита. Например, так отделяют главу или вершину герба. Если диагональная полоса пересекает весь щит, то такой прием называется перевязью.

Крест

Другой важной геральдической фигурой является крест. Гербы рыцарей часто включали в себя изображение этого символа. Логично предположить, что в Европе крест был главным знаком христианства, благодаря чему его так часто использовали. Впрочем, со временем этот геральдический символ получил второе дыхание. Его стали изображать без оглядки на первоначальное христианское значение. Универсальность креста может легко подтвердить вся человеческая история. Такие рисунки использовались задолго до зарождения геральдики. Например, у язычников крест был синонимом поклонения солнцу.

Если на гербе соединить две перевязи, то получится знакомый россиянам символ флота. Это так называемый Андреевский крест, который также можно встретить на и во многих других геральдических композициях. Другие виды этого распространенного символа могут иметь замысловатые укорачивания или прочие декоративные продолжения (округления, зазубрины и т. д.).

Другие геометрические фигуры

Помимо рассечений и креста, в геральдике существует еще несколько распространенных геральдических фигур, рисовавшихся на щите. В этот список можно отнести: квадрат, кайму, треугольник, острие, прямоугольник, круг, ромб, веретено и т. д. Описание герба обязательно содержит в себе упоминание о нарисованных фигурах. В позднем Средневековье появилась традиция изображать геометрические элементы в углах щита. Это «вольная часть» - распространенный геральдический прием.

Кроме того, основной щит, который образует всю форму герба, может иметь внутри себя щит поменьше. Такая рекурсия была нормой для геральдики. С помощью щитков подчеркивалось рыцарское происхождение владельца герба.

Негеральдические фигуры

Есть еще одна большая группа составных частей герба. Эти фигуры также называются негеральдическими. Они подразделяются на три вида: искусственные, естественные и легендарные. Как правило, самым узнаваемым элементом герба становится уникальный рисунок. Поэтому рыцари (а потом и города) старались изобразить на своем щите что-то редкое и оригинальное.

К естественным фигурам относятся рисунки животных и птиц. Обладатели гербов подбирали их согласно фауне родных краев. Кроме того, правила геральдики совсем не запрещали изображение рек, гор - в общем, всего того, что создала природа. Искусственные фигуры представляют собой рисунки оружия и доспехов. Особенно популярны они были у рыцарей и воинов, которые таким образом подчеркивали свою любовь к военному ремеслу.

Наконец, самой любопытной и неординарной группой можно назвать легендарные фигуры. Это рисунки вымышленных существ, популярных в геральдике. Даже самые ревностные христиане могли изобразить на своем гербе кентавров, грифонов и других персонажей античной мифологии. Самым известным в этом ряду является, наверное, фигура Эта мифическая птица была изображена на Оттуда вместе с православием и другими греческими реалиями она перешла на Русь. Первым двуглавого орла в качестве собственного символа в Москве начал использовать Иван III в XV веке.

Гербовый девиз

Важной частью любого герба во все времена был девиз. В качестве него использовали короткую запоминающуюся фразу, которая становилась символом рода, города или государства. Из геральдики девизы перекочевали в военное дело и бытовую жизнь.

Вне зависимости от того, какой была форма герба семьи, он обязательно имел специальную ленту внизу. На ней и писался девиз. В католических странах использовались латинские крылатые выражения. Популярностью пользовались цитаты из Библии или других античных писаний. Лента и надпись на ней копировали цвет металлов герба.

Щитодержатели

В особенно пышных гербах (как правило, королевских или княжеских) часто использовался такой геральдический элемент, как щитодержатель. Он дополнял основную композицию. Щит находится в центре, а щитодержатели изображаются по краям. Поначалу в их качестве использовали людские фигуры. Эта традиция появилась благодаря на которых всегда присутствовали помощники воинов, державшие их фамильный щит.

Однако со временем эти фигуры стали заменяться мифологическими существами и зверьми. Такой прием позволял дополнительно украсить геральдическую композицию. Чтобы знать, как составить герб, надо в точности представлять, кого можно изображать в качестве щитодержателей, а кого - нет. В любом символическом рисунке они олицетворяли стойкость и силу своего владельца. Поэтому в качестве щитодержателей часто изображали могучих существ: львов, орлов, великанов и т. д. К их подбору всегда относились очень тщательно.

Бывают случаи, что щитодержатели отличаются друг от друга. Так, например, обстоит дело с На нем справа нарисован величественный коронованный лев, а слева - мифический серебристый единорог. У христианских рыцарей в средние века была популярна фигура ангела как небесного заступника и покровителя. Поэтому перед боем воин обязательно совершал молитву, при этом держа при себе щит. Для многих суеверных владельцев гербов их рисунок был счастливым талисманом на поле брани. Разбить свой щит с геральдическим изображением считалось несчастливой приметой.

  1. АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ЛЕНТА – лента красного цвета, применявшаяся в гербах областей, градоначальств и в гербах уездных городов.
  2. АНДРЕЕВСКАЯ ЛЕНТА – лента голубого цвета, применявшаяся в гербах губернских городов, гербах столиц и городов временного пребывания царствующих особ.
  3. АРМАТУРА – украшение из военных и других эмблем и предметов, располагающихся вокруг щита или за щитом.
  4. БОЕВОЙ КЛИЧ – восклицание, призыв в форме изречения возвышенного, чаще всего воинственного характера. Помещается над гербовым щитом и его верхними украшениями на ленте.
  5. БУРЕЛЕТ – фигура в виде матерчатого жгута с чередующимися цветами, повторяющими цвета герба. Помещается поверх шлема.
  6. БЫК– символ труда и терпения, плодородия и скотоводства.
  7. ВЕНЕЦ– основание короны в виде обруча.
  8. ВЕНЗЕЛЬ– фигурное декоративное сплетение одной или нескольких букв с цифрой или без нее, имеющее отношение к гербовладельцу.
  9. ВЗЛЕТАЮЩИЙ– положение птицы с поднятыми вверх крыльями.
  10. ВИЛООБРАЗНЫЙ КРЕСТ– почетная геральдическая фигура, образуемая слиянием в центре щита двух полос, выходящих из верхних углов щита, и одной полосы, выходящей из середины нижней кромки щита.
  11. ВОЗРАСТАЮЩИЙ– положение фигуры, когда над горизонтальной линией возвышается только часть основной фигуры.
  12. ВОЛК– символ алчности, злости и прожорливости. Помещается в гербах как знак победы над алчным, злым противником.
  13. ВОЛЬНАЯ ЧАСТЬ– почетная геральдическая фигура в виде прямоугольника в одном из углов щита. Ее размер определяется площадью фигуры, называемой прямым крестом. Вольная часть применяется в гербах городов, где помещается эмблема губернии или области.
  14. ВОССТАЮЩИЙ– положение животного, стоящего на задних ногах, когда правая нога впереди, а левая сзади. Символизирует готовность напасть на врага или добычу. Если в тексте описания герба сказано, что в поле щита лев, то это означает, что он изображен именно в этом положении.
  15. ВОРОН– символ предусмотрительности и долголетия.
  16. ГАРПИЯ– женщина-птица с головой и грудью женщины, телом и крыльями орла и железными когтями. Символ омерзительных порочных страстей. Помещается в гербах как знак победы над низменным противником.
  17. ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТА– лента с тремя черными и двумя оранжевыми полосами. Применялась как элемент украшения в гербах городов-крепостей, отличившихся во время осады неприятелем.
  18. ГЕРАЛЬДИКА– наука о составлении, описании и расшифровке гербов. В геральдике имеются свои правила, терминология, семантика и символика, позволяющие не только кратко и ясно описывать герб, но и проводить гербовую экспертизу.
  19. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ МЕТАЛЛЫ– золото и серебро. Золото изображается желтым цветом или множеством точек на поверхности. Серебро изображается белым цветом.
  20. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕМЕХА– беличий и горностаевый. В зависимости от цвета и положения стилизованных фигур, изображающих мех, имеется большое разнообразие видов этих мехов.
  21. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ– геометрические фигуры, занимающие определенную часть щита и представляющие собой площадь для помещения на ней других фигур. Геральдические фигуры делятся на почетные и второстепенные. Среди почетных выделяются глава, пояс, столб, перевязь, стропило, прямой крест, косой крест, вилообразный крест, оконечность, кайма, вольная часть, четверть и средний щиток.
  22. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ЦВЕТА– голубой (лазурь), зеленый, красный (червлень), пурпурный и черный. Негеральдические фигуры могут изображаться в натуральном цвете.
  23. ГЕРБ– совокупное изображение условных или естественных фигур, составленных на основе правил геральдики.
  24. ГЕРБОВНИК– гербовая книга, в которой помещено собрание гербов с их описанием и родословными данными.
  25. ГЛАВА– почетная геральдическая фигура в виде горизонтальной полосы шириной в 2/7 щита, примыкающей к верхней кромке щита.
  26. ГОЛУБОЙЦВЕТ– символизирует красоту, величие, верность, доверие, безупречность, а также развитие, движение вперед, надежду, мечту. Изображается горизонтальными линиями.
  27. ГОЛУБЬ– символ смирения и чистоты, святого Духа.
  28. ГРИФОН– чудовищная птица с орлиным клювом и телом льва. Символизирует могущество, власть, бдительность, быстроту и силу.
  29. ДЕВИЗ– выразительное изречение, афоризм, имеющий прямое или аллегорическое отношение к гербовладельцу. Помещается на узкой ленте под или над щитом. Цвет ленты и букв должен соответствовать цвету или металлу герба.
  30. ДЕСНИЦА–
  31. ДРАКОН– фантастическое существо с головой и ногами орла, языком в виде жала, туловищем змея, крыльями летучей мыши и толстым кольчатым хвостом. Символизирует силу и могущество. Как змий (змей), которого поражает всадник, символизирует зло и смуту.
  32. ДУБОВЫЙЛИСТ– символизирует силу, могущество, прочность, борьбу и победу. Дубовые листья помещались в гербах губерний.
  33. ЕДИНОРОГ– мифическое животное с телом лошади и длинным рогом на лбу. Символизирует силу, непобедимость, устрашение. В христианстве – символ чистоты и девственности.
  34. ЖУРАВЛЬ– символ бдительности.
  35. ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ– символизирует изобилие, плодородие, радость, свободу, покой и мир. Изображается диагональными линиями справа налево.
  36. ЗЕРКАЛО– символ осторожности и общественной власти, честного выполнения общественного долга, правдивости и чистоты помыслов.
  37. ЗМЕЯ– символ мудрости, добра и предосторожности. Змея, свернувшаяся кольцом – символ здоровья; держащая во рту хвост – символ вечности, бесконечности, бессмертия; ползущая – символ печали; пьющая из чаши – символ врачевания, медицины.
  38. ЗОЛОТО– символизирует справедливость, милосердие и смирение, а также богатство, знатность, самостоятельность.
  39. КАБАН– символ неустрашимости и могущества.
  40. КАДУЦЕЙ(жезл Меркурия) – жезл, обвитый глядящими друг на друга змеями. Символ торговли, изобилия, острого разума, красноречия и прилежания в труде, мирного разрешения споров.
  41. КАЙМА– почетная геральдическая фигура в виде полосы, проходящей вдоль всей кромки щита.
  42. КОЛОС– символизирует земледелие, богатство земли. Помещался в гербах городов и посадов, отличающихся земледелием.
  43. КОРОНА– символизирует господство и власть. В гербах используется множество различных корон: античная, баронская, герцогская, графская, дворянская, императорская и многие другие. В гербах городов широко применялись и стенные (башенные) короны, различавшиеся по цвету и количеству зубцов на них: золотого цвета – в гербах губернских, серебряного – в гербах уездных городов. Башенная корона о пяти зубцах – в гербах городов с населением больше 50 тысяч человек, о трех зубцах – в гербах городов с населением меньше 50 тысяч человек.
  44. КОСОЙ КРЕСТ– почетная геральдическая фигура, образуемая двумя диагональными полосами шириной в 2/7 ширины щита, выходящими из углов щита. Такой крест называют и андреевским.
  45. КОШКА– символ независимости.
  46. КРАСНЫЙ ЦВЕТ– 30. ДЕСНИЦА– правая рука с вытянутыми указательным и средним пальцами. Символизирует верность клятве, присяге, обещанию.
  47. КРЕСТ– символ христианства и верности четырем его добродетелям – умеренности, благоразумию, справедливости и мужеству. Как древний знак – символ огня (огонь добывали трением двух палочек), спасения и благополучия.
  48. ЛАВРОВЫЙ ВЕНЕЦ– символ нерушимости, твердой славы, величия и победы.
  49. ЛЕВ– символ власти, силы, храбрости и великодушия.
  50. ЛЕОПАРД– символ стойкости, смелости и отваги в бою.
  51. ЛЕСТНИЦА– символ больших возможностей для развития, новых средств для повышения благосостояния.
  52. МАНТИЯ– накидка в виде плаща или палатки, прикрывающая герб. Применяется в гербах государей, принцев и князей. Изготавливается из темно-малинового бархата, подбитого горностаевым мехом и отделанного золотой бахромой. Верхние углы мантии перевязаны золотыми шнурами с кистями.
  53. МЕДВЕДЬ– символ предусмотрительности и силы.
  54. МЕЧ– старинное оружие в виде длинного обоюдоострого ножа с рукоятью и эфесом. Символизирует готовность к защите отечества, рода, города от врагов, а также участие в сражениях. В гербах часто изображается и так называемый огненный (пламенеющий) меч – символ не только военного, но и духовного оружия, которое символизирует просветительство, свет, добро.
  55. МОЛОТ– символизирует упорный нелегкий труд ремесленников и рабочих. Помещался в гербах городов, отличающихся промышленным производством.
  56. НАМЕТ– композиция из украшений в виде причудливых листьев, соединенных между собой и выходящих из верхней части шлема вправо и влево. Изображается финифтью сверху и металлом снизу.
  57. НАШЛЕМНИК– фигура, помещаемая на шлеме, короне или поверх буралета. Символизировал особое отличие у рыцарей. В качестве нашлемника употреблялись фигуры, обычно повторяющиеся в щите, а также страусовые или павлиньи перья и другое.
  58. НЕГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ– фантастические, а также фигуры, взятые из жизни, созданные природой или человеком. Изображаются в гербах натуральными цветами.
  59. ОВЦА– символ кротости, доброты и сельской жизни.
  60. ОКОНЕЧНОСТЬ– почетная геральдическая фигура, образованная линией, соединяющей боковые кромки щита на высоте, равной 2/7 ширины щита. Нижняя кромка оконечности совпадает с нижней кромкой щита.
  61. ОЛЕНЬ– символ воина, перед которым бежит неприятель.
  62. ОЛИВКОВАЯ ВЕТВЬ– символ мира и процветания.
  63. ОРЕЛ– символ власти, господства, независимости, силы, а также великодушия и прозорливости. Двуглавый российский орел – символ единства европейской и азиатской частей России, преемственности христианства от Византии, символ высшей власти.
  64. ПАВЛИН– символ тщеславия и суетности. Помещался в гербах как знак победы над гордым противником.
  65. ПЕЛИКАН– символ бескорыстия и самопожертвования, благотворительной помощи и заботы.
  66. ПЕРЕВЯЗЬ– почетная геральдическая фигура в виде диагональной полосы шириной в 2/7 ширины щита, проходящей по диагонали из верхнего угла щита в нижний, поэтому перевязь может быть справа или слева.
  67. ПЕРЕСЕЧЕННЫЙ– поле щита, разделенное посередине горизонтальной линией.
  68. ПЕТУХ– символ бодрствования, бдительности, верного стражника, символ боя, сражения, борьбы. Петух также символизирует мужское активное начало, силу и энергию.
  69. ПОЛУМЕСЯЦ– полукруг с вогнутой средней частью. Может изображаться с человеческим профилем. Символизирует победу над мусульманством или связь с ним.

70.ПОСОХ – символ духовной власти и святительства.

  1. ПОЯС– почетная геральдическая фигура в виде полосы шириной в 2/7 ширины щита, проходящей горизонтально посередине щита.
  2. ПРЯМОЙКРЕСТ– почетная геральдическая фигура, образованная двумя полосами шириной 2/7 ширины щита, выходящими из середины противоположных кромок щита.
  3. ПУРПУРНЫЙ ЦВЕТ– символ достоинства, благочестия, умеренности, щедрости и верховного господства. Изображается диагональными линиями слева направо.
  4. ПЧЕЛА– символ трудолюбия и неутомимости.
  5. РАЗДЕЛЕННЫЙ ВИЛООБРАЗНО– деление щита тремя линиями, выходящими из верхних углов и середины нижней кромки щита и сходящимися в центре щита.
  6. РАЗДЕЛЕННЫЙ ГОНТОВИДНО– деление щита на прямоугольники четырьмя вертикальными и тремя горизонтальными линиями.
  7. РАЗДЕЛЕННЫЙ ЧЕТВЕРОЧАСТНО– деление щита на четыре части линиями, выходящими из середины противоположных кромок щита.
  8. РАЙСКАЯ ПТИЦА (ГАМАЮН)– мифическая птица счастья. Символизирует также мир, богатство, благополучие, величие. На Руси считалась и вещей птицей. Связана с удивительными преданиями и легендами, уходящими в глубокую древность Востока.
  9. РАССЕЧЕННЫЙ– деление щита пополам вертикальной линией.
  10. СВЕЧА– символ бескорыстного служения делу, созидания и освобождения. В христианстве огонь свечи – символ Христа. Погасшая свеча – символ смерти.
  11. СВИТОК– символ учености, отношения к большой науке.
  12. РУКА С МЕЧОМ– символ верности воинскому долгу.
  13. СЕНЬ– фигура шатрообразной формы или в виде балдахина, изображаемая в гербе поверх мантии. Изображается золотым цветом, оторачивается бахромой и венчается короной.
  14. СЕРЕБРО– геральдический металл, изображаемый белым цветом. Символ веры, чистоты, искренности, чистосердечности, благородства, откровенности и невинности.
  15. СКИПЕТР– фигура в виде жезла с наконечником сверху. Символизируя высшую власть монарха, изображался в гербах столиц и городов постоянного пребывания царствующих особ.
  16. СКОШЕННЫЙ– деление щита диагональной линией, проходящей из верхнего угла щита в нижний. В зависимости от направления и количества диагональных линий щит может быть скошенный слева, справа или четверочастно.
  17. СОБАКА– символ верности, преданности, бдительности и послушания. Редко – символ врачевания (зализывает раны).
  18. СОВА– символ мудрости, смекалки и расторопности.
  19. СОКОЛ– символ храбрости, ума и красоты.
  20. СОЛНЦЕ– символ истины, провидения, богатства и изобилия.
  21. СТОЛБ– почетная геральдическая фигура в виде вертикальной полосы шириной 2/7 ширины щита, проходящей посередине щита.
  22. СТРОПИЛО– почетная геральдическая фигура, образованная двумя полосами шириной 2/7 ширины щита, выходящими из нижних углов щита и соединяющимися у середины верхней кромки щита.
  23. ФАКЕЛ– символ правды, стремления к знаниям, духовного горения и желания творить, готовности к самопожертвованию. Факел, склоненный к земле – символ смерти.
  24. ФЕНИКС– мифическая птица, возрождающаяся из огня и пепла. Символ возрождения и бессмертия.
  25. ЧЕТВЕРТЬ – почетная геральдическая фигура в виде прямоугольника, образованного двумя линиями, выходящими из середины двух прилегающих сторон щита.
  26. ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ– символ образованности, скромности, осторожности, постоянства в испытаниях, скорби и печали. Изображается пересекающимися вертикальными и горизонтальными линиями.
  27. ШЛЕМ– символ принадлежности к титулованному роду. В гербах применялись шлемы самой различной формы для указания титула владельца герба: княжеский, графский, дворянский и многие другие. Как украшение применялся и древний русский шлем.
  28. ЩИТ– геометрическая фигура, на которой помещаются гербовые фигуры. В русской геральдике принят так называемый французский щит – четырехугольной формы с закругленными нижними углами, с заострением в средней части нижней кромки щита, с соотношением ширины к высоте, равной 7:8. Среди других форм щита выделяются треугольный (варяжский), круглый (английский), овальный (итальянский), фигурный (немецкий), плоский сверху и закругленный внизу (испанский) и многие другие.
  29. ЩИТОДЕРЖАТЕЛИ– фигуры, изображенные по сторонам щита и как бы поддерживающие его. Ими могут быть изображения человека, святых, животных, а также фантастических существ. Щитодержатели изображаются натуральными цветами. Они могут повторять фигуры, помещенные в щите, или иметь какое-либо отношение к владельцу – например, могут изображать подчиненных гербовладельца, его покровителей, национальность владельца герба и другое.
  30. ЯЙЦО– символ начала всего живого, надежды и новой жизни.

306 0

композиция из украшений в виде причудливых листьев, соединенных между собой и выходящих из верхней части шлема вправо и влево. Изображается финифтью сверху и металлом снизу.


Значения в других словарях

Намет

геральдическое украшение, обязанное своим происхождением крестовым походам. Уже во втором походе, когда появились первые горшковидные шлемы, рыцари, чтобы шлем не раскалялся от лучей солнца, стали покрывать его вершину куском материи, которая в походе и сражениях превращалась в причудливые лоскутья. В геральдике Н. получил изящный, узорчатый вид. Если щит герба увенчан шлемом, то последний почти в...

Намёт

1. м.1) То же, что: намётка (3*).2) Сеть для ловли птиц.2. м.Узорное украшение, обычно в виде листьев, идущих от шлема и окаймляющих щит (в геральдике).3. м.Ход, аллюр лошади галопом (у казаков).4. м. устар.Крытый навес, шатер.5. м. местн.Куча, сугроб. ...

Намёт

А, м. Рыболовная снасть в виде кошеля (в 3 знач.), накидной сетки, прикрепленной к длинной жерди, а также накидная сеть для ловли птиц. Ловить намётом. ...

Намёт

намёта, м. 1. Рыболовная снасть, состоящая из мешкообразной сетки, прикрепленной к длинной жерди (спец.). 2. То же, что сугроб (обл.). 3. В геральдике - узорное украшение, обычно в виде листьев, идущих от шлема и окаймляющих щит (спец.). 4. У казаков - ход, аллюр лошади галопом. Сотня, увеличивая рысь, перешла в намет. Шолохов. ...

Намет

род. п. -а "укрытие, навес, шатер", укр. наме́т, польск. namiot. Вероятно, от на и мета́ть, ср. намётка, укр. намíтка "накидка" (Гоголь); см. Преобр. I, 591. Едва ли можно объяснять как заимств. из ир., афг. namd "войлок", др.-инд. nаmаtа-, вопреки Миклошичу (Мi. ЕW 211), Шифнеру (AfslPh 3, 213), Горяеву (ЭС 225). Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964-1973 ...

Намет

1. Вообще – любая палаткоподобная структура. 2. Специальное значение – складка твердой оболочки головного мозга, которая отделяет мозжечок от головного мозга. ...

Меч

старинное оружие в виде длинного обоюдоострого ножа с рукоятью и эфесом. Символизирует готовность к защите отечества, рода, города от врагов, а также участие в сражениях. В гербах часто изображается и так называемый огненный (пламенеющий) меч - символ не только военного, но и духовного оружия, которое символизирует просветительство, свет, добро. ...



Последние материалы сайта