Мероприятия в школе ко дню славянской письменности. День славянской письменности и культуры. Мероприятия в школе. Крымковская сельская библиотека

05.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Сценарий внеклассного мероприятия,

посвященного Дню славянской письменности и культуры

Цель: ознакомление школьников с культурным наследием русского народа, историей русского алфавита, расширение кругозора учащихся.

Оформление : Презентация, таблица букв кириллицы, отдельные буквы, таблицы с новым алфавитом. Портреты Кирилла и Мефодия.

Ведущий . Добрый день, дорогие ребята, уважаемые учителя! 24 мая в нашей стране отмечается праздник День славянской письменности и культуры.

Славянскому алфавиту более 1000 лет. Созданный в 9 веке братьями Кириллом и Мефодием, он и сейчас еще служит многим народам: болгарам, словакам, сербам, белорусам, украинцам – всем славянским народам и нам – русским.

Этот праздник - дань памяти Кириллу и Мефодию, которые более 1000 лет назад составили славянский алфавит и подарили нам возможность читать и писать на русском языке. Они, выделили в славянской речи звуки, придумали буквы, дали им имена, создали письменность, перевели с помощью новой письменности священные тексты. Сегодня ученики 5А класса расскажут вам, как создавался алфавит, которым мы пользуемся сейчас.

1 чтец:

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом -

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли:

2 чтец:

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом,

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

1чтец. Здравствуйте, наши славные гости! Расскажу я вам о святой Руси, о далёких временах, нам неведомых.

Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красные девицы. У них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать.

2 чтец . И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Жили они на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, а для этого нужно было придумать славянские буквы.

1 чтец . Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было, что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело!

2 чтец . 24 мая 863 года в городе Плиске, который был в то время столицей Болгарии, Константин и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. Совсем недавно появился в нашей стране праздник славянской письменности и культуры. Весной 1991 года праздник был объявлен государственным, всероссийским.

Каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в памяти первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия, которые причислены к лику святых.

3-и чтец

По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

4-й чтец .

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

5-й чтец .

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

6-й чтец.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

Все. Мы - славяне!

7-й чтец.

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне - россияне,

Издревле, кто вы?

Все . Мы - славяне!

Ведущий (на слайде - свиток). И придумали Кирилл с Мефодием буквицы, а из них составили азбуку, называется эта азбука кириллицей, по имени Кирилла, одного из ее создателей. В ней 43 буквы, (19 гласных). Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Они имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука. (Чтение отдельных букв). Название букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: "добро", "живете", "земля", "люди", "покой". Посмотрите повнимательней на эти буквы кириллицы. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? (ответы детей).

Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой волшебной Азбуки.

Вот азбука – начало всех начал,

Открыл букварь, и детством так и дунуло!

А Константин-философ по ночам

Не спал, наверно, буковки выдумывал.

Шептал. Перо в чернила окунал.

Он понимал, что буковки – основа

Грядущего написанного слова,

Великого, как Тихий океан.

Входят буквы.

Аз . Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? Правильно, меня зовут "Аз". Назовите слова, которые начинаются с меня. Дети называют.

Буки. А теперь угадайте, как меня зовут? Верно, меня зовут "Буки". Вспомните сколько хороших, вкусных слов начинаются с моей буквы. Назовите их. А теперь назовите нас по порядку.

Ведущий . Получилось слово "Азбука". Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: "Сначала "аз" и "буки", а потом и науки". С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний. А к нам спешит еще одна буква. Представьтесь, пожалуйста!

Веди . Здравствуйте, дети! Меня зовут "Веди". Я все знаю, про все ведаю.

Ведущий . Ну, тогда слушай мою загадку:

На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках. (Березы).

Ведущий. Продолжим знакомство со славянской азбукой.

Глаголь . Здравствуйте, дети! Я буква "Глаголь".

Ведущий . Какое у тебя красивое имя! А что оно обозначает? Как вы думаете, ребята? Глаголить - значит говорить. Но, прежде чем говорить, надо хорошенько: подумать. В народе говорили: "Молвишь - не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь». Смотрите, к нам спешит еще одна буква!

Добро . Добрый день, дети! Меня зовут "Добро".

Ведущий . Какое у тебя доброе имя! Доброта - лучшая черта характера человека.

8 чтец.

Добрым быть совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.

9 чтец .

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

10 чтец.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Ведущий. А к нам из азбуки идет новая гостья!

Люди. Здравствуйте, дети! Я - буква "Люди".

Люди, вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

Ведущий. Знакомьтесь, к нам идет новая буква!

Мыслите . Здравствуйте, дети! Меня зовут "Мыслите"

Ведущий . Какая мудрая буква к нам явилась!

Мыслите . Я принесла вам загадки. Отгадайте их.

Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

Мудрецам давно известно:

Там, где умным мыслям тесно,

Нет ни зависти, ни скуки.

Мастера там на все руки.

Шить, варить и рисовать,

Звонко петь и танцевать.

Ведущий . Есть буквы шипящие, Есть буквы свистящие, И только одна из них - Буква рычащая.

Рцы . Здравствуйте, дети! Я - буква "Рцы". Недаром я собой горжусь, ведь - я начало слова "Русь". Русь, Россия, Родина – это самые дорогие слова для нас. Это страна и место, где мы родились и растём. Часто Русь называют «Святая», потому что она приняла святую православную веру.

Ведущий.

При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога, затем произносился этот слог; потом назывались буквы второго слога, произносился второй слог и только после этого слоги складывались в целое слово.

В старину книги писались от руки. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась. Подбирались тщательно чернила, писали даже растворенным золотом или серебром. Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами, отсюда и пошло выражение “начать с красной строки”. Заглавные буквы в начале строки назывались буквицами.

А теперь, кириллицы, познакомьтесь с современной русской азбукой.

Ведущий. Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.

А сейчас мы посмотрим, как в старину учились грамоте. Вашему вниманию предлагается отрывок из повести М.Горького «Детство». Инсценировка

Ведущий. Вот как трудно было учиться грамоте. Не случайно В.И. Даль в своем Толковом словаре записал пословицу “Азбуку учат, во всю избу кричат”. Славяне знали, как важно уметь читать и писать, понимали огромное значение образования, поэтому так много придумали пословиц и поговорок об Азбуке. А какие пословицы знаете вы?

(Конкурс “Кто больше знает пословиц об АЗБУКЕ”)

Сперва АЗ, да БУКИ, а потом и другие науки.

АЗ, БУКИ и ВЕДИ страшат, что медведи.

Азбуку учат, на всю избу кричат.

Азбуке учиться, всегда пригодится.

Азбука – к мудрости ступенька.

Продай кафтан, купи буквицу.

Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.

Грамоте учиться, всегда пригодится.

Кончил курс науки, а знает АЗ да БУКИ.

11 чтец.

Буква к букве - будет слово,

Слово к слову - речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

12 чтец.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

13 чтец.

Мы Отчизне верно служим,

Ты - один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине своей!

14 чтец.

Ждет тебя за труд награда -

Цель прекрасная вдали,

Но оглядываться надо

На пути, что мы прошли.

15 чтец.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

16 чтец.

Вспоминай их добрым словом -

Слава им, борцам суровым,

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Заключительное слово

Духовный подвиг Просветителей Кирилла и Мефодия запечатлен в камне, бронзе во многих странах и городах России, но п ервый памятник Кириллу и Мефодию в России был открыт в Мурманске в 1990 году. Этот подарок сделало болгарское правительство в знак признательности городу и мурманчанам, которые возродили в России День славянской письменности и культуры. С каждым годом памятников и памятных знаков в честь Просветителей Кирилла и Мефодия становится всё больше. В 2007 году перед празднованием Дня славянской письменности и культуры памятник установили на Соборной площади в Кремле.

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством. Наша АЗБУКА удивительна! И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия.

Я знаю буквы:

Письмо-это достояние.

Трудитесь усердно, земляне,

Как подобает разумным людям,

Постигайте мироздание!

Несите слово убежденно:

Знание – дар божий!

Дерзайте, вникайте, чтобы

Сущего свет постичь!

24 мая мы отмечаем День славянской письменности и культуры. В библиотеках Сысертского городского округа традиционно к этому дню оформляются книжные выставки, разрабатываются буклеты, проводятся познавательные часы, беседы, викторины, флешмобы, показывают тематические презентации и видео.

День славянской письменности и культуры – это праздник просвещения, культуры, родного слова. В этот день вспоминают создателей славянского алфавита – Кирилла и Мефодия. Именно они стали основоположниками славянской письменности. Каждый человек, который говорит на русском языке, должен гордиться и дорожить своей культурой и историей, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей. Об этом и многом другом можно узнать из книг, представленных на выставке в Сысертской районной библиотеке «Живое слово мудрости», которая предлагает читателям окунуться в мир наших предков. Вы познакомитесь с историей письма и русской книжности, а также развитием библиотек от Древней Руси до современности. Ведь именно библиотеки являются кладезем мудрости, сохраняя бесценные сокровища литературы.

В Никольской сельской библиотеке прошёл флешмоб «Мы любим библиотеку» с учащимися младших классов, приуроченный ко Дню славянской письменности и Юбилею библиотеки, которой в этом году исполняется 70 лет. Ребята дружно отвечали на вопросы книжной викторины, ответили, как звали библиотекаря патриаршей библиотеки в Константинополе, который вместе с братом Мефодием придумал славянскую азбуку и что российские комиксы в старину назывались «лубок». Узнали и много интересного, что в библиотеках древности стояли вёдра для свитков, монахами были первые создатели рукописных книг на Руси. Затем участники взяли плакаты и воздушные шары, и вышли на улицу. Каждый сказал мудрые мысли о книге и чтении: Любите книгу – источник знаний М. Горький, Испокон века книга растит человека, Книги не говорят, а правду сказывают, Книги читать – скуки не знать, а главными были слова Сергея Михалкова «Я к вам обращаюсь, товарищи дети. Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в дома, читайте всю жизнь, набирайтесь ума!».

Также в Никольской библиотеке представлена книжная выставка «Живой язык, родное слово». «Аз, буки, веди…» на протяжении многих веков с этих букв начиналось первое знакомство русского человека с книгой. И тысячу лет тому назад эта азбука, названная в честь своего создателя кириллицей, стала основой русского алфавита. Тысячелетиями накапливались и вечно живут в слове несметные богатства человеческой мысли и опыта. Книги, представленные вниманию читателей, позволяют познакомиться с мудрыми пословицами и хитрыми загадками, торжественными былинами, говорившими о славных подвигах богатырей, героическими волшебными и бытовыми сказками, русской народной мифологической прозой, бытом русского народа. Адресована широкому кругу читателей.

24 мая в читальном зале Кашинской сельской библиотеки для учащихся младших классов прошёл час интересной информации «Аз и Буки – основа науки». Цель мероприятия – развитие интереса к истории русского языка, привитие любви к земле, своим предкам. Кем бы мы были без письменности? Неучами, невеждами, да и просто людьми без памяти. Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига. Ребята узнали о празднике, его истории и значении для культуры России. С интересом слушали рассказ о жизни святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, о памятниках древнерусской письменности, о зарождении славянской письменности. В конце мероприятия была проведена викторина, и самые активные ребята.

Верхнебоевская сельская библиотека совместно с Домом культуры провели творческую игру для детей «Алфавит в загадках». Участников игры ознакомили с историей праздника День славянской письменности и культуры в РФ. Затем провели ряд игр, загадывали загадки. Библиотекарь Мишарина Н.И. провела викторину «Сказочный алфавит». В заключении, все получили небольшие призы, а победители – подарки. Извините, что не могла выслать отчёт вчера, не было электричества.

В Большеседельниковской сельской библиотеке прошел исторический час «Путешествие азбуки». Дети погрузились во времена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, «посетили» г. Фессалоники, в котором родились знаменитые Кирилл и Мефодий и узнали об их жизни, учились говорить по-славянски, читать по-гречески. Затем отправились в г. Константинополь, Херсонес, куда отправились братья составлять славянскую азбуку и стали первыми славянскими учителями. В ходе чего, дети познакомились с тайной глаголицы и кириллицы, узнали о Крещении Руси, как появились христианские имена на Руси. Дети разгадывали загадки, учились писать пером и тушью, составляли пословицы.

В Бородулинской сельской библиотеке для детей проведен обзор книжно-иллюстративной выставки «Бесценное наследие славянских народов». Шел разговор о становлении славянской письменности, наследницей которой является наше современное письмо. Познакомились с литературой выставки, с биографией и творчеством Кирилла и Мефодия, с церковно-славянскими буквами. Читали стихи: В. Сидорова “Кириллица”, И. Бунина “Слово”, С. Крыжановского “Старославянский язык”. Провели викторину на основе полученных знаний. В конце зачитали слова гимна “Кирилл и Мефодий” С. Михайловского.

Двуреченские сельские библиотеки провели акцию для учащихся школы искусств «Читай, Двуреченск. Для ребят провели экскурсию по библиотеке, была показана презентация об истории праздника, показан видеоролик «Книги – юбиляры 2018».

В Асбестовской сельской библиотеке прошел познавательный час для детей “Апостолы слова”. Познакомились со славянской азбукой – кириллицей и историей ее создания, возникновения письменности.

В Октябрьской сельской библиотеке оформлены выставки «Мы славяне», «Великое служение славянам».

Post Views: 1 767

Данное мероприятие - результат выполнения социально значимого проекта "Свет дневной - есть слово книжное". Участники проекта - учащиеся ГБОУ СОШ "ОЦ" пос. Серноводск.

Цель проекта: формирование положительного образа библиотеки как современного, компетентного в своей области учреждения и надежного партнера для образовательного учреждения, общественности и широких слоев населения; содействие воспитанию у подрастающего поколения интереса к истории своего села, уважительного отношения к людям труда. Развитие интереса к творчеству, к «живой» исполнительской деятельности среди учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Свет дневной – есть слово книжное»

Цель: показать значение изобретения азбуки Кирилла и Мефодия для современности, формировать положительный образ библиотеки как современного, компетентного в своей области учреждения и надежного партнера для образовательного учреждения, общественности и широких слоев населения; развивать интерес к творчеству, к «живой» исполнительской деятельности среди учащихся.

В: Здравствуйте, дорогие ребята! Каждый год 24 мая на Русскую землю приходит праздник весны – юный и древний – День славянской письменности и культуры. А 27 мая – День библиотеки. Попробуем представить себе, какой бы была наша жизнь, если бы когда-то, тысячи лет назад, люди не изобрели письмо, не придумали,как записывать свои мысли, закреплять в документах все, что нужно запомнить. Мы жили бы без книг и газет. Весь накопленный людьми опыт передавался из поколения в поколение только устно. Развитие человечества шло бы очень медленно, буквально черепашьим шагом. Нет, совершенно невозможно представить себе нечто подобное.

В: Простая речь, а сколько в ней ума.

Звучат слова не на года, а на века.

На бересте,на глиняных досках

Мы записали то, что на устах.

С древнейших лет и до сих пор жива

Бегущая словестная строка…

(Е.Завьялова)

В: Возникновение письменности относится к глубокой древности. Путь к ней был долгим и сложным. Не сразу появились те системы письма, которые существуют ныне. Одно из величайших сокровищ культуры – древнейшие памятники письменности. показ слайдов

В: Первым историком славянской письменности был болгарский книжник, учёный – монах, черноризец Храбр. Жил он в Х столетии при дворе болгарского царя Симеона. Храбр говорит о двух этапах развития славянского письма. Первый- « когда славяне были язычниками, то не было у них своих книг, потому считали и гадали при помощи черт и резов». Второй –« когда они крестились, то стали писать римскими и греческими письмами» , но было это письмо «без устроения», не приспособленное для славянской речи.

В: В 1899 году на Украине при раскопках археологи нашли глиняный сосуд с необычным орнаментом.(слайд) возможно,что эти рисунки – именно те знаки, которые Храбр называет «чертами и резами». Такие знаки появились у славян в III - VI веках. Но это не стало основой нашего современного алфавита. Современный алфавит – прямой потомок того, что был создан великими просветителями – братьями Кириллом и Мефодием.

В: Попробуйте проверить свои знания и ответить на вопросы викторины:

  1. Как современники называли Кирилла за его учёность? (Философ)
  2. Кору, какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (Береста, кора берёзы)
  3. На территории, какой современной страны изобрели бумагу? (Китай)
  4. Какой русский царь ввёл новый гражданский шрифт и сделал буквы похожими на современные? (Пётр I)
  5. Как называлась первая печатная газета в России? («Ведомости»)
  6. Как называется редкая древняя книга? (Антикварная.)
  7. Какой город стал родиной пергаментных книг? (Пергам)
  8. Первый писчий материал? (Папирус)
  9. Название древней формы книги, свернутой в трубку и написанной на папирусе? (Свиток)
  10. Как звали двух известных братьев, составивших первую славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий).
  11. Как называется одна из славянских азбук, которая стала основой русского алфавита? (Кириллица)

В: Первая азбука получила название глаголица и состояла из 38 букв, но была крайне неудобной для чтения. Братья Солунские – Кирилл и Мефодий, часть букв позаимствовали из греческого алфавита, часть придумали сами. За подвиг-создание славянской письменности братья были причислены к лику святых. Славянскую азбуку стали называть кириллицей.

В: В давние времена книги писались от руки. Чтобы написать одну книгу, забрать её в драгоценный оклад, нарисовать иллюстрации,- на все это уходило около 5-6 лет кропотливого труда. Рукописные книги были подлинными произведениями искусства. Естественно, такая книга была очень редкой и дорогой.

Печатные книги возникли не сразу:

Писец переписывал каждую фразу.

Глаза уставали, дрожала рука.

И так продолжалось века и века.

В: Чтобы книжные знания стали достоянием народа, потребовалось упростить процесс изготовления книги. В середине 14 века на Русь пришло книгопечатание. Первый русский первопечатник Иван Федоров в 1564 году выпустил первую печатную книгу на русском языке « Апостол».

В: Грамотные люди во все времена ценились на Руси. О них складывались пословицы и поговорки. Давайте вспомним пословицы о грамоте и учении.

Доскажи пословицу.

1. Что написано пером – не вырубишь топором.

2. Не красна книга письмом – а красна …умом.

3. Азбука наука – а ребятам … мука.

4. Грамоте учиться – всегда … пригодиться.

5. Ученье – красота, а неученье …простота.

6. Корень ученья горек – да плод … его сладок.

7. Книга мала – а ума … придала.

В: Все, что создано умом,

Все, к чему душа стремится,

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно храниться. (Ю.Ваган)

В: С тех пор как люди научились писать, всю свою мудрость они доверили книгам, и с незапамятных времен появились на нашей земле библиотеки – кладовые мудростей.

Попав однажды в плен чудесный,

Не вырвешься уже вовек!

Мир бесконечно интересный,

Волшебный мир библиотек!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Серноводская библиотека была открыта в 1953 году. К сожалению, не сохранилось фотографий и данных о составе книжного фонда.

Сегодня библиотека располагается на втором этаже в доме культуры. В ее фонде насчитывается более 12,5 тыс. экземпляров.

Библиотека состоит из абонемента и читального зал.

На абонементе книги выдаются на дом: взрослым – на месяц, детям – на 10 дней. Здесь фонд разделен на возрастные категории:

Читатели 8-9 лет – «Острова книжных сокровищ»

И читатели 10-15 лет «Библиоград».

Читальный зал – это место, где можно почитать книгу в комфортной обстановке.

Кроме того, для детей существует Зал электронных ресурсов, где пользователь может бесплатно посетить обучающие сайты и скопировать или распечатать нужную информацию.

Для взрослых ведет работу Общественный центр доступа к социально-значимым сайтам.

Для маленького пользователя выделен свой фонд, где можно не только полистать книгу, но и поиграть.

Красочные журналы, энциклопедии – это увлекательное чтение для многих посетителей!

Библиотека - слово то какое,

Оно почти как Библия - святое

Для тех, кто любит книгу, чтение в тиши,

Недаром говорят: "Аптека для души".

Библиотека, в том ее значение,

В котором она издревле была,

Что находили в ней мы вдохновенье,

И чтоб душа раскрыться здесь могла!

С течением времени библиотека развивается и пополняется новыми изданиями. А в этом году учащимися 6 класса под руководством Александровой И.А. на базе серноводской библиотеки было проведено исследование.

Посмотрите, какой была библиотека в 1954 году и какой она стала сейчас!

Книжный фонд

2 481

12 603

Поступление за год

Выбыло за год

Число читателей

1402

Книговыдача

2935

36326

Выставки

В результате кропотливой работы был выявлен самый читаемый автор.

Им стал А.С. Пушкин, который в свою очередь писал о книге так:

«Книга – окно в мир. Откроешь страницу, другую – раздвинутся стены комнаты, станет видно далеко-далеко; услышишь голоса тех, кто жил данным–давно или кто теперь от тебя за тридевять земель, за лесами и морями».

ШКОЛА

1 чт: Пушкин! Это солнечное имя входит в твою жизнь, кажется, с момента, рождения. Оно врывается с первым криком и остается с тобой до конца, покидая лишь с последним вздохом. Оно наполняет твою жизнь так же естественно - необходимо, как свет, как воздух, как счастье и радость, как любовь и доброта, столь нужные нам для того, чтобы ежеминутно ощущать всю прелесть самого бесхитростного бытия.

2 чт: Пушкин - это то, что было до тебя – будет после! Он - сама жизнь! Пушкиным представлена вся гамма человеческих переживаний и чувств!

1чт: Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Его все знают, книги его все читают; многие его произведения переписываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком – всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды на щеках, скажет: это Пушкин.

2чт: Уже 176 лет прошло со дня смерти Пушкина (он умер в 1837 году), а память о нём не умирает, любовь к нему не проходит, и слава его всё растёт.

Вот и сегодня мы хотели вспомнить Александра Сергеевича и его творения, ведь 6 июня Александру Сергеевичу исполнилось бы 215 лет!

3чт: Что же сделал Пушкин, чем заслужил такую всемирную славу и такую горячую любовь?

Пушкин писал для взрослых, но он умел писать так просто и в, то, же время так интересно, что и детям многое из того, что им написано, понятно и близко.

1чт : Кто из детей не знает стихотворения Пушкина о снежной буре, которая то, как зверь завоет, то заплачет как дитя, и о печальном поэте, слушающем эти звуки, сидя в ветхой лачужке вдвоём со своей старой няней?

2чт: Кто не читал смешной сказки о попе и о работнике его Балде, сказок о царе Салтане, о мёртвой царевне, о золотом петушке?

3чт: Становясь старше, мы узнаем и другие, более серьёзные и трудные произведения Пушкина, а, перечитывая старые, с детства нам знакомые его вещи, начинаем видеть и понимать в них многое этакое, чего раньше не понимали. И тогда нам ещё ближе, ещё дороже становится Пушкин.

1чт: А знаете ли вы, Пушкин написал единственную басню «Художник и сапожник» и вас есть уникальная возможность познакомиться с ней.

Художник и сапожник

Продолжительность: 4 минуты; количество актеров: от 1 до 3.

Действующие лица :

Сапожник

Художник

Рассказчик

Мастерская с открытым окном. Посреди сцены стоит мольберт на нем холст с изображением разряженного щеголя и девушки в шелковой тунике. Художник, напевая себе под нос мелодию, водит по холсту кистью.

Рассказчик

Один художник, явно из великих,

Чье мастерство прославится в веках,

Писал картину «Сны об Эвридике»,

И танцевала кисть в его руках.

Пылало вдохновенье, словно пламя –

Его раздул в нем дьявол или Бог?

Но всё же и житейскими делами

Пренебрегать художник наш не мог.

Раздается ритмичный стук железякой по пустой банке.

Художник высовывается в окно.

Художник Зайди, любезный! Работенка есть!

Сапожник заходит в мастерскую и ставит на пол свой ящик с инструментами. Художник достает ботинок с оторванной подошвой и протягивает его Сапожнику.

Сапожник (рассматривая ботинок)

Так-так! Посмотрим… Обувь неплохая,

Поправим дело. Можно тут присесть?

Сапожник достает молоток, садится на свой ящик, стучит им по ботинку и возвращает его хозяину.

Сапожник Годок послужит.

Художник Много благодарен!

Художник протягивает Сапожнику деньги. Сапожник смотрит на картину.

Сапожник

Занятное, я вижу, ремесло.

И много платят за такое баре?

Художник Да как кому со вкусом повезло.

Сапожник подходит ближе к картине и рассматривает ее.

Сапожник (насмешливо) Позволь заметить, ты рисуешь франта,

Весь разодет он в шелк и кружева,

А сапоги-то у него без ранта.

Сапожник тычет пальцем в картину.

Сапожник Надел бы он такие черта с два!

Художник смотрит на картину.

Художник (озабоченно)

Без ранта? Да, я вижу, точно-точно...

Наметан у тебя, пройдоха, глаз!

Сейчас исправлю.

Художник водит кистью по холсту. Сапожник заглядывает ему через плечо.

Сапожник (деловито) Чуть пониже строчку!

Художник снова проводит кистью по холсту.

Художник И что б, любезный, делал я без вас?

Сапожник (высокомерно с видом знатока)

А тут еще лицо немного криво…

Девицы грудь не слишком ли нага?

Художник (насмешливо)

Однако, критик из тебя ретивый!

Суди, дружок, не выше сапога!

Художник выталкивает Сапожника за дверь.

Рассказчик

Немало есть любителей на свете

Судить о неизвестном им предмете

Амбициозно, с видом знатоков.

Друзья, не позволяйте дурням этим,

Моральных вам навешать тумаков!

2чт : Почти на все крупные произведения А.С. Пушкина написаны оперы. «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»

3чт: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Дубровский» и «Барышня – крестьянка».

1чт: Обращение к произведению А. С. Пушкина «Барышня – крестьянка» - наш скромный знак признания, поклонения, благодарности и безграничной любви к величайшему из творцов.

Инсценировка «Барышня - крестьянка»

В: Как свидетельствует история, библиотека - была и будет Священным храмом живых печатных слов. Ведь неспроста два праздника: День славянской культуры и письменности, который мы празднуем 24 мая и День библиотек 27 мая - всегда рядом.

В: Английский писатель Уильям Теккерей сказал замечательные слова о библиотеке: « Что за наслаждение находиться в хорошей библиотеке. Смотреть на книги – и то уже счастье. Перед вами пир, достойный богов; вы сознаёте, что можно принять в нём участие и наполнить до краёв свою чашу».

В: Пусть библиотека наполнит вашу духовную чашу! А сейчас для вас прозвучит песня: « Есть по соседству библиотека»

http://www.olesya-emelyanova.ru/index-piesy-hudozhnik_i_sapozhnik.html




Последние материалы сайта