Тематическое направление путь. Презентация - Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Путь. Какие книги надо обязательно прочитать при подготовке к этому направлению

23.06.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Список литературы на тему «Путь»
  • В.Некрасов "Вася Конаков",
  • М.Ю. Лермонтов "Мцыри",
  • Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание",
  • А.П. Чехов "Ионыч", "Крыжовник",
  • М.А. Шолохов "Тихий Дон",
  • И.С.Тургенев."Отцы и дети",
  • Н.В.Гоголь. "Мёртвые души" Путь Чичикова,
  • Л.Н.Толстой. "Война и мир",
  • Б.Васильев. "Летят мои кони",
  • М.Горький. "Старуха Изергиль",
  • Р.Брэдбери. "451 градус по Фаренгейту",
  • В.Астафьев "Затеси", "Гимн жизни",
  • И.Курампшна "Сыновний долг"
  • Н.Телешов "Белая цапля",
  • М.Гелприн "Свеча горела..."

Цитаты и фразы к направлению "Путь", речевые клише

  1. Наш жизненный путь усеян обломками того, чем мы начинали быть и чем мы могли сделаться.
    Анри Бергсон
  2. Человек свободен, потому что пути Божьи неисповедимы и человеку дано выбрать свой путь.
    Владимир Микушевич
  3. В жизни бессмертными нам ничего не указано точно,
    И неизвестен нам путь, как божеству угодить.
    Феогнид
  4. Сколько бы человек ни бросался то в одну, то в другую сторону, что бы ни предпринимал, всё равно он вернётся на путь, предначертанный ему природой.
    Иоганн В. Гёте
  5. Мир наполнен светом для того, кто знает это, и покрыт тьмой для того, кто теряет свой путь.
    Рабби Барух
  6. За каждым поворотом ждут новые распутья.
    Ежи Лец
  7. Вина и несчастье - не конец, но лишь возможный путь к новому началу.
    Лион Фейхтвангер
  8. По счастью, жизнь пока ещё не слишком безмятежна, иначе путь от колыбели к могиле мы проходили бы много быстрее.
    Уинстон Черчилль
  9. Чем прямее извилины, тем извилистее путь.
    Аркадий Давидович
  10. Чтобы пройти свой путь в мире, полезно взять с собой большой запас предусмотрительности и снисходительности: первая предохранит нас от убытков и потерь, вторая - от споров и ссор.
    Артур Шопенгауэр
  11. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти.
    Библия Пр. 14.12.
  12. Путь благородного человека рождается в нём самом, но проходит проверку у народа.
    Конфуций
  13. Единственная честная дорога - это путь ошибок, разочарований и надежд. Жизнь - есть выявление собственным опытом границ добра и зла.
  14. Сергей Довлатов
  15. Никакие рассуждения неспособны показать человеку путь, который он не хочет видеть.
    Ромен Роллан
  16. Злословие и клевета не имели бы такой силы, если бы глупость не пролагала им путь.
    Александр Дюма-сын
  17. Запасной путь ненависти - презрение.
    Эрве Базен
  18. Тяжек путь к умению жить в мире с миром, но не покоряться ему.
    Лион Фейхтвангер

1. «Путешествие в тысячу верст начинается с первого шага». (Лао-цзы)

2. «Либо я найду свой путь, либо проложу его сам». (Ф. Сидней)

3. «Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно». (Данте Алигьери)

4. «Есть только одно важное для всех дело в жизни - улучшать свою душу. Только в этом одном деле человеку не бывает помехи и только от этого дела человеку всегда бывает радостно». (Л.Н.Т олстой)

5. «У каждого из нас есть только одно истинное призвание - найти путь к самому себе». (Г. Гессе)

6. «Утешиться может только тогда, когда поймешь, что жизнь в содержании, а не в сосуде». (Л.Н. Толстой)

7. «Из каждого положения есть путь наверх и путь вниз…»

8. «В судьбе нет случайностей; человек скорее создает, нежели встречает свою судьбу». (А. Вильмен)

9. «Единственная честная дорога - это путь ошибок, разочарований и надежд». (С.Д. Довлатов)

10. «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти». (Оноре де Бальзак)

11. «Быть в мире и ничем не обозначить своего существования – это кажется мне ужасным». (Н.В. Гоголь)

12. «Идеал - это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления - нет жизни». (Л.Н. Толстой)

13. «Не плыви по течению, не плыви против течения - плыви туда, куда тебе нужно». (Восточная мудрость)

14. «Если жизнь не представляется тебе огромной радостью, то это только потому, что ум твой ложно направлен». (Л.Н. Толстой)

15. «Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнется как следует». (И.В. Гёте)

16. «Всегда выбирайте самый трудный путь - на нём Вы не встретите конкурентов». (Шарль де Голль)

17. «Судьба - путь от неведомого к неведомому». (Платон)

18. «Где розы - там и тернии - таков закон судьбы». (Н.А. Некрасов)

19. «Мудрый борется с судьбою, неразумный унывает». (Шота Руставели)

20. «Человек с ясной целью будет продвигаться даже по самой тяжкой дороге. Человек безо всякой цели не продвинется и по самой гладкой дороге». (Томас Карлейль)

21. «Главное в этом мире не то, где мы стоим, а то, в каком направлении движемся». (Оливер Холмс)

22. «Тот, кто несет фонарь, спотыкается чаще, чем тот, кто идет следом». (Жан Поль)

23. «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». (Сенека)

24. «Живет лишь тот, кто не для одного себя живет». (Менандр)

25. «Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы ее использовали». (Мишель де Монтень)

26. «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл». (Альберт Эйнштейн)

27. «Найти свою дорогу, узнать свое место в жизни - в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собою». (В.Г. Белинский)

28. «Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем». (И.В. Гете)

29. «Единственное счастье в жизни - это постоянное стремление вперед». (Эмиль)

30. «Жизнь должна и может быть неперестающей радостью». (Л.Н. Толстой)

31. «Пусть дела твои будут великими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни». (Марк Аврелий)

32. «Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь». (Мишель де Монтень)

33. «И в одном поезде можно ехать в разные стороны».

34. «Если ты направляешься к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели». (Ф.М. Достоевский)

35. «Не поднимайте пыли на жизненном пути». (Пифагор Самосский)

36. «На высокую башню можно подняться лишь по винтовой лестнице». (Ф. Бэкон)

37. «Познание стран мира - украшение и пища человеческих умов». (Леонардо да Винчи)

38. «Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома». (Анатоль Франс)

39. «Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя - это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть - это вы сейчас». (З. Фрейд)

40. «Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать!» (И.А. Бунин)

41. «Путешествие как самая великая наука и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя». (Альбер Камю)

42. «Счастье - это не станция, а способ путешествовать».

43. «Весь мир находится в пути, маршрут которого еще нигде не определен». (Эрнст Симон Блох)

44. «Путешествие оценивается по найденным друзьям, а не по пройденным милям». (Тим Кэхилл)

45. «Единственный путь к достижению прочной устойчивости жизни - непрестанное движение вперед». (Генри Уэлис)

46. «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения». (А.Эйнштейн)

47. «Наш жизненный путь усеян обломками того, чем мы начинали быть и чем мы могли бы сделаться». (В. Бергсон)

48. «Цель жизни - поиск совершенства, а задача каждого из нас - максимально приблизить его проявление в самом себе». (Ричард Бах)

49. «Всякое восхождение мучительно. Перерождение болезненно. Не измучившись, мне не услышать музыки. Страдания, усилия помогают музыке зазвучать». (А.де Сент-Экзюпери)

50. «Жизнь - это постоянное изменение. Как только движение останавливается, человек старится и умирает». (А.Моруа)

Темы сочинений по данному направлению

Вопрос

Цитата

Повествовательные предложения

Почему жизнь сравнивают с путешествием?

«У каждого из нас есть только одно истинное призвание – это найти путь к себе» (Герман Гессе)

Шагнувшие в бессмертие.

Чем привлекает нас путешествие?

«Русь, куда же несѐшься ты? Дай ответ» (Н.В.Гоголь)

Дорога, ведущая к счастью...

О чём повествует дорога?

«Эх, путь-дорожка, фронтовая...» (Б.Ласкин)

Дорога длиною в жизнь.

Почему литературные герои так часто отправляются в путь?

«Если ты любишь свое дело, это – не работа, это увлекательнейшее путешествие к мечте». (Конфуций)

Жизненный путь как дорога чести.

Что ищем мы, отправляясь в дорогу?

«Жизнь прожить – не поле перейти» (пословица)

Путешествия литературных героев.

Нужно ли ставить цель в начале жизненного пути?

В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро» (Аристотель)

Путь праведника.

Какой путь можно назвать дорогой в никуда?

«Дорога лишь тогда бывает доброй, когда ведѐт она домой» (Мария Семѐнова. «Волкодав»)

  1. Ах, дорожка, фронтовая…
  2. Долгий путь домой…
  3. Жизненный путь
  4. Путь познания
  5. Путь в вечность (Человек родом из вечности.)
  6. Дорога в никуда…
  7. Дорога чести
  8. Тип « русского скитальца » в литературе
  9. «Ещё народу русскому пределов не поставлено - пред ним широкий путь» (Н.А.Некрасов)
  10. Путь верности природе - правый путь (Юн Сондо)
  11. Путь к себе...


Примеры готовых сочинений по тематическому направлению "Путь"

Образцы сочинений. Предложенные ниже сочинения не нужно воспринимать как выверенные и отточенные на отлично шпаргалки. Данные образцы предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения. Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

«Дорогу осилит идущий», - сказал когда-то какой-то мудрец. На первый взгляд, это обычная, банальная фраза для тех, кто находится в пути, жизненном или духовном. Попробуем вдуматься в эту фразу. Вдумавшись, заметим, что смысл этой фразы намного шире и глубже, чем мы увидели в первый раз. А ведь и вправду, жизненную дорогу осилит уверенный, целеустремленный и упорный человек. Любое дело можно довести до логического конца, если прикладывать к нему усилия. И тогда любая дорога будет нам по плечу.

Часто, находясь в дороге, мы заводим случайные знакомства и доверяем ему самые сокровенные мысли. Так случилось и с М.А.Шолоховым, когда ему встретился на пути Андрей Соколов. При знакомстве Андрей рассказал писателю о своей жизни и судьбе. Так родилась замечательная повесть «Судьба человека».

Главным героем этой повести является обычный русский человек с самой обычной судьбой. До начала войны он работал на заводе женился, обзавелся детьми и жил, как самый обычный человек, но война расставила все по – своему.

Андрей Соколов вместе со своим старшим сыном добровольно уходят на фронт. Сильно повоевать ему не пришлось, т.к. он попадает в плен. Находясь в плену, Андрей ведет себя очень мужественно и храбро. Эпизод допроса Андрея Соколова – один из самых моих любимых эпизодов. Герой, не закусывая, пьет 3 стакана водки за свою погибель и победу советской армии! Вызывает уважение и эпизод в тюремной камере. Даже там он ведет себя как Человек с большой буквы – делится куском сала и хлеба со всеми сокамерниками. Этот поступок является ярким примером проявления взаимопомощи и поддержки в тяжелый период. После побега из плена, Андрей попадает к нашим, а после госпиталя он едет навестить свою семью. Горе, отчаянье, ужас охватывают его, когда он на месте своего дома видит воронку. Жена с двумя сыновьями погибли…Кульминацией повести, по-моему, является эпизод встречи Андрея с мальчиком Ванюшей, которого он решает усыновить. Это мой самый любимый момент в повести! До глубины души потрясают слова Вани: «Папка! Родненький! Я знал, что ты меня найдешь!» - это мой самый любимый момент в этом произведении! Ваня вернул к жизни Соколова, а Соколов дал шанс на жизнь Ване.

Прочитав это произведение, я задумался о главном герое, о его нелегкой судьбе, и мне захотелось перенять его лучшие черты. Действительно, с таким характером, как у него, можно осилить любую дорогу. Наша жизнь – это большая, неизведанная и сложная дорога, которую предстоит нам пройти. Сейчас мы – выпускники 11 класса. Через полгода мы закончим школу, разлетимся в разные стороны и выберем каждый свою дорогу. И только от нас будет зависеть, как мы пойдем по своему пути.

412 слов

Образ дороги, мотив пути архетипичны как для зарубежной, так и для русской литературы. Смысловое наполнение их глубоко и обширно.
Причины такого многообразия могут крыться как в неоднозначности самого понятия «путь», «дорога», так и в индивидуальном подходе автора, который сосредотачивается на определенном аспекте этих понятий.

Прежде всего, образ дороги может находиться в основе композиционного приема – приема путешествия. Одним из основоположников его в русской литературе считается Радищев. Его «Путешествие из Петербурга в Москву» стало беспрецедентным случаем использования мотива путешествия героя для панорамного и достоверного описания социальной реальности. Реальность с ее картинами унижения закабаленного крестьянства вышла столь правдоподобной, что произведение столкнулось с гнетом цензуры.

Этот же композиционный прием использовал Гоголь в поэме «Мертвые души». Авантюрист Чичиков скор в своих передвижениях, ведь в погоне за наживой ему приходится общаться с самыми разными представителями общества. Путешествуя от одного поместья к другому, он позволяет читателю наблюдать за контрастом, что открывается его глазам: крепость быта мужиков Собакевича соседствует с полнейшей разрухой в имении Плюшкина.

Однако учитывая разнообразие тем лирических отступлений Гоголя, уместно также говорить и о мотиве пути исторического. В знаменитом отступлении о птице-тройке Гоголь, сравнивая Русь с несущейся вперед тройкой лошадей, спрашивает ее и себя: «Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа». Вторит ему и лирический герой поэмы Пушкина «Медный всадник», обращающийся к памятнику Петру I, символу государства: «Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?»

Задумываться о судьбе России – верный показатель того, что в своем духовном развитии авторы эволюционировали настолько, что от сосредоточенности на частном перешли к заботам общего, преодолели индивидуализм и обратились к сверхличным ценностям.

Именно поэтому произведения, посвященные этой теме, обычно приходятся на поздние периоды творчества авторов. Духовное развитие тоже является своеобразнымпутем, размышления о котором авторы воплощают в свои произведения. Существенной особенностью, которая способствует развитию этой темы, является ориентация на личность автора, атмосфера лиризма и тенденция к автобиографизму. Так, путь внутренней эволюции, т.е. путь к Богу, описан Лермонтовым в стихотворении «Выхожу один я на дорогу»: «…Пустыня внемлет Богу… Я ищу свободы и покоя!..» Лев Толстой также дает нам классический образец творчества, организуемого идеей пути, развития и искания («Исповедь», «Детство и отрочество»). Господство категории пути и ее важность для А. Блока – неоспоримый факт. Расшатанность социальной почвы и процесс ее перестройки в период его жизни являлись стимулом для перехода в новые духовные сферы (от цикла стихов о Прекрасной Даме к «На поле Куликовом»). Позже Блок истолковал свое развитие, сравнив его со спиралью, на верхнем витке которой располагалась поэма «12», а цикл «Снежная маска» - на соответствующем ему нижнем витке.

Цитируя литературоведа Д.Е. Максимова, можно сказать, что «тема пути – порождение динамического, беспокойного, мятущегося сознания в период идейных брожений и ломок». Каждый из писателей переживал такие периоды по-своему, отчего тема пути звучала по-разному на протяжении истории русской литературы.

Никитина Валерия

450 слов

Образ дороги (пути) можно назвать архетипом: он присутствует в культуре различных эпох. В русской литературе мотив пути звучал еще в древнерусских произведениях: в поход «на землю половецкую», желая отомстить кочевникам за обиды, нанесённые русскому народу, отправился князь новгород-северский Игорь Святославович; в путь на битву с ханом Мамаем вел войско князь Московский Дмитрий Иванович («Задонщина»); тверской купец описал свое путешествие в «Хождении за три моря».

Позже мы увидим этот мотив в знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

Тема дороги звучит и в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (Чацкий приезжает в фамусовскую Москву в начале произведения и уезжает из нее в конце; мы видим неприкаянного героя в поиске, в пути), в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова тема путешествия в фабуле романа отражает одиночество и потерянность главного героя - Печорина.

Но ведь слова «дорога», «путь» многозначны: они могут обозначать не только отрезок пространства между какими-либо пунктами, но и этапы жизни как отдельного человека, так и целой нации. И в этом смысле мы можем говорить о жизненном пути героя, историческом пути народа. Коротким оказался он для героини пьесы А.Н. Островского «Гроза»: от счастливого детства («я жила - ни об чем не тужила, точно птичка на воле») до преждевременной смерти, которую чистая и свободная Катерина предпочитает жизни в доме свекрови Кабанихи. В подобном ключе можно рассматривать и путь русского народа в Отечественной войне 1812 года (роман-эпопея «Война и мир»), когда разные слои населения от главнокомандующего Кутузова до «самого нужного человека» в партизанском отряде - Тихона Щербатого и «старостихи Василисы, побившей сотню французов», - сплотились в едином патриотическом порыве освобождения России от иноземных захватчиков.

А каким величественным представляется читателям поэмы «Мёртвые души» образ дороги, по которой, «что бойкая, необгонимая тройка», несётся Русь! Лирические отступления Гоголя полны размышлений об историческом пути России, о ее месте и значимости в целом мире.

О пути России и русского народа размышляет в ряде своих стихотворений и Александр Блок, поэт, оказавшийся на перепутье двух веков – ХIХ и ХХ. Особенно глубоко и необычно данная тема раскрывается в стихотворениях «Русь», «Россия» и в цикле «На поле Куликовом». В стихотворении «Русь» перед читателем возникает образ загадочной, колдовской страны, «где все пути и перепутья живой клюкой измождены». Отечество в дороге, в вечном движении предстает и в стихотворении «Россия», начинающемся со слов:

…И вязнут спицы росписные (орфография Блока)
В расхлябанные колеи…

В стихотворении «Россия» этот образ наделен целым рядом смыслов: «невозможное возможно, дорога долгая легка», и Россия, с лесом и полем, в «плате узорном до бровей», подарит уставшему путнику «мгновенный взор из-под платка». И, наконец, как олицетворение вершины неистового движения блоковской России представляется метафорический образ «степной кобылицы», летящей «сквозь кровь и пыль» вперед, в непокой, потому что «покой нам только снится», а ждет русских «вечный бой».

Итак, образ дороги в отечественной литературе многогранен и глубок. Среди произведений русских писателей можно найти самые разные его аспекты: путь как личная судьба человека, путь как дорога души к Богу и гармонии и, наконец, путь как судьба России и движение в истории целого народа. Последнее осмысление образа дороги производит особенное впечатление на любого русского человека, находя в его душе чистый, патриотический отклик.

Гулидова Арсения

503 слова

Использованы авторские материалы, материалы сети Интернет, материалы И.А. Суязовой

Дополнительно

– направление "Время " в итоговом сочинении 2015-2016
– направление "Дом" в итоговом сочинении 2015-2016
– направление "Любовь" в итоговом сочинении 2015-2016

Понятие пути очень широко и многогранно. Это и дорога в прямом смысле слова, то самое движение в пространстве, которое нередко становится основой пространственно-временной организации произведения. И путь в философском смысле: жизненный путь, нравственное восхождение человека. И судьба - слепой рок, который, как бурная река, несет человека, бессильного что-то изменить.
В литературном произведении дорога может являться композиционной основой. Например, в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» главный герой Чичиков путешествует от одного помещика к другому. На этих встречах во многом и строится повествование. Ученые давно подметили, что помещики расположены на пути главного героя по нарастанию их основного признака (расточительства или накопительства). Так, например, у Ноздрева склонность к расточительству выражена более явно, нежели у Манилова, а Коробочка не такая стяжательница, как Собакевич. Плюшкин же отличается высшим проявлением как одного, так и другого качеств, что доказывает их способность уживаться в одном человеке.
Но образ пути в этой поэме имеет и символическое значение. Это жизненный путь человека, его психологическая динамика.
Интересно, что только у двух героев этого произведения есть предыстория: у Плюшкина и у самого Чичикова. Исследователи считают, что автор нам тем самым намекает: только у этих героев есть будущее. Чтобы расти, нужны корни; чтобы как-то измениться, нужно прошлое. Действительно, мы знаем, что в продолжении поэмы Н.В.Гоголь собирался рассказать о «втором рождении» Чичикова, который должен был стать честным человеком. По этой причине принято считать, что и Чичикова, и Плюшкина, в отличие от других помещиков, можно считать «живыми душами».
Путь как дорога и как судьба изображен в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека». Герой этого произведения Андрей Соколов, лишившись дома, становится и в прямом, и в переносном смысле скитальцем. Он работает шофером-дальнобойщиком, все время в пути. Андрей обретает что-то вроде дома, пристанища, когда усыновляет Ванюшку, но вскоре ему опять приходится все бросать. Из-за сбитой коровы у Соколова отбирают шоферское удостоверение, и герою вместе с приемным сыном приходится идти искать работу в других местах. Скитания - это и составляющая профессии Соколова, и его доля после того, как он стал бездомным во всех смыслах: дом его был разрушен снарядом, семья погибла, смысл жизни был утрачен. Неслучайно Андрей видит в кошмарах своих близких, которые недостижимы для него.
В то же время, мотив пути в этом рассказе имеет еще и значение судьбы. Рок несет Андрея по жизни, словно ветер - оторванный лист. Герою остается только с достоинством принимать свой жребий. Он не может переломить неблагоприятную судьбу, но может и в таких обстоятельствах сохранить достоинство человека и способность сочувствовать слабому и брать на себя заботу о беззащитном. Ванюшка становится не просто его приемным сыном, он нужен Андрею так же, если не больше, чем Андрей ему. Мальчик - своеобразный якорь, удерживающий главного героя рассказа на краю физической и моральной гибели.
Нередко в литературе мы встречаем изображение пути как некоего нравственного вектора. Например, в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» автор изображает духовный путь Родиона Раскольникова от восхищения «великим человеком» Наполеоном через разочарование в самом себе как «имеющем право» убивать ради высокой цели - к осознанию ошибочности самой цели и самого понимания о величии. Этот путь дается герою с большим трудом, потому что он бродит впотьмах, утратив нравственные ориентиры. Чтобы путь был осмысленным, нужны указатели. Но их у Раскольникова почти нет. Единственный ориентир героя в начале романа - это путь Наполеона: через кровь - к величию. Должно пройти много времени до того, как герой поймет: его идеал - это не путеводная звезда, а лукавый болотный огонёк, заманивающий опрометчивого путника в ловушку. И тогда у Раскольникова вдруг обнаруживается еще один нравственный ориентир. Это Евангелие, а именно рассказ о воскрешении Лазаря. Этот отрывок, напоминающий о том, что Богу возможно всё, что даже мертвый может воскреснуть, а грешный - исправиться, словно бы предлагает Родиону иной путь. Это не путь сильного и жестокого воителя. Это трудная и узкая тропа смиренного грешника, осознающего свое несовершенство.
Очень часто в литературном произведении путь понимается как распутье, выбор. Такой мотив можно встретить во множестве книг. Их герой поставлен перед нелегким и часто неоднозначным выбором, который имеет для него судьбоносное значение. Например, в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» многие персонажи оказываются перед необходимостью принять важное решение. Понтий Пилат, понимая, что Иешуа Га-Ноцри невиновен, все же выносит ему смертный приговор. Причина этого - страх, что на него самого могут донести императору. За свой неправильный выбор прокуратор расплачивается веками страдания и раскаяния в содеянном. Можно привести и другой пример. Маргарита в благодарность за исполнение роли хозяйки бала во время Вальпургиевой ночи просит Воланда вернуть ее и Мастера назад, не осознавая, что возвращение в прошлое - это смерть. И в результате они оба с Мастером гибнут и получают «покой». Свой выбор делает и Берлиоз. Он верит, что после смерти его ничто не ждет - и получает это «ничто». То есть выбор, сделанный здесь, в нашем мире, в обычных пространственно-временных рамках, имеет значение для посмертного состояния человека - вне времени и пространства в обычном понимании.
Мотив пути встречается в литературных произведениях очень часто. Но он поистине многогранен и звучит у каждого писателя по-своему. Однако в любом случае он сложнее, чем просто изображение дороги в пространственном смысле. Этот мотив, как было показано выше, имеет также и философское значение.

Темы для проведения итоговых сочинений будут доступны начиная с 9-45 местного времени субъекта Российской Федерации в дату проведения итогового сочинения. Обращаем ваше внимание, что для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НАПРАВЛЕНИИ «ПУТЬ»

  • Слово ПУТЬ так же, как и слово ДОМ, многозначно.
  • Это – пространство между какими-то пунктами назначения.
  • Это – путь следования.
  • Это – этапы жизни отдельного человека.
  • Это – этапы жизни целого государства.
  • Это – путешествие, которое позволяет узнать новые страны, увидеть новые места, познакомиться с новыми людьми.
  • Это – познание себя, окружающего мира.
  • Это – нравственный жизненный путь человека.
  • Путь (темы на 3 февраля 2016):
  • 421. Путь к самому себе: взлёты и падения.
  • 422. Почему важно осмысление пройденного пути?
  • 424. Любовь как путь самопознания.
  • 425. Согласны ли Вы с утверждением, что безвыходных положений не бывает?
  • 426. Каким может быть путь к познанию самого себя?
  • 427. Что значит «идти по жизни своим путём»?
  • 428. Выбор пути как жизненная проблема.
  • 429. Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
  • 430. Каким путём человек идёт к самому себе?
  • 431. Чем путешествия обогащают личность?
  • 433. Какие спасительные ориентиры помогают человеку не заблудиться на жизненном пути?
  • ПРИСЛУШАЕМСЯ К МУДРЫМ...

    1. Д.С.Лихачёв. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека.
    2. Н.Д.Арутюнов. «Путь – это своего рода якорь спасения, брошенный человеку в бушующем океане стихии и хаоса.
    3. Вэйн Дайер. Пути к счастью нет: счастье – это и есть путь.
      Конфуций. Если ты любишь свое дело, это – не работа, это увлекательнейшее путешествие к мечте.
    4. Стив Джобс. Сделай шаг, и дорога появится сама собой.
    5. Фрэнсис Бэкон. Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути.
    6. Поль Валери. Когда достигаешь цели, понимаешь, что путь и был целью.
    7. Данте Алигьери. Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно.
    8. И.Губерман.
      Два смысла в жизни – внутренний и внешний,
      У внешнего – семья, дела, успех;
      А внутренний – неясный и нездешний –
      В ответственности каждого за всех.
    9. Хайам Омар (1048 - 1131) - персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог
      В этом замкнутом круге — крути не крути —
      Не удастся конца и начала найти.
      Наша роль в этом мире — прийти и уйти.
      Кто нам скажет о цели, о смысле пути?
    10. Энтони Роббинс. Дорога в «когда-нибудь» ведёт в никуда».
    11. Л.Н.Толстой. Для того чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать.
    12. В.Шекспир. Моя честь – это моя жизнь, обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придёт конец.
    13. О.Генри. Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу.
    14. Р.Гамзатов.
      Наверное, на свете не найти
      Людей, ни разу не сбивавшихся с пути,
      Сердец, ни разу не окутанных туманом.
      И коль у друга твоего стряслась беда:
      Сказал не то, не тем и не тогда —
      Его ошибку не считай обманом… »
    15. Борис Акунин. Главный долг каждого человека перед Богом – найти себя, собственный путь, прожить свою, а не чужую судьбу.
    16. Рабби Барух. Мир наполнен светом для того, кто знает это, и покрыт тьмой для того, кто теряет свой путь.
    17. Конфуций. Путь благородного человека рождается в нём самом, но проходит проверку у народа.
    18. Сергей Довлатов. Единственная честная дорога - это путь ошибок, разочарований и надежд. Жизнь - есть выявление собственным опытом границ добра и зла.
    19. Лион Фейхтвангер. Тяжек путь к умению жить в мире с миром, но не покоряться ему.
    20. Илья Шевелев. Жизнь — путь к счастью, но не каждому дано одолеть все этапы этого пути.
    21. Вадим Кулик. Каждый человек волен выбрать свой жизненный путь. Когда он совпадает с призванием, путь озаряется светом провидения и делает человека подобием зажжённой свечи. Её свет может греть, или освещать, суть не в этом. Важно зажечь её, ибо свеча без огня лишена своего изначального смысла.
    22. Марлон Брандо. Лишь тот, кто идёт своей дорогой, никогда и никем не будет обогнан.

    Понятие пути очень широко и многогранно. Это и дорога в прямом смысле слова, то самое движение в пространстве, которое нередко становится основой пространственно-временной организации произведения. И путь в философском смысле: жизненный путь, нравственное восхождение человека. И судьба – слепой рок, который, как бурная река, несет человека, бессильного что-то изменить.
    В литературном произведении дорога может являться композиционной основой. Например, в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» главный герой Чичиков путешествует от одного помещика к другому. На этих встречах во многом и строится повествование. Ученые давно подметили, что помещики расположены на пути главного героя по нарастанию их основного признака (расточительства или накопительства). Так, например, у Ноздрева склонность к расточительству выражена более явно, нежели у Манилова, а Коробочка не такая стяжательница, как Собакевич. Плюшкин же отличается высшим проявлением как одного, так и другого качеств, что доказывает их способность уживаться в одном человеке.
    Но образ пути в этой поэме имеет и символическое значение. Это жизненный путь человека, его психологическая динамика.
    Интересно, что только у двух героев этого произведения есть предыстория: у Плюшкина и у самого Чичикова. Исследователи считают, что автор нам тем самым намекает: только у этих героев есть будущее. Чтобы расти, нужны корни; чтобы как-то измениться, нужно прошлое. Действительно, мы знаем, что в продолжении поэмы Н.В.Гоголь собирался рассказать о «втором рождении» Чичикова, который должен был стать честным человеком. По этой причине принято считать, что и Чичикова, и Плюшкина, в отличие от других помещиков, можно считать «живыми душами».
    Путь как дорога и как судьба изображен в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека». Герой этого произведения Андрей Соколов, лишившись дома, становится и в прямом, и в переносном смысле скитальцем. Он работает шофером-дальнобойщиком, все время в пути. Андрей обретает что-то вроде дома, пристанища, когда усыновляет Ванюшку, но вскоре ему опять приходится все бросать. Из-за сбитой коровы у Соколова отбирают шоферское удостоверение, и герою вместе с приемным сыном приходится идти искать работу в других местах. Скитания – это и составляющая профессии Соколова, и его доля после того, как он стал бездомным во всех смыслах: дом его был разрушен снарядом, семья погибла, смысл жизни был утрачен. Неслучайно Андрей видит в кошмарах своих близких, которые недостижимы для него.
    В то же время, мотив пути в этом рассказе имеет еще и значение судьбы. Рок несет Андрея по жизни, словно ветер — оторванный лист. Герою остается только с достоинством принимать свой жребий. Он не может переломить неблагоприятную судьбу, но может и в таких обстоятельствах сохранить достоинство человека и способность сочувствовать слабому и брать на себя заботу о беззащитном. Ванюшка становится не просто его приемным сыном, он нужен Андрею так же, если не больше, чем Андрей ему. Мальчик – своеобразный якорь, удерживающий главного героя рассказа на краю физической и моральной гибели.
    Нередко в литературе мы встречаем изображение пути как некоего нравственного вектора. Например, в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» автор изображает духовный путь Родиона Раскольникова от восхищения «великим человеком» Наполеоном через разочарование в самом себе как «имеющем право» убивать ради высокой цели – к осознанию ошибочности самой цели и самого понимания о величии. Этот путь дается герою с большим трудом, потому что он бродит впотьмах, утратив нравственные ориентиры. Чтобы путь был осмысленным, нужны указатели. Но их у Раскольникова почти нет. Единственный ориентир героя в начале романа – это путь Наполеона: через кровь – к величию. Должно пройти много времени до того, как герой поймет: его идеал – это не путеводная звезда, а лукавый болотный огонёк, заманивающий опрометчивого путника в ловушку. И тогда у Раскольникова вдруг обнаруживается еще один нравственный ориентир. Это Евангелие, а именно рассказ о воскрешении Лазаря. Этот отрывок, напоминающий о том, что Богу возможно всё, что даже мертвый может воскреснуть, а грешный – исправиться, словно бы предлагает Родиону иной путь. Это не путь сильного и жестокого воителя. Это трудная и узкая тропа смиренного грешника, осознающего свое несовершенство.
    Очень часто в литературном произведении путь понимается как распутье, выбор. Такой мотив можно встретить во множестве книг. Их герой поставлен перед нелегким и часто неоднозначным выбором, который имеет для него судьбоносное значение. Например, в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» многие персонажи оказываются перед необходимостью принять важное решение. Понтий Пилат, понимая, что Иешуа Га-Ноцри невиновен, все же выносит ему смертный приговор. Причина этого — страх, что на него самого могут донести императору. За свой неправильный выбор прокуратор расплачивается веками страдания и раскаяния в содеянном. Можно привести и другой пример. Маргарита в благодарность за исполнение роли хозяйки бала во время Вальпургиевой ночи просит Воланда вернуть ее и Мастера назад, не осознавая, что возвращение в прошлое – это смерть. И в результате они оба с Мастером гибнут и получают «покой». Свой выбор делает и Берлиоз. Он верит, что после смерти его ничто не ждет – и получает это «ничто». То есть выбор, сделанный здесь, в нашем мире, в обычных пространственно-временных рамках, имеет значение для посмертного состояния человека – вне времени и пространства в обычном понимании.
    Мотив пути встречается в литературных произведениях очень часто. Но он поистине многогранен и звучит у каждого писателя по-своему. Однако в любом случае он сложнее, чем просто изображение дороги в пространственном смысле. Этот мотив, как было показано выше, имеет также и философское значение.

    Сочинение по направлению «Путь»

    Путь, дорога, судьба. Всякий человек по-своему движется по жизни, проходит свой путь, преодолевая препятствия. У каждого из нас особая судьба, ведь все мы разные. Кто-то справляется с любыми трудностями, борется за право быть счастливым, а кто-то, к сожалению, плывет по течению жизни, даже не пытаясь сопротивляться. Легких путей не бывает. Главное - найти себя, свое и своих, обрести счастье и подарить его тем, кто рядом.

    В русской литературе немало произведений, герои которых ищут себя и свое место в жизни, не боятся промахов и ошибок. Вспомним роман-эпопею «Война и мир» и любимую героиню Л.Н.Толстого Наташу Ростову. В самом начале это непосредственная девочка, мечтавшая повзрослеть, а чуть позднее - красавица, сумевшая на первом в своей жизни балу вскружить голову князю Андрею. Она становится невестой Болконского и по неопытности совершает чудовищную ошибку, поддавшись обаянию Анатоля Курагина и решившись бежать с легкомысленным красавцем. Далеко не каждый читатель способен понять ее поступок, не давая любимой героине Л.Н.Толстого права на ошибку. Противостоять боли и отчаянию, которые охватили Наташу, помогает внутренний стержень, характер. Она осознает, что жизнь продолжается.

    Судьба сводит Наташу с князем Андреем еще раз, позволяя быть рядом с умирающим, поддержать его. Женское счастье героиня обретает с Пьером, который становится ее мужем. В конце романа мы видим счастливую многодетную мать, посвятившую себя детям и мужу. Наташа получает удовольствие от семейных забот, забыв о балах и светских развлечениях. На мой взгляд, ее жизненный выбор вызывает уважение. Путь Наташи от живого подростка до чуткой многодетной матери, которую автор сравнивает с самкой, - это дорога к счастью, гармонии с миром и собой.

    А помните рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека»? Он знакомит нас с Андреем Соколовым, простым шофером, который обзавелся семьей еще до войны. Счастливую размеренную жизнь разрушает жестокая война. Андрей, ушедший добровольцем на фронт, оказавшись в плену, сохраняет верность себе и стране. Физические страдания, голод, тяжелая работа не сломали Соколова. Напротив, они закалили и без того сильный характер.

    Самым страшным испытанием в жизни героя становится потеря семьи. Чудовищная душевная боль и дикое отчаяние охватывают Андрея: война губит близких людей, разрушает семейное счастье, лишает жизнь смысла. Как жить дальше? Для чего жить? Задаваясь подобными мучительными вопросами, Андрей понимает, что ответа на них нет. Настоящей отдушиной, спасительной соломинкой становится для него маленький Ваня, которого бесчеловечная война тоже лишила семьи. Осознание того, что он нужен этому мальчику, дает Андрею силы для продолжения жизни. Неподдельное восхищение вызывает то, что герой, испытавший жуткую боль утраты,

    сохранил человечность, добрую душу. Он словно оттаял благодаря встрече с беззащитным Ваней. У Андрея снова есть семья, а значит и смысл жизни. Судьба, словно вспомнив о праве каждого человека на счастье, дает герою еще один шанс. Жизненный путь Андрея Соколова - это пример того, как в человеке сохраняется и крепнет тот нравственный стержень, который еще называют русским характером.

    Очевидно, что у каждого из нас своя судьба, свой особый путь в жизни, ведь все мы разные. Кто-то преодолевает любые препятствия, борется за право на счастье, а кто-то, как это ни печально, плывет по реке жизни, даже не делая попыток сопротивляться. Легких путей нет. Самое главное - найти себя, свое место в мире и сделать счастливыми тех, кто рядом.



    Последние материалы сайта