Николай цискаридзе. Кто сделал Цискаридзе ректором Вагановской академии? Балетный критик «Коммерсанта» о скандальном назначении Вы запретили педагогам курить

31.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

О российском артисте балета Николае Цискаридзе знают даже за рубежом, не говоря о наших соотечественниках, которые являются большими поклонниками Николая. На текущий момент Цискаридзе известен не только своей балетной деятельностью, но и работой в топовом высшем учебном заведении страны. Он является ректором Академии русского балета имени Вагановой. Ранее в 2013 году он был назначен и.о. ректора.

В этой статье читатели узнают все о личной жизни Николая, его жене и детях, если они есть. Плюс ко всему, можно будет познакомиться с редкими фотографиями знаменитости.


Что известно о биографии танцора?

Николай Цискаридзе родился в уходящий 1973 году. Воспитанием мальчика занимались мать и отчим. Мужчина был педагогом по профессии. Благодаря этому вопрос с воспитанием Николая был решен раз и навсегда. Настоящий отец Цискаридзе по профессии – скрипач. Он своим сыном предпочитал не заниматься. Несмотря на это музыкальный талант отца все-таки передался Николая «по наследству».

Н. Цискаридзе — звезда балета

С 1984 года Николай начал заниматься хореографией. В этом году он поступил в хореографическое училище родного Тбилиси. Учеба парню давалась очень легко. Спустя некоторое время стало ясно, что Николай достоин чего-то большего, чем родной город. Он переехал в Москву. Здесь парень поступил в Московское академическое училище. Его воспитанием в рамках учебного заведения занимался Петр Антонович Пестов.

Спустя некоторое время молодого человека заметили. Он стал стипендиатом программы «Новые имена». Она была посвящена молодым представителям различных видов творчества и культуры.

В 1992 году Цискаридзе закончил получать образование в академии. Самое время подумать о начале профессиональной деятельности. Естественно, что о возвращении в Тбилиси речи не шло. Молодому человеку нужно было остаться и закрепиться в Москве. Здесь для его профессионального развития была масса возможностей.

Николай воспользоваться шансом, который дала ему судьба, и принял приглашение работать в Большом театре. Начав работать, Цискаридзе принял решение продолжить свое образование. Его приняли в Московский государственный хореографический институт. После окончания института в 1996 году артист получил специальность «Артист балета. Педагог».

Прежде чем получить одну из серьезных ролей, артисту пришлось станцевать множество небольших. Ведущие спектакли в творчестве Лебединое озеро», «Жизель», «Щелкунчик» и других.

Николай Цискаридзе в галерее

Работа Николая не осталась незамеченной. Он получил множество наград за свой труд на сцене театра. Так, например, одна из его первых медалей – серебряная. Он получил ее на Международном конкурсе артистов балета в Осаке (Япония). Это произошло в 1995 году. Сейчас в коллекции Цискаридзе несколько десятков медалей и сертификатов за участие в различных конкурсах.

С 2011 года у Николая конфликт с руководством Большого театра. Причиной послужила реставрация театра, проводимая в течении 6 лет. Артист посчитал, что работа была выполнена некачественно, и нуждается в низкой оценке. Вместо дорогой лепнины, на сцене оказалась дешевая пластмасса. По мнению артиста, теперь театр похож на турецкий дешевый отель.

Сейчас идут судебные разбирательства.

Личная жизнь Цискаридзе

В прессе часто проскальзывает информация, что Николай Цискаридзе голубой, поэтому у него ни жены, ни детей. Однако, в личной жизни мужчины не были замечены парни. При этом о Николае мечтают многие женщины. И не зря. Мужчина очень хорошо сложен, у него привлекательная внешность. Плюс ко всему, у него отличная пластика и он очень музыкален. Немногие представители сильной половины человечества могут похвастаться такими данными.

Однако, все эти качества не помогли танцору обрести семью. Точнее – он сам отверг все возможные отношения, которые у него могли быть. Для Николая главное в жизни – это балет. От готов посвящать ему все свободное время.

Танцор с поклонницей

Николай отмечает, что не любит выносить свою личную жизнь на всеобщее обозрение. Поклонники, скорее всего, не сразу узнают о наличии у него жены и детей в будущем. Фотографии со своими пассиями Николай Цискаридзе в интернет не выкладывает. В биографии танцора, опубликованной на проверенных сайтах, нет информации, одинок ли мужчина.

Приближенные к Цискаридзе говорят, что Николай не один раз заявлял, что чувство любви ему чуждо. Оно мешает ему развиваться как творческой личности. Чувства затуманивают разум и не дают сосредоточиться на своем любимом деле.

Мужчина никогда не был женат. Тем не менее, он не голубой. С ориентацией у Николая все в порядке. Он был неоднократно замечен с женщинами. Из непроверенных источников известно, что у танцора были романы с такими знаменитыми девушками, как Наталья Громушкина, Анастасия Волочкова и Ильзой Лиепой.

На текущий момент неизвестно, встречается ли с кем-то знаменитость или нет.

Что Николай думает о детях и потенциальной возлюбленной?

Что Николай Цискаридзе думает о своей личной жизни, детях и жене? Читайте в нашей статье. Взгляните на фото. Здесь Николай выглядит очень серьезным. В жизни он такой, как на фотографии.

Мужчина говорит, что в будущем он может себя представить отцом большого семейства. Николай считает, что он достаточно серьезен и уверен в себе, чтобы подходить к созданию семьи осознанно. Он думает, что заниматься детьми и любимым человеком нужно после 40 лет. К этому возрасту у мужчины уже есть материальная база, чтобы обеспечить себя и свое потомство. Тем более, что нужно пожить немного для себя – заняться работой и осуществить свои мечты, которые при наличии детей вряд ли получится воплотить в жизнь.

Мужчина считает, что его избранница должна быть симпатична не только внешне, но и внутренне. В отличие от своих коллег по цеху Цискаридзе с уверенностью заявляет, что для него важнее внутренняя красота. Конечно, девушка должна быть привлекательна. Тем не менее, если окажется, что этот человек нечестен, недобр и агрессивно настроен по отношению к окружающему миру, Николай не будет близок с ней.

Николай дает интервью

Цискаридзе говорит, что ни одного умного мужчину не возьмешь лишь внешностью. Если для парня не важен внутренний мир девушки, значит, что ему нужны краткосрочные отношения. Ни о какой большой любви, а тем более о свадьбе и детях, здесь точно не стоит говорить.

Конечно, с красивой девушкой очень приятно выйти в свет. Ведь на тебя все смотрят и завидуют. Но это лишь видимая оболочка. Когда остаешься с такой леди один на один, понимаешь, насколько она скучна. Для Николая важно, чтобы с девушкой было приятно проводить время в одиночестве. Для этого человек должен его понимать и желательно разбираться в том, что ему самому интересно.

Цискаридзе считает, что умная, красивая и интеллигентная девушка – настоящий клад сегодня. Как правило, барышни обладают только лишь одним из выше перечисленных качеств. И то – не всегда умело им пользуются.

Пока Николай Цискаридзе (фото артиста смотрите ниже) свободен и не имеет жены и детей, каждая его поклонница в теории может стать его избранницей. Тем более, что с ориентацией у мужчины все в порядке.

Следите за изменениями в личной жизни Николая на нашем сайте.


Материал подготовлен редакцией сайта сайт


Опубликовано 04.08.2017

Экс-премьер Большого театра дал показания в защиту солиста балета Большого Павла Дмитриченко, обвиняемого в организации покушения на художественного руководителя балетной труппы театра Сергея Филина, совершённого 17 января 2013 года

Николай Цискаридзе возле Мещанского районного суда 25 ноября 2013 года

25 ноября в Мещанском районном суде прошли слушания по делу о нападении на худрука Сергея Филина. Помимо Николая Цискаридзе, которого сам худрук называл одним из возможных заказчиков преступления, были допрошены обвиняемый Павел Дмитриченко и его подруга — бывшая балерина Большого, а ныне прима Михайловского театра Анжелина Воронцова.

На допросе в суде Николай Цискаридзе заявил, что его хотят «притянуть» к истории с покушением на Филина, что у него «уже пошло отторжение от этой истории». Он посетовал также, что Филин, впутав его к конфликт, решил на нем «попиариться»: «Очень много статей с ним выходило, где в заголовке стояла моя фамилия, а обо мне не было ни слова», - возмущался экс-премьер.

О том, что Филин подозревает в нападении именно его, Цискаридзе узнал от следователей, когда спрашивал, почему его допрашивают одним из первых. Сначала, мол, следователь ответил ему: «Мы начали допрос с премьеров». «Допустим, но даже в этом списке я должен быть последним, моя фамилия на букву «Ц»! - возмутился Цискаридзе. Так, по словам экс-премьера, и открылась правда.

Цискаридзе рассказал, что проработал в Большом театре 21 год. С Павлом Дмитриченко они познакомились в 2004 году, сблизило их то, что в это время они занимались в одном зале и оба восстанавливались после травмы. Через некоторое время Цискаридзе стал педагогом Дмитриченко: «Данные у молодого человека были очень и очень хорошие. Он был один из самых талантливых артистов из молодежи. Я все время Паше говорил, что если он будет работать усиленнее, у него будет блистательная карьера». Нерабочих отношений и встреч за пределами театра у артистов практически не было, в одной компании не отдыхали, пояснил Цискаридзе.

На протяжении последних пяти лет, по словам Цискаридзе, они оба играли «второстепенные главные роли», причем он играл положительных персонажей, а Дмитриченко - отрицательных: «В балете «Раймонда» я был Жан де Бриеном, а он Абдурахманом, в «Жизели» я был графом Альбертом, он был Гансом, в Щелкунчике я был принцем, а он - королем мышей».

Цискаридзе пояснил, что изначально своими ролями Дмитриченко был обязан Юрию Григоровичу (бывший худрук Большого театра - The New Times ), однако с приходом на эту должность Сергея Филина, у него начались проблемы. И хотя многие из предыдущих свидетелей говорили, что у Дмитриченко и Филина не было конфликтов, лишь «рабочие моменты», Цискаридзе подтвердил, что конфликты всё же имели место.
«Сергей Филин мог влиять на назначения на роли Дмитриченко, но исключительно мешал ему. Я был свидетелем некрасивой сцены осенью 2012 года, это был период, когда начинались генеральные репетиции «Ивана Грозного». Сергей Юрьевич (Филин) протежировал одну пару для первого состава, но Григорович (который был хореографом-постановщиком этого балета –
The New Times ) выбрал Дмитриченко. Я выходил из кабинета канцелярии, в этот момент распахнулась дверь кабинета Филина - оттуда вылетел Паша, а за ним неслась брань. Сергей Юрьевич говорил очень нехорошие слова, такие как: «я тебе покажу, натяну и так далее». Было понятно, что там происходила ссора».

Обвиняемый Павел Дмитриченко в зале Мещанского районного суда 6 ноября 2013 года

Цискаридзе пояснил, что Павла несколько раз властью Сергея Филина неожиданно отстраняли в обход традиций: «У нас было такое правило: если артист попадал на афишу где-то за месяц до спектакля, то его уже нельзя было снять. Замена состава считалась чрезвычайным происшествием. Павел пожаловался генеральному директору Анатолию Иксанову, но тот предпочел устраниться от конфликта».

Истерик и провокатор

Говоря о Сергее Филине, Николай Цискаридзе вспоминал, как отвратительно тот вел себя с самим премьером. Оказалось, что с худруком Цискаридзе знаком гораздо дольше: с 1987 года, с того момента, как поступил в Московское хореографическое училище. До момента назначения Филина на должность худрука они дружили, но потом отношения испортились, так как Филин стал притеснять Цискаридзе: «Огромное количество раз Сергей орал на меня, заставлял творческий коллектив подписывать против меня какие-то бумаги. Было давление на всех актеров - Филин добивался, чтобы мои ученики написали отказ от меня, а если они это не делали, он отказывал им в спектаклях». С Цискаридзе остались двое учеников: Анжелина Воронцова и Денис Родькин. «Если бы не они - я бы был полностью неуязвим. Когда ты занимаешься с учеником, он становится для тебя как родной ребенок. Иногда актеры педагогов даже папой зовут. Если свое унижение я мог вынести легко, я опытный артист, мне на это плевать, но представьте, когда издеваются над твоими детьми!» - восклицал он.

По словам Цискаридзе, Сергей Филин, работавший раньше худруком балета музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко привел в Большой театр свою команду, чем вызвал недовольство коллектива. В частности, вместе с ним пришла заместитель худрука Диляра Тимергазина: «Уже 2,5 года балетом фактически руководит эта дама. Не понятно, кто это, но это так есть». Кроме того, из Станиславского и Немировича-Данченко в Большой пришли двое режиссеров: на эту позицию берут обычно только тех, кто проработал в Большом чуть не всю жизнь. Освоились новички, по словам Цискаридзе, только спустя 2,5 года.

В целом, премьер охарактеризовал Филина как человека, «отличающегося истеричностью, провокатора, подбивающего других людей».

Шерше ля фам

Цискаридзе подтвердил, что в конфликт между Филиным и Дмитриченко вплелась еще и любовная история: якобы Сергей Филин хотел добиться расположения балерины Анжелины Воронцовой, девушки Дмитриченко, и обижался на то, что она ушла от него из театра Станиславского и Немировича-Данченко. «Театр слухами полнится, - загадочно произнёс премьер, - мне в коридорах не раз передавали, что Сергей Филин кричал: «Пока я на Воронцовой хоть раз не женюсь, она не затанцует».

Один раз, когда Цискаридзе, по его словам, пришел просить за Воронцову, чтобы Филин вернул ей роли, он ответил ему: «Она не в форме, крупна. Пусть, для того, чтобы сбросить вес, она забеременеет и сделает аборт». После этого Цискаридзе к худруку не ходил.

Положение артистки ухудшилось после того, как она начала встречаться с Павлом Дмитриченко. «Я узнал об этом так. После спектакля «Спящая красавица» Паша пришел ко мне, хитро улыбаясь, со словами: «Давай я тебя кое с кем познакомлю». Он представил мне мою ученицу Анжелину как свою девушку, и пояснил, что они вместе едут в Венецию, - говорит Цискардзе. - К этому моменту мои отношения с Филиным зашли в тупик, и я тогда еще подумал: «Несчастная Анжелина, теперь на ней сошлись два врага Филина». Сама балерина на допросе подтвердила эту информацию, сказав, что после того, как Сергей Филин пришел в театр, ее сняли с парижских гастролей и стали отказывать в ролях. Впрочем, в суде Воронцова была дипломатична, назвав конфликты «рабочими моментами».

«Ударить в нос разок»

Обвиняемый солист Павел Дмитриченко на суде еще раз рассказал о конфликтах с Сергеем Филиным. Однако когда прокурор попросила судью зачитать прошлые протоколы его допросов, в показаниях, данных сразу после задержания обнаружились значительные расхождения. Например, там говорилось о том, что Павел Дмитриченко тщательно планировал и подготавливал избиение Филина, дал 50 тысяч Юрию Заруцкому (35-летний, ранее судимый безработный житель Ступинского района, подозреваемый в исполнении покушения на Сергея Филина - The New Times ), именно для того, чтобы побить Филина, а не в долг, как об этом Дмитриченко говорил на суде. Кроме того, в первоначальных показаниях было написано, что они с третьим подозреваемым Липатовым заранее готовились к преступлению, осматривая видеокамеры, установленные на доме худрука. Сходятся показания, данные в разное время лишь в одном: Дмитриченко не мог и подумать, что Заруцкий, вместо того, чтобы ударить худрука, плеснет ему в лицо кислотой.

Судья несколько раз переспросила артиста, читал ли он показания, которые дал после задержания. «Не читал, но подписывал, - ответил Дмитриченко. - Меня взяли в два часа ночи, больше суток меня возили, не кормили. Я почти ничего не помню из этого дня. Первый документ, который я прочитал, находясь в трезвом сознании, был уже в тюрьме в Бутырке. Кроме того, со мной производилась беседа оперативной группой. Они давили на меня, предлагали называть в качестве заказчика преступления Николая Цискаридзе, потом Антона Гетмана, Руслана Пронина (заместитель генерального директора и заведующий балетной труппой Большого театра - The New Times )», - пояснил Дмитриченко.

Однако полностью отказываться от показаний, данных на первом допросе, солист балета не стал: «Там все скомкано, - уклончиво отвечал он. - В мотивах преступления пишется, что шла борьба за партии. Такое может говорить только человек, который не знает специфики. Во время подготовки к балету «Спартак» я сбросил 4 килограмма. Когда мне дали партию Ивана Грозного, я готовил ее три месяца - приходил домой, сразу ложился спать, а утром опять шел в репетиционный зал. Нагрузка колоссальная, а конечный результат - один выход на сцену. Поэтому я как артист ни за какие партии не держался».

На вопрос, почему первые показания на допросе не соответствовали действительности, Дмитриченко пояснял: «Все потому что следователю Дмитрию Алтынову нужно было отчитаться перед руководством. Он мне на допросе еще просил: откажись от меня, откажись - я ведь больше по экономическим делам! А я ему ответил: Нет, Дмитрий Александрович, я от вас не откажусь!»

На суде Дмитриченко постоянно озвучивал разные версии того, как собирался поступить с Филиным: «Серьезно поговорить, но не трогать», «Ударить разок, чтобы он понял, как вести себя с женщинами», «Поговорить и один раз ударить в нос». Но, по его словам, с исполнителем Юрием Заруцким он это не обговаривал.

Шутка не удалась

На протяжении почти пятичасового допроса Дмитриченко не уставал повторять, что происшествие с Филиным видел скорее как шутку, не понимая, к чему это может привести.

Вы не боялись, что даже если вы его побьете, это тоже преступление и что Филин все равно пойдет с заявлением в полицию? - спрашивала судья.
- Я об этом не думал. Я сам в детстве много дрался, - замешкался с ответом Дмитриченко.
- А что вы сами Филина не побили? Почему вы как мужчина сами не дали бы ему в морду?, - вступала представитель потерпевшего.
- У меня не было идеи-фикс, чтобы побить. Если бы я желал, я бы сам набил бы ему лицо. Заруцкий предложил, я был не против. Я даже не был уверен, что он приедет. Двенадцатого числа он тоже приезжал, говорил, что побьет Филина, но не побил. Просто я не отказался, был не против, - ответил Дмитриченко.

Фотографии: Сергей Карпухин, Михаил Шеметов/REUTERS

Самые интересные люди - это сильные люди. Те, которые идут вперёд несмотря ни на какие препятствия и интриги, те, которые постоянно работают над собой, оттачивая мастерство. И вот таким интереснейшим человеком является Николай Цискаридзе , который на встрече в Центральном Доме Журналиста в проекте "Один на один" известного телеведущего Владимира Глазунова рассказал о себе, о некоторых тайнах закулисья, о журналистах, о многом.

01.


Николай Цискаридзе " "Я пообещал своему педагогу Петру Антоновичу Пестову, это было 5 июня 1992 года, мне вручали диплом, и я ему пообещал, что я протанцую 21 год. И вдруг я спустя ровно 21 год, подхожу к расписанию и вижу, что мне поставили спектакль, и он получался последним по контракту. Я увидел, что стоит 5 июня. Я обрадовался,потому что я знал, что всё. Я это никогда нигде сильно не афишировал. И я, когда станцевал спектакль, то гримёру сказал: "Я всё!". Она мне не поверила. Но я своё обещание сдержал и больше в том амплуа, в котором обычно выходил веселить публику, этого не делаю".

02. Николай Цискаридзе и Владимир Глазунов

"Дедушка с кем-то разговаривал. Но мама была такая женщина активная, большая и всем руководила. И когда приходил дедушка, она становилась очень мягкой и незаметной. Меня это в детстве поражало, потому что с ней разговаривать было нельзя. Обычно, когда я себя плохо вёл, она говорила: "Ника, нам надо поговорить". Я выходил в ванную и должен был сидеть ждать её. Она могла зайти сразу, могла зайти через час. Всё равно я должен был тихо там ждать. Разговор мог плохо закончиться для меня. И как-то она разговаривала, а дедушка, он был очень высокий мужчина, и она прервала его и сказала: "Папочка, мне кажется..." Он не поворачивая головы сказал: "Ламара, а вообще, кто тебя спрашивал твоё мнение. Место женщины на кухне". И мама так раз и исчезла. Я подумал: "Как хорошо!" И со временем, когда я уже стал зарабатывать деньги, я маме сказал: "Дорогая, сейчас вот всё поменялось

03.

"Надо было поступать в хореографическое училище, а документы были у мамы. Представляете, как тяжело было их получить. Она не считала это профессией. Как, на сцене в колготках. Мама не понимала этого. Она любила ходить в балет, она любила ходить в театр, но как профессию для своего ребёнка она, конечно, это не воспринимала".

04.

"Няня у меня была простая украинская женщина. У неё не было высшего образования. Она великолепно говорила на русском языке, но, когда мы оставались вдвоём,она говорила на суржике. Всё это было с матерком. В общем она так мыслила. И, естественно, так же разговаривал я. Я говорил на русском, но с сильным украинским акцентом и иногда переходил просто на украинский. Она великолепно готовила. Для меня самое вкусное, всё то,что из украинской кухни, всё что было сделано няней".

05.

О Сталине : "Он писал хорошие стихи. Иосиф Виссарионович Сталин был вундеркиндом. Его стали печатать, когда ему было 15 лет. Илья Чавчавадзе искал молодых поэтов. Он выбрал Иосифа Джугашвили, который был в тот момент студентом Горийской семинарии. И благодаря этому гранту его перевели в Тифлисскую семинарию. В Тифлисской семинарии могли учиться только дети священнослужителей и княжеских родов. Там не учились дети простолюдинов. Для Сталина сделали исключение, потому что это был выдающийся ребёнок. И его стихи мы учили в школе в детстве. Там Иосифа Джугашвили по сей день изучают в школе, потому что он был признан до того, как стал вождём".

Николай Цискаридзе читает стихотворение Сталина

"Я стал сразу очень почитаемым учеником так. Пестов поставил арию из "Дона Карлоса" и сказал: "Мне сейчас важно, чтобы вы не сказали что это. Понятно, что вы это не знаете. Но хотя бы вы определили национальность композитора. Это немецкая опера или это итальянская опера. Какой период это? 19-й век или 18-й век?" Закончилась ария. Он говорит: "Ну кто скажет?" А у него были любимчики. А я новичок был в классе. Все какую-то ересь несут. И когда я понял, что уже никто не ответит, я так тихо ручку поднимаю. Он говорит: Ну что, Цыцадрыца ты можешь сказать?" Я ему говорю: "Верди. "Дон Карлос". Ария принцессы" И он падает просто и говорит: "Садись, Цыцадрыца. Пять!". И с этого момента я был любимым учеником, потому что я знал оперу". А вообще я был Цесарочка, Цаплечка, всё что на Ц".

06.

О Большом театре : "Очень сложно многим было пережить то, что дама в солидном возрасте выбирает мальчика и начинает с ним работать. И на самом деле, последние два-три года у Улановой были плохие отношения в Большом театре. Её выживали очень серьёзно. Все балерины с которыми я танцевал, были ученицами Улановой. Здесь надо оговориться. Большой театр прекрасный, я его обожаю. Но место это сложное. Это на чумном кладбище всё стоит. Там много подводных течений. Галину Сергеевну выживали. И выживали очень жестоко. Ей не давали работать. Она всё время приходила, просила учениц новых. и тут получилось так, что один мой педагог скончался, а другой попал в больницу. Мне было не с кем репетировать. И мы с ней заговорили просто в коридоре. Я говорю, что так-то и так-то. Она мне сказала: "Коля, а давайте я вам помогу". Представляете, открылась дверь и вам господь Бог говорит: "Давай я помогу тебе". Я говорю: "Давайте". Я стал брать репетиции. Но чтобы нам нагадить, нам давали репетиции в самое неудобное для Улановой время. Дама она была авторитарная и много лет привыкшая жить в определённых условиях. Репетиции, в основном, у неё были в двенадцать. А ставили ей репетиции в четыре-пять дня. Это было для неё ненормально. И нам так всё время делали. И она приезжала. И многие не могли смириться. Ну как это? Опять ему повезло. Мало того, что ноги такие выросли, ещё и Уланова приезжает. Я работал с ней всего два сезона".

07.

"Сейчас, когда я переступаю порог Большого театра я не испытываю никаких ощущений. Для меня было прощание с театром, когда его сносили в 2005 году. Сейчас это не имеет никакого отношения к Большому театру. Ты танцуешь,но ничего не узнаёшь. Ни запаха, ни ауры. К сожалению. Это очень грустно говорить, но это факт. И, я думаю,что это скажут все старые артисты".

08.

"Стать министром культуры можно, а вот что делать с этой должностью, кто мне объяснит? Это сложнейшая должность. Я на месте ректора-то гибну".

09.

О передаче "Большой балет" и телеканале "Культура" "Я не смотрю передачу "Большой Балет" на телеканале "Культура". Я отказался в этом участвовать. Я сразу сказал, или я буду ведущим этой программы или я не буду ни в какой роли. Мне сказали, что видеть ведущим они не хотят. А давать оценку я не могу, потому что я скажу правду. Я до программы знал, кто выиграет. Потому что у них подписано всё. Я сказал такую вещь, мне не стыдно за это. Есть такая программа "Танцы со звёздами". Это шоу. Это идёт на канале, который не посвящён конкретно культуре. А это канал "Культура". И это разговор о моей профессии, которой я отдал жизнь. Пусть каждый считает как угодно, как я в этой профессии отслужил, но я служил честно. И говорить какой-то Пупкиной, которая является фаворитом того-то, который проплатил уже ей первое место, что деточка ты так небесно хороша, как ты станцевала, я сразу увидел в тебе ленинградскую спину. Я не хочу этого и никогда не произнесу. Я первое, что произнесу, что деточка, тебе заходить в этот зал должно быть стыдно. Ты не должна выходить в пачке на сцену, у тебя кривые ноги. Я это скажу. После этого все скажут, что я сволочь, гадина и ненавижу молодёжь. Поэтому я от этого сознательно отказался. Когда делалась первая передача, должны были сниматься Анжелина и Денис, они должны были представлять Большой театр. Но, потому что была фаворитка определённого человека, их выкинули. Я такие вещи не понимаю. Мне это очень неприятно, потому что телеканал "Культура" не должен делать шоу. Он должен отвечать за тех, кого показывает. Но в шоу я участвую с удовольствием. Там я сыграю, что хотите".

10.

О журналистах : "Господа, когда я читаю статьи, я про себя узнаю столько нового. Я поражаюсь очень часто бестактности людей, которые представляют эту профессию, потому что они перевирают факты регулярно. Но когда они свои ошибки приписывают тому, о ком они пишут, то это тоже очень неприятно. Многие видели фильм "Большой Вавилон". Меня очень долго уговаривали сняться в этом фильме. Я поставил условие, что пока я не отсмотрю свой материал, я не позволю себя вставлять. Я поставил это условие после того, как ко мне обратилось несколько людей, которые имеют отношение к политической элите нашей страны. Этот фильм был политическим с самого начала. Сейчас авторы этого фильма дают интервью и рассказывают, что якобы это не политическая история. Вот я хочу, чтобы все не верили в это. Потому, что если ко мне обращались люди, имеющие отношение к политике, значит задействована в этом деле была политика. Я поставил условие, что говорить о Большом театре я буду как о явлении, а ни о каких скандалах говорить не хочу. Я закончил всю эту дребедень, мне не хочется об этом вспоминать. Всё равно там были вставлены фразы, они были так порезаны, что это становилось с политической окраской всё время. И я запретил им это использовать. Они всё равно меня вставили, надёргав из разных других интервью. Это на их совести. Но сейчас авторы, которые дают интервью, что было то-то и то-то. Это настолько неправда, это настолько всё неприятно по одной простой причине: потому что, когда сам автор рассказывает в начале в интервью, что фильм без политики, что он сделан о людях театра. А там сидят какие-то обрюзгшие толстые люди, которых не знает никто, которые не служат в театре ни артистами, ни певцами, ни работниками хора, ни работниками художественно-постановочной части и дают комментарии к происходящему в театре и тут же он рассказывает, что они сняли интервью с Григоровичем и оно у них не вошло. Понимаете? На этого обрюзгшего человека у них место нашлось в полуторачасовом фильме, а на интервью Григоровича, даже на тридцать секунд, у них места не нашлось. Когда он тут же рассказывает, что было снято интервью с женщиной, которая 52 года работает в художественно-постановочной части и тоже не поместилось. Тогда о каких людях идёт речь? Поэтому мне настолько неприятна вся эта грязь, мне неприятно, как это преподнесено потому, что на самом деле в последнее время мой родной дом захлестнула гадость какая-то несусветная и чернуха. Но она не имеет отношение к тому, чему служил я и чему служили мои педагоги и мои старшие коллеги. Мы служили в другом Большом театре. Мы принадлежали к другой культуре. Мы по другому строили свою жизнь".

11.

Вопрос от прекрасной atlanta_s - балерины Большого театра озвучил я, так как у неё в это время шёл спектакль и она не смогла приехать на встречу: "Николай Максимович, вы закончили московское хореографическое училище - московскую школу. Сейчас является ректором питерской школы. Всегда считалось что московская и питерская школа различны, даже, можно сказать являются антагонистами. Приверженцем какой школы вы считаете себя в настоящий момент?"

12.

Николай Цискаридзе" : "Хорошей! Все мои педагоги, которые меня учили, они все ленинградцы. С 1934 года вся страна училась по одной книге Вагановой: "Основы классического танца. Программа, по которой мы учимся по сей день. Разницы нет. Есть разница в моменте подачи".

Ответ Николая Цискаридзе о разнице между питерской и московской школах балета.

"У артиста балета должно быть сознание киллера, потому что спектакль приводит в ажиотаж. Как бы ты не был подготовлен, у тебя организм в адреналине. Если ты не умеешь с ним справляться,то ты не сделаешь всё, что нужно. Поэтому если ты не хладнокровно подходишь к фуэте, ты просто упадёшь мордой в пол. Потому что ты уставший, ты задохнувшийся. Надо крутить всё на одном месте. Сознание должно быть трезвое".

13.

О путче 1991 года "В 1991 году во время путча мы были в США. Нам сразу предложили американское гражданство. Сутки мы сидели запертые в отеле. Мы просыпаемся, а отель окружён корреспондентами. Просто легион стоял корреспондентов, которые все пытались проникнуть в отель что-то у нас выведать. А мы даже не знаем, что там произошло. Если Головкина узнала, ей сообщили, что в России переворот, то нам никто даже не сообщил. Мы не знали английского языка. Мы включаем телевизор, там показывают Кремль. Что там в Кремле делается? Откуда мы знаем? Это был ужасный день. Нас не выпускали никуда. Нам хотелось в бассейн, хотелось погулять, но сидели в здании. Потом нас всех посадили в автобус, увезли в Денвер, из Денвера тут же в Нью-Йорк, из Нью-Йорка в самолёт. И мы зашли в самолёт, а тогда летал "Panam". Самолёт был огромный. Нас было около пятидесяти человек и больше никого. Весь самолёт был пустой. И стюардессы понимая, что они нас везут в тюрьму, нас кормили. Они нам всем выдали по пакетику, там кока-кола, чипсы. И они нас чуть ли не целовали. Мол что это конец, что всё, в тюрьму. Мы приземлились, стояли танки рядом с полосой. Мы выходим, в Шереметьево никого. Танки и никого. И стоит только дядя Гена Хазанов, потому что Алиса моя одноклассница была и он встречал дочку. Чемоданы нам выдали в секунду. Мы в автобус и едем. Никого на Ленинградке. Город тихий. Нас привезли на Фрунзенскую в этом автобусе. Перед нами ехала милицейская машина. Мы когда уже увидели родителей на Фрунзенской, мы тогда узнали, что произошло".

14. Владимир Глазунов читает стихотворение Киплинга "Если" в переводе С.Маршака

Николай Максимович Цискаридзе. Родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. Российский артист балета, педагог, Народный артист РФ (2001).

Отец - Максим Николаевич Цискаридзе, скрипач.

Мать - Ламара Николаевна Цискаридзе (1931-1994), физик-ядерщик, работала на атомной электростанции в Обнинске, позже преподавала физику и математику в средней школе в Тбилиси.

Бабушка по отцовской линии имела французские корни, была актрисой.

Его родители развелись, когда он был еще маленьким. Николая воспитывал отчим.

Большое влияние на него оказала няня, благодаря которой он уже в раннем возрасте приобщился к творчеству Уильяма Шекспира и Льва Толстого. Вместе с мамой часто посещал концерты.

По его словам, большое впечатление на него оказал просмотр фильма «Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли. В детстве и юности любил декламировать стихи, петь, разыгрывать небольшие сценки.

В 1984 году он поступил в Тбилисское хореографическое училище, с 1987 года продолжил обучение в Московском хореографическом училище, классическим танцем занимался в классе П.А. Пестова. Позднее Цискаридзе высоко оценил жёсткую преподавательскую манеру своего учителя, готовившего ученика к преодолению жизненных трудностей.

Уже в школе юноша выделялся своими физическими данными, в концертах сценической практики ему поручались сольные партии и па-де-де.

Закончил училище в 1992 году и, благодаря председателю экзаменационной комиссии Ю.Н. Григоровичу, был принят в труппу Большого театра. Сначала танцевал в кордебалете, затем начал исполнять сольные партии в балетах Григоровича, первой из которых стал Конферансье в «Золотом веке» (1992), затем последовали Меркуцио в «Ромео и Джульетте» и Французская кукла в «Щелкунчике» (1993).

Настоящий взлёт карьеры для танцовщика начался в 1995 году, когда он за короткий период исполнил главные партии в таких балетах, как «Щелкунчик» Ю. Григоровича, «Чиполлино» Г. Майорова, «Шопениана» М. Фокина, «Сильфида» А. Бурнонвиля.

В 1996 году он дебютировал в Голубой птице в «Спящей красавице» и в миниатюрах Касьяна Голейзовского «Нарцисс» и Михаила Фокина «Видение Розы», начиная с 1997 года одну за другой осваивал главные мужские партии в балетах, идущих в репертуаре Большого театра. В том же году вместе с балериной Марией Александровой участвовал в Международном конкурсе артистов балета в Москве, где завоевал I премию в номинации «Дуэты».

Свои первые партии в театре готовил с Н. Р. Симачёвым, при подготовке номера К. Я. Голейзовского «Нарцисс» своими советами молодому танцовщику помогала Г. С. Уланова, репетировавшая этот номер с его первым исполнителем - Владимиром Васильевым. В дальнейшем готовил свои партии с Н. Б. Фадеечевым, занимался в женском классе М. Т. Семёновой.

В 1998 году Николай Цискаридзе участвовал в показе Вивьен Вествуд в Нью-Йорке.

В 1996 году получил диплом о высшем образовании, закончив Московский государственный хореографический институт. В 2000 году стал членом Союза театральных деятелей России.

В 2001 году стал первым исполнителем партии Германна в балете Ролана Пети «Пиковая дама», созданном специально для Большого театра. В том же году травмировался в автомобильной аварии, из-за чего прервалась его деятельность телеведущего в программе «Взгляд» на Первом канале.

В 2006-2009 годах был участником первых трёх программ танцевального проекта «Короли танца» (Kings of the Dance), в рамках которого для него поставили номера Ролан Пети («Кармен. Соло») и Борис Эйфман («Падший ангел»).

Участвовал в телевизионном шоу «Танцы со звёздами» на телеканале «Россия» в качестве постоянного члена жюри танцевального конкурса. Является постоянным ведущим программы «Шедевры мирового музыкального театра» на телеканале «Культура».

Занимался педагогической деятельностью в Московской академии хореографии и в Большом театре, где вёл балетный класс для артистов.

В 2012 году поступил в магистратуру Московской государственной юридической академии, окончил её с красным дипломом в 2014 году.

Каждый год в свой день рождения 31 декабря Николай Цискаридзе выходит на сцену Большого в балете «Щелкунчик». Как признался артист, для него это лучший способ отметить день рождения, потому что с детства «Щелкунчик» ассоциируется с праздником.

Николай Цискаридзе - Щелкунчик

Скандалы Николая Цискаридзе

Конфликт в Большом театре разгорелся в ноябре 2011 года. Тогда Цискаридзе подверг критике проведённую за 6 лет реставрацию Большого и обвинил руководство театра в некомпетентности. Особенно Цискаридзе не понравилось качество реконструкции исторической сцены, где вместо старинной лепнины он обнаружил дешёвую пластмассу и папье-маше, а внутренней отделкой помещений театр, по мнению Николая, стал напоминать большой пятизвёздочный турецкий отель.

9 ноября 2012 года появилось письмо деятелей культуры к с просьбой уволить прежнего генерального директора Большого театра А. Иксанова и назначить на эту должность Цискаридзе.

С января 2013 года Николай оказался вовлечён в скандал вокруг «кислотной атаки» на художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина. В ряде печатных и электронных СМИ публиковалась информация о серьёзном конфликте между Цискаридзе и Филиным, о своих подозрениях в адрес Николая публично говорил и сам Филин. Тогдашний гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов в интервью журналу «Сноб» не исключил причастности Цискаридзе к нападению на Филина. Артист побывал на допросе в Следственном комитете РФ. После этой истории отношения Цискаридзе с администрацией Большого театра обострились до предела.

В марте 2013 года в эфире Первого канала Николай выразил тревогу по поводу перспектив своей дальнейшей работы в Большом театре. К этому времени, по признанию Цискаридзе, он получил уже два выговора за нарушение трудовой дисциплины. В апреле суд отменил один из двух выговоров, наложенный за интервью Цискаридзе газете «Московский комсомолец».

1 июля 2013 года был вынужден покинуть Большой театр в связи с истечением срока трудового договора, который не был продлён.

Конфликт в Академии русского балета начался вскоре после начала нового учебного года, 28 октября 2013 года. Николай Цискаридзе вместе с министром культуры Владимиром Мединским неожиданно прибыл в Санкт-Петербург, в Академию русского балета им. А. Я. Вагановой, где в нарушение устава этого учебного заведения был представлен педагогическому коллективу как исполняющий обязанности ректора. При этом предыдущий ректор, Вера Дорофеева, осуществлявшая чисто хозяйственное управление школой, неожиданно переводилась на работу в Михайловский театр.

В связи с таким изменением структуры управления Академией её художественный руководитель с 2000 года, балерина Алтынай Асылмуратова, попавшая в подчинённое положение к другому артисту, была вынуждена покинуть свой пост. Новым художественным руководителем была объявлена действующая прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина, в отличие от Цискаридзе ещё не окончившая свою танцевальную карьеру.

4 ноября 2013 года представители профессорско-преподавательского состава Академии и балетной труппы Мариинского театра обратились в Минкультуры РФ с письмом, в котором потребовали пересмотреть решение о назначении Цискаридзе на должность ректора и Лопаткиной на должность худрука академии (сама балерина не давала никаких комментариев по этому поводу).

Чуть позднее Цискаридзе заявил, что продлил договор с Алтынай Асылмуратовой как с худруком Академии - однако уже в начале декабря 2013 года та уволилась по собственному желанию, отказавшись сообщить о причинах своего ухода. В итоге первым проректором и художественным руководителем Академии вскоре стала педагог-репетитор Михайловского театра Жанна Аюпова.

29 ноября 2014 года Николай Цискаридзе был избран ректором академии, за его кандидатуру проголосовали 227 человек, против - 17. Тем самым он стал первым руководителем Академии русского балета, не окончившим это учебное заведение и не знающим его исполнительских и педагогических традиций. Ранее Цискаридзе высказывал противоположные убеждения, утверждая, что не раз отказывался руководить другими балетными коллективами (кроме Большого театра).

По словам телеведущей , его назначению на эту должность поспособствовала жена главы государственной корпорации «Ростех» Сергея Чемезова Екатерина. По словам самого Цискаридзе, принять должность его уговорила «небольшая солидная группа людей».

Общественно-политическая позиция Николая Цискаридзе

Предлагал ввести для выпускников обязательную отработку нескольких лет в театрах России, без возможности отъезда за рубеж: «Я считаю, так как они получили бесплатное образование в России, они должны работать в России, хотя бы первое время они должны принести пользу государству, которое заплатило за их обучение».

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.

Николай Цискаридзе. Наедине со всеми

Рост Николая Цискаридзе: 183 сантиметра.

Личная жизнь Николая Цискаридзе:

Не женат и никогда не был. В интервью заявлял, что и не собирается жениться.

По слухам, относится к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации.

Осенью 2019 года 19-летний студент актерского факультета МосГУ . В Сети Акперов стал публиковать фотоколлажи с изображением себя и знаменитого артиста, показывая явное внешнее сходство. Акперов утверждает, что Цискаридзе знал о его существовании и сознательно бросил его. Обращаясь к звезде, Тимур заявил: «Ты меня кинул, ты даже не поинтересовался мной! Прошло 19 лет и за эти 19 лет ты не пытался меня найти, ты очень хорошо знал и до сих пор знаешь, что у тебя есть сын!». По словам Тимура, он до сих пор не может простить отца, однако это не мешает ему испытывать к Николаю теплые чувства: «Да, у меня к тебе есть очень большая обида, но, несмотря на все это, я очень рад, что у меня отец есть! Я безумно рад этому!».

Фильмография Николая Цискаридзе:

1998 - Жизель (спектакль Большого театра) - Граф Альберт
2003 - Собор Парижской богоматери (спектакль Большого театра) - Квазимодо
2006 - Пиковая дама (спектакль Большого театра) - Германн
2007 - Бенефис Николая Цискаридзе: Видение Розы - Призрак Розы
1999 - Николай Цискаридзе. Быть звездой... (документальный фильм)
2012 - Ералаш № 265, «Мир, в котором я живу» - камео
2017 - Революция online

Репертуар Николай Цискаридзе в Большом театре:

1992 «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева - Солист (Сверстники Джульетты);
1992 - «Золотой век» Д. Шостаковича - Конферансье;
1993 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - Меркуцио;
1993 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Французская кукла;
1993 - «Спящая красавица» П. Чайковского - Принц Фортюне;
1993 - «Раймонда» А. К. Глазунова - Кавалер (гран па, четвёрка кавалеров);
1993 - «Любовью за любовь» Т. Хренникова - Дон Хуан;
1993 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Солист (солисты вальса);
1994 - «Золотой век» Д. Шостаковича - Матрос;
1995 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Щелкунчик-принц;
1995 - «Чиполлино» К. Хачатуряна - Граф Вишенка;
1995 - «Шопениана» на музыку Ф. Шопена - Юноша;
1995 - «Сильфида» Х. С. Лёвенскольда - Джеймс;
1995 - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского - Ротбарт;
1995 - «Баядерка» Л. Минкуса - Золотой божок;
1995 - «Паганини» на музыку С. Рахманинова - Паганини;
1995 - «Дон Кихот» Л. Минкуса - Джига;
1995 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева Меркуцио / Трубадур;
1996 - «Легенда о любви» А. Меликова - Ферхад;
1996 - «Антигона» М. Теодоракиса - солист;
1996 - «Нарцисс», миниатюра на музыку Н. Черепнина;
1996 - «Спящая красавица» П. Чайковского - Голубая птица;
1996 - «Видение Розы» на музыку фортепианной пьесы К. М. фон Вебера - Призрак розы;
1996 - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского - Король;
1997 - «Спящая красавица» П. Чайковского - Принц Дезире;
1997 - «Жизель» А. Адана - Граф Альберт;
1997 - «Баядерка» Л. Минкуса - Солор;
1998 - «Раймонда» А. Глазунова - Жан де Бриен;
1999 - «Симфония до мажор» Ж. Бизе - солист III части;
2000 - «Дочь фараона» Ц. Пуни - Лорд Вильсон / Таор;
2001 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Злой Гений / Принц Зигфрид;
2001 - «Пиковая дама» на музыку Шестой симфонии П. Чайковского - Германн;
2003 - «Собор Парижской богоматери» М. Жарра - Квазимодо;
2004 - «Спящая красавица» П. Чайковского - фея Карабос;
2004 - «Светлый ручей» Д. Шостаковича - Классический танцовщик;
2004 - «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети - Тезей / Оберон;
2005 - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского - па-де-де из II акта балета;
2006 - «Урок» Ж. Делерю - Учитель;
2007 - «Корсар» А. Адана - Конрад;
2008 - Alter Ego на музыку В. А. Моцарта;
2010 - «Пахита» - Люсьен д’Эрвильи, гран па из балета

Репертуар Николай Цискаридзе в других театрах:

2001 - «Легенда о любви» А. Меликова (Мариинский театр) - Ферхад;
2001 - «Баядерка» Л. Минкуса (Парижская национальная опера, сцена театра «Опера Бастилии») - Солор;
2001 - «Рубины», «Драгоценности» на музыку Каприччио для фортепиано с оркестром И. Стравинского (гастроли Мариинского театра в Лондоне, Ковент-Гарден) - солист;
2001 - «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова (гастроли Мариинского театра в Лондоне, Ковент-Гарден) - Золотой Раб;
2002 - «Лебединое озеро» П. Чайковского (Мариинский театр) - Принц Зигфрид;
2003 - «Баядерка» Л. Минкуса (Мариинский театр) - Солор;
2003 - «Юноша и Смерть» на музыку И. С. Баха (Новый национальный театр, Токио) - Юноша;
2004 - мюзикл «Ромео и Джульетта» («Московская оперетта») - Судьба-Смерть;
2005 - «Манон» на музыку Ж. Массне (Мариинский театр) - Кавалер де Грие;
2005 - «Там, где висят золотые вишни» на музыку Т. Вилемса (Мариинский театр);
2005 - «Смерть Полифема» (Лиликанский театр) - Полифем;
2005 - «Синий бог» на музыку А. Скрябина (Кремлёвский балет, Москва) - Синий Бог;
2006 - бенефис в рамках фестиваля «Русские сезоны. XXI век»: «Видение розы», «Послеполуденный отдых фавна», «Шехеразада» (Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко);
2007 - «Баядерка» Л. Минкуса (Мариинский театр) - Солор;
2008 - «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (Латвийская национальная опера, Рига);
2009 - «Щелкунчик» П. Чайковского (Парижская национальная опера) - Дроссельмейер / Принц;
2014 - «Тщетная предосторожность» (Михайловский театр) - вдова Симона



Последние материалы сайта