Общее настроение картины 1 зрители. Сочинение-описание по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители. Подготовка к сочинению

24.04.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Художественная работа Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» необычайно реалистичная и жизненная. На первый взгляд, читатель наблюдает за совершенно обычной бытовой зарисовкой, которая никого не удивит и возможно, не привлечет должное внимание. Однако если внимательно всмотреться в художественное полотно, можно разглядеть его особенность.

В картине «Первые зрители» художник совмещает несколько стилей, тем самым, превращая ее в уникальное произведение искусства. На заднем плане мы видим прекрасный пейзаж, который передан в ярких красках. Середину полотна заполняют портреты любопытных мальчишек, которые заглядывают через открытое окно. А на переднем плане искусно передано описание мастерской, в которой художник творит свои работы.

За окошком лето! Погода теплая и солнечная! Березки, которые изображены на полянке, раскинули свои ветви и расправили листочки. В такой отличный день два друга решили прогуляться по деревне. И тут на их пути появился небольшой домик. Окошко было открыто, однако внутри домика никого не было. Поэтому, любопытные мальчишки и решили позаглядывать, узнать, что же там внутри.

Оказывается, это художественная мастерская. Наверное, художник вышел ненадолго на прогулку, оставив все свои рабочие инструменты. Именно они и привлекли внимание проходящих мальчишек. Ведь такие приспособления как мольберт, кисти и палитру, набросанные эскизы работ главные герои видят впервые.

Один из мальчишек рассматривает картину, которая повернута к окну. Мы не можем увидеть то, что на ней изображено. Но это не столь важно! Второй мальчишка рассматривает то, что расположено в комнате. Как же это все незнакомо и невероятно интересно. Данное полотно излучает свет! Оно передано в мягких, приятных палитрах. И это привлекает внимание зрителей, пробуждает интерес к тому, что там изображено.

Класс: 6

Презентация к уроку













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Программа: общеобразовательная М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.Т. Тростецова и др.

Место урока в программе : Раздел: Местоимение. Урок развития речи.

Форма урока: Урок разработан в рамках технологии развития речи.

Количество часов в неделю: 6 часов.

Этапы урока:

  1. Этап актуализации.
  2. Работа с черновиками сочинения-рассуждения (по шаблону).
  3. Чтение вслух сочинения-рассуждения.

Оборудование к уроку:

  1. Плазменный телевизор.
  2. Ноутбук.
  3. Презентация к уроку.

Цель урока: Актуализировать уже имеющиеся знания, умения, навыки для построения текста-рассуждения.

Перед нами стоят задачи:

  • использовать изобразительно-выразительные средства языка;
  • раскрывать творческие способности и образно мыслить;
  • учиться выражать собственную позицию и аргументировать её.

Ход урока

I . Вступление.

Сегодня мы будем разгадывать тайну картины Елены Васильевны Сыромятниковой «Первые зрители».

Тема урока: сочинение-рассуждение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители».

II. Структура сочинения-рассуждения.

Структуру сочинения-рассуждения можно изобразить схематично. Мы с вами её уже знаем. Нарисуйте на доске (Приложение 1 ).

Итак, заявив тезис, мы его рассматриваем с разных сторон, высказываем аргументы. Это самая большая часть работы, недаром она называется основной. С каждым абзацем мы приближаемся к решению заявленной в нашей работе проблемы или тезиса.

  • Абзац – это этап пути, по которому движется наша мысль. Сколько абзацев в сочинении-рассуждении? (ответ: 3 абзаца)
  • Тезис и вывод не должны превышать треть от всего объема сочинения.
  • Вывод – это обязательная часть, придающая законченный вид. В выводе содержится то, ради чего, собственно, и пишется сочинение. Значит, структура нашего сочинения-рассуждения – это … продолжите. (ответ: тезис, аргументы, вывод)
  • Сколько аргументов должно быть? Аргументов должно быть обязательно два.

Например: Тема «Я – болею».

– Что требуется доказать?

Я действительно болею.

Основной вопрос?

Какие симптомы болезни присутствуют?

Отвечают учащиеся.

– Аргумент 1 – у меня высокая температура.

– Аргумент 2 – меня знобит.

– Аргумент 3 – заложен нос.

– Аргумент 4 – я кашляю.

Вывод: Да, я действительно болею.

Если мы делаем вывод на основе одного аргумента, то наш вывод не является объективным.

Например:

Аргумент 1 – я кашляю.

– Вывод – я болею.

Из этого одного аргумента может быть сделан и другой вывод: «Я поперхнулся», значит, аргументов должно быть не менее двух.

III. План работы над сочинением-рассуждением.

Чтобы раскрыть тему сочинения-рассуждения логично и убедительно, необходимо использовать план.

Каков план работы над сочинением-рассуждением?

  1. Обсуждение темы. Называем тему (Сочинение-рассуждение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»).
  2. Выдвигаем основной тезис. Нашим тезисом будет ответ на вопрос «Что увидели мальчики»?
  3. Составляем план. План написан на доске и у каждого есть шаблон (Приложение 2 ).
  4. Подбираем аргументы.
  5. Пишем сочинение на черновик.
  6. Пишем сочинение на чистовик.

IV. Загадка картины «Первые зрители» художницы Е.В. Сыромятниковой.

А теперь обратимся к картине (Приложение 3 ).

Сейчас начинается самая интересная часть нашего урока.

Картина в картине! С таким мы сталкиваемся впервые. Каждый из вас выдвинет свой собственный тезис – что же изображено на картине, которая стоит на мольберте? Что увидели первые зрители?

(У каждого учащегося есть репродукция из учебника и большая репродукция на TV).

Перед нами картина Екатерины Васильевны Сыромятниковой «Первые зрители». Это художница из Украины, член Союза Художников. Окончила Московский художественный институт имени Сурикова. Участница многих зарубежных и российских выставок. Сейчас её работы приобретены в частные коллекции, поэтому малоизвестны.

V. Работа с картиной. Подбор рабочих материалов к сочинению-рассуждению по картине.

Мы с вами видим одну из ранних картин художницы «Первые зрители».

Вопросы учителя Предполагаемые ответы учащихся
1. Что изображено на картине? Комната художника. Она хорошо убрана. Окно открыто. За окном – лес, полянка, травка, березы.
2. Что мы видим в комнате? Мольберт с картиной, палитра с красками, под окном папка с эскизами. В комнате чисто и светло. У окна старинное кресло с резными ножками. Украшает комнату букет с ромашками.
3. Кто главные герои картины? Два мальчика, которые заглядывают в окно. Старший мальчик внимательно разглядывает картину, а младшему интересна сама комната.
4. В чем особенность именно этой картины? Эта картина соединяет в себе портрет, пейзаж, натюрморт. Это картина в картине. В ней есть тайна, загадка. Каждый думает, что изображено на картине, которую мы видеть не можем. Эта картина заставляет остановиться и задуматься.
5. Какой вопрос мы задаем себе, глядя на картину? Что изображено на картине, которая стоит на мольберте?
6. Итак, какие варианты картины есть у вас? – там изображена ваза с ромашками;
– на картине написан пейзаж, – это вид из окна;
– мальчик рассматривает портрет.
7. Тезис. – На картине изображён пейзаж.
– На картине изображён натюрморт.
– На картине изображён портрет мальчиков.
8. Приведите аргументы к своему тезису. 1. Художник восхищается видом из окна.
Художник живет в большом городе и хочет оставить себе на память березы, полянку, травку и лес.
2. Художник специально нарвал цветы для летнего натюрморта.
Ромашки – это любимые цветы мамы художника и он хочет подарить ей картину.
3. Мальчики – это сыновья художника, и он запечатлел их в деревне на каникулах.
Художник нарисовал своих соседей-мальчишек, которых каждый день видел в окно.
9. Каким будет вывод? 1. Итак, на картине нарисован летний пейзаж.
2. Я уверен, мальчик рассматривает прекрасный натюрморт с полевыми ромашками.
3. Значит, на картине мальчик рассматривает портрет.
10. Это сочинение-рассуждение по картине. Каким должно быть первое предложение, т.е. вступление? Передо мной картина Е. Сыромятниковой «Первые зрители». Здесь есть загадка, тайна – что же изображено на картине?

Итак, на картине есть пейзаж за окном, натюрморт – букет ромашек, интерьер комнаты, два мальчика. Очень хочется заглянуть за мольберт и увидеть то, что видят мальчики. Наверное, ребята живут где-то рядом. Они выбрали момент, когда художник вышел из комнаты, и подбежали к окну. Такие картины всегда привлекательны для зрителя – хочется разгадать её тайну, загадку. Ведь настоящее мастерство – это всегда тайна.

К этому полотну поэт Игорь Брумер написал стихотворение:

Картина. Комната. Мальчишки,
почти залезшие в окно.
И не читают они книжки,
и не идут смотреть кино.
Картина в комнате и краски,
и кресло мягкое в углу,
но взгляд не оторвать от сказки,
от той прекраснейшей завязки,
что расплескалась по холсту.
В картине комната и тихо,
и звука не произнести.
Мы затаим дыханье, – слышишь,
чтоб красоту не извести.
Чтоб свежесть красок не поблекла,
ещё таких сырых, живых.
Чтоб нам чудес открылась дверка,
чтоб любоваться нам на них.

VI. Работа с черновиками сочинения-рассуждения (по шаблону).

Перед вами лист индивидуальной работы. Сейчас мы приступим к заключительной части нашего урока – к написанию сочинения-рассуждения. Этот лист – черновик. Приступайте к работе. Какие слова вы не будете переписывать в чистовик? (Вступление, Аргументы, Вывод).

Будьте внимательны! Делайте все тщательно и неторопливо. Главное правило, если есть вообще какие-то правила творчества, – это верить себе и быть искренним. Успехов!

VII. Чтение вслух сочинения-рассуждения.

Чтение вслух написанных учащимися черновиков сочинений-рассуждений.

Домашнее задание: Написать чистовики. Можно их художественно оформить.

Сочинение по картине «Первые зрители» предлагается написать учащимся на уроках русского языка. Попробуем дать несколько необходимых рекомендаций для качественного выполнения этой работы.

Слово о художнице

Прежде чем писать сочинение по картине «Первые зрители», необходимо рассказать об авторе этого полотна. Екатерина Васильевна Сыромятникова родом из Украины, города Харькова. Помимо того, что она является очень талантливым художником, наш автор получила профессиональное образование в области художественного искусства.

Помимо полотна «Первые зрители», она написала очень известную картину «Вид с Воробьевых гор».

Ее работы настолько приглянулись зрителям, что практически все разошлись на хранение в частные коллекции.

Е. В. Сыромятникова была известна не только в России, но и в других странах.

Подготовка к сочинению

Когда мы приступаем к работе над картиной, нам необходимо выполнить несколько простых действий. Для начала нужно составить план, по которому мы будем писать сочинение. Примеры таковых могут быть различны. Но самое главное - быть последовательным и не отходить от темы пункта. Может быть описан сюжет полотна, его основные образы, а также сделаны необходимые выводы после проделанной работы.

Обязательно проверьте сочинение на предмет смысловых связей между абзацами. Не забудьте и про грамотность, поскольку, работая над содержанием, можно незаметно для себя сделать ошибку.

Сюжет картины

Картина (Сыромятникова) «Первые зрители», сочинение по которой нам предстоит писать, соединяет в себе черты различных жанров. Здесь и пейзаж, и изображение человека, и интерьер.

Прекрасная летняя погода навевает приятные воспоминания. Яркая зелень и молодые березки так и притягивают к ней взгляд.

К сожалению, история создания картины доподлинно не известна. Но есть информация о том, что в 1929 году, когда было написано полотно, художница отдыхала в селе Лигачево, находящимся в Подмосковье. Видимо, тогда на нее нашло вдохновение, и она подарила нам эту чудесную картину.

Двое мальчишек гуляли по улице. Вдруг они заметили, что в одном из дачных домиков открыто настежь око. Любопытные ребята подошли к дому и то, что они увидели, приятно их удивило. Оказалось, что перед ними мастерская какого-то художника. С величайшим интересом дети рассматривают все вокруг. Им очень любопытно смотреть на необычную комнату.

Самого художника на картине нет. Вероятно, он ненадолго отлучился по каким-то своим делам. Поскольку люди искусства довольно своеобразные, то и наш мастер, возможно, удалился из дома, забыв закрыть окно.

Толкование названия полотна также необходимо включить в наше сочинение. Примеры могут быть различны. Мы предположим, что картина названа «Первые зрители» потому, что мальчишки явились самыми ранними свидетелями создания полотна неизвестного художника.

Что мы видим на заднем плане

Перед нами просторная и очень приятная комната. На заднем плане мы видим Кажется, что домик художника находится в отдалении от других, где-то на лесной поляне. Вдалеке виднеются деревья и их пышные зеленеющие кроны. Рядом с домом завораживающая Белоствольные красавицы развесили свои пушистые ветви и греются под солнечными лучами.

Трава на полянке еще совсем молодая. Она настолько яркая, что похожа на мягкий бархатный ковер. Вдалеке мы видим тропинку, ведущую, вероятно, к другому дому.

Центральный план

Все полотно можно условно поделить на две части: сама комната и уличный пейзаж.

Сочинение по картине «Первые зрители» будет продолжено описанием центрального плана.

Обстановка в мастерской очень необычна, чем и привлекла внимание мальчишек.

Занавеска не закрывает окно. Она плавно развевается, что говорит о том, что на улице, возможно, дует слабый летний ветерок.

Справа от окна стоит шикарное кресло. Отдыхая на нем, художник, вероятно, обдумывает свои творческие идеи. Оно выполнено в старинном стиле, на сиденье попадают солнечные лучи.

Один из мальчишек с интересом разглядывает этот необычный атрибут мебели. Слева, под окном, стоят уже нарисованные картины. Они отвернуты лицевой стороной к стене, как того требуют правила просушки.

Пол деревянный, ничем не прикрыт, но тем не менее чистый и ухоженный.

А может быть, в этом домике жила или бывала в гостях сама Е. В. Сыромятникова?!

Передний план

Прямо перед нашими глазами красуется симпатичный букет из ромашек. Можно предположить, что именно его и запечатлел на картине автор. Нам, к сожалению, не известно, что изображено на этом полотне. А как бы хотелось увидеть, чем так залюбовался старший из ребят! Он настолько заворожен полотном, что у него даже пылают щеки от удовольствия.

Слева мы видим мольберт и этюдник. Это говорит о том, что художник - мастер своего дела. В своей работе он использовал четыре кисточки и, возможно, зеленый и белый цвета, потому как именно они остались на его палитре. Это подтверждает нашу версию о том, что художник, возможно, изображал на холсте именно ромашки.

Представляется, что, закончив работу, мастер, сидя в своем необычном кресле, оценил собственное творение.

Примечательно, что на этом полотне мы видим необычную ситуацию. Художница изобразила одну картину в другой.

К сожалению, зрители не знают, какое творение так удивило ребят, но известно точно: полотно выполнено очень качественно. Настолько, что притягивает взгляды посторонних.

Цветовая гамма

Картина оставляет очень приятное впечатление, поскольку она очень реалистичная. Это достигается благодаря использованию художником удачно подобранных цветов и оттенков. Эта информация обязательно должна быть включена в сочинение по картине "Первые зрители".

Изображение природы очень притягательно. Так и вспоминается беззаботное детство, летние каникулы, ясные солнечные деньки. Наверное, именно в этот период мальчишки вышли на прогулку, позабыв на время о школе.

Одежда у ребят довольно яркая, летняя. У старшего из них серая футболка с голубыми каемками. Младший же в красной кофточке. Такие «живые» цвета выделяют мальчишек на общем фоне картины.

В комнате ярким «пятном» явились ромашки. Эти свежие летние цветы придутся по нраву каждому из нас. Это некий символ беззаботности, отдыха и даже романтики. Наверное, этот букет расположился на тумбе и радует глаз своего обладателя. Можно предположить, что его подарил мастеру кто-либо из поклонников его творчества.

Палитра с красками тоже выделяется в обстановке комнаты. Это все-таки рабочая мастерская, поэтому художник не убирает свои рабочие инструменты.

В целом вся картина выразительно яркая и в то же время светлая. Все вокруг залито солнечными лучами, так и ощущается тепло летнего солнышка.

Заключение

После такого подробного описания можно заканчивать наше сочинение по полотну, которое написала Е. Сыромятникова. «Первые зрители» поражают зрителя своим мастерством и в это же время простотой. Не забудьте сделать выводы, касающиеся вашего впечатления от картины. Вероятно, оно останется приятным. Невозможно не полюбить этих маленьких сорванцов, которые украдкой подглядывают в чужой дом!

Если кто-то захочет увидеть оригинал этой картины, то его легко найти в самом известном музее в России - Третьяковской галерее.

Увидев творение своими глазами, возможно, вы еще больше проникнетесь этим полотном.



Последние материалы сайта