Как сконцентрировать свой разум на выживании. «Шалаш» удобен для быстрого приготовления чая и освещения лагеря. Этот костер очень «прожорлив», горит жарко. Начинается слабый снег

29.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕМА № 7

Г. Нижнекамск


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕМА № 7:

Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях

Г. Нижнекамск

Учебно-методический центр по гражданской обороне и

Чрезвычайным ситуациям г. Нижнекамск

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕМА № 7

Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях

Методическая разработка

Обсуждена и одобрена

На методическом совещании

УМЦ по ГО и ЧС

Г. Нижнекамска

Протокол № ________

От “____”_________ 2004 г.

Г. Нижнекамск

Учебные цели:

Довести до слушателей как организуется выживание в различных ЧС.

Время: 2 часа.

Метод проведения: Лекция.

Место: класс.

Учебные вопросы и расчет времени:

Вводная часть:

Проверка подготовленности обучаемых - 5 мин.

Основная часть (изучение вопросов темы):

1. Основы выживания, оптимальные и экстренные

условия жизнеобеспечения человека. Порог выживаемости

человека (условия, время, возможность возвращения к жизни) - 20 мин.

2. Физиологические оспекты выживаемости человека.

Возможные последствия для организма человека, пребывающего

в экстремальных условиях. - 30 мин.

3. Экстремальные условия и их влияние на человека (жара, холод, ветер, пыль, смешенные условия - 20 мин.

4. Выживание в природной среде. Орзанизация жилья, укрытий, питания, охраны. Определение места нахождения. Защита от животных и насекомых. Перемещение в природной среде - 20 мин.

Заключение:

Подведение итогов занятия - 5 мин.

Литература и методические пособия:

1. Учебник выживание в экстремальных ситуациях.-М.: ООО Изд-во Яуза, 2002.-352 с.



2. Библиотечка по защите населения в чрезвычайных ситуациях: Выпуск 1. Чрезвычайные ситуации природного характера/ Под общ. ред. Воробьева Ю.Л.-М.: ЗАО “Папирус”, 1998. - 48с.

3. Учебник спасателя: Под общей ред. Ю. Л. Воробьева. -М., 1997.-520с.

Материальное обеспечение:

Плакаты, схемы.

В начале занятия преподаватель объявляет тему, учебные цели, учебные вопросы занятия, которые надлежит усвоить и порядок их обработки.

Затем руководитель занятия переходит к изложению материала темы согласно поставленных вопросов в данной разработке.

В ходе всего занятия преподаватель организует обмен мнениями, добиваясь правильных ответов.

Занятие заканчивается подведением итогов, на которое следует отвести от 2 до 5 минут учебного времени.

Вопрос 1.

Основы выживания, оптимальные и экстренные условия жизнеобеспечения человека. Порог выживаемости человека (условия, время, возможность возвращения к жизни)

Основы

В основе выживания лежат простые вещи ваша психологическая подготовка, одежда, которую вы носите, и все, что берете с собой. Чтобы вы­жить, вам необходимо овладеть искусством вы­живания, особенно психологическим его аспектом, поскольку от этого в конечном счете и зависит, останетесь вы в живых или погибнете

Психология выживания

Чтобы выжить, вам необходимы навыки выживания, но только они одни вас не спасут. Прежде всего вам нужно правильное отношение к ситуации. Все знания в пире теряют свою ценность, если у вас не будет воли к жизни.

Воля к жизни есть основополагающий фактор в пиковой ситуации. Известно, что разум может сдаться быстрее тела, но с установкой на выживание человек обретает огромные возможности выкарабкаться.

Подумайте об этом. Независимо от того, в какой сложной ситуации вы оказались, помните - у вас есть необходимые ре­сурсы, чтобы преодолеть любые трудности. Это ваша сила духа и ваши физические возможности. Заставьте их эффек­тивно работать на себя - и вы добьетесь прекрасных резуль­татов.

КАК СКОНЦЕНТРИРОВАТЬ СВОЙ РАЗУМ НА ВЫЖИВАНИИ

Две огромные опасности для жизни таятся в нашем собст­венном мозгу. Это стремление к комфорту и пассивное созер­цание. Если их вовремя не подавить, они могут привести к деморализации и гибели. К счастью, с обеими этими угроза­ми может легко справиться каждый.

Стремление к комфорту является следствием современ­ных городских условий жизни. Западные их стандарты сдела­ли людей изнеженными, потому что большинство из них ого­рожено от агрессии сил природы и окружающей среды. За­падные люди - возможно, и вы в том числе - живут и работа­ют в теплых, уютных и надежных зданиях, к их услугам вы­сококлассная система здравоохранения и гарантированное снабжение продуктами питания и водой.

В экстремальной ситуации у вас, вероятно, ничего такого не будет, по крайней мере сначала. Вы будете располагать лишь одеждой, которая на вас надета, - ни пищи, ни воды, ни убежища Внезапное исчезновение привычных комфортных условий, которыми вы пользовались не задумываясь, само по себе является большим ударом по вашему самообладанию и может привести к полной деморализации Как же бороться с этим опасным состоянием разума, вызванным потерей ве­щей, которые вы считали безусловно необходимыми для нор­мальной жизни?

Во-первых, необходимо для себя уяснить, что ценности современной цивилизации не принципиальны для решения проблемы выживания Просто отбрось их Ведь можно же обойтись без деликатесов на обед, телевизора или кондици­онера Во-вторых, вам придется понять, что дискомфорт, ко­торый вы испытываете, - ничто по сравнению с бедами, кото­рые свалятся на вас в случае, если вы предадитесь унынию и жалости к себе.

Пассивное созерцание также является следствием приоб­щения к благам цивилизации. Бюрократическое общество из­бавляет человека от ситуаций, в которых необходимо принять критическое для жизни решение. Практически все решения, которые мы принимаем, повседневны и банальны Инициати­ва чахнет, и большинство людей склонно к пассивному, поч­ти овечьему созерцанию. Однако, попав в нештатную ситуа­цию, вы обязаны будете действовать независимо, абсолютно самостоятельно принимать все решения. Если что-то вас здесь смущает, подумайте, что результатом пассивности, ничегонеделанья, скорее всего, будет ваша гибель. Альтернати­вой же является взятие ситуации под свой контроль и - дол­гая жизнь Что вам больше нравится?

НЕ СТОИТ ХОРОНИТЬ СЕБЯ РАНЬШЕ ВРЕМЕНИ, ВЫ­БИРАЙТЕ ЦЕЛЬ И ДЕЙСТВУЙТЕ!


ОБЩИЕ ПРАВИЛА:

Постараться найти убежище от холода, жары, дождя или ветра.
Найти способ оповестить о себе: зажечь костер, повесить на дереве какую-либо вещь яркого цвета, подать сигнал SОS и т.д.
Экономно расходовать воду. Если ее нет или осталось мало, постараться найти источник.
Рассчитать запасы пищи и найти способ добыть ее.

Выживание в дикой природе / Разжигание огня

1. Разыщите сухой материал: сухую траву, солому, бересту, смолистые веточки сосны, щепки.
2. Подготовьте место для костра, обложите его с трех сторон камнями или толстыми ветками, оставив открытой подветренную сторону. Можно также разрезать ножом дерн и отвернуть его в обе стороны, чтобы вывороченная земля служила стенками, закрывающими кострище с трех сторон.
3. Заготовьте побольше дров.
4. Подожгите растопку. Раздуйте огонь и понемногу добавляйте в него ветки и сучья.
5. Для того, чтобы костер горел как можно дольше, уменьшите приток воздуха, обложив костер со всех сторон камнями или землей. Подложите в огонь медленно горящие толстые поленья.
6. Чтобы не замерзнуть ночью, неподалеку от костра надо сделать какое-либо заграждение: положить камни, толстое бревно и т.д. и ложиться спать между костром и этим заграждением, чтобы тепло не рассеивалось.
7. Не увлекайтесь слишком большим костром. Летом вокруг кострища оборвите траву, а еще лучше окопайте кострище.

Разведение огня без спичек. Способы:
1. Необходимо увеличительное стекло и солнечная погода. Можно использовать стекло от очков или фото-видео камеры. Готовим сухую ветошь, пух или траву, затем располагаем стекло так, чтобы солнечный луч усиливался и попадал на сушняк для распалки. На добычу огня таким способом может понадобиться много времени, возможно даже несколько часов.
2. Можно воспользоваться лезвием топора и кремнием. Ударяя вскользь кремнием о лезвие, мы получим искры, которые воспламенят заранее приготовленную ветошь (сушняк). Если кремния нет, можно поискать альтернативу в виде другого крепкого камня, с острыми краями.
3. Понадобится то, что есть в любом доме - марганцовка и глицерин. Насыпьте примерно 1 грамм растертого в мелкий порошок марганцовокислого калия (марганцовки). Затем капните на него 2-3 капли глицерина и быстро убирайте руку. Пройдет всего 2-3 секунды, и вы увидите, как вспыхнет огонь.

Выживание в дикой природе / Приготовление пищи на костре

1. Готовить еду следует на углях, а не в пламени.
2. Мясо и рыбу необходимо дольше варить, а не жарить, чтобы нейтрализовать яды и обезвредить бактерии.
3. При расстройстве желудка попытайтесь вызвать у себя рвоту, засунув поглубже в рот два пальца. Кроме того, можно растолочь и проглотить немного угля или мела (одна или две столовые ложки порошка), запив это большим количеством воды.


Выживание в дикой природе / Очистка питьевой воды

1. Грязную воду необходимо профильтровать через любую плотную ткань.
2. Положить на нее песок, измельченный древесный уголь и мелкие камешки, проделать снизу отверстия и пропустить через сделанный вами фильтр воду.
3. Профильтрованную воду следует прокипятить в течение 10 минут.

Выживание в дикой природе / Съедобные растения


1. Нельзя употреблять в пищу все подряд растения, многие из них ядовиты.
2. Используйте только те растения, которые ВЫ знаете.
3. Не ешьте грибы.
4. Если вы сомневаетесь, съедобно растение или нет, выдавите из его листа сок. Сок молочного цвета говорит о том, что растение ядовито. (Исключение составляет только одуванчик. В частности, он помогает при поносах).
5. Потрите губы соком растения и положите маленький кусочек листа на кончик языка. Если в течение 4-5 минут появится ощущение жжения или горечи, это растение не годится в пищу.

Выживание в дикой природе / Если вы заблудились

1. Немедленно остановитесь и попытайтесь выяснить, где вы находитесь, оценив ситуацию.
2. Подсчитайте время, которое вы провели под землей, и прикиньте, сколько времени вам потребуется, чтобы выйти наружу.
3. Пометьте место, где вы находитесь (пирамидкой из камней либо знаком на стене).
4. Попробуйте найти выход. По дороге почаще оглядывайтесь назад, запоминая вид коридоров: с разных точек они выглядят иначе.
5. Отмечайте свой путь пирамидками из камней или знаками на стене.
6. Почаще отдыхайте, чтобы сберечь энергию. Выключайте освещение во время отдыха. Исследуйте каждый коридор: даже в лабиринте можно найти выход.
Если вы застряли в узком проходе, расслабьтесь: напряжение мышц и прерывистое дыхание увеличивают объем тела. Выползайте, работая всем телом.

Если вы заблудились средь бела дня


Если у вас есть карта, достаньте ее и попытайтесь разобраться, где вы оказались.
1. Осмотритесь, не попадутся ли вам на глаза ориентиры, обозначенные на карте.
2. Найдите на карте то место, в котором у вас еще не было проблем с ориентировкой, и попытайтесь проследить свой путь от него, вспоминая строения, ручьи и прочие ориентиры, мимо которых вы проходили.
3. Определив свое положение на карте и совместив его с ориентирами, изображенными на ней, решите, в каком направлении вам лучше идти, чтобы скорее выйти на дорогу или к какому-нибудь населенному пункту.
4. Постарайтесь выбрать такой путь, на котором вам не преградит дорогу река или возвышение, которое придется обходить.
В пути обращайте внимание на ориентиры, расположенные справа и слева по курсу своего пути.

Если вы заблудились без карты

1. Прежде всего оглядитесь по сторонам: вдруг увидите что-нибудь, свидетельствующее о близости дороги (например, телеграфные столбы или какие-нибудь строения).
2. В противном случае постарайтесь вспомнить, как вернуться на дорогу, мимо которой вы недавно проходили, либо к какому-нибудь ориентиру (ручей, строение, холм и т.д.), от которого вы смогли бы выйти к дому.
3. Если в памяти ничего не всплывает, решите, в каком направлении следует идти, ориентируясь по солнцу. Вы знаете, что оно встает на востоке и садится на западе, а в полдень, соответственно, должно быть в южном направлении. Если же солнце скрыто облаками, о его местонахождении можно догадаться по любой слабой тени, падающей на какую-нибудь гладкую поверхность. Для этого возьмите перочинный ножик, поставьте его острием на ноготь большого пальца и поворачивайте лезвие до тех пор, пока не заметите падающую от него тень. Солнце будет в противоположном направлении.
4. Если у вас есть часы, то узнать, в какой стороне находится юг, еще проще. Держите часы так, чтобы часовая стрелка указывала на солнце. Разделите угол, образуемый между направлением на солнце и цифрой 12, пополам воображаемой линией - и вы узнаете, где юг. В 4 часа, например, эта линия пройдет через цифру 2.
5. Если солнце полностью скрыто облаками, вы можете получить приблизительное представление о том, где север, приглядываясь к стволам деревьев и большим камням. Поскольку мох лучше всего растет в тени, а в нашем полушарии затемнены именно северная и северо-восточная стороны деревьев и камней, следует ожидать, что здесь будет мох либо он будет гуще.


Если вы заблудились в плохую погоду


1. Если у вас есть снаряжение для холодной ночевки (пластиковый мешок, достаточно большой, чтобы влезть в него вместе со спальником), подумайте, не лучше ли остановиться и переждать плохую погоду.
2. Если у вас нет соответствующего снаряжения и вы находитесь на возвышенности, а погода все ухудшается, постарайтесь двигаться вниз по уклону, даже если это уводит вас в сторону от маршрута. Этого направления можно придерживаться, обращая внимание на то, куда бегут ручьи.
3. По дороге ищите тропинки, которые могли бы привести вас к какому-нибудь жилью.

Если вы заблудились в тумане


Если туман сгустился настолько, что вы ничего не видите на расстоянии десяти шагов, но у вас есть карта и компас, то:
1. Определите на карте свое местонахождение, решите, в каком направлении вам лучше идти, и, найдя на этой линии какой-нибудь заметный ориентир (например, скалу, большое дерево и т.д.), двигайтесь прямо на него;
2. добравшись до этого ориентира, с помощью компаса идите в этом же направлении;
3. повторяйте эту процедуру, пока не выберетесь из тумана. Если у вас нет карты и компаса, оставайтесь на месте, пока туман не рассеется.

Если вы заблудились ночью


1. Если на небе есть луна, то лунный свет, отражаясь от снега или стеблей травы, позволит вам ориентироваться в темноте и вы без труда доберетесь до дороги, а по ней до какого-нибудь жилья.
2. Кроме того, следите за звездами. Узнать, где север, можно, отыскав на небе Полярную звезду. На нее указывают две последние звезды ковша Большой Медведицы, в какую бы сторону ни была повернута его "ручка".
3. Если видимость очень плохая и вы находитесь в горах, то лучше всего остановиться и устроиться на ночлег в каком-нибудь укромном месте, забравшись в спальный мешок, если он у вас с собой.
4. Если вас целая группа, то, устраиваясь на ночлег, держитесь поближе друг к другу, чтобы не замерзнуть.

Выживание в дикой природе / Если потерялся ребенок


1. Маленький ребенок легко может потеряться. Поэтому, прибыв на место, где вы собираетесь остановиться, постарайтесь довести до его сознания, насколько опасно уходить из поля зрения родителей. Но на всякий случай укажите ему какой-нибудь хорошо видный отовсюду ориентир, к которому он должен идти, если заблудится.

2. Если же это все-таки случилось, быстро осмотрите место, где его видели в последний раз.

3. Если его там нет, идите к ориентиру, на который вы ему указали, располагаясь на отдых, и оставьте там кого-нибудь, прежде чем прочесывать всю местность.

Выживание в дикой природе / Ночь в палатке


1. Выбирайте для установки палатки твердое ровное место. Не ставьте ее слишком близко к воде и к засохшему руслу, на случай ливневого дождя.
2. Располагайте палатку так, чтобы ее вход оказался на подветренной стороне. Забивая в землю колышки, максимально натягивайте материал, ибо плохо натянутые палатки протекают даже при небольшом дожде.
3. На случай дождя выкопайте вокруг палатки канавку, в которую будет стекать вода.
4. На случай ветра укрепите колышки, положив на них тяжелые камни.
5. Старайтесь готовить пищу вне палатки. Но если из-за плохой погоды вы будете вынуждены делать это в палатке или рядом с ней, укрепите плитку или керосинку, чтобы она не могла перевернуться.
6. Регулярно проветривайте палатку. Если в плохую погоду вы решите готовить пищу в палатке, знайте, что огонь, горящий в замкнутом пространстве, очень быстро "выбирает" из него кислород. Заметив, что пламя из голубоватого становится желтым, а вы сами начинаете ощущать сонливость, немедленно выбирайтесь из палатки на свежий воздух.

Выживание в дикой природе / Пожар в палатке


1. Если палатка загорелась, немедленно выбирайтесь из нее, даже не пытаясь тушить огонь. Остерегайтесь частиц горящей материи: стряхивайте их с себя, если они падают сверху, и сбивайте пламя спальным мешком или одеждой. Они не пострадают, если действовать быстро.
2. Если в начале пожара вы находились в спальном мешке, не тратьте время на расстегивание молнии. Из спальника можно быстро выбраться, высвободившись из него сначала по пояс, а затем, встав на "мостик", просто стягивая его с себя.
3. Оказавшись снаружи, обрушьте колья палатки и попытайтесь затоптать пламя, если это еще возможно, либо оттащите палатку в сторону, вытряхнув из нее ваши пожитки. Постарайтесь, чтобы огонь не перекинулся на пенопласт, часто использующийся В качестве подстилки: при горении он выделяет ядовитые пары.
4. Если огонь слишком силен, оставьте палатку и все, что в ней есть, догорать.
5. Если ваша палатка загорелась из-за вспыхнувшей у входа керосинки, на которой что-нибудь варилось, отшвырните ее ударом ноги, прежде чем заниматься жилищем. Справившись с огнем в палатке, залейте водой и то место, куда вы отбросили керосинку, чтобы предотвратить лесной пожар.

Выживание в дикой природе / Промокшая палатка


1. Если палатка протекает сверху, попытайтесь найти дырки, сквозь которые проникает вода, и заклейте их пластырем или воском от свечи.
2. Если это не помогает, накройте вещи куском полиэтилена или непромокаемой курткой.
3. Берите с собой в поход пластиковый мешок, в который можно влезть вместе со спальником.
4. На случай промокания палатки снизу, через дно, сделайте настил из веток.

5.1. Понятие о среде обитания человека. Нормальные и экстремальные условия

жизнеобитания. Выживание

5.1.1. Понятие о среде обитания человека

Человек в течение своей жизни окружен объектами материального мира, составляющими окружающую человека среду, или среду обитания человека (среду жизнеобитания).Она состоит из неодушевленных (земля, вода, растения, здания, орудия труда и др.) и одушевленных (люди, животные и др.) объектов.

Содержание среды обитания человека зависит от места, времени и условий. Среда обитания человека в южных районах страны отличается от таковой в северных районах вследствие различия климатических условий. В то же время сам климат меняется во времени, температура атмосферного воздуха – в течение года и суток. Особенно существенны различия среды обитания в быту и на производстве.

Бытовая среда обитания человека определяется условиями пребывания человека в своем жилище, на лоне природы (отдых, работа на приусадебном участке и др.), в общественных местах, на улице, в транспорте, если это не связано с выполнением человеком его служебных обязанностей.

Производственная среда обитания человека определяется условиями труда человека на производстве, в организации, учреждении. В большинстве случаев условия производственной среды менее благоприятны для человека, чем бытовой. Однако в ряде случаев воздействие на человека некоторых факторов этих сред может быть близким. Например, воздействие солнечной радиации на человека, отдыхающего под солнцем, близко к таковому для рабочего, выполняющего работу на открытом воздухе на тех же широтах и при одинаковых погодных условиях.

В процессе жизнедеятельности человека среда обитания оказывает на него определенное влияние. Например, атмосферный воздух может нагревать или охлаждать человеческий организм, падающий предмет может причинить травму. Длительные воздействия окружающей среды одного характера в конечном итоге вызывают определенные изменения в организме человека, и под их воздействием человек приспосабливается к окружающей среде, изменяясь физиологически и психологически.

С точки зрения воздействия на человека окружающую среду можно представить как состоящую из факторов, которые делятся на природные (естественные) и антропогенные, или искусственные, порождаемые деятельностью человека. В историческом аспекте вначале существовали только природные факторы. Позднее к ним стали присоединяться и антропогенные факторы.

Ряд факторов обитания человека может оказывать на него неблагоприятное воздействие.

Природные неблагоприятные факторы имеют существенное значение в бытовой среде. Для быта, например, важное значение имеет климатический фактор, в значительной степени определяющий условия жизни в помещении и отдыха на открытом воздухе. Большое значение имеет водная среда, снабжающая человека питьевой водой, орошающая сады, но в то же время могущая принести с собой большие разрушения и жертвы (наводнения, штормы на море и т.д.). Столь же важны в быту воздействия вредных природных веществ (пыль, ядовитые газы и др.), температурного фактора (ожоги, отморожения) и др.



С развитием человеческого общества роль антропогенных неблагоприятных факторов возрастает. В настоящее время они имеют столь же важное значение, как и природные факторы. Достаточно вспомнить поражения от электрического тока, падение людей с ими же воздвигнутых сооружений, отравление газом, в том числе угарным, и многие другие примеры. В горной промышленности, например, основную опасность представляют обрушения горных пород в выработках как результат деятельности человека в недрах земли, а также транспортные средства в шахтах: на их долю приходится примерно половина смертельных несчастных случаев, происходящих в угольных шахтах.

Какие же факторы среды обитания являются для человеческого организма неблагоприятными? При ответе на этот вопрос необходимо исходить из следующего.

Развитие организма человека приспособило (адаптировало) его к некоторым средним значениям факторов среды обитания и к определенному диапазону их изменения относительно средних значений. Но в процессе жизни организма возможен и выход значений факторов окружающей среды за привычные для него пределы. К таким значениям организм не привык. Чем больше отклонения значений фактора от привычных пределов, тем более он неблагоприятен. Мы приходим к выводу: неблагоприятным является тот фактор среды обитания, значения которого периодически, но не часто, выходят за привычный для данного организма диапазон его величин. Например, для обитателей средних широт России привычной является температура наружного воздуха от +20°С до –20°С. Их организм адаптировался к этому диагнозу температур и в таких температурных условиях функционирует в среднем нормально, человек ощущает комфорт (удобство). Температура же + 30°С или - 25°С воспринимается уже дискомфортно, а при больших отклонениях от привычного диапазона температур у человека могут наступать неблагоприятные последствия. Следовательно, в данном примере неблагоприятными значениями температурам фактора можно считать температуру выше +25°С и ниже -20°С. Если же отклонения в диапазоне от +25°С до -20°С будут регулярными, но небольшими (например, отклонение от верхней границы привычных температур на +5°С и от нижней на -5°С) человек привыкает и к ним и они расширят диапазон комфортных температур. Отсюда следует вывод: неблагоприятным может быть в принципе любой фактор окружающей среды. Например, кислород в атмосферном воздухе необходим для жизни человека. Содержание его в воздухе – около 21%, и к такому содержанию организм человека приспособлен. При существенном уменьшении (увеличении) содержания кислорода в воздухе у человека начинаются изменения в функциях ряда органов, могущие привести к серьезным расстройствам и даже к смерти. Таким образом, кислород является благоприятным фактором для жизни человека, если его содержание находится в пределах 21%, при существенном недостатке или избытке он становится фактором неблагоприятным. Аналогичный пример можно привести с атмосферным давлением: нормальное атмосферное давление благоприятно для человека, его значения, существенно отличающиеся от нормального, делают атмосферное давление неблагоприятным фактором.

Поэтому следует говорить не о благоприятных факторах окружающей среды, а о неблагоприятных значениях факторов. Характер и степень влияния на живой организм того или иного фактора окружающей среды зависят от количественного значения этого фактора. Чем дальше значение рассматриваемого фактора от зоны его комфортных значений, тем неблагоприятнее воздействие фактора на живой организм.

5.1.2. Нормальные и экстремальные условия жизнеобитания. Выживание

Комфортные или близкие к ним значения факторов среды обитания человека имеют место, как правило, в нормальной жизни человека, в мирное время. Их часто называют нормальными условиями жизнеобитания.

Нормальные условия жизнеобетания предусматривают жизнеобеспечение населения для нормальной жизни, жизни мирного времени. В этих условиях живет практически каждый россиянин.

При возникновении чрезвычайных ситуаций люди, находящиеся в зоне ЧС, могут оказаться без крова, воды, пищи и медицинской помощи. Решить важнейшие вопросы жизнеобеспечения пострадавшего населения в этих экстремальных условиях оперативно и в необходимых объемах в большинстве случаев крайне трудно, ибо система обеспечения будет разрушена или ее возможности для полного удовлетворения всех потребностей пострадавших окажутся недостаточными.

В таких случаях оказывается важным наладить первоочередное жизнеобеспечение людей, предусматривающее вначале удовлетворение только физиологических потребностей человека, в первую очередь в продуктах питания.

Кроме того, в отдельных чрезвычайных ситуациях в начальный период их возникновения даже физиологические потребности человека в энергии не могут быть удовлетворены. Возникают трудности с жилищем, водой, приготовлением пищи, медицинским обслуживанием и т.п. Подобные трудности могут иметь место и при других обстоятельствах, когда человек, независимо от планируемых действий и маршрута передвижения, географического положения, оказывается оторванным от внешнего мира и должен рассчитывать только на себя. Это и есть экстремальные условия жизнеобитания человека. Для человека, находящегося в экстремальных условиях, естественно желание выжить, т.е. сохранить себе жизнь.

Поведение человека, предоставленного самому себе в экстремальных условиях, целью которого является сохранение своей жизни, и есть выживание.

Экстремальные условия, в которых человек ведет борьбу за выживание, характеризуются: отсутствием или недостатком продуктов питания (пищи); отсутствием или недостатком питьевой воды; воздействием на организм человека низких или высоких температур.

Пища обеспечивает потребности организма в энергии и функционирование всех органов и систем человека.

В состав пищи должны входить белки, жиры, углеводы, витамины.

Белки составляют основу каждой живой клетки, каждой ткани организма. Поэтому непрерывное поступление белка совершенно необходимо для роста и восстановления тканей, а также образования новых клеток. Наиболее ценны белки мяса, молока, яиц и овощей, в первую очередь картофеля и капусты и некоторых круп – овсяной крупы, риса, гречневой крупы.

Жиры и углеводы являются главными источниками энергии и определяют в основном калорийность пищи. Животные жиры считаются более полноценными, чем растительные. Наиболее полезны жиры, содержащиеся в молоке, сливках, сметане. Углеводами особенно богаты крупы, овощи, фрукты, некоторое количество углеводов содержится в молоке.

Витамины необходимы для правильного роста и развития организма, для нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта, нервно-мышечного аппарата, зрения и т.д. Наиболее важные для организма витамин С, витамины группы В, витамины А, Д, Е.

Кроме того, в состав пищи должны входить минеральные вещества (кальций, магний, фосфор), необходимые для костной системы, а также сердечной и скелетной мускулатуры. Потребность в них покрывается полностью, если пища состоит из разнообразных продуктов животного и растительного происхождения.

В организме человека непрерывно происходят процессы окисления (соединения с кислородом) физических пищевых веществ (белков, жиров, углеводов), сопровождающиеся образованием и выделением тепла. Это тепло необходимо для всех жизненных процессов, оно расходуется на нагревание выделяемого воздуха, на поддержание температуры тела, тепловая энергия обеспечивает деятельность мышечной системы. Чем больше мышечных движений производит человек, тем больше он потребляет кислорода, а, следовательно, тем больше производит затрат, для покрытия же их необходимо больше пищи.

Потребности в определенном количестве пищи принято выражать в тепловых единицах – калориях. Минимальное количество пищи, которое необходимо для поддержания организма человека в нормальном состоянии, определяется его потребностями в состоянии покоя. Это физиологические потребности человека.

Всемирная организация здравоохранения установила, что физиологические потребности человека в энергии составляют около 1600 ккал в сутки. Реальные же потребности в энергии значительно выше, они в зависимости от интенсивности труда превышают указанную норму в 1,4-2,5 раза.

Голодание – это состояние организма при полном отсутствии или недостаточности поступления пищевых веществ.

Различают абсолютное, полное и неполное голодание.

Абсолютное голодание характеризуется полным отсутствием поступления в организм пищевых веществ – пищи и воды.

Полное голодание – это голодание, когда человек лишен всякой пищи, но не ограничен в водопотреблении.

Частичное голодание наступает, когда при достаточном количественном питании человек недополучает с пищей некоторые питательные вещества –витамины, белки, жиры, углеводы и т.п.

При полном голодании организм вынужден переходить на внутреннее самообеспечение, расходуя запасы жировой клетчатки, белок мышц и т.п. Подсчитано, что человек среднего веса обладает энергетическими резервами примерно в 160 тыс. ккал., 40-45% которых он может израсходовать на внутреннее самообеспечение без прямой угрозы для своего существования. Это составляет 65-70 тыс.ккал. Таким образом, расходуя 1600 ккал в сутки, человек способен в условиях полной неподвижности и отсутствия продуктов прожить около 40 суток, а с учетом осуществления двигательных функций – около 30 суток. Хотя известны случаи, когда люди не принимали пищу по 40,50 и даже 60 суток и выживали.

В начальный период голодания, который обычно длится 2-4 суток, возникает сильное чувство голода, человек постоянно думает о еде. Аппетит резко повышается, иногда ощущается жжение, боли в поджелудочной области, тошнота. Возможны головокружения, головные боли, спазмы в желудке. При употреблении воды повышается слюноотделение. В первые четверо суток вес человека уменьшается в среднем на один килограмм ежедневно, а в районах с жарким климатом – до 1,5 кг. Затем ежесуточные потери уменьшаются.

В дальнейшем чувство голода ослабевает. Аппетит пропадает, иногда человек даже испытывает некоторую бодрость. Язык нередко покрывается белесым налетом, во рту может ощущаться запах ацетона. Слюноотделение не увеличивается, даже при виде пищи. Наблюдается плохой сон, продолжительные головные боли, повышается раздражительность. Человек впадает в апатию, вялость, сонливость, ослабевает.

Голод подтачивает силы человека изнутри и уменьшает сопротивляемость организма воздействию внешних факторов. Голодный человек замерзает в несколько раз быстрее, чем сытый. Он чаще заболевает и тяжелее переносит течение болезни. У него ослабевает умственная деятельность, резко падает работоспособность.

Вода . Недостаток воды ведет к снижению веса тела, значительному упадку сил, загустеванию крови и, как результат, перенапряжению сердца, которое затрачивает дополнительные усилия для проталкивания загустевшей крови по сосудам. Одновременно в крови повышается концентрация солей, что служит грозным сигналом начавшегося обезвоживания. Обезвоживание организма на 15% и более может привести к необратимым последствиям, к гибели. Если лишенный пищи человек может потерять чуть не весь запас ткани, почти 50% белков и лишь после этого приблизиться к опасной черте, то потеря 15% жидкости смертельна. Голодание может длиться несколько недель, а человек, лишенный воды, погибает в считанные дни, а в условиях жаркого климата – и часы.

Потребность человеческого организма в воде в благоприятных климатических условиях не превышает 2,5-3 л в сутки.

Важно отличать истинный водный голод от кажущегося. Очень часто чувство жажды возникает не из-за объективной нехватки воды, а из-за неправильно организованного водопотребления. Поэтому не рекомендуется выпивать много воды залпом – это не утолит жажду, но может привести к отечности, слабости. Иногда бывает достаточно прополоскать рот холодной водой.

При интенсивном потоотделении, ведущем к вымыванию солей из организма, целесообразно пить слегка подсоленную воду – 0,5-1,0 г соли на 1 литр воды.

Холод. Согласно статистическим данным от 10 до 15% людей, погибших в различных экстремальных условиях, стали жертвами переохлаждения.

Решающее значение для выживания человека в условиях низких температур играет ветер. При фактической температуре воздуха – 3 0 С и скорости ветра 10 м/с общее охлаждение, вызываемое совместным воздействием фактической температуры воздуха и ветром,равносильно воздействию температуры –20 0 С. А ветер 18 м/с превращает мороз в 45 0 С в мороз 90 0 С при отсутствии ветра.

В местностях, лишенных естественных укрытий (лес, складки рельефа), низкие температуры в сочетании с сильным ветром могут сократить выживание человека до нескольких часов.

Долговременное выживание при минусовых температурах также зависит во многом от состояния одежды и обуви, качества построенного убежища, запасов горючего и еды, морального и физического состояния человека.

Одежда способна в экстремальных условиях защитить человека от холода лишь на небольшой срок, все же достаточный для возведения убежища (даже снежного). Теплозащитные свойства одежды зависят в первую очередь от вида ткани. Лучше всего сохраняет тепло мелкопористая ткань – чем больше микроскопических воздушных пузырьков заключено между волокнами ткани, чем они ближе расположены друг к другу, тем меньше такая ткань пропускает изнутри тепло, а снаружи – холод. Очень много воздушных пор в шерстяных тканях – общий объем пор в них достигает 92%; а в гладких, льняных – около 50%.

Кстати, теплозащитные свойства меховой одежды объясняются тем же эффектом воздушных пор. Каждая ворсинка меха - это маленький пустотелый цилиндрик с "запаянным" внутри него пузырьком воздуха. Сотни тысяч таких эластичных микроколбочек и составляют меховую шубу.

В последнее время широкое применение нашла одежда из синтетических материалов и наполнителей типа синтепон, нитрон и др. Здесь воздушные капсулы заключены в тончайшую оболочку из искусственных волокон. Синтетическая одежда немного уступает меховой по теплу, но зато она очень легка, не затрудняет движений, почти не ощущается на теле. Она не продувается ветром, к ней не пристает снег, она мало намокает.

Самый оптимальный вариант одежды – это многослойная одежда из разных тканей - лучше всего из 4-5 слоев.

Очень важную роль в зимних аварийных ситуациях играет обувь, ведь 90% всех отморожений приходится на нижние конечности.

Всеми доступными способами надо стремиться сохранить обувь, носки, портянки сухими. Для этого можно из подручного материала изготовить бахилы, обмотать ноги куском свободной ткани и т.д.

Убежище. Одежда, сколь бы теплой она не была, может защитить человека от холода лишь на часы, редко на дни. Никакая одежда человека от гибели не убережет, если вовремя не построить теплое убежище.

Матерчатые палатки, убежища из обломков транспортных средств, дерева, металла при отсутствии печки не спасут от холода. Ведь при возведении убежищ из традиционных материалов практически невозможно добиться герметической заделки швов и стыков. Убежища "продуваются" ветром насквозь. Теплый воздух улетучивается через многочисленные щели, поэтому при отсутствии печек, примусов и других высокоэффективных нагревательных приборов температура воздуха внутри убежища почти всегда бывает равна наружной.

Отличное убежище зимой можно возвести из снега, причем очень быстро – за 1,5-2 часа. В правильно построенном снежном убежище температура воздуха только за счет тепла, выделяемого человеком, поднимается до минус 5-10 0 С при 30-40 градусном морозе на улице. С помощью свечи температуру в убежище можно поднять от 0 до 4-5 0 С и выше. Многие полярные исследователи, установив внутри пару примусов, нагревали воздух до +30 0 С!

Основное достоинство снежных убежищ состоит в простоте строительства – их может построить любой человек, ни разу в жизни не державший в руках инструмента.

5.2 . Основные человеческие факторы, способствующие выживанию

Воля к жизни. При кратковременной внешней угрозе человек действует на подсознательном уровне, подчиняясь инстинкту самосохранения. В экстремальных условиях, при долговременном выживании инстинкт самосохранения постепенно утрачивается, рано или поздно наступает критический момент, когда непомерные физические и психические нагрузки, кажущаяся бессмысленность дальнейшего сопротивления подавляют волю. Человеком овладевают пассивность, безразличие, его уже не пугают возможные трагические последствия непродуманных ночевок, рискованных переправ. Он не верит в возможность спасения и поэтому гибнет, не исчерпав до конца запасов сил, не использовав запасов продовольствия. 90% людей, оказавшихся после кораблекрушения на спасательных средствах, умирают в течение трех суток от моральных факторов. Не однажды спасатели снимали со шлюпок или плотов, обнаруженных в океане, мертвых людей при наличии продуктов и фляг с водой.

Выживание, основанное лишь на биологических законах самовыживания, кратковременно. Для него характерны быстро развивающиеся психические расстройства и истерические реакции – действует психогенный поражающий фактор. Желание выжить должно быть осознанным и целенаправленным. Это воля к жизни, когда желание выжить должно диктоваться не инстинктом, а осознанной необходимостью. Воля к жизни подразумевает в первую очередь действия. Безволие есть бездействие. Нельзя пассивно ожидать помощи со стороны, надо предпринимать действия для защиты себя от неблагоприятных факторов, оказания помощи другим.

Общая физическая подготовка, закалка. Полезность общефизической подготовки для человека, оказавшегося в экстремальной ситуации, доказывать не требуется. В экстремальной ситуации нужна и сила, и выносливость, и закаленность. Эти физические свойства в условиях экстремальной подготовки приобрести невозможно. Для этого требуются месяцы. Военнослужащие-спасатели приобретают их в ходе физзарядок, тактико-специальной подготовке, а также при индивидуальных занятиях отдельными видами спорта в свободное от занятий время.

Знание приемов самоспасения. Основа долговременного выживания – прочные знания в самых знания – рецептов приготовления блюд из гусениц и коры деревьев.

Коробок спичек не спасет человека от замерзания, если он не знает, как правильно развести зимой или под дождем костер. Неправильно оказанная первая медицинская помощь лишь усугубляет состояние пострадавшего. Соблазнительно обладать исчерпывающими знаниями по самоспасению в любой климатической зоне страны, в любых экстремальных ситуациях. Но это сопряжено с усвоением большого объема информации. Поэтому на практике бывает достаточно ограничиться изучением конкретной климатической зоны и возможных в ней экстремальных ситуаций. Однако заранее важно изучить те приемы самоспасения, которые являются пригодными для любой климатической зоны, типовых экстремальных ситуаций: ориентирование на местности, определение времени, добыча огня примитивными способами, организация лагеря, сохранение продуктов питания, "добыча" воды, первая помощь, преодоление водных преград и т.п. Надо помнить девиз: "Знать – значит уметь, уметь – значит выжить!".

Навыки выживания. Знание приемов выживания должно подкрепляться и навыками выживания. Навыки выживания приобретаются практикой. Имея, например, оружие, но не владея навыками охоты, можно умереть с голоду при изобилии дичи. При овладении навыками выживания не следует "разбрасываться", пытаясь сразу овладеть всем объемом информации по тому или иному интересующему вопросу. Лучше уметь делать меньше, да лучше. Необязательно практически усвоить строительство всех типов убежищ из снега (их около 20), вполне достаточно уметь строить три-четыре убежища различных конструкций.

Правильная организация спасательных работ. Выживание группы, оказавшейся в экстремальной ситуации, во многом зависит от организации спасательных работ. Недопустимо, чтобы каждый участник группы делал лишь то, что считает необходимым для себя в данный момент времени. Коллективное выживание позволяет сохранить жизнь каждому участнику группы, индивидуальное – ведет к гибели всех.

Работы внутри лагеря должен распределять руководитель группы сообразно с силами и возможностями каждого. Физически крепким, в первую очередь мужчинам, поручать наиболее трудоемкие работы – заготовку дров, постройку убежищ и т.д. Ослабленным, женщинам и детям давать работы, связанные со значительной затратой времени, но не требующие больших физических усилий – поддержание костра, сушка и ремонт одежды, сбор продуктов питания и т.п. Следует в то же время подчеркивать важность каждой работы вне зависимости от вложенных в нее трудозатрат.

Любая работа должна, насколько это возможно, проводиться в спокойном темпе с равномерным расходованием сил. Резкие перегрузки с последующим длительным отдыхом, неритмичность работы ведут к быстрому истощению сил, к нерациональному расходованию энергозапасов организма.

При правильной организации работ расход сил каждого участника группы будет примерно одинаков, что крайне важно при пайковом, то есть равном для всех, рационе питания.

5.3. Выживание в природной среде

5.3.1. Основы и тактика выживания в природной среде

Основы выживания в природной среде составляют прочные знания в самых различных областях, начиная с основ астрономии и медицины, и заканчивая рецептами приготовления пищи из нетрадиционных "продуктов", которые могут оказаться в месте выживания – кора деревьев, корни растений, лягушки, насекомые и т.д. Необходимо уметь ориентироваться без компаса, подавать сигналы бедствия, уметь соорудить убежище от ненастью, разжечь костер, обеспечить себя водой, защититься от диких животных и насекомых и т.п.

Большое значение имеет выбор тактики выживания в природной среде.

В условиях выживания возможно три вида поведения людей, три тактики выживания - пассивное выживание, активное выживание, комбинация пассивного и активного выживания.

Тактика пассивного выживания – это ожидание помощи спасателей на месте аварии или в непосредственной близости от нее, строительство сооружений для жилья, оборудование посадочных площадок, добыча продуктов питания и т.п.

Тактика пассивного ожидания оправдывает себя в случаях аварий, вынужденных посадок транспортных средств, исчезновение которых предполагает организацию спасательных операций для обнаружения и спасения пострадавших. Она применяется в ситуациях, когда есть абсолютная уверенность, что пропавших будут разыскивать и когда доподлинно известно, что спасательные подразделения знают примерный район местонахождения пострадавших.

Тактику пассивного выживания выбирают и тогда, когда среди пострадавших находится нетранспортабельный больной или несколько тяжело больных; когда в группе пострадавших преобладают женщины, дети и неподготовленные к активным действиям, плохо экипированные люди; при особо сложных климатических условиях, исключающих возможность активного передвижения.

Тактика активного выживания – это самостоятельных выход потерпевших аварию или спасателей к ближайшему населенному пункту, к людям. Она может быть применена в случаях, когда исключена надежда на скорую помощь; когда есть возможность установить свое местонахождение и есть уверенность в достижении ближайших населенных пунктов. Активное выживание применяют и в тех случаях, когда возникает необходимость срочно покинуть первоначальное место вследствие тяжелых погодных и других факторов и заняться поиском местности, удобной для пассивного выживания. Активное выживание применяется и в случае эвакуации пострадавших из района бедствия.

В некоторых случаях возможна совмещенная, то есть включающая в себя активную и пассивную форму тактика выживания. В этом случае общими усилиями пострадавших организуется долговременный лагерь (бивак), после чего из числа наиболее подготовленных создается маршрутная группа. Цель маршрутной группы – в кратчайшие сроки достичь ближайшего населенного пункта и с помощью местных поисково-спасательных служб организовать эвакуацию остатков группы.

5.3.2. Ориентирование на местности. Ориентирование по солнцу и звездам

А. Определение сторон горизонта днем

Если у вас нет компаса, можно по солнцу определить приме­рное направление на север (а зная, где север - все остальные стороны горизонта). Ниже приведен способ, с помощью кото­рого можно в любое время, когда солнце светит достаточно ярко, определить стороны горизонта по тени шеста (рис. 5.1).

Найдите прямой шест длиной в один метр и сделайте следу­ющее:

1. Воткните шест в землю на ровной, свободной от расти­тельности площадке, на которой отчетливо видна тень. Шест не обязательно должен стоять вертикально. Наклон его для получения лучшей тени (по размеру и направле­нию) не влияет на точность этого способа.

2. Отметьте конец тени небольшим колышком, палочкой, камнем, веткой, собственным пальцем, углублением в снегу или любым другим способом. Подождите, пока конец тени не передвинется на несколько сантиметров. При длине шеста в один метр надо подождать 10-15 мин.

3. Снова отметьте конец тени.

4. Проведите прямую линию от первой отметки до второй и продлите ее примерно на 30 см за вторую отметку.

5. Встаньте так, чтобы носок левой ноги был у первой отметки, а носок правой ноги - у конца проведенной линии.

6. Теперь вы стоите лицом к северу. Определите другие стороны горизонта. Чтобы отметить направления на земле (для ориентации других), проведите линию, пересекающую первую в виде креста (+), и обозначьте стороны горизонта. Основное правило при определении сторон горизонта.Если вы еще не уверены, поставить левую ногу или правую на первую отметку (см.п.5), запомните основное правило, отлича­ющеевосток от запада.

Солнце всегда восходит на восточной стороне и захо­дит на западной (но редко точно на востоке и точно на западе). Тень движется в противоположном направлении. Поэтому в любом месте земном шара первая отметка тени всегда будет в западном направлении, а вторая - в Восточном.

Для приблизительного определения севера можно пользова­ться обычными часами (рис.5.2).

В северной умеренной зоне часы устанавливают так, чтобы часовая стрелка указывала на солнце. Линия с севера на юг лежит между часовой стрелкой и цифрой 12. Это относится к стандартному времени. Если часовая стрелка переведена на час вперед, то линия с севера на юг проходит между часовой стрелкой и цифрой 1. В летнее время, когда стрелки часов переводятся еще на час вперед, вместо цифры 1 надо учитывать цифру 2. Если вы сомневаетесь, с какой стороны линии находится север, запомните, что солнце в Северном по­лушарии до полудня находится в восточной части неба, а после полудня - в западной. Часами можно также пользоваться и для определения сторон горизонта в южной умеренной зоне, но несколько иначе, чем в северной зоне. Здесь цифру 12 следует направить на солнце, и тогда линия С-Ю будет проходить посере­дине между цифрой 12 и часовой стрелкой. При переводе часо­вой стрелки на час вперед линия С-Ю лежит между часовой стрелкой и цифрой 1 или 2. В обоих полушариях умеренные зоны нахо­дятся между 23 и 66° северной или южной широты. В пасмурную погоду к центру часов приставьте палочку и держите ее так, чтобы тень от нее падала вдоль часовой стрелки. Посередине между тенью и цифрой 12 будет проходить направление на север.


^

Рис. 5.1. Определение направления на север по тени шеста.


Рис. 5.2. Определение направления на север с помощью часов.

Можно ориентироваться и по созвездию Кассиопеи. Это созвездие из пяти ярких звезд имеет форму наклоненной буквы М (или W, когда оно низко). Полярная звезда находится прямо в центре, почти на прямой линии от центральной звезды этого созвездия, примерно на таком же расстоянии от нее. как и от Большой Медведицы. Кассиопея также медленно вращается вокруг Полярной звезды и всегда находится почти напротив Большой Медведицы. Такое положение этого созвездия оказы­вает большую помощь для ориентации в том случае, когда Боль­шая Медведица расположена низко и может быть не видна из-за растительности или высоких местных предметов.

В Южном полушарии определить направление на юг и отсюда все остальные направления можно по созвездию Южный Крест. Эта группа из четырех ярких звезд имеет форму креста, накло­ненного в одну сторону. Две звезды, образующие длинную ось или стержень креста, называются „указателями". От основания креста мысленно продлите расстояние в пять раз большее длины самого креста и найдите воображаемую точку; она и будет служить направлением на юг (рис. 5.4.). От этой точки смо­трите прямо на горизонт и выберите какой-либо ориентир.


Помочь в определении сторон света могут и растения. Кора деревьев, отдельные камни, скалы, стены старых деревянных строений обычно с северной стороны гуще покрыты мхом и лишайником (рис.5.5). Кора деревьев с северной стороны бы­вает грубее и темнее, чем с южной. В сырую погоду на дере­вьях (особенно это заметно у сосны) образуется мокрая те­мная полоса. На северной стороне ствола она сохраняется дольше и поднимается выше. У берез с южной стороны ствола кора обычно светлее и эластичнее. У сосны вторичная (бурая, потрескавшаяся) кора на северной стороне поднимается выше по стволу.

Весной травяной покров более развит и густ на северных окраинах полян, прогреваемых солнцем, в жаркий период лета наоборот - на южных, затененных. У муравейника более поло­гая сторона обращена к югу.

Весной на южных склонах снег как бы «ощетинивается», обра­зуя направленные на юг выступы (шипы), разделенные впади­нами. Граница леса по южным склонам поднимается выше, чем по северным.



Рис. 5.5. Определение направления на север по муравейнику, годовым кольцам и мху на камнях.

Наиболее точны астрономические приемы определения сто­рон света. Поэтому ими следует пользоваться в первую очередь. Все прочие применяйте лишь, в крайнем случае, - в условиях плохой видимости, ненастной погоды.

5.3.3. Определение времени

Способ определения направления на север по тени (рис. 5.6) можно использовать для определения приблизительного вре­мени дня. Это делается следующим образом:

1. Передвиньте шест до точки пересечения линий восток -запад и север-юг и установите его на земле вертикаль­но. В любом месте земного шара западная часть линии соответствует 6.00 часам, а восточная часть -18.00.

2. Теперь линия С-Ю становится полуденной линией. Тень от шеста является как бы часовой стрелкой на солнечных часах и при помощи ее вы можете определить время. В зависимости от вашего местонахождения и времени года тень может двигаться или по часовой стрелке, или против нее, но это не мешает определению времени.

3. Солнечные часы не являются часами в обычном пони­мании. Продолжительность „часа" в течение года на них неодинакова, но обычно принимается, что 6.00 всегда со­ответствует восходу солнца, а 18.00 - заходу. Однако солнечные часы вполне годятся для определения времени при отсутствии настоящих часов или для того, чтобы пра­вильно поставить часы.

Определение времени дня очень важно для назначения встречи, проведения запланированного согласованного действия отдельными лицами или группам, определения оставшейся продолжительности дня до наступления те­мноты и т.д. 12.00 по солнечным часам всегда будет дей­ствительно соответствовать полудню, однако другие пока­зания часовой стрелки по сравнению с обычным време­нем несколько отличаются в зависимости от местонахо­ждения и даты.

4. Способ определения сторон горизонта по часам может дать ошибочные показания, особенно в низких ши­ротах, что может привести к „кружению". Чтобы этого избежать, поставьте свои часы по солнцу, а затем опреде­лите по ним стороны горизонта. При таком способе устра­няется 10-минутное ожидание, необходимое для того, чтобы определить стороны горизонта по движению тени, и вы можете за это время получить такое количество пока­зателей, какое необходимо для того, чтобы избежать «кружения».

Рис. 5.6. Определение времени дня по тени.

Определение сторон горизонта таким видоизмененным спосо­бом будет соответствовать определению направления на север по тени от шеста. Степень точности обоих способов одинакова.

Человеческий вид обосновался почти во всех уголках Земли. Даже на территориях слишком негостеприимных, чтобы обеспечить постояноянное жилище, человечество нашло способы использовать их ресурсы или с помощью охоты, или посредством получения необходимого непосредственно от земли и часто применяет свои методы эксплуатации природы просто ради удовольствия их применить.

Почти везде в природе есть то, что необходимо для выживания. В некоторых местах пища имеется в изобилии, в других пищевые ресурсы весьма скудны и потребуется здравый смысл, знание и изобретательность, чтобы воспользоваться доступными возможностями. Но еще важнее воля к жизни. Мужчины и женщины доказали, что могут выживать в самых враждебных условиях, но делали они это только благодаря своей решимости победить — без этого все знания мало что дадут, если вы окажетесь в сложной ситуации.

Выживание — это искусство оставаться в живых. Все предметы снаряжения которые у вас есть, следует рассматривать лишь как фору, которой может и не быть. Вы должны знать, как взять все возможное от природы и использовать это на все сто процентов, как привлечь к себе внимание, чтобы вас могли найти спасатели, как передвигаться по незнакомой территории в сторону цивилизации (если нет надежды на спасение со стороны) без карты и компаса. Вы должны знать, как сохранять хорошую физическую форму или вылечить себя и других в случае болезни или ранения. Вы должны быть способны сохранять устойчивое моральное состояние как у себя, так и у других, кто разделяет с вами невзгоды ситуации.

Но методы выживания актуальны не только в экстремальных ситуациях катастрофы на вершине горы, кораблекрушения в тропиках или посреди пустыни. Каждый раз, пристегиваясь ремнем безопасности в своей автомашине, вы повышаете свои шансы на выживание. Посмотрев по сторонам при переходе улицы или убедившись перед сном в нормальном функционировании камина, вы инстинктивно используете приемы выживания. Именно такой склад ума вы должны развивать наряду с умениями и навыками.

Основными элементами выживания являются пища, огонь, укрытие, вода, определение местоположения и медицина . Для определения их приоритетности используется аббревиатура . Вне зависимости от того, в какой точке Земли мы находимся, приоритетность не меняется — будь то в Приполярье, в пустыне, в джунглях, в открытом океане или на берегу.

П протекция (защита)

Вы должны обеспечить свою защиту от возможных последующих опасностей, т.е. повторных толчков с обвалами, лесного пожара или взрыва горючего. Всегда ос­тавайтесь на месте происшествия так долго, насколько это безопасно, а затем обеспечьте защиту от действия негативных факторов окружающей обстановки. Это означает организацию укрытия и нередко разжигание огня. Есть несколько причин, почему нельзя покидать место происшествия.

  • Можно использовать обломки крушения для создания укрытия, сигнали­зации и т.п.
  • Само место — большой «знак», «сигнал», который легче обнаружить.
  • Возможно, есть раненые, которых нельзя двигать.
  • Оставаясь на месте, вы сохраняете силы.
  • Если вы где-то зарегистрированы (в гостинице, на работе в месте коман­дировки и т. п.) и оставались на установленном маршруте, то потребуется минимальное время на спасение.

Л локализация (определение местонахождения)

Следующим шагом после создания укрытия или убежища будет выставление сигналов, локализующих ваше местоположение. Вы должны привлечь внимание к месту вашего нахождения. Делайте это как можно быстрее, чтобы помочь вашим спасателям.

А адаптация (поиск пищи и воды)

В ожидании помощи ищите воду и пищу для пополнения ваших аварийных запасов.

Н навигация (выбор маршрута)

Хорошая навигация — определение нужного направления вашего пути — может вывести из опасной ситуации. Но если вы ограничены в этом, оставайтесь на месте.

Медицина

Вы должны стать своим собственным доктором и постоянно контролировать своё состояние. Сразу обрабатывайте царапины, мозоли, волдыри, не доводя их до инфицирования и воспаления. Следите за состоянием товарищей и решайте проблемы по мере их возникновения. Если они хромают, отстают или странно себя ведут — сделайте остановку и предпринимайте немедленные действия.

Основы выживания необходимо знать не только разумному мужчине, но всем людям поголовно, вне зависимости от статуса. Ситуаций, в результате которых человек может остаться один на один с природой, очень много. Можно банально заблудиться в лесу, собирая грибы, можно отстать от туристической группы, можно выжить после авиа или автокатастрофы и так далее…

Основы выживания: с чего начать?

Условия, в которых может оказаться случайный турист, могут быть самыми различными. Поэтому алгоритм действий и способ выживания в каждом конкретном случае уникальны. Многое будет зависеть от температуры воздуха, осадков, наличия или отсутствия укрытия и источников воды, ландшафта, количества людей. Плюс множество других факторов, облегчающих, или наоборот, отягощающих положение.

Исходя из всего этого, выжившим придется в каждой отдельной ситуации выстраивать и, возможно, корректировать действия для максимально разумного выживания. Основы этой суровой науки жизненно важно соблюдать вне зависимости от воздействующих факторов и угроз.

Кратко об угрожающих факторах

  • Жажда . Необходимо помнить, что человек без воды продержится не более трех дней. Таким образом, добыча воды всегда становится одной из первостепенных задач.
  • Температура . Будь то холод или жара, в любом случае они могут привести к отрицательным последствиям в организме. Тепловой удар, переохлаждение и тому подобное.
  • Психические проблемы (одиночество, уныние, страх) . Могут быть губительны для личности, если перерастут в тяжелую форму (паника, апатия, истерика).
  • Голод . В первое время отсутствие пищи не оказывает сильно отрицательного воздействия. Но, согласно основам выживания, по прошествии недели или другой истощение организма может стать серьезной угрозой.
  • Травмы и боль . Полученные травмы или заболевания существенно снижают шансы выживающих на благополучный исход.
  • Агрессивная среда . Включает в себя всевозможные нюансы обстановки: диких животных, ядовитые растения, болота и иные прелести среды обитания.
  • Переутомление . Чрезмерная усталость и физическое истощение рано или поздно сыграет с любым человеком злую шутку.

Исходя из этих факторов, выживающему необходимо выстроить для себя в голове план выживания . Какая бы ни была причина того, что пострадавший остался отрезанным от цивилизации – в первую очередь, он всегда должен попытаться определить свое местонахождение. Идеальным вариантом будет наличие карты и компаса, что при внезапной ЧС маловероятно.

Если рядом есть естественные укрытия или сломанные транспортные средства, разбитый самолет и так далее, то пострадавшему рекомендуется остаться на этом месте. Двигаться дальше стоит лишь в 2 случаях :

1) пропавшего в ближайшее время искать не будут;

2) пропавшему точно известно, как добраться до населенного пункта или лагеря.

При невозможности определить свое местоположение на местности необходимо осмотреться с наиболее удобной и высокой точки (холма, дерева). Обнаружив признаки цивилизации или водоем, следует выдвигаться к цели.

Если вокруг слишком однородная местность, то лучше остаться на месте и приступить к иным способам выживания. Сперва нужно понять, что выгоднее сделать в первую очередь. Если скоро закат, то стоит приступить к сооружению укрытия. При низких температурах есть смысл начать свои действия с разведения огня. Если дело обстоит утром и в летнее время, то можно заняться обеспечением воды (поиск, очистка, обеззараживание). Каждое действие должно быть логическим и последовательным.

Универсальный план выживания

Необходимо понимать, что, по большому счету, в условиях угрозы для жизни ничего универсального быть не может. Тем не менее, существуют некоторые основополагающие истины.

Элементы выживания вмещают в себя следующие понятия: пища, укрытие, огонь, вода, местонахождение и медицина. Для расстановки их приоритетов используется некая аббревиатура с говорящим названием: ПЛАН . Неважно, в какой точке планеты находится выживающий, приоритетность неизменна – будь то пустыня Гоби, джунгли Амазонии, Тихий океан или просторы Арктики.

П – протекция (защита)

В интересах человека, терпящего бедствие, обеспечить собственную защиту от агрессивной среды. Для этого нужно использовать все подручные средства, но без необходимости не делать «лишних движений». Всегда нужно помнить о целесообразности усилий. Предпочтение следует отдать организации укрытия и разведению огня.

Л – локализация (местонахождение)

Следующим по списку приоритетов будет определение местонахождения и оборудование сигналов бедствия. Выживающий должен всеми способами привлечь внимание и обозначить свое присутствие.

А – адаптация (провиант)

Ожидая помощи, следует постоянно вести поиск новых источников пищи и воды, аварийные запасы стоит употреблять только при крайней необходимости. Такой способ выживания можно охарактеризовать так: «сохранить и приумножить».

Н – навигация (маршрут)

Если надеяться на кого-то долго и бессмысленно, можно попробовать последний вариант. Для того чтобы выдвинуться в путь, требуется накопить достаточное количество ресурсов и припасов. Человеку, который отважился на такой шаг, нужно грамотно оценить свои силы и принять взвешенное решение, иначе этот поход может оказаться последним.

Помимо вышесказанного, необходимо предельно внимательно относиться к собственному здоровью и постоянно контролировать самочувствие. Раны нужно обрабатывать без промедления, не допуская инфекции и воспаления. Очищенная и кипяченая вода – залог успеха.

Дополнительные материалы

Основные способы выживания, которые нужно предпринять в самом начале «единения» с природой, остаются неизменными. Меняется лишь их порядок в зависимости от сопутствующих факторов. Каждый из аспектов жизни в дикой природе имеет свои нюансы и особенности, которые заслуживают отдельных материалов и статей.

Возникает вполне закономерный вопрос: какие темы следует освоить в первую очередь, приступая к изучению основ выживания?

Начинать нужно с четкого понимания, что любое автономное существование складывается из отдельных элементов, навыков, факторов. В связи с обширностью, на начальном этапе к прочтению рекомендуются следующие бесплатные материалы:

После изучения этих статей, целесообразно приступать уже к более конкретным способам выживания, необходимым навыкам и умениям. Книги в этом плане – незаменимый источник знаний.



Последние материалы сайта