Почему Онегин полюбил Татьяну Ларину? Пушкинская алхимическая лаборатория: раздвоение Пушкина: Ленский и Татьяна Что говорит ленский об татьяне

21.04.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Пушкинисты многократно отмечали пушкинскую любовь к противоположностям и расположению героев парами: Онегин – Ленский, Онегин – автор, Татьяна – Онегин, автор – Татьяна, Ленский – Ольга, Татьяна – Ленский.

Знаменитое пушкинское: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень // Не столь различны меж собой…», как всегда, рисует противоположности. Вместе с тем в пушкинском художественном мире образы Онегина и Ленского неожиданно и парадоксально сходятся, как сходятся противоположности. Ленский, романтик и поэт, натура восторженная и возвышенная, даже внешне напоминает юношу Пушкина: «И кудри черные до плеч…» Онегин – это Пушкин в зрелости, Пушкин-прозаик, прошедший через разочарования и сомнения, приобретший печальный жизненный опыт, когда молодые надежды сменяются скепсисом и пессимизмом. Споры Онегина и Ленского, скептика и романтика – этапы жизненного пути самого Пушкина и смена творческих установок Пушкина, поэта и человека. Эти споры также борьба противоположных начал в душе самого поэта.

Однако позднейшие изыскания пушкинистов обнаружили парадоксальное тождество Пушкина не столько с Ленским и Онегиным, сколько с Татьяной: личные, интимные биографические переживания, собственный образ мысли поэт передает именно Татьяне. Как это доказать? Татьяна, как и Пушкин, нелюбимое дитя в семье (“Она в семье своей родной \\ Казалась девочкой чужой”), его родители больше любили младшего сына Льва; В.К. Кюхельбекер, прочитавший на каторге VIII главу “Евгения Онегина”, записал в дневнике: «Поэт в своей 8-й главе похож сам на Татьяну. Для лицейского его товарища, для человека, который с ним вырос и знает его наизусть, как я, везде заметно чувство, коим Пушкин переполнен, хотя он, подобно своей Татьяне, и не хочет, чтоб об этом чувстве знал свет». И вновь странность: внутренний мир Татьяны и внутренний мир Ленского в начале романа почти совпадают.

С образом Татьяны в роман входит мир русской деревни и природный пейзаж. Вместе с тем в Татьяне, как и в Ленском, много книжного. Их благородный романтизм почерпнут из модных европейских источников: у Ленского – из немцев Шиллера, Гёте и Канта, у Татьяны – из чтения французских и английских романов, прежде всего романа английского писателя-сентименталиста XVIII века Ричардсона «Кларисса Гарлоу», французских романов Руссо и мадам де Сталь. Татьяна попеременно воображает себя то чувствительной Клариссой Гарлоу, которой добиваются благородный Грандисон и бесстыдный Ловелас, то Юлией, героиней «Новой Элоизой» Руссо, то Дельфиной, героиней романа мадам де Сталь.

Туманные мечты о любви и счастье, сладкие и таинственные, но очень расплывчатые идеалы добра, верности, великодушия, гармонии и красоты – весь этот традиционный набор романтических штампов, не тронутый горькими раздумьями жизненного опыта, нисколько не мешал героям глубоко чувствовать природу и любить жизнь.



Пушкин настойчиво сближает Татьяну и Ленского посредством одного и

того же образа – образа луны, ведь луна, помимо природного светила, еще и любимый образ поэтов-романтиков. Обращения к луне сделалось общим местом грустной, элегической поэзии, над которой теперь посмеивается Пушкин-реалист, в свое время тоже отдавший дань скорбной и тоскливой музе романтизма. Взгляд Ленского на природу поэтически экзальтирован. Природа для него равна поэзии, а поэзия немыслима без сладких мук любви к соседке Ольге Лариной, отвечающей Ленскому взаимностью:

Он рощи полюбил густые,

Уединенье, тишину,

И ночь, и звезды, и луну,

Луну, небесную лампаду,

Которой посвящали мы

Прогулки средь вечерней тьмы,

И слезы, тайных мук отраду…

Но нынче видим только в ней

Замену тусклых фонарей (II, XXII).

Увы, налет книжности во многом явится причиной смерти Ленского. Книжность занимает львиную долю его души. Два главных пласта романа: книжность и жизнь – сталкиваются в личности Ленского. И побеждает книжность. Идеальные романтические представления о верной дружбе, чистой любви, непременном торжестве добра над злом и прочие расхожие книжные штампы в сознании Ленского становятся для автора предметом злой иронии. Жизнь беспощадно вытесняет эти прекраснодушные химеры прочь из реальности.

Внутренний конфликт, который поневоле испытывает Ленский на именинах Татьяны, сталкиваясь с изменой друга и предательством возлюбленной, должен быть разрешен либо в пользу пересмотра жизненных ценностей, либо, если герой настаивает на своем по принципу «всё или ничего» («Он мыслит: «буду ей спаситель. // Не потерплю, чтоб развратитель // Огнем и вздохов и похвал // Младое сердце искушал…»), стало быть, отказывается менять убеждения, жизнь должна его уничтожить, предоставив действовать смерти.

Иначе говоря, Ленский сам, добровольно лезет в пасть к смерти, а Онегин – подходящий посредник для того, чтобы Ленского «отослать к отцам», увековечив его цветущую юность, поэтические настроения и сердечную наивность. Впрочем, жизнь и любовь посылают Ленскому последний привет перед смертью, на мгновение победив его пресловутую книжность «вечного студента» Геттингенского университета, обители немецкого романтизма. Это происходит тогда, когда Ленский приезжает к Ольге перед дуэлью и она встречает его простодушным вопросом: «Зачем вечор так рано скрылись?» – полностью обезоруживая его ревнивую враждебность. Как ни теснилось в нем «сердце, полное тоской», Ленский ни единым словом не обмолвился о дуэли. Рыцарское мужество и благородная, отнюдь не книжная, сдержанность выразились в лаконичном: «Так» – в ответ на вопрос Ольги: «Что с вами?»

Ленский и Татьяна точно брат и сестра по наивности, книжности, но вместе с тем и внутреннему благородству. Не даром Татьяна, думая об Онегине, убийце Ленского, мысленно называет последнего «своим братом»:

Она должна в нем ненавидеть

Убийцу брата своего… (VII,VIV)

Татьяна, влюбившаяся в Онегина книжной любовью, бежит, подобно Ленскому, в уединение лесов, чтобы скрыть от людей свое первозданное чувство и доверить тайну первой любви одной только природе. В руках Татьяна держит “опасную книгу”, со страниц которой она пьет сладкий яд любовных грез. Книга и природа снова идут рука об руку. Пушкин, пожалуй, первый в русской литературе создает особое пространство книги, которая в высшей степени влияет на внутреннее самоощущение героя, более того, определяет его поступки. (Позднее это открытие Пушкина разовьет Достоевский, наделив Раскольникова книжным сознанием, приводящим его к преступлению.)

Воображаясь героиной

Своих возлюбленных творцов,

Кларисой, Юлией, Дельфиной,

Татьяна в тишине лесов

Одна с опасной книгой бродит,

Она в ней ищет и находит

Свой тайный жар, свои мечты,

Плоды сердечной полноты,

Вздыхает и, себе присвоя

Чужой восторг, чужую грусть,

В забвенье шепчет наизусть

Письмо для милого героя…

Но наш герой, кто б ни был он,

Уж верно был не Грандисон (III, X).

Луна опять сопутствует образу Татьяны. Зимой она рано-рано встает при свечах,

когда ночная тень

Полмиром доле обладает,

И доле в праздной тишине,

При отуманенной луне…(II, XXVIII)

И между тем луна сияла

И томным светом озаряла

Татьяны бледные красы… (II, XX)

И сердцем далеко носилась

Татьяна, смотря на луну… (II, XXI)

Разумеется, при луне она пишет письмо Онегину – поступок, который мог осуществиться только ночью, в призрачном свете обманчивого и неверного ночного светила, порождающего в душах смятение и любовную горячку.

Сорочка легкая спустилась

С ее прелестного плеча…

Но вот уж лунного луча

Сиянье гаснет… (II, XXXII)

Поразительно, что в мире русской природы Татьяна ищет то же самое, что в книге: «тайну прелесть»:

Что ж? Тайну прелесть находила

И в самом ужасе она… (V, VII)

Пушкинское выражение – «тайная прелесть» – нужно понимать широко: и как прелесть, то есть полноту жизни, в которой содержится тайна, страшная и прекрасная, но в то же время и как соблазн, искушение (старославянское слово «прелесть» до сих пор в церковном языке означает влечение к греху и пребывание под его властью). В этом, последнем, смысле луна символизирует ночную природу души Татьяны, потому что в героине, конечно, есть и дневная сторона души – радостная, открытая миру и людям солнечная природа. Пушкин сравнивает ее с солнечным зимним днем:

На солнце иней в день морозный,

И сани, и зарею поздной

Сиянье розовых снегов… (V, IV)

В Татьяне должна победить и в конце концов побеждает солнечная сторона ее души – истинная прелесть, прелесть как полнота жизни в ее природном круговороте, когда дни в деревне катились за днями, менялись только времена года да церковные праздники, сопровождавшие природный цикл и свято соблюдавшиеся семейством Лариных:

У них по масленице жирной

Водились русские блины (…)

Подблюдны песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ

Зевая слушает молебен… (II, XXXV)

В этой неторопливой череде дней есть прелесть подлинной жизни. Душа Татьяны имеет какое-то внутреннее сродство с красотой природных пейзажей.

Любопытно, что, оказавшись в деревне, Онегин, этот городской житель и дитя цивилизации, проникается чувством причастности естественному ходу жизни. Он живет в размеренном неторопливом ритме, какой задает природный цикл смены времен года. Его времяпрепровождение – спокойная созерцательность и, с другой стороны, не слишком тягостное одиночество («Порой белянки черноокой // Младой и свежий поцелуй…»). Все потому, что из замкнутого мира изящных безделушек и модных химер герой попадает в большой, настоящий мир, который нельзя присвоить («Цветы, любовь, деревня, праздность, // Поля! я предан вам душой» (I, LVI)).

Книжный дендизм Онегина, поза Мельмота или Чайльд-Гарольда на фоне косогоров, полей, сосен, берез и рек настолько неестественны, что он о них забывает. Онегину нет надобности проглатывать это необъятное пространство большого мира Руси (ср. столкновение двух пушкинских эпиграфов перед II главой: «О rus» Hor. (О деревня! Гораций) и «О Русь!»). Онегин даже вписывается в него. Вот почему «Онегин живо тронут был» искренностью любовного письма Татьяны, пускай и насквозь книжного. Он не пожелал уничтожать «доверчивость души невинной», не стал так сказать «проглатывать» Татьяну, как петербургских «кокеток записных» или устриц, сбрызнутых лимоном. Наоборот, он «явил // Души прямое благородство», сохранив в тайне этот немыслимый с точки зрения светской морали поступок Татьяны – все потому, что пространство его личности расширилось и раздвинулось до просторов природного мира, который окружал его в деревне.

Впрочем, ценности подлинной жизни победили выморочный книжный дендизм в душе Онегина ненадолго. Широта Руси, на минуту открывшаяся ему в процессе жизни, не сумела излечить Онегина от привычки эгоистично всё разрушать. Он, недовольный истерическим видом Татьяны на ее именинах, мстит ей жестоко: заново вооружившись всеми достижениями «науки страсти нежной», он внушает Татьяне надежду и сразу же ухаживает за Ольгой, делаясь смертным врагом Ленского.

Книги и смерть – вот и еще одна тема пушкинского романа, объединяющая главных героев романа. Эта тема, будто музыкальная пьеса, все время меняет тональность: она обретает то трагический, то пародийный, то юмористический колорит. И в этом тоже осуществляется «алхимия» пушкинского слова по-русски.

В Петербурге Онегин, чтобы избавиться от скуки, в поисках очередной пищи для разочарованной души решил поглотить книжную премудрость («Себе присвоить ум чужой») и

Отрядом книг уставил полку,

Читал, читал. А всё без толку (…)

Как женщин, он оставил книги,

И полку, с пыльной их семьей,

Задернул траурной тафтой (I, XLIV).

Любопытно, что книги и женщины в мире Онегина отождествляются. И те и другие подобны трупу в гробу – за «траурной тафтой».

В финале Онегин, отвергнутый Татьяной, опять возвращается к книгам и всю зиму их читает. Однако в своем петербургском кабинете, у пылающего камина, Онегин, прошедший через муки совести после смерти Ленского и любовные страдания, через книжное, в определенном смысле мертвящее пространство прозревает иное, подлинное, жизненное пространство – деревню, письмо Татьяны, смерть Ленского «на талом снеге». Его воображенье «свой пестрый мечет фараон», снова и снова призывая Онегина на нравственный суд собственной совести, расставляя все точки над i:

Он меж печатными строками

Читал духовными глазами

Другие строки. В них-то он

Был совершенно углублен.

То были тайные преданья

Сердечной, темной старины,

Ни с чем не связанные сны,

Угрозы, толки, предсказанья,

Иль длинной сказки вздор живой,

Иль письма девы молодой (VIII, XXXVI).

То сельский дом – и у окна

Сидит она… и всё она! (VIII, XXXVII)

Подобный же путь, что и Онегин, проходит Татьяна. Духовный путь героев пушкинского «Евгения Онегина» к жизни и подлинным жизненным ценностям пролегает через книжное пространство. Сквозь буквы, строчки, чужие и чуждые мысли герой должен обрести себя, свою истинную личность. Душа как будто должна вылупиться из шелухи книжного яйца и выйти на свет Божий иной, сильной и уже не подверженной власти «чужих причуд истолкованья», спокойной и равнодушной к соблазнам двух-трех романов,

В которых отразился век,

И современный человек

Изображен довольно верно

С его безнравственной душой,

Себялюбивой и сухой,

Мечтанью преданной безмерно,

С его озлобленным умом,

Кипящим в действии пустом (VII, XXII).

Душа Онегина, выразившаяся на страницах, строчках и на полях байроновских поэм «Гяура» и «Дон-Жуана», в «Мельмоте-скитальце» Метьюрина, «Адольфе» Бенжамена Констана и пр. вполне материально, отгадывается Татьяной; озарение превращается в убеждение: «Уж не пародия ли он?»

Хранили многие страницы

Отметку резкую ногтей;

Глаза внимательной девицы

Устремлены на них живей.

Татьяна видит с трепетаньем,

Какою мыслью, замечаньем

Бывал Онегин поражен,

В чем молча соглашался он.

На их полях она встречает

Черты его карандаша.

Везде Онегина душа

Себя невольно выражает

То кратким словом, то крестом,

То вопросительным крючком (VII, XXIII).

Опыт прочтения книг Онегина послужил Татьяне горьким лекарством для исцеления от собственной книжности. Она начинает интуитивно постигать свою личность.

Последнее поражение Онегина – его тщетная попытка «поглотить» замужнюю Татьяну в Петербурге. Да, он любит ее по-настоящему. Но мыслит и чувствует по-прежнему. Ключевое слово в обиходном словаре Онегина – «блаженство». В первом объяснении с Татьяной – деревенской девочкой он говорит: «Но я не создан для блаженства». Как будто семья, которую он мог бы образовать с Татьяной, есть форма блаженства!

В письме к Татьяне он опять о своем: «Пред вами в муках замирать, // Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!» Что предлагает ей Онегин? Стать его любовницей! Подобная мелочь в сравнении с обретенной духовной вселенной, понятно, порождает отповедь Татьяны, вспомнившей о деревне, которую она называет «пустыней». Но и здесь, в Петербурге, она как в пустыне. На словах она хочет скрыться от петербургской «ветоши маскарада», вернуться в деревню, в прошлое, к полке своих книг, конечно, уже изжитых ею и оставленных. Туда обратного пути нет.

Одной из сюжетных линий романа в стихах «Евгений Онегин» служат отношения двух молодых людей – и .

По сути, Ленский и Онегин − герои противоположности. Но не было бы противостояния без единства. В них много общего. Оба были молодыми людьми дворянского происхождения. Оба рано остались без родителей и получили в наследство имение, став полноправными хозяевами. Правда, онегинское имение, полученное от отца, ушло за долги, зато ему досталось имение дяди. Оба молодых человека богаты, привлекательны, и представляли собой завидных женихов для уездных барышень. Оба приехали в имение почти одновременно: один из Германии, другой из Санкт-Петербурга. Для обоих честь и благородство не было пустым звуком. В политических вопросах придерживаются либеральных взглядов, и оба увлекаются философией и экономикой. Причем Онегин тут же постарался свои экономические познания применить на практике.

Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил…

Чем вызвал недовольство соседей. Молодые люди были не похожи на провинциальных помещиков, и те считали их обоих странными.

В чем был смысл жизни для Онегина и Ленского? Наверное, они и сами не смогли бы ответить на этот вопрос. Хотя с Ленским более-менее понятно. Со временем он женился бы на Ольге и вел свое хозяйство, постепенно дряхлея и становясь похожим на своих соседей.

А Онегин жил сегодняшним днем, не заглядывая в завтра. В литературной критике появилось выражение – лишние люди. Онегин был одним из них. Он не стремился создать семью. Не проявлял вообще никакого желания служить отечеству ни на гражданской, ни на военной службе. Евгений по-настоящему никого не любил, кроме самого себя, был ленив.

Несмотря на сходство некоторых взглядов и условий, в которых оказались Онегин с Ленским, молодые люди были совершенно разными. Попробуем осветить их основные различия.

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.

Камнем, прозой и льдом был Онегин, который считал, что к своим 26 годам успел познать жизнь и характер женщин. Онегин получил образование поверхностное. В отрочестве мусье не утруждал дитя занятиями. Достаточно было того, что «он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал». Философские познания Онегин приобрел самостоятельно, читая книги. Ленский со своим беспокойным характером, был как волна, страстным и энергичным. Он получил блестящее образование в Геттингенском университете. И в то время, когда Ленский изучал в Германии философию, экономику и прочие науки, Онегин в столице познавал «науку страсти нежной».

Ленский был поэтом, Онегин же

Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;

Ленский был восторженным мечтателем, влюбленным романтиком с искренней и чистой душой. Все его чувства и мысли были на поверхности, на лице. Онегин, напротив

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать.

Любовь, взаимоотношения с людьми были для него игрой.

Вполне возможно, если бы Ленский мог бы хоть вполовину подозревать в Онегине эту его способность, он не воспринял бы так остро злую шутку Онегина на именинах Татьяны. Но не умея кривить душой сам, Ленский не подозревал подобные таланты в других.

В поэме оттеняет и дополняет Онегина. Не нужно забывать о том, что между молодыми людьми значительная разница в возрасте. Каким был Онегин в 18, и каким бы стал Ленский в 26, мы не знаем. Пушкин ничего не говорит о первой любви Онегина. Была ли она, чем закончилась. Ведь не просто так, не от душевной лени Онегин стал скептиком. А может быть и от нее, родимой. Может быть, Онегин никогда не испытывал истинной любви к женщине, а только подражал героям прочитанных книг, да салонным ухажерам?

Полюбил ли Онегин Татьяну, когда встретился с ней в Петербурге? Или это было страдание уязвленного самолюбия? Он пытался завоевать расположение женщины, которую отверг когда-то. Пушкин, считает, что действительно любил, но сама Татьяна Онегину не верит. На все эти вопросы Пушкин не дает ответа, давая тем самым читателям пищу для размышления.

Роман «Евгений Онегин» был написан Александром Сергеевичем Пушкиным в 1823 – 1831 годах. Произведение является одним из наиболее значимых творений русской литературы – по словам Белинского это «энциклопедия русской жизни» начала ХІХ века.

Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин» относится к литературному направлению реализм, хотя в первых главах еще заметно влияние на автора традиций романтизма. В произведении есть две сюжетных линий: центральная – трагичная история любви Евгения Онегина и Татьяны Лариной, а также второстепенная – дружба Онегина и Ленского.

Главные герои

Евгений Онегин – видный юноша восемнадцати лет, выходец из дворянской семьи, получивший французское» домашнее воспитание, светский франт, знающий толк в моде, очень красноречивый и умеющий подать себя в обществе, «философ».

Татьяна Ларина старшая дочь Лариных, тихая, спокойная, серьезная девушка семнадцати лет, любившая читать книги и много времени проводить в одиночестве.

Владимир Ленский – молодой помещик, которому было «без малого осьмнадцать лет», поэт, мечтательная личность. В начале романа Владимир возвращается в родную деревню из Германии, где учился.

Ольга Ларина – младшая дочь Лариных, возлюбленная и невеста Владимира Ленского, всегда веселая и милая, она являлась полной противоположностью своей старшей сестры.

Другие персонажи

Княжна Полина (Прасковья) Ларина – мать Ольги и Татьяны Лариных.

Филипьевна – няня Татьяны.

Княжна Алина – тетка Татьяны и Ольги, сестра Прасковьи.

Зарецкий – сосед Онегина и Ларина, секундант Владимира на дуэли с Евгением, бывший картежник, ставший «мирным» помещиком.

Князь N. – муж Татьяны, «важный генерал», друг молодости Онегина.

Роман в стихах «Евгений Онегин» начинается с краткого авторского обращения к читателю, в котором Пушкин дает характеристику своего произведения:

«Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав» .

Глава первая

В первой главе автор знакомит читателя с героем романа – Евгением Онегиным, наследником богатой семьи, который спешит к своему умирающему дяде. Юноша «родился на берегах Невы» , его отец жил долгами, часто устраивал балы, из-за чего в итоге полностью лишился состояния.

Когда Онегин достаточно повзрослел, чтобы выйти в свет, высшее общество хорошо приняло юношу, так как он прекрасно владел французским языком, легко танцевал мазурку и умел непринужденно рассуждать на любые темы. Однако не науки и не блеск в обществе более всего интересовали Евгения – «истинным гением» он был в «науке страсти нежной» – Онегин мог вскружить голову любой даме, оставаясь при этом в дружественных отношениях с ее мужем и поклонниками.

Евгений жил праздной жизнью, гуляя днем по бульвару, а вечером посещая роскошные салоны, куда его приглашали известные люди Петербурга. Автор подчеркивает, что Онегин, «боясь ревнивых осуждений» , очень следил за своей внешностью, поэтому мог по три часа находиться перед зеркалом, доводя свой образ до совершенства. С балов Евгений возвращался уже утром, когда остальные жители Петербурга спешат на службу. К полудню юноша просыпался и снова

«До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра» .

Однако счастлив ли Онегин?

«Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум» .

Постепенно героем овладела «русская хандра» и он, словно Чайд-Гарольд появлялся угрюмый и томный в свете – «ничто не трогало его, не замечал он ничего» .

Евгений замыкается от общества, запирается дома и пытается писать сам, но у юноши ничего не получается, так как «труд упорный ему был тошен» . После этого герой начинает много читать, но понимает, что и литература не спасет его: «как женщин, он оставил книги» . Евгений из общительного, светского человека становится замкнутым юношей, склонным к «язвительному спору» и «шутке с желчью пополам» .

Онегин с рассказчиком (по словам автора, именно в это время они познакомились с главным героем) собирались уехать из Петербурга за границу, но их планы изменила смерть отца Евгения. Юноше пришлось отдать все наследство на уплату отцовских долгов, поэтому герой остался в Петербурге. Вскоре Онегину пришло известие, что его дядя при смерти и хочет попрощаться с племянником. Когда герой приехал, дядя уже умер. Как оказалось, покойный завещал Евгению огромное имение: земли, леса, заводы.

Глава вторая

Евгений жил в живописной деревне, его дом находился у реки, окруженный садом. Желая как-то себя развлечь, Онегин решил ввести в своих владениях новые порядки: заменил барщину «оброком легким» . Из-за этого соседи начали относиться к герою с опаской, считая, «что он опаснейший чудак» . При этом и сам Евгений сторонился соседей, всячески избегая знакомства с ними.

В это же время в одну из ближайших деревень из Германии вернулся молодой помещик Владимир Ленский. Владимир был натурой романтичной,

«С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт» .

Ленский писал свои стихи о любви, был мечтателем и надеялся раскрыть загадку цели жизни. В деревне Ленского, «по обычаю» , приняли за выгодного жениха.

Однако среди сельских жителей особое внимание Ленского привлекла фигура Онегина и Владимир с Евгением постепенно сдружились:

«Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень» .

Владимир читал Евгению свои произведения, рассуждал о философских вещах. Онегин с улыбкой слушал пылкие речи Ленского, но воздерживался от того, чтобы облагоразумить друга, понимая, что это за него сделает сама жизнь. Постепенно Евгений замечает, что Владимир влюблен. Возлюбленной Ленского оказалась Ольга Ларина, с которой юноша был знаком еще в детстве, и родители пророчили им свадьбу в будущем.

«Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила» .

Полной противоположностью Ольге была ее старшая сестра – Татьяна:

«Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива» .

Девушка не находила веселыми привычные девичьи забавы, любила читать романы Ричардсона и Руссо,

«И часто целый день одна
Сидела молча у окна» .

Мать Татьяны и Ольги княжна Полина в молодости была влюблена в другого – в сержанта гвардии, франта и игрока, однако без спроса родители ее выдали замуж за Ларина. Женщина сначала грустила, а после занялась хозяйством, «привыкла и довольна стала» , и постепенно в их семье воцарилось спокойствие. Прожив спокойную жизнь, Ларин постарел и умер.

Глава третья

Ленский начинает все вечера проводить у Лариных. Евгений удивляется, что нашел друг в обществе «простой, русской семьи» , где все разговоры сводятся к обсуждению хозяйства. Ленский объясняет, что ему более приятно домашнее общество, чем светский круг. Онегин спрашивает, может ли он увидеть возлюбленную Ленского и друг зовет его поехать к Лариным.

Возвращаясь от Лариных, Онегин говорит Владимиру, что ему было приятно познакомиться с ними, но его внимание больше привлекла не Ольга, у которой «в чертах жизни нет» , а ее сестра Татьяна «которая грустна и молчалива, как Светлана» . Появление Онегина у Лариных стало причиной сплетен, что, возможно, Татьяна и Евгений уже помолвлены. Татьяна понимает, что влюбилась в Онегина. Девушка начинает видеть в героях романов Евгения, мечтать о юноше, гуляя в «тишине лесов» с книгами о любви.

Как-то бессонной ночью Татьяна, сидя в саду, просит няню рассказать о ее молодости, о том, была ли женщина влюблена. Няня рассказывает, что ее выдали замуж по договоренности в 13 лет за парня моложе ее, поэтому старушка не знает, что такое любовь. Всматриваясь в луну, Татьяна решает написать Онегину письмо с признанием в любви на французском языке, так как в то время было принято писать письма исключительно на французском.

В послании девушка пишет о том, что молчала бы о своих чувствах, если бы была уверена, что сможет хоть иногда видеться с Евгением. Татьяна рассуждает, что если бы Онегин не поселился в их деревне, возможно ее судьба сложилась бы по-другому. Но тут же отрицает эту возможность:

«То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой» .

Татьяна пишет, что именно Онегин являлся ей во снах и именно о нем она мечтала. В конце письма девушка «вручает» Онегину свою судьбу:

«Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи,
Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором!»

Утром Татьяна просит Филипьевну передать Евгению письмо. Два дня от Онегина не было ответа. Ленский уверяет, что Евгений обещал посетить Лариных. Наконец Онегин приезжает. Татьяна, в испуге, убегает в сад. Немного успокоившись, выходит в аллею видит прямо перед собой стоящего «подобно грозной тени» Евгения.

Глава четвертая

Евгений, который еще в годы молодости был разочарован отношениями с женщинами, был тронут письмом Татьяны, и именно поэтому не хотел обмануть доверчивую, невинную девушку.

Встретившись в саду с Татьяной, Евгений заговорил первым. Юноша сказал, что его очень тронула ее искренность, поэтому он хочет «отплатить» девушке своей «исповедью» . Онегин говорит Татьяне, что если бы ему «приятный жребий повелел» стать отцом и супругом, то он бы не искал другой невесты, избрав Татьяну в «подруги дней печальных» . Однако Евгений «не создан для блаженства» . Онегин говорит, что любит Татьяну как брат и в конце его «исповедь» переходит в проповедь девушке:

«Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет» .

Рассуждая о поступке Онегина, рассказчик пишет, что Евгений поступил с девушкой очень благородно.

После свидания в саду Татьяна стала еще печальней, переживая из-за несчастной любви. Среди соседей проходят разговоры, что девушке уже пора замуж. В это время отношения Ленского и Ольги развиваются, молодые люди все больше времени проводят вместе.

Онегин же жил отшельником, гуляя и читая. В один из зимних вечеров к нему приезжает Ленский. Евгений расспрашивает друга о Татьяне и Ольге. Владимир рассказывает, что через две недели назначена их свадьба с Ольгой, чему Ленский очень рад. Кроме того, Владимир вспоминает, что Ларины пригласили Онегина в гости на именины Татьяны.

Глава пятая

Татьяна очень любила русскую зиму, в том числе крещенские вечера, когда девушки гадали. Она верила во сны, приметы и гаданья. В один из крещенских вечеров, Татьяна легла спать, положив под подушку девичье зеркальце.

Девушке снилось, что идет она по снегу во мгле, а перед ней шумит река, через которую переброшен «дрожащий, гибельный мосток» . Татьяна не знает, как его перейти, но тут с обратной стороны ручья появляется медведь и помогает ей перейти. Девушка пытается убежать от медведя, но «косматый лакей» следовал за ней. Татьяна, не в силах больше бежать, падает в снег. Медведь подхватывает ее и вносит в появившийся между деревьев «убогий» шалаш, сказав девушке, что здесь его кум. Опомнившись, Татьяна увидела, что находится в сенях, а за дверью слышится «крик и звон стакана, как на больших похоронах» . Девушка заглянула в щелку: там за столом сидели чудовища, среди которых она увидела Онегина – хозяина застолья. От любопытства девушка приотворяет дверь, все чудовища начинают тянуться к ней, но Евгений их отгоняет. Чудища исчезают, Онегин и Татьяна садятся на скамейку, юноша кладет голову девушке на плечо. Тут появляются Ольга и Ленский, Евгений начинает ругать незваных гостей, вдруг выхватывает длинный нож и убивает Владимира. В ужасе Татьяна просыпается и пытается растолковать сон по книге Мартына Задеки (гадателя, толкователя снов).

Именины Татьяны, в доме полно гостей, все хохочут, теснятся, здороваются. Приезжают Ленский с Онегиным. Евгения сажают напротив Татьяны. Девушка смущена, боится поднять глаза на Онегина, она уже готова расплакаться. Евгений, заметив волнение Татьяны, рассердился и решил отомстить Ленскому, который привел его на застолье. Когда начались танцы, Онегин приглашает исключительно Ольгу, не покидая девушку даже в перерывах между танцами. Ленский, видя это, «вспыхивает в негодовании ревнивом» . Даже когда Владимир хочет пригласить невесту на танец, оказывается, что она уже обещала Онегину.

«Не в силах Ленской снесть удара» – Владимир покидает праздник, думая о том, что решить сложившуюся ситуацию сможет только дуэль.

Глава шестая

Заметив, что Владимир уехал, Онегин потерял всякий интерес к Ольге и по окончанию вечера вернулся домой. Утром к Онегину приезжает Зарецкий и передает ему записку от Ленского с вызовом на дуэль. Евгений соглашается на дуэль, но, оставшись один, винит себя, что зря пошутил над любовью друга. По условиям дуэли герои должны были встретиться у мельницы до рассвета.

Перед дуэлью Ленский заехал к Ольге, думая ее смутить, но девушка радостно его встретила, чем развеяла ревность и досаду любимого. Весь вечер Ленский был рассеянным. Приехав от Ольги домой, Владимир осмотрел пистолеты и, думая об Ольге, пишет стихи, в которых просит девушку в случае его гибели прийти к нему на могилу.

Утром Евгений проспал, поэтому опоздал на дуэль. Секундантом Владимира был Зарецкий, секундантом Онегина monsieur Guillot. По команде Зарецкого юноши сошлись, и дуэль началась. Евгений первым поднимает свой пистолет – когда Ленский только начал целиться, Онегин уже стреляет и убивает Владимира. Ленский моментально умирает. Евгений в ужасе смотрит на тело друга.

Глава седьмая

Ольга не долго плакала по Ленскому, вскоре влюбилась в улана и вышла за него замуж. После свадьбы девушка вместе с мужем уехала в полк.

Татьяна же все никак не могла забыть Онегина. Однажды, гуляя ночью по полю, девушка случайно вышла к дому Евгения. Девушку дружелюбно встречает дворовая семья и Татьяну впускают в дом Онегина. Девушка, осматривая комнаты, «долго в келье модной как очарована стоит» . Татьяна начинает постоянно бывать в доме Евгения. Девушка читает книги возлюбленного, пытается по заметкам на полях понять, что за человек Онегин.

В это время у Лариных начинаются беседы о том, что Татьяну давно пора выдать замуж. Княжна Полина беспокоится, что дочь всем отказывает. Лариной советуют отвезти девушку на «ярмарку невест» в Москву.

Зимой Ларины, собрав все нужное, уезжают в Москву. Они остановились у старой тетки – княжны Алины. Ларины начинают разъезжать по многочисленным знакомым и родственникам, однако девушке везде скучно и неинтересно. Наконец Татьяну привозят на «Собранье» , где собралось много невест, франтов, гусаров. Пока все веселятся и танцуют, девушка, «не замечаема никем» стоит у колонны, вспоминая жизнь в деревне. Тут одна из тетушек обратила внимание Тани на «толстого генерала» .

Глава восьмая

Рассказчик вновь встречается с уже 26-летним Онегиным на одном из светских раутов. Евгений

«Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел» .

Перед этим Онегин долгое время путешествовал, но и это ему надоело, и вот, «он возвратился и попал, как Чацкий, с корабля на бал» .

На вечере появляется дама с генералом, которая привлекает всеобщее внимание публики. Эта женщина выглядела «тихо» и «просто» . В светской даме Евгений узнает Татьяну. Спрашивая у знакомого князя, кто эта женщина, Онегин узнает, что она жена этого князя и действительно Татьяна Ларина. Когда князь подводит Онегина к женщине, Татьяна совершенно не выдает своего волнения, тогда как Евгений потерял дар речи. Онегин не может поверить, что это та самая девочка, которая когда-то писала ему письмо.

С утра Евгению приносят приглашение от князя N. – супруга Татьяны. Онегин, встревоженный воспоминаниями, с нетерпением едет в гости, однако «величавая» , «небрежная Законодательница зал» словно не замечает его. Не выдержав, Евгений пишет женщине письмо, в котором признается ей в любви, завершая послание строками:

«Всё решено: я в вашей воле,
И предаюсь моей судьбе» .

Однако ответа не приходит. Мужчина отправляет второе, третье письмо. Онегина снова «поймала» «жестокая хандра» , он вновь заперся в кабинете и начал много читать, постоянно думая и мечтая о «тайных преданьях, сердечной, темной старины» .

В один из весенних дней Онегин без приглашения отправляется к Татьяне. Евгений застает женщину горько плачущую над его письмом. Мужчина падает к ее ногам. Татьяна просит его встать и напоминает Евгению как в саду, в алее она смиренно выслушала его урок, теперь же ее очередь. Она говорит Онегину, что тогда она была в него влюблена, но нашла в его сердце лишь суровость, хотя и не винит его, считая поступок мужчины благородным. Женщина понимает, что сейчас она во многом интересна Евгению именно потому, что она стала видной светской дамой. На прощание Татьяна говорит:

«Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна»

И уходит. Евгений «как будто громом поражен» словами Татьяны.

«Но шпор внезапный звон раздался,
И муж Татьянин показался,
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго… навсегда…» .

Выводы

Роман в стихах «Евгений Онегин» поражает своей глубиной мысли, объемностью описанных событий, явлений и характеров. Изображая в произведении нравы и быт холодного, «европейского» Петербурга, патриархальной Москвы и деревни – центра народной культуры, автор показывает читателю русскую жизнь в целом. Краткий пересказ «Евгения Онегина» позволяет ознакомиться только с центральными эпизодами романа в стихах, поэтому для лучшего понимания произведения рекомендуем ознакомиться с полным вариантом шедевра русской литературы.

Тест по роману

После изучения краткого содержания обязательно попробуйте пройти тест:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 23981.

Александра ПОЛЯН,
11-й класс, школа № 57,
Москва
(учитель - Н.А. Шапиро)

Готовимся к сочинению

Ленский и Татьяна

В романе «Евгений Онегин» наряду с центральным героем - Онегиным - ярко высвечены ещё два персонажа - Ленский и Татьяна. Автор отзывается о них с очевидной симпатией, любовно рассуждает об их судьбах, посвящает им множество лирических отступлений. Отношения с этими героями - самые важные события в жизни Онегина (по крайней мере, из включённых в сюжет романа); кроме того, эти персонажи чрезвычайно значимы для понимания образа автора: с Ленским он связывает один из периодов своей жизни, Татьяна предстаёт как идеал, неизменно сопутствующий автору.

О ба героя - Ленский и Татьяна - вводятся в сюжет романа во второй главе, где описывается начало жизни Онегина в деревне. Этим подчёркивается их принадлежность к мирку поместных дворян и обозначается противопоставление их Онегину, столичному жителю. Онегин - представитель петербургской "золотой молодёжи", привыкший к светской жизни; Татьяна и Ленский - помещики, воспитанные "в глуши", в узком кругу соседей (даже для Ленского, который учился в университете в Германии, жизнь, очевидным образом, ограничивается пределами деревни). Онегин скучает "средь модных и старинных зал", страдает от хандры; Ленский же и Татьяна не утратили пылкости чувств и не испытали разочарования в мире. Зато Онегин способен трезво, холодно и насмешливо смотреть на жизнь, он знает истинную цену окружающим его людям и обстоятельствам, а Ленский и Татьяна плохо представляют себе действительность, они больше живут воображаемой жизнью, перенося в реальность книжные ситуации.

Ленский и Татьяна вызывают у Онегина сходное отношение: он смотрит на них свысока, улыбаясь незрелости своих молодых знакомцев ("Простим горячке юных лет // И юный жар, и юный бред", - думает он о Ленском. "К беде неопытность ведёт", - предостерегает он Татьяну). Однако, несмотря на слегка насмешливое и снисходительное к ним отношение, Онегин может их понять и по-настоящему оценить.

Отношение автора к Ленскому и к Татьяне также похоже. Оба героя, безусловно, любимы. Однако интонация, с которой автор пишет о них, изменяется на протяжении романа, притом изменяется сходным образом. Вначале в ней сочетаются симпатия и ирония. Автор насмешливо подражает речи Ленского, обозначает его вкусы перечнем поэтических штампов:

Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы;
Он пел те дальние страны,
Где долго в лоно тишины
Лились его живые слёзы;
Он пел поблёклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет, -

и с улыбкой копирует язык романов, которые читает Татьяна: "Ты в руки модного тирана // Уж отдала судьбу свою", "Ты в ослепительной надежде // Блаженство тёмное зовёшь, // Ты негу жизни узнаёшь, // Ты пьёшь волшебный яд желаний", "Везде, везде перед тобой // Твой искуситель роковой"; даже свидание Татьяны и Онегина автор описывает этим языком: "Блистая взорами, Евгений // Стоит, подобно грозной тени".

Однако во второй половине романа интонация становится более серьёзной, утрачивает лёгкость и насмешливость. Убитый на дуэли Ленский без тени иронии оплакивается автором; новым, трагически пронзительным смыслом наполняются прежде вызывавшие лишь усмешку литературные штампы: "Младой певец // Нашёл безвременный конец! // Дохнула буря, цвет прекрасный // Увял на утренней заре, // Потух огонь на алтаре". О Татьяне автор отзывается всё более серьёзно и восхищённо: в конце романа она названа "милым идеалом".

Надо сказать, что оба героя оказываются удивительно значимыми в романе: их роль не ограничивается только участием в его сюжете. От них протягиваются нити за событийную ткань романа: образ поэта Ленского неизбежно вытягивает за собой образ другого поэта - автора (с одной стороны, противопоставленного Ленскому, а с другой - близкого и в чём-то родного ему). А за образом Татьяны смутно различается "та, которую автор не смеет тревожить лирой".

Таким образом, роль Татьяны и роль Ленского в образной системе романа сходны. Похоже строятся отношения к ним автора и центрального героя. Однако этим их сходство исчерпывается. Глубинные различия между ними проявляются уже в их взаимодействии со средой. Они оба порождены поместным дворянством, но относятся к нему по-разному: для Ленского неочевидна эта связь, соседи-помещики представляются ему идиллическим "домашним кругом", приютом для скитальца, которым он себя воображает. Татьяна же осознаёт, что она - дитя этой среды (в письме к Онегину она объединяет и себя, и своих родных и соседей местоимением "мы"). Она унаследовала от неё сердечность и простоту ("А мы... ничем мы не блестим, // Хоть вам и рады простодушно", - пишет она Онегину), однако ощущает своё одиночество и несходство с этой средой и с горечью жалуется: "Я здесь одна, // Меня никто не понимает"; она страдает и ненавидит свой круг (во сне соседи-помещики даже являются ей чудовищами).

О чень важная для Пушкина характеристика героя - это его отношение к природе. Ленскому природа представляется лишь как перечень отвлечённых понятий ("он рощи полюбил густые, // Уединенье, тишину, // И ночь, и звёзды, и луну"). Для Татьяны же природа - любимый друг, необходимый собеседник: перед отъездом из деревни она, "как с давними друзьями, // С своими рощами, лугами // Ещё беседовать спешит". Есть у Татьяны и постоянный спутник в природе - луна, при которой совершаются все важные для Татьяны события. Именно луну видит она в зеркале, выходя гадать, её она замечает, говоря с няней о своей любви; "смотря на луну", Татьяна задумывает письмо к Онегину, в "сумрак лунный" она посещает его усадьбу. Наконец, именно с луной она сравнивается в VII главе романа.

Для Ленского же луна - только "небесная лампада, // Которой посвящали мы // Прогулки средь вечерней тьмы, // И слёзы, тайных мук отраду…"

Ещё одна важная черта героев, оказывающаяся судьбоносной для них, - это их отношение к действительности. Ленский отказывается видеть её, считая, что где-то есть иная, лучшая жизнь. Он погибает при первой встрече с жизнью настоящей: чувствуя крушение своих представлений о ней (оказалось неправдой, что "друзья готовы // За честь его принять оковы // И что не дрогнет их рука // Разбить сосуд клеветника"), Ленский видит единственный возможный выход из сложившейся ситуации - выход, почерпнутый им из книг, - дуэль, где он должен либо умереть за свою честь, либо убить "развратителя".

Для Татьяны же не бывает таких однозначных и бесспорных решений, её постоянно терзают сомнения и поиски. И она способна правильно понять свою любовь к Онегину и не ожидать книжного развития событий. Она может переосмыслить, пересмотреть своё отношение к нему: если сначала он для неё может явиться только в двух ликах ("ангел-хранитель" или "коварный искуситель"), то позже она отвергает эту возможность однозначной оценки, пытается понять Онегина лучше, мучается вопросом: "Уж не пародия ли он?" - и, наконец, меняется с ним ролями в конце романа.

Только в связи с Татьяной в роман вводится проблема нравственности, верности и долга. Героиня оказывается способна преодолеть своё чувство, каким бы сильным оно ни было, чтобы не нарушить клятв верности. Такие муки сильной натуры незнакомы Ленскому. Примечательно, что главным качеством Ленского автор называет его "прямо гёттингенскую душу", в то время как Татьяна названа "русской душою". Очевидно, нравственные искания, постоянную эволюцию человека Пушкин связывает именно с русской натурой. А Ленский, из-за своего нежелания узнать жизнь погибший в первом столкновении с нею, навеки остающийся неизменным, статичным персонажем, воспринимается как что-то чуждое русскому характеру.

И так, Татьяна оказывается гораздо сложнее и глубже Ленского: она всё время пытается понять настоящую жизнь, не подменяя её своими представлениями о ней, как это делает Ленский; она способна принимать гораздо более сложные решения, чем он; наконец, она находится в постоянном изменении, нравственной эволюции, в то время как Ленский, так и не узнавший жизни, навсегда останавливается в своём развитии, "застывает". Именно с Татьяной связываются важнейшие темы и проблемы романа, именно она предстаёт носителем русского в этом романе - "энциклопедии русской жизни". Однако примечательно, что в конце романа вновь всплывает образ Ленского (неслучайно эти строки написаны его языком):

Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочёл её романа…

Автор по-новому смотрит на своего героя, ещё раз оценивает его (как Татьяна - Онегина), утверждая, что и в позиции Ленского есть определённая правота и что невозможно дать однозначную оценку такой натуре, как Ленский, и признать верной какую-либо одну точку зрения, один взгляд на жизнь.

Примечание: работа писалась в классе в течение четырёх часов.

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» по праву можно считать одним из лучших литературных произведений девятнадцатого века. На его страницах автор знакомит нас с главными героями - Евгением Онегиным и Татьяной Лариной. Оба персонажа, безусловно, заслуживают внимания. Чтобы ответить на вопрос о том, почему Онегин полюбил Татьяну, попробуем сначала понять, что собой представляет Евгений.

в начале романа

Особенности характера героя, его чувства, нрав и мысли открываются нам постепенно.

Евгений Онегин — типичный аристократ своего времени, дворянин. Он «понемногу, чему-нибудь» обучался французскими учителями и гувернерами, что дало ему возможность говорить обо всем поверхностно, с «видом знатока».

В свете Евгений пользовался успехом у дам. Сначала он был доволен тем, что умел произвести впечатление на представителей высшего общества, но постепенно им овладело равнодушие, на него напала хандра.

Герой пытается найти в жизни что-то интересное. Он начинает писать, но, как оказалось, не любит «труд упорный». Чтение тоже мало интересует его.

В деревню к больному дяде он приезжает, озлобленный на весь свет. Здесь Онегин и знакомится с семьей Лариных. К нему проникается чувствами старшая дочь этого семейства, милая провинциальная барышня. Чтобы понять, почему Онегин полюбил Татьяну, попробуем узнать больше об этой героине.

Образ Татьяны Лариной. Почему она выбрала Онегина

Пушкин очень любит свою героиню. Татьяна Ларина - чувствительная и сентиментальная девушка, воспитанная на романах. Это высокодуховная личность с богатым внутренним миром.

Пушкин выделяет Татьяну среди прочих действующих лиц, называя ее
«милым идеалом». Автор ценит способность чувствовать искренне. Татьяна любит видит ее необыкновенную красоту. С детства она стремится к уединению, читает французские книги о любви.

Почему именно Онегина полюбила Татьяна, понять несложно. Он - столичный франт, умеющий произвести впечатление, знающий, как тронуть сердце дамы.

Продолжаем наше сочинение. Почему Татьяна полюбила Онегина? На первый взгляд все понятно: «Душа ждала... кого-нибудь, И дождалась...». Однако чувства девушки глубоки, «Татьяна любит не шутя».

Что общего между Онегиным и Татьяной

Два персонажа, Онегин и Татьяна, казалось бы, совершенно разные: он уверен в себе, она - робкая; он знает свет, она - провинциальная скромная девушка. Однако в характере героини есть черты, которые присущи Онегину.

Во-первых, оба героя отличаются своеобразием и самобытностью характера. Во-вторых, нелюдимый Онегин, подобно Татьяне, чувствует себя одиноким в свете, тогда как она - чужая среди своих близких. В-третьих, они тоскуют из-за неудовлетворенности своим окружением. В-четвертых, герои понимают пустоту и пошлость провинциального и столичного обществ. На этих особенностях и строится сочинение.

Почему Татьяна полюбила Онегина? Девушка сделала Евгения героем своего романа неспроста. Она нашла в нем Однако мы ищем ответ на вопрос о том, Как нам известно, в ответ на признание девушки Евгений посоветовал ей научиться «властвовать собою». Итак, читаем роман дальше.

Вторая встреча

После дуэли с Ленским, как нам известно, Онегин покидает деревню. Он отправляется путешествовать. Проходит два года, прежде чем наш герой снова встречается с Татьяной Лариной. Онегин застает ее в Москве, она - светская дама, княгиня, которая составляет счастье своего мужа, ведет себя очень достойно, не позволяя себе «этих маленьких ужимок», «притязаний на успех». Все кругом восхищаются ею, в том числе и наш герой. Он пишет ей признание, на которое Татьяна отвечает, что, несмотря на любовь к Евгению, она отдана другому.

Почему Онегин теперь полюбил Татьяну

На этот вопрос сложно ответить однозначно. С одной стороны, сама Татьяна предполагает, что она теперь понравилась Евгению из-за определенного положения в высшем свете. Ее теперь «ласкает двор». Позор Татьяны смогли бы заметить все, что принесло бы Онегину «соблазнительную честь».

Тем не менее, в ней, скорее всего, говорит обида, ведь она признается, что любит Евгения.

Итак, почему Онегин полюбил Татьяну? Возможно, она просто вызвала в нем интерес как молодая светская женщина, которая гораздо привлекательнее провинциальной барышни. Кроме того, запретный плод всегда сладок, ведь Татьяна стала женой уважаемого всеми генерала. Она прекрасная и недоступная. Мы можем сделать вывод о том, что Евгений ее не любил.

Однако стоит вспомнить, как при первой встрече он сказал Ленскому, что выбрал бы Татьяну, а не Ольгу, если бы был поэтом. Это подтверждает, что Онегин видел в ней глубокую личность, способную вызвать истинные чувства, к которым сам герой на тот момент был не готов, боясь потерять «постылую свободу». Тем не менее, можно предположить, что своими словами Онегин пытался отвлечь внимание юного поэта от Ольги.

Скорее всего, Онегин действительно полюбил Татьяну, ведь таким искренним кажется его письмо к Лариной.



Последние материалы сайта