И.И. Левитан «Лесное озеро»
Тема: Подготовка к написанию сочинения по картине И. И. Левитана «Лесное озеро». Цели урока:
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.И.Левитана; развивать навыки анализа картины; способствовать эмоциональному восприятию произведений искусства; воспитывать эстетический вкус; развивать речь учащихся, умение логически излагать свои мысли; развивать образное мышление; обогатить словарный запас учащихся; развивать умение излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
Учащиеся познакомятся с творчеством Исаака Ильича Левитана, научатся правильно составлять план сочинения, подбирать выразительные средства, научатся описывать картину, логически излагать текст.
Картинная галерея
Исаак Ильич Левитан жил и работал в России сто лет назад.
Он писал пейзажи - картины, изображающие природу.
В них он стремился передать настроения, переживания, которые вызывает у человека природа.
Картины И. И. Левитана хранятся в Третьяковской галерее
в Москве, в Русском музее
в Петербурге, в музеях других городов России.
Сегодня нам предстоит открыть удивительный мир русской живописи. Мы познакомимся с творчеством выдающегося русского живописца И.И.Левитана, увидим его картины.
Работа по картине И. Левитана «Лесное озеро»
Обратимся к картине.
– Великий итальянский художник Л. Да Винче сказал: “Живопись– поэзия, которую видят, а поэзия – живопись, которую слышат”.
«Унылая пора! Очей очарование!» - так писал об осени А.С. Пушкин. Осень вдохновляла поэтов и живописцев на создание шедевров. Особенно остро певцы природы ощущали красоту этого времени года вдали от города – в лесу, среди бескрайних полей, на берегу озера. Осень стала одной из ведущих тем в творчестве русского художника И.И. Левитана.
И.И. Левитан«Лесное озеро»
Что ты видишь на переднем плане картины, а что вдали?
Создаётся впечатление, что в картине растворяется передний план. Он расплывается в глубине озера, в котором отражаются вершины деревьев, окруживших его вокруг. Всё внимание зрителя приковывает глубина картины, то есть её задний план.
Какое время года и какое время дня изобразил художник? Объясни, почему ты так думаешь.
Художник изобразил осень. Преобладание тёмных тонов, даёт возможность сделать вывод, что это вечернее время заката. Жёлтые и освещённые закатными солнечными лучами сосны очерчивают округлые края берега.
Расскажи о воде озера. Всегда ли так ярко, как на картине И. И. Левитана, отражаются в воде берега?
В центре картины художник написал чистое глубокое озеро. Этим автор пытался обратить внимание зрителя именно на главный его предмет, которому уделялось особое внимание при написании картины – к озеру.
Лесное озеро в глуши. Осенним небом дышит. И удивляться не спешит, Что лес прозрачнее и выше. Загадочно листвой шуршит. А ветер воду чуть колышет, Как будто он чего-то ищет, Или о чём-то говорит Но сонно озеро молчит. Возможно, ждёт чего-то свыше? Когда скользящие лучи, Коснутся волн, как мотыльки. Чтоб их живые огоньки, Как стаи птиц, ………………сорвались с крыши, Раскрасить хмурые деньки.
Лесное озеро
Наталья Мурадова
Какие краски использовал И. И. Левитан, создавая эту картину?
Какие чувства вызвала
у тебя эта картина?
Если бы ты попал на берега этого озера, что бы ты там делал?
Как ты думаешь, какие звуки мог бы ты услышать на берегу озера?
Какие ещё картины И. И. Левитана ты видел?
Природа была главной темой Левитана. В картинах этого замечательного художника скромная русская природа оживала, запомнилась и полюбилась всем, кто знаком с его творчеством.
Он чувствовал волшебную природу, слышал восхитительную музыку, проникался ее удивительной тишиной.
Когда-то в «Родной речи» Прошла с картиной встреча И в памяти яркА! Что может быть попроще? Берёзовая роща, Осинки, луг, река. Ах, «Золотая осень»! Красива неба просинь, Деревня вдалеке, Вода в реке светлеет, И озимь зеленеет. И так тепло щеке, И наплывают грёзы,
И. И. Левитан
Золотая осень. 1895 г.
Когда прижмусь к берёзе На миг один щекой. А сердце встрепенётся И радостно забьётся От красоты такой!
Иван Есаулков
И. И. Левитан Осень. 1897 г.
На первом плане слева ель Вошла ветвями в акварель. Правее образуют сетку Деревьев тонких, голых ветки. Кой-где хранят они листы. А краски нежны и чисты. Осенний день, спокойный, серый, В своей прозрачен атмосфере. Задумчивая тишина В пейзаже этом нам видна. В нём много грусти и печали. Пустынны берега и дали, Где то ли лес, не то холмы На фоне неба видим мы.
Вот, зритель, мы и посмотрели У Левитана акварели! И осень на одной видна – Как замечательна она! В картине очень поэтична, Очаровательна, лирична И выразительна река: Её пустынны берега, Засыпанные сплошь листвою; Река пленяет синевою.
Иван Есаулков
И. И. Левитан
Осень. Яркий день
Как хороша была работа Под лучезарно-ярким небом! Пейзажа русского раздолье! В картине на переднем плане Плетень, за ним пустое поле, А справа от плетня – поляна. Горят осенние деревья, За ними – избы и усадьбы. Закончит обмолот деревня – Тогда рекой польются свадьбы. Сегодня день такой погожий И ярко-солнечный при этом. Хотя и осень, но, похоже, Что наступило бабье лето!
Хотя и осень, но, похоже, Что наступило бабье лето. Сегодня день такой погожий И ярко-солнечный при этом! Зажгли свои костры деревья, Пожар их небо отражает. Дождалась от полей деревня Невиданного урожая.
Снопы просушат, обмолотят – И снова люди будут с хлебом.
Иван Есаулков
Речевая подготовка
на переднем плане, здесь, справа, слева, вблизи, вдали, вверху.
Г) Словарь
Составление плана сочинения
План.
1. Художник и его картина.
2. Описание картины И. Левитана ”Лесное озеро”.
3. Моё отношение к картине.
Сочинение по картине И.И. Левитана «Лесное озеро»
Картина «Лесное озеро» была написана И.И. Левитаном в 1889 году. На ней изображён осенний пейзаж.
В центре картины художник написал чистое глубокое озеро. И.И.Левитан использовал холодные тона.
На переднем плане картины изображены высокие сосны с вечнозелёной хвоей. Они ярко отражаются с обрывистого берега в прозрачной воде озера.
Вдали по обоим берегам ярким золотом горит берёзовая роща. Воздух прозрачен и свеж. Лучи холодного осеннего солнца скользят по жёлтым, зелёным, пурпурным макушкам деревьев.
Эта картина вызвала печальное чувство прощания с летом.
Сочинение по картине И.И. Левитана «Лесное озеро»
Широко раскинулось озеро на картине И.И. Левитана. В нём, как в зеркале, отражаются деревья. Вдоль берега, как большая дружная семья стоят сосны. Большие сосны, как папы, мамы, бабушки и дедушки, а маленькие - это малыши.
На заднем плане - деревья, как - будто села Жар - птица и распустила свой красочный хвост. А на правом берегу, где темно, деревья играют в прятки с солнцем. Глядя на эту картину, я попал в этот тихий, сказочный мир. Я услышал пение птиц, шуршание листьев и легкие всплески воды. Так и сидел бы и слушал эту волшебную песню природы.
Список использованных источников
http://stihi.ru/2010/09/27/2195
http://www.stihi.ru/2012/10/02/5921
http://www.stihi.ru/2013/09/29/2005
http://www.stihi.ru/2012/09/19/3154
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 8 г. Моздока
Сук Наталия Ивановна
В четвёртом классе много работ по развитию речи. В своей работе я часто использую презентации.
4 класс «Школа России» Русский язык
Сочинение по картине
И.И.Левитана
« Золотая осень»
Всем ребятам дан звонок,
он зовёт нас на урок.
Встанем, подравняемся,
С трудностями справимся.
Ответьте на вопросы:
Какое сейчас время года?
Какие признаки осени вы знаете?
Какие стихи об этом времени года вы знаете?
Осень на опушке
Краски разводила,
По листве тихонько
Кистью проводила.
Пожелтел орешник,
И зарделись клёны.
В пурпуре осинки,
Только дуб – зелёный.
(Е. Трутнева)
Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900)
И.И.Левитан « Осень. Октябрь »
И.И.Левитан «Осень. Река »
И.И.Левитан
«Осенний пейзаж»
Наша осень, правда, золотая,
Как её иначе назову?
Листья помаленьку облетая,
Устилают золотом траву.
Е. Благинина
Художник-
Пейзажист
Мастер кисти
Живописец
Картина-
Пейзаж
Полотно
План
Замените неточные слова:
Солнечные лучи природу.
Молодые березки сплошь золотистой листвой.
Розоватые легкие облака плавают по нежно-голубому небу.
освещают
покрыты
плывут
Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы
ле.кие
тра.ка
пр.хладный
т.чение
б.л.ствольные
р.зн.цветная
Распространите предложения
Пришла осень.
Течет река.
Синеет небо.
Падают листья.
3. Что вы видите на переднем плане? 4. Что вы видите вдали?
( На переднем плане картины…)
опорные слова
с медленным течением
5. Мои чувства и отношение к картине.
(Эта картина вызывает…)
опорные слова:
Двадцать четвёртое сентября.
Сочинение.
«Золотая осень».
Итог урока
Домашнее задание
Т. с. 19, Упр. 2
Разделы: Русский язык , Начальная школа , Конкурс «Презентация к уроку»
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока:
Ход урока
Постановка учебной задачи.
Ребята, сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение по картине. Мы будем учиться понимать, какую важную роль играет искусство в жизни человека, как оно помогает нам познать окружающий мир.
(Приложение. Слайд 1) «Знакомьтесь: певец русской природы – художник Исаак Ильич Левитан».
Ребята, вы видите портрет художника, написавшего картину «Золотая осень». Картина была написана, когда ему было всего 19 лет. В 1880 году в Москве на выставке эту картину увидел и приобрёл Павел Михайлович Третьяков, создатель знаменитой картинной галереи.
(Приложение. Слайд 2) «Восприятие картины».
Давайте внимательно рассмотрим картину. Нам поможет пробудить чувства, эмоции, воображение музыка П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года». (Звучит запись отрывка произведения.)
(Приложение. Слайд 3) Беседа по содержанию картины.
(Приложение. Слайд 4) Задание на развитие творческого воображения.
Что общего между картиной И.И.Левитана и стихотворением А.С.Пушкина.
Ученик читает отрывок из стихотворения.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
- (И в стихах Пушкина, и на картине Левитана мы видим красоту осенней природы).
(Приложение. Слайд 5) Коллективное составление плана сочинения.
(Приложение. Слайд 6) Словарно-орфографическая работа.
(Приложение. Слайд 7) Представьте себе, что вы присутствуете в тех местах, которые изображены на картине И.И.Левитана «Золотая осень». Ответьте на вопросы.
(Приложение. Слайд 8) Написание сочинения. (Структура сочинения.)
Написание сочинения.
Литература:
Урок № 15 Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу, вид, а так же описание природы в литературном произведении. Художник разговаривает с людьми без слов, мазками, линиями, цветом.
Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда больше о нём не вспоминать. Когда Левитан учился в Москве в художественном училище, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла.
Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей работе он относился очень строго. За 25 лет написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Для своих произведений он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы. Его картины - это картины волшебника, художника, любящего свою страну.
БОЛЬШАЯ ВОДА 1896 г.
МАРТ.1895 г.
ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН. 1892 г.
10
11
По большей части Левитан выбирал такие мотивы, когда в природе происходят изменения в её состояния. Художник обостренно чувствовал жизнь природы. Он писал: “Мало написать землю, надо передать чувства в этой земле”. Его любовь к родине, к родной русской природе и определила столь поэтическое ее восприятие.
12
Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин. Одной из самых любимых публикой картин является эта «Золотая осень», хотя она и не столь уж характерна для творчества художника - слишком ярко, смело, мажорно выполнена она. Возможно, что и сам Левитан был не вполне удовлетворен ею, ибо через год написал еще одну картину с тем же названием, но написанную более мягко, нежно, хрустально... ИСААК ЛЕВИТАН Долина реки. Осень. 1896
13
Золотая осень
14
Про него можно было сказать словами поэта: С природой одною он жизнью дышал, Ручья разумел лепетанье, И говор древесных листов понимал, И чувствовал трав прозябанье. Русская природа была единственной темой произведений Левитана.
15
Какое настроение вызывает у вас пейзаж? Что вы чувствуете, глядя на картину? Какое состояние передает художник? Приходилось ли вам испытывать нечто подобное? Когда? Почему автор дал картине такое красивое название? Ребята, хотелось бы вам оказаться в том месте, которое изобразил художник? Почему? Подумайте, как автор добился того, чтобы вы смогли почувствовать всё это?
16
1) Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину? 2) Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа 3) Что изображено на переднем плане 4) Сравните цвет воды в речке у левого берега с цветом на дальнем плане. 5) Почему? Как вы думаете? 6) Что растет по берегам речки? 7) Почему осень на картине названа золотой? Объясните выражение: “В багрец и золото одетые леса”. Что это значит? 8) Когда лес бывает золотым, таким, как он изображён на картине Левитана, в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду? 9) Все ли деревья одеваются в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными? 10) Сравните ближние берёзки с берёзкой, которая стоит у поворота реки. Почему окраска у них разная? 11) Что мы видим на высоком берегу вдали картины? Почему крестьянские дома такие маленькие? 12) Какое впечатление на вас производит картина? Что в ней особенно красиво?
17
План 1. Художник И.И. Левитан и его картина. 2. Осенний день. 3. Деревья в золотом наряде. 4. Лесная речка. 5. Моё впечатление о картине.
18
Рассмотрите небо и речку. Опишите их. Небо: голубое, с белыми облаками, чистое. Река: неширокая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением.
19
Рассмотрите деревья и траву. Опишите их. Деревья: жёлтые, золотые, разноцветные, нарядные, пёстрые, красивые. Трава: сухая, жёлтая, бурая.
20
Опишите поле и деревушку. Поле: раздольное, зелёное, свежее, как бархатный мягкий коврик. Деревушка: маленькая дальняя.
21
Подбери красочные определения к словам: Пора (осень)- День – Воздух – дивная, восхитительная, чудесная, прекрасная; солнечный, замечательный, чудный; свежий, чистый, прозрачный, как стекло.
22
Подбери синонимы к словам. картина – художник – создает – сияет – полотно, репродукция, произведение; пейзажист, живописец, мастер; пишет; сверкает, блестит, играет.
23
Сочинение Черновик. Я редактирую. Чистовик.
24
Пример сочинения Перед нами репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень». Это пейзаж ясного дня. Солнечные лучи ярко освещают природу. Молодые берёзки сплошь покрыты золотой листвой. Розоватые лёгкие облака плывут по нежно – голубому небу. Слева, на высоком берегу реки, показана небольшая берёзовая рощица. Справа изображена речка, убегающая вдаль. На переднем плане река. Вода в реке тёмно – синяя, а вдали – голубая. Одиноко стоящая берёзка определяет поворот реки. На заднем плане видны крестьянские домики. Они маленькие и тёмные. Около них зеленеют поля, на которых взошли озимые. Вся картина Левитана пронизана светом. Здесь нет тёмных, мрачных цветов. Преобладают яркие, сочные краски: синяя, голубая, красная, золотистая. Смотришь на полотно и словно ощущаешь прохладный, бодрящий осенний воздух. Пейзаж не вызывает грусти. Вместе с художником мы любуемся, восхищаемся красотой родного края.
25
На полотне И.И. Левитана «Золотая осень» мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Узкая речка с невысокими берегами пересекает картину вертикально, помогая глазу зрителя увидеть перспективу. Четкими вертикальными мазками художник показывает движение воды. Перед нами березовая рощица. Береза - очень живописное дерево. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих пейзажах. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета: желтый, золотистый оранжевый. Они такие яркие, что сначала кажется: вся картина написана разными тонами желтого цвета. Но это лишь на первый взгляд. Присмотревшись, мы видим, что и трава на переднем плане еще зеленая, только начала желтеть. И дальнее поле, за которым виднеется несколько деревенских домов, еще зеленое. И рощица на правом берегу еще бодро зеленеет. Но наше внимание приковано именно к желтым березкам. Их листва трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворенное, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает красотой. Мы любуемся вместе с художником красотой родного края, которая всегда влекла русских художников.
26
Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано
остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что
впоследствии он старался никогда больше о нём не
вспоминать. Когда Левитан учился в Москве в художественном
училище, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в
училище, так как не имел своего угла.
В разных странах законы определяют статус языков терминами государственный, официальный, иногда национальный. В государствах, где население пользуется более чем одним языком, официальный статус, как правило, имеют несколько языков. Так, например, в Швейца
Арамейское письмо использовалось для написания текста на одноименном языке, на котором велись торговые сделки на Ближнем Востоке примерно с 1000 г. до н. э. и до 1000 г. н. э. Оно происходит от финикийского письма. Поскольку эволюция от одного к другому б
Обмен веществ. Все живые организмы обладают способностью извлекать, преобразовывать и использовать энергию окружающей среды либо в виде питательных веществ, либо в форме солнечного излучения. Во внешнюю среду они возвращают продукты распада и преобразова
Все мы убеждены в том, что способны видеть то, что находится перед нами, точно восстанавливать в памяти важные события из прошлого, сознавать пределы своих знаний и правильно определять причинно-следственные отношения. Однако эти интуитивные убеждения час
Основными средствами называется то имущество, которое используется в качестве средств труда более 12 месяцев, стоимостью от 100 000 рублей. Учет основных средств в 1С 8.3 автоматизирован на 100%. Сначала в 1С Бухгалтерия для ОС оформляется . Далее их прин
"1С:Предприятие 8" помогло крупнейшему в Татарстане сельскохозяйственному предприятию "Сет иле" на 30% улучшить выполнение производственного плана Специалисты компании "1С:Первый БИТ" (Казань) завершили внедрение системы "1С:Бухгалтерия сельскохозяйственн