История русской литературы 19 века 3 часть. Составитель и научный редактор проф. В.И.Коровин

02.05.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Ю. В Лебедев.

История русской литературы XIX века. В трех частях. Часть 1 1800-1830-е годы

Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 (050301) – «русский язык и литература». В учебнике даются современные подходы в освещении основных этапов историко-литературного процесса.

В соответствии с новыми данными филологической науки пересматривается традиционная периодизация историко-литературного развития, расширяется и уточняется представление о ренессансной природе русского реализма.

Введение

О национальном своеобразии и духовных основах русской классической литературы XIX века

М. Горький писал: «В истории развития литературы европейской наша юная литература представляет собой феномен изумительный; я не преувеличу правды, сказав, что ни одна из литератур Запада не возникала в жизни с такою силою и быстротой, в таком мощном и ослепительном блеске талантов… нигде на протяжении неполных ста лет не появилось столь яркого созвездия великих имен, как в России… Наша литература – наша гордость…»

«Пока жива и здорова наша поэзия, до тех пор нет причины сомневаться в глубоком здоровье русского народа», – писал критик Н. Н. Страхов, а его единомышленник Аполлон Григорьев считал русскую литературу «единственным средоточием всех наших высших интересов». По словам Н. Г. Чернышевского, наша литература была возведена в достоинство общенационального дела, объединившего наиболее жизнеспособные силы русского общества. Она была не только «изящной словесностью», но и основой духовного бытия нации. Русский писатель относился к своему творчеству по-особому: оно было для него не профессией, а служением. «Учебником жизни» называл литературу Чернышевский, а Лев Толстой впоследствии удивлялся, что эти слова принадлежат не ему, а его идейному противнику.

Вера в божественную, преобразующую мир силу художественного слова.

Художественное освоение жизни в русской классической литературе никогда не превращалось в сугубо эстетическое занятие, оно всегда преследовало живую духовно-практическую цель. Русский писатель В. Ф. Одоевский так сформулировал смысл своей писательской работы: «Мне бы хотелось выразить буквами тот психологический закон, по которому ни одно слово, произнесенное человеком, ни один поступок не забываются, не пропадают в мире, но производят непременно какое-либо действие; так что ответственность соединена с каждым словом, с каждым, по-видимому, незначащим поступком, с каждым движением души человека». Слово воспринималось нашими писателями «не как звук пустой, а как дело – чуть ли не столь же “религиозно“, как и древним карельским певцом Вейнемейненом, который „делал пением лодку“. Эту веру в чудодейственную силу слова таил в себе и Гоголь, мечтая создать такую книгу, которая сама, силой лишь высказанных в ней, единственно и неоспоримо верных мыслей должна преобразовать Россию», – замечает современный мыслитель Г. Д. Гачев.

Главному герою своего романа «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин неспроста дает кличку Иудушка, вызывающую прямые ассоциации с Иудой Искариотом, предавшим Иисуса Христа за тридцать сребреников. Он получает такое прозвище за постоянное надругательство над словом. Салтыков-Щедрин, русский православный христианин и просветитель, верит в божественную природу и божественную силу человеческого слова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Евангелие от Иоанна, гл. 1, ст. 1-5).

Весь колорит романа «Господа Головлевы» окрашен в серые, пасмурные тона, и по мере движения сюжета к финалу сумерки в нем сгущаются, а действие прерывается в глухую, темную, метельную мартовскую ночь. Этот темный фон – отражение главной художественной мысли писателя: смысл жизни господ Головлевых – надругательство над святыней, данной Богом человеку, над светоносной, духовной природой Слова.

Атмосфера всеобщей лжи особенно тяжело переживалась человеком, для которого слово было Богом. «Как ни страстно привязан я к литературе, однако должен сознаться, что по временам эта привязанность подвергается очень решительным испытаниям, – с горечью писал сатирик во время работы над романом. – Когда прекращается вера в чудеса – тогда и самые чудеса как бы умолкают. Когда утрачивается вера в животворящие свойства слова, то можно с уверенностью сказать, что и значение этого слова умалено до металла звенящего. И кажется, что именно этого мы и достигли». Лживое обращение человека со словом Салтыков-Щедрин приравнивал к самому злостному богохульству.

Классик украинской литературы Иван Франко, вспоминая годы своей молодости, писал: «…Если произведения литератур европейских нам нравились, волновали наш эстетический вкус и нашу фантазию, то произведения русских мучили нас, задевали нашу совесть, пробуждали в нас человека…»

Не внешний жизненный успех, не богатство, не мнение в глазах окружающих, не звания и чины, а внутренний мир человека независимо от его положения в обществе, жгучая христианская совестливость оказались в центре внимания нашей классической литературы. И за этим стояла высота православно-христианских идеалов, которая нашу классику питала, на которой воспитывались многие поколения русских писателей. Наш замечательный философ середины XIX века И. В. Киреевский писал об этом так: «Западный человек искал развитием внешних средств облегчить тяжесть внутренних недостатков. Русский человек стремился внутренним возвышением над внешними потребностями избегнуть тяжести внешних нужд».

Хотя высота духовных идеалов, утверждаемых нашей классикой, признана во всем мире, в советский период, как в академическом, так и в школьном ее изучении, при всех неоспоримых и общепризнанных успехах, наметился один существенный и досадный перекос. Делался неизменный акцент на обличительном, критическом пафосе русских писателей, на срывании ими «всех и всяческих масок». Этот акцент даже закрепился в названии художественного метода, которым они пользовались, – «критический реализм». В забвении оставались духовно-созидательные, нравственные идеалы. Поскольку атеизм был у нас официальной доктриной и «религией», идеалы русских писателей стыдливо умалчивались или оставались в тени, ибо природа их и не могла быть иной, кроме христианской, да еще и православной в русском ее качестве и существе.

Невозможно без существенных оговорок переносить на русский исторический процесс ту модель развития, какая характерна для литератур Западной Европы. К нашей классике, поскольку она решала широкие ренессансные задачи национального самоопределения значительно позднее, в XIX веке, неприложима схема традиционного развития зрелых европейских литератур: от реализма эпохи Возрождения к барокко, затем к классицизму – сентиментализму – романтизму. На материале русской литературы эта схема не работает. В творчестве зрелого Лермонтова, например, романтические по своей ориентации произведения (поэмы «Мцыри» и «Демон») соседствуют с реалистическими («Герой нашего времени»). А потому романтизм и реализм у него сохраняют яркую национальную специфику. Русский реалист использует опыт романтического освоения мира во всем его объеме, но одновременно расширяет этот объем, показывая трагизм существования замкнутой в самой себе романтической личности. А с другой стороны, русский реализм не ограничивает представление о реальности жизни только чувственным опытом, обращаясь к правде духовного зрения, духовного видения мира.

Об этих и других сложных проблемах нашего литературного развития мы будем говорить конкретно, раскрывая их в творчестве каждого отдельного писателя. Они еще не разработаны в полной мере в отечественном литературоведении, а потому перед молодыми исследователями и ценителями русской классической литературы на этом невозделанном поле предстоит немало труда и творческих открытий.

Мезиер А. В. Русская словесность с XI по XIX столетия включительно. – Ч. 2. – СПб., 1902;

Владиславлев И. В. Русские писатели XIX-XX столетий. Опыт библиографического пособия по новейшей русской литературе. – 2-е изд., перераб. и допол. – М., 1913;

Муратова К. Д. История русской литературы XIX века: Библиографический указатель. – М.; Л., 1962;

Русские писатели. 1800-1917. Библиографический словарь. – Т. 1-4 (издание продолжается). - М., 1989-1999;

Русские писатели. XIX век. Библиографический словарь. В 2 ч. – 2-е изд., дораб. – М., 1996.

Общие труды

История русской литературы XIX в. / Под ред. Д. Н. Овсяннико-Куликовского. – М., 1908-1910. – Т. 1-5.;

История русской литературы. – М.; Л., 1941-1956. – Т. 1 – 10;

История русской литературы. – В 3 т. – М.; Л., 1962-1965;

История русской литературы. – В 4 т. – Л., 1980-1983;

История всемирной литературы. – В 9 т. – М., 1990. – Т. 7 (разд. 1);

Цейтлин Л. Г. Русская литература первой половины XIX века. – М., 1940;

История русской литературы XIX века / Под ред. проф. Ф. М. Головенченко и проф. С. М. Петрова. – М., 1960. – Т. 1;

Мезенцев П. А. История русской литературы XIX века (первая половина). – М., 1963;

Ревякин Л. И. История русской литературы XIX века. Первая половина. – М., 1981; А. Н.

Соколов. История русской литературы XIX века. – Т. 1. – 2-е изд. – М., 1965;

История русской литературы XIX-XX веков. Краткий очерк. – М., 1983;

История русской литературы XIX века. 1800-1830-е годы / Под ред. В. Н. Аношкиной и С. М. Петрова. – М., 1989;

Теплинский М. В. История русской литературы XIX века. – Киев, 1991;

Лебедев Ю. В. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М., 2002. – Ч. 1;

История русского романа. В 2 т. – Л., 1962;

История русской поэзии. В 2 т. – Л., 1968-1969;

Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. - Л., 1973. История русской литературы XIX века / Под ред. проф. В. И. Коровина. В 3 ч. – М., 2005.

О национальном своеобразии и духовных основах русской литературы

Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. – М., 1972;

Берковский Н. Я. О мировом значении русской литературы. – Л., 1975;

Купреянова Е. Н., Макогоненко Г. П. Национальное своеобразие русской литературы: Очерки и характеристики. – Л., 1976;

Кожинов Вадим. Размышления о русской литературе. – М., 1991;

Дунаев М. М. Православие и русская литература. – М., 1997. – Вып. 1-2;

Христианство и русская литература. – СПб., 1996. – Сб. 1-2.;

Ильин И. А. Гении России // Ильин И. А. Собрание сочинений в десяти томах. – М., 1997. – Т. 6. – Кн. 3; Русская литература и религия: Сб. научных трудов. – Новосибирск, 1997; Русская литература XIX века и христианство. – М., 1997; Бухкин П. Православная церковь и русская литература в XVIII-XIX веках (проблема культурного диалога) – СПб., 1996;

Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. – Петрозаводск, 1994. – Вып. 1;

Евангельский текст в русской литературе XVIII-XIX веков: Сб. научных трудов. – Петрозаводск, 1998. – Вып. 2;

Котельников В. А. Православные подвижники и русская литература. На пути к Оптиной. – М., 2002;

Троицкий В. Ю. Словесность в школе. – М., 2000.

Литературный процесс первой четверти XIX века

Русская литературно-общественная мысль первой четверти XIX века.

Ведущим литературным направлением в странах Западной Европы начала XIX века является пришедший на смену классицизму, просветительскому реализму и сентиментализму романтизм. Русская литература откликается на это явление своеобразно. От романтизма западноевропейского типа она многое заимствует, но при этом решает проблемы собственного национального самоопределения. Русский романтизм имеет по сравнению с западноевропейским еще и свою специфику, свои национально-исторические корни. А кроме того, перед русской литературой начала XIX века стоит давно решенная в литературах стран Запада проблема создания зрелого литературного языка, существенно осложняющая русское литературное развитие. В чем же заключается сходство русского романтизма с западноевропейским и каковы его национальные отличия?

Конец XVIII века в истории христианской Европы был ознаменован глубоким социальным катаклизмом, взорвавшим до основания весь общественный порядок и поставившим под сомнение веру в человеческий разум и мировую гармонию. Кровавые потрясения Великой французской революции 1789-1793 годов, наступившая вслед за ними эпоха наполеоновских войн, установившийся в результате революции буржуазный строй с его эгоизмом и меркантильностью, с «войною всех против всех» – все это заставило усомниться в истине просветительских учений XVIII века, обещавших человечеству торжество свободы, равенства и братства на разумных началах.

В опубликованном в 1794 году письме «Мелодора к Филалету» Н. М. Карамзин отмечал: «Конец нашего века почитали мы концом главнейших бедствий человечества и думали, что в нем последует важное, общее соединение теории с практикою, умозрения с деятельностию, что люди, уверясь нравственным образом в изящности законов чистого разума, начнут исполнять их во всей точности и под сению мира, в крове тишины и спокойствия, насладятся истинными благами жизни. О Филалет! Где теперь сия утешительная система?… Она разрушилась в своем основании!…Век просвещения! Я не узнаю тебя – в крови, в пламени не узнаю тебя, среди убийств и разрушения не узнаю тебя!…» Люди конца века потрясены случившимся. «Вот плоды вашего просвещения! – говорят они, – вот плоды ваших наук, вашей мудрости!…Да погибнет же ваша философия!» И бедный, лишенный отечества, и бедный, лишенный крова, и бедный, лишенный отца, или сына, или друга, повторяют: «Да погибнет!» И доброе сердце, раздираемое зрелищем лютых бедствий, в горести своей повторяет: «Да погибнет!»

Восприятие событий Французской революции как вселенской катастрофы было характерно и для Радищева в его последнем предсмертном произведении – оде «Осьмнадцатое столетие» (1801-1802), и для Д. И. Фонвизина в последней его комедии «Выбор гувернера» (1790), где «равенство состояний» он назвал «вымыслом ложных философов, кои красноречивыми своими умствованиями довели французов до настоящего их положения».

М.: 200 5 ; Ч.1 - 480с., Ч.2 - 528с., Ч.3 - 543с.

Учебник «История русской литературы XIX века» в 3-х частях охватывает период с начала и до конца столетия. В нем помещены обзорные главы, посвященные состоянию общественной мысли и литературной жизни в России в разные исторические периоды, условно подразделяемые на три временных отрезка: 1795-1830-е («От предромантизма к романтизму. Зарождение и формирование реализма»), 1840-1860-е («От романтизма к реализму. Реализм») и 1870-1890-е («Реализм. Отголоски романтизма. Новые литературные веяния») годы. Так как наиболее глубокие изменения в развитии русской литературы были связаны с художественными прорывами, совершенными великими писателями, то творчество этих писателей рассматривается в так называемых «монографических главах», опять-таки условно отнесенных к тому или иному периоду. Общая идея учебника состоит в том, чтобы последовательно проследить путь русской литературы от господства жанрового мышления через мышление стилями при сохранении «памяти жанра» до торжества индивидуально-стилевых систем.

В помощь студентам при усвоении курса «История русской литературы XIX века» в учебнике сообщаются основные понятия, используемые при изучении каждой темы, вопросы, систематизирующие полученные знания, и научно-справочная литература, необходимая для изучения. В конце 3-й части приводятся примерные темы самостоятельных занятий, примерные темы курсовых и дипломных работ, справочные, теоретические и историко-литературные труды, относящие ко всему курсу в целом.

Часть 1 (1795 - 1830гг.)

Формат: doc

Размер: 2,4 Мб

Скачать: drive.google

Часть 2 (1840 - 1860гг.)

Формат: doc

Размер: 2,5 Мб

Скачать: drive.google

Часть 3 (1870 - 1890гг.)

Формат: djvu

Размер: 7,4 Мб

Скачать: drive.google

Часть 3 (1870 - 1890гг.)

Формат: pdf

Размер: 53,1 Мб

Скачать: drive.google

ЧАСТЬ 1.
Введение
Глава 1 . Литературное движение 1800-1830-х годов
Исторические события
Состояние литературы
Поэзия
Состояние прозы
Драматургия
В.А. Озеров
«Беседа любителей русского слова» и «Арзамас». Полемика о литературном языке
Основные понятия
Вопросы и задания
Литература
Глава 2 . В.А. Жуковский 1783–1852
Понятие об элегии и ее разновидностях. «Сельское кладбище»
«Певец во стане русских воинов»
«Море»
Понятие о лирическом герое и поэтике Жуковского
Нравственный пафос поэзии Жуковского. «Теон и Эсхин»
Жанр баллады
Русские баллады. «Людмила»
«Светлана»
Античные баллады
Средневековые («рыцарские») баллады
Творчество последних лет
Основные понятия
Вопросы и задания
Литература
Глава 3 . К.Н. Батюшков 1787–1855
Ученический период
Творческий взлет. «Маленькая философия»
Лирика 1809–1811 годов
«Вакханка»
«Мои пенаты»
Лирический герой
Духовный кризис. Крах «Маленькой философии»
Преодоление кризиса. Лирика 1812–1816 годов. Эпическая, или историческая, элегия
«На развалинах замка в Швеции»
«Судьба Одиссея»
«К другу»
«Опыты в стихах и прозе»
Лирика 1817–1821 годов. Антологические стихотворения
«Умирающий Тасс»
«Из греческой антологии»
«Подражания древним»
«Школа гармонической точности»
Основные понятия
Вопросы и задания
Литература
Глава 4 . Литературное творчество декабристов
Поэзия декабристов. П.А. Катенин. Ф.Н. Глинка
Поэзия К.Ф. Рылеева
Думы
Жанр думы и понятие о романтическом историзме декабристов
Поэма «Войнаровский»
Поэзия А.И. Одоевского
Художественная проза декабристов
Драматургия декабристов
Декабристская критика
Основные понятия
Вопросы и задания
Литература
Глава 5 . И.А. Крылов 1769–1844
Жанр басни в понимании Крылова
Отражение в баснях философских, социальных и нравственных взглядов Крылова
Своеобразие басен и новаторство Крылова
Основные понятия
Вопросы и задания
Литература
Глава 6 . А.С. Грибоедов 1795–1829
Творческая история комедии «Горе от ума»
Замысел комедии «Горе от ума» и комедийная традиция
«Горе от ума» и «Мизантроп» Мольера
Конфликт в комедии «Горе от ума». Классицистические правила и их обновление
Чацкий как комическое и трагическое лицо. Пушкин о комедии и о Чацком
Софья, Молчалин, Репетилов и др
Основные понятия
Вопросы и задания
Литература
Глава 7 . А.С. Пушкин 1799–1837
Лицейское творчество (1813–1817)
Петербургский период творчества (1817–1820)
Южная ссылка (1820–1824)
Ссылка в Михайловское (1824–1826)
После ссылки, или середина жизни (1826–1830)
Жанр поэмы. «Полтава» (1828)
1830-е годы (1830–1837). Болдинские осени 1830 и 1833 годов
Лирика 1830–1837 годов
Баллада
Сказки
Поэмы
Роман в стихах «Евгений Онегин» (9 мая 1823 – 25 сентября 1830)
Драматургия. «Маленькие трагедии», или «Опыт драматических изучений»(1830)
Прозаические произведения
Основные понятия
Вопросы и задания
Литература
Глава 8 . Е.А. Баратынский 1800–1844
Начало творчества
Ранняя лирика и поэма «пиры» (1820)
Элегия 1820-х годов
«Эда» (1824) и другие поэмы
Лирика 1827–1833 годов
Основные понятия
Вопросы и задания
Литература

ЧАСТЬ 2
Предисловие
Глава 1
Денис Давыдов (1784–1839)
Поэты пушкинского круга
П. А. Вяземский (1792–1878)
А. А. Дельвиг (1798–1831)
Н. М. Языков (1803–1847)
Поэты-любомудры
Д. В. Веневитинов (1805–1827)
С. П. Шевырев (1806–1864)
А. С. Хомяков (1804–1860)
Поэты-романтики второго ряда
Поэты кружка Станкевича (И. Клюшников (1811–1895), В. Красов (1810–1854), К. Аксаков (1817–1860))
А. Ф. Воейков (1779–1839)
И. И. Козлов (1779–1840)
A. Ф. Вельтман (1800–1870)
В. И. Туманский (1800–1860)
Ф. А. Туманский (1799–1853)
А. И. Подолинский (1806–1886)
В. Г. Тепляков (1804–1842)
В. Г. Бенедиктов (1807–1873)
А. И. Полежаев (1804–1838)
А. В. Кольцов (1809–1842)
Основные понятия
Вопросы и задания
Литература
Глава 2
Жанровая типология русской романтической повести
Историческая повесть
«Предромантическая» историческая повесть. «Славенские вечера» В. Т. Нарежного
Историческая повесть декабристов
Тема Новгорода в декабристской повести
Тема Ливонии в исторической повести декабристов
Исторические повести Н. А. Полевого (1796–1846)
История в повестях А. Корниловича (1800–1834), А. Крюкова (1803–1833), О. Сомова (1793–1833) и др
Фантастическая повесть
Специфика романтической фантастической повести и ее генезис
Типология фантастической романтической повести
Повести А. Погорельского (1787–1836)
Повести В. Ф. Одоевского (1803–1869)
Повести О. И. Сенковского (1800–1858)
Светская повесть
Повести А. А. Бестужева-Марлинского (1797–1837)
Светские повести В. Ф. Одоевского
Повести «КняжнА Мими». «КняжнА Зизи»
Бытовая повесть
Повести о «Гении» (художнике)
Историко-героические повести А. А. Бестужева-Марлинского
Повести Н. Ф. Павлова (1803–1864)
Основные понятия

Литература
Глава 3
Лирика 1828–1833 годов. Общий характер. Жанровое своеобразие
«Ангел» (1831)
«Русалка» (1832)
«Еврейская мелодия» (1836)
«К*» («Я не унижусь пред тобою…») (1832)
«Парус» (1832)
Поэмы 1828–1832 и 1833–1836 годов
«Измаил-Бей» (1832)
Исторические поэмы
«Последний сын вольности» (1831)
«Боярин Орша» (1835–1836)
Иронические и юнкерские поэмы
Проза 1828–1832 и 1833–1836 годов
«Вадим» (1832)
«Княгиня Лиговская»
Драматические произведения
«Menschen und leidenschaften» («Люди и страсти») (1830)
«Странный человек» (1831)
«Два брата» (1834–1836)
«Маскарад» (1835–1836)
Поэтический язык Лермонтова
Лирика 1837–1841 годов
«Родина» (1841)
«Бородино» (1837)
«И скушно и грустно» (1840)
«Дума» (1838)
«Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840)
«Валерик» (1840)
«Благодарность» (1840)
«Ветка Палестины» (1838)
«Когда волнуется желтеющая нива…» (1837)
«Молитва» (1839)
«Молитва» (1837)
Объективно-сюжетные стихотворения
«Казачья колыбельная песня» (1840)
«Поэт» (1838)
«Пророк» (1841)
«Смерть поэта» (1837)
«Не верь себе» (1839)
«Журналист, читатель и писатель» (1840)
«Выхожу один я на дорогу…» (1841)
Поэмы 1837–1841 годов
«Песня про… купца Калашникова» (1837)
«Тамбовская казначейша» (1838)
«Беглец» (1837–1838?)
«Мцыри» (1839)
«Демон» (1841)
«Сказка для детей» (1841)
«Герой нашего времени» (1838–1840)
Автор, повествователь и герой
Философия, сюжет и композиция романа
Жанровые традиции и жанр романа
Образ Печорина
Грушницкий, Максим Максимыч и другие
Основные понятия
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература
Глава 4
Детские и юношеские годы. Первые литературные опыты
Поэма «Ганц Кюхельгартен». Первые годы в Петербурге
«Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832). Структура и композиция цикла. образы рассказчиков
Повесть «Страшная месть»
Повесть «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»
Цикл повестей «Миргород» (1835)
Анализ повестей с точки зрения их места в общем замысле цикла
Повесть «Старосветские помещики»
Фантастическая повесть «Вий»
«Арабески» (1835). Статьи Гоголя по истории и искусств
Цикл «Петербургские повести» (1835–1842)
Комедии Н. В. Гоголя. Поэтика комического
«Ревизор» (1836). Замысел и источники комедии
Жанровое новаторство комедии «Ревизор»

История русской литературы XIX века. Часть 3. 1870-1890 годы Прокофьева Наталья Николаевна

ЧАСТЬ 3 (1870-1890 годы)

ЧАСТЬ 3 (1870-1890 годы)

Допущено Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература»

УДК 821.161.1(075.8+091)“1879/1890” ББК 83.3(2Рос=Рус)1-8я73-1 И90

А.П. Ауэр, H.JI. Вершинина, JI.A. Капитанова, В.И. Коровин, Л.М. Крупчанов, Е.В. Николаева, О.Э. Подойницына, H.H. Прокофьева, С.В. Сапожков, С.В. Тихомиров,

О.И. Федотов, Е.Г. Чернышева

История русской литературы XIX века. В 3 ч. Ч. 3 (1870- И90 1890 годы) : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 032900 «Рус. яз. и лит.» / [А.П. Ауэр и др.] ; под ред. В.И. Коровина. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 543 с. - (Учебник для вузов).

ISBN 5-691-01408-0.

ISBN 5-691-01411-0 (Ч.З).

Агентство CIP РГБ.

Часть 3 учебника посвещена творчеству JI.H. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова.

Учебник предназначен студентам филологических факультетов, преподавателям вузов и школ.

УДК 821.161.1(075.8+091)“1870/1890” ББК 83.3(2Рос=Рус)1 -8я73-1

ISBN 5-691-01408-0 ISBN 5-691-01411-0 (Ч.З)

ООО «Гуманитарный издательский центр

ВЛАДОС», 2005

Серия «Учебник для вузов» и серийное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2005 Макет. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2005

Из книги Новые работы 2003-2006 автора Чудакова Мариэтта

ПОКОЛЕНИЕ 1890-х ГОДОВ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ Много лет назад, а именно в начале 1960-х годов, в жизни огромной страны, вооруженной не хуже высокоразвитых стран, но по качеству повседневной жизни своих рядовых граждан едва достигнувшей уровня слаборазвитых, происходили

Из книги Русские поэты второй половины XIX века автора Орлицкий Юрий Борисович

К. Григорьян Из статьи «Русская поэзия 1880-1890-х гг.» В 80-е гг. и последующие десятилетия особой популярностью в передовых слоях русского общества пользовалась поэзия Семена Яковлевича Надсона (1862–1887), отразившая не только переживания, сомнения и тревоги ее творца, но и

Из книги Рецензии автора Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

ЗАПИСКИ Е. А. ХВОСТОВОЙ. 1812–1841. Материалы для биографии М. Ю. Лермонтова. СПб. 1870 ПРОШЕДШЕЕ И НАСТОЯЩЕЕ. Из рассказов князя Ю. Н. Голицына. СПб. 1870 С некоторого времени мы открываем собственную Америку. Эта Америка - наше прошлое, и притом очень недавнее. Есть люди, которые

Из книги Мир глазами фантастов. Рекомендательный библиографический справочник автора Горбунов Арнольд Матвеевич

Записки Е. А. Хвостовой. 1812–1841. Материалы для биографии М. Ю Лермонтова, СПб. 1870 Прошедшее и настоящее. Из рассказов князя Ю. Н. Голицына, СПб. 1870 ОЗ, 1871, № 1, отд. «Новые книги», стр. 48–54 (вып. в свет - 17 января). Без подписи. Авторство указано и аргументировано путем анализа

Из книги Мысль, вооруженная рифмами [Поэтическая антология по истории русского стиха] автора Холшевников Владислав Евгеньевич

Карел ЧАПЕК (1890–1938) Среди произведений чешского писателя К. Чапека - романы, пьесы, новеллы, путевые записки, публицистические и философские статьи. В основном он известен как фантаст и сатирик. Первая книга рассказов К. Чапека вышла в 1917 г.В 1920 г. появилась его пьеса

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

Б. Л. Пастернак (1890–1960) 36. Зима Прижимаюсь щекою к воронке Завитой, как улитка, зимы. «По местам, кто не хочет - к сторонке!» Шумы-шорохи, гром кутерьмы. «Значит - в «море волнуется»? В повесть, Завивающуюся жгутом, Где вступают в черед, не готовясь? Значит - в жизнь?

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 2. 1840-1860 годы автора

ПАСТЕРНАК Борис Леонидович 29. I(10.II).1890, Москва - 30.V.1960, Переделкино Можно сказать, что Борис Пастернак родился под крылом Серебряного века. Наиболее близки к его творчеству были три поэта: Анненский, Блок и Рильке. В ранние годы он испытал влияние Андрея Белого.Отец Бориса

Из книги История русского романа. Том 2 автора Филология Коллектив авторов --

Екатерина Евгеньевна Дмитриева, Людмила Анатольевна Капитанова, Валентин Иванович Коровин и др История русской литературы XIX века. Часть 2: 1840-1860

Из книги Собрание сочинений. Т.26. Из сборников: «Поход», «Новый поход», «Истина шествует», «Смесь». Письма автора Золя Эмиль

ГЛАВА I. РОМАНИСТЫ 1880–1890–Х ГОДОВ Отличительной особенностью периода 80–90–х годов в истории русского романа является его переходный характер. Это были годы окончательного крушения идеалов народничества 60–70–х годов. Бурное развитие капиталистических отношений в

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 3. 1870-1890 годы автора Прокофьева Наталья Николаевна

1890 © Перевод С. Рошаль ЖЮЛЮ ЛЕМЕТРУ Париж, 9 марта 1890 г.Я очень польщен, дорогой собрат, и чуть смущен опубликованной статьей о «Человеке-звере», так как в ней содержатся очень серьезные похвалы, даже для человека, который слывет гордецом.Но в особенности меня восхитило то,

Из книги История русской литературы XX века. Том I. 1890-е годы – 1953 год [В авторской редакции] автора Петелин Виктор Васильевич

ГЛАВА 14 ЛИТЕРАТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ 1880-1890-х ГОДОВ Два исторических события стоят у истоков литературной эпохи 1880- 1890 -х годов. Первое - открытие памятника A.C. Пушкину в Москве 6 июня 1880 г. и всенародные торжества, этой дате сопутствующие. Второе - убийство народовольцами 1

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

ГЛАВА 15 ПОЭЗИЯ 1880-1890-х ГОДОВ Пожалуй, трудно найти в истории русской поэзии период более противоречивый и более забытый, и, как следствие, менее всего изученный, чем поэтическое двадцатилетие 1880-1890-х годов. Недаром чаще всего его называют поэтическим «безвременьем». В

Из книги автора

ГЛАВА 16 ПРОЗА 1880-1890-х ГОДОВ В 80-90-е годы русская проза XIX в. подошла к завершающей стадии своего развития. Накопившаяся художественная энергия давала все возможности для самого решительного движения вперед, но эта решительность была приостановлена двумя трагическими

В учебнике по-новому рассматривается литературный процесс середины XIX века: выделены не только обличительно-реалистические тенденции, но и романтическо-лирические, утверждающие высокие нравственные ценности. Изучение творчества корифеев литературы сопровождается осмыслением художественного процесса в целом, литературных объединений и школ, читательских мнений, своеобразия бытования творчества писателей. В обновленном четвертом издании учебника расширены философско-этические и аксиологические аспекты анализа. Заново написана глава об И.С. Тургеневе, написано заключение, обновлены проблемные задачи изучения литературы, библиографические списки и др. Теоретический материал сопровождается заданиями для самостоятельной работы студентов, обеспечивающими требования компетенций «знать», «уметь», «владеть».

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.


Последние материалы сайта