Нам с детства приходится слышать о зверствах немецких захватчиков, в частности о расстрелах и жестоком обращении с советскими военнопленными. И тут надо признать, что да, такие эпизоды имели место быть на войне, но скорее как исключения или ответная мера на действия партизан и жестокость со стороны советских солдат по отношению к немцам, попавшим в плен. Но чего вы точно не увидите по телевизору или в учебниках по истории, так это фактов о гуманном отношении немецких военнослужащих к пленным красноармейцам. Ну не принято у нас придавать врагу человеческий облик, ведь чем ужасней враг, тем больше славы и почёта достанется его победителям. А в лучах этой славы меркнут и собственные преступления против человечности. Мы в свою очередь предлагаем вам ознакомиться с материалом, который доказывает, что немецкие солдаты и врачи оказывали медицинскую помощь пленным и мирным гражданам оккупированной территории СССР и направляли захваченный советский медперсонал в лагеря военнопленных, где их работа была востребована. Хотя, конечно, найдутся и те, кто скажет, что фото постановочные, и вообще, всё это геббельсовская пропаганда. Им мы посоветуем и дальше учить историю по советским и российским фильмам о Великой Отечественной.
Бойцы дивизии СС "Дас Рейх" оказывают медицинскую помощь раненому красноармейцу. Курск. 1943 г.
Среди виноградников под беспощадным палящим солнцем лежало много раненых русских. Лишенные возможности утолить жажду, они ожидали смерти на открытом месте. Германскому медицинскому персоналу стало необходимым попытаться спасти их, и из лагерей для военнопленных были доставлены российские врачи и медсестры, чтобы помочь в прочесывании холмов в поисках раненых русских солдат. Русским врачам пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить легко раненных больных пойти в медицинские пункты. Иногда приходилось прибегать к помощи выдернутых из земли кольев на виноградниках, чтобы принудить раненых двинуться в направлении медпунктов. (с) Бидерман Готтлоб - В смертельном бою. Воспоминания командира противотанкового расчёта. 1941-1945.
Медики 260-й пехотной дивизии вермахта оказывают помощь пленным раненным красноармейцам. Район деревни Романищи Гомельской области.
В полевом госпитале кипит работа. Не раздумывая, я сразу же присоединяюсь. Пока мы оперируем, в лазарет непрерывной чередой идут Иваны. Сдав оружие, они сдаются сами. Видимо, в их рядах пронесся слух, что мы не причиняем вреда военнопленным. За несколько часов наш лазарет обслуживает свыше ста военнопленных. (с) Ханс Киллиан - В тени побед. Немецкий хирург на восточном фронте 1941–1943.
Немцы оказывают первую помощь советскому полковнику из 5-й Гвардейской танковой армии. Курск, июль 1943 г.
А главного врача я прошу незамедлительно отправить эту свирепую даму (попавшего в плен советского фельдшера – ред.) в лагерь военнопленных. Там срочно требуются русские врачи. (с) Ханс Киллиан - В тени побед. Немецкий хирург на восточном фронте 1941–1943.
Два офицера люфтваффе перевязывают руку раненому пленному красноармейцу. 1941 год.
Были периоды многодневных атак русских. Погибшие и раненые были с обеих сторон. Своих мы каждый вечер пытались вытаскивать. Мы также забирали в плен русских раненых, если они были. На второй или третий день ночью, мы услышали как на нейтральной полосе кто-то стонет по-русски: "мама, мама". Я с отделением выполз искать этого раненого. Было подозрительно тихо, но мы понимали, что русские тоже выползут за ним. Мы его нашли. Этот солдат был ранен в локоть разрывной пулей. Такие пули были только у русских, хотя они были запрещены. Мы ими тоже пользовались, если захватывали у русских. Мои солдаты стали оказывать ему помощь, а я выдвинулся вперед и наблюдал за русской стороной. В пяти метрах от себя я увидел русских, тоже примерно отделение. Мы открыли огонь, а русские кинули в нас гранату. Русские отступили, мы тоже отошли, забрав раненого. Мы его отнесли на перевязочный пункт. Там его прооперировали и отправили дальше, наверное в Старую Руссу. У нас раненых отправляли не сразу в госпиталь в Германию, а как минимум через три госпиталя по дороге, и каждый был лучше, выше уровнем, чем предыдущий. В первом, возле линии фронта, была только первичная обработка, грубая, дальше лучше. (c) Выдержка из интервью с Клаусом Александром Диршка.
Немец оказывает медицинскую помощь советскому пленному.
После взятия Севастополя там лежали сотни тысяч русских раненых, которым нужна была помощь. И тогда мой знакомый военный врач добился, чтобы ему разрешили забрать пленных русских врачей из лагеря военнопленных, - и они лечили раненых и население. Немецкие врачи сделали больше, чем русские! Они спасли много жизней. И совсем по другому было, когда русские вошли сюда, в Германию. Они ничего не делали, никого не спасали. Еще с немецкой стороны никогда не было изнасилований, как в Восточной Пруссии! Вы об этом точно что-то слышали, - там немецкое гражданское население, крестьяне, были убиты, а женщины изнасилованы, и все убиты. Это вызвало ужасное отвращение в Германии и очень сильно увеличило волю к сопротивлению. Молодые люди, 16-17-летние школьники были призваны, чтобы остановить это насилие с востока. Это конечно вещь, которая как большой колокол, пробудила инстинкт самосохранения нации, - эти неприятные вещи, которые там происходили. То же самое в Катыни, - русские годами это отрицали, они говорили, что это сделали немцы. Там было очень много грязи! (c) Выдержка из интервью с Дреффсом Йоханнесом
Эсэсовец оказывает помощь бойцу Красной Армии.
В Аполиновке, к северу от Днепропетровска, местное русское население лечилось у нашего голландского доктора, гауптштурмфюрера СС, совершенно бесплатно. (с) Выдержка из интервью с Яном Мюнком.
Heмeцкий вoeнвpaч ocмaтpиваeт больного ребёнкa. Орловская область. 1942 год.
Медики из состава дивизии СС "Мертвая Голова" оказывают помощь болеющим советским детям, которых матери привели на открытый в деревне немцами медицинский пункт. СССР. 1941 г.
Немецкий солдат перевязывает раненую русскую девушку. 1941 год.
Конец 1943г. Санитары Вермахта заботятся о русских беженцах, спасающихся от Красной армии.
Герой Советского Союза майор Яков Иванович Антонов из 25-го ИАП в немецком плену, в окружении германских летчиков, после оказания медицинской помощи.
Медик и пилоты истребительной эскадры люфтваффе оказывают помощь сбитому советскому пилоту.
Медики 5-й дивизии СС «Викинг» оказывают помощь раненому красноармейцу.
Немецкий солдат перевязывает красноармейца, взятого в плен в районе станции Титовка Мурманской области.
Немецкий пехотинец помогает раненому красноармейцу.
Немецкие солдаты помогают раненому противнику. Сталинград.
Солдаты СС у раненого советского летчика самолета У-2, сбитого на Курской дуге.
Санитар горных егерей осматривает рану пленного красноармейца.
Сцена отъезда Ростовых из Москвы занимает несколько глав третьего тома романа.Семья Ростовых медленно и вяло готовится к отъезду из Москвы.По улицам Москвы едут телеги с ранеными. Наташа видит их из окна и предлагает офицерам остановиться у них в доме, так как они все равно уезжают из Москвы скоро. Раненые располагаются в доме Ростовых. Графиня упрашивает мужа ехать завтра, чтобы увезти из Москвы Петю и тем самым помешать ему участвовать в сражении.Слуги Ростовых принимают у себя еще одного раненого. Им оказывается Андрей Болконский, который, по словам его камердинера, очень слаб. Добрый граф Ростов освобождает несколько телег от имущества, чтобы на телегах могли уехать раненые солдаты. Графиня Ростова сердится на графа за его поступок, потому что она считает, что доброта графа разоряет их семью. Наташа просит мать позволить вместо вещей увезти из Москвы побольше раненых военных. Ростовы уезжают из Москвы и увозят с собой раненых. В одной из колясок едет раненый Болконский. В сложный драматический момент для Москвы, России семья Наташи Ростовой спасает собственное имущество – дочери на выданье. Никто не понимает драматизма ситуации. И только Наташа внутренним чутьем угадывает противоестественность поступков, действий и понимает, что происходит и что надо делать: она "закричала", горло ее задрожало от судорожных рыданий", "боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, она повернулась и стремительно бросилась по лестнице","как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери". Наташа бросилась к матери с требованием отдать подводы для раненых: Это нельзя… это ни на что не похоже, вы посмотрите только что на дворе… Маменька! Этого не может быть!"Но почему-то молчит граф. Кульминацией в эпизоде является сцена, где граф, скрывая слезы гордости за свою дочь, прячет лицо и произносит: -Яйца… Яйца курицу учат…Троеточие… И пауза… Пауза, которая говорит о многом, порой больше слов…,как и троеточие.Это необходимо, чтобы понять, осмыслить графу ("сквозь счастливые слезы обнял жену, которая рада была скрыть свое пристыженное лицо…), графине слова, поведение Наташи, которая оказалась мудрее, сильнее в этой жизненной ситуации и испытать чувство гордости и счастья за воспитание дочери.В финальной сцене автор прибегает к сравнению."Соня, не перестававшая хлопотать хлопотала тоже: но цель ее хлопот была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; старалась захватить как можно больше", и "раненые с бледными радостными лицами" окружавшие подводы, мужики с изменившимся настроением помогающие сгружать вещи, и Наташа, умело распоряжавшаяся всем этим. Сравнение у Толстого, как и прием психологизма, представляет не речевую манеру, а средство передачи конкретного замысла. В сравнении и в изображении внутреннего мира героя есть итоговая оценка замысла эпизода.Писатель показывает в Наташе человека, способного понять сердцем, умом нависшую угрозу над родиной без высоких слов и делает то, что требует данная ситуация.
Тема: Анализ эпизода « Сцена отъезда Ростовых из Москвы»
(по роману «Война и мир» Л.Н.Толстого)
Анализ эпизода – путь воспитания читателя, способного к сотворчеству…
Цель урока : углубление знаний образа Наташи Ростовой, формирование её духовного развития, характера через отношения людей.
Обучающая:
Проверить знания учащимися фактического материала, их умения оценивать прочитанное и излагать свои мысли, делать выводы, обобщения.
Развивающая:
Р азвивать творческие способности учеников, монологическую речь.
Развивать умение выделять главное из изучаемого материала.
Развивать творческое и образное мышление, культуру общения.
Воспитательная:
Раскрыть сущность нравственности человека в понимании Л.Н. Толстого.
Воспитывать стремление к духовности.
Вид урока: урок-исследование.
Методы: слово учителя, эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, опыт проблемного анализа (групповая и индивидуальная работа учащихся).
Оборудование: роман Л. Толстого “Война и мир”, презентация по теме «Образ Наташи Ростовой», иллюстрации А.В.Николаева.
План анализа эпизода:
1.Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения.
2.Речевой строй (описание, повествование, рассуждение, наличие авторского рассуждения)
Какие события происходят в эпизоде?
Какие стороны характера героев раскрываются?
Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель?
С какой целью?
3.Тема и проблема эпизода произведения, которые получили здесь свое развитие.
4.Значение эпизода для раскрытия идеи произведения.
I . Выступление 1 группы.
У Льва Николаевича Толстого, великого русского писателя – философа, трудно, найти произведение, где эпизод был бы статичен.
Динамичность - одна из существенных черт толстовского реализма и в именно в изображаемом предмете и проявляется принцип художественного метода. Огромное место занимает в романе важнейшие исторические события. На широком историческом фоне с большой глубиной Толстой раскрывает на протяжении романа, в цепочке эпизодов характеры героев романа, рисуя их внутренний мир в развитии, со всеми их сомнениями, ошибками, раскаяниями, исканиями, противоречиями. Повествование является основным принципом композиции романа, этим и достигается динамичность в раскрытии образов в эпизодах.
Действие героини Наташи Ростовой, ее речь, активные проявления характера являются решающей стороной художественного изображения. Писатель вводит читателя в круговорот событий с первых страниц романа, с первых эпизодов.
Совместная работа с учащимися: эпизод охоты, святок.
Какой предстает Наташа в этих эпизодах?
Какие черты характера вы отметили в Наташе? (обсуждение, запись)
II . 1. Совместный анализ эпизода (том 3, часть 3, глава13). Чтение отдельных фрагментов, обсуждение. Работает вторая группа.
Как ведет себя Наташа в тот период, когда Наполеон вторгся в Россию?
Выводы (запись в тетрадь).
Наташа сходит со сцены, как и многие другие герои. На первый план выдвигается главный герой эпопеи – народ. Л.Н.Толстой подготавливает героиню к решению главного вопроса: «Что мне делать, как употребить свою волю!»
2. Совместный анализ эпизода (том 3, часть 1, глава 16). Работает третья группа.
Чтение и обсуждение
В маленьком, будничном эпизоде (том 3, часть 1, глава 16) Л.Н.Толстой раскрывает в Наташе высокие душевные качества – человечность, сострадание, великодушие. Перед ней открывается вся панорама народного бедствия и именно это оказалось той силой, возвратившей ее к жизни.
«В «Войне и мире» не среда, не отношения между людьми раскрываются через характеры, а характеры раскрываются через отношения людей»,- и это мы видим, наблюдаем в раскрытии образа Наташи.
Внимание всех героев в данном эпизоде направлено на то, чтобы спасти свой скарб. Это Берг «…он счел нужным отпроситься из армии в Москву для решения домашних дел…» и « присмотревший для своей Веруши шифоньерочку и туалет с аглицким секретом». Графиня – мать устраивает сцену Илье Андреевичу, согласившемуся уступить подводы раненым.
Толстой всегда стремиться показать важнейшие этапы жизни героя, раскрыть процесс становления человеческой личности через взлеты и падения, но наступает момент, главный и решающий, который определяет дальнейшее направление жизни. Поэтому у Толстого развитие образа имеет свою кульминацию.
В сложный драматический момент для Москвы, России семья Наташи Ростовой спасает собственное имущество – дочери на выданье. Никто не понимает драматизма ситуации. И только Наташа внутренним чутьем угадывает противоестественность поступков, действий и понимает, что происходит и что надо делать. Эмоциональное состояние героини передается автором детально: она «закричала», «горло ее задрожало от судорожных рыданий», «боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, она повернулась и стремительно бросилась по лестнице», «как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери». Наташа бросилась к матери с требованием отдать подводы для раненых: «Это нельзя…это ни на что не похоже, вы посмотрите только что на дворе…Маменька! Этого не может быть!»
Почему же молчит граф? Почему не поворачивая лица, слушает слова Наташи.
Почему « не поворачивая лица», «почему молчит»?
Кульминацией в эпизоде является сцена, где граф, скрывая слезы гордости за свою дочь, прячет лицо и произносит:
Яйца…Яйца курицу учат…
Троеточие… И пауза…
Как вы думаете, для чего нужна пауза? Пауза, которая говорит о многом, порой больше слов…, как и троеточие…
Наверное, это необходимый художественный прием, чтобы понять, осмыслить графу (« сквозь счастливые слезы обнял жену, которая рада была скрыть свое пристыженное лицо…), графине слова, поведение Наташи, которая оказалась мудрее, сильнее в этой жизненной ситуации и испытать чувство гордости и счастья за воспитание дочери.
Что является кульминацией в данном эпизоде
Да, так как развитие кульминации образа у Толстого есть развитие и кульминации внутренней душевной жизни героини.
Выводы, запись в тетрадь)
III . Работает четвертая группа. Финальная сцена.
«Соня, не перестававшая хлопотать хлопотала тоже: но цель ее хлопот была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; старалась захватить как можно больше», и раненые» с бледными радостными лицами» окружавшие подводы, мужики с изменившимся настроением помогающие сгружать вещи, и Наташа, умело распоряжавшаяся всем этим. Сравнение у Толстого, как и прием психологизма, представляет не речевую манеру, а средство передачи конкретного замысла. В сравнении и в изображении внутреннего мира героя есть итоговая оценка замысла эпизода.
Писатель показывает в Наташе человека, способного понять сердцем, умом нависшую угрозу над родиной без высоких слов и делает то, что требует данная ситуация. Завершает формирование ее душевного мира встреча с Андреем Болконским и она готова была «отдать себя всю», чтобы помочь ему. «Ни одной мысли о себе, о своих отношениях к нему, не было в душе Наташи» (т.4, ч.1, гл. 14). Личное отодвигается на второй план, внутренний осознанный порыв Наташи – помочь облегчить страдания Андрея, матери, защитников Родины.
Выводы, запись в тетрадь.
IV . Какова роль эпизода в «романе «Война и мир»?
Как показан Л.Н.Толстым образ Наташи Ростовой в данном эпизоде?
Чем может помочь вам этот урок на ЕГЭ по русскому языку и литературе?
V . Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение: «Наташа Ростова-любимая героиня Л.Н.Толстого», « Духовное становление Наташи Ростовой». .
1. htt||warland.org|school|s cat=13794$rade=0
2. Издательства Московского университета, 1959г., А.А.Сабуров., стр 197.
3.Роман «Война и мир».
4 . Материалы статьи Т.И. Шевченко «Образ Наташи Ростовой»
Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого — довольно поучительное произведение. Оно раскрывает истинные и ложные ценности, срывает маски с лицемеров и показывает незамеченную добродетель, обнажает естество каждого героя, который появляется перед читателем и в счастье, и в горе. Это на редкость правдивая книга, которая заставляет нас глубже вникнуть в суть общественных взаимоотношений и понять, насколько важно обращать пристальный взор внутрь себя. Поэтому такие нравственные категории, как равнодушие и отзывчивость, представлены в «Войне и мире» наиболее полно, и мы можем найти там множество полезных аргументов для итогового сочинения.
Л.Н. Толстой «Война и мир». Наташа Ростова проявляет милосердие — одно из важнейших человеческих качеств. Когда все начинают уезжать из захваченной французами Москвы, девушка распоряжается отдать подводы раненым, а не везти на них свои собственные вещи. Помощь людям для Наташи Ростовой гораздо важнее материального благополучия. И ей совершенно не важно, что среди вещей, которые должны были быть увезены, приданое — часть ее будущего.
М. Шолохов «Судьба человека». Андрей Соколов, несмотря на тяжелые жизненные испытания, не потерял способности проявлять милосердие. Он потерял семью и дом, но не смог не обратить внимание на судьбу Ванюшки — маленького мальчика, родители которого погибли. Андрей Соколов сказал мальчику, что является его отцом, и забрал к себе. Способность к милосердию сделала ребенка счастливым. Да, Андрей Соколов не забыл свою семью и ужасы войны, но он не оставил в беде Ваню. А значит, сердце его не очерствело.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Судьба Родиона Раскольникова тяжела. Он живет в жалкой, темной комнате, недоедает. После убийства старухи-процентщицы вся жизнь его напоминает страдание. Раскольников по-прежнему беден: взятое из квартиры он прячет под камень, а не забирает себе. Однако последние герой отдает вдове Мармеладова на похороны, не может пройти мимо случившегося несчастья, хотя самому ему не на что существовать. Родион Раскольников оказывается способным на милосердие, несмотря на убийство и созданную им ужасную теорию.
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». На что угодно готова пойти Маргарита, чтобы увидеть своего Мастера. Она идет на сделку с дьяволом, соглашается быть королевой на страшном балу у сатаны. Но когда Воланд спрашивает, что она желает, Маргарита просит лишь о том, чтобы Фриде перестали подавать платок, которым она заткнула рот собственному ребенку и закопала его в землю. Маргарита желает избавить совершенно чужого для нее человека от страданий, в этом и проявляется милосердие. Она уже не просит о встрече с Мастером, потому что не может не позаботиться о Фриде, пройти мимо чужого горя.
Н.Д. Телешов «Домой». Маленький Семка, сын умерших от тифа переселенцев, больше всего хочет вернуться в свое родное село Белое. Мальчик сбегает из барака и отправляется в путь. По дороге он встречает незнакомого дедушку, они идут вместе. Дедушка тоже идет в родные края. В дороге Семка заболевает. Дедушка относит его в город, в больницу, хотя знает, что ему нельзя туда идти: оказывается, он уже третий раз сбегает с каторги. Там дедушку и ловят, а потом отправляют снова на каторгу. Несмотря на опасность для самого себя, дедушка проявляет милосердие по отношению к Семке — он не может бросить больного ребенка в беде. Собственное счастье становится для человека менее значимым, чем жизнь ребенка.
Н.Д. Телешов «Елка Митрича». Семен Дмитриевич в канун Рождества понял, что у всех будет праздник, кроме восьми детей-сирот, живущих в одном из бараков. Митрич во что бы то ни стало решил порадовать ребят. Хотя ему было тяжело, он принес елку, купил конфет на полтинник, выданный переселенческим чиновником. Семен Дмитриевич отрезал каждому из ребят по кусочку колбаски, хотя для него колбаса была любимым лакомством. Сочувствие, сострадание, милосердие подтолкнули Митрича на этот поступок. И итог оказался действительно прекрасным: радость, смех, восторженные крики наполнили прежде мрачную комнату. Дети были счастливы от устроенного им праздника, а Митрич от того, что сделал это доброе дело.
И. Бунин «Лапти». Нефед не мог не осуществить желание больного ребенка, который все время просил какие-то красные лапти. Несмотря на непогоду, он отправился за лаптями и фуксином пешком в Новоселки, находившиеся за шесть верст от дома. Для Нефеда желание помочь ребенку было важнее, чем обеспечение собственной безопасности. Он оказался способным на самопожертвование — в каком-то смысле высшую степень милосердия. Нефед погиб. Его привезли домой мужики. За пазухой у Нефеда нашли пузырек с фуксином и новые лапти.
В. Распутин «Уроки французского». Для Лидии Михайловны, учительницы французского языка, желание помочь своему ученику оказалось важнее сохранения собственной репутации. Женщина знала, что ребенок недоедал, из-за чего и играл на деньги. Поэтому она предложила мальчику играть на деньги с ней. Это недопустимо для учителя. Когда обо всем узнал директор, Лидия Михайловна была вынуждена уехать на Родину, на Кубань. Но мы понимаем, что ее поступок вовсе не плох — это проявление милосердия. Недопустимое, казалось бы, поведение учительницы на самом деле несло добро и заботу о ребенке.
Понятие "Генетическая экспертиза (ДНК-анализ, ДНК-тест, Экспертиза ДНК)": Генетическая экспертиза (экспертиза ДНК, судебная генетическая экспертиза, ДНК-анализ, независимая генетическая экспертиза, тест ДНК) – это один из видов молекулярно-генетической э
Острый перец способен вызвать достаточно неприятные ощущения при употреблении. К таким ощущениям относятся: слезоточивость, жжение, затрудненное дыхание. Однако, несмотря на все последствия употребления жгучего перца, многие все же не могут отказаться от
Занесение жизни из космоса на Землю. (Панспермия).Панспермия: развитие идеи. Если попытаться кратко охарактеризовать панспермию, суть ее можно свести к следующему: существуют зародыши жизни, рассеянные по всей Вселенной и в принципе способные заселить люб
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 5» Пластилиновая история Творческий проект Выполнил: обучающийся 3 г класс, Скляров Дмитрий Руководитель: Демиденко Татьяна Геннадьевна, учитель начальных к
Арзамасова Г.А. Управление денежными средствами и их учет в бюджетных учреждениях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук – 2017. – №10. – С. 104-108 УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Г.А. Арзамасова ,
Блюда из морских обитателей получаются вкусными и полезными. Салат из печени минтая в разных его проявлениях - это блюдо питательное и диетическое. Калорий в главном ингредиенте мало, в его составе присутствует Омега-3, которая необходима для человеческог