Где можно учиться за границей. Вузы, которые доступны для поступления. Выбор образовательного учреждения

23.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Многих выпускников интересует вопрос: «Можно ли уехать на учебу за рубежсразу после 11 класса?». Некоторые из них слышали о том, что не во все вузы принимают иностранцев, только что закончивших школу, другие не уверены в своем уровне английского или просто опасаются конкуренции в процессе поступления.

Одним словом, возникает больше вопросов, чем ответов. В этой статье мы постараемся разобраться – можно ли на самом деле начать учиться за границей после 11 класса и, главное, стоит ли это делать?

Многое зависит от страны

Если вы хотите поступить в иностранный университет после окончания школы, вы, наверняка, знаете, в какой стране хотели бы жить и учиться.

Почему бы не скачать бесплатно брошюры вузов? Просто кликните по карте:

Однако стоит помнить что, сможете ли вы поступить в зарубежный вуз сразу после окончания российской школы, во многом зависит от страны и правил конкретного учебного заведения.

Дело в том, что не во всех странах система образования предполагает поступление в университет сразу после школы, тем более для иностранных студентов. Причин здесь несколько:

1. Во-первых, 11 классов российской школы – это 11 или 10 (в случае, если школа «перепрыгивает» 4 класс) лет обучения. В некоторых странах этого учебного стажа недостаточно для того, чтобы подавать документы на поступление в высшее учебное заведение

2. Во-вторых, система образования некоторых стран предусматривает «промежуточное звено» между школьным и университетским образованием. Это может быть учеба в политехе или обязательные курсы по подготовке к учебе в университете (обычно распространяется именно на иностранных студентов)

Так, например, в Америке существует необязательная, но желательная система подготовительных предуниверситетских курсов – . Такие курсы предполагают не только подготовку к учебе в университете, но и улучшение академических показателей студентов, и практически гарантируют успешное поступление в вуз.

Тем временем, в Сингапуре все желающие поступить в университет обязаны пройти предварительное обучение на территории страны. Для иностранных студентов это выражается в прохождении годовых курсов Foundation, учебе в местной средней школе (1-2 года) или в политехе по выбранной специальности. Только после этого студент имеет право подавать документы в один из сингапурских университетов.

В то же время, существуют страны, поступить в университеты которых можно и сразу после окончания российской школы. К ним относятся, например, , , , , Чехия и Финляндия. В этих странах, также как и в США, есть опция прохождения подготовительных языковых или академических курсов, однако, это условие не является обязательным для подачи документов в вуз.

Многое зависит от самого студента

Отметим, что далеко не у всех выпускников российских школ есть реальная возможность поступить в зарубежный университет сразу после 11 класса. Самые высокие шансы, конечно же, у тех, кто заранее поставил перед собой цель – поступить на учебу заграницу. Такие учащиеся еще за несколько лет до окончания школы выбирают интересующую страну и даже университет, начинают усердно изучать требующийся иностранный язык и доводят свои академические показатели до соответствия требованиям вуза.

В случае, если вы не делали всего этого, а просто захотели учиться за рубежом уже в конце 11 класса, скажем прямо – ваши шансы на быстрое поступление невелики. Обучение в другой стране, особенно в престижном вузе, обычно предполагает серьезный процесс подготовки, без которого поступить в университет очень сложно.

Вы сможете поступить в университет после 11 класса, если:

  1. Ваши знания английского или другого требующего языка находятся на достаточно высоком уровне
  2. У вас на руках имеется сертификат о сдаче языкового экзамена (TOEFL, IELTS и т.д.) с хорошим баллом
  3. Ваши академические показатели достаточно высоки
  4. Вы можете рассчитывать на получение рекомендательного письма, характеризующего вас, как серьезного и целеустремленного учащегося
  5. Вы точно определились с местом учебы заграницей
  6. Вы или ваши родители имеете финансовую возможность оплачивать обучение за рубежом

В случае, если вы не соответствуете этому списку, но мечтаете об учебе за рубежом, - не отчаивайтесь! За несколько лет упорных занятий вы вполне можете поднять свой языковой и академический уровень, сдать необходимые экзамены, найти подходящий для себя иностранный вуз. В таком случае, именно вам могут пригодиться курсы по подготовке к поступлению в университет, а стипендии и гранты для иностранных студентов могут выручить вас при финансировании учебы.

Стоит ли поступать сразу после 11 класса?

Рассмотрим основные плюсы и минусы отъезда на учебу заграницу сразу после окончания российской школы.

Плюсы

  1. Вы не тратите драгоценные годы и целенаправленно идете к своей мечте
  2. Вы не успеваете выйти из процесса напряженной учебы и отвыкнуть от него
  3. Вы получите степень бакалавра в возрасте, в котором многие другие только поступают в вуз
  4. Вы быстро подкрепите теоретические знания иностранного языка практическими навыками

Минусы

  1. Помимо подготовки к сдаче выпускных экзаменов, в 11 классе вы будете заняты трудоемким процессом поступления в иностранный вуз
  2. В силу возраста или психологической неподготовленности, резкая смена места жительства и учебы может вызвать стресс
  3. Вы совсем не успеете отвлечься и отдохнуть от учебы. На протяжении двух лет (11 класс и 1 год в университете) вы будете заняты напряженной учебой, сдачей множества экзаменов, тестов, сбором и подачей документов
  4. Вы должны быть готовы к тому, что, возможно, не сможете поступить в вуз с первой попытки, в случае, если ваши языковые или академические показатели недостаточно хороши

Поступление в вуз

Если вы все же решили начать учиться в иностранном университете сразу после окончания российской школы, следуйте этой инструкции:

  1. Как можно раньше выберите университет в стране, в которой можно начать учебу в вузе сразу после 11 класса российской школы
  2. Не лишним будет съездить в эту страну и посетить университет, чтобы увериться в своем решении
  3. Усиленно занимайтесь изучение требующегося иностранного языка
  4. В период учебы в 11 классе получите необходимые сертификаты о прохождении международных языковых экзаменов
  5. Ознакомьтесь с университетскими требованиями к иностранным студентам и доведите свои показатели до этих требований
  6. Получите несколько хороших, правильно составленных рекомендательных писем от своих преподавателей
  7. Узнайте о необходимых документах для подачи в университет, соберите их и подавайте точно в срок
  8. Заранее займитесь вопросом оформления загранпаспорта и визы, необходимой для въезда в страну обучения.

Как поступить в один из университетов Лиги плюща, где лучше готовиться к языковому экзамену, что стоит написать в мотивационном письме и не стоит говорить на интервью, как правильно выбрать школу MBA. Редакция «Теорий и практик» подготовила несколько инструкций, рассказывающих о том, как подготовиться к поступлению в зарубежный вуз, получить грант и уехать учиться за границу.

Шаг 1: анализ ситуации

Когда уже понятно, что потребность в заграничном образовании есть, а денег на это нет, то стоит определиться с известными переменными. Пункты, наличие которых стоит проверить в первую очередь: наличие высшего образования, знание иностранных языков, достижения в выбранной сфере и опыт работы.

Наиболее охотно дают гранты на обучение в магистратуре и аспирантуре, менее охотно - на обучение на уровне бакалавриата. Помимо этого гранты можно получить и на краткосрочные исследовательские программы, летние языковые курсы, участие в выездных школах и семинарах. Стипендии для обучения в магистратуре иностранным студентам предлагают большинство заграничных вузов. Найти грант для получения диплома бакалавра тоже возможно, но в 90% случаев такой грант будет покрывать либо половину стоимости обучения в первый год, либо будет давать ежегодную скидку в течение всего периода обучения. Наибольшее количество предложений доступно для тех, кто имеет степень магистра, во время обучения занимался исследовательской деятельностью, достиг определенных результатов и заручился поддержкой научного руководителя в родном вузе и имеет связи с исследовательскими группами за рубежом.

Знание иностранных языков позволит поучаствовать в большем количестве программ. Свободное владение английским языком - обязательное требование практически для всех программ, даже тех, которые предлагают стипендии для обучения в российских вузах. Владение любым другим языком выделит кандидата среди конкурентов и позволит выбрать из большего списка университетов и стран. Обычно обучение на магистерских программах (и тем более на аспирантских) в Европе проходит на английском языке, но знание языка страны, в которую собирается ехать кандидат, хотя бы на начальном уровне - это дополнительные баллы.

В следующем раунде стоит проверить качество полученного диплома. Для программ, которые нацелены на лидеров, а это Chevening, программы Фулбрайта, Эдмунда Маски - особое внимание обращается на качество диплома и опыт кандидата. Организаторам программ все равно, красный ли диплом у кандидатов (тем более, что в других странах нет такого понятия, как «красный диплом»), но им предельно важно знать, получал ли кандидат всегда высший балл или был согласен на любую оценку. Во внутренних грантах университетов нет строгого требования наличия только высших баллов, однако, выбирая между двумя претендентами на стипендию, предпочтение скорее всего отдадут тому, у кого средний балл в дипломе выше.

Также при рассмотрении заявки обратят внимание и на опыт работы и участия в волонтерских программах. Важно, чтобы волонтерская деятельность была в сфере, отличной от профессиональной. Организаторы обычно отдают предпочтение разносторонним личностям, имеющим широкий спектр интересов и занятий. Еще одно из основных требований программы Chevening - это как минимум двухлетний опыт работы по выбранной специальности. Участвуя в стипендиальной программе Британского совета, подтверждать наличие опыта работы документально не надо. Однако жюри на каждой из презентаций своей программы не устает отмечать, что тех, кто лукавит по тому или иному пункту, видно сразу. Помимо работы важен опыт участия в волонтерских программах.

Оксана Сытник

студентка PhD Universidad de Cádiz, стипендиатка гранта Erasmus Mundus 2011–2014, Erasmus Mundus Master Grant 2009–2011:

«Мысль об учебе за границей появилась у меня совершенно спонтанно. Однажды получаю от своего преподавателя письмо с предложением: «Есть такая программа, Erasmus Mundus называется. Не хочешь попробовать?» Я попробовала. И закончила Erasmus Mundus Master in WCM Water and Coastal Management, первый семестр в Плимуте (Великобритания), второй и третий - Кадис (Испания) и Алгарве (Португалия).

Мой выбор этой специальности не случаен. Я родом из приморского города Новороссийска, закончила океанологический факультет РГГМУ в Санкт-Петербурге по специальности «Комплексное управление прибрежными зонами». Таким образом, будучи аспирантом Erasmus Mundus, я продолжила выбранное мной направление, связанное с морскими науками, охраной окружающей среды и менеджментом прибрежных территорий.

За время обучения на магистерской программе у меня были и многочисленные полевые работы с выходом в открытое море и поездки в горы, лабораторные исследования по биологическому разнообразию, компьютерное моделирование прибрежных и русловых процессов, участие в тематических семинарах и конференциях. Однако больше всего запомнился курс научного дайвинга, организованный во время обучения на втором семестре в университете Кадиса. Тем, у кого не было опыта подводных погружений, представилась необыкновенная возможность не только открыть себе лицензию для последующих ныряний, но и увидеть своими глазами вселенную моря, и много больше: понять как эта вселенная функционирует, какие чудеса она в себе скрывает».

Шаг 2: определение притязаний

Определившись с исходными данными, можно приступать к поиску программ и примерять кандидатуру к каждой из них, анализируя, подходит ли она по критериям, которые организаторы предъявляют к кандидатам, и по уровню притязаний и интересов самого кандидата. Сначала стоит определиться, на каком уровне продолжать образование. Логично с дипломом бакалавра или специалиста подавать документы на обучение в магистратуре, выбрав программу более узкой специализации или выбрав смежную дисциплину: в таком случае в пользу кандидата будет играть опыт работы по этой специальности и умение обосновать свое решение сменить сферу деятельности и определенные достижения. Достижения должны быть скорее формальными - такими, которые можно подтвердить документально: победы в конкурсах, публикации в научных журналах.

Магистры могут претендовать на продолжение обучения в аспирантуре (или по программе PhD) или по другой магистерской программе. Чтобы поступить на PhD, необходимо иметь опыт исследовательской деятельности и определенные достижения, которые будут говорить сами за себя, а для обучения в магистратуре - серьезное основание для смены специальности. Кандидаты наук или держатели степени PhD могут позволить себе подавать документы для участия в исследовательской программе - postgraduate.

Определившись с тем, на каком уровне продолжать обучение, стоит подумать о стране. Отталкиваться следует от знания иностранных языков, от опыта взаимодействия со страной и от тех программ, которые данные страны предлагают кандидатам–не гражданам ЕС. Российским гражданам доступно множество грантовых программ в США, Германии, Франции, Китае, Японии.

Также стоит обратить внимание на то, что у некоторых программ, которые организуют фонды, одно из требований - возвращение стипендиата в родную страну после окончания обучения. Выбирая программу, стоит понимать, что по некоторым из них иммигрировать в другую страну не удастся.

Наталья Равдина

руководитель образовательных проектов Британского Совета:

«Одно из важных требований стипендиальной программы Chevening - это условие возвращения в родную страну после окончания обучения. Это условие связано с заинтересованностью стран, предоставляющих стипендии, в развитии сотрудничества с сильными партнерами. Обучение за рубежом открывает невероятные возможности для создания связей в профессиональном сообществе, закладывает основы для совместного бизнеса и культурных обменов. Возвращение стипендиатов в родную страну, безусловно, облегчает развитие этих партнерств и способствует их процветанию.

Существуют разные гранты, подразумевающие разные обязательства для людей, их получивших. Стипендия «Чивнинг», которую администрирует Британский Совет, предполагает, что успешный кандидат, пройдя курс обучения в Великобритании, вернется в Россию, где он и будет применять полученные знания и умения. Поэтому, для желающих эмигрировать это, вероятно, не самый подходящий способ».

Шаг 3: поиск программ

Искать программы надо в четырех местах: на сайтах фондов или организаций, которые администрируют стипендиальные программы, на сайтах конкретных зарубежных университетов, на сайте программы «Глобальное образование» . Также стоит следить за той информацией, которая проходит через родной вуз.

Практически все университеты имеют раздел Scholarships, где представлены возможности для покрытия расходов, связанных с обучением. Так, раздел Student financial services есть в Гарвардской школе права, страница Scholarships на сайте Мельбурнского университета, ограниченное количество стипендий предоставляется Датским техническим университетом. Обычно у всех университетов разные требования: кто-то покрывает расходы на обучение лишь частично, кто-то полностью, а кто даже включает небольшую ежемесячную стипендию на личные расходы. Именно на сайтах университетов с большей вероятностью можно найти стипендии для обучения на уровне бакалавриата. Так же обычно именно на сайтах учебных заведений представлены позиции для обучения по программам PhD или набор исследовательской группы для работой для конкретной, чаще всего очень узкоспециализированной, проблемой.

Помимо зарубежных университетов стипендии предоставляют и российские вузы. Каждый год Московская высшая школа социальных и экономических наук проводит конкурс совместно с Фондом Владимира Потанина на обучение менеджменту в сфере культуры по программе двойного диплома: российского диплома о повышении квалификации и британского магистерского диплома в Манчестерском университете. Многие российские университеты являются партнерами зарубежных вузов и организуют совместные программы для своих студентов. Высшая школа экономики сотрудничает сразу с несколькими зарубежными университетами, а МГИМО партнерствует с Технологическим университетом Монтеррея, Свободным университетом Берлина, Университетом Гумбольдта, Потсдамским университетом и другими.

Наталья Гаранина

студентка Томского политехнического университета, стипендиатка программы Erasmus Mundus:

«Все началось с работы над дипломом. Дело в том, что я получала одновременно три образования: основное дневное - по специальности «Прикладная математика и информатика», вечернее - «Международный менеджмент» и на базе вечернего еще дополнительное - «Переводчик в сфере профессиональных коммуникаций». При выборе темы диплома я особых проблем не испытывала, так как хотела написать что-то, соединяющее математику и маркетинг. В итоге занялась темой «Математические методы для оценки эффективности рекламы».

Однако литературы по данной теме либо вовсе не было, либо она была на английском (слава богу, проблем особых это мне не доставляло). И именно тогда я поняла, что за рубежом эта тема более актуальна. Решила, что магистерскую диссертацию я должна писать за пределами родины. Далее нашла очень интересную специальность в университете в Париже - Quantiave Methodsin Economics. Стала искать пути туда попасть. Выяснила, что специальность поддерживает Erasmus Mundus, а также консорциум. Консорциум предложил ограниченное количество стипендий, которые будут распределены в каждый из университетов. Они доступны для всех студентов (из стран ЕС и из стран, не входящих в ЕС). Размер каждой стипендии составляет половину стоимости обучения. Решила заручиться поддержкой (главным образом, финансовой) с обеих сторон и начала готовить пакет документов.

Основное внимание необходимо было обратить на написание мотивационного письма: зачем вам нужна стипендия, программа, специальность? Писала все, как есть. Комиссия оценила мою анкету типом А, что означает принята со стипендией. Однако далее выяснилось, что QEM именно в этот год не финансируется Erasmus. А обучение, даже несмотря на жесткий конкурс, стоит 4 000 евро. И это не считая затрат на жилье и транспортные расходы. В конце концов, комиссия мне написала, что дает 2000 от консорциума, то есть оплачивает только половину стоимость обучения. Денег у родителей брать не хотелось, да и сама я на тот момент не работала, времени еле-еле хватало на образование. Сотрудники фонда длительное время, вплоть до начала занятий, писали мне письма со ссылками на другие стипендии, которые я могла бы попытать счастье выиграть».

Шаг 4: сбор и подготовка документов

Подача документов - самый ответственный шаг во всей процедуре получения гранта. Эксперты знакомятся с кандидатами, имея на руках только стандартный пакет документов, к которому в редких случаях можно прикрепить фотографию. Перед тем, как начать собирать документы, стоит изучить список того, что требуется для каждой конкретной программы. Обычно это копии документов о высшем образовании и их заверенный перевод, сертификаты, подтверждающие знания иностранных языков, СV и мотивационное письмо. Иногда организаторы просят приложить документы об общем среднем образовании, перевод диссертационной работы, список публикаций в научных журналах, сертификат GMAT и возможно что-то еще.

Стипендиаты , что для таких стипендий, как DAAD, не только важно соблюсти все требования к оформлению документов, но и разложить документы именно в том порядке, в каком они перечислены на сайте программы. Иногда собеседование для получения стипендии просто не предусмотрено, и организаторы выбирают стипендиатов, опираясь только на представленные кандидатами документы.

Ирина Добрынина

стипендиат программы научно-исследовательских стажировок для молодых ученых Германской службы академических обменов:

«Я получила стипендию от DAAD по программе «Научно-исследовательские стипендии для молодых ученых Германской службы академических обменов». Выбирала программу в соответствии со своими языковыми знаниями: я знаю только немецкий язык, а английский у меня на разговорном уровне. Область моих научных интересов: экология, климат, изменения климата, климат городов, экология города. В Германии я работала над оценкой микроклиматических условий Касселя и Воронежа. Стипендии хватало на все и даже больше - все-таки это 1000 евро в месяц.

Собеседования у меня не было. Все документы отправляла в бумажном виде в Московское представительство, там уже эксперты принимают решение. Конкурс проходит в два этапа: сначала в Москве, а потом в Бонне. У меня документы - это единственный и важный этап. Просто необходимо соблюсти все требования, озвученные на сайте. Если просят положить сначала CV, а потом копию аттестата, то значит так и надо делать. Заявки, оформленные не в соответствии с требованиями, просто отбрасываются.

У большинства претендентов на стипендию самый большой вопрос - как найти профессора в чужой стране, который сделает приглашение вместе поработать. У меня профессор был с самого начала - познакомилась я с ним благодаря участию в международных семинарах. Он приезжал в наш университет, так и познакомились. Он начал работать с моим научруком, я подключилась. Но как мне рассказывают, найти профессора несложно. Просто об этом надо подумать заранее - месяца за четыре.

На сайте DAAD есть специальная поисковая система, которая работает неплохо. Также можно посмотреть циркуляры различных международных конференций. Просто прочитав книгу, например, можно узнать, что такой-то профессор работает в таком-то направлении и писать именно ему.

Многие профессоры с радостью готовы работать с талантливой молодежью из стран третьего мира и России. В результате такого сотрудничества могут зарождаться консорциумы, а консорциумы получают финансирование. Европейский ученый живет грантами, а большинство грантов заточены под международное сотрудничество. После стажировки я, мой руководитель в России, руководитель в Германии, несколько коллег из Голландии планировали создать научную сеть».

Шаг 5: интервью

Заключительный этап в погоне за стипендией - собеседование. Собеседование или интервью чаще всего проводят крупные фонды, занимающиеся распределением грантов. На собеседовании важно продемонстрировать заинтересованность в обучении в общем и в стипендии в частности, а также убедительно рассказать о своем предыдущем опыте, не противореча собственной заявке. Львиную долю своего внимания отборочная комиссия посвящает тому, насколько кандидаты умеют себя подать и как рассказывают о себе. Также проверяются правдивость написанного в документах и общая адекватность соискателя.

На собеседование обычно приглашают 5% кандидатов, если речь идет о крупных грантовых программах. Обычно на стипендию Chevening в Британский совет поступает около 600–800 заявок. Количество кандидатов, приглашенных на интервью, зависит от количества стипендий.

Александр Паролов

студент Cass Business School, стипендиат программы British Chevening Award 2011/12:

«Cначала я поступил в британский университет, а затем уже узнал о стипендии Chevening и подал документы. Мои родители были готовы подарить мне возможность учиться дальше, потому что верили, что это изменит мою жизнь. Однако общий смысл от этого не меняется, ведь договоренностей с университетом можно достичь без оплаты каких бы то ни было взносов - это будет означать условное приглашение.

Подавляющее число стипендиатов Chevening 2011 года (если не все) еще не поступили в университеты на момент присуждения стипендии. Уже достигнутая договоренность с университетом не является требованием, она лишь может послужить небольшим преимуществом и доказательством активности, но не более того. Поэтому в качестве общей рекомендации могу сказать, что начинать переписку с университетами лучше заранее, чтобы к моменту подачи документов на выбранную стипендию вы уже обладали какой-то историей переписки с университетом (возможно даже приглашением), что не требует от оплаты обучения и одновременно точно выделит вас из общей массы. Cтатус стипендиатов может ускорить и упростить процесс получения окончательного одобрения от университетов - эта стипендия очень уважаема в Великобритании.

Стипендия Chevening привлекла меня потому, что она, по сути, оставалась единственным вариантом для русского студента, желающего обучаться в магистратуре в Великобритании - к тому моменту я уже определил для себя предпочтительный университет и получил условное приглашение. О стипендии я узнал от друга, а потом увидел информацию на сайте этой бизнес-школы. Проследовав на сайт Британского совета, я узнал, что стипендия не только покрывает очень большую часть расходов на обучение и жизнь в Великобритании для молодых и амбициозных лидеров своих стран, но и предъявляет серьезные требования к академическим успехам, мотивации и профессиональному опыту. Также стипендиат должен вернуться в родную страну после окончания учебы, чтобы применить полученные знания на практике и изменить какой-либо аспект жизни к лучшему. Результаты рисеча были однозначны: эта стипендия - одна из самых престижных и сложных в получении. Я увидел, что прохожу по основным критериям и, несмотря на сомнения, подал документы. Через два месяца я уже проходил интервью в Британском консульстве в Петербурге, а спустя три месяца ехал в оплаченном для меня поезде в Москву для подписания договора о присуждении стипендии.

Я могу без тени сомнения сказать, что подготовка документов -самый важный этап во всем процессе получения гранта или стипендии. Дело в том, что личное обаяние, грамотная и богатая речь, интеллигентное поведение и опрятный внешний вид жюри сможет увидеть, только если вы пройдете первую стадию отбора - конкурс документов. А здесь, как и в любой бумажной работе (хотя сейчас все, как правило, в электронном виде), самое главное - это аккуратность, грамотность, краткость и четкость мысли. Независимо от стипендии, которую вы выбрали, и от того, заполняете вы документы в бумажном виде или же в электронном, в анкете и/или мотивационном письме не должно быть противоречий (например: очное дневное обучение и работа на полную ставку в один и тот же год) и грамматических ошибок, зато должны быть ваши достижения во всей красе, логичное личностное развитие с правильной хронологией, сильное желание получить стипендию и понимание, зачем вам это нужно и зачем это нужно тем, кто эту стипендию присуждает.

Последнее особенно важно для мотивационного письма, значение которого в общем пакете документов трудно переоценить. К его написанию нужно подойти как к самому важному этапу всего отбора, потому что именно оно может стать билетом на корабль, если остальные параметры немного не дотягивают. Мотивационное письмо должно быть ясным, не очень длинным, приятным в чтении, честным и умным - этот момент, когда вы должны показать, что вы четко определили свои цели и понимаете, каким образом стипендия поможет их достичь. Судя по тому, что я слышал, большая часть кандидатов отсеивается именно потому, что они не могут письменно или устно сформулировать, зачем им все это надо и что они потом со всем этим будут делать. Просто и сложно одновременно.

Когда первый этап - конкурс документов - пройден, можно расслабиться и немного погордиться собой, но потом придется опять снова собраться, потому что интервью - это тоже очень важно. Могу лишь сказать, что в случае моей стипендии на интервью было приглашено 50 из 650 кандидатов, подавших документы, но только 13 из них получили стипендию.

Я могу попробовать перечислить то, чего, по моему мнению, не стоит делать до, во время и после интервью: не стоит поздно ложиться, плотно завтракать утром, приходить впритык, вести себя высокомерно с осознанием собственной уникальности, ссылаться на общих знакомых и связи, льстить и делать комплименты жюри, слишком много улыбаться или постоянно смеяться, класть ноги на стол и спрашивать о впечатлениях жюри сразу после окончания собеседования.

Во-первых, прочитайте еще раз свою анкету и письмо. Если вас зовут поговорить - значит, вы понравились, но какие места в анкете могут вызвать вопросы и уточнения? Определите их и подготовьте правильные ответы. Подумайте, какая цель у вашей программы, кому они дают стипендию или грант, на что? Так вы сможете подготовиться к беседе. Я лично выписал все возможные вопросы на листок и просматривал их утром перед выходом из дома. Второй совет - разбудите в себе хорошее настроение, ведь вы уже добились очень многого и скоро обретете опыт, о котором другие могут только мечтать. Поэтому улыбайтесь, получайте удовольствие от процесса и излучайте ненавязчивый позитив - это залог успеха, я твердо в этом уверен. Не переживайте насчет обстоятельств самого собеседования: обстановка всегда располагающая и очень дружелюбная, эти люди собрались, чтобы узнать о ваших мечтах и стремлениях, они работают там, потому что им нравится помогать людям. Гораздо важнее потренироваться отвечать на вопросы и пройтись до места собеседования пешком, если, конечно, позволяет погода. И последнее - вечером накануне не поленитесь представить себе в радужных красках ваш завтрашний триумф. Не будем недооценивать значение визуализации».

Иконки: 1) Chananan, 2) Isabel Martínez Isabel, 3) Marcos Folio, 4) Ferran Brown, 5) Rflor - from the Noun Project.

Немного правды

Образование в престижных университетах стран первого мира давно признано самым перспективным вложением средств, кто бы его ни оплачивал: родители или сами студенты. Выпускнику таких учебных заведений открыты двери в западные компании, и ему гарантирована карьера в них, по той простой причине, что эти дипломы в этих компаниях признаются. "А наши что — не признаются?" — частый в подобных случаях вопрос. К сожалению, нет. И причина не в том, что российское образование изначально хуже западного. В наших ВУЗах, несмотря на нищенские зарплаты, до сих пор работают замечательные преподаватели, и образовательные программы, утвержденные нашим правительством, теоретически не слабее западных. Но недостаточное финансирование, слабая техническая оснащенность, плюс известная на весь мир коррумпированность административно-преподавательского состава и взяточничество, благодаря чему можно «купить» хорошие отметки или даже сам диплом, на долгие годы и прочно поставили Россию в черный список стран «высокого риска».

Это реально?

Это не просто, но это — реально для любого, кто по настоящему этого хочет. Первые вопросы, которые при этом приходят в голову:

Как быть с английским (немецким, французским и т. д.)?

Учить до начала обучения, с материалами поможем! По требованию зарубежных университетов для поступления нужно предоставить международный сертификат на знание английского языка (выше среднего), в США — TOEFL , в остальных странах — IELTS . На английском можно учиться в любой стране, также можно учиться на языке страны, например, на испанском в Испании, при этом также нужно для поступления предоставить сертификат на владение испанским языком. Эти требования университетов полностью соответствуют вашим интересам: вы должны понимать лекции!

Где взять столько денег?

Средняя стоимость года обучения равна 20 000 $. Как правило, оплачивается двумя или тремя частями — в зависимости от того, как разбит учебный год. То есть, для того, чтобы учиться половину/треть учебного года, достаточно оплатить первый семестр: 10 000 $ или 7 000 $, плюс иметь с собой расходы на жилье и питание — около 800 $ в месяц. Если нет таких средств, то нужно вспомнить о том, что студент-иностранец имеет право на работу. Конечно, совмещать учебу с работой будет трудно, но оно того стоит. Для начала часть студентов занимает деньги у родных или знакомых или берет кредит в банке, затем по приезду отрабатывает долг и продолжает зарабатывать на себя и на образование дальше. Кроме того, не нужно забывать, что существуют гранты и стипендии, а в некоторых странах Евросоюза высшее образование бесплатно.

Как узнать свой уровень знания иностранного языка и, вообще, смогу ли я поступить и учиться?

Русское Агентство проводит психометрический и языковой тесты, которые предоставлены зарубежными университетами для обязательного тестирования. По этим специальным тестам наш координатор определяет ваш общий психологический портрет и ваш уровень знания иностранного. Кроме того, вы можете получить квалифицированные ответы на все ваши вопросы, советы и рекомендации по выбору посильного для вас образования.

Для обучения на языковых курсах и в школах требований к иностранным языкам нет.

Можно отправить ребенка учиться в школе за рубежом и с какого возраста?

Можно и причем не обязательно с "первого класса". И не обязательно вашему ребенку говорить по-английски (хотя, конечно же, желательно). Зарубежная школьная система образования состоит из primary school (6 — 12 лет), junior high school (8 — 12 лет) и high school (12 — 19 лет). Ваш ребенок может попасть без каких-либо вступительных экзаменов в любой соответствующий его возрасту класс, единственно, если он совсем или слабо говорит по-английски, его сначала определят в языковую группу по его уровню.

Школ за рубежом множество, требования правительства к их образовательному качеству строгие, и поэтому, мы можем сказать, что есть средние, хорошие очень хорошие и лучше школы. Плохих нет. Главное, выбрать для ребенка школу исходя из его потребностей:

  • школу с религиозным уклоном (исламскую, христианскую, еврейскую и т. д.),
  • школу для мальчиков, школу для девочек или смешанную школу,
  • школу, где все три вида школ в одном здании, это удобно для тех, кто не любит «переезжать»,
  • дневную школу, полупансион (забирать ребенка на выходные и праздники) и полный пансион.
  • большую государственную школу, где учится более 1000 учеников, или маленькую частную школу, где учится 30 — 50 учеников, и все на виду.

Вы можете поехать вместе с вашим ребенком и жить неподалеку, ваш ребенок может выехать с нашим сопровождающим при условии обучения в полном пансионе. Послать одного ребенка можно только с 8 до 12 лет только прямым рейсом по правилам перевозки несопровождаемых детей, на что пишется заявление в авиакомпанию при покупке билета, в этом случае стоимость билета на ребенка будет оплачиваться по взрослому тарифу. После 12 лет дети могут перелетать без сопровождения и каких-либо дополнительных документов. В обоих случаях в обязательном порядке предоставляется информация о встречающих лицах.

Есть какие-нибудь подготовительные курсы до поступления в университет, все-таки другая страна?..

Все университеты организуют Foundation courses (подготовительные курсы) от полутора — двух месяцев до вступительных экзаменов до года, и во многих случаях, прошедшие их студенты освобождаются от необходимости предоставлять IELTS или TOEFL, так как получают сертификат этих курсов. Более того, вместе с английским преподается ваш будущий основной предмет (например, математика), и занятия проводятся в стенах вашего будущего университета, поэтому после приемных экзаменов вы оказываетесь в знакомом и привычном для вас месте.

Если ваш английский ниже среднего, вы можете приехать в языковой колледж, а лучше в high school (аналог нашей средней школы с предметами по вашему выбору) за год или даже два до вступительных экзаменов. Почти все подобные школы заключили контракты с определенными университетами, и их выпускники принимаются в эти университеты почти автоматически. Экзамен IELTS или TOEFL при этом, как правило, сдавать приходится, но школы их организуют и даже привозят или сопровождают своих студентов на эти экзамены.

Если я уже студент III курса, мои пройденные предметы могут зачесть в зарубежном университете, чтобы мне не учиться заново?

Это возможно, при их соответствии зарубежным стандартам. Разумеется, никто вас на IV курс не переведет, но часть ваших предметов по согласованию с супервайзером отдела иностранных студентов может быть зачтена, и это уже происходило не раз. Это не было так, что студент заново проходил II курс, система зарубежного высшего образования позволять все предметы, которые не являются обязательными (да и многие обязательные) располагать по времени на свое усмотрение, что в целом позволит вам вместо положенных 4 лет бакалавриатуры учиться три или два с половиной.

Я закончил университет, учился 5 лет, я могу поступить в магистратуру за рубежом?

Да, это возможно, единственно, для поступления на факультеты MBA (магистр бизнес администрирования, или, иными словами, руководитель) кроме сертификатов на знание английского языка вам будет необходимо сдать специальный тест и получить сертификат GMAT (Graduate Management Admissions Test) — стандартизованный тест для определения способности успешно обучаться на бизнес-курсах. В некоторые университеты требуется набрать 700 баллов из 800 возможных, в некоторых достаточно 500. Помимо этого теста учитывается опыт работы, успеваемость в школе и университете, характеристики и другие критерии отбора.

Единая стоимость сдачи экзамена по всему миру составляет на сегодняшний день 250 $, срок действия сертификата 5 лет.

Кроме этого нужно сдать тест GRE (Graduate Record Examination): определение аналитического, критического и предметного мышления по одному из 8 предметов: биохимия, биология, химия, компьютеры, литература (по-английски), математика, физика, психология; либо общий тест GRE для возможности учиться в магистратуре. Единая стоимость сдачи экзамена GRE составляет на сегодняшний день 170 $, срок действия сертификата 5 лет.

Я закончил магистратуру и получил диплом магистра, я могу поступить в докторантуру за рубежом?

Для поступления в докторантуру русская магистратура не требуется, так как, принято считать, что в России магистратуры в приемлемом виде не существует. Для поступления в докторантуру помимо стандартных академических требований необходимо иметь высшее образование от 4,5 до 6 лет и также сдать тест GRA.

Что будет, если я не сдам вступительные экзамены? Или во время учебы?

Вы можете остаться и готовиться к следующим вступительным экзаменам на курсах или самостоятельно. Если вы не сдадите экзамен во время обучения, его так же можно будет пересдать, разумеется, существуют ограничения по количеству пересдач. Можно перевестись на другую специальность.

Если ли разница в стоимости обучения за рубежом для иностранного студента и местного?

Разница есть, и по большинству специальностей значительная — в несколько раз. Правительство развитых стран финансирует образование своих граждан по всем стратегически важным специальностям, таким, как медицина, информационные технологии, строительная и промышленная инженерия, MBA, юриспруденция и др. В Новой Зеландии недавно был принят закон о снижении стоимости обучения в докторантуре для иностранных студентов до «местного&rlaquo; уровня. Сегодня год обучения в новозеландской докторантуре стоит около 5 000 NZ $ в год, вместо прежних 25 000 — 40 000.

Можно поехать просто на языковые курсы на лето?

Можно, и не обязательно летом, эти курсы проводятся круглый год и начинаются каждый понедельник. При этом ваш английский может быть практически на нуле, любой колледж собирает группы начинающих. В курортных городах и на морских побережьях можно учиться на курсах "Каникулы +", когда изучение английского языка совмещается с теннисом, уроками танцев, парусным спортом, серфингом или дайвингом. После окончания курсов колледж вам выдаст сертификат.

На какие еще курсы можно поехать?

Практически на любые. От верховой езды до графического дизайна. Разумеется, для успешного прохождения таких курсов вам необходим определенный уровень владения языком той страны, куда вы едете, или английским. После окончания курсов колледж так же вам выдаст сертификат.

Сколько уходит у студента за рубежом в месяц на все расходы?

Принято считать, что студенческая потребительская корзина (жилье составляет минимум 800 $, хотя известны случаи, когда расходы были меньше. Студенты экономят на жилье и селятся по 2 — 3 в комнате, ездят на велосипедах и пользуются студенческими скидками. Это зависит еще и от страны, в которой вы учитесь. Великобритания признана самой дорогой страной, хотя и с самыми высокими заработками, что позволяет работающим студентам обеспечить себе такой же уровень жизни, чем, например, в США. Самой дешевой страной первого мира считается Сингапур.

Где обычно живут иностранные студенты за рубежом?

Большинство живет в квартирах, которые снимают на несколько студентов. В таких квартирах обычно есть все самое необходимое, от кухонной посуды и постельного белья до телевизоров и холодильников. В среднем на студента при таком жилье расходы на аренду составляют 380 $ в месяц. Часто студенты снимают комнату в местной семье с питанием, это помогает быстрее освоиться с местными обычаями и эффективнее изучить английский язык. Многие университеты и колледжи также располагают так же residents — аналог современного общежития. Самое дорогое жилье.

Кто мне поможет с работой, счетом в банке и другими важными вопросами?

Во всех университетах и колледжах есть специальные студенческие центры, сотрудники которых дают полную информацию и помогают во всех бытовых вопросах. Многие учебные заведения за рубежом имеют собственные Job Centre в рамках кампуса.

Я могу после окончания университета за рубежом остаться в этой стране и работать?

Во многих странах Британского содружества, особенно в Великобритании, Канаде, Австралии и в Новой Зеландии, правительство, чтобы удержать специалистов, издало специальные визы, позволяющие год работать без ограничений, чтобы затем получить постоянные вид на жительство и гражданство. В США такой визы еще не существует.

Сколько я потеряю, если мне откажут в визе?

От 200 до 400 $ enrollment fee (регистрационный сбор). Оплату самого образования студент производит после получения визы.

И напоследок

Если вы задумались об образовании за рубежом и дочитали наши советы до конца, значит, вы уже сделали первый шаг к осуществлению вашей мечты. Не останавливайтесь! Фактически нет ни одной причины, которую можно считать не преодолимым препятствием.

Может быть, до принятия решения вам стоит съездить в выбранную вами страну как туристу, а еще лучше на краткие языковые курсы, на месяц — два. Вы сможете осмотреться и убедиться, что это именно то, чего вам хочется.

Обучение за рубежом для русских, белорусов, украинцев бесплатно возможно, если студент или учащийся знает на должном уровне иностранный язык. Чаще всего это английский или национальный, того государства, где планируется учеба. Поэтому очень важно заранее позаботиться об уровне владения тем или иным иностранным языком. Для этого имеются различные программы, которые можно пройти, как в стране фактического проживания, так и за рубежом.

Прежде чем принимать решение об учебе за рубежом, важно понимать, образование за границей бесплатно для жителей стран бывшего СНГ получить вполне реально. Но сделать это не так уж и просто, как кажется на первый взгляд. Во-первых, платить все равно придется за проживание в общежитии или съемной квартире, за учебные пособия и прочие траты. Во-вторых, чтобы оформить студенческую визу необходимо предоставить выписку из банка или другой документ, подтверждающий финансовую состоятельность студента. Поэтому необходимо реально рассчитать свои возможности (в первую очередь финансовые), взвесить все за и против и только после этого принимать окончательное решение.

На сегодняшний день, существует 3 основных варианта, позволяющих получать бесплатное обучение за рубежом для россиян.

  1. Поступить в ВУЗ на территории РФ и затем оформить перевод или сразу после завершения средней школы или колледжа.
  2. Проучиться один или несколько курсов в своей державе.
  3. Окончить ВУЗ на территории РФ.

Многие родители задаются вопросом, когда можно отправлять ребенка учиться пределы своего государства. Следует отметить, учеба за границей для русских бесплатно возможна в любом возрасте, хоть с 1-го класса.

Школьная система образования включает в себя 3 уровня:

  • начальный;
  • средний;
  • высший.

Начальное образование получают на протяжении шести лет (6 — 12 лет). Следующий этап — средняя школа (12 — 15 лет). Высшая школа (15 — 19 лет).

Классификация зарубежных школ

В странах Евросоюза принято следующее деление школ происходит по многим признакам: половым, религиозным, форме обучения (дневная, пансион или полупансион). Также школы подразделяются на муниципальные и частные. В последних, количество учащихся обычно не превышает 50 человек.

Что нужно знать родителям?

Чтобы правильно отправить ребенка на учебу в другое государство необходимо знать основные аспекты и придерживаться следующих рекомендаций:

  • Обучение за рубежом для русских бесплатно возможно в основном только в ВУЗах, за образование в школах придется платить на общих основаниях.
  • Правильно выбрать учебную программу. Особенно важно, если уровень владения иностранным языком не на должном уровне. Рекомендуется начинать подготовку заранее, например с специализированных курсов (летние каникулярные лагеря).
  • Выбор способа оплаты (100% или частично).

Заблаговременно подготовить документы для выезда ребенка:

  • виза;
  • разрешение от родителей или лиц их заменяющих;
  • справки, сертификаты;
  • страховой полис и прочие.

Подготовка к учебе в американском ВУЗе

Учеба в высших учебных заведениях США для русских, белорусов, украинцев и других русскоязычных иностранцев является весьма привлекательной. Но успешно заниматься, не пройдя курсов по английскому здесь практически невозможно. Тем более, что на специализированных курсах студенты изучают дисциплины, которые в дальнейшем пригодятся при поступлении на выбранный факультет.

Гарвардский Университет — традиционно одно из наиболее желанных мест учебы

На территории США действует программа «Pathway Programmes». Главное ее преимущество — зачисление на 3-й курс университета, после успешного прохождения данной программы.

Кроме привлекательности, диплом полученный в Америке — это еще и престижно. К тому же возможность претендовать на трудоустройство в самых крупных и известных международных корпорациях. В связи с этим большой популярности пользуется здесь магистратура, на которую можно поступить напрямую или через образовательный международный центр. Диплом магистра, полученный в США котируется в любом уголке земного шара и проблем с приемом на работу обычно не возникает.

Образование в Европе

Для многих россиян, украинцев и других иностранцев, весьма актуальным является вопрос: Как учиться за границей бесплатно и где это лучше всего осуществить?» Самыми популярными, среди студентов считаются такие страны: Австрия, Чехия, Германия, Франция, Дания, Италия, Турция. Здесь бесплатно можно учиться в магистратуре. Важно только понимать, что обязательным условием является отличное знание иностранного языка (английского или того государства где будут проходить занятия). Также следует понимать, что за все остальное необходимо платить. Сюда входит: использование учебных пособий из библиотеки, посещение спортзала и прочее. Продолжительность занятий на степень бакалавра составляет — 3-5 лет, в магистратуре — от 2 до 3-х лет, получить степень доктора — 2 года.

Болонский Университет — один из наиболее престижных европейских ВУЗов

Кроме положительных сторон имеются здесь и свои минусы. Вот основные из них:

  • учебный год длится с середины октября по июль;
  • непривычная система тестирования;
  • списывать не принято и строго контролируется.

Чехия. Учиться без оплаты в одном из университетов Чехии можно только при условии того, что иностранец владеет национальным языком и процесс обучения ведется на нем. Поэтому желательно позаботиться об этом заранее, после 9 класса или 11 класса.

Австрия . Среди иностранных абитуриентов, это государство считается самым лояльным. Идеального знания языка

здесь не требуется. Студенты-иностранцы, в течении первых двух лет изучают немецкий, ходят на занятия и пользуются всеми льготами положенными для студентов.

Греция . Учеба здесь является идеальным вариантом, в 2019 году есть прекрасная возможность поступить на большинство факультетов, не сдавая вступительные экзамены.

Где лучше всего происходит адаптация детей?

Психологи разных стран, включая и российских, регулярно проводят исследования. Согласно их результатам, лучше всего студенты-иностранцы адаптируются в Швейцарии. Это обусловлено интернациональным коллективом большинства учебных заведений, чего нельзя сказать о Германии или Италии.

Но это совсем не значит, что стоит ограничиваться в выборе. Молодые люди способны адаптироваться намного эффективнее тех, кто постарше. Так, не смотря на трудности и разницу культур , например, является популярным и очень перспективным направлением.

Global UGRAD

Американская программа по обмену, позволяющая студентам дневной формы обучения учиться в США. Ее действие распространяется на все европейские государства и страны Центральной Азии. Отбор проводится на конкурсной основе.

Логотип программы Global UGRAD

Участник программы имеет ряд преимуществ:

  • содействие в решении визового вопроса;
  • проезд в оба конца оплачивает принимающая сторона;
  • проживание в общежитии, обучение, питание, компенсируется;
  • выплачивается стипендия (ежемесячно).

Au-Pair и Work and Travel

Для украинцев и русских также имеются программы по обмену: Au-Pair и Work and Travel. Первая действует в странах Европы и США, а вторая в США. Благодаря им студенты могут отправиться за границу на срок от 4-х месяцев до 1-го года, с целью изучения языка, и знакомства с культурой и обычаями державы.

Au-Pair дает возможность жить в одной из семей за рубежом, заниматься на языковых курсах, но взамен помогать в ведении домашнего хозяйства и присматривать за детьми.

Work and Travel — преимущественно предназначена для подработки, но попадаются и варианты с учебой

Work and Travel — на сегодня, это самая популярная и востребованная программа для иностранных студентов. В ходе которой они учатся и работают, получая вполне приличную зарплату (около 1 тыс. долларов). Первоначальные расходы на оформление и прохождение Work and Travel в среднем составляют порядка 2-х тыс. долларов. Участвовать в ней могут только студенты дневной формы обучения и в возрасте до 23 лет.

На сегодняшний день для русских бесплатно получить образование за рубежом вполне реально. Для этого необходимо соответствовать определенным требованиям и хорошо знать иностранный язык. Такие условия имеются во многих европейских державах, а также на других континентах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Студенты поступают в западные вузы, чтобы пожить за рубежом и получить больше возможностей для дальнейшего трудоустройства. Но стоимость обучения во многих университетах исчисляется тысячами долларов, а после падения рубля образование за границей стало для россиян ещё менее доступным.
Но диплом хорошего западного вуза можно получить бесплатно или за небольшие деньги. The Village поговорил со студентами, которые уехали учиться в США, Канаду, Францию, Италию и Германию, и спросил, как им удалось поступить на бюджет и что они для этого сделали.

Как поступить?

Софья Ракитина

студентка университета Тор Вергата, Рим

Я окончила социологический факультет МГУ имени Ломоносова в прошлом году. Мечта поехать учиться за границу появилась у меня ещё в школе - помню, как во время подачи документов в МГУ увидела на первом этаже здания соцфака стенгазету с впечатлениями студентов от учебных стажировок в Финляндии и Германии, это во многом определило мой выбор при поступлении. К сожалению, во время обучения мне так и не удалось осуществить свою мечту: визиты в международный отдел МГУ оканчивались тем, что меня отправляли на свой факультет, где отвечали, что мне нужно идти обратно в главное здание. Информацию собирала по крупицам.

Тогда я выбирала страну и программу обучения скорее среди имеющихся предложений, чем исходя из каких-либо собственных желаний, хотя, конечно, в приоритете были англоязычные страны. После окончания МГУ я поступила на программу магистратуры в The University of Bradford. Выбирала университет по рейтингу и по проходным баллам экзамена IELTS. В тот год как раз очень сильно поднялся валютный курс, и после долгих размышлений мы с родителями решили, что даже с учётом стипендий, покрывающих обучение, расходы на проживание, учебники и перелёты очень сильно ударят по бюджету нашей семьи. Мне пришлось отказаться от этой возможности.

В этом году мой выбор пал на Римский университет Тор Вергата (Università degli Studi di Roma Tor Vergata), где я буду учиться по магистерской программе на экономическом факультете. Я также поступила ещё в Пизанский университет, но решила, что все-таки хочу учиться и жить в Риме. Подкупает то, что в большом городе проще найти работу, к тому же я очень люблю проводить досуг не сидя на диване.

Процесс поступления был долгим и не без нервотрёпки. Я подавала документы ещё в марте. Ответ из университетов получила только в середине июня, а потом судорожно бегала, оформляя документы. Вообще, по правилам поступления в Италии документы можно подавать только в один вуз, и процедура коммуникации с университетом происходит через культурный центр Италии. Студент приносит туда документы, тот отправляет их в вуз, и через некоторое время публикуются списки студентов, чьи кандидатуры одобрены приёмной комиссией.

В Италии нет бюджетного высшего образования . Учёба в государственных вузах обходится относительно недорого - от 300 до 3 тысяч евро в год, в частных школах ценник значительно выше

Для подачи документов необходимо перевести диплом на итальянский язык, сделать апостиль диплома и оформить Dichiarazione di valore - подтверждение документов об образовании в консульстве Италии, что тоже стоит денег и времени. Но, наверное, чтобы повысить число абитуриентов, некоторые университеты готовы без этих бумаг заранее давать студентам ответ о возможности поступления, чтобы те, заручившись их одобрением, могли спокойно начать оформлять все бумаги.

В Италии нет бюджетного высшего образования. Учёба в государственных вузах обходится относительно недорого - от 300 до 3 тысяч евро в год, в частных школах ценник значительно выше. Мой университет оплачивает обучение студентам из бедных семей (к сожалению или к счастью, я не подхожу под критерии). За стипендию, покрывающую оплату жилья, я ещё буду бороться осенью, когда откроется конкурс.

Проживание в кампусе, который предлагает мой университет, очень дорогое (от 500 до 900 евро в месяц). Поэтому я буду снимать комнату в апартаментах в шаговой доступности от факультета за 300 евро. Трат действительно много: оплата жилья сразу на два месяца вперёд, авиабилеты, виза, покупка обуви и одежды к новому учебному году и так далее. Для того чтобы получить учебную визу, необходимо, чтобы на карте лежало около 450 тысяч рублей.

Пока что в планах - адаптироваться в другой стране, подтянуть итальянский, найти возможности для работы. Не люблю кричать о больших целях, предпочитаю показывать результаты.

Саша Левкун

студент PhD-программы Калифорнийского университета, Сан-Диего

В июне этого года я окончил бакалавриат факультета экономических наук Высшей школы экономики. С сентября продолжаю обучение на PhD-программе в Калифорнийском университете в Сан-Диего.

В начале третьего курса бакалавриата я задумался об академической карьере, а к концу курса уже убедил себя в том, что уровень притязаний и ритм жизни в академической среде соответствует моим амбициям и характеру. Своими советами и наставлениями мне очень помог профессор Антон Суворов, который был моим научным руководителем на третьем курсе и вывел меня на моего руководителя по дипломной работе Маартена Янссена. Процесс выбора страны был довольно простой, потому что в основном ведущие PhD-программы по экономике находятся в США.

Пакет документов состоит из сертификатов GRE и TOEFL, транскрипта оценок, резюме, мотивационного письма и, наверное, самого главного - рекомендаций профессоров, с которыми ты успел поработать за время обучения. Рекомендации - обычно ключевой фактор при принятии решения о приёме студента на программу. При поступлении на PhD весь пакет документов отправляется в 10–20 университетов для максимизации шансов поступления на программу, уровень которой соответствует намерениям студента. Я отправил документы в девять американских университетов и один французский. Сама отправка документов происходит в декабре, а ответы от университетов приходят с февраля по середину апреля.

PhD-программы в США обычно полностью содержат студентов на период обучения, поэтому с этим проблем не возникло. Все деньги идут от самого университета, который покрывает стоимость обучения, а также предоставляет стипендию и заработную плату за услуги грейдера, семинариста или лаборанта.

Программа длится пять лет. В первый год акцент делается на трёх базовых курсах: микроэкономике, макроэкономике и эконометрике. В конце года предстоит сдать очень важные экзамены по этим курсам. На втором году обучения обычно появляется представление об области экономики, которая более интересна и в рамках которой студенту хотелось бы писать свою диссертацию. Соответственно, студент набирает курсы, которые соответствуют его интересам. Последние три года посвящены собственно написанию диссертации. Сейчас мне интересно что-то на стыке теории игр и статистики, но, возможно, моё поле интересов изменится или расширится.

На первый год я и два моих однокурсника снимаем дом неподалёку от университета - это распространённая практика как минимум в Калифорнии. Сами издержки переезда состоят в покупке билетов на самолёт и визовых сборах. Ожидаемые затраты на месте, в которые входят арендная плата, транспорт, еда, одежда и так далее, должны покрываться стипендией с небольшим запасом. Стипендия в университетах бывает разной, что обусловлено естественно различными расходами на проживание в разных городах: она составляет от 20 до 35 тысяч долларов в год.

Сейчас я хочу успешно закончить первый год обучения. Про более долгосрочный временной интервал я пока что ответить не готов.

Настя Древаль

студентка Сорбонны, Париж

До переезда я училась в магистратуре на театроведческом факультете ГИТИСа. Меня интересовал театр абсурда и драма абсурда. Я стала много заниматься Беккетом. Именно так я и решила продолжить обучение за рубежом: я решила, что для полного абсурда я хочу сидеть на могиле Беккета и писать диссертацию о Беккете. А могила Беккета находится в Париже, а поступить в Сорбонну или Высшую нормальную школу – это красиво. Вот так я и выбрала Университет Париж III Новая Сорбонна (Université Sorbonne Nouvelle - Paris 3 - Département: Institut d"Etudes Théâtrales, IET).

Я не считаю, что обучение за рубежом даёт какие-то особенные преимущества в поиске работы, например. По-моему, чем подвижнее человек, тем подвижнее его мысль. Поехать куда-нибудь поучиться или постажироваться - это как добавить немного масла в макароны. Я не хочу слипнуться, поэтому ищу и использую любые возможности, связанные с передвижением.

Понятия «на бюджет» и «на платку» здесь не совсем подходят. Во Франции всё образование бесплатное, за исключением некоторых специальных школ и институтов. Я решилась поступать легко. Следующий этап был, пожалуй, самым трудным, но после того, как ты действительно решился, бросить это дело невозможно. Есть какой-то нездоровый азарт в сборе документов. В общей сложности это около 80 отсканированных страниц, которые нужно залить в специальное досье Campus France. Эти страницы - не только переведённые копии аттестата, диплома и справки с места учёбы, но и все документы, которые связаны с моей деятельностью в театре. Об этом мало кто думает, но подготовить документы - это дорого! Все эти переводы и нотариальные заверения стоили мне около 30 тысяч рублей.

Сбор документов происходит осенью и зимой. Примерно в то же время хорошо бы ещё готовиться к экзамену по языку. Во Францию можно сдавать либо DALF, либо TCF. Я выбрала TCF, потому что мне он кажется проще. Необходимый проходной уровень во всех университетах разный. Я подавала документы на девять программ, три из которых отказали мне по причине низкого уровня языка (у меня средненький B2).

Довольно трудно собрать деньги для подачи документов на визу. Долгосрочная студенческая виза запрашивается на год , поэтому и на счету должна лежать большая сумма

Получив результат экзамена, я добавила этот последний документ в своё досье, нажала кнопку «отправить на проверку» и стала ждать. В Campus France проверили все документы, позвали на собеседование. На собеседовании просят рассказать, кем вы хотите работать после обучения, насколько хорошо знаете английский, могут попросить исправить какие-то сканы документов. Если с документами и мотивацией всё в порядке, Campus France нажимает кнопку невозврата. Ответы из вузов начинают приходить на почту с середины апреля.

В начале июля, как правило, с поступлением уже всё ясно.

Я пока не получаю стипендию, но надеюсь на это. У меня ещё нет сетки расписания, но из программы я узнала, что буду учиться примерно до трёх, теории и практики будет примерно поровну, а дополнительных семинаров и специальных курсов будет примерно миллион.

Общежития моя программа не предусматривает, поэтому я буду снимать комнату (вернее, полкомнаты в студии с мансардой) вместе с соседкой. Можно за те же деньги или даже чуть дешевле снимать отдельную комнату в некоторых общежитиях, но мне не хотелось бы жить в небезопасных районах.

Довольно трудно собрать деньги для подачи документов на визу. Долгосрочная студенческая виза запрашивается на год, поэтому и на счету должна лежать большая сумма. На сайте визового центра написано, что в месяц прожиточный минимум составляет 615 евро. 615 евро я умножила на 11 месяцев (потому что учимся мы до июля), и эту сумму мама насобирала из своих сбережений и у знакомых. Как только мне дали визу, мы эти деньги, конечно, отдали обратно. Другая финансовая трудность - это снимать жильё и покупать еду. Я посчитала, что в среднем на первое время мне понадобится около тысячи евро в месяц, а как только освоюсь, около 850 евро. 550 из них - это ежемесячная плата за полкомнаты (chambre partagée) в хорошем районе.

Надеюсь за два года понять, хочу ли я построить академическую карьеру или работать. Ещё я надеюсь, что выброс из одного культурного фона в другой поможет мне написать пару хороших рассказов или небольшую книжку.

Анна Малова

студентка Университета Глазго

Откровенно говоря, я всегда стремилась поучиться за рубежом. Во время обучения на экономическом факультете НИУ ВШЭ я съездила в Канаду и осознала, что хотела бы получить научную степень за рубежом. Проблема была в этой схеме одна - финансы. Я быстро осознала, что для меня самый простой и понятный способ - получить стипендию для исследовательских программ.

Программа PhD рассчитана на пять лет, которые ты целиком и полностью должен потратить на исследования в выбранной области. Обучение оплачивается принимающими университетами целиком, включая проживание, питание и всякие сопутствующие расходы. Однако набор на подобные программы составляет всего 10–20 человек, а желающих гораздо больше, поэтому университету надо доказать, что ты обладаешь большим исследовательским потенциалом и прославишь университет, когда станешь важной шишкой в научном мире. В топовые университеты мира не пройти без публикаций в научных журналах и рекомендаций от буквально всемирно известных профессоров. Я не говорю уже о том, что придётся сдать TOEFL или IELTS на очень приличный балл, GRE (если речь идёт об экономике), написать сильное мотивационное письмо и потратить кучу сил на заполнение всевозможных анкет при подаче заявления.

Осенью на четвёртом курсе я думала, что поеду получать PhD в Штаты, поэтому сдала все нужные экзамены, заручилась поддержкой нескольких преподавателей и подала документы в два университета. Я была глупа, когда на что-то надеялась, и, естественно, я никуда не поступила, ибо для того, чтобы поступить, надо подать минимум в десять вузов и чтобы в этом списке были такие, поступление в которые обеспечено почти наверняка. Я, в принципе, не особенно и старалась поступить на PhD, потому что обязательство длиной в пять лет меня жутко пугало, а подобного рода стипендии на магистратуру в США у меня найти не получилось. К лету я успокоилась и решила остаться в России на магистратуре, а уже потом решить, хочу ли я все же степень доктора наук или нет.

Но в день экзаменов в магистратуру МГУ на мою личную почту пришло письмо от моего факультета, что в Университете Глазго (University of Glasgow, Scotland, UK) есть стипендия на Masters by Research in Economics (такая магистратура, которую можно через два года закончить, доучиться ещё три года и получить PhD), но подавать нужно срочно. Поскольку все необходимые сертификаты я получила ещё осенью, я просто решила испытать судьбу и выслала все документы, которые у меня были.

Через два дня пришёл ответ, что я принята и надо срочно делать визу: учебный год начинается 5 сентября. Стипендии было достаточно для того, чтобы посольство Великобритании не задумываясь выдало мне учебную визу. Кстати, сама виза оказалась жутко дорогой, и, поскольку стипендию на руки я смогу получить только непосредственно в Великобритании, маме пришлось вложиться. Но я обещала все ей вернуть через пару месяцев! Посольство требует порядка тысячи фунтов стерлингов в месяц, если университет не в Лондоне, и стипендия должна быть немного выше этой суммы. Думаю, прожить можно и на меньшие деньги - надеюсь, что порядка 300–400 фунтов будет каждый месяц оставаться в моей копилке. Кстати, проживание в общежитии обойдётся примерно в 450 фунтов в месяц, что не дешевле, чем снимать квартиру, но я бы хотела хотя бы первый год провести на кампусе в окружении других студентов. Я и в Москве все четыре года прожила в общежитии.

Ближайшие два года я буду ходить на пары и делать исследование под руководством нескольких профессоров на тему, которая мне интересна. Но если бы прошлой осенью я не вложилась в сдачу экзаменов и рекомендации, никто бы не пригласил меня заниматься экономикой «за счёт заведения». Готовиться и планировать своё обучение надо минимум за полтора-два года, накапливая деньги на подачу заявлений и сдачу экзаменов, занимаясь исследовательской деятельностью, помимо курсовых и диплома. Сама подача заявления на сайте в зарубежный университет стоит порядка 100 долларов, каждый экзамен (сертификат на знание языка и GRE/GMAT) - ещё 255 долларов.

Лично я не знаю, что будет через десять лет, но точно знаю, что в обозримом будущем хотела бы получить степень PhD в одном из престижнейших университетов мира, обязательно в США, потому что детские мечты неискоренимы, а последипломное образование в Штатах - практически лучшее в мире.

Лина Маркина

студентка Университета Авиньона и Воклюза

Я люблю учиться, всегда хотела получить второе высшее. Окончила факультет журналистики МГУ и год назад решила переехать во Францию с этой целью. Почему именно туда? Это одна из очень немногих стран, где для иностранных граждан возможно бесплатное обучение. Выбирала учебное заведение по немного странному принципу - я искала города, которые находятся близко к океану или морю, относительно спокойные, не запруженные туристами. Подала документы в шесть вузов, меня приняли в несколько, и я решила ехать в Авиньон - климат подходящий, и недалеко от всех крупных городов, ну и море в нескольких десятках километров (а там ещё немного и Прованс, как пела Ёлка).

Сдать нужно было всего один экзамен - на знание языка (уровень B2–C1, в зависимости от требований университета). В России и не только есть специальная контора, которая называется Campus France - их представители консультируют будущих студентов, проводят собеседования, принимают ваши документы в электронном досье для поступающих в вуз. Без этой процедуры иностранцы просто физически не смогут попасть учиться во Францию.

Нужно сначала заплатить регистрационный взнос, затем перевести все документы (диплом, аттестат, свидетельство о рождении, справки с работы и/или трудовую книжку) на французский язык и нотариально заверить все это, да ещё и с апостилем. Campus все это проверяет, если все окей - подтверждает досье, и можно начинать отправлять документы в вузы. Самое важное - ещё и написать хорошее мотивационное письмо, где вы объясняете, на кой черт вам все это нужно и на кой черт вы сами нужны этой стране (не своей, а принимающей, конечно). Заявку на обучение нужно отправить до 31 марта, затем наступает мёртвый сезон до середины лета - это когда сидишь и ждёшь, чтобы ответили все университеты. Обычно начинают отвечать уже в мае, но могут и в конце июля.

По правде говоря, для меня загадка, каким образом они выбирают, кто поступает на платное, а кто - на бесплатное. Обычно в государственных вузах есть определённая квота на студентов, которым предоставляют бесплатные места. Вообще, у французов есть разделение на университет и на высшую школу, учёба в школе считается намного более престижной, но стоимость обучения превышает все мыслимые границы. Поэтому я просто сидела и надеялась, что примут на бесплатное, хотя особо в этом не сомневалась, ведь документы я отправила в не самые популярные города (Париж мной даже не рассматривался).

Я пока не знаю, как именно все будет устроено у меня на факультете, потому что учёба начинается только 5 сентября, а в августе все университеты находятся на каникулах. Буду ждать начала месяца, чтобы пройти все административные и педагогические процедуры и выбрать себе предметы.

Я сняла комнату, находясь в Москве: французское посольство требует от студентов предоставлять бронь жилья на первые три месяца во Франции. Почему на три - непонятно. Жилье искала на сайтах. Удалось найти адекватную хозяйку, которая готова была сдать мне комнату, ни разу в жизни меня не видя, да и я ей заплатила залог и аренду за первый месяц не глядя. Звезды сошлись, и сейчас у меня милая комната и 20-метровый увитый плющом приватный дворик, которым можем пользоваться только я и моя соседка.

Невозможно установить точную сумму потраченных мной и моими родителями денег на переезд. Могу сказать только, что с августа по декабрь я вбухала кучу денег на преподов, которые готовили меня к экзамену DELF (за это время мне всеми правдами и неправдами удалось достичь уровня B2, хотя ещё в июле у меня был A2), я тратила буквально все деньги на это, никуда не ходила, сидела и зубрила дни и ночи напролёт. После экзамена я стала откладывать практически 70 % зарплаты на будущую жизнь во Франции. Потом нужно было предоставить в визовый центр справку о том, что на вашем текущем счёте имеется достаточное количество денег, купить билет на самолёт, оплатить второй багаж, накупить лекарств с собой, потому что тут всё по рецептам, походить по врачам и многое-многое другое.

В описании программы моего факультета предоставлен список должностей, на которые я могу претендовать после получения диплома. Если честно, пока не знаю, захочу ли я вообще учиться два года именно в Авиньоне - может, через три месяца я соскучусь по берёзкам и уеду из улыбающегося французского города обратно в ворчащую и всем недовольную Москву.

Каково учиться за границей

Анастасия Мельниченок

студентка Гамбургского университета

Я пять лет училась в СПбГЭУ в Санкт-Петербурге по специальности «Регионоведение Западной Европы», который окончила в 2015 году. Учиться за рубежом я решила, потому что считаю, что западное образование ценится больше российского даже в самой России. Больше всего мне хотелось поступить на программу International Business and Sustainability в Гамбургском университете, на которой я сейчас и учусь. Тема устойчивого развития - это очень популярная и животрепещущая тема в Германии. Моя программа новая, появилась только в 2013 году, рынок вакансий достаточно широкий, так что проблем с работой в дальнейшем быть не должно.

В Германии нет платного образования в государственных университетах. Все платят только семестровый сбор - у нас это 300 евро. В эту сумму входит оплата проездного на весь семестр (170 евро) и сборы для университета и студенческих организаций, сервисов, общежитий, столовых и так далее. Например, в университете есть организация, которая помогает студентам в финансовых, психологических, учебных и других вопросах, все это бесплатно. Проездной на весь семестр - это настоящее спасение, потому что мы можем ездить по всему Гамбургу без ограничений.

Стипендию я не получаю. Пробовала получить стипендию DAAD, но, к сожалению, не получилось. Здесь в Германии я не пробовала подаваться, потому что остальные стипендии надо получать уже в процессе обучения, имея оценки за экзамены. Один экзамен я сдала не очень хорошо - смысла подаваться нет: стипендий мало, а требования высокие.

Процесс обучения в Германии очень сильно отличается от России. Расписание можешь составлять как хочешь - даётся список курсов, и ты сам выбираешь.
У меня есть шесть модулей, и в каждом нужно набрать определённое количество кредитных пунктов. Обычно за каждый предмет у нас даётся шесть кредитных пунктов, за весь период обучения надо набрать 120 кредитных пунктов (90 кредитов за курсы и 30 кредитов за магистерскую работу). То есть получается, что за весь период обучения проходишь всего лишь примерно 15 предметов.

Первый семестр был сложный, потому что надо было посещать много предметов, по которым были и лекции, и семинары. Приходилось ходить каждый день, чаще всего к восьми утра. Один профессор, к счастью, выкладывал свои лекции в интернет, так что я ходила только на семинары по его предмету, а лекции слушала дома при подготовке к экзамену. На моей специальности есть три вида итоговых работ в конце семестра: письменный экзамен, презентация плюс курсовая или только курсовая работа.

Экзамены у нас письменные. В среднем они длятся полтора-два часа. Надо учить все, что было в лекциях, и читать дома дополнительную литературу. Часто профессора говорят, какие слайды из их презентаций важны, а каких не будет в экзамене. Самая хорошая оценка в Германии - это 1,0. Дальше идут оценки 1,3, 1,7, 2,0 и так далее. 4,0 - это самая плохая оценка, ниже - считается, что не сдал экзамен. У меня пока ни разу не было 1,0 за экзамены, как бы я ни старалась.

Во втором и третьем семестре лекций уже не так много, у нас теперь пять курсов, по которым надо сделать презентации в группе и потом написать курсовые работы. В университет ходить практически не надо, только на консультации. В итоге у меня есть больше времени на то, чтобы работать не в ущерб учебе. В России было достаточно сделать красивую презентацию с клёвыми картинками и кое-как рассказать текст. Тут же презентация - это куча работы. Вообще, я не очень люблю работу в группе, но в Германии это важно.

Обычно после презентаций надо писать курсовые. Курсовых может быть две-три за семестр, и, как правило, писать их надо в каникулы: срок сдачи заканчивается за две недели до начала следующего семестра.

Магистерская работа пишется шесть месяцев, и потом ее проверяют до трёх месяцев. Моей радости не было предела, когда я узнала, что здесь нет защиты магистерской, так как я очень боюсь выступать перед аудиторией, а тут ещё и на иностранном языке надо было бы делать серьёзную презентацию и потом отвечать на каверзные вопросы.

Я живу в общежитии. Получить место в общежитии в Гамбурге очень тяжело: студентов много - и иностранцев, и немцев из других городов. Мне повезло, я вовремя увидела на сайте студенческого общества, что можно заплатить сразу за три месяца и мне дадут место в одном общежитии. За общежитие плачу 244 евро в месяц, нас живёт 20 человек на этаже, у каждого своя комната примерно 14 метров. В комнате есть кровать, стол, стул, полки, тумбочка, шкаф для одежды и раковина с зеркалом. На этаже - четыре душевых и туалета, а также кухня. Каждый день утром кухню и туалет убирает уборщица. В других общежитиях комнаты поновее, они стоят до 380 евро.

В общежитиях никто не следит за нами, есть управляющий домом (хаусмайстер), который приходит в девять утра, чтобы решить какие-то вопросы и проблемы.
А на входной двери в общежитие стоит универсальный замок, так что все, у кого есть ключи от комнат, могу его открыть. Некоторые нелегально сдают свои комнаты других людям.

Мне вполне хватает на жизнь в среднем 600–700 евро в месяц. 244 евро стоит общежитие, 86 евро - медицинская страховка. Ещё 20 евро в месяц плачу за фитнес-зал, на телефон кладу 15 евро в месяц. Примерно 150–200 евро трачу на еду. Конечно, намного выгоднее брать еду из дома, чем есть в кафе и столовых. Я какое-то время ленилась готовить, в итоге к концу месяца я оставалась почти без денег. Конечно, я иногда хожу в кафе с подругами, очень редко в бар.

Вообще, поначалу я тратила намного больше денег. Во-первых, потому что сама не зарабатывала, сейчас свои деньги уже тратятся по-другому. Я уже по-другому выбираю продукты, вещи - принимаю меньше необдуманных решений.

Самая главная цель на ближайшее будущее - это закончить магистратуру. Я ещё не начала свою магистерскую работу, но уже планирую приступить. Многие студенты здесь учатся больше положенного времени. Моя программа, например, официально длится два года, но можно учиться ещё столько же дополнительно. Я планирую закончить учёбу в срок - учиться мне нравится, но я устала от сессий, написания статей, презентаций. Пока не знаю, останусь ли я в Гамбурге после учёбы, но в дальнейшем хочу найти работу в Германии.



Последние материалы сайта