Краткий словарь литературоведческих терминов. Краткий словарь литературоведческих терминов — Гипермаркет знаний Краткий нравоучительный рассказ в котором есть иносказание

14.07.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Аллегория (гр. allegoria, alios - иной и agoreuo - говорю) - иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты. Часто аллегория лежит в основе загадки: «Красна девица сидит в темнице, а коса на улице», пословицы: «Чем дальше в лес, тем больше дров», басни.

Аллитерация (лат. littera - буква) - повторение однородных согласных звуков, придающее тексту особую выразительность: «По корням упругим топор застучал».

Амфибрахий (гр. amphi - кругом, brachys - краткий) - трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов - безударный, ударный, безударный: «В песчаных степях аравийской земли...»

Анапест (гр. anapaistos - отражённый назад) - трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов - два безударных, ударный: «Я такого угла не видал...»

Анекдот (гр. anecdotos - неизданный) - краткий устный рассказ с остроумной концовкой.

Аннотация (лат. annotation - замечание) - краткая характеристика издания: рукописи, статьи или книги. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого произведения, помогает читателям сориентироваться в их выборе.

Антитеза (гр. antithesis - противоречие, противоположение) - противопоставление образов, эпизодов, картин, слов. Антитеза помогает передать мысль и чувство, усиливает эмоциональность речи. Противопоставлены картины солнечного утра и вчерашнего вечера в стихотворении Пушкина «Зимнее утро».

Баллада (прованс. ballar - плясать) - стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему. Реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим (см., например, «Воздушный корабль» Лермонтова).

Басня - краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами в басне часто выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества. Чаще всего басни пишут в стихах, но бывают и прозаические басни.

Гекзаметр (гр. hexametros - шестимерник) - античный стихотворный размер. В русском стихотворении гекзаметром называют размер стиха, в строках которого шесть раз повторяется группа из первого ударного и двух безударных слогов (дактиль): «Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос». Этим размером русские поэты переводили поэмы Гомера.

Герой (литературный) - персонаж, действующее лицо, художественный образ человека в художественном произведении.

Гипербола (гр. hyperbole - преувеличение) - чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета: «И растёт ребёнок там не по дням, а по часам».

Дактиль (гр. dactilos - палец) - трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов - ударный и два безударных: «Труд этот, Ваня, был страшно громаден...»

Диалог (гр. dialogos - разговор, беседа) - разговор двух или нескольких лиц. В пьесах, киносценариях диалог - основная форма раскрытия характеров. Диалог помогает показать человека в эпических произведениях, иногда встречается в лирических произведенияхЖелезная дорога» Н. А. Некрасова).

Драматическое произведение , или драма (гр. drama - действие), - произведение, предназначенное для постановки на сцене. В драме характеры людей раскрываются в диалогах и монологах и непосредственно в действиях, поступках.

Жанр (фр. genre - род, вид) - вид художественных произведений: басня, повесть, рассказ и др.

Загадка - произведение устного народного творчества. В нем содержится иносказательное изображение предмета, по которому надо отгадать предмет: «Висит сито, не руками свито» (паутина).

Идея (гр. idea - идея) - основная мысль художественного произведения.

Инверсия (лат. inversio - перестановка) - необычный порядок слов, благодаря которому автор достигает особой выразительности речи: «Эк, какую кучу снега напустил в очи сатана!»

Интонация (лат. intonare - громко произносить) - основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи и собеседнику.

Ирония (гр. eironeia - притворство, насмешка) - выражение насмешки. Употребление слова, под которым подразумевается противоположное значение: «Он даёт знать, что само появление такого ученика - редчайший праздник для нашего класса и лично для него...»

Киносценарий (итал. scenario, лат. scaena - сцена) - литературно-драматическое произведение, по которому ставится кинофильм. В киносценарии есть авторские описания, диалоги и монологи героев, авторский текст, звучащий за кадром, и иногда - пояснительные надписи.

Комедия (гр. comoidia - песня весёлой толпы) - драматическое произведение, в основе которого лежит юмор, смешное.

Композиция (лат. compositio - сложение, состав) - построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.

Легенда (лат. legenda - то, что должно быть прочитано) - произведение, созданное народной фантазией, где сочетаются реальное (историческое событие или лицо) и фантастическое («Легенда об Арионе»).

Лирическое произведение (гр. lyricos - поющийся под звуки лиры) - произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке. Наряду с лирическими существуют произведения эпические и драматические.

Метафора (ер. metaphora - перенос) - слово или выражение, употреблённое в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство. «Тенькает синица меж лесных кудрей» - кудрями названа листва, потому что она похожа на кудри человека. В нашей речи много метафор: шляпка гриба, ручка двери, узел связи.

Метонимия (гр. metonymia - переименование) - слово или выражение, употреблённое вместо другого, потому что между обозначаемыми ими предметами есть связь (не сходство): «Не смеют, что ли, командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?» «Изорвать мундиры»- вместо «дать бой». «Помнит вся Россия»-помнят люди в России. В нашей речи много метонимий: съел целую тарелку, устал с дороги, читал Пушкина.

Мифы (гр. mythos - слово, предание, сказание) - сказания, передающие представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях. Мифологические образы вошли в сокровищницу мировой культуры и активно используются в литературе и искусстве до нашего времени.

Монолог (гр. monos - один и logos - речь, слово) - речь одного человека в произведении. Монолог преобладает в лирических произведениях, употребляется в эпических - когда герой говорит сам с собой. В драматическом произведении это обстоятельное высказывание героя.

Новелла - малый прозаический жанр (разновидность рассказа). Новелла отличается строгостью композиции, остротой сюжета, отсутствием описательности.

Олицетворение - изображение неживых предметов в виде живых существ: «вьюга злилась».

Описание - словесное изображение картины (портрет героя, пейзаж, внутренний вид комнаты - интерьер и др.).

Пейзаж (фр. paysage, от pays - страна, местность) - картина природы в художественном произведении.

Повествование - рассказ о событиях, фактах, действиях, поступках героя.

Повесть - один из видов (жанров) эпических произведений. По охвату событий и героев повесть больше, чем рассказ, но меньше, чем роман.

Поговорка - меткое, яркое народное выражение, часть суждения, без вывода, без заключения: «лёгок на помине», «бить баклуши».

Портрет (фр. portrait - изображение) - изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении.

Пословица - краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль: «Век живи, век учись», «Без друга на сердце вьюга».

Поэзия (гр. poiesis, poieo - делаю, творю) - 1) стихотворные произведения. Это могут быть произведения лирические («Узник» А. С. Пушкина), эпические («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») и драматические (пьесы в стихах); 2) поэтичность: прекрасное, глубоко действующее на чувство.

Поэма (гр. poiema - творение) - один из видов лиро-эпических произведений: в поэме есть сюжет, события (что характерно для эпического произведения) и открытое выражение автором своих чувств (как в лирике).

Притча - небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение.

Проза (лат. prosa (oratio) - прямая, свободно движущаяся речь) - произведения нестихотворные.

Прозаическая речь - речь, свободно движущаяся от предложения к предложению, нестихотворная. Но, как и стихотворная, это тоже художественная речь, в ней есть свой ритм и другие средства художественной выразительности.

Псевдоним (гр. pseudonymos, от pseudos - вымысел, ложь и onoma - имя) - вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. Антоша Чехонте - один из псевдонимов Чехова.

Рассказ - небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Рассказчик - в литературном произведении образ человека, от лица которого ведётся повествование.

Ритм (гр. rhythmos - такт, соразмерность) - повторение однородных явлений через равные промежутки.

Рифма (гр. rhythmos - соразмерность) - созвучие окончаний стихотворных строк.

Роман (фр. roman - романский, романский язык; первоначально - повествование на романском языке) - большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и раз-ветвленностью сюжета.

Сатира (лат. satira - букв, смесь, всякая всячина) - высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни путём изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде. Высмеивая зло, писатель-сатирик утверждает добро.

Символ (гр. symbolon - условный знак) - предмет, действие или слово, служащее условным обозначением какого-либо явления. Например, хлеб-соль - символ гостеприимства.

Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведётся от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.

Сказка - произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле. Различают сказки о животных, волшебные и бытовые. Кроме народных, есть сказки литературные, созданные писателями.

Сравнение - изображение одного предмета путём сравнения его с другим. У Гоголя «чёрт поджаривал... грешников с таким удовольствием, с каким обыкновенно баба жарит на Рождество колбасу».

Стих (гр. stichos - ряд, порядок, строй) - стихотворная строка, наименьшая единица деления стихотворных произведений. Слово «стихи» часто употребляется в значении «стихотворения».

Стихотворение - небольшое произведение в стихах.

Стихотворная речь - в отличие от прозы речь ритмически упорядоченная, состоящая из сходно звучащих отрезков - строк, строф. Часто в стихах имеется рифма.

Строфа (гр. strophe - поворот) - группа строк (стихов), составляющая единство, с определённым, повторяющимся расположением рифм.

Сюжет (фр. sujet - предмет, содержание) - последовательность и связь событий в художественном произведении.

Тема (гр. thema) - круг жизненных явлений, изображённых в произведении; то, о чём говорится в произведении.

Устное народное творчество , или фольклор (англ. folk - народ, lore - мудрость), - словесное поэтическое творчество народа. Виды устного народного творчества: пословица, поговорка, загадка, песня, сказка, легенда и др. Наряду с устным народным творчеством существуют народная музыка, народный танец, резьба по дереву и другие виды народного творчества.

Фабула (лат. fibula - басня, рассказ) - изображение событий в художественном произведении в их хронологической последовательности.

Фантастика (гр. phantastike - способность воображать) - мир невероятных, чудесных представлений и образов, рождённых воображением.

Феерия (фр. feerie; от fee - фея) - театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов.

Хорей (гр. choreios, от choros - хор) - двусложный размер стиха. В строке хорея ударные слоги нечётные, безударные - чётные: «Буря мглою небо кроет...»

Художественная литература - один из видов искусства - искусство слова. Слово в художественной литературе - средство создания образа, оно служит для изображения явления, выражения чувства и мысли. Другие виды искусства - живопись, музыка, скульптура, кино и др.

Эпиграф (гр. epigraphe - надпись) - краткое изречение (пословица, цитата), которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Эпизод (гр. epeisodion - случай) - отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.

Эпитет (гр. epitheton - приложение) - художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему: «Месяц величаво поднялся на небо...»

Эпическое произведение (гр. epos - слово, речь, рассказ) - произведение, в котором автор рассказывает о людях, об окружающем мире, о различных событиях. Виды эпических произведений - роман, повесть, рассказ, басня, сказка, притча и др. Кроме эпических, произведения бывают лирические и драматические.

Юмор (англ. humour - нрав, настроение) - изображение героев в смешном виде. Смех помогает человеку освобождаться от всего дурного, мелкого, пошлого. В отличие от сатиры юмор - смех весёлый, доброжелательный.

Ямб (гр. jambos, от названия музыкального инструмента) - двусложный размер стиха. В строке ямба ударные слоги чётные, безударные - нечётные: «Мороз и солнце; день чудесный!..»

>>Краткий словарь литературоведческих терминов

Аллегория - иносказательное описание предмета или явления с целью его конкретного, наглядного изображения.

Амфибрахий - трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов - безударный, ударный, безударный (-).

Анапест - трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов - два безударных и ударный (-).


Баллада
- стихотворный рассказ на легендарную, историческую или бытовую тему; реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим.

Басня - краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами в басне часто выступают животные, предметы, и которых проявляются человеческие качества. Чаще всего басни пишутся в стихах.

Герой (литературный) - персонаж, действующее лицо, художественный образ человека в литературном произведении.

Гипербола - чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

Дактиль - трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов - ударный и два безударных.

Деталь (художественная) - выразительная подробность, с помощью которой создаётся художественный образ. Деталь может уточнять, прояснять замысел писателя.

Диалог - разговор двух или нескольких лиц.

Драматическое произведение, или драма - произведение, предназначенное для постановки на сцене.

Жанр литературный - проявление в более или менее обширной группе произведений общих признаков изображения действительности.

Идея - основная мысль художественного произведения.

Интонация - основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи и к собеседнику.

Ирония - тонкая, скрытая насмешка. Отрицательный смысл иронии скрыт за внешней положительной формой высказывания.

Комедия - драматическое произведение, в основе которого лежит юмор, смешное.


Комическое
- смешное в жизни и литературе. Основные виды комического: юмор, ирония, сатира.

Композиция - построение, расположение и взаимосвязь всех час тей художественного произведения.

Легенда - произведение, созданное народной фантазией, в котором сочетаются реальное (события, личности) и фантастическое.

Лирическое произведение - произведение, в котором выражаются мысли и чувства автора, вызванные различными явлениями жизни.


Метафора
- перенесение свойств и действий одних предметов на другие, сходные с ними но принципу подобия.

Монолог - речь одного человека в произведении.

Новелла - повествовательный жанр, близкий по объёму к рассказу. От рассказа новелла отличается остротой и динамичностью сюжета.

Олицетворение - перенесение признаков и свойств живых существ на неживые.

Описание - словесное изображение чего-нибудь (пейзаж, портрет героя, внутренний вид жилища и др.).

Пародия - смешное, искажённое подобие чего-то; комическое или сатирическое подражание кому-нибудь (чему-нибудь).

Пафос - в художественной литературе: возвышенное чувство, страстное воодушевление, приподнятый, торжественный тон повествования.

Пейзаж - изображение природы в художественном произведении.

Повесть - один из видов эпических произведений. По охвату событий и героев повесть больше, чем рассказ, но меньше, чем роман.

Портрет - изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении.

Поэзия - стихотворные произведения (лирические, эпические и драматические).

Поэма - один из видов лирико-эпических произведений: в поэме есть сюжет, события (как в эпическом произведении) и открытое выражение автором своих чувств (как в лирике).

Притча - небольшой рассказ, содержащий в иносказательном виде религиозное или моральное поучение.

Проза - нестихотворные художественные произведения (рассказы, повести, романы).

Прототип - реальное лицо, послужившее писателю основой для создания литературного образа.

Рассказ - небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях из жизни человека, животного.

Рассказчик - образ человека в художественном произведении, от лица которого ведётся повествование.

Ритм - повторение однородных элементов (речевых единиц) через равные промежутки.

Рифма - созвучие окончаний стихотворных строк.

Сатира - высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни посредством изображения их в нелепом, карикатурном виде.

Сравнение - сопоставление одного явления или предмета с другим.

Стих - стихотворная строка, наименьшая единица ритмически организованной речи. Слово «стихи» часто употребляется также в значении «стихотворения».

Стихотворение - небольшое поэтическое произведение в стихах.

Стихотворная речь - в отличие от прозы, речь ритмически упорядоченная, состоящая из сходно звучащих отрезков - строк, строф. Часто в стихах имеется рифма.

Строфа - в стихотворном произведении группа строк (стихов), составляющая единство, с определённым ритмом, а также повторяющимся расположением рифм.

Сюжет - развитие действия, ход событий и ионестиовательных и драматических произведениях, иногда и и лирических.

Тема - круг жизненных явлений, изображённых в произведении; то, о чём говорится в произведений.

Фантастика - художественные произведения, в которых создаётся мир невероятных, чудесных представлений и образов, рождённых воображением писателя.

Характер литературный - образ человека в литературном произведении, созданный с определённой полнотой и наделённый индивидуальными особенностями.

Хорей - двусложный размер стиха с ударением на первом слоге.

Художественная литература - один из видов искусства - искусство слова. Слово в художественной литературе - средство создания образа, изображения явления, выражения чувства и мысли.

Художественный образ - человек, предмет, явление, картина жизни, творчески воссозданные в художественном произведении.

Эзопов язык - вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта Эзопа, создателя жанра басни.

Эпиграмма - краткое сатирическое стихотворение.

Эпиграф - краткое изречение (пословица, цитата), которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Эпизод - отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.

Эпитет - художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить предмет, почувствовать отношение автора к нему.

Эпическое произведение - художественное произведение, в котором автор повествует о людях, об окружающем мире, о различных событиях. Виды эпических произведений: роман, повесть, рассказ, басня, сказка, притча и др.

Юмор - в художественном произведении: изображение героев и смешном, комическом виде; весёлый, добродушный смех, помогающий человеку освобождаться от недостатков.

Ямб - двусложный размер стиха с ударением на втором слоге

Ciмaкoвa Л. А. Література: Підручник для 7 кл. загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання. - К.: Вежа, 2007. 288 с.: іл. - Мова російська.

Прислано читателями из интернет-сайта

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации

Робот советует заглянуть также в список других материалов, который он составил по данной теме.

Три маленьких кроссворда на знание литературоведческих понятий.

Первый кроссворд

1. Отрывок из художественного произведения, обладающий относительной законченностью.
2. Стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему.
3. Произведение устного народного творчества, в котором содержится иносказательное описание предмета и требуется отгадать этот предмет.
4. Трехсложный размер стиха.
5. Необычный порядок слов.
6. Художественное преувеличение.
7. Жанр эпических произведений, по охвату событий и героев стоящий между рассказом и романом.
В выделенной вертикальной строке сверху вниз: трехсложный стихотворный размер.

Ответы
1. Эпизод. 2. Баллада. 3. Загадка. 4. Анапест. 5. Инверсия. 6. Гипербола. 7. Повесть.
В выделенной строке: дактиль.

Второй кроссворд

1. Стихотворный размер.
2. Основная мысль художественного произведения.
3. Краткий иносказательный рассказ поучительного характера.
4. Разговор двух или нескольких лиц.
5. Краткий устный рассказ с остроумной концовкой.
6. Противопоставление образов, эпизодов, картин.
7. Художественное преувеличение.
8. Построение художественного произведения.

Ответы
1. Ямб. 2. Идея. 3. Басня. 4. Диалог. 5. Анекдот. 6. Антитеза. 7. Гипербола. 8. Композиция.

Третий кроссворд

1. Об этом виде эпоса В.Г. Белинский писал: «Краткая и быстрая, лёгкая и глубокая вместе, она перелетает с предмета на предмет, дробит жизнь на мелочи и вырывает листки из великой книги этой жизни».
2. Размер: «В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли.» (М. Лермонтов).
3. Род литературы.
4. Чаще всего её можно обозначить на письме знаками препинания, но иногда обозначают разбивкой на строки, реже – изменением начертания букв.
5. Новые слова.
6. Размер: «Славная осень! Морозные ночи, Ясные, тихие дни...» (Н. Некрасов).
7. Крупный вид эпоса.
8. Наука о произношении звуков и их сочетаний.
9. Она обычно формулируется в баснях.
В выделенной строке сверху вниз: текст, который одинаково читается слева направо и справа налево.

Ответы
1. Повесть. 2. Амфибрахий. 3. Лирика. 4. Интонация. 5. Неологизм. 6. Дактиль. 7. Роман. 8. Орфоэпия. 9. Мораль.
В выделенной строке: палиндром.

Использованные источники
1. Введение в литературоведение / Под ред. Г. Поспелова. - М.: Высшая школа, 1976.
2. Квятковский А. Поэтический словарь. - М. : Сов. энциклопедия, 1966.
3. Литература: Краткий справочник школьника. - М. : Дрофа, 1997.
4. Литература: Справочные материалы. - М.: Просвещение, 1988.
5. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. - М.: Рольф, 2000.
6. Словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1974.
7. Трембовольский Я. Л., Чекалов И. В. Ваше слово, эрудиты! – М.: Просвещение, 1990.
8. Энциклопедический словарь юного литературоведа. - М.: Педагогика, 1988.

Подборка похожих материалов Вам неинтересна? Загляните на одну из случайно выбранных страниц:

Бич Божий. Партизанские рассказы (сборник)

Герман Садулаев Книги о войне Отсутствует

В новом сборнике Герман Садулаев отходит от привычного для нас образа «борца за права офисного пролетариата» и возвращается к корням, к теме лирических и поучительных воспоминаний, созвучных роману «Я – чеченец». Картинки из детства, трогательные зарисовки из жизни довоенного Шали сменяются размышлениями о мужестве и человечности, стойкости и силе духа.

За иносказательной историей «споровской республики» следуют тревожные тексты о приближающемся конце света. Во всех этих рассказах есть война – надвигающаяся, бушующая или давно прошедшая, но она всегда где-то рядом, беспристрастно судит живых и мертвых, не давая нам перестать быть людьми.

В эту книгу вошли избранные, самые яркие, наиболее мудрые, самые полезные истории, рассказанные самим Иисусом Христом и великими духовными учителями .

Большая книга притч

Отсутствует Религия: прочее Отсутствует

Притча – это иносказательный рассказ, поучительный сюжет, в котором скрыта некая загадка, требующая раздумий. Сегодня этот жанр невероятно популярен – притчи привлекают своей краткостью и емкостью смысла. В книгу включены четыре тематических раздела: – классические евангельские притчи, произносимые Христом; – притчи христианских подвижников – монахов и священников, – с интересными поучительными сюжетами, актуальными и для нашего времени; – притчи в литературной обработке автора, которые помогают нам задуматься о том, как нужно жить, чтобы раскрыть свой духовный потенциал и стать счастливее; – народные притчи, собранные и записанные в российской глубинке в ходе фольклорных экспедиций.

«Большая книга притч» – МУДРОСТЬ и ИСТИНА в незабываемых ярких образах!

Индийские притчи

Коллектив авторов Старинная литература: прочее Притчи народов мира

Тысячелетиями складывался менталитет индийского народа на основных понятиях ведической религии, брахманизма, индуизма, народных верований. Понять глубину, красоту и утонченность духовной мысли народов Индии позволяют притчи, возрождающие живые образы Мастеров и несущие глубочайший философский смысл.

Притчи народов мира. Буддийские притчи

Коллектив авторов Старинная литература: прочее Притчи народов мира

Притчи – краткие иносказательные поучительные рассказы о непонятном, труднообъяснимом явлении – это мудрость многих поколений, неотъемлемая часть человеческой культуры. Это искусство слов попадать прямо в сердце. Притчи разных стран и народов отражают разные культурные и религиозные традиции, но всегда побуждают человека к размышлению, несут в себе доброту и любовь.

Основатель буддизма Гаутама Будда – одна из самых ярких личностей в истории человечества. Будда разрушал в сознании своих учеников слепое верование, ибо оно мешало разуму воспарить к духу, и побуждал их к самостоятельному поиску, к осознанию в себе высшей божественной природы… Буддийские притчи – истории из жизни Будды и его учеников – помогают ощутить целостность мира и ведут к самопознанию.

Это буддийское учение без священных текстов, которое говорит о сущности человеческого разума, проникая прямо в его природу, и приводит к просветлению.

Записки Е. А. Хвостовой. 1812–1841…

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Русская классика Отсутствует

Полное название первой из рецензируемых Салтыковым книг: «Записки Е. А. Хвостовой, рожденной Сушковой, 1812–1841. Материалы для биографии М. Ю. Лермонтова. Издание второе с значительными против первого издания, напечатанного в «Вестнике Европы» 1869 г.

Дополнениями и приложениями». Салтыков в своей рецензии подчеркнул «досадную неадекватность рассказов Сушковой-Хвостовой тем представлениям о поэте, которые уже сложились у читателей «Героя нашего времени», «Мцыри» и «Сказки для детей». Другое издание, рецензируемое Салтыковым, – воспоминания кн.

Ю. Н. Голицына, известного музыканта-капельмейстера, в 50-х годах – корреспондента «Колокола», в 1858–1862 гг. – эмигранта. Рецензия Салтыкова насквозь иронична, иносказательна. Он будто бы отмежевывается от тех, кто утверждает, что «это совсем и не прошлое, а просто-напросто настоящее, ради чувства деликатности рассказывающее о себе в прошедшем времени».

Между тем в основу «Истории одного города» была положена именно эта мысль.

Армянские притчи

Народное творчество Сказки Обычаи и традиции армян всего мира Нет данных

Притчей принято называть некий специфический короткий назидательный рассказ, который в иносказательной форме, заключает в себе нравственное поучение. Как жанр притча восходит к библейским временам, она стала древнейшим учебником человеческой морали и одновременно морально нравственным «решебником» общечеловеческих проблем.

Книга армянских притч вобрала в себя сконцентрированную мудрость народа, которая свет специфического мировоззрения горцев пропустила сквозь призму христианства. Такова притча о «Царе, племяннике и наибе», оканчивающаяся вполне библейской моралью. Столь же поучительна притча о «Нищем и повелителе города».

Однако армянские притчи не дают готовых императивов вроде буддийских притч, не покушаются они и на решение глобальных, общечеловеческих проблем. Они занимают вполне обособленную нишу в мировой литературе, будучи одновременно и басней, и сказкой, и поучительным анекдотом.

Христианские притчи

Коллектив авторов Религиозные тексты Притчи народов мира

Притчи – краткие иносказательные поучительные рассказы о непонятном, труднообъяснимом явлении – это мудрость многих поколений, неотъемлемая часть человеческой культуры. Это искусство слов попадать прямо в сердце. Притчи разных стран и народов отражают разные культурные и религиозные традиции , но всегда побуждает человека к размышлению, несут в себе доброту и любовь.

Аудиокнига «ХРИСТИАНСКИЕ ПРИТЧИ» состоит из двух частей. В первую часть вошли библейские истории, среди которых известные ветхозаветные притчи о Соломоновом решении, о пире Валтасара и проданном первородстве, евангельские притчи о блудном сыне, о мытаре и фарисее, о добром семени и о плевелах.

Вторая часть сборника содержит более поздние притчи, возникшие на протяжении двух тысяч лет существования христианства в дополнение к входящим в Библию, например, притча о кресте или притча о следах на песке.

Суфийские притчи

Коллектив авторов Религиозные тексты Притчи народов мира

Притчи – краткие иносказательные поучительные рассказы о непонятном, труднообъяснимом явлении – это мудрость многих поколений, неотъемлемая часть человеческой культуры. Это искусство слов попадать прямо в сердце. Притчи разных стран и народов отражают разные культурные и религиозные традиции, но всегда побуждают человека к размышлению, несут в себе доброту и любовь.

Суфизм – духовная мистическая традиция, исторически связанная с исламом, но корнями уходящая в глубины истории. В суфизме присутствуют элементы наследия самых разных религиозных систем. Это учение о любви к Богу, теория и практика восхождения человека к Богу посредством духовного самосовершенствования.

Существенную часть суфийского наследия составляют притчи, поучительные истории из жизни величайших суфийских мастеров и богословов, мыслителей и поэтов, среди которых такие имена, как Байазид Бистами, Бахауддин Накшбанди, Ибн-Сина (Авиценна), Абу Саид и многие другие.

1001 день Адский огонь Достоин стать царём Алчность, угодливость и невозможность Андаки Байазид Бистами Байазид и тщеславный человек Точка отсчёта Ты слишком много оглядывался Узкий мост Барбари и лжесуфий Бахауддин и бродяга Бахауддин и учёный Группы Белка Бесплодная женщина Богатый и бедный Болезнь Боль дервиша Борода, плащ и чётки Быть невидимым Внимание и невнимание Водяное колесо Волшебный ящик Вор в доме Воробей и курица Восприятие сумасшедшего Всадник и змея Всё дело в узоре Всё это – пища Вспыльчивый человек Вставай! Глаза и горы Глупец в большом городе Голубка и вода Гороскопы Да поумнеют враги! Дары Два брата Два дервиша Два кольца Делай так, как хотят твои друзья Делёж верблюдов Делиться с братом Дервиш и учёный Дервиш на мосту Дерево, не осознающее своё состояние Доброта Достоинства и недостатки Дыня и коренья Еда и перья Еда и удивление Если он выглядит хорошим, он хороший Если померещился дьявол Жадные сыновья Жажда и змея Женщина-суфий и королева Заветное желание Загородился от Истины Закон обратного эффекта Засуха Знание и полузнание Идиот, мудрый человек и кувшин Идолопоклонство Изгнание Изречение Иллюзия Испытание Шакика Кадудар и паломничество Как Алим доказал, что он доктор Как возникло предание Как заставить слушать себя Как изменилась вода Как найти нужного доктора? Как стать мудрым Кашкуль Ключ к Книге Мудрости Клятва Коварный замысел Корова и свинья Костыли Кошка и кролик Кошка-мыслитель Лекарство Лиса и лев Лицемер Личина Личные особенности и уровень духовности Лишение Ловкач Лодка с одним веслом Люди достижения Маскировка Мастер во дворце Мастер и чайная чашка Мауляна-дервиш Метод Моё препятствие Молитва из страха Молодой человек Мысль виноградной лозы Мышь и слон На перекрёстке Наглядный пример Надпись на стене Назвать себя Богом Наставления мудрецу Находчивый ибн-Сина Начало и конец Не в том ритме Не возвращайся! Не столь много Не теряющий надежду Небесный плод Невежда Невероятная щедрость Неизлечимая болезнь Нектар Несчастный ослик Нет печали Низкий поклон вору Нищие и труженики Нищий и накидка Нищий на пиру Нож и обезьяна Нужен посредник О Мухаммаде, сыне Исы Обвинитель суфиев Обещание Обитель Истины Образцовая корова Обучение покорности Обыденное Одно без другого Омар Орехи Осёл Ослиная голова Ослушание Моисея Основа и неотъемлемая часть суфийских знаний Ответ Хуманъюна Адиля Ответы Отказ Мастера Отказ отшельнику Отчего мокрое не сухое? Переезд Пир падишаха Повторение Позови Хасана Помощь нуждающемуся Понимание прачек Поправка Посетители Последний день Последователь Практикуя мудрость Превращение Предание о Моисее Привратник Привязанность, именуемая благодатью Проекция на расстояние Проклятие Прости Проявления Птица и яйцо Путешествия Казвини Путники Пятьсот золотых монет Раб без хозяина Радость понимания Разговор о Боге Разоблачение мистика Разрешение объяснять Рахими Редкий гость Роскошь и простота Рыба на Луне Сандалии пророка Святой и стервятник Сегодня – огонь, завтра – пепел Сила уверенности Символические дары Скрытые чудеса Слепой астроном Слишком общо Собака и осёл Соперничество, а не духовность Сосед Сосуд с орехами Спасительная ложь Спор Структура религии Стучите тише Судьба кувшинчика Султан Махмуд и бобы Сумасшедший и муэдзин Суфий и история Халаку Суфий и тиран Суфий с Пампира Существенная разница Счастье в хвосте Сын моего отца Танец Теория кармы неверна Терпение Толпа Торговец Торжество справедливости Три года учёбы Три желания Три премудрости Три совета Три толкования Тяжёлый груз Уважение Ударь в этом месте Украденная изюминка Украденный конь Уникальная формула Упражнения Утешение Ханжество Хасан из Басры Хвастливый сукин сын Хочу быть мудрым Царь и бедный мальчик Цена царства Черепаха и скорпион Четыре типа Четыре утешения Чёрный раб и собака Что делать? Что скажут о тебе Чудо царственного дервиша Чума Эксперты Я выбираю блаженство Я не знаю Языковед и суфий.

Дзенские притчи

Коллектив авторов Религиозные тексты Притчи народов мира

Притчи – краткие иносказательные поучительные рассказы о непонятном, труднообъяснимом явлении – это мудрость многих поколений, неотъемлемая часть человеческой культуры. Это искусство слов попадать прямо в сердце. Притчи разных стран и народов отражают разные культурные и религиозные традиции, но всегда побуждают человека к размышлению, несут в себе доброту и любовь.

Дзен – одно из направлений буддизма, особое учение без священных текстов, вне слов и букв, вера в возможность обретения просветления путем внезапного, мгновенного пробуждения. Одна из практик дзен – переживание парадоксов, абсурдных для обыденного рассудка, которые, став объектом созерцания, стимулируют пробуждение.

Поэтому многие дзенские истории и притчи – это своеобразные загадки, не имеющие логически обоснованного ответа, основная задача которых – вывести из равновесия привычной, бытовой логики. 1. Рождение дзен-буддизма 2. В чём разница? 3. В чём сущность моего учения? 4.

Основной принцип святого Учения 5. Сообразительный и глупый ученик 6. Абсолютная осознанность 7. Каждый вопрос неверен 8. Наблюдай 9. Алмаз в дорожной пыли 10. Высокородный болван 11. Гуду и император 12. Арест каменного Будды 13. Баланс 14.

Без привязанности 15. Бокудзю и ручей 16. Ворота устали 17. Кирпич никогда не станет зеркалом 18. Ответ дзен 19. Реальность, а не сон 20. Сочувствие Бокудзю 21. Упорство 22. Я живу обычной жизнью 23. Я ничего не могу сказать 24. Я следовал своему учителю 25.

Уход Бокудзю 26. Не оставлять следов 27. Будь живым! 28. Внутренняя природа 29. Движется ум 30. Жизнь, а не логика 31. Не ум 32. Пустая лодка 33. Слово из дзен 34. Сухие листья 35. Чашка чая 36. Ежеминутный дзен 37. Перевоплощение 38. Скупое обучение 39.

Царский подарок 40. Будьте внимательны 41. В мире грёз 42. В надежде на исправление 43. В руках судьбы 44. Великое искусство 45. Последняя воля и завещание 46. Время умереть 47. Верная дорога 48. Визитка 49. Вор, ставший учеником 50. Всё – лучшее 51.

Встреча с бодхисаттвой Манджушри 52. Дающий должен быть благодарен 53. Два меча 54. Деревянный Будда 55. Десять последователей 56. Ничто не существует 57. Дети Его Величества 58. Дзен рассказчика историй 59. Дзёсю приказывает вымыть чашку 60.

Сила в словах 61. Дзен в жизни нищих 62. Дзен кочерги 63. Неужели? 64. Для ясных глаз 65. Единственная улыбка в его жизни 66. Если ты любишь, люби открыто 67. Уход Эсюн 68. Живой Будда и бочар 69. Хлопок одной ладони 70. Жизнь не может ждать 71.

Идти вперёд 72. Зачем пришёл? 73. Знающий молчит 74. Повиновение 75. Прокисшее мисо 76. Сбился с пути 77. Секретное действие 78. Сознание впереди 79. Характер 80. Хорошо и плохо 81. Я пришёл домой 82. Искренний голос 83. Искренность и естественность 84.

Испытание рапиры Бандзё 85. Истинное процветание 86. Любитель природы 87. Ночная прогулка 88. Последний щелчок 89. История Сюнкай 90. Неси мой огонь 91. Йено – шестой патриарх дзен 92. Обыкновенный человек 93. Как ворона разрушила две семьи 94.

Как написать китайское стихотворение 95. Как станут просветлёнными трава и деревья 96. Каменный разум 97. Пора спать 98. Капля воды 99. Пот Гадзана 100. Солдаты человечества 101. Твой свет может погаснуть 102. Убийство буддизма 103. Ожидание благодарности 104.

Сокровище 105. Квашеная редиска 106. Кто не работает – не ест 107. Курильница 108. Лекция 109. Мастер Джошу и чай 110. Пустота 111. Мастер Фугай 112. Проглоченный упрёк 113. Материнский совет 114. Моё сердце горит огнём 115. Человек Дао 116.

Путь освобождения 117. Молитва 118. Молчание 119. Молчащий храм 120. Настоящие друзья 121. Не замёрзнуть в повозке 122. Не любовь – доброта 123. Не привязывайся к праху 124. Не проспать 125. Недалёк от состояния Будды 126. Нельзя украсть луну 127.

Преображение 128. Непознанное и непознаваемое 129. Ни воды, ни луны 130. Обучение основному 131. Огромные Волны 132. Одна нота дзен 133. Одним словом 134. Опасное место 135. Отдайся свободе 136. Природа Будды 137. Ответ мертвеца 138. Открой свою сокровищницу 139.

Письмо умирающему 140. Слова не нужны 141. Первооснова 142. Повар 143. Последнее желание 144. Последний стих Хосина 145. Пробуждение 146. Продавец петухов 147. Просто стою 148. Противоречие 149. Прямо сейчас 150. Пыль на зеркале 151. Рука Мокусена 152.

Самая ценная вещь в мире 153. Свобода выбора 154. Сеун и его мать 155. Скупой художник 156. Советник 157. Сон в дневное время 158. Суть дзен 159. Суть Цзу-Мина 160. Счастливый китаец 161. Такой же, как все 162. Тонкий шёлк 163. Торговец янтарём 164.

Точная пропорция 165. Три вида учеников 166. Три удара палкой 167. Туннель 168. Ты – Будда 169. Укрощение призрака 170. Уксус Тосуи 171. Улитка на дереве 172. Учёный диалог за ночлег 173. Хождение по белому квадрату 174. Хороший собеседник 175.

Чайный мастер и убийца 176. Чайный мастер и чемпион кендо 177. Чао Буджи 178. Черноносый Будда 179. Чтение сутр 180. Что ты делаешь! Что ты говоришь! 181. Чувствуй это! 182. Шестое чувство 183. Экзамен 184. «Ясное понимание» Рёнен 185. Ясность.

Следы во времени

Елена Соколова Детская проза Отсутствует

В этот сборник вошли различные по жанру произведения: притчи и сказки, написанные в иносказательной форме; рассказы, в которых говорится о любви и дружбе. Эта книги будет интересна и взрослым, и детям. Книгу можно использовать для проведения занятий в Воскресной Школе.

«Рече Господь…» Толкования на Евангельские притчи

Отсутствует Религиозные тексты Свет Христов просвещает всех

Одно из вероучительных сокровищ христианства – притчи, произнесенные Христом перед апостолами и народом. Спаситель излагал Свое учение в форме иносказательных историй по нескольким причинам. Во-первых, Он говорил о глубоких духовных истинах, постичь которые было не легко Его слушателям.

А конкретный и яркий рассказ, почерпнутый из жизни, мог запомниться на многие годы, и человек, старающийся понять смысл этого рассказа, мог размышлять о нем, углубляться в его содержание и, таким образом, постепенно понять скрытую в нем мудрость. Во-вторых, притчи имеют то преимущество перед прямым поучением, что они не только содержат в себе общий Божественный закон, но и демонстрируют его применимость в реальной, повседневной человеческой жизни.

И, наконец, в-третьих, люди, не вполне понимающие учение Спасителя, могли бы по своему перетолковать его, распространяя его в искаженном виде. Притчи же сохраняли чистоту учения Христова. Мы предлагаем в уникальное издание, в котором под одной обложкой собраны наиболее авторитетные толкования всех притч Спасителя, от святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова, блж.

Притчи – краткие иносказательные поучительные рассказы о непонятном, труднообъяснимом явлении – это мудрость многих поколений, неотъемлемая часть человеческой культуры. Это искусство слов попадать прямо в сердце. Притчи разных стран и народов отражают разные культурные и религиозные традиции, но всегда побуждают человека к размышлению, несут в себе доброту и любовь.

ДАОССКИЕ ПРИТЧИ приоткрывают завесу тайны философско-религиозного учения даосизма – одного из трех главных учений древнего Китая. Это особый взгляд на мир, особый настрой сознания, особое понимание сущности бытия…

Коллективные сборники Отсутствует

Притчи – краткие иносказательные поучительные рассказы о непонятном, труднообъяснимом явлении – это мудрость многих поколений, неотъемлемая часть человеческой культуры. Это искусство слов попадать прямо в сердце. Причину популярности притчи нужно искать в самой её сути – притча помогает разъяснить нечто сокровенное, зачастую неподвластное воображению.

Предлагаем вашему вниманию притчи современных русскоязычных авторов. Они рассказывают о Мудрецах и Учителях, людях и животных, родителях и детях, богатстве и бедности… Они посвящены всё тем же «вечным темам»: добру и злу, жизни и смерти, разуму и любви, дружбе и семейным отношениям… Александр Бэлла Андрей Якушев Владимир Танцюра Галина Стрелкова Григорий Сергеев Жанна Юла Максим Максимов Маргарита Гапонова Софья Бессонова Татьяна Задорожная Юлия Дубинкина-Ильина.

ЕВРЕЙСКИЕ ПРИТЧИ дают представление об образе жизни и национальных обычаях, моральных нормах и религиозных основах иудаизма, установившихся за многотысячелетнюю историю существования еврейского народа. В сборник включены также ХАСИДСКИЕ ПРИТЧИ, отражающие мировоззрение сторонников учения хасидизма – религиозно-мистического течения в иудаизме.

Не относись к притче пренебрежительно. Подробно тому, как при свете грошовой свечки отыскивается оброненный золотой или жемчужина, так с помощью притчи познается истина…

Сказание и притчи

Елена Бочкарёва Современная русская литература Отсутствует Нет данных

Эта книга повествует рассказы в иносказательной форме. Сказы и притчи в современной прозе утрачивают свой контраст. Автору данной книги удаётся выразить свои рассказы в форме притч и весёлой философии, а именно сказки. Все рассказы пропитаны юмором и подтекстом.

ПРИТЧА, -и, ж. 1. В религиозной и старой дидактической литературе: краткий иносказательный поучительный рассказ. Евангельская п. П. о блудном сыне. 2. перен. О непонятном, труднообъяснимом явлении, событии (разг.). Что за п.? * Притча во языцех (книжн., обычно ирон.) - предмет общих разговоров. || прил. притчевый, -ая, -ое (спец.).


Смотреть значение ПРИТЧА в других словарях

Притча — вероятно притеча, от притечь; см. притка.
Толковый словарь Даля

Притча Ж. — 1. Иносказательное повествование с нравоучительным выводом. // Иносказательное выражение. 2. устар. То же, что: басня.
Толковый словарь Ефремовой

Притча — притчи, ж. 1. Рассказ, в иносказательной форме содержащий нравоучение (книжн.). Евангельские притчи. Соломоновы притчи. религия - опиум, религия - враг, довольно поповских........
Толковый словарь Ушакова

Притча — -и; ж.
1. Краткий иносказательный рассказ назидательного содержания; иносказательное выражение. Евангельские притчи. Притчи Соломона. П. о блудном сыне. Рассказать........
Толковый словарь Кузнецова

Притча — Общеславянское слово, образованное суффиксальным способом от притъка – "нежданный случай, происшествие", произведенного от притъкнутися – "произойти". Восходит к........
Этимологический словарь Крылова

Притча — малый дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий всебе моральное или религиозное поучение ("премудрость"). Близка к басне; всвоих модификациях - универсальное........
Большой энциклопедический словарь

Притча — - малый дидактико-аллегорический жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение. Близка к басне.
Исторический словарь

Притча — малый дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение («премудрость»). Близка к басне; в своих модификациях – универсальное........
Философский словарь



Последние материалы сайта