Социометрия класса для младших школьников: образец. Как провести социометрию в начальной школе: примеры тестов для младших школьников, рекомендации по сбору и обработке данных

22.06.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

«Ответь, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. Постарайся быть искренним, иначе вся работа потеряет смысл. Нам очень хотелось бы знать твое собственное мнение. Обещаем, что искренность не обернется тебе во вред.

Читай каждый вопрос и сразу отвечай на него. Для фамилий, которые ты будешь записывать, после каждого вопроса оставлены специальные места. Фамилии указывай в любом порядке. Чтобы при ответе не забыть тех, кто отсутствует сегодня, посмотри на доску: там указаны все фамилии.

Прежде чем начинать работу, напиши свое имя, фамилию, класс. Успеха!

    Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс? Запиши, пожалуйста, 5 фамилий…………………………………………………………………………………………

    А кого из нынешних одноклассников ты бы не взял в свой новый класс? Запиши 5 фамилий………………………………………………………………………………….

    Как ты думаешь, кто из одноклассников взял бы тебя в свой новый класс, если бы перешел в другую школу? Запиши 5 фамилий…………………………...…………

    Укажи, пожалуйста, тех одноклассников, которые не захотят, по твоему мнению, взять тебя в свой новый класс. Запиши 5 фамилий………………………………

    Если бы тебе предложили посмотреть ответы на эти вопросы пятерых твоих одноклассников, то чьи ответы ты хотел бы увидеть? Напиши их фамилии в порядке значимости для тебя. Первым – фамилию того, чьи ответы хочется знать больше всего и т.д………………………………………………………………………».

Первичный анализ данных.

Внимательно просмотреть собранный тестовый материал. Авторство неподписанных бланков следует попытаться установить косвенными путями, а также целесообразно поразмышлять о том, была ли это невнимательность автора. Особый интерес проявить к тем ребятам, которые ушли от ответа на поставленные вопросы («всех», «никого», «не знаю» и проч.). Чаще всего отказ отвечать на вопросы социометрии имеет защитную природу. Однако для получения достоверных результатов необходимо вновь обратиться к этим школьникам и попросить в индивидуальном порядке заполнить бланк, установив доверительные отношения. В случае отказа необходимо признать за учащимся право не отвечать.

Заполнение социометрических матриц.

Социометрическая матрица представляет собой таблицу, в которую заносятся первичные социометрические данные (см. табл.). В этой таблице по горизонтали и по вертикали расположен полный списочный состав данной группы, желательно в алфавитном порядке. Матрица 1 содержит данные о том, кто кого выбрал, а кто кого отверг в 1 и 2 вопросах социометрического теста (выбор условно обозначаются знаком «+», отвержение – знаком «-», эти данные вносятся по вертикали). В матрицу 2 заносятся результаты ответов на 3 и 4 вопросы теста (коэффициенты 3 и 4), в матрицу 3 – выборы по 5 вопросу (коэффициентов нет, только референтометрический статус).

Список класса

1. Алексин П.

2. Бритова А.

3. Васин С.

В матрице 1 необходимо также установить взаимные выборы и обозначить красным кружком, а также взаимные отвержения, обвести черным квадратом.

Обработка результатов по матрице 1.

    Устанавливаем социометрический коэффициент 1 (К 1) - отношение школьника к коллективу (разница между числом выборов, сделанных учеником и количеством сделанных отклонений, разница плюсов и минусов по вертикали) у каждого ученика, затем находим сумму (знак учитывается), делим на количество участников и находим среднее.

    Устанавливаем социометрический коэффициент 2 (К 2) - отношение коллектива к ученику (разница между числом полученных выборов и количеством отклонений, разница плюсов и минусов по горизонтали). Алгоритм тот же. Коэффициенты К 1 и К 2 могут быть как положительными, так и отрицательными.

    Устанавливаем социометрический коэффициент 5 - индекс прочности взаимосвязей. Для этого общее количество взаимных выборов (отмечены красным кружком) необходимо разделить на количество участников в исследования.

    Устанавливаем социометрический коэффициент 6 - индекс взаимного неприятия. Для этого общее количество взаимных отклонений (отмечены черным квадратом) необходимо разделить на количество учащихся, принявших участие в исследовании.

    Выделяем статусные группы. Для этого подсчитываем количество выборов («плюсов» по горизонтали) у каждого члена группы и соотносим со следующими статусными группами

    6 и более выборов I группа - «звезды»

    3 – 5 выборов II группа - «предпочитаемые»

    1 - 2 выбора III группа – «избираемые»

    нет выборов IV группа – «отвергаемые»

Подсчитываем количество учащихся, отнесенных к этим группам.

    Высчитываем коэффициент благополучия отношений (КБО) по формуле:

I гр. + II гр.

КБО =

III гр. + IV rp. (если КБО < 1, то КБО – низкий).

7. Высчитываем коэффициент изолированности (Ки). Для этого от общего количества участников исследования устанавливаем процентную долю учащихся, попавших в IV группу.

8. Определяем индекс групповой сплоченности или коэффициент взаимности (Кв):

Кв = , где R1 - взаимные выборы, R - все выборы.

9. Составляем социограмму, которая позволит наглядно представить суть внутригрупповых социометрических связей: наличие микрогрупп, взаимоотношений между ними и т.д. Социограмма представляет собой концентрические окружности, на которых условными знаками отмечаются односторонние (

пунктиром) и взаимные выборы (сплошной линией) в соответствии с принятой шкалой статусов: первая статусная группа внутри центрального круга, вторая статусная группа в пределах второго по диаметру круга и т.д. Для обозначения пола используются: кружок – девочка, квадрат – мальчик. Для обозначения статуса кружки (квадраты) лучше рисовать разными цветами.

Обработка результатов по матрице 2.

    Устанавливаем социометрический коэффициент 3 (К 3) - индекс уверенности школьника в положительном отношении к нему коллектива (разница между ожидаемыми выборами и количеством ожидаемых отклонений, разница плюсов и минусов по вертикали) у каждого ученика, затем находим сумму (знак учитывается), делим на количество участников и находим среднее.

    Устанавливаем социометрический коэффициент 4 (К 4) - индекс уверенности коллектива в положительном отношении к нему школьника(разница между количеством ожидаемых от данного школьника выборов и количеством ожидаемых от него же отклонений, разница плюсов и минусов по горизонтали). Алгоритм тот же. Как и К 1 и К 2, К 3 и К 4 могут быть как положительными, так и отрицательными.

    Высчитываем коэффициент удовлетворенности общением (Ку) у каждого участника (для учащихся 10-11 классов) по формуле:

Ку =

,

где n1 - взаимные выборы учащихся, n - все выборы, которые они сделали (процентная доля взаимных выборов из всех выборов по вертикали). Находим сумму процентов и делим на количество учащихся, выясняя среднее Ку.

4. Высчитываем коэффициент осознанности (Ко) (для учащихся 10-11 классов) по формуле:

Ко =

,

где Rо - оправдавшиеся ожидания, Rх - число ожидаемых выборов. Находим процентную долю выборов по горизонтали по отношению к выборам по вертикали.

Обработка результатов по матрице 3.

Информация по вопросу 5 может быть внесена в матрицу 3 двумя способами. В первом, более упрощенном варианте, за каждый выбор присваивается 1 балл, подсчитывается сумма баллов по горизонтали, устанавливается референтометрический. статус. Второй вариант обработки информации учитывает, в каком порядке и кого назвал ребенок при ответе на вопрос. Это предполагает введение ранжированной системы (ранг 1, если назван первым, ранг 2, если выбран вторым) или начисление баллов за порядок выбора (за первый выбор 5 баллов, за второй 4 балла и т.д.). Размышления исследователя касаются того, какие ценные для группы качества и умения имеют школьники, обладающие выраженным ценностным влиянием.

Завершая работу с социометрическим тестом, целесообразно интерпретировать полученные результаты и вынести практические рекомендации для преодоления возможного неблагополучия в эмоциональной структуре отношений школьников.

ФИ учеников

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Количество полученных выборов

Количество взаимных выборов

Таблица результатов социометрического исследования классного коллектива

Лидеры или «звезды «(5 – 6 выборов) ________________________ предпочитаемые (3 – 4 выбора) __________________________

Пренебрегаемые (1 -2 выбора) ______________________________ изолированные (отвергаемые) (0 выборов)_________________

Предварительный просмотр:

Методика «Цветовая социометрия»

Цель: Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.

Подготовка. Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5x5 рядов-квадратов), состоящей из 13 цветовых и 12 белых квадратов, расположенных в следующем порядке:

– 1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;

– 2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;

– 3-й: синий, белый, красный, белый, синий;

– 4-й – как второй;

– 5-й – как первый.

Подготовить цветные фишки: красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов, каждого – по 3.

Инструкция (дается по ходу выполнения задания).

«1. Выбери цвет, который больше всего нравится, и размести фишку на красном квадрате.

2. Выбери цвета для людей (взрослых, сверстников), которых ты считаешь самыми близкими (ты их любишь, они любят тебя), и размести фишки на синих квадратиках.

3. Выбери цвета для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи соответствующие фишки на зеленые квадраты.

4. Выбери цвета людей, которые тебе не нравятся (часто обижают; причиняют тебе боль; ты их боишься и т. д.), и размести фишки соответствующего цвета на черные квадраты».

Примечания:

1. Не все квадраты могут быть заполнены.

2. Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут быть обозначены несколько человек.

3. Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это фиксируется в протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах.

Протокол

Фамилия, имя ребенка _

Возраст ____________

Отношение к себе

Выбор цвета

Имя

(кто обозначен)

Высказывания ребенка

Результат

Явно предпочти тельное

1.

2.

3.

4.

Предпочтительное

1.

2.

3.

4.

Антипатии

1.

2.

3.

4.

Интерпретация данных к методике «Цветовая социометрия»

Выбор цвета

Отношение

К себе

явно предпочтительное – согласованное

предпочтительное – противоречивое

антипатия – конфликтное

Синий

Жалеет себя, часто обижается на мелочи. Мечтатель, склонен к фантазированию. Миролюбивый, печальный

Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы

Привлекательны интересы этого лица. Дистанция в межличностных отношениях

Почтительно-негативное отношение. Внутреннее состояние беспокойства

Желтый

Свободный от комплексов, оптимистичный, кокетливый. Предпочитает перемены ради перемен. Свои фантазии стремится воплотить в жизнь

Значимый человек, авторитет, на которого хочется быть похожим. Стремление быть ближе к человеку. Ощущение приятного возбуждения от общения с ним

Признание талантов и особенных, положительных черт характера

Зависть по отношению к данному человеку и/или легко попадает под его влияние, увлекают интересные идеи

Зеленый

Желание самоутвердиться, понравиться окружающим. Стремление к реальному удовлетворению потребностей. Склонность к депрессии

Ощущение спокойствия, расслабленности, удовлетворенности от этого человека

Мечтательный человек, переоценивающий значимость отношения к себе со стороны окружающих

Наличие страха, который служит причиной частого уединения в коллективе; неоправданные ожидания. Энергичный

Серый

Устойчивое стрессовое состояние,внутренний конфликт, стремление уйти из неблагоприятной ситуации. Нехватка эмоциональной отзывчивости со стороны окружающих. Самолюбив. Возможен страх одиночества

Признание достоинств человека, одновременно недовольство характерными особенностями: занудливостью, мелочностью, излишней опекой

Человек незаурядный, способный к плодотворной деятельности – это привлекает, но его непостоянство отталкивает. Слабость. Изворотливость

Угнетающе действует на окружающих. Неискренний человек. Часто его поведение демонстративное. Тревожный. Ранимый

Черный

Испытывает со стороны окружающих агрессию. В наличии множество необоснованных страхов. Свойственно упрямство. Любопытен. Нехватка тепла и ласки

Контролирует и прячет свои чувства. Озабочен отношениями с окружающими. Притягивает таинственностью, недосказанностью. Часто обещает и не выполняет

Часто драматизирует события, видит все в черном цвете. Если и проявляет терпимость, то за ней следует вспышка гнева

Действует рассудочно, отрицает положительные стороны окружающих. Высокая степень агрессивности. Эгоистичность. Тревожность

Оранжевый

Оптимист. Любит участвовать в многолюдных развлечениях. Озабоченность своим внешним видом. Приятный собеседник

Удивляется на некоторые действия данного лица. Ожидание новых благоприятных отношений, партнер по играм и забавам

Неопределенное отношение. Вызывают умиления некоторые свойства характера. Желание больше узнать о человеке, стать ближе

Излишняя импульсивность. Несобранность. Язвительность

Фиолетовый

Стремление к спокойствию, скорее к уединению; пониманию со стороны окружающих. Не защищен от неблагоприятных эмоциональных влияний. Неустойчивое настроение

Состояние, близкое к игнорированию данного человека: «Терплю, потому что нуждаюсь»

Болтлив. Дает множество обещаний и не выполняет их. Часть является причиной страданий ребенка

Некритическое отношение к себе мешает адекватно оценить собственное поведение

Коричневый

Усталость, наличие множества проблем, переживание обиды и попытка разобраться в себе. Напряженность. Стремление к комфорту. Часто непонимание со стороны окружающих

Немного флегматичен, предпочитает покой. Стремится избавиться от проблем, но предпочитает пассивно ждать, чем активно действовать

Стремление к четкому контролю над собой, вплоть до расписания режима, плана действия, но не доводит начатое дело до конца, активное стремление к эмоциональной разрядке

Нетерпим к окружающим, предъявляет высокую требовательность к людям, часто злобу

Сиреневый

Взбалмошный, с неустойчивыми интересами. Желание произвести впечатление

Инертный человек, не желающий каких-либо перемен в отношениях с ребенком

Нехватка психологической самостоятельности. Идеализация близких людей

Чувство обиды, злости. Проявления безразличия, жестокости по отношению к окружающим

Малиновый

Стремление произвести впечатление на окружающих. Авторитарность в социальных отношениях

Выражает жизненную силу, активность, энергичность, эмоциональность

Стремление окружить себя «идеальными людьми». Выдвигает на первый план собственные интересы

Драматизирует события. Рискует быть втянутым в бессмысленные приключения

Розовый

Стремление к наслаждениям, роскоши. Эгоистическая направленность. Тревога из-за неудовлетворенности какой-то значимой потребности

Проявляет интерес к данному человеку. Находит удовлетворение в процессе общения с ним

Любит, чтобы им восхищались. «Нарциссцизм»

Болезненное раздражение мешает наладить близкие контакты с окружающими

Красный

Веселый, целеустремленный, склонный к активным действиям. Некоторая неуравновешенность, но с сохранением достоинства

Олицетворение человека действия, который воплощает в жизнь идеи, увлекающие и ребенка

Хитрый, независимый человек. Восхищение им сочетается с состраданием к его недостаткам

Агрессивный, придирчивый, не признает за собой данные свойства. Авторитарен. Хвастлив. Стремится любыми средствами сохранить лидерство

Белый

Стремление к нежности, ласке, защите; к близкому отношению. Нервный, привязчивый. Проявляет чуткость, терпеливо выслушивает других

Значимый человек, отношение к которому трепетное; бывают выпады в его сторону, при этом неадекватно оценивается собственное поведение. Стремление найти у него защиту и поддержку

Желание самых близких личных контактов. Проявление нежности, доброжелательности к людям

Временный конфликт с этим лицом. Стремление избавиться от излишней опеки, эмоционального воздействия

Предварительный просмотр:

Инструкция:

к менее)

Фамилия,Имя_ _________________________________________ Дата _______________ Класс_ _______________

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых

к менее)

Фамилия,Имя __________________________________________ Дата _______________ Класс ________________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,

то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________

________

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых

к менее)

Фамилия,Имя__________________________________________----Дата _______________Класс________________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,

то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых

к менее)

Фамилия,Имя __________________________________________ Дата _______________К ласс ________________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,

то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________

Инструкция : Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых

Л.М

П.А

С. Т

Т. Р.

М А

С А

Р К

МЛ

10

С В

11

П Т

12

М О

Всего

Фамилия, Имя_ _________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

Инструкция:

Фамилия, Имя_ _________________________________________ Дата _______________ Класс _______________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого бы ты пригласил(а) бы? __________________________________________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? __________________________________________________________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых к менее)

Фамилия, Имя_ _________________________________________ Дата _______________ Класс _______________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого бы ты пригласил(а) бы? __________________________________________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? __________________________________________________________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых к менее)

Фамилия, Имя_ _________________________________________ Дата _______________ Класс _______________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого бы ты пригласил(а) бы? __________________________________________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? __________________________________________________________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________


Перед началом опроса проводится инструктаж тестируемой группы. В ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор.

После этого начинается непосредственно опрос. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса необходимо следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.

Возможны три основных способа выбора:

1. количество выборов ограничивается 3 – 5;

2. разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);

3. испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.

С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов – третий. Кроме того, методом ранжирования удается снять опасения за отрицательный выбор.

Вашему вниманию предлагается пример обследования группы при помощи первого способа выбора, то есть каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию (приложение 1.)

Социометрию среди учащихся начальных классов можно провести с помощью следующего теста, который называется «Два домика». Для его проведения необходимо подготовить следующий стимульный материал: на листе бумаги нарисованы два небольших стандартных домика. Один из них, что побольше – красного цвета, а другой – черного. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашом.

Детям предлагается инструкция следующего характера: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе и ты можешь приглашать к себе всех кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе в красный дом. В черном домике поселятся ребята, которые тебе совсем не нравятся».

После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.

Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домах. Особое внимание здесь следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный дом, оставаясь в одиночестве или окружая себя взрослыми. Это, как правило, или очень закрытые, необщительные дети, либо дети очень конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.

Обработка и интерпретация данных проводятся следующим образом. Первый шаг – составление социоматрицы. Социоматрица – это таблица, в которую вносятся результаты опроса (приложение 2). В эту таблицу вносятся имена всех членов группы, присваиваются им номера по порядку в списке. Данные номера заносятся в таблицу по горизонтали и вертикали, клетки пересечения одинаковых номеров заштриховывают. На основании матрицы путем подсчета выборов определяется, какое количество выборов получил каждый член группы и сколько взаимных выборов он имеет. Взаимные выборы обводятся кружком или полукругом (если взаимность неполная).

Анализ полученных дает представление о социометрической структуре группы, которая заключается в распределении членов группы по четырем статусным категориям: «звезды» (более 5 выборов), «предпочитаемые» (от 3 до 5 выборов), «принятые» (1 – 2 выбора), «изолированные» (не имеют ни одного выбора).

Первые две категории считаются благоприятными, две последние – неблагоприятными. Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий дает представление об уровне благополучия взаимоотношений. Если большинство детей группы оказывается в благоприятных статусных категориях уровень благополучия взаимоотношений определяется как высокий; при одинаковом взаимоотношении – как средний; при преобладании в группе членов с неблагоприятным статусом – как низкий.

Низкий уровень благополучия взаимоотношений является сигналом тревоги, означающим эмоциональное неблагополучие большинства детей в системе взаимоотношений со сверстниками в группе.

Важным диагностическим коэффициентом, характеризующим отношения, существующие в группе, является показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками. Он определяется как процентное отношение детей, имеющих взаимные выборы, к общему количеству детей в группе. Полученный результат сравнивается с нормативными показателями уровней коэффициентов удовлетворенности отношениями со сверстниками:

1. низкий уровень – коэффициент удовлетворенности 33% и ниже;

2. средний уровень - коэффициент удовлетворенности 34 – 49 %;

3. высокий уровень - коэффициент удовлетворенности 50 – 65%;

4. сверхвысокий уровень - коэффициент удовлетворенности 66% и выше.

Соотношение количества изолированных детей к общему числу членов группы позволяет установить коэффициент изолированности, который рассматривается как диагностический показатель успешности работы педагога по воспитанию дружеских взаимоотношений детей.

Согласно результатам исследований, группу можно считать благополучной, если в нет изолированных или коэффициент изолированности в пределах 6%; менее благополучной – при индексе до 25% и неблагополучной, если индекс изолированности выше 25%.

Система начального образования в современной школе составляет 4 года обучения. В этот период у ребенка не только формируются знания, но и появляются навыки взаимодействия. Правильная организация воспитательного процесса, место ребенка в среде сверстников играют большую роль в развитии у ребенка чувства коллективизма. Оценить взаимоотношения между учениками помогает социометрия. Методика социометрия для младших школьников призвана выявлять особенности взаимоотношений среди школьников внутри класса.

Цель социометрической методики в младших классах

В основе методики лежит исследование Дж. Морено. Он выдвигал мнение, что полноценное развитие личности, его успехи в обучении и общее психологическое состояние напрямую зависят от неформального общения в коллективе сверстников.

Социометрическую методику применяют как в младших, так и в старших группах. Ее целями являются:

  1. Измерение уровня эмоционально-психологической близости отдельных детей в коллективе;
  2. Выявление мини-коллективов внутри класса;
  3. Определить уровень сплочения коллектива;
  4. Установить лидеров среди учащихся.

Проводить социометрию рекомендуется, начиная с 3-4 класса. Именно в этот период ученики начинают тесно общаться друг с другом. В первые два года у школьников редко присутствует совместная деятельность. Они учатся вместе, сидят за партами, их общение носит ситуативный характер. В дальнейшем, они начинают оценивать своих сверстников по их успешности в классе.

Часто на выбор лидера в этом возрасте влияют высказывания учителя. Например, он хвалит кого-то. Результаты социометрии в начальном классе помогут не только выявить проблемы в коллективе, но и помогут учителю пересмотреть свое отношение и поведение в коллективе.

Примеры проведения социометрии

Анкетирование, опросы в классе проводит классный учитель. Его уже знают дети, он пользуется авторитетом, доверием. Чтобы правильно расположить детей, грамотно начать исследование, необходимо составит инструкцию, в которой должны быть прописаны четко цели и примеры проведения.

Можно поиграть в игру «Два домика». Нарисуйте две разные картинки. На одной должен быть изображен красивый дом, раскрасьте его яркими красками. На втором изобразите маленький, невзрачный домик. Расскажите ребенку, что в большом красивом доме очень весело, . Предложите ребенку поселиться в и пригласить своих одноклассников, а также спросите, кого из детей он поселит в маленький домик.

Результаты этого тестирования очень просты. Здесь будет ярко выражены симпатии и антипатии ребенка. Особое внимание нужно уделить тем ребятам, которых большинство одноклассников отправили в маленький домик. Это либо очень конфликтные дети, которые успели поссориться с основной массой ребят, либо очень замкнутые.

Самое главное, привлечь детское внимание, заинтересовать их, превратить опрос в игру. Например: « Хотите узнать, дружный ли у нас класс? А давайте мы это с вами узнаем? Давайте мы с вами поиграем в игру под названием социометрия». Далее нужно предложить детям отвечать на вопросы.

Каждому ребенку необходимо отмечать, кого они хотят видеть рядом с собой, а какого нужно удалить. Вопросы нужно составлять таким образом: «Кого ты пригласишь к себе на День Рождения?».

Результаты проведения опроса

После результата опроса, проводится подсчет и составляется социометрия. Для этого составляется таблица, в которую вносятся все имена учеников, им присваиваются номера. Клетки пересечения одинаковых номеров заштриховываются. Основываясь на матрицу, определяются участники по количеству голосов. По вертикали вносятся фамилии, горизонталь – это номера, под которыми испытуемые находятся в списке.

  • Звезды, это те дети, с которыми предпочитают общаться и дружить большинство учеников;
  • Предпочитаемые – те, кто набрал от 3 до 5 выборов;
  • Принятые – 1-2 выбора;
  • Изолированные – те, кто не набрал ни одного голоса.

Две последние группы являются неблагоприятными. На основании количества членов в группе, составляется общая картина в классе. Низкий уровень благополучия в классе должен вызывать сигнал тревоги. Он означает эмоциональное неблагополучие в общении в коллективе.


Класс – это слаженный коллектив, в котором ребенок проводит большое количество времени. От того, как он себя чувствует в коллективе, зависит психологическое состояние, . Социометрия призвана вовремя выявить проблемы в общении и предотвратить конфликтные ситуации.

В группе дошкольников (4 -7 лет) и младших школьников определение популярности (или отверженности) ребенка осуществляется методиками, соответствующими возрастным особенностям детей.

Капитан корабля

(

проблемы, коррекция, 2005)

Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

    Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился в дальнее путешествие?

    Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?

    Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

    Кто еще остался на берегу?

Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (игнорируемых).

Два домика

(Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика,

проблемы, коррекция, 2005)

Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них – большой красивый, красного цвета, другой – маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном – игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.

Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.

Метод вербальных выборов

(Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция, 2005)

Старшие дошкольники (5-7 лет) и младшие школьники могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы:

    С кем бы ты хотел дружить, а с кем дружить никогда не станешь?

    Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?

    С кем бы ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.

Ответы детей (их положительные и отрицательные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу):

Сумма + выборов

Сумма положительных и отрицательных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Возможны следующие варианты социометрического статуса:

    Популярные («звезды») – дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов.

    Предпочитаемые – дети, получившие один - два положительных выбора.

    Игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками).

    Отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы.

При анализе результатов методики важно также учитывать взаимность выборов детей. На основании ответов детей в каждой из методик составляется социограмма группы, где есть ярко выраженные группы и отверженные. Встречаются такие группы, в которых все дети получают примерно равное количество положительных выборов, что является наиболее благоприятным. Можно предполагать, что данная ситуация определена правильной стратегией воспитания межличностных отношений.

Социометрический опросник (для детей старше 5 лет)

(Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры, 2002)

Данный опросник используется для исследования эмоциональных социальных предпочтений, для выявления референтной группы, кроме того, с помощью опросника можно получить информацию об адаптации ребенка в образовательном учреждении (детском саду, школе), о реализации потребности в общении. При использовании опросника в детском коллективе выявляются популярные и непопулярные дети, значимые воспитатели (учителя).

Опросник состоит из пяти частей. В каждой части по 10 вопросов. В Iчасти исследуются отношения со сверстниками, воII– отношения в семье, вIII– отношения с воспитателями, учителями, вIY– отражается значимость образа воспитателя, учителя, вY– исследуется референтная группа ребенка.

Опросникам можно предлагать детям в устной или письменной форме; индивидуально или коллективно.

Результаты анкеты оформляются в специальную таблицу (социоматрицу) или в социометрический рисунок (социограмму).

    С кем ты обычно играешь?

    С кем тебе нравится играть больше всего?

    Если бы тебе предложили назвать тех детей, кого нужно перевести в другую группу (класс), то кого бы ты назвал?

    Если бы тебя перевели в другую группу (класс), то кого бы ты взял с собой?

    Если бы тебя угостили тремя конфетами, то с кем бы ты поделился?

    С кем из детей ты хотел бы сидеть рядом?

    С кем из детей ты не хотел бы сидеть рядом?

    Кого из детей ты хотел бы пригласить на свой день рождения?

    Кого из детей ты не хотел бы пригласить на свой день рождения?

    С кем из детей ты хотел бы жить по-соседству?

    С кем ты любишь играть дома?

    С кем ты не любишь играть дома?

    С кем ты любишь заниматься дома?

    С кем ты не любишь заниматься дома?

    С кем ты любишь дома смотреть телевизор?

    С кем ты не любишь дома смотреть телевизор?

    С кем ты любишь гулять?

    С кем ты любишь вместе обедать?

    Если бы у тебя были два билета в цирк, то с кем бы ты пошел?

    На кого в семье ты хотел бы быть похожим?

    С кем из воспитателей (учителей) тебе интересно на занятиях?

    С кем из воспитателей (учителей) тебе не интересно на занятиях?

    С кем из воспитателей (учителей) тебе интересно на прогулке?

    С кем из воспитателей (учителей) тебе не интересно на прогулке?

    На кого из воспитателей (учителей) ты хотел бы, чтобы были похожи другие воспитатели (учителя)?

    На кого из воспитателей (учителей) ты хотел бы быть похожим?

    Кто из воспитателей (учителей) самый добрый?

    Кто из воспитателей (учителей) самый строгий?

    Кому из воспитателей (учителей) ты расскажешь о своих неприятностях?

    С кем из воспитателей (учителей) тебе хотелось бы пойти на экскурсию?

    Тебе хочется побыть около воспитателя (учителя) или поиграть с ребятами?

    На экскурсии в автобусе ты сядешь рядом с воспитателем (учителем) или с ребятами?

    На занятии, ели ты не понял вопрос, ты спрашиваешь у воспитателя (учителя) или у товарища?

    Если ты отмечаешь свой день рождения всей группой (классом), ты пригласишь учителя (воспитателя)?

    Ели тебя воспитатель (учитель) просит помочь, ты выполняешь с радостью или тебе это безразлично?

    Если у тебя происходит радостное событие, ты расскажешь об этом воспитателю (учителю) или промолчишь?

    Тебе нравится, когда тебя хвалит воспитатель (учитель), или тебе это безразлично?

    У воспитателя (учителя) день рождения, ты хотел бы сам подарить ему цветы, или ты хочешь, чтобы это сделал кто-нибудь другой?

    Если в транспорте ты случайно встретил воспитателя (учителя), ты подойдешь к нему или сделаешь вид, что не заметил его?

    Ты хотел бы быть похожим на своего учителя?

    Когда тебе грустно, кого ты хочешь видеть рядом с собой?

    Когда тебе грустно, кого ты не хочешь видеть рядом с собой?

    Когда тебе весело, кого ты хочешь видеть рядом с собой?

    Кому ты расскажешь о своем секрете?

    Кому ты не будешь рассказывать о своем секрете?

    С кем ты хотел бы заниматься любимым делом?

    С кем бы ты не хотел заниматься любимым делом?

    С кем бы ты поделился конфетой?

    На кого ты хотел бы быть похожим?

    На кого ты не хотел бы быть похожим?



Последние материалы сайта