Печорин можно ли назвать героем. "Герой нашего времени", Печорин: характеристика. Почему Печорин - "герой времени"? Печорин – типичный представитель своего поколения

22.04.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

"Герой нашего времени" - последнее большое произведение Михаила Юрьевича Лермонтова, которое было опубликовано полностью уже в год его смерти. Однако, принимая во внимание всю логику развития гения писателя, можно предположить, что, не оборвись его жизнь так рано, это было бы только началом. Лермонтов обещал вырасти в крупнейшего русского прозаика, поскольку ничего равного этому произведению тогда в русской литературе не существовало.

Предисловие, изменившее восприятие произведения

Лермонтов стал думать о прозе в конце тридцатых годов. В сороковом вышло первое издание романа "Герой нашего времени", а год спустя - второе. Они отличались предисловием, которое Михаил Юрьевич добавил во втором варианте. В нем он высказал несколько важных мыслей. Прежде всего, здесь отметаются все подозрения насчет отождествления автора с персонажем произведения, которое написал Лермонтов, - "Герой нашего времени". "Печорин - это не я!" - говорит Михаил Юрьевич. Он подчеркивает, что пишет роман не о себе, а о герое своего времени.

Второй комментарий, содержащийся в предисловии, тоже сместил многие акценты восприятия произведения. Лермонтов упоминает о наивности публики, которая всегда ждет прямых выводов или морали. Кто "герой нашего времени"? Печорин или кто-то другой? Здесь Михаил Юрьевич открыто насмехается над теми, кто в конце произведения надеется увидеть ответы на свои вопросы.

"Герой нашего времени". Анализ Печорина и его понимание смысла жизни

В этом произведении Лермонтов предпринимает попытку - последовательную, ясную и очень масштабную - ответить на вопрос о том, какой именно тип личности, характера является носителем ключевых свойств времени. И каким образом такие качества мотивированы внешними условиями? Почему Печорин - "герой нашего времени" и почему он живет именно в этот период?

Произведение содержит в себе очень сложный смысл. Дело в том, что "герой нашего времени" Печорин не столько мотивирован внешними условиями, сколько, наоборот, им противостоит. В романе минимум фактов, отсылок к истории, к большому государственному масштабу событий.

Персонаж как будто существует отдельно от событий, происходящих в это время. И живет он очень непонятной жизнью. Не ясно, к чему он стремится. Делает ли он карьеру, хочет ли получить очередной чин, встретить настоящую любовь. На эти вопросы нет ответов.

Образ главного персонажа, созданный окружающими

Чем отличается от других образов произведения "Герой нашего времени" личности этого персонажа показывает его как человека постоянно противоречащего самому себе. И тем не менее, читателю все равно понятна его логика, да и то, что он за человек, в принципе. Трудности характера главного персонажа, этого неуловимого "героя времени", соответствуют всей сложности взгляда на него.

Михаил Юрьевич создает весьма непростую систему, сочетающую разных рассказчиков и свидетелей, которые описывают события. В результате читатель не приближается к ответам на свои вопросы, а как будто, наоборот, отдаляется от них.

Присутствуют описания событий, увиденных Максимом Максимовичем, офицером достаточно простодушным. Он живет рядом с Печориным и относится к нему с глубокой симпатией, но видит в нем не того человека, которым он на самом деле является. Сложный противоречивый образ главного персонажа представлен на протяжении всего романа глазами разных героев, включая его самого.

Личность одинокая и углубленная в себя

Не только главный, но и довольно сложный персонаж произведения "Герой нашего времени" - Печорин. Характеристика его личности создается при помощи окружающих его людей. И когда они анализируют этого человека со стороны, порой их мнения не совпадают с его собственной точкой зрения. Так как, например, Максим замечает в нем гораздо больше, чем он сам. Наблюдает те свойства, которые ему самому не видны.

И так происходит с каждым человеком, который, как персонаж романа "Герой нашего времени" Печорин, углублен в самого себя. У него почти нет друзей, за исключением доктора Вернера. И очень важно, что увидеть главное в этой личности, ее лучшие качества может как раз сторонний наблюдатель.

Загадка характера главного персонажа

Чем же занят постоянно главный Печорин? Он поглощен постоянными поисками себя. И в большинстве случаев они оказываются поисками любви, страсти, подлинно близких, сердечных, дружеских отношений с женщиной.

Наедине с самим собой это очень Любое его действие рождает противодействие. Любой поступок оборачивается не тем результатом, которого он ожидал. Он как будто режиссер, который строит свою жизнь и видит себя постоянно со стороны. И все это для личности мучительно и разрушительно. Ведь неестественно непрерывно думать о себе.

Особый замысел автора в произведении

Михаил Юрьевич абсолютно оригинален. Опираясь на привычные литературные схемы, он предлагает читателю нечто совершенно необычное. Каждое событие в романе увидено с разных точек зрения, и ни одна не является доминирующей.

Чтобы понять произведение Лермонтова, необходимо расположить повести, вошедшие в роман "Герой нашего времени", в последовательности реальных событий. Михаил Юрьевич выстраивает собственную авторскую хронологию, отличную от реальности происходящего. Это задает особую художественную логику развития замысла изображения "героя нашего времени" - человека, который воплощает в себе суть того периода.

Что еще характерно для произведения "Герой нашего времени"? Цитаты Печорина, присутствующие на протяжении всего романа, наполнены глубоким смыслом и раскрывают суть характера персонажа. Не будучи в силах применить свою энергию и талант вовне, направить свои стремления на какой-то внешний объект, он их замыкает на себе. И всякий раз выступает палачом тех людей, которых любит.

Ключ к характеру главного героя

То, почему Печорин - "герой нашего времени", читатель анализирует на протяжении всего произведения, а вот философский ключ к его образу находится именно в повести "Фаталист". Неслучайно она заключает собой весь роман. Здесь заключается уверенность в том, что судьбе нельзя противоречить, все заранее предопределено. И предсказания в повести странным образом сбываются. И вместе с тем Печорин всякий раз, будучи уверенным в фатальности происходящих событий, им противостоит.

Это человек, который вмешивается в события, пытается их изменить, будучи в то же время убежден, что это абсолютно бесполезное занятие. Совершенно непонятная личность, каждый поступок которой гарантирует противоположный результат, а стремление к активности содержит в итоге бессилие.

Незримое присутствие автора в романе

Современники могли переосмыслить благодаря роману ситуации, факты, детали быта. Например, дуэль с Грушницким, которая имеет большое значение в контексте произведения. Подобный поединок для девятнадцатого столетия - это значимый атрибут дворянской жизни. И очень важно переосмысление дуэльного кодекса, которое дано в романе "Герой нашего времени".

Это замечательное произведение было написано за год до гибели поэта, но невольно кажется, что в нем описывается история грядущей дуэли. Сам автор незримо присутствует в образе героя, но и Грушницкого он наделил чертами характера и внешности Николая Соломоновича Мартынова.

Роман "Герой нашего времени" стал началом целой литературной традиции. Без этого произведения и тех художественных открытий, к которым пришел Михаил Юрьевич Лермонтов, возможно, не было бы лучших романов Тургенева, Толстого. Именно это произведение начинает собою новую эпоху в русской литературе, где доминирует проза и в особенности жанр романа.

Конечно, я не буду оригинален, если скажу, что роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является одним из шедевров русской литературы. Высказанные автором мысли и созданные им образы заинтересовали меня необыкновенно. На мой взгляд, роман Лермонтова продолжает быть современным и в наши дни, несмотря на то что со времени его написания прошло уже более ста пятидесяти лет. Но особенно велика роль романа была в лермонтовскую эпоху. Чтобы лучше понять это, необходимо хорошо представлять себе социально- политическую обстановку в России в 30-х годах XIX века.
Время 30-х годов XIX века традиционно связывают с усилением реакции со стороны царского правительства. Действительно, провалившееся восстание декабристов разделило Россию на «до» и «после». Вместе с ним погибли и надежды большей части молодых людей на возможность каких-либо перемен, да и сама их необходимость представлялась уже не так отчетливо, как это было в 20-е годы. Именно поэтому вся лермонтовская эпоха - эпоха глубочайшего сомнения во всех нравственных ценностях. Безусловно, это не могло не отразиться на творчестве М.Ю. Лермонтова. Доказательством этому служит и написанное в 1838 году стихотворение «Дума», которое можно назвать предисловием к роману. Это стихотворение дышит полным разочарованием в жизни, во всех духовных ценностях человека, и заканчивается оно страшными строками, ставшими фактически приговором всему поколению:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой.
Ни гением начатого труда.
Итак, роман «Герой нашего времени» был закончен в 1841 году, то есть перед самой смертью Лермонтова. Заслуга и новаторство автора состоит в том, что его произведение было первым русским психологическим романом. Основная цель четко сформулирована в предисловии: показать современного человека таким, каким он является на самом деле, осветить все его пороки и недостатки. Намерение это может показаться на первый взгляд слишком дерзким. Действительно, рассуждать о чужих недостатках не является занятием, достойным великого художника, однако в том-то и дело, что автор причисляет и себя самого к числу тех, кого хочет подвергнуть беспощадному осуждению. Следовательно, он имеет полное право указывать на «болезнь» поколения, тем более что никто, кроме него, на это не решился.
Сам автор определяет, что «Герой нашего времени... это портрет, составленный из пороков всего... поколения, в полном их развитии».
Наиболее интересным показался мне главный герой романа - Печорин, и я хотел бы остановиться именно на нем. Что касается других персонажей романа, то все они, на мой взгляд, имеют совершенно определенное назначение- помочь полнее раскрыть характер главного героя. Для того же служит и композиция романа. Дело в том, что новеллы смещены во времени, то есть не соответствуют хронологии развития событий в жизни Печорина. Однако их порядок в романе способствует постепенному знакомству читателя с героем, а следовательно, лучшему осмыслению его личности.
Печорин является типичным сыном своего времени. Как и на многих молодых людях 30-х годов, на нем лежит тяжелая печать рефлексии, ставшая основной чертой его натуры. Думаю, что ни у кого не возникнет сомнения в том, что именно Печорин - герой времени. На мой взгляд, это весьма почетное «звание», ведь само по себе слово «герой» уже подразумевает необычность, исключительность. Действительно, Печорин - лучший представитель своей эпохи, но плата за это - его одиночество.
Существует множество приемов для раскрытия литературного образа. Лермонтов прибегает к дневникам. Выгода этого приема в искренности героя, который раскрывает в дневниках самые потаенные уголки своей души. Именно об этом и говорится в предисловии к журналу Печорина. В романе раскрывается «история души человеческой», которая, по мнению автора, «едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».
В первой главе романа читатель видит Печорина глазами Максима Максимыча, то есть в несколько упрощенном виде. Сам Максим Максимыч - человек удивительно добрый и открытый, являющийся, по мнению В.Г. Белинского, типичным представителем русского народа. Однако он не в состоянии до конца понять сложный характер Печорина, которого, несмотря на это, он очень любит и считает своим другом. Роль Максима Максимыча значительна, ведь он концентрирует в себе те качества, которые полностью отсутствуют у Печорина.
В «Бэле» проявляется основополагающая деталь личности Печорина- его противоречивость. Мне кажется, что это свидетельствует о необыкновенной широте натуры героя. Здесь же впервые заметен и его эгоизм, однако, на мой взгляд, он не похож на эгоизм маленьких детей. Печорин заставляет окружающих его людей поступать так, как он хочет, подавляя их своим превосходством. Именно этого превосходства часто не могут простить Печорину, именно поэтому он одинок.
В следующих частях романа сложность образа Печорина возрастает, но я позволю себе анализировать подробно каждую из них, перейдя к более детальному рассмотрению характера главного героя в целом. Хотелось бы привести некоторые положительные черты Печорина, раскрывающие, на мой взгляд, в нем человека исключительного, обладающего острым и критическим умом. Сразу оговорюсь, выделение в характере героя как положительных, так и отрицательных сторон весьма условно, однако это может помочь более полному его выяснению.
Итак, во-первых, Печорин - человек умный и образованный. Осуждая окружающих, он критически относится и к себе самому. В своих записках он признается в таких свойствах своей души, о которых не знает никто. Во-вторых, в пользу героя располагает и то, что он натура поэтическая, тонко чувствующая природу. Об этом свидетельствует замечательное описание пейзажа в начале новеллы «Княжна Мери»: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине - чего бы, кажется, больше? зачем тут страсти, желания, сожаления?..» Не правда ли, на такое сравнение способен только человек, обладающий душой поэта?
К положительным качествам Печорина можно отнести и замечательную его способность чувствовать людей. Он моментально отгадывает то, что происходит в душе каждого человека. Доказательство тому - его знакомство с Вернером, человеком также необыкновенно проницательным, во многом схожим с Печориным.
Не вызывает сомнения и то, что Печорин - человек смелый, что проявилось во время дуэли. Может быть, его смелость отчасти объясняется отсутствием цели в жизни, но это уже другой разговор.
То, что привлекло меня более всего, это честность и порядочность главного героя. Несмотря на малоприятную историю с княжной Мери, Печорин в самый решающий момент сказал правду, хотя это было и нелегко. Кстати, в этом же эпизоде необычайно проявилась и его сила воли.
Для более рельефного изображения положительных качеств Печорина в роман введен такой персонаж, как Г"рушницкий. Своими явно непорядочными действиями он оттеняет наиболее привлекательные черты главного героя.
Что касается отрицательных сторон в образе Печорина, то это прежде всего его индивидуализм, перерастающий в эгоцентризм. Конечно, можно обвинить в нем самого Печорина, но, если вдуматься, где кроются его истоки?
На мой взгляд, причинами эгоизма Печорина являются и бесплодность образования, не направленного на полезные цели, и отсутствие реальных возможностей приложить к чему-нибудь огромные душевные силы. Однако мне кажется, самая главная причина состоит в том сомнении, которое было отличительной чертой поколения 30-х годов.
Сомневаться приходилось во всем, и единственным мерилом происходящих событий оставалось только собственное «я». Именно поэтому абсолютно ко всему в жизни Печорин подходил только через свое эго.
На мой взгляд, Печорина нельзя упрекать в том, что он стал таким, каким мы видим его в романе. Я считаю, что он скорее достоин жалости и сострадания. Печорину недостает понимания и любви, а с его представлением о счастье, которое, кстати, сформировалось под влиянием света, он никогда не был бы счастлив. «Угасшая» половина его души проявляется лишь однажды в романе, когда Печорин, утратив Веру, понял, что последний луч света в его жизни погас. Но даже после этого Печорин не сломился. Он продолжал считать себя хозяином своей судьбы, он хотел взять ее в руки, и это заметно в заключительной новелле романа - «Фаталисте».
В заключение хотел бы сказать, что В.Г. Белинский сравнивал душу Печорина с высушенной зноем землей, которая после «благодатных дождей» могла бы родить прекрасные цветы. Осмелюсь не согласиться с мнением великого критика. На мой взгляд, душа Печорина деформировалась окончательно и заставить его полюбить невозможно.

Почему автор называет Печорина «героем времени» ? Литература всегда была тесно связана с жизнью общества, отражала в художественной форме самые волнующие проблемы своего времени. В литературе XIX в. отразились зарождение, формирование и ук­репление свободомыслия, непокорности, бунтарства самой передовой части дворянской молодежи. Так появились Чацкий Грибоедова и Онегин Пушкина. Историю жизни человека, способного на многое и не свершившего ничего, продолжил великий преемник Михаил Юрьевич Лермонтов, создав роман «Герой нашего времени».

Это итоговое произведение Лермонтова, первый русский социально-философский и психологический роман в прозе. Автор пытается найти ответ на волну­ющий его вопрос: почему молодые люди, умные, энергичные, полные сил, не находят применения сво­их недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути?

История жизни Печорина, представителя поколе­ния 1830-х гг., трагическая судьба его - ответ на этот вопрос. В предисловии к роману автор писал: «Это точно портрет, но портрет, составленный из по­роков всего поколения». Лермонтов в романе выно­сит суровый приговор своему поколению, упрекая его в равнодушии, бездействии, в неспособности «к ве­ликим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья».

Лермонтов глубоко и всесторонне раскрывает внут­ренний мир своего героя, сильные и слабые стороны его натуры, обусловленные временем и средой. Вслед за А. С. Пушкиным Лермонтов делает героем романа типичного представителя образованной дворянской молодежи. Но другим было время, и иначе выгляде­ли его герои. Это был период страшной николаевской реакции, наступившей после разгрома декабрьского восстания. «Черной страницей в истории России» на­звал этот период А. И. Герцен. Реакция не смогла за­глушить голос М. Ю. Лермонтова, но время наложи­ло свой отпечаток на творчество великого поэта, оно диктовало свои темы, образы, настроения. По словам Герцена, «то были сомнения, отрицания; мысли, пол­ные ярости».

Противоречия между высоким сознанием дворян­ского интеллигента, страстной внутренней активнос­тью души и внешней бездеятельностью, прожигани­ем жизни в маскарадном аду, в бессмысленном существовании привело к мрачным проклятиям «Ду­мы», прозвучавшей как похоронная песня потерян­ному поколению:

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

А перед властию - презренные рабы…

«Дума» - поэтическое выражение проблем и мыс­лей романа « Герой нашего времени ».

Образ Печорина, главного героя романа, - верши­на всего творчества Лермонтова. Писатель смог соз­дать образ героя своего времени, обобщив большой материал жизненных впечатлений, хорошо зная и по­нимая историческую сущность окружавшей его дей­ствительности.

Печорин - сильная личность, в нем много ис­ключительного, особенного: выдающийся ум, не­обыкновенная сила воли. Раздумывая о людях предшествующих поколений, полных веры, жажды свободы, Печорин причисляет себя к их жалким по­томкам, которые скитаются по земле без гордости и убеждений. Отсутствие веры в подвиг, любовь и дружбу и порожденная этим скука лишают для Пе­чорина жизнь всякой ценности. Печорин ощущает в душе своей «силы необъятные», и в то же время он не знает, зачем живет, для какой цели родился. Ав­тор не скрывает недостатков и противоречий своего героя, но это были пороки целого поколения. Траге­дия молодого человека усугублялась тем, что он вы­нужден был жить в среде, которую презирал и отвер­гал. Передовой человек 30-х гг. XIX в. чувствовал себя лишним в своей стране и даже в целом мире.

Но в реалистическом романе «Герой нашего вре­мени » Лермонтов уже приводит своего героя к созна­нию того, что хотя жизнь и приносит страдания, не­выносимо скучна, но лишь в ней человек может обрести счастье, испытать и печаль и радость. В этом оптимизм и жизнеутверждающая сила романа «Ге­рой нашего времени».

Таким образом, Печорин - типичный представи­тель определенной исторической эпохи, то есть герой своего времени. Время определило в нем черты, кото­рые позволили современникам увидеть в Печорине «страдающего эгоиста».

Апр 19

Сочинение «Почему автор называет Печорина «героем времени»?» (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

“Герой нашего времени”, - говорит Лермонтов в предисловии к роману, - это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Лермонтов высказал “едкие истины” о жизни своего поколения, о его бездействии, растрате сил на пустые занятия. Автор показал в романе молодого человека того времени - Печорина, это собирательный образ. Рассмотрим, почему Лермонтов называет Печорина «героем времени».

Судьба главного героя трагична. Он много пережил сам и повлиял на жизнь других людей. Григорий Александрович тратит свои силы на действия его недостойное. Он разоблачает “мирных” контрабандистов, похищает Бэлу, добивается любви Мери, а потом отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого… Печорин не считается с чувствами других людей. Можно сказать, что его поступки глубоко эгоистичны. Однако, объясняясь с Мери, Печорин рассказывает, почему он стал таким: “…такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились… я стал скрытен… я стал злопамятен… я сделался завистлив… я выучился ненавидеть… я начал обманывать… я сделался нравственным калекой…”

Главный герой несчастен, он постоянно ищет что-то новое, наверное, сам не понимает чего. Ему скучно, хотя Печорина можно назвать умным человеком, у него широкий кругозор, он образован, быстро и верно судит о людях и о жизни в целом. Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию. Печорин не может удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Но нельзя обвинять только Печорина в его пороках. Общество играет важную роль в жизни каждого человека. В данном случае «герой» не понят, не принят обществом. Печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он “хоронил лучшие свои чувства в глубине сердца, там они и умерли”.

Однако герой способен любить. Его любовь к Вере все-таки больше, чем просто интрига. Когда он получил ее последнее письмо, то “как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего коня и пустился во весь дух догонять ее”. Любимую он не догнал. Лишь в степи, где нет посторонних глаз, Печорин даёт волю чувствам, он плачет. Ведь Вера была единственной женщиной, которую Григорий Александрович любил, но не смог сделать счастливой. “Я бы тебя должна ненавидеть… Ты ничего не дал мне, кроме страданий”, - говорит она Печорину. Такова была участь людей, с которыми близко сходился Печорин… Григорий Александрович задумывается над смыслом жизни: “Зачем я жил, для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому, что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал своего назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагородных”. Он не смог найти себя в жизни, поэтому он в поиске и поэтому несчастен. Печорин - это и “злой гений”, но в то же время жертва общества. Это герой своего времени, потому что в трагедии его жизни отразилась трагедия целого поколения молодых талантливых людей, не нашедших себе достойного применения. Возможно, родись этот человек в другое время, он смог бы реализовать свои таланты и принести пользу окружающим.



Последние материалы сайта