Где хранятся картины алексеева ф я. Фёдор Яковлевич Алексеев, биография и картины. Последние годы жизни художника

03.05.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Алексеев Фёдор Яковлевич - известный русский художник-пейзажист XVIII века. Он стал одним из первых мастеров перспективной живописи и сделал большой вклад в развитие пейзажа в русском искусстве.

Федор Яковлевич родился в 1753 году в бедной семье сторожа. В возрасте 11 лет поступил в Императорскую Академию художеств. Изучал орнаментную скульптуру у Луи Роллана, натюрморт у Генриха Фондерминте, пейзажную живопись у Антонио Перезинотти. Окончил обучение в 1773 с аттестатом 1 степени и был награжден серебряной и золотой медалями.

Закончив Академию Федор Алексеев за успехи в учебе получил право на стажировку за границей. Он поехал в Венецию, где учился мастерству театрального декоратора. На этом настояла Академия, поскольку своих театральных художников в России тогда не было. Учителями юноши были Гаспари и Моретти. Впрочем Алексеев был не самым усердным учеником, на него постоянно поступали жалобы в Академию художеств по поводу легкомысленного поведения. Однако молодой человек во время взялся за ум, и его не лишили пенсии, а даже продлили поездку на год.

Во время стажировки Алексеев познакомился с ведутой - жанром живописи, детализировано изображающим городской пейзаж. Ведута была очень популярна в Венеции XVIII века. В Италии молодой художник изучал творчество , А. Канале, Д. Пиранези.

Вернувшись в Алексеев поступил на службу в мастерскую императорских театров. Однако не это было главной целью художника. Он мечтал писать пейзажи, что и делал в свободное от работы время. Алексеев ходил в и копировал работы , Верне, Белотто. Копии были настолько хороши, что сама Екатерина II давала заказы молодому художнику. Федор Яковлевич смог наконец оставить работу декоратора и полностью посвятить свое время живописи.

Он рисует виды Санкт-Петербурга - Петропавловскую крепость и Дворцовую набережную. Город в работах Алексеева предстает фотографически точно написанным, торжественным и величественным. В 1794 художник за эти пейзажи получает звание академика. В 1795 Алексеев, после торжественного путешествия Екатерины II в Тавриду, получает командировку в Крым и на Украину. Он пишет виды Херсона, Николаева, Бахчисарая.

В 1800 году по поручению Павла I Алексеев с двумя учениками едет в . За полтора года он нарисовал несколько картин и множество акварелей. Художник изобразил Московский кремль, Красную площадь, городские храмы и улочки с удивительной достоверностью. Его «московская серия» имела такой успех, что Алексееву стали делать заказы знать и музеи.

С 1803 Федор Яковлевич работает преподавателем перспективной живописи в Академии художеств. Художник продолжает писать виды Санкт-Петербурга. Теперь он больше внимания уделяет городской жизни обывателей, изображая людей на фоне торжественных классических зданий столицы. Колорит работ стал теплее, графика обрела «плотность», формы стали более отчетливыми. Алексеев изобразил виды Английской набережной, Адмиралтейство, Казанский собор, Васильевский остров.

Будучи стариком, художник часто болел и страдал параличом, но продолжал писать картины. Ф.Я. Алексеев скончался 11 ноября 1824 года. Последней его работой предположительно была зарисовка наводнения в Санкт-Петербурге. Академия художеств выделила средства на похороны художника и пособие его многодетной семье.

Алексеев внес большой вклад в развитие русской пейзажной живописи. Художник оставил нам виды Москвы, Санкт-Петербурга и других русских городов, переданных с удивительной точностью и вниманием к деталям. Глядя на его картины интересно сравнивать, как города выглядели тогда, и что с ними происходит сейчас. Работы Алексеева хранятся в

Художник, создавший себе имя новым жанром в российском искусстве - жанром городского пейзажа. Удивительный талант и общий стиль его картин являют собой один из лучших в мировой живописи. Имя удивительного художника - Алексеев Федор Яковлевич.

Биография

Родился Алексеев Федор Яковлевич в 1754 году (точная дата рождения отсутствует в исторических источниках) в бедной семье. В 1766 его отец обратился с прошением о зачислении сына в Академию художеств, и его просьба была исполнена. Федор Алексеев начинает свое обучение в классе живописи цветов и плодов, после которого его переводят в класс пейзажа, и в 1773 году он успешно оканчивает Академию. За лучшее написание программного пейзажа ему вручают золотую медаль. Продолжать обучение талантливого юношу отправляют в Венецию для специализации в декоративной живописи. Это специальный вид написания декораций для театра. Во время учебы Федор Алексеев, помимо основного занятия, увлеченно занимается изучением венецианских художников, изображающих пейзаж, таких как Канале, Гварди, гравюры Пиранези, который на тот момент жил в Риме. Но своей тягой к новым знаниям художник вызывает на себя недовольство академического начальства.

Дорога в искусство

После окончания своей специализации в Венеции художник Федор Алексеев возвращается в Санкт-Петербург и устраивается работать живописцем в училище театра. Приблизительные даты этого периода его жизни - 1779-1786 гг. Из-за увлечения пейзажами, помимо театральных декораций, Федора Алексеева встретили на Родине довольно прохладно и отказали в дальнейшем обучении для получения звания академика. Но художник ставит себе цель показать Академии, на что он способен, и вместе с этой работой художник совмещает копирование пейзажей Каналетто, Беллотто, Робера и Берне в открывшемся Эрмитаже.

Благодаря успешной работе в Эрмитаже, он оставляет службу в училище. Его творческое воспроизведение оригиналов настолько красиво повторило их живописную систему, что работы снискали большой успех. Успешная деятельность принесла Федору Алексееву славу, прозвище "российский Каналетто", за что Академия дает художнику возможность самостоятельного написания своих картин. Конечно же, ими стали пейзажи.

Оригинальность работ художника Федора Алексеева

Доказав свою способность рисовать самостоятельно, художник пишет ряд известных картин с видами Санкт-Петербурга. Одни из самых значимых: "Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной" (1793 год) и "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794 год).

Используя знания, которые приобрел в Венеции, Федор Алексеев создает свой образ торжественного и вместе с этим живого города. При этом в своих картинах он сохраняет важные в XVIII веке законы классицизма и соединяет идеальное и реальное. За труды в 1794 году художнику Федору Алексееву дают звание академика перспективной живописи.

Творческий путь

После получения почетного звания Федор Алексеев получает задание нарисовать те места, где в 1787 г. была императрица Екатерина II. Художник воссоздает на своих полотнах красоту таких южных городов, как Николаев, Херсон, Бахчисарай.

А в 1800 г. сам император Павел I поручает Федору Алексееву написать Москву. За то время, которое художник провел в этом городе (чуть больше года), он привозит несколько картин и большое число акварелей, на которых изображены виды московских улиц, монастыри, предместья. Но самое главное - неповторимые изображения Кремля. Среди них получили наибольшую популярность "Красная площадь в Москве" и "Боярская площадка, или Постельное крыльцо и Храм Христа Спасителя за золотой решеткой в Московском Кремле".

Московские работы настолько выделяются своей точностью и документальностью, что привлекают к художнику новых покупателей картин. Среди них и известные люди, и члены императорской семьи.

Известность художника как пейзажиста

С 1800-х гг. Федор Яковлевич становится руководителем класса перспективной живописи в Академии Художеств и снова рисует на свою любимую тему - Санкт-Петербург. В то же время художник много путешествует по России и запечатлевает виды провинциальных городов.

В его картинах появляется больше жизни, кажется, что сейчас изображения оживут. Они становятся похожи на документальные исторические снимки. Все больше художник изображает людей. Они выходят на передний план полотен с дворцами, набережными и улицами. Люди с их повседневными делами, повозки, рабочие. Детали написаны еще отчетливее, тяжелее, цветовая гамма выглядит теплее, и живопись приобретает особую насыщенность. К работам того времени относятся "Вид Казанского собора в Петербурге", "«Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова" и другие. В теплой гамме, с тонкой прорисовкой мельчайших деталей.

Картины Федора Алексеева отличаются особым "теплым" светом и движением. Небо приобретает нежный лазурный оттенок, а облака - розоватость закатного солнца.

Последние годы жизни художника

Никто не вечен, и со временем слава Алексеева Федора Яковлевича начинает угасать, и публика его забывает. Знаменитый пейзажист умирает в 1824 году в большой бедности. После него остаются жена и дети, и Академия художеств выделяет материальную помощь для организации похорон и для дальнейшего существования семьи.

Несмотря на печальный конец своей жизни, художник Алексеев Федор Яковлевич - один из известнейших творцов жанра городского пейзажа. К его картинам выстраиваются очереди в Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Русском музее. Его работы изучаются в учебных заведениях. Его помнят, и в мире живописи его имя высоко ценится, а биография Федора Алексеева - как пример того, что нужно идти за своим призванием, несмотря ни на что.

Фёдор Я́ковлевич Алексе́ев (между 1753-1755, Санкт-Петербург - 11 (23) ноября 1824, Санкт-Петербург) - русский живописец, современники называли его «русским Каналетто». Крупнейший мастер русской ведуты.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Сын сторожа Академии наук. В 1764 году принят по прошению отца в обучение в Императорскую Академию художеств, до этого же учился в гарнизонной школе.

В 1767 в числе учеников класса орнаментной скульптуры, которым руководил Луи Роллан, далее в «живописном классе» у Генриха Фондерминта и А. Перезинотти.

В 1773-1777 совершенствовался как театральный художник в Венеции, где писал и пейзажи («Набережная Скьявони в Венеции», 1775, Художественный музей БССР, Минск).

В 1790-х гг. выступил с пейзажами Петербурга («Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости», 1794, Третьяковская галерея), за которые в 1794 получил звание академика.

В 1802 году Алексеев становится главой класса перспективной живописи в Академии Художеств. Среди его учеников были Сильвестр Ф.Щедрин и М.Н.Воробьев.

Для «снятия видов» ездил в Херсон, Николаев, Бахчисарай (1795), Полтаву, Воронеж, Орёл и по акварельным этюдам с натуры затем писал картины («Площадь в г. Николаеве», Русский музей, Санкт-Петербург).

Образ сказочного, святого русского города поразил людей. Московские работы привлекли к Алексееву огромное количество заказчиков, среди которых оказались знатнейшие вельможи и члены императорской семьи. В 1800 году по просьбе императора Павла I, Алексеев пишет виды Москвы. Картины свои Алексеев писал на основе детально проработанных акварельных этюдов с натуры. Художник увлеченно изучает старинную русскую архитектуру.

Находясь в 1800-1802 в Москве, написал с натуры две картины («Красная площадь с собором Василия Блаженного», Музей института русской литературы АН СССР, Ленинград, и «Вид военного госпиталя», не сохранилась) и ряд акварелей.

В 1810-х гг. создал новую серию петербургских пейзажей («Вид Английской набережной», Русский музей).

Постепенно публика начинает забывать стареющего художника. Он умер в бедности, в Петербурге, 11 ноября 1824 года, оставив большое семейство без средств.

ТВОРЧЕСТВО

Алексеев - первый в русской живописи мастер городского пейзажа.

В лиричных, с большой тонкостью исполненных картинах он запечатлел строгий облик Петербурга, живописную красоту Москвы, поэзию повседневной городской жизни. Его привлекал пейзаж, в котором огромную роль играла архитектура. Он много путешествовал и уже в начале XIX века написал виды провинциальных городов России.

Творчество Алексеева явилось важным этапом в сложении традиций национальной школы живописного пейзажа. Его произведения, привлекательные для современников и потомков возвышенностью и художественным совершенством образов, сохранили облик русских городов рубежа XVIII – XIX столетий, став ценнейшими историческими документами эпохи.

В картинах «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1810, Государственная Третьяковская галерея), «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса» (1810-е, Государственный Русский музей) главными героями стали новые архитектурные сооружения столицы, возведенные в начале XIX века. Сложностью и динамичностью построения отличается вид на Биржу, венчающую стрелку Васильевского острова.



Художник избрал точку зрения, которую современники назвали «счастливой». Она позволила запечатлеть в едином пространстве великолепные здания, олицетворявшие мощь и процветание молодого города.

Архитектурный «проспект» превратился в изображение городской среды, полной шума и движения. Важную роль в петербургских видах начала XIX века играют сценки из жизни городских обитателей, наполняя образы обаянием и человеческой теплотой.

В картинах южного цикла («Вид города Николаева», «Вид города Бахчисарая» и др) есть некие общие черты, которые позволяют судить о движении художника от перспективы к классицистической организации холста. Композиция организована четко и логически ясно. И еще одна характерная особенность южных картин — появление стаффажа. Все детали изображены весьма живо, образуя занимательные жанровые сценки. Они выполняют функции своеобразных единиц масштабности, позволяющих представить размеры построек, площадей, высоту деревьев.

Ф.Я. Алексеев известный художник – открыватель жанра русского городского пейзажа.

Из истории биографии известно, что Ф.Я. Алексеев родился примерно в 1753-1755 году в Петербурге. Отец художника работал сторожем в Академии наук. Проявлявший способности к рисованию в юности русский художник обучался у Антропова, после чего был зачислен в Академию художеств в 1764 году. В начале обучения Ф.Я. Алексеев постигал орнаментальное рисование, рисовал плоды, птиц, пейзажи.

В 1773 году за экзаменационную пейзажную работу художник получил золотую медаль. Определив в нём театрального декоратора, Академия художеств направляет его совершенствовать данный вид живописи в Италию, в Венецию. Однако, в Италии Ф.Я. Алексеев помимо театральных декораций изучает живопись известных итальянских художников-пейзажистов: Ф. Гварди, А. Канале. А также гравюры Д.Б. Пиранези.

С 1779 по 1786 год, вернувшись из Италии, Ф.Я. Алексеев занимает должность живописца при театральном училище, выполнят заказы по живописи театральных декораций. Пишет копии с известных произведений живописи европейских художников: Каналетто, Белотто, Г. Робера. Любовь к пейзажу заставляет русского художника добиваться разрешения на исполнение таких картин у Совета Академии художеств.

Так в народе художника называли «русским Каналетто».

В 1794 году Ф.Я. Алексеев за свою картину «Вид Петербурга по Неве-реке» удостоен звания академика.

Увлекшись пейзажем, русский художник отходит от принципов «перспективного», свойственных гравюрам, художник отображает целостный живописный образ природы. Это можно увидеть в наиболее известных картинах Ф.Я. Алексеева: «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794), «Вид Зимнего дворца от Петропавловской крепости» (1799).

Для того чтобы написать серию картин, по местам, где путешествовала Екатерина II, с 1795 по 1797 год Алексеев отправился на юг России. Так им были исполнены произведения высокого мастерства: «Вид Николаева», «Вид Бахчисарая», «Площадь в Херсоне»

В 1800-1801 году Ф.Я. Алексеев пишет по заказу пейзажи Московские. Среди которых: «Соборная площадь в Московском Кремле», «Вид на Москву со стороны Каменного моста» - эти картины принесли известность русскому художнику.

В 1803 году Ф.Я. Алексеев занимается преподаванием в Академии художеств, он выпустил учеников, ставших известными: С. Щедрина и М. Воробьёва. Тут же в Петербурге он выполняет городские пейзажи: «Вид на Баржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1808), «Вид Казанского собора», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса» (1810-е).

В последние годы жизни здоровье Ф.Я. Алексеева сильно пошатнулось, не было уже и интереса со стороны современников к его картинам. Так Ф.Я. Алексеев был забыт всеми, умер 11 (23) октября 1824 года в Петербурге, в нищете. И всё же этот известный художник оставил яркий след в истории живописи, до наших дней дошли ценные памятники истории, изображённые в произведениях Фёдора Яковлевича Алексеева.

  • Иллюминация на Соборной площади в честь коронации Александра I

  • Вид Петропавлоской крепости и дворцовой набережной

  • Вид города Николаева

  • Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости

  • Вид на баржу и Адмиралтейство

  • Блоговещенский собор и Грановитая палата

  • Церковь Гребневской Божьей матери

  • Ивановская площадь

  • Казанский собор

  • Коломенское

  • Красная площадь

  • Красная площадь в Москве

Алексеев Федор Яковлевич (1753-1824). Русский художник Алексеев Федор Яковлевич Алексеев Федор Яковлевич был первым русским художником, который стал известен как мастер живописи, талантливо и реалистично изображающий городской пейзаж. Родился и вырос он в небогатой семье сторожа Академии наук. В 1766 отец обратился с прошением о приеме сына в Академию художеств, по окончании которой в 1773 г. Федор получает малую золотую медаль за мастерски выполненный программный пейзаж. За проявленные успехи его отправляют для совершенствования художественного мастерства в Венецию, где он учился у таких известных мастеров, как Д. Моретти и П. Гаспари, а позднее стал увлекаться городским пейзажем Венеции. Это занятие не одобрили в Академии художеств, в результате чего Алексеев по возвращении на родину не получил никакой программы для выдвижения на академическое звание, а был отправлен художником-декоратором в театральное училище.

Занимаясь этой нелюбимой работой, параллельно он создает очень талантливо выполненные копии картин известных городских пейзажистов А. Канале, Б. Беллотто, Г. Робера и Ж. Берне, которые принесли ему большую известность. Это дало возможность Федору Алексееву оставить наконец работу декоратора и заняться непосредственно городским пейзажем. За успешно созданные картины с пейзажами Петербурга Алексееву наконец-то было присвоено Академией художеств звание академика.

Лучшие работы Федора Алексеева

Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки

Михайловский замок С-Петербург

После этого он был направлен на юг России, где пробыл два года и написал такие известные работы как «Вид города Николаева», «Вид города Бахчисарая» и другие.

Вид города Николаева

Позже, по поручению императора ПавлаI, Федор Алексеев отправляется в Москву и создает там ряд тоже известных работ, после чего возвращается в Петербург и там уже до конца дней продолжает свое творчество.

Боярская площадка в Московском Кремле

Вид храма Василия Блаженного от Москворецкой улицы

Иллюминация на Соборной площади в честь коронации императора Александра I.

Красная площадь в Москве

Отличительной особенностью художника Федора Алексеева является то, что не так много работ с изображением пейзажей Москвы и Петербурга можно отыскать, созданных в 18 веке.

Панорамный вид Царицыно

Площадь перед Успенским собором в Московском Кремле

Соборная площадь в Московском Кремле

Троице-Сергиева лавра

В 1802 году Федор Яковлевич Алексеев начинает заниматься преподавательской деятельностью в Академии художеств. В это время его учениками были С.Ф.Щедрин и М.Н.Воробьев, ставшие позднее известными художниками.

Умер, к сожалению, Алексеев Федор Яковлевич будучи бедным человеком и похоронен на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга. Правда Академия художеств выделила какие-то средства для похорон талантливого живописца и помощи многодетной семье.



Последние материалы сайта