Известный музей амстердама дом художника. Дом-музей Рембрандта в Амстердаме: время работы, адрес, билеты. Медные пластины Рембранта

13.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Чтобы понять произведения художника, необходимо окунуться в атмосферу, окружавшую его. Дом-музей Рембрандта (Museum Het Rembrandthuis) в Амстердаме – это уникальное собрание картин, гравюр и воссозданные по крупицам фрагменты быта.

Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon van Rijn) самый известный представитель Золотого века Голландской живописи. Родившись в семье мельника в голландском Лейдене (Leiden), мальчик берет уроки у лучшего лейденского мастера. Когда в 1623 году Рембрандт переезжает в Амстердам, Питер Ластман (Pieter Lastman) помогает родиться гению.

Талант и удивительная работоспособность позволяют в 1639 году приобрести чудесный дом на Jodenbreestraat, 4. Художник, привыкший жить на широкую ногу, так и не смог рассчитаться с кредиторами. Спустя 17 лет его пришлось подать за долги. На аукционе была распродана коллекция итальянских мастеров – бюсты и картины, редкое японское оружие и множество работ самого художника.

Основание музея

В 1911 году по велению королевы Нидерландов в доме был основан музей. Благодаря аукционным спискам воссозданы детали быта. Например, из 290 гравюр знаменитого живописца, в музее представлены 260.

История каждого предмета в экспозиции уникальна, это не только история ее создания, но и история возвращения.

Сохранилась забавная история об эстампе «Трех дерев»: Рембрандт на приеме у бургомистра заметил, что на столе нет горчицы. Тут же за ней отправили слугу. Художник, зная о медлительности посыльного, заключил пари, что он скорее награвирует доску, чем они увидят горчицу на столе. Пари было выиграно.

Современники отмечали его уникальную скорость при работе.

Но прославился он как портретист, умеющий уловить настроение и характер модели. Именно на портретах и была заработана основная часть его состояния. Существует более 100 автопортретов мастера.

По ним можно проследить настроение и жизнь гения: От радужной и полной надежд юности постепенно переходящей в разгульную и успешную зрелость и заканчивающуюся бледными красками нищеты, усталости и разочарования в конце жизни.

Сюжеты большинства его произведений соответствуют духу пуританской эпохи – библейские зарисовки, жизнь благочестивых современников.

В молодости Рембрандт позволял обратиться к языческим и маскарадным темам, особенно в период его первого брака.

В личной жизни ему повезло – он женится на своей самой лучшей модели Саскии ван Эйленбюрх (Saskia van Uylenburgh), дочери зажиточного бургомистра. Поскольку на тот момент художник был очень популярен, то назвать сей брак элементом расчета, не представляется возможным. Самые известные картины с Саскией это «Саския Флора» и «Автопортрет с Саскией на коленях». Увы, Саския умирает в 29-ти летнем возрасте, оставив Рембрандту новорожденного сына.

Рембрандт известен скандалами со своими любовницами после смерти жены. Первая няня сына, после того, как ее выставили на улицу, подала в суд в надежде, что церковь примет ее сторону. Пуританские нравы оказались не на стороне женщины. Второй сожительницей стала служанка Хендрикье, которую Рембрандт пережил, как и своего сына. Умер в нищете и одиночестве.

Практическая информация

Адрес

Jodenbreestraat 4, Amsterdam

Часы работы

Ежедневно с 10.00 до 17.00

Цена билетов

  • Взрослый 8 евро;
  • Детский с 6 до 16 лет 1,5 евро;
  • Детский до 6 лет бесплатно.
  • Официальный сайт: www.rembrandthuis.nl

Можно записаться на мастер-классы и попробовать себя в качестве художника XVII века. Вам предстоит постичь мастерство гравировки, попробовать натянуть холст или размешать краски по рецепту гения.

Дочитали до конца! Поставьте пожалуйста оценку

Дом, который хранит самые счастливые и самые печальные воспоминания. Музей Рембрандта на Йоденбреестрит в Амстердаме. Для живописца это был дом его мечты, он прожил в нем 18 лет, а затем кредиторы распродали его имущество с молотка, а художника лишили крова.

Рембрандт купил дом в 1639 году, потому что двухэтажный особняк в стиле ренессанс, построенный в 1601 году, напоминал ему родной дом в Лейдене. В то время это была городская окраина, еврейский квартал. Живописец любил наблюдать за снующими под окном местными жителями: шарманщиками, торговцами, уличными музыкантами, нищими. Многие из них запечатлены на его полотнах. На первом этаже жил художник с семьей, на втором была размещена его мастерская.

Идиллия длилась недолго. В 1652 году финансовое положение Рембрандта стало критическим и даже, несмотря на то, что он был уже известным художником, автором «Ночного дозора», он не смог выплатить долги за дом. В 1658 его признали банкротом, домашние вещи и бесценные коллекции картин и гравюр распродали. Остаток жизни семья ютилась в небольшом доме на Розенгрехт. Дом Рембрандта продали с аукциона, перестроили и до конца XIX века в нем проживали несколько голландских семей.

Постепенно он ветшал, и над обителью великого живописца нависла угроза закрытия. Все изменилось в 1906 году. В Амстердаме готовились к большой выставке художника. Власти города выкупили дом и передали его фонду Рембрандта. Первоначально речь о возвращении особняку прежнего вида не шла, его отреставрировали и разместили коллекции картин. Открыла музей королева Вильгельмина в июне 1911 года. Уникальную коллекцию собирали по крупицам. 290 гравюр создал Рембрандт пока жил в этом доме, вернули - 260.

Художник Ян Вет, один из активных членов совета, решил, что лучшее место для произведения искусства, это музей в котором они были созданы. Меценаты всего мира передавали в дар уникальные гравюры, в том числе «Святой Иероним у обрезанной ивы», «Жертвоприношение Авраама» , 11 произведений преподнес Рейксмюзеум. Многие гравюры приобрели на аукционах: «Сидящая девушка, сон», «Вид на Монтелбансторен «Большая охота на льва», «Женщина с ребенком на руках», «Смерть, явившаяся супружеской чете».

Одно из самых ценных приобретений было сделано на аукционе Хезелтайна - «Автопортрет художника в рабочем костюме». Это единственный рисованный автопортрет художника. Рембрандт изображен на нем в полный рост. В январе 1993 года музей прибрел четыре медных пластины, на которых художник делал оттиски. Помимо работ самого великого мастера в коллекции есть работы и других известных живописцев XVIII века - Яна Ливенса, Георга Шмидта, Кристиана Дитриха.

Вплоть до 1990 годов это была просто выставочная площадка. В конце XX века попечительскому совету удалось выкупить смежные помещения и воссоздать атмосферу дома времен Рембрандта. На многих рисунках он изображал обстановку своего дома, любимые бытовые предметы, кроме этого специалисты изучили все акты по которым описывали имущество художника в 1656 году. Лучшие мастера изготовили копии. В результате посетители музея, переступив через порог, попадают в прошлое, в дом, где живет и работает великий Рембрандт.

Дом-музей Рембрандта – это достопримечательность голландской столицы, которой Амстердам очень гордится. Он открылся около ста лет назад и давно стал местом паломничества путешественников, приезжающих со всех концов света.
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в 1606 году. По исполнению 25 лет художник переезжает жить в Амстердам из городка Лейден. В голландской столице Рембрандт обрел славу выдающегося художника современности. В 1639 году уже, будучи успешным и богатым живописцем, приобрел престижный дом, выстроенный в стиле ренессанса.
Однако личная жизнь Рембрандта складывалась трагически, так как в младенческом возрасте только один из четверых детей выжил. Не стало любимой жены Саскии, музы художника, после родов в 1642 году. Сначала он жил один со своим сыном, а со временем сошелся с молодой прислугой Хендрикье.
Значительных затрат требовало содержание большого дома, под ударами судьбы художник испытывал финансовые трудности. Рембрандт был объявлен банкротом, поэтому он вынужден был переехать в бедный квартал. Удары судьбы его не оставляли. Вскоре художник потерял вторую жену, а затем и своего 27-летнего сына Титуса, который скончался в 1668 году. Выдающийся художник умер в октябре 1969 года, захоронили Рембранта в общей нищенской могиле.
Здание дома Рембрандта, в котором он провел лучшие годы жизни, прекрасно по своей архитектуре. Его возвели на окраине голландской столицы в еврейском квартале. Это являлось одной из причин приобретения этого дома художником, так как Рембрандт любил бывать за городом. Также на выбор дома повлияло то, что он располагался на улице, которая имело такое же название, как и улица в его родном городе Лейдене, где великий художник родился и вырос.
Семья творца жила на первом этаже, его студия располагалась на втором. Мастерские для нескольких учеников были оборудованы на чердаке. В 1658 году обедневший художник был вынужден продать этот прекрасный дом за долги. Его картины распродавались на аукционе. Сам Рембрандт был вынужден переехать в скромное жилище.
В 1911 году дом, в котором жил выдающийся художник около 20 лет, был переоборудован в музей по распоряжению королевы Нидерландов Вильгельминой. Стиль XVII века в комнатах дома-музея был восстановлен в 1999 году. Они прекрасно передают эпоху того времени.
Дом-музей Рембрандта разделен на жилые комнаты, в которых проживала семья, а также музей, в котором проходят постоянные и тематические выставки (временные). В музее расположен магазин, в котором можно приобрести сувениры, информационный центр и кафе.
Постоянная экспозиция обзорно знакомит посетителей с творчеством Рембрандта. Временные выставки посвящены какой-то определенной тематике, например: видам Амстердама, природным ландшафтам, портретам художника и т.п.
Музейными экспонатами являются множество картин мастера, среди которых знаменитые шедевры, прославившие мастера на весь мир, а также гравюры, рисунки художника с изображениями сына Титуса и жены Саскии, несколько автопортретов и личных вещей Рембрандта, мебель того времени. Отдельный музейный зал посвящен технике гравирования. В музее кроме картин самого художника выставлены работы его учеников, а также художника Питера Ластмана, который давал уроки живописи Рембрандту.
Даже туалетные комнаты дома-музея Рембрандта привлекают посетителей, ведь на стенах вывешены рисунки не лишенного чувства юмора художника.



В то время это была городская окраина, еврейский квартал. Живописец любил наблюдать за снующими под окном местными жителями: шарманщиками, торговцами, уличными музыкантами, нищими. Многие из них запечатлены на его полотнах.


Музей Рембрандта на Йоденбреестрит в Амстердаме - дом, который хранит самые счастливые и самые печальные воспоминания.

Для живописца это был дом его мечты, он прожил в нем 18 лет, а затем кредиторы распродали его имущество с молотка, а художника лишили крова.

В 1652 году финансовое положение Рембрандта стало критическим и даже, несмотря на то, что он был уже известным художником, автором «Ночного дозора», он не смог выплатить долги за дом.


В 1658 его признали банкротом, домашние вещи и бесценные коллекции картин и гравюр распродали. Остаток жизни семья ютилась в небольшом доме на Розенгрехт.

Дом Рембрандта продали с аукциона, перестроили и до конца XIX века в нем проживали несколько голландских семей.

В 1906 году в Амстердаме готовились к большой выставке художника. Власти города выкупили дом и передали его фонду Рембрандта. Особняк отреставрировали и разместили коллекции картин.


Уникальную коллекцию собирали по крупицам. 290 гравюр создал Рембрандт пока жил в этом доме, вернули – 260.

По предложению поклонника творчества Рембрандта, художника Яна Вета в 1911 было решено собрать коллекцию гравюр Рембрандта, которые, в последствии, были размещены в доме-музее.

Начало коллекции положил сам Вет, временно заняв гравюры приемлемого качества из собрания Лебрет-Вета.


В 1914 году Ян Вет дополнил коллекцию ещё 19 гравюрами, включая известные картины вроде «Смерть, явившаяся супружеской чете» и «Большая охота на льва».


Ныне экспозиция музея представляет собой наиболее полное собрание графических работ Рембрандта. Здесь находятся 260 из 290 офортов художника.
Кроме того, в музее можно ознакомиться с техникой изготовления офорта .


Каждый час в музее проходит мастер-класс по гравюре, где можно воочию увидеть технику выполнения печати того времени.

В музее восстановлена историческая обстановка времени Рембрандта: кухня, жилые комнаты и мастерская художника.


кухня



спальня
Источником для экспозиции музея стала опись, составленная нотариусом при продаже всего имущества художника с аукциона.


В интерьере дома-музея представлены картины современников Рембрандта, его учеников, и его учителя Питера Ластмана.


В одной из комнат собрана коллекция древностей.

Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейдене в семье мельника. С юных лет он проявлял интерес к живописи, а потому пошел учиться в мастерскую Якоба Сваненбурга. В 1623 году он переехал в Амстердам, где попал в руки Питера Ластмана. Свою первую мастерскую Рембрандт открыл в Лейдене, но в 1631 году все же вернулся в Амстердам, откуда больше никогда не выезжал. От первой жены, Саскии ван Эйленбюрх - дочери богатого бургомистра, у Рембрандта родился сын, Титус, вскоре поле этого она скончалась. После смерти своей возлюбленной Саскии, которая была музой для многих произведений художника, Рембрандт долгое время не женился, но в конце 1640-х сошелся со своей молоденькой служанкой Хендрикье, за что имел проблемы с местными церковниками. Хендрикье родила Рембрандту дочь Корнелию и жила с ним несмотря на все невзгоды до самой своей смерти. За свою жизнь художник создал сотни катрин, гравюр и рисунков, многие из которых были успешно проданы. Тем не менее, выбранный им стиль жизни был ему явно не по карману. В 1656 году, чтобы не обанкротиться, Рембрандту пришлось распродать большинство своей роскошной коллекции картин и антиквариата, включающих работы великих европейских художников, римские бюсты императоров, и даже японские боевые доспехи, а также переехать в более скромное жилище. Пережив вторую жену и даже собственного сына, Рембрандт умер в бедноте и одиночестве.

Рембрандт прежде всего завоевал признание, как портретист. После успеха картины «Урок анатомии доктора Тульпа», ему стали поступать серьезные заказы. Пик его творчества, в качестве портретиста - картина «Ночной дозор», которую можно увидеть в Национальном музее Амстердама. Среди библейских тем художника присутствуют сюжеты как из Ветхого, так и Нового Завета. Картины по Библии у Рембрандта имеют скорей повествовательно-исторический характер, и напрочь лишены фантастичности. Схожий подход Рембрандт применял и к мифологическим сюжетам.

Если пытаться в нескольких словах сформулировать творчество Рембрандта, то это стремительное движение от детального, буквально ощупывающего предмет реализма юношеского периода художника к уходу от деталей и видении картины в целом, а также богатой игре красок и света. Используя всего несколько цветов, Рембрандт ухитрялся создавать очень красочные картины, не говоря уже о свете, который в его произведениях живет отдельной жизнью, творит и созидает пространство.

История коллекции

Дом, в котором сейчас располагается музей, был построен в 1606 году и эта дата, окрашенная в золото, до сих пор украшает его на передней стене. В 1906 году в рамках Года Рембрадта был создан фонд для покупки дома художника.

10 июня 1911 года дом-музей Рембрандта был официально открыт для публики Королевой Вильгельминой. По предложению художника Яна Вета, одного из членов первого правления музея, было решено собрать коллекцию гравюр Рембрандта, для которых, казалось, вряд ли можно было найти место лучше, чем дом, в котором большинство из них было создано. Начало коллекции положил сам Вет, временно одолжив гравюры приемлемого качества из собрания Лебрет-Вета. Первых пожертвований долго ждать не пришлось. Первую гравюру преподнес в дар музею Пол Варбург из Нью-Йорка. Это был прекрасный ранний оттиск «Святого Иеронима у обрезанной ивы».

В том же году художник Йозеф Исраэлс подарил новому музею шесть гравюр, среди которых было «Жертвоприношение Авраама» из знаменитой английской коллекции Уильяма Эсдейла. Почетный член правления Харстен заслуживает отдельного упоминания. В начале его щедрые пожертвования помогли приобрести дом, а затем помогали продолжать пополнять фонд для покупок. Рейксмюзеум преподнес в дар музею одиннадцать гравюр-«двойников» из своего зала гравюр, которые с тех пор хранятся в доме Рембрандта.

Коллекция быстро росла. В мае 1913 года на аукцион в Амстердаме были выставлены тридцать три рисунка Рембрандта из известной английской коллекции Хезелтайна. Дому Рембрандта удалось приобрести четыре из них: «Женщина с ребенком на руках», «Руины старой ратуши в Амстердаме», «Вид на Монтелбансторен» и «Сидящая девушка, сон». Дом Рембрандта успешно принимал участие также и в других торгах. В 1914 году Ян Вет вернулся из Берлина с девятнадцатью гравюрами, включая такие важные произведения как «Смерть, явившаяся супружеской чете», «Большая охота на льва» и прекрасный оттиск «Вида Харлема и Блемендаала» для пополнения коллекции в то время слабо представленных пейзажей.

В последовавшие за этим военные годы рост коллекции временно прекратился, хотя в 1915 году учреждение сумело приобрести шестьдесят шесть гравюр из коллекции Вета, большинство из которых уже было передано музею в долг. В их число входило несколько прекрасных и редких оттисков, среди которых «Бегство в Египет», выгравированное на пластине Геркулесом Сегерсом, и «Давид и Голиаф», выполненный в качестве иллюстрации к книге Менассе бен-Исраэля «Преславный камень» (Амстердам, 1655).

В 1927 году дом Рембрандта получил в дар от де Брёйна одну из чрезвычайно редких копий первого издания этого мистического труда с четырьмя иллюстрациями Рембрандта. Другими экспонатами, полученными из коллекции Вета, стали ранние оттиски четвертой и последней версии «Трех крестов» и прекрасный маленький портрет матери Рембрандта. Музейная коллекция рисунков также росла, хотя и медленно. В 1919 году в музей попали два рисунка из собрания художницы Терезы ван Дойл, которая купила их на знаменитом аукционе Хезелтайна. Это были «Портрет старухи» и «Эскиз женщины с ребенком на руках», в настоящее время приписываемый Николасу Маесу. Вскоре после этого на аукционе Хезелтайна был приобретен еще один рисунок - «Автопортрет художника в рабочем костюме». Это означало, что музей теперь владеет единственным рисованным автопортретом художника в полный рост.

Ян Вет, энтузиаст и движущая сила музея, умер в 1925 году. Его преемником в правлении стал коллекционер де Брёйн, который во многом принял на себя роль Вета, как куратора. К этому времени коллекция уже стала очень большой. Однако существовали пробелы, главным образом, среди оттисков раннего периода, таких как автопортреты и эскизы попрошаек, лишь немногие из которых были редкостью. В феврале 1933 года на аукционе Хаутхаккер/Холлстейн было приобретено еще шесть гравюр, несмотря на то, что угроза войны уже нависала. В мае 1940 года, сразу же после вторжения, гравюры и рисунки были помещены в сейф в подвале дома. Когда весной 1944 года город оказался под угрозой наводнения, произведения искусства были перевезены в более безопасное место в надземном банковском хранилище, где они и оставались до освобождения.

Музей Рембрандта вновь открылся в июле 1945 года. За этим последовало несколько неблагоприятных лет. Отсутствие средств и недостаток финансирования практически лишили музей возможности совершать какие-либо приобретения. Однако в 1950 году музею удалось приобрести обратный оттиск четвертой версии «Трех крестов», ставший интересным дополнением к уже находившимся в музее версиям гравюры. Самым важным послевоенным приобретением музея стали сорок гравюр, завещанных музею де Брёйном, который умер в 1962 году. В их число входили очень редкая первая версия «Автопортрета с растрепанными волосами», прекрасный оттиск «Христа и самаритянки» на японской бумаге из коллекции Пьера Мариетта, интенсивный ранний пробный оттиск «Снятия с креста при свете факела», а также прекрасная первая версия «Купальщиков».

Становилось все сложнее восполнять пробелы в коллекции. Хорошие оттиски выходили на рынок лишь время от времени, но даже при этом средств часто не хватало, что было неудивительно из-за цен. Лишь изредка появлялась возможность что-нибудь добавить в коллекцию. Так, например, в 1977 году с помощью ассоциации Рембрандта музею удалось приобрести рисунок ученика мастера Константина ван Ренессе с правками Рембрандта. Другими приобретениями стали гравюра «Человек за столом, носящий цепь с крестом» в 1980 году и, совсем недавно, «Лысый человек в профиль» и четвертая версия «Бегства в Египет».

Экспозиция музея

Коллекция в ее сегодняшнем виде представляет собой практически полный обзор графических работ Ребрандта: представлены 260 из 290 гравюр, созданных мастером. Чрезвычайно большое значение имело приобретение в 1993 году четырех подлинных гравюрных пластин. До этого они были частью собрания из 78 медных пластин, которое оставалось единым целым с тех пор, как было впервые упомянуто в описи имущества амстердамского торговца гравюрами и эстампами Клемента де Йонгхе. Де Йонгхе, вероятно, приобрел пластины у самого Рембрандта. В январе 1993 года коллекция была выставлена на продажу, а дому-музею Рембрандта было предоставлено право первого выбора. Благодаря пожертвованиям различных организаций, правительства и множества частных лиц, музей получил возможность приобрести четыре самых интересных и лучше всего сохранившихся экземпляра.

В дополнение к коллекции гравюр, рисунков и медных пластин самого мастера, дом-музей Рембрандта также располагает некоторым количеством картин учителя Рембрандта, его учеников и современников. В последние годы музей все больше сосредотачивает свои усилия на коллекционировании графических работ предшественников и последователей Рембрандта. Среди наиболее важных приобретений - гравюры сотрудничавших с Рембрандтом лейденских художников Яна Ливенса и Йохана ван Влита.

Однако коллекционная политика не ограничивается исключительно художниками, которые находились под прямым влиянием Рембрандта. Музей расширил рамки коллекции, включив в нее поздних европейских последователей мастера, среди которых много немецких и австрийских художников XVIII века. В настоящее время коллекция включает гравюры Кристиана Вильгельма Дитриха, Георга Фридриха Шмидта и других. И наконец, в музее есть специальная экспозиция, посвященная копиям работ Рембрандта, и множество репродукций его рисунков и картин.

В настоящее время дом-музей Рембрандта привлекает огромное количество посетителей своей постоянной экспозицией гравюр художника и замечательными выставками. Растущее число посетителей вызвало необходимость расширения музея. Места общественного пользования и выставочные залы были перенесены в новое крыло, что сделало возможной реставрацию дома Рембрандта. К счастью, опись имущества 1656 года предоставляет нам детальное описание интерьера во времена Рембрандта. Рисунки художника также раскрывают характер помещений. Специалисты взялись за изготовление подробных эскизов, чтобы обеспечить историческую достоверность реставрации. На данный момент в доме Рембрандта ведутся работы по восстановлению комнат и предпринимаются попытки настолько точно, насколько это возможно, воспроизвести обстановку во времена Рембрандта.

Практическая информация

Адрес:Jodenbreestraat 4, Amsterdam
Часы работы: каждый день: 10.00-17.00
Телефон: +31-020-5200 400
Официальный сайт: www.rembrandthuis.nl

Стоимость билетов:
Взрослым (с 16 лет): € 8,00
6-15 лет: € 1,50
0-6 лет: бесплатно

Как добраться

Музей Рембрандта расположен в центре старого Амстердама, около 15 минут ходьбы от площади Дам, в непосредственной близости от квартала Ватерлоо. Общественным транспортом можно добраться на метро до станции Waterlooplein , или на трамвае №9 или 14 до остановки Mr. Visserplein.



Последние материалы сайта