Руси жить хорошо ермил гирин. Образ и характеристика Ермила Гирина в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: описание в цитатах. "А вам бы, други милые

14.07.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Среди образов русских крестьян, созданных Некрасовым, особенно выделяется образ Ермилы Гирина. Он, как говорится в произведении, «не князь, не граф сиятельный, а простой мужик», но, тем не менее, пользуется у крестьян огромным почетом. На примере образа Ермилы Гирина в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова можно проанализировать, какие черты характера считались важными для русского народа, каким видел народ своих героев.

«И молод, и умен» – с таких слов начинается в поэме описание Ермила Гирина. Затем крестьянин, заговоривший о Ермиле, рассказывает мужикам-странникам историю, свидетельствующую о безграничном доверии народа к нему. Ермил держал мельницу, которую за долги собирался выкупить купец Алтынников. Ермил выиграл суд, но стряпчие подстроили дело так, что у него не было с собой денег для выплаты. Тогда он кинулся на площадь, к народу и изложил им свою беду. Просьба Ермила: «Коли Ермила знаете, / Коли Ермилу верите, / Так выручайте, что ль!..» как нельзя лучше свидетельствует о его любви и доверии к своим соотечественникам. В этом эпизоде Некрасовым отлично подмечена психология русского мужика, предпочитающего переживать беды и принимать решения «всем миром» . Ермил открывается перед толпой – и получает помощь, каждый, кто был на площади, принес ему хотя бы пятак. Этого хватило на выкуп мельницы.

Главная особенность Ермила – это его неподкупная честность и любовь к правде. Семь лет служил он писарем, и за все это время «мирской копеечки под ноготь не зажал». Каждый мог обратиться за советом к Ермилу, зная, что тот никогда не потребует денег и не обидит невиновного. Когда же Ермил ушел с должности, тяжело оказалось привыкать к новому бессовестному писарю. «Худую совесть надобно – / Крестьянину с крестьянина / Копейку вымогать» – такой приговор выносит народ «чиновникам-хапугам».

Своей порядочностью Ермил заслужил у крестьян веру, и они отплатили ему добром: единогласно избрали Ермила бурмистром. Теперь он Гирин Ермил Ильич, честно царствующий над всей вотчиной. Но испытания властью Ермил не выдерживает. Один-единственный раз отступается он от своей совести, отправляя в солдаты вместо своего брата другого человека. И хотя он вскоре раскаивается и заглаживает причиненное им зло, крестьяне помнят этот поступок. Сложно восстановить свое доброе имя, считающееся у народа наивысшей ценностью – вот какую мысль передает Некрасов в образе Ермила.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Ермил Гирин играет и еще одну немаловажную роль. Именно он – предвестник будущего образа Гриши Добросклонова . Ермил, как и он, живет для счастья простого народа и среди всех остальных героев наиболее приближен к образу счастливого человека, которого ищут странники.

Тест по произведению

Ермил Гирин образ и характеристика

1. Общая характеристика . Ермил Ильич Гирин - один из второстепенных персонажей поэмы а " ".

Это простой крепостной крестьянин, очередной кандидат на звание счастливого человека.

О Ермиле странствующие мужики узнают из рассказов Федосея и старого священника. Его главными достоинствами оба считают справедливость и доброту к простому народу. За это Гирин пользуется "почетом завидным, истинным" среди крестьян.

2. История Ермила . В возрасте двадцати лет Ермил был назначен писарем при главном управляющем имением князя Юрлова. Незначительная должность могла испортить молодого человека, получившего определенную власть над крестьянами. Однако Ермил всеми силами стремился помочь простому народу. Давая бедным людям советы и по мере возможности выручая их из бед, он никогда не брал платы за свои услуги. Благодаря своей бескорыстной деятельности Ермил заслужил любовь всех крестьян в имении.

С другой стороны, его доброта, скорее всего, стала причиной увольнения с должности. Крестьяне сразу же оценили перемену, так как новый писарь потребовал вознаграждения за свои труды. Наследник умершего князя выгнал проворовавшегося управляющего и весь его штат. Он предложил крестьянам самим выбрать старосту (бурмистра). Вся вотчина единогласно заявила о выборе новым управляющим Гирина. На протяжении семи лет Ермил честно и справедливо управлял княжеским имением, пользуясь непререкаемым авторитетом.

3. Грех Гирина . В царской России крестьяне призывались в армию согласно строгой очередности. Контроль за соблюдением порядка осуществлял староста. Гирин воспользовался положением и отправил в рекруты вместо своего брата Митрия сына Ненилы Власьевны. Злоупотребление могло остаться без последствий, но Ермил сам почувствовал горькое раскаяние. Он чуть было не повесился и на коленях просил прощения у матери рекрута. Благодаря вмешательству князя сына Ненилы удалось вернуть, отправив вместо него Митрия. В глазах крестьян Ермил искупил свою вину. Однако сам он продолжал чувствовать себя преступником и добровольно отказался от должности старосты.

4. Народное уважение. Ермил взял в аренду мельницу и еще больше полюбился крестьянам за честность при расчетах. Вскоре мельницу по суду решили продать на торгах. Ермил смог "перекупить" конкурентов, но в суде потребовали немедленно предоставить залог в размере тысячи рублей. Такой суммы у Гирина с собой не было и он решил впервые обратиться за помощью к "миру". Выйдя на базарную площадь, Ермил рассказал людям о своей беде. Никто не смог отказать всенародному заступнику. Менее чем за час Ермил собрал необходимую сумму и смог выкупить мельницу. Через неделю на той же площади Гирин рассчитался со всеми и даже последний рубль, которому не нашлось хозяина, отдал нищим.

5. Несчастье Ермила . Долгая честная жизнь позволяет назвать Ермила счастливцем. Однако в конце истории странники узнают о его печальной судьбе. Ермил сидит в остроге, вероятно за то, что отказался уговорить сдаться восставших крестьян.

Ермил Гирин (глава «Счастливые»). По поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Начиная с главы "Счастливые" в направлении поисков счастливого человека намечается поворот. По собственной инициативе к странникам начинают подходить "счастливцы" из низов. У большинства из них велик соблазн хлебнуть вина бесплатного. Но сам факт их появления знаменателен в эпопее. Внимание семи странников все более и более захватывает многоголосая народная Русь. Звучат рассказы-исповеди дворовых людей, лиц духовного звания, солдат, каменотесов, охотников. Все мужицкое царство вовлекается в диалог, в спор о счастии. Конечно, "счастливцы" эти таковы, что странники, увидев опустевшее ведро, с горькой иронией восклицают:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Проваливай домой!

Но в финале главы звучит рассказ о счастливом человеке, подвигающий действие эпопеи вперед, знаменующий более высокий уровень народных представлений о счастье. Ермил - "не князь, не граф сиятельный, а просто он - мужик!". Но по своему характеру и по влиянию на крестьянскую жизнь он посильнее и поавторитетнее любого. Сила его заключается в доверии народного мира и в опоре Ермила Гирина на этот мир. Поэтизируется богатырство народа, когда он действует сообща. Рассказ о Ермиле начинается с описания тяжбы героя с купцом Алтынниковым из-за сиротской мельницы. Когда в конце торга "вышло дело дрянь" - с Ермилом денег не было,- он обратился к народу за поддержкой:

И чудо сотворилося -

На всей базарной площади

У каждого крестьянина,

Как ветром, полу левую

Заворотило вдруг!

Это первый случай в поэме, когда народный мир одним порывом, одним единодушным усилием одерживает победу над неправдою:

Хитры, сильны подьячие,

А мир их посильней,

Богат купец Алтынников,

А все не устоять ему

Против мирской казны...

Подобно Якиму, Ермил наделен острым чувством христианской совестливости и чести. Лишь однажды он оступился: выгородил "из рекрутчины меньшого брата Митрия". Но этот поступок стоил праведнику жестоких мучений и завершился всенародным покаянием, еще более укрепившим его авторитет. Совестливость Ермила не исключительна: она является выражением наиболее характерных особенностей крестьянского мира в целом. Вспомним, как Ермил рассчитывался с мужиками за мирской их долг, собранный на базарной площади:

Рубль лишний, чей - Бог ведает!

Остался у него.

Весь день с мошной раскрытою

Ходил Ермил, допытывал,

Чей рубль? да не нашел.

Всей жизнью своей Ермил опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, он имеет "все, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет". Но в критическую минуту жизни Ермил этим "счастьем" жертвует ради правды народной и попадает в острог.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/


Образ Ермила Гирина (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо")

Николай Алексеевич Некрасов, создавая в поэме "Кому на Руси жить хорошо” широкую картину жизни, населяет ее и различными типами характеров: это и мужики-странники, ищущие счастливого, поп и помещик, попадающиеся на их пути, а больше всего, конечно, крестьян, убогих и вполне благополучных, как Ермила Гирин. В бесплодных поисках ходят наши странники, пока не посоветовали им найти Ермилу Гирина:

"А вам бы, други милые.

Спросить Ермилу Гирина".

По мнению знающих его, Ермил - счастливый человек. Его ценят окружающие, уважает помещик,

Гирин занимается полезным делом - содержит мельницу, на которой работает, не обманывая крестьян. Он пользуется особым доверием людей.

Пример тому - сбор денег на сиротскую мельницу. Приехал Ермил в город без денег, а мельница продается, не успеть ему съездить за деньгами, и уйдет мельница купцу Алтынникову.

Тут уж не поздоровится никому. Ермил обращается к народу (благо был воскресный день):

Богат купец Алтынников,

А все не устоять ему

Против мирской казны.

"Коли Ермилу знаете,

Коли Ермилу верите.

Так выручайте что ли!"

Как ветром полу левую

Заворотило вдруг.

Люди объединились в едином порыве, чтобы совершить доброе дело. Они верят, что их деньги не только не пропадут, но и успеют совершить справедливое дело. Через неделю, как и обещал, Ермил раздает долги. Никто не взял лишнего, а еще и рубль остался, и целый день Гирин ждет его хозяина:

Ходил Ермил, допытывал.

Чей рубль, да не нашел.

Как удалось простому крестьянину завоевать авторитет среди людей? А был Ермил писарем, помогал неграмотным людям, не обдирая их. За это и сыскал уважение у "мира”. Почему же странники не посчитали его счастливым? Ошибся Ермил, не выдержав испытания властью. Послал в солдаты вне очереди сына вдовы вместо своего родного брата. Раскаивается наш герой в содеянном, не хочет жить грешником, но поздно. Люди уважают его, ценят, но помнят этот поступок. Нельзя считать Гирина счастливым, так как сам Ермил после этого жить не хотел. Он винится перед крестьянами:

Судил я вас по совести.

Теперь я сам грешнее всех.

Судите вы меня!

Несмотря на все это, народ по-прежнему верит Гирину, оступившемуся, но раскаявшемуся. Жизнь всегда сложнее и богаче литературы. И Некрасов смог показать это в своей поэме "Кому на Руси жить хорошо".

некрасов ермила гирин поэма

Человек не может пройти по жизни, не ошибившись, но добрые дела, помощь народу запоминаются и ценятся, поэтому и идет про Гирина добрая молва.

Начиная с главы "Счастливые" в направлении поисков счастливого человека намечается поворот. По собственной инициативе к странникам начинают подходить "счастливцы" из низов. У большинства из них велик соблазн хлебнуть вина бесплатного. Но сам факт их появления знаменателен в эпопее. Внимание семи странников все более и более захватывает многоголосая народная Русь. Звучат рассказы-исповеди дворовых людей, лиц духовного звания, солдат, каменотесов, охотников. Все мужицкое царство вовлекается в диалог, в спор о счастии. Конечно, "счастливцы" эти таковы, что странники, увидев опустевшее ведро, с горькой иронией восклицают:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Проваливай домой!

Но в финале главы звучит рассказ о счастливом человеке, подвигающий действие эпопеи вперед, знаменующий более высокий уровень народных представлений о счастье. Ермил - "не князь, не граф сиятельный, а просто он - мужик!". Но по своему характеру и по влиянию на крестьянскую жизнь он посильнее и поавторитетнее любого. Сила его заключается в доверии народного мира и в опоре Ермила Гирина на этот мир. Поэтизируется богатырство народа, когда он действует сообща. Рассказ о Ермиле начинается с описания тяжбы героя с купцом Алтынниковым из-за сиротской мельницы. Когда в конце торга "вышло дело дрянь" - с Ермилом денег не было, - он обратился к народу за поддержкой:

И чудо сотворилося -

На всей базарной площади

У каждого крестьянина,

Как ветром, полу левую

Заворотило вдруг!

Это первый случай в поэме, когда народный мир одним порывом, одним единодушным усилием одерживает победу над неправдою:

Хитры, сильны подьячие,

А мир их посильней,

Богат купец Алтынников,

А все не устоять ему

Против мирской казны.

Подобно Якиму, Ермил наделен острым чувством христианской совестливости и чести. Лишь однажды он оступился: выгородил "из рекрутчины меньшого брата Митрия". Но этот поступок стоил праведнику жестоких мучений и завершился всенародным покаянием, еще более укрепившим его авторитет. Совестливость Ермила не исключительна: она является выражением наиболее характерных особенностей крестьянского мира в целом. Вспомним, как Ермил рассчитывался с мужиками за мирской их долг, собранный на базарной площади:

Рубль лишний, чей - Бог ведает!

Остался у него.

Весь день с мошной раскрытою

Ходил Ермил, допытывал,

Чей рубль? да не нашел.

Всей жизнью своей Ермил опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, он имеет "все, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет". Но в критическую минуту жизни Ермил этим "счастьем" жертвует ради правды народной и попадает в острог.

«Кому на Руси жить хорошо». В поэме речь идет о том, как семь крестьянских мужиков отправились бродить по Руси, чтобы найти хоть одного счастливого человека. Ермил Гирин - один из второстепенных героев, крестьянин, чья история рассказывается в главе под названием «Счастливые».

История создания

Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов писал в течение десяти лет, с 1866 по 1876 год, а возможно и дольше. Автор потратил много времени на сбор материала, и первые наброски могли быть сделаны еще в 1863 году. Впервые отрывок поэмы появился в печати в 1866 году, в январском номере литературного журнала «Современник». К этому моменту Некрасов как раз закончил работу над первой частью. Публикация готовых материалов растянулась на долгие четыре года, и все это время Некрасов подвергался гонениям и нападкам цензоров.

В 70-х годах XIX века Некрасов возобновил работу над поэмой и стал писать продолжение. С 1872 по 1876 год появились части, озаглавленные автором «Последыш», «Крестьянка» и «Пир - на весь мир». Автор собирался работать и дальше и растянуть поэму еще на три или четыре части, однако состояние здоровья не позволило Некрасову эти планы осуществить. В итоге автор ограничился тем, что постарался придать законченный вид последней из написанных частей поэмы и на этом остановился.

«Кому на Руси жить хорошо»

Ермил Ильич Гирин - простой крестьянский мужик, однако человек гордый и решительный. Герой содержит мельницу, где честно работает, никого не обманывая. Крестьяне доверяют Гирину, а помещик относится к герою с уважением. Фамилия «Гирин», вероятно, отсылает читателя к физической и душевной силе героя.


Гирин молод, однако умен и обучен грамоте, благодаря чему пять лет служит в конторе писарем. Когда приходится выбирать бурмистра, крестьяне единодушно выбирают Гирина на эту должность. На этом посту герой оставался семь лет и проявил себя справедливым и честным человеком, заслужив уважение народа.

Герой неплохо обеспечен для крестьянина, однако окружающие ценят Гирина не за богатство, а за доброту к людям, ум и правдивость. Когда крестьяне обращаются к Гирину за помощью, тот неизменно помогает советом или делом, выступая своего рода народным заступником. При этом герой не требует от людей благодарности и отказывается принимать плату за собственные благодеяния.

Гирин не присваивает чужого. Однажды у героя остается «лишний рубль», с которым Гирин обходит всех, чтобы вернуть деньги хозяину, но так и не находит владельца. При этом сам герой не наивен и видит, когда другой человек пытается юлить и обманывать, не покупается на лесть.


Гирин совестлив и правдив, с негодованием относится к крестьянам, которые «вымогают копейку» у других таких же мужиков, и судит по совести окружающих. Обостренное чувство справедливости не позволяет Гирину попустить виновному или обидеть правого. Герой также весьма самокритичен и готов назвать злодеем самого себя, когда поступает против совести.

Случай, когда герой покривил душой, в жизни Гирина был всего один. Гирин «выгородил» собственного младшего брата из «рекрутчины» (помог откосить от армии). Сам герой считает этот поступок нечестным и мучается от того, что совершил его, едва в результате не наложив на себя руки. В конечном счете, герой отдает-таки собственного брата в солдаты, а другой крестьянский сын возвращается домой из армии.

Не чувствуя, что вина искуплена, Гирин уходит с должности «бурмистра», берет в аренду мельницу и принимается там работать. Герой трудится честно, по совести берет за помол. Гирин считает, что люди равны, и поэтому отпускает муку в порядке очереди, не глядя, кто перед ним - бедный мужик или управляющий. Героя уважают в округе, поэтому обращающиеся к нему честно, вне зависимости от статуса, придерживаются установленной Гириным очереди.


Позже к мельнице начинает «присватываться» некий купец Алтынников. Мельницу решают продать, и бойкий Гирин участвует в торгах, которые выигрывает. Однако у героя на руках не оказывается денег, которые нужны, чтобы внести залог. Тут проявилась любовь простого народа к Гирину, потому что крестьяне, присутствовавшие на базаре, всего за полчаса собрали для Гирина тысячу рублей - громадную по тем временам сумму.

У героя есть все, что нужно для счастья, однако Гирин затаил обиду на тех, кто пытался отнять у него мельницу. Обида толкает героя на то, чтобы отказаться от счастливой судьбы и спокойной жизни и поддержать народное восстание, которое вспыхнуло в вотчине. Герой отказывается усмирять крестьян и в конце концов попадает в острог. Дальнейшая биография Гирина неизвестна.


Есть в поэме и другие примечательные персонажи, например, Яким Нагой - антипод Гирина. Это до полусмерти пьющий мужик с впалой грудью и бурой шеей, кожа героя похожа на древесную кору, а лицо - на кирпич. Некрасов изображает изможденного человека, которого пьянство и изматывающая работа лишили здоровья и сил.

Яким пьет, потому что не находит ничего хорошего в жизни. Некогда герой жил в Петербурге, но разорился, оказался в тюрьме и вынужден был вернуться в деревню, где у Якима не было альтернатив, кроме изматывающей работы пахаря. В образе Якима воплощена трагическая сторона крестьянского уклада.


Интересен также образ - «губернаторши» и «доброумной» бабы, о которой окружающие думают, что живется ей весело и вольготно. Сама же героиня придерживается иного мнения и считает, что «ключи от счастья женского» на Руси потеряны.

Ярок и образ - поповского сына и поэта, который мечтает поднять простой народ с колен. Гриша вырос в крайней бедности и едва не умер с голоду, поэтому смысл собственной жизни видит в служении крестьянам и в облегчении участи простого народа, чья жизнь полна бед и невзгод.

Цитаты

«Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь -
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своем стоит!»
«Он до смерти работает,
До полусмерти пьет».
«Толпа без красных девушек,
Что рожь без васильков».
«Как молод был, ждал лучшего,
Да вечно так случалося,
Что лучшее кончалось
Ничем или бедой».


Последние материалы сайта