Подготовить сообщение народ в романе. Сочинение на тему Образ простого народа в романе «Война и мир. Зыбкость границ между сословиями

05.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Рассмотрим то, как изобразил народ в романе "Война и мир" Л. Н. Толстой. Автор закончил работу над своим произведением в 1867 году. Говоря о нем, он признавался, что любил в своем романе "мысль народную".

Мир крестьянства в произведении

Народ в романе "Война и мир" представлен широко. Крестьянство описано автором подробно. В изображении Толстого мир крестьянства самодостаточен и гармоничен. Писатель не считал, что его представители нуждаются в интеллектуальном воздействии. Герои-дворяне и не думают о том, что нужно "развивать" крестьян. Напротив, именно последние часто оказываются ближе к пониманию смысла жизни. Лев Николаевич изображает сложный духовный мир представителей дворянства и безыскусную одухотворенность русского крестьянина как различные, но вместе с тем взаимодополняющие начала бытия нашей страны. Способность устанавливать с народом контакт является показателем нравственного здоровья дворян в романе.

Зыбкость границ между сословиями

Неоднократно Толстой подчеркивает зыбкость границ между сословиями. Человеческое, общее делает их "прозрачными". Народ в романе "Война и мир" часто сближается, взаимодействует с высшими слоями общества. Ловчий Данило, например, исполнен "презрения ко всему" и "самостоятельности". Этот охотник позволяет себе смотреть на барина Николая Ростова "презрительно". Однако это не было оскорбительно для Николая. Он понимал, что этот человек все-таки принадлежал ему. Все равны во время охоты, все подчиняются порядку, заведенному однажды. Лишь в пылу охоты Данило может Илью Андреевича, который упустил волка, обругать, даже на него замахнуться арапником. Такое поведение крепостного в обычных условиях невозможно по отношению к барину.

Приведем другой пример того, как взаимодействует дворянство и народ в романе "Война и мир". Важным этапом духовной жизни одного из главных героев, Пьера Безухова, стала встреча в бараке для пленных с Платоном Каратаевым. Утерянную веру в жизнь ему вернул именно этот солдат-крестьянин. Основным нравственным критерием в эпилоге романа становится для Пьера возможное отношение к его деятельности Каратаева. И он делает вывод, что тот, вероятно, его общественной деятельности не понял бы, однако одобрил бы наверняка поскольку любил во всем "благообразие".

Изображение бунта крестьян

Тема народа в романе "Война и мир" разнопланова. Толстой, изображая бунт богучаровских крестьян, выразил свое собственное отношение к консервативным слоям патриархально-общинного мира, привыкшего сопротивляться любым переменам. В Богучарове стихийность народной жизни намного заметнее, чем в остальных местностях, поскольку здесь очень мало было помещиков, грамотных и дворовых. Небольшой замкнутой общностью живут здесь крестьяне. Они являются фактически изолированными от всего мира. Крестьяне без видимых причин вдруг начинают движение в некотором направлении, повинуясь непонятным законам бытия. Толстой подчеркивает, что в жизни крестьян из Богучарово были сильнее и заметнее, чем в других местностях, таинственные струи жизни русского народа, значение и причины которых бывают для современников необъяснимы. Через изображение бунта раскрывается с новой стороны тема народа в романе "Война и мир".

Причина бунта крестьян

Общее настроение, стихия бунта подчиняет себе полностью каждого крестьянина. Общим порывом был захвачен даже староста Дрон. Неудачей закончилась попытка княжны Марьи господский хлеб раздать крестьянам. Лишь "неразумная животная злоба" Ростова, его "неблагоразумный поступок" могли отрезвить эту возмущенную толпу. Грубой силе мужики подчинились беспрекословно, признавшись, что "по глупости" бунтовали. Лев Николаевич в произведении показал не только внешние причины бунта ("сношения с французами" и слухи о "воле", которую отняли господа). Скрытая глубинная общественно-историческая причина данного события заключалась во внутренней "силе", которая накопилась постепенно и, подобно лаве, вырвалась из кипящего вулкана. Именно поэтому восстал простой народ в романе "Война и мир".

Образ Тихона Щербатого

Образ является важной деталью фрески о народной войне, которую создал Толстой. Тихон нападал на французов единственный из всей своей деревни. Он примкнул по собственной инициативе к "партии" Денисова и стал в ней вскоре одним из самых необходимых людей, проявив большую способность и охоту к Через его образ также анализируется простой народ в романе "Война и мир".

Тихон в партизанском отряде занимал особенное место. Он выполнял всю черную работу, был самым храбрым и полезным человеком. Тихон, кроме того, играл роль шута и охотно поддавался сам этому чину. В его поведении и внешнем облике писатель заострил черты юродивого. У Щербатого было лицо, изрытое морщинами и оспой, с узкими маленькими глазами.

Отношение Тихона к убийству французов

Тихон - это хладнокровный беспощадный воин. Он подчиняется, убивая французов, лишь инстинкту истребления врага, и относится к ним практически как к неодушевленным предметам. Тихон напоминает своей жестокостью хищника. Автор не случайно его сравнивает с волком: Щербатый топором владел так, как волк - зубами.

Образ Платона Каратаева

Одним из ключевых образов произведения является Он особенно важен при раскрытии темы: "Народ в романе "Война и мир". Сочинение на эту тему невозможно написать, не упомянув этого персонажа. который оказался оторван от привычного уклада жизни и помещен в новые условия (французский плен, армия), в которых его духовность проявилась особенно ярко. Герой живет в гармонии со всем миром. Он относится с любовью ко всем людям. Платон глубоко чувствует жизнь, непосредственно и живо воспринимает людей. В изображении Толстого Каратаев - образец "естественного" человека, вышедшего из народа, воплощение народной нравственности, во многом инстинктивной.

Этот герой, олицетворяющий русский народ в романе "Война и мир", показан в произведении главным образом через восприятие его Безуховым. Пьер отмечает, что само присутствие в бараке этого человека создавало для пленных ощущение уюта. Безухова заинтересовало, как Платон разувался и устраивался в своем углу, поскольку что-то "круглое", "успокоительное" и "приятное" чувствовалось даже в этом.

Очень моложаво выглядел Каратаев, хотя ему было за 50 лет. Он казался здоровым и физически крепким человеком. В особенности в глаза бросалось "молодое" Платона, которое имело вид "юности" и "невинности". Каратаев все время занимался чем-то, что, вероятно, вошло у этого героя в привычку. Попав в плен, он будто не ощущал, что такое болезнь и усталость, чувствовал себя в бараке так же, как дома.

Возвращение Каратаева к крестьянской жизни в непривычных условиях

Вне привычных условий, вне всего, что на него давило, Каратаев естественно и незаметно вернулся к крепостному укладу жизни. Он отбросил все чуждое, которое навязывалось ему насильно извне. Для Платона, представляющего народ в романе Толстого "Война и мир", особенно привлекательна крестьянская жизнь: дорогие воспоминания, а также представления о благообразии, связаны с ней. Поэтому он говорил в основном о событиях "христианского" быта, как он его называл.

Платон умер естественно, испытывая умиление и "тихий восторг" перед таинством смерти. Он воспринимал ее не как муку или наказание, поэтому не было страдания на его лице: оно было озарено выражением "тихой торжественности".

Образ Платона Каратаева является образом праведника из крестьян, который не только жил с людьми и со всем миром в ладу, восхищаясь проявлениями жизни, но и смог воскресить Пьера Безухова, зашедшего в духовный тупик. Для Пьера он навсегда остался олицетворением "простоты и правды".

"Мысль народная" в романе

"Мысль народная" - основная идея произведения "Война и мир". Лев Николаевич знал о том, что простая жизнь русского народа с ее "частными" интересами, судьбами, радостями, протекает независимо от встреч с Александром Наполеона, государственных планов Сперанского или дипломатической игры. Лишь те события истории, которые приводят народные массы в движение, касаются национальных судеб, способны изменить, всегда благотворно, хоть и драматически, отдельного человека. Именно патриотизм народа (в романе "Война и мир" Толстой описывает и его патриотические чувства) привел к победе русских над французами.

Повествователь в романе «Война и мир» пишет о народе, что он «спокойно ждал своей судьбы, чувствуя в себе силы в самую трудную минуту найти то, что должно было сделать. И как только неприятель подходил, богатейшие элементы населения уходили, оставляя своё имущество; беднейшие оставались и зажигали и истребляли то, что оставалось». Это и было представление о том, что же такое «народная война». Здесь не оставалось места для корысти, для раздумий о собственном имуществе, для размышлений о завтрашнем дне: не будет завтрашнего дня, пока сегодня враг топчет родную землю. Здесь происходит — на очень короткое время — единение всего народа: от бедных крестьян, поджигающих оставленное имущество, которое не должно достаться врагу, — до императора Александра I, решительно и категорически отвергающего мирные переговоры, пока Наполеон находится в пределах России. В народе Толстой видит простоту, искренность, осознание собственного достоинства и долга перед Родиной. Не случайно Толстой писал: «Мне интереснее знать, каким образом и под влиянием какого чувства убил один солдат другого, чем расположение войск при Аустерлицкой или Бородинской битве».

Мы имеем возможность судить о войне 1812 года с позиций XXI века, и мы видим, какой самоотверженностью обладали русские солдаты, вступая в бой с наполеоновской армией, успевшей до этого покорить едва ли не весь мир. Ведь каждое ранение на той войне могло быть смертельным: солдаты не были ничем защищены, врачебная помощь — весьма ограниченна. Даже если рана была лёгкой, солдат мог вскоре погибнуть от заражения крови. В романе «Война и мир» сами солдаты мало думают о смерти: они просто выполняют свой патриотический долг, не усложняя своего подвига раздумьями. В этой простоте и заключается, по Толстому, величие народного подвига.

Князь Андрей смотрит на купающихся солдат и понимает, что они — пушечное мясо. Он один из немногих, кто задумывается об их обречённости и понимает силу их героизма. Поэтому он для солдат — «наш князь».

В первых двух томах мы видим, как приближается к России угроза, как она нарастает. В третьем и четвёртом томах романа «Война и мир» широко развёрнута картина народного подвига, спасшего Россию от наполеоновского захвата.

Одно из великих писательских открытий Толстого — описание психологии толпы. Описание народа не только складывается из отдельных портретов героев из народа, но и подаётся как собирательный образ народа. Мы видим народ в сцене молебна перед битвой, на московской площади перед сожжением Москвы, перед сдачей Москвы войскам Наполеона, слышим перекличку голосов. Такой коллективный образ в русской «изящной литературе» впервые появился именно у Толстого. Кроме того, великолепное начало романа — вечер у Анны Павловны Шерер — тоже, по сути, описание толпы, только «великосветской толпы».

Особое внимание читатели-современники обратили на бунт богучаровских крестьян. Богучарово было так называемым «заглазным имением» Болконского. Уже по этому именованию видно, что попадалось ему на глаза Богучарово не часто. Да и вообще помещиков в окрестностях этого имения было немного. Помещики, кроме всего прочего, были и передатчиками новостей (чем, кстати, иногда в реальной жизни пользовались не вполне добросовестно: крестьяне-то газет не выписывали, а других «средств массовой информации» ещё не было). Поэтому объяснимо, что между богучаровцами «всегда ходили какие-нибудь неясные толки, то о перечислении их всех в казаки, то о новой вере, в которую их обратят, то о царских листах каких-то…».

Старый князь Болконский не любил богучаровцев «за дикость». По своему правилу, князь Андрей как мог облегчил жизнь богучаровцев. За то небольшое время, что он жил там, Андрей Болконский уменьшил крестьянам оброк. С этого обычно начинались и заканчивались помещичьи «реформы», но князь пошел дальше, построил больницы и школы. Однако крестьян это не очень обрадовало. После наполеоновского вторжения они решили оставаться в Богучарове, надеясь с помощью французов освободиться от помещиков, от «крепости». Однако планов освобождать русских крестьян у Наполеона не было: их «управляемость» через хорошо говоривших на французском языке помещиков вполне его устраивала. Конфликт крестьян с княжной Марьей начался неожиданно для неё. Однако достаточно было появиться бравому офицеру Николаю Ростову, скомандовать громко, и крестьяне сами же и повязали зачинщиков этого неудавшегося бунта. В развязке этого неожиданно начавшегося и столь же неожиданно завершившегося происшествия сказалось, безусловно, отношение самого писателя к крестьянским восстаниям начала XIX века: они были попросту невозможны, по мнению Толстого. Поэтому-то его герой и должен быть стать декабристом, членом тайного общества, пытающегося освободить крестьян «сверху», через долгожданную конституцию.

Именно этот народ, который так легко отказался от своих замыслов, стоило лишь неизвестному офицеру прикрикнуть, оказался славным победителем Наполеона. Это было национальное сопротивление, «дубина народной войны».

Источник (в сокращении): Ланин Б.А. Русский язык и литература. Литература: 10 класс / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова. - М.: Вентана-Граф, 2016

Роман Л. Н. Толстого создавался в 1860-е годы. Это время стало в России периодом наивысшей активности крестьянских масс, подъема общественного движения.

Центральной темой литературы 60-х годов XIX века стала тема народа. Для ее рассмотрения, а также для освещения многих крупных проблем современности писатель обратился к историческому прошлому: событиям 1805-1807 годов и войне 1812 года.

Исследователи творчества Толстого расходятся во мнении, что он подразумевал под словом “народ”: крестьян, нацию в целом, купечество, мещанство, патриотически настроенное патриархальное дворянство. Безусловно, все эти слои входят в толстовское понимание слова “народ”, но лишь тогда, когда они являются носителями нравственности. Все, что безнравственно, исключается Толстым из понятия “народ”.

Своим произведением писатель утверждал решающую роль народных масс в истории. По его мнению, роль выдающейся личности в развитии общества ничтожна. Сколь бы ни был гениален человек, он не может по своему желанию направлять движение истории, диктовать ей свою волю, распоряжаться действиями огромной массы людей, живущих стихийной, роевой жизнью. Историю творят люди, массы, народ, а не человек, возвысившийся над народом и взявший на себя право по собственному желанию предугадывать направление событий.

Толстой разбивает жизнь на восходящее течение и нисходящее, центробежное и центростремительное. Кутузов, которому открыт закономерный ход мировых событий в его национально-исторических пределах, является воплощением центростремительных, восходящих сил истории. Писатель подчеркивает нравственную высоту Кутузова, так как этот герой связан с массой простых людей совместными целями и действиями, любовью к родине. Он получает свою силу от народа, испытывает те же чувства, что и народ.

Писатель также акцентирует внимание на достоинствах Кутузова как полководца, деятельность которого неизменно была направлена к одной цели, имевшей общенациональное значение: “Трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волей всего народа”. Толстой подчеркивает целеустремленность всех действий Кутузова, сосредоточенность всех сил на задаче, вставшей перед всем русским народом в ходе истории. Выразитель народно-патриотического чувства, Кутузов становится и направляющей силой народного сопротивления, поднимает дух войск, которыми командует.

Толстой изображает Кутузова как народного героя, который добился самостоятельности и свободы только в союзе с народом и нацией в целом. В романе личность великого полководца противопоставлена личности великого завоевателя Наполеона. Писатель разоблачает тот идеал безграничной свободы, который приводит к культу сильной и гордой личности.

Итак, значение великой личности автор видит в ощущении совершающейся истории как воли провидения. Великие люди, подобные Кутузову, обладающие нравственным чувством, своим опытом, умом и сознанием угадывают требования исторической необходимости.

“Мысль народная” выражена и в образах многих представителей дворянского класса. Путь идейного и нравственного роста ведет положительных героев к сближению с народом. Герои испытываются Отечественной войной. Независимость частной жизни от политической игры верхов подчеркивает нерасторжимую связь героев с жизнью народа. Жизнеспособность каждого из персонажей проверяется “мыслью народной”.

Она помогает Пьеру Безухову обнаружить и проявить свои лучшие качества; Андрея Болконского солдаты называют “наш князь”; Наташа Ростова достает подводы для раненых; Марья Болконская отвергает предложение мадемуазель Бурьен остаться во власти Наполеона.

Ярче всего близость к народу проявляется в образе Наташи, в которой изначально заложен русский национальный характер. В сцене после охоты Наташа с удовольствием слушает игру и пение дядюшки, который “пел так, как поет народ”, а затем она пляшет “Барыню”. И все окружающие поражаются ее умению понять все то, что было во всяком русском человеке: “Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух?”

Если Наташе до конца свойственны черты русского характера, то в князе Андрее русское начало перебивается наполеоновской идеей; однако именно особенности русского характера помогают ему понять всю лживость и лицемерие Наполеона, его кумира.

Пьер попадает в крестьянский мир, и жизнь сельчан наводит его на серьезные мысли.

Герой осознает свое равенство с народом, даже признает превосходство этих людей. Чем больше он познает сущность и силу народа, тем больше восхищается им. Сила народа заключается в его простоте и естественности.

По Толстому, патриотизм - свойство души любого русского человека, и в этом отношении разница между Андреем Болконским и любым солдатом его полка незначительна. Война заставляет каждого действовать и поступать так, как не поступать нельзя. Люди действуют не по приказу, а повинуясь внутреннему чувству, ощущению значительности момента. Толстой пишет, что они объединились в своих стремлениях и действиях, когда почувствовали опасность, нависшую над всем обществом.

В романе показаны величие и простота жизни роевой, когда каждый делает свою часть общего дела, и человеком движет не инстинкт, а именно законы общественной жизни, как понимает их Толстой. И такой рой, или мир, состоит не из обезличенной массы, а из отдельных личностей, не теряющих в слиянии с роем своей индивидуальности. Это и купец Ферапонтов, сжигающий свой дом, чтобы он не достался неприятелю, и московские жители, оставляющие столицу просто из соображения, что жить в ней под Бонапартом нельзя, даже если не угрожает никакая опасность. Участниками роевой жизни становятся мужики Карп и Влас, не отдающие сено французам, и та московская барыня, которая покидала Москву со своими арапками и моськами еще в июне из соображения, что “она Бонапарту не слуга”. Все эти люди- деятельные участники народной, роевой жизни.

Так, народ для Толстого - сложное явление. Писатель не считал простой народ легко управляемой массой, так как понимал его гораздо глубже. В произведении, где “мысль народная” стоит на первом плане, изображены самые разные проявления народного характера.

Близок к народу капитан Тушин, в образе которого сочетаются “малое и великое”, “скромное и героическое”.

Тема народной войны звучит в образе Тихона Щербатого. Этот герой, безусловно, полезен в партизанской войне; жестокий и безжалостный к врагам, этот характер естественен, но Толстому мало симпатичен. Образ данного персонажа неоднозначен, как неоднозначен и образ Платона Каратаева.

При встрече и знакомстве с Платоном Каратаевым Пьера поражает тепло, добродушие, уют, спокойствие, исходящие от этого человека. Он воспринимается почти символически, как что-то круглое, теплое и пахнущее хлебом. Каратаеву свойственна удивительная приспособляемость к обстоятельствам, умение “обжиться” в любых обстоятельствах.

В поведении Платона Каратаева неосознанно выражается истинная мудрость народной, крестьянской философии жизни, над постижением которой мучаются главные герои эпопеи. Свои рассуждения этот герой излагает в притчеобразной форме. Это, например, легенда о невинно осужденном купце, страдающем “за свои да за людские грехи”, смысл которой заключается в том, что надо смиряться и любить жизнь, даже когда страдаешь.

И тем не менее, в отличие от Тихона Щербатого, Каратаев вряд ли способен к решительным действиям; его благообразие приводит к пассивности. Ему противопоставлены в романе богучаровские мужики, поднявшиеся на бунт, выступившие за свои интересы.

Наряду с истиной народностью Толстой показывает и псевдонародность, подделку под нее. Это отражено в образах Ростопчина и Сперанского - конкретных исторических лиц, которые, хотя и пытаются взять на себя право говорить от имени народа, ничего общего с ним не имеют.

В произведении собственно художественное повествование временами прерывается историко-философскими отступлениями, по стилю близкими к публицистике. Пафос философских отступлений Толстого направлен против либерально-буржуазных военных историков и писателей. По мнению писателя, “мир отрицает войну”. Так, на приеме антитезы строится описание плотины, которую видят русские солдаты во время отступления после Аустерлица - разоренную и безобразную. В мирное же время она утопала в зелени, была аккуратной и отстроенной.

Так, в произведении Толстого особенно остро стоит вопрос о нравственной ответственности человека перед историей.

Итак, в романе Толстого “Война и мир” наиболее близко к духовному единению приходят люди из народа, поскольку именно народ, по мнению писателя, является носителем духовных ценностей. Герои, воплощающие “мысль народную”, находятся в постоянном поиске истины, а следовательно, в развитии. В духовном единении писатель видит путь к преодолению противоречий современной ему жизни. Война 1812 года была реальным историческим событием, где идея духовного единения осуществилась.

Изображению простого народа автор «Войны и мира» уделяет много внимания. Крестьянство выступает перед нами в лице крепостных, барщинных и дворовых, и в лице солдат, сохраняющих свои крестьянские черты, и в лице партизан. По мере изменения мировоззрения Толстого его интересуют разные стороны внешней и внутренней жизни крестьян, но рисует он их всегда необыкновенно правдиво и ярко. Изумительны по своему мастерству массовые сцены с их многообразием поведения и взаимоотношений отдельных персонажей; поражают своей жизненной правдой речевые характеристики.

При описании похода 1805 года в Австрии выступают, как живые люди, русские крестьяне, одетые в солдатские шинели, но не утратившие своего особого крестьянского облика. Они идут сражаться, сами не зная точно за что, с кем и куда. В походе люди проявляют свою обычную выносливость, простоту, добродушие, жизнерадостность — признак большой физической и моральной силы. Совершая утомительный переход, они перебрасываются между собой отдельными фразами. По команде капитана песенники выбежали вперед, запели песню, а вслед за тем выбежал вперед солдат и пустился в пляс. Но вот солдаты показаны в бою, в действии, в тяжелом труде в годину смертельной опасности, нависшей над Россией, и сразу чувствуется новая черта народного характера — стойкость и мужество.

Во время героического сражения под Шенграбеном оставшаяся без прикрытия «батарея продолжала стрелять и не была взята французами. В продолжение часа из сорока человек прислуги было убито семнадцать», но солдаты во главе со своим офицером продолжали мужественно бороться с превосходящими силами неприятеля. На протяжении нескольких лет работы над «Войной и миром» интерес Толстого к крестьянству возрастает и характер его изображения несколько видоизменяется. Все ярче выступает тяжелое положение народа. В имениях Безухова и после его «реформ» «крестьяне продолжают давать работой и деньгами все то, что они дают у других, то есть все, что они могут даты.

Старый князь Болконский приказывает отдать в солдаты своего дворового за то, что он по ошибке подал кофе сначала дочери князя, а не француженке, пользовавшейся в данное время расположением старика. Подобные проявления барского произвола были не единичными явлениями, как зто явствует из беседы Андрея Болконского с Пьером во время их поездки в Лысые Горы. Описывая охоту Ростовых, Толстой вводит новое, эпизодическое лицо — помещика Илагина, владельца замечательной охотничьей собаки, за которую «представительный учтивый барин» «год тому назад отдал соседу три семьи дворовых».
Недовольство крестьян проявляется в «Войне и мире» неоднократно. Недовольство крестьян своим положением, сознание несправедливости существующего строя подчеркивает и такой небольшой эпизод. Когда раненого князя Андрея принесли на перевязочный пункт и врач велел немедленно нести его в палатку, «в толпе ожидавших раненых поднялся ропот.

«Видно. и на том свете господам одним жить. — проговорил один». Близость французов пошатнула барскую власть. и мужики начинают открыто говорить о том. что у них давно наболело. Ненависть крестьян к помещикам была так велика. что и «последнее пребывание в Богучарове князя Андрея. с его нововведениями больницами. школами и облегчением оброка. — не смягчило их нравов, а. напротив. усилило в них те черты характера. которые старый князь называл дикостью». Не внушили им доверия и обещания княжны Марьи дать хлеб и заботиться на новых местах. куда она предлагала им переселиться.

Однако и дворяне не чувствуют себя спокойно. Смысл этого беспокойства ясно выражает Пьер. говоря в эпилоге Николаю Ростову. что нужно предупредить возможную пугачевщину. Но. несмотря на свое тяжелое положение. крестьяне не хотят отдать свою родину во власть захватчиков-французов и проявляют при этом безграничное мужество и стойкость. Мобилизованные мужики- ополченцы перед Бородинским сражением надели чистые рубахи: они приготовились к смерти. но не к отступлению. Выражением этой простой и искренней. чуждой всякой рисовки и театральности любви к своей родине является непоколебимая стойкость. мужество русских солдат. У доблестных русских воинов нет ничего показного. Стоят на своих местах и что французы не смеют атаковать более». Эта непостижимая сила русского войска была силой русского народа. боровшегося за свою родину. И Толстой снова ведет читателя к источнику этой силы русской армии — простым русским людям. крестьянам. одетым в солдатские шинели.

Тот самый князь Андрей, который некогда в разговоре с Пьером со своих аристократических позиций так презрительно отзывался о крестьянах, по мере близкого соприкосновения с солдатско-крестьянской массой в общем деле защиты родины проникался глубоким уважением к ним. В борьбе с захватчиками участвовала не только та часть народа, которая была мобилизована в армию. У французов после Бородинского сражения «не было фуража для корма лошадей и рогатого скота. Этому бедствию не могло помочь ничто, потому что окрестные мужики жгли свое сено и не давали французам». Огромную роль сыграло крестьянство в окончательном уничтожении врага и тем, что организовывало партизанские отряды, бесстрашно истреблявшие «великую» армию Наполеона.

Крестьяне, в том числе и солдаты, выступают в «Войне и мире» выпукло, живо, убедительно правдиво, благодаря огромному количеству отдельных ярких зарисовок, иногда небольших штрихов, характеризующих общий облик народной массы. Время от времени из общей массы выступают на более или менее длительный срок отдельные художественно законченные образы. Каждый из них имеет свои яркие особенности. Так, например, резко отличается от старосты Дрона Платон Каратаев, сыгравший такую важную роль в жизни Пьера Безухова. Полное равнодушие к лишениям, «роевое начало», простота, ласковость — все это поразило Пьера как резкий контраст с потребностью роскоши, карьеризмом, грубым эгоизмом и высокомерием «высшего света», общества Курагиных, Шерер и им подобных, так его тяготившего. Человечность, жалостливость этого русского мужичка помогли Пьеру снова вступить в мир человеческих отношений после страшног зрелища казни невинных людей в занятой неприятелем Москве.

Всматриваясь в несложную деятельность Каратаева, в его отношение к людям и вообще к жизни, Пьер, как ему казалось в это время, нашел разрешение мучившей его неудовлетворенности. Примиренность со всеми страданиями и лишениями, выпавшими на его долю, уверенность в целесообразности всего совершающегося казались Пьеру в это время величайшей мудростью жизни. Жизнь Каратаева, «как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Положительные качества Каратаева в глазах Пьера не снижали ни его вороватость, ни отсутствие особых привязанностей: «Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого». Образ Каратаева не дается Толстым непосредственно от себя, а только через восприятие Пьера, причем в особом душевном состоянии, и это накладывает на него особый отпечаток. Особую значимость этому образу придает своеобразная речь, содержащая в себе очень немного собственно каратаевского, но в которой звучит многовековая народная мудрость. Но эти изречения отнюдь не всегда отражают его личные чувства и жизненные правила. Наряду с речевой характеристикой образ Каратаева раскрывается через его трудовую деятельность и отношение к окружающим людям. Толстого трогают терпение, покорность, беззлобие, жалостливость и трудолюбие Каратаева. Автор украсил его речь мудрыми изречениями, заимствованными из многовекового жизненного опыта ряда поколений, но отнюдь не показал его воплощением лучших черт народа, хотя фатализм Каратаева в какой-то мере и созвучен взглядам автора. Показывая в лице Каратаева бесконечное терпение и всеобъемлющую доброту и благожелательность, Толстой затушевывает остроту классовых противоречий между помещиками и крестьянами. Иной тип дан в образе партизана Тихона Щербатого. В то время, когда начальники больших отрядов еще не смели и думать о вторжении в самый центр французской армии, «казаки и мужики, лазившие между французами, считали, что теперь уже все возможно».

Среди этих мужиков, для которых «все возможно», своей необычайной удалью выделяется Тихон Щербатый. Сначала он ловил «миродеров», живя в своей деревне Покровское под Гжатью, а затем пристал к партизанскому отряду Денисова. Он там выполнял всякую тяжелую хозяйственную работу, а затем, когда проявил свою неустрашимость и ловкость, был зачислен в казаки. Тихон был самый полезный и храбрый человек в отряде. Никто больше его не открыл случаев нападения французов. Тихон не гордился своими подвигами, но однажды он был ранен и с тех пор не брал пленных: видимо, рана ожесточила его. Одним из проявлений внутренней силы Щербатого является и его способность изображать в юмористическом плане даже самые опасные положения, в которые он попадал. Наряду с любовью к родине, стойкостью, простотой и беззаветным мужеством, наряду с тесной товарищеской спайкой и чувством коллективности Толстой показывает особую черту русского народа — человечность. После того как враг был повержен, в душе народа «чувство оскорбления и мести» заменил ось «презрением и жалостью».

Когда Кутузов 5 ноября, в первый день Красненского сражения, ехал со своей «огромной свитой недовольных им, шушукающихся за ним генералов», он видел французских пленных, изуродованных болячками и разрывающих руками сырое мясо. То же беззлобное отношение к пленным проявляется и в описаниях последующих этапов изгнания французской армии из России. Русские солдаты поднимают и несут ослабевшего Рамбаля в офицерскую избу. Так в великом произведении Толстого встает крестьянская Русь во всем ее многообразии, со всеми ее противоречиями, с ее силой и слабостью.

Народная тема — это основная тема «Войны и мира». При этом следует отметить, что образ Каратаева находится в противоречии с общим изображением русского народа — бесстрашного защитника своей родины. Меньше внимания, чем крестьянству, в «Войне и мире» уделено городским низам, но изображены они с большой художественной силой и правдой.

В Смоленске население поджигает свои дома, чтобы ничего не досталось французам. Мелкий торговец Ферапонтов в отчаянии кричит, чтобы солдаты забирали все и что он сам подожжет свой дом. Этот заброшенный люд не верит в возможность оставления Москвы и, читая растопчинские афиши, направляется к графу Растопчину за указаниями, как и где принять участие в защите родного города. Но Растопчин с его показным, фальшивым патриотизмом не знает простого русского народа и боится его. Спровоцировав убийство Верещагина, он с заднего крыльца уезжает из Москвы, размышляя по-французски о том, что «народная толпа страшна, отвратительна. Они, как волки: их ничем не удовлетворишь, кроме мяса». А эти «волки», толпа, которую Растопчин толкнул на убийство, стала торопливо перемещаться около лежащего окровавленного трупа. Эти люди приняли затем на себя всю тяжесть жизни занятого не приятелем города, вплоть до расстрелов за поджоги, в которых они не были повинны. Таким образом, перед нами проходит русское крестьянство (и частично городские низы) во всем его многообразии, с его самоотверженной любовью к родине, с его бесстрашием, выносливостью, трудолюбием, с его глубокой человечностью — чертами, развившимися в условиях трудовой жизни. Именно в этом классе, несмотря на его слабости и теневые стороны, подмеченные зорким взглядом гениального писателя-реалиста, была сила России в то время.



Последние материалы сайта