Древние захоронения. Тайны древнейших похоронных ритуалов Самые древние захоронения

27.06.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Считается, что кладбище в долине Иосафата у внешней стены Восточного Иерусалима, куда, кстати, туристы предпочитают почти не спускаться, одно из самых древних в мире, причем, используемое до сих пор. Невозможно это проверить, хотя, безусловно, тут бок о бок стоят надгробия и могилы, поставленные и за 500 лет до н.э., и в 500 году н.э, и в 1500 году, и совсем недавние захоронения. Это кажется странным, потому что даже простой подсчет и логика подскажут, что тут физически не будет места для могил. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд.





Если обойти Археологический парк в Старом городе Иерусалима, то буквально за поворотом открывается вид на т н долину Иосафата, почти целиком занятую кладбищами всех трех монотеистических религий - иудейским, христианским и мусульманским. Район этот тоже мусульманский. хотя тут как раз много христианских церквей. Объясняется это тем, что прямо напротив Старого Иерусалима находится Масличная гора, святыня христианства с ее сакральным центром, Гефсиманским садом.


Тем не менее, это жилой район, тесно заселенный арабами, понастроившими тут домов на свой вкус. Ну, можно только сравнить их с еврейскими кварталами Иерусалима.


Архитектурный стиль тут напрочь отсутствует. Правда, есть и парки, и необъяснимые пустыри, заборы, стоянки и т д. Но все это очень хаотично и разношерстно. Глазу совершенно не за что зацепиться.


Холмы Иерусалима на закате, районы Рас эль-Амуд и Бат эль-Хама, и дорога на Вифлеем. Все это районы арабского населения.


Еврейка на остановке. Автобус №5А довезет вас прямо до Иосафатовой долины.


Турист. А м б работник спецслужб, тут полно переодетых тайных агентов.


Среди ортодоксальных евреев семья с беременной женщиной. Что необычно, ее волосы непокрыты, хотя это тоже ортодоксы.


Раскопки на месте города Давидова, самой древней части еврейского поселения в Иерусалиме. Ну, вот примерно так выглядели дома 3000 лет назад.


Арабские кварталы Иерусалима.


Эта часть долины Иосафата и протекающим на самом дне ручье Кедрон, пока незастроена, и что удивительно, не занята кладбищем.


Тут, однако, появляются первые еврейские захоронения, но они скорее исключение. Отсюда открывается хороший обзор всей восточной части Иерусалима.


Напротив них находится тот самый Археологический парк возле мечети Аль-Акса, бывшей крепости тамплиеров. Тут в самом низу стены видны огромные каменные блоки древней стены Ирода, той, которая продолжается до Западной стены (стены Плача).


Отсюда мы спускаемся в долину Кедрона, или долину Иосафата. Прямо напротив нас (на закате) Елеонская гора с виллами и отелями, церковь Марии Магдалины (с золотыми куполами в центре), построенная на деньги российского царского режима в 1888 году. За ней на самом верху горы - бенедиктинский монастырь.


Внизу раскинулось еврейское кладбище. Оно настолько древнее, что даже лежащие в самом низу гробницы, вырубленные в скалах, много раз меняли хозяев. Гробницы т н пророков (маловероятно, что там были похоронены именно пророки Ветхого завета) справа, в центре с пирамидальной крышей гробница пророка Захарии (на самом деле просто античная гробница, к Захарии отношения не имеющая).


Чем выше по склону горы, тем более организованным выглядит это колоссальное кладбище. Могилы тут ставили одну на другую, поэтому никакого значения древность захоронения не имела. Старинные могилы просто надстраивались новыми.


Зато внизу все провалилось и осыпалось. Разумеется, никаких костей там нет и быть не может. При истлевании тела кости собирались и клались в специальный ящик очень малых размеров, захораниваясь отдельно, а могила освобождалась.


Кладбище подступает прямо к городским кварталам. Тысячи евреев во все века мечтали тут умереть и быть похороненными, чтобы при пришествии Мессии воскреснуть первыми. Мессия должен спуститься с неба именно на эту Масличную гору и войти в Иерусалим через Львиные ворота, ныне замурованные мусульманами.


Гробницы сейчас все пустые, они давно разграблены начисто, и лишь чудом уцелели после всех бесчисленных войн.


Кладбищенский кот.


На шоссе, опоясывающем восточный Иерусалим, стоит красивая церковь Агонии, на месте Гефсиманского сада, где молился Иисус, и где он был арестован. Вся церковь, построенная в 1924 году, украшена мозаиками снаружи и внутри.


Это были Рождественские дни, и в церкви даже вечером довольно много паломников, приехавших на автобусах.


Внизу в долине Кедрона перед церковью Агонии находится христианское кладбище. Интересно, что тут почти нет надписей, похороненные здесь паломники и христианские деятели предпочитали остаться неизвестными дял посторонних.


Неожиданно проскакал мужик на коне, да еще разговаривая по мобильнику.


Если перейти на другую сторону долины и подняться по лестницам наверх, то можно оказаться у самой стены Иерусалима на мусульманском кладбище.


Вид с него на Масличную гору очень впечатляющий, а вот само мусульманское кладбище выглядит очень непрезентабельно.


Хоронить тут начали тоже давно, практически с момента завоевания Иерусалима мусульманами, а особенно после взятия Иерусалима и защиты его от крестоносцев Саладином. Разница между состоянием еврейских и христианских могил и мусульманских удивительная.


Ходишь с одним вопросом: неужели нельзя все тут привести в хоть какой-то порядок?


Практически все надгробия разбиты или повреждены, и все завалено мусором. Замечу, что тут тоже шли бои в 1967 году, но с тех пор прошло достаточно времени, чтобы все успели восстановить.


Большинство захоронений сделаны тут очень давно, и родственников не осталось. По верованиям мусульман считается, что похороненные тут тоже воскреснут в день прихода Мессии. И чтобы иудеи не вошли в Иерусалим, тут хоронили выдающихся воинов арабского происхождения.


Вот так они и смотрят столетиями друг на друга, мертвые евреи и арабы.


Некоторые могилы ухожены, ничего не скажешь, но некоторые лишь обложены камнем, какой попался под руку.


Львиные ворота Иерусалима, одни из самых красивых в городе, были замурованы арабами во времена изгнания крестоносцев. И тоже по причине страха перед Мессией еврейско-христианского происхождения, в наивной надежде помешать этому событию человеческими усилиями. Странно видеть сейчас заложенные камнями красивые арки древнего времени. Но что есть, то есть, никто их размуровывать даже не пытается. Тут хорошо гулять днем, но очень пустынно и неуютно.

Около 12 тысяч лет назад люди устроили торжественный поминальный ритуал в честь загадочной женщины. Группа наполнила ее могилу разнообразными предметами. Что особенно удивительно, в конце ритуала они бросили в яму и остатки своей еды. Недавно следы этого захоронения были найдены в Израиле в пещере, где прежде находили и другие останки древнейших людей.

Недавнее исследование

Археологи заняты исследованием останков с того самого дня, как они были обнаружены. На данный момент удалось реконструировать точный порядок действий, которого требовала тризна у древних. Все открытия ученые публикуют в посвященном антропологии журнале. Как оказалось, захоронение принадлежит представителям натуфийской культуры, которая была распространена на территории Леванта от 15 до 11 тысяч лет назад.
Носители этой культуры жили в группах и практиковали оседлость еще до развития фермерства. Это и является их отличительной чертой - в те времена большинство людей жили командами охотников и собирателей, кочуя с места на место. Натуфийцы были также среди первых, кто начал проводить организованные ритуалы похорон.

Отличительная особенность находки

Итак, натуфийская культура в числе первых начала придавать значение ритуалам захоронения. Возможно, именно тогда устройство общества начало становиться сложнее. К такому выводу пришел Леор Гросман из Университета Израиля, занятый исследованиями в пещере на протяжении восьми лет. Торжественный ритуал был связан с одним из наиболее продолжительных похоронных банкетов, когда-либо обнаруженных учеными. Кроме того, он входит в число старейших. Банкет отличался внушительным меню - рыба, горные газели, лисы, куницы, змеи и зайцы, все эти животные были обнаружены на месте захоронения. Главным блюдом были жареные черепахи - найдены останки более чем восьмидесяти животных, то есть съедено было около двадцати килограммов черепашьего мяса. Видимо, здесь было очень много людей, хотя ученым и трудно определить их точное количество.

Шесть стадий подготовки

Как определили ученые, церемония похорон требовала серьезной подготовки, занимавшей шесть четко распланированных этапов. Прежде всего, представители натуфийской культуры раскопали в пещере яму, чтобы сделать могилу. После этого они разместили в могиле известняковую чашу, наполнив ее странными объектами, - к примеру, рогом оленя, куском красной охры, несколькими панцирями черепах и обломками мела. Потом все это было засыпано пеплом. Лишь после этого тело женщины было размещено в могиле, причем ему придали практически сидячее положение. Ногу дикого кабана подложили ей под голову, а в области таза расположили еще несколько черепашьих панцирей. Кроме того, вокруг женщины и сверху на теле были расположены другие объекты, необычные даже для натуфийских захоронений. В числе таковых - морские ракушки и перья орла. Наиболее странная находка - это отрубленная человеческая нога, то есть фрагмент останков другого человека. Пятым этапом был пир, после которого остатки пищи бросали в могилу. То, что кажется нам мусором, тогда было совершенно уместно - просто чтобы придавить тело. На шестом этапе могилу закрыли большим куском известняка весом в 75 килограммов. Это самый крупный фрагмент известняка из всех, когда-либо найденных в натуфийских захоронениях.

Загадки таинственного захоронения

Выходит, похоронный ритуал требовал немалой подготовки. Охота на животных и собирательство наверняка занимали недели. Ученым по-прежнему не ясно, почему эта женщина получила столь необычную могилу, в то время как по соседству располагаются куда более скромные захоронения. Видимо, если судить по ее могиле, она была очень важным человеком. Вещи, расположенные вокруг тела, намекают на деятельность шаманки, уникальной для своей общины. Кроме того, ее скелет демонстрирует наличие деформации, вероятно, она хромала. Такой похоронный ритуал, который получила эта женщина, показывает, что в натуфийской культуре была сложная система социального взаимодействия. Небольшие команды охотников и собирателей не могли придумать столь сложных традиций, потому что передвигались слишком часто для создания крепких связей с определенными группами людей. Натуфийская культура отличалась символизмом и особенной идеологией. Теперь ученым предстоит заняться поисками других могил с подобным оформлением, а может, и более необычных. Помимо этого, предстоит изучить также культуры, которые позаимствовали свои обычаи у натуфийцев.

Древнее кладбище «вампиров» в польском городе Гливице

«Могилы вампиров» находят по всей Европе. Это могут быть захоронения с отрубленной головой или же с придавленным камнями телом, а могут быть просто останки, перевернутые лицом вниз. Любопытно, но первоначальная интерпретация всех подобных захоронений как «могил вампиров» была предложена даже не профессиональным ученым, а всего лишь рабочим, трудившимся на одном из раскопов. Интерес ко всему загадочному и опрокидывание в прошлое нынешних представлений сделали свое дело: далеко не бесспорная версия стала общим местом в научных работах и в масс-медиа.

В мировой прессе и даже в серьезных научных журналах регулярно появляются публикации о том, как археологи находят все новые и новые могилы вампиров. В 2009 году вампиршей итальянские криминалисты объявили женщину, чей череп с кирпичом в зубах нашли на острове Лаццаретто Нуово (Венеция) среди умерших во время эпидемии чумы в XVI веке. В 2011 году вампирами (причем едва ли не древнейшими в Европе) назвали двух мужчин из захоронений IX века в Килтешин (Ирландия). Камни во рту, по мнению археологов, должны были не дать им восстать из могил и вредить живым существам. Но чаще всего могилы упырей находят на территории Польши: от Западного Поморья до Подкарпатья и от Кракова до Гданьска. Возможно, дело в том, что страх перед вампирами стал распространяться по Европе из славянского фольклора, и в Польше упыри преследовали людей чаще, чем в других местах (по крайней мере, так верили их жертвы).

Новое поколение польских ученых предложило иную, не менее любопытную гипотезу: многочисленные «могилы вампиров» возникли из-за методологических ошибок и домыслов археологов ХХ века, с легкостью подаривших все необычные захоронения кровососам. Авторы статьи в журнале World Archeology создали типологию странных могил и рассмотрели самые разные варианты их возникновения - от неумелости могильщиков до показательных казней преступников.

Живые и мертвые

Выяснение реального статуса колдунов, ведьм, оборотней и вурдалаков остается одним из наиболее интригующих вопросов истории и антропологии. До сих пор неясно, существовали ли они на самом деле (по крайней мере как люди, сознательно практикующие запретные магические обряды) или были просто больными невинными людьми, жертвами оговоров, фобий и психозов родственников и соседей. Достаточно вспомнить поражавшие многие страны массовые охоты на ведьм, жертвами которых становились тысячи людей.

Тот же вампиризм можно объяснить редким генетическим заболеванием крови (порфирией), симптомы которого вписываются в облик классического вурдалака. Больным противопоказан солнечный свет, кожа вокруг губ и десен высыхает, из-за чего резцы обнажаются до десен; порфирин оседает на зубах, окрашивая их в красный цвет. Но, кем бы ни были ведьмы и вампиры на самом деле, их существование было бесспорным фактом психологии и духовной жизни людей Средневековья, которая, в свою очередь, влияла и на жизнь материальную. Реконструировать же истинные события истории и их психологические мотивы ученым приходится в том числе по таким объектам, как захоронения.

В Средние века на землях славян, как и в других частях Европы, церковь с ожесточением боролась с языческими погребальными обрядами. Славяне и германцы продолжали класть в могилу ценные вещи, которые пригодятся покойнику в загробной жизни. Во время ночных бдений над умершим они исполняли песнопения-заклинания сопровождая их ритуальными танцами. Священники относились к этому крайне негативно: ведь согласно христианскому учению душа человека отправлялась в рай или в ад, к Богу, а не в особый «мир мертвых», куда, по мнению простого народа, надо было обеспечить с помощью магических обрядов безопасный переход, чтобы покойник не навредил живым.

Однако даже с распространением христианства в широких массах европейцев (в том числе славян) сохранилось разделение мертвецов на «чистых», умерших естественной смертью, и «нечистых» - в эту категорию могли входить самоубийцы, утопленники, казненные, иноверцы, колдуны и некрещеные младенцы. Таких покойников хоронили за оградой церкви, на распутье или иным необычным образом - так как боялись, что те вернутся вредить миру живых.

Невыносимая легкость интерпретаций

В 1957 году историк Бонифаций Зилонка (Bonifacy Zielonka) опубликовал статью с описанием необычных захоронений в Куявии (северная Польша): женщины, закопанной лицом вниз, и обезглавленного мужчины (череп обнаружили между его ногами). Один из рабочих на раскопе решил, что перед ним могила ведьмы (стржиги) - и ученый согласился с этой версией! С легкой руки неизвестного работника лопаты такая интерпретация вошла в научный обиход.

В 1960-е - 1990-е годы археологи описывали десятки подобных захоронений, но не стремились размышлять об их причинах. Короткое упоминание о том, что так хоронили опасных мертвецов, чтобы не дать им вернуться с того света, стало догмой и кочевало из одной монографии в другую. В то же время у историков нет доказательств того, что западные славяне в раннем средневековье верили в «живых мертвецов». С 1970-х годов все странные захоронения стали называть «антивампирскими».

Только в 2000-е годы археологи, объединив усилия с историками-медиевистами, стали уделять должное внимание социальному и юридическому контексту захоронений - правовой культуре Средневековья, изучению конкретных орудий казни и, главное, текстов (летописей и рассказов о судах и казнях преступников). Авторы статьи в World Archeology не дают окончательной и бесспорной интерпретации странных захоронений X-XIII веков, а предлагают коллегам и читателям вместе с ними подумать о том, кто, как и почему мог быть в них погребен.

Меры предосторожности, ошибки и преступления

Первые известные атипичные захоронения на территории Польши датируются X веком. До этого мертвецов западные славяне сжигали, а по кремированным останкам невозможно обнаружить странности в судьбах покойников. Археологи описывают три основных типа аномальных захоронений: покойник лежит ничком, он обезглавлен, и на трупе лежат камни.

Захоронения «лицом вниз» встречались по всей раннесредневековой Европе - у англосаксов, скандинавов и славян. В Польше хорошо известно захоронение молодой женщины из Гвяздово (западная Польша), обнаруженное еще в 1937 году. Ее похоронили ничком, головой на юг, повернув лицо к западу. В могиле лежало три височных кольца из свинца, бронзовое и серебряное кольца, и железный нож в кожаных ножнах. Изобилие ценностей в сочетании с необычным способом расположения покойника стали для археологов загадкой. В фольклоре первые указания на такое обращение с мертвецами встречаются в XVI веке, а самый знаменитый текст («Трактат о стржигах») повествует о том, как в 1674 году один силезец после смерти превратился в стржигуна (демона), пьющего кровь. Местный священник приказал разрыть могилу и переложить покойника лицом вниз, но на следующую ночь он снова встал из могилы и забил до смерти своего сына. Только когда у трупа отрубили голову, он перестал беспокоить общину.

Впрочем, напоминают археологи, за столь живописными источниками нового времени можно забыть о том, что в Средние века головой вниз хоронили людей, с которыми в жизни случилось нечто постыдное и которые, буквально, не могли глядеть соседям в глаза. Так, например, похоронили французского короля Пипина Короткого. Идентичным образом поступали для того, чтобы спастись от сглаза покойника. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и промахи могильщиков, в спешке предававших трупы земле. То есть страх перед тем, что покойник вернется с того света пить кровь живых, не является самой вероятной причины захоронений лицом вниз.

Обезглавленные трупы на территории Польши находили очень часто: это и черепа без скелетов, и скелеты без черепов, и могилы, где череп подвергался перезахоронению. Например, в Дембчино (Западное Поморье) нашли останки женщины лет 50 без головы. Ее череп, скорее всего, выкопали из земли и перезахоронили лицом вниз по соседству. В Калдусе (Куявия) обнаружили двойную могилу: мужчину, которого, судя по рубцам на позвонках, обезглавили, а у женщины рядом с ним были сломаны ключицы. Конечно, отрубание головы в фольклоре и даже в письменных источниках описывается как одна из важных мер, не дающих опасному мертвецу восстать из могилы. Однако, пишут ученые, и тут есть более обыденные объяснения: головы очень часто отрубали преступникам. Во многих могилах на черепах есть характерные отверстия, сделанные острым инструментом: скорее всего, отрубленные головы сначала вывешивали на кольях и столбах. Так, в Средние века одновременно наказывали преступника и устрашали тех, кто мог бы последовать его примеру. Даже деревянный кол в могиле, по данным стратиграфии, был не орудием борьбы с вампирами, а средством устрашения народа - насадив на него голову, шест втыкали в землю на вершине холма, где находилось кладбище (захоронение в Волине, Западное Поморье).

Наконец, могилы с камнями - в Польше их нашли более двадцати, датируются они X-XIII веками. В таких захоронениях камень обычно находили на месте черепа (могила из Цедыни, на иллюстрации) или на разных частях тела покойного. О побивании камнями, как наказании за ведовство, пишут скандинавские источники, но польские тексты об этом молчат. Вполне возможно, что камни были призваны не выпускать мертвецов из могил, однако есть и более прозаическая версия: камень удерживал повернутую в сторону голову покойника, заставляя его «смотреть» на восток (как того требовали христианские погребальные обряды). Все может объясняться и еще проще: камни могли защищать могилы от грабителей и диких животных (радомское захоронение, на иллюстрации).

Страхи и мифы

История «могил вампиров», их популярности в научном мире, а потом и в масс-медиа, говорит о том, насколько часто людям присуще «опрокидывать» собственные страхи и любимые мифы в прошлое. В том же ряду - поиск изображений инопланетян на наскальной живописи и храмовых фресках. Люди средневековья жили очень непростой жизнью, и у них было множество собственных страхов: перед голодом и болезнями, рыцарями и разбойниками, дьяволом и адом, сглазом и проклятием, ведьмами и кровососами. Переход в мир иной был одной из точек, где фокусировались эти страхи, а также средства борьбы с ними. Только недавно ученые начали понимать, что обращение современных представлений в прошлое не только искажает историю, но и дает куда более бедную и блеклую картину былого, чем оно являлось на самом деле.

ДРЕВНИЕ ПОГРЕБЕНИЯ

Древние погребения

Первые в истории человечества известные захоронения - это погребение неандертальцев. В 1908 г. швейцарец Отто Гаузер сделал удивительное открытие: он нашел в долине реки Везерн (Франция) могилу неандертальского юноши, жившего несколько десятков тысячелетий назад. В неглубокой могиле лежал скелет на правом боку, правая рука под головой, ноги согнуты. Около скелета лежали кремневые орудия и несколько обожженных звериных костей: они были даны мертвому на дорогу в вечность. В 1938 г. было обнаружено погребение неандертальского мальчика в Узбекистане. Его кости лежали в мелком углублении. Вокруг черепа были воткнуты в землю рога сибирского козла, причем они образовывали вокруг черепа мальчика что-то вроде ограды.

Эти находки многих убедили в том, что человеческое сочувствие и уважение к мертвому восходят в истории человечества к самым древним временам. Известный археолог А. П. Окладников писал: "...неандерталец уже убедился, что мертвец - не просто "спящий", что по отношению к нему нужны особые заботы, качественно иные, чем касательно живого человека. Он не просто оставлял мертвеца на поверхности земли в той позе, в какой его застала смерть, а придавал ему, пока еще не окоченело тело, определенную, строго выдержанную позу; клал его не как пришлось, а в определенном направлении - головой на восток или запад, наконец, помещал его в яму и засыпал землей. Отсюда следует, что у неандертальца уже возникли какие-то идеи о качественно иной форме существования умерших после смерти, т. е. первые идеи о "жизни за гробом".

С первой эпохой позднего палеолита связаны и первые бесспорные погребальные обряды. Мертвых часто хоронили там же, где они до того жили, а сами люди покидали это место.

Иногда клали труп прямо в огонь очага, тело обгорало или превращалось в пепел и золу. В других местах мертвых хоронили в специально выкопанных могилах, причем зачастую обкладывали голову и ноги камнями. Кое-где на голову, грудь и ноги покойника накладывали камни, как будто хотели предупредить возможность для мертвого встать. Возможно, поэтому мертвых подчас связывали и хоронили в сильно скорченном виде. Покойников иногда оставляли в пещере, а вход в нее заваливали большими камнями. Нередко труп или только голову посыпали красной краской. С мертвым в могилу клали украшения, каменные орудия, пищу.

Для многих народов, находящихся на стадии первобытного общества, как отмечает С. Рязанов в книге "Философия смерти", свойственны также наземные захоронения. Так, первобытные племена австралийских аборигенов подсушивали тела своих умерших над медленным огнем, снимали с них кожу, окрашивали охрой и помещали нагими на помосте.

У другого австралийского племени тело покойного помещают на сплетенном из ветвей помосте, на сучьях дерева, и оставляют там, пока не обнажится весь скелет. После этого кости обертывают корой и уносят на особую поляну, где члены племени садятся вокруг них и плачут. После этой траурной церемонии кости относят обратно на дерево и уже окончательно оставляют там.

С. Крашенинников, посетивший в 1737-1740 годах Камчатку, отметил обряд погребения у камчадалов. Привязав ремень к шее мертвеца, его вытаскивают из юрты и почти тут же оставляют на съедение собакам. Считалось, что съеденный собаками покойник на том свете будет иметь хорошую собачью упряжку.

Отголоски обычаев наземных захоронений сохраняются в религиозных воззрениях огнепоклонников, исповедующих учение Заратустры (между Х и серединой VI вв. дон.э.; пророк и реформатор древнеиранской религии). Религия запрещает сжигать или зарывать в землю умерших, чтобы не осквернять тем самым огонь и землю, поэтому их тела отдают на съедение птицам.

В наше время в Бомбее проживают 100 тысяч парсов - потомков древних парсов-огнепоклонников. Здесь же, в Бомбее, существуют мрачные Башни молчания, служащие для погребальных обрядов парсов. Все деревья под этими башнями обычно облеплены тучами грифов и воронья, терпеливо ждущих своего часа. В дни похорон в Башни молчания имеют доступ только родственники умершего. Тело умершего парса по крутой лестнице поднимают на носилках на вершину башни и кладут на решетку совершенно раздетым. Носильщики стремглав убегают вниз, так как грифы немедленно набрасываются на добычу. В течение часа от мертвого тела остаются лишь кости. Когда грифы сделают свое дело, прислужники Башен молчания специальными щипцами сбрасывают останки под решетку в глубокий колодец на дно башни. Таким образом соблюдается неосквернение четырех священных стихий: огня, воды, земли и неба.

В середине 2-го тысячелетия до нашей эры рождается новая форма захоронения - кремация. Появляется новая идея - идея душ предков, которые, попадая с дымом погребального костра на небо, должны содействовать всем небесным операциям (дождь, туман, снег) на благо оставшихся на Земле.

В эпоху античности вплоть до периода Римской империи, наряду с погребением в землю, существовала также и кремация. Римские урны с пеплом обычно устанавливались в колумбарии (лат. columbarium - ниша голубятни). Так назывались ниши, в которых устанавливали урны с пеплом умерших. Они располагались в специально выстроенных для этой цели помещениях прямоугольной или овальной формы, которые строились также и под землей и вмещали до 700 ниш с замурованными урнами. В основном колумбарии, являлись местом захоронения бедных граждан.

Обряд трупосожжения был распространен очень широко. Помимо стран греко-римского мира, он соблюдался в Индии, Индокитае, Китае, Монголии, у древних финнов и славян. Таким образом, в дохристианские времена в мире существовали два основных способа захоронения - сожжение и погребение в землю. К последнему прибегали, в частности, древние египтяне и иудеи, от которых он был заимствован христианством и распространен в обеих частях Римской империи вместо общепринятого там прежде сожжения трупов.

Могилами у древних иудеев служили простые ямы, выкопанные в земле, или пещеры, которых множество в Палестине. Вход в пещеру заваливали камнем. Иногда могилы высекались в скалах и имели внутри вид обширной комнаты с маленькими боковыми камерами. Только царей и пророков погребали в городах. Богатые обыкновенно имели фамильные могилы и любили высекать их высоко в скалах. Считалось унизительным не быть погребенным в могиле своих отцов. Над могилами иногда ставили памятники из камней или высеченные из скалы. После зимних дождей могилы белили мелом для того, чтобы предупреждать единоверцев от осквернения при прикосновении к могиле, и потому Иисус Христос уподоблял фарисеев окрашенным, т.е. наружно красивым гробам, внутри наполненным костями мертвых и всякою нечистотою (Евангелие от Матфея, гл. 23, 27).

Монголы, наоборот, держали в тайне место захоронения своих ханов. Неизвестно до сих пор, где похоронен Чингисхан. В одной из монгольских летописей говорится, что над могилой Чингисхана прогнали табун в 10 тысяч лошадей, чтобы сровнять место погребения с землей.

Вспоминая древний Египет, нельзя не сказать о практике бальзамирования умерших.

Самой древней человеческой мумии - 7041 год. Она найдена не в Египте, а в Чили, и находится в настоящее время в Сантьяго, в национальном музее природы. Но, конечно, слово "мумия" ассоциируется у нас, в первую очередь, с культурой Древнего Египта.

Для процедуры бальзамирования умерших и церемонии погребения каста жрецов создала специальный церемониал. Манускрипт о смерти и сохранении тел умерших, названный позднее "Книгой мертвых", создали жрецы во времена первой египетской династии около 4266 г. до н. э.

Процесс мумифицирования был довольно долгим и кропотливым, он длился 70 дней. Сразу же после предполагаемой смерти человека жрец делал надрез на левой половине живота умершего и поспешно извлекал нож, чтобы не навлечь на себя гнев близких и родственников покойника. Такой обычай возник в результате случаев преждевременного ошибочного установления смерти. Затем помощники извлекали внутренние органы, за исключением сердца - средоточения души и мысли, тщательно промывали их ароматическими жидкостями и заполняли их миром и ароматическими веществами. Затем все вновь помещали на место и зашивали, натерев бальзамирующими веществами. С помощью хитроумного крючка через ноздри покойного извлекали по частям мозг, а полость черепа также заполняли специями. Тело обмывали солевым раствором и оставляли на 70 дней, затем обмывали еще раз, натирали камедью, обертывали полотнами тканей и помещали в деревянный саркофаг.

Плакальщицы - непременные участницы похорон на древнем Востоке. От них зависело, как пройдут похороны, наполнит ли "пение их глаза наши слезами" (Иеремия). Плакальщицы шли в погребальной процессии с распущенными волосами и обнаженной грудью. Например, египтяне верили, что плач профессиональных плакальщиц может вернуть к жизни умершего.

В древности близкие покойного громко сетовали на удары непостижимой судьбы. По обычаю, они тоже били себя в грудь, посыпали голову пеплом.

Многие дохристианские погребальные обряды отличались сложными церемониями и кровавыми жертвами. Наиболее суровыми и жестокими были обычаи при похоронах скифских вождей. Вот как их описывает греческий историк Геродот (IV в. до н. э.): после смерти царя разрезали живот умершего, вычищали его и наполняли шафраном, толченым ладаном, семенами сельдерея и аниса. Затем покрывали тело царя воском и возили по скифским селениям и станам. И только после этого тело предавали погребению в большой четырехугольной могиле в выбранном еще при жизни царя месте. В знак печали простые скифы обрезали себе кончик уха, волосы, делали надрезы на руках, распарывали кожу на лбу и носу, прокалывали левую руку стрелами.

Вместе с царем хоронили одну из его наложниц, а также виночерпия, повара, конюха, слугу, вестового, а затем лошадей, "первенцев" всякого скота; клали золотые и серебряные чаши, и над всем этим насыпали высокий холм.

В те времена, когда приверженцы христианства преследовались, погребения проводились тайно, в катакомбах, рудниках, каменоломнях. Для захоронений в катакомбах использовали стенные ниши - их закрывали плитами или замуровывали. Такие катакомбы обнаружены в Александрии, Риме, Неаполе, Сиракузах.

Христианство запретило кремацию как противоречащую учению о воскрешении из мертвых, и к 400 году в Римской империи кремация практически прекращается. В 768 г. последовал официальный церковный запрет.

В средневековой Европе простых крестьян и горожан хоронили в общих могилах, которые открывали всякий раз, когда нужно было положить нового покойника.

С установлением христианства как государственной религии сформировалась единая, дошедшая до наших дней погребальная обрядность. Изменить и поколебать ее не смогли не только движения многочисленных сект и ересей, но даже войны, революции и смена общественного строя.

Обряды и таинства. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ДРЕВНИЕ ПОГРЕБЕНИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ДРЕВНИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ДРЕВНИЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    др`евние, …
  • ДРЕВНИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    древние, …
  • ДРЕВНИЕ в Орфографическом словаре:
    др`евние, …
  • ДРЕВНИЕ в Толковом словаре Ефремовой:
    древние мн. разг. Те, кто жили в отдаленные времена, …
  • ДРЕВНИЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    мн. разг. Те, кто жили в отдаленные времена, …
  • ДРЕВНИЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    мн. Те, кто жил в отдаленные времена, …
  • ОБЫЧАИ ХРИСТИАНСКОГО ПОГРЕБЕНИЯ в Словаре Обрядов и таинств:
    Обычаи христианского погребения в старой России Христианские похоронные ритуалы с XVI в. были внедрены во всех частях Московского государства путем …
  • ПОГРЕБЕНИЕ У ДРЕВНИХ СЛАВЯН в Словаре Обрядов и таинств:
    Погребение у древних славян У славян обряд трупосожжения появился в XV в. до н.э. и существовал в той или иной …
  • ПОГРЕБЕНИЕ
    или ПОХОРОНЫ (Быт 23:4, Мф 26:12). Между Иудеями на детях или близких родственниках почившего лежала непременная обязанность закрывать глаза умирающему …
  • ИЕРУСАЛИМ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (основание, или жилище мира; - этот всемирно известный город, древнейший и знаменитнейший из городов Обетованной земли, назывался в древности Иевусом …
  • АКЕЛДАМА в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Деян 1:19; Сирийское слово, зиачущее поле или село крови) встречается только в указанной цитате, как название части земли, купленной за …
  • УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ в Православной энциклопедии Древо.
  • СЕРАФИМ ВЫРИЦКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Серафим (Муравьев) (1866 - 1949), иеросхимонах, Вырицкий чудотворец, преподобный. Память 21 …
  • КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Киево-Печерская Свято-Успенская Лавра, …
  • ГРОБ ГОСПОДЕНЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Гроб Господень - гробница в Иерусалиме вблизи Голгофы, где было положено тело Иисуса Христа после …
  • ГАВРИИЛ (ГОРОДКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Гавриил (Городков) (1785 - 1862), архиепископ Рязанский и Зарайский, святитель. Память 7 …
  • ВЕНИАМИН (САХНОВСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Вениамин (Сахновский) (1693 - 1743), епископ Воронежский и Елецкий. Родился в 1693 году …
  • БЫТ 50 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Бытие. Глава 50 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • БЫТ 23 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Бытие. Глава 23 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • БОДБИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Бодбийская епархия Грузинской Православной Церкви. История Согласно грузинской летописи "Обращение Картли" VII века, епархия была …
  • АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ МЛАДШИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Афанасий Высоцкий Младший (ок. 1362 - 1395), второй игумен Серпуховского Высоцкого монастыря, преподобный. …
  • 2 МАК 5 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Вторая книга Маккавейская. Глава 5 Главы: 1 2 3 4 …
  • СРЕЗНЕВСКИЙ ИЗМАИЛ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Срезневский (Измаил Иванович) - знаменитый филолог-славист, родился 1 июня 1812 г. в Ярославле, умер 9 февраля 1880 г. в Петербурге. …
  • ИЛИАДА в Литературной энциклопедии:
    эпическая поэма, приписывавшаяся Гомеру (см.) , древнейший из сохранившихся памятников греческой лит-ры (см.) , представляет собой переработку и объединение многочисленных …
  • ЯЁИ КУЛЬТУРА
    культура, археологическая культура эпохи неолита - раннего железного века в Японии. Названа по находкам на одноименной улице в Токио. Я. …
  • ТАДЖИКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
  • СССР. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    строение Крупнейшие элементы структуры земной коры на территории СССР: Восточно-Европейская и Сибирская платформы и разделяющие их складчатые геосинклинальные пояса - …
  • САМТАВРСКИЙ МОГИЛЬНИК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    могильник, обширный (около 18 га) разновременный могильник на северной окраине древней Мцхеты в Грузинской ССР. Назван по находящемуся вблизи …
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • МИНГЕЧАУР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    город в Азербайджанской ССР. Расположен на обоих берегах р. Кура. Соединён ж.-д. веткой (18 км) со станцией М. (на …
  • КЛАДБИЩЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    территория, специально отведённая для захоронения покойников. Типы К. и порядок их содержания определяются обрядами погребения, принятыми теми или иными …
  • КАМЕННЫЙ ВЕК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    век, культурно-исторический период в развитии человечества, когда основные орудия труда и оружие изготовлялись главным образом из камня и ещё отсутствовала …
  • ЗЕМЛЯ (ПЛАНЕТА) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от общеславянского зем - пол, низ), третья по порядку от Солнца планета Солнечной системы, астрономический знак Å или, +. I. …
  • АФРИКА (МАТЕРИК) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    I. Общие сведения Относительно происхождения слова "Африка" среди учёных существуют большие разногласия. Заслуживают внимания две гипотезы: одна из них объясняет …
  • АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    памятники, изготовленные человеком древние предметы, сооружения или древние погребения, сохранившиеся на земной поверхности, под землёй или под водой и служащие …
  • АЗИЯ (ЧАСТЬ СВЕТА) в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ КРИТИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    совокупность приемов, способствующих восстановлению истинного текста литературного произведения и уяснению его содержания и значения в истории литературы. В двух последних …

В смерти есть что-то мистическое. И там, где люди находят последнее пристанище, всегда особая, немного жуткая атмосфера. Она будоражит воображение, пугает и в то же время притягивает. Так появляются суеверия, легенды, ползут нелепые слухи. Здесь собраны самые интересные и необычные из них.

Могилы ведьм и колдунов

Если при жизни о человеке шла дурная молва, его хоронили особым образом. Тело могли сжечь, прибить к земле гвоздями, связать ремнями, разрубить, подрезать сухожилия, «запечатать» серебром. Многие народы считали, что ведьму надо закапывать без гроба, лицом вниз. Могилы часто размещали за оградами кладбищ, в лесах, на перекрестках дорог. Сверху набрасывали камней, сажали колючие кустарники.

Если этого не сделать, мертвец сможет выбраться. Есть поверье, что на могилах ведьм и колдунов со временем появляются дыры и трещины, через которые они выходят на поверхность. Большое количество муравьев, кровоточащая трава и странные звуки из-под земли также указывают на место, где погребена ведьма. Не зная этих примет, найти его будет сложно. Но есть и общеизвестные факты:

Это кладбище находится в городке Салем, в штате Массачусетс. Ну, думаю, о знаменитом судебном процессе 1692 года над салемскими ведьмами слышали многие. Тогда по обвинению в колдовстве арестовали что-то около 200 человек. Одних казнили сразу (повесили или раздавили камнями), другие умерли в тюрьме.

Правда, в 1702 году власти официально признали процесс незаконным, в 1957 были отменены все приговоры, а в 1992 кладбище стало мемориалом пострадавшим. Кстати, на самом деле осужденных за колдовство хоронили не там. В Салеме нет ни одной могилы ведьмы. Зато легенда привлекает туда туристов.

А в лесах Мичигана покоится ведьма, которая, по приданию, погубила целый город. Если в 1874 году в Пере Чейни было около 1500 жителей, то к началу 20 века их осталось 25. Две эпидемии дифтерии выкосили большую часть населения, остальные уехали. А болезни, конечно, наслала местная колдунья.

Говорят, она родила внебрачного ребенка и была изгнана. Младенец умер, и тогда женщина прокляла город. В конце концов, ведьму поймали, повесили, а тело закопали. В том лесу до сих пор появляются темные фигуры и призрачные огни, слышится смех детей. Но получить реальные фото привидений пока не удалось.

Могилы вампиров и вурдалаков

Легенды о мертвецах, которые пьют живую кровь, есть почти у всех народов. Обычно такая участь ждала самоубийц, колдунов, отлученных от церкви… да много, кого еще. И, конечно, тех, кого укусил вампир. Естественно, люди боялись этих тварей и предпринимали меры, чтобы покойник после смерти не выходил из своей могилы. А для этого важно правильно похоронить того, кто может стать вампиром.

Тело следует сжечь или хотя бы проткнуть осиновым колом и уложить так, чтобы оно было ориентировано с востока на запад. Голову желательно отделить и поместить между ступнями. Чтобы труп не смог съесть свой саван, надо подсунуть что-нибудь под подбородок (камень, железо). Еще можно насыпать в гроб опилок или зерен, чтобы вампир начал их считать и не успел выбраться до рассвета. Вот самые известные захоронения:

В северной части Лондона есть старое Хайгейтское кладбище. Оно давно привлекает к себе внимание. Часто появляются сообщения о вампирах, а подозрительные могилы помечены буквой V. Посетители находят вырытые и обезглавленные трупы, пустые гробы. Несколько тел были эксгумированы, и смотрелись они странно.

Пухлые, упитанные… не совсем мертвые… Существуют настоящие фото вампиров , они выглядят именно так. Но все объясняется проще. Труп всегда распухает, это один из этапов разложения. На губах выступает кровь. Если проткнуть тело колом, оно может издать стон, так как скопившиеся газы будут проходить мимо голосовых связок.

Кладбище Пер-Лашез во Франции тоже считается убежищем вампиров. Все началось в 1848 году, когда какой-то сумасшедший разрыл несколько могил, вытащил тела и сильно повредил их. Он считал, что должен так поступить. С тех пор поползли слухи. Впрочем, внешний вид некоторых надгробий наводит на размышления.

Символика захоронений выглядит зловеще. Черепа и летучие мыши, которые считаются визуальным воплощением вампиров, фаталистические надписи… Впрочем, в 19 веке в Западной Европе это было принято. По другой версии изображение летучей мыши с распростертыми крыльями служило защитой от зла.

Блуждающие могилы и неспокойные склепы

Есть поверье, что земля не принимает прах человека, если он не был захоронен надлежащим образом. Жуткие истории о перемещении могил наводнили Интернет. Вообще, этот феномен известен давно, но вот с доказательствами плохо. Все переписывают одни и те же тексты, где упоминаются несуществующие города и люди. Никаких реальных фото и документов нет.

Нормальных объяснений тоже. Возможно, здесь действуют силы и энергии, о которых мы пока ничего не знаем. Например, когда взорвался челябинский метеорит , тоже происходили странные вещи… отрицательное давление и много чего еще… Но в случае с могилами было что-то другое. Если они вообще куда-нибудь перемещались. Вот парочка более-менее правдоподобных историй:

Это событие произошло еще до революции в глухой российской деревне. Ночью в одной избе появился холмик земли с полусгнившим крестом. Могилу попытались убрать, но оказалось, что под полом тоже полно земли. Когда ее выносили, там обнаружили человеческие останки.

Крест походил на те, что устанавливали на заброшенном кладбище недалеко от деревни. Как все это оказалось в избе, никто не понял. Могилу вынесли, кости перезахоронили. Но дом пришлось забросить. С тех пор люди обходили стороной страшное место.

Фамильный склеп Чейзов находится на Барбадосе. Он выдолблен в скале и закрыт мраморной плитой. Каждый раз, когда его вскрывали, находившиеся там гробы оказывались перевернутыми на бок, стоящими вертикально, разбросанными… Они словно расползались по помещению. Это повторялось с 1812 по 1820 год.

Выдвигались разные версии, от магии Вуду и масонских обрядов до наводнений и сдвигов земной коры. Исследователь Эрик Расселл в середине 20 века выделил в этих явлениях ряд закономерностей. Он считал, что металлические гробы перемещаются вод воздействием гравитации и магнитного поля.

Так что это? Правда или просто сплетни? Не знаю.. Но здесь материалы собраны по всему Интернету, мне даже не удалось определить первоисточники. А мертвые не могут подтвердить или опровергнуть слухи, которые про них ходят. В ожидании лучших времен они будут хранить свои древние тайны.

Вас это может заинтересовать:



Последние материалы сайта